Постоянно нейтральные государства список стран. Почему в Европе стали исчезать нейтральные государства? Долго ли нейтральная Швейцария сможет оставаться таковой
Постоянный нейтралитет - это международно-правовой статус государства, взявшего обязательство не участвовать в каких-либо войнах, которые происходят или могут произойти в будущем, и воздерживаться от действий, способных вовлечь такое государство в войну. В связи с этим постоянно-нейтральные государства не принимают участия в военно-политических союзах, отказываются от размещения на своей территории иностранных военных баз, выступают против оружия массового уничтожения, активно поддерживают усилия мирового сообщества в сфере разоружения, укрепления доверия и сотрудничества между государствами. Таким образом, постоянный нейтралитет осуществляется не только во время войны, но и в мирное время. Статус постоянного нейтралитета не лишает государство права на самооборону в случае нападения на него.
Юридическим закреплением указанного статуса является заключение заинтересованными государствами соответствующего международного договора с участием в нем государства, наделяемого статусом постоянного нейтралитета. Действие такого договора не обусловлено каким-либо сроком - он заключается на все будущее время. Согласно взятым обязательствам постоянно-нейтральное государство должно соблюдать правила нейтралитета в случае возникновения военного конфликта между любыми государствами, т. е. следовать нормам международного права, касающимся нейтралитета во время войны, в частности Гаагским конвенциям 1907 г. о нейтралитете в сухопутной войне (Пятая конвенция) и морской войне (Тринадцатая конвенция). В равной мере постоянно-нейтральное государство не может допускать использования своей территории, включая воздушное пространство, для вмешательства во внутренние дела других государств и враждебных действий против них. Недопустимы подобные действия и со стороны самого постоянно-нейтрального государства. Вместе с тем последнее имеет право участвовать в деятельности международных организаций, иметь
свою армию и военные укрепления, необходимые для самообороны.
Нередко статус постоянного нейтралитета закрепляется как международным договором, так и национальным правовым актом государства. Каждое государство имеет суверенное право независимо определять свою внешнюю политику с учетом принципов и норм международного права. Отражением указанного права является выбор государством способов установления статуса своего постоянного нейтралитета. Это предполагает, что данный статус может быть определен государством и на основе принятия им только соответствующих внутренних актов. Важно лишь, чтобы в этом случае данный статус получил признание других государств.
В историческом прошлом статус постоянного нейтралитета принадлежал Бельгии (с 1831 по 1919 г.) и Люксембургу (с 1867 по 1944 г.).
В современный период этот статус имеют Швейцария, Австрия, Лаос, Камбоджа, Мальта, Туркменистан.
Соглашение о постоянном нейтралитете Швейцарии было подписано Австрией, Великобританией, Францией, Россией, Пруссией и Португалией 8 (20) ноября 1815 г. и было подтверждено Версальским мирным договором 1919 г. Державы, подписавшие Соглашение, признали «всегдашний» нейтралитет Швейцарии. Они гарантировали как статус нейтралитета, так и неприкосновенность территории Швейцарии, что предполагает обязанность этих держав выступить в защиту статуса Швейцарии в случае его нарушения.
Согласно советско-австрийскому меморандуму, принятому в апреле 1955 г., Австрия обязалась огласить декларацию о том, что примет статус, подобный статусу нейтралитета Швейцарии. 15 мая 1955 г. был подписан Государственный договор о восстановлении независимой и демократической Австрии, в котором союзные в ходе Второй мировой войны великие державы - СССР, США, Англия, Франция - заявили, что будут уважать независимость и территориальную целостность Австрии в том виде, как это установлено названным Договором. Австрийский парламент 26 декабря 1955 г. принял Федеральный конституционный закон о нейтралитете Австрии. В ст. 1 Закона было определено, что в целях длительного и постоянного утверждения своей внешней независимости и неприкосновенности своей территории Австрия добровольно заявляет о своем
постоянном нейтралитете. Для обеспечения этих целей в Законе закреплено положение, согласно которому Австрия не будет вступать ни в какие военные союзы и не будет допускать создания военных опорных пунктов чужих государств на своей территории. Статус Австрии был признан союзными державами и многими другими государствами, но в отличие от статуса Швейцарии он не был гарантирован.
На международном совещании в Женеве 14 стран по урегулированию лаосского вопроса 23 июля 1962 г. была подписана Декларация о нейтралитете Лаоса, в которой участники совещания приняли к сведению заявление правительства Лаоса о нейтралитете от 9 июля 1962 г. и заявили, что они признают, будут уважать и соблюдать суверенитет, независимость, единство и территориальную целостность Лаоса.
Статус Камбоджи был определен Заключительным актом Парижской конференции по Камбодже от 23 октября 1991 г. Составной частью этого документа является Соглашение, касающееся суверенитета, независимости, территориальной целостности и неприкосновенности, нейтралитета и национального единства Камбоджи, в котором зафиксировано ее обязательство закрепить постоянный нейтралитет в своей Конституции. Другие участники Соглашения обязались признавать и уважать данный статус Камбоджи. Обязанность постоянного нейтралитета нашла отражение в Законе о нейтралитете Камбоджи, вступившем в силу еще 6 ноября 1957 г.
Правительство Республики Мальта утвердило 14 мая 1981 г. Декларацию относительно нейтралитета Мальты, в которой заявило, что Республика Мальта является нейтральным государством и отказывается от участия в каких-либо военных союзах. Ни один объект на Мальте не может использоваться таким образом, чтобы это привело к сосредоточению на Мальте иностранных вооруженных сил.
Постоянный нейтралитет Туркменистана был провозглашен Законом «О внесении изменения и дополнения в Конституцию Туркменистана» и Конституционным законом «О постоянном нейтралитете Туркменистана», принятыми в 1995 г. Он был также признан и поддержан резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН «Постоянный нейтралитет Туркменистана», принятой 12 декабря 1995 г.
В ст. 1 Конституции Туркменистана резюмируется содержание указанных документов и закрепляется положение, согласно
§ 5. Признание государств
которому «признанный сообществом нейтралитет Туркменистана является основой его внутренней и внешней политики».
Таким образом, только полноправный субъект международного права - государство - может обладать статусом постоянного нейтралитета. Обязательства, вытекающие из статуса постоянно-нейтрального государства, не могут служить ограничением его суверенитета. Ряд юристов в прошлом считали, что постоянно-нейтральное государство не может быть суверенным, так как в силу своего статуса (обязанности неучастия в военных конфликтах) лишено «права на войну» и стеснено в свободе действий.
Современное международное право, ликвидировавшее «право на войну» и закрепившее принцип добросовестного соблюдения международных обязательств, создает тем самым для государств, имеющих статус постоянного нейтралитета, дополнительные гарантии его обеспечения.
Признание государств
Признание государства непосредственно связано с его международной правосубъектностью.
Признание как правовой институт включает главным образом обычно-правовые нормы, отдельные аспекты признания регламентируются международными договорами заинтересованных государств и резолюциями международных организаций. Институт признания до сих пор не кодифицирован, хотя некоторые шаги в этом направлении предпринимались. В 1949 г. Комиссия международного права ООН включила вопрос о признании государств и правительств в список тем, подлежащих первоочередной кодификации, однако проблема эта не получила разрешения.
В науке сложились определенные суждения о значении признания для нового государства, а в международной практике - различные правовые решения, отражающие ту или иную доктрину признания.
Исторически сложились две теории признания - декларативная и конститутивная.
Декларативная теория исходила из того, что государство является субъектом международного права с момента своего возникновения. Признание не наделяет государство международной правосубъектностью, а лишь констатирует такую право-
Глава 3. Субъекты международного права
субъектность и способствует вхождению нового государства в систему межгосударственных отношений.
Конститутивная теория базировалась на противоположном постулате, согласно которому возникновение государства не равнозначно возникновению субъекта международного права; таковым оно становится только после получения признания со стороны других государств. Данная теория ставила международную правосубъектность государства в зависимость от его признания другими государствами. Непризнанное государство находилось как бы вне международного общения из-за невозможности реализовать свои основные права и обязанности, установить стабильные межгосударственные отношения. Признание, таким образом, «конституировало» государство как субъект международного права. Эта теория оправдывала произвол и вмешательство во внутренние дела вновь возникших государств.
Из данной концепции исходил Парижский конгресс 1856 г., утверждая зависимость выхода государства на международную арену от согласия ведущих держав. Именно таким путем Турция на этом конгрессе была «допущена» к сотрудничеству с европейскими странами. Хорошо известна сложная история признания РСФСР и затем СССР, затянувшаяся на долгие годы. После образования в 1949 г. КНР западные государства, прежде всего США, много лет отказывали ей в признании.
Взгляды отечественных юристов-международников в современный период базируются на представлении о том, что признание нового государства является актом большой политической важности. Оно дает возможность новому государству эффективно реализовать свою международную правосубъектность. И непризнанное государство имеет возможность осуществлять свою правосубъектность, участвовать в многосторонних конференциях, договорах, международных организациях. Так, устанавливая норму о том, что членом ООН может быть только государство, Устав ООН не требует, чтобы этому предшествовало признание. Вместе с тем прием непризнанного государства в международную организацию также не означает его признания со стороны тех государств, которые голосовали за его принятие, а лишь подтверждает, что оно является субъектом международного права с момента своего возникновения.
Не создавая государства как субъект международного права, признание констатирует наличие юридического факта, связан-
§ 5. Признание государств
ного с появлением нового государства. Признание позволяет государству наиболее полно пользоваться своими основными правами и нести основные обязанности, участвовать в создании и обеспечении международно-правовых норм. Признание осуществляется в рамках принципов международного права. В частности, принцип сотрудничества требует от вновь возникшего и уже существующих государств развития стабильных отношений, что невозможно без признания.
Практика государств выработала различные объемы признания. В связи с этим существуют две формы признания: юридическая и фактическая. Юридическое признание в свою очередь подразделяется на признание де-юре и признание де-факто. Де-юре является полным признанием, что означает обмен между признающим и признаваемым государствами дипломатическими представительствами, т. е. установление стабильных политических отношений. Практика государств выработала определенные способы оформления полного юридического признания. Оно, как правило, является выраженным, что означает фиксацию признания и желание установить дипломатические и иные связи непосредственно в официальном документе. Возможно и подразумеваемое признание. Де-факто как особая юридическая форма признания является неполным, так как возникающие отношения между признающим и признаваемым государствами не доводятся до уровня дипломатических отношений.
От юридического, официального признания следует отличать признание фактическое, неофициальное. Оно осуществляется в форме постоянных или эпизодических контактов как на правительственном, так и неправительственном уровнях. Вариантом фактического признания считается признание ad hoc (разовое, на данный случай).
Признание оформляется актом признающего государства. В качестве примера можно привести Указ Президента РФ от 12 мая 1993 г. «О признании Эритреи». В нем сказано: «Исходя из того, что в соответствии с итогами референдума о независимости провозглашается новое государство - Эритрея, признать Эритрею в качестве самостоятельного и независимого государства».
Признание государства как субъекта международного права одновременно означает и признание его правительства. Если в акте, оформляющем признание, говорится о признании прави-
Глава 3. Субъекты международного права
тельства, то это означает и признание государства. Вместе с тем в международной практике может возникнуть вопрос о признании нового правительства в уже существующем государстве. Обычно это обусловлено приходом к власти правительства неконституционным путем. Данная ситуация породила ряд юридических доктрин. Так, в 1907 г. министр иностранных дел Эквадора Тобар выдвинул доктрину о непризнании правительств, пришедших к власти революционным путем. Принципиально иной характер имела доктрина министра иностранных дел Мексики Эстрады, провозглашенная в 1930 г. и устанавливавшая, что в подобных ситуациях иностранные государства не должны применять специальный акт признания, достаточно аккредитации дипломатических представителей государств при пришедшем к власти правительстве.
В современных условиях признание правительств, пришедших к власти неконституционным путем, вполне возможно. Но при этом учитываются следующие обстоятельства: деятельность нового правительства поддерживается народом, соответствует его воле; правительство осуществляет эффективную власть на территории государства; установлен демократический политический режим, гарантирующий соблюдение основных прав и свобод человека; отсутствует вмешательство во внутренние дела государства при приходе правительства к власти.
Проблема признания может возникать применительно к национально-освободительному движению в лице его органов, а также в отношении воюющей стороны.
Национально-освободительное движение основано на реализации права народа (нации) на самоопределение. Народ, борющийся за свою государственность, является субъектом международного права. В ходе этой борьбы он создает органы, выступающие от его имени. Признание органа борющейся нации представляет собой констатацию ее международной правосубъектности. Это облегчает реализацию права на получение помощи как от государств, так и от международных организаций и на осуществление других основных прав. Примерами такого рода были признание Организации освобождения Палестины в качестве единственно законного представителя палестинского народа, а также Народной организации Юго-Западной Африки в качестве представителя народа Намибии (до завоевания независимости).
Признание органов сопротивления получило широкое распространение со стороны государств антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны. Признание органов сопротивления, которые создавались на территории государств, временно захваченных Германией и ее союзниками, означало признание власти, борющейся против оккупантов. Одни органы власти, организовавшие эту борьбу, находились в эмиграции (французский Комитет национального освобождения, чехословацкий Национальный комитет и др.), а другие - на оккупированной территории. Вместе с признанием органы народного сопротивления получали международно-правовой статус сражающихся, что означало распространение на них правил ведения войны, юридически обосновывало оказание помощи.
Правопреемство государств
Правопреемством государств принято называть переход с учетом основных принципов международного права и норм о правопреемстве определенных прав и обязательств от одного государства - субъекта международного права к другому. Помимо государств субъектами правопреемства в международном праве являются международные организации.
Правопреемство - сложный международно-правовой институт, нормы которого длительное время имели обычно-правовой характер. В современный период нормы правопреемства подверглись кодификации. В 1978 г. была принята Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров, в 1983 г. - Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов. Эти конвенции определяют, что могут применяться только к последствиям правопреемства, а это означает, в частности, что соответствующие территориальные изменения сами по себе не рассматриваются как правопреемство, а являются лишь его основаниями. Вместе с тем из положений о применимости конвенций можно сделать вывод, согласно которому буквальный смысл термина «правопреемство» означает непосредственный и правомерный переход международных прав и обязательств от одного государства-субъекта к другому государству - субъекту международно-
Глава 3. Субъекты международного права
го права. Положительной чертой названных конвенций является указание в их текстах на то, что правопреемство осуществляется в соответствии с международным правом, в том числе с теми международно-правовыми принципами, которые воплощены в Уставе ООН.
В обеих конвенциях в статьях «Употребление терминов» правопреемство характеризуется как смена одного государства другим «в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории». В таком определении ощутим пробел, поскольку правопреемство связано не только с международными отношениями, но и с внутренним правопорядком. Само выражение «несение ответственности за международные отношения какой-либо территории» весьма неопределенно и не выражает существа государства-правопреемника как суверенного субъекта, обладающего территорией, неотъемлемой от него. Территория является характеризующим признаком государства. Последнее распространяет свою публичную власть на всю находящуюся под его суверенитетом или правомерно перешедшую под его суверенитет территорию. Публичная власть государства как осуществляемая на всей его территории определяет и осуществляет его международные отношения, что не согласуется с неким «несением ответственности» за международные отношения территории. Территория в принципе сама по себе каких-либо международных отношений не осуществляет. Их осуществляет государство и в определенных случаях составляющие его публично-властные образования, например субъекты, входящие в состав федеративного государства. Поскольку указанные конвенции еще не вступили в силу, правопреемство государств регулируется обычно-правовыми нормами.
Переход прав и обязанностей от одного государства к другому происходит в случаях возникновения нового государства - субъекта международного права; возникновения нового государства на месте колониального владения государства-метрополии; разделения одного государства на несколько новых государств; объединения нескольких государств в одно государство; отделения от государства части территории и образования на ней самостоятельного государства и т. д.
Однако четких норм, регулирующих вопрос о критериях прекращения существования государств и возникновения новых, не имеется. Поэтому на практике вопрос о возникновении новых государств решается с учетом конкретных обстоятельств.
§ 6. Правопреемство государств
Если существует неясность в отношении вопроса, возник ли новый субъект международного права, то его лучше всего решать путем соглашения заинтересованных государств, принятия соответствующего акта международной организацией, вынесения решения международным судебным органом. Так, после распада Австро-Венгрии Сен-Жерменский (1919 г.) и Трианонский (1920 г.) договоры определили дальнейшую судьбу Австрии и Венгрии; после Второй мировой войны ООН занималась вопросом о международной личности Израиля и Индии. В начале 90-х гг. в связи с распадом Югославской федерации возникли проблемы определения статуса образовавшихся новых государств.
Существует несколько объектов правопреемства, в круг которых в первую очередь включаются права и обязанности, вытекающие из международных договоров государства-предшественника, государственная собственность, государственные архивы, долги.
Центральным в правопреемстве является вопрос об объеме прав и обязанностей, переходящих от государства-предшественника к государству-преемнику. По этому поводу в науке международного права сложились различные теории.
Согласно теории универсального правопреемства, получившей развитие в XVII-XIX вв. и ярко проявившейся в трудах Г. Гроция, государство-преемник полностью наследует международную личность государства-предшественника. Своими корнями эта теория уходила в римское наследственное право. Ее разновидностью стала доктрина континуитета (тождественности), представители которой (Пуффендорф, Ваттель, Блюнч-ли и др.) считали, что все международные права и обязанности старого государства, в том числе все существующие договоры, переходят к наследнику, так как личность государства остается одной и той же. Правовые отношения, которые получало в наследство новое государство, оставались такими же, что были и У государства-предшественника; государство-преемник продолжало оставаться тем же юридическим субъектом, олицетворяющим единство территории, населения, политической власти, прав и обязанностей предыдущего государства. По своей сущности доктрина континуитета, обосновывая идентичность правосубъектности государства, была отрицанием какого-либо правопреемства.
Глава 3. Субъекты международного права
Негативная теория была выдвинута в начале XX в. и наибольшее обоснование получила в работах английского юриста А. Кейтса. Ее сторонники полагали, что континуитет международной правосубъектности государства отсутствует. В связи с этим, когда власть одного государства сменяется властью другого государства, международные договоры предшественника отбрасываются. Разновидностью негативной теории является концепция tabula rasa, в соответствии с которой новое государство начинает свои договорные связи «с чистого листа».
Эти теории не получили подтверждения в практике правопреемства. Согласно современным взглядам конкретный объем прав и обязанностей, переходящих от государства-предшественника к государству-преемнику, зависит от многих факторов, которые следует принимать во внимание. Существенное значение имеет суверенная воля государства-преемника, определяющего объем правопреемства согласно своим интересам. Однако это не должно противоречить основным принципам международного права, наносить ущерб остальным государствам и народам. В частности, не может подпадать под правопреемство аннексия.
Правопреемство в отношении международных договоров. В период Великой французской революции XVIII в. после свержения монархии национальный Конвент Франции отказался от династических договоров, которые потеряли смысл. В 1793 г. он аннулировал все союзные или торговые договоры, существовавшие между бывшим французским правительством и государствами, с которыми республика находилась в состоянии войны. В то же время было заявлено о важности действия принципа соблюдения международных договоров.
В 1917-1918 гг. Россия провозгласила отказ от ряда договоров ввиду их противоречия демократическому правосознанию и «внутреннему строю России». Были отменены все договоры, касавшиеся разделов Польши, «ввиду их противоречия принципу самоопределения наций». Но многие договоры царской России сохранили свое действие, например соглашения по вопросам защиты жертв войны, здравоохранения, Всемирная почтовая конвенция, Конвенция о сотрудничестве на море и т. д.
Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. установила общее правило, согласно которому новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становиться его участником в си-
§ 6. Правопреемство государств
лу исключительно того факта, что в момент правопреемства этот договор был в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства (ст. 16). Однако новое независимое государство может путем уведомления о правопреемстве установить свой статус в качестве участника любого многостороннего договора, который в момент правопреемства государств находился в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства (ст. 17).
Более того, новое независимое государство посредством уведомления о правопреемстве может принять участие в многостороннем договоре, не вступившем в силу к моменту правопреемства, если в момент его правопреемства государство-предшественник являлось договаривающимся государством в отношении территории, ставшей объектом правопреемства. Согласно п. 1 ст. 19 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров, «если до момента правопреемства государств государство-предшественник подписало многосторонний договор под условием ратификации, принятия или утверждения и при этом выразило намерение распространить этот договор на территорию, являющуюся объектом правопреемства государств, то новое независимое государство может ратифицировать, принять или утвердить этот договор, как если бы оно его подписало само, и тем самым оно может стать договаривающимся государством или участником этого договора». Подписание государством-преемником договора, если иное намерение не вытекает из положений договора или не установлено иным образом, рассматривается как выражение его намерения распространить этот договор на всю территорию, за международные отношения которой государство-предшественник несло ответственность. Когда же из договора явствует или иным образом установлено, что его применение в отношении нового независимого государства явилось бы несовместимым с объектом и Целями договора или коренным образом изменило бы условия его действия, то данное государство в таком многостороннем Договоре участвовать не может. Кроме того, если из положений договора или из ограниченного числа участвовавших в переговорах государств и из объекта и целей договора следует, что Участие в таком договоре любого другого государства требует согласия всех его участников или всех договаривающихся государств, «новое независимое государство может стать договаривающимся государством или участником этого договора только
Глава 3. Субъекты международного права
при наличии такого согласия» (п. 4 ст. 19). Следует также иметь в виду, что когда договор не считается находящимся в силе в отношении какого-либо государства на основании Венской конвенции о правопреемстве государств 1978 г., то это обстоятельство ни в коей мере не затрагивает обязанности данного государства выполнять любое записанное в договоре обязательство, которое имеет для него силу в соответствии с международным правом независимо от договора.
Государства, возникшие в результате освобождения их народов от колониальной зависимости, как правило, подтверждали участие в многосторонних договорах, которые были связаны с укреплением мира, .поддержанием добрососедских отношений, имели гуманитарный характер. Так, Мальта заявила о том, что она продолжает нести обязательства, вытекающие из московского Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой от 5 августа 1963 г., который был ратифицирован Англией, несшей ответственность за территорию Мальты. Алжир в 1960 г. присоединился к четырем Женевским конвенциям о защите жертв войны от 12 августа 1949 г. Некоторые новые независимые государства заявили, что они будут продолжать выполнять свои обязательства по всем многосторонним договорам, в отношении которых были сделаны запросы Секретариатом ООН.
Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров устанавливает также условия преемства обязательств по двусторонним соглашениям. Двусторонний договор, находившийся в силе в отношении территории, являвшейся объектом правопреемства, считается находящимся в силе между новым независимым государством и другим государством-участником, если: «а) они явственно договорились об этом; Ь) в силу своего поведения они должны считаться выразившими такую договоренность» (ст. 24).
Примером закрепления правопреемства на основе «явственной договоренности» новых государств в отношении определенных международных договоров прекратившего свое существование субъекта - СССР - может служить содержание Протокола о применении подписанного 3 февраля 1994 г. Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Грузия о международном автомобильном сообщении. Согласно ст. 4 Протокола, подписанного одновременно с указанным Соглашением, «Договаривающиеся
§ 6. Правопреемство государств
Стороны согласились сохранить действующий порядок осуществления международных перевозок, установленный ранее заключенными межправительственными соглашениями СССР с другими странами, а также действие конвенций и других соглашений в области автомобильного транспорта, участником которых являлся СССР».
В случае объединения двух или нескольких государств в одно государство любой договор, находившийся в силе в отношении любого из них, продолжает находиться в силе в отношении этого государства-преемника. Исключение составляют случаи, когда государство-преемник и другое государство-участник либо другие государства-участники договорились об ином или из договора явствует либо иным образом установлено, что применение этого договора в отношении государства-преемника было бы несовместимо с объектом и целями этого договора или коренным образом изменило бы условия его действия (ст. 31).
Когда же часть или части территории государства отделяются и образуют одно или несколько государств, независимо от того, продолжает ли существовать государство-предшественник, презюмируется следующее решение: «а) любой договор, находившийся в силе в отношении всей территории государства-предшественника, продолжает находиться в силе в отношении каждого образованного таким образом государства-преемника; Ь) любой договор, находившийся в силе в отношении лишь той части территории государства-предшественника, которая стала государством-преемником, продолжает находиться в силе в отношении только этого государства-преемника» (ст. 34).
Правопреемство в отношении государственной собственности. Согласно Венской конвенции 1983 г. о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов государственная собственность государства-предшественника означает имущество, права и интересы, которые на момент правопреемства государств принадлежали, согласно внутреннему праву государства-предшественника, этому государству. Переход государственной собственности государства-предшественника к государству-преемнику происходит без компенсации, если иное не обусловлено заинтересованными сторонами или не решено соответствующими международными органами. Государство-предшественник принимает все меры по предотвращению ущерба или
Глава 3. Субъекты международного права
уничтожения государственной собственности, которая переходит к государству-преемнику. Когда государство-преемник является новым независимым государством, недвижимая государственная собственность государства-предшественника, находящаяся на территории, являющейся объектом правопреемства, переходит к государству-преемнику. Движимая государственная собственность государства-предшественника, связанная с х его деятельностью в отношении территории, являющейся объектом правопреемства, также переходит к государству-преемнику (ст. 15). В случае объединения двух или нескольких государств в одно государственная собственность государств-предшественников переходит к государству-преемнику. Когда государство разделяется и прекращает свое существование, а на разделенных частях территории образуются два или несколько государств-преемников, то, если последние не условились иначе: «а) недвижимая государственная собственность государства-предшественника переходит к государству-преемнику, на территории которого она находится; Ь) недвижимая государственная собственность государства-предшественника, находящаяся за пределами его территории, переходит к государствам-преемникам в справедливых долях; с) движимая государственная собственность государства-предшественника, связанная с его деятельностью в отношении территорий, являющихся объектом правопреемства, переходит к соответствующему государству-преемнику; d) иная движимая государственная собственность государства-предшественника переходит к государствам-преемникам в справедливых долях» (ст. 18).
Когда часть территории государства передается им другому государству, переход государственной собственности от государства-предшественника к государству-преемнику регулируется соглашением между ними. Если же соглашение отсутствует, то недвижимая собственность государства-предшественника, находящаяся на территории, являющейся объектом правопреемства, переходит к государству-преемнику. Движимая собственность также переходит к государству-преемнику, если она была связана с деятельностью государства-предшественника в отношении территории, ставшей объектом правопреемства (ст. 14).
Правопреемство в отношении государственных архивов. Государственные архивы являются частью государственного имущества. В связи с этим правила правопреемства в отношении го-
§ 6. Правопреемство государств
сударственных архивов во многом близки правилам, установленным для правопреемства государственной собственности как таковой. Например, когда государство-преемник является новым независимым государством, то архивы, принадлежавшие территории, являющейся объектом правопреемства, и ставшие в период зависимости государственными архивами государства-предшественника, переходят к новому независимому государству. Та часть государственных архивов государства-предшественника, которая в целях нормального управления территорией - объекта правопреемства - должна находиться на этой территории, переходит к новому независимому государству (ст. 28).
Когда государство разделяется и прекращает свое существование и на бывшей его территории образуются два или несколько государств-преемников, если последние не договорились иначе, часть государственных архивов государства-предшественника, которая должна находиться на территории государства-преемника в целях нормального управления его территорией, переходит к этому государству-преемнику (ст. 31).
Нейтралитеет, в международном праве -- неучастие в войне, а в мирное время отказ от участия в военных блоках. Международное право нейтралитета содержит три ограничения на действия нейтральной страны на время войны между другими государствами: не предоставлять собственные вооруженные силы воюющим сторонам;
не предоставлять свою территорию для использования воюющим сторонам (базирование, транзит, перелёт и т. д.); не дискриминировать ни одну из сторон в поставках оружия и товаров военного назначения (то есть ограничения либо одинаковые, либо вообще отсутствуют).
Основной принцип нейтралитета -- абсолютное неучастие в военных действиях, не исключающее возможной благожелательности той или иной воюющей стороне); отсюда:
1) нейтральное государство обязано не допускать на своей территории никаких враждебных действий или продолжения их со стороны воюющих и не препятствовать их операциям вне нейтральной территории; 2) нейтральное государство не должно разрешать своим подданным вмешиваться в войну; 3) нейтральное государство, насколько позволяют военные действия, в праве продолжать мирные сношения с воюющими сторонами и торговлю с ними, но не нарушая постановлений о военной контрабанде и законно объявленной блокаде.
Институт нейтралитета складывался в течение нескольких веков, но наибольшее развитие получил в XVIII, и, особенно, в конце XIX - начале XX вв. Во время войны провозглашение государством нейтралитета создавало для этого государства международно-правовой статус нейтральной стороны. Этому соответствовали особые права и обязанности нейтрального государства, а также права и обязанности воюющих сторон, признававших этот статус. Нормы международного права, определявшие правила нейтралитета государства во время войны, были регламентированы 5-й и 13-й Гаагскими конвенциями 1907 г. о правах и обязанностях нейтральных держав во время сухопутной и морской войны. Главной обязанностью нейтрального государства являлось неучастие в войне своими вооруженными силами и неоказание военной помощи воюющим. Главным правом нейтрального государства была неприкосновенность его территории, а также его право продолжать свою торговлю с другими нейтральными странами и даже мирную торговлю с воюющими сторонами. Нейтральное государство было вправе защищать свой нейтралитет вооруженной силой. Военные корабли воюющих могли проходить по территориальным водам нейтрального государства и пользоваться на ограниченное время их портами, но не для военных целей. Нейтральное государство обязано было не допускать создания на своей территории военных баз воюющих сторон и препятствовать вооружению или снаряжению в его водах любого корабля, предназначенного для участия в военных действиях. Однако нейтральное государство могло не мешать своим гражданам-добровольцам служить в войсках воюющих стран, хотя при этом они утрачивали свой нейтральный статус. В подкрепление своего статуса нейтральное государство могло заключать с воюющими соглашения или пакты о нейтралитете.
По Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. нейтральная страна может выступать как покровительница, т. е. может, с согласия воюющих сторон, посылать санитарные формирования для оказания помощи лицам, взятым под защиту в соответствии с Женевскими конвенциями. После Второй мировой войны и принятия Устава ООН, как приоритетного международного закона, правила нейтралитета находятся полностью в зависимости от положений Устава (глава УП), предусматривающих обязанность государств действовать в борьбе с угрозой миру, нарушением мира или актами агрессии в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН. Нейтральный статус не лишает государство права на отражение иностранной агрессии, как самостоятельно, так и с помощью других государств на основе Устава ООН.
Самая смертоносная война, 65 миллионов убитых и раненых, 62 государства-участника - с этих фактов начнётся любая статья о Второй мировой. Но там вряд ли скажут о странах, которые в годы этого конфликта смогли сохранить нейтралитет.
Испания
Генерал Франко победил в гражданской войне во многом благодаря поддержке «Оси»: с 1936 по 1939 год бок о бок с фалангистами сражались десятки тысяч итальянских и немецких солдат, а с воздуха их прикрывал «отличившийся» бомбардировкой Герники легион люфтваффе «Кондор». Неудивительно, что к новой всеевропейской бойне фюрер попросил каудильо отплатить по долгам, тем более, что на Пиренейском полуострове находилась английская военная база Гибралтар, контролировавшая одноимённый пролив, а значит, и всё Средиземноморье.
Однако в глобальном противостоянии выигрывает тот, у кого сильнее экономика. И Франциско Франко, трезво оценивший силы противников (ибо в одних только США, Британской империи и СССР на тот момент проживала почти половина населения Земли), принял верное решение сосредоточиться на восстановлении истерзанной гражданской войной Испании.
Франкисты ограничились лишь отправкой на Восточный фронт добровольческой «Голубой дивизии», которую успешно помножили на ноль советские войска на Ленинградском и Волховском фронтах, попутно решив ещё одну проблему каудильо - избавив того от собственных оголтелых наци, по сравнению с которыми даже правые фалангисты были образцом умеренности.
Португалия
Португалия оставалась одной из последних европейских стран, вплоть до 1970-х годов сохранявшей обширные колониальные владения - Анголу и Мозамбик. Африканская земля дарила несметные богатства, например, стратегически важный вольфрам, который пиренейцы за дорого продавали обеим сторонам (по крайней мере, на начальном этапе войны).
В случае же вступления в любой из противоборствующих союзов последствия просчитываются легко: вчера вы подсчитывали торговые барыши, а сегодня оппоненты с энтузиазмом начинают топить ваши транспортные суда, обеспечивающие связь метрополии с колониями (а то и вовсе оккупируют последние), притом, что ни крупной армии, ни флота для защиты морских коммуникаций, от которых зависит жизнь страны, у благородных донов, к сожалению, нет.
Вдобавок, португальский диктатор Антониу ди Салазар помнил уроки истории, когда в 1806 году, во время Наполеоновских войн, Лиссабон захватили и разорили сначала французские, а два года спустя - английские войска, так что вновь превращаться в арену столкновения великих держав у маленького народа не было никакого желания.
Конечно, во Вторую мировую жизнь на Пиренейском полуострове, аграрной периферии Европы, протекала отнюдь не вольготно. Однако героя-рассказчика уже упомянутой «Ночи в Лиссабоне» поразила довоенная беспечность этого города, с яркими огнями работающих ресторанов и казино.
Швейцария
Швейцарская гвардия - старейшая (из сохранившихся поныне) воинских подразделений мира, с 1506 года охраняющая самого Папу Римского. Горцы, пусть даже из европейских Альп, во все времена считались прирождёнными воинами, а система армейской подготовки граждан Гельвеции обеспечивала отменное владение оружием чуть ли не каждым взрослым жителем кантона. Победа над таким соседом, где естественной крепостью становилась каждая горная долина, по расчётам германского штаба, могла быть достигнута лишь при неприемлемом уровне потерь вермахта.
Собственно, сорокалетнее покорение Кавказа Россией, а также три кровавых англо-афганских войны показывали, что для полного контроля над гористыми территориями нужны годы, если не десятилетия вооружённого присутствия в условиях постоянной партизанской борьбы - чего стратеги ОКВ (немецкого генштаба) не могли не учитывать.
Впрочем, есть и конспирологическая версия отказа от захвата Швейцарии (ведь, например, нейтралитет стран Бенилюкса Гитлер без колебаний растоптал): как известно, Цюрих - это не только шоколад, но и банки, где якобы хранили золото и нацисты, и финансировавшие их англо-саксонские элиты, вовсе не заинтересованные в подрыве мировой финансовой системы из-за атаки на один из её центров.
Швеция
В 1938 году журнал Life отнёс Швецию к числу стран с самым высоким уровнем жизни. Стокгольм, отказавшись от всеевропейской экспансии после многочисленных поражений от России в XVIII веке, не был настроен менять масло на пушки и теперь. Правда, в 1941-44 годах на стороне Финляндии против СССР на разных участках фронта сражались рота и батальон подданных короля Густава - но именно в качестве добровольцев, которым его величество не мог (или не хотел?) мешать - общим числом около тысячи бойцов. Небольшие группы шведских нацистов имелись также в некоторых частях СС.
Есть мнение, что Гитлер не напал на Швецию якобы из сентиментальных соображений, считая её жителей чистокровными арийцами. Подлинные причины сохранения нейтралитета Жёлтого креста, конечно, лежали в плоскости экономики и геополитики. Со всех сторон сердце Скандинавии окружали подконтрольные Рейху территории: союзная Финляндия, а также захваченные Норвегия и Дания. При этом вплоть до поражения в Курской битве Стокгольм предпочитал не ссориться с Берлином (скажем, официально принимать бежавших от холокоста датских евреев было разрешено только в октябре 1943-го). Так что даже в конце войны, когда Швеция прекратила поставлять Германии дефицитную железную руду, в стратегическом смысле оккупация нейтрала ничего бы не изменила, заставив лишь растянуть коммуникации вермахта.
Не знавший ковровых бомбардировок и репараций имущества, Стокгольм встретил и проводил Вторую мировую оживлением многих сфер экономики; например, будущая всемирно известная компания «Икеа» была основана именно в 1943 году.
Аргентина
Немецкая диаспора в стране Пампы, равно как и численность резидентуры абвера, относились к крупнейшим на континенте. Армия, воспитанная по прусским лекалам, поддерживала нацистов; политики и олигархи, наоборот, ориентировались скорее на внешнеторговых партнёров - Англию и США (например, в конце тридцатых годов 3/4 знаменитой аргентинской говядины поставлялось именно в Британию).
Отношения с Германией тоже были неровными. В стране практически в открытую орудовали немецкие шпионы; во время Битвы за Атлантику кригсмарине потопило несколько аргентинских торговых судов. В конце концов, в 1944 году, как бы намекая, страны антигитлеровской коалиции отозвали из Буэнос-Айреса своих послов (ранее введя запрет на поставки Аргентине оружия); в соседней Бразилии генеральный штаб не без помощи американских советников вынашивал планы бомбардировки испаноязычных соседей.
Но даже несмотря на всё это страна объявила Германии войну лишь 27 марта 1945-го, и то, разумеется, номинально. Честь Аргентины спасали лишь несколько сотен добровольцев, сражавшихся в рядах англо-канадских ВВС.
Турция
Одна из многочисленных причин Второй мировой войны - территориальные претензии, имевшиеся у всех (!) стран фашистского блока к соседям. Турция же, несмотря на традиционную ориентацию на Германию, здесь, однако, встала особняком из-за взятого Ататюрком курса на отказ от имперских амбиций в пользу построения национального государства.
Соратник Отца-основателя и второй президент страны, Исмет Инёню, возглавивший Республику после смерти Ататюрка, не мог не учитывать очевидные геополитические расклады. Во-первых, в августе 41-го, после малейшей угрозы выступления Ирана на стороне «Оси», советские и британские войска одновременно вошли в страну с севера и юга, взяв под контроль всё Иранское нагорье за три недели. И хотя турецкая армия не в пример сильнее персидской, можно не сомневаться, что антигитлеровская коалиция, вспомнив успешный опыт русско-османских войн, не остановится перед упреждающим ударом, причём вермахт, 90% которого уже задействовано на Восточном фронте, вряд ли придёт на помощь.
А во-вторых и в-главных, какой смысл драться (смотри цитату Ататюрка), если можно хорошо нажиться, поставляя дефицитный эрзурумский хром (без которого не сделать танковую броню) обеим враждующим сторонам?
В конце концов, когда увиливать стало совсем уж неприлично, 23 февраля 1945 года под давлением союзников война Германии всё-таки была объявлена, правда, без реального участия в боевых действиях. За 6 предыдущих лет население Турции возросло с 17,5 до почти 19 миллионов: наряду с нейтральной Испанией - лучший результат среди европейских стран.
Европейские нейтралы времен Холодной войны в последнее время совершают все больше шагов, которые ставят их особый статус под большой вопрос. Речь идет, в первую очередь, о , Австрии, Швеции и, особенно, . Если первая и вторая из перечисленных стран стали нейтральными только после Второй мировой войны, то Швеция не участвует ни в каких военных блоках уже более 200 лет, а Швейцария вообще с конца ХVII века считает нейтралитет основой своей внешней политики. В последнее десятилетие все в корне поменялось.
Насколько нейтральными эти страны были ранее?
1.Про Австрию и Финляндию уже было сказано выше.
Они принимали участие во Второй мировой войне на стороне немецко-фашистской , причем Австрия полностью вошла в состав III Рейха и, соответственно, утратила свою независимость, а Финляндия, во главе с К-Г. Маннергеймом, была полноправным союзником Гитлера.
2.Воздержаться от участия в создаваемых военных блоках этим странам предложил ,
который разгромил Финляндию, выведя ее из войны, и полностью захватил территорию Австрии. Такова была цена за неоккупацию (в первом случае) и за прекращение оккупации (во втором).
3.Швеция, равно как и Швейцария, была настоящим раем для разведок
всех воюющих стран в течение обеих мировых войн. Нейтральная Швеция, как известно, пропустила через свою территорию войска Вермахта, а еще более нейтральная Швейцария хранила в своих банках награбленное фашистами в покоренных европейских странах золото и другие ценности.
4. Нейтралитет Австрии определен на законодательном уровне,
в Швеции и Финляндии этого нет.
5.В принципе ни в Австрии, ни в Швеции, ни в Финляндии сам термин «нейтралитет» не использовался
в официальном политическом лексиконе. Там говорили о «неприсоединении», что оставляло право на неучастие в военных союзах, но, вместе с тем, не исключало возможности участия в военных конфликтах.
6.Однако не так давно даже такая обтекаемая формулировка утратила свой смысл.
Это произошло после того, как Австрия, Швеция и Финляндия в 1995 году стали членами Евросоюза. В рамках углубления сотрудничества по вопросам безопасности в рамках ЕС, все страны-участники должны оказывать друг другу помощь в случае нападения или прочих опасностей.
7.Как же теперь называть эти «особые» страны
, стоящие в одном ряду с другими, но желающие отличаться от них? Финский министр иностранных дел Александр Стубб (Alexander Stubb) предложил говорить о них, как о государствах не нейтральных, а не входящих в альянс.
8.Австрия, Швеция и Финляндия очень активно и давно сотрудничают с НАТО,
участвуя с ним во многих совместных программах и проводя совместные учения. Но ни о каком вступлении в Альянс пока что не может идти и речи, поскольку подавляющее большинство граждан этих стран против такого шага.
Так они и жили долгое время «между небом и землей», с одной стороны вроде бы равные среди равных, а с другой - имеющие собственную специфику.
Чем же отличалась Швейцария?
Швейцария, в отличие от своих «неприсоединившихся» сестер, всегда называла себя исключительно нейтральной страной и всегда настаивала на таком статусе.
.Более того, она до последнего времени принципиально старалась не входить ни в какие международные союзы или организации. Даже в ООН горная республика вступила только в 2002 году. Стоит ли говорить о Европейском Союзе или, тем более, о НАТО, от которых Швейцария всегда предпочитала держаться подальше.
.Именно благодаря нейтральному статусу Швейцарии на ее территории традиционно проходят наиболее представительные международные форумы, например Давосский, и протекают самые сложные дипломатические переговоры. Именно Швейцария выступала посредником между и , США и , и . Один из последних примеров: установление дипломатических отношений между и Турцией в 2009 году.
Куда движутся «неприсоединившиеся»?
1.В конце 2006 года политическое руководство Швеции и Финляндии приняло решение
присоединиться к силам быстрого реагирования НАТО. Однако это держалось в тайне от избирателей более полугода и стало достоянием гласности только после проведения выборов. Политики опасались предсказуемой негативной реакции своих избирателей.
2.Этот шаг впоследствии был оправдан географической близостью
северных стран к «непредсказуемой» России.
3.Непосредственной причиной для таких действий стало
начало работ по проведению газопровода «Северный поток» по дну Балтийского моря. Финляндия и особенно Швеция опасались, что завершение данного проекта приведет к существенным изменениям в расстановке сил в регионе.
4.Опасения значительно усилились после грузино-югоосетинской войны
лета 2008 года, когда в Финляндии и Швеции заметно прибавилось сторонников вступления этих стран в НАТО.
5.Все «неприсоединившиеся» государства Европы, включая Ирландию, являются
участниками программы «Партнерство во имя мира», их представители есть среди сил НАТО, размещенных на Балканах и в .
6.И, наконец, Швеция недавно послала восемь своих боевых самолетов
для участия в военной кампании в Ливии . Она первая из «неприсоединившихся», кто зашел так далеко. Напомним, более 500 шведских солдат воюют в Афганистане. Ее особый статус предполагает, что истребители королевских ВВС будут открывать огонь только в ответ и не станут атаковать наземные цели. То есть Швеция по-прежнему хочет «есть мед, не убивая пчел». НАТО пока что не возражает, но насколько долго так будет продолжаться - неизвестно.
Долго ли «продержится» Швейцария?
.Самая нейтральная страна мира также утрачивает свои незыблемые позиции,
которые ей успешно удавалось удерживать на протяжении сотен лет. Способность Берна возвышаться над схваткой в последнее время все больше ставится под вопрос.
.После вступления в ООН в 2002 году Швейцария была вынуждена
послать в Косово 200 своих миротворцев.
.Однако в конце 2000-х маленькая европейская страна стала попадать
в один скандал за другим, из которых с трудом выбиралась, теряя при этом часть своей безупречной репутации. Кроме того, Швейцария попала под беспрецедентное давление со стороны Вашингтона.
.В августе 2009 года она согласилась разгласить сведения
о тысячах счетов в крупном швейцарском банке UBS AG. Речь шла о вкладах, сделанных гражданами США, которых на родине подозревают в уклонении от налогов. Белый дом в этом вопросе серьезно надавил на швейцарцев, и они вынуждены были пойти на нарушение ключевого принципа - сохранения тайны вкладов.
.Потом высокопоставленных чиновников швейцарского правительства обвинили
в уничтожении документов дела «о швейцарских инженерах», которых национальное правосудие обвиняло в сотрудничестве с ЦРУ.
.Следующим скандалом стал арест в Цюрихе известного кинорежиссера Романа Полански
, который был произведен по ордеру, выписанному в США аж в 1978 году. Этот факт возмутил не только швейцарцев, но и многих европейцев, которые обвинили Альпийскую республику в пресмыкательстве перед Вашингтоном.
.Самой настоящей пощечиной для Швейцарии стал «долгоиграющий» скандал с Ливией.
Он разразился в 2008 году после ареста женевской полицией сына ливийского диктатора Муаммора Каддафи Ганнибала. Его обвинили в избиении слуг. В ответ полковник Каддафи задержал у себя в стране двух швейцарских бизнесменов. Никакой особый статус «нейтралам» не помог: Ганнибала пришлось выпускать, а президенту европейской страны лично ездить с извинениями в Триполи. Когда даже такое унижение не помогло сразу выручить соотечественников, швейцарцы всерьез задумались над своим реальным местом в этом мире, а также над перспективой оставаться без могущественных друзей. И, видимо, понемногу стали делать выводы.
С чем же связана смена тренда во внешней политике?
По мнению экспертов академии Masterforex-V причиной этого стало несколько факторов:
1.Прекращение крупных войн на территории Европы.
2.Смещение линии глобального противостояния далеко на юг и на восток. Теперь, когда Европа фактически не делится на Западную и Восточную, нет особого резона балансировать между ними.
3.Новые противники в Северной Африке и Азии не будут всерьез разбираться, кто в Европе придерживается нейтралитета, а кто нет.
4.Международные террористические организации также не будут обходить стороной тихие нейтральные страны. Они не признают международного права и относятся к «особому» статусу отдельных стран без всякого уважения.
5.Многих нейтралов вполне может не радовать выстраивание биполярной системы в мире, при том, что вторым полюсом становится Китай. Возможно, они понимают, что пришло время делать свой цивилизационный выбор.
Аналитики журнала "Биржевой лидер" совместно с экспертами Академии Masterforex-V проводят опрос на форуме трейдеров :
как вы считаете, втягивание бывших «нейтралов» в орбиту Вашингтона скорее говорит о:
.силе и амбициях США;
.слабости ЕС;
.консолидированной позиции США и ЕС в критических ситуациях;
.усилении России, Китая, Ирана.
Постоянный нейтралитет - это международно-правовой статус государства, взявшего обязательство не участвовать в каких-либо войнах, которые происходят или могут произойти в будущем, и воздерживаться от действий, способных вовлечь такое государство в войну. В связи с этим постоянно-нейтральные государства не принимают участия в военно-политических союзах, отказываются от размещения на своей территории иностранных военных баз, выступают против оружия массового уничтожения, активно поддерживают усилия мирового сообщества в сфере разоружения, укрепления доверия и сотрудничества между государствами. Таким образом, постоянный нейтралитет осуществляется не только во время войны, но и в мирное время. Статус постоянного нейтралитета не лишает государство права на самооборону в случае нападения на него.
Юридическим закреплением указанного статуса является заключение заинтересованными государствами соответствующего международного договора с участием в нем государства, наделяемого статусом постоянного нейтралитета. Действие такого договора не обусловлено каким-либо сроком - он заключается на все будущее время. Согласно взятым обязательствам посто-янно-нейтральное государство должно соблюдать правила нейтралитета в случае возникновения военного конфликта между любыми государствами, т. е. следовать нормам международного права, касающимся нейтралитета во время войны, в частности Гаагским конвенциям 1907 г. о нейтралитете в сухопутной войне (Пятая конвенция) и морской войне (Тринадцатая конвенция). В равной мере постоянно-нейтральное государство не может допускать использования своей территории, включая воздушное пространство, для вмешательства во внутренние дела других государств и враждебных действий против них. Недопустимы подобные действия и со стороны самого постоянно-нейтрального государства. Вместе с тем последнее имеет право участвовать в деятельности международных организаций, иметь
свою армию и военные укрепления, необходимые для самообо-роны.
Нередко статус постоянного нейтралитета закрепляется как международным договором, так и национальным правовым актом государства. Каждое государство имеет су-веренное право независимо определять свою внешнюю политику с учетом принципов и норм международного права. Отражением указанного права является выбор государством способов установления статуса своего постоянного нейтралитета. Это предполагает, что данный статус может быть определен государством и на основе принятия им только соответствующих внутренних актов. Важно лишь, чтобы в этом случае данный статус получил признание других государств.
В историческом прошлом статус постоянного нейтралитета принадлежал Бельгии (с 1831 по 1919 г.) и Люксембургу (с 1867 по 1944 г.).
В современный период этот статус имеют Швейцария, Австрия, Лаос, Камбоджа, Мальта, Туркменистан.
Соглашение о постоянном нейтралитете Швейцарии было подписано Австрией, Великобританией, Францией, Россией, Пруссией и Португалией 8 (20) ноября 1815 г. и было подтверждено Версальским мирным договором 1919 г. Державы, под-писавшие Соглашение, признали «всегдашний» нейтралитет Швейцарии. Они гарантировали как статус нейтралитета, так и неприкосновенность территории Швейцарии, что предполагает обязанность этих держав выступить в защиту статуса Швейцарии в случае его нарушения.
Согласно советско-австрийскому меморандуму, принятому в апреле 1955 г., Австрия обязалась огласить декларацию о том, что примет статус, подобный статусу нейтралитета Швейцарии.
15 мая 1955 г. был подписан Государственный договор о вос-становлении независимой и демократической Австрии, в котором союзные в ходе Второй мировой войны великие державы - СССР, США, Англия, Франция - заявили, что будут уважать независимость и территориальную целостность Австрии в том виде, как это установлено названным Договором. Австрийский парламент 26 декабря 1955 г. принял Федеральный конституционный закон о нейтралитете Австрии. В ст. 1 Закона было определено, что в целях длительного и постоянного утверждения своей внешней независимости и неприкосновенности своей территории Австрия добровольно заявляет о своем
постоянном нейтралитете. Для обеспечения этих целей в Законе закреплено положение, согласно которому Австрия не будет вступать ни в какие военные союзы и не будет допускать создания военных опорных пунктов чужих государств на своей территории. Статус Австрии был признан союзными державами и многими другими государствами, но в отличие от статуса Швейцарии он не был гарантирован.
На международном совещании в Женеве 14 стран по урегулированию лаосского вопроса 23 июля 1962 г. была подписана Декларация о нейтралитете Лаоса, в которой участники совещания приняли к сведению заявление правительства Лаоса о нейтралитете от 9 июля 1962 г. и заявили, что они признают, будут уважать и соблюдать суверенитет, независимость, единство и территориальную целостность Лаоса.
Статус Камбоджи был определен Заключительным актом Парижской конференции по Камбодже от 23 октября 1991 г. Составной частью этого документа является Соглашение, касающееся суверенитета, не-зависимости, территориальной целостности и неприкосновенности, нейтралитета и национального единства Камбоджи, в котором зафиксировано ее обязательство закрепить постоянный нейтралитет в своей Конституции. Другие участники Соглашения обязались признавать и уважать данный статус Камбоджи. Обязанность постоянного нейтралитета нашла отражение в Законе о нейтралитете Камбоджи, вступившем в силу еще 6 ноября 1957 г.
Правительство Республики Мальта утвердило 14 мая 1981 г. Декларацию относительно нейтралитета Мальты, в которой заявило, что Республика Мальта является нейтральным государством и отказывается от участия в каких-либо военных союзах. Ни один объект на Мальте не может использоваться таким образом, чтобы это привело к сосредоточению на Мальте иностранных вооруженных сил.
Постоянный нейтралитет Туркменистана был провозглашен Законом «О внесении изменения и дополнения в Конституцию Туркменистана» и Конституционным законом «О постоянном нейтралитете Туркменистана», принятыми в 1995 г. Он был также признан и поддержан резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН «Постоянный нейтралитет Туркменистана», принятой 12 декабря 1995 г.
В ст. 1 Конституции Туркменистана резюмируется содержание указанных документов и закрепляется положение, согласно
которому «признанный сообществом нейтралитет Туркменистана является основой его внутренней и внешней политики».
Таким образом, только полноправный субъект международного права - государство - может обладать статусом постоянного нейтралитета. Обязательства, вытекающие из статуса постоянно-нейтрального государства, не могут служить ограничением его суверенитета. Ряд юристов в прошлом считали, что постоянно-нейтральное государство не может быть суверенным, так как в силу своего статуса (обязанности неучастия в военных конфликтах) лишено «права на войну» и стеснено в свободе действий.
Современное международное право, ликвидировавшее «право на войну» и закрепившее принцип добросовестного соблюдения международных обязательств, создает тем самым для государств, имеющих статус постоянного нейтралитета, дополни-тельные гарантии его обеспечения.