Как клест помогает прокормиться другим животным леса. Клест – это лесная певчая птица из семейства вьюрковых. Клест-еловик: описание, образ жизни. Николай Сладков. Как клесты заставили белок по снегу прыгать

Уралы

2013 г.

ТЕМА: С кем дружит ель?

Цели и задачи:

· формировать у учащихся представление о том, с кем дружит ель.

1. Обучающие:

· выяснить роль растений (ели) для животных – обитателей леса;

· установить взаимосвязь между объектами природы.

2. Развивающие:

· развитие коммуникативных навыков;

· развитие операций мышления, памяти, внимания, речи.

3. Воспитательные:

· воспитание любви и бережного отношения к природе, к родному краю, понимание целостности в природе;

· воспитание аккуратности, трудолюбия.

Формы обучения:

· фронтальная;

· индивидуальная;

· групповая (пары).

Методы:

· наглядный;

· словесный (рассказ, беседа);

· практический (работа с пазлами);

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок - заочное путешествие в еловый лес.

Оборудование:

· искусственная ель;

· модели животных;

· раздаточный материал;

Ход урока

I Организационный момент.

У. Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

II Постановка целей и задач урока. Актуализация знаний учащихся.

У. Послушайте внимательно загадку и попробуйте отгадать ее.

Чудное дерево

И зиму, и лето зелено.

Высоко торчит,

Далеко глядит.

Весной цветет,

Летом плод дает,

Осенью увядает,

Зимой не умирает.

(ель)

У . Так о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Д. О ели.

У. Ребята, какая лесная красавица стоит перед вами?

Д . Елочка.

У. Поднимите руки те, кто хотел бы узнать что-то новое про ель.

(дети поднимают руки)

У. Поднимите руки те, кто хочет узнать, с кем дружит ель.

(дети поднимают руки)

У. А что еще вам интересно узнать?

У. Сегодня мы с вами отправимся в заочное путешествие в еловый лес и узнаем, с кем дружит ель.

За каждый правильный ответ вы будете получать шишки. Поэтому работать вы должны внимательно и на вопросы отвечать правильно.

У. А сейчас откройте тетради, запишите дату и тему урока: «С кем дружит ель?»

III Изучение нового материала.

У. Ребята, как вы думаете, нужна ли ель людям?

Д. Да. На Новый год приносят елку домой и украшают.

У. Сколько же нужно срубить елочек, чтобы каждый желающий мог нарядить ее дома?

Д. Сотни тысяч.

У. Тогда какие ели нужно наряжать?

Д. Искусственные.

У. Да, верно, лучше всегда наряжать искусственные ели. Вот и я сегодня на урок тоже принесла искусственную елочку.

Каждый год люди вырубают сотни тысяч елей, а растут они очень медленно. Но они очень нужны в лесу и поэтому ели нужно оставить.

У. Ребята, послушайте внимательно стихотворение и скажите, кому же нужна ель?

(чтение стихотворения с интерактивной доски)

У. Ирина Токмакова.

Ели на опушке,

До небес макушки,

Слушают, молчат,

Смотрят на внучат.

А внучата – елочки

Тонкие иголочки,

У лесных ворот

Водят хоровод.

У. Так кому же нужна елочка?

Д. Своим внучатам.

У. Ребята, но кроме внучат, она еще многим нужна. Вот сейчас мы с вами и выясним, кому же в лесу нужна ель. Сейчас мы будем строить схему.

У. Ребята, что растет на ели?

Д. Шишки.

У. Рассмотрите образцы, которые лежат у вас на партах. На образцах вы видите веточку ели, шишку и семена шишек.

Эти веточки я взяла с ели, которую ставили у нас в школе. Ель уже убрали, а я использовала веточки, чтобы показать вам.

1. У. Скажите, кто в лесу питается семенами шишек на ели?

Д. Белка.

У. Сейчас нам … расскажет о белке, а вы внимательно слушайте и запоминайте.

(рассказ ученика)

Белка.

В лесу белка живет в дупле. Если нет дупла, строит гнездо – это шар из разных веточек, стеблей, мха. В стужу белка может несколько дней не выходить наружу.

Главный корм белок – семена хвойных деревьев (елей, сосен). Чтобы белка была сыта, за один день она должна опустошить 28 еловых шишек. Когда шишек мало, белка может питаться древесными почками, особенно еловыми. Срывают на дереве кончики веточек, почки выгрызают, а веточки бросают. Если под деревьями много таких веток, значит, плохо белкам. Правда, помогает то, что они летом запасают на зиму корм: желуди, лесные орехи, грибы.

У. Молодец, …, садись на место.

У. Ребята, из рассказа мы узнали, что белка не может жить без шишек, которые растут на ели. Мы можем от ели поставить стрелочку к белке?

Д. Да.

У. Куда же мы с вами поместим нашу белочку?

Д. На ветку елочки.

2. У. Ребята, когда белка шелушит шишки, некоторые семена падают вниз на землю. А внизу живет, как вы думаете, кто?

Д. Мышь.

У. Правильно. Мышка подбирает семена и про себя благодарит белочку.

У. Сейчас нам … расскажет про мышь, а вы внимательно слушайте и запоминайте.

(рассказ ученика)

Мышь.

Мыши обитают повсюду. Они небольшие по величине. Мыши роют норки, где запасают корм на зиму. Питаются мыши растениями, семенами растений, подгрызают корни растений. Большинство мышей плодовит, т. е. имеют много детенышей.

Мыши ведут активный образ жизни и днем, и ночью. Они боятся птиц и ведут себя осторожно. Ловко прячутся под ветками елей, спасаясь от врагов.

У. Молодец, …, садись на место.

У. Ребята, можем ли мы от ели поставить стрелочку к мышке?

Д. Да.

У. А как ель дружит с мышью?

Д. Мышь питается семенами ели и прячется под ветками от врагов.

У. Значит, я ставлю стрелочку от ели к мышке.

У. А куда же мы поместим мышку?

Д. Под елочку.

3. У. Сейчас мы с вами узнаем, с кем еще дружит ель.

У. На ветках ели селятся птицы, которых называют клест. Часто рассказы о клестах начинаются с таких слов: «Хотите верьте, хотите нет, но существует на свете птичка, которая выводит птенцов зимой, в лютые морозы. Это птичка – клест».

У. Сейчас про клеста расскажет нам … . А мы внимательно послушаем и постараемся запомнить.

(рассказ ученика)

Клест.

Самка клеста выводит птенцов зимой, в лютые морозы. Самец заботится о ней, кормит. Самка сидит на маленьких птенцах, обогревает их. Птенцы рождаются с таким же пухом, как и любые малыши других птенцов. С возрастом пуха у птенцов становится больше. Самка иногда оставляет их, улетая за кормом. Птенцы лежат, спрятав голову под живот, и, конечно, мерзнут. Но, когда мать возвращается, быстро отогреваются. Появляются птенцы обычно в конце зимы, в феврале. Клесты могут размножаться и зимой, и летом, и осенью. Зимой клесты гнездятся обычно там, где на елях и соснах большой урожай шишек. Клесты живут стайками. Прилетев стайкой на какую-нибудь большую ель, производят иногда прямо-таки град из шишек, потому что часто роняют шишки, почти не съев семян.

У. Молодец, …, садись на место.

У. Куда же мы поместим клеста?

Д. На ветки ели.

У. Ребята, клест питается шишками ели, поэтому иногда его называют клест - еловик. Клюв у этих птиц своеобразен, они легко им шелушат шишки и добывают семена. Поэтому, если на ели много шишек, то и зимой у клестов много корма.

У. Ребята, можем ли мы сказать, что ель дружит с клестом?

Д. Да.

У. А куда же мы поместим клеста?

Д. На ветку ели.

У. Я ставлю стрелочку от ели к клесту.

4. У. Ребята, скажите мне, пожалуйста, какую птицу называют лесным доктором?

Д. Дятла.

У. Сейчас нам … расскажет про дятла, а вы внимательно слушайте и запоминайте.

(рассказ ученика)

Дятел.

Летом дятел питается насекомыми, зимой ест семена ели и сосны. Сорванные шишки не разбрасывает, а тщательно извлекает из них почти все семена. Дятел ловко обследует щели на коре деревьев, долбит кору, достает личинок, жуков. Дятел лечит ель, уничтожая вредителей. Обычно дятел обыскивает не стволы деревьев, а более тонкие ветки.

У. Молодец, …, садись на место.

У. Можем ли мы назвать дятла и ель друзьями?

Д. Да.

У. Почему?

Д. Дятел питается семенами ели, и лечит ель.

У. Ребята, я поставила две стрелки. Как вы можете это объяснить?

Д. Они помогают друг другу.

У. Молодцы, ребята, вы внимательно слушали.

У. Так куда же мы поместим дятла?

Д. На ветку ели.

5. У. Ветки ели растут низко от земли. Заяц, убегая от хищников, запутывает свои следы, а затем делает резкий прыжок в сторону.

У. Сейчас нам о зайце расскажет …, а вы внимательно слушайте и запоминайте.

(рассказ ученика)

Заяц.

Заяц к зиме становится белым, только кончики ушей у него остаются черными. Заяц – это ночное животное. День проводит в укромных местах: под поваленным стволом, в кустах, прячется в ветках ели. В сильные морозы заяц роет в снегу нору. Питается он тонкими ветками осины, ивы березы. С толстых веток сгрызает только кору. Также заяц питается сухой травой.

У. Молодец, …, садись на место.

У. Ребята, можем ли мы сказать, что ель дружит с зайцем?

Д. Да.

У. А как она с ним дружит?

Д. Ель прячет зайца от врагов.

У. Я соединяю стрелкой от ели к зайцу.

У. Куда мы поместим зайца?

Д. Под елочку.

У. Ребята, у нас получилась вот такая схема, по которой мы видим, как много животных дружит с елочкой.

дятел клест

ель белка

заяц мышь

У. Как вы думаете, можно ли вырубать ель в лесу?

Д. Нет.

У. Спору нет – украшенная елка на Новый год в доме – радость. Но все-таки подумайте, пройдет немного времени, она засохнет и погибнет. Стоит ли ради нескольких дней губить дерево, которое может жить несколько сотен лет и без которого так трудно обойтись лесным жителям?

А искусственная елка, хоть и не имеет прекрасного запаха, зато не осыпает иголки, может стоять долго и всегда будет яркой и красивой.

Еще ель приносит огромную пользу нам с вами. Хвойный лес очень хорошо очищает воздух.

IV Физкультминутка.

У. А сейчас встанем и немножко отдохнем.

Есть в лесу три полочки: (хлопаем в ладоши)

Ели – елки – елочки. (руки вверх – в стороны – вниз)

Лежат на елях небеса, (руки вверх)

Внизу на елочках – роса. (руки – вниз, присели)

V Закрепление .

1. У. Ребята, вы внимательно слушали и меня, и своих товарищей, а сейчас скажите, кому же нужна ель?

Д. Животным.

У. Кто помогает ели?

Д. Дятел.

У. А кому ель помогает?

Д. Клесту, зайцу, белке, мышке, дятлу.

У. Молодцы, ребята.

У. У нас получилась вот такая схема. Сейчас вы ее нарисуете к себе в тетрадь.

(самостоятельная работа в тетради)

У. Сейчас мы с вами будем разгадывать кроссворд. Я проверю, как вы внимательно слушали своих товарищей и меня.

У. Я буду загадывать загадки, кто знает отгадку, поднимает руку и отвечает. Я буду спрашивать тех, кто сидит правильно и поднимает руку. За правильный ответ вы будете получать шишку.

1) Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,

Потому что до темна

В норке прячется она. (мышка)

2) Он в своей лесной палате

Носит пестренький халатик.

Он деревья лечит:

Постучит и легче. (дятел)

3) У косого нет берлоги

Не нужна ему она.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. (заяц)

4) Кто там прячется, шуршит,

Клее-кле-кле! - поет со свистом. (клест)

5) Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (белка)

У. Молодцы ребята, вы все внимательно слушали и запомнили.

2. У. Ребята, поднимите руки, кто любит собирать пазлы. Я думаю, что вы все умеете работать с пазлами.

У. Вот сейчас мы с вами и будем их собирать.

У. У вас на партах лежат пазлы, работать вы будете в паре. Когда закончите собирать, подумайте, как это связано с нашей елочкой.

(работа в паре)

У. Закончили, ребята. Поднимите руки, у кого получилась белочка.

У. А как она связана с елочкой.

У. У кого получился дятел? Поднимите руки.

У. Как дятел связан с елочкой.

У. У кого получилась мышь?

У. А как она связана с елью?

У. Поднимите руки, у кого получился клест.

У. Он как связан с елью?

У. У кого получился заяц?

У. А как заяц связан с елью?

VI Итог урока

У. Кого мы с вами встретили, путешествуя по лесу?

Д. Дятла, мышь, белку, клеста, зайца.

У. А теперь посчитайте у кого, сколько шишек получилось.

(подсчет шишек)

У. Ребята, шишки, которые вы заработали, остаются у вас. А наиболее активные учащиеся получают по 5 баллов в журнал.

VII Дача домашнего задания.

У. Дама вы должны будете сочинить сказку о том, с кем дружит ель и оформить книжку-раскладушку.

Берегите русский лес!

Он источник всех чудес!

Чтобы всюду зеленели

Сосны, вязы, клены, ели.

Берегите лес!

Список используемых источников:

1. Окружающий мир (учебник) //Москва, 2012г.

2. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть (учебное издание) //Москва, 1995г.

3. Материалы для проведения контрольных и проверочных работ (окружающий мир)//Москва, 2001г.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Наумовка

С кем дружит ель?

Выполнил: ученик 2 класса

Галиев Альберт

Руководитель: учитель начальных

классов Галиуллина Г.С.

Введение.

  1. Теоретическая часть «О ели»
  2. Исследовательская часть.

Выводы.

Список литературы.

Введение.

Актуальность. Данную тему я считаю очень актуальной, так как каждую зиму под Новый год вырубается огромное количество елей. Их численность уменьшается. А ведь для многих птиц и зверей без ели очень тяжело. Кто-то остается без корма, кто-то лишается жилища и укрытия.

Цель. Изучить связи между елью, животными и человеком.

Объект исследования . Ель обыкновенная.

Гипотеза. Если люди вырубят ель, что произойдет с животными леса.

Методы исследования . Наблюдение, поисковый.

  1. Теоретическая часть «О ели»

Ель - красивое, стройное дерево, относится к вечнозеленым растениям. Высота взрослого дерева 30-40 метров. Толщина ствола достигает 1 метра. Живет ель 250-300 лет, встречаются деревья и в возрасте 400-500 лет. Известно 45 видов ели. В нашей стране растет 10 видов ели. Хвоя держится на дереве 7-9 лет. Древесина ели мягкая и легкая. Она используется в строительстве, в бумажной промышленности, незаменима при изготовлении музыкальных инструментов. Например, пианино делают из ели. Из древесины ели изготавливают самые лучшие скрипки. Из еловой древесины вырабатывают деготь, смолу, скипидар. Хвоя ели жесткая и короткая, она служит источником витамина С.Ели не страшен любой снегопад. Под тяжестью снега ветви ее прогибаются, и снег сползает с них. Широкие ветки ели очень пружинистые. Снег гнет их к земле, но никогда не ломает.

  1. Исследовательская часть.

Во время экскурсии в лес я нашел под елью различные шишечки

-шишечки без веточек;

-шишечки, имеющие кусочек веточки;

-очищенные стерженьки шишек.

Я решил узнать, кто же оставляет такие шишки.

Оказывается, шишки, на которых не сохраняются веточки, оставляет большой пестрый дятел. Он находит в стволе дерева щель - «станок». Затем отправляется на поиски шишки. Найдя подходящую, он несколько раз ударяет клювом по черешку и, повиснув на шишке, отрывает ее тяжестью своего тела. Шишка отрывается в месте своего прикрепления, а потому на ней не сохраняется веточки. Оторванную шишку дятел несет к «станку». Он обрабатывает ее очень основательно, и она бывает сильно разбита.

Шишечки, имеющие кусочек веточки, оставляет клест . Клест – мелкая воробьиная птица с яркой окраской: самцы окрашены в буровато-красный цвет, самки – в зеленовато-желтый. У них перекрещенный клюв. В отличии от дятлов, они появляются на дереве целой стайкой, лазают по ели, помогая себе клювами, повисают вниз головой, выбирая шишку. Затем клест перекусывает клювом, как ножницами, веточку, на которой она растет. Поэтому шишка, обработанная клестом, всегда имеет кусочек ветки с сохранившейся на ней хвоей. Затем клесты устраиваются на этом же дереве и, стоя на одной лапке, другой поддерживают шишку. Клест засовывает клюв между чешуйкой и стержнем шишки и языком извлекает семечко. Птицы поедают совсем немного семян, а затем роняют шишку на снег.

Очишенные стерженьки шишек, оказывается, оставляют белки . Зверьки срывают шишки с веток или подбирают их на снегу. В первом случае они устраиваются на ветвях ели и принимаютчя поедать семена. Белка отрывает чешуйки, начиная с основания шишки. Когда шишка бывает полностью использована, выглядит она следующим образом: нетронутым остается только стерженек с небольшим пучком чешуй на самой вершине. Чешуйки, которые белка роняет, выбирая семена, падают вниз. Здесь же лежат полностью очищенные стерженьки.

Когда белка подбирает шишки со снега, она обычно находит пень и обрабатывает их на нем. На пеньке остается кучка чешуек и несколько стерженьков. Все это, оказывается, называют «столовой белки».

Семенами ели питаются самые маленькие птицы лесов Башкортостана – корольки желтоголовые. Это самая маленькая из наших птиц, весит королек около 6 граммов.Окраска оперения у корольков зеленоватая, на темени ярко – желтое продольное пятно – «корона»

Шишечками, упавшими на снег, питаются лесные мыши, кабаны . Даже медведь забирается за шишками на ель.

Итак, получается, что дятлы, клесты, белки, корольки, лесные мыши, кабаны, медведи находят корм на ели.

Каким зверям и птицам ель дает жилище и укрытие?

Оказывается, дятел гнездится в дуплах, которые делает сам в стволе ели.

Большую часть жизни белки проводят на деревьях, перепрыгивая с ветки на ветку и даже с дерева на дерево, делая прыжки в 4-5 м. Белки чаще делают гнезда на ели, на большой высоте,у самого ствола срели густых ветвей. Они нередко селятся в естественных дуплах или сделанных дятлом.

Клест может гнездиться в любое время года –осенью или даже зимой.Чаще всего они гнездятся в конце зимы, когда еще держатся сильные морозы и лежит снег. Гнездо они строят на высоких елях под прикрытием густых ветвей, защищающих гнездо от непогоды. В зимнюю стужу клесты выводят птенцов. Еловыми семенами они выкармливают своих птенцов.

Зайцы проводят день в укромных местах: под пнем, под густыми ветвями ели, потому что ветви обычно расположены низко, иногда у самой земли.

В лесах с преобладанием ели весной раздается много птичьих голосов. Это зяблики и певчие дрозды.

Перед новогодним праздником люди покупают и приносят в дом хвойное деревце-ель или сосну. Радуются лесной гостье, украшают ее. Но заканчиваются праздничные дни и елка никому уже не нужна. Она засохла и погибла! Посмотрите вокруг-всюду валяются елки и сосны! Стоило ли ради нескольких праздничных дней губить ценное, неповторимое по красоте дерево, которое может жить несколько сотен лет? И без которого так трудно обойтись лесным животным? Не лучше ли нарядить искусственную елку? Ведь в настоящее время в продаже имеются многообразные, очень красивые, искусственные елочки. Каких только нет!

Перед Новым годом каждый учащийся нашего класса получил задание: написать письмо от Елочки. Прочитав их, мы сочинили коллективное письмо и развесилиего по нашему поселку.

Письмо –просьба от Елочки.

Письмо –просьба от Елочки.

Здравствуйте, уважаемые жители поселка Наумовка!

Через несколько дней самый долгожданный и веселый праздник взрослых и малышей – Новый год! И наверняка, многие из вас мечтают пригласить меня в гости к себе домой и украсить. Спору нет, когда я у вас в гостях – в доме радость, веселье и звонкий смех. Но пройдет немного времени, я засохну и погибну. И вы выбросите меня на улицу! Когда вы меня рубите, мне, как и всем живым существам, очень больно. Когда вы меня выбрасываете – еще больнее. Мне не хочется умирать! Я жить хочу! Ведь я нужна не только вам. Без меня погибнут от голода дятлы, белочки, клесты, лесные мыши, корольки. Зайцы, дятлы, клесты, белочки останутся без укрытия и жилища. Пожалуйста, пожалейте всех нас! Не рубите меня, пожалуйста! Люди, вы в ответе за меня и за тех, с кем я дружу!

Елочка.

Выводы.

  1. Дятлам, клестам, белкам, королькам, ллесным мышам, кабанам и даже иногда медведям ель дает корм. Поэтому их жизнь зависит от ели.
  2. Дятлам, клестам, белкам, зайцам, зябликам и певчим дроздам ель дает укрытие и жилище.
  3. Животные, жизнь которых во многом зависит от ели, связаны не только с ней, но и между собой. Клест, срывая шишку, выедает только часть семян, а затем бросает ее. Сброшенные шишки подбирают белки, дятлы. Но еще важнее сброшенные шишки для лесных мышей, которые не могут сами сорвать их с дерева.
  4. Именно человек в ответе за ель и за тех, с кем она дружит.

Список используемой литературы.

1.Гайсина Р.С. Природа родного Башкортостана: Учебное пособие для младших школьников. - Уфа: Китап, 2009.-176 с.: ил.

2. Журнал «Начальная школа» №12, 2003.

3. Журнал «Начальная школа» №4, 2001.

4.Журнал «Начальная школа» №4, 2000.

5. Журнал «Начальная школа»№6, 1990.

6.Кучеров Е. В. Природа Башкортостана. – Уфа: Китап, 1994. – 128 с.

7.Мавлетов В.С. Цветущий край, благословенный… Учебное пособие для учащихся, Уфа, 2001. – 96 с. с ил.

8.Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Растения Башкортостана. – Уфа: Китап, 2002.

9.Плешаков А.А.Мир вокруг нас: Учебник для 2 класса четырехл. нач. школы. М.: Просвещение, 2002.

Вспомним

  1. Что мы назвали невидимыми нитями? На какие группы мы их разделили?
  2. Какие невидимые нити мы обнаружили в осеннем лесу?

С кем дружит ель?

Отправимся на поиск невидимых нитей в зимний лес.

Вот перед нами красавица-ель. Это прямое, стройное дерево. Оно может быть очень высоким. А живёт до 500 лет! Густо покрывают ствол ветви с зелёной хвоей. На многих из них мы увидим шишки, а в них обнаружим семена.

Для лесных животных ель - кормилица и защитница.

Белки, дятлы, клесты умеют ловко доставать семена из её шишек. Это для них главный корм в зимнее время. А то, что они не съедят, уронят, подберут на снегу лесные мыши.

В густых еловых ветвях белки и птицы укрываются от врагов. А клесты здесь зимой ещё и гнёзда вьют, птенцов выводят! Холод им не страшен, если корма достаточно.

У многих елей ветви почти до самой земли дотягиваются. За этим зелёным занавесом и заяц может спрятаться от ветра и хищного зверя.

  • Проследите по схеме связи между елью и лесными животными.
  • Используя свои знания о зимней жизни птиц и зверей, приведите другие примеры невидимых нитей в зимнем лесу (8).

Как животные друг другу помогают

Посмотрим, как поживает наша старая знакомая - сойка. В своих кладовых она припрятала много желудей и теперь разыскивает их и поедает. Но вот беда: сойка не умеет доставать жёлуди из-под глубокого снега. Что же ей делать?

На помощь приходит белка. Для неё кладовые сойки - чудесная находка. Ловко раскопав глубокий снег, белка съедает часть желудей. После неё на разрытое место прилетает хозяйка кладовой и доедает то, что осталось.

Но это ещё не все лесные хитрости.

Белке помогают прокормиться... клесты. Оказывается, клёст выедает из шишки только небольшую часть семян. Затем бросает шишку, и она достаётся белке.

Но не только белкам невольно помогают клесты! Брошенные ими шишки нередко подбирает дятел. А ещё чаще их находят и доедают полёвки и лесные мыши.

Вот как тесно связаны между собой разные животные в зимнем лесу!

Поиграем!

    Придумайте и разыграйте с ребятами сценки из жизни зимнего леса, исполнив роли различных животных. Можете использовать для игры костюмы и маски.

Подумаем!

  1. Как нарушилась бы жизнь леса, если бы вдруг исчезли все дубы? все сосны и ели? все белки? все клесты? все сойки?
  2. Какие связи мы изучали на уроке? Выбери правильные ответы: а) связи между неживой и живой природой; б) связи между растениями и животными; в) связи между различными животными; г) связи между природой и человеком.

Проверим себя

  1. Почему мы назвали ель кормилицей и защитницей?
  2. Жизнь каких животных зависит от ели?
  3. Как связаны между собой сойка и белка в зимнем лесу?
  4. Как клёст помогает прокормиться другим животным леса?

Об этой птице ходят легенды. Можно не верить преданиям, но необычность этих маленьких птах, размером с большого воробья, интересна любому человеку, неравнодушному к миру природы.

Птица небольшая, до 20 см, относящаяся к отряду воробьиных, с плотным сложением, раздвоенным хвостом и необычным клювом. Его половинки загнуты и расходятся в разные стороны, в результате образуя крест. С таким клювом идеально вылущивать из шишек семена. Природа хорошо приспособила его к добыванию себе пищи.

Птица Христа

Во время тяжелых мучений Христа на распятии, к Иисусу прилетела птица и клювом силилась выдернуть гвозди из его тела. Но очень мало было сил у бесстрашной крохи, только изуродовавшей клюв и кровью обагрившей свою грудку. Господь отблагодарил заступницу, наделив ее необычными свойствами. Это был клест, а необычность его в трех вещах:

  • крестовидный клюв;
  • появление на свет под Рождество;
  • нетленность.

Описание

Цепкость лап позволяет птице лазить по деревьям,свешиваясь вниз головой к шишке. Окраска грудки самцов малиновая, а у самок – зеленовато-серая. Хвосты и крылья пернатых переходят в серо-коричневую гамму. Пение клестов с высокими нотами, напоминает щебетание с примесью свиста. Это наблюдается при перелетах. На ветках же птицы молчаливы.

Выделяют несколько видов пернатых , три из которых основные и обитают на просторах России:

  • Белокрылый;
  • Клест-сосновик.

Они схожи ареалом обитания и образом питания. Названия переплетаются с особенностями видов по выбору хвойных пород леса и наличию белых перьев.

Предки у современных клестов довольно древние, им 7-9 млн лет. В хвойных лесах Северного полушария зарождалась основная популяция клестов. Их расселение напрямую зависит от урожая шишек , являющихся основным пропитанием птиц. Потому клесты живут и в тундре, и в лесостепях, делают большие перелеты к местам, богатым кормом. Бывали случаи, когда их находили за 2000 км от гнездовий.

В России обитают в сосновых и еловых лесах гористой местности в южных районах страны, на северо-западе. Птицу можно встретить в лесах с преобладанием елей. В кедровых же лесах клест-еловик не живет. Врагов у пернатого практически нет. Объясняется это просто: из-за употребления в пищу хвойных семян, птицы себя при жизни как бы бальзамируют и становятся слишком горькими для хищников. После естественной гибели они мумифицируются, этому и способствует их организм с большим содержанием хвойных смол.

Летают клесты хорошо, но утверждать, что клест – перелетная или оседлая птица, нельзя. Клест скорее представитель кочующих пернатых. Кочевание птиц тесно связано с урожаем. В насыщенных кормом местах птицы бесконечно лазают по деревьям , благо форма клюва у клеста дает возможность это делать без труда, как попугаям. Именно за это умение и яркий окрас перьев они получили название «северные попугаи». На землю они почти не спускаются, а на ветках отлично чувствуют себя даже перевернувшись.

Питание

Думать, что кормится клест только семенами шишек хвойных деревьев было бы неверно, хотя они являются его основной едой. Клюв пернатого отрывает чешуйки, обнажая семена, но лишь треть шишки идет на питание. Птица оставляет труднодоступные зерна, ей проще найти другую шишку. Лишнее же летит на землю и становится кормом уже для мышей или белок а также для других лесных обитателей.

Клест может питаться дополнительно почками ели или сосны, особенно в случае нехватки шишек, сгрызает выступающую смолу вместе с корой деревьев, а также другими семенами, насекомыми и тлей. В неволе он не брезгует мучными червями, овсяной крупой, рябиной, семенами конопли и подсолнечника.

Размножение

Птенцы у клестов, в отличие от остальных птиц, появляются зимой, зачастую на Рождество , как благодать всевышнего, согласно легенде. Способствуют этому запасы корма. Строится гнездо самкой наверху хвойников или под прикрытием разлапистых ветвей от дождей и снегов. Сооружение гнезд начинается с первыми морозами и делается с учетом всех суровых испытаний: с теплой подкладкой изо мха, шерсти животных, лишайников,птичьих перьев.

Стенки гнезда могут похвастаться прочностью: из сплетенных веточек получается несколько слоев, внутренний и внешний. Гнездо зачастую приравнивают к термосу по сохранению неизменной температурной среды. Зимой клест, несмотря на морозы, вполне активен для обеспечения своего потомства.

Насиживание кладки из 3-4 яиц длится в среднем 15 дней . В течение этого времени самец всячески ухаживает за самкой, кормит семенами, размягченными в зобе. Птенцы с 5-20 дня жизни уже покидают свое гнездо. Клюв у них поначалу прямой, поэтому родители месяц занимаются подкормкой молодняка.

Когда же клюв обретет свою форму, птенцы начинают осваивать науку добывания семян из шишек и вместе с новым клювом начинают жить самостоятельно. Птенец клеста не сразу имеет красивое цветное оперение. Поначалу его цвет серый с пятнами. Только по прошествии года птицы меняют одежку на взрослую.

Клест необыкновенно интересен и социально активен. Быстро привыкает к жизни в меняющихся условиях, они доверчивы и общительны . Постоянно двигаются по клетке, могут выбраться из нее, проявляя смекалку. Какой клест-еловик пересмешник, знают владельцы многих пернатых: он с легкостью подражает услышанным голосам других птиц.

В давние времена бродячие музыканты обучали клестов доставать счастливые билеты или принимать участие в гадании. Легкое обучение простым действиям делает из птиц домашних любимцев. Если клест живет в клетке без надлежащего питания и температуры окружающей среды, он теряет малиновую расцветку, бледнеет, а затем погибает. Содержание птиц в подходящих им условиях способствует неизменности их яркой окраски и жизни до 10 лет. В неволе птицы успешно размножаются в случае соблюдения приемлемых условий гнездования.

Любители выведения новых пород птиц добиваются достижения множества цветовых и голосовых вариантов, потому становится ясно, каким образом у клеста вдруг появляется голос канарейки или одежка снегиря. Изучение и селекция клестов – увлекательное занятие, которое приносит радость общения с этими древнейшими птицами живой природы.











Похожие статьи

© 2024 my-kross.ru. Кошки и собаки. Маленькие животные. Здоровье. Лекарство.