Как было в средней азии. «всем по "национальной квартире"». как ссср «делил» среднюю азию. Начало освоения новых территорий

Колониальные захваты в Туркестане русского самодержавия можно условно разделить на 4 колониальные войны: первая колониальная война продолжалась с 1847 по 1864 гг.; вторая - с 1865 по 1868 гг.; третья - с 1873 по 1879 гг.; четвертая - с 1880 по 1885 гг. Причем, особенностью завоевания было то, что промежутки между военными действиями были заполнены активной борьбой России с Англией на дипломатическом фронте.

Россия в 1847 г. заняла устье реки Сырдарьи, где было построено укрепление Раимское (Аральск). В 1853 г. оренбургский генерал-губернатор В.А. Перовский штурмом овладел Кокандской крепостью "Ак - Мечеть" . На ее месте было возведено укрепление "Форт Перовского" (Кзыл - Орда). Цепь укрепленных постов от Раимского до "Форта Перовского" образовали Сырдарьинскую военную линию.

Одновременно продвижение царских войск осуществлялось со стороны Западной Сибири, от Семипалатинска. В Семиречье было построено укрепление Копал. Затем с 1850-54 гг. был завоеван Заилийский край, а у селения Алма-Ата основано укрепление Верное. Из укрепленных постов, протянувшихся от Семипалатинска до Верного, возникла Сибирская военная линия.

Крымская война (1853-56 гг.) приостановила экспансию царизма в Туркестане. Но после ее окончания, пламя первой туркестанской колониальной войны вспыхнуло с еще большей силой. Осенью 1862 г. царские войска захватили Пишпек и Токмак, летом 1863 года - крепость Сузак, весной и летом 1864 года - Туркестан, Аулия-Ата и в сентябре -Чимкент. В ходе этих действий были построены новые укрепления, образовавшие Новококандскую военную линию.

С ее созданием произошло соединение ранее возникших военных линий в сплошной фронт. Последнее породило соблазн немедленно воспользоваться достигнутым успехом. В сентябре 1864 г. войска под командованием генерала М.Г.Черняева предприняли попытку захватить Ташкент. Однако, во время штурма они понесли большие потери и были вынуждены возвратиться на исходные позиции.

Неудачная попытка генерала Черняева захватить Ташкент завершила первую колониальную войну России в Туркестане. На завоеванных землях в начале 1865 г. была создана Туркестанская область, административно подчиненная Оренбургскому генерал-губернаторству. Новая область должна была укрепить тыл царских войск, интенсивно готовившихся ко второй колониальной войне.

Завоевание царизмом части территории Туркестана вызвало возбуждение в правящих кругах Англии, что вылилось в дипломатическую ноту английского правительства. Но она не дала результата. Министр иностранных дел России А.М.Горчаков в ответной ноте счел нужным подчеркнуть, что как и другие великие державы Россия имеет собственные интересы и ее действия в Туркестане ничем не отличаются от действий Англии в Индии или Афганистане. Вместе с тем он утверждал, что небольшие армейские части просто ограждают границы империи и что дальше Чимкента войска не пойдут.

В 1865 г. самодержавие начало вторую колониальную войну. Воспользовавшись обострением противоречий между эмиром Бухары и ханом Коканда, генерал Черняев захватил Ташкент. Потеря Ташкента настолько ослабши шывдекого хана, что бухарский эмир легко овладел Кокандом. Последнее было использовано самодержавием для объявления войны Бухарскому эмирату.

Весной 1866 г. в урочище Ирджар на реке Сырдарья произошло самое крупное сражение за все время завоевания Туркестана самодер-жаиием. Царская армия разбила войска бухарского эмира и заняла города Ходжент, Ура-Тюбе, Джиззак, крепость Янга-Курган.

Заключив в начале 1868 г. с Кокандским ханством торговый договор и одновременно военное перемирие, генерал Кауфман сосредоточил подчиненные ему войска против Бухарского эмира. В апреле и мае 1868 г. произошли два сражения, которые привели к разгрому армии эмира и занятию царскими войсками Самарканда. Бухарский эмир был вынужден начать переговоры о мире.

В июне 1868 г. между Россией и Бухарой был заключен мирный договор, по которому эмир отказался в пользу самодержавия от городов Ходжент, Ура-Тюбе, Джиззака, Катта-Кургана, Самарканда и всей территории до Зирабулака. На этом вторая колониальная война завершилась.

Уже в ходе завоевания в крае поднялось мощное национально-отободительное движение. Население, активно обороняя города, вынуждало российские войска неоднократно штурмовать большинство из них. После захвата населенного пункта борьба продолжалась. Примером тму служит восстание 1868 г, в Самарканде, возглавленное сыном бухарского эмира Абдулмаликом. Другой яркой страницей в истории и.щионально-освободительной борьбы стало восстание в 1874-1876 гг. иод руководством Исхак муллы Хасан-Оглы, взявшим имя Пулат-хана. Восстание было подавлено, а Исхак мулла и некоторые его сподвижники качиены. Однако, это не остановило борцов за свободу. Восстания не прекращались.

Одним из результатов второй колониальной войны явился выход России на границу с Афганистаном, что обострило русско-английские иропторечия. Для их преодоления дипломаты обеих стран заключили в 1872-1873 гг. соглашение о разграничении сфер влияния. По нему граница, между Бухарой и Афганистаном устанавливалась по реке Аму-нарьн Таким образом, территория к югу от реки Амударья была призна-III английской зоной влияния, а к северу - российской сферой влияния.

Оглашение с Англией позволило самодержавию начать третью колониальную войну в целях завоевания Хивинского ханства, подготовка к которой пелась с 1869 г. Открыв военные действия в феврале 1873 царские войска через три месяца захватили и разграбили Хиву. В августе 1873г. предложенный Кауфманом мирный договор, был подписан хивинским ханом

Однако, большинство туркменских племен не признало мирный договор и продолжило борьбу. Их небольшие отряды, используя природно-климатические условия Закаспия, неожиданно нападали и так же быстро скрывались. Действия царских войск, в свою очередь, приобретают характер карательных походов против мирного населения.

В ходе изнурительной войны войскам России весной 1878 г. удалось занять Кизыл-Арват. Летом 1879 г. была предпринята Ахалтекинская экспедиция. Войска дошли до крепости Геок-Тепе, по при штурме потерпели полную неудачу и отступили. На этом третья колониальная война закончилась.

В конце 1880 г. под командованием генерала М.Д.Скобелева началась вторая Ахалтекинская экспедиция. Она завершилась в 1881 г. взятием крепости Геок-Тепе (Ашхабад). Во время осады и особенно после падения крепости жестокость нападавших превзошла все мыслимые пределы: были истреблены все сдавшиеся ее защитники, а пытавшихся спастись бегством уничтожили в ходе преследования.

После поражения защитников Геок-Тепе сопротивление туркменских племен начинает ослабевать и в 1885 г. жители оазисов Мерв, Иолотань, Пенде, Серахс приняли русское подданство. Самодержавие продолжило войну, но уже с афганским эмиром. Под нажимом Англии афганские войска еще в 1883 г. перешли Пяндж. Апогея вооруженный конфликт между Афганистаном и Россией достиг в 1885 г. и закончился разгромом афганских отрядов, которыми командовали английские офицеры. Завершилась четвертая колониальная война и военные действия по завоеванию Туркестана в целом.

Однако, завоевав Среднюю Азию и установив здесь колониальный режим, самодержавие еще 10 лет вело дипломатическую борьбу в целях признания его захватов крупнейшими державами мира. Только в 1895 г. между Россией и Англией было заключено соглашение о разграничении Памира.

История – это не только память о событиях прошлого, но и то, что объединяет людей в настоящем, поэтому сегодня история оказывается «инструментом» борьбы за власть.

Ее пытаются «рекрутировать» или «продать» обществу самые разные политические силы, предлагая свои удобные версии произошедшего в прошлом и тем самым объясняя нынешнее положение вещей.

Оставьте пока в стороне политическую подоплеку событий вековой давности, и перед вами откроется новая страница истории, о которой вы не знаете…

В 1918 году Российская империя оказалась разделенной на 26 самостоятельных административных областей и республик, проводящих самостоятельную политику формирования власти – власти Советов рабочих и крестьянских депутатов. В разных областях, республиках фазы революция сменялись, в зависимости от преобладания различных политических партий и национальных пристрастиях.

Пример становления Советской власти в Средней Азии наглядно демонстрирует процессы происходящие в отдельных регионах вне зависимости партии большевиков.

В виду различия политической организации в Туркестанском генерал-губернаторстве, Бухаре и Хиве, события этого периода необходимо рассмотреть по каждому из этих районов отдельно.

На некоторое время связь между Средней Азии и центром была прервана, так как часть Ташкентской дороги была занята казачьими отрядами Дутова, а на Средне-Азиатской дороге возникло восстание, поддержанное пришлыми английскими отрядами.

Туркестан

В Туркестанском генерал – губернаторстве Февральская революция пробудила политическую активность в некоторых кругах мусульманской интеллигенции, духовенства и местной буржуазии.

Еще со времени революции 1905 г. в Туркестане стало складываться движение джадидов* , имевшие здесь, в отличие от Бухары, по преимуществу культурно-просветительный характер и ставившее себе задачи распространения светской системы образования и вообще некоторой европеизации общего уклада местной жизни.

Февральская революция вызвала в этих джадидистских кругах националистические настроения. Однако, центром движения в мусульманской среде были в это время не джадиды, а вновь образованная после революции организация Шура-Исламия – «Совет исламистов», ставивший себе целью осуществление свобод, но на ocнове законов шариата.

Деятельность Шура-Исламия выразилась в избрании казиев (местных судей) и их влиянии на местную мусульманскую газету, которая до этого времени была в руках реакционно-клерикальных кругов.

Прогрессивные настроения в Шура-Исламия оказались нестойкими: в ней вскоре усилилось влияние правого крыла – улемов (духовенства). На выборах в местные думы улемы шли уже отдельными списками и собирали большое число голосов – в Ташкенте, например, до 50% всех голосов.

В кругах киргизской интеллигенции, группировавшейся в организации «Аллаш», сочувствовавшей кадетам, Февральская революция вызвала стремление проявить активность, по преимуществу, в вопросах переселенческой политики – в смысле максимального обеспечения интересов местного населения против русских пришельцев, под религиозными знаменами.

В части узбекских и в киргизских буржуазно-прогрессивных кругах первый период революции вызвал политически мало-оформленные пан-исламистские настроения, выражавшиеся в мечтах об едином, независимом мусульманском государстве. Наоборот, та часть торговой буржуазии, которая связана была своими интересами с Россией, чужда была этих настроений.

Гораздо более сложную обстановку создал Октябрьский переворот. Он вызвал движение в среде коренного населения, поддержанное и некоторыми кругами русского населения, движение, вылившееся в форму «Кокандской автономии».

Начало этой «автономии» было положено Чрезвычайным все туркестанским съездом, созванным в Коканде 1 декабря 1917 г. Этот съезд, на котором, наряду с баями и мусульманским духовенством, были представлены также и русские буржуазные и чиновничьи круги, провозгласил автономию Туркестана.

Было образовано туркестанское правительство в лице «Совета министров автономного Туркестана» и «Совета трудящихся» . Первым делом правительства автономии была спешная организация армии, при чем «главнокомандующим вооруженными мусульманскими силами» был назначен русский офицер.

Бурное политическое выступление кокандской автономии состояло в обращении во ВЦИК (в Смольный) с требованием предоставлении Туркестану полной политической независимости – на основании принципа самоопределения народов, провозглашенного в Брестском мирном договоре.

В Коканде в руках «автономистов» находился только старый город, в новом же городе власть была в руках большевистского настроенного Совета рабочих депутатов, опиравшегося в военном отношении на малочисленные отряды Красной гвардии.

Положение ново-городского совета осложнялось тем, что именно в это время Ташкентская дорога была закрыта, так называемой дутовской пробкой, на ликвидацию которой были оттянуты сводные войска всех городов Средней Азии. Но 21 января 1918 г. Дутов потерпел поражение – Оренбург был занят местными красногвардейскими войсками.

После этого ново-городской Совет Коканда предъявил «автономистам» ультиматум, требуя их разоружения. Правительство Кокандской автономии ответило на ультиматум наступлением на новый город.

Бои длились шесть дней и кончились поражением «автономистов». Поражение это привело к потере «автономистами» Коканда, но движение не прекратилось. Оно стало распространяться по всей Фергане, приняв сначала формы ожесточенной партизанщины, а затем выродилось в басмачество.

Экономические предпосылки басмачества созданы были в известной мере фактом отрезанности Туркестана от внутренних районов РСФСР. Вывоз хлопка и привоз хлеба стали невозможны. Резкое сжатие хлопководства освободило большие силы, переставшие находить себе применение в мирном сельско-хозяйственном труде.

Эти-то кадры избыточного сельского населения и пополняли, по преимуществу, ряды басмачей. Движение было возглавлено частью мусульманской буржуазии, духовенство освятило его авторитетом религии, а стихийная демобилизация на фронтах дала в руки восставших оружие. Военным начальником складывавшейся басмаческой армии объявил себя бывший начальник уездно-городской милиции Маргелана – Мадамин-бек.

Впоследствии было образовано «Временное правительство Ферганы». Военной опорой его была «мусульманская народная армия», номинально возглавлявшаяся Мадамин-беком, а фактически руководимая русским офицером Белкиным. В это время силы «Временного правительства» определялись в 7.000 всадников.

Однако, единство «Временного правительства» длилось не долго. Осенью 1919 г. наметился перелом в мероприятиях советской власти в Туркестане – экономические мероприятия были несколько видоизменены, а в советы – в виду особых туркестанских условий – были привлечены частично и представители не пролетарских групп коренного населения.

Басмаческим отрядам было сделано предложение ликвидировать военные действия. С другой стороны, единство мусульмано-русского фронта подтачивалось постоянными сношениями мусульманской части «Временного правительства» с Афганистаном и уклоном всего движения в сторону «ислама».

Под влиянием описанных условий ферганское басмачество разложилось, и значительная часть отрядов перешла в Красную армию. Однако, весной 1921 г. эти же отряды снова перешли на сторону басмачей, и движение уже управляемое английскими эмиссарами вспыхнуло с новой силой.

На этот раз басмаческое движение в Фергане приобретает жестокие и разрушительные формы. Фергана разбивается на ряд отдельных районов, находящихся в военном и гражданском управлении басмаческих курбашей (начальников).

Движение направляется против всех организованных центров хозяйственной жизни: железная дорога на большом протяжении разрушается, хлопковые и маслобойные заводы сжигаются, басмачи запрещают дехканам ездить на хлопковые заводы и отнимают у них авансы, выданные последним под хлопок, дехканам воспрещается сеять хлопок под страхом отсечения рук.

В Маргелане басмачи за посев хлопка вырезывают 54 дехкан. Такое направление деятельности басмачей вызывает резко-отрицательное отношение к ним в массах дехканского населения.

Между тем, военные мероприятия против басмачей, ведущиеся в этот период энергично, комбинируются с мероприятиями политическими: духовенству возвращаются вакуфытермин мусульманского права, означающий имущество неотчуждаемое, изъятое из гражданского оборота, не могущее быть предметом частной собственности), восстанавливаются суды казиев, разрешается открыть старое медресе, представительство коренного населения в советах расширяется, вводятся мероприятия новой экономической политики.

Одновременно усиливается завоз мануфактуры, хлеба, организуется хлопковая работа и восстанавливается сельскохозяйственный кредит. Численность басмачей постепенно уменьшается, и летом 1923 г. басмаческое движение в Фергане ликвидируется.

Бухара

Иной характер имеют события революционного периода в Бухаре. Бухара к началу революционного периода представлялась типичной азиатской деспотией. Эмир, возглавлявший ее, по традиции считался в мусульманском мире вторым государем после турецкого калифа. Власть эмира над его подданными была неограниченной. Между личной собственностью эмира и государственной собственностью не было никакого различия.

Роскошная придворная жизнь и дорогие поездки за границу, вместе с богатыми подарками царю и петербургской и местной администрации, приводили к непомерно тяжелому обложению населения и обнищанию его.

Непосредственное окружение эмира состояло из дворцовой знати и дворянства – родственников эмира и служилых людей, игравших роль глаз и ушей его. Эта среда была испорчена безответственностью, взяточничеством, роскошным образом жизни и развратом.

Главенствующей группой государства было духовенство. Бухара была чтимым центром ислама, а сам эмир считался главой духовенства. Орудием влияния мулл и монахов на население были многочисленные духовные школы – мектебы и медрессе.

Опорой власти был также средне и мелкопоместный класс, образовавшийся вследствие дарения эмиром служилым людям – обыкновенно старшинам родов и племен – земельных участков. На поливных землях это были мюльки и мюльк-хурри – халиса (старые формы землевладения), на богарных землях – тана.

В отдельных случаях размеры таких землевладений доходили до 100 – 150 десятин. Они были особенно распространены в средней и восточной части Бухары (нынешние районы Кашка-Дарьи, Сурхан – Дарьи и Таджикистана).

Влиятельным классом в государстве была также и торговая буржуазия, усилившаяся в последний период благодаря прибыльным операциям с каракулем, хлопком и европейскими товарами. В этом классе, терпевшем стеснения от безграничного произвола эмира и его администрации и от чрезмерных налогов, была благоприятная почва для восприятия прогрессивных идей, проникавших в Бухару вместе с европейскими товарами. Низ же социальной пирамиды занимал широкий слой пассивного, безответного крестьянства, находившегося в материальной зависимости от всех – от эмира, его администрации, помещиков и торгового капитала и, сверх того, в духовном плену у духовенства.

Революция 1905 г. вызвала в Бухаре политическое оживление. Большую культурную роль сыграли здесь татары Казани, Крыма и Кавказа. В это время и зарождается джадидизм, пустивший корни не только в Бухаре, но и в Фергане, Ташкенте и Самарканде. Но если в русском Туркестане джадидизм был легальным движением культурно-просветительного характера, то в Бухаре он должен был принять форму тайного общества, причем программа его здесь включала требования смягчения налогового бремени и облегчения положения мелких торговцев.

Под влиянием революции в Турции и Персии к джадидизму стали примыкать часть чиновничества, студенты духовных школ, молодежь, возвращавшаяся из школ Константинополя и Оренбурга, мелкие лавочники. Материальную поддержку ему стала оказывать часть крупного купечества.

Февральская революция 1917 г. укрепила влияние левых групп в джадидизме. Очень скоро они откололась от старого ядра джадидитов и образовали революционную младо-бухарскую партию. Эта партия требовала народного представительства при эмире и местных беках, улучшения администрации и контроля над ней, свободы школ и печати, улучшения налоговой системы.

Младо-бухарская партия в этих своих требованиях пыталась опереться на Временное правительство России, но центральная власть была далека от Бухары, старое же русское резидентство при эмире целиком поддерживало его н советовало ему беспощадно расправляться с революционерами.

В сложной обстановке эмир искусно попел двойственную политику. Для него непосредственную угрозу представляла революционная власть, укрепившаяся в соседнем Туркестане. Еще более близкую опасность представляли железнодорожные рабочие и совет рабочих депутатов Кагана (новой Бухары). Опасался эмир так же и давления со стороны Временного правительства из Петрограда.

Под влиянием событий в России и требований младо-бухарцев эмир издает манифест о свободе, дарует амнистию и обещает введение государственного бюджета. В то же время он пытается укрепить свое положение путем мобилизации всех реакционных сил внутри страны и старается использовать влияние духовенства и клерикальных кругов.

Администрация Эмира производит массовые аресты революционеров и подвергает их пыткам. У казаков, возвращающихся с фронтов, эмир скупает оружие, русским офицерам он поручает реорганизовать свою до того бутафорскую армию.

Между тем, среди части младо-бухарцов, эмигрировавших в советский Туркестан, образуется несколько большевистско-настроенных групп. В 1920 г. эти группы объединяются, и вскоре революционные бухарские группы решают перейти к активным действиям.

В сентябре 1920 г. в Чарджуе созывается съезд революционных элементов Бухары. На этом съезде принимается решение об активных действиях. 2 сентября 1920 г. начинаются под начальством Фрунзе военные действия против эмира. После 20-часового боя Бухара была занята красными войсками. Эмир – Сеид-Мир-Алим – с частью своей армии отступил в горный юго-восточный район. Бухара же была провозглашена народной республикой.

Уйдя в восточную Бухару – в район нынешнего Таджикистана, – эмир в течение еще почти года оставался там, организуя силы для упорного сопротивления, принявшего формы ожесточенной басмаческой войны.

Лишь во второй половине 1921 г., в виду развития наступления Красной армии, эмир уходит в Афганистан, но и оттуда он продолжает руководить через высших начальников своей армии активными действиями. Общее командование над остатками эмирской армии принимает Ибрагим-бек. Однако, очень скоро у него появляется конкурент в лице Энвер-паши.

Энвер-паша, блестящий турецкий офицер, принимавший непосредственное участие в свержении Абдул-Гамида в 1908 г. и лично убивший военного министра Турции Назим-пашу во время переворота 1913 г., потеряв через несколько лет влияние в Турции, по рекомендации английских эмиссаров переносит свою авантюристскую деятельность на территорию Средней Азии.

В 1920 г. он принимает участие в бакинском съезде народов Востока. В ноябре 1921 г. он приезжает в Бухарскую народную республику, будто с намерением содействовать развитию освободительного движения на Востоке, но, пребыв в Бухаре три дня, Энвер-паша переходит к басмачам.

Басмачи, особенно Ибрагим-паша, приняли Энвер-пашу с недоверием. Энвер-паша не стал добиваться у эмира назначения его главнокомандующим басмаческих войск.

В то же время Энвер-паша обратился к правительству РСФСР с предложением признать его главой Бухарского государства, обещая за это союз с РСФСР. Перед лицом мусульманского мира Энвер-паша провозгласил лозунг создания великого средне-азиатского мусульманского государства.

Бумаги свои Энвер-паша стал скреплять печатью: «Главнокомандующий всеми войсками ислама, зять халифа, наместник Магомета». Однако, деятельность Энвер-паши длилась недолго.

В августе 1922 г. Красная армия заняла Дюшамбе, во время боев за который Энвер-паша был убит. Но и после этого басмачество еще долго держалось в районе бывшей восточной Бухары, на территории нынешнего Таджикистана. Движение поддерживалось английскими эмиссарами, прикрываясь здесь религиозно-национальными лозунгами, направленными против кафиров (неверных).

Понадобилось четыре года упорной борьбы – военной, экономической и политической, чтобы окончательно сломить сопротивление басмаческих групп. Летом 1926 г. борьба с басмачеством в Таджикистане была закончена.

Хорезм

Третьим руслом пошло революционное движение в Хорезме. Здесь государственная и хозяйственная жизнь складывалась в значительной степени под влиянием вековой борьбы между оседлыми узбеками и кочевниками-туркменами.

В трудных природных, – в особенности ирригационных, условиях узбеки занимались в Хорезме земледелием. Туркмены же жили скотоводством и регулярными набегами на оседлое население. Набеги эти считались у туркмен лихим и почетным делом. Недаром в Хорезме у туркмен сложилась поговорка: «Бог даст узбекам, а узбеки нам».

С конца XVIII в. – начала XIX в. узбекские ханы Хорезма начинают привлекать туркмен к делу охраны границ государства. Туркменским родам, принимавшим на себя эту службу, отводилась земля в размере 5 десятин на всадника. В связи с этим туркмены стали оседать па окраинах Хорезма. И в эту пору отношения между узбеками, и туркменами были не очень устойчивы. Узбеки, сидевшие в головах ирригационных систем, обычно говорили: «Туркменам много воды давать нельзя; сытый туркмен завоюет, голодный – ограбит, только полуголодный не опасен».

В обстановке таких отношений туркменский вождь Джуанаид-хан сверг в 1919 г. хорезмского хана – узбека Сеид-Асфен-диар-Богадур-хана. Тогда узбекское население, соединившись с туркменскими группами, враждебными Джунаид-хану, и при поддержке советских войск, изгнало Джунаид-хана в 1920 г. из Хорезма.

Был созван Всехорезмский курултай, провозгласивший Хорезм советской народной республикой. В сентябре 1920 г. в Москве был заключен договор между РСФСР и Хорезмом, в силу которого провозглашалась независимость Хорезмской республики. 6 марта 1921 г. в Хорезме произошел революционный переворот и был образован ревком.

Так в процессе революции в Средней Азии образовались: одна социалистическая республика – Туркестанская, и две советских народных республики – Бухарская и Хорезмская. В дальнейшем важнейшими событиями революционного периода в Средней Азии были: национальное размежевание, районирование и земельная реформа.

Национальное размежевание.

На территории Туркестана живет более двух десятков различных народностей, причем наряду с компактными группами однородного этнического состава встречаются небольшие островки национальных меньшинств, вкрапленных в инородные национальные группы. Эта пестрота национально-этнографической карты находит себе объяснение в исторических судьбах Средней Азии.

Образовательный уровень народов Средней Азии не превышал 3%, обладатели которого – зажиточные купцы, баи и некоторые категории городских жителей и составили административную основу Советской власти.

Именно этот актив местных политических работников многократно ставил и утверждал вопрос об образовании на территории Средней Азии нескольких государств, построенных по национальному признаку. Это требование означало необходимость общего национального размежевания Средней Азии.

15 сентября 1924 г. решение о национальном размежевании было принято ЦИК"ом Туркреспублики (Туркестанская Советская Республика). 18 сентября – Всебухарским курултаем. Аналогичное решение было принято также осенью 1924 г. ЦИК‘ом Хорезмской республики.

Вопрос о проведении границ территорий при национальном размежевании представлял большие трудности в виду того, что этнографические границы в Средней Азии не выявлены рельефно. При начертании границ, выбор был сделан между принципам национально-политическим и экономическим.

Национально – политический принцип брал за основу преобладание той или иной национальности, живущей компактной массой на данной территории, и исключал возможность территориальных перерывов. Экономический же принцип принимал в расчет направления экономического тяготения: наличие ирригационных систем, начертание путей сообщения и т.д.

Из этих двух принципов за основу был взят принцип национально-политический, и лишь в отдельных случаях от него делались отступления для принципа экономического.

В результате национального размежевания возникли две союзные социалистические республики - Узбекистан и Туркестан, Таджикская автономная республика, входящая в состав Узбекистана, Киргизская авт. ССР (первоначально Кара-Киргизская авт. обл., затем постановил. ВЦИК 25 мая 1925 г. переименована в Киргизскую авт. обл. и, наконец, постановлением президиума ВЦИК 1 февр. 1926 г., подтверждён III сессией XII созыва ВЦИК"а 18 ноября 1926 г. и Всероссийским съездом Советов в апреле 1927 г.) входящая в РСФСР. Кара-Калпакская – автономная область, (постановлением XII Всеросс. съезда советов 11 мая 1925 г.) входящая в Казахстан.

Часть Семиреченской и Сыр-Дарьинской областей вошли в состав Казахстана.

Так что влияние Кремля в размежевание территорий и формирование Советской власти в Средней Азии было минимально и выражалось только в выработке решений и постановлений. Основным связующим документом Центральной власти с периферийными республиками был Декрет о земле и Декрет о самоопределении наций.

Закончить хотел бы маленькой притчей:

«Афганского барашка спрашивают: – кто лучше ухаживает англичанин-Джон или турок-Ахмет? На что барашек отвечает: – Джон дерет шкуру с головы, а Ахмет – с хвоста, так что я поостережусь от обоих».

Это к тому, что Афганистан издавна тяготел к России, а уж он толк знает. Так что выбор наших предков Советов было исторической необходимостью, а не засилием, как трактуют в нынешнее время…

Джадизм – В более широком смысле джадидизм был движением за распространение просвещения, развитие тюркских языков и литературы, изучение светских дисциплин, использование достижений науки, равноправие женщин.

Литература: В. Бартольд, «История Туркестана» (Ташк. 1922); его же, «История культурной жизни Туркестана». (Л. 1927) В, И. Массальский, «Турк. Край» (СПВ. 1913); Я.Б. Архипов, «Ср.-Аз. Республики». (Л, 1927); «Очерки революционного движения в Ср. Азии» (М. 1926); А.П. Чулошников, «Очерки по истории каз. – кирг. Народа» (Оренб. 1924); С. Муравейский, «Очерки по истории револ. движ. в Ср. Аз.» (Т. 1926);

Файзула-Ходжаев, «К истории револ. в Бухаре» (Т. 1923); сборн. «Красная летопись Турк.» (Т. 1923); В. Варейкис и И. Зеленский, «Национ.-госуд. размежевание в Ср. Аз.» (Т. 1924); сб. «Вся Ср. Азия«(Т. 1926);. сб. п. ред. В.И. Пославского и Г.И. Черданцева у «Ср.-Аз. эконом, район» (Т. 1922); статист, ежег. Турк. респ. за 1917-1923 годах (Т. 1924); сборн:. Матер. по районир. Ср. Аз.» (тт. I и И, Т. 1926); сборн. под ред. Б.Б. Карпа и Я.Е. Суслова, «Соврем. кишлак и аул Ср. Аз.» (11 вып., Т. 1926/ 19Л);. В.М. Четыркин «Узбекистан», (С. 1926);

В 1924-1925 годах в Центральной Азии произошел процесс, названный национально-территориальным размежеванием. Суть его заключалась в том, что в составе СССР были выделены национальные административно-территориальные единицы, получившие статус автономных ССР, областей и округов.

Так на свет появились Киргизская, Узбекская, Туркменская, Таджикская и другие Советские Социалистические Республики. Выделение этих образований в составе Советского Союза сыграло важную роль в их дальнейшей судьбе и в том числе отразилось на последующих отношениях с Россией.

В результате размежевания изменились не только названия, но и границы многих административно-территориальных единиц. В итоге вышло так, что коренные народы многих республик оказались за пределами своей родины. В эпоху перестройки это породило ряд территориальных конфликтов, многие из которых не разрешены до сих пор.

Впрочем, размежевание и сопутствующая ему коренизация населения имели и положительные стороны. Так, жители среднеазиатских республик получили возможность продвигаться на руководящие должности, их национальные языки активно внедрялись в образование и делопроизводство, поощрялись издания СМИ на местных языках.

В конце 1930-х годов эти процессы были свернуты, и центральные власти начали повсеместно вводить русский язык. Тем не менее было создано большое количество образованных кадров из представителей национальных меньшинств СССР, а также ряд образовательных учреждений с нерусскими языками обучения.

О плюсах, минусах и последствиях национального размежевания «История.РФ» поговорила со старшим научным сотрудником Центра сравнительно-исторических исследований стран постсоветского пространства Института всеобщей истории РАН, кандидатом исторических наук Татьяной Котюковой.

«Размежевывали то, что имелось, не глядя на этносы»

- Татьяна Викторовна, как вы считаете, какую роль национально-территориальное размежевание сыграло в судьбе азиатских республик? Сегодня они пожинают скорее положительные или отрицательные плоды этого процесса?

На сегодняшний момент мы все готовы воспринимать страны Центральной Азии, которые раньше были союзными республиками, в том виде, в каком они существуют. Но в таком виде они исторически никогда не существовали вплоть до начала 1920-х годов. Это структурирование произошло в рамках процесса образования СССР: тогда появились эти национальные государства в тех границах, в каких они существовали после 1991 года и до сегодняшнего дня. Поэтому этот вопрос действительно сложный, а тема очень большая и до сих пор серьезно не изучена. По этому поводу существовали и существуют две основные позиции. Одна из них сводится к тому, что разделение народов региона по таким «национальным квартирам» - это момент, ведущий к разрушению некоeго единства народов Средней Азии. Такой термин все-таки правильнее, потому что, допустим, формирование Казахской ССР в рамках Советского Союза - это совершенно другой процесс.

Что же все-таки подразумевает под собой размежевание СССР? О каких именно территориях здесь можно говорить?

Когда мы говорим о национально-территориальном размежевании, мы говорим только о четырех государствах Средней Азии. В советское время существовал термин «Средняя Азия и Казахстан», и это было абсолютно правильно, потому что это два абсолютно разных региона, которые сейчас, на мой взгляд, не очень обоснованно объединили в один регион Центральной Азии, который вообще-то шире, чем постсоветские государства. Он охватывает еще и Афганистан, часть территории Китая (так называемый Синьцзян-Уйгурский автономный округ), Монголию, юг российской Сибири, который включает в себя Алтай, Бурятию, Туву. Сами понимаете: где Туркмения, а где Тува? Это совершенно разные регионы с точки зрения исторических процессов. Конечно, они некоторым образом объединены тем, что там проживает тюркоязычное население, но все-таки это очень разные народы. Поэтому считалось, что национально-территориальное размежевание нарушает некое единство народов так называемого Туркестана, который входил в состав Российской империи.

- Вы сами придерживаетесь этой точки зрения?

Нет, я считаю, что это разделение было необходимо, потому что народы, входившие в состав дореволюционного Туркестана, - это очень разные народы по своей культуре. Это сочетание оседло-земледельческих народов - таджиков, узбеков - и народов, традиционно ведущих кочевой образ жизни, - это туркмены, казахи, киргизы. И все эти три народа тоже отличаются друг от друга: казахи - это кочевники степей и равнин, киргизы - кочевники гор, а туркмены - кочевники пустынь. То есть у них совершенно разная специфика ведения сельского хозяйства. Поэтому, на мой взгляд, это разделение было оправданным, и оно очень оправдало себя уже в 1990-е годы, когда распался Советский Союз и все получили по некой «национальной квартире», где, в общем-то, без особенно жестоких межнациональных конфликтов эти республики существовали в тех границах, которые им были определены в 20-е годы.

Празднование провозглашения Узбекской ССР. Фотография. 1924 г.

Но вы ведь сами сказали, что в результате произошло разделение близких этносов и, напротив, смешение совсем разных народов. Разве это не говорит о том, что размежевание провели неграмотно?

Границы этих государств, конечно, не соответствуют этнической карте региона. Но даже не потому, что национально-территориальное размежевание проводилось так плохо, а потому, что разделение происходило только на тех территориях, которые Российская империя смогла присоединить к себе во второй половине XIX века. Если говорить о формировании государства по этническому принципу титульной нации, как это происходит в Европе, то, например, большая часть этнических таджиков вообще проживает за пределами современного Таджикистана! На территории Афганистана живет больше таджиков, чем в Таджикистане. Такая же ситуация с туркменами, которые живут и на территории Туркмении, и в Афганистане, и в Иране. То же самое происходит с узбеками - ими также населена территория северного Афганистана. Большое количество казахов проживает на территории современного Китая и Монголии. С киргизами тоже сложная ситуация - часть их проживает по ту сторону китайской границы, в Синьцзян-Уйгурском автономном округе. Все дело в том, что эти образования были сформированы только на той части, которая досталась Российской империи в рамках различных соглашений, в том числе с Британской империей в конце XIX века. Поэтому размежевывали то, что имелось, а не по принципу того, что государство должно объединять в себе все коренные народы. В этом смысле, конечно, этническая карта очень условна и приблизительна. Так что здесь можно привести очень много аргументов против этого процесса.

- Насколько быстро союзные республики адаптировались к переменам? Как это технически происходило?

Наша политическая административная карта не сразу стала выглядеть так, как она выглядит сейчас. До 1929 года Таджикистан был автономной частью в составе Узбекской ССР, Киргизия тоже была автономной частью в составе Казахской ССР. В общем-то, статус самостоятельных союзных республик первоначально получили только Туркмения, Узбекистан и Казахстан. Но вплоть до 1930-х годов эта карта продолжала формироваться, и в конечном итоге мы получили то, что получили: четыре республики Средней Азии и Казахстан в их современных границах.

«Политика, ресурсы и тонкий шантаж»

- Какие выгоды принесло Советскому Союзу создание этих автономных республик?

Возьмем, к примеру, Каракалпакию. Каракалпакия - это на сегодняшний день уже автономное образование в составе Узбекистана. Вначале она вошла в состав РСФСР и только спустя время и после определенных политических решений стала частью Узбекской ССР, тем самым обеспечив Узбекистану выход к Аральскому морю. Выход к нему на сегодняшний день имеют только два государства - Казахстан и Узбекистан. Видимо, это было сделано из политических соображений, потому что с точки зрения своей культуры, хозяйства и истории формирования этногенеза каракалпаки, конечно же, ближе к казахам, нежели к узбекам. Но зато это обеспечивало республике определенные экономические ресурсы и возможности, и советские власти, как и власти на местах, очевидно, руководствовались этим. Таким образом, политическая карта СССР в основном кроилась по принципу не столько этнического строительства, сколько экономической целесообразности. В определенном смысле она себя оправдывала до распада СССР.

А потом, после 1991 года? Ведь когда среднеазиатские республики обрели независимость, конфликты были неизбежны?

После распада Советского Союза все были охвачены строительством независимости в отдельных национальных государственных республиках. Конечно, стали подниматься вопросы, связанные с какими-то территориальными претензиями друг к другу. Но на сегодняшний момент удается урегулировать даже такие сложные, застаревшие вопросы, как демаркация и признание взаимных границ между Узбекистаном и Киргизией. Это в том числе способствовало межнациональному конфликту в рамках Ферганской долины. Первая его вспышка произошла еще в рамках существования СССР в 1990 году. Для Средней Азии вообще очень важен экономический вопрос, потому что это все-таки в первую очередь аграрный регион, и он продолжает им оставаться, несмотря на индустриализацию времен СССР. Большую роль здесь играет пользование распределением воды. Например, Таджикистан и Киргизия являются странами, которые лежат на истоках великих среднеазиатских рек, а уже Туркмения, Узбекистан и Казахстан пользуются их водными ресурсами, так как они расположены ниже по течению этих рек. В рамках единого экономического хозяйства эпохи СССР этих вопросов просто не возникало, а уже после распада Союза, безусловно, эти проблемы существуют. Есть определенный политический тонкий шантаж со стороны, допустим, Таджикистана и Киргизии (это горные государства) относительно Туркмении, Узбекистана и Казахстана, которые расположены в равнинной части Средней Азии.

- В каких регионах межнациональные конфликты сегодня особенно остры?

- Конечно, существует проблема таджикоязычного населения в Узбекистане - это прежде всего касается Самарканда и Бухары. Существует проблема киргизско-узбекских межнациональных отношений на территории Оши, потому что Оша - это часть географической Ферганской долины, которая поделена сегодня между тремя государствами - Узбекистаном, Таджикистаном и Киргизией. С точки зрения региональной дипломатии здесь должны действовать очень тонкие механизмы.

Что, если бы размежевания не произошло? Как это отразилось бы на современном состоянии среднеазиатских республик?

- Я как эксперт склонна думать, что если бы в 1924 году не было проведено национально-территориальное размежевание, то мы с вами в 1991 году получили бы «развод» пострашнее, чем раздел Югославии. На мой взгляд, это было бы очень страшное и кровопролитное событие. Варианта Чехословакии, когда все собрались и мирно разошлись, здесь бы не получилось. Уверяю вас, историческая контактная зона народов оседлой земледельческой культуры и кочевого номадского хозяйства дала бы о себе знать в очень неприятных эксцессах.

Территориальное размежевание зачастую сопровождалось процессом коренизации, когда на руководящие должности выдвигали представителей национальных меньшинств, их национальные языки внедряли в образование и делопроизводство. Какую роль это играло?

В данном случае это уже были не национальные меньшинства, а представители титульных наций, которые формировали эти республики. По официальной статистике, этих титульных народов в республиках было (по крайней мере, должно было быть) не менее 75 %. Коренизация, естественно, проводилась, потому что нужно было создавать национальную советскую партийную элиту. В рамках РСФСР и, в частности, Центральной России мы можем видеть смену элит. Царская дореволюционная элита в силу своего дворянского происхождения, конечно, должна была уступить место пролетариату. В Средней Азии ситуация была иной. Среднеазиатский пролетариат отсутствовал в принципе. Здесь было, скорее, трудовое крестьянство. Кроме того, была большая проблема со знанием русского языка. Какая-то степень русифицированности, знание русского языка и знакомство с европейской культурой, с передовыми революционными идеями и понятиями были, конечно, только у местной элиты. Собственно, поэтому эта элита и составила основу нового советского партийного и управленческого класса, который здесь активно воспитывался и создавался. Если мы возьмем происхождение всех первых руководителей, то мы увидим, что все они происходили из знатных семей. Тот же Файзулла Ходжаев (председатель Совета народных комиссаров Узбекской ССР. - Прим. ред. ) был сыном одного из богатейших купцов Бухары и пустил состояние своего отца на дело революции.

«Латиница отдалит Азию от России через 15-20 лет»

Одним из главных преобразований в этом смысле была смена письменности и переход на кириллицу. Как это отразилось на культуре и сознании советских азиатов? Удобно ли это было в сравнении с латинским алфавитом?

- Задачи по развитию национальных языков и переход на кириллический алфавит, который состоялся в 1929 году, - все это свидетельствовало о том, что центральная власть серьезно занималась проблемами этого региона, но при этом хотела, чтобы он развивался самостоятельно. Переход на латинский алфавит, который был поначалу одобрен, конечно же, давал некие основания для сближения с Турецкой Республикой. Однако, по мнению советского руководства, такой же алфавит, как в Турции, мог в том числе привести к определенному сепаратизму. И потом, как говорят филологи, латинский алфавит никак не способствует лучшей передаче фонетики среднеазиатских языков. В этом смысле он ничуть не лучше, чем кириллица.

- Несмотря на это, многие страны сейчас вновь возвращаются к латинице - например, Казахстан.

- Да, сейчас во многих республиках произошел обратный переход, но филологи говорят, что это проблему не решает. Один и тот же звук в кириллице легко передается одной буквой, а в латинском алфавите двумя буквами - в чем разница? Ни в чем. Но это теперь уже тоже политическая тенденция, направленная на десоветизацию.

- Какую пользу советским республикам принесла кириллица?

- Это способствовало более быстрому изучению русского языка подрастающим поколением республик Средней Азии. Я сама, как преподаватель истории, обучала студентов из Монголии в одном из московских вузов. И благодаря тому, что Монголия пользуется кириллицей еще с 1920-х годов, они очень быстро выучивали русский язык и начинали прекрасно на нем говорить и писать. Я, конечно, не могу сравнить их со студентами из Китая и Вьетнама. А сейчас бытует некая мифическая идея о том, что, раз все говорят на английском, то, чтобы легче выучить его, нужно свой собственный алфавит перевести на латинские рельсы. Теперь Россия не является для среднеазиатских республик неким ориентиром и выходом на мировую арену. Это, конечно, очень печальные звонки во всех смыслах, но этот процесс идет, и что-то противопоставить ему будет очень непросто. Пока держатся только Киргизия и Таджикистан. Но это связано с крайней слабостью экономик и с тем, что они составляют самое опасное пограничье для удара извне исламистских террористических сил. Были попытки прорыва бандформирований через афгано-таджикскую границу, через киргизскую границу. И, конечно, слабость экономики этих государств еще сохраняет определенную степень ориентированности на Россию - видимо, в ожидании какой-то помощи в критический момент. А Казахстан, Узбекистан, Туркмения - это самостоятельные государства, они исторически проводят очень независимую линию. Поэтому они могут себе позволить собственную самостоятельную политику, даже входя в единое экономическое пространство с Российской Федерацией. Процесс латинизации через какое-то время неизбежно приведет к удалению этих государств от России; может быть, конечно, не прямо завтра, но в рамках обозримых лет 15-20, когда подрастет поколение, которое уже будет изучать латиницу, а не кириллицу, - это очень сильно скажется, на мой взгляд.

Басмачество – среднеазиатская горно-пустынная герилья, возникшая после развала Российской империи на огромных территориях бывшего Туркестанского генерал-губернаторства (после проведения большевиками политики национально-территориального размежевания разделенного на Казахскую, Узбекскую, Таджикскую, Киргизскую и Туркменскую ССР). Единую дату разгрома басмачей назвать крайне сложно – отдельные конфликты и вооруженные столкновения продолжались, в разных регионах и с разной степенью интенсивности, вплоть до конца 1930-х – начала 1940-х годов. Движение захватило многовековые центры тюркской цивилизации и исламской культуры, такие как Самарканд, Бухара, Хива и Хорезм, нашло свои отклики и отголоски в панисламистских кругах Турции, коснулось Афганистана и Персии.

Разумеется, стоит принять во внимание тот факт, что к моменту распада Российской империи среднеазиатские территории находились в ее составе в общей сложности меньше полувека, и отношения колониальной администрации с коренным населением выстраивались отнюдь не гладко и просто. Одно из последних массовых выступлений в Средней Азии против имперской колониальной политики пришлось на 1916 год и было вызвано, помимо общего недовольства конфискацией земли у коренного населения для нужд переселенцев, массовым возмущением попыткой призвать аборигенов на фронт для строительства укреплений. Подобного рода решение, будучи продиктовано крайней необходимостью, не учло настроений населения, массово сочувствовавших турецкому султану и Османской империи, находившейся на тот период времени в состоянии войны с Россией. Восстание было жестоко подавлено, что также не способствовало укреплению «взаимного диалога и сотрудничества» между русскоязычным и тюркоязычным населением империи.

Несколько сотен лет назад и до самой революции Российская империя регулярно расширяла свои границы. Какие-то территории присоединялись в результате военных действий (большинство из них развязывал противник), другие - мирным путем. Например, присоединение к России Средней Азии происходило постепенно и бескровно. Большинство народов, населяющих эти земли, сами обращались к империи с просьбой принять их. Основная причина тому - защита.

В те времена на территории Средней Азии проживало множество враждующих между собой племен кочевников. Чтобы уберечься от набегов более сильного врага, нужно заручиться поддержкой мощного государства. Таким образом территории постепенно присоединялись к нашей стране. Как происходило присоединение Средней Азии к России? Особенности его и исторические факты читатель сможет узнать из этой статьи.

Историческое значение

Такое как и Средней Азии, можно оценивать по-разному. На первый взгляд это было в первую очередь завоевание с последующим установлением полуколониального режима. Однако среднеазиатские народы и племена, во многом отсталые по сравнению с европейцами, получали возможность развиваться социально и экономически, причем в ускоренном темпе. Рабство, патриархальные устои, всеобщая бедность и разобщенность этих народов остались в прошлом.

Что присоединение дало Средней Азии

Экономическое и культурное развитие среднеазиатской части Российской империи ставилось русским правительством во главу угла. Создавалась промышленность, казавшаяся немыслимой в этом бедном земледельческом регионе. Сельское хозяйство также реформировалось и становилось более эффективным. Не говоря уже о развитии в виде школ, больниц, библиотек. А местные обычаи коренных народов никем не уничтожались и не запрещались, что дало импульс к дальнейшему процветанию особой национальной культуры и консолидации общества. Постепенно Средняя Азия вошла в российское торговое пространство и стала не сателлитом и не изолированной областью на карте, а полноправной частью сильной Российской Империи.

Начало освоения новых территорий

Какова история присоединения Средней Азии к России? Если посмотреть на старинные карты, то можно увидеть земли, расположенные в юго-восточном направлении от границ территории царской России. Это и есть Средняя Азия. Она раскинулась от гор Тибета до Каспийского моря, от границ Ирана и Афганистана до Южного Урала и Сибири. Проживало там около 5 миллионов человек, что по современным меркам гораздо меньше населения любой из крупнейших мировых столиц.

С точки зрения экономического и социального развития среднеазиатские народы сильно отличались друг от друга. Главные отличия были в способах ведения хозяйства. Одни отдавали приоритет скотоводству, другие - земледелию, третьи - торговле и разным ремеслам. Никакой промышленности не было и в помине. Патриархат, рабство и угнетение феодалами их вассалов были столпами общества этносов Средней Азии.

Немного географии

До того как среднеазиатские владения Российской империи стали таковыми, они были разделены на три обособленные области: Кокандское и Хивинское ханства. Именно там процветала торговля, что сделало Бухару и Самарканд торговыми центрами всего региона. Сейчас Средняя Азия представляет собой пять Это Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Киргизия и Казахстан.

Попытки наладить внешнеэкономические связи с этими отдаленными от предпринимались еще в первой половине XIX столетия. Но решающего значения эти действия не имели. Все изменилось, когда Великобритания запланировала вторжение в Среднюю Азию. Интересы двух великих держав прошлого столкнулись и у Российской Империи не осталось иного выбора, кроме как не допустить проникновения британцев к собственным границам.

Первые экспедиции

Как начиналось присоединение к России Средней Азии? Изучение этой территории, конечно же, давно велось военными стратегами. Первые три русские экспедиции в Среднюю Азию преследовали мирные цели. Научную миссию возглавил Н. В. Ханыков, дипломатическую - Н. П. Игнатьев, а Ч. Ч. Валиханов стал во главе торговой экспедиции.

Все это было сделано в целях установления внешнеполитических контактов с пограничным регионом мирным путем. Тем не менее в 1863 году возникли предпосылки для военного вторжения из-за инцидента в Кокандском ханстве. В той раздираемой смутой и местности конфронтация между народами нагнеталась все сильнее. Результатом стал приказ о наступлении русских войск.

Первой военной операцией русских на территории Средней Азии стал поход на Ташкент. Он провалился. Но всего за два года междоусобицы ослабили врага, и впоследствии город был сдан без боя, хотя некоторые историки утверждают, что небольшие вооруженные стычки все же происходили, и в одной из них погиб хан Султан Сейит. Год спустя Ташкент присоединился к России, образовалось Туркестанское генерал-губернаторство.

Дальнейшее наступление

Как присоединение Средней Азии к России происходило дальше? С 1867 по 1868 год военные действия шли в Бухарии. Местный эмир по сговору с англичанами объявил России войну. Но русская армия после ряда побед заставила врага подписать мирный договор. До возникновения Бухарской Советской республики Бухария была вассалом России.

Хивинское ханство просуществовало практически ровно столько же, до 1920 года, когда уже не имперские солдаты, а красноармейцы свергли хана. В 1876 в состав России вошло Кокандское ханство. В 1885-м процесс присоединения среднеазиатских территорий был практически завершен. При описанных выше событиях едва не дошло до войны с Великобританией, которая не началась только благодаря усилиям дипломатов.

Присоединение Казахстана

Когда началось присоединение Средней Азии к России? Первым обратился к России Казахстан. Присоединение этой страны началось в 20-е годы XVIII столетия, задолго до первых экспедиций в Среднюю Азию. Государство терзали конфликты с соседними племенами, такими как джунгары. Это вынудило часть казахов просить у России помощи. В 1731 году императрица Анна Иоанновна официально приняла эту просьбу Абулхайр-хана.

Надо сказать, что у хана были свои причины обращения к российской короне, поскольку не все хотели, чтобы он находился во главе подвластной ему территории. При этом опасность внешнего вторжения кочевников сохранялась.

Постепенно и другие султаны Казахстана принимали российское подданство. В 1740 году еще одна часть страны присоединились к Российской Империи. Центральные и северо-восточные области Казахстана были присоединены уже путем военно-политического вмешательства, почти одновременно с тем, как появился интерес к другим частям среднеазиатского региона.

Присоединение к России Средней Азии длилось несколько сотен лет. Как уже сказано выше, некоторые территории добровольно просились принять их, другие были завоеваны. Подчеркнуть тут можно тот момент, что, в отличие от той же Великобритании, Россия стремилась помогать в развитии присоединенным территориям и повсеместно строила различные промышленные и административные объекты. Таким образом, присоединение к России Средней Азии даже способствовало развитию этого региона.

Похожие статьи

© 2024 my-kross.ru. Кошки и собаки. Маленькие животные. Здоровье. Лекарство.