Спиридов Григорий Андреевич: краткая биография. Биография В каком сражении прославился спиридонов

Сегодня день памяти выдающегося русского флотоводца адмирала Григория Андреевича Спиридова, скончавшегося 8 апреля 1790 года.

Будущий адмирал родился в 1713 г. в семье офицера. Будучи записанным во флотскую службу в 10-оетнем возрасте, Спиридов в 1733 г. был произведен в мичманы, а в 1741 г. уже был командиром линейного корабля. Он участвовал в двух Русско-турецких войнах (1735-39 и 1768-74) и Семилетней войне (1756-63). При осаде Кольберга командовал двухтысячным морским десантом. В 1762 г. Спиридов был произведен в контр-адмиралы и вскоре был назначен главным командиром Ревельского и Кронштадтского портов. Став в 1769 г. адмиралом, он командовал одной из пяти эскадр, впервые совершивших переход из Балтийского моря в Средиземное, для того, чтобы оттянуть часть турецких сил с дунайского театра военных действий.

Перед отходом эскадры в поход, 17 июля 1769 г. Императрица Екатерина II посетила корабли, готовившиеся к отплытию, наградила Спиридова орденом святого Александра Невского и, благословляя к походу, надела ему на шею образ Иоанна-воина. Командуя 1-ой эскадрой русских кораблей (общее командование экспедицией осуществлял граф А.Г.Орлов) Спиридову удалось овладеть Мизитрой и Аркадией, и, одержав победу в Наваринском бою, взять турецкую крепость Наварин. Не менее успешно Спиридов руководил сражением в Хиосском проливе в 1770 г. 26 июня в Чесменской бухте Русский флот под командованием Орлова (а фактически Спиридова, составившего план уничтожения флота) и контр-адмирала С. К. Грейга разбил флот турок. Турки потерпели сокрушительное поражение, потеряв почти все корабли и около 10 тыс. убитыми, ранеными и пленными (в то время как с русской стороны погибло всего 11 человек). В результате блестящей Чесменской победы Русский флот установил свое господство в районе греческого Архипелага, получил возможность блокировать Дарданеллы и вести активные боевые действия на морских коммуникациях Турции. По случаю сей славной победы Спиридов докладывал в Петербург: "Слава Богу и честь Всероссийскому флоту! С 25 на 26-е неприятельский флот атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили". В честь Чесменской победы Екатерина II велела возвести специальную колонну и церковь, а также выбить памятную медаль с изображением горящего турецкого флота и красноречивой надписью над ним: "Был". Спиридову Императрица пожаловала высокую награду - орден святого Андрея Первозванного. Особой милости удостоился граф Орлов, получивший к своей фамилии почетную приставку - "Чесменский".

Спиридов отличался решительностью действий и личной храбростью, имел большой опыт флотоводца и внес крупный вклад в развитие русского военно-морского искусства периода парусного флота.

В 1774 г. адмирал по состоянию здоровья вышел в отставку. Умер Спиридов в Москве и был похоронен в своем имении - селе Нагорье Ярославской губернии, в склепе церкви, ранее построенной на его средства.

СПИРИДОВ Григорий Андреевич (18.01.1713 — 8.04.1790, Москва) — русский флотоводец, адмирал(4 июля 1769).

Предки Спиридонова были воеводами в Переславле-Залесском и Ростове Ярославском. Родился Григорий Спиридов в старинной обедневшей дворянской семье майора-преображенца, служившего комендантом Выборга. В малолетстве некоторое время с матерью и двумя братьями — старшим и младшим — проживал в деревне у дяди под Угличем. В десятилетнем возрасте его отдали на Балтийский флот, где он начал службу на одном из лучших линейных кораблей« Святой Александр», под командованием П. П. Бредаля.

Получив хорошую морскую практику в пяти кампаниях на кораблях Балтийского флота, Г. А. Спиридов по рекомендации П. П. Бредаля в 1728 поступил в Морскую Академию, где в течение трех лет изучал военно-морское дело и проявил незаурядные способности. Учебную практику дважды проходил в Астрахани гардемарином на судах Каспийской флотилии: помощником капитана гекбота« Святая Екатерина», а затем командиром бота« Шах-Дагай». Безупречное поведение воспитанника и его горячее желание в совершенстве овладеть профессией морского офицера были замечены начальством Академии. По ходатайству командира гардемаринской роты мичманское звание Спиридову было присвоено раньше 36 других гардемаринов, числившихся по спику впереди него.

Будучи молодым офицером неоднократно участвовал в плавании вокруг Скандинавии из Архангельска в Кронштадт. Боевое крещение получил, участвуя в походе эскадры из Кронштадта и в последующей осаде Данцига(1734), а затем в ходе русско-турецкой войны 1735 — 1739, будучи адъютантом вице-адмирала П. П. Бредаля, командующего Донской(Азовской) военной флотилии. Позднее на Балтике в звании капитана 3 ранга командовал фрегатом. В чине капитана 2 ранга служил старшим офицером, а затем командиром на линейном корабле« Астрахань», в звании капитана 1 ранга командовал 84-пушечным линейным кораблем« Святой Николай». Сослуживцы ценили в нем смелость и решительность, глубокое знание кораблевождения, маневрирования и тактики.

По предложению Адмиралтейств-коллегии был включен в состав комиссии по разработке нового регламента для военно-морского флота России. В 1755 направлен на преподавательскую работу в Морской шляхетский кадетский корпус(созданный на базе расформированной Морской Академии), где был помощником директора — известного ученого-гидрографа капитан-коммондора А. И. Нагаева. Участник Семилетней войны, командир 100-пушечного линейного корабля« Святой Дмитрий Ростовский». Командир 80-пушечного линейного корабля« Андрея Первозванный». Руководил десантом моряков на Вуншеву батарею — ключевой пункт береговой обороны, в ходе недельных боев ночным штурмом 7 сентября ее захватил, тем самым обеспечив войскам П. А. Румянцева взятие крепости.

За отличие произведен в контр-адмиралы(1762), командовал авангардом эскадры, а затем Ревельской эскадрой. В 1763 — главный командир Кронштадтского порта, с 1764 — Ревельского, а с 1766 — вновь Кронштадтского. Вошел в состав Морской российских флотов и адмиралтейского правления комиссии, представлявшей собой оперативный рабочий орган Адмиралтейств-коллегии" …для приведения оной знатной части флота к обороне государства, в добрый порядок…" Заслуги в деле возрождения российского флота были оценены — Спиридову присвоено звание вице-адмирала(1764).

Во время русско-турецкой войны 1768−1774 Спиридов стал одним из руководителей Первой Архипелагской экспедиции русского флота. Возглавил 1-ю эскадру из 15 вымпелов, посланную 18 июля 1769 с Балтики в Восточное Средиземноморье и впервые осуществившую дальний поход вокруг Европы в тяжелых штормовых условиях. Использовал переход для повышения боевой подготовки кораблей эскадры, проявил организаторские качества мореплавателя и дипломата.

Весной 1770 руководил взятием с помощью десантов турецкой крепости Наварин, расположенной на западном побережье Мореи(Пелопоннес), Мизитры(Мистрас) и Итилона. Инициировал перенос тяжести боевых действий с суши в Эгейское море с целью поиска и уничтожения турецкого флота. Руководил русской эскадрой, обнаружившей в Хиосском проливе турецкий флот, стоящий на якоре. В Хиосском бою командовал авангардом, свой флаг держал на линейном корабле« Евстафий». Отказавшись от принципов линейной тактики, взял на вооружение сосредоточение превосходящих сил против части неприятельских. Утром 24 июня 1770 русская эскадра вошла в Хиосский против, и авангард без выстрела пошел на сближение, а залп дал с дистанции мушкетного выстрела. Спиридов руководил абордажным боем« Евстафия» с фланганским кораблем« Реал-Мустафа» и одержал победу, при этом музыкантам оркестра приказал на палубе« играть до последнего». Пытался с помощью шлюпок оттянуть« Евстафий» от горящего турецкого корабля и потушить пожар. В связи с невозможностью спасти флагман вынужден был, как того требовал Морской устав, перейти на линейный корабль« Три святителя».

После гибели в огне« Евстафия» и «Реал-Мустафы», а затем бегства турок в Чесменскую бухту участвовал в совещании у главнокомандующего графа А. Г. Орлова. В ночь на 26 июня осуществлял фактическое руководство Чесменским боем и дал сигнал в полночь атаке линейным кораблем и фрегатом С. К. Грейга, которые обеспечивали нападение брандеров. В четыре часа утра русские корабли прекратили огонь — почти весь турецкий флот был уничтожен(потери турок — ок. 11 тыс. убитыми и ранеными, потери русских — 11 человек). Сын адмирала Алексей Григорьевич Спиридов был направлен в Петербург с известием о победе.

О Чесменской победе была выбита наградная медаль с изображением горящего турецкого флота и лаконичной надписью« былъ». В 1771—1778 по указу Екатерины II в Царском Селе архитектором А. Ринальди был воздвигнут Чесменский обелиск в виде величественной колонны, а близ Санкт-Петербурга в 1774—1780 по проекту Ю. М. Фельтена построены Чесменский дворец и церковь.

В 1771—1773 Спиридов командовал эскадрами, блокирующими Дарданеллы и оперирующими« в Архипелажском море». В июне 1773 написал Екатерине II прошение об отставке, которую мотивировал тяжелым состоянием здоровья. После подписания императорского указа передал командование в январе-феврале 1774 своему ученику контр-адмиралу А. В. Елманову и отбыл в Россию.

Участник трех войн. Кавалер орденов Св. Андрея Первозванного(за Чесму), Александра Невского и Анны I степени. Разработал и применил жесткую форму ближней блокады проливной зоны в сочетании с ударами по береговым крепостям и перехватом коммуникаций противника. Обогатил тактику морского боя(нарушил основы линейной тактики; неизменно придерживался принципа сосредоточения сил на главном направлении; храбро применял артиллерийские атаки с коротких дистанций; использовал внезапность нападения и подбор оптимальных средств боя).

Выйдя в отставку, поселился в селе Нагорье под Переславлем, которое в качестве императорской награды за Чесменскую баталию в 1770 получил" …в вечное и потомственное владение…" в числе 16 селений(Вехово, Коробово, Маншино, Огорельцево, Сидорково и др.). В 1785—1787 в Нагорье построил на свои деньги церковь Преображения, где и был погребен.

Ныне в центре Нагорья, в парке, окружавшем дом адмирала, установлен памятник(автор — скульптор О. В. Буткевич, архитектор И. Б. Пуришев, при участии скульптора П.П. Чусавитина). На гранитном основании возвышается белокаменный постамент, на котором установлен бюст флотоводцу, а за ним на белокаменной стене изображение Чесменской битвы и слова рапорта о победе. В 1996 в селе открыт музей адмирала.

Вчера в сети стали отмечать знаменательную дату: 7 июля, которое является Днём воинской славы России - День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении.

Нельзя не обратить внимание, что актуальность данному событию придаёт текущее политическое положение, в которое у нас умудряются попадать по причине бездарного руководства, основанного на уголовной мотивации: ничего не делать и существовать за счет чужого труда и чужих достижений.

Посему, стряхнули архивную пыль с былых побед и заславословили Графу Орлову Чесменскому. Однако, коль речь пошла о подлинном героизме и славных успехах, неплохо бы чествовать тех, кто на самом деле эту славу добыл. Честность она неотъемлемая составляющая чести, про которую вдруг стали вспоминать.

Родился в 1713 году в семье дворянина Андрея Алексеевича Спиридова (1680-1745), служившего во времена Петра I комендантом отвоёванного у шведов Выборга, и жены его Анны Васильевны Коротневой. Начал службу в 10-летнем возрасте, став еще при жизни Петра I, волонтером флота. Его первым наставником на корабле “Святой Александр” стал ветеран петровского флота капитан-командор П.П. Бредаль. Через пять лет поступил в Морскую академию.

В 15 лет после сдачи экзаменов по навигационным наукам был произведен в гардемарины и направлен на Каспий; командовал гекботами «Святая Екатерина», «Шах-Дагай», плавал от Астрахани до берегов Персии, обучаясь у А.И.Нагаева, впоследствии известного адмирала, гидрографа и составителя морских карт. Нагаев был весьма доволен усердием способного моряка.

С 1732 г. Григорий Андреевич служил в Кронштадте, где досрочно получил чин мичмана, ежегодно находился в плаваниях по Балтийскому морю.В 1735 году фрегат «Митава», на котором он служил мичманом, был определен в дозор к Данцигу. При этом войны между Россией и Францией объявлено не было. Недалеко от Данцига «Митава» была окружена французской эскадрой. Капитан «Митавы» Петр Дефремери поехал к французскому адмиралу, чтобы выяснить обстановку. Там его арестовали. Затем французы захватили фрегат. Так Спиридов оказался в плену. Вскоре инцидент был исчерпан и состоялся обмен пленными. Но репутация была испорчена, и с престижной службой на Балтике пришлось распрощаться.

В 1738 г., став адъютантом вице-адмирала П.П. Бредаля, участвовал с ним в Азовской экспедиции Донской военной флотилии, которая совместно с сухопутной армией вела войну с Турцией; в этой войне Спиридов отважно действовал во всех морских боях, получил боевую закалку. Близость к командующему позволила присмотреться и к искусству флотоводческому. Вскоре после заключения мира его произвели в лейтенанты. Теперь Спиридов много плавает на различных судах, постепенно поднимаясь по служебной лестнице. В чине капитана 1 ранга получает под свою команду 84-пушечный линейный корабль «Святой Николай».

В 1741 г. он был командирован в Архангельский порт, откуда на одном из новопостроенных кораблей сделал переход в Кронштадт. В течение десяти лет командовал придворными яхтами и линейными кораблями, стал известен на Балтийском флоте и в Петербурге. В 1754 г. Спиридов был произведен в капитаны 3-го ранга и послан в Казань для организации доставки лесов в петербургское Адмиралтейство. В 1755 г. он стал членом комиссии по рассмотрению регламента для флота, а в следующем году назначен ротным командиром в Морской шляхетный кадетский корпус.

Размеренный ход службы был прерван Семилетней войной 1756 — 1763 гг. Господство русского флота на Балтике способствовало успешной борьбе России с Пруссией на сухопутном театре войны. Участвуя в кампаниях Балтийского флота, Григорий Спиридов командовал кораблями «Астрахань» и «Святой Николай», ходил в Данциг (Гданьск) и Швецию, к Стральзунду и Копенгагену. В 1761 г. он с двухтысячным десантным отрядом пришел на помощь генералу П.Румянцеву, осаждавшему приморскую крепость Кольберг (Колобжег), и заслужил от него высокую оценку своими действиями. Румянцев характеризовал его как «честного и храброго офицера».

С 1762 года в чине контр-адмирала входил в состав Адмиралтейств-коллегии и Морской комиссии, созданной императрицей Екатериной II для реформирования и усиления российского флота. Одновременно руководил эскадрой, обеспечивавшей сообщение по морю с русской армией в Пруссии. В 1764 году Г.А. Спиридов был произведен в вице-адмиралы и назначен главным командиром Ревельского порта, а с 1765 года – Кронштадтского порта.

В 1768 году началась русско-турецкая война - одна из ключевых по значению войн между Российской и Османской империями. Основной целью войны со стороны России являлось получение выхода к Чёрному морю, Турция рассчитывала получить обещанные ей Барской конфедерацией Подолию и Волынь, расширить свои владения в Северном Причерноморье и на Кавказе.

В ходе войны русская армия под командованием Петра Румянцева и Александра Суворова разгромила турецкие войска в битвах при Ларге, Кагуле и Козлуджи, а средиземноморская эскадра русского флота под командованием Алексея Орлова и Григория Спиридова нанесла поражение турецкому флоту в Хиосском сражении и при Чесме.

Войне предшествовали сложная европейская дипломатическая игра, которую вели друг против друга Россия и Франция, а также политический кризис в Речи Посполитой. В результате французских и польских интриг османский султан Мустафа III объявил войну России, воспользовавшись как предлогом действиями русской армии в Речи Посполитой. На стороне Турции воевали вассальные от неё Крымское ханство, включая некрасовцев, и Дубровницкая республика. Кроме того, турецкое правительство заручилось поддержкой польских повстанцев-конфедератов. Со стороны России, кроме регулярной армии и флота, боевые действия вели отряды донских, терских, малороссийских и запорожских казаков, в том числе флотилии запорожцев, а также калмыки. В ходе войны на территории Османской империи в 1770 году при поддержке русского флота подняли восстание греки Пелопоннесса, а в 1771 году взбунтовались Египет и Сирия.

10 (21) июля 1774 года Османская империя вынуждена была подписать с Россией Кючук-Кайнарджийский договор. В результате войны, закончившейся победой Российской империи, в её состав вошли первые земли в Крыму - крепости Керчь и Еникале (остальной Крым был присоединён к России на 9 лет позже - в 1783 году), на северном побережье Чёрного моря - Кинбурн с прилегающими территориями, а также Азов и Кабарда. Крымское ханство формально обрело независимость под протекторатом России. Россия получила право вести торговлю и обладать военным флотом на Чёрном море.

Самый трудный и ответственный период военной биографии Спиридова пришёлся на русско-турецкую войну 1768-1774 годов. Екатерина II решила подкрепить сухопутную кампанию против Турции действиями в Средиземном и Эгейском морях и направить в район Греческого архипелага экспедицию русского флота. Во главе первой эскадры был поставлен Спиридов, только что произведённый в адмиралы. 17 июля 1769 года Екатерина II посетила корабли, готовившиеся к отплытию, наградила адмирала орденом святого Александра Невского и, благословляя к походу, надела ему на шею образ Иоанна Воина. Она приказала выдать офицерам и матросам четырёхмесячное жалованье «не в зачёт» и потребовала немедленного выхода эскадры в плавание. Перед адмиралом стояла трудная задача - проложить путь в восточную часть Средиземноморья, совершив туда первый в истории русского флота переход из Балтийского моря.

Вице-адмирал Спиридов взялся за дело со свойственным ему усердием. В начале июля 1769 года эскадра вышла на рейд. В ее составе были семь линейных кораблей, фрегат, бомбардирский корабль и девять вспомогательных судов. Перед самым отплытием императрица присвоила Спиридову чин полного адмирала и титул «первого флагмана российского флота».

Свой флаг Спиридов поднял на 66-пушечном линейном корабле «Святой Евстафий Плакида». 17 июля эскадра вышла в море. Плавание было нелегким. Вначале эскадра попала в полосу штормов, потом начались массовые болезни. Некоторое время на краю смерти был и сам адмирал, но Бог оказался к нему милостив. После ремонта в Англии эскадра несколькими отрядами продолжила плавание. Первым точки сбора — острова Менорки достиг флагманский «Евстафий».

Переход был осложнён отсутствием собственных баз на пути следования, тяжёлыми погодными условиями, болезнью Григория Андреевича в начале пути. Вследствие повреждения кораблей и их вынужденных остановок для ремонта эскадра двигалась медленно. Это вызывало недовольство императрицы, требовавшей от Спиридова: «…не допускайте до посрамления перед целым светом. Вся Европа на вас и вашу эскадру смотрит». Нервничал и генерал-аншеф Алексей Орлов, назначенный главнокомандующим в экспедиции и поджидавший русский флот в Ливорно.

Кроме испытаний, выпавших на долю эскадры Спиридова во время перехода вокруг Европы, его постигло и личное горе: от болезни умер один из двух его сыновей, плывших в составе Архипелагской экспедиции. В феврале 1770 года Спиридов прибыл к полуострову Морея (Пелопоннес), вскоре туда подошла вторая эскадра под командованием Д. Эльфинстона. Под общим руководством графа Орлова эскадры начали боевые действия, осложнявшиеся привходящими обстоятельствами - трениями между графом и адмиралом, а также недисциплинированностью Эльфинстона. В феврале - мае эскадры высадили несколько десантов на Морее, овладели базами Наварин и Итилон. Турция была вынуждена перенацелить свой флот с поддержки сухопутной армии на борьбу в море, а заодно отвлечь часть сухопутных войск с Дунайского театра войны.

В течение недолгого времени Спиридов успешно высаживает десанты, формирует легионы греческих повстанцев, захватывает крепость Наварин на Пелопонесском полуострове. Турки начинают перебрасывать в Грецию войска с Дуная. К этому времени в Средиземное море прибывает 2-я Архипелагская эскадра под командой контр-адмирала Джона Эльфинстона. Все попытки Спиридова найти общий язык с Эльфиистоном заканчиваются ничем.

Прибывшему тем временем в Грецию Алексею Орлову почти силой удалось подчинить Эльфинстона. После этого объединенная эскадра вышла на поиск турецкого флота. Вскоре турки были обнаружены в проливе у острова Хиос. Только в линейных кораблях турки имели трехкратное превосходство, а в более мелких и того больше. На совете флагманов Спиридов высказался за решительную атаку.

Эскадра была разделена на три части. Арьергард возглавил Эльфинстон, центр — Орлов, Спиридов же авангард в составе трех линейных кораблей. Свой флаг он по-прежнему держал на «Евстафии». Утром 24 июня 1770 года российская эскадра начала спускаться на стоящий на якорях турецкий флот. Сражение сразу же приняло ожесточенный характер. По существу, против 17 турецких кораблей сражалось только 6 наших, так как арьергард Эльфинстона к месту сражения так и не подошел.

24 июня 1770 г. в Хиосском проливе глазам русских моряков открылась такая картина: турецкие корабли стоят на якорях, образуя двойную дугообразную линию.

Турецкий флот состоял из 16 линейных кораблей, в том числе 84-пушечный «Бурдж-у-Зафер» и 60-пушечный «Родос», 6 фрегатов, 6 шебек, 13 галер и 32 малых судна. Корабли были построены в две дугообразные линии из 10 и 6 линейных кораблей соответственно. Существуют различные мнения о том, могли ли корабли второй линии стрелять сквозь промежутки между кораблями первой или нет. Фрегаты, шебеки и другие малые суда находились позади. Флотом командовал капудан-паша Хасан-бей.

Турецкий флот по количеству кораблей почти вдвое превосходил русский, турки имели 1430 орудий, на русских кораблях их было 820. Оробевший Орлов предпочел уступить выработку плана действий Спиридову. План ведения боя, предложенный адмиралом Спиридовым, предполагал полный отказ от классической линейной тактики, используемой тогда европейскими флотами. В кильватерной колонне русские корабли авангарда под командованием адмирала пошли на противника перпендикулярно к его боевой линии и атаковали с короткой дистанции авангард и часть центра турок. По сути, русский флотоводец впервые применил способ ведения морского боя. который лишь 35 лет спустя использует в Трафальгарском сражении английский адмирал Нельсон, ставший знаменитостью. Быстрота сближения, сосредоточенный удар, огонь, натиск — и турецкий флот начал терять управление. Его вторая линия при встречном ветре не смогла помочь атакованной первой линии. Спиридов командовал боем в полной парадной форме, с обнаженной шпагой. На его корабле «Евстафий» звучала музыка.

У Орлова перед началом сражения было 9 линейных кораблей, 3 фрегата, 1 бомбардирский корабль, 1 пакетбот, 3 пинка и ещё 13 более мелких судов. Русский флот был выстроен в три линии баталии - авангард, кордебаталия (средний ряд) и арьергард. В авангарде шёл адмирал Спиридов, неся свой флаг на корабле «Святой Евстафий» (командир - капитан 1 ранга Круз) с линейными кораблями «Европа» (капитан 1 ранга Клокачёв) и «Три святителя» (капитан 1 ранга Хметевский) и фрегатом «Святой Николай» (лейтенант Паликути). В «кордебаталии» - три линейных корабля: «Три иерарха» (капитан-бригадир Грейг), «Ростислав» (капитан 1 ранга Лупандин), «Святой Януарий» (капитан 1 ранга Борисов) и два фрегата «Надежда Благополучия» (капитан-лейтенант Степанов) и «Африка» (капитан-лейтенант Клеопин); командир кордебаталии Грейг на «Трёх иерархах», на том же корабле верховный командир всей эскадры граф Алексей Орлов. В арьергарде - три линейных корабля «Не тронь меня» (на этом корабле флаг Эльфинстона, командир -- капитан 1 ранга Бешенцев), «Саратов» (капитан 2 ранга Поливанов), «Святослав» (капитан 1 ранга В. В. Роксбург) и несколько мелких судов .

Приказ Орлова по операциям русским кораблям в сражении был прост:

1. В случае может, что мы должны будем атаковать неприятельский флот, стоящий на якоре, чему и мы себя должны приуготовить, чего-для приказать на всех кораблях и прочих судах с обеих сторон приготовить по одному якорю, привязав за рым кабельтовы, для спрынгу с обеих сторон; и ежели дойдет, что класть якорь, то бросать с той стороны, которая от неприятеля; по неизвестным же распоряжениям неприятельскаго флота, каким образом оной атаковать, диспозиция не предписывается, а по усмотрению впредь дана быть имеет…

Аргунов Иван «Портрет адмирала Самуила Карловича Грейга»

В 4 утра на «Трёх иерархах» Грейг поднял сигнал «Гнать за неприятелем» и русская эскадра двинулась в сторону турок в Хиосский пролив. Продвижение кораблей было достаточно медленным и лишь к 9 утра почти весь русский флот сильно приблизился к туркам. Корабли авангарда легли в дрейф, ожидая корабли задней линии. Орлов и командиры всех линейных кораблей прибыли на корабль Спиридова «Трёх Иерархов» и провели последний военный совет перед сражением (продолжался менее часа), после которого вернулись на свои корабли . В 11:00 граф Орлов дал сигнал: всему флоту атаковать неприятеля. Командиры русской эскадры применили новую военную тактику. Для нанесения решающего удара они начали атаку в линии, перпендикулярной неприятелю. Этот манёвр был очень рискованным, так как русские корабли сближались с турецкими в кильватерной колонне почти перпендикулярно линии противника и подвергались при этом продольному огню артиллерии части турецких кораблей, будучи сами лишены возможности отвечать бортовым залпом. Расчет строился на быстром сближении с противником, что позволяло несколько минимизировать потери. При этом учитывалось, что сектора стрельбы корабельной артиллерии в то время были весьма ограничены и противник не сможет сосредоточить на русском флоте огонь всех своих орудий .

В 11:30 передовой корабль «Европа» приблизился на 3 кабельтова (560 метров) к центру турецкой линии, и турки открыли огонь из всех орудий. Их пушки били главным образом по рангоуту и такелажу, чтобы затруднить маневрирование атакующих. Русские корабли не отвечали до тех пор, пока не сблизились на пистолетный выстрел, тогда с расстояния 80 саженей (около 170 метров) они дали один за другим три залпа, заставившие передовые турецкие корабли ослабить огонь .

Передовой корабль «Европа» сделал поворот и вышел из строя. Описав дугу, он оказался за кораблём кордебаталии «Ростислав» и вновь вступил в бой. Существует две разные версии того, почему это произошло. Первая: командир «Европы», капитан 1 ранга Клокачев, должен был уступить настойчивым требованиям греческого лоцмана, указывавшего на необходимость сделать поворот, чтобы не посадить корабль на подводные камни, которые были у него по носу . Вторая версия - «Европа» получила очень сильные повреждения такелажа и рангоута, потеряла управляемость и не могла сохранять ход какое-то время .

Выход «Европы» из авангарда колонны привел к тому, что передовым кораблём русской эскадры стал «Святой Евстафий», на котором держал свой флаг адмирал Спиридов, на этот корабль был направлен огонь трёх турецких линейных кораблей (в том числе флагмана турецкой эскадры) и одной шебеки. На юте корабля гремела музыка, и адмирал приказал музыкантам «играть до последнего». «Святой Евстафий» сосредоточил огонь на флагмане турецкого флота 80-пушечном линейном корабле «Бурдж-у-Зафер», с этим кораблём сблизился и стал забрасывать его брандскугелями. На «Бурдж-у-Зафер» возник пожар, команда в панике бросилась в море, чтобы вплавь добраться до берега. «Святой Евстафий» к этому моменту уже потерял управление из-за повреждения такелажа от обстрела турецких кораблей и его относило течением прямо на «Бурдж-у-Зафер». Чтобы отбуксировать «Святой Евстафий», капитан приказал спустить гребные суда, но те не смогли преодолеть течение. Два корабля столкнулись, бушприт «Бурдж-у-Зафера» оказался между грот и бизань-мачтами «Святого Евстафия». Русские офицеры и матросы по снастям и реям перебежали на неприятельский корабль и вступили в отчаянный абордажный бой с оставшимися на турецком корабле турками. Абордажная схватка закончилась в пользу русских моряков, остававшиеся на корабле турки попрыгали за борт и стал спасаться вплавь, но пожар на «Бурдж-у-Зафер» потушить не удалось. Пламя перекинулось и на «Святой Евстафий», горящая грот-мачта «Бурдж-у-Зафера» рухнула на палубу «Святого Евстафия», искры и головни попали в открытый люк порохового погреба (крюйт-камера была открыта для пополнения артиллерии порохом и снарядами во время боя), и корабль взорвался. «Святой Евстафий» взлетел на воздух, а вслед за ним и «Бурдж-у-Зафер».

В соответствии с уставом адмирал Спиридов покинул корабль за несколько минут до взрыва. Вместе с братом главнокомандующего Фёдором Орловым они перешли на пакетбот «Почтальон», а затем Спиридов перенес свой флаг на линейный корабль «Трёх Святителей». Общее число погибших на Святом Евстафии разнится. Согласно первоначальным подсчётам погибло 34 офицера и 473 солдата и матроса . По другим данным погибло 22 офицера и 598 нижних чинов .Спаслось 58 человек команды . Среди спасённых был и командир корабля Круз.

Линейный корабль «Евстафий Плакида»

Ближайшим к «Святому Евстафию» был линейный корабль «Три святителя». Этот корабль тоже потерял управление в результате огня турок и врезался в середину турецкой линии. Корабль попал под перекрестный огонь - приняв в клубах дыма корабль за неприятельский, по нему дали полный залп ещё и с «Трёх иерархов». Из всего русского флота наиболее эффективные действия велись именно на «Трёх иерархах», на котором находились Алексей Орлов и Самуил Грейг. Именно этот корабль наиболее чётко из всех русских кораблей выполнил манёвр, смог вплотную подойти к кораблю, на котором развевался флаг капудан-паши (сам капудан-паша в сражении не участвовал, он находился в день сражения на берегу и инспектировал орудия крепости) и очень сильно обстрелял его. Из за плохого маневрирования турецких моряков более четверти часа капитанский корабль турецкого флота (в русских источниках «Капудан-паша») находился кормой к «Трём иерархам», что позволило флагману русского флота нанести очень сильные повреждения турецкому кораблю без всякого вреда для себя. Корабли «Ростислав» и «Святой Януарий» находились вблизи «Трёх Иерархов» и также действовали успешно. Арьергард русского флота обстреливал турецкие корабли на значительной дистанции и лишь к концу сражения приблизился к турецким кораблям, что не позволило причинить им значительный вред.

После взрыва своего флагмана около 14:00 турецкие корабли спешно покинули поле боя и укрылись в Чесменской бухте, защищённой несколькими батареями. Русские корабли заблокировали выход из неё и стали готовиться продолжить сражение позже. Лишь бомбардирский корабль «Гром» оставили вблизи входа в бухту, с этого бомбардирского корабля вечером и всю ночь после сражения бомбардировали турецкий флот. Для прикрытия «Грома» линейный корабль «Святослав» производил обстрел из пушек береговых батарей крепости Чесма.

Стороны потеряли по одному линейному кораблю, на нескольких турецких кораблях были значительные повреждения. Из русских кораблей незначительные повреждения были только на «Трёх святителях» и «Европе». Корабль «Три святителя» получил 5 пробоин, из них 2 ниже ватерлинии. Потери экипажей на всех русских кораблях, кроме «Святого Евстафия», были относительно невелики. На «Трех Святителях» был убит 1 офицер и 6 матросов; ранены командир, 3 офицера и 20 матросов; на «Европе» убито 4 и ранено несколько человек; на «Не тронь меня» убито 3 и несколько человек ранено; на «Трёх иерархах» ранен 1 матрос. Потери турецких экипажей неизвестны, но исходя из повреждений на турецких судах они должны быть больше русских.

Вскоре турки бежали из Хиосского пролива и спрятались в тесной акватории Чесменской бухты под прикрытием береговых батарей. «Легко мне было предвидеть, — вспоминал Спиридов, — что сие их убежище будет и гроб их».

В ночь на 26 июня генерал-аншеф Орлов и адмирал Спиридов приняли решение атаковать и уничтожить турецкий флот.

В Чесменской бухте турецкие корабли образовали две линии из 8 и 7 линейных кораблей соответственно, остальные суда заняли позицию между этими линиями и берегом.

По плану адмирала был предпринят комбинированный удар брандерами (зажигательными судами, начиненными горючим и порохом) и мощным артиллерийским обстрелом с близких расстояний.

В течение дня 6 июля российские суда обстреливали турецкий флот и береговые укрепления с большого расстояния. Из четырёх вспомогательных судов были сделаны брандеры.

В 17:00 6 июля бомбардирский корабль Гром стал на якорь перед входом в Чесменскую бухту и начал обстрел турецких судов. В 0:30 к нему присоединился линейный корабль Европа , а к 1:00 - Ростислав , в кильватере которого пришли брандеры.

Европа , Ростислав и подошедший Не тронь меня образовали линию с севера на юг, вступив в бой c турецкими кораблями, Саратов стоял в резерве, а Гром и фрегат Африка атаковали батареи на западном берегу бухты. В 1:30 или немного раньше (в полночь, согласно Эльфинстону), в результате огня Грома и/или Не тронь меня один из турецких линейных кораблей взорвался из-за перехода пламени с горящих парусов на корпус. Горящие обломки от этого взрыва забросали другие корабли в бухте.

После взрыва в 2:00 второго турецкого корабля российские корабли прекратили огонь, а в бухту вошли брандеры. Два из них под командованием капитанов Гагарина и Дагдейла (англ. Dugdale ) туркам удалось расстрелять (согласно Эльфинстону, расстрелян был только брандер капитана Дагдейла, а брандер капитана Гагарина отказался идти в бой), один под командованием Маккензи (англ. Mackenzie ) сцепился с уже горевшим кораблем, а один под командованием лейтенанта Д. Ильина сцепился с 84-пушечным линейным кораблём. Ильин поджёг брандер, а сам вместе с командой покинул его на шлюпке. Корабль взорвался и поджёг большинство оставшихся турецких кораблей. К 2:30 взорвались ещё 3 линейных корабля.

Около 4:00 российские корабли послали шлюпки с тем, чтобы спасти два ещё не горевших крупных судна, однако вывезти удалось только одно из них - 60-пушечный Родос . С 4:00 до 5:30 взорвалось ещё 6 линейных кораблей, а в 7-м часу - одновременно 4. К 8:00 бой в Чесменской бухте был завершён.

К трем часам ночи пожар охватил почти весь турецкий флот, а к десяти часам утра сгорели 15 линейных кораблей, 6 фрегатов и более 40 мелких судов противника. Турки потеряли убитыми и ранеными около 11 тысяч человек, потери русских — 11 убитых.

Спиридов докладывал в Петербург: «Слава богу и честь Всероссийскому флоту! С 25 на 26-е неприятельский флот атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили». В честь Чесменской победы Екатерина II велела возвести специальную колонну и церковь, а также выбить памятную медаль с изображением горящего турецкого флота и красноречивой надписью над ним: «Б ы л». Спиридову императрица пожаловала высокую награду — орден святого Андрея Первозванного. Особой милости удостоился А.Орлов, получивший к своей фамилии почетную приставку — «Чесменский».

Наградой Спиридову за Чесму стал высший из российских орденов — орден Андрея Первозванного и ярославское село Нагорье. Хотя официально победителем Чесменского сражения был объявлен Алексей Орлов, все понимали, кто является истинным автором этой небывалой в морской истории победы. Вскоре Орлов опять перебрался в Италию, оставив все морские дела на Спиридова.

После победы под Чесмой Спиридов в течение трех лет господствовал в Греческом архипелаге. Он не только осуществлял блокаду Дарданелл, но и приступил к систематическому контролированию коммуникаций противника в Эгейском море с целью пресечения подвоза продовольствия и сырья в Стамбул из Греции. В качестве базы русского флота использовался остров Парос, где были сооружены адмиралтейство и верфь, а также магазины, больницы, церковь. Между блокадным отрядом кораблей и главными силами флота постоянно действовало несколько крейсерских отрядов, полностью перекрывавших Эгейское море в наиболее узкой его части. В 1772 г. русский адмирал распространил свои действия на всю восточную часть Средиземноморья, начиная с Ионических островов и до побережья Египта и Сирии. Совместно с экспедиционными сухопутными силами флот Спиридова вел активные действия против турецких приморских крепостей и портов на Эгейском море.

В июне 1773 г. 60-летний адмирал попросился в отставку; отставка, по некоторым предположениям, была связана с обидой адмирала на то, что все его заслуги на поприще Русско-турецкой войны были приписаны фавориту Орлову. Устал он и от стычек с графом Орловым. В феврале следующего года Спиридов получил разрешение оставить свою должность, а также право на пенсию в размере полного адмиральского жалованья. Вернувшись в Россию, Григорий Андреевич прожил еще 16 лет. Лишь один раз за эти годы он надел свой парадный мундир — когда получил известие о победе флота Федора Ушакова при Фидониси. Умер Спиридов в Москве, был похоронен в своем имении — селе Нагорном Ярославской губернии, в склепе церкви, ранее построенной на его средства. Провожали его в последний путь местные крестьяне и верный друг — Степан Хметевский, командир «Трех иерархов» в Чесменском сражении. В Нагорье ему поставлен памятник и названа в его честь главная улица. В ныне реставрируемой Преображенской церкви в Нагорье открыт доступ к могиле адмирала.

Использованы: материалы Википедии, статья В. Шигина «Первый флагман Российского флота» (журнал «Морской сборник» № 2 за 2013 год), Григорий Спиридов (Grigoriy Spiridov) ,

P.S. Знаменательно, что экспозиция об адмирале Спиридове размещена в музее «Ботик Петра I» под Переславлем (с. Нагорье там неподалёку). Это на родине русского флота, где юный царь строил свой потешный флот в конце XVII века.

Адмирал Спиридов. Победитель Чесмы was last modified: Июль 8th, 2016 by Natali

(1713-1790 годы). Похоронен Адмирал в селе Ногорье, Переяславского района, Ярославской области. В рапорте, которым он докладывал императрице Екатерине II об исходе сражения, говорилось: «Честь всероссийскому флоту…Неприятельский военный турецкий флот атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, потопили и в пепел обратили…»

Адмирал Г.А.Спиридов

За эту победу адмирал Г. А. Спиридов был награждён высшим орденом Андрея Первозванного и получил «…в вечное и потомственное владение…» в числе 16 селений (Вехово, Коробово, Маншино, Огорельцево, Сидорково и др.) село Нагорье Переславском уезде, в котором и поселился выйдя в отставку. В 1785-1787 в Нагорье построил на свои деньги церковь Преображения, где и был погребен.

Могила Адмирала Спиридова и его сыновей.

Здание церкви большое, так как в 1795 году к ней с западной стороны были пристроены ещё два придела, а в 1833 году в трапезной был устроен ещё престол, в память бывшей домовой церкви семьи Спиридовых. Таким образом, престолов стало шесть: в холодной частихрама - три и в тёплых приделах - три. Вид церковного здания с высокой колокольней былвнушительным и украшал большое торговое село Нагорье, что видно на фотографиях началанашего века.

После закрытия церковь использовалась под хозяйственные нужды колхоза, потом совхоза«Нагорье». Но эксплуатировалась плохо, что называется, на износ, сначала под склад, потом под ремонтные мастерские, гараж. При этом проводились только косметические ремонты, что привело здание на грань разрушения. Надгробие могилы Спиридова не сохранилось. В перечень памятников истории и культуры Ярославской области здание церкви не включено, а могила адмирала Г. А. Спиридова (погребённого под полом храма) включена в раздел мемориальных памятников под № 487. В настоящее время могила и надпись восстановлена. В храме не так много прихожан, нет электричества, нет отопления.

Церковь Преображения Спаса в селе Нагорье

После смерти Адмирала в господской усадьбе «пространством в 8,7 га с садом, липовою рощею и оранжереями» жил его сын Матвей Григорьевич Спиридов. Матвей Григорьевич был историком. Им был издан в 1793-94 гг. «Российский родословный словарь». В Нагорье в детстве проводил лето и зимние праздники один из декабристов - Михаил Матвеевич Спиридов, сын Матвея Григорьевича, приговорённый к смертной казни, заменённой потом пожизненной ссылкой в Сибирь. По его смерти в 1829 году усадьба вместе с землёю и крепостными крестьянами была разделена на 4 части между его сыновьями, из коих две сохранялись в прямом роде его и находились во владении его внуков.

Григорий Андреевич Спиридов

В каждой из усадеб в конце XIX века находились владельческие дома и при них сады; в одной из них была липовая роща, в другой - берёзовая. В 1880 году оставалась одна помещичья усадьба - штабс-ротмистра Григория Григорьевича Спиридова. Ещё в 1957 году в соседней деревне Хороброво жил потомок адмирала Спиридова 68-летний Дмитрий Иванович Спиридов, проработавший 36 лет агрономом в Переславском и других районах области.

улица Спиридова в селе Нагорье

Дом, в котором проживал Спиридов, и его семейный архив погибли во вре­мя пожара в конце прошлого столетии. Исчезли также хранившиеся на могиле адмирала
андреевский флаг, офицерский кортик и фуражка. В Переславском музее хранится сейчас хрустальный бокал с вензелем Екатерины II, пожало­ванный Спиридову Екатериной II, и четыре большие картины XVIII века, писанные крепостным художником под непосредственным руководством самого адмирала и воспроизводящие весь ход Чесменского боя

Родовая усыпальница Спиридовых в церкви Преображение Спаса. Село Нагорье. Ярославская область.

Имя адмирала Спиридова с 29 марта 1944 года носит главная улица села (бывшая Московская); на месте бывшего барского дома (ныне территория детского сада) в 1962 году ему поставлен бюст-памятник работы скульптора О. В. Буткевича и архитектора И. Б. Пуришева. На гранитном основании возвышается белокаменный постамент, на котором установлен бюст флотоводцу, а за ним на белокаменной стене изображение Чесменской битвы и слова рапорта о победе. В Нагорьевском доме творчества находился музей, посвящённый истории рода Спиридовых.

Марка Почта ССС. 1987 год. «Адмирал Г.А. Спиридов»

Справка: Адмирал Григорий Алексеевич Спиридов.

Участник трех войн. Кавалер орденов Св. Андрея Первозванного (за Чесму), Александра Невского и Анны I степени. Разработал и применил жесткую форму ближней блокады проливной зоны в сочетании с ударами по береговым крепостям и перехватом коммуникаций противника. Обогатил тактику морского боя (нарушил основы линейной тактики; неизменно придерживался принципа сосредоточения сил на главном направлении; храбро применял артиллерийские атаки с коротких дистанций; использовал внезапность нападения и подбор оптимальных средств боя).

Предки Спиридонова были воеводами в Переславле-Залесском и Ростове Ярославском. Родился Григорий Спиридов в старинной обедневшей дворянской семье майора-преображенца, служившего комендантом Выборга. В малолетстве некоторое время с матерью и двумя братьями - старшим и младшим - проживал в деревне у дяди под Угличем. В десятилетнем возрасте его отдали на Балтийский флот, где он начал службу на одном из лучших линейных кораблей «Святой Александр», под командованием П. П. Бредаля.

Получив хорошую морскую практику в пяти кампаниях на кораблях Балтийского флота, Г. А. Спиридов по рекомендации П. П. Бредаля в 1728 поступил в Морскую Академию, где в течение трех лет изучал военно-морское дело и проявил незаурядные способности. Учебную практику дважды проходил в Астрахани гардемарином на судах Каспийской флотилии: помощником капитана гекбота «Святая Екатерина», а затем командиром бота «Шах-Дагай». Безупречное поведение воспитанника и его горячее желание в совершенстве овладеть профессией морского офицера были замечены начальством Академии. По ходатайству командира гардемаринской роты мичманское звание Спиридову было присвоено раньше 36 других гардемаринов, числившихся по спику впереди него.

Будучи молодым офицером неоднократно участвовал в плавании вокруг Скандинавии из Архангельска в Кронштадт. Боевое крещение получил, участвуя в походе эскадры из Кронштадта и в последующей осаде Данцига (1734), а затем в ходе русско-турецкой войны 1735 - 1739, будучи адъютантом вице-адмирала П. П. Бредаля, командующего Донской(Азовской) военной флотилии. Позднее на Балтике в звании капитана 3 ранга командовал фрегатом. В чине капитана 2 ранга служил старшим офицером, а затем командиром на линейном корабле «Астрахань», в звании капитана 1 ранга командовал 84-пушечным линейным кораблем «Святой Николай». Сослуживцы ценили в нем смелость и решительность, глубокое знание кораблевождения, маневрирования и тактики.

По предложению Адмиралтейств-коллегии был включен в состав комиссии по разработке нового регламента для военно-морского флота России. В 1755 направлен на преподавательскую работу в Морской шляхетский кадетский корпус (созданный на базе расформированной Морской Академии), где был помощником директора - известного ученого-гидрографа капитан-коммондора А. И. Нагаева. Участник Семилетней войны, командир 100-пушечного линейного корабля «Святой Дмитрий Ростовский». Командир 80-пушечного линейного корабля «Андрея Первозванный». Руководил десантом моряков на Вуншеву батарею - ключевой пункт береговой обороны, в ходе недельных боев ночным штурмом 7 сентября ее захватил, тем самым обеспечив войскам П. А. Румянцева взятие крепости.

За отличие произведен в контр-адмиралы (1762), командовал авангардом эскадры, а затем Ревельской эскадрой. В 1763 - главный командир Кронштадтского порта, с 1764 - Ревельского, а с 1766 - вновь Кронштадтского. Вошел в состав Морской российских флотов и адмиралтейского правления комиссии, представлявшей собой оперативный рабочий орган Адмиралтейств-коллегии «…для приведения оной знатной части флота к обороне государства, в добрый порядок…» Заслуги в деле возрождения российского флота были оценены - Спиридову присвоено звание вице-адмирала (1764).

Во время русско-турецкой войны 1768−1774 Спиридов стал одним из руководителей Первой Архипелагской экспедиции русского флота. Возглавил 1-ю эскадру из 15 вымпелов, посланную 18 июля 1769 с Балтики в Восточное Средиземноморье и впервые осуществившую дальний поход вокруг Европы в тяжелых штормовых условиях. Использовал переход для повышения боевой подготовки кораблей эскадры, проявил организаторские качества мореплавателя и дипломата.

Григорий Андреевич Спиридов

Григорий Андреевич Спиридов - выдающийся русский флотоводец, адмирал (1769 год), внёс большой вклад в строительство флота и развитие русского военно-морского искуссттва.

Г.А. Спиридов родился в 1713 году в г. Выборг в семье дворянина Андрея Алексеевича Спиридова (1680 - 1745 годы), служившего во времена Петра I комендантом в г. Выборг - умер 8 (19) апреля 1790 года в Москве, похоронен в своём имении - селе Нагорье Переславского уезда в склепе Преображенской церкви, ранее построенной на его средства.

В 1723 году Спиридов начал службу на флоте волонтёром, в 15 лет после сдачи экзаменов по навигационным наукам был произведён в гардемарины и направлен на Каспийское море, командовал гекботами “ Святая Екатерина “, “ Шах-Дагай “, плавал от Астрахани до Персии, обучаясь у А.И. Нагаева, впоследствии известного адмирала, гидрографа и составителя морских карт. Нагаев был весьма доволен усердием способного моряка. С 1732 года Г.А. Спиридов служил в Кронштадте, где досрочно получил первый офицерский чин мичмана, постоянно находился в плаваниях по Балтийскому морю.

Кронштадтский рейд

В 1738 году, став адъютантом вице-адмирала П.П. Бредаля, участвовал с ним в Азовской экспедиции Донской военной флотилии, которая совместно с сухопутной армией вела войну с Турцией, в этой войне Спиридов отважно действовал во всех морских боях, получил боевую закалку.

В 1741 году он был командирован в Архангельский порт, откуда на одном из построенных кораблей сделал переход в Кронштадт. В течение десяти лет, командуя придворными яхтами и линейными кораблями, стал известен на Балтийском флоте и в Санкт-Петербурге. В 1754 году был произведён в капитаны 3-го ранга и послан в Казань для организации доставки лесов в петербургское Адмиралтейство. В 1775 году он стал членом комиссии по рассмотрению регламента для флота, а в следующем году назначен ротным командиром в Морской шляхетский кадетский корпус. Размеренный ход службы был прерван Семилетней войной 1756-1763 годов. Господство русского флота на Балтийском море способствовало успешной борьбе России с Пруссией на сухопутном театре войны. Участвуя в битвах Балтийского флота Г.А. Спиридов командовал кораблями “ Астрахань “ и “ Святой Николай “, плавал в Данциг и Швецию, к Стральзунду и Копенгагену. В 1761 году он с десантным отрядом в 2000 человек пришёл на помощь генералуи П. Румянцеву, осаждавшему приморскую крепость Кольберг, и заслужил высокую оценку своими действиями. Румянцев характеризовал его как исключительно “ честного и храброго офицера “.

В 1762 году Г.А. Спиридов был произведён в чин контр-адмирала. Командуя Ревельской эскадрой, он прикрывал русские коммуникации на Балтике. После войны он был командиром Кронштадтского и Ревельского портов, затем командовал всем Балтийским флотом. В 1764 году он был произведён в вице-адмиралы.

Талант Г.С. Спиридова как флотоводца во всю проявился в русско-турецкой войне 1768-1774 годов, когда Россия вела борьбу за выход к Чёрному морю. Екатерина II решила подкрепить сухопутную компанию против Турции действиями в Средиземном и Эгейском морях и направила в район Греческого архипелага экспедицию русского флота. Во главе первой эскадры был назначен Спиридов, только что произведённый в адмиралы. 17 июля 1769 года Екатерина II посетила корабли, готовившиеся к отплытию, наградила Спиридова орденом святого Александра Невского и, благословляя к походу, надела ему на шею образ Иоанна Воина. Она приказала выдать офицерам и матросам четырёхмесячное жалованье “ не в зачёт “ и потребовала немедленного выхода эскадры в плавание. Перед Спиридовым стояла очень трудная задача - проложить путь в восточную часть Средиземного моря, совершив туда первый в истории русского флота переход из Балтийского моря.

Корабли Г.А. Спиридова в походе


Переход был осложнён отсутствием собственных баз на пути следования, тяжёлыми погодными условиями, болезнью Спиридова в начале пути. Вследствие повреждения кораблей и вынужденных остановок для ремонта эскадра двигалась медленно. В феврале 1770 года эскадра Спиридова прибыла к полуострову Морея (Пелопонес), вскоре туда подошла и вторая эскадра под командованием Д. Эльфинстона. Под общим руководством графа А.Г. Орлова эскадры начали боевые действия, осложнившиеся трениями между Орловым и Спиридовым, а также недисциплинированностью Эльфинстона. В феврале - мае эскадры высадили несколько десантов на Морее, овладели базами Наварин и Итилон. Турция вынуждена была перенацелить свой флот с поддержки сухопутных войск на борьбу в море, а заодно отвлечь часть сухопутных войск с Дунайского театра военных действий.


Граф А.Г. Орлов

После активного поиска противника русская эскадра (9 линейных кораблей, 3 фрегата, 1 бомбардирский корабль, 17 вспомогательных судов и транспортов, всего 820 орудий) под командованием генерал-аншефа графа А.Г. Орлова обнаружила турецкую эскадру (16 линейных кораблей, 6 фрегатов и до 50 малых судов, всего 1430 орудий, под командой капудан-паши Д. Хасан-бея). Турецкие корабли, построенные в две боевые линии, при этом корабли второй линии стояли в промежутках между кораблями первой линии, стояли на якоре в Хиосском проливе (Эгейское море) в 0,5 мили от берега.

Cражение в Хиосском проливе

Первым обнаружил турок высланный на разведку вместе с двумя мелкими судами линейный корабль “ Ростислав “, которым командовал капитан 1-го ранга В.Ф. Лупандин. Поданный им сигнал “ Вижу неприятельские корабли “ после полудня заметили на русской эскадре. Почти двойное превосходство турок в силах не поколебало стойкости и мужества русских военных моряков. Они горели желанием сразиться с сильнейшим противником, считая, что воюют не числом, а умением. По предложению адмирала Г.А. Спиридова генерал-аншеф А.Г. Орлов принял решение атаковать турецкий флот. Был принят такой план боевых действий: сначала ударить по турецкому авангарду и части центра, посылая по одному русскому кораблю против каждого корабля противника, а затем нанести удар по остальным вражеским кораблям. В полдень 24 июня 1770 года русские корабли начали сближение с противником. Раздались залпы турецких пушек. Однако русские офицеры и матросы, проявляя выдержку и хладнокровие, не отвечали на огонь противника и продолжали сближение до “ мушкетного “ выстрела (около 1-го кабельтова). Неожиданно произошёл неприятный казус. Передний корабль “ Европа “ проскочил назначенное ему место в линии боя. Повернув на правый галс и зайдя за корабль “ Ростислав “, он снова вступил в бой.

Линейный корабль “ Ростислав “

Адмирал Спиридов, рассерженный таким манёвром командира “ Европы “ капитана 1-го ранга Ф.А. Клокачёва, поравнявшись на “ Евстафии “ с “ Европой “, получившей повреждения, крикнул: “ Господин Клокачёв! Поздравляю вас матросом “, тем самым как бы обвинив командира в трусости. Но фактически манёвр Клокачёва был вызван необходимостью и продиктован условиями боя. В последующем ходе боя Клокачёв и экипаж его корабля продемонстрировали мужество и подлинный героизм.

Подвиг линейного корабля “ Евстафий “


Когда огонь трёх неприятельских кораблей обрушился на флагманский линейный корабль “ Евстафий “, его командир капитан 1-го ранга А.И. Круз приказал не отвечать на выстрелы противника. И только после того, как дистанция заметно сократилась, решительно атаковал турецкий адмиральский корабль “ Реал-Мустафа “. Достойный пример мужества и бесстрашия показывал и адмирал Г.А. Спиридов. Увлечённый боем, он, пренебрегая опасностью, со шпагой в руке ходил по верхней палубе, отдавая необходимые команды, а музыкантам приказал “ играть до последнего “. Ядра турецких кораблей повредили паруса и такелаж “ Евстафия “, который, потеряв управляемость, навалился на охваченный пламенем флагманский турецкий корабль. Прогремело русское “ Ура “, матросы и офицеры взобравшись на палубу “ Реал-Мустафы “, вступили в рукопашную схватку с турками, в ходе которой русские моряки сорвали и захватили кормовой флаг турецкого флагмана. Как только адмирал Г.А. Спиридов убедился, что спасти “ Евстафий “ уже невозможно, он приказал перенести свой флаг на корабль “ Три святителя “. Судьбу обоих кораблей решил непредвиденный случай: обвалилась горящая грот-мачта “ Реал-Мустафы “ попав на русский корабль искры вызвали взрыв пороха и боеприпасов. Вслед за “ Евстафием “ взлетел на воздух и турецкий флагман. Этот взрыв и успешная атака русских вызвали панику на турецких кораблях. Турецкая эскадра, потерявшая управление, поспешила убраться в Чесменскую бухту под защиту береговых батарей, выйти оттуда уже не смогла, так как была заблокирована.


На военном совете 25 июня у графа Орлова был принят план Спиридова, заключавшийся в уничтожении турецких кораблей в их собственной бухте. Учитывая скученность кораблей противника, исключавшую для них возможность маневра, адмирал Спиридова предложил уничтожить турецкий флот комбинированным ударом корабельной артиллерии и брандеров, причём главный удар должна была нанести артиллерия. Для атаки противника 25 июня были оборудованы 4 брандера и создан специальный отряд под командованием младшего флагмана контр-адмирала С.К. Грейга в составе 4 линейных кораблей, 2 фрегатов и бомбардирского корабля “ Гром “

контр-адмирал С.К. Грейг

Замысел атаки, разработанный Спиридовым, сводился к следующему. Корабли, выделенные для атаки, пользуясь темнотой, должны были в ночь на 26 июня скрытно подойти к противнику на дистанцию 2-3 кабельтова и, встав на якорь, открыть внезапный огонь: линейные корабли и бомбардирский корабль “ Гром “ - по кораблям, фрегаты - по береговым батареям.


“ Три Святителя “ в Чесменском сражении


бомбардирский корабль "Гром "


Подвиг лейтенанта Д.С. Ильина

Чесменское сражение

В полночь, когда все приготовления к бою были закончены, по сигналу флагмана корабли, назначенные для атаки, снялись с якоря и направились в указанные для них места. Подойдя на дистанцию 2-х кабельтовых (менее 500 м), русские корабли заняли места по установленной для них диспозиции и открыли огонь по турецким кораблям и береговым батареям. “ Гром “ и некоторые линейные корабли вели огнь главным образом брандскугелями (зажигательными бомбами). За линейными кораблями и фрегатами в ожидании команды на атаку были развёрнуты 4 брандера под командованием капитан-лейтенантов Р. Дугдаль, Ф. Мекензи, лейтенанта Д. Ильина и мичмана В. Гагарина. В начале 2-го часа на одном из турецких кораблей от попавшего брандскугеля возник пожар, который быстро охватил весь корабль и начал перебрасываться на соседние корабли противника. Турки пришли в замешательство и ослабили свой огонь. Это создало благоприятные условия для атаки брандеров. В 1 час 15 минут все 4 брандера под прикрытием огня линейных кораблей начали движение на противника. Каждому брандеру был назначен определённый турецкий корабль, с которым он должен был сцепиться. Три брандера по различным причинам не достигли поставленной цели и только брандер лейтенанта Д. Ильина выполнил поставленную задачу. Удачно маневрируя, под огнём противника он подошёл к 84-х пушечному линейному кораблю турок, сцепился с ним и поджёг свой брандер. Команда брандера вместе с лейтенантом Д. Ильиным села в шлюпку и покинула горящий брандер. Вскоре на турецком корабле возник мощный пожар и произошёл взрыв. Тысячи горящих обломков разлетелись по всей Чесменской бухте, распространив пожар почти на все корабли турецкого флота. В это время Чесменская бухта стала похожа на кратер огромного действующего вулкана и ещё долго была освещена багрово-красным заревом. Турецкие корабли один за другим взрывались и взлетали на воздух. “ Легче вообразить,- чем описать ужас, остолбенение и замешательство, овладевшее неприятелем: целые команды в страхе и отчаянии кидались в воду “. В 4 часа русские корабли прекратили огонь. К этому времени почти весь турецкий флот был уничтожен. Из 15 линейных кораблей, 6 фрегатов и 50 вспомогательных судов уцелели и были захвачены русскими в плен лишь один линейный корабль “ Родос “ и 5 галер. Турки потеряли свыше 10000 матросов и офицеров, потери же на судах отряда Грейга составили всего 11 человек.

Победа в Чесменском морском сражении была достигнута благодаря высокой боевой выучке, стойкости и мужеству русских моряков. Чесменский бой имел огромное военно-стратегическое значение. Турецкое командование, лишившись флота, вынуждено было полностью отказаться от наступательных действий против русских в Архипелаге и сосредоточить свои усилия на обороне пролива Дарданеллы и приморских крепостей.

В память о Чесменской победе была выбита медаль, которой были награждены все участники сражения. Граф А.Г. Орлов был награждён орденом Святого Георгия 1-й степени и получил почётное добавление к своей фамилии Чесменский (Орлов-Чесменский), адмирал Г.А. Спиридов получил высший орден Российской империи - Святого Андрея Первозванного, контр-адмирал С.К. Грейг был удостоен ордена Святого Георгия 2-й степени, давший ему прав она потомственное русское дворянство, лейтенант Д.С. Ильин был награждён орденом Святого Георгия 4-й степени и произведён в капитан-лейтенанты. В Царском Селе (ныне г. Пушкин) был воздвигнут памятник - Чесменская колонна.



Схема расположения кораблей в Чесменском сражении

После победы под Чесмой Г.А. Спиридов в течение трёх лет господствовал в Греческом архипелаге. Он не только осуществлял блокаду Дарданелл, но и приступил к систематическому контролированию коммуникаций противника в Эгейском море с целью пресечения подвоза продовольствия и сырья в Стамбул из Греции. В качестве базы русского флота использовался остров Парос, где были сооружены адмиралтейство и верфь, а также магазины, больницы, церковь. Между блокадным отрядом кораблей и главными силами флота постоянно действовало несколько крейсерских отрядов, полностью перекрывавших Эгейское море в наиболее узкой его части. В 1772 году русский адмирал распространил свои действия на всю восточную часть Средиземного моря, начиная с Ионических остовов и до побережья Египта и Сирии. Совместно с экспедиционными сухопутными силами флот Спиридова вёл активные действия против турецких приморских крепостей и портов Эгейского моря.

В июне 1773 года 60-летний адмирал подал прошение об отставке по состоянию здоровья. В феврале 1774 года он получил разрешение оставить свою должность, а также право на пенсию в размере полного адмиральского жалования. Вернувшись в Россию Г.А. Спиридов прожил ещё 16 лет. Умер в своём имении в селе Нагорье. Провожали его в последний путь местные крестьяне и его верный друг - Степан Хметевский, командир “ Трёх иерархов “ в Чесменском сражении.

Чесменская колонна в Царском Селе (г. Пушкин)

Памятник Д.С. Ильину


Похожие статьи

© 2024 my-kross.ru. Кошки и собаки. Маленькие животные. Здоровье. Лекарство.