Чем профессиональное обучение отличается от среднего профессионального образования. Профессиональная подготовка и профессиональное образование Профессиональную подготовку и имеет специальный

общий термин, обозначающий различные виды обучения, сориентированные на формирование и обогащение установок, знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения идеологических задач в сфере оплачиваемой трудовой деятельности.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

процесс овладения знаниями, навыками и умениями, позволяющими выполнять работу в определенной области деятельности. Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы или группы работ, и не подразумевает повышение образовательного уровня обучающегося. В зависимости от квалификации различают четыре основных уровня профессиональной подготовки, требующих соответствующего профессионального образования: высшего, среднего, начального профессионального и элементарного (подготовка работников низшей квалификации на курсах, путем бригадно-индивидуального обучения на производстве и др.). Государство в необходимых случаях создает лицам, не имеющим основного общего образования, условия для получения ими профессиональной подготовки в образовательных учреждениях разного уровня.

Казалось бы, похожие названия, смысл слов очень близок, но с юридической стороны есть свои нюансы. И бывают ситуации, когда это важно – разобраться, в чем же состоят отличия среднего профессионального образования, направленного на получение рабочей специальности или должности служащего, от профессионального обучения, при котором учащийся, ранее не имевший специальности, проходит подготовку по рабочей профессии или какой-либо должности служащего.

Статья 68 Закона об образовании дает определение понятию «среднее профессиональное образование». Так называют начальную ступень профессионального образования, направленного на подготовку:

  • квалифицированного рабочего или служащего;
  • специалиста среднего звена.

По результату профессионального обучения, согласно статье 73 Закона об образовании, учащийся получает необходимые для работы компетенции, но уровень его базового, исходного образования при этом не меняется.

Учебный процесс осуществляется по программам профессионального обучения, подготовленным соответственно квалификационным требованиям (профессиональным стандартам). На сегодняшний день в нашей стране действуют свыше 180 профессиональных стандартов, утвержденных приказами Минтруда Российской Федерации.

Разница двух видов обучения отражается также в том, как называют учащихся. Согласно статье 33 Закона об образовании, граждане, проходящие подготовку по программе среднего профобразования, являются студентами. Граждан, которые осваивают программу профессионального обучения, называют слушателями.

По статье 60, студенты, окончившие обучение по программе среднего профобразования, получают диплом, подтверждающий получение среднего профессионального образования.

Лица, освоившие программу профессионального обучения, получают свидетельство о рабочей профессии или должности служащего и документ о квалификации, подтверждающий присвоение учащемуся категории или разряда.

Указанная в документе квалификация дает слушателю право вести определенную профессиональную деятельность либо осуществлять конкретные виды работ, относительно которых законодательно утверждены обязательные требования.

Та или иная квалификация может быть присвоена по результату профессионального обучения либо дополнительного профобразования.

Таким образом, можно сделать вывод: юридически профессиональное обучение имеет больше общего с дополнительным профессиональным образованием, потому что не ведет к повышению образовательного ценза.

Профессиональное обучение может осуществляться по следующим программам:

– программа профессиональной подготовки по рабочим специальностям, должностям служащих;

– программа переподготовки служащих и рабочих;

– программа повышения квалификации служащих и рабочих.

На сегодняшний день пройти профессиональное обучение можно только по тем рабочим профессиям, которые перечислены в приказе Минобрнауки России от 02.07.2013.

Итак, среднее профессиональное образование представляет собой уровень профобразования, а профессиональное обучение – это отдельный вид образования, который не имеет отношения к системе среднего профессионального образования.

МВД РОССИИ

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Челябинский юридический институт

Министерства внутренних дел Российской Федерации»

Факультет заочного обучения

УВД по городу Челябинску

ЗАЧЕТНАЯ КНИЖКА № 90

Слушатель: Смородин Виталий Эдуардович

3 курс (набора 2007 г.) на базе СОО

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По Трудовому праву

Тема: «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников на производстве. Ученический договор»

Челябинск


Введение 3

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников на производстве.4

Ученический договор 7

Заключение 13

Решение задачи15

Список используемой литературы17


Введение

Считаю тему данной контрольной работы «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников на производстве и ученический договор» - актуальной, так как в последние время стал часто подниматься вопрос о том, что современное производство нуждается в квалифицированном рабочем персонале, а уровень образования и профессиональной подготовки работников должен находится на высоком уровне.

Обучение работников организуется, главным образом, в соответствующих учебных заведениях, однако и работодателю предоставлено право осуществлять профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. На предприятии должна быть сформирована также система подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, которая обеспечила бы ему высокую эффективность работы, конкурентную способность и устойчивость положения на рынке.

В настоящее время нарождается новое значение сферы образования и подготовки кадров. Ведь она является мощным фактором изменения социальных условий, предпосылкой экономических и научно-технических развития как одного предприятия, так и всего государства в целом.

Для изложения данной темы были использованы труды таких авторов, как: Миронова В.И., Орловского Ю.П., Нуртдиновой А.Ф., Чикановой Л.А., Толкуновой В.Н., А.М. Куренного, Лушниковой М.В. и Лушникова А.М. и многих других. Целью исследования является обобщение результатов изучения данного института административного права. Задачи можно сформулировать в соответствии с целью: исследовать работы, посвященные данной тематике, найти общие закономерности путем обработки данных.

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников на производстве

Организация профессиональной подготовки и повышения квалификации работников непосредственно работодателем имеет значение для обеих сторон: работодатель получает рабочую силу, подготовленную с учетом организации труда и производства, а работник приобретает необходимые профессиональные навыки, либо совершенствует их, и повышает тем самым конкурентоспособность на рынке труда, расширяет возможности самореализации.

Работодатель проводит (организует) профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям на производстве, а при необходимости и в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, определяемых коллективным договором, соглашениями и трудовым договором.

Профессиональная подготовка предполагает обучение поступающего на работу или работника профессии - получение им знаний и навыков, необходимых для выполнения определенной работы.

Профессиональная подготовка рабочих может осуществляться на основе ученического договора с отрывом или без отрыва от работы в образовательных подразделениях организации, в учреждениях начального профессионального образования.

Задачей начального профессионального образования является подготовка квалифицированных рабочих по всем профессиям на базе основного общего образования, а по отдельным профессиям - на базе среднего (полного) общего образования.

Знания и профессиональные навыки рабочих при присвоении им квалификации должны соответствовать требованиям, установленным в тарифно-квалификационных справочниках. На основании справочников производится тарификация работ, присвоение квалификационных разрядов рабочим, составление программ подготовки и повышения квалификации во всех отраслях народного хозяйства, за исключением тех, где применяются уставы и специальные положения.

Обучение может проводиться по очной, очно-заочной (вечерней) формам, быть курсовым (групповым) или индивидуальным, включать в себя теоретический курс, производственную практику и стажировку. Обучение заканчивается аттестацией, форма которой определяется учебной программой.

Отраслевыми нормативными актами устанавливаются обязательные требования к уровню квалификации персонала и порядку его обучения в соответствии с принятым государственным стандартом.

По ученическому договору можно получить без отрыва от работы и высшее профессиональное образование. Лица, имеющие начальное или среднее профессиональное образование, могут обучаться по сокращенным ускоренным программам.

Переподготовка (переобучение) работников - получение новой специальности. Она организуется с целью освоения новых профессий высвобождаемыми работниками, которые не могут быть использованы по имеющимся у них профессиям, а также лицами, изъявившими желание сменить профессию с учетом потребности производства .

Профессиональная переподготовка специалистов является самостоятельным видом дополнительного профессионального образования. Она проводится с учетом профиля полученного образования по дополнительным профессиональным образовательным программам двух типов, один из которых обеспечивает совершенствование знаний специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности, другой - для получения дополнительной квалификации.

В отличие от подготовки новых рабочих, т.е. обучения людей, не имеющих профессии, и от повышения квалификации (обучение рабочих той же профессии без перемены этими рабочими своей трудовой деятельности.

С позиции организации процесса обучения принципиальной разницы между первичным обучением и переподготовкой нет. Переподготовка рабочих осуществляется прямо на предприятии (конечно, если есть возможность сохранить рабочих, заняв их на других участках производства), а также силами территориальной службы занятости (если произошло фактическое высвобождение -увольнение с предприятия).

Пере­подготовка на предприятии широко практикуется на предприятиях, ориентированных в своей кадровой политике на собственную рабочую силу. Необходимость в переподготовке вызывают такие процессы, как высвобождение работников и их плановое продвижение, внутризаводская текучесть работников (в поисках лучшей работы, условий труда и т.п.).

Следует иметь в виду, что переподготовка касается не только высвобождаемых рабочих, но и рабочей силы при формировании ряда профессий широкого профиля. В этом случае переподготовка должна тесно увязываться с профессиональным продвижением рабочих, а основная ее форма - обучение смежным и вторым профессиям.

Обучение работников вторым (смежным) профессиям - это обучение лиц, уже имеющих одну профессию, другой - с начальным либо более высоким уровнем квалификации.

Работники обучаются смежным профессиям в целях расширения их профессионального мастерства, подготовки к работе в условиях применения коллективных форм организации труда, а также по совмещаемым профессиям .

Дополнительное профессиональное образование может быть получено в виде повышения квалификации, стажировки, профессиональной переподготовки. В частности, повышение квалификации включает:

· краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение особенностям конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей экзамена, зачета или защитой реферата;

· тематические или проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, организации;

· длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

Повышение квалификации проводится с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения. Сроки и формы устанавливаются договором между заказчиком и образовательным учреждением.


Ученический договор

Ученический договор является одним из институтов трудового права.

В соответствии со ст. 198 Трудового Кодекса (ТК) РФ, работодатель имеет право заключать с лицом, ищущим работу, ученический договор на профессиональное обучение, а с работником данной организации – ученический договор на переобучение без отрыва от работы.

Данная статья говорит, что работодатель может заключать ученический договор с лицами, которые ищут работу, то есть не состоящими с работодателем в трудовых отношениях и с работником организации, который состоит с работодателем в трудовых отношениях. Что говорит о наличии двух видов ученического договора.

Вид ученического договора определяет его отраслевую принадлежность. Ученический договор с лицом, ищущим работу, является гражданско-правовым и регулируется гражданским законодательством и иными актами, содержащими нормы гражданского права.

Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.

Профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях, а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией.

Основным нормативным документом для организации профессиональной подготовки рабочих является Перечень профессий профессиональной подготовки. Перечень разработан на основе Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94).

Все профессии относятся к первой ступени квалификации. Подготовка по ним осуществляется по ускоренной форме обучения. Сроки обучения определяются исходя из сложности профессии, объема профессиональных знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть обучающийся, и составляют от одного до шести месяцев, но по отдельным профессиям рабочих с учетом сложности технологического процесса, мощности обслуживаемого оборудования и др. сроки обучения могут превышать 6 месяцев.

Перечень может быть использован как для подготовки рабочих:

  • в учебно-курсовых и учебно-производственных комбинатах;
  • в центрах переподготовки незанятого населения;
  • в профессиональных училищах уголовно-исполнительной системы при Минюсте России;
  • непосредственно на производстве;
  • в профессиональных училищах, лицеях, специальных общеобразовательных школах и специальных профессионально-технических училищах и других государственных и негосударственных образовательных учреждениях, которые осуществляют подготовку рабочих со сроком обучения до 1-го года, так и для профессионального обучения обучающихся в общеобразовательных учреждениях.
Если Вы собираетесь осуществлять образовательную деятельность по программам профессиональной подготовки, то необходимо знать, что данный вид деятельности подлежит обязательному лицензированию.

Работать в данной сфере, кроме государственных и муниципальных, вправе и негосударственные образовательные организации, которые могут создаваться в форме некоммерческой организации, а также структурные подразделения коммерческих организаций. Специалисты «Столичного центра образования» готовы помочь Вам в подготовке учредительных документов негосударственного учреждения дополнительного образования или структурного подразделения, осуществляющего образовательную деятельность, а также оказать помощь в государственной регистрации.

Для того, чтобы начать процедуру лицензирования учреждения дополнительного образования, необходимо собрать пакет документов и предоставить их в службу «одного окна». Стоит учесть, что если представители службы «одного окна» найдут какие-либо недочеты в предложенном пакете документов, то они вправе отказать в приеме заявления на получение лицензии.

Чтобы не тратить свое время на повторное обращение в органы лицензирования, многочисленные переоформления и согласования бумаг, Вы можете обратиться в «Столичный центр образования». Наши специалисты, знакомые со всеми тонкостями оформления документов для получения лицензии:

  • проконсультируют Вас по всем вопросам получения лицензии, предоставят информацию о необходимых документах;
  • при наличии готового пакета документов, проверят его на соответствие требованиям, предъявляемых лицензирующим органом к соискателю образовательной лицензии;
  • подготовят полный пакет документов (включая заключения Роспотребнадзора (СЭС) и ГПС) для получения лицензии начальным образовательным учреждением;
  • при наличии доверенности от соискателя лицензии предоставят пакет документов в службу «одного окна»;
  • разработают нормативно-правовую документацию, регламентирующую деятельность образовательного учреждения.

Срок подготовки лицензии по результатам документарной проверки составляет 45 дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии, но срок может быть продлен по инициативе лицензирующего органа для получения информации от иных органов исполнительной власти. Лицензия на осуществление образовательной деятельности действует бессрочно.

Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности проводится лицензирующим органом, предоставившим лицензию, посредством проведения плановых и внеплановых проверок.

«Столичный центр образования» предоставляет услуги по защите интересов соискателя лицензии при работе экспертной комиссии по оценке соответствия лицензионным требованиям в процессе плановых и внеплановых проверок лицензирующим органом.

Профессиональная подготовка - это совокупность специальных знаний, умений и навыков, позволяющих выполнять работу в определенной области деятельности. Систему профессиональной подготовки кадров в России можно представить в виде следующей таблицы:

Данная система обеспечивает профессиональный рост кадров, создаст перспективу этого роста. Кратко остановимся на каждом из элементов системы.

Первоначальная профессиональная подготовка - это процесс обучения и воспитания, результатом которого становится осознанное профессиональное самоопределение. Осуществляется в общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях. УК по следующим направлениям:

  • формирование профнамерения;
  • овладение первоначальными профессиональными знаниями и умениями;
  • формирование профессионально важных личностных качеств.

Эта подготовка производится по несложным профессиям при наличии соответствующей материально-технической базы и кадров.

По желанию учащихся и их родителей выпускники средней школы могут сдать квалификационные экзамены и получить соответствующее удостоверение о присвоении той или иной специальности.

Начальная профессиональная подготовка дается на производстве и в профессиональных училищах (НУ). Подготовка на производстве осуществляется по профессиям и специальностям, отсутствующим в учебных планах училищ или потребность в которых не покрывается полностью их выпускниками. Сроки такой подготовки, как правило, не превышают 6 месяцев. После сдачи квалификационных экзаменов обучающиеся на производстве получают соответствующее удостоверение. Профессиональным училищем является образовательное учреждение, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы начального профессионального образования. В настоящее время открываются высшие профессиональные училища, лицеи. Срок обучения в ПУ на базе неполного среднего образования 3 года, на базе среднего образования - 1 год. Процесс обучения включает в себя теоретическое, производственное обучение и практику. Теоретическое обучение ведется в специализированных кабинетах, производственное обучение - в мастерских или непосредственно на производстве. Обучение осуществляют преподаватели и мастера производственного обучения. Выпускникам ПУ выдается диплом о присвоении профессии и получении полного среднего образования. Обучающимся на базе 11 классов выдается аттестат о присвоении определенной специальности.

Специалистов средней квалификации для различных отраслей экономики готовят средние специальные учебные заведения - техникумы, колледжи, училища, школы. Средним специальным учебным заведением является образовательное учреждение, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы среднего профессионального образования. В средних специальных учебных заведениях готовят кадры почти по 500 специальностям. В них принимают выпускников IX и XI классов, успешно сдавших вступительные экзамены. При хорошей успеваемости учащимся выплачивается стипендия. Срок обучения 2,5-5 лет в зависимости от сложности специальности и оттого, после окончания какого класса человек поступил учиться. Средние специальные учебные заведения имеют дневную, вечернюю и заочную формы обучения. Выпускники получают дипломы специалиста средней квалификации.

Специалистов с высшим образованием готовят высшие учебные заведения - вузы (университеты, академии, институты). Высшим учебным заведением является образовательное учреждение, действующее на основании законодательства РФ. имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования. В вузы принимаются лица, имеющие полное среднее образования, успешно сдавшие вступительные экзамены и прошедшие по конкурсу. Гражданам РФ гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования, если это образование получается впервые. Получение второго высшего образования и обучение в группах, которые формируются сверх установленного плана приема в вуз, осуществляется на платной основе. В РФ установлены следующие ступени высшего профессионального образования:

  • бакалавр (срок обучения не менее 4 лет, выдается диплом бакалавра);
  • специалист с высшим образованием (срок обучения не менее 5 лет, выдается диплом о высшем профессиональном образовании);
  • магистр (срок обучения не менее 6 лет, выдается диплом магистра).

Послевузовское профессиональное образование осуществляется в аспирантурах, ординатурах, адъюнктурах и докторантурах. Освоение программ высшего профессионального образования может проходить в различных формах обучения: очной, заочной, вечерней, в форме экстерната. Лицам, которые не закончили вуз, выдают справку о незаконченном высшем образовании. Обучение в профессиональных учебных заведениях осуществляется на основе государственных образовательных стандартов, которые состоят из федеральных и национально-региональных компонентов.

Профессиональная подготовка, профессиональные училища, средние специальные учебные заведения, высшие учебные заведения.

Практическая работа.

  1. Пользуясь справочниками для поступающих в профессиональные учебные заведения, ознакомьтесь с ГТУ, средними специальными учебными заведениями и вузами, расположенными в вашем регионе.
  2. Представьте свой путь приобретения профессии и профессионального развития.
  1. Дайте общую характеристику уровням профессиональной подготовки в РФ.
  2. Что такое первоначальная профессиональная подготовка школьников и где она осуществляется?
  3. Где можно получить начальную профессиональную подготовку?
  4. Раскройте систему высшего и послевузовского образования.
Похожие статьи

© 2024 my-kross.ru. Кошки и собаки. Маленькие животные. Здоровье. Лекарство.