Занятие с дошколятами по развитию речи. Конспект занятия по развитию речи для старших дошкольников. Чтение потешек и пение колыбельных

Образовательные области: Познание, творчество, коммуникация.

Разделы: Ознакомление с окружающим миром, рисование, развитие речи.

Цель: Отвечать полным предложением.

Программное содержание: Закрепить умения детей составлять рассказ о животном с опорой на схему-алгоритм; упражнять в составлении рассказа по картинкам; уточнить знания детей о транспорте; продолжать знакомить детей с различными видами обследования предметов; учить отвечать на вопросы полным предложением; развивать творческое воображение детей путем театрализации сюжета; воспитывать заботу об окружающих.

Словарь: хвост лисий, заячий, волчий, кошачий, мышиный.

Билингвальный компонент: Коян, аю, тышкан, мысык.

Материалы и оборудование: Загадка – описание, Д/И «Чей хвост?», «Назови транспорт»; алгоритм-схема «Расскажи о животном»; набор картинок по составлению рассказа,; хвосты животных (театральный реквизит) ; дидактическое пособие — «Ящик ощущений»; баночки с лимоном, медом; муляжи овощей и фруктов.

Воспитатель: Дети, сегодня к ним придет гость. Как вы думаете, кого я пригласила к нам в гости?

Дети: Гостей, куклу, зайку, и т.д.

О. П.:

1. Воспитатель: Послушайте загадку и сразу же всем станет ясно, кого мы с вами ждём в гости. (читает загадку о медведе) Он в лесу глухом живёт, очень любит сладкий мёд. Может громко он реветь, догадались кто?

Дети: Это медведь, мишка.

2. Воспитатель: Правильно. Расскажите мне, пожалуйста, что вы знаете о медведях. А поможет нам рассказать наша волшебная подсказка.

Работают по схеме-алгоритму(по желанию выходят и рассказывают с помощью схемы-алгоритма).

3 .Слышен стук в дверь.

Воспитатель: Наверно это наш гость, давайте посмотрим.

В группу входит почтальон Печкин.

П.П.: Здравствуйте, это какой детский сад? Какая группа?

Дети: называют номер детского сада и название.

П.П.: Примите, письмо, заказное. Распишитесь. (уходит)

  1. 4 . Воспитатель: Давайте посмотрим, что тут. Да это какое то странное письмо. Оно в картинках. Поможете мне его прочесть?

Дети: Да мы вам поможем. Мы его все вместе прочтём.

(Составляют рассказ по картинкам «Мишутка заболел»)

5. Воспитатель: теперь все понятно. Ну, если Мишутка болен и не может прийти к нам в гости, давайте мы с вами оправимся к нему. Ну пешком долго будем идти. Нам нужен транспорт. На чем можно добраться в лес?

Дети: Называют транспорта, дают ему характеристику.

6 .Воспитатель: Молодцы! Ну мы с вами детском саду, а здесь можно путешествовать на сказочном «Ковре-самолете». Полетели?

Дети садятся на ковер.(Произносят звук «С» с разной силой голоса, на выдохе).

  1. Воспитатель: Ну, вот мы и прилетели в лес. Смотрите, чей-то домик. Давайте подойдем и спросим.

Дети: Кто в домике живёт, кто в невысоком живёт? (Произносят с разной интонацией)

Воспитатель-Айболит: Здравствуйте, мои друзья! Что случилось? Где беда? Я сейчас же побегу и помогу чем смогу.

Дети: Мы идём к Мишутке. Он заболел. Мишутке нужна помощь.

  1. Воспитатель-Айболит: Я знаю путь по лесной тропинке к дому Мишутки. Поспешим. (Оказываются на ленной полянке по которой разбросаны хвосты)

Воспитатель-Айболит: Вот это чудеса. Как вы, думаете, что это? Что могло с ними случиться?

Дети: Это хвосты. Их потеряли животные.

Воспитатель-Айболит: А кто знает как будет на казахском языке кошка- , заяц- , медведь- , мышь- .

Дети: Коян, аю, тышкан, мысык.

Воспитатель-Айболит: Как вы думаете чьи это хвосты?

Д./И. «Чей хвост?»

Дети: Это хвост лисий, заячий, волчий, кошачий, мышиный.

Воспитатель-Айболит: Ну вот мы и пришли.

9 .Дети: Мишутка, выходи, мы пришли! (произносят шепотом, тихо и громко)

Воспитатель-Айболит: Выходи не бойся. Мы не буде делать тебе уколы. Мы будем лечить тебя по-особенному. Смотрите, вот у меня волшебные лекарства, на них отмечено, что нужно с ними делать.

Дети рассматривают баночки, коробку- «Ящик ощущений» с пиктограммами «Язык», «Нос», «Рука», «Глаз». По желанию нюхают, пробуют на вкус, отгадывают на ощупь, то чем будут лечить Мишутку. Зарисовывают красками. (мальчики лимон, девочки мёд?)

Дети: Запах лимона. Пахнет лимоном. Пахнет медом. На вкус лимон кислый, а мед сладкий.

  1. 10 . Воспитатель-Айболит: Покажите, пожалуйста, лицом кислый лимон, сладкий мед.

Упражнения для выразительности мимики лица.

Выходит Мишутка (кукла кукольного театра). Айболит дает ему чай с лимоном и медом. Мишутка выздоравливает. Дарит детям в подарок варенье.

Дети прощаются и вместе с Айболитом уходят.

Воспитатель-Айболит: Ребята, за то, что вы помогли мне вылечить мишутку, я дарю вам воздушные шары. Выбирайте по одному.

Дети выбирают шары по цвету: красные, синие, зелёные.

Ожидаемый результат: Знают и различают виды транспорта; могут составлять рассказы с опорой на схему и по картинкам; правильно пользуются интонацией; используют при ответе полное предложение.

Название: Конспект занятия по развитию речи для старших дошкольников «Мишутка заболел»

Должность: воспитатель
Место работы: КГКП ясли сад № 4 «Берёзка»
Месторасположение: Республика Казахстан Павлодарская область г.Экибастуз

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр развития творчества детей и юношества «Левобережный»

«Есть у нас огород»

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

Объединение раннего художественно-эстетического и интеллектуального развития дошкольников «Вырастай-ка»

Предмет «Развитие речи»

1 год обучения

Педагог дополнительного образования

Зверинцева Людмила Валерьевна

г. Липецк, 2016г.

Продолжительность занятия: 25 минут.

Характеристика группы обучающихся:

    количество – 15 человек;

    возраст – 4,5-5 лет;

    год обучения - первый.

Форма проведения: традиционное занятие.

Тема занятия : «Есть у нас огород»

Цель: закрепить знания детей об овощах, которые растут в огороде.

Задачи:

обучающие: учить выделять характерные признаки в изменении неживой природы осенью, закрепить обобщающее слово «Овощи», активизировать словарь: листопад, запасы, урожай, учить употреблять существительные в родительном падеже, отвечать полным ответом;

развивающие : развивать логическое мышление, внимание, память;

воспитывающие: воспитывать уважительное отношение к товарищам, слушать, не перебивая, воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Методы обучения: отгадывание загадок , рассказ педагога, беседа с детьми по вопросам, музыкальная подвижная игра, рассматривание картины «Уборка урожая», итог занятия.

Оборудование: иллюстрация картины осени, картина «Уборка урожая», маски с изображением овощей (кабачок, капуста, морковь, перец, огурец, петрушка), руль игрушечный, «чудесный» мешочек, муляжи овощей.

План проведения занятия:

    Организационный момент: (приветствие, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика) – 7 мин.

    Основная часть: (отгадывание загадок, игра «Чего нет», игра «Четвёртый лишний», игра «Весёлый кулинар», физкультминутка «Есть у нас огород», рассматривание картины, игра «Закончи предложение») – 16 мин.

    Итог занятия (беседа) – 2 мин.

Ход занятия:

    Организационный момент.

Приветствие.

Здравствуйте, друзья! Сегодня мы продолжим знакомиться с овощами, которые нам подарила осень. А чтобы к занятию приготовился наш язычок и пальчики, давайте проведём для них зарядку.

Пальчиковая гимнастика:

    Мы капусту рубим,(пальцы сжаты в ладошках, повёрнуты на ребро)

Мы капусту трём, (изображаем тёрку)

Мы капусту солим, (мелкие перебирающие движения пальчиками)

Мы капусту жмём.(выжимающие движения пальцами)

    Мы делили апельсин,

Много нас, а он – один.

Эта долька - для утят, (поочерёдно загибаем пальчики на ладошке)

Эта долька - для котят,

Эта долька - для ежа,

Эта долька - для стрижа.

Эта долька - для бобра,

А для волка – кожура!

Он сердит на нас, беда!

Разбегайтесь кто куда! (ладошки спрятались)

    Мы стоим на огороде.

Удивляемся природе. (Потягиваемся, руки в стороны)

Вот салат, а здесь укроп.

Там морковь у нас растёт.(Правой рукой коснуться левого плеча, и наоборот).

Артикуляционная гимнастика

1. «Часики». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет логопеда. Проделать 8 раз

2. «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком.

Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 8 раз.

3. «Качели». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет 8 раз.

4. «Вкусное варенье». Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Повторить 6 раз

5. «Маляр». Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 6 раз, меняя направление.

2. Основная часть.

    Загадывание загадок.

Педагог: Ребята, у меня есть чудесный мешочек, в котором находятся овощи, а какие, вы отгадайте сами.

Золотистый и полезный,

Витаминный, хотя резкий,

Горький вкус имеет он…

Обжигает… Не лимон.

Дети: лук (Педагог достаёт по мере отгадывания загадок овощи и складывает их в корзинку)

Педагог: Как на грядке под листок

Закатился чурбачок -

Зеленец удаленький,

Вкусный овощ маленький.

Дети: огурец

Педагог: Огородная краля

Скрылась в подвале,

Ярко-жёлтая на цвет,

А коса-то, как букет.

Дети: морковь

Педагог: Красный, детки, но не мак.

В огороде - не бурак.

Сочный лакомый синьор.

Угадали?

Дети: помидор

Педагог: В зелёной палатке

Колобки спят сладко.

Много круглых крошек!

Что это?

Дети: горошек

Педагог: Что это за рысачок

Завалился на бочок?

Сам упитанный, салатный.

Верно, детки… (Кабачок )

Педагог: Молодцы какие, наша корзинка наполнилась овощами. Ребята, а где же их можно сорвать? Где все эти овощи растут?

Дети: на грядке, в огороде, в земле.

Педагог: Правильно! А теперь игра на внимание. Назовите, какого овоща нет.

    Игра «Чего нет»

(Педагог расставляет муляжи в ряд, затем дети закрывают глаза, в это время убирается один овощ. Дети отгадывают, какой)

    Игра «Четвёртый лишний»

(Педагог называет ряд слов, дети говорят, какое слово является лишним, неподходящим)

Свекла, картофель, апельсин , огурец;

Груша, яблоко, огурец , банан;

- баклажан, лимон, яблоко, абрикос;

Лимон, картофель , виноград, персик;

- виноград , свекла, морковь, лук;

Синий белый, жёлтый, огурец,

Осень, весна, берёза , зима,

Ураган, птицы, дождь, снег;

Сапоги, зонтик, лужи, санки.

    Физминутка «Есть у нас огород»

(Педагог раздаёт детям шапочки с нарисованными овощами: кабачок, капуста, морковь, перец, огурец, петрушка. Один ребёнок с помощью считалки выбирается водителем и ему дают руль. Дети стоят в кругу.) Педагог поёт: Есть у нас огород,

И петрушка там растёт.

Вот такой ширины,

Вот такой вышины. (третью и четвёртую строки дети поют и изображают вместе с педагогом)

Ты, петрушка, к нам спеши

И немного попляши,

А потом не зевай

И в корзинку полезай! (выходит в круг ребёнок в шапочке петрушки и приплясывает, затем убегает и присаживается за стульчик).

Педагог поёт про каждый овощ.

Есть у нас грузовик,

Он не мал и не велик.

Вот такой ширины,

Вот такой вышины.

Ты к ребятам поспеши

И немного попляши,

А потом не зевай

Увози наш урожай. (Дети становятся за грузовиком, который увозит овощи, все дети говорят: би –би –би –би!)

    Рассматривание картины «Уборка урожая»

Педагог: ребята, посмотрите внимательно на картину. Расскажите, что вы на ней видите?

Дети: Наступила осень. Люди убирают урожай на грядках. Они работают в огороде. Дедушка копает картошку. Мама с папой собирают помидоры и огурцы. Маленький Серёжа тоже помогает семье. Он срывает баклажаны.

    Игра «Весёлый кулинар»

Педагог: Друзья, вы очень хорошо потрудились. А теперь давайте из овощей приготовим икру из помидоров…

Дети: томатную

Педагог: из моркови…, из кабачков, из огурцов, из баклажанов.

    «Закончи предложение»

Педагог произносит предложение, а дети говорят его окончание:

На грядке много…(огурцов)

В корзине много…(помидоров)

В магазине много…(овощей)

3.Итог занятия

    Беседа с детьми по вопросам

Что мы с вами сегодня собирали?

Какие овощи мы собирали?

Где растут овощи?

    Прощание с детьми

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

    Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: Аким, 1996;

    Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР – СПб.: Детство-Пресс, 2001;

    Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-6 лет. – М. Сфера, 2004;

    Артёмова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» - М., 1992г.;

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Снежную страну»»

Халько Ирина Александровна, учитель-логопед, ГБДОУ детский сад "Кудесница", г. Санкт-Петербург

Описание материала: Материал направлен на коррекцию общего недоразвития речи у старших дошкольников, может быть использован при проведении занятий по развитию речи с дошкольниками 5-7 лет. Конспект может быть полезен учителям-логопедам, дефектологам, воспитателям детских садов

Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Зима. Зимние забавы и спорт»

Задачи:
расширять, уточнять и активизировать словарь по данной теме;
знакомить с родственными словами, учить подбирать однокоренные слова;
закреплять умение образовывать относительные прилагательные;
закреплять умение составлять из слов предложения, правильно согласовывать слова в предложении;
тренировать в образовании приставочных глаголов;
развивать мышление, внимание, память, воображения;
развивать общую моторику и мелкую моторику пальцев рук

Оборудование: картины «Зима», «Зимние забавы», «Зимние виды спорта»; лабиринты и карандаши для индивидуальной работы; кукла Принц; снежок (мяч)

Ход занятия.

1. Орг. момент. Психогимнастика.
Логопед: Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие, в Снежную страну. Как вы думаете, в Снежной стране во что любят играть дети, когда гуляют? (ответы детей)
Логопед: Покажите, как дети катаются на лыжах, санках, играют в снежки, лепят снеговика, катаются на санках.
Логопед: А на чем мы отправимся в путешествие?
Дети : на поезде, машине, лыжах...
Логопед: Давайте отправимся туда на лыжах.

2 Сообщение темы занятия
Логопед: Мы дошли до леса. Давайте остановимся и отдохнем.
Дети останавливаются перед картиной «Зима»
Логопед: А пока отгадайте, про какое время года загадка?
Снег на полях, Лёд на водах,
Вьюга гуляет. Когда это бывает?
Дети: Зимой
Логопед: Какие признаки зимы вы знаете?
Дети: Зимой холодно, морозно. Идет снег. Деревья стоят голые, без листьев. На ветках деревьев лежит снег...
Логопед: Каких птиц можно встретить зимой на улице?
Дети: На улице можно увидеть зимующих птиц: воробья, ворону…
Логопед: Мы подошли к лесу. Как вы думаете, кого мы можем встретить в лесу?
Дети: Мы можем встретить белку, лису, волка, зайца...
Логопед : А ежик и медведь могут сейчас к нам выйти из леса?
Дети: Нет, потому что они зимой спят.

3. Дидактическая игра "Доскажи словечко"
Логопед: Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем с этим словом.
Логопед читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег».
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю... (Снег.)
С неба все скользят пушинки-
Серебристые... (Снежинки.)
На поселки, на лужок
Все снижается... (Снежок.)
Вот веселье для ребят-
Все сильнее... (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в... (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился... (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка-
Эта девочка - ... (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри- ,
С красной грудкой... (Снегири)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил... (Снег.)
Логопед: Какие слова вы добавляли?
Дети: : Снег, снежинки, снежок, снегопад...
Логопед: На какое слово они все похожи?
Дети: На слово снег
Логопед: Вспомните, как называются такие слова. (Семья слов, которые имеют общую (одинаковую) часть.)
Логопед: Родственные слова

4. Образование относительных прилагательных
Продолжим наш путь.
Логопед: Сейчас на улице мороз, значит погода какая?
Дети: морозная погода.
Логопед: Впереди горка из снега. Горка какая?
Дети: снежная горка
Логопед: А вот видна уже дорожка изо льда, которая ведет в Снежную страну. Дорожка изо льда какая?
Дети: ледяная дорожка.

5. Разгадывание загадок.
Логопед: Вот мы и добрались до Снежной страны. К нам навстречу выходит Снежный принц.
Снежный принц: Я рад видеть вас, ребята в моей стране. Вы умеете отгадывать загадки? Я сейчас загадаю загадки о зиме и зимних развлечениях. Попробуйте их угадать:

В круглом окне днем стекло разбито,
К вечеру вставлено. (Прорубь)

На дворе горой, а дома водой.(Снег)

На ледяной площадке крик,
К воротам рвется ученик.
Кричат все: "Шайба! Клюшка! Бей!"
Веселая игра (Хоккей)

Этой палкой бей смелее,
Чтоб удар был, как из пушки,
Эта палка - для хоккея
И она зовется (Клюшка)

Мчусь как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки.
Кто несет меня? (коньки)

Под ногами у меня
Деревянные друзья.
Я на них лечу стрелой,
Но не летом, а зимой (лыжи)

Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка.
На бруски набил я планки,
Дайте снег! Готовы (санки)

Он из снега одного,
Из морковки нос его.
Чуть тепло, заплачет вмиг
И растает (снеговик)

Молодцы! Умеете загадки отгадывать!

6. Зимние виды спорта
На доске выставляются картинки с зимними видами спорта
Снежный принц: А теперь скажите, какие зимние виды спорта вы знаете?
Дети: фигурное катание, конькобежный спорт, хоккей, саночный спорт, лыжный спорт
Снежный принц: Расскажите, что вы знаете про фигурное катание? (ответы детей) Про конькобежный, саночный, лыжный спорт? Как играют в хоккей? (ответы детей)
Снежный принц: Объясните, почему так назван человек:
конькобежец
саночник
лыжник
хоккеист
фигурист
Дети: конькобежец- потому что бегает на коньках
лыжник - катается на лыжах
саночник - катается на санках
хоккеист - потому что играе в хоккей
фигурист - занимается фигурным катанием

7. Игры «Кому что нужно?», «Исправь ошибку»
Снежный принц: Догадайтесь, кому нужна клюшка? Коньки? Санки? Лыжи? Шайба?
Дети: Клюшка нужна хоккеисту
Коньки – конькобежцу, фигуристу
Санки – саночнику
Лыжи – лыжнику
Шайба – хоккеисту

Снежный принц: Лыжнику нужны санки. Правильно?
Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны коньки. Хоккеисту нужны санки. Конькобежцу – клюшка. Саночнику – шайба. Правильно?
Дети: Не правильно! Лыжнику нужны лыжи, а санки - нужны саночнику.
Конькобежцу нужны коньки, а лыжи нужны лыжнику. Саночнику нужны санки, а коньки нужны конькобежцу и фигуристу, Хоккеисту нужны клюшка и шайба, а санки нужны саночнику. Конькобежцу нужны коньки, саночнику - санки, а клюшка и шайба - хоккеисту.

Снежный принц: Послушайте, какой рассказ мне прислал один маленький мальчик. Все ли в нем правильно? Зимой дети катаются на лыжах,велосипеде, играют в мяч, лепят снеговика, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, строят снежную крепость, купаются, играют в снежки.
Дети: Зимой дети катаются на санках, лепят снеговика, играют в хоккей, строят снежную крепость, играют в снежки. - Правильно. Неправильно, что дети зимой катаются на велосипеде, прыгают через скакалку, загорают, купаются...

8. Физ минутка
Пальчиковая гимнастика, координация речи с движением
Логопед: Снежный принц, давай поиграем в снежки. Сейчас ребята расскажут как их лепить.
Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Мы с тобой снежок слепили. («Лепят», меняя положение ладоней.)
Круглый, крепкий, (Показывают круг, сжимают ладони вместе)
очень гладкий (Гладят одной ладонью другую.)
И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком.)
Раз - подбросим. (Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок.)
Два - поймаем. (Приседают, ловят воображаемый снежок.)
Три - уроним (Встают, роняют воображаемый снежок.)
И... сломаем (Топают.)

9. Игра «Составь предложение» (с мячом-снежком)
Снежный принц: Давайте поиграем в снежки. Я кидаю снежок и говорю слова, кто снежок поймает, тот должен составить предложение из этих слов:
Дети, снеговик, слепить
Дети, санки, кататься, на
Снежки, играть, мальчики, в
Снежинки, падать, легкие, тихо
Мальчики, хоккей, играть, в
Девочки, кататься, коньки, на
Каждый ребенок составляет предложение из данных слов.
Дети: Дети слепили снеговика.
Дети катаются на санках.
Мальчики играют в снежки.
Тихо падают легкие снежинки.
Мальчики играют в хоккей.
Девочки катаются на коньках.

10 Образование приставочных глаголов
Логопед: Я знаю, что недавно Дед Мороз подарил Снежному принцу снегокат. Давайте, ребята, расскажем как катался принц на снегокате.
Логопед начинает предложение, дети заканчивают:
На снегокате Снежный принц к горке… подъехал.
На горку... (въехал).
Вокруг горки... (объехал).
С горки... (съехал).
Из парка... (уехал).

11. Игра «Лабиринт» (работа в тетрадях).
Снежный принц: Спасибо Вам ребята! С вами очень интересно, но вам пора возвращаться. Чтобы вернуться в детский сад вам нужно пройти лабиринт.
Детям дается лабиринт и карандаши.

12. Итог занятия.
Логопед : Все прошли лабиринт? Никто не заблудился. Вот мы и в саду.
Вспомните, пожалуйста, о чем мы говорили сегодня? В какие игры играли? Что вам больше всего понравилось и запомнилось?
Выслушиваются ответы каждого ребенка.

Тема: «Путешествие в страну умных игр»

(по лексической теме «Домашние животные»)

Цель:

· закреплять знания детей по лексической теме «Домашние животные»,

· расширять и закреплять словарь по теме, упражнять в подборе определений,

· продолжать учить разгадывать загадки,

· развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику,

· закреплять умение составлять рассказ – описание,

· воспитывать бережное доброе отношение к животным.

Методы и приёмы:

Вопросы, рассказы детей, игра – путешествие, дидактические игры, пальчиковые упражнения, чтение стихотворения, прослушивание песни «Голубой вагон», разгадывание загадок.

Словарь : табун, стадо, отара, свора, названия животных, детёнышей, их жилищ.

Предварительная работа:

· рассматривание картинок, иллюстраций с изображением животных,

· рисование, лепка животных,

· загадки, игры,

· чтение рассказа Н. Носова«Живая шляпа», рассказывание русской народной сказки «Зимовье зверей»

· заучивание стихотворения «Домашние животные»(Т.А. Шорыгина)

Оборудование:

«цветик – семицветик» (с одной стороны лепестков цифры от 1 до 7, а с другой буквы М О Л О Д Ц Ы ), 7 конвертов с заданиями, картинки с изображением животных, декорации – дом, деревья, волшебная палочка, фланелеграф, прищепки по количеству детей, игрушка – котёнок

Ход занятия:

В: Ребята, хотите поехать в интересное путешествие? Я предлагаю отправиться в страну Умных игр.

Как вы думаете, на чем можно путешествовать?

Д: на машине, на автобусе, на велосипеде, на воздушном шаре и т. д.

В: а мы с вами поедем.… Нет, попробуйте сами отгадать.

Загадка:

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились,

И помчались в путь далёк,

Лишь оставили дымок.

(поезд)

В: Правильно. Это поезд. Он уже давно ждёт вас, но в вагон сядет лишь тот, кто назовёт домашнее животное.

(Дети называют животных и садятся на места. Звучит песня «Голубой вагон»)

В: Вот, ребята, мы и приехали в страну Умных игр, Страна эта – необычная и загадочная. И предметы в этой стране необычные. Посмотрите, какой красивый цветок. А вы знаете, как он называется?

Д: цветик – семицветик

В: правильно, а кто знает, почему он так называется?

Д: у него 7 лепестков разного цвета.

В: да, этот цветок непростой, в нём скрыт сюрприз . Чтобы его узнать, нам надо открыть все лепестки. Посмотрите, у него на лепестках есть номера. Такие же номера стоят на конвертах с заданиями. Нам нужно открыть все конверты, их должно быть 7 – столько же, скольколепестков у цветика – семицветика. Мы должны выполнить все задания, а затем открыть лепестки под такими же номерами. Ну что, начнём! Тогда ищите 7 конвертов, несите их на стол и мы будем по порядку их открывать и выполнять задания. (Конверты предварительно спрятаны воспитателем перед занятием, но так чтобы дети смогли их без труда найти)

(дети приносят конверты, находят с цифрой 1)

КОНВЕРТ № 1

Задание «Угадай-ка!»

В: Я загадываю загадки, а вы сначала внимательно слушаете и думаете, затем тот, кто первым поднимет руку, будет отвечать.Надо не просто ответить, а найти отгадку на картинке.

1. У меня есть пятачок,

Вместо хвостика – крючок,

В луже я лежать люблю

И похрюкивать: «Хрю, хрю!»

(свинья)

2.Я маленькая, белая

Пушистая, несмелая,

Шерсть даю своей хозяйке

На шарфы и на фуфайки

(овца)

3.Хоть и бархатные лапки,

Но зовут меня «царапкой»,

Мышек ловко я ловлю,

Молоко из блюдца пью.

(кошка)

4.Бородатый и рогатый

Заберётся в огород

Съест капусту и укроп.

(козёл)

5. Я хозяину служу,

Дом хозяйский сторожу.

Я рычу и громко лаю,

И чужих я прогоняю.

(собака)

6. И сметану и кефир,

Молоко и вкусный сыр,

Чтобы были мы здоровы,

Даст нам пёстрая…

(корова)

7. Кто я, догадайтесь сами.

Я везу зимою сани,

Что легко скользят по снегу,

Летом я везу телегу.

(лошадь)

8. Комочек пуха – длинное ухо

Прыгает ловко, любит морковку.

(кролик)

Как вы догадались кто это?

Как можно назвать этих животных одним словом?

Правильно, с первым заданием вы справились, можно открыть лепесток с цифрой 1. (открывают букву М)

КОНВЕРТ № 2

Задание «Кто где живёт?» (играс «волшебной палочкой»)

Я задаю вопрос и передаю кому-нибудь палочку. У кого она окажется, тот и отвечает.

1. Где живёт лошадь? - в конюшне

2. Собака -в конуре

3. Кролик- в клетке, в крольчатнике

4. Свинья – в свинарнике

5. Кошка – в доме

6. Корова – в хлеву, в коровнике

7. Коза – в хлеву

8. Овца – в овчарне

(открываем лепесток с цифрой 2) (с обратной стороны буква О)

КОНВЕРТ № 3

Задание « Назови народные приметы»

1. Кошка моется – гостей зазывает.

2. Конь храпит – к вьюге.

3. Кошка мордочку прячет – к морозу.

4. Собака ест траву – к дождю.

5. Конь ложится, катается – ктеплу.

6. Кошка спит крепко – к теплу.

7. Кошка лежит брюшком кверху – к жаре.

8. Свинья чешется – к ветру.

(открываем лепесток с цифрой 3) (Буква Л)

КОНВЕРТ № 4

Физминутка «Лошадка» (под музыку)

Цок, цок, цок, цок,

Я лошадка – серый бок

Я копытцем постучу,

Если хочешь – прокачу

Посмотри, как я красива,

Хороши и хвост и грива.

Цок, цок, цок, цок,

Я лошадка – серый бок.

(открываем лепесток с цифрой 4) (с обратной стороны буква О)

КОНВЕРТ № 5

Задание«Узнай по описанию»

Ребёнок выбирает картинку с животным, не показывая её другим детям и не называя, описывает животное. Остальные по описанию должны узнать это животное.

(4-5 рассказов)

Открывают лепесток с цифрой 5. (буква Д)

КОНВЕРТ №6

Задание «Объясни словечко»

Табун – много лошадей,

Стадо – много коров,

Отара – много овец,

Свора – много собак.

Открывают лепесток 6. (буква Ц)

КОНВЕРТ №7

Задание «Успокой котёнка» - котенок плачет, дети успокаивают его ласковыми словами (маленький, пушистенький, ласковый, усатенький, хорошенький и т. д.)

Пальчиковое упражнение «Котёнок» (на каждое слово дети бельевой прищепкой прищипывают подушечки каждого пальца сначала на правой, а затем на левой руке)

Кусается сильно котёнок – глупыш,

Он думает это не палец, а мышь (смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»

Поиграли мы с котёнком, он и успокоился, ему стало весело. А нам пора открывать последний лепесток. (Открывают букву Ы)

Какое же слово у нас получилось? Кто может его прочитать?

(Дети читают слово: «МОЛОДЦЫ»)

И я тоже хочу сказать, что вы - «МОЛОДЦЫ». Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Не забудьте рассказать родителям, чем мы с вами сегодня занимались. А теперь нам пора в детский сад, а что же делать с котёнком?

Давайте возьмём его с собой, придумаем ему имя, и пусть он живёт в нашей группе, ведь там очень много игрушек и детей и котёнку некогда будет скучать.

А теперь нам пора домой!

(Воспитатель встаёт впереди, дети- сзади «паровозиком», под музыку «уезжают» в группу).

Вводное занятие по развитию речи с детьми 5-7 лет

ПЛАН

Цель занятия

Задачи

речи, память, внимание, воображение, фонематический

слух, ритмичность движений.

Закрепить у детей понятия: «звук» , «буква» , знать их отличия.

1. Приветствие, знакомство

2. «Волшебный клубочек»

3. Игра на внимание «Назови соседа»

4.Танцевальный этюд «Подари движение»

5.Сказка о непослушном язычке и Фее правильной речи. Брифинг

6. Графический диктант

7. Игра «Иголка и нитка»

8. Пальчиковая гимнастика «Замок»

9. Игра с мячом: «Верни мне гласный звук» . Определи согласный

10. Подвижная игра «Суша-вода»

11. Дидактическая игра «Собери слово»

12. Д/И «Слоги перепутались»

13. Письмо от Феи правильной речи

14.Аппликация: создаём волшебный цветок Речецветик

15. Повтор секретов правильной и красивой речи

16. Прощание, благодарность

17. «Теплые ладошки»

Тема: Вводное занятие. Развитие речи.

Конспект вводного занятия по развитию речи с детьми 5 -7 лет

Цель занятия – привлечь внимание детей к речи. Показать детям, какую роль для человека играет правильная речь, почему её необходимо развивать.

Задачи : - познакомить детей друг с другом

Создать атмосферу группового доверия и принятия

Формировать понятие о правильной, красивой речи

Развивать внимание, диалогическую речь, выразительность

речи, память, воображение, фонематический

слух, ритмичность движений.

Воспитывать доброту, отзывчивость, умение слушать и слышать речь.

Закрепить у детей понятия: «звук» , «буква» , знать их отличия.

Упражнять в составлении слогов и слов.

Развивать общую и мелкую моторику и учить детей ориентироваться в пространстве.

Повторить выполнение аппликаций.

1.Приветствие , знакомство (Позволяет сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия.)

Для того, что бы нам было легче общаться, давайте встанем в круг

Скажите, пожалуйста, что делают люди в первую очередь, когда встречаются? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

Правильно, ЗДОРОВАЮТСЯ! А что означает «ЗДОРОВАТЬСЯ». ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

Здороваться – значит желать здоровья! Давайте пожелаем здоровья всеми миру! Повторяйте за мной: (ритуал приветствия).

Здравствуй, солнце золотое! (все поднимают руки, затем опускают).

Здравствуй, небо голубое! (все поднимают руки, затем опускают).

Здравствуй, мир! (широко разводят руки)

И здравствуй, я!

Здравствуйте, мои друзья! (берёмся за руки)

Дети садятся на стульчики в круг

2. «Волшебный клубочек» . Начиная от педагога, каждый наматывает на палец ниточку клубка, произносит свое имя так, как ему нравится, чтобы его называли, и передает клубочек стоящему (сидящему) слева от себя ребенку, пока клубочек вернется опять к педагогу. (Акцентировать внимание детей на единстве, сплочении, одной команде, МЫ – ВМЕСТЕ)

3. Назови соседа

Назови имя соседа, сидящего справа от тебя

4. Танцевальный этюд «Подари движение»

Участники встают в круг. Звучит веселая музыка. Ведущий начинает танец, выполняя какие-то однотипные движения в течение 15-20 с. Остальные повторяют эти движения. Затем кивком головы ведущий дает знак кому-то из детей продолжить движения в такт музыке, тот в свою очередь передает это право следующему - и так по кругу.

Если ты хороший друг, то делай так (Хлоп-хлоп)

Если ты хороший друг, если ты хороший друг, если ты хороший друг, то делай так (Хлоп-хлоп)

Если ты веселый друг, то делай так (ребенок показывает движение на свой выбор, остальные повторяют)

5. Сказка . Ребята, сегодня я расскажу вам одну интересную историю. Садитесь удобно, приготовьтесь слушать внимательно. Сказка называется "Сказка о непослушном язычке".

Жила-была девочка Маша. Красивая была девочка, добрая, послушная. Но вот беда - не слушался девочку ее язычок - никак не хотел он правильно выговаривать звуки и слова. И поэтому случались с девочкой разные неприятности.

Выйдет девочка погулять, зовут ее ребята в прятки играть: "Маша, пойдем с нами играть". А она им: "Фефяс", что значит "сейчас". А дети думают, что не хочет девочка с ними играть и убегают. Зовет девочку мама: "Маша, пойдем в цирк". Девочка отвечает: "Кофечно", что значит "конечно". А мама думает, что Маша балуется и не берет Машу в цирк.

Папа предлагает: "Хочешь шоколадку?" отвечает девочка: " Осен хофу", что значит "очень хочу", а папа думает, что у Маши насморк и покупает вместо шоколадки таблетки.

Очень девочка расстраивалась, что не понимали ее дети и взрослые. Узнала про это Фея правильной речи и решила помочь девочке - раскрыть ей секреты, как научиться правильно говорить. Она подарила ей волшебный цветок Речецветик, на котором нарисованы и написаны правила красивой речи.

Очень скоро, выполняя советы Феи, научилась девочка правильно разговаривать. Стали дети во дворе приглашать Машу в свои игры, а взрослые стали понимать, о чем девочка говорит. А сама Маша теперь всегда радостная и веселая, и про секреты Феи никогда не забывает.

Вот такая сказка. Беседа по сказке:

О ком говорится в сказке? (Фея правильной речи - уточнить определение слова Речь)

Как звали девочку?

Какая она была?

Какая у девочки была беда?

Кто помог девочке?

Что случилось потом?

6. А вы хотите узнать секреты правильной речи? Тогда давайте отправимся в путешествие в страну Красивой и Правильной речи.

На чем можно путешествовать? (ответы детей) Как можно назвать эти предметы одним словом? А вот на чем мы отправимся в путешествие, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Мой парус ветер ловит,
И волны режет киль,
Меня не остановит
Ни ураган, ни штиль. (Парусная яхта)

7. Присаживайтесь за стол. Графический диктант «парусная яхта» . (Развитие графических представлений и ориентировку на листе бумаги).

От начальной точки 1 клетку вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 10 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх. 2 влево, 1 вниз, 3 влево, 10 вверх, 1 влево, 1 вниз, 2 влево, 1 вниз, 2 вправо, 1 вниз, 3 влево, 1 вниз, 1влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1влево. 1вниз, 2вправо, 1вниз, 3 вправо, 1 вниз. 4 влево.

Молодцы, ребята! Наша парусная яхта готова и сейчас мы отправимся в путешествие. (звучит сказочная музыка)

8. Подвижная игра «Иголка и нитка».

Дети становятся друг за другом. Первый из них – «иголка»- бегает, меняя направление. Остальные – «нитка» - бегут за ним, стараясь не отставать.

Первый город на нашем пути Звукоград. Какой огромный замок висит на воротах этого города. Давайте попробуем открыть его.

9. Пальчиковая гимнастика «Замок»

На двери висит замок

(ритмичные соединения пальцев рук в замок),

Кто открыть его бы смог?

Потянули

(руки тянутся в стороны),

Покрутили

(круговые движения паль­цев от себя),

Постучали

(основания ладоней сту­чат друг о друга)

И открыли

(разомкнули пальцы).

10.Как вы думаете, кто живет в городе Звукоград? (звуки)

Какие бывают звуки? (звуки бывают разные: звуки природы, музыки и звуки речи: гласные и согласные)

Много звуков есть на свете:

Шелест листьев, плеск волны.

А бывают звуки речи,

Мы их точно знать должны.

Какие звуки называют гласными? (звуки, которые не встречают во рту преграды, тянуться и поются, называются гласными) .

Давайте поиграем со звуками:

Игра с мячом: «Верни мне гласный звук» .

Мяч лови и мяч бросай
Гласный в слове называй.

(слова: лук, сыр, дом, мак, шар, мир, мышь, кот, кит, дым)

11. Какие бывают согласные звуки? (мягкие и твердые). Каким цветом обозначают твердый согласный (Синим), мягкий согласный (зеленым).

Определите, с какого согласного, твердого или мягкого начинается слово, и поднимите сигнальчик.

(слова: лодка, машина, рука, мишка, метла, самокат, сетка, лёд, река.)

12.Суша-вода

Участники игры становятся в одну линию. При слове ведущего "суша" все прыгают вперед, при слове "вода" - назад. Конкурс проводится в быстром темпе. Ведущий имеет право вместо слова "вода" произносить другие слова, например: море, река, залив, океан; вместо слова "суша" - берег, земля, остров.

13. Закрепление знаний о буквах.

Перед нами Буквоград. Кто же здесь живет? (буквы) Чем звуки отличаются от букв? (звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем)

Буквы на карточках рассыпались, а вы их соберите и прочитаете слово

(карточки на каждого ребенка: торт, шар, рак, дом, уж) . На обратной стороне карточки отгадка, проверьте себя.

14. Развитие навыков слогового анализа и синтеза.

Мы приплыли с вами в Словоград. Кто же здесь живет? (слова) . Из чего состоят слова? (из слогов) . А можно ли слово измерить? Чем? (хлопками - слогами) . Чем больше в слове слогов, тем длиннее слово.

15. Д/И «Слоги перепутались» (слоги написаны на карточках). Задача – собрать слова

16. Мы находимся в стране правильной и красивой речи. А где же Фея, которая подарила волшебный цветок девочке Маше из сказки?

Смотрите, здесь письмо.

«Дорогие ребята! Я рада приветствовать вас в моей удивительной, волшебной и очень интересной стране Красивой и правильной речи! Сейчас я спешу на помощь к детям, чтобы научить их правильно и красиво говорить. А для вас я приготовила подарок – волшебный цветок Речецветик, который помогает правильно разговаривать, потому что на его лепестках нарисованы и написаны секреты правильной речи. Необходимо только его собрать и запомнить мои секретные правила».

15. Аппликация. У каждого ребенка лепестки Речецветика и серединка. Нужно приклеить лепестки к центральному кругу.

    Говори всегда красиво, смело и неторопливо (в центр)

    Прежде чем говорить, подумай, о чём хочешь сказать.

    Говори на выдохе плавно и ясно (Раздаю самолетики детям и вместе читаем: "Плавно, долго выдыхаем. Звук протяжно выдуваем". Затем дети дуют на свои самолетики.

    Рука - С пальчиками мы играем и массаж мы получаем.

    Ухо - Слушаем всегда внимательно

    Книга - Книги разные читаем в них о многом мы узнаем.

Теперь у каждого из вас есть волшебный цветок Речецветик, который помогает правильно разговаривать, потому что на его лепестках нарисованы и написаны секреты правильной речи. Благодарность всем детям.

Упражнение «Теплые ладошки»

Педагог протягивает свою руку в круг вверх ладонью и предлагает всем детям сложить свои ладони на его ладонь. Затем другой ладонью педагог накрывает детские ладошки сверху и говорит, что чувствует тепло всех ладоней, призывает детей почувствовать тепло ладошек друзей.

Похожие статьи

© 2024 my-kross.ru. Кошки и собаки. Маленькие животные. Здоровье. Лекарство.