Голосеевская пустынь.Матушка Алипия. Блаженная алипия киевская, христа ради юродивая

Без паспорта

Почти все биографические сведения о ней носят лишь приблизительный характер, почерпнуты из того немного, что иногда она о себе рассказывала.

Год её рождения теперь указывают как 1910-й. Но в некоторых жизнеописаниях можно встретить и 1905-й, и 1908-й.

Свою жизнь матушка Алипия прожила без паспорта и без прописки. Своего крова, жилья надёжного никогда не имела. Фотографировать себя не разрешала. Этим объясняется столь малое число её изображений - буквально считанное количество. Сохранилось ещё несколько мгновений кинохроники…

Она – наша современница. Из земной жизни матушка Алипия ушла 30 октября 1988 года. Ею были предсказаны Чернобыльская беда, филаретовский раскол (за пять лет до события) и времена, кажется, новых чудовищных испытаний; предсказана война.

Странница

Родилась она в Пензенской губернии, в православной мордовской семье Авдеевых. При крещении ей было дано имя святой мученицы Агафьи, икону которой всю жизнь носила у себя на спине.

В 1918 году девочка чудом осталась жива: вышла к соседям. Вернулась – родители убиты. Восьмилетний ребёнок, она всю ночь читал над их остывшими телами Псалтирь…

Странствовала по святым местам. Рассказывая о чём-то, матушка Алипия называла себя в мужском роде: «Я всюду был: в Почаеве, в Пюхтице, в Троице-Сергиевой Лавре. Три раза в Сибири был. По всем церквям ходил, подолгу жил, меня всюду принимали». Вспомним, что между Пюхтицким Успенским монастырём в Эстонии и Сибирью тысячи километров… Рассказывала она, что долго сидела в тюрьме: «Толкали меня, били, допросы делали…» Её морили голодом... Обычно о подробностях её не расспрашивали, и вот почему: «в присутствии матушки царила такая благоговейная тишина и так было с нею хорошо, что боялись эту тишину нарушить». Но другим людям она сообщила и подробности: «Однажды её арестовали и посадили в общую камеру. В тюрьме, где она содержалась, было много священников. Каждую ночь 5-6 человек уводили безвозвратно. Наконец, в камере осталось только трое: один священник, его сын и матушка.

Священник сказал сыну: «Давай отслужим по себе панихиду, сегодня нас к рассвету заберут»... А матушке сказал: «А ты сегодня выйдешь отсюда живая».

Отслужили панихиду, отпели себя отец и сын и ночью их увели навсегда…» Матушка Алипия рассказывала, что спас её апостол Петр – отворил дверь и провёл мимо всех охранников через чёрный ход, велел идти вдоль моря. Она шла, не отклоняясь от береговой линии, «без пищи и воды одиннадцать суток. Лезла по отвесным скалам, обрывалась, падала, поднималась, снова ползла, раздирая до костей локти. На руках у неё остались глубокие шрамы…» Полагают, что именно в то время она и посетила старца иеросхимонаха Феодосия (Кашина; 1841-1948), жившего в горах под Новороссийском. Она говорила: «Я у Феодосия был, я Феодосия видел, я Феодосия знаю». Полагают, что тогда же чудотворец Феодосий благословил её на подвиг юродства.

Как и где она училась, - сведений нет. Но она хорошо читала по-церковнославянски и по-русски, иногда говорила и молилась на мордовском языке.

Во время войны Агафья Тихоновна Авдеева побывала на принудительных работах в Германии. Её келейница Марфа вспоминала: «Рассказала мне матушка, что когда она была на работах в Германии, то по ночам читала Псалтирь за женщин, у которых дома (на родине) остались дети или больные старики, и выводила их за колючую проволоку и они благополучно уходили домой. Ушла и сама матушка ещё до окончания войны, перебралась через линию фронта и пешком пошла в Киев...»

В Лавре

На Руси нет простых выходов из ловушек истории. Киево-Печерская лавра, после разгрома в 1920-е, ожила осенью 1941-го, при немцах. Гитлеровские власти открывали храмы, конечно, не из тайных симпатий к исторической России, но из ситуативной конъюнктуры, желая предъявить населению плюсы нового миропорядка, противопоставляя его большевистским установкам.

В храмах Киево-Печерской лавры вновь зажглись лампады, возобновились богослужения, привлекая уцелевших подвижников благочестия, прошедших через аресты, ссылки, лагеря. О своём пребывании в Киево-Печерской лавре матушка Алипия рассказывала: «В Лавре я был 20 лет. Три года в дупле сидел, холодно было, снег заметал, голодный был, но я всё терпел». Двадцать лет – это именно те годы, когда лавра была открыта, с оккупационного 1941-го по хрущёвский март 1961-го.

Духовником-наставником Агафьи Тихоновны стал о. Кронид (в миру Кондрат Сергеевич Сакун; 1883-1954; с 1945 года архимандрит, с 1947 – настоятель Лавры). В свой час о. Кронид постриг Агафью в монашество с именем Алипия – в честь преподобного Алипия Печерского.

По воспоминаниям, относящимся к 1947 году, матушка Алипия была худенькой, стройной, аккуратно причёсанной. Её длинные каштановые волосы были заплетены в косу вокруг головы «корзинкой». Все называли её Липа, жила она «в овраге за лаврской оградой прямо под открытым небом… У Липы был необыкновенно глубокий, чистый, теплый, ласковый, любящий взгляд светло-серых очей, которые делали её молодой, преображая до девочки-подростка… В простой, скромной одежде, она была всегда аккуратной, чистой. От неё не исходило никакого неприятного запаха, какой бывает обычно от людей странствующих, ночующих на вокзалах, долго не моющихся».

Не менее поражало наблюдавших за нею, что жила она в дупле, в котором не подняться в рост, около которого в снежные морозные ночи выли голодные собаки.

Вероятно, этот период относится к послевоенному времени, когда тот, кто принимал беспаспортную матушку Алипию, рисковал административно. Она вспоминала: «Когда было очень холодно, я заходил в коридор к монахам погреться. Иной пройдет, даст хлеба, а другой прогонит – нечего тебе, баба, тут сидеть. Но я на них не обижался…» В особо сильные морозы иные пускали погреться в сени. А потом: «Согрелась? Ну иди, спасайся»…

«Спецназ»

Юрод – недоумок, бомж, «чудо в перьях». Кто таковых не встречал? И в автобус такого не пустят, а на улице дети и снежком бросят, а то и камнем. В этой среде, очень сомнительной для «чистого общества», среди массы психически больных или по несчастию опустившихся людей, почти неотличимо от них, может жить аскет, сознательно отказавшийся от благ цивилизации, обладающий даром необыкновенной любви, а может, и чудотворения – целительства, прорицания.

Известный киевский священник о. Андрей Ткачёв, замечательный проповедник и писатель, в одном из выступлений (доходчиво для современного человека) так объяснял, кто такой Христа ради юродивый.

Используя аналогию с армейским воинством воинства духовного, он назвал юродивых «спецназом», как бы «особым подразделением» среди сонма других святых – мучеников, исповедников, пустынников, затворников…

Сначала к Алексею сходите…

После закрытия Лавры матушка Алипия многие годы жила, где придётся. В 1979 году, накануне Олимпиады, беспаспортную монахиню вывезли в пустующий домик в Голосеевском лесу, в местность, удалённую от городских магистралей.

С обителью связано немало известных нам подвижников веры, в их числе – преподобный Алексий Голосеевский (Шепелев; 1840-1917), прозорливый старец, почитаемый всей имперской Россией.

К могилке о. Алексия матушка Алипия отправляла всех, приходивших к ней: «Сначала к Алексею сходите поклонитесь, потом ко мне». Или: «Иди, там священник служит»...

Чудотворица

Многие отмечали её абсолютное самоотверже ние, необыкновенную любовь и сострадание к людям.

Знавшие её не сомневаются, что ей был открыт мир духовный, нам невидимый, что в сердцах людей она читала, как в открытой книге.

Почти все вспоминают, что людей она лечила мазью, которую сама готовила. Лечение это, порой, было столь чудодейственным, что иные полагают, - целебная сила была не в самой мази, а в молитве удивительной монахини. Есть свидетельства излечений от самых тяжёлых недугов. Причём чудотворения происходят и ныне…

Все вспоминают её обильные угощения. Сколько бы человек ни пришло к ней, хоть и три десятка – всех кормила. Алексей А. рассказывает: «За столом, во время обеда, она заботилась о каждом и когда не хватало места всем за столом, она отходила, садилась на досточку, говорила: «Я уже кушал». Пищи в тарелки всегда клала много и требовала, чтобы всё съедали. Когда от неё уходили, спрашивала, не нужно ли чего на дорогу. Несколько раз мне и моим знакомым предлагала деньги, как бы предсказывая скорую нужду в них…»

Монахиня Л. вспоминала: «Едем из церкви с Матушкой в троллейбусе, а одна женщина (попутчица) как бы про себя говорит: «У этой старухи денег много, все дают». Матушка услыхала и просто по-детски отвечает: «Говорят, что кур доят, а мне кто копеечку даст, я в церковь несу, свечи куплю и за того поставлю».

В церковь она всегда приносила на поминальный столик много булок и хлеба, покупала большие свечи…

Как-то к ней пришли три юноши. Один был настроен скептически.

Матушка Алипия внимательно посмотрела на каждого, а скептику вдруг сказала: «Страшный грех – замуж выходить; в ад пойдёт душа, если не покается». Парень переменился в лице. Оказалось, она обличила содомский грех.

Молодой человек остался для беседы. Неизвестно, было ли покаяние. Но через месяц он скоропостижно скончался.

Кому-то она говорила: «Без жены пропадёшь». Двум молодым людям, которые, начитавшись житий святых, захотели уехать на Кавказ, спасаться в пустынном месте, вдруг сказала: «Вот древние подвижники!» А потом добавила: «Сейчас не то время и не для вас!» И другого молодого человека, возмечтавшего о подвиге юродства, попыталась остановить: «Не смей, убьют». Тот не послушался, погиб.

Алексею А, который когда-то и не помышлял о духовном образовании, однажды сказала: «Закончишь семинарию и здесь недалеко будешь пономарить». Алексей был удивлен, стал спорить. Через два года в Киеве открылась семинария, он её окончил и потом служил пономарём недалеко от Голосеево, в Китаевой пустыне.

За пять лет до своей кончины она сказала и о возрождении Голосеевской обители. Как-то шла по монастырским руинам в сопровождении сестёр Флоровского монастыря и вдруг воскликнула, будто те могли видеть: «Девки, смотрите: тут ещё будет монастырь и служба…» Трудно в это было поверить. Голосеевская пустынь начала оживать в 1993 году. В тот же год был прославлен Церковью в лике святых (в праздник равноапостольного великого князя Владимира) преподобный Алексий Голосеевский.

Горе идёт

Люди не могли взять в толк её фразы: «Под землей горит, горе идёт». Таких слов как «реактор» и «радиационная авария» она, наверняка, не знала. Говорить же о том, что «горе идёт», начала ещё зимой, задолго до чернобыльского 26 апреля. А за день до аварии она ходила по улице, взывала молитвенно: «Господи! Пожалей младенцев, пощади народ!» Людям, пришедшим к ней в тот день, советовала: «Плотно закрывайте двери и окна, будет много газа». Когда случилась авария, спрашивали: уезжать? Говорила: нет. На вопрос, как поступать с пищей, учила: «Помойте, прочитайте «Отче наш» и «Богородицу», перекрестите и ешьте и будете здоровы»…

Она не раз прилюдно отрицательно отзывалась о М. Денисенко, в ту пору киевском митрополите. Алексей А. вспоминал: «Увидев фотографию Филарета, сказала: «Он не наш». Мы стали объяснять Матушке, что это наш митрополит, думая, что она его не знает, но она снова твердо повторила: «Он не наш». Тогда мы не поняли смысла её слов, а теперь удивляемся, за сколько лет вперёд Матушка всё предвидела».

Однажды в храме Вознесения Господня, что на Демеевке, прихожанкой которого была, во время архиерейской службы она вдруг воскликнула, провидя будущее: «Славен, славен, а мужиком умрешь». В тот раз её выгнали из храма.

Вспоминает Н.Т.: «Сидим мы у Матушки, разговариваем. Печка уже давно прогорела, обед сварили. А.Р. показывала журнал, в котором была большая фотография М.А. Денисенко. Матушка схватила журнал, двумя пальцами ткнула ему в глаза и закричала: «У-у-у вражина, сколько горя людям ты принесёшь, сколько зла наделаешь. Волк в овечью шкуру залез! В печку его, в печку!». Скомкала журнал и бросила его в печку. Собравшиеся от неожиданности растерялись и молча сидели, слушая, как гудел в печке, догорая, журнал. Придя в себя, я спросила Матушку: «А что же будет?» Матушка улыбнулась своей широкой детской улыбкой и сказала: «Владимир будет, Владимир!». И когда произошёл в нашей церкви раскол, мы без всякого сомнения и колебания пошли за тем, кого указала нам Матушка еще года за полтора до своей смерти и почти за пять лет до событий».

Существует её пророчество и о грядущей войне. «Государства по деньгам различаться будут.

Это будет не война, а казнь народов за их гнилое состояние. Мертвые тела будут лежать горами, никто не возьмётся их хоронить. Горы, холмы распадутся, сровняются с землею.

Люди будут перебегать с места на место. Будет много бескровных мучеников, которые будут страдать за Веру Православную». «Война начнется на апостолов Петра и Павла. Будете лежать: там рука, там нога. Это случится, когда вынесут труп». Под трупом обычно понимают мавзолейного покойника. О дате «на Петра и Павла», как потом поняли, сказано было не о Дне первоверховных апостолов, что празднуется 12/29 июля. В 1987 году, по её календарю, который она называла Иерусалимским, этот день был на Преображенье – 19/6 августа.

Ещё учила: «Когда едешь в Киеве по Крещатику – молись, потому что он провалится».

Сияние

О дне своей смерти знала, предупредила загодя. Монахиня Ф.: «В апреле 1988 года я принесла Матушке Церковный календарь, а она просит: «Посмотри, какой день будет 30 октября». Я посмотрела и говорю: «Воскресенье». Она как-то многозначительно повторила: «Воскресенье». После её кончины, мы поняли, что тогда, в апреле Матушка открыла нам день своей кончины – более чем за полгода до неё». Её похоронили на киевском Лесном кладбище, на участке Флоровского монастыря. Без паспорта и прописки – это тоже казалось чудом…

Известны документально подтверждённые случаи исцелений по молитвам к ней. По крайней мере однажды люди видели в вечернее время необыкновенное сияние вокруг её креста.

Мощи матушки были подняты и перевезены в Голосеево 18 мая 2006 года. В тот день автор этих строк по счастливой случайности оказался в Голосеево. Мощи уже были сокрыты в нижнем пределе строящегося храма «Живоносный Источник». А там, где когда-то стоял домик старицы, около символической могилки с крестом, священник начинал служить панихиду. Я поднял голову вверх. В майском голубом небе – высоко над крестом – широко сверкало тонкое солнечное кольцо, называемое учёными «гало». Видел ли кто ещё? Все молились, вверх никто не смотрел. Позже я узнал, что утром, когда в «Живоносном Источнике» служилась первая панихида, люди видели в небе светящийся крест…

Специально для Столетия

АЛИПИЯ БЛАЖЕННАЯ

В миру – Агапия Тихоновна Авдеева

(род. в 1910 г. – ум. в 1988 г.)

Юродивая, целительница и провидица. Предсказывала и отводила беду, лечила молитвами. Предсказала Чернобыльскую аварию и канонизацию пяти святых Киево-Печерской лавры.

История жизни монахини Алипии, которая при жизни считалась великой киевской подвижницей, полна невероятных событий и чудес. Точная дата рождения Агапии Тихоновны Авдеевой (так звали монахиню в миру) не установлена. Но известно, что в Клеве она прожила более сорока лет. Труды и молитвы этой подвижницы были отмечены духовенством Лавры еще в советские годы. Сестра Марфа вспоминала, что как-то раз старица спросила ее: «Ты какого года рождения?» – «1916-го», – ответила та. «А я на шесть лет тебя старше».

Значит, по не уточненным данным, блаженная Алипия родилась предположительно в 1910 году в Мордовии, в Пензенской области. Ее родители Тихон и Васса Авдеевы были крестьянами среднего достатка. Впоследствии старица рассказывала, что отец был строгим, а мама очень доброй, большой труженицей и аккуратисткой. Христианскому милосердию и доброте учила она и свою дочь. Бывало, положит в передничек Агапии всяких угощений и велит разнести по бедным домам. Особенно много гостинцев раздавала мама в праздники. Когда пришло время учиться, Агапию отдали в школу. Живая, быстрая, сообразительная, она не могла удержаться и всем подсказывала. Девочку перевели на класс старше, но и среди детей постарше она выделялась умом. А к 1918 году она была уже сиротой. Родителей расстреляли. Всю ночь восьмилетняя девочка одна в пустом доме читала Псалтырь по родным. Некоторое время Агапия жила у дяди, но, закончив второй класс, отправилась «странствовать» по святым местам. Она обошла пешком многие монастыри бывшей царской России, которые в то время стояли разграбленные, пустынные. Это было страшное время. Но еще большие испытания ожидали ее в 30-е годы. Почти десять лет Агапия провела в одесской тюрьме. Сначала ее бросили в камеру к разбойникам, но Господь сохранил ее от поругания. Каждый год на Пасху она отказывалась выходить на работу, за это ее избивали, а однажды избили так зверски, что повредили позвоночник, и на всю жизнь Агапия осталась сгорбленной. В пост тюремщики силой запихивали ей в рот мясо. Ей даже как-то дали шоколадку. «Но я зажал ее в руке и семь дней не ел и не пил», – вспоминала впоследствии матушка. Что-то сдвинулось в ее сознании, и Агапия стала именовать себя в мужском роде.

Это был период гонений на верующих и период испытания веры. Несмотря на тяжелые условия содержания, Агапия старалась соблюдать пост и непрестанно молилась. В тюрьме, где ее содержали, находилось много священников. Их судьба была изначально предрешена. Каждую ночь уводили по пять-шесть человек, и они больше не возвращались. Наконец, в камере осталось только трое: священник с сыном и Агапия. Предчувствуя свою участь, священник и сын отслужили по себе панихиду – отпели сами себя… Ночью их увели, и девушка осталась одна. Это был страшный и в то же время благостный миг: неслышно отворилась дверь, и Агапия увидела, как в камеру вошел апостол Петр. Он-то и вывел ее через черный ход к морю. Тюремные врата закрылись так же беззвучно, как и открылись. И только очнувшись от щелчка захлопнувшегося замка, Агапия поняла, что она на свободе. «Беги», – сказал Апостол, указал рукой в сторону моря и стал невидим. Одиннадцать суток шла Агапия без пищи и воды, лезла по отвесным скалам, срывалась, падала, поднималась, снова ползла, раздирая руки до костей. С тех пор на руках у нее остались глубокие шрамы, которые видели многие верующие. Возможно, тогда матушка посетила великого иерусалимского старца иеросхимонаха Феодосия, который жил под Новороссийском в поселке Горный (бывшая станица Крымская). Об этом сама матушка сказала: «Я у Феодосия был, я Феодосия видел, я Феодосия знаю». Возможно, что старец благословил ее на великий подвиг юродства…

Старица часто вспоминала о своем чудесном избавлении и в благодарность особо чтила день памяти апостолов Петра и Павла, часто молилась у иконы апостолов в Демиевской церкви… И еще – она стала носить на груди рядом с нательным крестом ключи и ключики разных размеров – это были своеобразные вериги…

Во время Второй мировой войны Агапия попала на принудительные работы в Германию и работала на каком-то заводе. После трудного дня она ночами читала Псалтырь, который знала наизусть, и молилась за женщин, у которых дома остались дети или родители. А еще у Агапии появилась дивная сила: она брала за руку кого-нибудь из узниц выводила ее… за колючую проволоку, минуя охрану с собаками. Никто не мог понять, каким образом исчезают десятки людей. Позже она говорила: «Подойду ночью к сетке, разрежу ее и всех выпушу, все уйдут и живы останутся, и никто не знал, куда они девались». А в память о каждом спасенном ею человеке вешала себе на шею ключик, маленький или большой, беленький или желтый. Эту тяжелую связку матушка носила на шее до самой своей смерти. Тонкий крепкий шнурок впивался в тело, оставляя глубокий синий рубец. А однажды из лагеря так же ушла и сама «крестница апостола Петра», благополучно перебралась через линию фронта и пешком пошла в Клев… Однажды на дороге повстречала нескольких мужчин… Испуганная, бросилась к стогу сена, прижалась к нему спиной и стала усердно молить Матерь Божию защитить ее. Бандиты бегали вокруг стога, ругались: «Да куда же она девалась, ей же и укрыться негде!» Так и ушли ни с чем, а Агапия посмотрела на себя и увидела, что «она вся светлая, вся одежда на ней белая, руки белые… Матерь Божия защитила, скрыла от бандитов, небесным светом одела», потому они ее и не увидели.

Агапия добралась в освобожденный Клев, в котором прожила до смерти. Христа ради юродивая Агапия была принята в Клево-Печерскую лавру, и архимандрит Кронид при постриге в монашество дал ей новое имя – Алипия. Он же благословил ее на подвиг столпничества. Паломникам, приходившим в Лавру, Алипия запомнилась тем, что почти три года прожила в глубоком овраге, ночуя в дупле дерева, в котором можно было стоять только полусогнувшись. Для многих верующих так и осталось загадкой, как матушке удавалось сохранять свою внешнюю чистоту, красоту и привлекательность, не имея крыши над головой… Она всегда была в чистой одежде и аккуратно причесана. Всех поражал и необыкновенно глубокий, теплый, ласковый и любящий взгляд ее светло-серых глаз. «Когда было очень холодно, я заходил в коридор к монахам погреться. Иной пройдет, даст хлеба, а другой прогонит… Но я на них не обижался», – вспоминала впоследствии блаженная старица. Когда же зимой снег наметал такие сугробы, что из дупла нельзя было выбраться, старица не шла в церковь, а отец Кронид сам пробирался к ней и приносил сухарей. Проводя ночи в дупле большого дерева в течение трех лет, не имея пищи, она никогда не роптала, не просила милостыни – питалась тем, что люди давали…

Добровольно неся крест юродства, покорно принимая унижения и оскорбления, мужественно перенося лишения, подвижница стяжала смирение и кротость, за что и удостоилась от Господа дара прозорливости и исцеления молитвой. Она всех любила, жалела, ни на кого не обижалась, хотя ее многие обижали своим непониманием того тяжкого креста, который она взяла на свои хрупкие плечи. Алипия исцеляла от смертельных болезней, изгоняла бесов и, говорят, оживила умершего от угара ребенка.

Шло время, и над Лаврой начали сгущаться черные тучи – поползли слухи о ее закрытии. Странным стало поведение Алипии, – она воздевала к небу руки, громко кричала на мордовском языке, падала на колени и плакала… Гроза разразилась в марте 1961 года: звезда великой святыни закатилась сразу. Умолкли колокола. Замолчал дивный хор монахов, не слышалось больше молитв в церквах, закрылись двери келий, опустели коридоры, погасли лампады. Старцы расходились – одни в вечность, другие – гонимые властями… Ушла и юродивая.

После закрытия Клево-Печерской лавры блаженная Алипия поселилась в маленьком домике около Голосеевской пустыни (район Клева), в котором была одна комнатка и небольшой коридорчик, где помещались ее курочки и коты, которых она всегда держала. По рассказам верующих, она часто посещала Демиевку, где прикладывалась к иконе Василия Великого и незаметно клала пожертвования: бывало, положит деньги и быстро уходит, чтобы никто не видел… Приходила она в храм нечасто, в основном по большим праздникам. Становилась блаженная всегда спиной к алтарю и в самые важные моменты богослужения начинала громко кричать и обличать. Не все понимали смысл сказанного и поэтому удивлялись, почему никто не дерзал сделать матушке Алипии даже замечание, не говоря уже о том, чтобы выставить из храма. Люди (даже духовенство) боялись Алипии и Духа Святого, который в ней жил. Нынешний же настоятель Демиевского храма протоиерей Мефодий Финкевич отзывается о матушке Алипии очень тепло: «Сегодня она очень почитаема, толпы людей ходят на ее могилу. Я и сам неоднократно обращался к ней. Я знал ее лично: именно она предсказала, что мне придется служить на Демиевке. Бывало, встречу ее, а она спрашивает: «Ты на Демиевке служишь?». «Нет, – говорю, – в соборе я». В следующий раз встречаемся. Она опять: «Ты на Демиевке служишь?» – «Да нет, – говорю, – в соборе». И вот так и сложилось, что по ее предсказанию уже пятнадцатый год я служу на Демиевке».

Местные жители, знавшие о чудесах исцеления по молитвам праведницы, нескончаемым потоком шли к ней за молитвенной помощью, советом, исцелением. Со всех сторон ехали люди к этой хрупкой женщине: архимандриты и настоятели монастырей, монахи и миряне, большие начальники и простые труженики, пожилые и молодые, юные и дети, больные, скорбные и гонимые. За день иногда приходило к матушке по 50–60 человек. И всех старица Алипия принимала с любовью: и тех, кто нес в себе веру, любовь, и тех, в ком видела зло, или движимых любопытством. Она знала, что и как сказать каждому, кого исцелить. В своей крохотной избушке приютила дюжину котов. Считалось, что эти животные принимали на себя болезни людей, которые приходили к монахине. Поэтому, видно, все ее коты были очень больными – лишайными, хромыми.

В 1981 году матушка тяжело болела. Почти всё, что по доброте душевной люди приносили Алипии, она отдавала в церковь на панихидный стол или раздавала нищим. До болезни старица кормила людей тем, что они сами ей приносили. А после болезни до самой своей кончины стала сама готовить и кормить людей. При приготовлении пищи не разрешала разговаривать, чтобы не осквернять пищу. Варила ежедневно борщ и кашу и всегда с молитвою… Валентина – духовная дочь блаженной Алипии, не раз была свидетельницей чудес: «Сварила матушка борщ. Пришли люди, я сидела скраю. Матушка говорит мне: “Наливай борщ”. Я налила одиннадцать тарелок. Пришли еще четыре человека, матушка снова мне говорит: “Наливай борщ”, а я про себя думала: “Хватит ли борща?” Посмотрела в чугунок, а там половина чугунка борща. Я подумала, что я не заметила, как матушка встала и долила борщ. Налила я четыре тарелки и думаю: если еще придут люди, то уже не хватит борща. Снова пришли люди втроем, снова матушка ко мне обращается: “Наливай борщ”. На этот раз я уже точно видела, что матушка со своего места не вставала и борщ не доливала. Подхожу наливать, открываю казанок, а там ровно половина борща, как будто я и не наливала из него – все половина. Потом поняла, Благодатью Божией пища у матушки умножалась».

Говорили, что понимала старица язык животных – птиц, кур, котов, а они понимали ее. Но самым удивительным был целительский дар Алипии. Благодаря ее молитвам многие бездетные пары обрели детей. Все знали, что она лечила мазью из земляники, которую сама готовила. Перед приготовлением она много постилась и молилась. Варила мазь целую ночь и молилась по четкам. И, вероятно, великая сила лечения Алипии заключалась не в действии самой мази, а в молитвах старицы, действующих через мазь. Когда кто-либо жаловался на какие-нибудь боли, она говорила: «Помажь мазей и пройдет». И проходило… Те, кто часто бывал у Алипии, говорили, что она еще за пять лет до Чернобыльской катастрофы предсказала ее. Старица смотрела на иконы и говорила: «Смотри, как они блестят, какой пожар!» Люди не видели ничего. Накануне аварии матушка стала очень беспокойной, всем говорила: «Плотно закрывайте двери и окна, будет много газа». А в день аварии она оделась во все черное и все повторяла: «Живем болями других!» Многие спрашивали, что делать – уезжать или оставаться в Клеве. Никого старица не благословила на отъезд, а кто не послушался, потом жалел – там было еще хуже. На вопрос, как поступать с пищей, говорила: «Помойте, прочитайте Отче наш и Богородицу, перекрестите и ешьте. Будете здоровы».

По свидетельству очевидцев, в засушливое лето 1986 года праведница одиннадцать суток постилась и молилась, а потом поведала своим духовным чадам, что «выпросила дождь». И в тот же день пошел обильный дождь.

Чтобы узнать, что человеку грозит опасность, Алипии достаточно было лишь взглянуть на него. От многих людей она отвела преждевременную смерть, предупредив их о предстоящей опасности. Причем день и час всегда называла точно. Многие любили блаженную за ее доброту, но были у нее и недоброжелатели – соседей раздражали многочисленные посетители. Один из соседей грозился разрушить жилище Алипии и однажды уговорил тракториста приехать и ковшом подцепить бревна стены ветхого дома. С воздетыми к небу руками молилась старица, прося заступничества у святителя Николая. Тракторист зацепил трос за бревно под крышей и уже начал тянуть, как вдруг хлынул дождь, да такой сильный, что стало темно. Удивительно то, что в этот день на небе не было ни облачка. Тракторист решил переждать ливень в кабине трактора, но дождь не прекращался. Так и уехал, не разрушив дома. Алипия продолжала в нем жить. «Пока я живой, дом не разрушат, преподобные печерские не допустят, а после смерти снесут, и ничего не останется», – говорила старица. (Так и случилось.)

Много помогала Алипия в судебных делах: по ее молитвам уменьшали сроки заключений, несправедливо осужденных освобождали.

Алипия за два месяца до смерти точно предсказала день и час своего ухода. С тех пор она никого больше не благословляла оставаться на ночь. Но днем старицу посещало много народа. Однажды она неожиданно велела всем стать на колени и молчать. Неслышно отворилась дверь, и, обращаясь к вошедшим, блаженная спросила: «Что, пришли меня проведать?» Все в благоговейном молчании стояли на коленях, пока она вела тихую беседу с невидимыми пришельцами. Кто они были и какую весть ей принесли – осталось тайной. Она никому ее не открыла, только предсказала канонизацию пяти угодников Клево-Печерской лавры. После этого посещения Алипия все чаще стала говорить о смерти: «Я умру, когда будет первый мороз и первый снег пойдет. Повезут меня на машине, похоронят в лесу». Во все монастыри полетели письма прихожан с просьбой молиться за нее. Утром 30 октября 1988 года Алипия благословила всех пришедших идти в Китаево молиться за нее. Перед смертью она попросила у всех прощения, просила приходить к ней на могилку и рассказывать о своих бедах и болезнях. К вечеру ударил первый сильный заморозок и пошел пушистый снег. Алипия преставилась. Говорят, что один из котов, свернувшийся на груди у своей хозяйки, умер в одночасье с ней. Отпели старицу во Флоровском монастыре. А через двенадцать лет после ее смерти возле бывшего голосеевского домика матушки забил источник, к которому она еще при жизни завещала ходить: «Водичку мою пейте и исцеляйтесь»…

Дар исцеления Алипии еще больше проявился после ее смерти. Существует множество рассказов людей, которые после посещения могилы старицы выздоровели. Ежедневно к месту захоронения монахини на восьмом участке Лесного кладбища приходят десятки людей, оставляют записки «о здравии» и «за упокоение». Их священники читают прямо на кладбище, а вот просьбы людей, говорят, читает сама Алипия. И дорога к ее могилке никогда не зарастает… А после известия об осквернении ее могилы число паломников со всей Украины увеличилось многократно. Дело в том, что пошли слухи, что сбылось пророчество монахини, которая говорила: «Костям моим покоя не дадут…» Оказалось, что есть много желающих заполучить чудодейственные по силе мощи Алипии, хотя ее так и не причислили к лику святых.

Вот как об этом писала одна из киевских газет: «Вандалов поймали, что называется, на горячем – с лопатами в руках. Несмотря на то что они не успели добраться до гроба монахини, саму могилу попортили основательно»… По словам инженера по благоустройству Лесного кладбища, до прибытия «Беркута» земля на могиле монахини была выкопана всего на штык лопаты.

По благословению митрополита Киевского Владимира в Киевской епархии издали книгу воспоминаний о «Христа ради юродивой монахине Алипии».

Из книги Грехи и святость. Как любили монахи и священники автора Фолиянц Каринэ

Блаженная вдова Ксения ПетербургскаяЕсть в православной церкви праздник – день памяти святой блаженной Ксении Петербургской, которую почитают как покровительницу Санкт-Петербурга. Ксения не была монахиней, но она канонизирована православной церковью как

Из книги Родные мои автора Груздев Павел

"БЛАЖЕННАЯ КСЕНИЯ, ВСЕГДА ДОРОГАЯ…" В конце войны и послевоенные годы стали открываться многие храмы и монастыри, верующие вновь получили возможность приходить на поклон к дорогим святыням, молиться у мощей преподобного Сергия Радонежского, блаженной Ксении

Из книги Океан веры [Рассказы о жизни с Богом] автора Черных Наталия Борисовна

Блаженная (пастораль) Храм в честь блаженной Ксении Петербургской. Фото Arhitriklin.Блаженная приносила в чужие стены, где засыпаешь в слезах, особенный уют. Она возникала из городского кружения. Но в ней всегда светло проступала небесная грань. Она не сливалась с окружающим.

Из книги 50 знаменитых прорицателей и ясновидящих автора Скляренко Валентина Марковна

ВАЛЯ БЛАЖЕННАЯ Настоящее имя – Валентина Павловна Баранова(род. в 1895 г. – ум. в 1988 г.) Целительница и ясновидящая, которой были ведомы прошлое, настоящее и будущее, ее называли российской Вангой. Но некоторые говорили, что она зналась с нечистой силой и творила темные

Из книги В горах Кавказа. Записки современного пустынножителя автора

ГЛАВА 17 Барганская пустынь - Искушение схимонаха Серафима - На грани голодной смерти - Помощь от Бога - Отшельник спасен - «Если я ем вареную пищу, сердце мое возносится» - Старик, по прозвищу «Отче наш» - Блаженная кончина молитвенника-мирянина Немногим более

Из книги Православные старцы. Просите, и дано будет! автора Карпухина Виктория

Блаженная Любушка из Сусанино. Старица-пророчица исцелительница К старице Любушке обращаются: за помощью в духовных и мирских заботах; в молитвах о здравии и об исцелении от недугов; в молитвах о пропавших близких; в молитвах о спасении

Из книги Нежнее неба. Собрание стихотворений автора Минаев Николай Николаевич

I. «Кому дана блаженная награда…» Кому дана блаженная награда Тот знает непечальную печаль; Ему покинуть влажный сумрак жаль, Нет сил уйти из блекнущего сада. Замшенный грот, осенняя прохлада, Сквозь ветки розовеющая даль, Его зовут: К безмолвию причаль, Оно одно –

Из книги Петербургские святые. Святые, совершавшие свои подвиги в пределах современной и исторической территории Санкт-Петербургской епархии автора Алмазов Борис Александрович

XV «Кому дана блаженная награда…» Кому дана блаженная награда, Мед знойных уст и свежесть нежных рук, Тот замыкается в чудесный круг, Где милый образ – верная отрада. О, сладкий сон хмельного винограда, Ты опьянил негаданно и вдруг, Еще вчера я был веселью друг, А нынче

МОНАХИНЯ АЛИПИЯ – ПОДВИЖНИЦА НАШЕГО ВРЕМЕНИ


Продолжательницей подвига подвижников благочестия Голосеевской пустыни в период полного запустения обители стала Христа ради юродивая монахиня Алипия (Агафия Тихоновна Авдеева)

Монахиня Алипия родилась 3/16 марта 1905 года в благочестивой крестьянской семье села Вышелей Городищенского уезда Пензенской губернии. Во святом крещении девочка была названа Агафией, в честь мученицы Агафии. Из чувства благоговейной любви к небесной покровительнице матушка всю жизнь носила на спине ее икону. С детских лет она испытала невероятные скорби и лишения. Ее родители были расстреляны, с юности началась ее скитальческая жизнь, сопровождавшаяся тяжелым трудом, преследованиями и нищетой. Жила тем, что Бог пошлет, ночевала под открытым небом; часто нанималась на поденную работу, чтобы иметь кусок хлеба и крышу над головой. Пережила гонения и тюрьму, военное лихолетье и преследования властей.

Монашество приняла в Киево-Печерской Лавре. К тому времени она была уже духовно зрелым человеком и несла один из труднейших монашеских подвигов – юродство Христа ради. Строгий пост, непрестанная молитва, предельно краткий сон, физический труд, постоянное молчание и углубление в себя – такой она запоминалась людям. Но более всего – своей безграничной верой в Бога и любовью к Нему, а также любовью к ближнему. Уже после смерти стало известно, что за каждого человека, о котором она сугубо молилась, монахиня Алипия вешала на шею ключ, и к концу жизни количество ключей увеличилось настолько, что они превратились в вериги.

Последние девять лет жизни подвижница провела в Голосеево. Она поселилась на территории упраздненной обители, продолжая молитвы и подвиги преподобных отцов наших Голосеевских. Именно здесь в полной мере были явлены людям великие духовные дарования блаженной, которых ее удостоил Господь: прозорливость, предвидение, исцеления и утешение страждущих, а более всего – дар любви. Невозможно перечислить все случаи благодатной помощи старицы людям как при жизни, так и после ее кончины.

День своей смерти, 30 октября 1988 года, монахиня Алипия предсказала заранее. В последний путь ее провожало множество духовных чад: монашествующих и мирских, для которых матушка стала и матерью, и другом, и самым близким человеком. Отпевали ее во Флоровском монастыре, а похоронили на Лесном кладбище. 18 мая 2006 года по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира честные останки монахини Алипии обретены Архимандритом Исаакием с братиями и перезахоронены в Свято-Покровской Голосеевской пустыни, в усыпальнице под храмом в честь иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник».
Когда гроб с останками подвижницы внесли в церковь, над храмом появился крест. В этот же день произошло два исцеления тяжелобольных от онкологических заболеваний. Со времени перенесения мощей блаженной в Голосеевский монастырь собрано множество свидетельств об исцелении от тяжелых недугов.

Ежедневно к могиле монахини Алипии приходят сотни людей. Каждое 30-е число, а особенно 30 октября, в день преставления блаженной, в Голосеевскую пустынь приезжают тысячи почитателей ее памяти. К пустому колодцу, как говорит народная мудрость, люди не идут.

Это святое и намоленное место, о котором дальше пойдет речь, представляет собой настоящую жемчужину для истинно верующих людей. Пустынь Голосеевская (правильнее сказать - Голосеевская Пустынь) представляет собой не что иное, как знаменитый Свято-Покровский мужской монастырь, расположенный в живописной лесопарковой зоне на южной окраине столицы Украины, который прежде всего богат своей историей и сохранившимися в нем бесценными святынями.

Происхождение названия

Название Пустынь Голосеевская эта местность получила по первой версии якобы из-за голой земли, на которой образовалась лесопарковая зона. А по второй - от слова «голосить», так как во времена нашествия монголо-татар сюда приходили обезумевшие от горя женщины и все вместе голосили, оплакивая таким образом своих погибших родственников.

Прежде чем заняться главными вопросами, задаваемыми многими верующими, такими как: «Где находится Голосеевская Пустынь?»; «Как доехать от м. "Голосеевская"?» и «Какое расписание служб?» - немного окунемся в историю. Ведь Голосеевская Пустынь стала местом монашеских подвигов киевских святых XVIII-XIX веков.

История места

Сначала свт. Петр Могила (1647 г.) выкупил это приглянувшееся ему место и заложил первый рукотворный парк, который со временем разросся и слился с лесом. Позже был основан храм вмч. Иоанна Нового Сочаевского и построен загородный В середине XIX столетия эта живописная обитель превратилась в резиденцию Киевских Митрополитов.

Новое возрождение монастыря началось с 1845 года при митрополите Киевском Филарете (Амфитеатрове), который как-то по-особенному полюбил эти зеленые угодья. Сначала он построил митрополичий дом и каменный храм с пределами в честь прп. Иоанна Сочаевского и Трех Святителей, так как им предшествовали деревянные постройки. Затем был отстроен Свято-Покровский храм с приделами в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Весь этот комплекс с церквями, кельями, гостиницами, хоздвором и другими постройками, насчитывавший 10 корпусов, и был назван Свято-Покровской Пустынью.

Святые подвижники

В Голосеево вели свой подвижнический подвиг такие местночтимые святые, как свт. Филарет (Амфитеатров, 1857 г.), его духовный отец прп. Парфений Киевский (Краснопевцев, 1855 г.) и их ученик прп. Алексей Голосеевский (Шепелев, 1917 г.), а также Христа ради юродивые Паисий (1893 г.) и Феофил (1893 г.).

Прп. Алексий (Шепелев) больше трех десятков лет прожил в Киево-Печерской Лавре и два десятка - в Голосеевской обители. Там же на кладбище и теперь находится его могила. Он умер в 1917 году в возрасте 76 лет. Это был любящий духовный отец, даривший веру и надежду на спасение многим верующим людям.

В 1923 году новая безбожная власть упразднила монастырь, а в 30-е годы храмы были разрушены, а монахи выселены. В начале войны, в октябре 1941 здесь велись ожесточенные бои за Киев, через Пустынь проходила вторая линия обороны. В это же время здесь погибла монахиня Елена, спасшая много людей от голода. Она тоже похоронена на монашеском кладбище Голоссевской Пустыни.

К 70-м годам от монастыря практически ничего не осталось. Сохранилась лишь некоторая часть монашеского кладбища с могилой прп. Алексия, но к ней никогда не переставал тянуться поток верующих людей.

Голосеевская Пустынь. Матушка Алипия: адрес

В 1979 году на развалинах монастырской обители поселилась юродивая монахиня Алипия (в миру Авдеева Агафья Тихоновна), которая стала непрестанно молиться о возрождении монастыря. Она же предрекла и его расцвет.

Так и поспособствовала возрождению такой обители, как Голосеевская Пустынь, матушка Алипия. Как доехать до этого места, будет описано чуть дальше. Надо сказать, что матушка почила 30 октября 1988 года и была похоронена совсем в другом конце города Киева, а именно на Лесном кладбище. 18 мая 2006 года с благословения Блаженнейшего Владимира ее честные останки были перенесены в Голосеевский монастырь и теперь находятся в усыпальнице храма в честь иконы Божьей Матери «Живоносный Источник».

В 1993 году началось очередное возрождение монастыря. 4 октября этого же года состоялось обретение мощей святого прп. Алексия Голосеевского, почившего 11 марта 1917 года. В 1996-м Пустынь Голосеевская получила статус самостоятельного мужского монастыря. Сегодня он полностью восстановлен и стал еще благодатнее и красивее.

Биография матушки Алипии

Чудотворица родилась 3 марта 1905 года в семье благочестивых христиан Авдеевых Тихона и Вассы из села Вышетелей (Городищенский уезд Ее назвали в честь мученицы Агафии, икону которой она потом всю жизнь носила у себя на спине.

Матушка Алипия в детстве быстро выучилась грамоте и читала много священных книг. Любимым стал Псалтырь, по нему она и молилась. Вместе с родителями она часто посещала сельский храм в честь апостолов Петра и Павла. Скорби и лишения старица терпела с самого детства. Ее родителей расстреляли в Гражданскую прямо на ее глазах. С этого момента началась ее скитальческая жизнь в нищенстве, сопровождавшаяся преследованием со стороны властей. Ей даже пришлось побывать в плену у С. Буденного, которого тронули ее детские слезы, и он приказал отпустить девочку.

Однако она всегда полагалась на Бога, хоть и приходилось ей ночевать под открытым небом, заниматься временными подработками, чтобы добыть себе хлебушек насущный. Долгое время она паломничала по святым местам, где и находила свой приют, радость и успокоение. Матушка Алипия за все годы военного лихолетья и неверия около 10 лет просидела в тюрьме. Был случай, когда однажды из камеры смертников ее вывел сам Апостол Павел. В Великую Отечественную ей тоже пришлось пережить заключение в концлагере. Ее всегда спасала вера в Бога.

Постриг

Она приняла в Киево-Печерской лавре. Юродство от Христа - труднейший монашеский подвиг, на который она подвизалась. Ее жизнь прошла в строгом посте и непрестанной молитве, кратком сне и постоянном физическом труде. Она навсегда запомнилась людям молчаливой и молитвенно углубленной в себя, но безгранично любившей Бога и ближних своих. Удивительным был тот факт, который вскрылся вскоре после ее смерти, что за каждого человека, о котором ей приходилось молиться, она вешала себе на шею железный ключ. К концу жизни это «ожерелье» из железных ключей превратилось в настоящие вериги.

Почитание

Девять лет эта великая подвижница провела в Голосеевской обители. Она всегда беспрестанно молилась и продолжала подвиги преподобных отцов Голосеевских. Господь удостоил ее великими духовными дарованиями: прозорливостью, предвидением, утешением, исцелением и, наконец, самым главным - даром любви. Свою смерть она сама же и предсказала. Это случилось 30 октября 1988 года. При жизни она помогла бесчисленному количеству людей, но и после ее смерти по молитве, обращенной к матушке Алипии, до сих пор происходят настоящие чудеса и исцеления.

Сегодня каждый день и особенно в дни ее почитания Пустынь Голосеевская принимает тысячи людей со всех концов света. Свидетельств исцелений Голоссевский бессчетное количество. Когда гроб с останками матушки внесли в храм, то на небе высветился крест. В этот же день получили исцеление два тяжелобольных человека, страдающих онкологией.

Голосеевская Пустынь: как доехать?

Добраться до этого места совсем несложно. Для этого нужно приехать в Киев, сесть в метро и выйти на станции, которая так и называется - «Голосеевская». Буквально в нескольких метрах от выхода находится от которой беспрерывно, с 6 утра до 9 вечера, каждые 10 или максимум 20 минут отходят монастырские автобусы, которые очень легко заметить, так как они специально оформлены и подписаны.

Есть еще один путь - от станции метро «Лыбидская», где можно воспользоваться маршруткой 212 и доехать на ней до поворота ул. Полковника Затевахина или воспользоваться троллейбусами 2, 4, 11, 12 и добраться до остановки «Парк им. Рыльского».

  • 17.45 - вечерняя служба.
  • 6.10 - утренняя служба.

По средам и пятницам служится Литургия Преждеосвященных Даров.

В субботу:

  • 7.00 - 1-я Литургия.
  • 9.00 - 2-я Литургия.

В воскресенье:

  • 7.00 - 1-я Литургия (в Покровском храме).
  • 8.00 - 2-я Литургия (в храме св. И. Дамаскина).
  • 9.00 - 3-я Литургия (Живоносный источник).
  • 10.00 - 4-я Литургия (Покровский храм).

Кроме богослужебных литургий, каждый день совершается панихида у мощей матушки Алипии: первая - сразу после утренней, а вторая - в часовне в 12.00.

Более точную информацию можно узнать в самом монастыре, который также имеет официальный сайт.

Родилась блаженная Алипия предположительно в 1910 году в Пензенской области в благочестивой семье Тихона и Вассы Авдеевых. Блаженная старица рассказывала, что отец был строгий, а мама очень добрая, большая труженица и очень аккуратная. Бывало, положит в передничек всяких угощений и велит ей разнести бедным в их селе, особенно много гостинцев раздавала мама в праздники. Когда пришло время учиться, Агапию отдали в школу. Живая, быстрая, сообразительная она не могла удержаться и всем подсказывала. Девочку перевели в другой класс, и среди детей старше её на год Агапия отличалась умом и сообразительностью. В 1918 году родителей Агапии расстреляли. Всю ночь восьмилетняя девочка сама читала Псалтырь по умершим. Некоторое время Агапия жила у дяди, проучившись в школе только два года, отправилась «странствовать» по святым местам...

В годы безверия – 10 лет провела в тюрьме, несмотря на тяжёлые условия содержания, старалась соблюдать пост, непрестанно молилась.

Из воспоминаний Марии:

– Много пережила Матушка в период гонений на православных: её арестовали и посадили в общую камеру... В тюрьме, где она содержалась, было много священников. Каждую ночь 5–6 человек уводили безвозвратно. Наконец, в камере осталось только трое: один священник, его сын и Матушка. Священник сказал сыну: «Давай отслужим по себе панихиду, сегодня нас к рассвету заберут»... А Матушке сказал: «А ты сегодня выйдешь отсюда живая». Отслужили панихиду, отпели себя отец и сын и ночью их увели навсегда. Матушка осталась одна: в камере неслышно отворилась дверь, вошел Апостол Петр и через черный ход вывел Матушку к морю. Шла она без пищи и воды 11 суток. Лезла по отвесным скалам, обрывалась, падала, поднималась, снова ползла, раздирая до костей локти. Но Господь сохранил ее. На руках у нее остались глубокие шрамы, которые она мне показывала. Возможно, тогда Матушка посетила Великого иерусалимского старца иеросхимонаха Феодосия, который жил под Новороссийском в поселке Горный (бывшая станица Крымская). Об этом сама Матушка сказала «Я у Феодосия был, я Феодосия видел, я Феодосия знаю». Возможно, что старец благословил Матушку на великий подвиг юродства...

Старица часто вспоминала о своём чудесном избавлении, чтила день памяти Апостолов Петра и Павла, часто молилась у иконы Апостолов...

Во время войны Агапия попала на принудительные работы в Германию...

Из воспоминаний Марфы:

– Рассказала мне Матушка, что когда она была на работах в Германии, то по ночам читала Псалтирь за женщин, у которых дома остались дети или больные старики и выводила их за колючую проволоку и они благополучно уходили домой. Ушла и сама Матушка еще до окончания войны, перебралась через линию фронта и пешком пошла в Киев... Однажды нагнали ее на дороге несколько человек мужчин... Стала усердно молить Матерь Божию защитить ее. Невдалеке увидела стог соломы и побежала к нему, чтобы укрыться от бандитов... Добежала до стога, спиной к нему прижалась, и Матерь Божию со слезами и просила не оставлять ее.

Бандиты вокруг стога бегали, ругались: «Да где же она делась, ей же и укрыться негде!» Постояли и ушли, а Матушка посмотрела на себя и увидела, что она вся светлая, вся одежда на ней белая, руки белые... Матерь Божия защитила, скрыла от бандитов, небесным светом одела, потому они ее и не увидели.

Матушка была грамотная, хорошо читала и писала, всю Псалтирь знала на память.

Спросила меня как-то: «Ты, какого года рождения?»

– 1916 – ответила я.

– А я на 6 лет тебя старше.

По промыслу Божиему Христа ради юродивая Агапия была принята в Киево-Печерскую Лавру, где прожила до самого её закрытия. Архимандрит Кронид при постриге в монашество дал Агапии новое имя – Алипия, благословил на подвиг столпничества. Три года подвижница провела в дупле старого дерева.

«Когда было очень холодно, я заходил в коридор к монахам погреться. Иной пройдет, даст хлеба, а другой прогонит... Но я на них не обижался», – вспоминала впоследствии блаженная старица.

Добровольно неся крест юродства Христа ради, покорно принимая унижения и оскорбления, мужественно перенося лишения, подвижница стяжала смирение и кротость, за это и удостоилась великих даров от Господа: прозорливости и дара исцеления по молитве.

Из воспоминаний Инны Александровны:

– Мы с мамой вернулись из эвакуации в Киев. Это было в 1947 году, и стали ходить к отцу Дамиану в Киево-Печерскую Лавру за советами, наставлениями... Тогда же мама мне указала на худенькую, стройную женщину, аккуратно причесанную... Мама сказала, что ее зовут Липа, живет она в овраге за лаврской оградой прямо под открытым небом, проводит ночи без сна в непрестанной молитве... У Липы был необыкновенно глубокий, чистый, теплый, ласковый, любящий взгляд светло-серых очей... Духовным отцом Липы был наместник Лавры архимандрит Кронид. По воспоминаниям самой матушки Алипии: когда заканчивалось служба в церкви, он подходил к ней, давал сухарей и говорил: «Ну что, нагрелась, ешь и иди спасайся». Она, послушная своему духовному отцу, покорно удалялась к большому дереву, забиралась в дупло, в котором можно было, только полусогнувшись стоять. Когда же зимой снег заметал так, что из дупла нельзя было выбраться и она не шла в церковь, отец Кронид сам пробирался к ней, приносил в мантии сухарей, окликал: «Ты не замерзла?» Оставлял приношение и свое неизменное слово «спасайся» и уходил в Лавру, оставляя подвижницу на попечение длительной, зимней ночи. Жутко было в глубоком овраге, под самое дупло приходили и выли голодные, бродячие собаки, мороз сковывал полусогнутое неподвижное тело. И только непрестанная Иисусова утешала, укрепляла и согревала.

Так продолжалось до 1954 года, когда скончался духовный отец и наставник Липы архимандрит Кронид...

Она всех любила, жалела, ни на кого не обижалась, хотя ее многие обижали своим непониманием того тяжкого креста, который она взяла на свои хрупкие плечи.

В простой, скромной одежде, она была всегда аккуратной, чистой... Для меня до сих пор остается загадкой: как Липе удавалось сохранять свою внешнюю чистоту, красоту и привлекательность, не имея крыши над головой... Три года проводя ночи в дупле большого дерева, не имея пищи, она никогда не роптала, не просила милостыни, питаясь тем, что люди сами ей давали...

Увидел ее и отец Дамиан: «Ну что ты тут сидишь под ступеньками, тебе же холодно, иди спи под дверью отца Андрея»... Оба старца жили в одном коридоре и двери их келий никогда не закрывались от посетителей... Отец Андрей принимал всех: отчитывал бесноватых, исцелял больных, помогал нищим, всех кормил с Лаврской трапезы... Вот к этому-то порогу и послал отец Дамиан осиротевшее чадо отца Кронида...

Спустя много лет я поняла смысл этого благословения: Липа уже должна была приблизиться к порогу чудодейственного старца. Все было еще впереди: оживление умершего от угара ребенка, исцеление от смертельных болезней, изгнание бесов, необычайная прозорливость, действие благодати Святого Духа такое, что силы природы повиновались ей, безграничная, всеобъемлющая любовь к людям и добрым, и злым, бескорыстная щедрость...

Что еще я заметила, – отец Дамиан очень тепло и заботливо относился к Липе, разговаривал с ней как равный с равной, как со своей сотрудницей, видимо, провидел в ней угодницу Божию и свою последовательницу.

Шло время, умножались грехи людские, над Лаврой сгущались черные тучи: поползли слухи о ее закрытии. Странным стало поведение Липы, – она воздевала к небу руки, громко кричала на своем мордовском языке, падала на колени и плакала... (Скорбела матушка, предвидя скорое закрытие святыни)

Гроза разразилась в марте 1961 года: ярко засиявшая звезда великой святыни закатилась сразу. Умолкли колокола. Замолчал дивный хор монахов, не слышалось больше молитв в церквах, закрылись двери келий, опустели коридоры, погасли лампады. Старцы расходились – одни в вечность, другие гонимые властями...

После закрытия Киево-Печерской Лавры блаженная Алипия поселяется в маленьком домике около Голосеевской пустыни. Местные жители, знавшие о чудесах исцеления по молитвам праведницы, нескончаемым потоком шли к ней за молитвенной помощью, советом, исцелением.

Из воспоминаний Марфы:

– Очень строго матушка Алипия соблюдала посты – Первую и Страстную неделю Великого поста, среду и пятницу каждой недели она ничего не ела. Спать не ложилась, всю ночь молилась. На шее на шнурке носила большую связку ключей – своеобразные вериги.

Интересна их история: рассказывала, что во время войны, находясь в немецком лагере, работала на каком-то заводе, говорила: «Подойду ночью к сетке, разрежу ее и всех выпушу, все уйдут и живы, останутся и никто не знал, где они девались». И за каждого спасенного ею человека на шее прибавлялся ключик маленький и большой, беленький и желтый. Эту тяжелую связку матушка носила на шее до самой своей смерти. Тонкий, крепкий шнурок впивался в тело, оставляя глубокий синий рубец.

Со всех сторон великой нашей Родины ехали люди к этому хрупкому благодатному светильнику: архимандриты и настоятели монастырей, монахи и мирские, высокие начальники и простые труженики, пожилые и молодые, юные и дети, больные, скорбные и гонимые. За день, бывало, приходило к матушке по 50–60 человек. И всех матушка Алипия принимала с любовью, хотя прекрасно видела каждого, что он в себе принес: веру, любовь, любопытство или зло. Но в ее сердце умещались все, каждому она знала, что и как сказать, кого исцелить компотом или кашей, а кого мазью или вином. Своих духовных чад никого не благословляла делать операции, особенно полостные.

Матушка стала мне рассказывать притчу: «Идут двое в церковь, а навстречу бедный человек везет на тележке дрова. После дождя дорога размытая, ямы заполнены грязью, ослик оступился, упал, и тележка с дровами перевернулась и упала в грязь. Бедный человек хлопочет, но сам сделать ничего не может. Один говорит: «Давай поможем ему», а другой отвечает: «Станем помогать одежду и обувь перепачкаем и как в церковь в грязной одежде придем, да и на службу опоздаем» и пошел мимо. А первый пошел в грязь, помог подняться осленку, поднял тележку с дровами, помог вытащить ее из грязи, сам перепачкался весь и когда справился пошел следом за своим товарищем. Приходит в церковь как раз к началу службы. Увидел его товарищ и спрашивает: «Ты помогал?»

– Да помогал.

– А почему у тебя одежда чистая?

Глянул помогавший на свою одежду и обувь, а они чистые.

Говорит мне Матушка: «Завтра утром приходи, будем дрова на зиму готовить». Ночью прошел сильный дождь, было холодно, стала я собираться к матушке, надела чистую одежду, новые замшевые сапожки. Думала, что для работы найду у нее, во что переодеться и переобуться. Пришла пораньше, а Матушки дома нет, хатка и сарайчик на замке... А в лесу мокро, грязно, я в своих новых сапожках и в чистой одежде таскаю ветки, складываю у хатки... И только в 5 часов вечера идет она уставшая, несет на плечах корзину и мешок за плечами. Матушка спрашивает меня: «И ты в лес ходил?»

– А почему твои сапожки и одежда чистые?

Глянула я на свои ноги, сапожки и одежда моя были совершенно чистые. Как будто я не ходила целый день по грязи и не носила на плечах большие мокрые ветки деревьев...

Из воспоминаний Анны К.:

– Это был неиссякаемый источник чудотворений и исцелений, которых не уничтожит ни жизнь, ни года, ни смерть. В согбенном, славном, чудном творении Божьем проявлялась неиссякаемая чудодейственная сила, изливаемая на всех приходящих к ней со своими горестями и недугами. Никто неутешен, не уходил от нее, получив к тому же и душевное исцеление. Впервые в домик к Матушке меня привела страшная болезнь. Я ничего не могла кушать... Я вся высохла и почернела, на руках тогда было еще двое маленьких детей. Не имея силы, я все-таки с большим трудом добралась до Матушкиного домика, постучала, сразу же мне она открыла дверь, с улыбкой говоря: «О, заходи, заходи, сейчас будешь кушать»... Помню, как проницательно посмотрела она внутрь меня... Поставила сковородку передо мной и Марией, перекрестила еду и заставила есть... Я ела с Марией. И это было первое чудо, совершенное Матушкой надо мной. Съела я все и не почувствовала, что я наелась. С тех пор стала исчезать чернота с моего лица, я стала кушать и поправилась... Мамочка пригласила приходить чаще к ней и, слава Богу, что было мне куда приходить. Идешь к великой старице больной, разбитый, еле живой, а обратно бежишь как новорожденный человек. И скорби, и беды – все уходило мимо. Поистине – дивен во святых Своих! Много раз Матушка своими молитвами предотвращала беду, нависшую надо мной и моей семьей... Все знают, что Мамочка лечила мазью, которую сама готовила. Перед приготовлением она много постилась и молилась. Варила мазь целую ночь и молилась по четкам. Наклонившись ко мне, сказала однажды мне на ухо: «Знаешь, мазь переедает все раковые клетки». Это было сказано шепотом и серьезно. Я подумала: «Значит это уже испытано, с мазью не пропадешь».

Как велика сила была действия не самой мази, а Матушкиной молитвы, действующей через мазь. По своей скромности она не хотела, чтобы люди возвышали ее действия в чудесных исцелениях, и всю силу переносила на действие мази, а по благословению свыше, конечно, и мазь была целительной. Когда люди жаловались на какие-нибудь боли, она говорила: «Помажь мазей и пройдет». И проходило... Кто часто бывал у Матушки говорили, что она еще за 5 лет предсказала Чернобыль. Я была у нее за 2 недели до аварии, она смотрела на иконочки и говорила: «Смотри, как они блестят, какой пожар!» Но что я могла увидеть. Через две недели – авария. В этот день Матушка была одета во все черное и повторила несколько раз: «Живем болями других!»

Однажды я принесла Мамочке две иконочки Пресвятой Троицы и Святителя Николая Японского и говорит она: «Я его знаю, помоги, золотко, не надо, помоги ОДИННАДЦАТОГО, нет, не надо». Слезы залили лицо Мамочки. Мое предчувствие предсказало что-то нехорошее, которое ждало меня 11 числа. Она долго молилась, просила его и добавила: «Это великий святой». И потом добавила еще и число 8... 11 число – зима близилась к концу, наступила оттепель, на крышах лежали огромные глыбы тяжелого льда. Муж шел на работу, вдруг, с крыши огромного дома срывается огромная глыба и падает перед моим мужем на расстоянии одного шага. Всего одно мгновение отделяло его от страшной гибели.

Я посетила в больнице больного отца, и уже поздно было, когда я возвращалась домой. У самого моего дома кто-то с верхнего этажа сбросил пустую бутылку, и она вдребезги разлетелась перед самым моим носом в нескольких сантиметрах -еще бы миг и трудно представить, чтобы произошло – случилось это 8 числа.

Из воспоминаний духовной дочери блаженной старицы Алипии Нины:

– У меня на груди образовалась опухоль размером с куриное яйцо. Я обратилась к врачу, мне сделали все необходимые анализы, которые показали, что опухоль необходимо срочно удалять... С Марией едем к Матушке. Только зашли к ней, а Матушка кричит: «Не отдавайте на смерть!» И не благословила меня идти в больницу... Для меня матушка готовила мазь. Я этой мазью намазала свою опухоль 2 или 3 раза и опухоль совершенно исчезла. Прошло уже более 10 лет с того времени. У меня сохранились справки и анализы, подтверждающие, что опухоль была злокачественная.

Когда мне случалось быть с Матушкой наедине, особенно утром, то душа моя таяла от той теплоты, заботливости, ласки, любви, которой она согревала нас. Сколько в ней было нежности, доброты это трудно передать словами, это может понять только тот, кто это сам почувствовал. Матушка говорила: «Моих людей Господь не оставит, где-нибудь для них да найдется кусочек хлеба».

Как-то Матушка сидела рядом со мной. Вышел на огород старый мудрый кот, Охрим, и по краю обошел вокруг огорода, останавливаясь и обнюхивая землю. Матушка обратилась ко мне: «А ты понимаешь, что кот говорит?»

– Нет, не понимаю, мне это не дано.

– А я понимаю и кота, и курицу, и всякую птицу и животное, вот Охрим, пришел и сказал, что огород хорошо посадили.

В этот год у матушки хорошо уродила картошка.

Валентина С.Е. – духовная дочь блаженной Алипии, не раз была свидетельницей чудес, явленных Господом по молитвам старицы:

– При мне пришла к Матушке женщина очень приятная на вид... Был ветреный день, сильными порывами гнуло деревья, лес гудел и стонал, раскачиваясь и кланяясь под сильными порывами ветра. Женщина спросила: «Матушка, а где мои родители?» Матушка стояла молча, устремив свой взор куда-то вверх. Порывы ветра ослабели, деревья выпрямились, и в лесу как-то сразу наступила полная тишина. Матушка продолжала стоять с взором, устремленным в небо, а я подумала: «Какая же сила в ее молитвах, если умолила Творца запретить ветру, чтобы успокоить и ободрить одну христианскую душу». Женщина поняла, где ее родители, там, где тишина и спокойствие.

Понимала матушка язык птиц, кур, котов. Сидели мы несколько человек в саду, а на деревьях и на крыше собралось много птиц. Они щебетали, свистели и чирикали. Матушка разговаривала с ними на непонятном мне мордовском языке. По поведению птиц было видно, что они понимали слова матушки. Рядом сидел, кот Охрим. Матушка по-русски обратилась к птицам: «Вот он сидит, а я не отвечаю, если ты попадешь ему в лапы, улетай». Птицы поднялись и улетели...47 лет Матушка не ела мяса...

Сварила Матушка борщ. Пришли люди, я сидела с краю. Матушка говорит мне: «Наливай борщ». Я налила 11 тарелок. Пришли еще 4 человека, Матушка снова мне говорит: «Наливай борщ», а я про себя думала: «Хватит ли борща?» Посмотрела в чугунок, а там половина чугунка борща. Я подумала, что я не заметила, как Матушка встала и долила борщ. Налила я 4 тарелки и думаю, если еще придут люди, то уже не хватит борща. Снова пришли люди втроем, снова Матушка ко мне обращается: «Наливай борщ». На этот раз я уже точно видела, что Матушка со своего места не вставала и борщ не доливала. Подхожу наливать, открываю казанок, а там ровно половина борща, как будто я и не наливала из него – все половина. Потом поняла, Благодатью Божией пища у Матушки умножалась.

Спросила я как-то у нее: «Как спастись?» Она ответила: «Господи, помилуй!».

Из воспоминаний монахини Ф.

– С Матушкой я познакомилась в 1981 году. Я приехала поступать во Флоровский монастырь.

21 неделю, осень и зиму матушка тяжело болела. Пищи не принимала, а только пила немного воды. После Пасхи съела немного молочной каши. До болезни Матушка кормила людей тем, что сами люди приносили. А после болезни до самой своей кончины стала сама готовить и кормить людей. При приготовлении пищи не разрешала разговаривать, чтобы не осквернять пищу. Варила ежедневно борщ и кашу. Приготовляла пищу всегда с молитвою.

При очередном моем посещении, Матушка посмотрела на иконы и спрашивает: «Палец на руке или на ноге? Цел или нет?» Потом говорит: «Цел». А когда приехал мой брат, оказалось, что он пилил дрова и задел палец, но кость не задел.

Матушка могла на расстоянии слышать того, кто ее звал. Я сильно заболела и стала призывать Матушку на помощь. Собравшимся Матушка говорит: «Врач на Подоле умирает» и стала за меня молиться и молилась всю ночь. Утром мне стало легче.

Понимала она язык зверей и птиц. Приходил к ней лосенок, она его кормила. Однажды он пришел и стоит, а матушка говорит: «Голова болит, на, съешь хлеба, и перестанет болеть». Лосенок съел хлеб и ушел в лес.

По свидетельству очевидцев засушливым летом 1986 года праведница одиннадцать суток постилась и молилась, а потом поведала своим духовным чадам, что «выпросила дождь». После этого разговора, в тот же день пошёл обильный дождь.

За доброту многие любили блаженную старицу, но были и недоброжелатели, которых она и её многочисленные посетители раздражали. Живший по соседству мужчина не раз грозился разрушить жилище старицы Алипии. Однажды он уговорил тракториста приехать и ковшом подцепить брёвна поддерживающие стену ветхого дома. С воздетыми к небу руками молилась старица, прося заступничества у святителя Николая и помощи. Вот что об этом событие поведала духовная дочь блаженной Алипии:

– Тракторист зацепил трос за бревно под крышей и уже начал трактором тащить, чтобы разрушить крышу. Матушка стала молиться, все присутствующие стали кричать на тракториста, увещевая его, не причинять вреда Матушке. В это время хлынул дождь, да такой сильный, что стало темно (удивительно то, что в этот день на небе не было ни облачка). Тракторист сидел в кабине трактора, пережидая дождь. Но дождь не прекращался. Так ничего, не разрушив, тракторист и уехал. А домик остался стоять невредимым. Потом люди общими усилиями отремонтировали, что от ветхости разрушилось, и Матушка продолжала жить в своей келейке. «Пока я живой, дом не разрушат, преподобные Печерские не допустят, а после смерти снесут, и ничего не останется» – говорила Матушка (так и случилось).

Всех, кто знал Матушку, она поражала даром исцелений, действенной силой молитвы и явной прозорливостью... Я страдала сильными головными болями. Матушка дала мне выпить компоту и сказала: «После Вознесения пройдет». Так и было. После Вознесения я перестала страдать головными болями... Отец страдал каменно-почечной болезнью, лежал в больнице, ему хотели делать операцию, но он не согласился и ушел из больницы. Когда мы с отцом пришли к Матушке, она увидела его, и сказала: «Молодец, что ушел, а то зарезали бы». Дала ему выпить компоту, и боли у него прекратились...

Протоиерей Виталий Медведь вспоминает:

– Перед 1000-летием крещения Руси в Демиевской церкви подходит ко мне Матушка и громко говорит: «Христос Воскресе! Теперь тебя мучить не будут».

Тогда меня не прописывали в Киеве, я поехал к ней. Она глянула на меня и говорит: «Не бойся, иди, пропишут». И действительно, вскоре меня прописали.

Много помогала Матушка в судебных делах: по ее молитвам уменьшали сроки заключений; неправильно осужденных освобождали. Очень помогала Матушка в различных самых запутанных и неправильно оформленных денежных счетах. По ее молитвам все устраивалось, улаживалось и благополучно разрешалось.

Людей лечила приготовленной ею самой пищей и земляникой, из которой приготовляла мазь. Перед взрывом в Чернобыле предсказывала: «Потравят людей газом».

Из воспоминаний протоирея Анатолия Городинского:

– Впервые матушку Алипию мы встретили в 1974 году в церкви Вознесения на Демиевке. Ее нельзя было не заметить. По пути в церковь она всегда заходила в магазин и покупала много хлеба и булочек. Все это она клала на панихидный стол. И нас учила: «Всегда имейте при себе кусочек хлеба». Жила она в небольшом домике, в котором была одна комнатка и небольшой коридорчик, где помещались ее курочки и коты, которых она всегда держала... К Матушке приходили люди за молитвой, советом, благословением. Во всем этом нуждались и мы. Часто благословляла нас, давала нам много конфет. Мы возражали, зачем нам так много конфет, а она настаивала: «Это деткам». Но детей у нас не было долгих 10 лет. Верили мы Матушкиным словам, теперь мы многодетная семья. Господь послал нам радость по Матушкиным молитвам и нашим просьбам. Перед Чернобылем Матушка была очень беспокойная, всех, отправляя, домой, говорила: «Плотно закрывайте двери и окна, будет много газа». Многие спрашивали, что делать уезжать или оставаться в Киеве. Матушка никого не благословляла уезжать, а кто не послушался, потом жалел, там было ещё хуже. На вопрос как поступать с пищей говорила: «Помойте, прочитайте и Богородицу, перекрестите и ешьте и будете здоровы».

Из воспоминаний Марии:

– Последнее воскресенье перед Пасхой – Вход Господень в Иерусалим на свои страдания. Ранним утром вспыхнул Чернобыль, который матушка видела еще зимой. С этого дня всем приходящим стала давать кагор, но предупредила: «Чтобы после моей смерти вина и в рот не брали».

За два месяца до своей кончины никого больше не благословляла оставаться на ночь...

В субботу (29 октября) послала за мной. Сказала мне: «Пойди в нашу церковь, поставь свечи, но не зажигай, на утро пусть будут. Бери панихиду и беги в Лавру, ко мне больше не приходи».

В воскресенье 30 октября после обедни я пришла. Матушка была совсем слабенькая. Благословила всех вместе идти в Китаево: «Помолитесь святым и за меня помолитесь», предсказывая канонизацию 5 угодников Киево-Печерской Лавры.

Перед старица просила у всех приходящих к ней прощение, просила приходить к ней на могилку и рассказывать о своих бедах и болезнях.

Из воспоминаний духовной дочери старицы:

– Незадолго до смерти было у Матушки много народа. Неожиданно она велела всем встать на колени и молчать. Неслышно отворились двери и, обращаясь к вошедшим, Матушка спросила: «Что пришли меня проведывать?» Все в благоговейном молчании стояли на коленях, пока Матушка вела тихую беседу с пришедшими. Кто они были и какую весть ей принесли – осталось тайной. Она ее не открыла, но после этого посещения чаще стала говорить о смерти: «Я умру, когда будет первый мороз и первый снег пойдет. Повезут меня на машине, похоронят в лесу». 29 октября я была у Матушки и сильно плакала: «Не стой и не плач, а иди и подавай во все храмы». И летели во все монастыри письма с просьбой молиться за нашу Матушку. Духовные чада даже ездили к старцу Н. далеко в Россию: «... яблоко созрело, оно не может больше оставаться на дереве и должно упасть» – ответил прозорливый старец, который знал матушку только духом.

30 октября был первый сильный заморозок, а вечером пошел крупный пушистый снег. Когда раздавали Матушкины вещи, мне дали подушечку. И теперь, когда у меня начинается головная боль, я ложусь на эту подушечку, и боли прекращаются.

Царство небесное и вечная память, дорогая наша матушка Алипия за все труды твои, которые ты понесла в своей земной жизни за всех нас грешных.

Из воспоминаний Ермоленко Екатерины Ивановны:

– Во время отпевания от тела Матушки исходило сильное благоухание, руки были тёплые, и когда к ним прикладывались, на губах долго оставалось приятное благоухание.

Собранно уже не мало свидетельств об исцелении верующих по молитвам старицы.

Свидетельствует Людмила:

«Я пекла бисквит, чтобы взять его на могилку и обожгла руку. Образовался большой волдырь, рука сильно болела. На могилке мы помолились, перекусили, а когда я приехала домой, то на руке уже ничего не было: ни волдыря, ни следа от ожогов и боли я никакой не чувствовала. Когда произошло исцеление, я не заметила, а увидела только результат.

Через год, уже в 2000-х-тысячном году на первой фаланге указательного пальца образовался плотный наростень, величиной с фасоль. Этот наростень очень мешал сгибать палец. Уже имея опыт исцеления от ожога, прикладываясь ко кресту на могилке, я попросила: «Матушка, а у меня пальчик болит!» и этим наростнем прикоснулась ко кресту.

Мы помолились... Через полчаса увидела, что нароста уже не было. Остался только покрасневший след – на память!»

«На переносице у меня образовалась шишка величиной с лесной орех. Она постоянно увеличивалась и твердела, мешала носить очки. Матушка Дионисия, уезжая, дала мне цветочек с могилки Матушки Алипии. Я стала ей молиться и прикладывать этот цветочек. Вскоре шишка незаметно исчезла. Господи, благослови».

Блаженная старица Алипия, моли Бога о нас!

Похожие статьи

© 2024 my-kross.ru. Кошки и собаки. Маленькие животные. Здоровье. Лекарство.