Значение успенского поста. Успение Пресвятой Богородицы: история и традиции праздника, значение Успенского поста. Значение Успенского поста

: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.2,16-17). Кроме постнического труда, человек должен был трудиться физически, обрабатывая прекрасный райский сад, и интеллектуально, нарекая имена животным. Гармония жизни человека состояла в том, что его дух жил Богом, душа жила духом, а тело жило душою.

В посланиях апостола Павла есть такие слова: «Жало же смерти - грех; а сила греха - закон» (1Кор.15,56). Возникает вопрос: как закон может быть силой греха, если закон (ветхозаветный) появился гораздо позже грехопадения?

Дело в том, что все Синайское законодательство вполне умещается в ту единственную заповедь о посте, которую получил первый человек в Эдемском саду.

Адам мог владеть всем через приобщение к Началу бытия. Но он захотел сам стать таким началом. Отделившись от Творца своим непослушанием, он попытался завладеть всем как бы извне. Мы также порой хотим считать себя «началом» в нашей жизни. Мы и становимся неким началом - но началом греха, болезни и смерти. Вместо того, чтобы желать одного высшего блага, в котором бы все люди нравственно соединились, мы желаем многих материальных благ, причем исключительно для себя. Таким образом, мы отделяемся ото всех, ища во всем своего, но ни на чем остановиться не можем. «Все ищут своего, а не того, что [угодно] Иисусу Христу» (Флп.2,21).

Поступая так, мы превращаем вселенную в безжизненное скопище бесконечно мелких, ничем не связанных частиц. Наша чувственная душа, вместо того, чтобы служить опорой и орудием для деятельности духа, предается слепому и страстному стремлению к плотской жизни, по примеру Эпикура: «Ешь, пей душа моя и наслаждайся, ибо завтра умрем».

Нам очень трудно усвоить евангельский принцип жизни: «Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал.6,8). Вместо единения с окружающими людьми воля наша стремится к господству, а ум, вместо углубления во Всеединого Сущего, предается произвольным рассуждениям о многих предметах, по большому счету ему вовсе не нужных. Наша же чувственная душа, вместо преображения материи через обращение к Богу, стремится к бессмысленному наслаждению этой материей.

Так выстраивается т.н. «формула греха», отраженная в Первом послании апостола Иоанна: «Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1Ин.2,16).

Исходя из этой формулы греха, существуют три вида поста.

Первый его вид - пост духовный, который требует от нас воздержания от честолюбивых, властолюбивых и самолюбивых действий; требует отказа от власти и славы человеческой. Как часто мы любим без пользы для ближних заявлять о себе, порисоваться перед другими, показать свою значимость, превосходство или силу.

Вспоминается третье искушение Спасителя в пустыне - искушение властью. Диавол стремится разжечь человеческое тщеславие через «все царства мира», которые он обещает положить к нашим ногам. Лукавый желает расчесать в нас гнойник гордыни, тщеславия, самолюбования, чтобы мы захотели стать у всех на виду, подобно божеству. Следует помнить, что всякий раз, когда у нас появляется возможность заявить о себе, чтобы показать свое превосходство - лучше воздержаться от этого. Не стоит давать пищи своему самолюбию.

Второй вид поста - это пост интеллектуальный, который состоит в воздержании от односторонней деятельности ума, от бесплодной игры понятий и представлений, от бесконечных и ненужных вопросов. Этот пост необходим людям ученым, которые часто кичатся своим знанием и интеллектом, забывая, что начало мудрости есть страх Божий. Все горизонты науки всегда связаны с «прахом этого мира», на котором, собственно, наука и «работает». Она всегда имеет два недостатка: неполноту научного материала и субъективное мнение самих ученых. Правило интеллектуального поста таково: не ищи знаний без пользы для ближнего и для дела Божьего. Не ищи пустой оригинальности в мыслях! Когда тебе захочется высказывать взгляд, не связанный с общим благом - воздержись от этого.

Третий вид поста - это пост чувственной души. Он заключается в воздержании от чувственных наслаждений, которые плохо управляются сознанием нашего ума и волей. Мы знаем, что главнейший вид физического поста - это воздержание от кровавой пищи, от мяса. Достаточно вспомнить, что Бог в Эдемском саду предложил в пищу прародителям плоды дерев, а не мясо живых существ, там обитающих. Вспомним также первое искушение Христа в пустыне - превратить камни в хлебы, чтобы «накормить народ», и этим «свернуть» крестную миссию Спасителя, которая строилась на добровольном избрании истины. Хитрый дьявол знал, что трудно стоять в истине, не имея хлеба. Однако Христос Сам был Хлебом жизни и Истиной.

Следует помнить, что истинная задача нашей чувственной жизни - возделывать сад земли, превращая мертвое в живое. А поскольку мы этого делать не можем в полном смысле этого слова - ибо это творит Сам Господь - то, по крайней мере, сообразуясь с Его волей, хотя бы не следует умерщвлять живое. Напротив, необходимо всемерно поддерживать в нем жизненные силы. Этим мы как бы сохраняем Божьи творения. Монахи, например, мяса не вкушают вообще, ибо нельзя поддерживать свою жизнь за счет жизни других живых существ. Мы же, миряне, делаем это только во дни постов, внося хотя бы такую малую лепту в Божье дело.

Успенский пост выделяется из других постов тем, что посвящен Богоматери. Он предваряет, казалось бы, печальное событие - смерть Пресвятой Девы. Но поскольку христиане верят, что смерть есть «приобретение» (см.Флп.1,21), то и относятся к ней как триумфу и победе над силами ада. Успение Пресвятой Богородицы - начало этого триумфа, после Воскресения Господа Иисуса Христа.

Пожалуй, именно с этой мыслью - о победе над смертью во Христе - следует вступать в благословенное время Успенского поста.

Пресвятая Богородица по праву считается особой Заступницей и Молитвенницей перед Богом за весь человеческий род. Недаром и праздник Рождества Богоматери традиционно признается Церковью, как начало спасения людей. Ведь если бы не появилась на свет такая чистая и непорочная Дева, то не на что было бы рассчитывать людям, столь много раз отходившим от заповедей и тем самым оскорблявшим Бога вновь и вновь.

Успение Пресвятой Богородицы относится к двунадесятым праздникам и отмечается во всех храмах и монастырях. Из Церковного Предания мы узнаем, что последние годы своей земной жизни Богородица жила в доме у любимого ученика Господа - Иоанна Богослова. Именно он вместе с Пречистой Матерью остался и видел последние страдания Христа. И ему были сказаны слова: «Се Мати твоя»; Пресвятой Богородице же Господь сказал: «Се сын Твой». Церковь уделяет этим словам большое внимание, указывая на то, что таким образом Богородица становится Заступницей не только для апостола, к которому обращена эта речь, но и всему человечеству.

В контексте этого усыновления всех людей в духовном плане, для верующих играет огромную роль Успение Божией Матери. Кто-то может возразить, что невозможно радоваться смерти. Но сама история Успения Божией Матери является удивительной. Будучи предупрежденной архангелом Гавриилом о том, что через три дня Ее земной путь закончится, Она усердно постится и посвящает все время и силы молитве. Является Господь с сонмом ангелов и забирает Ее Пречистую душу в небесные обители. После чего апостолы относят тело Богородицы в гробницу, где ранее были погребены ее родители - святые праведные Иоаким и Анна.

Один из апостолов, имя которому было Фома, не успел вовремя добраться и не успел попрощаться с Материю Господа. Поэтому его повели на место погребения. Однако, придя, апостолы не обнаружили тела Богородицы в гробнице. Уверившись, что никто не мог забрать его, они поняли, что господь забрал на небо и тело Пречистой Матери Своей.

Только узнав историю Успения, можно оценить значение этого праздника для всех христиан. Радость состоит в том, что теперь Пресвятая Богородица и на небе ходатайствует о каждом из нас у Сына Своего и Бога нашего.

Успенский пост. Как провести это время с пользой.

Пост Успенский официально был принят и установлен Церковью в 1166 году. Между тем первые упоминания о нем относятся еще к V-му веку. Совершается он в память о том, что Пречистая Богородица и Сама перед Своим Успением посвятила последние дни посту и молитве.

Успенский пост является вторым по строгости после Великого из всех четырех многодневных постов, которые соблюдают каждый год православные христиане. Пост этот предваряет праздник Успения Божией Матери, отчего и получил такое название. Проходит он с 14 по 28 августа по новому стилю.

Одна из главных книг, в ней можно найти указания относительно соблюдения постов - Типикон. Согласно ей, в понедельник, среду и пятницу стоит вкушать пищу без растительного масла. Однако современная практика чаще говорит о том, что на тот или иной подвиг следует благословляться у того священника, к которому человек чаще ходит на исповедь. 19 августа, в праздник Преображения Господня, разрешается вкушать рыбу.

В целом, несмотря на кажущуюся строгость, Успенский пост, как правило, проходит довольно легко. Связано это, во-первых, с тем, что в августе в большом количестве поспевают различные фрукты и овощи. Вторая же причина - это небольшой временной период, который захватывает собою Успенский пост, ведь идет он всего две недели!

Духовное отношение к посту

С точки зрения православного христианина, пост имеет одну цель: приблизить человека к Богу. В это время стоит отказаться от проведения увеселительных и шумных мероприятий. Усилия, которые прилагались к молитве, можно усилить. Например, если человек не читал утреннего и вечернего правила, то сейчас как раз пришло время все-таки начать исполнять их. Если же читал ранее правило, то теперь может постараться добавлять к нему каждый день по главе Евангелия. А кто выполнял и это, если ему по силам, мог бы взяться за чтение псалтири по кафизме в день.
Разумеется, все, что касается молитвы, делать лучше с благословения духовника.

Следует избегать во время поста бесполезного и пустого общения, праздности, так как они мешают сосредоточиться на своем внутреннем состоянии. В этот период хорошо будет выбрать книгу для духовного чтения, заручившись добрым советом духовного лица. В пост нужно чаще стараться прибегать к таким Таинствам Церкви, как исповедь и Причастие Святых Христовых Таин.

Не нужно относиться к посту только лишь как к какому-то ограничению в пище. Это время многие отцы Церкви величают «весной духовной». Согласитесь, не зря же они это делают! Мы должны хоть немного отвлечься в эти дни от привычной суеты и посмотреть на себя со стороны: как мы ведем себя с родными, на улице, на работе. Достойны ли мы называться учениками Христовыми? - Увы, у большинства ответ может оказаться отрицательным. Нужно помнить, что проверка эта дается отнюдь не для того, чтобы впасть в отчаяние, но, напротив, чтобы вооружившись воздержанием и молитвой с Божией помощью исправляться и становиться лучше.

Значение Успенского поста

Успенский пост идет по времени недолго. Но требует сосредоточенности и внимания к себе. Это маленькое августовское наше приношение Господу и Его пречистой Матери и еще одна попытка стать хоть немного лучше, чем сейчас.
Каждый может сделать что-то для себя и для других в этот период. Главное - просто быть немного более чутким, чем обычно. Обратить внимание на того, кому тяжело и нужна поддержка. Не пройти мимо просящего милостыню. Помочь женщине с коляской зайти в подъезд. Казалось бы, какие-то мелочи, а этими «мелочами» покупается дорога в Царствие Небесное.

Что касается пищи, то Успенским постом нельзя вкушать мяса, молочных продуктов, яиц. Однако и данные требования являются не безусловными: послабление предполагается для больных и беременных, а также в некоторых случаях для тех, кто занят на тяжелой физической работе.

Начинается пост с празднования Образа Спаса Нерукотворного, потом, 19 августа, Церковь празднует Преображение Господне. Завершается же малый подвиг этот торжеством - Успением Пресвятой Богородицы.

В сам день празднования, как правило, большинство верующих готовятся к принятию святых Христовых Таин. После того, как служба закончилась, садятся за праздничный стол. Теперь приходит время праздника, закончилось время поста.

В России этот день всегда очень любили. Видимо, по этой причине так много здесь есть храмов и монастырей Успенских (Псково-Печорский монастырь, Тихвинский мужской монастырь и др.) Нередко в обителях совершаются ночные богослужения: так монахи желают особенно почтить Матерь Божию и заручиться Ее Покровительством.

Удивительное по красоте и масштабам празднование проходит ежегодно в Печорах, куда съезжаются паломники не только со всей России, но и из стран ближнего и дальнего зарубежья.
Дорожка, выложенная камнями много столетий назад, полностью устилается цветами. По ней братия монастыря несет чудотворный образ Успения Пресвятой Богородицы, что хранится в обители. Настоящая Малая Пасха. Не только для Печор, но и для всей страны.

Летом, через месяц после Петрова (Апостольского) поста, начинается Успенский пост. Он пришел к нам из давних времен. Приблизительно в 450 году Лев Великий ясно указывал на Успенский пост среди четырех церковных постов, каждый из которых приходится на определенное время года.

Окончательно Успенский пост был установлен в 1166 году на Константинопольском Соборе, где председательствовал патриарх Лука. На Соборе было подтверждено, что все православные христиане должны соблюдать этот пост. Церковь призывает подражать Матери Божией, перед переселением на небо постоянно пребывавшей в молитве и посте.

Когда проходит Успенский пост

Успенский пост - самый коротких из всех постов. По старому стилю он был установлен с 1 по 15 августа, сейчас же сместился на 14-28 августа. Он проходит перед двумя великими праздниками - Преображения Господня и Успения Божией Матери, начинаясь с . Этот пост считается одним из самых строгих, он уступает только Великому.

Наиболее строго пост соблюдается в понедельник, среду и пятницу. Успенский пост уже считается осенним, он завершает церковный год и открывает новое время года - осень. Церковное новолетие происходит 14 сентября по новому стилю.

Весь Успенский пост как бы связывают воедино три праздника - три Спаса.

Что символизирует Успенский пост

Успенский пост должен быть временем радости, временем возвращения домой, оживания. Нужно отряхивать с себя все обветшалое и омертвелое, чтобы обрести способность жить. Пост готовит к празднику Успения, который можно назвать неожиданным для миропонимания. Действительно, что празднуется? Смерть Богородицы? Однако слово «успение» означает не «смерть», а «сон».

Смысл праздника в том, что нет больше такой смерти, какая ждала бы каждого, если бы не Воскресение Христово. Нет страха смерти и нет скорби о ней. И даже уйдя, Пресвятая Богородица не оставляет мир.

Согласно преданиям, после Вознесения Господа Иисуса Христа она жила возле Иерусалима и любила посещать Гефсиманский сад и Голгофу, где подолгу молилась. Она молилась о том, чтобы иудейский народ обратился к вере, о новых церквях в разных странах.

Однажды после такой молитвы пред ней предстал Архангел Гавриил, и до этого не единожды являвшийся ей с возвещениями велений Божиих. С радостью он ей сообщил, что спустя три дня ее земной путь будет окончен и Бог возьмет ее в вечные обители. При этом он дал ей сияющую неземным светом райскую ветвь.

Узнав о том, когда произойдет ее переход из этого мира, Дева Мария готовилась к нему с молитвой и постом, несмотря на то, что она не нуждалась ни в исправлении, ни в очищении души. Ее жизнь - образец жертвенности и святости.

В назначенный час в комнате пылали свечи, а Богоматерь возлежала на украшенном одре в окружении близких любящих людей. Внезапно храмина озарилась светом Божественной славы, и с неба сошел Сам Господь в окружении Ангелов, а также душ ветхозаветных праведников. Безо всякого телесного страдания, глядя на Своего Сына и словно засыпая, она передала Ему свою чистую душу.

Во время погребения апостолы несли одр с Пречистым телом, и огромная процессия верующих провожала его со священными песнями. Предание гласит, что Апостол Фома не успел на погребение, и ему позволили войти в пещеру в третий день, чтобы дать возможность в последний раз поклониться Пресвятой. Однако в пещере они увидели только погребальные пелены, приятно благоухающие, а тела Богородицы там не было. Тогда они поняли, что Господь взял на Небо ее пречистое тело.

Вечером того же дня во время трапезы Матерь Божия явилась апостолам и сказала им радоваться, ибо она с ними во все дни.

Пост для православных - это подражание подвигу Богородицы и ее чистоте, а также восхваление Пресвятой, которая неустанно насаждала и утверждала Христианскую Церковь.

Пояс Богоматери и святые одежды с благоговением хранятся, разделенные на части, и до сих пор творят чудеса, как и многочисленные иконы. С особой торжественностью праздник Успения Пресвятой Богородицы проходит в Гефсимании, где она была погребена.

Как поститься во время Успенского поста

Этот пост, с одной стороны, один из самых строгих. А с другой - он всегда считался легким, потому что можно было есть молодой картофель, овощи, фрукты и грибы. Виноград и яблоки разрешается есть после (19 августа).

Во время Успенского поста нужно воздерживаться от сыра, мяса, масла, яиц и молока. С 14 августа (Медовый Спас) освящается медовый сбор, и его тоже можно употреблять в пищу. В понедельник, среду и пятницу самый строгий пост - сухоядение, то есть нужно питаться неотваренной пищей. Во вторник и четверг можно есть вареную пищу без масла. В субботу и воскресенье разрешено вино и растительное масло.

19 августа, в день Преображения Господня, разрешена рыба, как и в праздник Успения, если он приходится на среду или пятницу, а разговение начинается на следующий день. Если Успение Пресвятой Богородицы приходится на другие дни недели, то поста уже нет.

Однако в дни поста немаловажным является и духовное воздержание: от страстных и греховных движений, которые услаждают пороки, и от ссор и раздражения. Пост также строг к шумным развлечениям. Принято тратить меньше денег на еду, освобождая их для благотворительности.

Нужно помнить о том, что приучаться к посту необходимо постепенно. Человек, никогда прежде не постившийся, скорее испортит себе здоровье, чем приблизится к святости, если начнет резко поститься. К тому же, он станет раздраженным и нетерпеливым.

Каждый сам должен определять, сколько в сутки ему нужно еды и питья, и постепенно уменьшать количество, сводя к необходимому для жизни минимуму. А главным правилом является то, что не нужно отягчать свои сердца пьянством и чревоугодием. Важно не забывать, что суть поста, прежде всего, не в отказе от животной пищи, а в том, чтобы ограничить удовольствия.

Пост призван сделать нашу телесную природу крепкой и легкой, которая могла бы подчиняться движениям духа и исполнять его требования. Все боголюбивые люди чувствовали, что пост - очень сильное средство, чтобы приготовиться к спасительным и великим делам, святые всегда строго постились и советовали другим.

Через месяц после Петрова поста наступает Успенский пост. Он продолжается две недели (с 14 по 27 августа) и установлен перед большим церковным праздником . Этим постом Церковь призывает нас подражать Богородице, Которая перед Своей кончиной пребывала в посте и молитве. Божия Матерь, узнав о дне своей смерти, подвизалась и постилась, хотя, будучи непорочной и святой не имела нужды в посте. Поэтому истинно верующие люди постятся и воспевают Богородицу, подражая Её житию и этим побуждая Её к молитве о нас.

Этот пост учрежден по случаю двух больших праздников – ) и Успение. Один из них подает нам освещение, а другой – ходатайство и умилостивление за нас.

История возникновения Успенского поста

Известно, что Богородица после Вознесения Иисуса Христа проживала в доме святого апостола Иоанна Богослова. Однажды, когда Она гуляла по Гефсиманскому саду, Ей явился архангел Гавриил. Он возвестил, что через три дня Ей предстоит перейти в вечную жизнь. По молитве Богоматери случилось так, что в Иерусалим ко времени Её Успения из дальних стран чудесным образом стали собираться апостолы. В день, когда должно было совершиться Успение Божией Матери, в третьем часу во время общей молитвы с Небес сошел сам Господь, окружаемый архангелами и ангелами. Без всякого страдания и с улыбкой на лице Богородица преставилась ко Господу.

Одр, на котором лежало тело, святые апостолы понесли через весь Иерусалим в Гефсиманию. Над процессией послышались звуки небесной музыки и возникло облако света. Первосвященник Афоний, чтобы остановить шествие, попытался опрокинуть одр, но ангел Господень отсек его руки огненным мечом. Афоний раскаялся, получил исцеление и начал исповедовать учение Христа. Вечером святые апостолы тело Пресвятой Богородицы положили в гроб, а вход в пещеру закрыли большим камнем.

По воле Божией, при погребении Богородицы не присутствовал апостол Фома. На третий день после Успения он пришел в Иерусалим и начал горько плакать возле гроба. Апостолы, видя его страдания, сжалились над ним и убрали камень от гроба, чтобы Фома получил возможность приложиться к святому телу. И тут выяснилось, что тело Приснодевы исчезло, а в пещере находились только погребальные пелены. Тогда люди узнали, что Пречистая на небо была взята в теле.

Вечером того же дня за трапезой апостолам явилась Богородица и сообщила: «Радуйтесь! Я с вами во все дни ». Услышав это, апостолы подняли часть хлеба и воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам ». В память об этом событии в монастырях совершается чин панагии – возношение части хлеба в честь Богоматери.

В осенний мясоед (период от завершения Успенского поста и до начала ) устав о пище такой же, как и в летний мясоед, т.е. по средам и пятницам разрешена рыба только в дни храмовых и двунадесятых праздников. Пища с растительным маслом разрешена в среду и пятницу только в том случае, если в эти дни почитают великого святого с полиелейной службой накануне.

Значение и смысл Успенского поста

Успенский пост пришел к нам из древних времен христианства. Первоначально постный период августа состоял из двух постов: Преображенского и Успенского. Они были установлены позже, чем Рождественский и Великий. Разделял их праздник . В этот день разрешалось вкушать скромную пищу. В один Успенский пост они были объединены императором Львом VI Мудрым. Но в XII веке пост не был еще четко регламентирован, поэтому вопрос об Успенском посте рассматривался на Константинопольском соборе 1166 года, который проходил под представительством патриарха Луки.

На соборе обсуждался длительность постов. Тогда некоторые сомневались по поводу количества дней Успенского и Рождественского поста, поэтому сам патриарх подтвердил, что хотя дни постов нигде письменно не обозначены, нужно следовать неписанному церковному преданию и поститься с 1 по 14 августа.

Уставные правила воздержания в период Успенского поста звучат так:

  1. В понедельник, среду и пятницу положено сухоядение.
  2. Во вторник и четверг можно употреблять вареную пищу без добавления растительного масла.
  3. В субботу и воскресенье разрешается вареная пища с растительным маслом и вина.
  4. В праздник Преображение Господне разрешено вкушать вареную пищу с растительным маслом, рыбу и вина.

Это самый короткий пост, который длиться всего две недели. Начинается он 14 августа. В этот день празднуется Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Этот праздник был установлен в Константинополе для избавления верующих от различных недугов. 14 августа из царской сокровищницы в Софийском соборе выносился крест, на котором распяли Иисуса Христа, и люди, прикладываясь к нему, исцелялись. В этот день в церквях осуществляется поклонение Кресту и малое освящение воды. Освящают не только воду, но и мёд нового урожая, поэтому праздник ещё называют « ».

Как уже упоминалось, на время поста приходится двунадесятый праздник – Преображение Господне. Посвящен он знаменательному событию на горе Фавор, где Иисус преобразился в Своей Божественной славе перед учениками, явились пророки Илия и Моисей и с небес раздался глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте ». Во время празднования Преображения Господня Церковь исповедует соединение в Спасители двух начал: человеческого и Божественного. Смысл этого праздника в том, что Христос дает надежду и открывает дорогу для всего человечества.

В храмах 19 августа совершается освящение плодов нового урожая – яблок и винограда – благословляется их вкушение. Отсюда и другое название праздника – « ».

По строгости соблюдения Успенский пост можно приравнять к (нельзя есть мясные, молочные и рыбные продукты). В субботу и воскресенье в пищу можно добавить растительное масло. Рыбу разрешается вкушать один раз за весь пост – в праздник Преображения Господня. Если Успение приходится на среду или пятницу, то этот день – тоже рыбный, а разговев (начало употребления скоромной пищи) переносится на следующий день.

Несмотря на то, что Успенский пост считается строгим, он является самым лёгким и приятным. Запрет на мясо, молочные продукты и другую скоромную пищу особо не тяготит верующих, ведь к этому времени созревают фрукты и овощи, которые являются вкусной и желанной пищей и помогают значительно разнообразить стол.

Завершается пост праздником Успения. 27 августа во всех церквах за вечерним богослужением для поклонения из алтаря выносят Плащаницу с изображением Богородицы. До чина погребения Плащаница находится посреди храма. Потом её крестным ходом проносят вокруг церкви.

Видео: Успенский пост

14 августа начинается Успенский пост. Успенский пост - самый короткий из всех постов, он длится всего две недели. Начинается Успенский пост янтарным медовым Спасом, центр его – Преображение Господне, заканчивается лазурным праздником Успения Божией Матери .

“В отличие от того, что считают и чувствуют многие, период духовного напряжения (скажем, во время Великого поста или говения) Успенский пост – время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить. Успенский пост – это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить, – жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны.

Пока нам недоступен, непонятен этот момент радости, у нас будет получаться чудовищная и кощунственная пародия; мы, будто бы во имя Божие, превратим жизнь в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придется расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми” (митрополит Антоний Сурожский)

Уже считается осенним, и, действительно – он открывает врата нового времени года, а завершает церковный год: 14 сентября по новому стилю – церковное новолетие. – единственный, посвященный Богородице: он начинается за две недели до праздника Успения Пресвятой Богородицы. Успенский пост почти такой же строгий, как и Великий пост: рыба разрешается только в Праздник Преображения Господня.

Успение – один из самых любимых на Руси праздников: со времени святого князя Владимира Успенские храмы стали появляться по всей Руси: соборный Киевский храм, Десятинная церковь была посвящена Успению Богородицы. К XIV в. Успенские храмы как главные церкви были построены в Суздале, Ростове, Ярославле, Звенигороде. Главный Московский храм, основанный в Кремле в XIV веке, также был освящен во имя Успения Богородицы.

После Вознесения Господа Иисуса Христа на Небо Пресвятая Дева в основном жила в области Иерусалима, посещая места, где проповедовал и совершал чудеса Ее Сын. Особенно она любила посещать Гефсиманский сад и подолгу молилась там, откуда Христа повели на суд и на крестные страдания. Молилась Пресвятая Дева об обращении к вере упорствующего иудейского народа и о новых церквях, устрояемых апостолами в разных странах, она и сама много проповедовала благую весть Воскресения Христова.


И вот в конце одной такой молитвы предстал перед Ней Архангел Гавриил, который не раз являлся Ей, возвещая веления Божии. Сияющий радостью, Он сообщил Ей, что через три дня закончится путь Ее земной жизни, и Бог возьмет Ее в Свои вечные обители. При этом Он дал Ей райскую ветвь, блистающую неземным светом. Воротясь с Елеонской горы, Богоматерь стала готовиться к отходу из этой жизни.

Наступил час, когда Богоматерь должна была преставиться. В комнате пылали свечи, а на украшенном одре возлежала Богоматерь, окруженная любившими Ее людьми. Вдруг храмина озарилась необыкновенным светом Божественной славы и в необычном свете сошел с неба Сам Господь Иисус Христос, окруженный Ангелами и душами ветхозаветных праведников.
Богоматерь, взирая на Своего Сына, как бы сладко засыпая, без всякого телесного страдания, предала в Его руки Свою чистую душу. Позже, вспоминая это событие, Церковь в одном и своих песнопений воспевает: “Ангелы, успение Пречистой видевши, удивишася: како Дево восхищается от земли на Небо.”

Согласно преданию, во время погребения Богоматери апостолы несли одр, на котором покоилось Ее Пречистое тело, а огромное количество верующих, окружая процессию, пели священные песни. Апостол Фома не успел на погребение Богородицы и ему позволили войти в пещеру, где была погребена Богородица, чтобы он смог поклониться ей в последний раз. Но, войдя в пещеру, они увидели только Ее погребальные пелены, издающие приятное благоухание, самого же тела Богоматери там не оказалось. Пораженные этим непонятным исчезновением Ее тела, они поняли, что Сам Господь соизволил прежде всеобщего воскресения взять на Небо пречистое тело.

Успенский пост установлен с древних времен христианства – упоминания о нем известны с 450 г.

Летние посты

Про Великий пост сейчас знают все, и даже некоторые нецерковные люди пытаются его соблюдать. А вот услышав о прочих, особенно летних постах, многие недоумевают: в чем смысл такого частого отказа от удовольствий? Порой и для православных пост, казавшийся в годы неофитства чем-то значительным и глубоким, со временем превращается в повинность. Хозяйкам прибавляется хлопот на кухне, денег уходит больше… Так в чем же смысл поста? Как поститься с пользой для души? На эти вопросы отвечают известные священники.

Постом многие советуют не только отказываться от скоромной пищи, но и вообще уделять кулинарным вопросам меньше внимания. На деле же именно пост становится для хозяйки испытанием. Денег больше уходит (постные продукты дороже), все мысли только о том, чем накормить мужа и детей. Когда поста нет — проще, больше выбор, не приходится все время думать об этом. Разве это правильно?

Протоиерей Валериан КРЕЧЕТОВ, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы села Акулово Московской области, духовник Московской епархии:


– Настоящее растительное питание вообще бесплатное. Конечно, в городе на бетоне ничего не вырастишь, но в сельской местности достаточно иметь пятачок земли, чтобы иметь все необходимое. У нас Успенским постом повара в храме отдыхают: выйдут на грядочку, нарвут крапивы, сныти, лучку, выберут несколько картошечек - и овощной суп готов! Быстро, вкусно, полезно! Мы к сныти и крапиве относимся как к сорнякам, а ведь преподобный Серафим Саровский два года одной снытью питался! Ботву свекольную сейчас все выкидывают, забыли о таком вкусном блюде, как ботвинья. На самом деле съедобна и полезна ботва не только от свеклы, но и от моркови, от репы.

А на зиму надо заготавливать овощи, грибы, щавель. Тогда и Великим постом всегда будут у вас на столе вкусные постные щи. А на второе нет ничего лучше и здоровее каши. Гречневая, овсяная, пшенная, перловая (кстати, любимая каша Петра I и Суворова). Интересно, какое скоромное блюдо дешевле каши? А ведь никакого особого искусства каша не требует. Проблема в том, что у нас совсем утрачена культура питания. Поставьте детям на празднике гречку, творог, молоко - они ни к чему не притронутся. Зато выпьют всю кока-колу и съедят все чипсы. У них с ранних лет испорчен вкус. И хозяйки с таким же испорченным вкусом предпочитают не напрягаться, покупают в супермаркете неизвестно из чего сделанные полуфабрикаты.

Басня «Стрекоза и муравей» по-прежнему актуальна. Одни трудятся, готовятся к посту, на зиму заготавливают соленья, замораживают свежие овощи, чтобы и Великим постом есть вкусную и здоровую пищу, другие не утруждают себя, не хотят даже фантазию проявить, сами едят что попало и домашних вынуждают. А ведь готовить очень интересно, я бы сам с удовольствием готовил, только не хватает времени. Вот я знаю, что академик-хирург Александр Федорович Черноусов осенью всегда сам заготавливает перец, супруга только под его командой все делает. И знаю многих мужчин, которые готовят лучше своих половин.

Наверное, постные полуфабрикаты стоят дорого - не знаю, не ем. Есть еще более важная проблема, чем расходы. Мы забыли о главном назначении пищи. Сократ говорил: многие живут, чтобы есть, а я ем, чтобы жить. Пища дана нам для жизни, для поддержания телесных сил. И растительная пища, безусловно, для этого больше подходит, она полезнее, здоровее. Например, ученые посчитали, что суп из белых грибов полезнее мясного такой же калорийности в семь раз. Мы не умнее наших предков, которые соблюдали пост и были гораздо здоровее нас.

Я уж не говорю о том, что мясные (а иногда, увы, и рыбные) продукты, которые продаются сегодня в магазинах, как правило, просто нельзя есть. Чем подкармливали того же бройлера? Лучше не думать, а есть здоровую растительную пищу со своего огорода. Как-то принимали мы архиерея Великим постом. На столе стояли отдельно белые грибы, лисички, опята, маслята, грузди, рыжики. Скажите, видел ли хоть один миллионер на своем столе такое ассорти? Сомневаюсь.

Нужно ли в пост есть невкусно?

Из постных продуктов можно приготовить изысканные блюда. Не является ли это грехом? Может быть, правильно в пост отказываться не только от скоромной, но и вообще от вкусной пищи?

Протоиерей Александр БОРИСОВ, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине (Москва):


– Можно так разнообразить постную пищу, что и разговляться не захочется. Особенно Успенским постом - в конце лета много дешевых овощей и фруктов. Но такой пост теряет смысл. Ведь суть поста не просто в отказе от животной пищи, а в ограничении удовольствий. Сознательно лишая себя утешения, которое мы получаем от вкусной пищи и вина, мы становимся чувствительнее к духовной жизни. Если же человек озабочен, как поизысканнее поесть, ему не до духовного. Хотя он и отказывается от животной пищи, но радости жизни в Господе не получает. Всему свое время. Кончается пост - приходит праздник, и мы радуемся, накрываем праздничный стол, зовем гостей, угощаем их вкусной пищей, вместе славим Господа, в том числе и благодарим его за вкусную трапезу, ведь это тоже дар Божий. А постом заботы о еде должны занимать минимум времени. Но искусственно делать пищу невкусной не только не нужно, но и грешно - мы же во славу Божию вкушаем! Постная пища должна быть простой, здоровой и быстрой в приготовлении. И не надо забывать об умеренности - если простой картошкой до отвала наесться, тоже будет не до молитвы, не до чтения Евангелия, не до размышлений о вечном.


– Мы от всего в жизни получаем удовольствие - от каждого цветка, от солнца, от пения птиц, шелеста листьев. Да и от того, что мы просто дышим. Что же, не жить? Просто нужна рассудительность. Получать удовольствие от разумного удовлетворения потребностей нормально. Грех - когда это удовлетворение переходит в страсть, мы хотим насыщаться все больше, есть все изощреннее. Первое - чревобесие, второе - гортанобесие.

Конечно, пост подразумевает ограничение удовольствий, но только глубокие молитвенники и аскеты могут есть совсем невкусную пищу и не замечать этого. Большинству же людей, тем более мирянам, совсем без утешения даже в пост тяжело. Часто люди, особенно новоначальные, прочитав о подвигах святых, пытаются подражать им внешне, в том числе и постятся очень строго, безжалостно по отношению к себе, а в результате впадают в уныние, некоторые даже до нервных срывов себя доводят. Нужна мера, которая у каждого своя. Пища должна быть простой, но достаточно сытной и вкусной. Не может простой человек есть совсем без удовольствия.

– Священноисповедник Афанасий (Сахаров) говорил: «Ешьте хоть вкусную, но постную пищу». Есть невкусно - не наша мера. В понедельник первой седмицы Великого поста поется стихира: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть, злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный». Отец мой, протоиерей Михаил, Великим постом всегда за трапезой говорил: «Постимся постом приятным» - и на этом останавливался.

Как вести себя постом в гостях?

Как быть, если в пост зовут в гости? Не всегда можно отказаться, не обидев близких людей. Попросить их заранее, чтобы на столе была постная пища или руководствоваться тем, что любовь выше поста? Чаще мы выбираем второе, но нет ли в этом лукавства?

Протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ, настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области, благочинный церквей Красногорского района:


– В мясопустную родительскую субботу положено апостольское чтение, в котором говорится: «Если кто из неверных позовет вас и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, - то не ешьте…» (1 Кор. 10: 27-28). Этим наставлением апостола Павла мы обычно пренебрегаем по гордости, сластолюбию и малодушию.

Вот вам две типичные ситуации. Мы пришли в гости к людям, знающим, что мы соблюдаем посты, и знающим, что день постный, но хозяева, презирая церковные уставы, уговаривают нас: «Да ладно, ты же в гостях, ничего страшного, если разочек пост нарушишь». И мы отчасти по сластолюбию, а отчасти по малодушию не устаиваем перед соблазном и в осуждение себе едим пищу, которая сама по себе чиста, но наше чревоугодие и человекоугодие делают ее «идоложертвенным», про которое апостол Павел сказал: «Не ешьте».

А вот второй пример. Люди совсем нецерковные от души угощают нас, не имея намерения соблазнить, а просто не зная о наших правилах. Но мы надуваем щеки от высокомерия или втягиваем их от лжесмирения и отказываемся есть, смущая этим хозяев. А может быть, если бы они услыхали благовестие о Христе и увидели бы в нас искреннюю любовь и смирение, то сами захотели бы стать христианами и тогда бы уже соблюдали посты. Но, видя нашу гордость и не желая стать такими же, как мы, не похулят ли они невольно Церковь Божию, которая на самом деле не виновата в том, что мы в пост разгуливаем по светским гостям и пренебрегаем наставлениями святого апостола Павла?

Если, оказавшись в гостях у нецерковных людей, мы отступаем от поста, чтобы не смущать их, это дело смирения, а если, приходя домой, продолжаем есть скоромное, это дело не смирения уже, а чревоугодия. Речь, разумеется, идет о пище, а не о пьянстве, которое всегда грешно: и в пост, и не в пост.

Какая пища считается постной?

По какому принципу продукты делятся на более или менее скоромные? Во многие дни Рождественского и Петрова постов благословлено вкушение рыбы. Почему она считается менее скоромной, чем молочные продукты?

Игумен ГЕРМОГЕН (Ананьев):

– Самый строгий пост - сухоядение. Послабления идут в следующем порядке: вареная пища, подсолнечное масло, вино, рыба, молочные продукты и яйца, мясо. Неудивительно - млекопитающие сотворены с человеком в один день. По этой же причине молочные продукты мы считаем более скоромной пищей, чем рыбу, - они тоже часть плоти млекопитающих.

– В пост правильно тратить на еду меньше денег, чем обычно, освобождая средства для благотворительности. Это старая церковная традиция, с ней и связана градация постных блюд. В местах раннего христианства рыба и морепродукты были гораздо дешевле молочных продуктов, поэтому и считались более постными. В наше время, наоборот, они гораздо дороже и калорийнее - для меня как биолога это очевидно. В рыбе намного больше белков, чем в любом молочном продукте. Возможно, стоит пересмотреть традицию, рожденную в других климатических и экономических условиях, и поменять рыбу с молочными продуктами местами - то есть считать молочные продукты более постными. Но это может решаться только соборно.

Зависят ли от мяса отношения с Богом?

Многие нецерковные люди не понимают, когда постом православные друзья отказываются от скоромной пищи. Говорят примерно следующее: «Какое значение имеет для Бога, ем ли я мясо? Как отказ от мяса может повлиять на мои с Ним отношения?»

Священник Сергий ПАШКОВ, настоятель Богоявленского храма села Быки Курчатовского района Курской области, руководитель секции дзюдо для детей и подростков в деревне Макаровка Курчатовского района:

– В одном патерике я читал о старце, который, когда в старости занемог, стал по совету врачей вкушать мясо. Он был монахом, а монахи, как вы знаете, мясо вообще не едят. И его родной брат, мирянин, стал в душе осуждать старца за это, думал про себя: лучше бы он умер от своей болезни, чем нарушил монашескую традицию. И однажды услышал он глас Божий: «Что ты осуждаешь брата своего? Если хочешь знать, чему он уподобился за свою внутреннюю жизнь, посмотри направо». Он повернулся и увидел своего брата распятым на кресте. То есть по внутреннему своему устроению старец был подобен Христу, и мясо, которое он вкушал, ничуть его духовной жизни не повредило. Пища не отдаляет нас от Бога и не приближает к Нему. Цель поста в воздержании от страстей, от осуждения ближнего, а отказ от скоромной пищи - лишь средство для достижения этой цели.

Протоиерей Алексий ПОТОКИН, помощник настоятеля храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне (Москва):


– Если вы когда-то влюблялись, вспомните, сильно ли вас в тот момент беспокоило, что вы будете есть на обед или ужин? Думаю, что не очень, потому что, когда человек по-настоящему влюблен, потребность в еде ослабевает, он уделяет ей минимум внимания и времени. И если у меня есть любовь к Богу, радует Его мудрость, красота, святость, я рад, что имею возможность побыть наедине с Ним, отложив все попечения, забыв дурные привычки. Воздержание - не самоцель, а способ восстановить отношения с Богом как со старым другом. Это возможно, только если мы контролируем себя, свои дурные привычки.

Человек до грехопадения был чист, в ангельском образе он внимал Слову Божиему, слышал Его. И питался тогда только растительной пищей. Для нас такое состояние - редкость. Мы хитры, эгоистичны, раздражительны. Любой врач вам скажет, что, когда человек раздражается, на кого-то злится, он тратит гораздо больше энергии. Вот мясо и другая животная пища и были благословлены Богом, чтобы поддержать силы падшего человека, духовно немощного, страстного. Но укрепляет эта пища именно телесные силы, а для восстановления связи с Богом необходимо хотя бы на время смирить свою плоть, чтобы она не так нас будоражила.

Если я хочу больше общаться с Богом, мне надо хоть чуть-чуть отвлечься от общественной суеты, чуть меньше обращать на нее внимания. И отказ от животной пищи этому помогает. Евангелие учит нас не борьбе с излишествами, но призывает искать сокровище: «Ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк. 12: 34). Если это сокровище в общении с другим человеком, мы естественным образом меньше думаем о насыщении. Тем более если сокровище наше в общении с Богом. А после того как ты побыл наедине с Богом, прекрасно сесть за общую праздничную трапезу. Утраченная связь восстановлена, в сердце вернулась любовь, мир заиграл всеми красками, и мы празднуем, славим Господа!

Освящение урожая

Успенский пост – почти такое же строгий, как и Великий пост. По церковному уставу горячая пища с маслом дозволяется только в субботу и воскресенье, а в понедельник среду и пятницу предписывается сухоядение. Рыба этим постом вкушается только один раз – на Преображение Господне (19 августа) .

Вместе с тем, меру своего поста верующие стараются согласовать со священником, исходя из своих телесных возможностей, здоровья, тяжести физического труда и прочих обстоятельств – не следует брать подвиг выше сил.

Начиная с Преображения Господня на трапезе появляются и плоды нового урожая. На сайт приходит много вопросов о том, когда и почему можно вкушать виноград и яблоки нового урожая.

«Здравствуйте! Еще в детстве бабушка говорила, что яблоки до Преображения есть нельзя, в особенности родителям, потерявшим детей, т.к это отражается на умершем малыше. Подскажите, пожалуйста, как правильно».

Здравствуйте!

Что касается запрета «не есть яблоки до Преображения», то на самом деле этот запрет, согласно указанию Типикона, касается винограда.

Яблоки – это уже наша отечественная замена. Но смысл заключается в том, чтобы освящать начатки урожая, а затем уже их вкушать. Т.е. запрет относится к плодам урожая этого года.

И конечно же все эти рассказы о том, что поедание яблок отражается на умерших детях, никакого отношения к действительности не имеет.

Иерей Димитрий КАРПЕНКО

К трем августовским праздникам, посвященным Всемилостивому Спасу, в Древней Церкви было приурочено освящение различных плодов земных, которые созревали именно к этому времени. В праздник Происхождения Честных дерев Животворящего креста освящали мед и всякое травяное зелие, в праздник Преображения – виноград, яблоки и прочее фрукты, в праздник Нерукотворенного Спаса освящали орехи. Существовал благочестивый обычай, предписывавший невкушение винограда и яблок до освящения в праздник Преображения.

Смысл этого обычая состоит главным образом в том, что христианин и в быту своем стремится к освящению всех своих действий, предметов – всего, что его окружает. Кроме того, всякое воздержание, совершаемое во имя Господне, способствует развитию духовных сил человека, помогает бороться с греховными страстями, укрепляет веру. Следовавшее затем вкушение освященных плодов делает праздник более радостным.

Иерей Михаил ВОРОБЬЕВ

Поста на яблоки нет, потому что нет заговения на яблоки, морковку или виноград. Но существует традиция, записанная в Типиконе (Церковный Устав): иноки, которые до Преображения вкусили гроздья, лишаются права вкушать гроздья на весь август. Это относится и к тем, кто охраняет гроздья.

Традиция существовала также для земледельцев, которые приносили в храм для освящения начатки своих трудов. Сегодняшняя традиция заключается в том, что мы стараемся в августе до Преображения не вкушать новый урожай, потому что в этот день мы благодарим Бога за него. Но, конечно, досконально соблюсти эту традицию трудно.

Но если у нас есть сад, то будет очень здорово и очень символично яблоки, которые поспевают на Преображение, собрать и принести для освящения. Освящение плодов – это наша благодарность Богу за то, что Он из года в год посылает нам урожай. Исходя из этой благодарности мы и стараемся не есть нового урожая, каждый в меру своих сил. Но вместе с тем, правила какого-то строго не существует, тем более идет Успенский пост и надо ведь что-то вкушать растительное. В Типиконе при нарушении этой традиции не говорится о грехе инока, что он «не воздержался», и наказание назначается не строгое – не вкушать до конца августа.

Итак, основное здесь не в том, чтобы есть или не есть, а в благодарности Богу за посылаемый урожай.




Похожие статьи

© 2024 my-kross.ru. Кошки и собаки. Маленькие животные. Здоровье. Лекарство.