Грех к смерти и не к смерти. Библейский взгляд на единственный "смертный грех"

если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился

Итак, не вознерадим обращаться к благоутробному Владыке нашему скоро и не предадимся беспечности и отчаянию ради тяжких и бесчисленных грехов наших. Отчаяние есть совершеннейшая радость диаволу. Оно есть грех к смерти , как гласит Писание (Прп. Антиох. Сл.77).

Поучения.

Прп. Никодим Святогорец

Сложно провести точное различие между смертными грехами и простительными. Потому что существуют разные мнения о том, что считать смертным грехом, истолковывая изречение Иоанна: «Есть грех к смерти, но есть грех не к смерти ». Митрофан Смирнский говорит, что грех к смерти – это всякий грех, который ветхим законом наказывался смертью. Такими были хула на Бога, преднамеренное убийство, скотоложство и иное. Грех, который не к смерти, это такой грех, который не наказывался смертью, как невольное убийство и другие. Анастасий Синаит (вопрос 44) говорит, что грех к смерти – это сознательно производимый грех. Грех же не к смерти – это грех по неведению. Но сознательная хула на Бога – это великий грех, также как убийство и прелюбодеяние. Это грехи к смерти. А 5-ое правило Седьмого Вселенского собора и Экумений грехом к смерти называют грех нераскаянный и неисправленный. Подобно и Георгий Корессий в своем богословском слове, как мне кажется, точнее определяет это отличие. Он говорит, что смертные грехи отличаются от простительных по роду, как отличается смертное дело от пустого слова и от суетного помысла. Ибо существует три главных рода греха: лукавое дело, лукавое слово и лукавая мысль. Все лукавые дела относятся к одному роду. Отличаются они друг от друга только по виду. Таким же образом отличаются друг от друга лукавые слова и лукавые помыслы. Отличаются они по степени совершения дела и действия, как отличается первое движение гнева и ненависти от совершенного на деле гнева и злопамятства. Или по количеству вещества. Как воровство, которое не отличается от другого воровства ни по виду, ни по веществу. Если будет воровство больших денег, то это смертный грех. Если же будет украдена одна монета, что не причинит большой беды пострадавшему, то это простительный грех. То же самое говорит в своем «Руководстве к исповеди» и Хрисанф. К этому же добавь, что грехи отличаются еще и по виду. Как клятвопреступление, будучи смертным грехом, по виду отличается от праздного слова. А Геннадий Схоларий (в «Руководстве» Хрисанфа) проводит различие между смертными и простительными грехами по общим местам, где они совершаются. То есть в уме – злые помыслы, на языке – злые слова, а тело совершает злые дела. Он говорит, что каждый грех, относящийся к уму и по своему виду являющийся смертным, тогда только становится смертным, когда произойдет его совершенное развитие. Это не один лишь прилог, или собеседование, или борьба (о чем смотри 2, 3 и 4 правила Постника), а совершенное согласие с помыслом (такими как гордость, злопамятство, ересь и иными). Также и всякий грех, относящийся к грехам языка и являющийся по своему виду смертным грехом, лишь тогда становится смертным, когда получит свое совершенное развитие (такие как хула, клятвопреступление, лжесвидетельство и другие). Подобно и всякий грех, относящийся к грехам тела и являющийся по своему виду смертным, лишь тогда становится смертным грехом, когда будет совершен на деле (как блуд, прелюбодейство, страх и тому подобное). Смертные грехи, относящиеся к телу, бывают простительными тогда, когда будут произведены лишь в уме и слове. То есть смертный грех блуд, когда будет зачат в похоти и уме, или будет высказан в постыдных словах, является простительным грехом. Потому и сказал брат «Божий: «Похоть, зачав, рождает грех ». То есть простительный грех. А за собой влечет следующее: «А сделанный грех (то есть сделанный телом и на деле) рождает смерть » (Иак. 1, 15) . Подобным же образом и тот смертный грех, который относится к слову, если будет только в уме, является простительным грехом. Как например смертный грех хулы, когда бывает только в уме и невольно, является простительным. Попросту сказать, смертные в своих грубых выражениях грехи, если происходят в более легких формах, являются простительными.

Достойным упоминания и в то же время боязни является то, что у Корессия говорит блаженный Августин (Беседа на первое послание Иоанна, также Слово 41 о святых) вместе со многими другими. Он говорит, что многие малые грехи составляют один большой грех. Корессий это говорит о том, когда человек презирает малые грехи как малые. Потому что крадущий малое, делающий это постоянно, согрешает смертно. Ибо и Великий Василий, зная все Святое Евангелие, находит различие между комаром и верблюдом, сучком и бревном, и, яснее сказать, малыми и большими грехами. Но он говорит (см. правила, кратко изложенные, ответ 293), что в Новом Завете нет различия между большим и малым грехом: а) ибо и малый грех, и великий одинаково являются преступлением закона, согласно посланию Иоанна: «Грех есть беззаконие » (1 Ин. 3, 4) , - и неверием в Сына, согласно с изречением: «Не верующий в Сына не увидит жизни » (Ин. 3, 36) ; б) что и малый грех становится великим, когда начинает властвовать над творящим его: «Ибо, кто кем побежден, тот тому и раб » (2 Петр. 2, 19) . Третью причину добавляет божественный Златоуст (Беседа 16 на Первое послание к Коринфянам, Слово к Димитрию об умилении), говоря, что и бревно, и сучок, то есть и великий грех, и малый, поскольку не получают одного и того же наказания, отличаются друг от друга. Но поскольку творящего грех они изгоняют из Царства Небесного, не отличаются друг от друга. Ибо и Апостол говорит, что идолопоклонники, мужеложники и злоречивые не наследуют Царства Небесного (1 Кор. 6, 9 -10). То есть и те, кто творит большой грех, и кто творит малый. Вот что еще достойно упоминания и боязни, о чем говорит прежде упоминавшийся Корессий, что похоть человека становится смертным грехом двумя способами: или когда похоть воплощается в какой-либо тяжелый грех (например, убийство, или что-либо подобное), или когда человек соглашается сделать грех, даже если и не удастся его сделать. Ибо движение похоти тройственно: невольное, вольное несовершенное и вольное совершенное. «Первое движение не называется грехом. Второе – называется грехом простительным, а третье – грехом смертным. И в книге «Поучение кающемуся» также пишется, что всякое наслаждение, которое совершается по собственной воле, является смертным грехом.

Руководство к исповеди.

Прп. Иустин (Попович)

аще кто узрит брата своего согрешающа грех не к смерти, да просит, и даст ему живот, согрешающим не к смерти. Есть грех к смерти: не о том, глаголю, да молится

Поступает согласно Евангелию тот, кто хочет спасения каждого и работает над этим. Это есть желание Христово о каждом, и оно должно стать и нашим желанием. И это значит: мы не желаем никому пребывать во грехе и в чем-либо греховном, но желаем каждому находиться в добре и во всем богоугодном.

Мы не желаем никому смерти и чего-либо смертоносного, но всегда желаем бессмертия и того, что ведет к нему. Мы не желаем никому быть с дьяволом и с чем-либо дьявольским, но желаем всякому быть со Христом и во всем Христовом. Люди, любящие грех, желают сами себе смерти. Если кто-либо безвозвратно полюбил грех, то такой уже мертв, он является самоубийцей.

Если кто-либо хочет греха для другого, то хочет ему смерти. Поскольку грех же содеян рождает смерть (Иак. 1:15) .

Существует два вида грехов: грех не к смерти и грех к смерти. Грех не к смерти – это тот грех, в котором человек приносит покаяние. Каждый грех приводит душу к маленькой смерти. Покаянием человек изгоняет грех из себя, изгоняет смерть и воскрешает душу из мертвых. Покаяние не есть только второе крещение, но и первое воскресение, воскресение из мертвых. Покаяние уничтожает смерть души, приводя человека к вечной жизни. Так что, если человек совершил грех и приносит покаяние, то он восстает от мертвых, был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк. 15:32) , Таким образом, каждый грех, ради которого человек принес покаяние, есть грех не к смерти, потому что если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится и скажет: каюсь, – прости ему (Лк. 17:4) . И грех к смерти – это каждый нераскаянный грех, и это значит, что каждый грех, в котором остается человек добровольно, благодарно и непреклонно, есть грех к смерти.

Такой грех вызывает смерть души, и смерть души есть ни что иное, как отделение души от Бога, потеря душой Бога и Его всесвятых даров и сил. Святой Иоанн Богослов благовествует: Если кто видит брата своего, согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Просит, и Бог даст ему жизнь, – он сделал грех и поэтому убил сам себя, если просит, то ему дается покаяние и с покаянием воскресение из мертвых, жизнь. Таким образом, молитва покаяния есть победительница смерти, есть восставительница из мертвых. И это происходит, когда кто-либо молится искренне и кается искренне. О грешащем же к смерти да не просит никто. Почему? – Потому что человек всем своим существом, всей своей душой, всей своей силой, всей своей волей проникает в грех и пребывает добровольно и благодарно в нем. Он не хочет ни отказаться от него, ни даже возненавидеть его. И это уже вторая смерть, из которой он не может воскреснуть. Такому человеку Бог не хочет “силой” дать покаяние. Не желает, не хочет и не может, потому что Бог есть любовь, и любовь боготворит, живет и существует. Бог по любви создал человека с Богоподобной любовью. Если бы Бог дал силой человеку Свою волю, Свое Евангелие, Свое спасение, Свое Царство, тогда Он бы уничтожил человеческую свободу, самостоятельность человека. Тогда бы человек перестал быть человеком и стал бы марионеткой, машиной, роботом. И Бог, поскольку Он есть любовь, не может сделать чего-либо такого, потому что это просто не свойственно любви. Если бы Бог сделал это, то Он перестал бы быть Любовью, и, перестав быть Любовью, Он бы перестал быть и Богом. И по этой причине святой тайнозритель советует, что не подобает молиться о согрешающем к смерти. И, таким образом, он нам дает указание о том, чего нам следует просить в молитве у Бога, и чего не следует.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Блж. Августин

Иоанн открыто говорит о том, что есть некоторые братья, о которых нам не предписывается заповедью молиться, хотя Господь велел нам молиться даже за наших гонителей <…> Этот вопрос не может разрешиться, если мы не признаем, что у наших братьев есть некоторые грехи, которые являются более тяжкими, чем гонения наших врагов. Итак, грехом брата к смерти я считаю тот, когда, познав Бога по благодати Господа нашего Иисуса Христа, кто-то противится братству и против самой благодати, из-за которой он примирился с Богом, ненавистью воспламеняется.

О нагорной проповеди Господа.

Нужно было бы добавить [к описанию греха к смерти и то, что сюда входит,] если oн закончил жизнь в состоянии этой столь преступной развращенности ума , поскольку, как бы то ни было, из-за любого, даже самого плохого человека, пока он жив, не следует испытывать отчаяние, а за того, о ком не отчаиваются, молятся со знанием дела.

Переосмысления.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 16-17 если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти

Сказав, что Бог исполняет прошения наши, согласные с Его волей, апостол теперь ясно высказывает желание свое о том, чего бы мы просили по воле Божией. И как он много, почти чрез все послание, говорил о любви к брату и о том, что Бог желает, чтобы мы соблюдали любовь к брату нелицемерно; то теперь одним из желаний Его и самым лучшим называет то, что когда кто видит брата своего, согрешающего грехом несмертным, то пусть просит, и даст ему. Что даст? Жизнь вечную. Кому? Согрешающим не к смерти. Вообще он разделяет грех так: всякая неправда есть грех, и один грех к смерти, другой не к смерти. Но о грехе к смерти говорит: пусть не просит, то есть не молится: ибо не будет услышан, потому что просит не на добро. Разумеет того, кто не показывает никакого обращения. Ибо грех к смерти тот и есть только, в котором не приносят раскаяния. Этим грехом недуговал Иуда и подвергся вечной смерти. Злопамятные также грешат к смерти; ибо Соломон говорит: «пути злопомнящих в смерть» (Притч. 12:26) . Ибо те, кои помнят зло и не прекращают гнева на ближнего, не обращаются к покаянию, но согрешают непростительно.

Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.

Ориген

Ст. 16-17 если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти

Следовательно, есть такие грехи, которые называются грехом к смерти , откуда и вывод, что, сколько раз кто совершит такой грех, столько раз и умрет.

Гомилии на Книгу Левит.

Экумений

Ст. 16-17 если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти

[Ведущим] к смерти грехом является лишь тот, в котором нет покаяния. И Иуда, страдая из-за греха, [но не каясь,] был уведен в вечную смерть. Но и злопамятные грешат к смерти.

О чень интересный вопрос задал Джону Пайперу слушатель по имени Дэнни: “Здравствуйте, пастор Джон, спасибо Вам за этот подкаст. Что такое ‘грех не к смерти’ в 1 Иоанна 5:16-17? Объясните, пожалуйста.”

“Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти.” (1 Ин. 5:16-17)

Позвольте мне дать вначале краткий ответ, а потом вернуться и представить основание для этого, исходя из контекста 1-го Послания Иоанна и более широкого учения Нового Завета. Вот мой ответ: грех, который не ведёт к смерти (что, как, по моему мнению, имеет ввиду Иоанн, есть вечная смерть или осуждение) - это любой грех, совершаемый нами, который мы, по благодати Божьей, способны исповедовать и покаяться в нём. Таков мой ответ.

Любой грех

Причина, почему я так выразился, в том, что сказано в 1 Иоанна 1:9 и в Евреям 12:16. Итак, в 1 Ин. 1:9 говорится: “Если исповедуем грехи наши” - Иоанн не уточняет, какой именно вид грехов - “то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.” Это просто потрясающее, чудесное, славное и драгоценное обетование. Если вы можете искренне исповедовать свой грех, согласиться с Богом в том, что это грех и что он отвратителен, возненавидеть этот грех, бороться с ним, вы будете прощены.

Однако, в Евр. 12:16-17, где говорится об Исаве и том, что с ним стало, написано:

“[Видите,] что нет такого блудника или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства. Ибо вы знаете, что после этого, когда он желал унаследовать благословение, он был отвергнут, потому что он не нашёл возможности к покаянию, хоть и искал его со слезами” (дословный перевод с английского перевода ESV).

Когда говорится, что он искал его , имеется ввиду, что он искал покаяния. Он не мог найти его. Он не был уже способен на покаяние. Не так, что он каялся, и каялся, и рыдал, но Бог не прощал ему. Нет, нет и нет. Он не мог покаяться. Он согрешил до такой степени и глубины, что Бог счел его безнадежным.

Вот это и есть то, что, по моему мнению, Иоанн подразумевал под непростительным грехом. Это не какой-то особый грех, например, какой-то особенный ужасный поступок, — но всё дело в глубине, степени, усугублении греха и упорстве в нём, при которых искреннее исповедание и покаяние становятся невозможными.

Потому мой ответ на вопрос Дэнни “Что такое грех не к смерти?” такой: это любой грех , любой грех, который мы всё ещё, по благодати, способны искренне и смиренно исповедовать и покаяться в нём. Такой грех не ведёт к смерти.

Установление баланса Иоанном

Теперь давайте посмотрим на контекст, потому что это действительно помогает понять, как сам текст, на который ссылается Дэнни, вписывается в более широкую тему 1 Послания Иоанна. Стих 1 Ин. 5:16 начинается словами “Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти.” Я бы здесь уточнил “Если кто видит брата своего согрешающего каким-либо грехом не к смерти,” иначе звучит так, будто речь о каком-то специфическом грехе. Здесь по контексту речь о любом грехе.

Итак, позвольте мне привести это следующим образом:

“Если кто видит брата своего согрешающего каким-либо грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти” (1 Ин. 5:16–17).

Необходимо убедиться, что мы рассматриваем эти два стиха как часть более масштабной попытки установления баланса, которую Иоанн предпринимает в этом письме. С одной стороны, в этом послании особо подчёркивается, что те, кто по-настоящему рождён свыше, не грешат. В 1 Ин. 3:9 сказано: “Всякий, рожденный от Бога, не делает греха.”

С другой стороны, Иоанн предупреждает нас против неправильного понимания этих слов — против перфекционизма, будто бы христиане совсем больше не грешат. Я действительно встречал людей, говорящих такое. Иоанн пишет:

“Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас.” (1 Ин. 1:8-10)

Изменившийся, но не идеальный

С одной стороны, если вы рождены свыше, вы не продолжаете грешить. С другой стороны, в этом мире вы никогда не перестанете грешить совсем. Другими словами, Иоанн пытается найти равновесие между абсолютной необходимостью рождения свыше, которая непременно даёт значительную победу над грехом. Это одна сторона. С другой стороны, для нас, христиан, реальность в том, что мы, совершая грехи, можем обрести прощение, исповедуя их.

Вот тот баланс, который мы находим в 1 Ин. 5:16-17. Итак, стих 16 начинается словами: “Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти.” Другими словами, да, существует такое явление, как христианин, совершающий грех, и не получающий за него вечное осуждение.

А дальше стих 17 заканчивается такими словами: “Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти.” То есть, Иоанн делает особый акцент на том, что мы не должны воспринимать то, что он сказал, в идеалистическом свете, будто бы христиане не грешат или будто все грехи ведут к осуждению. Это не так.

Драгоценное обетование

Христиане грешат, и не все грехи ведут к вечному осуждению. Но прямо здесь, в середине, в конце 16 стиха он делает оговорку. Он говорит: “Когда я говорю вам молиться за грешников, я признаю, что Иисус учил о грехе, который не прощается, и я признаю, что в Послании Евреям говорится об Исаве, и я признаю, что действительно существует грех, ведущий к смерти и вечному осуждению. Он не даёт вам раскаяться. Я говорю не о таком грехе.” В этом смысл слов Иоанна: “не о том говорю, чтобы он молился.” Он не говорит нам не молиться за такой грех, он просто говорит: “Это не то, что я имею ввиду, говоря вам молиться за грешников, чтобы Бог дал им жизнь.”

Вопрос от А. : В моей голове не очень укладывается «грех к смерти» и «грех не к смерти» (1Ин.5:14-17). Что это значит? 1) Сама формулировка мне кажется не очень понятной. Словно устанавливается градация грехов по их тяжести. За этот смерть, а тот – простительный, то есть покаялся и живи дальше. Жутко звучит. 2) О какой смерти идет речь – духовной и физической? 3) Деяния 5 глава: ложь Анании Духу Святому была расценена как смертельный грех (ср. 1Кор.11:27-30).

Ответ : 1Ин.5:16-17 действительно является непростым отрывком для понимания и вызывает серьезные вопросы. Тем не менее анализ текста в его контексте позволяет из ряда возможных интерпретаций определить наиболее вероятное значение для назидания и укрепления в вере.

Контекст

1-е послание от Иоанна содержит много разъяснительных формулировок «если..., а...», «если..., то...», «всякий...», «кто..., тот...», которые затрагивают вопросы правильной веры (1Ин.2:22; 4:1-3; 5:1), праведной жизни (1Ин.2:29; 3:7) и правильных отношений (1Ин.3:11-15; 4:20-21). Иоанн учит как нужно относиться к проявлениям греха у верующих (1Ин.1:8-10; 2:1-2,4,9; 3:9 и т.д.). Он хочет, чтобы христиане имели абсолютную уверенность в своем спасении, основанную на честном анализе не только того, что они говорят, но и того, что они делают (1Ин.1:6; 2:4-6; 5:13). Для достижения этой цели Иоанн дает верующим инструменты, которые помогут определять, кто среди исповедующих веру во Христа действительно рожден от Бога, а кто не познал Бога вообще (напр. 1Ин.1:6-10, ср. Иак.2:14-26; 2Птр.2:20-22; 1Кор.5:11; 15:34 и др.).

Текст

Теперь посмотрим на отрывок в свете этого контекста (1Ин.5:13-18):

13 Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную.

14 И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. 15 А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, – знаем и то, что получаем просимое от Него.

16 Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. 17 Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда (букв. неправедность) есть грех; но (букв. и) есть грех не к смерти.

18 Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему.

Иоанн уверяет верующих в Сына Божия, что они уже имеют жизнь вечную, и убеждает их в неизменной верности Христа в ответе на молитву, соответствующую Его воле. Стихи 16 и 17 служат одновременно иллюстрацией и разъяснением молитвы, угодной Богу, в отношении согрешающего грехом не к смерти. Автор не дает дополнительных разъяснений о «грехе к смерти», тем самым показывая, что данное понятие не является новым, но известным среди христиан. Хоть не звучит прямого запрета на молитву о согрешающем грехом к смерти, контекстуально фраза «не о том, говорю, чтобы он молился» подразумевает, что на прошение о милости к согрешающему грехом к смерти Бог не даст положительного ответа и не даст ему жизнь, т.е. не спасет от смерти, поэтому такая молитва не угодна Богу (ср. Иер.7:16; 11:14). В заключении Иоанн еще раз подчеркивает, что истинно верующий человек, обладающий новой природой от Бога, хранит себя от греха.

Существующие толкования

Существующие толкования данного отрывка можно разделить на четыре основные позиции, согласно которым речь идет о:

  1. верующем, совершающем смертный грех (который уничтожает Божью благодать),
  2. верующем, совершающем грех к смерти духа (и утрачивает спасение),
  3. верующем, совершающем грех к смерти тела (но сохраняет спасение),
  4. ненастоящем верующем, совершающем грех к смерти вечной (и утрачивает возможность обрести спасение).

1. Первая позиция отражает учение, распространенное в католицизме и православии, о так называемых «смертных (главных) грехах» или «порочных страстях», уничтожающих Божью благодать в человеке и требующих таинства исповеди/покаяния для восстановления в состоянии благодати и надежды на спасение (см. https://ru.wikipedia.org/wiki/Смертный_грех).

Оценка : Это учение возникло в послеапостольское время и не имеет под собой библейского основания. Библия не делит грехи на большие (смертные), требующие покаяния, и малые, покаяния не требующие (ср. Иак.2:10). Серьезный анализ этой позиции требует обращения к истории христианской церкви и лежит за рамками данной статьи. Более того, возможность покаяния и восстановления в состоянии благодати согрешившего смертным грехом противоречит ходу мысли данного отрывка. Напрашивается вопрос, «Почему Бог не хочет, чтобы христиане молились о покаянии и обращении брата, который совершил смертный грех, если покаяние еще возможно?» Ведь по логике – наоборот, следует молиться об их покаянии.

2. Вторая позиция свойственна церквям, которые придерживаются учения о возможности «потери спасения». Подразумевается, что рожденный свыше верующий может посредством сознательного, повторяющегося греха или осознанного отвержения Христа лишиться Божьего дара спасения. В доказательство такой позиции приводится ряд библейских текстов (Рим.8:12-13; Евр.6:4-6; 10:26-29 и др.). Одновременно в таких случаях обычно звучит призыв, что если согрешившие покаются, то Бог обязательно вернет им дар спасения.

Оценка : Эта позиция звучит привлекательно, потому что делает акцент на необходимости практической святости в жизни верующих и провозглашает человеколюбивого Бога, которого нельзя обвинить в посягательстве на свободный выбор человека. Однако она переворачивает библейский причинно-следственный порядок в вопросе спасения/освящения. Опираясь на выборочный подход к Священному Писанию, она игнорирует контекст отрывков, которые приводятся в доказательство того, что можно «потерять» спасение (см. Рим.8:9; Евр.6:7-8; Евр.10:38-29; 2Птр.2:22). Тексты, утверждающие неотступность святых (Ин.5:24; 6:40; 10:27-29; 1Ин.5:13; Рим.8:30-39; Флп.1:6 и др.), признаются ею действенными только при соблюдении верующими определенных условий, подчеркивая, что именно свободный выбор человека имеет определяющее значение в вопросе его спасения, т.к. подразумевается, что человек может в любой момент решить перестать быть христианином и отвергнуть Христа.

1Ин.5:18 однозначно утверждает, что «всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему», исключая возможность того, что рожденный от Бога может погибнуть в результате греха. Пребывание в вере и праведная жизнь в Священном Писании являются не столько условием для спасения, сколько его признаком или обязательным следствием рождения свыше (ср. 1Ин.3:9; Мтф.7:15-21; Рим.8:9; Иак.3:11-12; Евр.6:7-8). Иными словами, не люди своими делами гарантируют свое спасение, а Божье дело спасения гарантирует их преображение в праведный образ Христа, что не снимает с них ответственности и необходимости каяться и веровать, бороться и побеждать. Возможность вечной гибели рожденного свыше человека в результате греха противоречит одному из главных утверждений апостола Иоанна, что рожденный от Бога «не грешит» и «не может грешить» (1Ин.3:9; 5:18), т.е. не может жить во грехе. Невозможно человеку, спасенному от греха, погибнуть от греха, и имеющему жизнь вечную умереть духовно. В послании от Иоанна четко прослеживается принцип, что если верующий живет во грехе, то это свидетельствует не о том, что он утратил свое спасение, но что он никогда его не имел (1Ин.1:6; 2:4,9; 4:20). Спасение по своей сути есть изменение природы человека (рождение от Бога), которое обязательно в свое время проявит себя в делах веры и плоде Духа (ср. Мтф.13:33). Приобретение же только внешних признаков христианской жизни не делает человека истинным христианином, и рано или поздно его невозрожденная, жаждущая греха природа должна проявить себя в удовлетворении своих греховных потребностей (1Ин.2:19; ср. Мтф.5:20; 7:23; 23:27; 2Птр.2:22). Это означает, что человек не может, сделав решение, перестать быть христианином (ср. Иер.20:9), так же, как и чем усилием своей воли родиться свыше (ср. Иоан.1:13).

3. Третья позиция заключается в уверенности, что Бог не допустит окончательного отпадения верующего от Христа посредством лишения его возможности грешить, т.е. через его физическую смерть.

Оценка : Эта позиция популярна в западных евангельских церквях и имеет несколько преимуществ перед предыдущими: 1) Именно посредством физической смерти Бог избавляет от осуждения с миром, т.е. от духовной погибели, верующих, которые принимают причастие в состоянии нераскаянного греха (1Кор.11:30,32). История Анании и Сапфиры (Деян.5:1-11) может быть наглядной иллюстрацией такого строго действия Божия в отношении намеренно согрешающих против Него. 2) Единственное место в Священном Писании, где Иоанн еще раз использует фразу «к смерти», указывает на физическую смерть (см. Иоан.11:4). 3) Слово «брат» при такой интерпретации воспринимается самым естественным образом как «верующий брат», «член тела Христова», т.е. подразумевается возрожденный человек.

Однако никто из придерживающихся этой позиции не может с точностью сказать как определяется грех ведущий к физической смерти. Обычно признается, что т.к. мы никогда не знаем является ли тот или иной грех к смерти, нужно молиться о всех согрешающих братьях и сестрах. При всей привлекательности такое прочтение создает впечатление, что его стараются «запихнуть» в удобную для человеческого восприятия систему. Иоанну не нужно было указывать на разницу между грехами, чтобы научить христиан молиться о согрешающем брате. Что же касается слова «брат», необходимо отметить, что этот термин сам по себе не определяет рожден ли человек свыше или нет (см. Евр.3:12; 2Фес.3:2). Для ясности Иоанн использует уточняющие термины при описании истинно верующих людей (1Ин.2:29; 3:9; 4:7; 5:1,4,18), чтобы их можно было отличить от верующих лишь на словах. Такое использование полностью согласуется с другими текстами Священного Писания, которые признают, что в числе членов видимой церкви Христовой есть те, кто не знают Господа (2Кор.15:34; ср. Ин.13:10-11; 17:12; Деян.1:16-19). Эта же истина отражается и в притчах Иисуса Христа о царствии Божием (Мтф.13:3-23,24-40).

4. Четвертая позиция отражена в баптистском вероисповедании 1689 года: «Молиться следует о позволительном и о людях, живущих сейчас, а также о тех, которые будут жить в будущем. Нельзя молиться ни за умерших, ни за тех, о ком известно, что они согрешили грехом к смерти» (см. ). Грех к смерти в данном случае совершается людьми, которых в одно время по всем внешним признакам можно было назвать «братьями», но которые, несмотря на то, что получили огромные духовные преимущества через познание Слова Божия и причастность к проявлениям Духа Святого, являемого в церкви Христа, осознанно отвергают Господа, в результате чего человек навсегда утрачивает возможность покаяться и обратиться ко Христу (Евр.6:4-6; ср. Мтф.12:31-32).

Оценка : Данная позиция наилучшим образом вписывается в контекст послания и отвечает на возникающие вопросы. Иоанн после многочисленных разъяснений о признаках рожденных от Бога людей уверяет своих возлюбленных детей, что они имеют жизнь вечную по вере во Христа. Бог хочет, чтобы Его дети жили в полной уверенности своего спасения во Христе. Более того, они могут соучаствовать в духовной жизни других братьев и сестер во Христе, согрешающих грехом не к смерти посредством ходатайственной молитвы. Мы знаем, что такие молитвы угодны Богу, потому что заместительная жертва Иисуса Христа, Его смерть и воскресение являются полноценной платой за грехи верующих в Него. Сын Божий умер, чтобы дать вечную жизнь верующим во имя Его. Грех, который всегда несет в себе убийственную силу (Рим.6:23; Иак.1:13-15), не может погубить верующих во Христа потому, что Он уже вкусил смерть за них (Евр.2:9-15). Такая уверенность никоим образом не позволяет верующему «расслабиться» и относиться ко греху беспечно. Поэтому в заключение Иоанн еще раз подчеркивает, что истинно верующий человек, обладающий новой природой от Бога, не грешит, даже когда знает, что «всякая неправедность есть грех, но не грех к смерти (1Ин.5:17-18; ср. 1Ин.1:8-2:3).

Выводы

1. Если Вы, будучи верующим во Христа, согрешили – не отчаивайтесь, покайтесь, примите Божье прощение (1Ин.1:9) и обновите свое хождение пред Господом, принеся достойный плод покаяния, отражающий действенность вашей веры в Иисуса Христа, который пришел, чтобы спасти народ Свой от грехов их (Мтф.1:21; 1Ин.3:3).

2. Если Вы, называясь верующим во Христа, грешите и в Вас нет покаяния, нет внутреннего отвержения греха, то не обманывайтесь, такая жизнь свойственна тем, кто не познал Господа. Бойтесь, чтобы с Вами не произошло полного и необратимого отступления от Христа (Евр.10:26-31; 6:4-6).

3. Если Вы не знаете Христа, уверуйте в Него, примите Божье свидетельство о Своем Сыне, примите жизнь вечную вместе со Христом (1Ин.5:9-13).

4. Если Вы заметили Вашего брата или сестру во Христе согрешающими, молитесь о них, обличайте их, помогайте им достичь покаяния и обновления во Христе. Трудитесь для спасения их души от греха даже если придется прибегнуть к церковной дисциплине (Мтф.18:15-19; 1Кор.5), которая преследует цель покаяния и восстановления человека во Христе.

Да благословит Вас Господь!

Спрашивает Алексей
Отвечает Александра Ланц, 28.12.2009


Алексей пишет : Скажите, пожалуйста, что Библия имеет ввиду грех который ведет к смерти, и грех не к смерти?

Это один из наисложнейших вопросов, поэтому давайте молить нашего Небесного Отца дать нам разумение этого вопроса прямо от Престола Его благодати, чтобы нам, отвергшись своих плотских мудрствований, исполнить Его волю. Только Его волю. Чтобы нам не предпринимать никаких действий до тех пор, пока мы не имеем полноты открывшейся Истины, чтобы не нанести вред ни своей душе, ни душе своего ближнего. Ведь для нас главное – исполнить наиважнейшие заповеди Христа, на которых основываются Закон и пророки, на которых основывается Царствие Небесное ().

http://www.сайт/answers/r/28/305719
http://www.сайт/answers/r/34/300992

«Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и [Бог] даст ему жизнь, [то есть] согрешающему [грехом] не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился».

Библия говорит, что любой грех рождает смерть. Любой грех, даже самый малюсенький, преграждает нам свободный доступ в Небесные Обители.

"Ибо если мы, получив познание истины , произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи , но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. [Если] отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия [наказывается] смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой. Страшно впасть в руки Бога живаго!"

Заметьте, что речь идёт как раз о том, что Господь будет судить Свой народ , т.е. тех кто уверовал в Него, как Спасителя, и мы видим, что, оказывается, далеко не всякий из Его народа будет спасён. Потому что не всякий решится постоянно принимать от Бога свет, чтобы каждый день становиться всё более и более похожим на Сына Божьего, чтобы возрастать из славы в славу, как об это происходило с первыми уверовавшими:

"взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу , как от Господня Духа" ().

Попробую подвести некоторый итог сказанному. В Иоанн рассуждает исключительно о христианах и говорит о том, что среди них будут такие, которые начнут грешить грехом к смерти, т.е. осознанным грехом, ожесточив свои сердца против воздействия Святого Духа. За таковых уже и молиться не надо, "ибо невозможно - однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются [Ему]" ().

Давайте рассмотрим это всё на примере Савла.

Всякий не принявший Христа, как Спасителя, мёртв в глазах Бога. Сколько бы он ни грешил, как бы он ни грешил, он просто мёртв во грехах своих. Пока Савл гнал церковь Божию, бросал христиан в тьрьмы, радовался смерти таких, как Стефан - всё это невозможно назвать грехом к смерти, т.к. Савл и так был просто мёртв во своих грехах (). Перед Савлом, как и перед всяким человеком был отрыт путь покаяния и спасения, возможность ожить в глазах Бога, но Савл всё ещё был духовно мёртв.

И вот Савл покаялся, стал христианином, вкусил радость спасения, стал живым в глазах Бога, начал проповедовать Христа... давайте представим, что посреди всей этой своей деятельности он вдруг завёл бы любовницу или начал бы проповедовать спасения не заслугами Христа, а делами, хотя знал бы что и любовница и такая проповедь - грех. Братья постарались бы образумить его, помолиться за него и пр., но он не откликнулся бы и не покаялся бы... вот вам грех христианина к смерти. Братья должны были бы запретить ему проповедовать и исключить его из церкви () и Павел погиб бы в своём ожесточении.

Пусть спасающая сила Всевышнего постоянно пребывавет в вас и с вами, чтобы вам с каждым днём всё ближе подходить в Источнику Жизни и Святости, всё более уподобляясь Спасителю!

Читайте еще по теме "Слова и выражения из Библии":

Спаситель сказал: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12:31, 32). Т. е. Господь наш Иисус Христос говорит нам о том, что есть такие грехи, которые непосредственно ведут душу в вечную погибель – в ад. И это часто является синонимом слова «смерть», не в конкретном физиологическом смысле, но в смысле духовном. Если человек согрешает смертным грехом и не приносит плоды покаяния, то он убивает, мертвит собственную душу. Она попадает в ад после смерти, где предается вечным мучениям.

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов также нам говорит о грехах смертных и не смертных: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех: но есть грех не к смерти» (1 Ин. 5:16,17).

Что же такое грех?

Это нарушение разумной тварью, духами (сатаной и бесами), а также человеком Божественного закона.

Есть и развернутые определения:

1. помысл, мысль, желание, решение, влечение, действие или бездействие, противоречащее Божественному нравственному закону, Божьим заповедям, повелениям, религиозно-обрядовым нормам;

2. первородный грех: порча человеческой природы, как по душе, так и по телу, в нравственном отношении проявляющаяся в том, что все потомки согрешивших прародителей (за исключением Господа Иисуса Христа) рождаются со склонностью ко злу, удобопреклонными к влиянию на них падших духов.

Примечательно, что в переводе с греческого слово «грех» – это «непопадание в цель, промах». Отталкиваясь от этого понятия, так определяет грех преподобный Максим Исповедник: «Грех, отождествляемый со злом – есть неразумное движение естественных сил твари по ошибочному суждению к чему-либо помимо цели». Преподобный Исаак Сирин говорит о том же только другими словами: «Грех есть выпадение твари из чинного мира», т. е. движение помимо цели.

Очень точно, ярко и убедительно дает определение греху в своей книге «Православное богословие» профессор Владимир Николаевич Лосский: «…зло имеет своим началом грех одного ангела. И эта позиция Люцифера обнажает перед нами корень всякого греха – гордость, которая есть бунт против Бога. Тот, кто первым был призван к обожению по благодати, захотел быть богом сам по себе. Корень греха – это жажда самообожения, ненависть к благодати. Оставаясь независимым от Бога в самом своем бытии, ибо бытие его создано Богом, мятежный дух начинает ненавидеть бытие, им овладевает неистовая страсть к уничтожению, жажда какого-то немыслимого небытия. Но открытым для него остается только мир земной, и потому он силится разрушить в нем Божественный план и, за невозможностью уничтожить творение, хотя бы исказить его. Драма, начавшаяся в небесах, продолжается на земле, потому что ангелы, оставшиеся верными, неприступно закрывают небеса перед ангелами падшими».

Исходя из этих цитат, мне кажется, определение греха ясно.

Что же такое грех к смерти и не к смерти?

Здесь для Бога более всего ценно то качество, с помощью которого бесами и людьми был совершен грех. Свободная воля, являющаяся выразителем личности существа. При сотворении Ангелов и людей Господь наделил их свободной волей, произволением уклониться в добро или во зло. И именно воля человеческая, направленная к Нему, наиболее ценна для Господа. Об этом неоднократно говорится в Священном Писании. Например, «Сыне, даждь Ми твое сердце» (Притч. 23:26).

И именно направление воли человека является критерием, по которому определяется грех к смерти или нет.

Пример из Священного Писания.

Диавол и бесы после войны на Небе окончательно отпали от Бога. Их исправление невозможно. Они осуждены на ад. Почему? Потому что их никто не соблазнял. Люцифер и бесы по своей воле возненавидели Господа и были обуяны гордыней. По своей воле они начали творить зло.

Люди же были соблазнены. Да, они тоже согрешили. Но святые праотцы Адам и Ева осознали свой грех. Они сокрушались о нем. Богословие гимнографии начала Великого поста вообще можно озаглавить как «Плач Адама, а с ним и всего человечества, у закрытых врат рая».

Смертный грех – это когда человек сознательно идет на бунт против Бога, всем своим душевным и сердечным устроением ненавидит Создателя.

Вспомним приведенные в начале статьи евангельские стихи (Мф. 12:31, 32). Почему хула на Сына Человеческого простится? Потому что Христос пришел во плоти человеческой. Да, можно было по традиции иудейской либо языческой сомневаться в том, что Он Сын Божий. Так воспитан человек. Достаточно здесь сказать о святом первоверховном апостоле Павле. Но хула на Духа Святого не простится. Почему? Потому что Дух Святой – это Бог. И человек знает это. И если он хулит Его, то делает это сознательно богоборчески.

Поэтому в перечне смертных грехов раскол, ересь, колдовство, гадание, вероотступничество, содомия, грабеж, убийство, прелюбодеяние, жестокая, бесчеловечная обида, святотатство, самоубийство и прочее. Потому что на все это человек идет сознательно и часто именно с богоборческой целью.

А есть грехи, которые человек делает словно бы нечаянно, как писал святой первоверховный апостол Павел: «Доброго, которого хочу не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7:19, 20). Например, соседки осуждали кого-то, я подошла и невольно тоже вовлеклась в осуждение. Но если и не смертные грехи становятся укорененной привычкой, страстью, когда человек, зная, что это плохо, не борется с ними, но, наоборот, становится окончательным их рабом (что называется «плюхнулся в грязь с головой и в этом обрел наслаждение»), то тогда и грех не к смерти становится смертным, потому что он поглотил душу человеческую. И это тоже сродни богоборчеству.

Что же делать, как избавиться от греха?

Обратимся к замечательным словам подвижников благочестия последних времен.

Преподобный Паисий Святогорец сказал, что современному человеку достаточно трех вещей для спасения. Первая из них – научать людей истинам веры Христовой, и особенно родственников, детей. Вторая – жить жизнью Церкви, участвовать в богослужениях и Таинствах церковных. Третья – именно покаяние.
Отец Паисий когда-то произнес замечательную фразу о том, что если бы он мог, то исповедовался бы каждый день.

Поспешим же, братья и сестры, к спасительному хирургическому столу исповедального аналоя. Без стыда ложного, без сокрытия грехов, но со страхом Божиим и сокрушением о грехах. Будем стараться с Божьей помощью исправляться, полоть свой сердечный огородик от греховных сорняков. И это важный труд и во дни Рождественского поста, и до самой гробовой доски. Это та спасительная битва, которую нам надо вести.

Святитель Василий Великий говорил, что конец всякого греха – смерть, а конец исполнения заповеди Божией – жизнь вечная. Вот что нам предстоит.

Смертный грех – это попытка человека свергнуть со своего сердечного алтаря Бога. Добродетель же и начало вечной жизни – когда человек икону Господа поставляет на престоле своего душевного храма, когда Бог становится центром его жизни, центром устремления его жизни, желанной целью его пути. С этого начинается наше спасение, исцеление от греха и вечное блаженство!

Похожие статьи

© 2024 my-kross.ru. Кошки и собаки. Маленькие животные. Здоровье. Лекарство.