Сколько дней можно подавать апелляцию егэ. Как подать апелляцию ЕГЭ: важные практические советы. Приведем несколько примеров, когда суд согласился с решением конфликтной комиссии

Как подать апелляцию ЕГЭ? Этим вопросом задавался не раз каждый абитуриент, так как иногда даже один балл может решить судьбу бюджетного места. Как же правильно отстоять свою позицию? В течение какого срока можно это сделать и на какую часть работы можно подать жалобу?

Апелляция на ЕГЭ: структура работы, апеллируемые части

Итак, перед тем как начать задумываться о дополнительном получении баллов, нужно детально изучить структуру экзаменационной работы. Сам ЕГЭ состоит, как правило, из трех разделов: первые два - это тестовые задания (выбор одного правильного ответа и ответы из последовательности цифр/словосочетаний), третий - письменная часть. Балл ЕГЭ суммируется с учётом всех трех глав работы - это так называемый первичный балл, который после переводится с помощью сложной формулы во вторичный в стобалльной системе. Стоит сразу отметить, что апелляцию можно подать лишь на письменную часть работы, то есть на задания, связанные с развернутым ответом выпускника. Как же это правильно сделать? Сейчас подробно разберем все возможные нюансы.

Как подать апелляцию ЕГЭ: алгоритм действий

Итак, апелляцию можно подавать в течение двух дней с момента официального объявления результатов. Поэтому с этим затягивать не надо. Как правило, в каждой аудитории должны проинформировать выпускников о пункте подачи жалобы и времени. Если это не было сделано, то после завершения экзаменационной работы нужно подойти к главному эксперту пункта проведения ЕГЭ и уточнить эти данные. Также стоит заранее узнать у учителей, как происходит подача подобного рода заявления. Вообще в подобную комиссию нужно идти с преподавателем либо с репетитором.

Как подать апелляцию ЕГЭ? Такого рода жалобы очень часто подаются на третью часть общеобязательного экзамена по русскому языку, так как в сочинении весьма распространены незасчитанные примеры либо неверно определенные проблемы. Именно поэтому сразу же после сдачи работы нужно набросать примерный текст работы на листе и отнести преподавателю или репетитору, которые должны проанализировать это сочинение и после объявления результатов сказать, есть ли шанс повысить свой балл или нет. То же самое касается и работ по другим предметам. Сделать набросок своих ответов или решений нужно для того, чтобы в комиссии быть подготовленным и суметь ответить на любой вопрос и отстоять свою точку зрения, так как эксперты, заседающие там, не всегда дружелюбны. Теперь вы знаете, как подать апелляцию ЕГЭ и что нужно для этого.

Вызывает много критики в последнее время: это и скандалы с размещением вариантов ответов в сети, и недостойный уровень проведения самой работы. Как с этим бороться, если с каждым годом вопросов все больше и больше? Министерство образования, наверное, делает все возможное, чтобы уравнять шансы сдающих. Именно для этого нужно строго знать, как подать апелляцию на ЕГЭ и что нужно для того, чтобы получить дополнительные баллы, которые, может быть, и решат тяжелую судьбу абитуриента.

Подача и прохождение процедуры апелляции

Процедура апелляции проводится следующим образом:

1) в основную, первую «волну» (последние числа мая или первые числа июня) выпускники в определённый для всей Российской Федерации единый день сдают ЕГЭ;

2) в резервные дни (приблизительно середина июня) выпускники, заболевшие в день экзамена, сдают ЕГЭ;

3) в один и тот же день первая и вторая группа сдававших ЕГЭ узнают результаты в своей школе, где обучались.

В этот же день в случае несогласия с полученными баллами выпускник обязан явиться к директору своей школы, где он обучался, имея на руках свой паспорт, заполнить стандартный бланк-заявление на апелляцию (в котором указать, будет ли выпускник присутствовать лично на апелляции или просит провести её заочно, без его присутствия) и узнать у директора дату и время проведения апелляции. Администрация школы передаёт заявление в соответствующую организацию. В назначенное время выпускник должен явиться в пункт проведения апелляции лично (при невозможности прибыть на место апелляция будет проводиться в его отсутствии). На апелляции принять участие в процедуре (то есть зайти в аудиторию, где она проводится, и участвовать в обсуждении работы, в беседе с экспертами, независимыми экспертами, представителями Министерства образования, сотрудниками РЦОИ – т.е членами конфликтной, апелляционной комиссии) имеют право, кроме самого выпускника, только родители выпускника или лица, наделённые их правами и обязанностями (приёмные родители, опекуны). Иные лица, имеющие отношение к интересам выпускника (другие родственники, учителя, друзья, знакомые) не могут воспользоваться таким правом.

Апелляция проводится с целью выявить реальные несовпадения ответов, указанных экзаменующимся в бланке ответов и теми ответами, которые компьютерная система «прочитала» при проверке. Такие факты могут иметь место крайне редко, чаще всего в тех случаях, когда экзаменующийся нечётко, неярко (слабый нажим ручки, светло-чёрная гелевая паста) вписал ответ в соответствующую графу протокола. Такая перепроверка касается частей А, В.

Апелляция относительно части С, сочинения, призвана выявить реальные ошибки, допущенные экспертами при проверке части С. Анализ выставленных экспертами баллов производится в присутствии выпускника на основании исходного текста, по которому писалась работа, на основании находящихся и используемых при этом критериев оценивания и норм оценивания письменных работ, единых для всей Российской Федерации. Анализ баллов производится строго по критериям, но не пересмотром оценки за всё сочинение в общем. На этом основании выпускник должен быть осведомлён о существовании критериев оценивания, должен уметь сформулировать свои претензии к выполненной экспертами проверке. Несмотря на то, что членами апелляционной комиссии будет проведено для апеллянта разъяснение ситуации относительно оценки по каждому критерию, разговор и с его стороны должен получиться конструктивным.

Следует принять во внимание, что компьютерная система, исходя из результатов оценивания одной и той же работы 2-3 экспертами, выбирает тот оптимальный вариант, который рассматривает каждый спорный случай в пользу ученика , т.е. выбирает более высокую оценку. Отсюда становится понятным, почему в процессе реальных апелляций последних лет почти не выявлялись работы, заслуживающие повышения баллов по отдельным критериям. Кроме того, в комиссии по проверке части С ЕГЭ работают эксперты высочайшей квалификации, что, несомненно, положительно влияет на качество проверки и не даёт оснований для пересмотра результатов.

Апеллянтам особенно нужно обратить внимание на то, что апелляция – это не средство повысить уже заявленные в сертификате баллы до желаемых. Например, выпускник планировал получить золотую медаль. Сдав ЕГЭ по русскому языку, он получил на 2 балла меньше, чем требуется. На апелляции выяснилось, что в частях А и В несовпадений ответов рукописных и «прочитанных» машиной нет. Реальных ошибок, допущенных экспертами при проверке сочинения и повлиявших на её оценивание, нет. Значит, оценка ни по одному из критериев повышена быть не может, общий балл за сочинение повышен быть не может.

Следует знать, что работа, после обсуждения которой члены конфликтной (апелляционной) комиссии решили повысить баллы за сочинение по определённым критериям, отправляется в конфликтную комиссию Москвы, в центр ЕГЭ. Отправляемая работа сопровождается пояснительной запиской, комментариями каждого из повышаемых баллов. Только после повторного её рассмотрения в указанной инстанции решение комиссии может быть подтверждено или, напротив, отменено. Это говорит о том, что стремление многих апеллянтов воздействовать на чувства членов конфликтной комиссии остаётся без внимания не случайно. Апелляция призвана восстановить справедливость и объективность при оценивании работ, но не произвольно завышать баллы из жалости или сочувствия к ситуации отдельных выпускников.

Вопрос 1. Какими документами регулируется процедура апелляции?

Во-первых, Приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования». Смотрите Раздел Х «Прием и рассмотрение апелляций», пункты 76-89.

Во-вторых, Методические рекомендации по работе конфликтной комиссии субъекта Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2018 году (приложение 6 к письму Рособрнадзора от 27.12.2017 N 10-870).

Вопрос 2. Как выглядит апелляция? Есть ли какая-либо установленная форма?

Да, существует утвержденная форма (1-АП). Найти ее можно в Сборнике форм для проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования в 2018 г. (приложение 8 к письму Рособрнадзора от 27.12.2017 № 10-870).

Вопрос 3. Нужно ли обосновывать в апелляции, почему я не согласен с выставленными баллами?

Нет, в апелляции используется общая формулировка «Прошу пересмотреть выставленные мне результаты ЕГЭ, так как считаю, что данные мною ответы на задания были оценены (обработаны) неверно».

Вы сможете прокомментировать оценивание вашей работы непосредственно при рассмотрении апелляции, в устной форме.

Вопрос 4. Могут ли в результате рассмотрения апелляции понизить балл?

Да, оценка действительно может измениться в худшую сторону. По результатам рассмотрения апелляции принимается решение:

  • об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов (отсутствие технических ошибок и ошибок оценивания экзаменационной работы);
  • об удовлетворении апелляции и изменении баллов (наличие технических ошибок и (или) ошибок оценивания экзаменационной работы).

При этом в случае удовлетворения апелляции количество ранее выставленных баллов может измениться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения количества баллов.

Вопрос 5. Насколько реально повысить балл?

Увеличение вашего результата по итогам апелляции - это всегда констатация того факта, что ваша работа была оценена неправильно при первой проверке. Конечно, чтобы эксперты ЕГЭ и члены конфликтной комиссии признали наличие ошибки, им нужно представить действительно убедительные и веские аргументы. Для этого необходимо тщательно подготовиться к апелляции, продумать свою позицию, а затем уверенно выступить перед членами конфликтной комиссии. В одном случае это даст свой результат, в другом случае - даже таких усилий окажется недостаточно.

Иногда вообще ничего не требуется делать, чтобы «отбить» лишний балл - вы приходите и вам с порога говорят, что принято решение об удовлетворении апелляции. Это возможно в том случае, если ошибка, допущенная экспертом при проверке, является ну совсем очевидной.

В целом, если есть основания, повышение результата на 1-3 первичных балла вполне реально. При этом не играет большой роли, сколько баллов вам поставили изначально: апелляцию могут удовлетворить, даже если вы высокобалльник. В прошлом году двум моим ученикам подняли баллы с 71 до 77 и с 91 до 93 баллов соответственно. Улучшение результата на 15-20 тестовых баллов - это, конечно, значительно более редкая история.

Вопрос 6. Я считаю, что мой ответ на задание с кратким ответом (часть 1 ЕГЭ по истории) оценили неправильно. Можно ли подать апелляцию в связи с этим?

Единственный вариант, когда в результате апелляции может быть повышен балл за задание части 1 ЕГЭ по истории, - если будет обнаружена техническая ошибка, допущенная при обработке экзаменационной работы апеллянта.

Например, правильный ответ - «НИКОЛАЙВТОРОЙ», вы написали «НИКОЛАЙВТОРОЙ», но компьютер распознал вашу запись как «МИКОЛАЙВТОРОЙ», и поэтому балл оказался не засчитанным. Это техническая ошибка, которая должна быть зафиксирована и исправлена при рассмотрении апелляции.

В случае, если вы смогли правильно решить задание, но некорректно заполнили бланк, повысить балл на апелляции не получится.

Конфликтная комиссия не вправе применять изменения к ответам на задания с кратким ответом в случае, когда при записи ответа апеллянт применял форму записи (в том числе, символы), противоречащую указаниям к заданию КИМ, а также Правилам заполнения бланков ЕГЭ (пункт 14 раздела 8 Методических рекомендаций по работе конфликтной комиссии).

Вопрос 7. Я перепутал и внес в бланк неправильный ответ, но у меня в черновике все было написано верно. Можно ли ссылаться на черновик при рассмотрении апелляции?

По этому поводу есть однозначный ответ: конфликтная комиссия не рассматривает черновики (а также КИМы) участника ЕГЭ в качестве материалов апелляции (пункт 6 раздела 4 Методических рекомендаций по работе конфликтной комиссии).

Вопрос 8. В какой срок необходимо подать апелляцию?

Апелляция подается в течение двух рабочих дней , следующих за официальным днем объявления результатов экзамена.

Официальный день объявления результатов ЕГЭ по истории 2018 г. - 20 июня 2018 г. (не позднее указанной даты). Это следует из Графика обработки апелляций ЕГЭ по истории 2018 г., опубликованного на официальном сайте ЕГЭ. Обратите внимание, что используется формулировка «не позднее указанной даты ». Теоретически, официальный день объявления результатов экзамена может быть и раньше.

В данном вопросе я бы ориентировался на информацию каждого конкретного региона, а точнее - Регионального центра обработки информации (РЦОИ).

Вопрос 9. Можно ли отозвать апелляцию?

Да, участник ЕГЭ вправе отозвать апелляцию о несогласии с выставленными баллами в течение одного рабочего дня , следующего за днем подачи указанной апелляции, но не позднее дня заседания конфликтной комиссии.

Для этого необходимо написать заявление об отзыве апелляции и подать его в свою школу.

Подробнее - пункт 4 раздела 5 Методических рекомендаций по работе конфликтной комиссии

Вопрос 10. Что будет, если я не приеду в назначенный день на рассмотрение апелляции?

Апелляция все равно будет рассмотрена. Очевидно, что шансов на повышение баллов в таком случае будет меньше, т.к. конфликтная комиссия даже не сможет услышать ваши аргументы - почему вы не согласны с оценкой.

Вопрос 11. Кто может приехать со мной на рассмотрение апелляции?

Согласно пункту 80 Приказа Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400, по желанию при рассмотрении апелляции могут присутствовать апеллянт и (или) его родители (законные представители) . Под законными представителями понимаются усыновители, опекуны, попечители и т.д.

В официальных документах я не нашел прямого ответа на вопрос, может ли при рассмотрении апелляции присутствовать учитель или репетитор . В тоже время, я не раз слышал истории, что ученики иногда приезжают на апелляцию со своими учителями, предварительно позаботившись о выдаче нотариально удостоверенной доверенности.

Про доверенность см. статьи 185 - 189 Гражданского кодекса РФ

Вопрос 12. Сколько по времени рассматривается апелляция?

Время, рекомендуемое на рассмотрение одной апелляции (включая разъяснения по оцениванию развернутых ответов), не более 30 минут. В ходе рассмотрения апелляции привлеченный эксперт при необходимости дает разъяснения по оцениванию развернутых ответов, это должно занимать не более 20 минут (пункты 10 и 15 раздела 8 Методических рекомендаций по работе конфликтной комиссии).

На практике же, далеко не всегда на каждую работу выделяют по полчаса. Будьте готовы к тому, что весь процесс займет 10-20 минут.

Подпишитесь и следите за выходом новых публикаций в моем сообществе Вконтакте «История ЕГЭ и кот Степан»

Многие выпускники после окончания вздохнут с облегчением, оставив позади трудный и нервный период подготовки, дополнительных занятий, волнений и переживаний о том, как пройдет испытание. Осталось ждать результатов и надеяться на лучшее при . Впрочем, есть и другая категория школьников – ребята, которые не согласны с оценкой за ЕГЭ и считают, что они на самом деле заработали больше баллов, а отметка, выставленная членами комиссии, не отражает их реальный уровень знаний.

Выпускники, которые желают оспорить результат ЕГЭ, могут прибегнуть к апелляции – процедуре, направленной на защиту прав экзаменующихся. Стоит подавать на апелляцию или нет – личное дело каждого. С одной стороны, это дополнительный стресс. Но иногда два-три балла могут стать решающими при поступлении в университет мечты или зачислении на бюджетное место, так что ученик готов бороться до конца, оспаривая выставленные баллы.

Конечно, грамотная апелляция к комиссии – это не просто скандал по поводу того, что вас несправедливо оценили. Чтобы все прошло успешно, нужно не только быть уверенным в правильности своих ответов, но и уметь общаться с членами комиссии, вовремя и правильно подать заявление, а также четко понимать, какие аспекты работы могут быть оспорены. Давайте узнаем все нюансы данного процесса, чтобы в случае необходимости вы были во всеоружии!

Если вы не считаете справедливыми результаты ЕГЭ, их можно оспорить!

В каких случаях можно подавать на апелляцию?

Во времена, когда ЕГЭ только входили в общероссийскую практику, считалось, что такая апелляция – дело гиблое. Комиссия неохотно выдавала работы для ознакомления, а посторонние лица, к числу которых относились даже родители школьников, не допускались к присутствию на процедуре. Более того – учеников пугали, что комиссия может пересмотреть итоги ЕГЭ только в сторону понижения баллов, а на такой риск были готовы идти далеко не все выпускники.

На сегодняшний день апелляция считается не таким уж и сложным делом. Главное при этом – понимать, с чем именно вы не согласны и как дальше действовать. В российской практике сдачи ЕГЭ существует два варианта апелляций:

  • оспаривание самой процедуры экзаменации, нарушения которой привели к тому, что вы не смогли написать экзамен максимально успешно. Например, таким случаем считается нехватка черновых бланков для учеников. Апелляцию нужно подавать непосредственно по окончанию экзамена и, как показывает практика, ее удовлетворяют;
  • оспаривание баллов, полученных за ЕГЭ – такие апелляции чаще всего затрагивают предметы гуманитарного характера. Многие школьники оспаривают результаты сочинения по , . Точные предметы оспариваются редко. Данную апелляцию нужно подавать после оглашения итогов экзамена. Написать заявление нужно в течение двух дней после того, как результат будет доведен до вашего ведома.

Апелляционное заявление пишется в адрес конфликтной комиссии – специальной структуры, которая создана для защиты прав учеников. Стоит помнить, что в пределы полномочий данного органа не входят такие вопросы как:

  • оценка, выставленная за решение заданий, предусматривающих краткий ответ – в этой части КИМов трактовать нечего, так что написанное слово, сочетание слов или цифра просто оцениваются по факту их правильности;
  • нарушения, которые были допущены самим учеником. Оспаривать тот факт, что вас отправили за дверь из-за разговоров с соседом или списывания, точно не получится;
  • недополученные баллы вследствие того, что ученик неправильно оформил работу, перепутал строчки вписывания ответов в экзаменационный бланк и тому подобное. Невнимательность школьника остается только на его совести;
  • оценка черновых бланков. Даже если вы написали прекрасное сочинение, но не успели переписать его в бланк ответов, требовать проверить данный лист бесполезно. На экзамене сразу предупреждают, что черновик существует лишь для личного удобства экзаменующегося, но не проверяется членами комиссии.

Когда и как проходит апелляция?

График проведения ЕГЭ, а также сроки подачи апелляционных заявлений и их рассмотрения Рособрнадзор опубликует к середине января. Исходя их практики прошлых лет, можно сказать, что обычно апелляция назначается через 2-3 дня после приема заявлений (но не позже чем на 4-й рабочий день). Например, если итоги экзамена были оглашены 14 июня, то не позже 15-16 июня нужно будет подать заявление на апелляцию, а саму процедуру назначат на 17-20 число.


Если порядок проведения экзамена был нарушен, вам позволят его переписать

Как уже было сказано выше, данное заявление нужно подать сразу в день проведения экзамена – до того момента, как ученик покинет экзаменационный класс. Писать заявление нужно в двух экземплярах – первый из них идет в конфликтную комиссию, а второй – остается у ученика. Выпускник должен проследить, чтобы член экзаменационной комиссии поставил на заявлении пометку о том, что документ принят на рассмотрение. Процедура апелляции проводится при обязательном присутствии определенных лиц, в число которых входят:

  • организаторы, которые не входили в состав наблюдателей на экзамене;
  • специалисты, отвечающие за техническую часть (например, видеонаблюдение в классе);
  • общественные наблюдатели;
  • сотрудники, отвечающие за охрану;
  • медработники.

Заявление должно быть зарегистрировано в специальном журнале и рассмотрено в течение двух дней после подачи. Срок, место и время проведения процедуры обязательно сообщается ученику и его родителям или законным опекунам.

В итоге комиссия может удовлетворить требования ученика, или напротив – решить, что они не имеют оснований для удовлетворения. Положительное решение комиссии означает, что результат работы будет аннулирован, а школьник сможет переписать ЕГЭ – для этого отводятся специальные дни в расписании. Если решение отрицательное, результат экзамена остается без изменений.

Апелляция в случае несогласия с полученными баллами

Данный вид апелляционного заявления должен быть подан на протяжении двух рабочих дней с момента оглашения итогов ЕГЭ по предмету. Как и в предыдущем случае, нужно будет написать два экземпляра заявления, направив один из них в адрес конфликтной комиссии (через директора школы или уполномоченного им сотрудника), а второй оставив себе. На заявлении должна быть проставлена пометка, что оно принято к рассмотрению и составлено по форме. Требовать нужно форму с кодировкой 1-АП.

Примечание: если апелляцию подает человек, который окончил школу ранее текущего учебного года, ее нужно отдать сотруднику, представляющему место вашей регистрации на ЕГЭ.

Решение о проведении апелляции должно быть принято не позже, чем через 4 рабочих дня после получения такого заявления конфликтной комиссией. Каждое заявление проходит процедуру регистрации, а информация в отношении даты, времени и места проведения апелляции доводится до ученика (его родителей или опекунов). Если ученику еще нет 18 лет, законные представители могут прийти на апелляцию и без школьника. Явиться в указанное место нужно с паспортом и пропуском.


Памятка: в каких случаях и как подавать на апелляцию по результатам ЕГЭ

Ученику обязательно должны показать пакет его документов и письменный вывод комиссии по предмету. На этом этапе нужно быть особенно внимательным: ученику предстоит расписаться о том, что отсканированная или письменная работа, аудиофайлы с ответами и протоколы устной части экзамена являются вашими. Члены экспертной комиссии по апелляции должны дать четкий ответ, почему были выставлены те или иные баллы. Процедура занимает не более 20 минут на одного ученика. В итоге данного мероприятия комиссия может решить:

  • отклонить требования ученика и сохранить проставленные баллы, если не было обнаружено технических и прочих ошибок в процессе оценивания;
  • удовлетворить апелляционное заявление и изменить баллы, если были выявлены ошибки в технической части или процедуре выставления оценки. Однако стоит помнить, что баллы могут быть пересмотрены в обе стороны (увеличены или уменьшены).

Как вести себя на апелляции?

Ученики, которые ранее столкнулись с процедурой апелляции, сформулировали для выпускников 2017/2018 года несколько полезных советов и рекомендаций. Итак – как повысить свои шансы на благоприятный исход процедуры?

  • Отправляйтесь на апелляцию с мамой, папой или другим взрослым человеком, который может представлять ваши интересы. Вчерашний школьник, скорее всего, растеряется перед лицом конфликтной комиссии. Кроме того, ему могут дать ответ, лишенный конкретики. Мама, папа или другой близкий человек помогут вам чувствовать себя гораздо увереннее, а их мнение и аргументы могут сыграть решающую роль в споре.
  • Настаивайте на том, чтобы работу перепроверили в вашем присутствии. Довольно часто выпускнику заявляют, что работа уже была перепроверена, и комиссия решила оставить итог без изменений. Помните, что такое положение дел грубо нарушает ваши права – заочная апелляция возможна лишь в случае, если школьник и его представители попросту не явились на процедуру. Итоговое решение по работе должно приниматься в присутствии апеллянта, причем члены комиссии должны пояснить каждый снятый балл.
  • Не покидайте место проведения апелляции, пока не будет дано исчерпывающее пояснение по работе и решению комиссии. Все заниженные баллы должны соответствовать критериям, выдвигаемым к оценке работы, так что не принимайте в качестве ответа общую формулировку о том, что баллы за решенный КИМ и так достаточно высокие. Пока вас не удовлетворит пояснение по каждому снятому баллу, не ставьте подпись под документами о проведении апелляции.
  • Не сдавайтесь на полпути. Если уж вы решились на апелляцию, то терять, по сути, уже нечего. Если вас пытаются запугать, комиссия не дает четких ответов, а процедура далека от объективности, можно подавать на вторую апелляцию (федерального характера). При такой процедуре работа отправляется на повторную проверку, а новая комиссия не знает, сколько баллов вам начислили в прошлый раз. Конечно, это не является однозначным шансом на успех, но вы будете точно знать, что сделали все возможное.
  • Не бойтесь этой процедуры. Значительная часть учеников, которые не довольны своими результатами, попросту боится идти на апелляцию, чтобы не потерять дополнительные баллы. Конечно, если член комиссии найдет при проверке дополнительные ошибки, баллы могут пересмотреть в сторону понижения. Однако если ознакомиться со статистикой апелляций, то можно увидеть следующие цифры: комиссия Томской области только в 2015 году приняла положительное решение по 25% всех апелляционных заявлений. Такой же процент положительных итогов был зарегистрирован и в Тюменской области – из 900 апеллянтов только восьмерым снизили баллы. Комиссия, заседавшая в Хабаровском крае, повысила оценки трети ребят, подавших заявление, а остальные работы остались при своих баллах.
  • Ведите себя спокойно и уверенно. Воспринимайте эту процедуру, как возможность отстоять свою позицию, а не выяснение отношений на повышенных тонах. Если вы будете грубить, кричать или бросаться обвинениями и угрозами, вам вряд ли пойдут навстречу.

Что стоит сделать до дня апелляции?


Проверьте свою работу и убедитесь, что действительно не допустили ошибок!

Вполне понятно, что прохождение такой волнительной процедуры, как апелляция потребует определенной моральной и психологической подготовки. В этом случае вам помогут несколько действенных советов:

  • освежите в памяти работу. После оглашения баллов работы школьников выставляются в их личных кабинетах. Внимательно знакомьтесь с критериями выставления баллов, чтобы понять, насколько объективным вы считаете решение комиссии по каждому пункту;
  • подойдите к учителю-предметнику или репетитору, с которым готовились к ЕГЭ – они помогут разобрать неоднозначные моменты и дадут рекомендации, как себя вести и пояснить свое мнение. В отдельных случаях учителя могут вам доказать, что никакой ошибки нет, так что не стоит тратить время и нервы на апелляционные процедуры;
  • по каждому пункту, с которым вы не согласны, заранее сформулируйте точный вопрос в адрес комиссии, чтобы разговор был предметным, а вы могли пояснить, почему применили тот или иной аргумент, цитату, аналогию или характеристику. Аргументация, подкрепленная конкретными фактами, выглядит более веско.

Случается так, что абитуриенты, узнав свои оценки по ЕГЭ, просто недоумевают, почему им выставлен такой низкий балл. Результаты не всегда зависят от подготовленности поступающего - отрицательную роль могут сыграть сбои в компьютерной системе или ошибки экспертов при проверке экзаменационных материалов. Если выпускник не удовлетворен итогами ЕГЭ, он имеет законное право подать апелляцию.

Виды и сроки подачи апелляции

Для разрешения споров, возникающих при проведении ЕГЭ, создается специальная конфликтная комиссия (КК). Она рассматривает апелляции только в двух случаях:

  1. Если организаторами, присутствовавшими в аудитории, допущены нарушения в проведении ГИА .
    В этом случае выпускник должен подавать апелляцию непосредственно в день испытания - до выхода из пункта проведения ЕГЭ (ППЭ): то есть заявление оформляется «по горячему» там, где сдавался экзамен.
  2. Если выпускник не согласен с низкими баллами .
    Если экзаменующийся не удовлетворен результатами и считает, что при проверке были допущены ошибки, он имеет право подать апелляцию в комиссию в течение двух рабочих дней после официального опубликования итогов ЕГЭ.

Конфликтная комиссия не рассматривает заявления, связанные:

  • с претензиями к заданиям и структуре экзаменационных материалов;
  • с неверным пониманием инструкции по заполнению экзаменационных бланков самим поступающим.

О порядке проведения ГИА звучит так:

Как подать протест

Если во время проведения ЕГЭ выпускник заметил явные нарушения правил, оформить апелляцию надо сразу же после окончания экзамена - обязательно до выхода с ППЭ. Для этого участник испытания вправе потребовать от организатора ГИА стандартные бланки заявления. Заполнить надо два экземпляра, затем оба отдать представителю ГЭК, который должен заверить их своей подписью. Один остается у выпускника, второй - направляется в конфликтную комиссию.

На рассмотрение жалобы отводится два рабочих дня, по истечении которых заявитель может ознакомиться с итогами апелляции в учебном учреждении, на базе которого проводилась аттестация.

Если же апелляция пишется ввиду несогласия экзаменуемого с выставленными ему оценками, то ее подача происходит иначе. Участнику ЕГЭ необходимо:

  1. Получить бланк апелляционного заявления у секретаря экзаменационной комиссии.
  2. Оформить заявление (2 экземпляра).
  3. Передать заполненные бланки руководству учебного заведения либо же секретарю комиссии. При этом ответственное лицо обязательно подписывает оба экземпляра, один из которых отдается участнику ЕГЭ, а другой направляется на рассмотрение КК.
  4. Узнать информацию о дате и месте рассмотрения апелляции.
  5. Прийти в указанные сроки в назначенное место.

Рассмотрение жалобы

По желанию апеллянта процедура проходит в его присутствии. Выпускник должен предъявить членам комиссии свой паспорт, а также документ, подтверждающий факт сдачи им экзамена (обычно это пропуск с печатью «Бланки сданы» или штампом ППЭ, в котором сдавался предмет).

Если школьник не достиг восемнадцатилетнего возраста, он может прийти с одним из родителей, который тоже должен предоставить комиссии свой паспорт. КК не имеет права рассматривать протест по результатам ЕГЭ без экзаменуемого, если в заявлении он выразил желание присутствовать на заседании.

Кроме того, члены комиссии не могут удалить из кабинета участника ЕГЭ в момент проверки апелляционной работы.

Для рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами из предметной комиссии запрашиваются:

  • сканы экзаменационной работы;
  • аудиозаписи и протоколы устных ответов;
  • копии протоколов проверки экзаменационной работы;
  • КИМ, тексты для изложений, билеты, по которым проводился экзамен для подавшего апелляцию.

Работа перепроверяется экспертами заранее - до начала заседания, на которое приглашен выпускник. Так что в общем и целом члены комиссии уже имеют представление о том, чем закончится рассмотрение. Но апеллянта никто не собирается лишать слова, и чтобы увеличить свои шансы на успех, стоит заблаговременно и серьезно подготовиться, особенно к защите развернутых ответов или сочинения.

Задания такого типа не предусматривают однозначных решений вроде 2 + 2 = 4, и только 4. Творческая часть КИМ крайне сложно поддается стандартизации, как бы в этом ни пытались убедить, хотя и проверяется по вполне четким критериям, прописанным в демонстрационных вариантах. Выпускнику предстоит доказать свою правоту, поэтому имеет смысл продумать стратегию защиты (или нападения - как угодно). Для этого накануне рассмотрения протеста стоит подобрать, а еще лучше - записать, веские аргументы, чтобы не растеряться перед лицом «высокого ареопага».

Возможные решения

По итогам рассмотрения апелляции о несогласии с результатами ЕГЭ конфликтная комиссия выносит одно из трех решений:

Если решено пересчитать баллы в сторону повышения или понижения, в течение двух календарных дней протоколы конфликтной комиссии направляются в ФЦТ (Федеральный центр тестирования), где на основании внесенных корректив результаты меняются и в течение пяти рабочих дней передаются в РЦОИ. Региональный центр обработки информации за один календарный день представляет их на утверждение в ГЭК.

Если подавалась апелляция о нарушении процедуры ЕГЭ, то в случае ее удовлетворения результаты аннулируются, а выпускнику предоставляется возможность пересдать ГИА в один из резервных дней расписания.

Несмотря на кажущуюся простоту процедуры, апелляцию о пересмотре результатов стоит подавать только в том случае, если вы на сто один процент уверены в своих знаниях и в правильности ответов. Прежде чем запустить процесс, изучите критерии оценивания, изложенные в демоверсиях КИМ по каждому предмету - без уверенного владения «матчастью» сложно вести конструктивный диалог с членами комиссии и тем более отстоять свою позицию.

Всем удачи на экзамене: чтобы дело не доходило до апелляции ни о нарушении процедуры, ни о пересмотре результатов ЕГЭ.

Похожие статьи

© 2024 my-kross.ru. Кошки и собаки. Маленькие животные. Здоровье. Лекарство.