Нежность самый кроткий робкий божественный лик. Сочинение по тексту тэффи о любви-нежности. Как отбирать тексты для тренировочных сочинений

ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

(1)Нежность – самый кроткий, робкий, божественный лик любви. (2)Любовь-страсть – всегда с оглядкой на себя. (3)Она хочет покорить, обольстить, она хочет нравиться, она охорашивается, подбоченивается, мерит, всё время боится упустить потерянное. (4)Любовь-нежность всё отдаёт, и нет ей предела. (5)И никогда она на себя не оглянется, потому что «не ищет своего». (6)Только она одна и не ищет. (7)Но не надо думать, что чувство нежности принижает человека. (8)Наоборот. (9)Нежность идёт сверху, она заботится о любимом, охраняет, опекает его. (10)А ведь опекать и охранять можно только существо беззащитное, нуждающееся в опеке, поэтому слова нежности – слова уменьшительные, идущие от сильного к слабому.

(11)Нежность встречается редко и всё реже. (12)Современная жизнь трудна и сложна. (13)Современный человек и в любви стремится прежде всего утвердить свою личность. (14)Любовь – единоборство.

(15)Ага! (16)Любить? (17)Ну ладно же. (18)Засучили рукава, расправили плечи – ну-ка, кто кого?

(19)До нежности ли тут? (20)И кого беречь, кого жалеть – все молодцы и герои. (21)Кто познал нежность – тот отмечен.

(22)В представлении многих нежность рисуется непременно в виде кроткой женщины, склонившейся к изголовью. (23)Нет, не там нужно искать нежность. (24)Я видела её иначе: в обликах совсем не поэтических, в простых, даже забавных.

(25)Мы жили в санатории под Парижем. (26)Гуляли, ели, слушали радио, играли в бридж, сплетничали. (27)Настоящий больной был только один – злющий старик, поправлявшийся от тифа.

(28)Старик часто сидел на террасе в шезлонге, обложенный подушками, укутанный пледами, бледный, бородатый, всегда молчал и, если кто проходил мимо, отворачивался и закрывал глаза. (29)Вокруг старика, как трепетная птица, вилась его жена. (30)Женщина немолодая, сухая, лёгкая, с увядшим лицом и тревожно-счастливыми глазами. (31)И никогда она не сидела спокойно. (32)Всё что-то поправляла около своего больного. (33)То переворачивала газету, то взбивала подушку, то подтыкала плед, то бежала греть молоко, то капала лекарство. (34)Все эти услуги старик принимал с явным отвращением. (35)Каждое утро с газетой в руках она носилась от столика к столику, приветливо со всеми беседовала и спрашивала:

Вот, может быть, вы мне поможете? (36)Вот здесь кроссворд: «Что бывает в жилом доме?». (37)Четыре буквы. (38)Я записываю на бумажке, чтобы помочь Сергею Сергеевичу. (39)Он всегда решает кроссворды, и, если затрудняется, я ему прихожу на помощь. (40)Ведь это единственное его развлечение. (41)Больные ведь как дети. (42)Я так рада, что хоть это его забавляет.

(43)Её жалели и относились к ней с большой симпатией.

(44)И вот как-то он выполз на террасу раньше обычного. (45)Она долго усаживала его, укрывала пледами, подкладывала подушки. (46)Он морщился и сердито отталкивал её руку, если она не сразу угадывала его желания. (47)Она, радостно поёживаясь, схватила газету.

(48)Вот, Серёженька, сегодня, кажется, очень интересный кроссворд.

(49)Он вдруг приподнял голову, выкатил злые жёлтые глаза и весь затрясся.

(50)Убирайся ты наконец к чёрту со своими идиотскими кроссвордами! – бешено зашипел он.

(51)Она побледнела и вся как-то опустилась.

(52)Но ведь ты же... – растерянно лепетала она. – (53)Ведь ты же всегда интересовался...

(54)Никогда я не интересовался! – всё трясся и шипел он, со звериным наслаждением глядя на её бледное, отчаянное лицо. – (55)Никогда! (56)Это ты лезла с упорством дегенератки, каковая ты и есть!

(57)Она ничего не ответила. (58)Она только с трудом проглотила воздух, крепко прижала руки к груди и огляделась кругом с такой болью и с таким отчаянием, точно искала помощи. (59)Но кто же может отнестись серьёзно к такому смешному и глупому горю? (60)Только маленький мальчик, сидевший за соседним столиком и видевший эту сцену, вдруг зажмурился и горько-горько заплакал.

(по Н.А. Тэффи*)

* Надежда Александровна Тэффи (1872–1952) – русская писательница, поэтесса, мемуарист и переводчик.

Основные проблемы

1. Проблема понимания любви и нежности (Что такое нежность?)

1. Нежность – одно из проявлений лика любви. Но это самый кроткий и робкий лик, в то время как любовь больше похожа на единоборство.

2. Проблема отношения к любящему человеку (Как может относиться один человек к любящему его другому человеку?)

2. Иногда отношение человека к любящему его может выражаться в эгоистичном, грубом и даже потребительском использовании.

3. Проблема разграничения любви-страсти и любви-нежности (В чём отличие любви-нежности от любви-страсти?)

3. В отличие от любви-страсти, которая всегда с оглядкой на себя, любовь-нежность, не ищет своего, отдаёт всё и нет ей предела; она идёт сверху, заботится о любимом, охраняет, опекает его.

4. Проблема исчезновения такого понятия как нежность (Почему в современном мире все реже встречается нежность?)

4. Современный человек стремится во всём утвердить себя как личность. Нежность считается проявлением слабости.

Работа № 1


Критерий

Балл

Комментарий

К1

К2

К3

К4

К5

К6

К7

К8

К9

К10

К11

К12

Всего

Работа №2



Критерий

Балл

Комментарий

К1

К2

К3

К4

К5

К6

К7

К8

К9

К10

К11

К12

Всего

Работа № 1

Критерий

Балл

Комментарий

В 1 абзаце сформулирована проблема понимания нежности: Что такое нежность – на этот вопрос рассуждает…

Проблема прокомментирована, приведено 2 примера-иллюстрации: 1) цитата из текста (2 абзац), 2) описание взаимоотношений героев текста и комментарий (4 абзац).

Приведённый литературный аргумент в 5 абзаце не может быть засчитан, поскольку он не по сформулированной проблеме (человек способен ради любви изменить свою жизнь, из нигилиста превратился в романтика).

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью.

Допущена 1 логическая ошибка: вывод последнего абзаца слабо связан с рассуждениями предыдущего абзаца.

Работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли. По критерию К10 выставлен 1 балл.

В работе наблюдаются графические ошибки (описки), вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания: выразъить (выразить) в 3 абзаце, белезни (болезни), безотвтной (безответной) и др. , которые не влияют на оценку грамотности.

Допущены 2 грубых орфографических ошибки: 1) однотипная ошибка расуждает (1 абзац) и расмотрим (4 абзац); 2) в помоще (4 абзац), 3) главный Герой (4 абзац).

Пунктуационных ошибок нет.

Допущено более 3 грамматических ошибок: неверное управление существительным с предлогом после глагола в 1, 3 и 4 абзацах – на этот вопрос рассуждает (1 абзац); мы можем выразить любовь своим близким (3 абзац); историю больного старика с его женой (4 абзац); нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм в 5 абзаце – Но он влюбляется … и из нигилиста превратился…

Допущено 2 речевых ошибки: нарушение лексической сочетаемости слов ни на шаг не покидает (4 абзац), неоправданное повторение слов помощь, проявляется в 4 абзаце.

Этических ошибок нет.

Допущена фактическая ошибка: в рассказе Тургенева «Отцы и дети» в 5 абзаце.

Итого: 13 баллов.

Работа №2

Критерий

Описывая обыденные ситуации из жизни, писательница пытается привлечь внимания читателя к дефициту проявления нежности у современных людей. Трогательные истории помогают увидеть значимость мелочей в отношениях, из которых состоит вся наша жизнь.

Талантливая русская писательница Тэффи Н. А. написала сборник рассказов о трепетном чувстве — нежности. Каждая описываемая ситуация подкреплена эмоциональным окрасом, подчеркивающим важность происходящего.

Благодаря непринужденному юмору и лирическим фразам в ее рассказах очень точно передается настроение и характер героев. На примере взаимоотношений между женщиной и мужчиной, между детьми и взрослыми, между людьми и животными, автор показывает, как всего лишь несколько нежных слов или жестов могут сделать абсолютно счастливым каждого из нас. Трогательные и умиленные высказывания производят сильное впечатление и заставляют пересмотреть свое отношение к окружающим.

Любовь и нежность: исчезновение нежности в современном мире

Во многих эпизодах Тэффи противопоставляет взрослому миру детское ощущение реальности. Погруженные в водоворот нескончаемых проблем, взрослые забывают о человечности, проявляя сухость и жестокость. В то время, как дети воспринимают окружающий мир через душевное тепло и сердечные переживания. Нежность к ребенку проявляется прежде всего через тактильный контакт.

Для гармоничного развития каждому малышу необходимо ощущать родительские объятия. Причем количество объятий в день по-разному влияет на ребенка, одного раза вовсе не достаточно. Учеными проведено множество экспериментов, доказывающих, что обнимая больного малыша, мы помогает ему скорее выздороветь.

  • В рассказах «Наш быт», «Мы злые», «Пасхальное дитя» автор показывает насколько обыденные события приземляют человека. И только погружение в мир фантазий, розовых снов и запредельных желаний, наполненными любовью и нежностью, помогают стать нам более счастливыми.
  • Окрыленное высказывание писательницы в полной мере отображает ее женскую позицию: «Нежность – это самый кроткий, робкий, божественный лик любви. Это то чувство, которое идет сверху и заботится о его любимом, охраняет его» .
  • Тэффи говорит о том, что это трепетное переживание является продолжением любви, ее важной составляющей. Проявление тепла и мягкости к другому человеку, искреннее безвозмездное желание помочь и уберечь – все это проявление нежности.
  • В своих рассуждениях писательница сопоставляет сочетание любви со страстью и любви с нежностью , отдавая предпочтение второму варианту. На примере реальных историй, показывает ряд преимуществ проявления нежности перед другими чувствами. Любовь в сочетании с нежностью бескорыстна и милосердна.


  • В порыве нежности люди стремятся отдать свое тепло, внимание, заботу. Любовь в сочетании со страстью более эгоистична. Охваченный страстью человек стремится к собственному насыщению, удовлетворению и благополучию. А ведь в настоящей любви нужно отдаваться другому человеку.

Нежность — самый кроткий, робкий, божественный лик любви Тэффи

В одном из рассказов Тэффи делится впечатлениями о своих наблюдениях за пожилой парой. Супруга ухаживает за больным мужем и пытается всячески скрасить его нелегкое положение.

  • Создавая образ женщины, автор подчеркивает ее «тревожно-счастливые глаза». Неприязнь к мужчине, подкрепляет его неопрятным хмурым видом. Взамен на трепетное и заботливое отношение, женщина выслушивает грубые высказывания мужа и терпит хамское отношение.
  • Чувство всепрощающей любви и нежности по отношению к мужу, помогает ей устоять перед его невежеством. Можно с уверенностью сказать, что героиня обладает внутренней силой. Далеко не каждый готов открыть свое сердце и душу перед другим человеком.
  • Свою жалость к героине , Тэффи показывает на примере расплакавшегося маленького мальчика, ставшего свидетелем несправедливого отношения мужчины к женщине. На примере этой ситуации, автор показывает силу нежности, возвышающей человека.


  • Это чувство вызывает желание заботиться о своих близких, оберегать их от невзгод. Слабые и больные люди очень остро нуждаются в проявлении нежности, она помогает им стать сильнее и побороть свой недуг: «А ведь опекать и охранять можно только существо беззащитное, нуждающееся в опеке, поэтому слова нежности – слова уменьшительные, идущие от сильного к слабому.»
  • Ощущая поддержку со стороны, у людей появляется надежда и вера в светлое будущее.
  • Высказывание Тэффи: «Сестра нежности – жалость и они всегда идут вместе» разделяет архиепископ Иоанн Шаховской. В своем стихотворении он пишет о том, что нежность и жалость не разделяются, и к каждому человеку приходят как единое целое: «…Жалость и нежность, нежность и жалость ходят всегда вдвоем …».

В проявлении своих чувств важно не переборщить. Чрезмерное проявление нежности обесценивается в глазах партнера. Он перестает ценить ваши поступки. Навязчивая забота может вызвать раздражение. Человек начнет вас избегать. Выражая свои чувства, необходимо анализировать реакцию противоположного пола. Переизбыток внимания мы наблюдаем в рассказе Тэффи.

Вместо благодарности, женщина вызвала у супруга злость и раздражение. Ярким примером могут стать дети или животные. Каждый малыш нуждается в нежности. Но когда его постоянно тискают, он перестает испытывать удовлетворение от этого процесса. Животные также с радостью воспринимают человеческую любовь и ласку. Но когда их не выпускают из рук и ограничивают свободу действий, это вызывает у них испуг.

Проявление нежности гораздо реже исходит от мужчин, чем от женщин. Мужчины стремятся к сильному образу. Они стараются избегать переживаний, делающих их уязвимыми. Часто такое поведение обусловлено подражанием своему отцу. С детства мы видим проявление нежности прежде всего от матери и, только в редких случаях, это исходит от отца.

Желая воспитать в своем сыне настоящего мужчину, многие родители считают проявление нежности неуместным. А ведь человек не испытавший нежность в детстве, вряд ли сможет осчастливить другого человека. Его никто этому не научил. Конечно же каждый человек индивидуален и такой опыт можно приобрести и в своей взрослой жизни.

Есть категория мужчин, которые сопоставляют нежность с привязанностью. Возникает боязнь потерять свою внутреннюю свободу. Вместо нежности мужской пол отдает предпочтение сексуальному контакту. Однако это кардинально противоположные понятия. Проявление нежности направлено на заботу о другом человеке, а в порыве страсти мужчина прежде всего заботится об удовлетворении собственных желаний.

Каждый человек хочет быть любимым, ощущать трепетное отношение к себе. В то же время, мы нуждаемся в людях, которым можно подарить свою заботу и нежность. Видеть благодарность в глазах человека, чувствовать свою значимость – все это доставляет особое удовольствие.



Каждая женщина нуждается в спонтанных непредсказуемых проявлениях любви. Ей важно получать знаки внимания, слышать теплые слова, чувствовать поддержку. Когда к женщине относятся не как к партнеру, помощнице, домохозяйке, а как к близкому родному человеку, она начинает чувствовать себя более уверенно. И это вовсе не говорит о женской неполноценности или изначально заниженной самооценке: «Но не надо думать, что чувство нежности принижает человека. Наоборот. Нежность идет сверху, она заботится о любимом, охраняет, опекает его.»

Проявить свою нежность можно по-разному. Нежные слова, ласковые прикосновения, добрый взгляд и улыбка, телесный контакт – все это форма выражения ваших чувств. Именно такая нежность является настоящем проявлением сердца, а не физиологических потребностей. С помощью таких проявлений союз партнеров закрепляется на энергетическом уровне.

Мы все чаще сталкиваемся с безразличностью, холодными взглядами, безэмоциональными высказываниями. Люди недовольные собой и окружающими событиями, погруженные в свои проблемы, не замечают исчезновение нежности в современном мире. Для нее не остается места. Многие даже ненавидят это чувство, так как стесняются открыть свою душу или просто не умеют проявлять свои переживания. Сложно сказать, что вообще доставляет им радость.

Нежность исходит только от сильных людей, не боявшихся обнажить свою душу и сердце. Это чувство способно изменить человека, давая почувствовать им новый вкус жизни. Поделившись своими внутренними переживаниями с близкими, мы делаем их счастливее.

Что же такое нежность глазами разных людей?

  • Нежность проявляется в волнении и смущении при встрече с любимым.
  • Когда ты смотришь на фото любимого человека, то от прилива нежности замирает сердце.
  • Нежность – это смущенная улыбка на твоем лице, наполненная светом твоей души.


Нежность — это смущенная улыбка
  • – это трепетные прикосновения, ласковые поцелуи, поглаживание каждой родинки и морщинки на теле.
  • Нежность – это когда ты не можешь насытиться голосом близкого человека, когда ты нашептываешь о любви глазами.
  • Нежность – это поглаживание волос, вдыхание аромата тела, биение сердца любимого человека.
  • Нежность – это воспоминания о прикосновении любимого человека к твоим губам, глазам, рукам.
  • Нежность проявляется в осторожности, доверии, тактичности, заботе. Здесь неуместна дикая страсть.
  • Нежность — это состояние открытого, искреннего, светлого, полного заботы и внутренней наполненности человека.

Видео: Проявление любви и нежности

Вот тут, на самой опушке леса, недалеко от деревни осинка брянской это и было. Мы шли по сосновому лесу вдоль оплывших, засыпанных старой хвоей и поросших травами ямок. Это были боевые ячейки. Маршал Василевский, помню, рассказывал: от этих одиночных окопов в первый же год войны пришлось отказаться - бойцы в них чувствовали себя подавленно, неуверенно. Общий окоп, чувство локтя товарища делали людей более стойкими и сплоченными. Но тут давний бой 16 августа 41-го года бойцы-кавалеристы приняли, лежа в ячейках. Эскадрон связи 112-го кавалерийского полка, 21-й дивизии, 13-й армии оказался на пути танков Гудериана, неумолимо катившихся на Восток. И горстка бойцов, не ведая, с какой силой она столкнется, коней привязала в низине, а на опушке окопалась для боя. Мотоциклистов, самоуверенно мчавшихся по шоссе, сильным огнем они смяли, с потерями заставили отойти, а против танков что могли конники сделать? Все полегли. Жители сельца Осинка схоронили их тут же, в лесу, в трех могилах.
После войны об этом неравном бое не позабыли. Установили возле дороги монумент конника, глядящего в сторону, откуда шел неприятель. Людей, помнивших этот маленький эпизод Великой войны, уже не осталось. Но друг мой Николай Старченко вспоминает, как бабушка повела его вдоль опушки, показала ямки в земле и, поплакав, повязала березку возле одной из ямок вышитым полотенцем. Мальчику было тогда семь лет. Взяв палку, он лег в ячейку и целился в воображаемые танки.
В этом году исполнялось шестьдесят лет с того дня, когда случился неравный тот бой. И Николай загодя стал готовиться к этому дню. Написал на Брянщину, что приедет, советовался, какие гостинцы привезти из Москвы еще живым свидетелям той войны - старикам и старушкам в Осинке и в других деревнях. Почин земляка поддержали в Сураже, в лежащих рядом белорусских деревнях. Мне Николай предложил: «Поедем на Брянщину - посмотришь, где я вырастал...»
И мы поехали через Малоярославец, Медынь, Юхнов, Рославль...
Памятный день в августе был солнечным, тихим и теплым. Несколько сотен людей пришли из близлежащих селений - русских и белорусских. Играл оркестр. Говорили речи. Вспомнили давний тот бой. Положили цветы на могилы, к сожалению, безымянных бойцов. Мой друг был в центре волнующего события. Сказал недлинную речь, а потом из двух коробов доставал подарки своим землякам: старушкам - цветные яркие шали на плечи, старикам - по хорошей книжке, повествующей о войне, и по фляжке - вспомнить «боевые сто грамм». В ответ прозвучали слова уваженья и благодарности: «Спасибо, Коленька, что приехал, что надоумил всех нас собраться, что помнишь родные места».
Врзвращалимь домой из брянских боров мы той же дорогой: Рославль, Юхнов, Медынь, Малоярославец. Николай вел машину, и вместе мы вспоминали пережитое за три дня. Вспомнили безымянных конников, дорогу, по которой в 41-м двигались танки. «Я слышал, что сказала старушка, когда ты накинул на плечи ей шаль. Она сказала: «Как бы хотела быть лет на двадцать моложе, чтобы в этой обновке показаться на людях» За разговорами долгий путь пролетел незаметно. После лесов, пажитей, сереньких деревушек, маленьких городков, мостов через речки вдруг появилось море огней - Кольцевая дорога... Как важно время от времени с этой дороги съезжать и видеть что-то еще, помимо златоглавой и дорогой для всех нас столицы.

Сочинение ЕГЭ по тексту Н. Тэффи "Нежность – самый кроткий, робкий, божественный лик любви..." Проблема: Какую роль играет нежность в отношениях между людьми?

Какую роль играет нежность в отношениях между людьми? Именно этот вопрос поднимает в своем тексте русская писательница Н. А. Тэффи.

Автор приглашает читателя поразмышлять о сущности нежности, рассказывая историю из своей жизни. Рассказчик описывает грубого старика, который с отвращением относился к единственной женщине, заботившейся о нем: "Всё что-то поправляла около своего больного. То взбивала подушку, то подтыкала плед, то бежала греть молоко, то капала лекарство". Это была его жена, старавшаяся всеми силами угодить ему, чтобы он чувствовал себя хорошо и ни в чем не нуждался. Однако старик ругает ее, не обращая внимания на все то, что она для него сделала. Женщина сразу меняется в лице, и автор привлекает внимание читателя к этому бытовому случаю: "Но кто же может отнестись серьёзно к такому смешному и глупому горю?". Автор вызывает в читателе чувство несправедливости и обиды, показывает ужасную сторону поступка старика.

Подтверждение вышесказанному можно найти на страницах художественной литературы. Так, в произведении А. И. Куприна “Гранатовый браслет” нежность предстает читателю в непривычном свете. Желтков без памяти любит Веру, но понимая, что его любовь безответна, Желтков все равно стремится сделать своей любимой приятное. Он дарит ей подарки, сыплет бесчисленными комплементами в письмах, рассказывает о своих глупых подвигах, которые он совершает ради нее. Эта милая навязчивость является проявлением тех сильных чувств, которые Желтков испытывает к Вере. Эту нелепую заботу Куприн представляет читателю как нежность, которая побуждает Желткова ухаживать за Верой. Таким образом, нежность Желткова по отношению к Вере заставила ее задуматься о своей жизни, помогла почувствовать себя любимой.

В произведении Н. В. Гоголя “Старосветские помещики” нежности отведена особая роль. Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна – пожилые супруги, которые даже в преклонном возрасте продолжают любить друг друга. Они не ссорятся, вместе занимаются хозяйством, коротают дни. Словом, их любовь проявляется в той чистой нежности, которую они дарят друг другу каждый день. Эта обоюдная забота друг о друге превратила их в единое целое, части которого не могут жить отдельно. Именно поэтому, как только Пульхерия Ивановна умирает, Афанасий Иванович теряет вкус к жизни и вскоре также отходит в мир иной. Именно нежность до конца жизни соединяла этих людей, побуждая их дарить друг другу радость и любовь к жизни.

Исходный текст

(1)Нежность – самый кроткий, робкий, божественный лик любви. (2)Любовь-страсть – всегда с оглядкой на себя. (3)Она хочет покорить, обольстить, она хочет нравиться, она охорашивается, подбоченивается, мерит, всё время боится упустить потерянное. (4)Любовь-нежность всё отдаёт, и нет ей предела. (5)И никогда она на себя не оглянется, потому что «не ищет своего». (6)Только она одна и не ищет. (7)Но не надо думать, что чувство нежности принижает человека. (8)Наоборот. (9)Нежность идёт сверху, она заботится о любимом, охраняет, опекает его. (10)А ведь опекать и охранять можно только существо беззащитное, нуждающееся в опеке, поэтому слова нежности – слова уменьшительные, идущие от сильного к слабому. (11)Нежность встречается редко и всё реже. (12)Современная жизнь трудна и сложна. (13)Современный человек и в любви стремится прежде всего утвердить свою личность. (14)Любовь – единоборство.

– (15)Ага! (16)Любить? (17)Ну ладно же. (18)Засучили рукава, расправили плечи – ну-ка, кто кого? (19)До нежности ли тут? (20)И кого беречь, кого жалеть – все молодцы и герои. (21)Кто познал нежность – тот отмечен. (22)В представлении многих нежность рисуется непременно в виде кроткой женщины, склонившейся к изголовью. (23)Нет, не там нужно искать нежность. (24)Я видела её иначе: в обликах совсем не поэтических, в простых, даже забавных. (25)Мы жили в санатории под Парижем. (26)Гуляли, ели, слушали радио, играли в бридж, сплетничали. (27)Настоящий больной был только один – злющий старик, поправлявшийся от тифа. (28)Старик часто сидел на террасе в шезлонге, обложенный подушками, укутанный пледами, бледный, бородатый, всегда молчал и, если кто проходил мимо, отворачивался и закрывал глаза. (29)Вокруг старика, как трепетная птица, вилась его жена. (30)Женщина немолодая, сухая, лёгкая, с увядшим лицом и тревожно-счастливыми глазами. (31)И никогда она не сидела спокойно. (32)Всё что-то поправляла около своего больного. (33)То переворачивала газету, то взбивала подушку, то подтыкала плед, то бежала греть молоко, то капала лекарство. (34)Все эти услуги старик принимал с явным отвращением. (35)Каждое утро с газетой в руках она носилась от столика к столику, приветливо со всеми беседовала и спрашивала:

– Вот, может быть, вы мне поможете? (36)Вот здесь кроссворд: «Что бывает в жилом доме?». (37)Четыре буквы. (38)Я записываю на бумажке, чтобы помочь Сергею Сергеевичу. (39)Он всегда решает кроссворды, и, если затрудняется, я ему прихожу на помощь. (40)Ведь это единственное его развлечение. (41)Больные ведь как дети. (42)Я так рада, что хоть это его забавляет. (43)Её жалели и относились к ней с большой симпатией. (44)И вот как-то он выполз на террасу раньше обычного. (45)Она долго усаживала его, укрывала пледами, подкладывала подушки. (46)Он морщился и сердито отталкивал её руку, если она не сразу угадывала его желания. (47)Она, радостно поёживаясь, схватила газету.

– (48)Вот, Серёженька, сегодня, кажется, очень интересный кроссворд. (49)Он вдруг приподнял голову, выкатил злые жёлтые глаза и весь затрясся.

– (50)Убирайся ты наконец к чёрту со своими идиотскими кроссвордами! – бешено зашипел он. (51)Она побледнела и вся как-то опустилась.

– (52)Но ведь ты же... – растерянно лепетала она. – (53)Ведь ты же всегда интересовался...

– (54)Никогда я не интересовался! – всё трясся и шипел он, со звериным наслаждением глядя на её бледное, отчаянное лицо. – (55)Никогда! (56)Это ты лезла с упорством дегенератки, каковая ты и есть!

(57)Она ничего не ответила. (58)Она только с трудом проглотила воздух, крепко прижала руки к груди и огляделась кругом с такой болью и с таким отчаянием, точно искала помощи. (59)Но кто же может отнестись серьёзно к такому смешному и глупому горю? (60)Только маленький мальчик, сидевший за соседним столиком и видевший эту сцену, вдруг зажмурился и горько-горько заплакал.

(По Н.А. Тэффи*) * Надежда Александровна Тэффи (1872–1952) – русская писательница, поэтесса, мемуарист и переводчик.

Сочинение

Н.А. Тэффи пишет о человеческих взаимоотношениях. Можно ли противостоять грубости со стороны близких? Именно такую проблему поднимает автор.

Чтобы привлечь внимание читателя к данному вопросу, Н.А. Тэффи приводит эпизод из жизни немолодой супружеской пары. Автор прямо высказывается об отношениях в семье. «Нежность идет сверху, она заботится о любимом, охраняет, опекает его», - пишет Тэффи. С одной стороны, писательница показывает нам любящую, заботливую супругу с «тревожно-счастливыми глазами», пытающуюся во всем угодить мужу. С другой - злого, ненавидящего всех окружающих больного старика, который публично проявил грубость, нанес оскорбления жене. Свое возмущение поведением мужчины Н.А. Тэффи передает читателю, описав реакцию находящегося поблизости ребенка. Автор пишет: «Только маленький мальчик, сидевший за соседним столиком и видевший эту сцену, вдруг зажмурился и горько-горько заплакал».

Позиция автора напрямую не выражена, но вытекает из всего сказанного. Грубость со стороны близкого делают человека несчастным, беззащитным, наносят сильную душевную рану. Чаще всего противостоять такому отношению практически невозможно.

Нельзя не согласиться с точкой зрения автора. Мне искренне жалко женщину, которая не была готова к такой резкоcти со стороны мужа. Сердце ее охватили боль и отчаяние, стало трудно дышать. Я хорошо понимаю ее состояние, так как тоже оказывался в подобной ситуации.

Сильные душевные переживания из-за грубости со стороны близких людей показывают авторы литературных произведений. Так, Павел Санаев в своей автобиографической повести «Похороните меня за плинтусом» описывает детство Саши Савельева, которого бабушка постоянно ругает, обзывает, унижает при посторонних людях. Из-за этого мальчик растёт замкнутым, неуверенным, болезненным. Саша не может открыто противостоять «заботливой» бабушке-тирану и мечтает о жизни с мамой.

Душевную и физическую боль, сильные внутренние переживания испытывает и герой автобиографической повести М. Горького «Детство». В десятилетнем возрасте после смерти отца Алексей Пешков попал в дом своего деда. Из семьи, где его любили, где царил мир и покой, мальчика забрали в дом, где существовали жестокие законы: дед избивал бабушку и порол внуков до потери сознания, сыновья деда воевали не на жизнь, а на смерть из-за наследства, дети жестоко издевались над более слабыми. Алексей находит утешение в компании бабушки, которая стала мальчику настоящим другом, помогает перенести все горести и сохранить в душе любовь, вырасти добрым и неравнодушным человеком.

Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, поднятой Н. Тэффи, и поймут, насколько важно сдерживать свои эмоции, относиться к близкому человеку с нежностью, заботой и вниманием.

(369 слов, публикуется после небольшой стилистической правки)

Сочинение прислал пользователь сайта Никита Воротнюк



Похожие статьи

© 2024 my-kross.ru. Кошки и собаки. Маленькие животные. Здоровье. Лекарство.