Рамзан Кадыров: «Если Россия будет поддерживать шайтанов, я против позиции России! Востоковед Сергей Шергин – о событиях в Мьянме: "Война – это тоже форма бизнеса" Кто такие рохинджа

, называющими себя "рохинджа", длится больше 75 лет. Кто на нем наживается и дергает за ниточки – в разговоре с доктором политических наук, главным научным сотрудником отдела Трансатлантических исследований Института всемирной истории НАН Украины Сергеем Шергиным.

- Сергей Александрович, правительство Мьянмы возглавляет лауреат Нобелевской премии мира Аун Сан Су Чжи. Почему она допускает жестокость против мусульман?

Аун Сан Су Чжи опытный политик и толерантная женщина. Она пытается контролировать правительственную армию, принимающую участие в столкновениях с мусульманами-рохинджа, но армия "натаскана" на борьбу с разного рода повстанцами и сепаратистами из числа национальных меньшинств и действует подчас жестоко.

Несмотря на приход к власти демократов несколько лет назад, концентрация всей власти по-прежнему в руках военных. Страна была под их контролем с 1962 года.

Аун Сан не может не прислушиваться к тому, что ей нашептывают или говорят казарменным тоном генералы, которых в правительстве много. Она не может просто отдать приказ о прекращении боевых действий со стороны регулярной армии. Ее завтра же уберут. И поставят человека, нужного армии. Плюс необходимо учитывать китайский фактор.

- Поподробнее расскажите об интересах Китая в Мьянме.

Неправильно рассматривать конфликт как конфессиональный или этнический. Все события - волнения, насилие, резня - во многом имеют китайский окрас. Мьянма вынуждена лавировать между Китаем, США и Японией - компании этих государств весьма заинтересованы в развитии сотрудничества с Мьянмой.

Известные нефтяные поля Бирмы (старое название страны). Драгоценные камни: рубины и сапфиры. Ценные металлы, например, вольфрам, столь нужный для космической промышленности. Выход к морю – Бенгальский залив. Два урожая в год. При этом Мьянма - самая бедная страна в мире, как соседняя Бангладеш.

Немалая часть денег в бюджет Мьянмы поступает из Китая за счет финансирования промышленности. Например, добыча редких металлов. Китай построил ряд нефтепроводов через Мьянму, поскольку она вместе с Индонезией являются главными продуцентами нефти. Этот нефтепровод тянется от Бенгальского залива до провинции Юньнань, соединяя Китай с арабскими странами Африки.

- Поэтому армия воюет не со всеми мусульманами страны, а лишь с теми, которые живут возле Бенгальского залива?

Речь идет о штате Аракан (Ракхайн), который имеет выход к Бенгальскому заливу. Там планируют построить дополнительные порты и углубить существующие. Особенно в этом заинтересован Китай. Ему невыгодно везти товары по шелковому пути. Ему удобно отправлять грузы в Африку и Средиземноморье из портов Мьянмы.

"Рохинья" - это не нация, а беженцы из Бангладеш и частично Пакистана. Они переезжают в штат Аракан, потому что там плодородные земли и невелика плотность населения. Создают мусульманскую общину – умму. Захватывают чужие или не принадлежащие никому земли. Не подчиняются центральным властям.

Правительству трудно контролировать ситуацию в регионе, чтобы что-то строить. А планы по индустриализации района приняты Мьянмой и Китаем.

- Неужели Китаю выгодна война?

Война - это тоже форма бизнеса. Например, неконтролируемая контрабанда. Попробуй поставь пограничников, когда ведутся боевые действия.

- Ну а Чечня зачем вышла на митинги, у нее какие интересы?

Кадыров хочет показать, если грубо говорить, кто в России хозяин. Чечня держит за ноги Россию, имеет самую мобилизованную армию с опытом боевых действий в любых условиях.

Долгие годы Россия дает Чечне большие деньги на вооружение, административное строительство, возобновление нефтепромыслов. Финансовая помощь поступает в Чечню из Саудовской Аравии, Кувейта и других стран Ближнего Востока. Все это используется чеченским руководством не только для гражданского строительства, но и укрепления и модернизации армии.

4 сентября на улицы Грозного вышли почти миллион человек, которые призвали покончить с насилием в Мьянме. Они понимают, что мусульманская проблема – это слабое место России как многонациональной страны.

Очень показателен митинг чеченцев в Москве. Если бы на Болотную площадь вышли диссиденты, их бы похватали и побросали в автозаки, а митингующих возле посольства Мьянмы не тронули. Значит, Россия сосредотачивается и прислушивается к голосу мусульман, проживающих в России. Их там предостаточно. Татарстан весь мусульманский, Башкирия. Очевидно, что сегодня России не с руки поддерживать правительство Мьянмы с ее армией.

Насилие в Мьянме правительственной армии против мусульман-рохинджа

- Как можно остановить конфликт? Ощущение, что рохинджа хотят убить или выселить, третьего не дано.

Решение – это легализация мусульман. Но правительство пока этого не делает, считая их главными смутьянами, рассматривая их как опасную перспективу исламизации страны.

В других странах Азии – Сингапуре, Малайзии, Таиланде – мечети и пагоды стоят рядом, и никаких конфликтов, потому что там живут законопослушные граждане. А что можно сказать о беженцах без профессии, образования, у которых только желание выжить любым путем, в том числе участвуя в изготовлении и транспортировке наркотиков?

Мусульмане в Мьянме создали "Армию веры". Она состоит не из беженцев с палками. Правительственные войска, конечно, творят невероятное насилие, но число жертв среди военных, буддистов и мусульман растет. Это значит, что конфликтующие стороны хорошо вооружены. Откуда мусульмане получают оружие? От радикальных, по сути, террористических организаций.

Многие рохинджа хотят спокойно жить и уважать закон. Но их постоянно провоцируют террористы экстремистских организаций. "Армия веры" на словах защищает соотечественников, а на деле применяет насилие против военных и мирных граждан, и не только буддистов. Они врываются в деревни и убивают. Тогда приходят регулярные войска и начинается насилие. Замкнутый круг.

- Корректно ли говорить, что идет геноцид рохинджа?

Геноцид – это государственная политика по уничтожению одной нации другой. Установление актов геноцида – это компетенция международных судебных органов. В Мьянме нет государственной политики, направленной на уничтожение мусульман-рохинджа. Но военные заходят в своих антитеррористических акциях против повстанцев и мирных жителей-мусульман так далеко, что это превращается в массовое насилие. Если мусульман начнут убивать по всей стране, это станет геноцидом.

- Разве власти Мьянмы не виноваты в агрессии рохинджа? Десятилетиями их считают "недолюдьми": без права на работу, образование, медицину и передвижение. Логично, что они взбунтовались и создали "Армию веры".

Мусульмане находятся в гораздо худшем положении, чем буддисты. Но страна прошла через период военной диктатуры. Структурное насилие вошло в плоть до такой степени, что буддисты взялись за оружие. Это шок для мирового сообщества.

Далай Лама в этом конфликте поддерживает мусульман. Он заявил, что дхарма – учение Будды - это ненасилие.

Мьянма – одна из самых бедных стран мира. Уровень социально-культурного развития как буддистского, так и мусульманского населения находится на таком низком уровне, что применить гуманные, демократические методы управления страной - большая проблема. В том числе для лауреата Нобелевской премии мира – Аун Сан Су Чжи.

- А что же мировое сообщество? Хладнокровно наблюдает.

Мировое сообщество решительно не вмешалось в дела Мьянмы, поскольку не ясен формат конфликта, его структура и движущие силы. Кто там главный, с кем договариваться?

Мы являемся свидетелями начальной фазы конфликта. Когда конфликт достигнет критической фазы – быть или не быть государственности или войне на всеобщее уничтожение – тогда, как показывает международная практика, вмешиваются мировое сообщество и миротворческие силы.

Возможно, там необходимо решение ситуации по аналогии с Камбоджей, когда применили воинские формирования в рамках Совета безопасности ООН. На восстановление мира и порядка в Камбодже ушло добрых 10-15 лет.

Достопримечательности Мьянмы

"Икона нации"

Нобелевский лауреат премии мира Аун Сан Су Чжи с 2016 года занимает одновременно несколько должностей: государственный советник Мьянмы - это как пост премьер-министра, министр иностранных дел, министр образования, министр энергетики и глава администрации президента.

Нобелевскую премию мира получила в 1991 году. На церемонию присуждения приехали ее сыновья-подростки, их мать была под арестом.

Аун Сан Су Чжи родилась в 1945 году. Дочь основателя независимой Бирмы (старое название Мьянмы) генерала Аун Сана , который боролся в 40-х годах против британцев, а затем оккупации японцев. Он был коммунистом и прошел все этапы расколов и предательств левых сил. В 1947 году его убили. Если бы этого не произошло, Аун Сан Су Чжи выросла бы дочерью лидера страны. А так она потеряла отца в 2 года.

Аун Сан вышла замуж за британца, родила двоих сыновей, жила за границей. Но в 1988 году приехала в Бирму навестить мать и попала на студенческие митинги против коммуниста-диктатора У Не Вина , который, по иронии судьбы, 30 лет назад был ближайшим соратником ее покойного отца.

Аун Сан организовала партию "Лига за демократию" и вместе с молодежью протестовала три месяца. Затем был новый переворот и генерала-коммуниста сменил военный диктатор генерал Тан Шве. Аун Сан взяли под домашний арест.

Из 20 лет пятнадцать она провела в тюрьме или под домашним арестом. Когда ее выпускали, то пытались выжить из страны. Но она не уезжала, поскольку знала, что не сможет вернуться. Даже не смогла попрощаться с умирающим от рака супругом и не видела 10 лет сыновей. Окончательно она вышла на свободу 13 ноября 2010-го. Сразу же включилась в парламентские довыборы и победила. В 2015 году ее партия одержала победу на парламентских выборах.

Народ бы легко выбрал ее президентом, но по Конституции она не может баллотироваться – у ее детей и покойного мужа гражданство друг стран.

Тот, кто оправдывает терроризм, является террористом.

Тот, кто оправдывает терроризм, является террористом. Я видел около 100,000 мусульман, вышедших на демонстрацию в Чечне (в знак солидарности с так называемыми Рохинджа). Единство мусульман похвально, но почему они протестуют против меня, который совершенно не имеет отношения к делу. Сделал ли я что-нибудь неправильно по отношению к мусульманам? Понимают ли протестующие, кто такие Рохинджа? Знают ли они, что это термин, вводящий в заблуждение? Мне жаль чеченцев и их лидеров. Возможно, лидеры Чечни знают правду, но тем не менее, провоцируют протест. Что мы сделали, что толпа рвет мои фото? То, что они требуют, они должны требовать от своих военных лидеров или правительства, а не от меня, кто не является членом правительства или главой вооруженных сил. У меня нет таких полномочий. Все, что у меня есть – это монашество, так завещала мне мать. Их требования ко мне, у кого есть только монашество, подразумевают для меня отказ от монашества.

Я хочу сказать вам, мусульмане. В любой стране, вы скорее проявляете ярость, чем протест. Вы попрали государственные флаги “кафиров”, сожгли их. И это убеждает меня, что мусульмане дикие и жестокие. Я очень обеспокоен тем, что такие настроения заразили и мою страну. По всему миру мусульмане захватывали и жестоко уничтожали людей другой веры. И в этой стране вас воспринимают как захватчиков.

Насилие в Ракхайне говорит само за себя. Совершившими этнические чистки в 1942 году были никто иной как вы, мусульмане. Мусульмане убили десятки тысяч этнических араканцев. Это настоящий геноцид. Почему вы скрываете этот факт?

70 лет спустя, в пятницу 12 июня 2012 года, средь бела дня, большое количество мусульман, выйдя из “Каменной” мечети, убивали всех встречных иноверцев, уничтожая и грабя их собственность. Вы снова совершили геноцид в Ракхайне. Имеются исторические свидетельства этих событий, произошедших не так давно.

Вы убивали не только араканцев, с которыми имели расовую вражду, но также хинду. Разве хинду хоть раз оскорбили вас? Очевидно, что вы враждебны всем людям другой веры. Так же очевидно, что вы подвергаете гонениям меньшинства, как только становитесь большинством, осуществляя свои религиозные стремления: “никакой другой веры, кроме Ислама, никаких других богов, кроме Аллаха.”

Мусульмане тоже люди. И мы относимся к ним гуманно. Но вопрос в том, считают ли мусульмане людьми представителей другой веры? Мы признаем бога мусульман. Но вопрос в том, признают ли они богов другой веры?

Я хочу сказать лидерам Чечни, что в текущем конфликте в Ракхайне, именно мусульмане совершают геноцид против этнических меньшинств, которые составляют несколько процентов населения региона, а не этнические группы убивают мусульман, как вы считаете. Посмотрите на себя.

Мы никогда никого не призывали убивать или совершать геноцид против мусульман, только лишь защищать этнических буддистов и хинду от нападений и преследований, совершаемых мусульманами. Почувствуйте разницу.

Мы сыны Будды. Мы любим истину. Мы сочувствуем всем живым существам. Но, это вы должны признать, что мусульмане совершают геноцид против этнических меньшинств и эти меньшинства страдают от насилия, причиненного мусульманами, представляющими большинство населения этого региона.

Сегодня этнические меньшинства, которые составляют 20-30 тысяч человек, бегут из своих деревень в страхе за свои жизни, потому что толпы мусульман, которые составляют 600,000 человек населения региона, продолжают регулярные рейды на их жилища.

Итак, лидеры Чечни должны увидеть, что происходит в мире и каковы причины этого.
Не хочу говорить слишком много.

Противостояние в Мьянме между правительственными войсками и мусульманами-рохинджа для России неожиданно превратилось из внешнеполитического вопроса во внутриполитический. После массовых митингов российских мусульман и резких высказываний на эту тему главы Чечни Рамзана Кадырова стало очевидно, что могущественные группы влияния будут требовать от властей страны решительных шагов по осуждению властей Мьянмы. Однако занять столь однозначную позицию Кремлю крайне затруднительно. Во-первых, шаги России в отношении Мьянмы традиционно координируются с Китаем - ключевым союзником и спонсором этой страны. Во-вторых, Москва надеется и сама развивать военно-техническое и экономическое сотрудничество с Мьянмой - богатым природными ресурсами государством, входящим в АСЕАН.


Кадыров против шайтанов


Миллионный митинг в Грозном, на котором выступил глава Чечни, стал еще одним подтверждением того, что конфликт в Мьянме грозит стать для России внутриполитической проблемой. Рамзан Кадыров, выступил с непривычно жестким заявлением. «Если Россия будет поддерживать тех шайтанов, которые сегодня совершают преступления (в Мьянме.- “Ъ” ),- я против позиции России»,- сказал он в прямой трансляции в Instagram.

Участники акции в Грозном потребовали от президента РФ Владимира Путина «употребить весь свой авторитет для того, чтобы остановить геноцид мусульман в Мьянме». Досталось и лидерам США и европейских стран, которые «молча наблюдают за тем, как правители-буддисты убивают граждан своей страны только за то, что они исповедуют ислам». Главы духовных управлений соседних регионов - Ингушетии, Северной Осетии, Карачаево-Черкесии и Ставропольского края - на митинге поддержали чеченского лидера.

«Совет муфтиев России поддерживает проведенную в Грозном акцию в защиту многострадального народа рохинджа,- заявил “Ъ” заместитель председателя Совета муфтиев России, руководитель аппарата СМР муфтий Рушан Аббясов.- Она выражает мнение мусульман Северного Кавказа и всей России». При этом некоторые участники митинга, прошедшего накануне у посольства Мьянмы в Москве на Большой Никитской улице, высказывались намного более радикально.

В толпе звучали лозунги: «Буддисты - террористы», «Начнем с Калмыкии», а один из ораторов поклялся Аллахом, что начнет джихад в случае, если его требования не будут выполнены.

Требования демонстрантов были вполне конкретные - добиться официального осуждения со стороны властей РФ политики правительства Мьянмы в отношении мусульман-рохинджа.

Критиковать действия Нейпьидо (столица Мьянмы) в Москве, однако, не стали. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков лишь заявил, что лидеры России и Египта Владимир Путин и Абдель-Фаттах ас-Сиси по итогам состоявшихся между ними переговоров выразили озабоченность событиями в Мьянме и призвали власти страны «взять ситуацию под контроль как можно скорее». От оценки высказываний Рамзана Кадырова в Кремле пока воздержались. По словам Дмитрия Пескова, мусульмане «весьма эмоционально» воспринимают события в Мьянме: «Я еще не ознакомился с ними (высказываниями.- “Ъ” ) лично; хотел бы сначала ознакомиться, а потом уже каким-то образом давать оценку». Призывы участников митинга у посольства Мьянмы в Москве к «джихаду», по словам Дмитрия Пескова, «вопрос к правоохранительным органам».

Вечером Рамзан Кадыров, опять-таки в своем Telegram-канале, отреагировал на заявление Владимира Путина, сделанное после встречи с египетским коллегой.

Лидер Чечни поблагодарил президента РФ, который, по его словам, «осудил насилие против мусульман и призвал власти Мьянмы взять ситуацию под контроль».

Руководитель научных исследований в Институте диалога цивилизаций Алексей Малашенко считает, что отделить политическую составляющую от эмоциональной в высказываниях Рамзана Кадырова «очень трудно». Администрации президента и МИДу необходимо оценить его слова, считает эксперт, но «они сейчас в непростом положении, потому что Кадыров несколько переиграл». «Мне кажется, что эту ситуацию спустят на тормозах. Но если ему никак не объяснить, что он перехлестнул, то дальше будет хуже»,- предупреждает эксперт.

Политолог Ростислав Туровский считает, что позиция господина Кадырова «во многом эмоциональная», и призвал не искать в ней «никакого чеченского сепаратизма». «Кадыров, как политик, действительно пытается выступать в роли защитника представителей мусульманского сообщества, но это скорее попытка обозначить свое отношение к проблеме»,- заявил господин Туровский “Ъ”.

В свою очередь, старший научный сотрудник РАНХиГС, исследователь Северного Кавказа Денис Соколов полагает, что Рамзан Кадыров становится лидером не только чеченских, а всех российских мусульман, в том числе «своих недавних врагов».

« Многие салафиты положительно оценивают его деятельность, когда он защищает мусульман в России, поддерживает их за рубежом, вытаскивает детей из Сирии и Ирака, устанавливает исламские порядки в Чечне, придавая им большее значение, чем российской Конституции»,- пояснил он “Ъ”.

Как считает господин Соколов, у Рамзана Кадырова «фактически есть свой МИД, своя армия, своя политика и идеология». Одновременно глава Чечни, по словам эксперта, «использует различные способы напоминать о себе федеральному правительству, чтобы оно не забывало о республике при распределении бюджетных средств». «Окрикнуть Кадырова, сделать замечание о том, что его позиция, в том числе по внешнеполитическим вопросам, не всегда совпадает с позицией российского правительства, некому, даже на фоне визита Владимира Путина в Китай: вот такая ситуация, у вас уйгуры, а у нас вот Рамзан Кадыров»,- добавляет Денис Соколов.

Дилемма Москвы


Тем не менее, несмотря на давление со стороны митингующих и на заметную роль Рамзана Кадырова в российской внутренней политике, Москва обязана учитывать и внешнеполитические аспекты. Во-первых, шаги России в отношении Мьянмы традиционно координируются с Китаем - ключевым союзником и спонсором этой страны. Во-вторых, Москва и сама надеется на развитие с Нейпьидо сотрудничества в военно-технической и торгово-экономической сферах. Мьянма, одна из беднейших стран региона и одно из самых коррумпированных государств в мире, обладает при этом колоссальными природными богатствами (газ, нефть, древесина, драгоценные камни). Ставить под удар связи с ней и перспективу будущих контрактов, заняв однозначную позицию в межконфессиональном конфликте, сотрясающем страну, в Москве явно не хотят.

К тому же и само противостояние в штате Ракхайн (Аракан) на западе Мьянмы гораздо более запутанное и противоречивое, чем это пытаются представить митингующие в Грозном и в Москве.

К этому конфликту едва ли применима черно-белая логика, где во всем виноваты буддисты, совершающие геноцид и подвергающие репрессиям мирное мусульманское меньшинство. Как уже писал “Ъ” (см. номер от 1 сентября), противостояние обострилось после того, как боевики движения «Араканская армия солидарности рохинджа» совершили нападения на 30 опорных пунктов полиции и армейские подразделения. 11 силовиков погибли, были жертвы среди гражданского населения. И уже в ответ военные начали наступление в районах компактного проживания рохинджа, сжигая деревни и зачастую убивая мирных жителей-мусульман.

За неделю погибли более 400 человек. Около 87 тыс., в основном представители рохинджа, по последним данным ООН, были вынуждены бежать из Мьянмы в соседний Бангладеш. При этом в лагерях беженцев на территории этой страны ситуация близка к гуманитарной катастрофе: людям не хватает ни продуктов питания, ни одежды, ни медикаментов, зачастую они вынуждены спать под открытым небом - в разгар сезона дождей.

В странах исламского мира акцент при освещении ситуации делается именно на этих моментах. При этом другие нюансы, как правило, опускаются. Конфликт рассматривается исключительно по принципу «свой - чужой»: военные преступления со стороны режима Мьянмы против невинных жертв-мусульман. В соцсетях распространяются подборки зверств «буддийских террористов», куда включены страшные кадры отнюдь не только из Мьянмы, но и из других горячих точек, не имеющих отношения ни к буддистам, ни к рохинджа.

В результате массированной пропаганды и эмоциональных призывов общественности власти нескольких ключевых исламских государств (Индонезии, Пакистана, Бангладеш) заняли крайне жесткую позицию, потребовав от правительства Мьянмы прекратить «преступную политику». Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган назвал события в штате Ракхайн «геноцидом мусульман». А в столице Индонезии Джакарте было совершено нападение на посольство Мьянмы - в здание бросили бутылку с зажигательной смесью.

Что касается Москвы, то заявления МИД РФ были гораздо более сбалансированными, хотя их тональность со временем и менялась. Так, в своем заявлении от 25 августа министерство «решительно» осудило «вооруженную вылазку» боевиков рохинджа, направленную на подрыв «усилий мьянманских властей и международного сообщества по стабилизации положения в Ракхайнской национальной области». Москва тогда выразила «поддержку усилиям правительства Мьянмы, предпринимаемым с целью нормализации обстановки».

В заявлении МИД РФ от 3 сентября акценты были расставлены уже по-иному. В документе сказано, что Москва обеспокоена «сообщениями о продолжающихся боестолкновениях, приведших к жертвам как среди мирного населения, так и силовых структур правительства, о резком ухудшении гуманитарной обстановки в этом регионе страны». Ответственность за налаживание диалога в целях нормализации ситуации МИД возложил на «все вовлеченные стороны». При этом источник “Ъ” на Смоленской площади не согласился с предположением, что власти РФ поменяли свою внешнеполитическую позицию из-за протестов внутри страны,- по его словам, второе заявление МИДа было выпущено «за несколько часов до уличных акций и до известных заявлений региональных политиков».

Председатель СВОП, директор по научной работе клуба «Валдай» Федор Лукьянов называет реакцию мусульман России на события в Мьянме «первым примером того, как представления и симпатии части российского общества расходятся даже не с приоритетами, а с принципами внешней политики государства». По его словам, Мьянма «не относилась к первоочередным направлениям российской дипломатии», однако Москва «традиционно выступала против давления на Нейпьидо (где до недавнего времени правила военная хунта), руководствуясь классическим пониманием суверенитета и недопустимости вмешательства во внутренние дела суверенных государств». Эта позиция, как считает господин Лукьянов, «контрастировала с западным подходом, согласно которому права человека и соблюдение гуманитарных норм важнее формального суверенитета».

«Учитывая растущую роль и влияние мусульманского сообщества в российской политике, власти едва ли смогут проигнорировать такие настроения. Тем более что выразителем их стал столь авторитетный политик-мусульманин, как Рамзан Кадыров. Его роль на внешнеполитическом поле заметна давно, но до сих пор лидер Чечни действовал в государственном русле,- продолжает Федор Лукьянов.- Пожалуй, впервые возникло столь явное расхождение - тем более значимое, поскольку оно ставит Россию в сложное положение в отношениях с Китаем, главным патроном Мьянмы».

Эксперт напоминает, что потенциально подобное расхождение наметилось еще по сирийскому вопросу, когда Москва «оказалась на стороне шиитского направления ислама, противопоставив себя суннитскому большинству». «Однако в сирийском случае присутствовал очевидный момент геополитического соперничества и “спасал” антиамериканизм,- поясняет собеседник “Ъ”.- С Мьянмой ситуация сложнее».

Елена Черненко, Максим Юсин, Александра Джорджевич, Павел Коробов, Андрей Краснов, Ольга Лукьянова

Эксперты «БИЗНЕС Online» о том, почему далекая Мьянма стала поводом для очередной демонстрации силы главы Чечни

Рамзан Кадыров начал проводить собственную внешнюю политику, публично вступившись за притесняемых в Бирме мусульман-рохинджа, вопреки позиции МИД РФ. На акцию, собранную им в Грозном, пришли, по противоречивым данным, от 20 тысяч до миллиона человек. О том, против какой башни Кремля пошел чеченский лидер, зачем понадобились несанкционированные митинги в Москве и кого же все-таки угнетают в Мьянме, рассуждают эксперты «БИЗНЕС Online».

Притеснение мусульман-рохинджа в буддийском государстве Мьянма — тема настолько старая, что отчет ей можно вести приблизительно с середины прошлого века Фото: Suvra Kanti Das / Newzulu / TASS

«СИТУАЦИЯ УЖАСНАЯ. МАССОВЫЕ ЗВЕРСТВА ПРОДОЛЖАЮТСЯ»

Притеснение мусульман-рохинджа в буддийском государстве Мьянма — тема настолько старая, что отчет ей можно вести приблизительно с середины прошлого века. Однако именно теперь рохинджа вышли в заголовки едва ли не всех мировых СМИ, включая отечественные. А недавние московские митинги в защиту «угнетаемого мьянманского меньшинства» и публичные заявление главы Чечни Рамзана Кадырова лишь подлили масла в огонь и фактически сделали эту тему «внутрироссийской».

Рохинджа говорят на одном из индоевропейских языков, близком к бенгальскому, — таким образом, они совсем не арабы и могли бы, казалось, найти общий язык с населением остального Индокитая. В Мьянме они составляют этническое и религиозное меньшинство — их всего 4%, в то время как буддистов — 89%. Видимо, такое соотношение провоцирует власти Мьянмы на то, чтобы сократить 4% до нуля — мировые СМИ периодически сообщают, как аппарат насилия буддийского государства самым грубым образом вытесняет рохинджа со своей территории. В очередной раз конфликт обострился 25 августа, когда мусульмане перешли в своего рода контрнаступление против буддистов.

Кто настоящий инициатор этой бойни, в настоящее время сказать трудно. Правительство Мьянмы обвиняет рохинджа в убийстве 12 своих чиновников, а также в осквернении буддийских монастырей, которые мусульмане якобы сжигают, обезглавливая при этом статуи Будды. Подобное, разумеется, вполне возможно, поскольку наиболее фанатичные рохинджа рассматривают буддистов как язычников, с которыми им заповедано бороться. В ответ мьянманские власти запускают против мусульман всю силу своей государственной машины, которая бьет и наказывает без разбора: и фанатиков, и обычных верующих, а также женщин, детей и стариков. Кроме этого, официальный Нейпьидо (столица Мьянмы) отказывает рохинджа в гражданстве, из-за чего этот этнос, чье существование отрицается и юридически, и физически, считается одним из самых преследуемых в мире.

Контрнаступление мусульман против буддистов выразилось в том, что в конце лета вооруженная группировка, называющая себя «Армией спасения Аркан рохинджа», предприняла атаку на местные полицейские посты и армейские базы. Операция по подавлению мятежа выродилась в настоящую гражданскую войну, которая затронула деревни и городки рохинджа в штате Ракхайн, где проживает мусульманское население страны. Как свидетельствует неправительственная организация Fortify Rights, опирающаяся на показания очевидцев, мусульманские поселки просто сжигаются правительственной армией, а сами действия военных сопровождаются убийствами и насилием. По данным правозащитников, в одной только деревне Чут Пый в районе Ситтве из 1,4 тыс. жителей после карательного рейда осталось всего 200 человек. Журналисты пишут, что военные стреляют в рохинджа без разбора. «Ситуация ужасная. Массовые зверства продолжаются. Правительство и военные должны сделать все возможное, чтобы немедленно предотвратить нападения», — говорит Мэтью Смит , исполнительный директор Fortify Rights. В то же время власть в свое оправдание заявляет лишь то, что мусульмане якобы сами сжигают свои деревни и массово бегут в Бангладеш. Всего в столкновениях, по официальным данным, погибло более 400 рохинджа.

В соседнем Бангладеше к настоящему времени действительно скопилось огромное количество беженцев-рохинджа: ООН заявляет о 30 тыс. иммигрантах, в то время как гуманитарные организации этой страны фиксируют, что только 2 сентября границу пересекло около 70 тыс. человек. СМИ пишут, что рохинджа сами возвели на скорую руку «лагеря временного пребывания, укрывшись в шалашах или хижинах вместе со своими семьями, коровами и козами. Очевидно, что принять такое количество беженцев официальный Бангладеш не готов, хотя почти 90% его жителей исповедуют суннитский ислам.

КАК В ЦЕНТРЕ МОСКВЫ КРИЧАЛИ «АЛЛАХУ АКБАР», А КАДЫРОВ И САМИГУЛЛИН НАЧАЛИ ПРОВОДИТЬ СВОЮ «ВНЕШНЮЮ ПОЛИТИКУ»

Мировое сообщество довольно скупо осудило события в Мьянме. Правозащитники заговорили с трибун о нарушениях прав человека и необходимости собрать гуманитарную помощь для пострадавших. Зато горячим и искренним сторонником рохинджа проявил себя президент Турции Реджеп Эрдоган . Он назвал происходящее геноцидом мусульман, и назвал всех, кто закрывает на это глаза, соучастниками преступлений. Вице-премьер Турции Мехмет Симсек разместил по этому поводу в «Твиттере» четыре шокирующих фотографии, где беженцы массово сплавляются по реке, крошечные дети плачут над трупом убитой матери и пр. Однако BBC вскоре изобличило Симсека в том, что он использовал снимки, сделанные совсем в других странах в период иных военных конфликтов. К тому времени запись турецкого высокопоставленного чиновника получила тысячи перепостов в соцсетях, так что по ней во многом начали судить о происходящем в Мьянме.

От России по поводу „мьянмского геноцида мусульман“ никто не ждал резких заявлений: это индокитайское государство расположено довольно далеко от Москвы, и никакие насыщенные торговые и дипломатические каналы нас с ним не связывают. Более того, в России проживают многочисленные представители как буддийской, так и исламской общины, поэтому становиться на какую-то сторону в чужой и малопонятной гражданской войне Кремлю было совершенно не выгодно. Вероятно, поэтому МИД РФ предпочел встать на сторону „законной власти“ Мьянмы, как он это привык делать в отношении Сирии. Еще 28 августа на официальном сайте департамента появился комментарий, именующий „Армию спасения рохинджей Ракхайна“ „так называемой“, а ее сторонников – „боевиками“. По мнению министерства, эти „боевики“ „совершили серию скоординированных нападений на полицейские участки и армейские подразделения, расположенные в трех приграничных с Бангладеш округах Ракхайнской национальной области (РНО) Мьянмы. В результате боестолкновения погибли 11 мьянманских силовиков, имеются жертвы среди гражданского населения. Решительно осуждаем эту вооруженную вылазку, направленную на подрыв усилий мьянманских властей и международного сообщества по стабилизации положения в РНО“. В заключение МИД выражает „поддержку усилиям правительства Мьянмы, предпринимаемым с целью нормализации обстановки“.

Между тем сегодня МИД РФ опроверг информацию о том, что Россия блокировала резолюцию совбеза ООН с осуждением властей Мьянмы. По словам представительницы МИД Марии Захаровой , эта тема вообще не выносилась на голосование, а обсуждалась в формате закрытых консультаций, по итогам которых странам не удалось согласовать позиции. Между тем о том, что Россия и Китай заблокировали заявление совбеза ООН по Мьянме, 18 марта сообщало государственное агентство РИА «Новости», ссылаясь на представителя Великобритании в ООН Мэтью Райкрофта .

К посольству Мьянмы в Москве пришли сотни человек, скандировавших кричалки вроде «Аллаху Акбар» и «буддисты — террористы» Фото: Евгений Одиноков, РИА «Новости»

Тем неожиданней оказался митинг 3 сентября в центре Москвы, продемонстрировавший, что у ряда российских мусульман может быть своя «внешняя политика», отличная от позиции МИДа. К посольству Мьянмы на Большой Никитской пришли сотни человек (в основном выходцы с Северного Кавказа), скандировавших кричалки вроде «Аллаху Акбар» и «Буддисты — террористы». Отправной точкой стал пост в «Инстаграме» главы Чечни Рамзана Кадырова , который возмутился ситуацией в Мьянме, вскоре после которого по мессенджерам начали распространять призыв собраться и потребовать у дипломатов ответа. «Когда вас в Судный день спросят, что ты сделал, чтобы помочь людям из Рохинья, когда их убивали, что ты ответишь?» — гласило, в частности, сообщение. К дипломатическому зданию прибыли автозаки и полицейские в полной экипировке, однако в происходящее они предпочли не вмешиваться. Одна из журналисток даже поинтересовалась у силовиков, отчего они такие «вежливые», но ответа по существу ей не дали, обвинив в провокации. Несанкционированный митинг закончился без эксцессов.

Дальше реакция российской мусульманской общественности на события в Мьянме пошла по нарастающей. Шествие в поддержку «гибнущих от рук буддистов» прошло в Махачкале. С призывом явиться в 11 часов 4 сентября к мечети «Сердце Чечни» выступил чеченский муфтий Салах Межиев , назвавший тех, кто убивает рохинджа, «иблисами» и нелюдями». Однако самую большую популярность в сети набрало, как обычно, видео самого Кадырова, растиражированное накануне. В нем Кадыров прямо открещивается от официальной позиции МИД РФ и даже выражает готовность, если потребуется, выступить против «позиции России». При этом он обвинил отечественные СМИ в равнодушии и замалчивании гражданской войны в Мьянме. «Если в Европе где-то взрывают, убивают, сразу наши СМИ доблестные выступают. А когда за три дня убито несколько тысяч человек — все молчат», — сказал чеченский лидер. И красноречиво продолжил: «Если даже Россия будет поддерживать тех шайтанов, которые совершают преступления, я против позиции России. У меня есть свое видение, своя позиция. Я больше чем уверен, что сегодня никто не будет поддерживать убийц и насильников, но есть определенные нюансы государственной политики, поэтому мы должны с пониманием относиться к тому, что происходит и как себя ведут государственные деятели и политики».

По словам Кадырова, к нему нередко обращаются с предложением ввести армию в Мьянму. «Никак невозможно отправить туда войска, потому что это прерогатива государства, — сожалеет глава Чечни. — Но если бы была моя воля, была бы возможность, я ударил бы ядерным оружием туда даже, просто уничтожил бы тех людей, которые убивают детей, женщин, стариков». Как считает чеченский лидер, такого страшного геноцида, как в Бирме, «человечество не видело со времен Второй мировой войны».

Вскоре с Кадыровым осторожно солидаризовался и муфтий РТ Камиль Самигуллин , опубликовавший в своем «Инстаграме» картинку из Бельгии с изображением рекламного плаката, на котором изображен плачущий кровью баран. При этом муфтий заметил, что «представители цивилизованной Европы» осуждают Курбан-байрам и не хотят видеть, «что в Мьянме (бывшая Бирма) вырезают как скот тысячи беззащитных мусульман!»

«Почему молчат все западно-европейские институты по защите прав человека? — недоумевает Самигуллин. — Почему американские политики не выступают с осуждающими речами? Почему после резни мусульман в Мьянме Эйфелева башня и здание мэрии Парижа не окрасились в траурные цвета? В то время как при каждом теракте — в Бельгии, в США, в Великобритании — главный символ французской столицы подсвечивался соответственно флагу пострадавшей страны. Это называется — двойные стандарты!

К сожалению, жизнь европейца ценится в сотни раз дороже жителя Азии. Ислам всегда призывал за равенство и справедливость. Пророк Мухаммад сказал: „Поистине нет никакого преимущества для араба над не арабом или для не араба над арабом или для черного над красным или для красного над черным, кроме как по богобоязненности“. Я осуждаю политику двойных стандартов и призываю мировое сообщество сплотиться для решения проблемы защиты мусульманского населения Мьянмы», — заключает муфтий РТ. Репост обращения Самигуллина сделал и президент РТ Рустам Минниханов , который сегодня участвует в торжественных мероприятиях по случаю открытия Болгарской исламской академии. Сам он, однако, к сказанному муфтием ничего добавлять не стал.

МИЛЛИОН ГОЛОВ У «СЕРДЦА ЧЕЧНИ» И ПОЧЕМУ РЕАКЦИЯ ЕДИНОВЕРЦЕВ УДИВИЛА ГАЙНУТДИНА

Апогеем «суверенной» мусульманской политики в РФ стал сегодняшний митинг в Грозном, на который накануне призвали выйти своих сторонников Кадыров и Симсек.

Уже к 11 утра — времени, назначенному для начала акции, — на площади в центре Грозного, под сенью минаретов «Сердца Чечни», колыхалось море голов. Прямую трансляцию происходящего вели телеканалы «Грозный ТВ», RT и «Дождь». Комментируя «Дождю» митинг, пресс-служба управления МВД России по Чеченской Республике заявила, что на него собралось свыше миллиона человек. Учитывая, что в самой Чечне проживает всего 1,3 млн, получается, что явилось как один почти все трудоспособное и не очень население кавказской республики. Организаторы объясняют это тем, что в Грозный съехались мусульмане из других российских регионов. Более взвешенными выглядят оценки некоторых блогеров и очевидцев. «На самом деле тысяч двадцать есть», — написал в своем «Твиттере» журналист Владимир Варфоломеев . В любом случае это много, и трансляция людского моря в эфире трех телеканалов подтверждала массовость акции.

К сожалению, камеры, размещенные на площади чеченской столицы, не позволяли расслышать выступлений митингующих. Разумеется, слово взял Кадыров, и ему чутко внимали многие тысячи с плакатами в руках, осуждающими геноцид в Мьянме. Наверняка не обошлось без бюджетников, которые всегда были самыми верными участниками проправительственных массовок. Как утверждает портал «Кавказ.Реалии», в Грозном госслужащим было отдано распоряжение выйти из отпусков и принять участие в мероприятии. Ему вторит «Кавказский узел», ссылающийся на анонимную учительницу из Грозного. «Нам вчера сообщили, что занятий в понедельник, 4 сентября, не будет, потому что надо участвовать в митинге против убийств мусульман в Мьянме. К участию в митинге желательно привлечь как можно больше людей, родителей и учащихся 9 - 11 классов», — якобы поведала она.

Между тем далеко не все видные российские мусульмане поспешили солидаризоваться с Кадыровым. К примеру, глава совета муфтиев России Равиль Гайнутдин попытался остудить пыл единоверцев.

К 11 утра — времени, назначенному для начала акции, — на площади в центре Грозного, под сенью минаретов «Сердца Чечни», колыхалось море голов Фото: Саид Царнаев, РИА «Новости»

«Честно говоря, реакция наших верующих мусульман, которые всегда показывали пример терпимости, терпеливости, законопослушности, удивила представителей духовных управлений и руководство высшего звена мусульманского духовенства, — рассказал Гайнутдин СМИ. — Поэтому я прошу моих единоверцев, чтобы они были законопослушными, были в молитве, участвовали в санкционированных акциях, которые проводятся мусульманским духовенством. А такие акции будут: они будут направлены как на оказание финансовой, так и гуманитарной помощи для того, чтобы облегчить участь наших мусульман, живущих в Мьянме». СМР и ранее, по свидетельству муфтия, обращал внимание на то, как «ущемляются права, безвинно убивают женщин и детей, идет геноцид мусульманского народа» в Бирме. «Границы закрыты, и их не выпускают, другие страны их не принимают, и это приводит к человеческим жертвам, к гуманитарной катастрофе. Это недопустимо», — заключил Гайнутдин.

НАВАЛЬНЫЙ: ПОЧЕМУ КАДЫРОВУ МОЖНО, А НАМ НЕЛЬЗЯ?

Единственными, кто, не особенно скрывая этого, искренне обрадовался демаршу Кадырова, стали представители российской оппозиции. Первым изобличил «тайные связи» Кремля и правительства Мьянмы оппозиционный политик Владимир Милов . В своем «Фейсбуке » он предположил, что «Путин крайне заинтересован в сотрудничестве с нынешним режимом в Мьянме», потому что с этим буддийским государством «активнейшим образом водят хороводы «Ростех» и «Росатом» (наберите в «Гугле» «ростех мьянма» и «рособоронэкспорт мьянма», там просто море всего). Россия традиционно была грудью за Мьянму в ООН, когда многие пытались осудить вот этот самый геноцид мусульман».

Неужели Кадыров «начал переход под крыло новых саудовских хозяев?», недоумевает Милов и отмечает, что «Саудовская Аравия там исходит всеми мыслимыми и немыслимыми субстанциями по поводу того, что «забижают мусульман» (пока Путин молчит)». «Видимо, в Мьянме этой налажено плодотворное «сотрудничество», и успешно распиливаются бюджетные средства. Это такая сфера, что все мусульманские и иные скрепы идут лесом», — отзывается на пост оппозиционера пользователь Анна Верченко .

Что касается «оппозиционного политика №1» Алексея Навального , то он в своем интернет-журнале посвятил защитнику бирманских мусульман Кадырову целый развернутый пост. По мысли Навального, «все эти 18 лет» демонтаж местного самоуправления, политических прав и полномочий у регионов шел под лозунгом «Это для того, чтобы предотвратить развал России».

«Ну и чего? — горестно восклицает оппозиционный блогер. — Один из губернаторов субъекта РФ организовал несанкционированный митинг в Москве под лозунгами, прямо противоречащими позиции МИДа и Кремля, которые годами блокируют резолюцию ООН по Мьянме. И выпускают заявления, прямо поддерживающие гонения мусульман-рохинья, называя их «антитеррористической операцией». В России прошли несанкционированные митинги протеста. Кремль выразил озабоченность происходящим. И как нам это теперь истолковывать? …То есть требовать немедленного прекращения резни мусульман — совершенно правильно. Прекратить ветировать решение СБ — совершенно правильно. Россия не должна поддерживать это безумие, когда «добровольцы» просто жгут деревни и убивают людей сотнями и тысячами. Только не сделают Кремль и МИД этого. И что тогда произойдет? Кадыров объявит их шайтанами и выйдет из состава РФ?» — заключает Навальный.

Отдельный видеоролик в своем журнале оппозиционер посвятил сопоставлению несанкционированных митингов мусульман в Москве и Грозном и сегодняшнему очередному административному аресту главы казанского штаба Навального Эльвиры Дмитриевой . «Митинг в Москве и митинг в Грозном. Все обсуждают то, каким удивительным образом их удалось провести без соблюдения малейших формальных процедур и не вызвать никаких претензий у полиции, — пишет Навальный, предваряя видео. — Ну а я-то на все это смотрю еще и в контексте происходящего с нашими штабами. Например, сегодня координатора нашего казанского штаба Эльвиру Дмитриеву упекли на 10 суток, надев на нее наручники (такая опасность!) прямо в зале суда». Пафос «оппозиционера №1» понятен: почему им (то есть мусульманам во главе с Кадыровым) можно, а нам нельзя?

«КАДЫРОВ НАБИРАЕТ ОЧКИ КАК НЕГАТИВНЫЕ, ТАК И ПОЗИТИВНЫЕ. ПО УПОМИНАЕМОСТИ ОН ВТОРОЙ ПОСЛЕ ПУТИНА»

«БИЗНЕС Online» попросил своих экспертов объяснить суть конфликта в Мьянме и оценить, чем обернется «демарш» Кадырова и части российских мусульман:

Алексей Малашенко — руководитель научных исследований института «Диалог цивилизаций», исламовед:

— Этноконфессиональный конфликт в Мьянме существует давно и периодически обостряется. Последняя крупная вспышка была в 2012 году, а в 2013-м были антимусульманские погромы. Было уничтожено несколько тысяч домов, то есть напряженность там довольно обычна. В последние две-три недели очень активизировалась Арканская армия спасения рохинджи. Это боевики, террористическая организация, которая никак не солидаризируется с мусульманами. Она громила буддистские монастыри и храмы, нападала на несколько десятков полицейских пунктов, уничтожала и калечила статуи Будды. С учетом того, что в Мьянме буддизм — доминирующая и политизированная религия, то, что делала Арканская армия, стало спусковым крючком.

Рохинджи — это коренные жители Мьянмы, и среди них немного мусульман, всего несколько процентов. А рохинья — это в основном мигранты. Общее же количество мусульман в Мьянме, где около 55 миллионов населения, колеблется от 2 до 3 миллионов человек. Тех, кто не является гражданами страны, мусульмане, которые прибыли из Бангладеш, по разным оценкам от 730 тысяч до 1,5 миллионов. С их количеством не очень все понятно. Но ясно, что ситуация острая и она будет продолжаться и будут еще жертвы. 400 человек уже убито, до 70 тысяч убежали опять в Бангладеш.

Самое интересное для нас — это реакция Кадырова. Она достаточно неожиданная. Я сомневаюсь, что люди, которые вышли на митинги в Дагестане и Грозном, вообще знают, что такое Мьянма. Но для главы Чечни это лишний повод продемонстрировать себя защитником мусульман. В данной ситуации он выступает: а) как поборник ислама в самой России, что он всячески подчеркивает; б) показать себя как одного из влиятельных мусульманских лидеров во всем мире: то он шастает в Сирию, то на хадж а Аравию, то ведет переговоры с другими мусульманскими лидерами. Кадыров постоянно позиционирует себя как полунезависимый автономный российский мусульманский политик, и история с Мьянмой для него просто подарок. Я уверен, что и публика в Москве была собрана по тем контактным зонам, которые находятся под Рамзаном. И в этом отношении он молодец — набирает очки как негативные, так и позитивные. Среди позитивных — он укрепляет собственный авторитет, все видят, какой он влиятельный. По-моему, в прошлом году по количеству упоминаний в мировой прессе он шел на втором месте после Путина. Он во все лезет. То обещает поставлять оружие Мексике, чтобы она боролась против Америки, то обещает помощь ирландцам-католикам для того, чтобы противостоять протестантам. А тут прекрасный повод защитить мусульман.

Да, Кадыров — большой друг Путина, но то, что он сейчас заявляет, уже на грани фола. Говорит, что у него своя позиция, что он не будет поддерживать позицию России, если она поддержит шайтанов, что если бы у него были возможности, он вообще нанес бы ядерный удар. Это почти Трамп про Северную Корею. Если бы он промолчал, всем было бы лучше. Но кукушка уже вылетела из гнезда.

Теперь надо определяться власти: либо Песков будет в очередной раз говорить, что он выключил радио и интернет, что он ничего не знал и не слышал, либо товарища все-таки поправят, ведь он уже пошел в разнос. По формальным признакам то, что происходило в Грозном, мне напоминает знаменитую демонстрацию в связи с «Шарли Эбдо», которая была не против террористов, убивших редакторов, а против европейцев, которые это спровоцировали. Я не хочу оправдывать ни Мьянму, ни ее президента, но эта напряженка против России, которая себя позиционирует как друг мусульман.

Либо мы солидаризируемся с Рамзаном, но тогда будет задан вопрос: а как вы относитесь к Арканской армии спасения? А если, не приведи Господь, ребята из ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ» прим. ред. ) скажут, что это мы им помогли, вот тогда мы посмотрим, какие будут переговоры между Путиным, Кадыровым и, например, Патрушевым. Я не исключаю, что ДАИШ заведется по этому поводу.

По формальным признакам все подобные этноконфессиональные конфликты протекают в одном и том же тренде — либо добиваться полной независимости, либо мстить. И везде жестокость. Разница только в нюансах.

Максим Шевченко — журналист, эксперт по исламскому миру:

— В Мьянме многоуровневый конфликт. На низовом уровне он происходит между различными этносами. По одним сведениям, рохинья прибыли туда в середине XIX века и завезли их англичане. По другой версии, они жили там всегда. Но это не имеет значения. Главное, что эта группа не имеет прав по сравнению с остальной частью населения страны. Это гражданская проблема, и необходимо сделать так, чтобы рохинья были включены во властные институты.

Второй уровень проблемы заключается в том, что идет мобилизация по религиозному принципу. С одной стороны — буддисты, с другой — мусульмане. Третий уровень связан с тем, чьи геополитические интересы стоят за всем этим. Слишком уж большая мировая кампания развернулась в поддержку рохинья. И Папа Римский высказался, и многие другие.

Важно также и то, что Мьянма — союзник Китая. Это государство, через которое китайцы имеют выход в Индийский океан в обход Молуккского пролива, который контролируется США, Великобританией и вообще натовскими войсками и связывающий Дальний Восток с Африкой, Ближним Востоком.


Фото: Саид Царнаев, РИА «Новости»

Что касается реакции Кадырова, то тут надо понять, почему глава Чечни наезжает на МИД Российской Федерации и есть ли конфликт между ним и Лавровым. Рамзан Ахматович не стал бы с бухты барахты критиковать федеральную власть. Тем более что он сам один из представителей силовой части федеральной власти. Он входит в путинскую группу, в которую также входит Золотов с Росгвардией. При этом надо помнить, что отношения с Мьянмой устанавливал Медведев. Он даже бывал там. Поэтому критика со стороны путинской группы похожа на очередной удар, направленный на дискредитацию медведевской политики.

«САМОЕ ВАЖНОЕ, ЧТОБЫ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ БЫЛ МИР И ПОКОЙ»

Буда Бадмаев — настоятель буддийского дацана в Санкт-Петербурге:

— Я понимаю протесты мусульман, потому что, по их мнению, идет притеснение единоверцев. Но надо быть мудрее и глубоко разобраться в природе конфликта. Она может иметь совершенно другие корни, а транслируется как религиозный. Я расцениваю происходящее как процесс, который связан с тем, что это мировая провокация. Мол, наших бьют. Но где Мьянма и где Россия. Я призываю и буддийских, и мусульманских лидеров относиться ко всему со внимательной осторожностью. У нас недавно в Элисте был протест в связи с тем, что представитель мусульман зашел в буддийский храм и осквернял статуи. Но мы не стали раздувать конфликт. Этот инцидент не перерос в межрелигиозное событие. Буддийские лидеры во всех отношениях поступили грамотно и не дали разгореться неблагоприятным событиям. Да, нам всем миром надо осудить то, что происходит в Мьянме. Но самое важное, чтобы на территории России был мир и покой и чтобы на территории нашей страны протесты не переросли в гражданскую межрелигиозную войну — вот эта задача главная. Мы понимаем, что ислам разный. Когда статуи Будды расстреливали в Афганистане радикальные исламисты, тень на ислам не стали бросать. Мы понимаем, что ислам — добродетельная религия.

Дмитрий Мосяков —руководитель центра изучения Юго-Восточной Азии Института Востоковедения РАН:

— В Мьянме происходит классический вариант средневекового процесса, когда один народ проживает на территории, где практически не осталось свободных земель. То есть в основе всего лежит элементарная проблема: есть Бангладеш, где более 200 миллионов населения и мало земли, а рядом — Аракан, где прекрасные земли и с точки зрения бенгальцев народу очень мало. И идет стихийный процесс переселения. Говорили, что к этому приложили руку англичане. Но они приложили руку к названию этого народа — рохинджа (или рохинья). Это те же бенгальцы, но они получили названия штата Аракан, чтобы подчеркнуть, что эти мусульмане жили там исконно, но они принадлежат к бирманской культуре. А сейчас там появились радикальные организации, которые начали нападать на полицейские посты, на поселения араканцев, и это стало менять радикально менять ситуацию. Но говорить об этом конфликте как религиозном неправильно. Это конфликт в значительный степени за территории, за почву, социокультурные модели поведения — здесь источник.

Я считаю, что этот конфликт направлен на подрыв единства Юго-Восточной Азии, которая показала, как относительно бедные страны преодолели свои противоречия и смогли добиться за короткое время добиться хороших результатов и создать нормальные условия для жизни большинства населения. АСИАН показывает пример, как можно строить политику на компромиссах, а в данном случае это попытка создать новую горячую точку. Явно существует заказчик вооруженного конфликта, который заинтересован в том, чтобы вооруженный конфликт не заканчивался, и который оплачивает и поставки вооружения и боевиков. Все это очень удивительно, потому что буддисты и мусульмане жили в этом регионе бок о бок столетиями и серьезных конфликтов между ними не было никогда. И все, что происходит, очень опасно. Может быть, это также попытка подорвать позиции либерального проамериканского правительства в Мьянме. Еще одна версия связана с тем, что все это проводится против китайских интересов. Много и других версий. Это может быть и желание обострить отношения между буддистами и мусульманами. Конфликт вписывается в стратегию расшатывания глобальной стабильности. И это подтверждает тот огромный мировой резонанс, который вызвали эти события.

События в Ракхайне спровоцировали гуманитарный кризис в штате и в соседней Бангладеш, куда за десять дней столкновений бежали, по оценкам ООН, 87 тыс. человек, еще 20 тыс. находятся в приграничной зоне. Организация указывает, что в Бангладеш нет условий для размещения такого числа беженцев. Сотни рохинджа, по оценкам ООН, погибли, пытаясь спастись бегством.

Власти Мьянмы отказали учреждениям ООН в поставке гуманитарной помощи, в том числе продовольствия, медикаментов и воды, для жителей Ракхайна и ограничили доступ международных гуманитарных и правозащитных организаций в этот район, задерживая выдачу виз, сообщила газета The Guardian. Правительство страны обвиняет правозащитные организации в поддержке боевиков.

Из-за того что у ООН и правозащитников нет доступа в район событий, независимых данных о количестве жертв среди населения нет. В социальных сетях распространяются ролики и фотографии с сообщениями о тысячах погибших. По данным базирующейся в Таиланде правозащитной организации The Arakan Project, только в воскресенье, 3 сентября, в одном из населенных пунктов Ракхайна были убиты по меньшей мере 130 мирных жителей, среди которых женщины и дети. 1 сентября генсек ООН Антониу Гутерриш призвал власти страны к сдержанности и спокойствию во избежание гуманитарной катастрофы.

Демократия не принесла мира

Территория современной Мьянмы заселена преимущественно народами сино-тибетской языковой семьи, исповедующими буддизм тхеравады. Однако до 1948 года страна была частью Британской империи и на ее территорию десятилетиями прибывали ​мигранты индоарийского происхождения (преимущественно индуистского и мусульманского вероисповедания), из которых и образовалась, в частности, народность рохинджа. После получения Мьянмой (тогда — Бирма) независимости в 1948 году некоторые рохинджа вошли в органы власти новой страны, а другие (как правило, исламские радикалы) начали партизанскую войну за присоединение к соседнему Восточному Пакистану (ныне Бангладеш). Нелегальная миграция исламского населения Бангладеш на территорию Мьянмы также продолжалась С тех пор рохинджа не давали покоя центральным властям страны, а те, в свою очередь, постепенно лишали их политических прав, пока наконец в 1982 году не дошли до предела: рохинджа лишили гражданства страны, права на обучение и свободное передвижение. За прошедшие 35 лет сотни тысяч рохинджа переселились в соседние страны: только за 1991-1992 годы 250 тыс. мусульман-рохинджа бежали обратно в Бангладеш.

После выборов в ноябре 2015 года в Мьянме впервые за полвека к власти пришли либерально-демократические силы, хотя 25% депутатов обоих палат парламента по-прежнему назначается армейским руководством. Пост президента занял представитель партии «Национальная лига за демократию» Тхин Чжо, а лидер партии Аун Сан Су Чжи получила пост государственного советника. Аун Сан Су Чжи — лауреат Нобелевской премии мира 1991 года. До выборов 2015 года она почти 15 лет находилась под домашним арестом, куда была заключена военной хунтой.

После выборов несколько смягчилась правительственная формулировка, которой характеризуют рохинджа: при военном режиме их называли «бенгальскими террористами», сейчас чаще используется словосочетание «мусульмане, проживающие в штате Аракан», однако фундаментально подход к решению проблемы с приходом нового правительства не изменился, говорит эксперт Центра стратегических разработок Антон Цветов. Отсутствие серьезных изменений эксперт объясняет тем, что окончательный переход от гражданской к военной администрации не завершен и возможности Аун Сан Су Чжи ограничены.


Столкновения между правительством и мусульманским меньшинством рохинджа продолжаются в Мьянме десятилетиями, но в конце августа они обострились. В чем причины конфликта и как он развивался — в видеосюжете РБК.

(Видео: РБК)

Мировой гнев

Очередная вспышка насилия в Мьянме вызвала массовые акции протеста в Бангладеш, Индонезии, Турции и Пакистане. В воскресенье, 3 сентября, протестующие в Джакарте (столица Индонезии) забросали посольство Мьянмы бутылками с зажигательной смесью. В тот же день индонезийский министр иностранных дел Ретно Марсуди направилась в Мьянму для проведения «интенсивных переговоров» со всеми вовлеченными в конфликт сторонами и представителями ООН.

«Органам безопасности Мьянмы необходимо немедленно прекратить все формы насилия, которые произошли в штате Ракхайн, и обеспечить защиту всем людям, включая мусульманскую общину», — заявила Марсуди по итогам переговоров с руководством Мьянмы. По ее словам, Индонезия представила Нейпьидо состоящий из пяти пунктов план урегулирования ситуации, который, как отметила министр, нуждается в немедленной реализации. Подробности плана она не сообщила.

С резкой критикой действий мьянмарской армии также выступил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Он обвинил власти страны в истреблении мусульманского населения. «Те, кто не обращает внимания на этот геноцид, проводящийся под прикрытием демократии, также соучастники убийства», — заявил турецкий президент в пятницу, 1 сентября.

«Была бы моя воля, была бы возможность, я бы нанес туда ядерный удар. Просто уничтожил бы тех людей, которые убивают детей, женщин, стариков», — заявил 2 сентября глава Чечни Рамзан Кадыров. Он также добавил, что не станет поддерживать Москву в том случае, если она поддержит военных Мьянмы: «У меня есть свое видение, своя позиция».

Согласно данным чеченского МВД, на митинг в поддержку мусульман Мьянмы в Грозном в понедельник, 4 сентября, собрались более миллиона человек (при том что общая численность населения Чеченской Республики — 1,4 млн). Кадыров и ранее выступал по массе вопросов, волнующих мусульман, в том числе за пределами Чечни, напомнил старший научный сотрудник РАНХиГС Константин Казенин. Так, в январе 2015 года в Грозном прошел другой митинг на тему защиты исламских ценностей — «Мы не Шарли». Тогда Кадыров заявил: «Народ Чечни не позволит шутить с исламом и оскорблять чувства мусульман». По данным МВД России, в мероприятии тогда поучаствовали более 800 тыс. человек.
«Глава Чечни действительно очень религиозный человек и давно позиционирует себя как основной заступник ислама в стране», — сказал близкий к Кадырову источник РБК. С тем, что Кадыров отстаивает роль лидера мусульман страны, согласен президент коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг» Евгений Минченко.

В январе 2017 года Кадыров раскритиковал министра образования Ольгу Васильеву, которая высказалась против ношения хиджаба в российских школах. В октябре 2016 года назвал оперу «Иисус Христос — суперзвезда» «оскорблением» как для мусульман, так и для христиан.


Беженцы-рохинджа в Бангладеше. 3 сентября 2017 года (Фото: Bernat Armangue / AP)

Последние митинги мусульман демонстрируют легализацию политического ислама в России на фоне табуирования темы русского национализма, считает Минченко. По его мнению, глава Чечни — единственный региональный лидер в стране, который откровенно заявляет о наличии собственной политической позиции, а митингами он демонстрирует свои возможности быстрой мобилизации масс. В то же время для российской политики тема Мьянмы не столь важна, чтобы из-за расхождений позиций МИДа и Грозного возник конфликт между Кадыровым и федеральными властями, уверен Казенин. МИД России в заявлении 3 сентября выразил обеспокоенность из-за роста насилия в Мьянме и призвал конфликтующие стороны к установлению конструктивного диалога. Президент России Владимир Путин 4 сентября призвал власти страны взять ситуацию под контроль. Чуть позже Кадыров в своем Telegram , что остается «верным пехотинцем Путина», а те, кто «интерпретирует его слова <...>, находятся в глубокой моральной яме».

Близкий к Кадырову источник РБК напомнил, что Кадыров имеет имидж не только защитника мусульман, но и позиционирует себя как активный переговорщик с мусульманскими государствами, в частности монархиями Персидского залива. Кадыров регулярно сообщает о своих поездках в Саудовскую Аравию, ОАЭ, Бахрейн. Только в этом апреле он встречался в Дубае с наследным принцем Абу-Даби шейхом Мухаммедом бен Заид Аль Нахайаном.

Похожие статьи

© 2024 my-kross.ru. Кошки и собаки. Маленькие животные. Здоровье. Лекарство.