Формы влияния человека на живую природу. Негативное влияние человека на природу. Список использованных источников

Несмотря на то, что человек появился на нашей планете значительно позже остальных живых существ, он в кратчайший, по меркам эволюции, срок сумел не только приспособиться к природной среде, окружавшей его, но и стал видоизменять природу вокруг себя. Антропогенные факторы (экологические изменения, вызванные влиянием деятельности человека на окружающую среду) реализуются через различные виды воздействия человека на природу:

  1. Прямое воздействие , состоящее в том, что человек разрушает биогеоценоз за счет распашки целины с целью выращивания культурных растений, занимает территорию под строительство жилищ, дорог и т. д.
  2. Косвенное воздействие состоит в том, что на природу человек влияет не непосредственно, а опосредованно, через продукты своей производственной деятельности: сжигая топливо в ТЭЦ (теплоэлектроцентралях) человек прямо не контактирует с организмами, однако выделяемая при сжигании топлива тепловая , попадая в окружающую среду, вызывает «тепловое загрязнение» , которое воздействует на те или иные организмы.
  3. Комплексное воздействие состоит в том, что влияя на какой-то вид организмов непосредственно, через него, не контактируя с другим видом, человек оказывает на него определенное воздействие, например, воздействуя на мышевидных грызунов ядохимикатом ДДТ, человек уничтожил часть этих грызунов (прямое воздействие), но ДДТ плохо разрушается в природных условиях, накапливается в некоторых организмах (грибах) и может попадать с пищей другим организмам, в том числе и человеку, вызывая их отравление (это косвенное воздействие).
  4. Стихийное (бессознательное) воздействие состоит в том, что человек, не ставя цели, даже не желая этого, воздействует на природу. Так, не желая оказывать отрицательное воздействие, человек, гуляя в поле или в лесу, может топтать траву, наступать на мелких животных (насекомых), рвать цветы и т. д.
  5. Сознательное (целеустремленное, планомерное) состоит в организации деятельности, направленной на формирование человеком таких биоценозов, которые будут ему максимально полезны, например, возделывание поля для выращивания злаков или овощей, окультуривание луга посадкой на нем люцерны и других кормовых культур, выведение новых сортов растений и пород животных и т. д. Такое воздействие человека на природу может носить как позитивный (например создание заповедников), так и негативный (разработка полезных ископаемых, строительство гидростанций и т. д.) характер.

В этой связи интересен лозунг, предложенный И. В. Мичуриным: «Мы не можем ждать милостей у природы, взять их у нее - наша задача». Этот лозунг можно понимать по-разному. При вульгарном понимании это означает необходимость во что бы то ни стало изменять природу, не оглядываясь на последствия. В такой интерпретации подобное использование природы принесет огромный вред и в конечном счете приведет к гибели самого человека. Но его можно понимать и таким образом, что человек в состоянии так влиять на природу, что она откроет свои тайны и это поможет человеку нормально жить в измененных условиях.

Человек, хочет он того или нет, изменяет природу, но эти изменения должны быть рациональными не только и не столько с позиций хозяйственной деятельности, сколько с позиций возможности выживания в природной окружающей среде. Так, решая вопрос о строительстве ГЭС, необходимо предусмотреть все последствия этого действия и посчитать, во сколько обойдутся затраты на восстановление тех природных и других ресурсов, которыми обладала территория, использованная под строительство, и окупятся ли эти затраты получаемой электроэнергией.

Степень воздействия человека на природу сильно зависит от величины народонаселения - чем оно больше, тем выше степень воздействия антропогенных факторов на биосферу. Это связано с необходимостью решать продовольственную, энергетическую, жилищную и другие проблемы. С момента появления человека численность народонаселения постоянно увеличивается, растет она и теперь. Но возможности планеты не безграничны, поэтому в будущем численность населения стабилизируется и будет даже уменьшаться. В настоящее время возникли проблемы планирования семьи, которые в развитых странах пытаются решать, но в развивающихся странах численность народонаселения практически не регулируется, что приводит к голоду, высокой детской смертности и другим негативным явлениям.

Увеличение народонаселения приводит к урбанизации - резкому росту городов. Города создают свои, отличающиеся от природных, условия, где нет места природным биогеоценозам. На месте городов полностью уничтожаются природные сообщества, создаются специфические условия, даже меняется климат. Города имеют сложную экологическую обстановку, но в настоящее время разрабатываются и внедряются мероприятия по улучшению экологических условий жизни в городах.

Краткая характеристика направлений деятельности человека, которые изменяют равновесие в природных экосистемах

Деятельность человека разнообразна и многие ее виды приводят к резкому изменению равновесных экологических процессов в природных экосистемах. Рассмотрим самые важные факторы влияния деятельности человека на природу.

1. Организация различных производств, строительство предприятий и реализация деятельности по выпуску той или иной продукции.

Этот вид деятельности оказывает прямое и косвенное воздействие на природные экосистемы. На территории, где строится предприятие, практически полностью разрушается биоценоз, включая и растительное сообщество, хотя в настоящее время и делаются попытки сохранять растительный покров, животные покидают места своего обитания и могут полностью погибнуть, возникает особый биоценоз из животных и растений, способных к сосуществованию с человеком. Как правило, рядом строится населенный пункт (рабочий поселок, город), который оказывает аналогичное воздействие на природные экологические процессы. Косвенное воздействие состоит в том, что при функционировании предприятия могут образовываться различные соединения, бесконтрольно попадающие в природную окружающую среду, оказывающие воздействие и на людей, и на различные организмы, проживающие на данной территории.

2. Создание искусственных биоценозов - агроценозов в процессе реализации задач сельскохозяйственного производства.

Сельское хозяйство является условием решения продовольственной проблемы, которая все более остро стоит в связи с ростом народонаселения. Выращивание культурных растений с целью получения больших урожаев, создающих базу и для производства растительных продуктов питания, и для эффективного развития животноводства, делает необходимым создание высокоэффективных агроценозов.

Агроценоз - это биоценоз, созданный человеком искусственно на основе культурного растения (одного или нескольких), находящихся на естественном субстрате (почве) в контакте с сорняками и другими организмами, проживающими на данной территории. Этот биоценоз испытывает влияние комплекса абиотических факторов, характерных для данной географической зоны, а также ряд воздействий от деятельности человека, направленных на повышение продуктивности главных организмов его образующих (прополка, полив, подкормка удобрениями, борьба с сорняками и другими вредителями биологическими и химическими методами и т. д.).

Агроценозы характеризуются следующими признаками:

  1. имеют строго определенный видовой состав растений или животных (компоненты, определяющие вид агроценоза);
  2. обладают определенным типом взаимодействия между организмами, образующими данный агроценоз;
  3. реализуют определенный тип взаимоотношений организмов, образующих агроценоз со средой обитания.

Различают два типа агроценозов.

  1. Основу агроценоза составляет одно или несколько культурных растений. К таким агроценозам относят поля пшеницы, ржи, овса и др.; огороды, на которых выращивают капусту, помидоры и другие овощи; бахчи, где выращивают арбузы, дыни и другие бахчевые культуры; виноградники, плодово-ягодные сады.
  2. Основу агроценоза составляет естественное растительное сообщество, которое обогащается дополнительными видами культурных растений. К таким агроценозам относят парки, сенокосы, луга, пастбища и лесные посадки. Например, в естественные луга подсевают зернобобовые и злаковые культуры, обладающие высокой продуктивностью.

Агроценозы изменяют состав естественных биоценозов, в ряде случаев улучшая условия существования природных организмов, а иногда приводят к гибели естественного биоценоза.

Агроценозы и естественные биоценозы имеют ряд различий.

  1. Характеризуются различием в балансе питательных компонентов: в естественных биогеоценозах круговорот питательных осуществляется естественным путем и пополняется за счет процессов, протекающих независимо от деятельности человека, а в агроценозах процессы питания интенсифицируются введением минеральных удобрений; борьба с отдельными организмами, нежелательными для агроценоза, осуществляется механическими, химическими и биологическими методами, проводимыми человеком; реализуются мероприятия по искусственной интенсификации круговорота веществ за счет применения севооборота и т. д.
  2. Различный характер использования энергии в агроценозах и естественных биоценозах. В естественные биоценозы поступает только солнечная энергия и только она составляет основу всех процессов жизнедеятельности в этих экосистемах. В агроценозах «используется» как солнечная энергия, так и энергия, добытая деятельностью человека: освещение в теплицах в темное время суток, механическая энергия машин, затраченная при обработке пашни, энергия, затраченная на производство , изготовление сельскохозяйственного оборудования, на получение минеральных удобрений и средств защиты растений, механическая энергия человека, обрабатывающего агроценоз и т. д.
  3. Разные формы отбора и их направленность. В естественных биоценозах осуществляется естественный отбор, направленный на выживание тех организмов, которые в наибольшей степени приспособлены к условиям конкретной среды обитания. В агроценозах реализуется искусственный отбор, направленный на получение форм организмов, обладающих наибольшей продуктивностью нужного направления (увеличение урожайности, повышение устойчивости к заболеваниям и др.).

Таким образом, основная цель создания агроценозов - это получение высоких урожаев и максимального количества высококачественной продукции. Очень важно рационально проводить работу по созданию и эксплуатации агроценозов. Разработана научная система чередования агроценозов (многопольная система), позволяющая эффективно использовать землю для получения устойчивых и богатых урожаев. Система севооборотов не является универсальной для всех районов сельскохозяйственного производства. Так, для Нечерноземной зоны России эффективна травопольная система, в которой в определенной последовательности чередуются посевы злаковых, травяных и овощных культур.

Необходимо отметить, что человек в погоне за максимальной выгодой нарушает принцип оптимальности в эксплуатации агроценозов. Так, для целого региона вводили принцип «монокультур» - выращивание хлопчатника на огромных территориях Узбекистана или плодовых садов и виноградников на территории Молдовы. Очень важно рационально использовать удобрения и химические средства защиты растений, ибо неумеренное их применение приносит значительный вред как за счет отрицательного воздействия на природную среду, так и за счет получения некачественной с экологических позиций продукции (продукция может содержать большое количество нитратов, отрицательно воздействующих на организм человека).

3. Транспортировка различных веществ.

В деятельности человека большую роль играет перемещение различных предметов и химических соединений. Удобрения, топливо, ядохимикаты, и другие вещества перемещаются из одного региона в другой и даже с одного континента на другой. В процессе перевозок происходят потери веществ из-за нарушения условий перевозок или из-за аварий, что приводит к загрязнению природной окружающей среды. Так, возможно попадание нефти на поверхность водоемов, газов - в атмосферу из-за нарушения целостности трубопроводов, рассеяние пылеватого цемента и т.д. Нарушение технологии перевозок способствует разрушению природных биогеоценозов, нарушает экологическое равновесие в регионах, наносит большой экономический ущерб народному хозяйству, поэтому необходимо строго соблюдать правила техники безопасности работ на транспорте и исключать в максимально возможной степени нарушение технологии перевозок.

4. Добыча полезных ископаемых как сырья для различных производств.

Для успешного функционирования производственной деятельности необходимо сырье и энергетические ресурсы, которые добывают из недр Земли. Добыча полезных ископаемых может осуществляться открытым или закрытым (шахтным) способом. При любом способе добычи происходит нарушение природных биоценозов, ландшафтов, разрушение растительных сообществ. Возникают горы отвалов, которые требуют рекультивации, т.е. работ по восстановлению (хотя бы частичному) растительных насаждений и элементов фауны. Добыча полезных ископаемых также сопряжена с поступлением на поверхность газов, отрицательно воздействующих на природную среду (метана, сероводорода, сернистого газа, оксидов углерода). Нефть, попадая на поверхность, оказывает гибельное воздействие и на растения, и на животных. Груды мусора и различных отходов, образующихся при добыче твердых полезных ископаемых, приводят к загрязнению среды обитания организмов и человека.

В процессе эксплуатации шахт в них могут накапливаться горючие газы, которые образуют взрывоопасные смеси, что способствует возникновению взрывов, пожаров и других отрицательных явлений. Добыча полезных ископаемых шахтным способом является одной из причин землетрясений техногенного характера.

Итак, при разработке и добыче полезных ископаемых (газообразных, жидких, твердых) необходимо так организовывать работы, чтобы наносить среде обитания минимальный вред, что пока еще находится в области научных разработок и мало применяется на практике.

5. Внесение в среду химических соединений, оказывающих на нее отрицательное воздействие.

Человек для облегчения некоторых видов деятельности использует вещества, которые могут нанести вред природной окружающей среде. Так, в городах для облегчения работ по уборке снега и борьбы с оледенением дорог применяют хлориды натрия и кальция, а эти соли вызывают засоление почвы и грунтовых вод, что в свою очередь ухудшает качество природных вод, изменяет соленость пресноводных водоемов и отрицательно воздействует на фауну водоемов и т. д.

Выше было показано, что применение избытка минеральных удобрений и нерациональное использование химических средств защиты растений в агроценозах также приводит к загрязнению природной среды и к ухудшению качества продукции сельского хозяйства.

Для защиты металлических изделий от коррозии применяют ингибиторы, которые (например дихромат калия) являются ядами для многих организмов.

Для улучшения работы двигателей автомобилей используют антидетонаторы, в частности диэтилсвинец, который загрязняет среду обитания, являясь ядом и для человека, и для теплокровных животных.

Все это делает необходимым более глубокое изучение роли соединений, применяемых в деятельности человека, на природные экологические процессы, а также нахождение способов замены тех веществ, которые негативно воздействует на среду обитания человека.

То, что Земля без человека выглядела бы совсем по-другому – очевидный факт. Сейчас стремительно растущее население требует всё больше продовольствия и территорий для проживания. Многочисленные предприятия, производящие продукцию для улучшения комфорта существования и удовлетворения растущих потребностей, расходуют всё большее количество невозобновляемых природных ископаемых.

Когда человек стал оказывать влияние на природу

С тех пор, как древний человек освоил примитивные орудия труда, научился возделывать землю и выращивать домашних животных, он стал оказывать воздействие на живой и неживой мир вокруг себя. В начале развития человеческой цивилизации ущерб, наносимый природе, был минимальный – человек брал из окружающей среды лишь необходимый для выживания минимум, а естественный баланс быстро восстанавливался.

Активное и многообразное влияние человека на природу, которое уже значительно изменило облик планеты, связано с началом промышленной революции в конце 19 века. С ускорением научно-технического прогресса и развитием современных технологий антропогенное воздействие на среду обитания приобрело опасные последствия.

Не стоит забывать, что человек – это часть природы. Загрязняя и видоизменяя окружающий мир, люди приносят вред и самим себе. Подавляющее большинство современных болезней медики считают последствием ухудшения экологической обстановки.

Отрицательное влияние человека на природу

Везде, где появляется человек, он стремится изменить и приспособить окружающую среду под свои нужды. Поэтому влияние человека на природу в первозданном виде носит только разрушительный комплексный характер.

Уничтожение или видоизменение естественных экосистем являются последствием:

  • вырубки лесов;
  • прокладывания дорог;
  • расширения территорий городов и сельскохозяйственных угодий;
  • изменения русел рек;
  • возведения плотин и затопления прилегающих равнин при строительстве гидроэлектростанций;
  • разработки полезных ископаемых.

Последствия для человека вырубки лесов

Деревья – единственный источник получения кислорода на планете. При этом «лёгкие» Земли активно уничтожаются. За последние 200 лет площадь лесов сократилась в 2 раза.

Последствия вмешательства человека в локальную экосистему – вымирание растений и животных, естественная среда обитания которых разрушается. Исчезновение одного или нескольких представителей живой природы приводит к нарушению баланса, вызывает дальнейшую цепную реакцию. Уже из-за косвенного влияния человека на окружающую среду уничтожены десятки видов представителей флоры и фауны, не сумевших приспособиться к изменённым условиям. Многие дикие животные были истреблены целенаправленно.

Последствия загрязнения природы

Вода, воздух и земля – основные составляющие биосферы, которые тесно взаимосвязаны и практически в равной степени подвергаются загрязнениям. Источниками выбросов являются все виды деятельности человека:

  • бытовой мусор;
  • токсичные производственные отходы;
  • химические сельскохозяйственные удобрения;
  • радиация.

Если в 1970 году количество отходов на планете в результате жизнедеятельности человека составляло 40 млрд. т., то на начало 21 века эта цифра увеличилась до 300 млрд. т. – такая масса мусора подавляет естественную способность природы Земли к самовосстановлению.

В почву и жизненно важные источники пресной воды ежедневно попадают отработанные промышленные и сельскохозяйственные стоки. Последствия – практически все крупные реки относятся к сильно загрязнённым (Дунай, Сена, Тибр, Миссисипи, Волга, Дон, Ганг, Нил), они, в свою очередь, несут отравленные воды в мировой океан.

Треть океанической поверхности покрыта масляной плёнкой, образующейся при добыче, транспортировке и переработке нефти – основного энергоисточника современной цивилизации. Разлитые на воде нефтепродукты нарушают взаимодействие живых организмов и атмосферы, что приводит к губительным последствиям для океанических форм жизни.

Результат работы промышленности и автомобилей – повышенная концентрация в атмосфере отравляющих веществ: оксидов азота, серы, соединений алюминия, свинца, ртути и других тяжёлых металлов. Сернистый газ – причина кислотных дождей, которые уничтожают дикую растительность и сельскохозяйственные посевы, негативно сказываются на состоянии природы и здоровье человека.

Сжигание кислорода и чрезмерные выбросы углекислого газа приводят к «парниковому эффекту», таянию ледников, которые содержат основные запасы пресной воды, и, как следствию, изменению климата на всей планете.

Последствия для природы и человека техногенных аварий

Техногенные аварии имеют катастрофические последствия для огромного региона или всей планеты, а не только оказывают пагубное влияние на отдельные виды животных или растений. После аварии на Чернобыльской АЭС до сих пор непригодными для проживания остаются обширные площади, так как уровень радиации там превышает предельно допустимый в десятки раз. Утечка тяжёлой воды на станции Фукусима могла бы привести к заражению всего мирового океана и глобальной экологической катастрофе, последствия которой трудно представить.

Относительно благоприятное воздействие, оказываемое человеком на природу – создание новых экосистем, которые бы не появились естественным образом. Например, при орошении пустынь возникают живые ландшафты, вокруг населённых пунктов формируются новые зелёные зоны. Однако искусственные системы часто нежизнеспособны без постоянного контроля и помощи человека.

Чаще всего под положительным влиянием человека на окружающую среду подразумеваются действия, направленные на минимизацию негативных последствий и попытки восстановить нанесённый природе ущерб. Таким образом человек старается защитить окружающую среду прежде всего от самого себя и сохранить приемлемые экологические условия для настоящего и будущих поколений.

Способы решения возникающих проблем в природе

Развитие цивилизации невозможно без изменения первозданного вида Земли. Человек потребляет природные ресурсы, стараясь максимально удовлетворить свои растущие и, не всегда оправданные, потребности. Запасы планеты не безграничны, их неразумное использование ставит под сомнение сам факт существования человека. Для уменьшения пагубного влияния человека на природу и сохранения благоприятной экологической ситуации необходимо комплексное внедрение целого ряда природоохранных мероприятий:

  • создание заповедников и заказников для сохранения естественной среды обитания дикой природы и восстановления исчезающих видов животных и растений;
  • разработка новых, экологичных способов добычи полезных ископаемых;
  • активный поиск альтернативных источников энергии;
  • внедрение безотходных технологий производства;
  • создание мощных очистных сооружений, препятствующих попаданию загрязняющих веществ в биосферу;
  • раздельный сбор и переработка мусора;
  • выведение новых сортов сельскохозяйственных культур с повышенной урожайностью, что позволяет отказаться от возделывания дополнительных угодий;
  • рациональное использование земель, препятствующее быстрому истощению почвы.

Будущее человечества напрямую зависит от сохранения природного баланса, а свойство к самовосстановлению у живой и неживой составляющей планеты резко ограничено. Разрушительное и непродуманное воздействие человека на природу может привести к глобальной экологической катастрофе, которая будет иметь необратимые последствия. Создание благоприятной среды – вопрос выживания человеческой цивилизации.

Под положительным влиянием подразумевается работа по сохранению природных объектов и по увеличению биологического и географического разнообразия. Эти работы имеют такие направления:

Заповедный, целью которого является охрана редких животных и растений, сохранения уникальных ландшафтов, создание условий для восстановления исчезающих представителей биосферы. Такие работы проводятся на природных территориях или в искусственно созданных объектах. К последним относятся зоологические и ботанические сады и парки;

Потребительский (хозяйственный) - имеется в виду получения и выращивания новых, неизвестных природе сортов растений, пород животных, птиц, рыб. Высадка лесов, лесополос. Зарыбление озер, рек, морей. Цель такой работы - получить пищу, рабочих животных, полезные человеку продукты. Вместе с тем биосфера обогащается вследствие увеличения биоразнообразия;

Декоративный, когда для удовлетворения эстетических потребностей люди выводят и разводят новые виды комнатных животных, растений, цветов, птиц или создают новые или улучшают существующие ландшафты, объекты садово-парковой культуры и так далее;

Рекреационный - для улучшения условий отдыха и оздоровления на одинаковых территориях люди строят ставки, высаживают парки и так далее.

Заповедный направление

Заповедное дело - комплекс организационных, правовых, научных, экономических и воспитательных мероприятий, направленных на сохранение уникальных и типичных ландшафтов или отдельных природных объектов (видов растительного и животного мира, прежде всего редких и находящихся под угрозой исчезновения и занесены в Красную книгу; геологических образований, водоемов и т.д.) с научной, природоохранной и других целей. Это осуществляется путем создания мирового, национальных и местных природно-заповедных фондов.

Природно-заповедный фонд составляют участки суши и водного пространства, природные комплексы и объекты, имеющие особую природоохранную, научную, эстетическую, рекреационную и другие ценности и выделенные с целью сохранения многообразия ландшафтов, генофонда животного и растительного мира, поддержания общего экологического баланса и обеспечения фонового мониторинга окружающей природной среды. Природно-заповедный фонд мировой системы природных территорий и объектов, состоящей из государственных и местных заповедных территорий, находится под особой охраной.

Заповедный режим устанавливается в зависимости от задач, определенных при создании заповедных территорий и объектов, и характера заповедных территорий и объектов, характера заповедных природных комплексов. По существующей классификации предусмотрены следующие виды заповедных территорий: заповедник, природный парк, заказник, памятник природы, ботанический сад, дендрологический парк, зоологический парк, заповедное урочище, парк - памятник садово-паркового искусства.

На заповедной территории определяется заповедное ядро (или несколько ядер). Вокруг ядра создается буферная зона для сохранения его от негативного воздействия окружающих территорий, подвергшихся определенного антропогенного воздействия. По буферной лежит переходная зона, в которую включаются территории с традиционной для региона хозяйственной деятельностью, на которую накладываются определенные ограничения.

Согласно решению ЮНЕСКО высочайший уровень заповидування имеют международные биосферные заповедники. Во всем мире таких насчитывается около трехсот. Четыре из них ("Аскания-Нова", Карпатский, Дунайский, Черноморский биосферный) расположены в Украине.

В табл. 3.1 приведены данные о заповедных территориях на континентах земного шара в 1990 году.

Таблица 3.1 Заповедники по регионам

Заповедные территории является частью так называемой экологической сети континента. В 1995 году были приняты рекомендации Общеевропейской стратегии сохранения биологического и ландшафтного разнообразия по вопросам формирования Общеевропейской экологической сети как единой пространственной системы территорий стран Европы с природным или частично измененным состоянием ландшафта. Формирование экологической сети предусматривает изменения в структуре земельного фонда страны путем отнесения (на основании обоснования экологической безопасности и экономической целесообразности) части земель хозяйственного использования к категориям, подлежащих особой охране с воспроизведением присущего им многообразие природных ландшафтов.

Подробные сведения о заповедных территориях и экосети Украины представлены в следующем разделе главы. А здесь на примере дрофы рассмотрим значение заповедного направления в сохранении орнитологического биоразнообразия.

Дрофа (дудак) - крупнейший степная птица массой 10-15 кг. До 1975 года дрофа гнездилась в 18 областях Украины, а с 1985 - только в 7. Сейчас в степной части Левобережной Украины в гнездовой период начисляется 440-620 особей, а на остальной территории страны - 70-100 особей. Как исчезающий вид она занесена в Европейский Красный список и Красную книгу Украины. В 1999 рассоле создан благотворительный "Международный фонд дрофы». В 2001 году принята межрегиональная программа "Сохранение степи и воспроизводства восточноевропейской популяции дрофы в Украине". В Харьковской области на берегу Печенезького водохранилища (территория ландшафтного заказника "Печенезький") является дрофопитомник, в котором проживает около 130 птиц.

Учебник по географии для 8 класса

§ 45. Воздействие человека на природу

  • Расскажите, что дает человеку природа.
  • Как влияют природные условия на жизнь и деятельность человека?
  • Какие компоненты природного комплекса наиболее подвержены влиянию человека?
  • Что такое природные ресурсы?

Природа служит средой существования людей, основным и чаще всего единственным источником удовлетворения их разнообразных потребностей.

Природная среда оказывает огромное влияние на исторический процесс. Человек постоянно, по словам В. Ключевского, «то приспособляется к окружающей его природе, ее силам и способам действия, то их приспособляет к себе самому, к своим потребностям, от которых не может или не хочет отказываться, и на этой двусторонней борьбе с самим собой и с природой вырабатывает свою сообразительность и свой характер…».

Природа дает все средства для удовлетворения материальных и духовных потребностей человека.

Со временем менялся состав используемых человеком ресурсов. В первую очередь человек брал то, что лежало на поверхности. В первобытном обществе люди употребляли в пищу только несколько видов растений и животных. Позднее человек освоил почву для земледелия, научился получать бронзу и железо. Влияние деятельности человека на природные комплексы.

Рис. 140. Виды антропогенных ландшафтов

Какие виды антропогенных ландшафтов наиболее типичны для вашей местности?

Хозяйственная деятельность человека - это особый фактор, влияющий на развитие природы. Человек не только приспосабливается к своему природному окружению, но и изменяет его. Вы уже знаете, что все компоненты природы тесно взаимосвязаны, что изменение одного из них сказывается на всех других. Поэтому, изменяя природу, человек должен предвидеть, каковы будут последствия этого изменения, и в случае необходимости предотвращать их.

Более века назад Ф. Энгельс предостерегал человечество: «Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитываем, но во вторую и третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых». Эти слова актуальны и в наше время. Отрицательные последствия влияния деятельности человека на природу в ряде случаев не являются неизбежным результатом научно-технического прогресса. Причины их - ошибки в технических и научных проектах, связанные с недостаточным учетом антропогенного влияния на природу и мнения географов и экологов.

Рис. 141. Земельный фонд мира

Например, ученые установили, что внесение минеральных удобрений в почву без достаточного учета количества осадков, влажности почвы приводит к выносу минеральных веществ из почвы в реки, озера, водохранилища. А это не только потери затраченного труда, энергии, сырья на изготовление и транспортировку удобрений, но и загрязнение водных объектов, ухудшение качества воды. При строительстве крупных водохранилищ происходят комплексные изменения природы: изменяется уровень грунтовых вод, в зависимости от степени увлажнения происходит заболачивание территории, изменяются свойства почв, характер растительности, микроклимат местности. Изучив отрицательные последствия влияния крупных водохранилищ на природные комплексы, ученые пришли к выводу, что гораздо правильнее создавать системы небольших, взаимодействующих водохранилищ, чем одно громадное.

Вы уже знаете, что в настоящее время в географической оболочке преобладают измененные деятельностью человека природные комплексы.

Рис. 142. Изменение ландшафта моренной равнины после освоения ее человеком: а - до освоения, б - после освоения

Рациональное использование природных ресурсов требует заботы об их охране и восстановлении. Например, необходимо осуществлять обширную программу мер по расширению лесных площадей во всех природных зонах. Для проведения этих работ созданы специальные машины, позволяющие механизировать посадку леса и уход за молодыми насаждениями.

Рис. 143. Использование территорий, обеспечивающее экологическое равновесие

Создание полезащитных лесных полос, закрепление оврагов способствуют сбережению земельных ресурсов, а также охране водных ресурсов. Большие возможности открывает рекультивация - восстановление нарушенных земель в районах развития горнодобывающей промышленности - это дорогостоящий, но наиболее эффективный способ. Успешно ведутся такие работы в центре европейской части России, на Урале.

Для сохранения природы в целом или отдельных ее компонентов создаются особо охраняемые территории.

Вопросы и задания

  1. Какие виды природных ресурсов освоены человеком давно, какие - недавно?
  2. Какие природные ресурсы вашей местности больше всего нуждаются в охране?
  3. Участвует ли ваша школа, ваш класс в охране природных ресурсов?

Косоротикова Наталия Алексеевна, учитель истории и обществознания, г. Краснодар, МБОУ гимназия 18.

Разработка урока по обществознанию в 7 классе.

Тема: Влияние человека на природу.

Цели:

— познакомить учащихся с разнообразными экологическими проблемами, возникающими в связи с неразумной деятельностью человека;

— подвести учащихся к пониманию необходимости защиты окружающей среды;

— продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, излагать свою точку зрения на проблемные вопросы урока;

Способствовать воспитанию у учащихся бережного отношения к природе.

Учебное оборудование: Учебник. Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. Обществознание.7 класс. Стихи, фотографии и рисунки учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: беседа, проектная деятельность учащихся.

План урока:

1.Организационный момент.

II.Изучение нового материала.

1.Загрязнение атмосферы.

2.Загрязнение воды.

3.Загрязнение почвы.

IY.Разработка проектов.

Y.Выставление оценок.

YI.Домашнее задание.

Ход урока.

1.Организационный момент.

II.Изучение нового материала.

Выступление учащегося:

О люди, чем вы все гордитесь

Прогресс, учения, труды…

Но вы вокруг все оглянитесь

Уже не осталось ни сосны.

Я не могу понять причину

Наверно сложно посадить цветок

Без выгоды, хоть куст калины,

Не думая о деньгах впрок…

Мы все поплатимся за то,

Что были так грубы с природой,

И все свершится лишь потом,

Чего боялись мы все годы.

Ус Игнат (ученик 7 класса)

Слово учителя:

Ребята, как вы уже поняли, тема нашего урока «Влияние человека на природу». XX век принес человечеству немало благ, связанных с бурным развитием научно-технического прогресса, и в то же время поставил жизнь на Земле на грань экологической катастрофы. Рост населения, интенсификация добычи и выбросов, загрязняющих Землю, приводят к коренным изменениям в природе и отражаются на самом существовании человека. Часть из таких изменений чрезвычайно сильна и настолько широко распространена, что возникают глобальные экологические проблемы.

Вопрос: Какие вы можете привести примеры бездумного, расточительного отношения человека к природе? (работа с иллюстрациями и рисунками, вывешенными на доске).

(Приложение 1).

Слово учителя:

В результате такого отношения человека к природе происходит сокращение площадей под лугами, лесами, загрязняется почва, воздух, вода отходами промышленности, транспорта, сокращается число некоторых видов растений из-за чрезмерной заготовки растительного сырья, массовых посещений людьми одних и тех же участков природы и неумения себя там вести. Я приведу несколько цифр, выписанных из газет о влиянии человека на природу. Леса на планете исчезают со скоростью 10 га/в минуту. 630 тысяч га леса выгорает от пожаров, больше 200 тысяч га гибнет от воздействия промышленных выбросов в атмосферу. Сокращается число животных и растений, а некоторые исчезают совсем. Особенно сильные изменения происходят вокруг городов, растут свалки мусора и отходов. В водоемах вода стала непригодной для питья. Ежегодно в воздух выбрасывается миллионы тонн вредных веществ.

Вопрос: Какие виды загрязнения вы знаете? (Любые изменения воздуха, вод, почв, оказывающих отрицательное воздействие на здоровье человека).

1.Выступление учащегося «Загрязнение атмосферы»:

Без атмосферы жизнь на планете была бы невозможна. Атмосфера надежно оберегает человека от многочисленных опасностей: не пропускает метеориты, защищает землю от перегрева. Воздух необходим всему живому на планете. Без пищи человек может прожить 5 недель, без воды – 5 дней, без воздуха – 5 минут. За год в атмосферу только углекислого газа выбрасывается 5 млрд. тонн. В результате появляются озоновые дыры – под Антарктикой, Арктикой, Европой, Москвой. В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают раковые заболевания. Кислорода становится все меньше и меньше. А выхлопных газов заводов черной металлургии и химической промышленности, котельных, транспорта все больше и больше. Отрицательное влияние загрязненной атмосферы на почвенно-растительный покров связано как с выпадением кислотных атмосферных осадков, вымывающих кальций, гумус и микроэлементы из почв, так и с нарушением процессов фотосинтеза, приводящих к замедлению роста гибели растений. Высокая чувствительность деревьев (особенно березы дуба) к загрязнению воздуха выявлена давно. Совместное действие их факторов приводит к заметному уменьшению плодородия почв и исчезновению лесов. Кислотные атмосферные осадки рассматриваются сейчас как мощный фактор не только выветривания горных пород и ухудшения качества несущих грунтов, но и химического разрушения техногенных объектов, включая памятники культуры и наземные линии связи. Самое опасное загрязнение атмосферы и всей окружающей среды – радиоактивное. Известно, что в начале 60-х годов фон искусственной радиоактивности, вызванной испытаниями ядерного оружия, достиг угрожающего уровня. Страшные последствия проявляются уже сейчас. Для получения электроэнергии конструкторы ядерных реакторов создают достаточно надежную защиту от выделения радиоактивных элементов в окружающую среду. Однако проблему захоронения радиоактивных отходов все еще нельзя считать решенной.

2.Выступление учащегося «Загрязнение воды »:

Вода является основой жизни на Земле. Первостепенная роль воды в жизни всех живых существ, и человека в том числе, связана с тем, что она фактически является той средой, в которой и протекают все процессы жизнедеятельности. Вот лишь небольшой и далеко не полный перечень "обязанностей" воды в нашем организме: регулирует температуру тела, увлажняет воздух при дыхании, обеспечивает доставку питательных веществ и кислорода ко всем клеткам тела, защищает жизненно важные органы и т.д. Загрязнение воды — это попадание в нее элементов, делающих ее непригодной для употребления человеком.

Загрязнители попадают в воду различными путями, но всегда при участии человека: в результате несчастных случаев, намеренных сбросов отходов, утечки нефти и т.д.

3.Выступление учащегося «Загрязнение почвы»:

Почвы загрязняются различными химическими веществами, удобрениями, отходами сельского хозяйства, промышленного производства коммунально-бытовых предприятий. Поступающие в почву химические соединения накапливаются и приводят к постепенному изменению химических и физических свойств почвы, снижают численность живых организмов, ухудшают ее плодородие.

Почву загрязняют нефтепродуктами при заправке машин на полях и в лесах, на лесосеках и т.д. Наибольшим изменениям подвергается верхний слой почвы. При неправильной эксплуатации почвы уничтожаются в результате эрозии, засоления. В результате эрозии за последнее столетие утрачено 2 млрд. га плодородных земельных угодий. Вредные соединения, находящиеся в почве, рано или поздно попадают в организм человека. Как это происходит? Во-первых, происходит постоянное вымывание загрязнений в открытые водоемы и грунтовые воды, которые могут использоваться человеком для питья и других нужд. Во-вторых, эти загрязнения из почвенной влаги, грунтовых вод попадают в организмы растений и животных, употребляющих эту воду, а затем по пищевым цепочкам опять-таки попадают в организм человека. В-третьих, многие вредные для организма соединения имеют способность накапливаться в тканях, и, прежде всего в костях, что может привести к тяжелым заболеваниям человека.

4.Выступление учащегося «Леса»:

Усиленно идет «облысение» планеты. В течение многих веков человек, чтобы расчистить земельные угодья под пашни и пастбища, сжигал и вырубал леса. За это время площадь «легких планеты» сократилась почти на треть. Для многих животных лес – родной дом. А лесов на земле становится все меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом, они обречены на гибель. За последние 66 лет исчезли 52 вида млекопитающих. Под угрозой исчезновения находятся 1000 видов животных, причём исчезнувшие виды восстановить уже невозможно.

(Демонстрируются фотографии редких видов живых организмов, выполненные школьниками).

Лес очень важен на Земле: он очищает воздух, создает места обитания животных, защищает почву от эрозии, закрепляет пески, препятствует загрязнению вод. История человечества знала немало печальных примеров, когда неразумная вырубка лесов, варварское использование природных ресурсов превращало некогда живой уголок в безжизненную пустыню, в которой нет места и устроившему это бедствие человеку. Так погибла цивилизация на острове Пасхи.

Слово учителя:

Самое большое богатство нашей планеты – земля. Она наша кормилица. Мы должны заботиться о ней. А как она себя чувствует?

Мы хотим природу обмануть,

Под себя сильней её прогнуть,

Но она такого не простит,

И сполна за дерзость отомстит!

Бьём по ней ударом за удар,

И горят леса, в тайге пожар,

Загрязняем реки, льём мазут,

И война с природой там и тут.

И она болеет и молчит,

Просто мы не слышим, как кричит,

Язвами на теле прорастает,

За собой живущих увлекает!

(Марк Львовский)

Чтобы человек помнил об ответственности за жизнь животных и растений, об ответственности за сохранение гармонии в природе даже во время прогулок обязаны соблюдать определенные правила.

Работа в группах по созданию мини-проекта «Памятка туристу».

(Приложение 2).

Настала пора задуматься людям над этим вопросом – как сохранить живую природу, как помочь ей. Живая природа ждет от нас помощи. Все ваши мечты – о хорошем будущем, о прекрасной Земле, о дружбе человека и природы. Вот это желание светлого, доброго, прекрасного будущего и объединяет нас здесь. И это замечательно!

Земля, на которой селился человек, которая возделывалась его руками и которая на протяжении многих веков действительно была его кормилицей, становилась родной. Уходя в другие края наши предки брали с собой горсть земли и хранили ее как святыню. Они считали землю святым существом, сравнивали широкие пространства суши с исполинским телом, твердые скалы и камни — его кости, в водах – кровь, в древесных корнях жилы, в травах и растениях – волосы.

Планета наша весьма засорена, но мы еще не осознали опасности жизни на огромной свалке. Мы пока на ней живем, но смогут ли жить на ней наши дети?

Слово учителя:

Мы живём в век научно- технической революции, человечество не только засоряет своё «гнездо», оно разработало пути охраны окружающей среды и уже приступило к их осуществлению: 1 путь — создание разного рода очистных сооружений, уничтожающих и перерабатывающих мусор, строительство дымовых труб высотой 200- 500 м. 2 путь — разработка и применение природоохранных технологий, переход к малоотходным и безотходным производственным процессам. 3 путь — рациональное размещение «грязных производств», оказывающих отрицательное воздействие на состояние окружающей среды.

В больших городах складываются специфические потоки вещества и энергии, людей и информации. Они отражают социально-экономические связи города с его окружением отдельных регионов города между собой. Повседневная жизнь горожан мало связана с природными факторами. Прямое воздействие природных особенностей на человека ослаблено установками кондиционеров, системного отопления и освещения. Большую часть времени жители проводят в квартире, транспорте или рабочих помещениях. Наши рабочие помещения — это школа и пришкольный участок. Сейчас мы заслушаем итоги экологического мониторинга, проведённого группой учащихся. Школу можно рассмотреть как экосистему, поэтому необходимо регулярно наблюдать за санитарным состоянием кабинетов, рекреаций, пришкольного участка. Такие наблюдения называются «экологическим мониторингом» (напоминающий, надзирающий).

IY.Разработка проектов.

ГРУППА РЕБЯТ-ЭКСПЕРТОВ: экологический мониторинг школы и пришкольного участка. А теперь слово за вами…

(Группа ребят разработали манифест и представляют его).

Слово учителя:

Ребята, будем же беречь нашу Землю! Повсюду на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности! Другого нам не дано. Земля с её биосферой — величайшее чудо, она у нас одна. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня.

Y.Выставление оценок.

YI.Домашнее задание. Параграф 19, в СМИ, Интернете найти примеры экологических проблем, сформулировать их, обозначить причину и предложить пути решения.

Литература:

Великовский Б.Т., Киричев В.И. Здоровье человека и окружающая среда. М, 1197.

Миллер Т. Жизнь в окружающей среде /Под редакцией Г.А.Ягодина. М., 1993.

Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. М., 1995.

Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для проектов. / Биология в школе, № 7, 2005.

Интернет-ресурсы:

«Общество и экология» экономическая газета /Санкт-Петербург/ http:unig.spb.ru/eco

Экологический вестник России /http:www.ecolife.ru

Приложение 1.

Приложение 2.

Доклад: Воздействие человека на природу

Отрадненский нефтяной техникум

Тема реферата:

«Воздействие человека

на природу»

Студентка группы

01 ЭКСМ – 1:

Малова О.А.

Преподаватель:

Ахременко О.А.

г. Отрадный

I. Введение.

Мы не унаследовали Землю

наших отцов. Мы взяли ее

в долг у наших детей.

(Из материалов ООН)

Экология – это наука, изучающая отношения организмов (особей, популяций, биоценозов и т.п.) между собой и с окружающей их неорганической природой; общие законы функционирования экосистем различного иерархического уровня; среду обитания живых существ (включая человека).

Глобальная экология изучает биосферу в целом, т.е. экологическую систему, охватывающую земной шар. К числу главных задач современной глобальной экологии относятся изучение антропогенных изменений в среде обитания и обоснование методов сохранения и улучшения этой среды в интересах человечества. В связи с этим важнейшее значение приобретает прогнозирование изменений экологической ситуации в будущем и на этой основе разработка на ближайшие годы и на отдаленную перспективу мероприятий, направленных на сохранение и улучшение среды обитания людей, на предотвращение нежелательных изменений биосферы.

Экология как наука сформировалась в середине прошлого столетия, когда возникло понимание, что не только строение и развитие организмов, но и их взаимоотношения со средой обитания подчинены определенным закономерностям. В 1866 г. немецкий естествоиспытатель Эрнест Геккель в двухтомной монографии «Общая морфология организма» назвал экологией один из разделов биологии – науку об условиях обитания организмов в окружающей их среде. Ныне, когда человек осваивает космос, экология, пусть еще не как знание, но хотя бы как термин, проникла в сознание каждого, она перестала быть отраслью одной лишь биологии, на родство с ней претендуют и география, и политэкономия, и философия, да и весь комплекс естественных и общественных наук. Более того, экология вышла за рамки научного понятия и стала предметом тревог и забот каждого государства и каждой личности. Экология, следовательно, касается всех, ибо экологический кризис, если он перерастет в экологическую катастрофу, не пощадит никого.

Цель: изучение основных закономерностей рационального взаимодействия общества и природы.

Задачи: 1. Объективная оценка состояния природных ресурсов.

2. Оптимизация взаимоотношений между человеком, с одной стороны, и отдельными видами и популяциями, экосистемами, с другой.

3. Детальное изучение количественными методами основ структуры и функционирования природных и созданных человеком систем.

II. Воздействие человека на природу.

1. Экологические проблемы в современном мире вышли на первое место. Получив неограниченную власть над природой, люди варварски используют ее. «Сегодня угроза выживанию пришла со стороны окружающей природной среды, быстро деградирующей под натиском человеческой деятельности», – сказал генеральный секретарь Конференции ООН Морис Стронг. Ресурсы планеты иссякают. Катастрофически быстро загрязняются воздух и вода. Превращаются в пески плодородные земли. На глазах сокращаются площади лесов. На планету буквально «вываливаются» горы отбросов; человек провоцирует природные катастрофы.

Возможное потепление, истощение озонового слоя, кислотные дожди, «цветение» водоемов, накопление токсичных и радиоактивных отходов представляют угрозу для выживания. Конечно, есть страны, для которых эти проблемы не столь остры. Но, в целом, все человечество озабочено ими, и поэтому они являются глобальными.

2. Основные экологические проблемы современности.

2.1. Хозяйственная деятельность человека.

Человечество является частью биосферы, продуктом ее эволюции. Однако взаимоотношения человека и природных сообществ никогда не были безоблачными. Охотничья деятельность древнего человека, несомненно, ускорила вымирание многих крупных травоядных животных. В охотничьих целях поджигание растительности способствовало опустыниванию территорий. Человек начал менять и разрушать целые сообщества с переходом к скотоводству и земледелию.

В ходе развития земледелия неправильная распашка приводила к потере плодородного слоя, который уносился водой или ветром, а избыточное орошение вызывало засоление почв.

За последние сто лет произошли два важных сдвига. Во-первых, резко увеличилась численность населения Земли. Во-вторых, еще более резко выросло промышленное производство, производство энергии и продуктов сельского хозяйства. В результате, человечество стало оказывать заметное воздействие на функционирование всей биосферы. Критическую ситуацию в конце ХХ столетия образуют следующие негативные тенденции:

а) Потребление ресурсов Земли настолько превысило темпы их естественного воспроизводства, что истощение природных богатств стало оказывать заметное влияние на их использование, на национальную и мировую экономику и привело к необратимому обеднению литосферы и биосферы.

б) Отходы, побочные продукты производства и быта загрязняют биосферу, вызывают деформации экологических систем, нарушают глобальный круговорот веществ и создают угрозу для здоровья человека.

2.2. Рост народонаселения.

Отклонением от закономерностей равновесия в живой природе стал ускоряющийся рост народонаселения Земли. Т.А. Акимова, В.В. Хаскин (1994) приводят данные о том, что по разным оценкам к 2025 году на Земле будет от 7,6 до 9,4 млрд. человек. Рост народонаселения требует увеличения производства продуктов питания, создания новых рабочих мест и расширения промышленного производства. Так, в конце ХХ в. ежедневно требуется всем людям Земли около 2 млн. тонн пищи, 10 млн. м3 питьевой воды, 2 млрд. м3 кислорода для дыхания. Всеми отраслями человеческого хозяйства ежедневно добывается почти 300 млн. тонн топлива, используется 2 млрд. м3 воды и 65 млрд. м3 кислорода. Все это сопровождается расходованием природных ресурсов и массированным загрязнением среды.

2.3. Изменение состава атмосфер и климата.

Наиболее разрушительно из воздействий деятельности человека на сообщества – выделение загрязнителей. Загрязнителем является любое вещество, попадающее в атмосферу, почву или природные воды и нарушающее идущие там биологические, иногда и физические или химические процессы. К загрязнителям нередко относят радиоактивные излучения и тепло. Вследствие деятельности человека, в атмосферу поступают углекислый газ СО2 и угарный газ СО, диоксид серы SО2, метан СН4, оксиды азота NО2, NO, N2 O. Основные источники их поступления – это сжигание ископаемого топлива, выжигание лесов и выбросы промышленных предприятий. При использовании аэрозолей в атмосферу поступают хлорфторуглероды, в результате работы транспорта – углеводороды (бензапирен и др.).

За счет газов антропогенного происхождения образуются кислотные осадки и смог. Попадая в озера, кислотные осадки нередко вызывают гибель рыб или всего животного населения. Они также могут вызывать повреждения листвы, а часто гибель растений, ускорять коррозию металлов и разрушение зданий. Кислотные дожди большей частью наблюдаются в регионах с развитой промышленностью.

Смог крайне вреден для живых организмов. Одним из вредных компонентов смога является и озон (О3). В крупных городах при образовании смога его естественная концентрация (1·10-8) повышается в 10 раз и более. Озон здесь начинает оказывать вредное воздействие на легкие и слизистые оболочки человека и на растительность.

С антропогенными изменениями атмосферы связано и разрушение озонового слоя, который является защитным экраном от ультрафиолетового излучения. Опасность истощения озонового слоя заключается в том, что может снизиться поглощение губительного для живых организмов ультрафиолетового излучения. Ученые считаю, что основной причиной истощения озонового слоя (экрана) является применение людьми хлорфторуглеродов (фреонов), которые широко используются в быту и производстве в виде аэрозолей, дореагентов, пенообразователей, растворителей т.д. В 1990 году мировое производство озоноразрушающих веществ составляло более 1300 тысяч тонн.

2.4. Загрязнение природных вод.

Человечество практически полностью зависит от поверхностных вод суши – рек и озер. Эта ничтожная часть водных ресурсов (0,016%) подвергается наиболее интенсивному воздействию. На все виды водопользования тратится 2200 км3 воды в год. Потребление воды постоянно растет, и одна из опасностей – исчерпание ее запасов. Тревогу вызывает все возрастающее количество хозяйственных стоков.

Загрязнение водоемов происходит не только отходами промышленного производства, но и попаданием с полей в водоемы органики, минеральных удобрений, пестицидов, применяемых в сельском хозяйстве.

Морские воды также подвергаются загрязнению. С реками и со стоками прибрежных промышленных и сельскохозяйственных предприятий ежегодно выносят в моря миллионы тонн химических отходов, а с коммунальными стоками и органических соединений. Из-за аварий танкеров и нефтедобывающих установок в океан попадает по разным источникам не менее 5 млн. тонн нефти в год, вызывая гибель многих водных животных, морских птиц. Опасения вызывают захоронения ядерных отходов на дне морей, затонувшие корабли с ядерными реакторами и ядерным оружием на борту.

2.5. Сведение лесов – одна из важнейших глобальных экологических проблем современности. Лес поглощает атмосферное загрязнение антропогенного происхождения, защищает почву от эрозии, регулирует сток поверхностных вод, препятствует снижению уровня грунтовых вод и т.д.

Уменьшение площади лесов вызывает нарушение круговоротов кислорода и углерода в биосфере. Хотя катастрофические последствия сведения лесов широко известны, их уничтожение продолжается. Сведение лесов влечет за собой гибель их богатейших фауны и флоры.

2.6. Истощение и загрязнение почвы.

Почвы являются еще одним ресурсом, который подвергается чрезмерной эксплуатации и загрязняется. Несовершенство сельскохозяйственного производства – основная причина сокращения площади плодородных почв. Распашка обширных степных площадей в России и других странах стала причиной пыльных бурь и гибели миллионов гектаров плодороднейших земель.

Эрозия почвы в ХХ столетии стала всемирным злом. Подсчитано, что в результате водной и ветровой эрозии в этот период на планете потеряно 2 млрд. гектар плодородных земель активного сельскохозяйственного использования.

Избыточное орошение, в первую очередь в условиях жаркого климата, может вызывать засоление почв. Радиоактивное загрязнение почвы несет большую опасность. Радиоактивные вещества из почв попадают в растения, затем в организмы животных и человека, накапливаются в них, вызывая различные заболевания. Особую опасность представляют химические средства защиты, особенно органические соединения, применяемые в сельском хозяйстве в борьбе с вредителями, болезнями и сорняками. Неумелое и бесконтрольное использование пестицидов приводит к их накоплению в почве, воде, донных отложениях водоемов.

2.7. Сокращение природного разнообразия.

Чрезвычайная эксплуатация, загрязнение, а зачастую и просто варварское уничтожение природных сообществ приводят к резкому снижению разнообразия живого. Вымирание животных может стать крупнейшим в истории нашей планеты. С лица Земли за последние 300 лет исчезло больше видов птиц и млекопитающих, чем за предшествующие 10 000 лет. Следует помнить, что главный ущерб разнообразию состоит не в их гибели из-за прямого преследования и уничтожения, в том, что в связи с освоением новых площадей для сельскохозяйственного производства, развитием промышленности и загрязнением среды площади многих природных экосистем оказываются нарушенными. Это так называемое «косвенное воздействие» приводит к вымиранию десятков и сотен видов животных и растений, многие из которых не были известны и никогда не будут описаны наукой. Значительно ускорился процесс вымирания, например, животных, в связи с уничтожением тропических лесов. За последние 200 лет их площадь сократилась почти вдвое и продолжает сокращаться со скоростью 15–20 гектаров в минуту. Практически полностью исчезли степи в Евразии и прерии в США. Сообщества тундры также интенсивно разрушаются. Во многих районах находятся под угрозой коралловые рифы и другие морские сообщества.

3. Пути решения экологических проблем.

3.1. Сбалансированное развитие человечества.

Человечество должно научиться «жить по средствам», использовать природные ресурсы, не подрывая их, финансировать программы, направленные на предотвращение катастрофических последствий собственной деятельности. К таким важнейшим программам следует отнести сдерживание роста населения; развитие новых промышленных технологий, позволяющих избежать загрязнения, поиск новых, «чистых» источников энергии; увеличение производства продовольствия без роста посевных площадей.

3.2. Стратегия развития промышленности, энергетики и борьба с загрязнениями.

Предотвратить загрязнение легче, чем ликвидировать его последствия. В промышленности для этого применяются системы очистки сточных вод, оборотное водоснабжение, газоулавливающие установки, на выхлопных трубах автомобилей устанавливаются специальные фильтры. Переход на новые, более «чистые» источники энергии также способствует уменьшению загрязнения природной среды.

3.3. Рациональное управление природными ресурсами требует не только обширных и глубинных знаний закономерностей и механизмов функционирования экологических систем, но и целенаправленного формирования нравственного фундамента общества, сознания людьми своего единства с природой, необходимости перестройки системы общественного производства и потребления.

3.4. Рациональное использование минеральных ресурсов.

К рациональным подходам к извлечению и переработке природных минеральных ресурсов относятся:

– полное и комплексное извлечение из месторождения всех полезных компонентов;

– рекультивация (восстановление) земель после использования месторождений;

– экономное и безотходное использование сырья в производстве;

– глубокая очистка и технологическое использование отходов производства;

– вторичное использование материалов после выхода изделий из употребления;

– применение энергосберегающих технологий.

3.5. Стратегия развития сельского хозяйства.

В дальнейшем развитии сельского хозяйства стратегическим направлением является повышение урожайности, позволяющей обеспечить растущее население продовольствием без увеличения посевных площадей. Повышение урожайности сельскохозяйственных культур может быть достигнуто за счет расширения орошения. Другой путь – выведение и возделывание новых сортов сельскохозяйственных культур, более продуктивных и устойчивых к болезням.

Важным путем повышения урожайности является снижение потерь от вредителей, болезней и сорняков путем защиты сельскохозяйственных культур, где особое значение в борьбе с вредными организмами придается агротехническим, селекционным, семеноводческим приемам, севооборотам, биологическим методам. Химический метод применяется в крайних случаях, в годы, когда вредные организмы превышают порог вредности, создается угроза потерь урожая и другие приемы не дают возможности предотвратить эти потери.

3.6. Сохранение природных сообществ.

Основа благосостояния человечества в будущем – сохранение природного разнообразия. Сохранение природных сообществ важно не только для материального благополучия, но и для полноценного существования человека.

В настоящее время ясно, что для сохранения видового разнообразия, необходимо сохранить ненарушенные участки, которые должны быть значительными по площади, так как иначе на небольших заповедных «островках» многим видам грозит вымирание. На территории заповедников запрещена всякая хозяйственная деятельность, а вокруг созданы специальные охранные зоны.

III. Заключение.

Разработка современного экологического законодательства и создание эффективных механизмов его реализации является непременным элементом построения общества, находящегося в гармонии с природой.

На смену лозунгам типа «Человек – царь природы» или «Нельзя ждать милостей от природы, взять их у неё наша задача!» должны прийти установки на разумное и бережное отношение к тому, благодаря чему мы только и существуем – к Природе, нашему общему и единственному дому – планете Земля.

Осознание общих целей и трудностей, стоящих на пути, неизбежно будут рождать ощущение общепланетарного единства людей. Нам необходимо научиться чувствовать себя членами одной семьи, судьба которой зависит от каждого из нас. Осознание единств человечества – одна из основ экологической нравственности и гуманизма.

IV. Список используемой литературы.

1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. Человек – Экономика – Биота – Среда: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000.

2. Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология: 9 класс: Учебник для общеобразоват. учеб. заведений.

– М.: Дрофа, 1995.

3. Кривошеин Д.А., Муравей Л.А. Экология и безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. Л.А. Муравья. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000.

4. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учеб. пособие для вузов. – М.: Агенство «ФАИР», 1998.

5. Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология, здоровье и природопользование в России. / Под ред. В.Ф. Протасова. – М.: Финансы и статистика, 1995.

6. Степановских А.С. Общая экология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000.

7. Стадницкий Г.В., Родионов А.И. Экология: Учеб. пособие для химико-технолог. вузов. – М.: Высш. шк., 1988.

8. Цветкова Л.И., Алексеев М.И. Экология: Учебник для технических вузов./ Под ред. Л.И. Цветковой. – М.: Изд-во АСВ; СПб.: Химиздат, 1999.

9. Хван Т.А., Хван П.А. Основы экологии. Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов н/Д.: «Феникс», 2001.

10. Экологические основы природопользования: Учеб. пособие./ Под ред. Э.А. Арустамова. – М.: Издательский Дом «Даликов и Ко », 2001.

§25. Как человек изменял природу

1. Каким образом человек воздействует на природу?

На природу человек воздействует, как положительно, так и отрицательно.

Большинство — это отрицательно. Человечество много вырубает лесов, от этого становится мало кислорода. Убивает животных, на кожи, строит все больше заводов, фабрик. Это все конечно влияет на природу. Но есть некоторые люди, которые организовывают заповедники, по охране животных, разводят сады, но этого недостаточно, чтобы природа возвратилась в то состояние, которое было прежде!

2. Как в природе может проявляться антропогенный фактор?

Отрицательные проявления: вырубка лесов, постройка дамб, уничтожение растительности, загрязнение окружающей среды, отстрел животных.

Положительные проявления: посадка деревьев, создание заповедников, растениеводство, очищение рек.

3. Почему тропический лес восстановить труднее, чем северную тайгу?

В тропических лесах большая влажность, больше гниения корневой системы саженцев, чем в тайге, поэтому вероятность того что растение приживется крайне мала, да и нужно учитывать еще то, что в тайге неприхотливые растения, нежели в тропиках. К тому же в вырубленном тропическом лесу меняется микроклимат и почва, за счет этого восстанавливать его намного сложнее. А тайга восстанавливается за счет того, что семена деревьев разносятся ветром на значительные площади. Кроме того, в тайге меньшее разнообразие видов, чем в тропиках. Тропический лес труднее восстановить также из-за этого, потому что негде взять такое большое количество разных саженцев сотен видов.

§24. Как появился человек на Земле§26. Важность охраны живого мира планеты

Влияние человека на природу, воздействие общества на природу

Влияние человека на природу является результатом его взаимодействия с окружающей средой, которое может быть как положительным, так и отрицательным.

Взаимодействие общества с природой не может быть только положительным или только отрицательным. Все мы прекрасно осведомлены о негативном воздействии человеческой деятельности на окружающую среду. Поэтому, более подробно мы рассмотрим именно положительное влияние общества на природу.

Положительное влияние человека на природу

  1. Создание заповедников и заказников началось еще давно. Однако сегодня мировые организации защиты животных активнее решают проблему исчезновения различных видов животных и птиц. Редкие виды животных заносятся в Красную книгу. Много законов, запрещающих браконьерство и охоту, охраняют животных многих стран.
  2. В связи с ростом населения Земли, человечеству необходимо обеспечивать себя большим количеством потребляемых ресурсов. Следовательно, необходимо заботиться о расширении сельскохозяйственных угодий. Но ведь невозможно перепахать всю Землю для сельскохозяйственных работ. Поэтому люди придумали положительное решение данной проблемы – интенсификация сельского хозяйства, а также более рациональное и эффективное использование сельхозугодий . Для этого были выведены новые сорта растений, которые обладают высоким уровнем продуктивности.
  3. Потребление энергоресурсов Земли растет с каждым годом в десятки раз вследствие усиленной модернизации современного мира. Человек берет из природы фактически все ресурсы. Однако они тоже имеют свой предел. И здесь деятельность общества стала направляться в положительном русле. Человечество пытается создавать замену природным источникам ресурсов, совершенствует способы добычи полезных ископаемых , дабы не разрушать естественную среду залежей. Ископаемые стали более экономно расходоваться и использоваться лишь строго по назначению. На сегодняшний день общество создает новые способы добычи энергии от ветра, солнца и водных приливов и отливов.
  4. Вследствие огромного количества выбросов производственных отходов в окружающую среду, стали создаваться мощные самоочищающиеся сооружения , которые перерабатывают отходы фабрик и заводов, не оставляя возможности всем вредным выбросам оставаться и разлагаться.

Отрицательное влияние человека на природу

  1. Загрязнение окружающей среды продуктами отходов производства.
  2. Браконьерство, охота, вылавливание несозревших видов рыб. Вследствие чего не успевают восполняться определенные виды фауны, и наблюдается вымирание или полное исчезновение животных.
  3. Опустошение ресурсов Земли.

    Человечество черпает все ресурсы из недр Земли, поэтому наступает истощение природных источников. Прирост населения наблюдается каждый год, и человечество нуждается в большем количестве ресурсов.

Вывод

Сегодняшняя задача человечества – сохранение природного баланса на Земле для дальнейшего положительного взаимодействия с природой.

Скорее всего, Вам будет интересно.

В институте у меня был предмет экология, на котором изучались проблемы сосуществования человека и природы . Конечно, материал достаточно обширный, поэтому кратко изложу суть проблемы и приведу несколько примеров.

Человек и природа

Человек - достаточно многочисленный биологический вид, а потому велико и его влияние на природу. Действительно, 7 миллиардов, населяющие планету, просто не могут не оказывать какого-либо воздействия. Конечно, более века назад промышленность была не так развита как в наши дни и не оказывала какого-либо ощутимого влияния. Например, первый автомобиль появился 130 лет назад, а сегодня человек не представляет без него свою жизнь. То же самое можно сказать и про другие сферы. Низкая численность населения планеты до определенного момента не причиняла ущерба природе своими действиями. И даже несмотря на тот факт, что вырубка леса, как и охота , одно из древнейших занятий.


Примеры влияния человека на природу

Конечно, человечество, внося некоторые изменения, преследует благие цели, однако большая часть изменений носят пагубный характер для природы . В качестве положительного примера можно рассматривать:

  • создание заповедников;
  • насаждение лесов;
  • создание парков и водоемов;
  • природоохранная деятельность и другое.

Негативное влияние выражается в следующем:

  • необдуманная вырубка лесов;
  • загрязнение водоемов;
  • браконьерство;
  • загрязнение почвы и атмосферы, и так далее.

Например, всего одна маленькая капелька нефти способна сделать непригодными около 35 литров воды. Но самое страшное далеко не в этом - тонкая пленка покрывает огромную площадь, а это чрезвычайно губительно для всего живого . Большая часть организмов погибает, так как пленка ограничивает доступ кислорода в воду.


Развитие промышленности , как и увеличение количества автомобилей, оказывает крайне негативное влияние на атмосферу. Гигантские массы углекислого газа, попадая в атмосферу, постепенно «разъедают» озоновый слой, формируя так называемые «озоновые дыры» . Важность этой тонкой прослойки трудно недооценить - защита всего живого от губительного ультрафиолетового излучения. Существует и другая проблема - парниковый эффект . Всего за каких-то несколько десятков лет средняя температура планеты выросла на 0,7 градуса. Может показаться, что это «мелочь», однако в планетарных масштабах это катастрофически много .


Человек неотделим от природы, как и природа от человека. Природа - среда жизни и, по сути, единственный источник всего необходимого для существования. То время, когда безоглядно можно было использовать ресурсы, прошло, а значит природопользование должно учитывать все сложные процессы происходящие в природе, как с участием человека, так и без него.

Похожие статьи

© 2024 my-kross.ru. Кошки и собаки. Маленькие животные. Здоровье. Лекарство.