Рабочий лист по обществознанию "экономика". Домашнее задание Измерители экономической деятельности
ЭКОНОМИКА: наука и хозяйство
ЗАДАНИЕ 1. Верны ли следующие суждения об экономике?
А) экономика - наука о хозяйстве и способах его ведения
Б) экономика - это особая хозяйственная система, главной целью
которой является удовлетворение потребностей людей и общества
1) верно только А 3) оба варианта верны
2) верно только Б 4) оба варианта неверны
ЗАДАНИЕ 2. Выберите наиболее точное определение предмета экономической науки.
А) исследование поведения людей в процессе производства и обмена
материальных благ
Б) наука о путях повышения эффективности функционирования
экономических систем
В) наука, изучающая использование ограниченных ресурсов общества
для производства материальных благ в условиях постоянно растущих
потребностей людей
Г) наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей и
извлечении ими средств к существованию
Д) исследование способов и критериев распределения производимых
экономических благ
ЗАДАНИЕ 3. Укажите, кто из древнегреческих ученых впервые ввел в употребление понятие "экономика".
А) Платон В) Ксенофонт
Б) Сократ Г) Аристотель
ЗАДАНИЕ 4. Заполните таблицу.
Экономическая наука
Составные части
Предмет исследования
Макроэкономика
Микроэкономика
-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --
Мировая экономика
-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --
ЗАДАНИЕ 5. Заполните таблицу.
Впишите перечисленные проблемы, изучаемые
различными частями экономической науки, в
соответствующую графу таблицы.
Разделы экономической науки
Макроэкономика
Микроэкономика
Мировая экономика
... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...
... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...
... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...
А) условия заключения предпринимательской сделки
Б) оборот международного валютного рынка
В) конкуренция производителей
Г) снижение темпов экономического роста
Д) взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров
Е) углубление международного разделения труда
Ж) занятость населения
З) издержки и рентабельность предприятия
И) внешнеторговая политика стран
К) уровень и темпы инфляции
Л) причины экономического кризиса
М) причины роста заработной платы в нефтедобывающей отрасли
ЗАДАНИЕ 6. Укажите, какой из перечисленных институтов не относится к экономическим.
А) производство В) домашнее хозяйство
Б) предпринимательство Г) наследование
ЗАДАНИЕ 7. Заполните схему.
Пути увеличения объемов производства
ЭКСТЕНСИВНЫЙ ПУТЬ ИНТЕНСИВНЫЙ ПУТЬ
ЗАДАНИЕ 8. Расшифруйте аббревиатуры, означающие экономические показатели.
ВНП - _______________________________________________________________
ВВП - _______________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 9. Заполните схему.
Показатели ВВП
РЕАЛЬНЫЙ НОМИНАЛЬНЫЙ
1. ________________ 1. ________________
2. ________________ 2. ________________
3. ________________ 3. ________________
ЗАДАНИЕ 10. Решите задачу.
ВНП Китая выше, чем ВНП Франции. Можно ли на этом основании сделать вывод о лучшем положении дел в его экономике?
Свой ответ поясните.
ЗАДАНИЕ 11. Укажите, что из перечисленного относится к объективным факторам, влияющим на
производительность.
А) качество трудовых ресурсов
Б) эффективность управленческих решений
В) использование новых технологий
Г) природные ресурсы, задействованные в процессе производства
ЗАДАНИЕ 12. Решите задачу.
Какой механизм регулирования экономики дает лучшую возможность распределения ресурсов по ее отраслям в соответствии с объемом и структурой потребления: рыночное /свободное/ ценообразование или директивное /централизованное/ установление цен?
Аргументируйте свой ответ.
Зачет по теме «Человек и экономика», 11 класс
1. Заполните таблицу: «Разделы экономической науки»
Микроэкономика
Макроэкономика
Мировая экономика
Впишите перечисленные проблемы, изучаемые различными частями экономической науки в соответствующую графу:
Условия заключения предпринимательской сделки; оборот международного валютного рынка; конкуренция производителей; снижение темпов экономического роста; взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров; издержки и рентабельность предприятия; внешнеторговая политика стран; уровень и темпы инфляции; причины экономического кризиса; причины роста зарплаты в нефтедобывающей отрасли;
углубление международного разделение труда; занятость населения.
2. Выберите наиболее точное определение предмета экономической науки:
1) исследование поведения людей в процессе производства и обмена материальных благ;
2) наука о путях повышения эффективности функционирования экономических систем;
3) наука, изучающая использование ограниченных ресурсов общества для производства материальных благ в условиях постоянно растущих потребностей человека;
4) наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей и извлечении ими средств к существованию.
3.ВНП Японии выше, чем ВНП Германии. Можно ли на этом основании сделать вывод о лучшем положении дел в его экономике? Аргументируйте ответ.
4. Необходимым условием развития рыночной экономики является:
1) устранение неравенства доходов населения
2) увеличение расходов государственного бюджета
3) частная собственность на средства производства
4) превышение предложения над спросом
5. Что такое бартерная сделка?
А) обмен товара на товар без платежа денег;
Б) система безналичных расчетов, основанная на зачете взаимных требований и обязательств;
В) Импорт товаров, свободных от обложения таможенными пошлинами.
6. К чему ведет дефицит денег в стране? Что будет, если денег будет больше, чем товаров?
7. Доход, получаемый собственником от денежных сбережений на личном счете – это
1) банковский процент
2) прибыль
3) бонус
4) дивиденды
8. Что из перечисленного отражают статьи государственного бюджета?
1) показатели роста прибыли предприятий
2) доходы граждан от предпринимательской деятельности
3) расходы на содержание армии
4) среднемесячную заработную плату
9. Верны ли следующие суждения о центральном банке?
А. Центральный банк возглавляет коммерческие банки и руководит их деятельностью.
Б. Центральный банк контролирует объем денежной массы и производит эмиссию денег.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
10. Найдите в приведенном списке примеры, относящиеся к земле, как фактору производства, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) денежные средства
2) участок пашни
3) залежи нефти
4) станки и оборудование
5) лесной массив
6) здания, сооружения
Ответ: ___________________
11.Найдите в приведенном списке примеры циклической безработицы и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) с появлением компьютеров секретари-машинистки оказались невостребованными
2) экономический кризис привел к росту безработицы на предприятиях различных отраслей
3) сотрудники разорившегося в условиях острой конкуренции предприятия потеряли работу
4) с уменьшением заказов на стадии рецессии экономики строительная фирма начала увольнение сотрудников
5) с завершением сбора урожая фруктов в садоводческом хозяйстве сезонные рабочие получили расчет и отправились домой.
Ответ: ___________________
12. Объясни слова:
Инфляция
Занятость
Сальдо торгового баланса
Протекционизм
Фрикционная безработица
ВВП
ВНП
маркетинг
ЭКОНОМИКА: наука и хозяйство
ЗАДАНИЕ 1. Верны ли следующие суждения об экономике?
А) экономика - наука о хозяйстве и способах его ведения
Б) экономика - это особая хозяйственная система, главной целью
которой является удовлетворение потребностей людей и общества
1) верно только А 3) оба варианта верны
2) верно только Б 4) оба варианта неверны
ЗАДАНИЕ 2. Выберите наиболее точное определение предмета
экономической науки.
А) исследование поведения людей в процессе производства и обмена
материальных благ
Б) наука о путях повышения эффективности функционирования
экономических систем
В) наука, изучающая использование ограниченных ресурсов общества
для производства материальных благ в условиях постоянно растущих
потребностей людей
Г) наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей и
извлечении ими средств к существованию
Д) исследование способов и критериев распределения производимых
экономических благ
ЗАДАНИЕ 3. Укажите, кто из древнегреческих ученых впервые
ввел в употребление понятие "экономика".
А) Платон В) Ксенофонт
Б) Сократ Г) Аристотель
ЗАДАНИЕ 4. Заполните таблицу.
Экономическая наука
Составные части | Предмет исследования |
Макроэкономика | |
Микроэкономика | -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- |
Мировая экономика | -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- |
ЗАДАНИЕ 5. Заполните таблицу.
Впишите перечисленные проблемы, изучаемые
различными частями экономической науки, в
соответствующую графу таблицы.
Разделы экономической науки
Макроэкономика | Микроэкономика | Мировая экономика |
... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... | ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... |
А) условия заключения предпринимательской сделки
Б) оборот международного валютного рынка
В) конкуренция производителей
Г) снижение темпов экономического роста
Д) взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров
Е) углубление международного разделения труда
Ж) занятость населения
З) издержки и рентабельность предприятия
И) внешнеторговая политика стран
К) уровень и темпы инфляции
Л) причины экономического кризиса
М) причины роста заработной платы в нефтедобывающей отрасли
ЗАДАНИЕ 6. Укажите, какой из перечисленных институтов не
относится к экономическим.
А) производство В) домашнее хозяйство
Б) предпринимательство Г) наследование
ЗАДАНИЕ 7. Заполните схему.
Пути увеличения объемов производства
ЭКСТЕНСИВНЫЙ ПУТЬ ИНТЕНСИВНЫЙ ПУТЬ
1. ________________ 1. ________________
2. ________________ 2. ________________
3. ________________ 3. ________________
ЗАДАНИЕ 8. Расшифруйте аббревиатуры, означающие
экономические показатели.
ВНП -
ВВП - _______________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 9. Заполните схему.
Показатели ВВП
РЕАЛЬНЫЙ НОМИНАЛЬНЫЙ
1. ________________ 1. ________________
2. ________________ 2. ________________
3. ________________ 3. ________________
ЗАДАНИЕ 10. Решите задачу.
ВНП Китая выше, чем ВНП Франции. Можно ли на этом основании сделать вывод о лучшем положении дел в его экономике?
Свой ответ поясните.
ЗАДАНИЕ 11. Укажите, что из перечисленного относится к
объективным факторам, влияющим на
производительность.
А) качество трудовых ресурсов
Б) эффективность управленческих решений
В) использование новых технологий
Г) природные ресурсы, задействованные в процессе производства
ЗАДАНИЕ 12. Решите задачу.
Какой механизм регулирования экономики дает лучшую возможность распределения ресурсов по ее отраслям в соответствии с объемом и структурой потребления: рыночное /свободное/ ценообразование или директивное /централизованное/ установление цен?
Аргументируйте свой ответ.
- Экономические знания необходимы каждому человеку как потребителю и как работнику. Экономически грамотный человек знает, как принять решение о покупке товаров и о найме на работу, как оградить себя от последствий роста цен, как лучше использовать свои сбережения, какую профессию выбрать, чтобы не оказаться потом безработным.
- Развитие рыночных отношений в нашей стране потребовало от их участников новых экономических знаний, без которых невозможна успешная практическая деятельность, способность делать правильный экономический выбор в условиях ограниченных ресурсов. Понимание общего характера функционирования экономики помогает ее участникам грамотно определять свою хозяйственную политику, принимать разумные хозяйственные решения даже в самые неблагоприятные периоды деятельности предприятия.
- Современное экономическое развитие России зависит в значительной степени не только от чиновников или политических деятелей, но и от активного участия в управлении страной ее граждан. Ваш выбор как избирателя может повлиять на экономическую политику страны, а выбор в качестве работника или потребителя будет определять не только ваше благосостояние, но и то, как будут жить люди вокруг вас.
Недостаток экономических знаний и умений принимать на их основе рациональные решения оборачивается для участников экономической деятельности снижением уровня благосостояния, финансовыми потерями, неудовлетворенностью и разочарованием в профессиональной деятельности, сокращением возможностей грамотно отстаивать свои экономические права.
Документ
Размышления об особенностях российской школы экономической мысли академика РАН Л. И. Абалкина (из доклада на научной конференции Института экономики РАН и Вольного экономического общества России).
Глобализация, ставшая ведущей тенденцией мирового развития, отнюдь не снимает, а во многом и обостряет проблемы экономического, социального и политического прогресса. Она снимает противопоставление цивилизаций или формаций по принципу: высшие и низшие, передовые и отсталые. У каждой из них есть свои достоинства и преимущества, своя система ценностей и свое понимание прогресса... В связи с этим предстоит еще раз вернуться к осмыслению особой роли и места в науке российской школы экономической мысли... Огромное влияние на самоопределение российской школы экономической мысли, как в отечественной, так и в мировой науке, оказали самобытность и неповторимость сложившейся в нашей стране цивилизации. Ни одна другая цивилизация, если исключить плохо пока изученную специфику азиатской цивилизации, не обладала столь отличными от Запада подходами, нравственными ценностями, восприятием окружающего мира и места человека в нем. Это не могло не отразиться на культуре и на науке, особенно гуманитарной. То, что признано на Западе как непреложная истина, снимающая все ограничения как несущественные, совсем иначе и часто принципиально по-иному воспринимается в российской экономической мысли.
Мир хозяйства трактуется не как вечная борьба оптимизирующих свое благополучие индивидов, а как сложный, изначально многоцветный комплекс взаимодополняющих и тем самым взаимообогащающих процессов, форм организации и методов управления... Государство не отвергается, а органически сочетается с рынком, общее социальное благо стоит выше индивидуального успеха.
Наука была призвана впитать в себя такой подход, и там, где она это делала, ее ждал успех. Где она отступала от этого правила, ее (и страну) ждало разочарование. XX век, включая его последнее десятилетие, яркое тому свидетельство.
Вопросы и задания к документу
- Почему автор считает необходимым пересмотреть роль и место в науке российской школы экономической мысли? Чем определяется самобытность этой научной школы?
- Какие отличные от западных подходы, нравственные ценности, взгляды на место человека в мире характеризуют, по мнению Л. И. Абалкина, российскую цивилизацию?
- Можно ли согласиться с автором в том, что использование экономической наукой этих подходов могло обеспечить успех экономического развития страны?
- Используя знания Новейшей истории и фактов общественно-экономической жизни России последнего десятилетия, приведите примеры, подтверждающие вывод ученого о том, что отступление от подходов и ценностей, выработанных российскими учеными-экономистами, привело к неудачам.
Вопросы для самопроверки
- С чем связано появление экономической науки?
- Каковы основные проблемы экономической науки? Назовите и охарактеризуйте их.
- Что изучают макроэкономика и микроэкономика?
- Что необходимо для того, чтобы объекты природы были преобразованы в предметы потребления? Какова роль экономической деятельности в этом процессе?
- Как можно измерить и определить валовой внутренний продукт?
- Какими способами можно увеличить объем производимой продукции при имеющихся ограниченных ресурсах?
Задания
Мысли мудрых
«Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов».
Л. Питер (1919-1989), американский писатель