Костяника — описание, полезные свойства, применение. Известно что костяника многолетнее теневыносливое растение Применение в народной медицине
(Rubus saxatilis) — многолетнее травянистое растение семейства розовых (Rosaceae).
Общая характеристика
95-35 см высотой с крепким горизонтальным корневищем. Образует лежащие вегетативные и прямостоячие генеративные побеги.
Стебель и черешки листьев мохнато-опушенные с тонкими прямыми шипами.
Листья очередные, тройчатые, длинночерешковые с обеих сторон зеленые, снизу более светлые, сверху розсияноволосисти, снизу густоволосисти. Их листочки яйцевидно-ромбические, на коротких черешках, по краю надризанозубчасти, с клиновидной основой. Прилистники нижних листьев овальные, пленочные, стеблеобъемлющие, верхних — ланценти, свободны.
Цветки собраны в верхушечные зонтиковидные или щитовидные соцветия из трех — десяти цветов. Цветки правильные, вильнопелюсткови, с двойным околоцветником. Чашечка пятираздельная, при плодах отогнута вниз, доли ее ланцетные, шиловидные, заостренные. Лепестки белые (6-7 мм длиной), линейно-продолговатые. Тычинок много, пестиков от одной до шести.
Плод — сложная костянка, состоит из одного — шести красных, сочных плодиков.
Растет в хвойных, смешанных, реже лиственных лесах. Теневыносливое растение. Цветет в мае, плоды созревают в июле.
Распространена конечно во всех лесных, реже лесостепных районах, в Степи — только по долинам крупных рек. Запасы сырья незначительны, промышленная заготовка не ведется.
Практическое использование
Пищевая, витаминозное, лекарственное растение. Плоды употребляют в пищу свежими и сушеными. Из них готовят квас, сок, морс, кисель, варенье, сироп, желе. В плодах месятся углеводы, органические кислоты, пектиновые и дубильные вещества, витамины С и Е.
В народной медицине костянику используют от различных заболеваний: желудочно-кишечных, простудных, женских; при почечнокаменной болезни, а также от грыжи, геморроя, при нарушении обмена веществ.
Отваром растение с корневищем моют голову для лечения сербореи и для улучшения роста волос.
Сбор, переработка и хранение
Собирают плоды в сухую погоду вручную, складывают в небольшие корзины. В домашних условиях моют, сортируют и перерабатывают на квас, варенье, джем. Сушат в печах при температуре 45-55 °. Высушенные плоды упаковывают в бумажные мешки или ящики, выстланные бумагой, и хранят в сухих прохладных помещениях.
Семейство розовые
Или Костяника каменистая
- многолетнее растение-медонос; вид рода Rubus (Малина)
, пищевое а также лекарственное растение.
Многолетнее травянистое растение (15-35 см высотой) с хорошо развитым ползучим корневищем, от которого отходят прямостоячие цветоносные и стелющиеся вегетативные побеги. Стебли и черешки листьев с тонкими, прямыми шипиками и отогнутыми волосками. Листья большие, очередные, с прилистниками, длинночерешковые, тройчатые; отдельные листочки их яйцевидно-ромбические, по краю надрезанно-зубчатые. Цветки правильные, с раздельнолепестным 5-членным двойным околоцветником, собранные по 3-10 в зонтиковидные или кистевидные соцветия. Чашелистики, остающиеся при плодах, отогнутые вниз; лепестки белые (6-7 мм длиной). Плод - сложная костянка, состоит из 1-6 ярко-красных довольно крупных плодиков, слегка соединенных друг с другом, с крупными, морщинистыми косточками. Теневыносливое, морозостойкое растение; реагирует на изменение погодных условий. Листья к дождю распрямляются, к жаре - скручиваются в трубочку.
Растет в хвойных и смешанных лесах в лесных, реже лесостепных районах. В плодах костяники содержатся углеводы, органические кислоты, пектиновые и дубильные вещества, много аскорбиновой кислоты, что и обусловливает их пищевое использование. Плоды сочные, кисло-сладкие, приятные и нежные на вкус, напоминающие вкус гранат, их едят свежими и сушеными. Из них готовят варенье, кисели, компоты, джем, желе, а также квас, соки, сиропы, безалкогольные напитки. Ягоды можно заготовлять на зиму засыпая сахаром, а также высушивая, стерилизуя или замораживая. Размолотые семена, отделенные от мякоти - хорошая приправа к мясным блюдам.
Растение используют как лекарственное в народной медицине. Ягоды охотно поедают лесные птицы. Плоды собирают вручную в сухую погоду, складывая их в небольшие корзинки. После сортировки, удаления посторонних примесей ягоды сушат в печах или сушилках при температуре 45-55 °С. Костяника размножается вегетативно, ползучими побегами. Растение перспективно для ввода в культуру.
Плоды костяники содержат углеводы, органические кислоты, аскорбиновую кислоту и жир. В листьях найдены флавоноиды, аскорбиновая кислота, кумариновые производные, дубильные и другие вещества. Наибольшие количества биологически активных веществ обнаружены в сырье июньского и августовского сбора.
Препараты костяники обладают мочегонным, потогонным, противовоспалительным и противомикробным действием.
Морс и сироп из ягод костяники рекомендуют употреблять при лихорадке.
Отвары травы и листьев эффективны при воспалительных заболеваниях желудочно-кишечного тракта, печени, желчного и мочевого пузыря, мочевыводящих путей, а также при геморрое, женских болезнях и затрудненном дыхании.
Для приготовления отвара травы и листьев 1 столовую ложку сырья заливают 1½ стаканами горячей воды, кипятят в закрытой эмалированной посуде на водяной бане 30 мин, остужают 10 мин, процеживают, отжимают и доводят объем кипяченой водой до исходного. Принимают по 2 столовые ложки 3 раза в день за 20 мин до еды.
В.В. Телятьев (1976) приводит весьма интересные сведения об использовании листьев костяники. В Забайкалье их отвар с успехом применяют при испуге, заикании и эпилепсии. Для указанных целей берут листья, пораженные грибковыми заболеваниями (с бурыми и буро-ржавыми пятнами), быстро сушат и готовят отвар из расчета 10–20 г сырья на 1 стакан кипятка. Принимают по 1 столовой ложке 3–4 раза в день за 20 мин до еды.
Иногда делают настойку на 40 %-ном спирте или водке в соотношении 1:10, выдерживая в теплом месте 15 дней и периодически взбалтывая. Принимают по 30–40 капель 3 раза в день за 20 мин до еды, запивая водой. В том и другом случае курс лечения 7-10 дней.
Литература: , Л.В. Пастушенков, А.Л. Пастушенков, В.Л. Пастушенков. Лекарственные растения: Использование в народной медицине и быту. - Ленинград: Лениздат, 1990.
Подготовка к метапредметной диагностике 4 класс.
Задания направлены на совершенствование мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, классификация.
Работа с таблицей
Андрей спросил у 10 одноклассников, какие книги им нравятся больше всего.
Результаты опроса он занёс в таблицу 1
"+".
О животных | О детях | Фантастику |
|
Настя | |||
Юра | |||
Оля | |||
Андрей | |||
Дима | |||
Максим | |||
Света | |||
Варя | |||
Маша | |||
Даша |
Рассмотри таблицу и выполни задания:
- Какая тема нравится наибольшему числу опрошенных учеников? Запиши только номер, соответствующий этой теме.
ОТВЕТ______________
- Какая тема нравится наименьшему числу опрошенных учеников? Запиши только номер, соответствующий этой теме.
ОТВЕТ______________
- Кому из детей нравится читать книги о животных и о детях? Запиши только имена без запятых
ОТВЕТ____________________________________________________________
- На сколько больше детей читающих о животных, чем тех которые любят читать фантастику? Запиши только число.
ОТВЕТ______________
- Кому из детей нравится читать только фантастику? Запиши только имена без запятых
ОТВЕТ_____________________________________________________________
Пользуясь таблицей 1, определи, скольким мальчикам нравится фантастика и скольким девочкам нравится читать о животных. Результат запиши в таблицу 2.
ОТВЕТ____________________.
Пользуясь таблицей 1, определи, скольким мальчикам нравится читать о животных и скольким девочкам нравится читать о детях. Результат запиши в таблицу з.
Запиши оба числа подряд без дополнительных знаков.
ОТВЕТ____________________.
МПУ диаграммы
Задание 1 .Андрей спросил у 10 одноклассников, какие книги им нравятся больше всего.
Результаты опроса он занёс в таблицу 1 , отмечая каждый ответ знаком
"+".
О животных | О детях | Фантастику |
|
Настя | |||
Юра | |||
Оля | |||
Андрей | |||
Дима | |||
Максим | |||
Света | |||
Варя | |||
Маша | |||
Даша |
Какая диаграмма полностью соответствует таблице?
Задание 2 .Вертолёт летел со скоростью 200 км/ч и пролетел 1000км. Поезд ехал со скоростью 120 км/ч и проехал 840 км. Теплоход двигался со скоростью 80 км/ч и прошёл 400 км, а пешеход шёл со скоростью 5 км/ч и прошёл 15 км. Сколько времени каждый из них был в пути. Построй диаграмму.
Составь для одноклассников 3 вопроса к этой диаграмме.
МПУ классификация
- Вспомни какие части речи ты изучал. Заполни таблицу, которая называется «Части речи» (запиши в первой строке таблице), названия частей речи (вторая строка), примеры слов(третья строка)
Радость, горестный, имя прилагательное, ходьба, глагол, чернеть, весёлая, имя существительное, погостит.
- Вспомни тему имя прилагательное. Заполни таблицу, которая называется «Имя прилагательное» (запиши в первой строке таблице), какие бывают имена прилагательные (вторая строка), примеры слов(третья строка)
Добродушный, жадная, скользкое, низкий, ранняя, вечернее.
- Вспомни тему глагол. Заполни таблицу, которая называется «Глагол» (запиши в первой строке таблице), какие бывают глаголы (вторая строка), примеры слов(третья строка)
Шумит, будем гулять, постирал, болеешь, веселились, зажурчат
- Вспомни уроки окружающего мира. Заполни таблицу «Царства природы»(запиши в первой строке таблице), названия царств (вторая строка), примеры слов(третья строка)
Растения, подорожник, тюлень, подосиновик, животные, грибы, кедр, кузнечик, мухомор.
- Вспомни уроки окружающего мира. Заполни таблицу «Природные ископаемые»(запиши в первой строке таблице), группу полезных ископаемых (вторая строка), примеры (третья строка)
Горючие, глина, нефть, торф, строительные, железная руда, гранит, песок, рудные, известняк.
- Вспомни уроки окружающего мира. Заполни таблицу «Растениеводство»(запиши в первой строке таблице), названия отраслей (вторая строка), примеры (третья строка)
Подсолнечник, роза, абрикос, просо, пион, яблоня
Задание Раздели указанных животных на группы по способу их питания, заполни таблицу:
Слон, крокодил, комар, блоха, карп, орел, медведь, кузнечик.
Комментарий. Проверяется умение классифицировать объекты природы по существенному признаку – способу питания.
МПУ Сравнение фигур
Матвей сравнил две фигуры. Результаты сравнения он записал в таблицу.
Вопросы для сравнения | ||
Это плоская или объёмная фигура? | плоская | плоская |
Являются ли эти фигуры четырёхугольниками? | четырёхугольник | четырёхугольник |
Есть ли у этих фигур прямые углы? | Прямые углы есть | Прямых углов нет |
На основании таблицы сделай вывод о сходстве или различии этих фигур.
Какой из четырёх вопросов можно использовать для сравнения этих фигур?
- Как зависит площадь прямоугольника от его сторон?
- Какого цвета эти фигуры?
- Как построить прямоугольник без линейки?
- Какие углы у белого четырёхугольника?
Придумай и запиши для сравнения фигур. Два вопроса должны отражать сходства этих фигур, два других-отличие.
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
МПУ Работа с текстом. Сравнение.
УЖ
Это крупная змея, со средней длиной тела 80-90 см, однако встречаются и особи около полутора метров в длину. Верхняя часть тела змеи оливковая, бурая, черная или серая, с большими оранжевыми пятнами, которые располагаются на границе шеи по бокам головы. Обитает уж чаще всего по берегам стоячих и текучих водоемов, включая морские побережья и рисовые поля. Очень хорошо ныряет и плавает, ужа часто можно встретить далеко в море. В горы может подниматься на высоты до 2000-2500 метров над уровнем моря. В качестве укрытия использует кучи камней и хвороста, пустоты под корнями, норы грызунов. Также его можно встретить и поблизости от человеческого жилья. Пик активности обыкновенного ужа приходится на период с марта по ноябрь. Питается эта змея в большей степени земноводными, а так же ящерицами и редко рыбой. Так же в пищу может пойти и небольшие птицы и млекопитающие, причем не важно кто станет обедом для змеи. Кто бы это ни был, он будет проглочен живьем. Одна самка откладывает в среднем от 4 до 40 вытянутых крупных яиц. Молодняк появляется на свет в августе-сентябре.
ГАДЮКА