Про крейсер "михаил кутузов". Крейсер михаил кутузов Крейсер михаил кутузов на тф

17:47 / 28 июля 2016

Журналист НАШЕЙ заглянула в коридоры и каюты корабля-легенды и узнала судьбу этого военного гиганта. «Михаил Кутузов» - единственный из своих четырнадцати собратьев, кто остался «на плаву». Остальные крейсеры проекта 68-бис продали или разобрали на металл.

Крейсер «Михаил Кутузов» вот уже 15 лет украшает Новороссийск. За это время он, несомненно, стал самым ярким символом города. Капитан 2 ранга запаса и по совместительству заведующий филиалом Центрального Военно-морского музея на крейсере «Михаил Кутузов» Сергей Алексеевич Назаров рассказал, почему каждый житель нашего города и страны в целом должен гордиться этим крейсером.

«Последний герой»

Всего легких артиллерийских крейсеров проекта 68-бис было построено четырнадцать. Их выпускали в послевоенное время - с 1949 по 1955 годы. Жителям и гостям Новороссийска очень повезло, что они могут прикоснуться к легенде, ведь «Михаил Кутузов» - единственный сохранившийся из тех четырнадцати военных кораблей. Остальные были либо проданы в другие страны (в Индию продали 8 крейсеров этого проекта, один корабль передали в Индонезию, где он вошел в состав военно-морских сил под названием «ИРИАН»), либо разобраны на металл, - рассказывает капитан судна Сергей Алексеевич Назаров.

Послевоенная программа строительства ВМФ СССР предусматривала постройку более 20 единиц крейсеров этого проекта. К концу 1954 года были окончательно построены 14 крейсеров, еще шесть корпусов были заложены. Но после смерти Сталина программа строительства крейсеров такого типа была свернута.

Боевая слава «Кутузова»

С 1961 по 1969 годы крейсер «Михаил Кутузов» входил в состав 150-й бригады ракетных кораблей Черноморского флота. Официально корабль участвовал в двух вооруженных конфликтах в ходе Арабо-израильской войны в 1967 и 1973 годах. Оба раза крейсер находился в порту Александрия, сам он в боях не участвовал, но его нахождение в порту Александрия было гарантом мира.

В начале 90-х годов крейсер «Михаил Кутузов» законсервировали

В период неурядиц в стране в начале 90-х нашлись неравнодушные люди, которые добились того, чтобы корабль не утилизировали, а сохранили.

С 1988 по 1990 годы шел процесс консервации корабля: заваривались все двери, иллюминаторы, проходила просушка помещений судна. Это делалось для того, чтобы можно было сохранить крейсер в наилучшем виде. После этого корабль находился в бухте Троицкой в Севастополе и 25 августа 2001 года он прибыл в город-герой Новороссийск. С тех пор он стал визитной карточкой нашего города, - продолжает рассказ капитан.

«Юридически «Кутузов» - здание»

1 октября 2012 года крейсер передали в состав Центрального военно-морского музея и теперь по документам «Кутузов» - это здание!

Юридически - мы не корабль. Из-за этого возникает много вопросов. Например, чтобы покрасить крейсер, я должен в запросе в федеральное казначейство написать статью расходов «покраска фасада музея, ограждения, крыши» и только тогда мой запрос примут и обработают. Вот такой парадокс! - делится заведующий музеем Сергей Назаров.

Характеристики крейсера «Михаил Кутузов»: длина корабля - 210 метров, ширина - 23 метра, высота - 59,5 метров. Водоизмещение - 18 640 тонн (для сравнения, у крейсера «Аврора» водоизмещение - 6000 тонн). Экипаж - 1130 человек: 70 офицеров, 90 мичманов, 970 матросов срочной службы.


В кабинете капитана корабля замечаю необычные часы, грамоты и благодарственные письма, портреты его предшественников - командиров «Кутузова» и портрет верховного главнокомандующего РФ.




В коридорах крейсера не очень высокие потолки, сразу представляешь, как неудобно было бы нести службу здесь человеку с ростом выше среднего.

На мой взгляд, идеальный рост для моряка - 170 сантиметров плюс атлетическое телосложение. Высоким тяжелее, так как при несении службы на корабле приходится много стоять и длительное время выполнять два-три монотонных движения, - рассказывает мой собеседник.


Идем дальше. Заходим в просторный зал - это кают-компания для офицеров. Здесь члены личного состава проводили собрания, кушали, отдыхали. В помещении стоит шахматный стол, фортепиано, кожаные диваны, большие столы, книги.




В кают-компании действовали свои неписанные правила. Например, все здесь обращались друг к другу без воинских званий, по имени отчеству. Здесь можно было курить без разрешения командира корабля и запрещалось обсуждать политические проблемы, касаться вопросов религии и личных отношений.


В соседней комнате - экскурсия. Тех, кто ранее никогда не бывал на кораблях, удивляет, что вся мебель прикручена к полу, кресла в салоне только лишь поворачиваются, сдвинуть с места их нельзя.



В этом же помещении - окно выдачи еды, под рукой - шкафчики для посуды. В буфете (именно оттуда выдавали еду) довольно тесно: здесь расположены три мойки, несколько шкафов для посуды. Еду готовили в камбузе и приносили сюда уже готовые блюда.



А еду готовили в камбузе:


В кают-компании стоит внушительных размеров пепельница. Когда корабль выходит с завода, рабочие ему дарят пепельницу. Она считается символом и оберегом корабля. Если кто-то похищает этот предмет с судна или его кому-то передают, это считается очень плохим знаком.


Вообще крейсер - абсолютно самостоятельный автономный организм. Здесь есть слесарная мастерская, кухня, даже была своя типография! На корабле выходила газета, чтобы офицеры и матросы знали, что происходит в стране и мире. Отдельную часть корабля занимает медицинский блок. Он состоит из операционной, пост-операционной, лазарета на 24 человека, изолятора на 6 человек, рентген-кабинета, аптеки, кабинетов врачей.


На крейсере размещено 38 кубриков - это комнаты для совместного проживания личного состава. Кубрики были разных размеров и вмещали от 20 до 80 человек. Примечательно, что всего 9 кубриков на корабле - с иллюминаторами, остальные располагаются палубой ниже и не имеют иллюминаторов. Матросы распределялись по кубрикам исходя из своего функционала: матрос должен был максимально быстро попасть на место несения службы. На стенах кубриков - мотивирующие плакаты для военнослужащих.




А вот это - шикарная девятиметровая каюта офицеров:


Кстати, крейсер «Михаил Кутузов» не раз становился действующим героем в советских фильмах. На нем снимали киноленты «Командир корабля», «Верди», «Морские дьяволы». В фильме «Увольнительная на берег» снимался тогда еще начинающий актер Владимир Высоцкий. Чтобы лучше вжиться в образ, он на несколько дней стал настоящим матросом и жил в общем кубрике. Артист подчинялся распорядку дня матросов, а в перерывах между съемками пел матросам песни.


Чтобы донести современному поколению идею о мощи и славе военно-морского флота нашей страны, создатели компьютерной игры World of Warship разработали новый тип надводного корабля проекта 68-бис «Михаил Кутузов» в виртуальной реальности. Теперь пользователи этой игры могут ощутить силу и мощь артиллерийского вооружения, боевые возможности крейсера в морских сражениях.

На причале возле Морского вокзала города Новороссийска находится крейсер «Михаил Кутузов». С 2001 года, когда корабль прибыл в порт Новороссийска, он является филиалом Центрального музея военно-морского флота. Время работы крейсера-музея: с 11:00 до 18:00, выходные - понедельник, вторник. Экскурсия проводится для группы не менее 10 человек. Причем ждать совсем недолго. В течение 5-10 минут возле крейсера собирается экскурсионная группа, потом люди поднимаются на корабль, покупают билеты в кассе и начинается экскурсия.

Крейсер-музей "Михаил Кутузов".

Крейсер «Михаил Кутузов» проекта 68-бис заложен 22 февраля 1951 года на судостроительном заводе в городе Николаеве. Всего в советской судостроительной промышленности было произведено 14 легких артиллерийских крейсеров проекта 68-бис. Большая часть крейсеров была названа в честь выдающихся военных деятелей России. В 1954 году на корабле был поднят военно-морской флаг и в 1955 году крейсер был зачислен в состав морского флота. Корабль нес службу в Средиземном и Черном море, а также в Центральной Атлантике до 1998 года. К этому времени крейсер прошел более 211 тысяч миль. «Михаил Кутузов» участвовал в двух вооруженных конфликтах в ходе Арабо-израильской войны в 1967 и в 1973 годах. Оба раза он находился в порту в Александрии и служил в качестве главного командного пункта.

Длина крейсера - 210 метров, ширина - 23 метра, высота - 52,5 метров. По запасам воды и продовольствия корабль мог плавать автономно до 30 суток. Полное водоизмещение - 18 640 тонн, максимальная скорость - 35 узлов, дальность плавания - 7400 миль. Крейсер имеет броневой пояс толщиной 100 миллиметров.

Главная энергетическая установка на корабле - паросиловая, мощность которой 120 000 лошадиных сил. В дальнейшем планируется проводить экскурсию в нижних отсеках крейсера, где находится турбогенераторы.

Корабельный колокол (рында).

Осмотр начинается с корабельного колокола (рынды), который предназначен для отбития склянок (времени), подачи сигналов аварийной и пожарной тревоги. Экскурсовод один раз ударяет в колокол, при этом просит закрыть уши, так как звук действительно очень сильный.

Когда идешь по верхней палубе крейсера, то видишь что она имеет деревянный настил. На корабле три палубы: палуба бака, 1-я непрерывная и 2-я непрерывная.

Верхняя палуба крейсера.

В кормовой части крейсера поверх палубы установлены минные дорожки. Протяженность этих дорожек позволяет разместить на борту крейсера до 68 морских мин разных модификаций.

Также здесь располагается двухорудийная стабилизированная палубно-башенная установка СМ-5-1С универсального калибра. На крейсере таких установок было шесть. Прицельная дальность стрельбы: горизонтальная - 28 километров, вертикальная - 23,3 километра, скорострельность - 189 выстрелов в минуту. Девятнадцать человек обслуживало установку, вес которой 45 800 кг. СМ-5-1С предназначалась для стрельбы по морским, береговым и воздушным целям.

Двухорудийная стабилизированная палубно-башенная установка СМ-5-1С.

Посетители музея могут заглянуть внутрь палубно-башенной установки СМ-5-1С.

Внутри палубно-башенной установки СМ-5-1С.

Унитарный патрон калибра 100 миллиметров, вес которого 32 кг представлен для обозрения.

Крейсер-музей "Михаил Кутузов". Экскурсии на палубе. Снаряд для 100 мм двухорудийной башенной установки.

В носовой части корабля (на баке) были установлены два шпилевых якорных устройства: два основных якоря Холла, вес каждого 7 тонн и две якорной цепи. Якорные цепи, длиной более трехсот метров каждая, внушительные по своим размерам. Вес одного звена якорь-цепи довольно ощутим - тридцать килограмм.

Два шпилевых якорных устройства.

Дальше посетителям музея предлагают спуститься по крутым лестницам вниз (советую для экскурсии одевать удобную обувь). Трудно поверить, но на крейсере 2500 помещений различного назначения: вентиляторные и агрегатные посты, кубрики, каюты, кладовые, боевые посты.

На корабле была своя типография, банно-прачечный комбинат, хлебопекарня, библиотека, мастерские, медицинский блок и другие помещения.

Для приготовления пищи было предусмотрено два камбуза (кухни). Питались офицеры, мичманы, матросы четыре раза в день: завтрак, обед, ужин и вечерний чай. Меню для всего личного состава было одинаковым.

Для проживания личного состава на корабле было предусмотрено 38 кубриков разной вместимости от 20 до 80 человек. Размещение в кубрике было в три яруса. Кубрики располагались на первой и второй непрерывных палубах.

Кубрик.

Медицинский блок раньше состоял из операционной, лазарета, аптеки и кабинетов различных врачей. Сейчас можно увидеть только одно помещение.

Медицинский блок.

Для проведения собраний, совещаний, торжественных мероприятий использовалась кают-компания. На крейсере их было две: офицерская и для мичманов. Все члены кают-компании обращались друг к другу по имени отчеству, без воинский званий. Можно было курить без разрешения командира корабля. Но запрещалось обсуждать политические и религиозные темы. Также на корабле были офицерский салон для отдыха, каюта Флагмана и салон Флагмана.

Во время экскурсии в кают-компании посетители рассаживаются по местам и экскурсовод рассказывают им про крейсер «Михаил Кутузов», в частности про эту кают-компанию.

Кают-компания.

Крейсер пронизан насквозь кабель-трассами, трубопроводами со множеством электрических щитов, соединительных коробок.

Крейсер-музей "Михаил Кутузов". Внутренние помещения.

Грот-мачта - вторая мачта крейсера. На вершине находится антенный пост РЛС обнаружения воздушных и надводных целей «Киль», дальность обнаружения до 180 километров. Ниже расположены антенные посты станции космической связи «Кристалл-М», с помощью которой осуществлялась оперативная связь СКП флота в дальнем плавании крейсера.

Грот-мачта - вторая мачта крейсера.

Ходовой мостик (капитанский мостик - на пассажирском флоте) служил для управления с него крейсером. На мостике находились командир, вахтенный офицер, вахтенный штурман, рулевой, вахтенный радиометрист, сигнально-наблюдательная вахта.

Боевой информационный пост.

Под ходовым мостиком находился боевой информационный пост, куда стекалась информация о воздушной, надводной обстановке, навигационной безопасности, а также информация о запасах топлива, продовольствия, о работе механизмов и агрегатов. В носовой надстройке располагались штурманская рубка и командный пост связи, а также боевые посты артиллерийской и радио-технических частей. В случае начала боевых действий, управление кораблем с ходового мостика переходило в «боевую рубку», которая находилась в носовой цитадели за ходовым мостиком. Рубка была бронированной.

Две башни главного калибра МК-5бис.

В заключительной части экскурсии можно увидеть две башни главного калибра МК-5бис, которые находятся в носовой части корабля Всего на крейсере «Михаил Кутузов» было четыре трехствольные башни главного калибра МК- 5бис, они служили ударной силой крейсера «Михаил Кутузов». Основной способ стрельбы башнями был смешанный, когда одновременно применялись данные по дистанции от антенного поста АРЛС «Залп» и данные по направлению от Командно-дальномерного поста. При резервном способе стрельбы использовались данные от дальномеров, установленных на самой башне. Дальность стрельбы башнями ГК составляла более тридцати километров, скорострельность - 7,5 выстрелов в минуту на ствол. В боевой комплект МК-5бис входили 550 снарядов и 1000 зарядов. 63 человека обслуживали башню главного калибра МК-5бис.

Кроме того сбоку от информационного поста можно увидеть установку АК-230, таких установок на корабле было 8, их обслуживало по одному человеку. Дальность стрельбы составляла 4,5 километра, с скорострельность - 1080 выстрелов в минуту. Также в вооружении крейсера участвовало 16 установок В-11. Правда посмотреть их не удалось.

После экскурсии можно сфотографироваться на крейсере и приобрести сувенирную продукцию: альбом о крейсере, фотографии кораблей, медаль, флаг, магниты с изображением крейсера «Михаил Кутузов».

Интересная деталь: на крейсере расположена одна из базовых станций МТС, что позволяет обеспечить высокое качество радиосигнала в центре Новороссийска и, что важно, во время проведения городских праздничные мероприятий, парады и концерты на Форумной площади.

Всем привет. Давно вот мечтал побывать на военном корабле. До этого бывал я только на подлодке, а на корабле ни разу. Сколько раз к ним подходил, с крыш снимал, а вот внутри ни разу. Итак, сегодня мы побываем с вами на самом настоящем военном корабле - крейсере "Михаил Кутузов".

Когда-то это был действующий военный крейсер, на сегодняшний момент он списан, но благо его не попилили, а сделали из него самый настоящий плавучий военно-морской музей.


Фото 2.

Крейсер заложен в городе Николаеве в 1951 году. Делали судно на Николаевском судостроительном заводе имени Носенко Н. И. Спуск на воду осуществили 29 ноября 1952 года. Военно-морской флаг был поднят на «Михаиле Кутузове» 9 августа 1954 года. Однако только 31 января 1955 года крейсер зачислили в состав Краснознаменного Черноморского флота.

Водоизмещение полное, т 16300
Водоизмещение стандартное, т 13230
Длина, м 210
Ширина, м 22
Осадка, м 7,3
Мощность силовой установки, л.с. 2 х 68500
Скорость хода максимальная, узлов 33
Скорость хода экономическая, узлов 16
Дальность плавания экономическим ходом, миль 9000
Бронирование борта, мм 100
Бронирование палубы, мм 50
Бронирование башни, мм 175
Бронирование рубки, мм 130
Экипаж, чел. 1270

Вооружение:
4 х 3 – 152 мм МК-5-бис,
6 х 2 – 100-мм СМ-5-1 и 16 х 2 – 37-мм В-11 орудий,
2 х 5 – 533-мм ТА.
Сейчас торпедных аппаратов на крейсере не видно. Судя по всему они были сняты во время модернизации 1988 года.


Фото 3.

По проекту это судно серии 68-бис, модификации 68-А должно было иметь водоизмещение 18640 тонн, составлять в длину и ширину 210 и 23 метра соответственно. Начало проектирования приходилось на период с 1944 по 1945 годы, оно основывалось на базе проекта 68. Однако только в 1947 году Центральное конструкторское бюро № 17 получило полное задание (тактико-техническое) на создание этого артиллерийского корабля, а также нескольких других. Возглавлял работу специалистов над проектом Савичев А. С. (главный конструктор). Эскизная часть была пропущена из-за спешности, на которой настаивали гос. заказчики, поэтому ЦКБ сразу начало техническое проектирование, утвержденное в 1947 году.

При проектировании судна была применена технология формирования цельносварных корпусов кораблей. Такое строительство было первым в нашей стране, при этом вес отдельных секций достигал ста пятидесяти тонн. Проект 68-бис включал и другие новшества. Защитные броневые плиты использовались, в том числе, и как несущие конструкции.


Фото 4.


Фото 5.

Двенадцать пушек Б-38 (152 мм) главного калибра составляли основную артиллерию «Михаила Кутузова». Они были помещены в четыре башни МК-5бис, каждая из которых была рассчитана на три орудия. Эти артиллерийские установки были способны эффективно стрелять даже при шторме в шесть балов. Они также могли работать после ядерного взрыва мощностью в одну мегатонну, произошедшего на расстоянии от семисот до восьмисот метров от судна. Сбрасывание мин производилось по кормовым скатам при постановке минных заграждений, всего корабль мог нести до ста тридцати двух таких снарядов.


Фото 6.


Фото 7.

Крейсер стал передовым кораблем по боевой подготовке. В 1956 г., 1958 г., 1963 г. завоевал переходящие призы Военно-морского флота СССР. Пять лет подряд с 1965 но 1970 года - приз командующего KЧФ по артиллерийской подготовке. Неоднократно экипаж крейсера добивался звания лучшего надводного корабля Черноморского флота. В 1957 году крейсер совершил поход вокруг Европы и участвовал вместе с кораблями Северного и Балтийского флотов в параде на Неве в Ленинграде. В полном соответствии с тогдашней океанской доктриной в 1964 году первым из кораблей КЧФ вышел на боевую службу в Средиземное море.
Семь выходов на боевую службу. Более 200 тысяч пройденных миль и семь отличных оценок на эту нелегкую службу.
На его счету 15 дальних морских походов. С 1955 по 1992 годы крейсер наносил визиты в Румынию, Югославию, Албанию, Болгарию и Алжир. В 1955 году в Севастополе во время взрыва линкора «Новороссийск» крейсер «Михаил Кутузов» оказался ближайшим к нему кораблем. Из 35 человек аварийно-спасательной команды отправленной с крейсера для оказания помощи погибло 27 матросов.
В июне 1967 года «Михаил Кутузов» находился в зоне военных действий, выполняя боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта в войне с Израилем, а с 1 августа по 31 декабря 1968 года помогал вооруженным силам Сирии также в войне с Израилем.
В период с 1.12.1986 года по 1989 год модернизирован и перестроен на " Севморзаводе " в Севастополе по проекту 68-А, после чего выведен в резерв, законсервирован и поставлен в Севастополе на отстой.
В 2000 году он выведен из боевого состава флота. Принимается решение о создании на нем филиала музея Черноморского флота.
В 2001 году судно прибывает в город-герой Новороссийск. В это же время его вводят в состав Новороссийской военно-морской базы (войсковая часть 99005).


Фото 8.

Зенитное орудие калибра 37 мм ближнего действия В-11.


Фото 9.


Фото 10.


Фото 11.

А вот эта штука, напоминающая робота из Fallout - стабилизированный пост наводки СПН-500.


Фото 12.


Фото 13.


Фото 14.


Фото 15.


Фото 16. Трехорудийная башенная установка Мк-5бис главного калибра 152,4 мм


Фото 17.

Военно-морской флаг, утвержденный Петром I.


Фото 18.

Внутри орудия


Фото 19.


Фото 20.


Фото 21.

Коридоры просто шикарные


Фото 22.

Кают-кампания для старших офицеров.


Фото 23.

Ленин. Без него никуда.


Фото 24.

Небольшая выставка работ местного творчества в области судомоделизма.


Фото 25.

Там где Ленин садился самый старший офицер, по расстоянию от него садились по старшинству.


Фото 26.

А вот каюта капитана.


Фото 27.


Фото 28.


Фото 29.

Люблю гермодвери. Они прекрасны.


Фото 30.

А вот перед нами медицинская каюта.


Фото 31.


Фото 32.


Фото 33.


Фото 34.


Фото 35.


Фото 36.

А вот тут на этих кроватях спали матросы.


Фото 37.

Шкафчик для личных вещей.


Фото 38.


Фото 39.

Камбуз.


Фото 40.


Фото 41.

Ну а дальше... дальше начинается самое интересное - проникновение на нижние этажи корабля. Прошу прощение за качество фото, уж извините время на то, чтобы сделать нормальные кадры не было.


Фото 42.


Фото 43.


Фото 44.


Фото 45.


Фото 46.


Фото 47.


Фото 48.


Фото 49.

Кают-кампания для матросов.


Фото 50.


Фото 51.


Фото 52.


Фото 53.


Фото 54.


Фото 55.


Фото 56.


Фото 57.


Фото 58.


Фото 59.


Фото 60.

В общем, не нашел я ход на мостик (или плохо искал) да и времени уже не было, надо было двигаться дальше. Огромное всё-таки спасибо создателям этого замечательного музея, будем надеяться, что эти заброшенные части корабля тоже музефицируют. Надеюсь вам понравилась прогулка по кораблю. До новых встреч.


Фото 61.

Оформлено с помощью «

Крейсер «Михаил Кутузов» — корабль боевой славы Черноморского флота, хранитель боевых традиций и истории многих поколений моряков военно-морского флота СССР. Огромный крейсер удостоился чести стать кораблем-музеем и войти в десятку лучших боевых кораблей всего мира — настоящим шедевром кораблестроения. Крейсер имеет впечатляющие габариты — 210 метров в длину и 22 в ширину, а обслуживает корабль экипаж численностью более чем 1100 человек. По вооружению, мореходным качествам и непотопляемости корабль до сих пор является одним из лучших в мире. Не даром силуэт «Михаила Кутузова» украшает почетную медаль военно-морского флота СССР — «За дальний поход».

Также существует круизный речной теплоход «Михаил Кутузов», но ничего общего, помимо названия, они не имеют.

Цены экскурсий на крейсере «Михаил Кутузов» в 2019 году

Тарифы на вход и экскурсионное обслуживание зависят от выбранной программы, гражданства посетителя и его возраста. Граждане иностранных государств, группа из 10 человек:

  • взрослые — 400 руб. с человека;
  • студенты и школьники — 200 руб.

Граждане РФ или стран СНГ:

  • взрослые — 200 руб. с человека;
  • студенты и школьники, пенсионеры и инвалиды — 100 руб.

Профессиональная фото- и видеосъемка оплачивается дополнительно: 1 тыс. и 2 тыс. руб. соответственно.

Специальные тематические программы и событийно-периодические оплачиваются отдельно по договоренности.

История

Артиллерийский крейсер, названный в честь генерал-фельдмаршала Михаила Илларионовича Голенищев-Кутузова, был построен в 1954 году, в рамках проекта 68-бис. Годом позже корабль был введен в состав флота СССР, где нес службу до 1988 года, пройдя за это время почти 212 тысяч миль и «воспитав» многие поколения моряков, капитанов и адмиралов военно-морского флота.

В ходе арабо-израильской войны корабль участвовал в двух вооруженных конфликтах, где был флагманом в составе кораблей первой линии. После войны крейсер «Михаил Кутузов» стал местом для важных политических встреч очень высокого уровня. На его борту побывало много королей, президентов и других влиятельных людей.

Остальные корабли проекта 68-бис уничтожены согласно директиве Главнокомандующего ВМФ РФ, по которой и они и «Михаил Кутузов» должны были быть выведены из состава боевых кораблей и утилизированы. Но данный крейсер этого приговора избежал, благодаря совету ветеранов, который обратился к премьер-министру РФ Евгению Максимовичу Примакову. Он лично приказал Главнокомандующему оставить крейсер в качестве корабля-музея.

В 1999 году «Михаил Кутузов» официально стал частью музея Черноморского флота, а в 2002 открылся для посетителей. В 2001 году корабль отправился в свой последний путь, пунктом назначения которого стал город-герой Новороссийск Краснодарского края. В 2012 году крейсер стал филиалом Центрального военно-морского музея, коим остается и по сей день.

Экспозиция

Легендарный крейсер «Михаил Кутузов» уже почти 20 лет радует туристов своими коллекциями и выставками. Помимо них, визуальный восторг вызывает и сама машина, её боевые оружия и неповторимая техническая составляющая.

Кают-компания

В кают-компании размещена выставка моделей морских боевых единиц. На стенах перед ней можно ознакомиться и историей крейсера и фотографиями с боевых действий и дальних плаваний «Михаила Кутузова».

В салоне можно увидеть бронзовую пепельницу весом 36 килограммов. Это символ и оберег корабля. В главной каюте можно увидеть бюст М. И. Кутузова, имя которое и послужило названием крейсеру.

Витрины о Великой Отечественной войне

Несколько витрин в корабле посвящены героям ВОВ: морякам, пехотинцам и летчикам. Помимо фотографий, вырезок из газет и наград можно увидеть личные вещи этих героев. Такие как гранаты, пистолеты, бинокли, предметы одежды и другое.

Арсенал крейсера

Главное оружие «Михаила Кутузова» — четыре башни МК-5бис Б-38 калибра. Эти орудия могли с точностью поражать цели на огромном расстоянии, причем как наземные, так и воздушные, что являлось уникальным для флота в те годы. Каждая башня нуждалась в обслуживании более чем 50 человек.

На корабле расположено 2 вида зенитных установок, 36 и 30-мм. С огромной скорострельностью эти орудия могли поражать цели на расстоянии в несколько километров.

Имеются в вооружении и 6 орудийных 100-мм башен, которые бьют по любым целям.

В начале 80-х был проведен модернизационный ремонт корабля, который значительно улучшил артиллерию, а также аппаратуру обнаружения и связи. Это дало кораблю функции управления.

Палуба оснащена также минным вооружением. До 70 различных мин весом более 700 кг умещались на специальных дорожках корабля.

Расписание крейсера «Михаил Кутузов» в 2019 году

В настоящее время корабль-музей работает 5 дней в неделю, с 11:00 до 18:00 часов. Выходные дни у «Михаила Кутузова» по понедельникам и вторникам.

Панорама крейсера на Google Maps

Как добраться до крейсера «Михаил Кутузов» в Новороссийске

Ближайшая к «Михаилу Кутузову» остановка общественного транспорта — Гостиница Черноморская. Доехать можно на следующем транспорте:

  • троллейбусы: 1, 6, 7, 11, 12, 14;
  • автобусы: 1, 11, 15А, 19, 30;
  • маршрутки: 7, 8, 8А, 10, 14, 15, 17, 20, 21, 22, 24, 27.

Чтобы доехать на своей машине, можно проложить на навигаторе маршрут от вашего местоположения до Набережной Адмирала Серебрякова​, 2А либо до «Михаила Кутузова».

Маршрут до музея-крейсера «Михаил Кутузов» на машине — Яндекс.Карты

Также в Новороссийске действуют почти все популярные сервисы такси, такие как Uber, Gett, Яндекс. Такси и другие.

Видео про музей-крейсер «Михаил Кутузов» в Новороссийске

В городе-герое Новороссийске, в рамках визита на военно-морскую базу Черноморского флота, удалось посетить и крейсер проекта 68-бис "Михаил Кутузов". В настоящее время крейсер входит в состав сил Новороссийской военно-морской базы в качестве музея. Посетить корабль-музей за очень умеренную плату может каждый желающий. "К сожалению экскурсия проходит только по палубе корабля и совсем немного захватывает надстройки" . Не могу сказать так ли это, потому как успел не только подняться на надстройки и спуститься в трюмы, но и познакомился с командой корабля-музея.

Про матросов

Персональную экскурсию для меня проводил старший матрос Дмитрий Александрович Аниськин. Спокойный толковый парень и фамилия у него какая-то по-простецки добрая. Осталось ему ещё полгода службы на "Михаиле Кутузове", а потом Дмитрий вернётся в родную Рязань, будет учиться по медицинской части. Видимо - по хирургической.

А армию служить пошёл сам, добровольно. Хотел всякое понять и научиться быть самостоятельным. Пока стояли перекуривали на палубе, расспросил старшего матроса Аниськина о моряцкой жизни. Жалоб не услышал, служба не самая напряжённая, погода не суровая, купаться в море позволительно. Единственное, чем недоволен и он и другие моряки - это выдаваемыми сигаретами.

Я одну пачку для примера выцыганил на минном тральщике (об этом в следующий раз). "Перекур" называются. Матросы сообщили, что закурить "Перекур" имеет смысл только в том случае, если есть желание совсем расстаться с лёгкими. Ну и, пользуясь случаем, передаю ОАО "Донской табак" забористый черноморский "превед", моряки это табакокурительное учреждение частенько поминают добрым словом. А то и двумя.

Попросил Дмитрия показать где он сам живёт. Спустились внутрь боевого корабля, в жилой матросский кубрик. Сейчас вся крейсерская команда - около 20 человек, а по штатам военного времени была больше 1200, так что многие кубрики пустуют. В том, куда я заходил, сидел свободный от вахты матрос и с удовольствием смотрел телевизор. Немного засмущался, увидев камеру, но получив разъяснения в духе "никаких кривляний не надо" - спокойно смотрел телепередачу, пока я отважно задирал ISO до 6400 и ходил то "гуськом", то вприсядку по жилому помещению.

Про бескозырку

Осмотрев корабль "от киля до клотика" под руководством старшего матроса Аниськина, потренировал маленько свои умеренные пока знания морской терминологии. Фал, конец, клинкет, гюйс, барбет, трап, гальюн, баночка - очень затейливо можно объясниться, владея такими словечками. Пока подтягивал военно-морскую лексику - день стал клониться к вечеру, пришлось стремглав помчать в ближайший армейский магазин с целью приобретения матросской бескозырки.

"Беска" в магазине, понятно, была всего одна и самого маленького размера. Да и та выполнена в стиле "гламурный дембель". Обычной ленточки с надписью "Черноморский флот" в новоросийском магазине, ясное дело, тоже не оказалось. Зато Тихоокеанский и Балтийский - запросто. Даже в дембельскитх вариантах, когда на каждый конец ленты навешано по полкило ярких побрякушек. Караул!

Ну взял чего было, не до выбора. А когда вернулся на крейсер, старший матрос Аниськин подарил мне правильную ленточку, а я ему отдал пачку своих сигарет. Больше у меня и не было ничего при себе. Если вдруг кто из рязанских сюда заглянет - маякните родителям и друзьям Дмитрия, думаю им приятно будет узнать, что у старшего матроса Аниськина всё в порядке, служба уверенно движется к окончанию. А я пока расскажу кое-что про боевой корабль, где служат такие толковые матросы.

Про основные тактико-технические данные крейсера:

Водоизмещение: 16 653 т.
Размеры: длина - 210 м, ширина - 21 м, осадка - 7 м.
Скорость хода максимальная: 32 узла.
Дальность плавания: 9000 миль при 16 узлах.
Силовая установка: паротурбинная, 2 х 68 500 л.с.
Бронирование: борт - 100 мм, башни - 175 мм, рубка - 130 мм, палуба 50 мм.
Вооружение: 4х3 152-мм (4 трехорудийные башни МК-5бис), 12 6х2 100-мм, 16х2 37-мм орудий МЗА В-11, 8 спаренных 30-мм артустановок МЗА АК-230, 2x5 533-мм торпедных аппарата (именно на "Михаиле Кутузове" их нет).
Экипаж: 1270 чел.

"На крейсере имеются каюткомпании на 60 мест. 2 салона. 56 одно- и двухместных кают, клуб, радиотрансляционный узел, типографии, медотсек со всем оборудованием. Крейсер построен из отечественных материалов. Он стал крупным достижением мирового и отечественного кораблестроения. Авторитетный справочник-ежегодник «Джейн» (издания 1987-1988 гг.) отнес корабли проекта 68-бис к шедеврам мировой кораблестроительной школы.

Крейсер стал передовым кораблем по боевой подготовке. В 1956 г., 1958 г., 1963 г. завоевал переходящие призы Военно-морского флота СССР. Пять лет подряд с 1965 но 1970 года - приз командующего KЧФ по артиллерийской подготовке. Неоднократно экипаж крейсера добивался звания лучшего надводного корабля Черноморского флота. В 1957 году крейсер совершил поход вокруг Европы и участвовал вместе с кораблями Северного и Балтийского флотов в параде на Неве в Ленинграде. В полном соответствии с тогдашней океанской доктриной в 1964 году первым из кораблей КЧФ вышел на боевую службу в Средиземное море. Семь выходов на боевую службу. Более 200 тысяч пройденных миль и семь отличных оценок на эту нелегкую службу.

За прошедшие годы для многих поколений военных моряков крейсер стал настоящей школой боевой выучки, воинского мастерства, школой жизни. За большой вклад в дело осевой готовности флота более 700 военнослужащих корабля награждены орденами и медалями. Крейсер дал путевку в жизнь 17 адмиралам, 73 капитанам I ранга.

Кроме боевой подготовки, несения боевых служб вдали от Родины, крейсер систематически выполнял правительственные задании: дипломатические миссии, визиты дружбы и заграничные походы, приемы глав иностранных государств и правительств, крупных иностранных военачальников, а также космонавтов, деятелей науки и культуры. В настоящее время крейсер в резерве 3 категории 1-ой очереди. Вооружение и техника в 1987 году законсервированы с применением динамического осушения. Корабль прошел четыре текущих ремонта, один средний и модернизацию техники и вооружения. Последнее докование - в ноябре 1985-2001 года. Проверка физических полей - апрель 1986 года. Вся материальная часть крейсера в строю.

В 1994 году ветераны крейсера выступили с инициативой сохранить единственный и последний в ВМФ России артиллерийский крейсер как исторический центр широкого профиля - как центр военно-исторической, патриотической, ветеранской и экскурсионно-туристической работы. Директивой ГШ ВМФ от 26.12.96 г. № 730/1/2273 предусмотрено использовать крейсер как корабельный центр военно-патриотического воспитания и истории Отечественного флота. В связи с отсутствием средств оставить на ответственном хранении в составе ЧФ в главной базе флота в городе Севастополе.

Директивой ГК ВМФ РФ от 3.08.2001г. № 35 крейсер определен филиалом военно-морского музея КЧФ и перебазирован в город Новороссийск 23 августа 2001 года".

Музыкальный бонус (3.3Мб): Музыкальный бонус (3.3Мб): "Черноморская". Исполняют В.Бунчиков и В.Нечаев

Скачанный файл НЕ НАДО распаковывать, его надо просто ПЕРЕИМЕНОВАТЬ в.mp3 и тогда всякий желающий услышит не только очень красивую и полную смысла песню, но и ознакомится с вершинами исполнительского мастерства.

Ах, если бы наши евровидимые могли ТАК петь...

Похожие статьи

© 2024 my-kross.ru. Кошки и собаки. Маленькие животные. Здоровье. Лекарство.