Вестфальский мир и его значение. Курсовая работа: Вестфальский мир Когда был подписан вестфальский мир

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 2. ВЕСТФАЛЬСКИЙ МИР В ИСТОРИИ И МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ

2.1 Историческая оценка Вестфальского мира

2.2 Значение Вестфальского мира в формировании новых международных принципов мировой политики

2.3 Обеспечение суверенитета и гаранты Вестфальской системы в XVIII веке и в последующие века

ГЛАВА 3. ФИЛОСОФСКО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВЕСТФАЛЬСКОЙ СИСТЕМЫ

3.1 Философия Вестфальской системы XVII - XVIII вв.

3.2 Политология Вестфальской модели мира с XVII - XIX вв.

3.3 Современное разложение Вестфальской системы

3.4 Права человека как цель и средство Вестфальской системы

3.5 Опасности пересмотра Вестфальского мира

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованных источников

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

вестфальский договор мировая политика

Актуальность данной работы. В 1998 г. европейская научная общественность весьма торжественно отметила 450-летие Вестфальского мира. Итоги Тридцатилетней войны ещё раз оказались в центре дискуссий, связанных, в том числе и современной европейской интеграцией. В большинстве своем звучали голоса немецких историков, экспертов по конфессиональной эпохи и XVII в.

Европа в том виде, в каком она возникла после краха Западной Римской империи, складывалась в качестве целостного католического мира. Церковь формировала общую нормативную систему, единое ценностное пространство. Протестантско-католическое противоборство XVI-ХVII столетий, по существу впервые серьезно поставившее под вопрос существование европейского нормативного порядка.

Характер Вестфальского мира 1648 г., придавший новый облик и значение европейскому нормативному порядку, создал новое идейное, а позднее и политическое пространство. Вестфальский мир впервые в европейском масштабе открыл то, что политика может быть технологией улаживания конфликтов. Он также положил конец Тридцатилетней войне в Западной Европе и санкционировал распад Священной Римской империи на 355 самостоятельных государств, увенчал целую полосу борьбы, острейшего противостояния средневекового католического универсализма, подкрепленного амбициями Габсбургов, с молодыми силами будущего в лице протестантских сословий Империи, руководимых княжеской элитой.

Именно с этого времени в качестве главной формы политической организации общества повсеместно утверждается национальное государство (в западной терминологии - «государство-нация»), а доминирующим принципом международных отношений становится принцип национального (т.е. государственного) суверенитета. До этого времени международные отношения характеризовались разобщенностью их участников, бессистемностью международных взаимодействий, главным проявлением которых выступали кратковременные вооруженные конфликты или длительные войны.

Вестфальской системой международных отношений были заложены основные принципы современной мировой политики. Появление национальных государств - важнейший признак, ознаменовавший наступление Нового времени, с приходом которого мир вступил на путь индустриального развития.

Несмотря на глубокие и многочисленные изменения, происходящие в мире в последние полтора десятилетия, государственный суверенитет остается основой конституционного строя большинства государств. В отличие от ситуации, сложившейся после заключения Вестфальского мира в 1648 году, сегодня объем суверенитета демократических правовых государств существенно ограничен внутренними и внешними факторами, а также правовыми нормами. Однако положения, закрепленные вестфальскими мирными договорами, остаются незыблемыми, в том числе и в Российской Федерации: верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти на территории государства, независимость в международном общении, обеспечение целостности и неприкосновенности территории. Отказ от Вестфальской системы мироустройства помимо всего прочего приведет к тому, что политика, требующая механизма многосторонних согласований (мультилатерализм), будет вытеснена - и уже вытесняется после 11 сентября 2001 года - односторонней эгоистической политикой (унилатерализм). Нельзя не согласиться с Мануэлем Кастельсом, утверждающим, что, когда мультилатеральному миру навязывают унилатеральную логику, наступает хаос.

В этом смысле мы действительно попали в абсолютно хаотичный мир, где все становится непредсказуемым. В неправовом мировом хаосе действует лишь одно право - право сильных и агрессивных: и сверхдержавы, и диктаторов, и лидеров мафиозных и террористических сообществ.

Две мировые войны ХХ века не смогли поколебать эту систему, существенно окрепшую после создания ООН. И вот теперь, в начале XXI века, и особенно после событий 11 сентября 2001-го, возникла самая серьезная и самая вероятная угроза существованию Вестфальской системы, а значит, и самих основ конституционного устройства суверенных государств.

Вестфальскую систему атакуют по двум направлениям. Во-первых, права человека и права нации на самоопределение противопоставляются принципам государственного суверенитета и территориальной целостности. Во-вторых, национальные государства упрекают в неспособности обеспечить эффективное управление в условиях глобализации.

В американской политической аналитике все чаще встречается словосочетание "мягкие суверенитеты". "Право этносов и регионов на самоопределение" и "гуманитарные интервенции" противопоставляются национальным суверенитетам. Такой крупный политик, как Генри Киссинджер, в одном из прошлогодних интервью немецкой газете Die Welt заявил о смерти Вестфальской системы и бессмысленности идеи государственных суверенитетов.

Более того, уже имеется агрессивное "научное" обоснование уничтожения Вестфальской системы. Так, Майкл Гленнон, один из американских идеологов, работающих в этом направлении, полагает, что "создатели истинно нового мирового порядка должны покинуть эти воздушные замки и отказаться от воображаемых истин, выходящих за пределы политики, таких, например, как теория справедливых войн или представление о равенстве суверенных государств. Эти и другие устаревшие догмы покоятся на архаических представлениях об универсальной истине, справедливости и морали... Крайне разрушительной производной естественного права является идея равной суверенности государств... Отношение к государствам как к равным мешает относиться к людям как к равным" Holmes St. The Liberal Idea // The American Prospect. 1991. N. 7. P. 88-89. .

Особенно актуальными идеи общественного договора предстают в современную эпоху мультикультурализма, когда точки зрения этнических, религиозных и прочих культурных меньшинств уже не могут быть проигнорированы доминирующим общественным мнением. Для разрешения возможных конфликтов контракционизм предлагает не отречение от локальных традиций в пользу принятого всеми «правильного» образа жизни, а диалог о правах, в ходе которого конфликтующие стороны, не оспаривая друг у друга возможность самостоятельно формулировать критерии правильного и неправильного, договаривались бы по поводу распределения и разграничения зон правомочности.

Мир преображается, он не становится ни лучше, ни хуже - он становится другим. Перемены, происходящие в мире, диктуют необходимость изменения международно-правовых норм, которые в свою очередь регулировали бы новые явления и процессы. Важно, чтобы эти изменения не заслоняли самого главного, во имя чего они проводятся, - человека с его правами и свободами.

Цель работы - показать основное значение Вестфальского мира в истории международных отношений в XVIII в.

Задачи данной работы.

В работе решались следующие задачи:

1. Выявить политические предпосылки заключения Вестфальского договора.

2. Обсудить основные этапы и итоги Тридцатилетней войны.

3. Обозначить роль Европейских стран в Тридцатилетней войне.

4. Показать роль и развитие Вестфальского мира в истории международных отношений XVII -XIX вв.

5. Рассмотреть Вестфальскую системы с точки зрения современности и перспектив на будущее.

Мы рассмотрим, как модель вестфальского компромисса (то есть не его конкретное содержание как мира между католиками и протестантами, а его определенную формальную структуру, могущую быть примененной к конфликтам иных сил) воплотила в себе противоречие между техническими и этическими аспектами, удерживая их в некотором единстве и порождая новую динамику западной цивилизации.

Данная модель, наполненная, разумеется, иным конкретным содержанием, наиболее полным образом осмыслена в концепции толерантности Локка. Для нее характерно то, что основание и сама возможность толерантного компромисса не являются продуктом политического соглашения людей. Они предпосланы какой-либо политической технологии, являясь обнаружением того же нравственного закона природы.

Библиография, источники, монографии, работы общетеоретического характера.Исследователями не уделено должного внимания формированию Вестфальской системы. Одна из немногих публикаций последнего времени - книга М.П.Беляева «Французская и имперская дипломатия в поисках мира: Из истории Вестфальского мирного конгресса» (2000). Она посвящена одной из проблем истории Вестфальского мирного конгресса - франко-имперским переговорам и заключению Мюнстерского мира. На основе изучения источников автор даёт подробную реконструкцию хода мирных переговоров и выявляет их различные этапы.

Исследования данного периода европейской истории и значения Вестфальского мира для развития международных отношений находились также в центре внимания таких ученых, как Н.Косолапов Косолапов Н. Внешняя политика и внешнеполитический процесс субъектов международных отношений // МЭМО. - 1999. - №3. , Б.Ф. Поршнев Поршнев Б. Ф., Франция, Английская революция и европейская политика в середине XVII в., М., 1970; Поршнев Б.Ф. Тридцатилетняя война и вступление в нее Швеции и Московского государства. - М., 1976. , А.Ю.Прокопьев Прокопьев А.Ю. Тридцатилетняя война в современной немецкой историографии. //Альманах «Университетский историк». - СПБ.: Изд-во Санкт-Петербургского университета. 2002. Вып. 1; Он же: Германия в эпоху религиозного раскола. 1555-1648. СПб., 2002. , и др., нашли отражение в публикациях журналов: «Международная жизнь», «Политические исследования», «Вопросы философии» и др. Вестфальский мир входил в круг научных интересов выдающегося отечественного историка Е.В.Тарле Тарле Е.В. Три катастрофы. Вестфальский мир. Тильзитский мир. Версальский мир. Петроград - Москва, 1923. . Определенное представление о Вестфальском мире дают учебники по дипломатической истории средневековой Европы и по курсу международного права.

Среди зарубежных ученых интерес к Вестфальскому миру с одной стороны всегда был достаточно высок, но с другой стороны число публикаций глубоко анализирующих процесс, предшествующий заключению Вестфальского мира, относительно невелико. Тридцатилетней войне и Вестфальскому миру значительное внимание уделил выдающийся исследователь немецкой истории Ф.Пресс, который полагал, что XVII в. стал «темным веком» для новой немецкой истории. Ученики Пресса взглянули на проблему Тридцатилетней войны и Вестфальского мира с разных точек зрения: рост государственных структур и война (И.Бурхардт), формирование немецкой нации и государственности под влиянием войны (Г. Шмидт), Вестфальский мир, рейхстаг и религиозный вопрос (А.Шиндлинг).

Впрочем, отмеченные работы стали лишь подступами к главной книге историка, вышедшей в 1991 г. и озаглавленной: "Войны и кризисы. Германия 1600-1715 гг.". В ней была дана наиболее развернутая интерпретация причин, хода и итогов войны с позиции структурализма. Во всех важнейших пунктах Ф.Пресс не изменил, а лишь развернул уже набросанные до этого эскизы. При анализе причин он несколько раз упоминает общеевропейские тенденции кризиса (демографический рост, сбои в экономическом развитии), но нигде не выставляет саму войну только лишь следствием абстрактных общеевропейских проблем. Напротив, он целенаправленно сужает поиск истоков германских ареалом. Тридцатилетняя война стала порождением, прежде всего внутригерманских противоречий.

Методы исследования. теоретический анализ литературы по проблеме исследования, контент-анализ, количественный анализ данных с использованием методов параметрической статистики, содержательная интерпретация результатов; методы сбора информации (анкетирование, беседы, ассоциативный эксперимент, тестовые методы:

Структура работы; работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Во введении дается актуальность темы, цель исследования, объект исследования, предмет исследования, гипотеза исследования, определены задачи. А также дана теоретичееко-методологическая база исследования, методы исследования. Показана достоверность полученных результатов, научная новизна и теоретическая значимость исследования, практическая значимость работы, положения, выносимые на защиту диплома, структура работы.

В первой главе «Политические предпосылки заключения Вестфальского договора» раскрывается расстановка политических сил в Европе накануне заключения мирного договора, а так же дипломатическая борьба на конгрессе и итоги Тридцатилетней войны, Вестфальский договор.

Глава вторая «Вестфальский мир в истории и мировой политике» содержит историческую оценку Вестфальского мира, значение Вестфальского мира в формировании новых международных принципов мировой политики, а так же обеспечение суверенитета и гаранты Вестфальской системы в XVIII веке и в последующие века.

Глава третья «Философско-политологическое значение вестфальской системы» рассматривает философию Вестфальской системы XVII - XVIII вв., политологию Вестфальской модели мира с XVII - XIX вв., современное разложение Вестфальской системы, права человека как цель и средство Вестфальской системы и опасности пересмотра Вестфальского мира.

В заключение делаются выводы, Подведение итога работы, Выполнение целей и задач данной работы, трудности и проблемы, собственная точка зрения на данную проблему, перспективность в дальнейшем исследования темы на более высоком уровне.

Список использованной литературы содержит библиографию, источники, монографии, работы общетеоретического характера.

В приложении имеется текст «Мирный Договор между Святым Римским Императором и Королем Франции и их соответствующими Союзниками»

ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ВЕСТФАЛЬСКОГО ДОГОВОРА

1.1 Расстановка политических сил в Европе накануне заключения мирного договора

XVII век - эпоха, играющая во многом критическую роль в развитии процесса борьбы между силами, защищающими феодальные устои, и силами, расшатывающими эти устои, начальная стадия которого относится к эпохе Возрождения, а завершающая охватывает эпоху Просвещения. Эту роль можно назвать узловой только потому, что именно в ожесточенных общественных схватках, происходящих в XVII столетии (будь то английская революция, Фронда или Тридцатилетняя война), во многом определился темп и характер дальнейшего развития стран Европы.

Вместе с тем, немецкий исследователь Ф.Пресс хорошо подметил парадоксальное место этого века в немецкой истории: «Семнадцатый век менее всего исследован среди трех столетий раннего нового времени. Это связано с традиционным видением немецкой истории в частности, с малогерманской протестантской интерпретацией: XVI в. являет прорыв Реформации, а XVIII - подъем Бранденбурга-Пруссии. Напротив, XVII в. определяется новой консолидацией Старой Церкви, восстановлением имперской мощи и наступлением абсолютизма. К тому же это столетие было аристократическим в сравнении с бюргерским веками - прошедшими и будущими, отмечено последствиями войн, экономическими кризисами за счет массивного роста народонаселения, обостренными Тридцатилетней войной, которая вплоть до ужасов XX в. оставалась самым большим потрясением немецкой истории. Все это способствовало тому, что XVII в. стал «темным веком» для новой немецкой истории» Прокопьев А.Ю. Тридцатилетняя война в современной немецкой историографии. Альманах «Университетский историк» .- СПБ.: Изд-во Санкт-Петербургского университета. 2002 г. Вып. 1. С. 128. .

В средние века на протяжении долгих столетий Европа была разделена на множество королевств, герцогств и других мелких государств, зачастую вне всякой связи с национальным составом населения. Большая их часть номинально входила в состав Священной Римской империи.

В религиозном отношении Европа была католической во главе с римским Папой. Причем, глава римо-католической церкви претендовал на роль не только духовного, но и политического главы всей Европы. В международных отношениях господствовал династический принцип.

Повышенный драматизм XVII столетию как эпохе придает и то обстоятельство, что общественные столкновения разыгрываются в этот исторический период в условиях резкой активизации консервативных и реакционных кругов: они мобилизуют все свои ресурсы и используют все возможности с целью повернуть историю вспять или хотя бы приостановить ее поступательное движение. Усилия консервативных кругов принимают различные формы. Это прежде всего такое широкое и многоликое общеевропейского характера явление, как Контрреформация. Одно из центральных событий в Западной Европе XVII столетия - это Тридцатилетняя война.

Тридцатилетняя война 1618-1648 гг. - первая общеевропейская война между двумя большими группировками держав: стремившимся к господству над всем «христианским миром» габсбургским блоком (испанские и австрийские Габсбурги), поддержанным папством, католическими князьями Германии и Польско-Литовским государством (Речь Посполита), и противодействовавшими этому блоку национальными государствами - Францией, Швецией, Голландией (республика Соединённых провинций), Данией, а также Россией, в известной мере Англией, образовавшими антигабсбургскую коалицию, опиравшуюся на протестантских князей в Германии, на антигабсбургское движение в Чехии, Трансильвании, Италии. Первоначально носила характер «религиозной войны» (между католиками и протестантами), в ходе событий, однако, всё более утрачивала этот характер, особенно с тех пор, как католическая Франция открыто возглавила антигабсбургскую коалицию.

Наряду с бросавшейся в глаза - преимущественно в первые годы войны - религиозной борьбой важную роль играли противоречия между династией Габсбургов и чешским, австрийским и венгерским дворянством, отношения немецких князей и городов с императорской властью и друг с другом. Не прекращались испано-французская борьба за гегемонию в Европе, англо-испано-голландские противоречия, в которых вопрос о судьбе Нидерландов переплетался с вопросом о господстве на морях и в колониях. Продолжались польско-шведско-датско-русское соперничество на Балтике, усилия России вернуть утраченные в недалеком прошлом земли, борьба за преобладание на территории разделенного Венгерского королевства.

Обычно выделяют четыре основных этапа Тридцатилетней войны История Европы. Т. 3. От Средневековья к новому времени. - М.: «Наука» 1993. С. 431. . Чешский, или чешско-пфальцский, период (1618-1623 гг.) начинается с восстания в чешских, австрийских и венгерских владениях Габсбургов, поддержанного Евангелической унией немецких князей, Трансильванией, Голландией (Республикой Соединенных провинций), Англией, Савойей. С помощью Лиги католических князей, римского папы, Польши, Саксонии, Тосканы и Генуи Габсбурги подавили Чешское восстание и разгромили Евангелическую унию. Тридцатилетняя война впервые показала европейцам, что такое широкомасштабные боевые действия, при которых жертвы многочисленны, в том числе и среди мирного населения. Некоторые германские княжества потеряли 80-90 процентов своего довоенного населения! Чешское восстание 1618-1620 гг., антигабсбургское восстание чешских сословий, явилось исходным пунктом Тридцатилетней войны. Восстание было вызвано усилившимся в 1617-18 гг. наступлением Габсбургов на политические и религиозные права Чехии, сохранявшей ещё некоторую независимость в составе монархии Габсбургов. 23 мая 1618 габсбургские «наместники» в Чехии паны-католики Я. Мартиниц и В. Славата были выброшены из окна Пражского града, что и послужила началом восстания.

Непосредственным поводом к войне послужили майские события 1618 г. в Праге. Открыто попирая религиозные и политические права чехов, гарантированные в XVI в. и подтвержденные в начале XVII в. специальной императорской "Грамотой величества", габсбургские власти подвергли гонениям протестантов и сторонников национальной независимости страны. Ответом были массовые волнения, в ходе которых особенно активную роль сыграла дворянская оппозиция. Вооруженная толпа ворвалась в старый королевский дворец Пражского Града и выбросила из окна двух членов назначенного Габсбургами правительства и их секретаря. Все трое чудом остались живы после падения с 18-метровой высоты в крепостной ров. Этот акт «дефенестрации» был воспринят в Чехии как знак ее политического разрыва с Австрией. Восстание «подданных» против власти Фердинанда стало толчком к войне.

Первый (чешский) период войны (1618-1624). Новое правительство, избранное чешским сеймом, укрепило военные силы страны, изгнало из нее иезуитов, повело переговоры с Моравией и другими близлежащими землями о создании общей федерации по типу нидерландских Соединенных провинций. Чешские войска, с одной стороны, и их союзники из Трансильванского княжества - с другой, двинулись на Вену и нанесли ряд поражений армии Габсбургов.

Объявив об отказе признать права Фердинанда на чешскую корону, сейм избрал королем главу Евангелической унии, курфюрста-кальвиниста Фридриха Пфальцского. Дворянские руководители чешского восстания рассчитывали при этом, что им окажут военную помощь немецкие протестанты. Опереться на вооружение народа они побоялись. Расчеты на могущество Фридриха Пфальцского оказались ложными: он не имел ни больших средств, ни войска, которое еще предстояло набрать из наемников. Между тем в казну императора для аналогичных целей хлынул поток денег от папы и Католической лиги, вербовались на помощь Австрии испанские войска, обещал содействие Фердинанду польский король. В этой ситуации Католической лиге удалось навязать Фридриху Пфальцскому согласие на то, что военные действия не затронут собственно германскую территорию и ограничатся Чехией. В результате наемники, навербованные протестантами в Германии, и чешские силы оказались разъединенными.

Католики, напротив, добились единства действий. 8 ноября 1620 г., подойдя к Праге, объединенные силы императорской армии и Католической лиги в битве у Белой Горы разгромили значительно уступавшее им чешское войско. Оно сражалось стойко, но безуспешно. Чехия, Моравия, другие области королевства были заняты победителями. Начался террор небывалых масштабов.

Пытки и казни участников восстания отличались особо изощренностью. Страну наводнили иезуиты. Всякое богослужение, кроме католического, было запрещено, национальные святыни чехов, связанные с гуситским движением, подверглись поруганию. Инквизиция изгнала из страны десятки тысяч протестантов всех направлений. Peleqks, торговле, чешской культуре был нанесен тяжелый удар. Разгул контрреформации сопровождался массовыми конфискациями земель казненных и беженцев, имущество которых переходило к местным и немецким католикам. Складывались новые состояния, появились новые магнаты. Всего за годы Тридцатилетней войны в Чехии сменились владельцы трех четвертей земель. В 1627 г. так называемый Похоронный сейм в Праге закрепил утрату Чехией национальной независимости: «Грамоту величества» отменили, Чехия была лишена всех прежних привилегий.

Последствия Белогорской битвы сказались на изменении политической и военной ситуации не только в Чехии, но и во всей Центральной Европе в пользу Габсбургов и их союзников. Владения Фридриха Пфальцского с двух сторон оккупировали армии испанцев и Католической лиги. Он сам бежал из Германии. Император объявил, что лишает его достоинства курфюрста - отныне оно переходит от графа Пфальца к Максимилиану Баварскому, главе лиги. Между тем войска лиги под руководством крупного военачальника Тилли, грабя по пути целые области, продвинулись на север, поддерживая и утверждая католические порядки. Это вызвало особую тревогу Дании, Англии и Республики Соединенных провинций, увидевших в успехах Тилли непосредственную угрозу своим интересам. Первый этап войны завершился, назревало ее расширение.

Второй (датский) период войны (1625-1629). Новым участником войны стал датский король Кристиан IV. Одним из крупнейших последствий поражения протестантов на втором этапе войны стало принятие императором в 1629 г., незадолго до Любекского мира, Реституционного эдикта. Он предусматривал восстановление (реституцию) прав католической церкви на все секуляризованные имущества, захваченные протестантами с 1552 г., когда император Карл V потерпел поражение в войне с князьями. В соответствии с эдиктом предстояло отнять у владельцев и возвратить церкви земли двух архиепископств, двенадцати епископств, ряда аббатств и монастырей. Воспользовавшись военными победами, император и католическая церковь хотели повернуть время назад. Эдикт вызвал всеобщее возмущение протестантов, но обеспокоил и некоторых князей-католиков, боявшихся, что император начинает чересчур энергично перекраивать устоявшиеся порядки Империи.

Нарастание глубокого недовольства результатами войны и имперской политики среди протестантов, раздоры в габсбургском лагере, наконец, серьезные опасения ряда европейских держав в связи с резким нарушением политического равновесия в Германии в пользу Габсбургов - все это были симптомы ненадежности положения императора и поддерживавших его сил, которые, казалось, находились на вершине успехов. События 1630-1631 гг. снова решительно изменили ситуацию в Германии.

Таким образом, в датский период (1624-1629 гг.) против Габсбургов и Лиги выступили северогерманские князья, Трансильвания и Дания, поддержанные Швецией, Голландией, Англией и Францией. Он закончился занятием Северной Германии войсками императора и Лиги и выходом Трансильвании и Дании из войны. В течение шведского периода (1630-1634 гг.) шведские войска вместе с примкнувшими к ним немецкими князьями и при поддержке Франции заняли большую часть Германии, но затем потерпели поражение от объединенных сил императора, испанского короля и Лиги.

Третий (шведский) период войны (1630-1635). Летом 1630 г., навязав перемирие Польше, заручившись от Франции крупными субсидиями на войну в Германии и обещанием дипломатической поддержки, в Померании высадился со своей армией честолюбивый и смелый полководец, шведский король Густав-Адольф.

Его армия была необычна для Германии, где обе воюющие стороны использовали наемные войска и обе уже хорошо освоили b`kkemxreimnbqjhe методы их содержания. Армия Густава-Адольфа была невелика, зато однородно-национальна в своем основном ядре и отличалась высокими боевыми и моральными качествами. Ее ядро состояло из лично свободных крестьян-земляков, держателей государственных земель, обязанных военной службой. Закаленная в сражениях с Польшей, эта армия использовала талантливые нововведения Густава-Адольфа, еще не известные в Германии: более широкое применение огнестрельного оружия, легкую полевую артиллерию из скорострельных пушек, негромоздкие, гибкие боевые порядки пехоты. Ее маневренности Густав-Адольф придавал важное значение, не забывая и о коннице, организацию которой он также улучшил.

Шведы пришли в Германию под лозунгами избавления от тирании, защиты свобод немецких протестантов, борьбы с попытками провести в жизнь Реституционный эдикт; их армия, тогда еще не разросшаяся за счет наемников, поначалу не грабила, что вызвало радостное изумление населения, оказавшего ей повсеместно самый теплый прием.

Все это обеспечило на первых порах крупные успехи Густава-Адольфа, вступление которого в войну означало ее дальнейшее расширение, окончательное перерастание конфликтов регионального характера в европейскую войну на территории Германии.

Действия шведов в первый год были скованы лавированием Бранденбургского и Саксонского курфюрстов, которые помнили разгром Дании и опасались открыто поддержать Густава-Адольфа, что затрудняло его продвижение через их владения. Воспользоавшись этим, Тилли во главе войск лиги осадил перешедший на сторону шведов город Магдебург, взял его штурмом и подверг диким грабежам и разрушению. Озверевшая солдатня перебила почти 30 тыс. горожан, не щадя женщин и детей. Вынудив обоих курфюрстов присоединиться к нему, Густав-Адольф, невзирая на малую результативность помощи саксонских войск, двинул свою армию против Тилли и в сентябре 1631 г. нанес ему сокрушительное поражение при деревне Брейтенфельд близ Лейпцига. Это стало переломным моментом в войне - шведам был открыт путь в Центральную и Южную Германию. Совершая стремительные переходы, Густав-Адольф двинулся к Рейну, провел зимний период, когда прекращались военные действия, в Майнце, а весной 1632 г, был уже под Аугсбургом, где на реке Лехе разбил войска императора. В этом сражении был смертельно ранен "Тилли. В мае 1632 г, Густав-Адольф вступил в Мюнхен - столицу Баварии, главного союзника императора. Победы укрепили шведского короля в его быстро разраставшихся планах создания великой державы.

Напуганный Фердинанд II обратился к Валленштейну. Оговорив себе неограниченные полномочия, в том числе право взимать любую контрибуцию на завоеванной территории и самостоятельно заключать перемирия и мир с противниками, тот согласился стать главнокомандующим всеми вооруженными силами Империи и быстро набрал крупную армию. К этому времени Германия уже была настолько разорена войной, что и Валленштейн, постаравшийся использовать в своей армии военные новинки шведов, и Густав-Адольф стали все чаще прибегать к тактике маневрирования и выжидания, что приводило к потере боеспособности и даже гибели части войск противника от нехватки припасов. Характер шведской армии изменился: потеряв часть своего первоначального состава в сражениях, она сильно разрослась за счет наемников-профессионалов, которых в ту пору в стране было множество и которые нередко переходили из одной армии в другую, уже не обращая внимания на их религиозные знамена. Шведы теперь грабили и мародерствовали так же, как и все остальные войска.

Стремясь заставить Саксонию - крупнейшего союзника шведов в Германии - порвать союз с Густавом-Адольфом, Валленштейн вторгся в ее земли и начал методично их опустошать. Откликнувшись на отчаянные призывы саксонского курфюрста о помощи, Густав-Адольф повел свои войска в Саксонию. В ноябре 1632 г. у города Лютцена, снова близ Лейпцига, произошла вторая крупнейшая битва: шведы одержали победу и заставили Валленштейна отойти в Чехию, но в сражении погиб Густав-Адольф. Его армия отныне была в подчинении шведского канцлера Оксеншерна, на которого сильное влияние оказывал Ришелье. Смерть Густава-Адольфа ускорила падение фактически установившейся в Германии шведской гегемонии. Как уже не раз бывало, князья, опасаясь любых великодержавных планов, начали склоняться к идее примирения с Габсбургами, если те откажутся от проведения контрреформации в чужих владениях. Эти настроения использовал Валленштейп. В 1633 г. он повел переговоры со Швецией, Францией, Саксонией, далеко не всегда сообщая императору об их ходе и о своих дипломатических замыслах. Заподозрив его в измене, Фердинанд II, настраиваемый против Валленштейна фанатичной придворной камарильей, в начале 1634 г. отстранил его от командования, а в феврале в крепости Эгер Валленштейн был убит преданными императорской власти офицерами-заговорщиками, считавшими его государственным изменником.

Осенью 1634 г. шведская армия, утратившая былую дисциплину, потерпела жестокое поражение от имперских войск при Нердлингене. Отряды имперских солдат и испанские войска, вытеснив шведов из Южной Германии, начали опустошать земли протестантских князей в западной часта страны, что усилило их намерение добиться перемирия с Фердинандом. Одновременно шли переговоры о мире императора с саксонским курфюрстом. Он был заключен в Праге весной 1635 г. Император, пойдя на уступки, отказался от проведения Реституционного эдикта в Саксонии на 40 лет, до дальнейших переговоров, причем этот принцип должен был распространиться и на другие княжества, если они присоединятся к Пражскому миру. Новая тактика Габсб ургов, рассчитанная на раскол противников, дала свои плоды - к миру присоединились северогерманские протестанты. Общеполитическая ситуация снова оказалась благоприятной для Габсбургов, и, поскольку все другие резервы в борьбе с ними были исчерпаны, Франция решила сама вступить в войну.

Четвертый (франко-шведский) период войны (1635-1648). Возобновив союз со Швецией, Франция предприняла дипломатические усилия для активизации борьбы на всех фронтах, где можно было противоборствовать и австрийским, и испанским Габсбургам. Республика Соединенных провинций продолжала свою освободительную войну с Испанией и добилась ряда успехов в крупных морских сражениях. Мантуя, Савойя, Венеция, Трансильванское княжество поддержали франко-шведский союз. Нейтральную, но дружественную Франции позицию заняла Польша. Россия на льготных условиях снабжала Швецию рожью и селитрой (для изготовления пороха), пенькой и корабельным лесом.

Последний, самый длительный период войны велся в условиях, когда все больше ощущалось истощение противоборствующих сторон в результате огромного многолетнего напряжения людских и финансовых ресурсов. В результате преобладали маневренные военные действия, небольшие сражения и лишь несколько раз - более крупные битвы. Бои шли с переменным успехом, но в начале 40-х годов определился нарастающий перевес французов и шведов. Шведы разбили императорскую армию осенью 1642 г. снова при Брейтенфедьде, после чего заняли всю Саксонию и проникли в Моравию. Французы овладели Эльзасом, действуя согласованно с силами Республики Соединенных провинций, одержали ряд побед над испанцами в Южных Нидерландах, нанесли им тяжелый удар в битве при Рокруа в 1643 г. События осложнились обострившимся соперничеством Швеции и Дании, которое привело их к войне в 1643-1645 гг. Мазарини, сменивший умершего Ришелье, приложил немало усилий, добиваясь прекращения этого конфликта. Значительно укрепив по условиям мира свои позиции на Балтике, Швеция снова активизировала действия своей армии в Германии и весной 1646 г. разгромила императорские и баварские войска при Янкове в Южной Чехии, а затем повела наступление в чешских и австрийских землях, угрожая и Праге, и Вене. Императору Фердинанду Ш (1637-1657) становилось все яснее, что война проиграна. К мирным переговорам обе стороны подталкивали не только результаты военных действий и нарастающие трудности дальнейшего финансирования войны, но и широкий размах партизанского движения в Cepl`mhh против насилий и мародерства «своих» и вражеских армий. Солдаты, офицеры, генералы обеих сторон утратили вкус к фанатичной защите религиозных лозунгов; многие из них не раз меняли цвет флага; массовым явлением стало дезертирство.

Таким образом, в последний - франко-шведский - период (1635-1648 гг.) в открытую схватку с Габсбургами вступила Франция. Борьба шла до обоюдного истощения сторон. Одновременно Франция и Испания вели между собой войны в Италии и Фландрии, Англия воевала с Францией и Испанией, голландцы изгнали англичан из Индонезии, Швеция воевала против Польши, Польша - против России. С 1621 по 1648 г. продолжалась испано-голландская война, в 1643 -1645 гг. шла датско-шведская война. В 1640 г. началась война между Испанией и Португалией, не закончившаяся, как и франко-испанская, к моменту прекращения Тридцатилетней войны.

Тридцатилетняя война стала также первой войной в европейской истории, имевшей тотальный характер. Это означает, что война затронула все слои населения, полностью изменила образ жизни мирных граждан. Тридцатилетняя война впервые показала европейцам, что такое широкомасштабные боевые действия, при которых жертвы многочисленны, в том числе и среди мирного населения.

Тридцатилетняя война стала первой общеевропейской войной, в которую оказалось втянуто большинство народов и государств, расположенных от габсбургской Испании на западе до Московского государства на востоке. Несмотря на то, что война велась под религиозными лозунгами, ей, как и любой другой из войн, сопутствовали разбой, насилие, мародерство, бесчеловечность и жестокость по отношению к противнику, военнопленным и мирному населению. Все худшие черты человеческой натуры проявились и получили развитие в годы непрекращающейся войны.

За тридцать лет кровавого конфликта двух с ожесточением сражающихся коалиций на смену одному поколению людей пришло другое, воспитанное войною и не познавшее прелестей мирной жизни, чье существование было неразрывно связано с той мрачной окружающей средой, с той атмосферой смерти, которая его породила. Война ломала судьбы миллионов людей, не глядя на их происхождение, материальное состояние или верования, становясь для одних возможностью улучшить условия своего существования, а для большинства - чудовищной трагедией, похоронившей мечты о мире и надежды на счастливое будущее. В отношении военной тактики и стратегии, численности армии, количества привлеченных к участию в боевых действиях мирных жителей Тридцатилетняя война не имела аналогов во всей предшествующей истории человечества. Поддержанный папой римским Габсбургский блок государств, включавший страны австрийских и испанских Габсбургов, католические германские княжества и Речь Посполитую, воевал против Антигабсбургской коалиции, куда вошли евангелические германские княжества, Швеция, Дания, а позже и Франция; на стороне коалиции косвенно выступали также Англия, Нидерланды и Россия. Некоторые историки называют Тридцатилетнюю войну настоящей Первой мировой.

До Тридцатилетней войны европейские конфликты оказывали влияние на жизненный уклад только военной верхушки общества. На простонародье война отражалась лишь в том случае, если деревня или город находились непосредственно в местах ведения боевых действий.

Армии не были регулярными, в них воевали по большей части профессиональные наемники. К тому же для локальных внутриевропейских столкновений вполне достаточно было небольших войсковых контингентов. Мирное население по большей части страдало от размещения или прохода войск по их территории, но эти прискорбные события ограничивались необходимостью кормить и размещать воинов на постой. Средневековому феодалу, борющемуся за обладание очередными селом, городом или провинцией, незачем было оставлять за собой выжженную землю: хорошее отношение к нему его будущих подданных должно было основываться на справедливом обращении сеньора с ними. Даже во времена Столетней войны одной из самых страшных бед, которые могли постичь пахаря, были вытоптанные поля и сожженные стога. Армия в 8000 человек (десант Черного Принца во Франции, к примеру) физически не могла причинить крестьянству одной провинции серьезного ущерба.

Изучение военными теоретиками успехов шведских войск под руководством Густава Адольфа дало свои результаты. Передовые армии Европы стали делать основную ставку на повышение эффективности огня. Увеличилась роль полевой артиллерии. Изменилась структура пехоты - к концу войны мушкетёры стали численно преобладать над пикинерами.

В ходе войны армии часто были вынуждены отступать из-за отсутствия снабжения даже после побед. Многие государства по примеру Густава Адольфа стали создавать организованное снабжение войск боеприпасами и провиантом. Стали появляться «магазины» (склады военных запасов). Возросла роль транспортных коммуникаций.

Магазины и коммуникации, также как и непосредственно войска, стали рассматриваться, как объекты атаки и обороны. Серией искусных манёвров можно было прервать коммуникации противника и заставить его отступить, не потеряв при этом ни единого солдата. Появилось понятие «маневренная война».

В то же время, Тридцатилетняя война стала пиком эпохи наёмных армий. Оба лагеря использовали ландсхетов, набиравшихся из различных социальных слоёв и без оглядки на вероисповедание. Они служили за деньги и превратили военное дело в профессию. Само понятие «мародёрство» родилось в эпоху войны. Его происхождение связывается с именем одного из двух известных командиров, носивших фамилию Мероде и принимавших участие в Тридцатилетней войне: это немец, генерал граф Иоганн Мероде или швед, полковник Вернер фон Мероде.

1.2 Дипломатическая борьба на конгрессе

Мирный договор был подписан в двух городах области Вестфалия: в Оснабрюке - между императором Священной Римской империи, Швецией и протестантскими князьями - и в Мюнстере - между императором и Францией. Вестфальский мир привел к значительным территориальным изменениям как в самой Германской империи в целом, так и в отдельных княжествах. Голландия и Швейцария были окончательно признаны независимыми государствами. Значительно увеличили свои территории некоторые крупные германские княжества. Вестфальский мир окончательно закрепил раздробленность Германии.

Еще в 1638 г. папа и датский король призвали к прекращению войны. Два года спустя идею мирных переговоров поддержал германский рейхстаг в Регенсбурге, собравшийся впервые после долгого перерыва. К конкретной дипломатической подготовке мира приступили, однако, позже. Только в 1644 г. начался мирный конгресс в Мюнстере, где велись переговоры между императором и Францией; в 1645 г. в другом, также вестфальском городе - Оснабрюке - открылись переговоры, на которых выяснялись шведско-германские отношения. Одновременно продолжалась и война, все более бессмысленная.

Война, начавшаяся с локального конфликта в Чехии, перебросившаяся в Северную Германию, а затем охватившая огромные пространства Центральной Европы, прямо или косвенно втянула в свою орбиту множеств государств, стала первой войной общеевропейского масштаба. Она продлилась тридцать лет. Условия мира, заключенного в вышеназванных городах Вестфалии в 1648 г., подвели политический итог не только этому тридцатилетию, но и целой эпохе противоборства реформационных сил и их противников. Мир стал результатом навязанного или вынужденного компромисса, который внес существенные коррективы в систему европейских государств и в ситуацию в Германии.

По Вестфальскому миру Швеция получила всю Западную Померанию с портом Штеттин и небольшую часть Восточной Померании, острова Рюген и Волин, а также право на Померанский залив со всеми прибрежными городами. В качестве герцогов Померанских шведские короли стали имперскими князьями и получили возможность прямого вмешательства в имперские дела. К Швеции отошли также в качестве имперских ленов секуляризованные архиепископства Бремен и Ферден (на Везере), мекленбургский город Висмар Она получила огромную денежную выплату Под контролем Швеции оказались устья крупнейших рек Северной Германии - Везера, Эльбы и Одера. Швеция стала великой европейской державой и реализовала свою цель господства над Балтикой.

Франция, которая спешила завершить переговоры в связи с начавшейся парламентской фрондой и готова была, добившись необходимого общеполитического результата войны, довольствоваться сравнительно малым, все приобретения сделала за счет имперских владений. Она получила Эльзас (кроме лишь юридически не вошедшего в ее состав Страсбурга), Зундгау и Хагенау, подтвердила свои уже столетние права на три лотарингских епископства - Мец, Туль и Верден. Под опекой Франции оказались 10 имперских городов.

Республика Соединенных провинций получила международное признание своей независимости. По Мюнстерскому договору - части договоров Вестфальского мира - были решены вопросы ее суверенитета, территории, статуса Антверпена и устья Шельды намечены проблемы, еще остававшиеся спорными.

Прямое признание своего суверенитета получил Швейцарский союз. Значительно увеличили свои территории за счет более мелких владетелей некоторые крупные германские княжества Курфюрст Бранденбургский, которого Франция поддерживала чтобы создать на севере некий противовес императору, но также - на будущие времена - и Швеции, получил по договору Восточную Померанию, архиепископство Магдебург, епископства Гальберштадт и Минден. Влияние этого княжества в Германии резко возросло. Саксония закрепила за собой Лужицкие земли Бавария получила Верхний Пфальц, а ее герцог стал восьмым курфюрстом, Вестфальский мир закрепил политическую раздробленность Германии на двести лет. Немецкие князья добились права заключать союзы между собой и договоры с иностранными государствами, что фактически обеспечивало их суверенитет, хотя и с оговоркой, что все эти политические связи не были направлены против империи и императора. Сама империя, формально оставаясь союзом государств во главе с избираемым монархом и постоянными рейхстагами, после Вестфальского мира на деле превращалась не в конфедерацию, а в едва связанный конгломерат «имперских чинов». Статус официально признанной религии получил в империи наряду с лютеранством и католицизмом также и кальвинизм.

Испании Вестфальский мир принес завершение лишь части ее войн: она продолжала военные действия с Францией. Мир между ними был заключен только в 1659 г. Он дал Франции новые территориальные приобретения: на юге - за счет Руссильона; на северо-востоке - за счет провинции Артуа в испанских Нидерландах; на востоке к Франции перешла часть Лотарингии. Тридцатилетняя война принесла невиданное разорение Германии и странам, входившим в империю Габсбургов. Население многих районов Северо-Восточной и Юго-Западной Германии сократилось вдвое, в ряде мест - в 10 раз. В Чехии из 2,5 млн. населения в 1618 г. к середине столетия осталось лишь 700 тыс. Пострадало множество городов, сотни деревень исчезли, огромные площади пахотной земли заросли лесом. Надолго были выведены из строя многие саксонские и чешские рудники. Торговле, промышленности, культуре был нанесен тяжелый урон. Война, прокатившаяся по Германии, затормозила ее развитие на долгий срок.

В науке о международных отношениях существует согласие относительно того, что современный международный порядок и современная система межгосударственных отношений ведут свое начало с 1648 года, когда Вестфальский мирный договор положил конец Тридцатилетней войне в Западной Европе и санкционировал распадение Священной Римской империи на 355 самостоятельных государств.

Именно с этого времени в качестве главной формы политической организации общества повсеместно утверждается национальное государство (в западной терминологии - «государство-нация»), а доминирующим принципом международных отношений становится принцип национального (то есть государственного) суверенитета. До этого времени, как подчеркивал известный юрист-международник прошлого века Ф. Мартене, международные отношения характеризовались разобщенностью их участников, бессистемностью международных взаимодействий, главным проявлением которых выступали кратковременные вооруженные конфликты или длительные войны. Вестфальский договор имел целью закрепить сложившееся в результате войны соотношение сил и, закрепив границы национальных государств, создать противодействие их стремлению установить свое господство над территориями друг друга. Таким образом, вместе с государством-нацией и правовым закреплением национально-государственного суверенитета в международных отношениях закрепляется система политического равновесия. Основной ее смысл -это компромисс между принципом суверенитета и принципом общего интереса. В процессе своего функционирования данная система вынуждает каждого из авторов ограничивать свои экспансионистские устремления, чтобы не оказаться в ситуации, когда подобное ограничение будет навязано ему другими. Одним из главных средств поддержания равновесия является тот или иной вид коалиции: либо объединение «всех против одного», либо-когда этот «один» предусмотрительно окружил себя союзниками, - коалиция блокады, в которую вступают те, кто хочет сохранить сложившееся соотношение сил. Коалиция направлена на устрашение государства, которое потенциально в той или иной форме нарушает политическое равновесие. В случае неудачи устрашения средством обуздания такого государства, используемым коалицией, становится локальная война за ограниченные цели.

Таким образом, в этой системе односторонние силы являются фактором создания беспорядка, тогда как ее коллективное использование рассматривается как инструмент поддержания порядка.

В дальнейшем понятие политического равновесия приобрело более широкий смысл и стало означать:

а) любое распределение силы;

б) политику какого-либо государства или группы государств, направленную на то, чтобы чрезмерные амбиции другого государства были обузданы с помощью согласованной оппозиции тех, кто рискует стать жертвами этих амбиций;

в) многополярную совокупность, в которую время от времени объединяются великие державы с целью умерить чрезмерные амбиции одной из них.

Идея равновесия как принцип международных отношений и международного права просуществовали до 1815г., когда поражение Наполеона и временная победа монархических реставраций были закреплены на Венском конгрессе в принципе «легитимизма», означавшем в данном случае попытку победителей восстановить феодальные порядки.

1.3 Итоги Тридцатилетней войны. Вестфальский договор

Из Тридцатилетней войны победителями вышли Франция и Швеция, игравшие после этого ведущую роль в европейской дипломатии второй половины ХVII - начала ХVIII вв. Германия, наоборот, была крайне ослаблена войной. Помимо значительных территориальных потерь, Германия была чрезвычайно разорена длительной войной, происходившей главным образом на ее территории. Вестфальский мир привел к значительным территориальным изменениям как в самой Германской империи в целом, так и в отдельных княжествах. Голландия и Швейцария были окончательно признаны независимыми государствами. Значительно увеличили свои территории некоторые крупные германские княжества. Вместе с тем, Вестфальский мир окончательно закрепил раздробленность Германии.

Таким образом, Вестфальский мир 1648 окончил европейскую Тридцатилетнюю войну. Он объединил два мирных договора, заключённых 24 октября 1648 - после длительных (с весны 1645) переговоров - в городах Вестфалии Мюнстере и Оснабрюке: Оснабрюкский (между императором «Священной Римской империи» и его союзниками, с одной стороны, и Швецией с союзниками - с другой) и Мюнстерский (между императором с союзниками, с одной стороны, и Францией с союзниками - с другой). (Преамбулу и часть I Договора Приложение 1)

...

Подобные документы

    Расстановка политических сил в Европе накануне заключения мирного договора. Итоги тридцатилетней войны. Вестфальский договор. Место России в тридцатилетней войне. Вестфальский мир в истории и мировой политике. Оценка вестфальского мира.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2006

    История формирования индустриальной капиталистической цивилизации. Принципы педагогики Эразма Роттердамского. Экономическая политика абсолютизма. Причины и ход Тридцатилетней войны. Содержание Вестфальского мира. Крупнейшие войны XVIII в. в Европе.

    презентация , добавлен 05.12.2011

    Направления экономического развития советского государства перед Второй мировой войной. Приоритеты мировой и внешней политики СССР накануне войны. Развитие международных отношений СССР с малыми государствами в предвоенные годы, международные договора.

    контрольная работа , добавлен 16.01.2015

    Политические итоги Первой мировой войны в свете отношений между Германией и Россией. Зарождение военного сотрудничества между государствами, подписание Рапалльского договора. Оценка внешней политики Советского Союза и Германии накануне новой войны.

    курсовая работа , добавлен 09.10.2012

    Вступление России в Первую мировую войну. Общенациональный кризис в стране в условиях войны. Брусиловский прорыв, его последствия. Свержение самодержавия и образование новых органов власти. Расстановка политических сил в стране в марте-июне 1917 года.

    реферат , добавлен 22.11.2011

    Окончание Тридцатилетней войны и постановления Вестфальского мира. Подходы к изучению последствий Реформации в странах Западной Европы: Германии, Швейцарии, Англии и Франции. Контрреформация, православная реформация и перестройка хозяйственной этики.

    реферат , добавлен 07.12.2014

    Борьба за расширение и передел сфер влияния в Европе в XIX веке, взаимоотношение ее участников, особенности и направления ведения военных действий. Окончательное оформление враждебных блоков. Обострение международных отношений накануне мировой войны.

    презентация , добавлен 19.12.2014

    Международные отношения в 1919-1929 гг., предпосылки для заключения Версальского мирного договора. Окончательное оформление итогов Первой мировой войны, создание системы поддержания международной безопасности. Изменение баланса сил в Европе после войны.

    реферат , добавлен 14.12.2011

    Влияние военных действий на восточном фронте на итоги Первой мировой войны. Исследование причин, хода и следствий процесса заключения Брест-Литовского мирного договора и использование опыта в деятельности современных российских дипломатических ведомств.

    курсовая работа , добавлен 01.09.2011

    Основные представления о положении дел в Европе, причинах конфликта и оформления военно-политических блоков. Содействие учащимся в понимании сложной геополитической обстановки в Европе. Формирование чувства долга, гражданственности и защиты Родины.

В 1648 году, 24 октября и 15 мая, были подписаны два документа: Мюнстерский договор и Договор Оснабрюка. Процесс переговоров и подписания этих договоров получил название Вестфальский мир. Часто к процессу Вестфальского мира относят еще и договор Пиренеев, заключенный между Испанией и Францией в 1659 году и завершивший войну.

Вестфальский мир положил конец двум затяжным войнам: Тридцатилетней и Восьмидесятилетней. Инициатором подписания мира выступила Священная , во главе с Фердинандом III. Другими сторонами соглашения выступали Испания, Франция, Швеция и Голландская республика.

Большинство ученых и исследователей сходятся во мнении, что подписание Вестфальского мира стало ключевым историческим событием, зародившим современную систему международных отношений. Благодаря этому соглашению возникло само понятие суверенного национального государства, имеющего право на самоопределение. Принципы Вестфальского мира легли в основу создания Организации Объединенных Наций, где все государства-члены имеют равные права и свой голос в Генеральной Ассамблее.

Ко второй половине двадцатого века стало очевидно, что вершиной политической эволюции является демократическое государство. Доказательством этому послужило то, что с момента основания ООН, количество стран-членов союза возросло с 50 до 192 всего за пару лет. Однако, стоит заметить, что многие государства, образованные путем самоопределения, были искусственно созданными пост-колониальными структурами, которые продолжали действовать в угоду интересов колониста. На территориях таких государств религиозные, культурные, этнические и иные традиции постепенно были заменены традициями, принесенными колонизаторами извне. Такие тенденции не способствовали сплочению общества и позволяли вчерашним колонизаторам продолжать преследовать свои экономические интересы в отношении бывших колоний.

Стремление к независимости было настолько сильно, что вдохновленные этой возможностью страны даже не рассматривали таких альтернатив, как конфедерация. Процесс деколонизации захватил мир. Вестфальский договор зародил принципы уважения территориальной целостности для государств, однако, он не остановил имперскую экспансию. Европейские империи вели двойную игру, применяя одни правила для себя и другие для народов за пределами Европы, чьи земли можно было с легкостью присвоить, разграбить и эксплуатировать.

Таким образом, заложенная Вестфальским миром система международных отношений нашла большое количество противников среди людей, выступающих за глобальное управление и справедливое распределение ресурсов Земли между всеми государствами на равных условиях. Вестфальские принципы позволяли манипулировать международным правом в угоду своих государственных интересов. Европейские государства были склонны предотвращать любые попытки захвата власти извне, называя это нарушением своих суверенных прав. В то же время, позволяя себе нарушать суверенные права других стран, принимающих,по сути, внешнее управление под видом международных норм. В Европе начал развиваться Европейский Союз, который постепенно взял на себя функцию всеобщего европейского правительства. Однако, многие его государства-члены сопротивляются ему, видя в этом угрозу своему суверенитету.

Место проведения

Мирные переговоры проходили в городах Мюнстер и Оснабрюк, которые расположены приблизительно в 50 километрах друг от друга в Германии на Северном Рейне и в Нижней Саксонии. Эти города были предложены Швецией, Франция же настаивала на проведении встречи в Гамбурге и Кельне. В любом случае, для переговоров требовалось два города, потому что протестантские и католические лидеры отказывались встречаться друг с другом. Для католиков был выбран Мюнстер, а для протестантов Оснабрюк.

Итоги мирных соглашений

Был лишен власти, которую он взял на себя, нарушив конституцию Священной Римской империи. Это уравняло в правах всех германских правителей, которые теперь могли самостоятельно выбирать религию для своих земель. Новый закон провозгласил равенство между протестантами и католиками, а кальвинизм получил юридическое признание.

Стороны приняли условия Аугсбургского мира 1555 года, согласно которым каждый герцог теперь имел право выбрать религию для своего государства из установленных вариантов: католицизма, протестантизма (лютеранства), а теперь еще и кальвинизма. Закон определял свободу вероисповедания для христиан и защищал их право практиковать свою веру в общественных местах.

Составителем Вестфальского мирного договора принято считать кардинала Мазарини, который являлся де-факто лидером Франции, пока Людовик XIV был еще ребенком. Это объясняет тот факт, что для Франции условия мирного договора обеспечивали лучшее положение, чем для других участников войны. Франция получила контроль над епископствами Мец, Туль и Верден, расположенными в Лотарингии. Так же ей перешли гамбургские земли Эльзаса.

Швеции был возмещен ущерб, а также она получила контроль над землями Западной Померании и епископством Бремен. Таким образом влияние Швеции распространилось на устья рек Одер, Эльба и Везер, и она получила три места в Совете князей германского рейхстага.

Сын и наследник Фердинанда V Людвиг I был восстановлен в правах пфальцграфа Баварии. Бранденбург (позже Пруссия) получила в распоряжение земли Дальней Померании и епископства Магдебурга, Хальберштадта, Каммина и Миндена.

Был решен вопрос о наследовании территории покойного герцога Клеве-Юлиха Берга. Герцогства Юлих и Берг перешли пфальцграфству Нойбурга, а Клеве, Равенсберг и Бранденбург-Пруссии. Торговые запреты, наложенные во время войны, были отменены, и на Рейне была гарантирована «Свободная навигация».

Значение Вестфальского мира

Традиционно считается, что Вестфальский мир имел решающее значение для современной теории международных отношений. Он имел несколько ключевых принципов, которые применяются и сегодня практически в неизменном виде.

  • Принцип суверенитета государств и право на политическое самоопределение.
  • Принцип правового равенства между государствами.
  • Принцип невмешательства одного государства во внутренние дела другого.

Эти принципы называют «Вестфальской системой», и они представляют собой парадигму современных международных отношений. У этой системы немало критиков, но за многие века своего существования она показала высокую эффективность и смогла урегулировать отношения между ключевыми государствами Европы и мира. Помимо прочего, на основе положений Вестфальского мира зародилась современная межгосударственная правовая система.

Условия Вестфальского мира, положившего конец Тридцатилетней войне и внёсшего значительные изменения в карту западно-европейских государств, содержатся в двух мирных договорах - в договоре между Швецией, императором и протестантскими немецкими князьями, заключённом в городе Оснабрюке, и в договоре с Францией, заключённом в Мюнстере (24 октября 1648 г.).

Оба эти города расположены в Вестфалии, откуда и самое название «Вестфальский мир».

В Вестфальском мире, так же как и в самом ходе Тридцатилетней войны, нашла выражение политическая слабость Германии, в которой распоряжались князья, разделённые на два лагеря и соперничавшие между собой ради своих частных интересов.

Добиваясь расширения своих владений, князья отнюдь не заботились о государственных интересах своей страны и целостности её территории и шли на прямую измену, вступая в сделки с иностранными государствами, питавшими агрессивные намерения по отношению к землям самой Германии.

Так, Германия сделалась ареной длительной и опустошительной войны, вызванной главным образом корыстными интересами крупных немецких князей и великодержавной политикой , связанных с папством и другими реакционными силами Европы.

После же окончания войны Швеция и Франция, нанёсшие в последние её годы поражение силам коалиции, вступили в сделку с немецкими князьями, действовавшими вопреки политическим интересам Германии.

По условиям Вестфальского мира Швеция получила всю Западную Померанию (Поморье) с островом Рюгеном, а в Восточной Померании город Штеттин и ряд других пунктов. К Швеции перешли остров Волин, Померанский залив со всеми городами на его берегах, а также, в качестве «имперского лена»,- архиепископство Бремен, епископство Верден (на Везере) и город Висмар.

Под контролем Швеции оказались почти все устья судоходных рек Северной Германии. Швеция, таким образом, стала господствовать на Балтийском море.

Франция получила Верхний и Нижний Эльзас, Зундгау и Хагенау с оговоркой о том, что Страсбург и ряд других пунктов в Эльзасе формально оставались в составе империи. Империя официально заявила о своём согласии на переход к Франции занятых ею ещё в 1552 г. епископств Мец, Туль и Верден (на Маасе).

Голландия и Швейцария получили международное признание как самостоятельные государства.

Некоторые германские княжества, в частности Бранденбург, увеличили свои владения за счёт ряда епископств, аббатств и других мелких суверенов империи.

Самым тяжёлым для Германии условием Вестфальского мира было закрепление её политической раздробленности. Германским князьям разрешалось заключать союзы между собой и с иностранными державами и вести свою самостоятельную внешнюю политику. По словам Энгельса, Европа гарантировала немецким князьям по Вестфальскому миру «...право на мятеж против императора, междоусобную войну и измену отечеству».

Политический упадок Германии, определившийся уже в XVI в., усугубился затем экономическим упадком конца XVI - начала XVII в. Тридцатилетняя война была новым звеном в длинной цепи бедствий немецкого народа, от которых больше всех пострадали разбитые и порабощённые крестьяне.

«В течение целого поколения,- писал Энгельс о результатах Тридцатилетней войны,- в Германии вдоль и поперек хозяйничала самая разнузданная военщина, какую только знает история. Повсюду налагались контрибуции, совершались грабежи, поджоги, насилия и убийства. Больше всего страдал крестьянин там, где в стороне от больших армий действовали на свой собственный страх и риск и по своему произволу мелкие вольные отряды, или, вернее, мародеры.

Опустошение и обезлюдение было безгранично. Когда наступил мир, Германия оказалась поверженной - беспомощной, растоптанной, растерзанной, истекающей кровью; и в самом бедственном положении был опять-таки крестьянин».

После Тридцатилетней войны крепостное состояние разорённого немецкого крестьянства стало распространяться на всю страну.

Война между Францией п Испанией закончилась Пиренейским миром 1659 г: Границы Франции, получившей Руссильон, были расширены на юге до Пиренейского хребта. На северо-востоке к Франции перешли Артуа и некоторые другие районы испанских Нидерландов, а также часть Лотарингии.

После провала попытки создания мировой «христианской», империи под эгидой испано-австрийских ведущую роль в международных отношениях в Европе начали играть централизованные феодальные государства, развивавшиеся на национальной или многонациональной основе.

Самыми могущественными из них сделались Россия в Восточной Европе и Франция на Западе.

Как одно из многонациональных государств Европы развивалась и крепла также Австрия.

После Вестфальского мира изменилось соотношение сил между европейскими государствами и .

Изменила своё отношение к ней Франция, которая уже гораздо меньше нуждалась в поддержке турок.

Во второй половине XVII в. отдельными и объединёнными действиями европейских государств были нанесены туркам крупные поражения, подорвавшие в значительной степени их военное могущество.

Ряд мирных договоров, заключенных в период с мая по октябрь 1648 г. в епископствах Мюнстер и Оснабрюке в Вестфалии, фактически положивших конец европейским религиозным войнам.

Вестфальский мир официально завершил Тридцатилетнюю войну (1618-1648) – продолжительную борьбу за религиозную и политическую власть, затронувшую в той или иной степени практически все европейские страны. Тридцатилетняя война была религиозным конфликтом, обострением противостояния между католиками и протестантами, начавшегося с Реформации XVI века. Это была борьба за доминирование в Европе; Франция и Швеция выступали против Императора Священной Римской империи, принадлежавшего дому Габсбургов. Наконец, это был конфликт между Императором и крупными немецкими княжествами, которые стремились к обретению независимости.

Вестфальский мир также привел к окончанию Восьмидесятилетней войны (1568-1648) между Испанией и Нидерландской республикой, а Испания официально признала независимость Нидерландской Республики.

Процесс переговоров был длительным и сложным. Обсуждение условий Вестфальского мира проходило в двух разных городах – между императором Священной Римской империей с католическими странами и Францией в епископстве Мюнстер, а с протестантскими странами и Швецией в епископстве Оснабрюк, поскольку ни католики, ни протестанты не желали проводить встречи на «чужой» территории. В общей сложности съехалось 109 делегаций, представлявших интересы всех государств, вовлеченных в войну.

Вестфальский мирный договор.

В результате переговоров было подготовлено три отдельных договора:

  • Мюнстерский мир – заключен между Нидерландской Республикой и Королевством Испании 30 января 1648 года и ратифицирован в Мюнстере 15 мая 1648 года; и
  • два взаимосвязанных соглашения, заключенных 24 октября 1648 года и ратифицированных в период с ноября 1648 года по январь 1649 года:
    • Мюнстерский мирный договор между Священной Римской Империей и Францией и ее союзниками;
    • Оснабрюкский мирный договор между Священной Римской империей и Швецией и ее союзниками.

В совокупности эти три договора составляют Вестфальский мир.

Итоги Вестфальского мира.

Вестфальский мир был как религиозным, так и политико-территориальным урегулированием. Условия Вестфальского мира определили политический ландшафт Европы на долгие годы вперед. Поскольку его положения распространялись на большинство европейских держав – среди них Савойя, Англия, Дания, Норвегия, Польша, княжества и республики Италии, Нидерландов и швейцарские города – это был по истине общеевропейский мир. Хотя от территориального порядка, установленного в 1648 году, мало что осталось, итоги Реформации после Вестфальского мира в Европе больше никогда не пересматривались. В Вестфальском мирном договоре также содержались важные нормы о конституции Священной Римской империи, которые продолжали оставаться в силе до падения Империи в 1806 году.

Многолетние Мюнстерская и Оснабрюкская мирные конференции были важным событием в современной истории дипломатии. Компромиссы по вопросам протокола, многие из которых были достигнуты только после длительных переговоров, послужили прецедентом для последующих международных конференций и конгрессов.

Религиозные вопросы.

Главной целью Вестфальского мира было урегулирование религиозных отношений и конфессиональных противоречий. Хотя Вестфальский мирный договор подтвердил право князей менять по желанию и свою веру, и веру своих подданных, в них предусматривались определенные правовые гарантии. Было введено несколько положений, ограничивающих и ослабляющих прежнюю власть князей над религиозной сферой.

Вестфальский договор официально признал свободу вероисповедания для католиков, живущих в протестантских областях, и наоборот, в том числе разрешалось молиться в своих домах, посещать религиозные службы и воспитывать своих детей в соответствии с личными убеждениями. Инакомыслящие не должны были «исключаться из гильдий купцов, ремесленников или компаний, лишаться права преемственности, наследования, доступа к общественным больницам, инфекционным больницам, домам престарелых (богадельням), а также других прав и привилегий». Более того, Вестфальский договор поощрял равноправие между католиками и протестантами в Имперских советах и других законодательных учреждениях Империи.

Территориальные договоренности.

Второй предмет Вестфальского мира касался вопроса территориального урегулирования, а практически – удовлетворения территориальных притязаний Швеции и Франции.

  • Швеция получила Западную Померанию с портом Штеттин, Макленбургский город Висмар, Бременское архиепископство и Ферденское епископство. Эти приобретения дали Швеции контроль над Балтийским морем и устьями рек Одер, Эльба и Везер.
  • Франция получила суверенитет над графством Эльзас и подтвердила свои права на три епископства Мец, Туль и Верден, которые она захватила столетием раньше. Таким образом, Франция упрочила свою границу к западу от реки Рейн.
  • Бранденбург получил Восточную Померанию и несколько небольших епископств и монастырей.
  • Пфальц был разделен между протестантами и католиками на Верхний и Нижний Пфальц:
    • Верхний Пфальц остался за Баварией;
    • Нижний Пфальц, вместе с вновь созданным восьмым курфюршеством, был возвращен Карлу I Людвигу, сыну Фридриха V Пфальцского.

Важным итогом Вестфальского мира было международное признание в качестве независимых государств Нидерландской республики и Швейцарской конфедерации. Таким образом договоры официально закрепили статус, которым эти два государства уже фактически обладали в течение многих десятилетий.

Всеобщая амнистия.

В соответствии с христианской мирной этикой Вестфальский договор объявил всеобщую амнистию всем, кто участвовал в военных действиях Тридцатилетней войны. Амнистия была абсолютной и без каких-либо исключений; должно было быть «вечное забвение» всего, что было сказано и сделано во время войны.

Соглашения о конституции Священной Римской империи.

Учреждение восьмого курфюршества, пожалованного Карлу I Людвигу Пфальцскому, означало существенное изменение положений «Золотого Булла» 1356 года, одного из основных законов Империи, в котором, в частности, определялась процедура избрания императора. В «Золотой булле» прямо указывалось, что семь курфюрстов или князей-выборщиков должны выбрать Римского короля, которого Папа Римский затем короновал главой Священной Римской империи.

Вестфальский мирный договор изменили процедуру голосования Императорского собрания (Рейхстага), установив, что решения по религиозным вопросам должны приниматься единогласно, то есть по взаимному согласию католических и протестантских государств. Имперским городам (т. е. подчиненным непосредственно императору) были предоставлены места и права голоса в Имперском собрании. В дополнение к Совету курфюрстов и Совету имперских князей города образовывали третий совет, разделенный на две коллегии, Швабскую и Рейнскую.

Вестфальский договор включал положение о признании права отдельных Государств «вступать в альянсы с другими сторонами для своего сохранения и безопасности» при условии, «что данные альянсы не направлены против Императора, Империи, Общего мира и данного Соглашения». Право Государств на вступление в альянсы связано не только с правом проводить собственную внешнюю политику и устанавливать дипломатические отношения, но также и с правом вести войну и содержать постоянную армию. Это означало признание индивидуальной князей и территорий империи, которые, хотя все еще входили в Империю, приблизились к суверенному статусу.

С другой стороны, Вестфальский мир закрепил за Имперским собранием всю власть, которая обычно ассоциируется с осуществлением высших полномочий над территорией, например, такими, как написание и интерпретация законов, объявление войны, обложение налогами.

Императорский совет 1653-1654 года признал Вестфальский мирный договор чем-то вроде «основного закона» Империи до того, как появилось такое понятие. Вестфальские договоры были включены в последующие электоральные капитуляции, которые историки-правоведы рассматривают в качестве прекурсоров сегодняшних конституций.

Значение Вестфальского мира в истории международного права.

Многими юристами-международниками и политологам Вестфальский мир рассматривается как поворотный момент в истории международного права и международных отношений, разделяющий старый европейский порядок, характеризуемый религиозным и политическим единством «христианского мира» под властью Императора и Папы Римского, и современную светскую систему суверенных и равноправных государств, существующую и в настоящее время или, по крайней мере, просуществовавшую до конца Второй мировой войны. В литературе последний порядок часто описывается как Вестфальская система международного права и международных отношений, отличающаяся четким, главным образом территориальным, разграничением политической власти и социальных связей.

Хотя «Вестфальский мир» допустимо использовать в качестве символического начала эпохи международного права, характеризуемой преобладанием суверенных государств, тем не менее подобное допущение проблематично с исторической точки зрения. Оно сводит к единому знаменателю события, постепенное развитие которых частично началось за долго до 1648 года, и частично продолжалось еще в течение по меньше мере двухсот лет. Современное международное право зародилось не в середине 17-го века, а в еще позднем средневековье, достигнув высокой степени зрелости как с точки зрения международной практики, так и доктрины в «испанский период» 16 – середины 17 века. Во многих отношениях Вестфальский мир предполагал существование современного светского международного порядка, который он скорее подтвердил нежели создал.

К моменту проведения Вестфальских мирных переговоров концепция суверенитета как верховенства власти над определенной территорией и ее независимости от «чужих» полномочий была доктринально хорошо развита. Поэтому Мюнстер, несомненно, не был родиной идеи государственного суверенитета. Более того, данное слово не фигурирует в длинном тексте Вестфальских договоров. И Мюнстерский, и Оснабрюкский договоры осторожно избегали называть государства империи «суверенными». Вместо этого в договорах использовалось выражение ius territoriale или территориальная власть, тем самым подчеркивая их принадлежность к империи.

Таким образом, было бы несправедливо рассматривать Вестфальский мир 1648 года как краеугольный камень в развитии современной международной системы государств. Скорее, результаты конгресса являются не чем иным, как дальнейшим шагом - можно даже сказать, что довольно скромным шагом - в постепенном переходе от идеала универсальной власти к идее отдельных самостоятельных политических единиц, обладающих суверенитетом на вверенных им территориях.

Одно из важнейших событий 17 века - 30-летняя война 1618-1648 годов. В ней участвовали практически все европейские страны, она оставила после себя миллионные человеческие жертвы. Решающую точку в этой войне поставил договор под названием «Вестфальский мир». Итоги его имели важнейшее значение для всей дальнейшей европейской истории. Он был заключен 15 и 24 октября 1648 года после длительных переговоров, которые тянулись с 1644 года и не могли удовлетворить условия всех участников.

1648 года

Он объединил Мюнстерский и Оснабрюкский мирные договоры, заключенные в этом году в Вестфалии. В городе Мюнстере проводились переговоры с представителями католичества, а в Оснабрюке - с протестантской стороной. Иногда к Вестфальскому миру относят и договор, заключенный 30 января того же года Испанией и Соединенными провинциями Нидерландов, которым завершилась Восьмидесятилетняя война, поскольку борьбу между этими государствами исследователи считают и частью Тридцатилетней.

Что представляли собой объединенные договоры?

Оснабрюкский договор представлял собой соглашение, заключенное между Швецией и ее союзниками.

Мюнстерский же Римская империя подписала с Францией и теми странами, которые поддерживали ее (к ним относились Голландия, Венеция, Савойя, Венгрия). Именно эти два государства принимали такое активное участие в судьбе большой части Европы потому, что в третий и наиболее важный, переломный период Тридцатилетней войны они способствовали расшатыванию сил римлян, что способствовало их раздроблению в дальнейшем. Вестфальский мир главным образом обозначал положения, которые определяли территориальные изменения, политическое устройство и религиозные особенности в Священной Римской империи.

Итоги 30-летней войны

Чем же закончилось противостояние стран? По условиям Вестфальского мира Испания признала независимость Нидерландов. Также, согласно этому документу, страны, победившие в Тридцатилетней войне - Франция и Швеция, назначались гарантами соблюдения мира. Эти могущественные державы контролировали действие подписанного договора, и без их согласия в нем не могли изменить ни одну статью. Таким образом, вся Европа была надежно защищена от каких-либо глобальных изменений, что могло повлечь за собой угрозу безопасности многих стран. А поскольку, благодаря германский император был бессилен, остальные сильные державы могли не бояться его влияния. Вестфальский мир способствовал значительным территориальным перекраиваниям, прежде всего в пользу держав-победительниц Франции и Швеции.

Одним из таких кардинальных изменений на карте было то, что по условиям Вестфальского мира Испания признала независимость Республики Соединенных Провинций. Это государство, начав свою освободительную войну против католической Испании как мятеж, получило в 1648 году международное признание.

Что получили страны, победившие в войне?

По решению, принятому при подписании Вестфальского мира, империя выплачивала Швеции контрибуцию, составлявшую 5 миллионов талеров. Кроме того, ей отходили остров Рюген, Западная Померания и часть Восточной (вместе с Штеттином), город Висмар, епископство Верден и архиепископство Бремен (сам город Бремен туда не входил).

Швеции достались также устья многих судоходных рек в Северной Германии. Получив в свое распоряжение германские княжества, король Швеции имел возможность отправлять депутатов на имперский сейм.


Франции подписание Вестфальского мира дало возможность получить владения Габсбургов, находящиеся в Эльзасе, правда, без города Страсбурга, а также суверенитет над несколькими епископствами в Лотарингии. Новые владения после подписания договора и увеличившееся влияние страны помогли ей в дальнейшем занять позицию гегемона в Европе.

Германские княжества Мекленбург-Шверин, Брауншвейг-Люнебург и Бранденбург, которые поддержали победившие страны, также получили преимущества - они смогли расширить свои владения в результате присоединения секуляризованных епископств и монастырей. К Саксонии в результате действия этого договора была присоединена Лузация, а в состав Баварии вошел Верхний Пфальц. Курфюрст Брандегбургский также получил в свои владения обширные земли, на которых в дальнейшем сформировалась Пруссия.

Что принес этот мир германцам?

Условия Вестфальского мира были таковы, что германский император потерял значительное количество своих былых прав. При этом германские князья стали независимыми от римского правителя и смогли проводить самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику. Например, они могли участвовать в принятии решений относительно развязывания войны и заключения мира, в их ведомстве было определение размера податей, во многом от них зависело принятие законов в Римской империи.

Удельные князья могли также заключать договоры с другими государствами. Единственное, что им было недоступно, - заключение союзов с другими державами против правителя Римской империи. Если говорить современным языком, после подписания этого договора удельные германские князья становились субъектами международного права и могли принимать активное участие в политической жизни Европы. Усиление их позиций способствовало формированию федеративного устройства современной Германии.

Религиозная жизнь после 1648 года

Что касается религиозной сферы, в результате Вестфальского мира в Германии были уравнены в правах католики, кальвинисты и лютеране, а также узаконена которая была проведена в 20-х годах XVII века. Отныне курфюрсты не могли определять за своих подданных их религиозную принадлежность. Кроме того, по условиям Вестфальского мира Испания признала независимость Голландии. Напомним, что освободительное движение в этой стране началось с выступления против католической Испании. По сути, этот договор узаконил политическую раздробленность Германии, окончив на этом имперскую историю этой державы.

Тем самым Вестфальский мир значительно усилил мощь Франции, избавив ее от главного соперника, Испании, претендовавшего на первую роль среди всех европейских государств.

Еще одна важнейшая функция этого договора, о которой говорят историки: он являлся основой для всех последующих европейских соглашений вплоть до XVIII в., когда состоялась Французская По условиям Вестфальского мира Испания признала независимость Северных Нидерландов. Также международное правовое признание получил Швейцарский союз.

Значение Вестфальского мира

Таким образом, этот договор называют событием, положившим начало современному мировому порядку, который предусматривает наличие в мире национальных государств и действие определенных принципов международного права. Принцип политического равновесия, вероятно, сложился именно в результате появления положений Вестфальского мира. Традиция решения сложных территориальных, правовых, религиозных проблем в отношениях двух и более государств при помощи вмешательства других сильных и влиятельных европейских держав появилась именно с тех пор.

Значение 30-летней войны для формирования нынешней правовой системы

Понятие «вестфальская система», которое относится к области мирового права и появилось после 1648 года, обозначает обеспечение суверенитета любого государства на его законной территории. Вплоть до XIX столетия нормы договора и условия Вестфальского мира во многом определяли законы

После появления соглашения особенно укрепились права реформированного христианства с традиционным римо-католическим христианством, что важно с точки зрения культурологии. Правда, многие ученые находят определенные недостатки в положениях, по которым после подписания договора должны были жить жители Германии. Так, они вынуждены были исповедовать религию, выбранную правителем, то есть по сути свободы вероисповедания еще не было. Но, несмотря на все недостатки, Вестфальский мир действительно был первой (и удачной) попыткой создать систему международного права.

Похожие статьи

© 2024 my-kross.ru. Кошки и собаки. Маленькие животные. Здоровье. Лекарство.