Главный следственный. Руководители управления со средствами массовой информации СК России. Требования к сотрудникам

Организацией сыска занимается Следственный комитет. Это крупная структура правоохранительных органов, входящая в систему исполнительной власти. Про работу будет подробно рассказано в нашей статье.

Правовой статус СК РФ

Следственный комитет - это относительно молодой орган. Появился он только в 2011 году. До этого существовал лишь особый комитет, зависимый от прокуратуры. До 2007 года понятия "следственный комитет" и вовсе не существовало - всеми сыскными функциями занималась прокуратура.

Согласно закону, СК РФ осуществляет ряд полномочий в области уголовного судопроизводства. Это крупная государственная военизированная организация. Сотрудники СК РФ имеют право носить с собой боевое оружие.

Основной задачей следственных органов является организация На данный момент во всей системе СК РФ работает около 35 тыс. человек. Системным руководителем является Александр Иванович Бастрыкин. Первый его заместитель - Василий Иванович Пискарев.

Принципы деятельности СК РФ

Следственный комитет - это важнейшая правоохранительная структура, состоящая из множества учреждений, институтов и отделений. Столь крупная система должна функционировать на основе строгих принципов. Согласно статье 5 ФЗ "О Следственном комитете", рассматриваемая система органов реализует свои функции на основе принципов законности, гуманности и гласности. Основной задачей СК РФ является защита свобод, интересов и прав человека и гражданина. Следственным органам необходимо поддерживать постоянные связи с прочими федеральными органами власти, в особенности с прокуратурой.

Большое количество принципов касаются сотрудников Следственного комитета. Так, работники не имеют права совмещать свою основную деятельность с любой другой работой, имеющей возмездную основу. Запрещается входить в состав органов управления, наблюдательных советов, иностранных организаций и прочих инстанций, предусмотренных российским законодательством.

Функции СК РФ

Чем занимаются сотрудники Следственного комитета? Ответ на этот вопрос дает соответствующий Федеральный закон, в котором подробно регламентированы все обязанности, полномочия и задачи работников правоохранительной системы. При этом зависит здесь все от ранга сотрудника, его статуса, а также от положений трудового договора. Однако все же можно выделить наиболее общие функции СК РФ.

Первая задача органа - это проведение доследственных проверок по сообщениям, постоянно поступающим в СК РФ. Анонимные звонки о минировании, заявления о совершении преступных деяний, материалы дела из прокуратуры - все это должно тщательно разбираться сотрудниками следственных органов. Вторая важная задача - осуществление предварительного следствия. Причем дела, которые разбирает СК РФ, должны носить только уголовный характер. Все происходит в строгом соответствии с законодательством.

Реализация криминалистического сопровождения во время расследования преступлений является третьей задачей органов СК РФ. Собираются улики, происходит опрос свидетелей, ведется диалог с подозреваемым и т.д. Особое место здесь занимает судебно-экспертная деятельность - важнейшая функция процессуального контроля.

Таким образом, работникам Следственного комитета точно есть чем заняться. К тому же Россия, несмотря на громадную полицейскую структуру, является довольно криминализированным государством. СК РФ - орган особой важности, получающий свое постоянное развитие.

Председатель СК РФ

Следственный комитет - это широчайшая система органов со сложной структурой. Начать характеристику внутреннего устройства этой системы следует с рассказа о председателе СК РФ.

Еще с момента создания самого органа, в 2011 году во главе Следственного комитета был поставлен Александр Иванович Бастрыкин - юрист и генерал юстиции. Функции председателя указаны в статье 13 ФЗ "О следственном комитете". Первой и основной его задачей является организация работы всей системы СК РФ. Помимо этого, председатель имеет право на изменение работы органа. Все изменения должны носить прогрессивный характер: например, могут смениться заместители, пересмотру подвергнуться системные инструкции и планы, модернизируется штатное расписание и т.д.

Председатель СК имеет нескольких заместителей - одного основного и пятерых дополнительных. Все эти лица образуют собой высший начальствующий состав. У каждого заместителя есть свой специфический набор полномочий.

Управление СК РФ

О системе следственных органов Следственного комитета РФ рассказывается в статье 12 соответствующего Федерального закона. Согласно ему, в систему СК РФ входят следующие инстанции:

  • Центральный аппарат. Здесь заседают председатель, его заместители и председатели от округов.
  • Территориальные отделы следствия, в том числе военные. Деление происходит по окружному, межрегиональному, региональному и районному уровням.

Таким образом, в общую систему СК входят федеральные и региональные структуры. В центральном управлении есть инспекторские, финансовые, кадровые, военные, процессуальные и документационные виды управления.

Образовательные учреждения, готовящие будущих сотрудников следственной системы, также входят в структуру СК РФ. Здесь же находятся некоторые научные инстанции.

Таким образом, Следственный комитет - это широкая и сложная система, имеющая множество отраслей и ответвлений. Во многом, именно из-за этого СК РФ был в свое время отделен от прокуратуры.

Сотрудники СК РФ

Разобрав понятие, цели и функции Следственного комитета, следует перейти к характеристике его работников. Известно, что сотрудником рассматриваемой системы можно стать лишь при наличии юридического образования.

Более того, необходимо отвечать некоторым критериям по физическому и психическому здоровью. Не может быть принят на службу недееспособный, имеющий непогашенную судимость, а также тяжело больной гражданин. Помимо этого, доступ на службу закрыт близким родственникам сотрудников СК РФ.

При приеме на работу проводится специальное испытание. В течение шести месяцев работник исполняет законные требования своего начальства. При удовлетворительном результате гражданин будет принят на работу. Перед началом работы сотрудник обязан принести присягу.

Александр Иванович Бастрыкин – председатель Следственного комитета Российской Федерации, генерал юстиции, ученый-правовед, доктор юридических наук.

Детство

Александр Бастрыкин родился 27 августа 1953 года в Пскове. Обычная рабочая семья, в которой появился на свет будущий глава Следственного комитета, имела, тем не менее, героическую историю.

Отец Александра Бастрыкина воевал на фронтах Советско-финской и Великой отечественной войны, был награжден медалями «За боевые заслуги», «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».


Мать во время блокады Ленинграда трудилась на оборонном заводе, а в 1943 году ушла на фронт, где стала зенитчицей, прошла боевой путь от Ленинграда до Кенигсберга, участвовала в тяжелейших боях, за которые была представлена к боевым наградам.

Бастрыкины жили в Пскове до 1958 года, а потом переехали в Ленинград. В Северной столице Саша пошел в школу с углубленным изучением гуманитарных дисциплин и успевал не только очень хорошо учиться. Круг его интересов был очень широк: классический танец, волейбол, игра на гитаре, посещение театральной студии и школы юного журналиста при молодежной газете «Смена».

Образование

В 1970 году Александр Бастрыкин стал студентом Ленинградского государственного университета. Стоит отметить, что конкурс на юридический факультет был 40 человек на место, а поступал Александр на общих основаниях.


В ЛГУ он стал старостой группы. Его одногруппником был Владимир Владимирович Путин . Молодые люди подружились.

В 1975 году будущий глава СК получил диплом и распределение в милицию, но через два года вернулся в родной вуз в качестве аспиранта.


В 1980 г. Бастрыкин успешно защитил кандидатскую диссертацию, посвященную расследованию уголовных дел с участием иностранных граждан.

Карьера

Трудовая деятельность Александра Бастрыкина началась в органах МВД СССР, где он работал по распределению следователем и инспектором уголовного розыска. В милиции будущий глава СК вступил в КПСС и оставался членом партии до момента ее полного запрета, т.е. до 1991 года.


После защиты кандидатской диссертации Бастрыкин преподавал на кафедре уголовного процесса и криминалистики родного вуза. Одновременно он делал успешную карьеру в комсомольской организации, пройдя путь от секретаря комитета ВЛКСМ Ленинградского университета до секретаря Ленинградского обкома комсомола. Как и у большинства успешных комсомольских функционеров, деятельность Бастрыкина продолжилась в партии: с 1986 по 1988 г.г. он заведовал идеологической работой в парткоме ЛГУ.

Примечательно, что достоянием общественности стала информация о непосредственном участии Александра Бастрыкина в исключении из рядов ВЛКСМ Бориса Гребенщикова , хотя сам Гребенщиков этого не подтвердил.

В 1987 году Александр Бастрыкин стал доктором наук, а в 1988-м получил должность директора Института усовершенствования квалификации следственных работников при прокуратуре СССР в Ленинграде, которую занимал до 1991 года.


С 1992 по 1995 год Бастрыкин был ректором и профессором Санкт-Петербургского юридического института, в 1995 году заведовал кафедрой транспортного права Университета водных коммуникаций.

В 1996 – 1998 годах главный следователь РФ был заместителем командующего войсками Северо-Западного округа по правовой работе, а затем возглавил Северо-Западный филиал Российской правовой Академии.


В 2001 году Бастрыкин перешел работать в Минюст, а в 2006 – в главное управление МВД, где в качестве заместителя генерального прокурора курировал вопросы соблюдения законности предварительного следствия. Должность генерального прокурора в тот момент занимал Юрий Чайка и, таким образом, являлся непосредственным начальником Бастрыкина.

В 2007 году внутри прокуратуры был создан Следственный комитет. Приказ о переводе 18 тысяч сотрудников из прокуратуры в СК был подписан лично Бастрыкиным, как исполняющим обязанности руководителя комитета. Новой структуре, независимой и подконтрольной Президенту РФ, было поручено непосредственное расследование преступлений.


Председателем Следственного комитета уже как самостоятельной структуры Бастрыкин был назначен 15 января 2011 года. Надо сказать, что глава СК каждый месяц проводил личные приемы граждан.


Ранее, в 2008 г., был создан Совет при президенте РФ по противодействию коррупции, куда вошел и Александр Бастрыкин.

Наиболее громкие дела Александра Бастрыкина

В феврале 2008 года в Саратове был убит областной прокурор Евгений Григорьев. Александр Бастрыкин лично возглавил следствие, которое закончилось в течение трех недель. Дело было раскрыто.


В 2008 году следственная группа СК проводила расследование по факту так называемой пятидневной войны - вооруженной агрессии Грузии против Южной Осетии. Работу группы, результатом которой стали 500 томов уголовного дела, возглавлял Александр Бастрыкин. Дело было передано в Международный суд в Гааге.

В 2009 году глава СК выступил с резкой критикой миграционной политики России, приводящей к росту преступности среди мигрантов, и высоким уровнем коррупции в Федеральной миграционной службе. Стоит отметить, что вопросы экстрадиции находились в юрисдикции прокуратуры, а не Следственного комитета.


В 2010 году с станице Кущевская Краснодарского края произошло массовое убийство, получившее огромный общественный резонанс. Расследование возглавил Александр Бастрыкин.

В 2014 году главой Следственного комитета было инициировано уголовное преследование должностных лиц Украины, обвиненных в военных преступлениях и геноциде против мирного населения юго-востока Украины.

Ранение при исполнении

27 ноября 2009 года произошел подрыв фирменного скоростного поезда «Невский Экспресс», в результате которого погибли 28 человек, 132 пассажира были ранены. Александр Бастрыкин лично выехал на место теракта. Во время его нахождения на месте происшествия сработало еще одно взрывное устройство. Глава Следственного комитета получил контузию и ранение средней степени тяжести.


Книги Бастрыкина

Несмотря на огромную занятость и успешную карьеру, Александр Бастрыкин всегда находил время для научной деятельности и написания книг.


В трех книгах профессора Бастрыкина: «Тени исчезают в Смольном. Убийство Кирова», «Идеальное преступление века или крах уголовного дела», «Убийство Кирова. Новая версия старого преступления» автор выдвинул собственную версию событий, произошедших в Ленинграде в 1934 году.

В одном из интервью генерал юстиции рассказал, что некоторые книги он издавал за собственный счет.

Скандалы, связанные с Александром Бастрыкиным

В 2012 году Алексей Навальный обвинил председателя СК в том, что Бастрыкин владеет в Чехии недвижимостью, является совладельцем фирмы LAW Bohemia и имеет вид на жительство в Чешской Республике.

Алексей Навальный про Бастрыкина

Бастрыкин признал только наличие визы и квартиры в Праге площадью 46 кв.м. Глава СК заявил, что недвижимость стоимостью $68 тысяч была им приобретена им в рассрочку до начала госслужбы. Свою долю в LAW Bohemia Бастрыкин продал.

Личная жизнь Александра Бастрыкина

Александр Бастрыкин женат. Его жена, Ольга Ивановна Бастрыкина, работает проректором Российской правовой академии. Сын главы СК Евгений 1986 года рождения – главный специалист аппарата полномочного представителя Президента РФ по Северо-Западу.


Глава СК сейчас

Бастрыкин совмещает работу в Следственном комитете с написанием книг, активно пользуется соцсетями, ведет аккаунт «ВКонтакте», где пишет о событиях СК, о культурной жизни и известных людях. Профессор охотно выступает перед студентами юридических вузов с лекциями.

Есть информация, что Бастрыкин пишет стихи и публикует их на сайте «Стихи.ру», выдавая себя за польского поэта Станислава Струневского. Основная тема стихотворного творчества главного следователя России – деятельность либеральных политиков, поданная Бастрыкином в ироничном ключе.

Опять Навальный сел на сутки / И наши бедные рассудки / Познали горечь и печаль / Ведь он - наш символ! Наша - сталь!

Владимир Путин рассмотрит предложения по реорганизации структуры российского следствия. Предполагается разделение функций Следственного комитета между Генпрокуратурой и МВД.

Согласно данным ПАСМИ, на стол главы Администрации президента Антона Вайно лег проект предложений главы следственного департамента Министерства внутренних дел Александра Романова о . Согласно предложениям автора, Генеральной прокуратуре отдадут дела с особо тяжким составом преступления. Тяжкие, средней и небольшой тяжести закрепят за МВД. Журналисты ПАСМИ пообщались с экспертами и получили различные мнения о необходимости реформ.


Президент РФ Владимир Путин (справа) и министр внутренних дел РФ Владимир Колокольцев.

Критика надзорного ведомства

МВД не одиноко в своих заявках на реформирование следствия. Так, 26 апреля этого года генеральный прокурор Юрий Чайка в ходе выступления в Совете Федерации раскритиковал работу следователей. Он сообщил, что за последние два с половиной года сотрудники Следственного комитета, следственного департамента МВД и следственного управления ФСБ незаконно возбудили 6,7 тыс. уголовных дел , в рамках расследования которых следствие просило суд арестовать фигурантов. «Никто перед ними (неправомерно арестованными) не извинился, никто не понес ответственности за это» , - заявил глава Генпрокуратуры. Он также отметил, что суд при рассмотрении ходатайства следствия об аресте выслушивает мнение прокурора и следователя, но в большинстве случаев поддерживает только последнего.

А в середине марта в ходе итоговой коллегии глава Генпрокуратуры отметил, что треть уголовных дел расследуют слишком долго, а число сидящих под стражей более года выросло на 70% .

Слухи о реорганизации СКР

Нынешняя структура следственных органов сложилась семь лет назад, когда из Генпрокуратуры был выделен Следственный комитет России. Сегодня следственные функции распределили между собой три ведомства : Следственный комитет России, следственный департамент МВД и главное следственное управление ФСБ. Кроме того, существуют также органы дознания в составе полиции, пограничной службы ФСБ, Федеральной службы судебных приставов. При этом СКР практически полностью унаследовал прежнюю подследственность Генеральной прокуратуры.


Юрий Чайка Фото: ITAR-TASS/ Григорий Сысоев

С тех пор информация о ликвидации Следственного комитета или его возвращении в состав Генпрокуратуры возникает с завидной регулярностью. Одновременно также муссируются слухи о ликвидации следственных подразделений МВД и распределении их функций между СКР и отделами дознания полиции. Так, в 2014 году в средствах массовой информации поднимали вопрос о том, что следственные органы могут объединить указом президента , и новая объединенная структура следствия начнет работать с 2017 года. Однако осенью 2015 года глава Следственного комитета Александр Бастрыкин объявил о заморозке проекта объединения.

«Пока эта тема заморожена, и я решил, что пока я нахожусь в этом качестве (председателя Следственного комитета), я поднимать ее не буду… Были встречи, дискуссии и разговоры. Послушав мнение МВД, я подумал, что мне это не надо» , - заявил тогда Бастрыкин журналистам.

Независимость или вседозволенность

В дискуссии вокруг Следственного комитета можно выделить две точки зрения . Одна из них исходит из того, что создание СКР позволило разделить функции надзора и следствия и сделало процесс предварительного следствия более объективным и независимым . Сторонники создания СК исходят из того, что органы прокуратуры теперь не могут произвольно возбуждать уголовные дела, а следователи, в свою очередь, не смогут произвольно передавать дела в суд без одобрения прокурорских работников. Противники полагают, что в результате слишком много полномочий сконцентрировали в своих руках следственные органы , а возможности прокуратуры влиять на стадии предварительного следствия минимальны, что приводит к избыточной концентрации полномочий в руках следственных органов и, как следствие, множеству злоупотреблений .

Эксперты разошлись в оценках реформы следственных органов

Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов заявил, что не считает возможной такую масштабную реорганизацию в ближайшем будущем. По его словам, речь может идти только о частичном возвращении следственных функций Генеральной прокуратуре.


Кирилл Кабанов. Фото: stolica-s.su

Кабанов отметил, что в слиянии следственных органов СКР и МВД есть определенные плюсы, но они нивелируются возможными экономическими рисками, в частности, ростом затрат. При этом существующая система нуждается в диверсификации полномочий в целях уменьшения коррупционных рисков . По словам эксперта, «в случае построения жесткой системы контроля должна быть некая независимая структура» , которая сможет контролировать следствие. Кабанов сказал, что главной проблемой существующей системы является то, что «сотрудники СК находятся в скрытом конфликте интересов, потому что возбуждать в их отношении уголовные дела может только СК» . Наиболее оптимальным вариантом развития ситуации он назвал возврат части следственных функций Генпрокуратуре в части контроля за сотрудниками органов следствия и ведения в их отношении следственных действий.

Адвокат Алексей Михальчик.

Адвокат Алексей Михальчик отметил, что не видит большого смысла в изменении действующей системы. При этом необходимо усилить функции прокуратуры, потому что «в данный момент прокуратура утратила контроль над органами предварительного расследования» . По словам адвоката, в результате практически нет «возможности прекратить производство по незаконно возбужденному уголовному делу». Михальчик отметил, что это «позволяет тому же следствию несмотря на позицию прокуратуры годами вести расследование по заказным делам» .


Евгений Михайлов, эксперт.

Бывший помощник руководителя Администрации президента Евгений Михайлов отметил, что и в бывшем, и в действующем форматах системы следственных органов есть свои плюсы и минусы. Плюсы, по словам эксперта, в том, что «два ведомства друг друга уравновешивают, находятся в определенном противостоянии» . Но, с другой стороны, «эффективность Генпрокуратуры раньше была выше, поскольку была одна структура» , поэтому организационные вопросы решались проще. Михайлов также отметил, что «противостояние не всегда полезно в делах правоохранителей» . Эксперт сказал, что при нормальной работающей судебной системе такое разделение вряд ли оправдано. Сегодня же основная проблема, по мнению бывшего чиновника, заключается в функционировании судебной системы. «Когда суды независимы и квалифицированы, то никакой проблемы в том, чтобы была единая генпрокуратура со следствием, я не вижу» , - отметил эксперт.

Бывший сотрудник правоохранительных органов, а ныне специалист по GR Сергей Жирков сказал, что создание Следственного комитета и отделение следствия от прокуратуры было «позитивным шагом» , потому как позволило «диверсифицировать функции прокурорского надзора и следствия» и привело «к большей независимости следствия, а в целом разделению полномочий внутри правоохранительной системы» . По словам эксперта, сегодня нужно также «отделить следственный департамент МВД, либо, как минимум, придать ему автономный статус, потому что начальники следственных отделов МВД фактически подчиняются руководству полиции». Кроме того, необходимо также дальнейшее усиление прозрачности правоохранительных органов и развитие независимой судебной системы.

В СК России, как в Прокуратуре Российской Федерации и МЧС России , предусмотрена военная , правоохранительная и федеральная гражданская госслужба .

Руководство деятельностью Следственного комитета Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации.

История

Впервые в России идея создания следственного ведомства, организационно и функционально независимого от иных органов государственной власти, была реализована Петром I в ходе судебной реформы, одним из направлений которой стало разделение уголовного процесса на стадии предварительного расследования и судебного разбирательства.

25 июля 1713 года был учрежден первый специализированный следственный орган России - следственная канцелярия гвардии майора Семёновского полка Михаила Ивановича Волконского (Указ Петра I «О создании следственной канцелярии гвардии майора М. И. Волконского» от 25 июля 1713 года) . Данный документ позволил обосновать и учредить ежегодный профессиональный праздник - День сотрудника органов следствия Российской Федерации .

В соответствии с Наказом «майорским» следственным канцеляриям от 9 декабря г. были подчинены непосредственно Петру I . К подследственности этих органов были отнесены дела о наиболее опасных деяниях, посягающих на основы государственности, в первую очередь о преступлениях коррупционной направленности, совершаемых высокопоставленными должностными лицами органов государственной власти (взяточничество , казнокрадство , служебные подлоги, мошенничество). В тот же день, 9 декабря 1717 года по приговору военного суда был расстрелян изобличенный в «неправдах» глава первой «майорской» следственной канцелярии Михаил И. Волконский .

В феврале 1718 года в Петербурге была учреждена для следствия по делу царевича Алексея Петровича Тайная канцелярия . Затем ведомству были переданы другие политические дела и оно слились с Преображенским приказом . Управлялась Тайная канцелярия И. Ф. Ромодановским , руководство же Тайной канцелярией , также как и Преображенским приказом , осуществлялось Петром I , который нередко присутствовал при допросах и пытках политических преступников. Располагалась Тайная канцелярия в Петропавловской крепости .

В 1864 году Судебным уставом была учреждена должность судебного следователя при окружных судах. В 1917 году декретом о суде они были упразднены.

Положением о судоустройстве СССР 1922 года создавались должности участковых народных следователей, старших следователей при губернских судах, следователей по особо важнейшим делам при Верховном Суде РСФСР, следователей по особо важнейшим делам при Народном Комиссариате Юстиции, однако в 1928 году эти должности были упразднены, а их функции перешли к следственному отделу Прокуратуры РСФСР.

Современный правовой статус

В результате в апреле 1990 года на I съезде народных депутатов СССР Комитету Верховного Совета СССР по законодательству и Совету Министров СССР было поручено подготовить и внести предложения о создании «союзного Следственного комитета».

После всех доработок и согласований в первом полугодии 1993 года проект закона «О Следственном комитете Российской Федерации» был внесен на рассмотрение Верховного Совета России и одобрен в первом чтении. Однако роспуск Верховного Совета помешал принятию этого закона.

Лишь в 2007 году были приняты федеральные законы от 5 июня 2007 года № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон „О прокуратуре Российской Федерации“» и от 6 июня 2007 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» .

В соответствии с этими нормативными правовыми актами из компетенции прокурора были исключены полномочия по процессуальному руководству следствием. Однако самым главным новшеством было то, что следственный аппарат органов прокуратуры . стал относительно самостоятельным ведомством. Перечисленные меры создали условия для дальнейшей полной организационной и функциональной независимости следственного органа. Однако на этом этапе вновь созданный Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации ещё входил в систему органов прокуратуры, председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в связи с занимаемой должностью являлся первым заместителем генерального прокурора Российской Федерации, а работники Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации - прокурорскими работниками .

Окончательное восстановление петровской вневедомственной модели организации следствия произошло 15 января 2011 г., когда вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации». Как отмечалось в пояснительной записке к проекту данного закона, функционирование Следственного комитета вне системы прокуратуры Российской Федерации создаст необходимые условия для эффективной реализации полномочий прокуроров по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, усиления взаимодействия следственных органов с органами прокуратуры, позволит повысить объективность следствия, тем самым обеспечивая законность в сфере уголовного судопроизводства и неукоснительное соблюдение конституционных прав граждан.

Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» установил, что руководство деятельностью вновь созданного следственного органа осуществляет Президент Российской Федерации. В развитие положений закона Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» были утверждены:

Положение о Следственном комитете Российской Федерации;

перечень соответствия специальных званий сотрудников Следственного комитета Российской Федерации классным чинам прокурорских работников органов прокуратуры Российской Федерации и воинским званиям;

перечень должностей в Следственном комитете Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение высших специальных званий;

перечень соответствия должностей в Следственном комитете Российской Федерации, в том числе в военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных или воинских званий, должностям, которые были предусмотрены в Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации, в том числе в военных следственных органах Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» Председатель Следственного комитета Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации без одобрения органа законодательной власти, как это было ранее. Председатель Следственного комитета Российской Федерации ежегодно представляет Президенту Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, состоянии следственной деятельности и проделанной работе по повышению ее эффективности.

Названные нововведения создали благоприятные условия для эффективной борьбы с коррупцией , в том числе в высших органах представительной и исполнительной власти, что ранее представлялось затруднительным в связи с обусловленностью назначения руководителя следственного ведомства по согласованию с названными государственными органами и подотчетностью им.

В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в структуру какого-либо органа государственной власти, ни в какую-либо из ветвей государственной власти. [ ]

Руководство

Председатель

Заместители председателя

После даты назначения или освобождения от должности стоит номер соответствующего указа президента Российской Федерации.

У первых пяти назначенных заместителей председателя первой стоит дата начала исполнения обязанностей до назначения Указом Президента Российской Федерации после создания СК России .

Руководители управления со средствами массовой информации СК России

  • Маркин, Владимир Иванович (20 июня 2011 г. - 6 октября 2016 г.)
  • Петренко, Светлана Львовна (и.о.; с 6 октября 2016 г. - настоящее время)

Специальные и воинские звания

Гражданам, впервые назначаемым на должности сотрудников СК России (кроме военнослужащих) и прошедшим испытательный срок, присваиваются первичные специальные звания юстиции (не путать с воинскими званиями военной юстиции) в соответствии с законодательством Российской федерации и ведомственными нормативными актами .
Проходящие военную службу в военных следственных органах СК России являются военнослужащими. Им присваиваются воинские звания в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Система СК России

В единую централизованную систему СК России входят:

  • центральный аппарат СК России
  • территориальные следственные органы (включая военные)
  • образовательные учреждения системы СК России
  • научные организации системы СК России
  • организации и подразделения, созданные для выполнения задач, возложенных на СК России

Управления и отделы Центрального аппарата СК России

  • Главное следственное управление
    • управление по расследованию особо важных дел о преступлениях против личности и общественной безопасности
    • управление по расследованию особо важных дел о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики
    • первое следственное управление
    • второе следственное управление
    • третье следственное управление
    • четвертое следственное управление
    • пятое следственное управление
    • шестое следственное управление
    • седьмое следственное управление
    • отдел по расследованию преступлений, совершенных должностными лицами правоохранительных органов
    • управление методико-аналитического и документационного обеспечения
  • Главное следственное управление по Северо-Кавказскому федеральному округу
    • управление по расследованию особо важных дел
    • контрольно-криминалистическое управление
    • отдел межведомственного взаимодействия и физической защиты
    • отдел обеспечения деятельности
    • отдел по приему граждан и рассмотрению обращений
  • Главное управление процессуального контроля
    • управление процессуального контроля за следственными органами
    • управление процессуального контроля в сфере противодействия коррупции
    • управление процессуального контроля за расследованием особо важных дел
    • организационно-аналитический отдел
    • отдел документационного обеспечения
  • Главное управление криминалистики
    • методико-криминалистическое управление
    • технико-криминалистическое управление
    • управление организации экспертно-криминалистической деятельности
    • отдел криминалистического сопровождения следствия
    • организационно-аналитический отдел
    • отдел документационного обеспечения
  • Главное организационно-инспекторское управление
    • организационно-контрольное управление
    • информационно-методическое управление
    • управление собственной безопасности
    • управление оперативных служб
    • отдел документационного обеспечения и корректуры
  • Главное управление обеспечения деятельности Следственного комитета Российской Федерации
    • финансово-экономическое управление
    • управление материально-технического обеспечения
    • управление делами
    • контрольно-ревизионное управление
    • управление капитального строительства
    • управление информационных технологий
    • отдел по управлению закупками
    • отдел организационного и документационного обеспечения
  • Управление по расследованию преступлений, связанных с применением запрещенных средств и методов ведения войны
  • Управление процессуального контроля за расследованием особо важных дел в федеральных округах
  • Управление кадров
  • Правовое управление
  • Управление взаимодействия со средствами массовой информации
  • Управление международно-правового сотрудничества
  • Управление по рассмотрению обращений граждан и документационному обеспечению
  • Управление по защите государственной тайны
  • Управление физической защиты
  • Отдел информационного и документационного обеспечения Председателя СК России

Состав территориальных следственных органов (кроме военных)

На окружном уровне:

  • управления СК России по федеральным округам;

На межрегиональном уровне:

  • межрегиональные следственные управления на транспорте СК России;

На региональном уровне:

  • следственные подразделения Следственного комитета по республикам РФ
  • следственные подразделения СК России по иным субъектам Российской Федерации

На районном уровне:

  • следственные подразделения СК России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям,
  • следственные подразделения СК России по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах,
  • следственные отделы СК России на транспорте,
  • природоохранные следственные отделы СК России
  • следственный отдел СК России на комплексе «Байконур ».

Функции

СК России осуществляет следующие функции :

  • Осуществление доследственной проверки по сообщениям о преступлениях, поступившим в СК России
  • Осуществление предварительного следствия по уголовным делам в соответствии с законодательством
  • Осуществление криминалистического сопровождения расследования преступлений
  • Осуществление судебно-экспертной деятельности
  • Осуществление процессуального контроля и проверок деятельности следственных органов
  • Другие функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Численность сотрудников

Штатная численность СК России (включая военные следственные органы СК России) составляет 23 190 человек. [ ]

Профессиональные праздники

Образование

  • Академия Следственного комитета Российской Федерации (г. Москва)
  • Санкт-Петербургская академия Следственного комитета Российской Федерации (в качестве самостоятельного вуза с 17.05.2016 по распоряжению Председателя Правительства Российской Федерации)
  • Кадетский корпус им. Александра Невского (г. Москва)
  • МБОУ школа-интернат «Кадетский Корпус» (г. Химки)
Похожие статьи

© 2024 my-kross.ru. Кошки и собаки. Маленькие животные. Здоровье. Лекарство.