Предмет и объект социальной экологии. Экология социальная. Экологические аспекты в социологии Хьюза

Социальная экология - это научная дисциплина о гармонизации взаимоотношений между природой и обществом. Эта отрасль знаний осуществляет анализ человеческого отношения (с учетом соответствия гуманистической стороны) с потребностями развития. При этом используются постижения мира в общих его понятиях, выражающие степень исторического единства природы и человека.

Понятийно-категориальная структура науки находится в постоянном развитии и совершенствовании. Этот процесс изменения достаточно многообразен и проникает во все экологии как в объективном, так и в субъективном плане. Таким своеобразным образом отражается научное творчество и осуществляется влияние на эволюцию методов научного поиска и интересов не только отдельных научных деятелей, но и различных коллективов в целом.

Тот подход к природе и обществу, который предлагает применять социальная экология, в определенной степени может казаться интеллектуально требовательным. Вместе с этим он избегает некоторой упрощенности дуализма и редукционизма. Социальная экология стремится показать медленный и многофазный процесс трансформации природы в общество, принимая во внимание все различия с одной стороны и с другой - степень взаимопроникновения.

Одной из первостепенных задач, которая стоит перед исследователями на этапе современного утверждения науки, считается определение общего подхода к пониманию предмета дисциплины. Несмотря на определенный прогресс, который достигнут при исследовании разных направлений взаимодействия человека, природы и общества, большое количество опубликованного в течение последних десятилетий материала, в вопросе о том, что конкретно изучает социальная экология, по-прежнему много споров.

Все большее количество исследователей отдает предпочтению расширенному толкованию предмета дисциплины. Например, Маркович (сербский научный деятель) считал, что социальная экология, рассматриваемая им в качестве частной социологии, изучает специфические связи, которые устанавливаются между человеком и его средой обитания. Исходя из этого, задачи дисциплины могут состоять в исследовании влияния совокупности общественных и природных факторов, составляющих окружающие условия, на человека, а также воздействия индивида на внешние условия, воспринимаемые в качестве границ жизни человека.

Существует и в некоторой степени другая, однако, не противоречащая указанному выше объяснению интерпретация понятия предмета дисциплины. Так, Хаскин и Акимова рассматривают социальную экологию как комплекс отдельных которые исследуют связь между общественными структурами (начиная с самой семьи и прочих малых общественных коллективов и групп), а также между человеком и природной, общественной средой обитания. Используя эту трактовку, становится возможным более полно изучить В этом случае подход к пониманию предмета дисциплины не ограничивается рамками одной Вместе с этим акцентируется внимание на междисциплинарном характере дисциплины.

Определяя предмет социальной экологии, некоторые исследователи склоняются к тому, чтобы отмечать особенно то значение, которым она наделена. Роль дисциплины, по их мнению, весьма значительна в вопросе гармонизации взаимодействия человечества и среды его обитания. Ряд авторов считает, что задача социальной экологии, прежде всего, состоит в исследовании законов природы и общества. Под этими законами в данном случае понимаются принципы саморегуляции в биосфере, применяемые человеком в своей жизнедеятельности.

1 Понятие социальной экологии

2 Социально-экологическое взаимодействие

3 Социально-экологическое воспитание

4 Экологические аспекты в социологии Хьюза

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Социальная экология - наука о гармонизации отношений между обществом и природой.

Социальная экология анализирует отношение человека в присущем ей гуманистическом горизонте с точки зрения его соответствия историческим потребностям человеческого развития, в ракурсе культурной оправданности и перспективы, через теоретическое постигание мира в его общих определениях, которые выражают меру исторического единства человека и природы. Любой ученый обдумывает главные понятия проблемы взаимодействия общества и природы через призму своей науки. Понятийно-категориальный аппарат социоэкологии формируется, развивается и совершенствуется. Этот процесс многообразный и охватывает все стороны социоэкологии не только в объективном, но и в субъективном плане, своеобразно отражая научное творчество и воздействуя на эволюцию научных интересов и поисков как отдельных ученых, так и целых коллективов.

Подход к обществу и природе, который предлагает социальная экология, может показаться более интеллектуально требовательным, но зато он избегает упрощенности дуализма и незрелости редукционизма. Социальная экология пытается показать то, как природа мед ленно, по фазам трансформировалась в общество, не игнорируя различия между ними, с одной стороны, и степень их взаимопроникновения, с другой. Каждодневная социализация молодежи семьей не в меньшей степени основана на биологии, чем постоянная забота медицины о стариках - на устоявшихся социальных факторах. Мы никогда не престанем быть млекопитающими со своими первичными инстинктами, но мы институциализировали их и следовали им с помощью разнообразных общественных форм. Итак, социальное и природное постоянно проникают друг в друга, не теряя своей особенности в этом процессе взаимодействия.

Целью контрольной работы является рассмотрение экологического аспекта в социальной работе.

Для достижения поставленной цели нужно решить ряд следующих задач:

Дать определение социальной экологии;

Изучить социально-экологическое взаимодействие;

Обозначить социально-экологическое воспитание;

Рассмотреть экологические аспекты в социологии Хьюза.


1 Понятие социальной экологии

Одной из важнейших проблем, стоящих перед исследователями на современном этапе становления социальной экологии, является выработка единого подхода к пониманию ее предмета. Несмотря на очевидный прогресс, достигнутый в деле изучения различных аспектов взаимоотношений человека, общества и природы, а также на значительное число публикаций по социально-экологической проблематике, появившихся в последние два-три десятилетия у нас в стране и за рубежом, по вопросу о том, что именно изучает эта отрасль научного знания по-прежнему существуют различные мнения. В школьном справочнике «Экология» А.П. Ошмарина и В.И. Ошмариной даны два варианта определения социальной экологии: в узком смысле под ней понимают науку «о взаимодействии человеческого общества с окружающей природной средой», а в широком науку «о взаимодействии отдельного человека и человеческого общества с природной, социальной и культурными средами» . Совершенно очевидно, что речь в каждом из представленных случаев толкования идет о разных науках, претендующих на право называться «социальной экологией». Не менее показательно сравнение между собой определений социальной экологии и экологии человека. Согласно тому же источнику последняя определяется как: «1) наука о взаимодействии человеческого общества с природой; 2) экология человеческой личности; 3) экология человеческих популяций, в том числе учение об этносах». Хорошо заметна почти полная идентичность определения социальной экологии, понимаемой «в узком смысле», и первого варианта интерпретации экологии человека. Стремление к фактическому отождествлению этих двух отраслей научного знания, действительно, по-прежнему характерно для зарубежной науки, но оно довольно часто подвергается аргументированной критике отечественными учеными. С. Н. Соломина, в частности, указывая на целесообразность разведения социальной экологии и экологии человека, ограничивает предмет последней рассмотрением социально-гигиенических и медико-генетических аспектов взаимоотношений человека, общества и природы. С подобной трактовкой предмета экологии человека солидарны В.А. Бухвалов, Л.В. Богданова и некоторые другие исследователи, но категорически не согласны Н.А. Агаджанян, В.П. Казначеев и Н.Ф. Реймерс, по мнению которых, эта дисциплина охватывает значительно более широкий круг вопросов взаимодействия антропосистемы (рассматриваемой на всех уровнях ее организации от индивида до человечества в целом) с биосферой, а также с внутренней биосоциальной организацией человеческого общества. Нетрудно заметить, что подобная интерпретация предмета экологии человека фактически приравнивает ее к социальной экологии, понимаемой в широком смысле. Такое положение в значительной мере связано с тем, что в настоящее время наметилась устойчивая тенденция сближения этих двух дисциплин, когда наблюдается взаимопроникновение предметов двух наук и их взаимообогащение за счет совместного использования накопленного в каждой их них эмпирического материала, а также методов и технологий социально-экологических и антропоэкологических исследований .

Сегодня все большее число исследователей склоняются к расширенному толкованию предмета социальной экологии. Так, по мнению Д.Ж. Марковича, предметом изучения современной социальной экологии, понимаемой им как частная социология, являются специфические связи между человеком и средой его обитания. Основные задачи социальной экологии исходя из этого могут быть определены следующим образом: изучение влияния среды обитания как совокупности природных и общественных факторов на человека, а также влияния человека на окружающую среду, воспринимаемую как рамки человеческой жизни.

Несколько иную, но не противоречащую предыдущей, интерпретацию предмета социальной экологии дают Т.А. Акимова и В.В. Хаскин. С их точки зрения, социальная экология как часть экологии человека представляет собой комплекс научных отраслей, изучающих связь общественных структур (начиная с семьи и других малых общественных групп), а также связь человека с природной и социальной средой их обитания. Такой подход представляется нам более правильным, ибо он не ограничивает предмет социальной экологии рамками социологии или какой-нибудь другой отдельной гуманитарной дисциплины, а особо подчеркивает ее междисциплинарный характер .

Некоторые исследователи при определении предмета социальной экологии склонны особо отмечать ту роль, которую эта молодая наука призвана сыграть в гармонизации взаимоотношений человечества со средой своего обитания. По мнению Э. В.Гирусова, социальная экология должна изучать прежде всего законы общества и природы, под которыми он понимает законы саморегуляции биосферы, реализуемые человеком в его жизнедеятельности.

2 Социально-экологическое взаимодействие

Л.В. Максимова выделяет два основных аспекта при изучении отношений человека с окружающей средой. Во-первых, изучается вся совокупность воздействий, оказываемых на человека средой и различными средовыми факторами.

В современных антропоэкологии и социальной экологии факторы окружающей среды, к воздействию которых человек вынужден приспосабливаться, принято обозначать термином адаптивные факторы. Эти факторы обычно подразделяют на три большие группы -биотических, абиотических и антропогенных факторов среды. Биотические факторы -это прямые или опосредованные воздействия со стороны других организмов, населяющих среду обитания человека (животных, растений, микроорганизмов). Абиотические факторы - факторы неорганической природы (свет, температура, влажность, давление, физические поля - гравитационное, электромагнитное, ионизирующая и проникающая радиация и пр.). Особую группу составляют антропогенные факторы, порожденные деятельностью самого человека, человеческого сообщества (загрязнение атмосферы и гидросферы, вспашка полей, вырубка лесов, замена природных комплексов искусственными сооружениями и др.) .

Вторым аспектом исследования взаимоотношений человека и среды является изучение проблемы адаптации человека к окружающей среде и ее изменениям.

Понятие адаптация человека выступает одним из фундаментальных понятий современной социальной экологии, отражая прoцесс связи человека с окружающей средой и ее изменениями. Первоначально появившись в рамках физиологии, термин «адаптация» скоро проник в другие области знания и стал применяться для описания широкого круга явлений и процессов в естественных, технических и гуманитарных науках, положив начало формированию обширной группы понятий и терминов, отражающих различные стороны и свойства процессов приспособления человека к условиям окружающей его среды и его результат.

Термин «адаптация человека» используется не только для обозначения процесса приспособления, но и также для осмысления свойства, приобретаемого человеком в результате этого процесса, - приспособленности к условиям существования. Л.В. Максимова считает впрочем, что в этом случае более уместно говорить об адаптированности.

Однако даже при условии однозначного толкования понятия адаптации ощущается его недостаточность для описания обозначаемого им процесса. Это находит отражение в появлении таких уточняющих понятий, как деадаптация и реадаптация, характеризующих направленность процесса (деадаптация - постепенная утрата адаптивных свойств и, как следствие, снижение приспособленности; реадаптация - обратный процесс), и термина дизадаптация (расстройство приспособления организма к изменяющимся условиям существования), отражающего характер (качество) этого процесса.

Социальная экология исследует отношения между человеческими сообществами и окружающей их биологической, географической, социально и культурной средой. Социальная экология на первое место выдвигает исследования окружающей человека природной среды и форм рационального взаимодействия с ней, а также поиск закономерностей, взаимосвязей человеческого общества и его отдельных территориальных частей с природой, проектирование на этом фундаменте природно-оккультуренной среды.

Объектом исследования социальной экологии являются социоэкосистемы , ее предметом предстаю законы функционирования и развития этих систем. По структуре социоэкосистема подразделяется на природную и социально-экономическую подсистемы 6 . В свою очередь, природная подсистема состоим из двух подчастей:

    совокупность природных и не значительно измененных человеком биотических и абиотических факторов, оказывающие влияние на человека;

    совокупность природных факторов вне зависимости от непосредственных контактов с человеком.

Эти подсистемы всегда находятся в движении и развитии, их оптимальным соотношением выступает состояние динамического равновесия. Чрезмерное развитие одной из подсистем способно привести к разрушению и даже гибели социоэкосистемы.

Социальная экология устанавливает общие закономерности и принципы взаимодействия человека и окружающей его среды. Социоэкологические законы определяют направленность антропогенной деятельности в пределах социоэкосистем различного уровня. Среди законов социальной экологии, сформулированных к настоящему времени, особенно выделяются законы Б. Коммонера. Последний, опираясь на закон сохранения энергии М.В. Ломоносова, вывел 4 закона.

    Все связано со всем;

    Природа знает лучше;

    Все должно куда-то деваться;

    Ничто не дается даром.

Согласно Коммонеру «…глобальная экосистема представляет собой единое целое, в рамках которого ничего не может быть выиграно или потеряно и которое может являться объектом всеобщего улучшения: все то, что было извлечено из нее человеческим трудом должно быть возвращено» 7 .

Известный российский эколог Н.Ф. Реймерс выводит такие социоэкологические законы, как:

    Закон социально-экологического равновесия (необходимости сохранения равновесия между давлением на среду и восстановлением этой среды, как природным, так и искусственным);

    Принцип культурного управления развитием (наложение ограничений на экстенсивное развитие, учет экологических ограничений);

    Правило социально-экологического замещения (необходимость выявления путей замещения человеческих потребностей);

    Закон социально-экологической необратимости (невозможность поворота социального движения вспять, от сложных форм к более просты);

    Закон ноосферы В.И. Вернадского (неизбежность трансформации биосферы под влиянием мысли и человеческого труда в ноосферу, то есть сферу, в которой разум становится доминирующим в развитии системы человек-природа) 8 .

Основная задача социальной экологии – определение место человека в постоянно изменяющихся условиях окружающей среды. Право на здоровую окружающую среды – одно из неотъемлемых прав человека, основа экологической этики и культуры.

Окружающая человека среда состоит из 4х неразрывно взаимосвязанных компонентов- подсистем: а) природная среда; б) среда, порожденная агротехникой – «второй природы»; в) искусственной среды – «третьей природой»; г) социальной среды. 9

Среда обитания человека характеризуется совокупностью физических. Химических и биологических факторов, способных при определенных условиях оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на его жизнедеятельность.

Факторы окружающей среды (экологические факторы) – включает в себя все компоненты внешней среды, прямо или косвенно воздействующей на живые организмы.

Абиотическими факторами являются: климат (с радиацией, температурами воздуха. Осадками. Влажностью воздуха, туманом. Ветром и т.д.); рельеф (направление и крутизна склонов, положение по отношению к окружающей местности); почвы (зернистость, структура, влажность, химический состав, гумус, геологическая материнская порода и т.д.), свет (как источник энергии и раздражитель); тепло (как источник энергии для других процессов); вода (содержание воды в воздухе, в субстрате и т.д.); химические факторы (питательные вещества, следы элементов, концентрация углекислого газа и кислорода, ядовитые вещества и т.д.); механические факторы (огонь, ветер, снеговая нагрузка и т.д.).

Воздействие человека, собственно. Также относится к биотическим факторам. Хотя при изучении целостной экосистемы они исключаются и является предметов общеэкологических исследований 10 .

Социальную экологию и экологию человека обычно размещают иерархически над другой. При этом довольно часто первая рассматривается исключительно с социально-экономической, а экология человека с медико-биологической точки зрения. Однако любые аспекты экологии человека имеют отношения к социологии.

Социальная экология рассматривает широкий круг вопросов, начиная от элементарных социальных групп до человечества в целом. Значительную сложность вызывает разделение экологии человека и социальная экология, так как их объект очень близок. А научный предмет нет. Разница здесь в том, что социальная экология не охватывает биологического в человеке.

Очевидно, что целесообразно называть экологию человека в узком смысле слова экология биологического ряда «индивид (особь) – репродуктивная группа» и т.д., то есть биоэколгию человека, а социальной экология, также в узком значении экологию социального ряда: личность – семья и т.д. 11

Практическое решение экологических проблем сегодня невозможно без междисциплинарного взаимодействия естественных общественных и технических наук. Процесс формирования и развития социальной экологии определяется необходимостью выявления предпосылок и условий устойчивого развития социоэкосистем. Данную задачу решают 2 направления социальной экологии: теоретическая и прикладное.

Теоретическая социальная экология исследует закономерности взаимодействия человека с окружающей его средой, разрабатывает общую теорию их взаимодействия. Здесь ведущей является проблема выявления коэволюционных закономерностей современного общества и изменяющейся под его воздействием природы. Теоретическая социальная экология определяет законы развития не только социоэкосистем, но и биосферы в целом. В последнем случае она становится на уровень глобальной экологии. В данных рамках особенно злободневно стоит проблема осознания места человека в системе природа - общество, поиска предпосылок для преодоления тотального кризиса. Глобальная экология обращает внимание всего прогрессивного человечества на усиление роли ценностной ориентации современного научного знания на существенность формирования нового мировосприятия, основой которого станут экологические императивы, коэволюционные идеи.

Прикладная социальная экология изучает региональные и локальные социоэкосистемы с целью выявить механизмы их оптимального функционирования. Это направление определяет способы управления экосистемами различного уровня, исследует возможность и пути «экологизации» антропогенной деятельности. Главной предстает изыскание принципов рационального природопользования, сведения к минимуму деструктивных моментов.

Понятийный аппарат социальной экологии представлен следующими терминами: «биосфера», «коэволюция», «ноосфера», «окружающая человека среда». «социальная среда», «техносфера», «экологизация», «экологическая ниша» и др.. В целях более полного представления о социальной экологии следует раскрыть содержание этих терминов.

Биосфера- область обитания животных организмов; оболочка Земли, состав, структура и энергетика, в которой определяется совокупной деятельностью живых организмов.

Коэволюция – параллельная, совместная революция.

Ноосфера - это этап взаимодействия природы и общества, на котором определяющим фактором развития становится разумная человеческая деятельность.

Окружающая человеческая среда - совокупность абиотической, биотической и социальной сред, оказывающих непосредственное влияние на людей и их хозяйства.

Социальная среда – отношения между людьми, между ними и создаваемыми ими материальными и духовными и культурными ценностями.

Техносфера – часть биосферы, преобразованная коренным образом человеком в технические и техногенные объекты.

Экологизация – проникновение экологических идей во все стороны общественной жизни.

Экологическая ниша – совокупность всех факторов среды, в пределах которых возможно существование вида в природе.

Приведенные понятия наглядно демонстрируют интегральный характер социально экологии, так как освещение многих ее задач значительно выходит за рамки отдельно научного направления. Социальная экология объединяет экологические исследования различных наук в единое русло, координирует и обобщает их результаты, обеспечивает достижение предметной целостности.

Возникновение и развитие социальной экологии тесно связано с распространенным подходом, согласно которому природный и социальный мир нельзя рассматривать изолированно друг от друга.

Термин "социальная экология" впервые использовали американские ученые Р. Парк и Э. Берджесс в 1921 г. для определения внутреннего механизма развития "капиталистического города". Под термином "социальная экология" они понимали прежде всего процесс планирования и развития урбанизации больших городов как эпицентра взаимодействия общества и природы.

Данило Ж. Маркович (1996) отмечает, что "социальную экологию можно определить как отраслевую социологию, предметом изучения которой являются специфические связи между человечеством и окружающей средой; влияние последней как совокупности природных и общественных факторов на человека, а также его влияние на окружающую среду с позиции ее сохранения для его жизни, как естественно-общественного существа".

Социальная экология - это научная дисциплина, эмпирически исследующая и теоретически обобщающая специфические связи между обществом, природой, человеком и его жизненной средой (окружением) в контексте глобальных проблем человечества с целью не только сохранения, но и совершенствования среды обитания человека как природного и общественного существа.

Социальная экология объясняет и прогнозирует основные направления развития взаимодействия общества с природной средой: историческая экология, экология культуры, экология и экономика, экология и политика, экология и мораль, экология и право, экологическая информатика и т.п.

Предметом изучения социальной экологии является выявление закономерностей развития данной системы, ценностно-мировоззренческих, социокультурных, правовых и других предпосылок и условий для ее устойчивого развития. То есть предмет социальной экологии – это отношение в системе «общество-человек-техника-природная среда» .

В этой системе все элементы и подсистемы однородны, а связи между ними обуславливают ее неизменность и структуру. Объектом социальной экологии является система «общество-природа» .

Кроме того, учеными предложено, чтобы в рамках социальной экологии был выделен относительно самостоятельный (территориальный) уровень исследования: населения урбанизированных зон, отдельных регионов, областей, исследован общепланетарный уровень планеты Земля.

На создание института социальной экологии и определение ее предмета исследования повлияли прежде всего:

Сложные отношения человека с окружающей средой;

Обострение экологического кризиса;

Нормы необходимого богатства и организации жизни, которые следует учитывать при планировании способов эксплуатации природы;

Познание возможностей (изучение механизмов) социального контроля, с целью ограничения загрязнения и сохранения природной среды;

Выявление и анализ общественных целей, включающих новый образ жизни, новые концепции собственности и ответственность за сохранение окружающей среды;

Влияние плотности населения на поведение людей и др.

| следующая лекция ==>

Социальная экология

Социальная экология является одной из древнейших наук. Интерес к ней проявляли такие мыслители, как древнегреческий философ, математик и астроном Анаксагор (500-428 гг. до н. э.), древнегреческий философ и врач Эмпедокл (487-424 гг. до н. э.), величайший философ и энциклопедист Аристотель (384-322 гг. до н. э.). Главная проблема, волновавшая их, заключалась в проблеме взаимоотношений между природой и человеком.

Также исследованиями различных аспектов взаимодействия человека и природы занимались древнегреческий историк Геродот (484-425 гг. до н. э.), древнегреческий врач Гиппократ (460-377 гг. до н. э.), известный ученый в области географии Эратосфен (276-194 гг. до н. э.) и философ идеалист Платон (428-348 гг. до н. э.). Стоит отметить, что труды и размышления этих древних мыслителей легли в основу современного понимания социальной экологии.

Определение 1

Социальная экология – это сложная научная дисциплина, которая рассматривает взаимодействие в системе «общество-природа». Помимо этого, сложным предметом изучения социальной экологии является взаимосвязь человеческого социума с природной средой.

Являясь наукой об интересах различных социальных групп в сфере природопользования, социальная экология структурируется на несколько основных видов:

  • Экономическая социальная экология – исследует отношения природы и общества с точки зрения экономического использования имеющихся ресурсов;
  • Демографическая социальная экология – изучает различные слои населения и поселения, которые одновременно проживают на всей территории земного шара;
  • Футурологическая социальная экология – сферой своих интересов выделяет экологическое прогнозирование в социальной сфере.

Функции и ключевые задачи социальной экологии

Как научное направление, социальная экология выполняет ряд ключевых функций.

Во-первых, это теоретическая функция. Она направлена на разработку важнейших и актуальных концептуальных парадигм, которые объясняют развитие общества с точки зрения экологических процессов и явлений.

Во-вторых, прагматическая функция, в которой социальная экология реализует распространение множественных экологических знаний, а также информации об экологической ситуации и состоянии общества. В рамках данной функции проявляется некоторая озабоченность о состоянии экологии, выделяются ее основные проблемы.

В-третьих, прогностическая функция – она означает, что в рамках социальной экологии определяются как ближайшие, так и отдаленные перспективы развития общества, экологической сферы, а также представляется возможным контроль за изменениями биологической сферы.

В-четвертых – функция природоохранения. Она предполагает исследования влияния экологических факторов на окружающую среду и ее элементы.

Экологические факторы могут быть нескольких видов:

  • Абиотические экологические факторы – факторы, относящиеся к воздействиям со стороны неживой природы;
  • Биотические экологические факторы – влияние одного вида живых организмов на другие виды. Такое влияние может осуществляться внутри одного вида или между несколькими разными видами;
  • Антропогенные экологические факторы – их суть заключается в воздействии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду. Такое воздействие зачастую ведет к негативным проблемам, например, чрезмерное истощение природных ресурсов и загрязнение природной среды.

Замечание 1

Основной задачей социальной экологии является изучение актуальных и ключевых механизмов воздействия человека на окружающую среду. Также очень важен учет тех преобразований, которые выступают в качестве результата такого воздействия и в целом человеческой деятельности в природной среде.

Проблемы социальной экологии и безопасности

Проблематика социальной экологии довольно обширна. На сегодняшний день проблемы сводятся к трем ключевым группам.

Во-первых, это социальные проблемы экологии планетарного масштаба. Их смысл заключается в необходимости глобального прогноза по отношению к населению, а также к ресурсам в условиях интенсивно развивающегося производства. Таким образом происходит истощение природных запасов, что ставит под вопрос дальнейшее развитие цивилизации.

Во-вторых, социальные проблемы экологии регионального масштаба. Они заключаются в исследовании состояния отдельных частей экосистемы на региональном и районном уровне. Здесь важную роль играет так называемая «региональная экология». Таким образом, собирая информацию о локальных экосистемах и их состоянии, возможно составить общее представление о состоянии современной экологической сферы.

В-третьих, социальные проблемы экологии микромасштаба. Здесь важное значение отводится изучению основных характеристики и различных параметров городских условий жизни человека. Например, это экология города или социология города. Таким образом, исследуется состояние человека в быстроразвивающемся городе, и его непосредственное личное воздействие на это развитие.

Замечание 2

Как мы видим, самая основная проблема заключается в активном развитии промышленно-практических практик в деятельности человека. Это привело к увеличению его вмешательства в природную среду, а также к усилению его влияния на нее. Это привело к росту городов, промышленных предприятий. Но обратной стороной являются такие последствия в виде загрязнение почвы, водной и воздушной среды. Все это непосредственно влияет на состояние человека, на его здоровье. Продолжительность жизни во многих странах также снизилась, что является довольно актуальной социальной проблемой.

Профилактика данных проблем может производиться только путем запрета на наращивание технической мощи. Либо человеку необходимо отказаться от некоторых видов деятельности, которые связаны с бесконтрольным и пагубным использованием ресурсов (вырубка лесов, осушение озер). Такие решения необходимо принимать на глобальном уровне, ведь только общими усилиями предоставляется возможность в устранении негативных последствий.

Похожие статьи

© 2024 my-kross.ru. Кошки и собаки. Маленькие животные. Здоровье. Лекарство.