Духовность. Один из взглядов на реальность. Составные части духовности и их взаимосвязь Опасно преждевременное бесстрастие

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯРЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ТАШКЕНТСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК №1

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ДУХОВНОСТИ

И РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»


Область знаний:

100000 -

Гуманитарные науки

500000 -

Здравоохранение ва социальное обеспечение

Область образования:

110000-

Педагогика

510000 -

Здравоохранение

Направление образования:

5510100 -

5510300 -5510700-


Лечебное дело

Медико-профилактическое дело

Высшее сестринское дело

Ташкент – 2014г.
Рабочая программа по предмету «Основы духовности и религиоведение» составлена на основе рабочего учебного плана и учебной программы.

Составитель:

АтамуратоваФ.С. – стар. преп. кафедры общественных наук №1 ТМА, к.ф.н.

Рецензенты:

1. Абдурахмонов М. – профессор кафедры «Маънавият асослари ва диншунослик» УзМУ д. ф.н.

2. Норкулов Д.Т. - заведующий кафедрой общественных наук №1 ТМА, д.ф.н., профессор
Рабочая программа по предмету «Основы духовности и религиоведение» обсуждена и утверждена на заседании кафедры общественных наук №1 протоколом №9 от 1.05.2014 г. и рекомендована на рассмотрение учёного совета ВСД факультета.
Заведующий кафедрой проф. Норкулов Д.Т.
Рабочая программа обсуждена и утверждена на ЦМК общественно-гуманитарных наук ТМА протоколом № 8 от 30.05.2014 г.

Председатель ЦМК: доц. Абдуллаева Р.М.

Рабочая программа по предмету «Основы духовности и религиоведение» рассмотрена и рекомендована на использование учёном советом ВСД факультета протоколом №5 от 20.06.2014 г.

Председатель учёного совета проф. Рустамова Х.Е.

Согласовано:


Начальник учебно -методического

совета ТМА Азизова Ф.Х.


  1. ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ « ОСНОВЫ ДУХОВНОСТИ И РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ »
Духовность – это одно из самых многогранных и сложных понятий общественно-гуманитарных наук. Она характеризует многие стороны сознания, мышления и психики человека, систему его личностных, национальных и общечеловеческих ценностей.

Возрождение духовности и культуры узбекского народа, возвращение ему его подлинной истории и самобытности приобретают сегодня решающее значение для успешного продвижения вперед на пути обновления и прогресса нашего общества. Возвращение к своим истокам, осознание глубины и величия культурного и духовного наследия наших великих предков, внесших огромный вклад в достижения мировой культуры, воспитание в каждом поколении бережного отношения к своему прошлому, благородным национальным и религиозным традициям. Одновременно с этим ясное понимание необходимости создания современной национальной духовной культуры и приобщения к ценностям мировой цивилизации и духовности.

Предмет «Религиоведение» преподается во всех высших учебных заведениях Узбекистана с 1997 года, в медицинских в частности . «Религиоведение» – это не только научное знание, но и учебная дисциплина гуманитарного образования. Основная цель предмета «Религиоведение» - дать ту сумму и глубину знаний о религии, в форме и объеме, которое позволили бы сформировать у обучаемого адекватный образ религии и объективное отношение к ней. Процесс реализации этой цели поможет решить ряд учебно-воспитательных, духовных, морально-правовых и других задач, имеющих значение для формирования мировоззрения молодежи.


    1. Цели и задачи предмета « О сновы духовности»
Предмет «Основы духовности» относится к числу общественных наук и изучается в III иIV семестрах. Данный предмет преподается во всех высших учебных заведениях Узбекистана с 1997 года, в медицинских в частности. Он играет важную роль в формировании у студентов понимания необходимости изучения наследия предков, его бесценной значимости, в укреплении таких черт, как любовь к своему народу и патриотизм, освоение общечеловеческих ценностей. Духовность является фактором, придающим цель и направление человеку, их деятельности, обеспечивающим социальный прогресс.

Основная цель предмета заключаются в воспитании духовно богатых будущих медиков, формировании их мировоззрения, общественно-политического сознания, повышение духовной культуры, развитие самосознание, привитие высших жизненных ценностей, воспитание студентов в духе патриотизма и гуманизма опираясь на работы И.А. Каримова, законы и постановления Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Задачами предмета являются:

Изучение наследия предков, формирование понимания его бесценной значимости;

Укрепить в сознание студентов место и роли национальной духовности в жизни личности и общества;

Сути и критериях реформ приводящихся в нашей стране;

Сущность процесса глобализация и о существовании угроз нашей духовности.

Студент должен уметь:

При необходимости вести борьбу против угроз нашей духовности, следуя принципу: мысли противостоит мысль, идее – идея;

Стремиться к духовному совершенствованию.

Студент должен иметь навыки:

Умения применения в жизнь сути и критериев реформ нашего общества;

Применения в жизнь способов и средств идейной борьбы против чуждых нам идей;

Самоотверженности и героизма.


Требования к знаниям, умениям и навыкам предмета «Религиоведение»

В соответствии с указанными целями и задачами после окончания изучения предмета «Религиоведение» студент должен знать:

Закономерности возникновения религии;

Сведения об основных источниках национальных и мировых религий;

Основные направления и течения мировых религий;

О взаимоотношениях государства и религии;

Законы, принятые Олий Мажлисом Республики о религии и религиозных организациях;

Закон «О свободе совести религиозных организациях» принятый в новой редакции 15 мая 1998 г.

Студент должен уметь:

Распознать место и роль религии в историческом развитии человечества;

Распознать социально-психологическое воздействие религии на человека;

Различать социальные, психологические и гносеологические корни религии;

Различать мировоззренческую, коммуникативную, компенсаторную, интегрирующею, регулятивную функции религии;

Распознать место и роль религии в формировании мировой культуры и искусстве;

Распознать место и роль мировых религий, таких как христианства, ислам, национальных религий, таких как конфуцианства, иудаизм, индуизм в современном мире, отличать их возникновение, развитие, вероучение, священные книги.

Студент должен иметь навыки:

- религиозной терпимости;

Преданности Родине и национальным ценностям и традициям;

Воспитания всесторонне развитой личности.
1.3. Взаимосвязь предмета “Основы духовности и религиоведение”

с другими общественными предметами

Данный предмет тесно взаимосвязан с другими общественными дисциплинами такими как, история, философия, культурология, экономика, политология, социология, правоведение, психологияи др. В этом предмете не только раскрываются некоторые теоретические положения, но и дастся информация о совокупности интересных фактов, без знания которых трудно понять многие события в прошлом и настоящем - в экономической, политической истории, в истории науки, искусства, литературы, морали, в современной общественно-политической жизни и т.д. Тем самым вносится вклад в восстановление и развитие исторической памяти.

Предмет «Основы духовности и религиоведение» вносит свой вклад в гуманитаризацию образования, овладение достижениями мировой и отечественной культуры, свободное самоопределение молодежи в мировоззренческих позициях , духовных интересах и ценностях.
1.4. Современная информация и педогогические технологии в обучении предмета “Основы духовности и религиоведение”

В качестве концептуальных основ системы образования в Узбекистане принята ориентация на мировые тенденции в этой сфере, цель которых - интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умение работать с различными массивами информации, умение принимать самостоятельные решения, конструктивизм.

Наработка педагогом банка современных образовательных технологий позволяет ему создавать любую конфигурацию проведения занятий, которая в свою очередь перерастает в некую систему активных методик проведения занятий.

Главными концептуальными подходами к проектированию технологий обучения по учебному курсу “Основы духовности и религиоведение” являются следующие:

Личностно - ориентированное обучение. По своей сути предусматривает полноценное развитие всех участников образовательного процесса. А это означает не только индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения - ориентацию на уровень интеллектуального развития личности обучающегося при соблюдении требований Государственных стандартов, но и учёт психолого-профессиональных и личностных особенностей и способностей самого обучающегося.

Системный подход. Технология обучения должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

Деятельностный подход. Обусловливает ориентацию обучения на формирование процессуальных качеств личности, активизацию и интенсификацию деятельности обучающегося, развёртывание в учебном процессе всех его способностей и возможностей, пытливости и инициативы.

Диалогический подход. Определяет необходимость создания психологического единства и взаимодействия субъектов-участников образовательного процесса, благодаря которому усиливается творческий процесс самоактуализации и самопрезентации личности.

Организация обучения в сотрудничестве. Предполагает необходимость делать акцент на реализацию демократизма, равенства, партнёрства в субъектных отношениях обучающего и обучающегося, совместную выработку цели, содержания деятельности и оценку достигнутых результатов.

Проблемное обучение. Это один из способов активного взаимодействия с обучающимися на основе проблемного представления содержания обучения, в ходе которого обеспечивается творческо-познавательная деятельность по выявлению объективных противоречий научного знания и способов их разрешения, формирование и развитие диалектического мышления, творческое применение их в практической деятельности.

Применение новейших средств и способов предоставления информации - внедрение в процесс обучения новых компьютерных и информационных технологий.

Основываясь на данных концептуальных положениях, исходя из цели, содержания и объёма учебной информации по дисциплине “Основы духовности и религиоведение”, был осуществлён выбор способов и средств обучения, коммуникации, информации управления, в совокупности гарантирующих в заданных условиях и в установленное учебным планом время , достичь цели обучения, определенной государственным образовательным стандартом.

Методы и техника обучения: дискуссия, кейс-стади, проблемный метод, обучающая игра, «Мозговой штурм», Инсерт, «Учимся вместе», Пинборд, лекция (с приглашением эксперта, конференция, вводная, тематическая, визуализации, с разбором конкретной ситуации, заключительная);

Ф ормы организации обучения: наряду с фронтальной - коллективная и групповая, основанные на диалоге и полилоге, общении, сотрудничестве и взаимном обучении;

Средства обучения: наряду с традиционными средствами обучения (учебник, текст лекций, опорный конспект, кодоскоп) - графические органайзеры, компьютерные и информационные технологии;

Способы коммуникации: непосредственное взаимодействие со студентами на основе оперативной связи;

Способы и средства (информации) обратной связи: наблюдение, блиц-опрос, диагностика обучения на основе анализа результатов текущего, промежуточного и заключительного контроля;

Способы и средства управления: планирование учебных занятий в виде технологических карт, определяющих этапы учебного занятия, совместные действия обучающего и обучающихся по достижению поставленной цели, контроль (текущий, промежуточный и итоговый) не только аудиторной работы, но и самостоятельной, внеаудиторной работы;

Мониторинг и оценка: планомерное отслеживание результатов обучения как в процессе учебного занятия (оценка выполнения учебных заданий и тестов, рейтинговая оценка учебной деятельности обучающегося на каждом учебном занятии), так и на протяжении всего курса (оценка выполнения учебных заданий и тестов, рейтинговая оценка учебной деятельности обучающегося на каждом учебном занятии), так и на протяжении всего курса (оценка текущих, промежуточных и заключительных результатов на основе рейтинговой оценки каждого обучающегося). При обучении курса предмета «Идея национальной независимости: основные понятия и принципы» используются компьютерные технологии, компьютерные программы, готовят раздаточный материал. Оценка знаний студента осуществляется в виде устного опроса.

При обучении курса предмета “Основы духовности и религиоведение” используются компьютерные технологии, компьютерные программы, готовят раздаточный материал. Оценка знаний студента осуществляется в виде устного опроса.


Распределение тем и часов занятий по предмету “Основы духовности и религиоведение” д ля направлений оброзования: 5510100 – лечебное дело, 5510300 – медико-профилактическое дело, 5510700 – высшее сестринское дело



Название тем

Всего

Лекции

Семинары

Самосто-ятельная работа

1.

Предмет, понятия духовности и особенности его развития

6

2.

Духовность и экономика, политика, право, идеология, их взаимоотношение

6




3.

Древняя духовность народов Центральной Азии

6

4.

Вопросы духовности в философской мысли народов Центральной Азии

8

5.

Амир Тимур и его моральное наследие

6

6.

Независимость, семья и воспитание молодежи

6

7.

Предмет и задачи «Религиоведения»

6

2

2

2

8.

Родоплеменные религии

6

2

2

2

9.

Национальные религии

6

2

2

2

10.

Мировые религии. Буддизм

6

2

2

2

11.

Христианство

6

2

2

2

12.

Происхождение, сущность и учения ислама

10

13.

Религиозный экстремизм, фундаментализм и международный терроризм

8




14.

Свобода совести и религиозные организации

6

всего

92

28

30

34

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

2.1 . Л екционный материал

УДК l:3l6+l59.9:3l6.6

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ

© Нина Александровна КОВАЛЬ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой социальной психологии, e-mail: [email protected]

Анализируется проблема духовности в историческом контексте. Рассматривается духовность в личностном и социальном планах. Сопоставляются религиозное и светское понимание сущности духовности. Духовность личности рассматривается как личностное свойство в онтогенезе.

Ключевые слова: духовность; духовные ценности; духовное развитие.

Духовность во всех ее проявлениях всегда находилась в центре научной мысли, и, несмотря на то, что понятия «дух», «духовность» имеют богатую историю в науке, культуре, вместе с тем эти термины обычно трактовались как концепты идеалистической и теологической мысли.

В истории научной мысли можно выделить две крайние тенденции толкования духовности. Одна из них ставила данный феномен в зависимости от высшей силы, где «дух» понимался как сверхразумное начало, познаваемое через сложное опосредование действительности, интуитивно (Плотин). Такая точка зрения близка религиозной идеологии, согласно которой человек занимает промежуточное положение между Землей и недосягаемым высшим существом, а степень его духовного роста определяется мерой приближения к высшему существу и отрывом от окружающего (греховного) материального мира. В рамках другой тенденции духовность рассматривалась как стержневое качество личности, как внутренняя направленность, позволяющая проследить глубинную, ценностно-смысловую взаимосвязь различных форм человеческой жизнедеятельности. Первая точка зрения господствовала в философии на протяжении нескольких столетий, и только с ХУ1-ХУ11 вв. ослабевает влияние теологического толкования духовной сущности человека. Постепенно утверждалось новое мировоззрение, новый взгляд на человека, которому присуща духовность со всеми ее широкими, «универсальными» характеристиками - признавалось величие духа, самосознание личности, стремление к поиску истины, добра и красоты, к постижению общечеловеческих ценностей, к созида-

тельно-преобразующей деятельности человека в окружающем мире.

Особая роль в осмыслении понятия духовности как ориентации на высшие ценности принадлежит русским философам, социологам конца XIX - начала XX в.

А.С. Хомякову, Вл. Соловьеву, В. Розанову, Н. Бердяеву, Л. Шестову, А.Ф. Лосеву, Е. Трубецкому, П. Флоренскому, С. Булгакову, С. Франку и другим, рассматривавшим ее как специфический способ личностного бытия, как отличительную черту человека как родового существа.

Духовность как специфический способ личностного бытия мыслителями понималась в виде возвышения души, приближающей человека к Богу. Активно привлекая идею общечеловеческих ценностей для разработки духовности, исследователи, однако, оставались преимущественно в кругу религиозных представлений о духовной сущности человека. Религиозный подход к трактовке духовности как феномена сохраняет свое значение и в наши дни, когда духовные ценности, все больше исследуемые в светском понимании, рассматриваются и в религиозном плане.

Анализ современной научной литературы показывает, что пока все еще не выработано единое определение духовности. Это обусловлено, с одной стороны, многоаспект-ностью проблематики, а с другой - широким спектром исследовательских подходов, которые наиболее часто выстраиваются с позиций:

Потребностно-информационного подхода, когда духовность определяется как индивидуальная выраженность в структуре двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания и социальной потребности «для других». Под духовностью

преимущественно понимается первая из этих потребностей - П.М. Ершов, П.В. Симонов и др.;

Аксиологического подхода, рассмат-

ривающего духовность как «ценностное с одержания сознания» - В.Г. Федотова,

М.С. Каган, Т.В. Холостова и др.;

Деятельностного подхода, когда духовность рассматривается как специфический вид деятельности, - Э.И. Мартынова,

В.И. Толстых и др.;

Системы личностной активности и отношений к различным сферам жизнедеятельности человека, реализуемой в целостности познания, духовных чувств целеполага-ния - В.А. Бачинин, Н.Н. Ярошенко и др.;

Способности рассматривать свое «Я» в контексте мироздания в роли субъекта деятельности, активно реализующего свой потенциал на благо человечеству - Л.Н. Соб-чик, Б. С. Братусь и др.;

Определенного способа существования, жизнедеятельности человека, суть которого состоит в том, что и на смену иерархии узколичностных потребностей, жизненных отношений и личностных ценностей, определяющих принятие решений, у большинства людей приходит ориентация на широкий спектр общечеловеческих и культурных ценностей - Д.А. Леонтьев, В.И. Слободчи-ков и др.;

С позиции акмеологии, рассматривающей духовность как психическое явление, представляющее собой процесс непрерывного самосовершенствования и стремления личности к высшему идеалу, как к кульминационной точке развития - А.А. Бодалев, Н.В. Кузьмина и др.;

Целенаправленности, полагания замысла и стремления к нему как исходные характеристики духовности - В.Л. Петру-шенко, Г.Н. Щербакова и др.;

С позиции психотехнического подхода, когда через психотехнику поиска, очищения и так далее происходит обретение индивидом духовности - А.И. Зеличенко;

Понимания духовности как ориентации на решение смысложизненных проблем -А. Тарковский, В. Распутин и др.

Проведенный анализ в целом показал, что духовность как явление в истории науки рассматривается в двух планах, она как бы существует в двухвекторном пространстве,

одно измерение которого включает религиозную идеологию служения Богу, в то время как другой вектор измеряется аксиологическим содержанием, духовным развитием личности, служением человеку, истине, добру и красоте. При этом в самом общем плане духовность может быть определена как собственно человеческий, глубоко личностный способ отражения и освоения действительности, детерминированный ориентацией познания и деятельности человека на общечеловеческие ценности, в основе которого лежит идеал свободного, всестороннего и гармоничного развития человека как конкретноисторического единства индивидуальнонеповторимого и универсально-всеобщего. Такое методологическое осмысление духовности наиболее полно отражает жизнь индивида в условиях его социокультурного бытия, ориентирует на выявление ценностносмысловой регуляции поведения, личностного и профессионального роста, позволяет соотнести действия и поступки личности с выбором определенной ценностной доминанты. Исходя из этого, духовность рассматривается как социальное и как индивидуальное психическое явление, причем внутренние психологические истоки особенно важны как необходимое детерминирующее условие духовного становления личности специалиста. На первопричинность личностного, индивидуального существования по отношению к внешнему, общественному бытию указывают произведенные нами экспликации слов «дух -душа - душевный - духовный» и семантический анализ содержания этих понятий.

Осмысление духовности как целостного психического явления достаточно затруднительно, поскольку сама духовность многогранна, многопланова, бесчисленно множество ее индивидуальных проявлений, неповторимых, разных по типу и способу и в силу того, что не всегда возможно ее эмпирическое изучение. В указанной ситуации просматриваются два основных направления осмысления этого явления: первый связан с описанием форм проявления духовности и структуры духовности, второй - с определением ее сущности. Первое направление осмысления духовности предполагает раскрытие всех ее составляющих (ценности, представления, богатство интеллектуальной, эстетической, эмоционально-чувственной сфер

и др.), это описание всегда будет схематичным и неполным. Во втором направлении преодолевается схематизм, оно схватывает главное, существенное в духовности, что позволяет осмыслить специфику данного явления, более полно описать его сущность.

Сущность духовности в трактовке многих исследователей состоит в приобщении человека к общечеловеческой духовной культуре и ценностям как ориентирам самореализации. Среди множества ценностей приоритет принадлежит общечеловеческим, т. е. тем, которые сложились в общественной практике, объективно служат человеку и человечеству и осознаются, оцениваются всем человечеством как благо. Они являются «высшими ценностями», занимают доминирующее положение, определяют структуру, динамику всех существующих ценностей в жизни индивида, а степень их выраженности очерчивает общую направленность личности.

Реализуя себя во взаимодействии с другими, в окружающем мире, индивид приобретает смысл жизни, имеющий ценностную природу. Ценности задают ориентации на будущее, и личность, достигая определенного этапа, приходит к новым способам и средствам самореализации, выступающей основанием ее духовного становления. В процессе самореализации выявляется заряд духовных ценностей, потенциально «готовых» к тому, чтобы воплотиться в поступках и делах человека.

Общечеловеческие ценности не приходят к индивиду в готовом виде, а усваиваются им в процессе личностно-значимого поиска того, что есть истина, добро, красота. Такой внутренний поиск приводит человека к необходимости активного самосовершенствования в нравственной, эстетической, познавательной сферах, не разделяя, не противопоставляя их, а создавая единые важные для себя и других людей ценности духовной жизни. Истина, добро, красота как духовные компоненты образуют субъективную структуру духовности личности, из множества вариантов которой рождается целостный психологический инвариант, понимаемый в обществе как «духовность личности». Соответственно, в структуре духовности можно выделить познавательный компонент (как сфера поиска истины), нравственный (как сфера поиска добра), эстетический компонент (как

сфера поиска красоты). Каждый из компонентов, в свою очередь, является достаточно подвижным, сложным комплексом качеств, элементов. По взаимодействию всех составляющих компонентов можно выделить агар-моничный, дисгармоничный и гармоничный уровни духовности личности.

В литературе приводится анализ основных понятий, связанных с описанием внутреннего мира человека и характеризующих его единство с пространственно-временным континиумом: «жизненное пространство

личности» (К. Левин), «жизненный мир личности» (В. В. Столин), «жизненное поле личности» (М.Р. Гинзбург) и др. Этот ряд понятий, характеризующий внутренний мир индивида и его взаимосвязь с окружающей действительностью, может быть дополнен такими понятиями, как «жизненная стратегия личности» (К.А. Абульханова-Славская),

«жизненные силы человека» (С.И. Григорьев, Л.Д. Демина и др.), «жизненный потенциал», «жизненные ценности», «жизненная активность», «жизнетворчество», «жизненная самореализация», «жизненные траектории» и др. (А.А. Кроник, Р. Тернер и др.). Нами введено понятие «духовное поле» как наиболее общее, отражающее в своем содержании основные характеристики тех явлений, которые обозначены выше.

Понятие «духовное поле» включает все важнейшие компоненты духовности, сущность, характеристики процесса духовного становления и развития личности во всех его взаимодействиях и противоречиях; единство познавательной, нравственной и эстетической сфер; совокупность индивидуальных ценностей и личностных смыслов; нравственно-духовную характеристику времени и пространства личности. Духовное поле - это заряд духовных ценностей индивида, готовых распространиться и распространяемых на окружающий личность мир в результате ее активных действий. В духовном поле представлены значимые личностные смыслы, конструирующие профессиональную перспективу каждого индивида, а также факторы, механизмы его духовного становления. Духовное поле - это субъективно отраженный окружающий мир, в котором взаимодействуют духовные ценности индивида, образующие заряд «духовной энергии», потенциально готовый распространиться на окру-

жающий мир. Духовное поле включает в себя модусы: «бытие в себе», «бытие в другом», «для-другого-бытие», «вне-себя-бытие», а

также духовный потенциал личности. Названные модусы показывают основные способы самореализации личности в духовном поле. Являющиеся движущей силой, они обеспечивают развитие духовности в пространстве (межсубъектности) и во времени (в постоянном становлении).

Ценности, объединяясь, взаимопроникая и интегрируясь, образуют в жизни конкретного человека ценностно-смысловое ядро его духовного поля, основными свойствами которого являются плотность, модальность, сила, устойчивость, структурность и системность. В подходе к выделению свойств духовного ядра проведена аналогия с соответствующими свойствами ядра, описанными в естественных науках (В.И. Вернадский, Л.Н. Гумилев и др.). В психологии духовности свойства ценностно-смыслового ядра приобретают свой особый психологический смысл. Важнейшим системообразующим фактором формирования ядра духовного поля выступает потребность в самореализации, рассматриваемая нами как целенаправленная деятельность, целью которой является обнаружение, реализация и исчерпание своего духовного потенциала в активном поиске истины, добра и красоты.

В качестве основных механизмов создания духовного поля нами рассматриваются чувственная экспрессия, волеизъявление человека, коммуникация, рефлексия, самореализация. Механизм трактуется в данном случае как определенное взаимодействие свойств, процессов, состояний; это взаимодействие с окружающим миром, в результате которого рождается психологическое образование, продукт, в данном случае - духовность в совокупности ее качеств. Духовно богатый человек ставит перед собой задачи несколько сложнее, чем он готов решить в данный момент. Это обеспечивает его рост, и отсюда духовно богатая личность оказывается богаче других и в интеллектуальном, и в нравственном, и в эстетическом плане. Духовное поле такого человека не бесконечно, оно развивается и уходит вместе с физическим прекращением существования индивида. Вокруг человека остается духовное пространство в виде тех ценностей души, кото-

рые были восприняты окружающим индивида обществом. Под духовным пространством в данном контексте понимается окружающий мир, на который личность распространяет свои духовные ценности.

Таким образом, духовное поле представляет собой внутреннее психологическое образование, а духовное пространство функционирует как внешняя по отношению к духовному полю среда, в которой живут и продолжают духовно резонировать «посеянные» индивидом духовные ценности.

В процессе жизни индивид не только осваивает, но и созидает духовные ценности. Духовность личности как бы «овеществляется» в продукте этой деятельности, в отношениях ее к себе, другим людям, окружающей действительности. Человек тем самым распространяет свое духовное поле на окружающий мир, т. е. вносит свою субъективную духовность в объективный мир. А это значит, что духовность личности, оставаясь самоценностью для нее самой, обретает одновременно социальное значение - значение для других. Духовное пространство вокруг такого человека характеризуется рядом свойств, к характеристике которых нас подводят идеи, содержащиеся в работах Вл. Соловьева, С.Я. Рубинштейна, М.М. Бахтина, Л. Гумилева, М.К. Мамардашвили и др. Основными свойствами духовного пространства являются духовное взаимодействие, духовная продуктивность, духовный резонанс, индивидуальность личности, духовное единство, ненасыщаемость потребности в самореализации, целостность личности. Понятие «духовное пространство» может быть соотнесено с такими понятиями, как «жизненное пространство», «жизненная среда», «жизненное ориентирование личности», рассматриваемые как системное теоретикометодологическое основание анализа общественной жизни индивида, многообразия индивидуально-личностных социальных отношений.

Таким образом, духовность - это целостное психическое явление поиска истины, добра, красоты как стержневое проявление потребностно-мотивационной сферы личности, ее направленности через ценностносмысловое отражение окружающей действительности сквозь призму общечеловеческих ценностей, усвоение и создание новых ду-

ховных ценностей в процессе самореализации личности. Психологическая сущность духовности может быть рассмотрена как понятие, явление, личностное образование, как духовное поле и духовное пространство индивида и как социальная ценность. Другими словами, духовность предстает в виде возвышения личности в ходе процесса приобщения к общечеловеческим ценностям и духовной культуре, выступает в виде духовного стержня личности. В обществе она обнаруживает себя как существование вокруг человека духовного пространства и духовного поля, и, наконец, духовность отдельно взятой личности превращается в социальную ценность через самореализацию в окружающей действительности.

Общепринятым является допущение, что духовная сфера личности формируется постепенно в течение всей жизни путем приобщения к общечеловеческим ценностям, ценностям духовной культуры, обогащения себя этими ценностями и путем создания новых духовных ценностей. Нами рассмотрен этот процесс, начиная с этапов, предшествующих студенческому возрасту. При этом подчеркивается, что развитие человека как процесс перехода в новое качество, формирование психологических новообразований всегда сопровождается процессом становления духовных свойств личности, фундаментом для которых служит сам процесс развития. Становление основ духовности характерно для начального этапа духовности личности, включающего дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский возрасты. Процесс духовного становления характерен и для студенческого возраста как такое преобразование ранее сформированных духовных качеств и установок личности, которые позволяют будущим специалистам решать актуальную личностную проблему перехода к выполнению профессиональной активной, самостоятельной и ответственной социальной роли на основе ранее сложившихся, но недостаточно завершенных духовных преобразований. Вузовский этап становления специалиста закладывает основы для духовного развития, что предполагает дальнейший рост того, что свершилось и было заложено на этапе духовного становления, т. е. на этапе зарождения, первичного формирования и накопления духовного опыта.

По материалам исследований в возрастной психологии, а также проведенных нами эмпирических исследований, можно сказать, что в дошкольном возрасте идет постижение своего «Я», первичное соприкосновение с общечеловеческими ценностями, выход за пределы непосредственного семейного окружения, рефлективное отношение к себе и своим возможностям, переосмысление отношения с окружающими людьми. Велико психологическое значение этих преобразований в становлении духовности личности.

При переходе к школьному возрасту формируется произвольное поведение в соответствии с нравственно-этическими нормами, наблюдается переход от внешней предметной деятельности к внутренним процессам (Л.С. Выготский), усвоение социальных ценностей по аналогии с учебным материалом в «зоне ближайшего развития», растущая потребность в новых социальных отношениях и личностной самореализации, зарождение социальных мотивов - долга, ответственности, обязательности. Формируется ценностный механизм регуляции поведения, укрепляются и совершенствуются процессы рефлексии. Данные преобразования продолжают оказывать существенное влияние на процесс духовного становления личности. Мы разделяем точку зрения многих исследователей, что в подростковом возрасте сама духовность является предметом личностного творчества, она становится как бы самостоятельной деятельностью, влияя через доступные подростку духовные нормы на всю его социальную активность.

Рассмотрение раннего юношеского возраста особенно важно для нашего исследования, поскольку он непосредственно предшествует студенческому периоду. Согласно существующим теориям юношеского возраста, главное новообразование этого возраста -открытие своего внутреннего мира, своего «Я», развитие рефлексии, осознание своих возможностей и индивидуальных особенностей, появление планов на будущее, связанных с выбором профессии, с активным усвоением окружающего мира. Открытие своего внутреннего мира, способность погружаться в себя, свои переживания является одной из возможностей обретения субъективного опыта. Обретение такой возможности усиливает рост потребности в достиже-

нии духовной близости с другими людьми, что становится основой юношеской любви и дружбы как высших духовных способов реализации отношения к Другому. Юноша становится способным на претворение в своих поступках «духовного оборудования» типа: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой», «Не делай другому ничего такого, чего себе не хочешь от других», «Делай другому все то, чего сам бы хотел от других». Объединяясь, эти ценности выглядят следующим образом: никого не обижай и всем, насколько можешь, помогай. Первая составляющая этого правила есть справедливость, вторая - милосердие, сострадание, жалость, основанные на высших чувствах (нравственных, эстетических, познавательных), которые заметной дифференциации и тонкости достигают в юношеском возрасте в связи с приобретаемым опытом познания себя, Другого, себя через Другого, своего «Я».

Желание сближения с другими, в основе которого могут быть дружба, любовь, профессиональные интересы и увлечения, происходит в форме уподобления другим (иден-

тификация) и сохранения своей индивидуальности (самоидентификация). При этом большое значение принадлежит духовному становлению как основанию для вывода о том, что есть Я и что Я могу для других. В силу особой самостоятельности этот процесс, наступающий в студенческом возрасте, активизируется в вузовский период.

Таким образом, духовное становление личности на этапах, предшествующих студенческому возрасту, как показали результаты наших исследований, последовательно проходит ряд стадий, когда индивид наиболее активно обращается к миру духовных ценностей. При этом духовность как сопутствующее личностное проявление в детском возрасте постепенно превращается в объект самостоятельного личностного творчества, а сами духовные ценности, начиная с подросткового возраста, составляют предмет особой заботы индивида. Эти процессы достигают наивысшей силы к вузовскому этапу становления личности будущего специалиста.

Поступила в редакцию 8.07.2011 г.

UDC 1:316+159.9:316.6

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL FOUNDATIONS OF SPIRITUALITY OF PERSON

Nina Aleksandrovna KOVAL, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Psychology, Professor, Head of Social Psychology Department, e-mail: [email protected]

The author analyzes problem of spirituality in the historical context. Spirituality is investigated in the personal and social aspects. Religious and civil interpretations of a nature of spirituality are compared. Spirituality of a person is looked upon as a personal quality in ontogenesis.

Key words: spirituality; spiritual values; spiritual development.

§ 56. ДУХОВНОСТЬ

Развитие общества и духовность. Роль духовного развития в культуре. Влияние художественного искусства.

Развитие общества и духовность. Есть сила, спаса­ющая людей от морального разложения и обеднения человеческих чувств. Это духовность. Если хотите, духовность спасает общество и от социально-экономиче­ской деградации. Духовность-внутренний мир человека, проявляющийся в широте миропонимания, изяществе души, высоком сознании справедливости, милосердии и доброте к окружающим. Духовность человека проявляется в уваже­нии общечеловеческих ценностей, стремлении к полезным делам. Человек, уважающий нормы нравственности, придерживается определенных духовных ценностей и целей. В его действиях наблюдаются честность, доброже­лательность, милосердие.

Духовность приходит к человеку через литературу, искусство, народную мудрость, обычаи, культурные традиции, науку, образование. Духовно богатый человек всегда выделяется даже в повседневной жизни. Стремление к духовным ценностям помогает любому человеку легко преодолевать жизненные преграды, жить в гармонии с обществом и природой.

Культура как совокупность и единство различных ценностей ведет людей к духовной свободе. Духовные ценности наполняют смыслом жизнь каждого, открывают дорогу в будущее. Общество, которое ценит духовность, ожидает большое будущее.

Нравственный облик общества определяется уровнем духовности всех его членов. Эта истина была известна еще в древности и не утратила своей актуальности и в настоящее время. Духовность связана с развитием обще­ства, это две взаимообусловленные категории.

Духовная культура человека проявляется в его отно­шениях с другими людьми, в воспитанности, поведении. Высокие нравственные качества человека - основа духовности.

Роль духовного развития в культуре. Духовное развитие человека играет большую роль в культуре, так как общество, в котором много людей с высокой духовностью, способно создать развитую культуру.

Духовное развитие отдельного человека тесно связано с сознанием народа, политической активностью. С разви­тием общества изменяются социальный состав различных групп, сферы их деятельности. Культурный человек может сформироваться только в таком обществе, где есть источники духовности. Только человек с богатым духовным миром может внести вклад в развитие культуры.

Язык - духовное богатство, требующее наиболее внимательного отношения. Роль языка в культуре очень велика. Современная молодежь всегда должна помнить об этом. Долг каждого человека - в совершенстве знать родной язык, уважительно относиться к другим языкам.

Влияние искусства на духовное совершенствование человека. Человек, считающий себя культурным, постоян­но повышает свой уровень, проявляет высокую созна­тельность в труде, знакомится с достижениями мировой литературы и искусства, в свободное время читает, посещает выставки, музеи, театры, слушает музыку. Пожалуй, нет такого человека, на которого искусство не оказывало бы влияния. Нужно только научиться воспри­нимать его. Иногда мы даже стараемся быть похожими на персонажи художественных произведений. Отношение к искусству зависит также от общественной среды, т. е. материального и социального положения людей. Настоящее произведение искусства может покорить всех -^и сельского труженика, и рабочего, и ученого, и бизнесмена. Искус­ство- универсальное всенародное достояние, его влияние на развитие общества огромно.

Искусство дает человеку эстетическое наслаждение, заставляет почувствовать красоту, наполняет жизнь радостью и добром. Содержательные и мастерски созданные произведения, являясь источником новых знаний, в то же время обогащают духовный мир человека.

Литературные произведения знакомят нас с неизве­стными сторонами жизни, мыслями и чувствами людей определенной эпохи. Музыка своей красотой дарит эмоциональный подъем, поднимает настроение, рождает новые чувства. Большое значение имеют знания о жизни народа, передаваемые через произведения искусства. Эти знания отличаются большей художественностью по сравнению с теми знаниями, что мы находим в трудах историков, экономистов, политиков и юристов. Искусство раскрывает мысли, чувства человека, помогает нам познать самих себя, открыть какие-то новые качества, особенности. Человек и его жизнь, борьба, мысли и чувства, общественные отношения - главное для искус­ства. В образах настоящего художника различимы характер, поведение и взгляды на жизнь, нравственные качества, моральный облик героя. В произведениях искусства можно найти как положительные, так и отрицательные образы: у первых стараемся учиться, вторых избегаем. Персонажи, созданные великими мастерами, по своим нравственным качествам, поведению бывают очень похожи на современников. Эти типичные образы всегда интересны для нас своей много­сторонностью, чертами характера.

Вопросы

1. Что необходимо человеку для духовного развития? 2. Как связаны духовность и развитие общества? 3. Какую роль играет культура в духовном развитии? 4. Какое влияние оказывает искусство на духовное совершенствование человека?

Сколько существует Человечество , столько и присутствует среди людей понятие Духовного мира , духовного начала человека, продолжение жизни после смерти, вернее жизни после жизни. Мы с вами можем обратиться к тысячелетиям существования человечества, и отыскать в веках подтверждение этим Знаниям. Неотъемлемой составляющей Человека, во все времена была Духовность.
Знания о Человеке , о его истинной природе, о мире существовало всегда. На протяжении всего времени, появляются в миру Учителя и просто люди Знания, которые доносят людям зёрна чистых знаний. Позже эти зёрна обрастают шелухой опыта людей передающих их, затем и вовсе узурпируются наиболее предприимчивыми представителями человечества и адаптируются в религиозную концепцию. Ведь, то что тянет людей к той или иной религии в основе своей и есть это Зерно, и что самое интересное сам Учитель, который приносил его в мир, не был заинтересован в создании религиозного культа, основанном на Учении, это уже дела человеческие. Чистое Знание всегда передавалось от Человека к Человеку. Передавалось безвозмездно. Несло в себе инструменты, с помощью которых Человек мог навести порядок в своём внутреннем мире, наладить взаимодействие с миром внешним, обрести духовное прозрение и познать, как же мир этот устроен на самом деле. И самое главное, познать, что же за гранью этого мира.
Для чего Человек рождается на Земле? В чём смысл его существования? Для чего ему дан огромный потенциал и свобода выбора? В наше время понятие Духовность следует начинать рассматривать с внутренних качеств человека. Понятие высокой морали и нравственности, душевной доброты, отзывчивости и участия, понимания по отношению к окружающим людям. Всё это и многое другое являются неотъемлемой частью проявления в Человеке его Духовного начала. Того Истока чистоты внутренней и всего самого лучшего, что есть в каждом, главное лишь захотеть в себе это раскрыть. Словами трудно передать место этого Источника, он, как и состояние вдохновения и творчества, за гранью слов и форм. Но его реально можно почувствовать, в состоянии душевного подъёма, радости, счастья без оценочной, всеобъемлющей любви к людям и окружающему миру, можно ощутить внутри себя безграничный океан тихой светлой силы, и даже соприкоснуться с ним на чувственном уровне. Это будет неоценимый опыт. Человек с помощью ключа Любви, открывает для себя врата истинного мира, бесконечный мир Духа, в котором не существует разделения по любому признаку. В нём нет различия по вероисповеданию, цвету кожи, национальной и расовой принадлежности.
И вот Человек как часть общества, обладающий основами такого понятия как Духовность, будет действовать в мире уже с этой позиции. Духовность как основа Личности, мировоззрения и мировосприятия, понимания протекающих в мире процессов, закономерностей событий и всего происходящего. Это необходимый элемент в формировании общества с направленным созидательным вектором мышления и действия. Общество состоит из людей. А когда в основе Человека фундамент Веры и Знания, такой Человек будет крепкой опорой общества и мира в целом.
От Личности мы перейдём к общей картине. Посмотрим немного на Жизнь глазами Природы. У каждого есть возможность уделить себе день или два, и побыть немного с природой наедине. Обратите внимание как всё устроено в природе. Какие линии, изгибы, плавность перетекания всех происходящих перемен. На движущуюся воду, горящий костёр, движение облаков и звёздное небо можно смотреть часами, не отрывая взгляд. Можно смотреть на игру солнечных бликов на поверхности озера и понимать, как устроен космос, можно наблюдать поведение птиц спустившихся на землю и понять природу человека. Можно открыть двери своего разума и позволить созвучию Жизни наполнить ваше сознание. Как говорят: «Найди естественное направление движения, и ты обретешь силу самой Природы.»
Понимание Гармонии как основы Жизни, выведет Человека на новый виток развития мышления и миропонимания. Гармония вольётся новой мелодией и заиграет в ярких красках Жизни. Через Гармонию легко будет прийти к пониманию Единства всего. Что всё в этом Мире взаимосвязано между собой. Всё что мы излучаем в Мир, всё на нём отражается. Нет отдельных частиц. Всё есть один огромный организм.
Представьте себе, если в вашем организме клеточки начнут проявлять агрессию по отношению друг к другу, руки и ноги перестанут действовать слажено, разум потеряет контроль над телом и внутренние органы перестанут работать в нужном ритме. Что же получится тогда? Долго ли мы просуществуем в таком состоянии? Откуда берутся болезни, опухоли и прочие расстройства организма? Учитывая, что в Человеке всё взаимосвязано, и мышление и чувственно-эмоциональное состояние и физическая кондиция. Трудно сохранять здоровье, если в мыслях один лишь негатив, мысль тоже материальна, и она отражается на нашем телесном здравии. Но этому можно посвятить отдельную тему, вернёмся же к нашему вопросу.
Мир это тоже один единый организм, начиная с микроуровня клеток до макроуровня космоса. Его населяют миллиарды существ самых разнообразных форм, оттенков, цветов, внутреннего содержания. Среди миллиарда звёзд на небе, станем ли мы отрицать существование разумной жизни во вселенной? Так вот в этом огромном организме каждый как клеточка, как частичка. Как мы относимся друг к другу? Как относимся к огромному Живому организму? Почему же тогда удивляемся происходящим на Земле катаклизмам и природным бедствиям. Организм под названием Земля сейчас болеет и проходит воспалительный процесс вызванный деяниями «разумных» людей на нём проживающих. Пора задуматься и остановить разрушительную потребительскую деятельность. Современные технологии уже позволяют создать на Земле прекрасный сад, где не будет нужды, голода и всевозможных болезней, искусственно стимулируемых «современной цивилизацией» Люди, откройте ваш взор и посмотрите, что же происходит с этим организмом. Самое время каждому из нас, начав с себя, выздоравливать в частности и помогать обрести здравие организму в целом.
Процесс разрушения и потребления дальше продолжаться не может и критическая точка очень близка, но время ещё есть. Ещё есть шанс обрести в себе источник чистоты, фундамент крепости Веры на основе Знаний, благо они в мире есть сейчас. Укрепиться в том, что мы называем Духовность, пересмотреть с этой позиции себя и своё отношение к миру и людям, начать мыслить и действовать в созидательном направлении. Понять Гармонию как основу Жизни и Единство всего. И когда качественные изменения начнут происходить в частности они перейдут и на глобальный уровень. Каждый может начать с себя здесь и сейчас. Во благо других, во благо мира в целом. Выбор каждого составляет глобальный выбор Человечества, всё в твоих руках, Человек!

Дух (дух) - философское понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального, природного начала. В рационализме определяющей стороной духа считается мышление, сознание, в иррационализме - воля, чувство, воображение, интуиция и т. п.

Душа – нематериальная субстанция, автономная относительно тела. Внутренний, психический мир человека, его сознание.

дух (ведическое понятие) – пространство, (местное энергоинформационное поле),ограниченное формой, в котором всё и все пребывают.

Дух (ведическое понятие) – справный Вселенский Замысел, являющийся частью природы, безвременный и безмерный по сути, проявляющий себя как идентификатор в материальном мире через свои свойства в организованной, структурированной до уровня формы материи. Часто духу приписывают свойства энергии (энергия духа – способность совершать справные и правильные действия), дух есть у всего, ибо всё вышло из духа, пронизано духом и в духе пребывает.

Духъ (ведическое понятие) – разномерное энергоинформационное образование тонкоматериального плана, имеющее свою форму, суть и содержание. Часто Духа характеризуют как Сущность. (Дух Озера, Дух Реки, Дух Дома, Духъ Человека и т.д.). Духъ есть не везде и не во всём.

ДУХ (ведическое понятие) – единое, безмерное и вневременное по сути и бытию пространство (энергоинформационное поле) энергий (Материи) в котором пребывает информация (Духъ, Дух и дух), проявляющее все уровни Сознания.

Душа (ведическое понятие) - Многомерная, тонкоматериальная, структурированная энергоинформационная субстанция, проявляющая сознание, имеющая свою форму и уровень развития, накапливающая опыт, способная к самостоятельному существованию.


Рэйки Единая система духовного развития Человека. (сокращённое определение)

Рэйки – Единая система, метод, включающий в себя набор способов, подходов и приёмов использования ресурсов саморегуляции живого организма, направленных на восстановление и укрепление его Духа.

РЭЙКИ - Первичная, единая, изначальная, божественная (ПриРодная) энергия (ПРА-ЭНЕРГИЯ) созидания и гармонии. Слово РЭЙКИ имеет японские корни, пишется двумя иероглифами: РЭЙ (Дух, Вселенная, Высшее) и КИ (Энергия, Свет, Сила). В дословном переводе обозначает: Энергия Духа, в более расширенном варианте – Универсальная энергия жизни. Основным качеством РЭЙКИ является способность ПРАВИТЬ (совершать при помощи этой энергии действия по исправлению нарушений гармонии в природе).

Практика Рэйки - это совокупность методов системы Рэйки (включая методики, способы, приёмы и технологии) по оценке и использованию ресурсов саморегуляции организма при помощи энергии РЭЙКИ, направленных на улучшение физического, психологического (душевного) и энергетического (духовного) его состояния, повышение уровня здравия и здоровья, восстановление целостности души и укрепление силы Духа в процессе жизни Человека.

Сеанс Рэйки – индивидуальный временной промежуток целесообразного и целенаправленного взаимодействия Практикующего Рэйки (или Практикующего Рэйки и его Клиента) с энергией РЭЙКИ по восстановлению и укреплению духа (энергии) и Духа (сущности) Человека. Помощь в Обучение Души правильным действиям на Пути своего духовного развития и совершенствования.

Из всего вышеизложенного становится понятно, что Духовный Путь развития Души Человека – это сонастройка Души Человека со справным Божьим (природным) Замыслом. Понимание Человеком своей сути, своего истинного «Я», своего изначального применения и предназначения, своего уровня развития Души и направления Пути, по которому Душа должна двигать Ся (двигать Себя) и развивать Ся и (развивать Себя).

Необходимым и одним из самых важных условий движения по любому Пути является использование правильных инструментов достижения путеводной цели. Одним из инструментов, предлагаемых современным общество для духовного развития Человека, является религия.

В настоящее время очень часто между духовностью и религией ставят знак равенства, что в корне неправильно. Религиозность человека может быть частью его духовного пути, но совсем не обязательно, что Человек в своём духовном пути будет использовать инструменты религии. И совсем не обязательно, что каждая религия имеет под собой основы духовности.

Людей, которые помогают другим укреплять их Духъ, и тем самым способствуют правильному духовному развитию, называют духовными целителями. До недавнего времени эта форма деятельности была закреплена законодательно, и это давало право данной категории всесторонне развитых людей заниматься своей справной и славной деятельностью без каких-либо условностей и ограничений. В настоящее время в этот классификатор занятий внесены изменения и теперь пункт о духовных целителях звучит в следующей редакции: «Целители на основе веры, которые лечат заболевания человека через духовные практики, без использования травяной терапии или других медикаментов и физического воздействия, включены в начальную группу 3413. Служители церкви, не имеющие духовного сана».

Наши пояснения:

Очень странная, на наш взгляд, формулировка. Слишком очевидно, какая именно группа людей/организация продвигала именно такую формулировку, которая сама по себе уже не верна в своей самой изначальной сути/образе. Не существует такого понятия как «духовный сан». Есть ОДНО лишь понятие, относительно этой формы названия – «Церковный сан», которое обозначает принадлежность Человека к той или иной церкви и обозначает в ней его иерархический статус. Приравнять всех духовных целителей к служителям церкви - это намеренный ход, чтобы заставить целителей или вступать в ряды определённых существующих религиозных организаций и религиозных групп (сект), или прекратить свою деятельность вообще.

Складывается ощущение, усилилось оно особенно в последние пять-семь лет, что религиозные администраторы пытаются «приватизировать» слово Бог. Каждый из них продвигает идею, что «бог виден только из окна нашей церкви» и что самостоятельно осознать свою божественную сущность и прийти к пониманию своей изначальной божественной природы Человек не в силах. Для этого ему просто необходим «поводырь». Конечно, это не соответствует действительности. Мало того, такой подход является источником порождения всех войн на нашей планете Земля, ибо пытается разделить всех людей на «верных» и «неверных». Этих «администраторов» абсолютно не волнует тот факт, что у нас государство: во-первых, многонациональное; во-вторых, мультикультурное; в-третьих, многоконфессиональное и в-четвёртых, что самое главное, - СВЕТСКОЕ, т.е. все виды религий отделены от государства и существуют самостоятельно. В светском государстве не существует, да и не может существовать, государственной религии.

На всякий случай, напомним 28-ю статью Конституции , которая дословно звучит в следующей редакции: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

У Практикующего Рэйки, обычно, убеждения не религиозные… согласно конституции, они – «иные». И мы вправе действовать согласно этим своим иным убеждениям. Равно как и любой духовный целитель ВПРАВЕ действовать согласно своим убеждениям, которые НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО должны обуславливаться его религиозной принадлежностью. По сути, формулировка классификатора напрямую нарушает 28-ю статью Конституции РФ. Есть повод юристам задуматься и об этом… а мы пока продолжим…

Правильное понимание, что такое духовность и духовное развитие (с точки зрения современного общества) даёт нам словарь-справочник по Культурологии:

  • «Духовное развитие - процесс обогащения духовной культуры человека и общества. Он направлен на реализацию идеалов, внематериальных интересов. Предпосылкой духовного развития человека выступает стремление не ограничивать свою жизнедеятельность удовлетворением телесных потребностей. Идеалы духовного развития культуры - гуманизм, свобода, индивидуальность, творчество и др. реализуется в процессе развития разума человека, его эмоциональной сферы, в отношениях с другими людьми. Важная особенность этих процессов - способность самооценки и самосовершенствования, стремление больше понимать и чувствовать. Степень духовного развития проявляется в познавательной активности человека, в его нравственных качествах, эстетических вкусах, а также в религиозных убеждениях. Основные средства духовного развития - приобщение к духовным ценностям, выработанным предшествующими поколениями (научным, художественным, нравственным, религиозным) в процессе образования и самовоспитания, а также деятельность в этих сферах. Духовное развитие общества воплощается развитием форм общественного сознания: религии, морали, философии, науки, искусства, политического и правового осмысления социального прогресса. Достижения в этих сферах можно рассматривать как показатели развития духовной культуры, главным из них является степень свободы человека в данном обществе, его гуманизм».

Другими словами – духовное развитие напрямую связано с Культурой. Сутью нашей народной русской (а точнее славяно-арийской) культуры является Культ Ура, т.е. – Культ Изначального Природного Света (У-РА). БеЗкультурного человека очень часто в народе называют «тёмным». Культурного, соответственно, – «светлым».

Духовность Человека определяется по его правильному мировосприятию и поведению в этом самом мире, его степени и уровню культурно-нравственного развития, проявлению в ежедневных действиях Человека совести и здравого разумения. Всё это называется – Путёвое поведение.

Практика жития современного, цивилизованного общества показывает, что такому поведению многих людей необходимо обучать. Правильное обучение всегда разностороннее и разноплановое, индивидуальное по подходу и творческое по реализации. Практика Рэйки в этом плане полностью соответствует всем критериям путёвого поведения и является по сути одним из инструментов духовного развития Человека. Практиковать Рэйки может любой Человек вне зависимости от национальности, цвета кожи, пола, возраста, религиозных взглядов и прочих различий, ибо Практика Рэйки является Универсальным инструментом.

Благодаря Практике Рэйки Человек, практикующий Рэйки и/или принимающий помощь от практикующего Рэйки, в процессе сеанса Рэйки всё более и более сонастраивается (сонастраивает Себя) со своей «Осью» Духа, всё более становится ближе к своей изначальной истинной духовной божественной природе, восстанавливает и укрепляет совесть (как набор моральных качеств) и СоВесть (СОвместную ВЕСТЬ как способ и инструмент правильного жития (жития по ПРАВИ). Многие практикующие Рэйки после обучения практике начинают жить более осознанно, исключают из своей жизни всевозможные злоупотребления. Очень часто даже один сеанс Рэйки меняет жизнь Человека, делая её гармоничней, целостней и целеопределённей. Важным аспектом практики Рэйки является факт определения Человеком своего истинного предназначения и следование ему. При этом многие меняют свою профессию, род занятий, вид деятельности, получают дополнительное образование, начинают заниматься творчеством и т.д. Всё это и называется общим термином – ДУХОВНОЕ ПРЕОБРАЖЕНИЕ.

Запретить Человеку культурно развиваться (Развивать Себя), повышать свой уровень духовности, жить по совести, в согласии и в гармонии с природой, чтить, уважать эту самую ПриРоду и предков своих не может никто. Ибо, только так и укрепляется Духъ, только так и проявляется Сила Духа.

Предлагаем всем Практикующим Рэйки позиционировать себя и свою деятельность с точки зрения духовной составляющей именно таким образом:

Энергия РЭЙКИ – божественная ПРА-ЭНЕРГИЯ.

Практика Рэйки – Практика восстановления и укрепления Духа.

Практикующий Рэйки – Духовный наставник.

Мастер – Учитель Рэйки – Духовный проповедник.

Задать свои вопросы, получить исчерпывающие ответы, написать свои размышления по теме Духовной основы Практики Рэйки можно НА НАШЕМ ФОРУМЕ , пройдя по ссылке.

Добро Пожаловать!

Похожие статьи

© 2024 my-kross.ru. Кошки и собаки. Маленькие животные. Здоровье. Лекарство.