Село пархомовка. Чудо-храм в пархомовке, киевской области. А это вход наверх, где поют певчие

Село Пархомовка Краснокутского района Харьковской области удивляет своей насыщенностью событиями, историей и известными людьми …

В селе Пархомовка нужно посмотреть:

1. Пархомовский музей в графской усадьбе (это огромный школьный музей с картинами, иконами, скульптурами, в котором есть экспонаты и с Эрмитажа и с Пушкинского музея. С Дрездена была привезена точная копия головы Нефертити. Там есть рисунки Тараса Шевченко, Айвазовского).

2. Свято-Покровская Церковь, которой 200 лет.

3. Дом, в котором жил Каземир Малевич в подростковом возрасте.

4. Сахарный завод, построенный в прошлом столетии Харитоненко.

Ехать из Харькова по Киевской трассе на Краснокутск через село Мурафа (прибл. 90 км). Экскурсию по музею нужно заказывать заранее.

В ХVII веке хозяином хутора Пархомовский был полковник Перекрестов. При Петре I хутор вместе с крестьянами у полковника отняли в пользу государства. В 1769 г. Екатерина II подарила село Пархомовку, опять же — вместе с крестьянами, генерал-поручику Ахтырского гарнизона, герою русско-турецкой войны графу Подгоричани. Полуитальянец Подгоричани построил усадьбу в стиле итальянских палаццо и умер.

В конце ХIХ века ее приобрел Павел Герасимович Харитоненко, при котором в селе появился сахарный завод — еще один в его "сахарной империи". А вместе с ним больница и школа для детей рабочих. Эти здания сохранились до сих пор и выполняют те же функции. Когда-то в школьном зале жена Харитоненко дарила местным детям рождественские подарки. Этот зал до сих пор является местом проведения всех торжественных акций.

Для справки. Иван Герасимович Харитоненко, владелец земель в Харьковской и Курской губерниях, сахарный брокер Григория и Степана Елисеевых. В начале ХХ столетия семья Харитоненко владела семьюдесятью тысячами десятин земли с 11 усадьбами, молочными фермами, садами, сахарными заводами и 30 тысяч десятин арендовала. В Сумах, где находились заводы Ивана Герасимовича, производство сахара с 1860 по 1886 годы возросло в 18 раз. Его сын Павел помогал художникам и архитекторам. В своем московском особняке собрал прекрасную коллекцию картин Крамского, Поленова, Сурикова, Нестерова, Репина, Верещагина, Малявина, Айвазовского, западноевропейских мастеров. Коллекция икон, среди которых были творения XV-XVI веков, хранилась в Наталиевке. Крупным пожертвованиям Харитоненко обязаны своим возникновением детский приют (до 90 тысяч рублей и капитал в 150 тысяч на его содержание), общежитие для студентов Харьковского университета (100 тысяч рублей), церковь в селе Нижней Сыроватке (70 тысяч рублей) и др.

После войны (Великой Отечественной) в Пархомовку приехал Афанасий Федорович Лунев. Он работал в сельской школе учителем истории и стал основателем знаменитого музея в Пархомовке. Родился Афанасий Федорович в Курской губернии, а род его происходит из архангельских поморов. Параллельно с учительской работой он заканчивал учебу - был студентом-заочником пятого курса Харьковского университета. Там познакомился с коллегой, тоже сельским учителем Яковом Красюком. Оказалось, что в своей школе Красюк уже создал музей, идея которого у Лунева только начинала формироваться.

Это была историческая экспозиция, охватывающая период от древних веков до последней войны, с привязкой именно к этой местности, к конкретному селу. Было это в 1954-м. Так случилось, что Яков Красюк скоропостижно скончался, а Лунев просто не мог не продолжить его дело. Он перенес идею в Пархомовку, сумев заинтересовать учеников историей родного села. Дети бросились собирать всякую старину, постепенно расширяя круг поисков на соседние села. Подключились взрослые.

Так стали появляться первые экспонаты — каменный топор, наконечники, древняя кольчуга, старинное оружие. В школьном классе 1 сентября была открыта первая экспозиция. Сюда же Афанасий Лунев принес и свои личные приобретения - картины Ярошенко, Аргунова, этюды Карла Брюллова. Но откуда же картины, стоящие целое состояние?.. Страсть к коллекционированию у Лунева была еще до войны. Но поначалу его интересовали только книги. А поселившись в Пархомовке, он познакомился с харьковской барахолкой при Благовещенском рынке (по-харьковски - на Благбазе). Здесь было все, причем в самых неожиданных сочетаниях. Рядом с гвоздями мог продаваться старинный фарфор, иглы для примусов и раритетные книги

У большинства людей все мысли были о хлебе насущном, поэтому предметы искусства продавались дешево. На этой барахолке Лунев приобрел картины "Кавказский пейзаж" Ярошенко и "Сбор водорослей в Бретани" Гомеса, там же однажды набрел на акварели братьев Александра и Альберта Бенуа. Старик-продавец еще поинтересовался: "Скажите, эти картины будут висеть в хорошем доме?". Лунев его заверил, что в подходящем. Школьный музей был очень хорошим домом для этих акварелей и многого другого.

Однажды в пархомовской школе он устроил выставку репродукций картин Третьяковской галереи. На ней побывало все село. Чувствуя интерес людей, Лунев решился на весьма дерзкое предприятие. Он написал письма известным художникам, руководителям ведущих музеев страны с просьбой помочь сельскому школьному музею с экспонатами. Мотивировал просьбы тем, что тысячи произведений искусства хранятся в музейных запасниках и их никто не видит. Харьковский художественный музей откликнулся одним из первых, а дальше — пошло. Возникла своеобразная цепная реакция. Чем больше художников, коллекционеров, деятелей культуры узнавали о музее в сельской школе, тем больше появлялось экспонатов. Лунев давно задумал особую программу эстетического воспитания для школьников, своеобразную факультативную студию. Такая студия родилась и получила название "Радуга". Школьники в ней изучают всемирную историю искусств. История и искусство для Лунева всегда были неразрывны.

О педагоге Луневе писали много. В 1990 г. 80-тысячным тиражом в московском издательстве "Педагогика" вышла книга Леонида Лернера и Эрнста Маркина "Сколько цветов у "Радуги", или Дни Афанасия Лунева". Ее смели с прилавков. Постепенно наладились связи с Эрмитажем, Пушкинским музеем, Третьяковской галереей, другими ведущими музеями страны. Новое поколение учеников Лунева побывало в Дрезденской галерее. А к концу 90-х в пархомовском музее побывало около 1,5 миллиона человек со всего мира. Школьники, занимающиеся в студии "Радуга", могут сами вполне квалифицированно проводить экскурсии. Кстати, сама коллекция не всегда располагалась в нынешнем здании.

Когда к музею пришла первая слава, он располагался в бараке, в темных и тесных комнатах. Впервые его показали по телевидению в 1963 году. Явилась съемочная группа из Харькова. Режиссер осмотрел барак и сказал: "Нет, здесь снимать нельзя". Присутствовавший секретарь райкома очень расстроился, а Лунев предложил перенести экспонаты в бывший особняк, где как раз освободилось место. Чтобы не ударить в грязь лицом, местное начальство перед показом решилось временно разместить коллекцию в бывшем помещичьем доме, старинном особняке XVIII столетия. Восемь комнат первого этажа были отданы под экспозицию. А когда съемки закончились, решительный Лунев отказался вынести коллекцию из помещения, которое действительно было достойно такого художественного собрания. Когда местное начальство стало "наезжать", то пообещал сообщить в обком, что с ведома районных властей по телевидению показали "липу". Скандала не было. Коллекция осталась в особняке, а в 1987 году под экспозицию отдали и второй этаж здания.

В конце 80-х годов музей обокрали. Воры унесли 37 уникальных работ, среди них особо любимую Луневым - "Золотоголового мальчика" Аргунова, а также старинные иконы и картины Айвазовского. Из всего похищенного в музей вернулись только три вещи. После инцидента в музее установили два милицейских поста и сигнализацию.

Единственный в СССР школьный музей такого масштаба не охранялся, пока в 1987-м не получил статус государственного, став отделом Харьковского художественного музея. Большую помощь в пополнении музея оказали Государственный музей изобразительного искусства им. Пушкина, Эрмитаж, музей Московского Кремля. Художники дарили не только свои, но и работы друзей. К примеру, Фаворский рассылал свои гравюры по многим странам мира, а в обмен художники присылали свои работы - все это он дарил музею.

Выдающиеся люди Краснокутского края

Казимир Северинович Малевич. Свои юношеские годы Малевич провел в небольшом селе Пархомовка Краснокутского района Харьковской области. Именно там он впервые и взял в руки кисть.
Именно из-за сахарного завода и переехали Малевичи в Харьковскую губернию. В 1890 году Павел Харитоненко взялся реконструировать производство в селе Пархомовка, для чего зазвал к себе лучших мастеров со всей Российской империи. Среди них оказался и отец Казимира, который считался первоклассным сахароваром.

Дом, где жил в Пархомовке Каземир Малевич

Предполагается, что семья Малевичей поселилась в домике управляющего, который и сейчас находится на территории завода, - говорит заведующая. - Казимира отдали в пятиклассное сельскохозяйственное училище. Отец мечтал, чтобы сын освоил его ремесло. Сельхозучилище, по сути, стало первым системным образованием художника, а до того он время от времени занимался дома с разными педагогами.

К сожалению, все архивы училища сгорели во время войны. Но в Пархомовке жил человек по фамилии Дубинка, который много лет проработал на заводе. Так вот он вспоминал, что с 1890-го по 1895 год учился с сыном управляющего, поляком со странным именем Казимир. По словам Дубинки, был он самым обычным подростком.

Спустя много лет Казимир напишет в автобиографии, что получил в Пархомовке мощный толчок к занятиям искусством, насмотревшись, как женщины расписывают стены, печи, ставни, изображая диковинных животных, причудливые цветы, разнообразные орнаменты. И однажды, взяв в руки кисть, сам нарисовал в углу свежевыбеленной хаты яркого петушка. Так юноша определился со своим жизненным призванием.

После того как в 1895 году семья Малевичей уедет из Пархомовки, Казимир убедит отца не настаивать, чтобы он продолжал учиться ремеслу сахаровара, и поступит в Киевскую художественную школу. Затем - в Московскую академию искусств.

в 1904 году Малевич приехал в Москву, поступил в студию Фёдора Ивановича Рерберга (1906-1910), также стал брать уроки живописи у профессионалов. Первый успех пришел в 1912 году на выставке с эпатирующим названием «Ослиный хвост». По настоящему о Малевиче заговорили в кругах не только художественных, но и в широкой прессе после следующей выставки, на которой он показал супрематические полотна. Супрематизм происходит от латинского слова "supremus", что означает наивысший. С тех пор Малевича, стали считать только художником супрематизма и даже художником одной картины "Чёрного квадрата". Эту славу отчасти Малевич поддерживал сам. Он считал, что "Чёрный квадрат" — это вершина всего.

В Пархомовке в 1884 году родился один из первых росийских авиаконструкторов и летчиков Степан Васильевич Гризодубов. Окончил Харьковское техническое паровозостроительное училище и стал мастером электромеханического ремесла. В 1908 попытался построить копию самолета братьев Райт. Не имея чертежей, он использовал для их составления куски купленной им кинопленки с кадрами полетов самолета братьев Райт. Первый его самолет не смог подняться в воздух. Несмотря на неудачу Гризодубов продолжил работу и четвертый его самолет, построенный им в 1912 году полетел. В 1915-1916 годах Гризодубов в армии, где после обучения в Петроградской школе авиации получил дг.иплом пилота-авиатора. Почти всю свою жизнь прожил в Харькове. По отцовсктму пути пошла дочка Степана Василивича Валентина Гризодубова - одна из первых летчиц, Герой Советского Союза.


Пархомовка Харьковской области

Покровская церковь, 1808 год. Село Пархомовка Входит в ансамбль усадьбы графа Подгаричани. Построена по проекту архитектора. П. А. Ярославского1808 году в стиле классицизма, кирпичная, оштукатуренная, крестовая в плане, однокупольная. Особенностью сооружения являются две колокольни, расположенные по продольной оси над восточной и западной ветвями, что является своеобразной интерпретацией трехкупольного храма, отголоском украинской архитектуры XVII в. Сохранилась живопись на парусах и над главным входом.

Но первая деревянная и крытая соломой церковь в Пархомовке была построена еще в 1704 г. В 1769 г. по приказу Екатерины II Пархомовка перешла в собственность графу Подгоричани, он в место старой, построил новую деревянную пятикупольную церковь с тремя престолами. Позднее его жена Варвара Романовна Подгоричани (урожденная Шидловская) решила построить каменный храм возле своей усадьбы. Для строительства было выбрано одно из возвышенных мест села,благодаря чему церковь прекрасно была видна и украшала пейзаж на подъезде к Пархомовке со всех сторон.

Строительство храма происходило при непосредственном присмотром племянника автора проэкта Василия Ивановича Ярославского. Каменный однопрестольный храм был освящен первым епискапом Харьковской епархии Христафором в 1808 году в день Покрова Пресвятой Богоматери. В 1935 г. Храм утратил полукруглую колоннаду на западном фасаде, а колокольня была полностью разрушена, но храм продолжал действовать до начала 1960гг. После закрытия церкви ее здание использовалось как складские помещения, а потом пустовала подвергаясь нападениям вандалам, постепенно разрушалась.

В 1993 году храм начал свою вторую жизнь под руководством настоятеля храма иерея Николая. Отец Николай вдохнул жизнь в больной искалеченный храм, такого количества икон я не видела ни в одном храме Харькова, были проведены огромные реставрационно-строительные работы по восстановлению здания. Благодаря благотворительной поддержки удалось полностью восстановить интерьеры церкви, заново ее расписать, провести внешние реставрационные работы, осуществить благоустройства территории. Одним из первых кто поддержал Пархомовского настоятеля в восстановлении храма были Москаленко Л.И., Кравченко Н.П., Лисенко Е.П., Лунев А.Ф., Аваков А.Б., Фельдман А.Б., Чаговец В.Н. и многие другие.

Так сейчас внутри выглядит

А это вход наверх, где поют певчие

Старинные иконы в Свято-Покровской Церкви
в Пархомовке

Колодец со святой водой на территории Свято-Покровской церкви в Пархомовке

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы сегодня является памятником архитектуры начала 19 столетия.

Продолжаем путешествие по Киевской области. Все тот же Володарский район. Теперь мы едем в Пархомовку , где находится дивный храм – церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Покровская церковь в Пархомовке
Село Пархомовка существует примерно с 17 века. До середины 19 века село это было себе, как село – в стороне от железной дороги, бедное и унылое. Ситуация круто изменилась, когда местные земли приобрел Виктор Федорович Голубев. Это был удивительный человек! Родился он в России, в Нижнем Новгороде в 1842г, в семье дворянина в первом поколении. Выучился на инженера-путейца. Не просто выучился, а с отличием, в зале славы Института

Путей сообщение его имя среди других отличившихся путейцев красовалось на мраморной доске. Участвовал в строительстве разных веток российских железных дорог, имел «долю» в нескольких заводах. В основном специализировался на выпуске рельсов. Был совладельцем завода Петровского в Екатеринославле (Днепропетровске). Написал книгу об американских железных дорогах. Был он новатором и меценатом. На одном из своих заводов в Брянской области он не только установил новейшее заграничное оборудование, но и внедрил социальную программу для своих рабочих: обеспечил жильем, пробил артезианские скважины, построил больницу, школы, клуб. Его рабочие буквально преклонялись перед разумным и добрым хозяином. Выйдя в отставку в чине надворного советника в 1874г, Виктор Федорович в скором времени развернул бурную деятельность и в принадлежащей ему Пархомовке. Он открыл здесь две школы: женскую и мужскую, построил бесплатную больницу и родильный приют, организовал для селян избу-читальню и даже чайную. Порядки в этом «питейном» заведении царили весьма оригинальные: не капли «спиртуозных» жидкостей, а чтоб веселей мужичкам чаек было попивать, установили здесь новомодное заморское чудо: граммофон! Любимого «барина» крестьяне часто приглашали крестить своих детей, многочисленным крестникам Голубев жаловал по 5 рублей. Ставил Виктор Федорович и аграрные эксперименты и весьма успешно – выращивал в украинском селе редкостные сорта культур, занимался селекцией. Был Голубев человеком исключительно порядочным, верующим. Еще при жизни он мечтал построить небывалую по красоте и размерам церковь в полюбившемся ему селе, да не успел. Когда тело умершего в Риме Голубева в 1903г привезли по его завещанию на Украину, 200 селян с подводами отправились встречать его гроб на железнодорожную станцию. Все так хотели отвезти «барина-благодетеля» до места его последнего упокоения, что на станции чуть не началась драка. Решилось все миром: гроб Виктора Федоровича по очереди несли на руках 12 верст. Похоронили его в небольшой часовне, на которой позже его сыновья и возвели чудесных храм, о котором мечтал их отец. Руководил строительством Виктор Викторович,

Виктор Викторович Голубев, уважаемый востоковед и археолог и хороший сын
старший сын. Он окончил петербургский университет по специальности математика, но больше его интересовала история исскуства. Он даже защитил диссертацию по иностранной литературе. Изучая различные художественные направления, он увлекся Востоком, подружился с Николаем Рерихом и другими поклонниками Тибета и Индии.


Тогда в обществе очень популярны были буддистские идеи Всеобщего Единства и Гармонии. Виктор Викторович много путешествовал по востоку, производил археологические раскопки, собрал редкую художественную коллекцию. По его просьбе Николай Рерих разработал проект храма в Пархомовке и сделал эскизы

Спас Нерукотворный. Мозаика по эскизам Рериха (А взгляд-то, взгляд!)

Покрова Богородицы (по эскизам Рериха)
12 мозаик. К сожалению, в жизнь воплотили только две: «Спас Нерукотворный» и «Покрова Богоматери». К слову, Николай Рерих создал мозаичный «Спас» в еще одном известном храме: в селении Талашкино Смоленской губернии, по

Еще один Рериховский "Спас" - в деревне Талашкино под Смоленском
заказу меценатки Теняшовой.


Воплотил в жизнь план Пархомовского храма известный архитектор Владимир Александрович Покровский,



тоже большой любитель востока. Мозаичную смальту изготовили в Петербурге в мастерской Фролова. Храм строили 3 года с 1903 по 1906. И вот над селом взметнулась 50 метровая колокольня церкви «Покрова Богоматери и Великомученика Виктора». Не церковь, а мечта. В ее архитектуре причудливо и гармонично переплелись древнерусские, восточные и готические мотивы. Рерих использовал восточные языческие и буддийские символы в декоре церкви. Она настолько необычна, что духовенство два года не решалось освещать ее из-за несоответствия церковным канонам. В церкви лежал паркет и для удобства установлены скамьи, что было неслыханным нарушением. В конце концов, необыкновенный храм был торжественно освещен.
На этом история необыкновенной постройки не закончилась. При советской власти в конце двадцатых годов местные идиоты-комсомольцы решили, что негоже классовому врагу лежать в такой роскоши, и что даже мертвым он должен быть попроще. Варвары, которых в свое время, возможно, крестил меценат, вскрыли склеп в надежде поживиться золотыми украшениями мундира. Мерзавцы прогадали: Виктор Федорович был похоронен в скромном сюртуке. Вандалы срезали позолоченные пуговицы, содрали с покойника сюртук, а сами останки выбросили в канаву. Ночью сельские женщины тайно перезахоронили Голубева на местном кладбище. До сих пор не известно, где его могила. Храм бравые партийные вожди хотели поначалу разобрать, но потом пожалели портить новую крупную постройку, да и хлопотным это показалось. Уникальное произведение архитектурного искусства долгие годы использовалось в качестве хранилище химических удобрений. Из пристроек и самого храма

потихоньку растаскивали добротный кирпич до 1979г, пока церкви не присвоили статус памятника архитектуры. В 1982 г начата первая, довольно скромная реставрация. Новый виток возрождения неожиданно начался для храма в 1987г во время фестиваля в Индии в Москве. Я хорошо помню этот фестиваль, смотрела его яркое открытие по телевизору: симпатяга Раджив Ганди, увешанные украшениями девушки-танцовщицы, странная тренькающая музычка… Тогда в Москву приехал сын Николая Рериха, Святослав. Во время его светской беседы с Раисой Горбачевой к ним чудом пробились энтузиасты реконструкции Пархомовской церкви: тыкали фотографии, убеждали, просили. Раиса Максимовна, дама увлекающаяся и эмоциональная, воскликнула: «Святослав Николаевич! А давайте-ка съездим в Пархомовку!». Этого было достаточно, чтобы закипела работа: церковь отреставрировали в считанные дни! Правда, высокие гости так и неприехали, поэтому работы так же быстро свернули, как и начали, но оснавная часть реставрации все-таки была осуществлена. Спасибо Вам, Раиса Максимовна! Выудила я из сети еще несколько имен: председатель сельсовета Иван Андреевич Оноприенко, обожатель и защитник Пархомовской святыни, ныне покойный; Николай Евгеньевич Ващенко, нынешний председатель, а ранее – директор школы, по своей инициативе собравший средства добровольцев и установивший в Пархомовке памятник Голубеву; Иван

Памятник Голубеву рабты Зоренко
Яковлевич Зоренко, директор дома культуры в с. Косовка, самодеятельный скульптор, создавший памятник. Власти узнали о возникновении памятника постфактум и назвали «самоуправцев» «махновцами». (http://yro.narod.ru/ bibliotheca/parxomov ka.html ). Я же благодарна людям, создавшим и сохранившим Пархомовскую церковь, мне не стыдно было показать ее сыну. Кстати, Андрей, проспавший всю дорогу до Пархомовки, заявил, что это место понравилось ему больше всего. Жалко только, что не из-за церкви, а из-за коровы, которая паслась в ограде. Он долго прыгал, верещал и носился вокруг храма, разгоняя веточкой бабочек. Хорошо, что никто не видит: служба будет только вечером, храм закрыт. Мы с Аней долго любовались чудесным строением и бродили вокруг. Волшебные Рериховские мозаики потихоньку осыпаются, их пора опять реставрировать, а денег на это нет. Нашли развалившийся домик священника в зарослях возле храма. Чудо-теремок был выдержан в том же стиле, что и храм, а теперь стоит без крыши.


Даже ограда церкви необычайно красива, она - неотъемлемая часть храмового ансамбля.


Будете на Украине – непременно побывайте в Пархомовке, это стоит увидеть!

» Володарський район » Пархомівка

Далеко за пределами Украины известна Пархомовка , которую часто посещают почитатели творчества Н. К.Рериха. Там находится Покровская церковь, монументальная мозаика которой выполнена по эскизам этого выдающегося художника.

Мозаїка «Спас Нерукотворний» виконана за ескізом Миколи Реріха

Часовня. Мозаика «Спас Нерукотворний» по экскзу Михаила Рериха

Пархомовка – село на Киевщине, где находится памятник архитектуры мирового значения – храм Покрова Пресвятой Богородицы с мозаиками Николая Рериха и необычным внутренним убранством. Это синтез готики, азиатских архитектурных традиций и языческих культовых форм. В оформлении храма отражен интерес его создателей и заказчиков к культуре Востока. Вам предстоит увидеть одно из «чудес Украины»

А также в ходе этой экскурсии вы прикоснетесь к миру мистики и духовного поиска. Церковь Покрова в Пархомовке лишь частично похожа на православную. В строительстве использованы мрамор, гранит, кованая сталь, шифер, дерево, керамика и символ огненного колеса – свастика.

Пархомовка принадлежала известному мистику и меценату Виктору Голубеву, памятник которому установлен возле храма. В Украине сохранилось всего 5 мозаик Рериха, 2 из которых – в Пархомовке.

Аура храма одновременно мистична и просветленна, здесь ощущается размах мысли и творчества одной из самых загадочных личностей минувшего века – Николая Рериха.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Пархомовке лишь частично похожа на православную. Два года официальная церковь не давала разрешения на освящение церкви в селе Пархомовка (ныне Володарский район Киевской области). Большой храм на две тысячи прихожан, в строительстве которого использованы мрамор, гранит, кованая сталь, шифер, дерево, керамика и даже железобетон (едва ли не впервые в Российской империи), церковь не хотела принимать в своё лоно. Удивительно… Официальное объяснение было таким: архитектурное решение не соответствует церковным канонам. Действительно, подобных архитектурных решений в православии не было.

Это своеобразный синтез готики, восточных (азиатских) архитектурных традиций и языческих культовых форм. Храм украшен изображениями огня, молота, стрел, проросшего зерна, змей, виноградных грон, пластов вспаханной земли ели, петуха и, даже, свастики (древнеиндийского символа вечного движения жизни). Все это, вместе с паркетным полом и скамейками в помещении храма не давало покоя церковной власти. Но пархомовскую церковь все же освятили.

Очень много на стенах церкви вырезанных на мраморных плитах, старинных надписей. Одна из надписей на старославянском гласит: «Сооружен в честь и память Покровы пресвятой Богородицы и великого мученика Виктора в лето 1903-1906».

Пятидесятиметровая колокольня видна издалека. Впервые я увидел этот архитектурный шедевр еще в детстве. И уже тогда меня восхитило сказочное величие этого ни на что не похожего сооружения. Но лишь несколько лет назад я узнал историю появления в глухом селе храма, который украсил бы любой город мира.

В свое время село Пархомовка принадлежало известному российскому магнату Виктору Федоровичу Голубеву. Пархомовские земли он превратил в образцовое хозяйство со статусом «заповедного». В Пархомовке выращивали редкие плодовые деревья, собирали хороший урожай зерновых и овощных культур, выводили породистых и рабочих лошадей. Семья Голубевых не жалела денег на развитие села. Для крестьян были построены две школы, больница, амбулатория с акушерским отделением, читальня, чайная, в которой установили полифон с большим репертуаром пьес. Голубевы ежегодно выделяли средства на содержание этих заведений. Хозяйство в Пархомовке велось с учетом всех прогрессивных достижений агрономии.

Некоторые знатоки утверждают, что В.Ф.Голубев планировал построить в Пархомовке большое промышленное предприятие (кирпичный завод), но друзья уговорили его начать строительство церкви. Но Виктор Федорович не дожил до начала строительства — он умер в 1903 году в Риме, завещая похоронить себя в Пархомовке. Его волю исполнили — похоронили в склепе рядом с будущим храмом. Уже в 1994 году, после развала империи большевиков, рядом с церковью поставили памятник великому меценату.

Идею строительства церкви реализовали сыновья Виктора Федоровича — Виктор и Лев. Оно началось почти сразу после смерти В.Ф.Голубева, в том же 1903 году. Сооружение церкви заказали архитектору В.А.Покровскому. Николай Рерих, будучи хорошим знакомым В.В.Голубева и В.А.Покровского, разработал 13 эскизов мозаик и внешнего декора храма. Но воплощены в жизнь были только две мозаики: «Покров Богоматери» и «Спас Нерукотворный». Смальту для них изготовил один из лучших мастеров того времени В.А.Фролов. Мозаики и ніне украшают храм в Пархомовке.

И Голубеву, и Покровскому, и Рериху біли близки идеалі Востока. Сотрудничество етих людей воплотилось в создание Пархомовской церкви. По задумке Рериха в интерьере храма предполагалось доминирование красного, зеленого, желтого и серого цветов. Фрески храма должны были воплощать гуманистическую идею мирового единства. К сожалению, авторам не удалось до конца воплотить свои идеи в жизнь.

Советская власть не была милосердной к культовым сооружениям. Очень много памятников культовой архитектуры было разрушено. Но Пархомовскую церковь спасла хозяйственная рассудительность большевиков. Сначала в помещении храма пытались устроить клуб, потом оно было складом удобрений. Церковь потихоньку разрушалась, разбиралась на стройматериалы…

В 1979 году храм получил статус памятника архитектуры, а в 1982 Киевское областное отделение по делах строительства и архитектуры института «Укрпроектреставрация» начало реставрационные работы в Пархомовском храме. Нужно было перекрыть крышу и купола, восстановить разрушенную кладку. Особенных работ требовали мозаики.

Летом 1987 года во время фестиваля Индии в СССР приехал сын Николая Рериха — Святослав. С ним встретилась группа пархомовских энтузиастов, наметился визит Рериха в Пархомовку. Значительную роль в активизации реставрационных работ сыграла жена тогдашнего генсекретаря — Раиса Горбачева. Как результат — работы в Пархомовском храме закипели. На реставрации работали лучшие украинские специалисты. Вкладывались огромные средства. Но Рерих в Пархомовку не приехал. Реставрацию довели до определенного уровня и свернули. Это была последняя реставрация в Пархомовском храме…

С 1992 года в храме возобновлено богослужение. В 90-х годах ХХ века в Пархомовку организовали экскурсионный маршрут «К Рериховским мозаикам». Но он был не регулярным. Сейчас много туристических фирм организовуют поездки в Пархомовку, как «довесок» к экскурсии в Белую Церковь. Но и это хорошо, ведь люди наконец увидели непревзойденное архитектурное творение Покровского, Рериха и Голубевых.

Самостоятельно добраться в Пархомовку можна автобусом из Белой Церкви (23 км). Село находится слева от дороги Белая Церковь-Володарка. Можна поймать «попутку» до поворота на село. Также в Пархомовку можно повернуть с автомагистрали Киев-Одесса(поворот за селом Гостра Могила).

Два года официальная церковь не давала разрешения на освящение церкви в селе Пархомовка (ныне Володарский район Киевской области). Большой храм на две тысячи прихожан, в строительстве которого использованы мрамор, гранит, кованая сталь, шифер, дерево, керамика и даже железобетон (едва ли не впервые в Российской империи), церковь не хотела принимать в своё лоно. Удивительно… Официальное объяснение было таким: архитектурное решение не соответствует церковным канонам. Действительно, подобных архитектурных решений в православии не было.

Покровська церква. Фото Романа Маленкова

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Пархомовке лишь частично похожа на православную. Это своеобразный синтез готики, восточных (азиатских) архитектурных традиций и языческих культовых форм. Храм украшен изображениями огня, молота, стрел, проросшего зерна, змей, виноградных грон, пластов вспаханной земли ели, петуха и, даже, свастики (древнеиндийского символа вечного движения жизни). Все это, вместе с паркетным полом и скамейками в помещении храма не давало покоя церковной власти. Но пархомовскую церковь все же освятили.

Очень много на стенах церкви вырезанных на мраморных плитах, старинных надписей. Одна из надписей на старославянском гласит: "Сооружен в честь и память Покровы пресвятой Богородицы и великого мученика Виктора в лето 1903-1906".



Пятидесятиметровая колокольня видна издалека. Впервые я увидел этот архитектурный шедевр еще в детстве. И уже тогда меня восхитило сказочное величие этого ни на что не похожего сооружения. Но лишь несколько лет назад я узнал историю появления в глухом селе храма, который украсил бы любой город мира.

В свое время село Пархомовка принадлежало известному российскому магнату Виктору Федоровичу Голубеву. Пархомовские земли он превратил в образцовое хозяйство со статусом "заповедного". В Пархомовке выращивали редкие плодовые деревья, собирали хороший урожай зерновых и овощных культур, выводили породистых и рабочих лошадей. Семья Голубевых не жалела денег на развитие села. Для крестьян были построены две школы, больница, амбулатория с акушерским отделением, читальня, чайная, в которой установили полифон с большим репертуаром пьес. Голубевы ежегодно выделяли средства на содержание этих заведений. Хозяйство в Пархомовке велось с учетом всех прогрессивных достижений агрономии. (Использованы материалы yro.narod.ru/bibliotheca/parxomovka.html).



Некоторые знатоки утверждают, что В.Ф.Голубев планировал построить в Пархомовке большое промышленное предприятие (кирпичный завод), но друзья уговорили его начать строительство церкви. Но Виктор Федорович не дожил до начала строительства - он умер в 1903 году в Риме, завещая похоронить себя в Пархомовке. Его волю исполнили - похоронили в склепе рядом с будущим храмом. Уже в 1994 году, после развала империи большевиков, рядом с церковью поставили памятник великому меценату.



Идею строительства церкви реализовали сыновья Виктора Федоровича - Виктор и Лев. Оно началось почти сразу после смерти В.Ф.Голубева, в том же 1903 году. Сооружение церкви заказали архитектору В.А.Покровскому. Николай Рерих, будучи хорошим знакомым В.В.Голубева и В.А.Покровского, разработал 13 эскизов мозаик и внешнего декора храма. Но воплощены в жизнь были только две мозаики: "Покров Богоматери" и "Спас Нерукотворный". Смальту для них изготовил один из лучших мастеров того времени В.А.Фролов. Мозаики и ніне украшают храм в Пархомовке.


Мозаїка "Спас Нерукотворний" виконана за ескізом Миколи Реріха

И Голубеву, и Покровскому, и Рериху біли близки идеалі Востока. Сотрудничество етих людей воплотилось в создание Пархомовской церкви. По задумке Рериха в интерьере храма предполагалось доминирование красного, зеленого, желтого и серого цветов. Фрески храма должны были воплощать гуманистическую идею мирового единства. К сожалению, авторам не удалось до конца воплотить свои идеи в жизнь.


Советская власть не была милосердной к культовым сооружениям. Очень много памятников культовой архитектуры было разрушено. Но Пархомовскую церковь спасла хозяйственная рассудительность большевиков. Сначала в помещении храма пытались устроить клуб, потом оно было складом удобрений. Церковь потихоньку разрушалась, разбиралась на стройматериалы…


Будинок священника. Його реставрацію так і не завершили

В 1979 году храм получил статус памятника архитектуры, а в 1982 Киевское областное отделение по делах строительства и архитектуры института "Укрпроектреставрация" начало реставрационные работы в Пархомовском храме. Нужно было перекрыть крышу и купола, восстановить разрушенную кладку. Особенных работ требовали мозаики.

Летом 1987 года во время фестиваля Индии в СССР приехал сын Николая Рериха - Святослав. С ним встретилась группа пархомовских энтузиастов, наметился визит Рериха в Пархомовку. Значительную роль в активизации реставрационных работ сыграла жена тогдашнего генсекретаря - Раиса Горбачева. Как результат - работы в Пархомовском храме закипели. На реставрации работали лучшие украинские специалисты. Вкладывались огромные средства. Но Рерих в Пархомовку не приехал. Реставрацию довели до определенного уровня и свернули. Это была последняя реставрация в Пархомовском храме…

С 1992 года в храме возобновлено богослужение. В 90-х годах ХХ века в Пархомовку организовали экскурсионный маршрут "К Рериховским мозаикам". Но он был не регулярным. Сейчас много туристических фирм организовуют поездки в Пархомовку, как "довесок" к экскурсии в Белую Церковь. Но и это хорошо, ведь люди наконец увидели непревзойденное архитектурное творение Покровского, Рериха и Голубевых.

Самостоятельно добраться в Пархомовку можна автобусом из Белой Церкви (23 км). Село находится слева от дороги Белая Церковь-Володарка. Можна поймать "попутку" до поворота на село. Также в Пархомовку можно повернуть с автомагистрали Киев-Одесса(поворот за селом Гостра Могила).

Текст и фото Романа Маленкова




На стінах Покровської церкви сотні таємничих знаків

Похожие статьи

© 2024 my-kross.ru. Кошки и собаки. Маленькие животные. Здоровье. Лекарство.