Конспект фразеологизмы. Конспект урока на тему "Фразеологизмы" (6 класс). I. Организационный момент

Урок № ________

Тема: « Фразеологизмы»

Цель урока: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.

Задачи: предметные: знать определение фразеологизмов; развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи;

метапредметные : формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи; развивать творческие способности и образное мышление школьников; обогащать словарный запас школьников;

личностные : воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

    Организационный этап.

Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.

Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

    Проверка д/з.

Проверка наличия домашнего задания

Показывают работы.

    Актуализация опорных знаний.

Лексический терминологический диктан т (нужно определить слова по лексическому значению и записать их в тетрадь) с последующей взаимопроверкой.

1) Раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка и его основную единицу - слово. (Лексикология )

2) словарный запас одного человека (лексикон );

3) слова, одинаковые по значению и написанию, но совершенно разные по лексическому значению (омонимы );

4) слова с противоположным лексическим значением (антонимы );

5) слова, обозначающие одно и то же, но с разными оттенками лексического значения (синонимы );

6)слова, употребляемые жителями той или иной местности (диалектизмы );

7) слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой (жаргонизмы );

8) новые слова, возникающие в языке (неологизмы ).

У учеников в тетради должна получиться запись: лексикология, лексикон, омонимы, антонимы, синонимы, диалектизмы, жаргонизмы, неологизмы.

Взаимопроверка.

    Мотивация УД.

«Четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.

- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.

Светлана стала как-то странно вертеться.

- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет…

Что имела в виду мама Светланы? Почему девочка не поняла ее?

В основе этого забавного случая, рассказанного писателем К. Чуковским в книге «От двух до пяти», лежит сложное и интересное явление русского языка. Кроме отдельных слов с самостоятельными значениями, из которых мы составляем в речи словосочетания и предложения, в русском языке есть еще и более сложные языковые единицы – устойчивые сочетания слов, в этих сочетаниях слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет все выражение в целом. Например, «бить баклуши» - бездельничать, «зарубить на носу» - запомнить. Такие выражения нельзя понимать буквально, так как их смысл не исходит из смысла слов, составляющих выражение».

Определите тему урока.

Анализируют, осмысливают.

Прогнозируют тему урока.

    Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока.

Объявляет тему, цель, задачи урока, план. Запись на доске и в классном журнале.

Оформление тетради. Оформление эпиграфа.

    Работа над темой.

Наверное, нет человека, который бы не слышал в свой адрес: «Не валяй дурака!», «Не бей баклуши!» или «Заруби себе на носу!»

Каждый хорошо владеющий родным языком прекрасно понимает, о чём идёт речь, и не удивляется ни “сидоровой козе”, ни дождику, который почему-то идет в четверг. А помогает нам в этом изучение сегодняшней темы.

Итак, не будем бить баклуши. Вы засучите рукава. Задания приготовьтесь слушать, Чтоб не кружилась голова.

Работа над новым материалом. Работа с учебником – прочитать материал учебника.

«Фразеология – от греч. фразис – «выражение» и логос – «учение» – раздел науки о языке, изучающий фразеологизмы».

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению словосочетанию либо целому предложению.

Задание : найдите (устно) и запишите запомнившиеся фразеологические обороты в тексте стихотворения В. Суслова и объясните их значение.


Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмём хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало воды утекло .
О смелом мы вправе сказать наперёд:
«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!»
А гуси и утки-сухие всегда.
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Случилось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе! Воды в рот набрал!
Лентяй отдыхает, а время идёт-
Под камень лежачий вода не течёт.
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую!... Что скажут потом?
На дело, мол, воду носить решетом!
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтобы вы не сказали: «В стихах-то вода».

Запись в тетрадь.

Работают в парах.

    Физкультминутка

Ухо – нос. Левой рукой ребёнок захватывает кончик носа, правой рукой – противоположное ухо. Затем я хлопаю в ладоши. Он отпускает их, меняет местами положение рук.

Выполняют разминку.

    Работа над темой.

Задание : найдите объяснение каждому фразеологизму

Клевать носом ; идти в ногу ; вставлять палки в колёса ; заячья душа ; играть первую скрипку ; заблудиться в трёх соснах .

Для справок. Трусливый человек ; дремать ; мешать ; быть самым главным ; действовать согласованно ; не суметь разобраться в чём-то простом .

Задание : синтаксический разбор предложения.

Солнце блестит во всю ивановскую, и берёзы распустились. (А.П. Чехов)

Вывод : Фразеологизм выполняет роль одного члена предложения.

История появления фразеологизма.

Во всю ивановскую значит «что есть мочи, изо всех сил».

Очень давно, в XVI – XVII веках, указы русских царей зачитывались на городских площадях.

В Москве указы русских царей зачитывались на Ивановской площади в Кремле (у колокольни Ивана Великого). Площадь была шумная, многолюдная. Дьяки, читавшие царёвы указы, старались своим голосом заглушить гомон толпы. Им приходилось не читать, а кричать на всю площадь, во всю Ивановскую.

С тех пор и пошло выражение: кричит во всю ивановскую.

Вы тоже на следующий урок найдете историю наиболее понравившегося фразеологизма.

Записать фразеологизмы, устно объяснить значение, записать кратко толкование.

    Закрепление материала.

Задание : ну а сейчас мы обязательно посетим фразеологический зверинец, где вы, несомненно, должны угадать несколько фразеологизмов. Дополните их, соединяя стрелками. Взаимопроверка
Хитёр как лиса
Труслив как заяц
Голоден как волк
Здоров как бык
Изворотлив как уж
Надут как индюк
Нем как рыба
Грязный как свинья
Упрям как осёл
Болтлив как сорока
Колючий как ёж.

Коллективная работа.

Ответ : кашу маслом не испортишь, как об стенку горох, хоть кол на голове теши, сказано – сделано, не видать как своих ушей, всему своё время, ему про Ерёму, а он про Фому, как с Луны свалился, русским языком сказано.

    Я вам прочитаю сказку, а вы должны найти и выписать 10 фразеологизмов

Кашу маслом не испортишь.

Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.
А Саша стучит.
- Прекрати стук! – сказал папа.
А Саша стучит.
- Как об стенку горох , - говорит бабушка. Ему хоть кол на голове теши , а он всё своё. Отберу молоток!
Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.
- Отдай!
- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей !
- Я машину чиню, - заплакал Саша.
А бабушка:
- Всему своё время .
- Зачем молоток унесла?
- Ему про Ерёму, а он про Фому . Да ты как с Луны свалился . Русским языком сказано , поздно уже, все спят. Марш в кровать.
Папа сказал:
- Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.
А бабушка говорит:
- Кашу маслом не испортишь.

Задание : творческий диктант:

Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …;взять голыми …; водить за …; не разольёшь …; вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …; ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …; гроша медного не …; днём согнём не …; в ежовых рукавицах …; палец о палец не …

Ученики записывают начало фразеологизма под диктовку учителя и самостоятельно продолжают фразеологизм:

    Рефлексия.

Что нового узнали на уроке о фразеологических оборотах?

Чему научились?

Что бы вы посоветовали ученику, изучающему эту тему самостоятельно?

Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают.

Заключительное слово учителя:

Знакомство с фразеологией помогает понять историю и характер нашего народа. Во фразеологизмах отразилось отношение народа к человеческим достоинствам и недостаткам

    Домашнее задание

23, упр.179-180

Найдите историю наиболее понравившегося фразеологизма.

Запись в дневник.

Приложение к уроку

Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма.

1) хоть пруд пруди 1) куда глаза глядят

2) кто во что горазд 2) в двух шагах

3) как снег на голову 3) куры не клюют

4) ни рыба ни мясо 4)кто в лес, кто по дрова

5) рукой подать 5) как гром среди ясного неба

6) куда ноги несут 6) ни то ни сё

7) с пустыми руками 7) приводить в бешенство

8) ни кровинки в лице 8) несолоно хлебавши

9) доводить до белого каления 9) как мел

Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика:

1) рукой подать 1) мастер на все руки

2) на вес золота 2) спустя рукава

3) семи пядей во лбу 3) у черта на куличках

4) песок сыплется 3) взять себя в руки

5) в час по чайной ложке 5) грош цена

6) мастер кислых щей 6) хоть кол на голове теши

7) засучив рукава 7) молоко на губах не обсохло

8) потерпеть фиаско 8) потерпеть фиаско

9) душа в душу 9) одержать победу

10)засучить рукава 10)на всех парах

Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика:

1) хоть пруд пруди 1) куда глаза глядят

2) кто во что горазд 2) в двух шагах

3) как снег на голову 3) куры не клюют

4) ни рыба ни мясо 4)кто в лес, кто по дрова

5) рукой подать 5) как гром среди ясного неба

6) куда ноги несут 6) ни то ни сё

7) с пустыми руками 7) приводить в бешенство

8) ни кровинки в лице 8) несолоно хлебавши

9) доводить до белого каления 9) как мел

Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика:

1) рукой подать 1) мастер на все руки

2) на вес золота 2) спустя рукава

3) семи пядей во лбу 3) у черта на куличках

4) песок сыплется 3) взять себя в руки

5) в час по чайной ложке 5) грош цена

6) мастер кислых щей 6) хоть кол на голове теши

7) засучив рукава 7) молоко на губах не обсохло

8) потерпеть фиаско 8) потерпеть фиаско

9) душа в душу 9) одержать победу

10)засучить рукава 10)на всех парах

Тема урока: Фразеологизмы .

Цель урока: 1) Образовательная: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.

2) Развивающая: способствовать развитию навыков правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; формированию навыков определения специфических особенностей фразеологических оборотов, умения отличать их от других речевых единиц в потоке речи; содействовать развитию творческих способностей и образного мышления школьников; обогащать словарный запас школьников;

3) Воспитательная: способствовать воспитанию любви к родному языку, его красоте и многозначности.

Тип урока: изучение новой темы.

Оборудование урока: тетради, учебники, раздаточный материал, интерактивная доска.

Ход урока

I. Организационный момент

Вступительное слово учителя.

Наверное, нет человека, который бы не слышал в свой адрес: «Не валяй дурака!»,

«Не бей баклуши!» или «Заруби себе на носу!»

Каждый хорошо владеющий родным языком прекрасно понимает, о чём идёт речь, и не удивляется ни “сидоровой козе”, ни дождику, который почему-то идет в четверг. А помогает нам в этом изучение сегодняшней темы.

Итак, не будем бить баклуши.

Вы засучите рукава.

Задания приготовьтесь слушать,

Чтоб не кружилась голова.

II . Актуализация

Мы уже изучили много тем в разделе «Лексика». Давайте вспомним основные понятия.

Кстати, а что такое лексика?

1) Какие слова мы называем заимствованными? СЛАЙД 1

Найдите заимствованные слова и замените русскими. Запись слов парами.

* При проверке было выявлено немало дефектов. (дефект|недостаток)

* Он пишет мемуары.

* Ваши аргументы убедительны. (доводы)

* Все работали с энтузиазмом.(энтузиазм|азарт|воодушевление|восторг|горячность)

* Мы гордимся нашим голкипером. (вратарь)

Чем являются слова в каждой паре? Докажите.

2) Найдите устаревшие слова и замените современными. СЛАЙД 2

* Горят румянцем свежие ланиты.

* Построен град великий над Невой.

Почему вы смогли это сделать? (Архаизмы) А какие еще виды устаревших слов вы знаете?

3) По предложенному отрывку отгадайте, о какой профессии идет в нем речь. СЛАЙД 3 Записать.

* Он показал мне свои акварели и натюрморты. Впечатление от натюрмортов - это яркий, пестрый ковер красок, переливающихся и искрящихся всеми цветами палитры.

* Лешему он [Римский-Корсаков] придумал два лейтмотива. Один поручил струнным инструментам. Второй играют четыре валторны и тарелки. Сурово и уныло звучит лейтмотив Деда Мороза. Тембр деревянных духовых инструментов передает ощущение зимней скованности природы.

* - Фамилия? Истомин Валерий Сергеевич.

Что с ним?

Инфильтрат в левом легком под ключицей.

А сколько граммов стрептомицина вы уже. вкололи этому юноше?

Пятьдесят два. Роман Борисович.

Назначьте его на консультацию к Зацепиной. (По В. Владимирову).

Почему вам удалось так быстро справиться с заданием? Какие слова помогли? Что такое профессионализмы?

4) О каких изученных в этом разделе словах мы не упомянули? НЕОЛОГИЗМЫ. Что это за слова? Приведите примеры.

IV . Формирование новых понятий и способов действия

Фразеологизмы-

Кот в мешке - то, что покупают, приобретают и т. п., не зная ничего о качестве, полезности приобретаемого; псу под хвост, как кошка с собакой, палить из пушки по воробьям (Использовать чрезмерные средства для решения простых задач).

Работа по учебнику стр. 128-129

V . Применение. Формирование основных навыков и умений

Упр. 458 найдите Ф. Докажите. Как поняли смысл? С одним из них составьте предложение, запишите.

Мы увидели волка и задали стрекача. Запись на доске.

Давайте сделаем синтаксический разбор этого предложения. Но прежде узнаем, какую синтаксическую роль играют Ф? Правило стр. 129

1 ученик подчеркнет на доске.

Посмотрим, знакомы ли вы с Ф.

З а д а н и е №1 (устно) Запись.

Что не вырубишь топором? СЛАЙД 4

(Что написано пером, не вырубишь топором)

Куда вставляют палки?

(Вставлять палки в колеса)

Что бьют бездельники?

(Бьют баклуши)

На каких ножках избушка?

(Избушка на курьих ножках)

Кого тянут за хвост?

(Тянуть кота за хвост)

Когда цыплят считают?

(Цыплят по осени считают)

Как вы думаете, почему Ф называют крылатыми выражениями?

Задание № 2 Соедините разбросанные части фразеологизмов.

(На доске в беспорядке части фразеологизмов «. У доски работают 2 человека).

Давайте проверим, всё ли ребята сделали верно. А что означают эти фразеологизмы? (Обсуждение)

«Кататься как сыр в масле»,

Замечательная, всем изобильная и удовольствованная жизнь

«Денег куры не клюют»

неимоверно много даже с избытком

Как кот наплакал».

Очень мало

После дождичка в четверг

неизвестно когда исполнится.

Знать назубок

превосходно выучить что-либо

Где раки зимуют

Проучить, жестоко наказать кого-либо

Запишем эти фразеологизмы.

Каждый фразеологизм имеет свою интересную историю. Например, «После дождичка в четверг» Русичи — древнейшие предки русских — чтили среди своих богов главного бога — бога грома и молнии Перуна. Ему был посвящен один из дней недели — четверг (интересно, что и у древних римлян четверг был также посвящен латинскому Перуну — Юпитеру). Перуну возносили моления о дожде в засуху. Считалось, что он должен особенно охотно выполнять просьбы в "свой день" — четверг. А так как эти мольбы часто оставались тщетными, то поговорка "После дождичка в четверг" стала применяться ко всему, что неизвестно когда исполнится.

Откуда можно узнать о происхождении Ф? Правильно, в специальном словаре, который так и называется - фразеологический.

Задание № 3

Выборочный диктант

. 1-ый ряд выпишет фразеологизмы со значением «бездельничать», 2-ой - «обманывать», 3-ий - «быстро» (категории прописаны на доске)

Сломя голову

Сидеть сложа руки

Во все лопатки

Водить за нос

Втирать очки

Бить баклуши

Во весь дух

Вводить в заблуждение

Со всех ног

Высунув язык

Задание 3 № (слайд) Зоологическая страничка. вы сможете узнать, если дополните следующие фразеологизмы:

(По мере угадывания на экране появляются изображения животных)

Голоден, как …(волк) -- Труслив, как...(заяц) -- Здоров, как …(бык) -- На ухо наступил… (медведь) -- Смотрит, как …(баран) на новые ворота -- Грязный, как … (свинья) -- Колючий, как … (еж)

А вы, может быть, тоже поселите сюда каких-нибудь животных или птиц? Вспомните фразеологизмы с их названиями (Н-р Хитёр как лиса

Изворотлив как уж

Надут как индюк

Нем как рыба

Грязный как свинья

Упрям как осёл

Болтлив как сорока

Попробуйте составить с одним из этих фразеологизмов предложение с прямой речью и обращением (у доски один человек).

Задание № 4 Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма. 1 вар-т Синонимы; 2 вариант - антонимы)

(Задание 4 раздается заранее в распечатанном виде на каждую парту. Попутно повторяется значение лингвистических терминов синонимы и антонимы.)

1) хоть пруд пруди 1) куда глаза глядят

2) кто во что горазд 2) в двух шагах

3) как снег на голову 3) куры не клюют

4) ни рыба ни мясо 4)кто в лес, кто по дрова

5) рукой подать 5) как гром среди ясного неба

6) куда ноги несут 6) ни то ни сё

7) с пустыми руками 7) приводить в бешенство

8) ни кровинки в лице 8) несолоно хлебавши

9) доводить до белого каления 9) как мел

Задание № 5 . Учитель называет фразеологизм, а ученики должны заменить его словом или словосочетанием (устно):

Пустить красного петуха (поджечь что-либо); зеница ока (самое важное)

скрепя сердце (нехотя, против своей воли делать что-либо); морочить голову

(отвлекать от основного пустыми разговорами; ср. соврем. простореч.: вешать лапшу на уши); кожа да кости (очень худой); бить ключом (активно, энергично проявлять себя); как белка в колесе (быть в постоянных заботах, хлопотах ).

5. Творческий диктант: ученики записывают начало фразеологизма под диктовку учителя исамостоятельно продолжают фразеологизм:

Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …;взять голыми …; водить за …; не разольёшь …; вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …; ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …; заговаривать …; гроша медного не …; днём согнём не …; в ежовых рукавицах …; палец о палец не … ; впросак ….

V . Этап информации о Д\З

П. 25 , продолжить рассказ.

Мир Зацепочкина.

Родился в семье мальчик. Антошкой его назвали. Набалованный был - как сыр в масле катался. И глазом родители не успели моргнуть , как вырос сынок, пора в школу отправлять.

В школе Антон решил Геростратову славу завоевать: слабых ребят обижает, на улице мучает беззащитных животных. На первом этаже школы красуется его фотография в стенгазете, а под ней - надпись: «Зовут его Антошка - зоопарк. А почему? На переменах он задирается, как петух , а на уроках молчит, как рыба . Зато на бабушку рычит, как лев , с сестрой он - крокодил, а перед директором дрожит, как заяц . Но вокруг мамы ходит, как лиса , потому что мама покупает ему игрушки!»

Да, на уроках наш герой бил баклуши , …..

VI . Этап рефлексии

Оценки за урок

Чему был посвящен наш урок?

Что такое Ф?

Что вы о них узнали?

А на следующем уроке мы узнаем, на какие группы делятся Ф по своему происхождению. Будем учиться различать их.

Цели.

  • Вспомнить определение фразеологического оборота, углубить и расширить знания учащихся по теме урока.
  • Развивать умение учащихся правильно и уместно использовать фразеологизмы в речи.
  • Повышать речевую культуру школьников.

Ход урока

I. Организационный момент

Фразеологические обороты украшают речь, делают её выразительной, образной. Они, по словам Белинского, составляют “народную физиономию языка” (обращаемся к эпиграфу). Сегодня мы проведём занятие, на котором вы сможете вспомнить известные вам фразеологические обороты.

II. Подготовка к обобщению понятий по изучаемой теме

Писатель К.И. Чуковский в книге “От двух до пяти” рассказал об интересном случае: “Когда ребёнок услышал, что пришедшая в гости старуха “собаку съела” в каких-то делах, он спрятал от неё любимого щенка”.

Ребёнок не знал, что в языке есть фразеологизмы. А вы, ребята, уже имеете представление об этой теме. Гонять лодыря мы на уроке не будем, а вспомним, что же такое фразеологизмы.

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.

В этих выражениях слова теряют свою самостоятельность, а смысл имеет только все выражение в целом. Так, в приведенном примере “собаку съела” значит “имеет большой опыт, знания в чём-либо”.

III. Обобщение изученного

Умеете ли вы отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний?

Давайте сыграем в игру “Аплодисменты” .

Отметьте хлопком фразеологический оборот.

золотые зубы, медвежья берлога, медвежья услуга, волчий аппетит, дрова разгорелись, глаза разгорелись, приходить в школу, волчий хвост, сбивать с толку, сбивать с дерева, горькая правда, задрать нос, приходить в голову, горькое лекарство.

В работе над темой нам поможет Тетрадь по фразеологии , в которой мы выполним ряд заданий.

Вспомните лексическое значение фразеологических сочетаний, данных в задании 1.

Найдите фразеологизм и его значение. Соедините линией соответствие.

Фразеологизмы, как и отдельные слова, имеют синонимы. Найдите в задании 2 фразеологизмы-синонимы.

Бить баклуши –
Водить за нос –
Зарубить на носу –
С гулькин нос –

Слова для справок : лодыря гонять, намотать на ус, обвести вокруг пальца, кот наплакал.

Фразеологизмы, как и отдельные слова, имеют антонимы. Найдите в задании 3 фразеологизмы-антонимы.

Заварить кашу –
Во весь дух –
Душа в душу –

Слова для справок : расхлёбывать кашу, через час по чайной ложке, как кошка с собакой.

Очень часто мы неверно объясняем значения фразеологизмов. Найдите и исправьте ошибки в толковании фразеологизмов. Выполните 4 задание и 6 задание.

  • тянуть кота за хвост – мучить бедное животное, таская за хвост
  • наломать дров – заняться заготовкой дров на зиму
  • заморить червячка – держать червячка впроголодь, долго не кормить
  • кот наплакал – довести кота до слёз
  • подложить свинью – подарить на Новый год мягкую игрушку
  • показать, где раки зимуют – пригласить на зимнюю рыбалку
  • кот наплакал – много
  • спустя рукава – прилежно
  • мартышкин труд – бесполезная работа
  • знать назубок – наизусть
  • во весь дух – очень медленно
  • от доски до доски – от начала до конца
  • с гулькин нос – мало
  • горе луковое – талантливый человек
  • при царе Горохе – очень давно

– О каких фразеологизмах напомнили вам фотографии животных?

Ученики, правильно назвавшие фразеологизм, выходят к доске и читают о том, почему мы так говорим, приводят примеры употребления фразеологизмов в речи.

Погнаться за двумя зайцами – преследовать две разные цели, выполнять несколько дел сразу.

  • Паша хватается за несколько дел сразу, ни одно до конца не доводит, забывает народную мудрость: “За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь”.

Ты знаешь пословицу: ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ ПОГОНИШЬСЯ – НИ ОДНОГО НЕ ПОЙМАЕШЬ? Именно она и дала жизнь фразеологизму погнаться за двумя зайцами .

Глухая тетеря – глухой или плохо слышащий человек; так говорят о человеке, который что-то прослушал, недослышал.

  • Вот глухая тетеря, пять раз повторил, а ты не слышишь.

Оказывается, в выражении глухая тетеря отразился важный для прошлой жизни трудовой процесс – охота. По наблюдениям охотников, тетерева во время токования не слышат ничего вокруг, даже приближения к ним людей.

Эй, глухие вы тетери,
Дверь откройте поскорее!
Здесь стоим уж пять минут,
Ждём, когда нам отопрут.

Вертеться как белка в колесе – быть в постоянных хлопотах, заботах; суетиться.

  • Целый день мать крутилась как белка в колесе; варила обед, стирала, убирала.

Ты читал басню И.А.Крылова “Белка”? Белка, посаженная в колесо-клетку, своим бегом вертит его, но сама нисколько не продвигается вперёд. Из басни и пошло выражение вертеться как белка в колесе .

У Агаты день рожденья,
Будет полон дом друзей.
Много нужно ей успеть,
Всех хлопот не перечесть.
Вот и вертится Агата,
Словно белка в колесе .

Работа в группах

Разгадаешь ребус – прочтёшь фразеологизм! Удачи!

Бить баклуши

Шесть загадок волшебного сундучка (ложка, лук, тарелка, решето, дудка, мешок).

– Назовите фразеологизм, содержащий название предмета из сундучка (учитель поочерёдно показывает предметы из сундучка). Подсказка – шуточный вопрос.

  • Ею кофе, чай мешают и медленное действие совершают. Что это?
  • С этим овощем дружит горе. Что это?
  • В какой посуде чувствуют себя неловко?
  • В этой посуде воду не носят, зато в ней полно чудес. Что это?
  • Под какой музыкальный инструмент плясать никому не хочется?
  • В нём можно купить кота, но не утаишь шила. Что это?
  • Через час по чайной ложке – помалу, очень медленно, долго (о чьём-либо медленном действии).
  • Горе луковое – незадачливый, нерасторопный человек.
  • Быть не в своей тарелке – быть в плохом, подавленном настроении, чувствовать неловкость.
  • Чудеса в решете – невероятно, необыкновенно; о чём-либо необыкновенном, странном.
  • Плясать под чужую дудку – действовать не по своей воле, а по произволу другого, во всём подчиняться кому-либо.
  • Купить кота в мешке – приобрести неизвестно что.

Работа в группах. Кроссворд “Фразеологизмы”.

– Какие слова пропущены в этих выражениях? Подсказка: эти слова – имена прилагательные.

По горизонтали:

1.Горе … . 6. По … велению. 7. … вопрос. 9. Во всю … . 12. … строка. 13.Через час по … ложке. 14. … верста. 18. … угол. 20. Вывести на … воду. 21. … труд. 22. Глаза на …месте. 23. … тетеря.

По вертикали:

2. … слёзы. 3. Плясать под …дудку. 4. С … нос. 5. Отложить в … ящик. 8. … доля. 10. Шут … . 11. … коню в зубы не смотрят. 15. На … небе. 16. … память. 17. На … ногу. 19. Избушка на … ножках.

Работа с текстом

Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес! Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!

Сколько фразеологизмов со словом нога вы найдёте в данном тексте?

  1. На короткой ноге – в близких, дружеских отношениях.
  2. Встать с левой ноги – быть в плохом настроении.
  3. Со всех ног – очень быстро, стремительно (бежать).
  4. Уносить ноги – спасаться бегством, удирать от опасности.
  5. Ни ногой – совсем не ходит, не ездит куда-либо, не бывает у кого-либо.
  6. Ноги не будет – кто-либо никогда не приедет, перестанет посещать кого-либо, бывать где-либо. Обычно как угроза, запрещение.

Работа в парах

Мы побываем в зимнем лесу. Перед вами картина И.И.Шишкина. Как она называется, вы узнаете, когда выполните задание.

Задание.

Перемешались фразеологизмы, попробуйте навести порядок: подберите к словам из правого столбика слова из левого столбика так, чтобы они образовали устойчивые выражения. По первым буквам левого столбика прочитайте название картины Ивана Шишкина.

З амести следы, и грать на нервах, м артышкин труд, а хиллесова пята. Картина “Зима”.

Картинная галерея

По рисунку отгадай фразеологизм (мы увидим, что было бы, если бы мы понимали некоторые устойчивые выражения буквально).

Ни рыба ни мясо, чесать язык, сесть в лужу, зарубить на носу, медвежья услуга, купить кота в мешке.

Самостоятельная работа

Очень часто в ЕГЭ по русскому языку встречаются задания, в которых требуется найти предложение с фразеологизмом.

1. В каком случае выражение является фразеологизмом?

1) чёрный муравей
2) белая ворона
3) белый заяц
4) рыжий лев

2. Какая пара фразеологизмов не является антонимами?

1) рукой подать, за тридевять земель
2) семи пядей во лбу, звезд с неба не хватает
3) капля в море, как с гуся вода
4) воспрянуть духом, повесить голову

3. Какой фразеологический оборот имеет значение “от скуки”?

1) от случая к случаю
2) от нечего делать
3) от чистого сердца
4) от корки до корки

IV. Итоги урока

Мои достижения в изучении темы “Фразеологизмы”.

V. Домашнее задание

Я раздам вам буклеты с заданиями по фразеологии, а вы выполните понравившиеся задания. Надеюсь, что все чувствовали себя на уроке удобно, были в своей тарелке и кое-что зарубили себе на носу. А я на седьмом небе от общения с вами.

Тарико Татьяна Михайловна
Конспект урока «Фразеологизмы и их употребление»

3 н а т ь : о фразеологизмах - устойчивых сочетаниях слов, их роли в обогащении речи

Уметь : употреблять в речи фразеологизмы с целью ее обогащения.

I. Взаимопроверка домашнего задания.

II. Класс работает над лексическим диктантом (записать слово, угадав его по лексическому значению) .

1) Красная строка, отступ в начале строки (абзац) .

2) Небольшая дощечка или металлическая пластинка с вырезом для большого пальца, на которой живописцы кистью смешивают краски и с которой они берут их во время работы (палитра) .

3) Краски, замешанные на воде (акварель) .

4) Камень цвета морской воды (аквамарин) .

5) Художник, рисующий морские пейзажи (маринист) .

6) Дословная выдержка из какого-либо текста (цитата) .

7) Устойчивое сочетание слов (фразеологизм ) .

III. Слово учителя.

Прослушайте стихотворные строки :

Так образы изменчивых фантазий,

Бегущие, как в небе облака,

Окаменев, живут потом века

В отточенной и завершённой фразе .

В. Брюсов.

Слова эти взяты из «Сонета к форме» известного поэта Серебряного века В. Брюсова и являются эпиграфом к нашему уроку . А тема нашего урока- фразеологизмы и их употребление .

IV. Работа по вопросам.

Что называют фразеологическим оборотом ? Приведите примеры.

Как по-другому можно назвать фразеологический оборот ? (фразеологизм , устойчивое сочетание слов)

Назовите источники возникновения фразеологизмов и приведите примеры . (пословицы и поговорки : много снега- много хлеба;, исторические события : Пусто, словно Мамай прошёл)

V. Национальный характер фразеологических оборотов .

Например, мы часто говорим : «быть между молотом и наковальней» или «между двух огней» , когда оказываемся в трудном положении, между двумя враждебными сторонами. Англичане же сказали «находиться между дьяволом и глубоким синим морем» .

Синонимом к слову «никогда» в русском языке является фразеологический оборот «когда рак на горе свистнет» , в английском –«когда луна превратится в зелёный сыр» , в немецком –«когда собаки залают хвостами» , в болгарском – «когда свинья в жёлтых шлёпанцах на грушу вскарабкается» , в киргизском – «когда хвост верблюда коснётся земли» .

VI. Вспомните фразеологические обороты со словом рука. Объясните, как вы понимаете эти выражения, приведите примеры.

(Возможные варианты : валится из рук (не клеится, не работается) ; взять голыми руками (легко сделать) ; дать по рукам (наказать, отучить) ; из рук в руки (непосредственно) ; не покладая рук (неустанно) ; из рук вон плохо (очень плохо) и мастер на все руки, дать руку на отсечение, лёгкая рука т. д.)

VII. 1. Дайте толкование фразеологизмов :

На птичьих правах – временно, незаконно.

Собаку съел – приобрел опыт, навык в чем-либо.

С иголочки – совершенно новый, только что сделанный, изготовленный.

Сказка про белого бычка – бесконечное повторение одного и того же.

Как с гуся вода – совершенно безразлично, все нипочем, ничего не действует.

2. Дайте толкование фразеологизмов . Как говорят о человеке :

Который часто меняет свои решения – семь пятниц на неделе;

Которого трудно заставить поверить чему-либо – Фома неверующий;

Кротком, безобидном, добром – мухи не обидит;

Робком, скромном, незаметном – тише воды, ниже травы;

Который чувствует большую неловкость – готов сквозь землю провалиться;

Очень болтливом – язык без костей;

Который испытывает чувство сильного испуга, ужаса – волосы дыбом становятся.

VIII. В русском языке много фразеологизмов , которые обозначают высшую степень различных признаков. Назовите их по толкованию.

Беречь – как зеницу ока;

Любить – души не чаять, на руках носить;

Ругать – на чем свет стоит;

Сильно краснеть – до корней волос;

Крепко спать – как убитый, без задних ног;

Быстро скакать – во весь опор;

Быстро бежать – во весь дух, во все лопатки, сломя голову;

Смеяться – кататься со смеху, животики надорвать;

Громко кричать – во все горло;

Промокнуть, промерзнуть – до костей;

Хорошо знать – как свои пять пальцев.

IX. Учитель поясняет, что слова и выражения, которые вошли в нашу речь из литературных источников, называют крылатыми словами.

Существуют особые словари метких, образных слов (например, «Крылатые слова» (Ашукин Н. С, Ашукина М. Г. - М., 1986) . В них разъясняется смысл крылатых слов, указывается, откуда взято то или иное выражение.

Какие крылатые слова из басен Крылова вы помните? (У сильного всегда бессильный виноват; А Васька слушает да ест; А вы, друзья, как ни садитесь. ; Ларчик просто открывался и т. д.)

X.. На уроках литературы вы знакомились с мифами Древней Греции. Вспомните и запишите фразеологизмы , вошедшие из них в русский язык, объясните их значение.

(Авгиевы конюшни, троянский конь, ахиллесова пята, гордиев узел, гомерический хохот и др.)1

1. Укажите неверное утверждение :

а) фразеологизмы - свободные сочетания слов;

б) существуют фразеологизмы-синонимы ;

в) к фразеологизмам можно отнести также и пословицы;

г) в предложении фразеологизмы являются одним членом предложения.

2. Укажите фразеологизмы - синонимы к словосочетанию очень любить :

а) как свои пять пальцев;

б) яблоку негде упасть;

в) души не чаять;

г) проще пареной репы;

д) носить на руках;

е) положа руку на сердце.

3. Найдите синонимические фразеологизмы :

а) во что бы то ни стало;

б) игра не стоит свеч;

в) ни слуху ни духу;

г) хоть караул кричи;

д) себе дороже;

е) хоть волком вой;

ж) кровь из носу;

з) как в воду канул.

4. Найдите антонимические фразеологизмы :

а) душа в душу;

б) засучив рукава;

в) играть на руку;

г) положа руку на сердце;

д) вставлять палки в колеса;

е) кривить душой;

ж) как кошка с собакой;

з) через пень колоду.

1) вернуться к разбитому корыту; а) А. Пушкин;

2) Демьянова уха; б) А. Чехов;

3) рыльце в пуху; в) Н. Некрасов;

4) человек в футляре. г) И. Крылов.

XII. Подведение итогов урока .

XIII. Рефлексия

XIV. Домашнее задание.

Конспект урока на тему: «Фразеологизмы»

Дата: 12 февраля 2013 год Класс, предмет: 8 класс, русский язык

Учебник: для 8 класса общеобразовательных учреждений, авторы: С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов

Место в теме: первый урок

Цель: познакомить детей с новым понятием в русском языке: фразеологизм, научить находить их в тексте и объяснять лексическое значение.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: индивидуальная, парная.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация

Раздаточный материал: дидактические карточки.

Ход урока.

1. Организация класса.

2.Новый материал.

Сегодня мы узнаем значение нового слова – фразеологизмы. Это устойчивые сочетания слов. Живут-поживают слова-детали. Ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний. Но в какой-то момент, когда возникает необходимость, слова сливаются в неделимые словосочетания-фразеологизмы.

Например, существуют слова: вода, не, разлить и фразеологизм водой не разольёшь ; слова: как, сквозь, землю, провалиться и фразеологизм как сквозь землю пролиться.

Русский язык богат фразеологическими оборотами. Фразеологические обороты украшают речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас человека, тем интереснее, ярче выражает он свои мысли.

Каждый фразеологизм имеет свою историю возникновения, значение любого из них можно найти в специальном словаре фразеологизмов. (Показать такой словарь)

Спустя рукава

Рукавицы и перчатки появились на Руси довольно поздно. Раньше были распространены длинные рукава, которые засучивали перед работой. Отсюда засучив рукава – значит, усердно принявшись за дело. После работы зимой рукава опускали, чтобы согреть руки. Со спущенными рукавами человек работает плохо, так как они мешают ему. Отсюда и возникло выражение спустя рукава – значит, небрежно, кое-как.

3.Фразеологическая физкультминутка

    Найдите в каждой строке фразеологизм и объясните его значение:

    вешать картины, вешать портьеры, вешать голову - (расстроиться);

    сесть на стул, сесть на землю, сесть в калошу – (опозориться);

    точить ножницы, точить лясы , (болтать), точить топор;

    бить стёкла, бить посуду, бить баклуши – (бездельничать).

4.Первичное закрепление нового материала.

Задание 1.Долина поэтов

Послушайте четверостишие, подберите нужные слова и добавьте их.

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят…

(Водой не разольёшь).

Мы исходили городок

Буквально вдоль и поперёк,

И так устали мы в дороге,

Что еле…(волочили ноги).

Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо, ведь этим ты другу

Окажешь …(медвежью услугу).

Задание 2. Что бы это значило?

Объясните лексическое значение фразеологизма.

Кот в мешке (неизвестное);

лезть в бутылку (провоцировать ссору);

погнаться за длинным рублём (меркантильный интерес);

спать без задних ног (крепко);

провалиться сквозь землю (стыдиться);

тянуть кота за хвост (делать что-то медленно, нерешительно); терять голову (идти на поводу у своих эмоций, безрассудно); писано вилами на воде (неизвестно);

быть на седьмом небе (большая радость);

вешать лапшу на уши (врать); выйти из себя (разозлиться); точить зуб (сердиться);

нужно как рыбе зонтик (абсолютно не нужно).

Задание 3. Творческая мастерская.

К толкованию подберите подходящий по смыслу фразеологизм.

1. О том, кто часто меняет свои решения.

2. О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чём-нибудь.

3. Об очень дальних родственниках.

4. О болтливом человеке.

5. О положении, когда опасность грозит с двух сторон.

Фразеологизмы

    У него семь пятниц на неделе.

    Фома неверующий.

    Седьмая вода на киселе.

    У него язык без костей.

    Между двух огней.

Задание 4. Сортировочная станция

Запишите фразеологизмы по группам:

а) выражающие радость, счастье;

б) выражающие недоверие, недоумение.

Воспрянуть духом.

Глазам своим не верить.

Как баран на новые ворота.

На верху блаженства.

Не укладывается в голове.

Развести руками.

Ума не приложу.

Скажи на милость.

К предложенным фразеологизмам подберите синонимичные слова и обороты.

Рукой подать. (Близко)

С первого взгляда. (Сразу)

С горем пополам. (Кое-как)

Затаив дыхание. (Осторожно)

На каждом шагу. (постоянно)

Опустить руки. (Расстроиться)

Чёрным по белому. (Очевидно)


5.Проверка знаний.

Самостоятельная работа

Выписать из стихотворения как можно больше фразеологизмов.

Как работает слово?

Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по-разному служит оно.

Примеры тут можно найти без труда,

Возьмём хоть короткое слово «вода».

Вот был я мальчишкой, да детство прошло.

С тех пор уж немало воды утекло.

О смелом мы вправе сказать наперёд:

«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!»

А гуси и утки – сухие всегда.

Заметили люди: «Как с гуся вода»,

Случилось с тобою: ты правил не знал,

Молчал при опросе! Воды в рот набрал!

Лентяй отдыхает, а время идёт-

Сказать болтуну мы порою не прочь:

«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!

Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду! Ты дело давай!»

Работать впустую!.. Что скажут потом?

Не дело, мол, воду носить решетом!

Стихи я пишу, не жалея труда,

Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода».

(В. Суслова)

Ответы: 9 фразеологизмов

    Воды утекло.

    Сквозь огонь и сквозь воду пройдёт.

    Как с гуся вода.

    Воды в рот набрал.

    Под камень лежачий вода не течёт.

    Воду-то в ступе толочь.

    Лить воду.

    Воду носить решетом.

    В стихах-то вода.

Самостоятельная работа

Кашу маслом не испортишь

Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят,- сказала мама. А Саша стучит.

Прекрати стук! – сказал папа. А Саша стучит.

Как об стенку горохом, - говорит бабушка.

Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток!

Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.

Отдай!

Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!

Саша заплакал.

Я машину чиню.

А бабушка:

Всему своё время.

Зачем молоток унесла7

Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.

Не все: мы не спим.

Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.

Папа сказал:

Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.

А бабушка говорит:

Кашу маслом не испортишь.

Ответы:

    Кашу маслом не испортишь.

    Как об стенку горохом.

    Хоть кол на голове теши.

    Сказано – сделано.

    Не видать как своих ушей.

    Всему своё время.

    Ему про Ерёму, а он про Фому.

    Как с Луны свалился.

    Русским языком сказано.

    Воду в ступе толочь.

Самостоятельная работа

Найдите в рассказе и выпишите 10 фразеологизмов.

Попались на удочку

Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.

Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: «Пойдём да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас. Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке. Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, растерялись мы. «Вот пустомеля, - возмутился дед, - всё время кому-нибудь морочит голову».

У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. «Ничего, братишка, - успокоил нас дед, - со мной пойдёте». И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.

Ответы

    Попались на удочку.

    Пальчики оближешь.

    Развесить уши.

    Потерять голову.

    Собаку съесть.

    Одним духом.

    Морочить голову.

    Плакать в три ручья.

    Не в своей тарелке.

    Ни в сказке сказать, ни пером описать.

1. БРАТЬ БЫКА ЗА РОГА (действовать решительно)

2. ДЕЛАТЬ ИЗ МУХИ СЛОНА (сильно преувеличивать)

3. РАЗВЕСИТЬ УШИ (слушать чужие разговоры)

4. НАВРАТЬ С ТРИ КОРОБА (очень много)

5. ДЕЛИТЬ ШКУРУ НЕУБИТОГО МЕДВЕДЯ (делить что-то заранее)

6. ВОДИТЬ ЗА НОС (обманывать)

7. ТИПУН НА ЯЗЫК (чтобы не сбылось сказанное)

9. НОСИТЬ ВОДУ РЕШЕТОМ (делать заранее пустое и безрезультативное дело)

10. ПРОЖУЖЖАТЬ ВСЕ УШИ (надоесть постоянными разговорами об одном и том же)

11. ЩЕКИ ГОРЯТ (чаще всего щеки краснеют от стыда или смущения)



Похожие статьи

© 2024 my-kross.ru. Кошки и собаки. Маленькие животные. Здоровье. Лекарство.