Ритуалы масонов. Мистические тайны обряда посвящения в масоны. Много ли в России масонов

В прошлом желающим стать членами Тайного братства завязывали глаза или надевали защитные очки, которые называли «обманки», с поднимающимися и опускающимися наглазниками. Когда наглазники поднимали, новопосвященный сталкивался со скелетом человека в комнате, освещаемой факелами. Недавно такие скелеты были найдены в заброшенных залах Тайного братства по всей стране, вызывая ужас у ничего не подозревавших строителей.

Этот ритуал называется Отражение ложи. Он предназначен для того, чтобы рассказать о том брате или сестре, которая прошла его до вас. Он строится вокруг латинского выражения «memento mori», что означает время летит, и все мы встретимся с нашим Создателем.

Новые члены также проходили через обряд, который можно назвать «легким избиением». Члены Тайного братства и общества Лесорубов известны тем, что заставляли своих новых членов кататься на козе. В масонских ложах никогда не было коз, но их члены так часто дразнили своих кандидатов «поездкой на козе», что в популярной культуре козы стали ассоциироваться с масонами.

Открытки увековечили популярную масонскую шутку о «поездке на козе», хотя на самом деле никаких коз у масонов не было.


Во время избиения в тайном обществе никого не били и физически не калечили. Тростями не били. Ну, то есть, некоторые били, но не с целью причинения боли. Этот обряд должен был немного смутить кандидатов, и все в помещении ложи очень смеялись над ним. После того как вы проходили через это небольшое избиение, вам нужно было позвать всех ваших друзей, так как вам нужно было увидеть, что они тоже прошли через все это. Вам нужно было посмотреть, как они «ездят на козе».

В ходе еще одного ритуала масонам-подмастерьям нужно было нести бутылки с кукурузным маслом, вином и оливковым маслом, что говорило им о том, что нужно питать бедных, подкреплять неимущих и лить масло радости в сердца страждущих.

Помимо церемоний инициации различные тайные общества устраивают игрища или ритуалы для того, чтобы их передаваемые в устной форме учения было легче запомнить. В XIX веке представления членов Тайного братства часто включали жуткие маски со стальной сеткой, которые раскрашивали и иногда украшали волосами. Масоны были менее склонны к использованию масок, но зато они надевали изысканно украшенные мантии для исполнения ролей Царя Соломона и его 12 работников.

В большинстве храмов Шотландского устава есть красивые театры. Вам нужно понять, что эти вещи практиковались 200-300 лет назад, задолго до появления телевидения. Это была ранняя форма развлечений. Люди присоединялись к этим группам потому, что они хотели увидеть, как градусы представлялись в театральной форме.

Другие группы, особенно те, в названии которых присутствует слово «рыцари», предлагали своим членам одеяния в военном стиле и высококачественные шпаги, производимые компаниями, работающими на оборонный комплекс США.

Одним из наиболее распространенных предметов, выставляемых на продажу, является форма Рыцарей-Тамплиеров, которая включает шляпу с павлиньими перьями, шпагу, белые перчатки и пояса с серебряными звездами. Эти организации увеличили свое влияние после Гражданской войны из-за того, что многие молодые люди, которые выросли на рассказах о Гражданской войне, не имели возможности вступить в какое-либо военное общество. Поэтому они вступали в тайный орден, надевали их наряды и маршировали по улицам своих городов во всей своей красе. Ранее выпускали стереокарточки, на которых изображены такие парни, дефилирующие по улицам. Парад мог растянуться на несколько миль. Например, парад Рыцарей-Тамплиеров, который прошел в Нью-Йорке 2 июня 1875 года.


Постановки Богемского клуба в особенности разожгли опасения тех, кто опасался, что тайные общества имеют отношение к оккультизму и планируют заговор с целью захвата власти по всему миру, или даже уже воплощают этот план в жизнь. Желающие попасть в эти привилегированные тайные организации, среди членов которых были Ричард Никсон, Уолтер Кронкайт, Рональд Рейган, Джордж Буш-мл и Генри Киссинджер, сейчас могут прождать 33 года. Если мировой заговор существовал, то он бы исходил от таких вот групп или от братства Черепа и Костей, но не от франкмасонов.


Каждый год члены Богемского клуба собираются на берегах одного озер в глухом лесу Северной Калифорнии для того, чтобы понаблюдать за почти языческим ритуалом, который называется Сожжение Треволнения. Он символизирует избавление от всех незначительных переживаний в жизни. Люди в мантиях поют, в то время как в огонь помещают огромную скульптуру совы, символизирующую мудрость. Эта церемония была убедительно подтверждена документальными доказательствами, раздобытыми вездесущими журналистами, которым удалось проникнуть на эту церемонию.


***

Одна из наиболее известных и заметных черт "Церкви Иисуса Христа святых последних дней" (мормонов) - их храмы. Архитектурно вычурные, массивные и бросающиеся в глаза, они, несомненно являются достопримечательностями градов и весей. Всего (на конец 2000 г.) в мире существовало 56 мормонских храмов. Еще 52 строились или были запланированы(1).

Мормонский "храм" в Ла Хойе (США)

Обычно мы представляем себе храм как помещение для богослужения. Внутри храмового здания находится единое архитектурное пространство, предназначенное для совместных обрядов верующих. Однако мормонские храмы совсем иные: внешне помпезные и массивные, по своему внутреннему устроению они скорее напоминают особняки или дворцы, состоящие из множества отдельных внутренних помещений, каждое из которых служит определенной цели (или целям). Единого внутреннего архитектурного пространства не существует. Есть комнаты, залы, коридоры, подсобки. Все они предназначены для проведения особых тайных ритуалов.

Джозеф Филдинг Смит - шестой президент "Церкви Иисуса Христа святых последних дней" - провозгласил: "Никто не может быть возвышен в целестиальном (небесном. - А. Д.) царстве, если он не прошел храмовых ритуалов" (2). Мормонские храмы остаются закрытыми не только для людей, не принадлежащих к секте, но и для самих мормонов, "не заслуживших" этой привилегии. Для того, чтобы попасть в храм, мормон должен вести образцовый (с точки зрения мормонизма) образ жизни и получить рекомендацию, заверенную его "епископом" (главой общины) и президентом кола (округа). Согласно оценке специалистов, храмовые церемонии проходят около 10% мормонов (3). Таким образом, 90% от общей численности сектантов вообще не попадают внутрь главных ритуальных сооружений мормонизма, уготовляя себе лишь второстепенную роль в мормонском эсхатологическом плане. Тайные храмовые ритуалы остаются для них неведомыми.

"Счастливчики", удостоившиеся попадания в храм, проходят там обряды "наделения", "заместительного крещения для мертвых" и "запечатления". Изредка над высшими чинами мормонской секты совершается обряд "второго помазания". Мормоны, дающие клятву сохранять содержание обрядов в строгой тайне, разучивают различные знаки и пароли, при помощи которых они рассчитывают быть пропущенными в небесное царствие, где смогут начать свой путь к превращению в полноправных и суверенных богов, воцарящихся со своими гаремами на своих планетах или галактиках.

***

Мормоны считают свои храмы непосредственным продолжением возрожденного иудейского храма в Иерусалиме. Что касается архитектурной формы и внутреннего устроения иудейского храма в сравнении с мормонскими храмами, отсутствие какой-либо преемственности очевидно даже весьма малосведущему человеку. Иерусалимский храм состоял из двора (притвора), собственно храма (святилища) и Святого Святых. Во дворе, то есть непосредственно перед храмом, находился алтарь, на котором приносились кровавые жертвы; в помещении храма (святилища), куда допускались только священники, был кадильный жертвенник, а в Святая Святых, где Соломон разместил Ковчег Завета и изображения херувимов, заходил лишь первосвященник и только раз в год для произнесения святого Имени Божия. Никаких тайных храмовых ритуалов у иудеев не было. Впрочем, начиная с эпох Возрождения и Просвещения, европейские оккультисты стали утверждать, что в храме совершались некие тайные магические обряды, которым, дескать, научил Соломона строитель храма Хирам Финикиец. Ритуалы эти якобы после разрушения храма не были забыты и передавались по цепи поколений особо посвященных, покуда некоторые из них не основали "Общество вольных каменщиков" (франкмасонов).

Таким образом, когда основатель мормонизма Джозеф Смит объявил о строительстве "истинного и восстановленного" храма, устройство которого, также как и совершаемые в нем обряды, были открыты ему непосредственно Богом, возвращающим к жизни Свой иерусалимский храм и назначающим мормонов стать Новым Израилем, он фактически не сказал ничего нового. Такие утверждения уже делались неоднократно. Резонно поставить вопрос: насколько Смит был самостоятелен в этом утверждении, либо насколько он почерпнул его у своих масонских предшественников. Целый ряд фактов указывает на то, что Смит не только вдохновлялся масонскими теориями, но и занимался плагиатом, позаимствовав как целый ряд идей, так и форму, и тексты масонских ритуалов.

***

В убранстве мормонских храмов присутствуют и постоянно обыгрываются такие масонские символы, как квадрат, компас, пчелиный улей, астрологические знаки, циркуль, угольник, "всевидящее око" оккультизма (человеческий глаз в треугольнике) и перевернутая пентаграмма (пятиконечная звезда), использующаяся также и в сатанизме.

Известно, что 15 марта 1842 г. Джозеф Смит стал членом масонской ложи в Наву. В 1840 г. многие масонские ложи штата Иллинойс объединились в так называемую "великую ложу" с штаб-квартирой в Спрингфилде. Несколько руководящих мормонов, которые еще ранее стали "вольным каменщиками", обратились к тогдашнему ее гроссмейстеру Абрахаму Джонасу с просьбой санкционировать учреждение в Наву местной ложи. В октябре 1841 г. последовало разрешение устраивать местные собрания, а 15 марта 1842 г. гроссмейстер лично явился в Наву, чтобы торжественно открыть новую ложу в служебных помещениях Джозефа Смита. Тогда же Смит и Сидней Ригдон были приняты в масоны и возведены в первую степень, но уже в ближайшие дни возвысились до второй и третьей степеней. Шесть недель спустя, 4 мая 1842 г., Джозеф Смит посвятил группу ведущих мормонов (почти все они были масонами) в свой храмовый ритуал. Таковым было начало того, что сегодня известно как мормонский ритуал "наделения". Повторим, что в первую очередь в него были посвящены те мормоны, которые уже состояли в масонских ложах. Более того, для посвящения использовалось то же самое помещение, что и для масонских ритуалов. Мормонский историк Б.Х. Робертс пояснил, что комната, "в которой проходили эти священные церемонии", не только служила первым мормонским храмом (это было еще до сооружения мормонского храма в Наву), но также "была местом собраний франкмасонской ложи в Наву" (4).

После посвящения Смита и Ригдона в масонскую ложу масонство стало настолько популярным среди мормонов, что мормонские масонские ложи вскоре сделались несравненно более многочисленными, чем немормонские. Через весьма небольшое время численность масонской ложи в Наву превысила численность всех масонских лож в Иллинойсе, вместе взятых5. Если бы этот процесс продолжился, мормоны могли бы захватить все масонские ложи штата. Более того, под руководством своего "пророка" мормоны начали вносить поначалу еще небольшие изменения в масонские ритуалы: Джозеф Смит решил, что он должен "восстановить" подлинное масонство, точно так же, как он "восстанавливал" подлинное христианство. Масонское начальство, испугавшись, что последователи Смита, задавив ложи своей численностью, возведут своего "пророка" на пост Великого магистра, исключило мормонов из организации. Поясняя это решение, один из масонских историков написал: "Если бы ложе в Наву позволили просуществовать еще два года, каждый мормон в графстве Хенкок получил бы [масонское] посвящение" (6).

***

Многочисленные авторы - как масоны, так и немасоны утверждают и доказывают, что многие мормонские ритуалы, жесты и одеяния разрабатывались Смитом с постоянной оглядкой на ритуал и символику "вольных каменщиков" - вплоть до прямого заимствования телодвижений, поз и т.п. Констатация такого частичного плагиата привела, среди прочего, к тому, что "Великая ложа" штата Юта уже более столетия настаивает на недопустимости одновременного членства в "Церкви Иисуса Христа святых последних дней" и в местных ложах. Об этом недвусмысленно говорят и "Уставы" ложи 1958 г. (7).

Как утверждает в своей книге "Мормонство и масонство"(8) один из наиболее авторитетных мормонских исследователей - Е. Сесиль Мак-Гевин, краткий шестинедельный промежуток между вступлением "Пророка" в ложу в Наву и посвящения им своего окружения в новый ритуал доказывает, что Смит не успел бы разработать собственных обрядов, и, следовательно, они были готовы у него еще до вступления в ложу. К тому же, утверждает МакГевин, в противном случае "вольные каменщики" из числа мормонов сразу заметили бы плагиат.

Однако высосанные Мак-Гевином из пальца попытки оправданий не выдерживают никакой критики. Во-первых, Джозеф Смит еще до начала своей активной деятельности в ложе был хорошо знаком с теорией и практикой масонства: один из его лучших друзей - Хибер Кимбал - был масоном с 1823 г., а родной брат Джозефа Хайрем - с 1827 г. К тому же, в 20-е годы в местности, где располагался городок Пальмира (родина Смита), возникло сильное антимасонское движение, а местная пресса поддерживала его и зачастую публиковала открытые исповеди бывших членов лож, которые при всем честном народе рассказывали об обрядах "вольных каменщиков". А во-вторых, нельзя допустить, что мормоны, получившие новое посвящение от Смита, могли позволить себе какие-нибудь критические замечания по адресу "Пророка" и его ритуала: ведь Смит, опираясь на "Божественное откровение", утверждал, что восстанавливает подлинное масонство, и совершенно по-новому перетолковывал масонские элементы в контексте собственного вероучения.

Чтобы окончательно опровергнуть доводы Мак-Гевина, процитируем другого мормонского историка - доктора Рида С. Дархема Младшего (9):

"Начнем с того, что масонство в Церкви началось еще до того, как Джозеф Смит стал масоном. Наву не было его колыбелью. Все началось в доме Джозефа, когда его старший брат... Хайрем был посвящен в первые три степени масонства в ложе № 112 "Гора Мария" в Пальмире, Нью-Йорк. В то же самое время Джозефу явились Бог и ангелы, и он был посвящен в тайны священных золотых таблиц.

К концу 1832 г. Джозеф Смит принял в Церковь новых братьев. Естественно, они принесли с собой свои связи и знакомства. Такие люди, как В. В. Фелпс, Бригам Янг, Хибер С. Кимбалл и Невил К. Уитни, уже были глубоко вовлечены в масонство...

По совету Джона С. Беннетта, Джорджа В. Харриса, Джона Паркера, Люциуса Сковила, также, как и других мормонских масонов, проживающих в Наву, и, несомненно, по одобрению церковной иерархии, была основана масонская ложа в Наву. Джозеф и Сидней были официально посвящены в масонство в местечке Сайт в тот же самый день, когда Великий магистр Иллинойса Абрахам Джонас официально основал ложу в Наву. Это было 15 марта 1842 г. На следующий день и Сидней, и Джозеф были повышены до степени магистров. Через несколько лет было основано пять мормонских лож плюс готовилось открытие еще нескольких. Был построен масонский храм, и общее число мормоно-масонов превысило 1366 человек.

Масонские влияния на Джозефа в истории ранней Церкви... весьма значительны. Однако те же самые масонские влияния играют еще более важную роль в дальнейшем распространении Церкви, начавшемся после принятия Пророка в ложу.

Более того, я считаю, что трудно найти какую-либо важную характерную черту Церкви, сложившуюся после 15 марта 1842 г., которая так или иначе не несла бы на себе следы масонского влияния... Я не сомневаюсь, что мормонская церемония, в дальнейшем получившая название "наделение", в которую Джозеф Смит вначале посвятил лишь масонских мормонов (это было немногим более месяца спустя после того, как он сам сделался масоном), была непосредственно вдохновлена масонством.

Столь же очевидно, что архитектура храма в Наву была, по меньшей мере частично, вдохновлена масонством. Более того, похоже, что подспудно тут присутствовала вполне сознательная попытка использовать масонские символы и мотивы" (10).

***

Рассмотрим лишь некоторые, произвольно взятые масонские символы, присутствующие в мормонских храмовых обрядах. По словам самих мормонов, смысловое содержание их ритуала, осталось неизменным, хотя отдельные части его и подверглись со времен Смита модернизации.

1. Разрабатывая собственный храмовый ритуал, Джозеф Смит позаимствовал у "вольных каменщиков" и идею особого одеяния. Это особое одеяние приобрело форму нижнего белья в виде комбинезона (типа рубахи-кальсон; сегодня оно более распространено в виде майки с короткими рукавами, сшитой вместе с трусами до колен). Этот исподний комбинезон имеет название "одеяние священства", и все прошедшие храмовое посвящение мормоны обязаны носить его на голом теле, не снимая, за исключением разве что занятия спортом и водных процедур. Все одеяния священства с самого начала имели четыре метки, две из которых - угольник на правой стороне груди и циркуль на левой, - несомненно, заимствованы у масонов. Однако Смит отказался от масонского толкования этих знаков и придал им собственное в духе изобретенной им религии. Угольник означал теперь не право и справедливость, а "добросовестность и честность, которые должны сопутствовать жизни, согласной с обетами единства, принятыми нами в Храме". Циркуль, являющийся для масонов символом взаимной любви и братства, у Смита стал означать удерживание "желаний, стремлений и пристрастий в пределах, установленных Господом". Остальные метки представляют собой небольшие горизонтальные разрезы - на пупе ("указание на то, что тело и душа постоянно нуждаются в пище") и на правом колене (означает, что "всякое колено должно преклониться и всякий язык исповедовать, что Иисус есть Христос") (11).

2. "Хватка первой степени" (ученической) у масонов и "первого отличительного знака Ааронова священства" у мормонов:

У масонов: "Правые руки соединены, как при рукопожатии, и каждый участник прижимает ноготь своего большого пальца к верхнему сгибу указательного пальца [руки] партнера" (12).

У мормонов: "Правые руки соединить и сустав большого пальца [одной руки] прижать к первому перстному сочленению другой".

3. Диалог, сопровождающий выполнение "хватки".

(а) У масонов:

Смотритель: Имеете ли вы нечто сообщить?

Кандидат: Я имею нечто сообщить (выполняет хватку первой степени).

Смотритель: Что это?

Кандидат: Хватка, или знак принятого ученика свободных каменщиков.

Смотритель: Чего недостает этой хватке?

Кандидат: Слова.

Смотритель: Произнеси мне это слово ясно и внятно.

Кандидат: Иахим.

(б) У мормонов:

Адам берет за правую руку Петра.

Адам: Что это?

Петр: Первый отличительный знак Ааронова священства.

Адам: Есть ли у него имя?

Адам: Ты назовешь его мне?

Петр: Нет, ибо это - новое имя, а то - жест.

(3) Обет блюсти тайну "третьей степени" (у масонов - "мастера", у мормонов - первого отличительного знака священства Мелхиседекова).

а) У масонов: "Я <...> обещаю и торжественно клянусь, в дополнение к прежним моим обетам, не открывать степень мастера ни тем, кто ниже степенью, ни какому-либо иному существу в известном [мне] мире <...> Я делаю это под угрозой кары, при которой тело мое рассечено будет пополам <...> а внутренности мои - сожжены дотла <...>" (13).

б) У мормонов: "Обязуюсь во имя Сына не открывать никому первый отличительный знак священства Мелхиседекова, или знак Гвоздя вкупе с именем, жестом и карой. Прежде чем я допущу [это], пусть отнимется моя жизнь".

4. "Пять пунктов совершенства", или "Пять пунктов братства", на основании которых происходит возведение в "третью степень" мастера - у масонов и (до 1999 г.) присвоение "второго отличительного знака священства Мелхиседекова" у мормонов.

У масонов: "Итак, мастер Стула повелевает составить живую цепь <...> В глубоком молчании берет он руку "мертвеца", которого "блюстители" держат за плечи и поднимают. Поставленный на ноги, приемлет он "Пять пунктов совершенства": лицо ["мертвеца"] к лицу [мастера], правая нога к правой ноге, колено к колену, грудь к груди, левая рука - на плече. В таком положении он [мастер] cообщает ему ["мертвецу"] шепотом тайное слово мастера: "Моабон" ("сын тления"). И тотчас же святыня изливается на храм. Хирам восклицает: "Он заново ожил в посвящении!"" (14).

У мормонов: Петр: "Эти "Пять пунктов братства" суть следующие: внутренняя сторона правой ноги к внутренней стороне правой ноги, колено к колену, грудь к груди, левая рука на плече, уста к уху, и сие есть имя знака <...>" (15).

***

Читайте также по теме:

  • Секта мормонов: тайный оккультизм под маской христианства - Рюдигер Хаус
  • Мормонизм - Уолтер Мартин
  • 16 фактов, о которых не расскажут вам мормоны-миссионеры - Спроси о Библии
  • Лжеучение мормонов - епископ Александр Милеант

***

Приведенных примеров достаточно, чтобы убедиться в зависимости мормонского ритуала от масонского. Однако мормонские апологеты пытаются объяснить столь очевидное сходство иными причинами. Наиболее последовательно эта линия обороны выражена в уже упоминавшейся книге МакГевина "Мормонство и масонство". Главный смысл его аргумента в том, что как масонские, так и мормонские обряды почерпнуты из одного источника - тайных обрядов иерусалимского храма, которые, впрочем, были известны пророкам и патриархам Израиля еще в дохрамовый период и восходят к самому Адаму, получившему их непосредственно от Бога. Однако масонский ритуал дошел до "вольных каменщиков" с сильными искажениями, в то время как "восстановленный" ритуал мормонов был получен Джозефом Смитом от Самого Бога точно так же, как когда-то получил его Адам:

"Вольные каменщики много рассуждают об утраченном ключевом слове, но они утратили куда больше, чем одно лишь слово. Надо сказать, что хотя масонство и восходит к соломонову храму, оно все же не подлинно. В их храмовый обряд вкрались многочисленные изменения и искажения. Кое-что от первообраза можно разглядеть и у них. Так что и их обряды слегка напоминают истинное наделение, но с годами масонский ритуал утратил свое духовное и религиозное значение" (16).

Здесь Мак-Гевин применяет типичный мормонский прием: позаимствовать откуда-либо понятие или представление, дать им новое определение, то есть насытить новым (собственно мормонским) содержанием, а затем уж клеймить их первоначальный смысл как ложный или искаженный.

Чтобы еще решительнее отклонить упреки в плагиате, МакГевин указывает, что масонскую символику использовали, кроме мормонов, еще и другие культы, и поэтому "вольные каменщики" не имеют на нее никакой монополии: "Мормоны, американские индейцы, древние ессеи и друиды - не единственные, кто употреблял в своих обрядах и практике "масонские" символы. "Пять пунктов братства" например, известны не только у вольных каменщиков. <...> Этот ритуал и поныне практикуется среди розенкрейцеров, равно как и среди масонов" (17).

С доводами МакГевина согласиться невозможно. Утверждение о масонских ритуалах, практикуемых ессеями, друидами и американскими индейцами, не выдерживают никакой научной критики и являются такой же не подкрепленной никакими фактами фантазией мормонов, как, скажем, утверждение о мощной библейской цивилизации в доколумбовской Америке. Заявление о схожести ритуалов у масонов и розенкрейцеров справедливо, но ровно ничего не доказывает, так как оба этих тайных общества были изначально взаимосвязаны и возникли в тех же самых оккультных кругах. Главный мормонский тезис, что их знаки ведут свое происхождение от соломонова храма, также остается лишь их голословным утверждением, не основанном ни на одной научном факте.

Но в главном мы можем согласиться с Мак-Гевином, ибо он, ставя мормонизм и его храмовый ритуал в один ряд с нехристианскими культами, языческими религиями и тайными обществами и практикуемыми в них мистериями, убедительно выносит его за рамки христианства и библейского миропонимания.

***

Теперь хотелось бы обратить внимание на еще один характерный аспект: масонскую легенду об Енохе и переработку ее Джозефом Смитом. Параллели между масонской легендой об Енохе и историей Джозефа Смита, а также историей раннего мормонства столь очевидны и многочисленны, что объяснить их простым совпадением абсолютно невозможно.

Согласно легенде Еноху было 25 лет, когда у него было видение и он получил свое призвание. Столько же было Джозефу Смиту, когда он якобы извлек из холма золотые таблицы. Видение Еноха было о холме, внутри которого была обложенная камнями полость, предназначенная для священных сокровищ. Место холма, под которым скрывался тайник, было обозначено буквой "М". Джозефа Смита ангел Мороний (имя начинается на "М") привел к холму, внутри которого в специальном обложенном камнями тайнике содержались священные сокровища - "Книга Мормона" (опять "М"). Часть сокровищ, которую было позволено видеть Еноху, состояла из золотых и медных таблиц, испещренных египетскими иероглифами, повествовавших об истории мира и древних таинствах Бога. Енох сохранил сокровища и тайные знания, поместив их в указанный ему тайник. Точно так же Джозеф Смит достал из тайника в холме золотые и медные таблицы, испещренные египетскими иероглифами, которые повествовали о древней истории и тайнах Божиих. Сокровище Еноха также включало в себя металлический шар, священнический панцирь и пресловутые "Урим" и "Туммим" - те же самые предметы, которые Джозеф Смит обнаружил вместе с золотыми таблицами.

Енох закопал золотые таблицы, чтобы сохранить их непосредственно перед великой катастрофой (Потоп) в предвидении того, что после спада воды израильтяне найдут спрятанные священные сокровища. Енох запечатал тайник плоским камнем, точно так же, как, согласно рассказанной Смитом истории, сделал ЭТО с "Книгой Мормона" Мороний - единственный человек, переживший великую катастрофу (кровопролитное сражение), которая уничтожила весь его народ. Джозеф Смит, откопавший это сокровище, утверждал, что является израильтянином, то есть персонажем, подходящим под пророчество Еноха.

Конечно, согласно масонской легенде, сокровище было обнаружено Соломоном и его строителями (масонами), которые, копая фундамент под храм на горе Мория, открыли тайник и священное сокровище. Согласно легенде, они, точно так же, как Джозеф Смит, смогли достать сокровище после трех неудачных попыток. Три злодея, однако, попытались заставить одного из верных масонов, откопавших сокровище, - Хирама Абифа, или Хирама сына вдовы - раскрыть место, где лежало сокровище, и смысл тайных иероглифов. Он не раскрыл тайны, и когда они убивали его, Хирам, воздев руки вверх, громко закричал: "О, Господь мой Бог! Неужели никто не поможет сыну вдовы?" С тех пор эти слова стали масонским призывом о помощи, который можно произносить в самые отчаянные моменты. Три верных масона погнались за злодеями и отсекли голову одному из них его собственным мечом.

Вот что отмечает доктор Дархем в своей скандальной (для мормонов) речи:

"Джозеф Смит собрал трех свидетелей, которые подтверждали подлинность Книги Мормона. В самой Книге приводится рассказ о главном злодее Лобане, попытавшемся сокрыть священные записи, и которому в конце концов отсекли голову его собственным мечом...

Однако эти параллели, насколько очевидными они не выглядели бы, ничто по сравнению с самой странной частью этой истории. Все эти аспекты масонской легенды, похоже, трансформировались в историю Джозефа Смита настолько, что его действия воплощали в себя иллюстрацию масонской традиции.

Но в этой драме наступил момент, когда метафора трансформировалась в реальность и символ перешел в трагическую действительность. Я имею в виду, конечно, смерть Хирама Обифа в легенде и убийство Джозефа Смита...

Джозеф Смит был заключен под стражу, и 27 июня 1844 года толпа попыталась ворваться в маленькую тюрьму города Картадж. Хайрум Смит был убит на месте, а Джон Тейлор серьезно ранен (18).

Джозеф Смит - магистр масонской ложи и сын вдовы - подошел к окну и с поднятыми вверх руками начал произносить масонский призыв к помощи, обращаясь к своим братьям-масонам, присутствовавшим в толпе: "О, Господь мой Бог!.. " Он не смог закончить свои слова и упал из окна, сраженный насмерть. <...> Может ли кто-нибудь отрицать масонское влияние на Джозефа Смита и Церковь как до, так и после его вступления в ложу?.. Я утверждаю, что история, происшедшая в Наву, не может быть рассказана и осмыслена без расследования масонства19. <...> Я убежден, что, только изучая масонство, можно по-настоящему понять Джозефа Смита и Церковь...

Множество параллелей между ранним мормонством и масонством того времени бросается в глаза: конференции, соборы, священство, храмы, помазания маслом, выдача лицензий и сертификатов для опознания легитимных собратьев (у мормонов они называются "храмовые рекомендательства". - А. Д.), старейшины, первосвященники и даже Книга Закона... египетские мотивы, новые откровения солнц и лун, управление планетами и неподвижными звездами, которые считаются уникальной чертой мормонизма, на самом деле давно присутствовали в масонских построениях.

Большинство обрядов, разработанных Церковью в Наву, были неразрывно связаны с масонством, и это помимо обряда наделения, храма и общества взаимопомощи... Я подозреваю, что развитие молитвенных кружков и даже многоженство не являются исключением.

Но что еще более важно, я думаю, что на сегодняшний день существует достаточно свидетельств, чтобы признать: что весь институт политического Царствия Божия, в том числе и Совет пятидесяти, Живая конституция, предлагаемый Флаг царства, помазание и коронование царя, происходят из масонского круга идей и масонских церемоний. Не может быть совпадением, что все эти концепции во время Пророка Джозефа Смита имели параллели в масонстве" (20).

Захваченный масонской легендой об Енохе Джозеф Смит, похоже, решил подогнать ее под себя. Вся придуманная им история о найденных золотых и медных таблицах с иероглифами, Уримом и Туммимом и прочее, несомненно, происходит из масонской легенды. Пропихивая все новые и новые масонские идеи в свою растущую "Церковь", мормонский "пророк" не мог идти намного дальше того, что и так уже было всеобщим знанием. Хотя все большее число практикующих масонов делались "святыми последних дней", эти люди поклялись хранить масонские ритуалы под страхом смерти и поэтому не могли раскрыть многого даже своему "пророку". Несмотря на то, что Смит ранее осудил все тайные общества21, его все больше привлекала масонская завеса секретности.

Вскоре Смит превратил мормонскую "церковь" в тайное общество с теми же символами, знаками и с обещаниями страшной кары (разрезанное горло, вырванное сердце и внутренности) за раскрытие храмовых тайн (также, как и в масонстве). Когда "пророк" Смит получил масонское посвящение, он понял во всей полноте то, что раньше знал лишь отчасти: что масонство, как и основанный им мормонизм, является тайной антихристианской мистериальной религией. Это открыто признают те, кто знают масонство изнутри:

"[Масонство является] хранителем и хранилищем (начиная с Еноха) великих философских и религиозных истин, неизвестных целому миру...

Каждая масонская ложа - храм религии и ее учение - является наставлением в универсальной вечной и неизменяемой религии... " (22)

"Без этой религиозной составляющей масонство не стоило бы того, чтобы в него вступали мудрые и добрые люди...

Масонство - это не христианство, и оно раскрывает свое гостеприимное лоно для людей, исповедующих любую веру... " (23)

"Первым масонским законодателем, память о котором была сохранена историей для нас, был Будда...

Масонство видит в Моисее, в Конфуции, Зороастре, в Иисусе из Назарета и Мухаммеде великих учителей нравственности и выдающихся реформаторов...

Все истинные догматические религии вытекли из Каббалы и возвращаются к ней. Все, что есть научного и великого в религиозных мечтах иллюминатов, Якоба Бёме, Сведенборга, Сан Мартена и других, заимствованно из Каббалы, и все масонские ассоциации черпают из нее свои тайны и символы" (24).

Можно предположить, почему Джозеф Смит был настолько увлечен масонством и счел его столь полезным для себя. Как и мормонизм, масонство противопоставляет себя историческому христианству. Как утверждал Смит, в самом первом его видении небесные пришельцы со звезды Колоб (в его версии Бог-Отец и Бог-Сын) заявили ему, что все христианские деноминации омерзительны в их глазах, что все, принадлежащие к ним, извратились25 и что он должен восстановить истинное христианство. Точно так же и масонство называет себя единственной истинной религией. Несомненно, Смит верил, что масонство ближе к истине, чем христианство, ибо, хотя небесные посетители запретили ему присоединяться к какой-либо из христианских церквей, он все же вступил в масонскую ложу - тайное религиозное общество.

***

Масоны утверждают, что "истинная религия", когда-то сохранявшаяся в мистериальных религиях, но все больше искажавшаяся во внешнем мире, была восстановлена масонами царя Соломона и с тех пор якобы сохранялась по цепи ученической преемственности. Вряд ли можно считать совпадением те же самые утверждения Смита о "восстановлении" им христианского Евангелия. Однако Смит был слишком самоуверен, чтобы признать, что мог заимствовать что-либо от кого-либо, и поэтому ни он, ни следующее поколение мормонов не признали масонское происхождение тайных обрядов и учений своей "церкви". Смит объявил себя пророком, что означало для него божественное происхождение и божественную санкцию каждого из его утверждений. Вступив в масонскую ложу, "пророк" обработал заимствованные там идеи ровно настолько, чтобы можно было бы выдать их за собственные "откровения". Ранее он, ссылаясь на то же самое "откровение", переписывал христианское Евангелие. Теперь он сделал то же самое с масонскими тайнами.

Джозеф Смит называл мормонизм "истинным христианством". Точно также основанная им секта должна была стать "истинным масонством". Так он ее и называл. Известно, что Джозеф Смит обладал незаурядным даром убеждения, и в числе прочего он навязал и эту идею своим последователям, в том числе и тем, которые в течение долгих лет уже состояли в масонских ложах. Вот что один из первых масонов - Хибер С. Кимбал - написал своему "брату" Парли П. Пратту: "Мы здесь организовали масонскую ложу... и приняли туда почти двести новых членов. Брат Джозеф и Сидни Ригдон были первыми, кого мы приняли в ложу. Все из двенадцати сделались членами, кроме Орсона П. Пратта... Брат Джозеф говорит, что масонство происходит от священства, но со временем было сильно искажено... У нас истинное масонство" (26).

Приведем еще одну цитату из речи доктора Дархема, в которой он ссылается на письмо, написанное Джозефом Смитом Джону Каллу, пастору-конгрегационалисту - активному члену масонских лож более сорока лет, доросшему до степени благоговейнейшего магистра ложи. Вот что Дархем говорит об этом письме:

"Все содержание двухстраничного письма неопровержимо демонстрирует, что мормонство и масонство находятся в тесной связи и что Джозеф использовал масонство без каких либо угрызений совести. Также очевидно, что в его мысли царство Божие являлось истинным масонством, которое после своего воцарения на земле во главе с царем и президентом уничтожит все земные недоразумения, разделения и зло и станет началом нового Тысячелетнего Царства.

Джозеф Смит символически сравнивал всю землю с великой масонской ложей, которой соответствовала Великая Ложа в вечных областях Славы: эта идея имела место в масонстве. Похоже, что Пророк вначале принял масонство и затем модифицировал, расширил, доработал и прославил его" (27).

Известно, что Джозеф Смит незадолго перед смертью объявил себя царем и собирался принять участие в президентских выборах в США. Господь рассудил иначе. Но в любом случае идеи мормонского лжепророка о новом всемирном едином мормоно-масонском царстве несут в себе зловещее сходство с политическими планами того, кто придет в конце времен и поставит себя на место Христа. И он, несомненно, будет рассматривать Джозефа Смита как одного из своих предтеч.

Использованная литература и примечания

1. http://www.mormons.org

4. Roberts B. H. Comprehensive History of the Church of Jesus Christ of the Latter-day Saints. 6 vols. Salt Lake City, 1930. Op. cit. Vol. 2. P. 135-136.

5. Apostle John A. Widtsoe. Evidences and Reconciliations (first edition). Salt Lake City, 1963. Vol. 3. P. 358.

6. History of Freemasonry in Illinois. P. 184. Цит. по: S.H. Goodwin. Mormonism and Masonry. n/p, n/d. P. 34.

7.Hauth Ruediger. Die Mormonen: Sekte oder noue Kirche Jesu Cristi? Freiburg, Basel, Wien, 1995. (Пер. Ю. С.Терентьева.) Z. 129.

8. McGavin E. Cecil. Mormonism and Masonry. 1956.

9. Цитируемая ниже речь Дархема была произнесена на торжественном ежегодном заседании Мормонской исторической ассоциации 20 апреля 1974 г. Речь никогда не была опубликована в мормонских источниках, а Дархем был вынужден публично оправдываться и под угрозой исключения из "Церкви" должен был опубликовать публичное исповедание, подтверждающее его веру в "Пророка" Смита и основанную им "Церковь".

10. Цитата взята из подпольной машинописной копии речи доктора Дархема, внимательно сверенной с аудиозаписью, точность которой была заверена Мервином Б. Хоганом, секретарем масонской исследовательской ложи в Юте, Солт-Лейк-Сити. Цит. по: Decker Ed., Hunt Dave. The God Makers. P. 122-123.

11. Здесь и выше цит. по:Hauth Ruediger. Die Mormonen: Sekte oder noue Kirche Jesu Cristi, Z. 98-99.

12. (см. Тэннер.Указ. соч. С. 486)

13. (Тэннер, Указ. соч. С. 487)

14.(Mellor, Alek. Logen. Rituale - Hochgrade. Handbuch der Freimaurerei, 1967. S. 360f)

15. Текст ритуалов цитировался по Hauth Ruediger. Die Mormonen: Sekte oder noue Kirche Jesu Cristi? Z. 132-133, пер. Ю.С. Терентьева.

16. McGavin E. Cecil. Mormonism and Masonry. 1956. P. 199. Цит. по: Hauth Ruediger. Z. 129.

17. McGavin E. Cecil. P. 196. Цит. по: Hauth Ruediger. Z. 131.

18. Дархем не говорит о том, что у заключенных лидеров мормонизма откуда-то было огнестрельное оружие, и они отстреливались, серьезно ранив нескольких нападавших. - А. Д.

19. Поясним мысль Дархема: подходить к окну и подставлять себя под выстрелы озлобленной сопротивлением и желающей отомстить за своих товарищей толпы было абсолютно бессмысленно, если, конечно, Смит не желал сказать что-либо, что могло бы остановить выстрелы.

20. Цит.по: Decker Ed., Hunt Dave. P. 120-122.

21. Teachings of Prophet Joseph Smith. Salt Lake City, 1949. P. 146.

22. Pike Albert. Morals and Dogma of the Ancient and Accepted Scottish Rite of Freemasonry. Washington, D.C., 1958. P. 210, 213, 219.

23. Mackey Albert G. An Encyclopedia of Freemasonry. 1921. P. 618-619.

24. Pike Albert. P. 277, 525, 744.

25. См.: Джозеф Смит - История. Пар. 19. Драгоценная жемчужина. Солт-Лейк-Сити, 1995.

26. Цит.по: Decker Ed., Hunt Dave. P. 125.

27. Цит. по: Decker Ed., Hunt Dave. P. 126.

«Движение вольных каменщиков может восходить к языческим ритуалам, которые практиковали скандинавские викинги», — говорит Арвид Истад (Arvid Ystad). Он автор книги «Вольные каменщики в эпоху викингов», которая вышла этой весной.

Масонский орден обсуждать книгу официально отказался. Масонская газета взяла у Истада интервью, которое не было опубликовано, и сейчас они перестали анонсировать книгу в Frimurerbladet, что планировалось. По утверждениям отдела рекламы газеты, обоснование следующее: «Редакция и Масонская ложа приняли совместное решение о том, что не хотят размещать анонс данной книги».

«Нельзя сказать, что это неожиданная реакция, ведь моя теория подрывает фундаментальные основы Ложи», — говорит Арвид Истад, который сам является масоном 10 степени. Это высшая степень.

Это трудно проглотить

«Судя по всему, особенно трудно проглотить то, что их ритуалы могут восходить к языческим ритуалам, потому что в масонской Ложе есть ряд священников, занимающих высокие посты. Поэтому христианство не дает поставить на моей теории и книге штамп „Одобрено“. Но существует так много сходных черт между масонством и древнескандинавскими ритуалами, что это едва ли может быть случайностью», — полагает он.

Согласно двум наиболее известным теориям возникновения масонства, Ложа возникла в так называемых хижинах во время строительства соборов во времена средневековья, или же можно провести параллели между рыцарями-тамплиерами времен крестовых походов и современными масонами.

Истад полагает, что история могла быть совсем другой. Его исследование показывает, что происхождение ритуалов приема в три первые степени сегодняшнего масонства соответствует трем древненорвежским ритуалам посвящения богам Одину, Тору и Фрейе.

Клятва

«Мы вообще не комментируем наши ритуалы, поэтому мы и книгу не комментируем», — сказал Хельге Квигстад (Helge Qvigstad), отвечая на вопрос Dagbladet. В Норвежском масонском ордене он ответственен за контакты с прессой.

«В Масонском ордене нет единого мнения об изысканиях Истада, но самое важное для нас — то, что мы даем клятву не раскрывать наши ритуалы», — говорит он.

Эти ритуалы были ранее раскрыты в нескольких книгах, в частности, книге Рогера Карстена Осе (Roger Karsten Aase) «Тайны масонов — рассказанные изнутри».

— Это ничего не значит. Большинство не понимают значения ритуалов, пока сами через них не прошли, — говорит Квигстад.

— А что в таком случае бывает с теми, кто дал клятву, но, тем не менее, раскрыл ритуалы?

— Рогер Осе был из наших списков исключен. Что будет с Истадом, пока на высшем уровне не обсуждалось, — отвечает Ксигстад.

Понимал, что рискует

Арвид Истад пока не получал никаких сигналов о том, что масонская Ложа собирается предпринять по поводу его книги.

«То, что они вычеркнули Осе из своих списков, означает, что он был исключен. То, что они собираются обсуждать мою книгу на высшем уровне, не является для меня чем-то неожиданным», — говорит Истад.

Контекст

Языческие корни Пасхи

The Guardian 20.04.2014

Счастливые язычники

Gazeta Wyborcza 16.01.2014

Большое масонское собрание в Белграде

NoviMagazin 23.05.2012
«Хотя я и давал эту клятву, я чувствую, что мое исследование настолько важно для норвежского общества и для масонов всего мира, что просто не могу держать в себе эти находки. Моя совесть и мой долг — указать на эти давние культурные традиции, и это важнее, чем мое отношение к Ложе. Кроме того, наши убеждения и совесть выше заповедей и приказов Ложи», — добавляет он.

Истад обнаружил, что культ предков и посвящение богам, таким как Фрейя, Тор и Один в религии викингов занимали центральное место. Когда сын становился членом рода, ему на правую ногу надевали кожаный башмак.

«Когда у масонов принимают в первую степень, будущему вольному каменщику тоже надевают ботинок на босую правую ногу», — говорит Истад.

В эпоху викингов к костям предков относились как к чему-то священному. После того, как трупы сжигались, фрагменты костей хранились в гробу, и должен был быть проведен целый ряд ритуалов. Когда молодой человек посвящался Фрейе, его три раза обводили вокруг гроба, потом он три раза через него переступал. После чего подходил к стене за гробом, где заключал «священный брачный союз» с Фрейей. У стены он становился свободным, вольным каменщиком, и его обвязывали вокруг пояса бычьей шкурой.

«У масонов на полу лежит ковер, и при обряде посвящения сегодняшние масоны должны трижды обойти его и три раза переступить через символы на ковре», — говорит Истад.

«Даже то, что масоны дают клятву под угрозой кровавых наказаний, можно увязать с древнескандинавскими ритуалами. В то время были хорошо известны человеческие жертвоприношения».

Масонство — очень распространенная по всему миру сеть тай-ных обществ, чьей целью, по их заявлению, является взаимопомощь. Однако правда является более зловещей. Некоторые источники говорят о том, что они ставят совершенно иные задачи.

Степени масонства

Общество масонов делится на три группы, называемые ложами. Начальный уровень называется Синей Ложей. Она имеет три степени — по аналогии со званиями рядового, рядового первого класса и капрала. Средняя ложа известна под названием Круг Йорка (Красной Ложей). У нее десять степеней. Если масон полу-чает высшую степень в Круге Йорка, он впоследствии может стать членом Шот ландской Ложи, имеющей тридцать три степени. Шотландская Ложа, но войти в этот круг мож-но только по приглашению. Все степени масонства что-либо символизируют и называются, например, «степень мастера метки», «степень цар-ственного свода», «степень рыцаря-тамплиера» и «степень принца милосердия». Позвоночник человека состоит из 32 позвонков.

Посвящение в масоны

Многое из того, что касается масонских ритуалов, до сих пор для непосвященных остается тайной “за семью печатями”. Информация по этому вопросу обрывочна и практически всегда недостоверна. Однако на данный момент известны определенные детали ритуалов посвящения в масоны. Кандидату на посвящение в степень царственного свода завя-зывают глаза (или одевают на голову колпак) и раздевают. Инициируемый вверяется на попечение члена ордена, уже владеющего этой степенью, который называется проводником. Провожатый трижды стучит в дверь комнаты, в которой будет проходить обряд посвящения.

Услышав стук, те, кто находятся внутри, отвечают:

— Что за профан или недостойный человек пришел сюда, чтобы нарушить покой и гармонию нашей встречи Пурпурной Хартии Царственного Свода, посвященной Богу и Брату Иешуа?

Дверь охраняется человеком, которого называют «Тайлер». Часто он исполняет обязанности офицера безопасности Ложи и вооружен мечом, чтобы отгонять непрошеных гостей. Традиция этого имени восходит ко времени зарождения масонства, когда обряды инициации проводились в пещерах. «Тайлер» говорит:

— Это не профаны и не недостойные люди. Это друзья с братом, брат с друзьями, желающий присоединиться к нашей встрече Пурпур-ной Хартии Царственного Свода, посвященной Богу и Брату Иешуа .

Дверь открывается, и глава ложи задает кандидату ряд вопро-сов, на которые тот отвечает таким образом:

— Откуда ты?

— Из внешнего лагеря Израилева.

— Куда ты идешь?

— Внутрь.

— Как ты собираешься туда попасть?

— С помощью пароля.

— Знаешь ли ты этот пароль?

— Да.

— Скажешь ли ты мне его?

— Я скажу, если ты начнешь: Шиб-Бо-Лес.

Затем обнаженную грудь инициируемого колют мечом или дру-гим острым предметом, иногда компасом. Вопросы и ответы следуют далее.

— Чем тебя встретили?

— Острием меча, направленным в левую сторону моей обнажен-ной груди.

— Почему именно в левую сторону?

— Так ближе всего к моему сердцу.

— Что ты ощутил?

— Три укола.

— Что означают эти три укола в обнаженную грудь?

— То, как сейчас они причиняют боль моей плоти, так потом они могут стать уколами моей совести, если я когда-нибудь предам огласке то, что мне было или будет доверено.

Затем ослепленного повязкой человека внезапно пугают резким звуком. Его производят с помощью ружья с холостыми патронами или чего-то подобного. После этого глава церемонии спраши-вает кандидата:

— Что ты слышал?

— Выстрел.

— И что этот выстрел символизирует?

— Гнев Божий, громом обрушившийся на сынов Израиля, кото-рые осмелились ослушаться его воли.

После этого инициируемый становится на колени и своеобразно молится о сво-ем спасении. Таким образом происходит посвящение в масоны

Настоящие цели, преследуемые масонами, известны только посвященным, т. е. находящимся на самом верху иерархической лестницы братства. Это делается в целях сохранения тайн и ритуалов. Боль-шинство масонов не могут разгласить секреты, поскольку они их не знают. Те же, кому они известны, давно доказали, что уме-ют их хранить. Предполагается, что масонам удается хранить свои секреты не только потому, что они не разглашают их, но еще и по-тому, что они способны умело распускать дезинформацию, призванную запутать общество и завуалировать подлинные цели масонства. И хотя масоны утверждают, что не ставят перед собой задачи заменить ре-лигию, в жизни членов этого тайного общества Ложа занимает именно это место.

Масоны могут проследить корни своего общества до конца сред-невековья. В то время масоны , как следует из самого их названия, были каменщиками. Из камня тогда строились только королевские дворцы, замки некоторых из вельмож, соборы, аббатства и приход-ские церкви. В период с 1050 г. по 1350 г. на территории Франции масоны построили пятьсот церквей и восемьдесят соборов. На завершение строительства некоторых соборов потребовалось более сотни лет. Этот огромный объем работ выполнялся двумя группа-ми масонов: «практическими масонами», которые имели дело с большими кусками необработанного камня и клали стены, и франкмасонами, которые создавали резной фасад здания из более податливых видов камня. Поскольку в одной местности всегда было слишком мало масонов для того, чтобы возвести большие каменные строения, они переезжали с места на место, перевозя имущество с собой и обедая во временных построй-ках. В основном, они не использовали эти постройки для сна, предпочитая местные постоялые дворы.

Одна из самых ранних легенд с участием масонства рассказывает о постройке Лондонского моста. В песне говорится, что первый мост, построенный из дерева, в 1176 году обрушился. Масоны построили новый - из камня. Прекрасная дева, о которой упоминается в песне, была девственницей, которую, по легенде, живьем замуровали в одной из каменных опор моста, чтобы умилостивить богов. Считалось, что именно по этой причине мост простоял так долго. Он прослужил до 1832 г., после чего был разобран и отстроен заново. Во время этих работ ни в одной из колонн кости девственницы обнаружены не были. В четырнадцатом веке количество рабочих часов и плата, причи-тающаяся масонам, были узаконены английским Рабочим Статутом. Труд масонов оплачивался хорошо. В результате чумы в то время численность населения почти вдвое уменьшилась, и сре-ди оставшихся в живых людей, умеющих строить здания, осталось мало.

Во времена средневековья Европой правила Святая Римская католическая церковь, во главе которой стоял Папа. Те, чьи веро-вания и убеждения отличались от учения Церкви, вынуждены были уходить в подполье. Единственными, кто мог свободно пере-езжать из города в город, не боясь санкций со стороны Церкви, были члены гильдии каменщиков, поскольку только они владели необходимыми знаниями, чтобы возводить соборы.

Встречи масонов проходили в их ложах. Они утверждали, что знание архитектуры, которое позволяет им возводить такие пост-ройки, они унаследовали от строителей Древнего Египта, создавших пирамиды.. Существует несколько легенд о том, как масоны получили эти знания. В одной из них го-ворится, что Авраам, о котором рассказывается в Ветхом Завете, владел знаниями, существовавшими еще до Великого Потопа, и пе-редал их своим современникам-египтянам. Эти знания передавались из поколения в поколение, пока не дошли до греческого философа Евклида, который их записал и назвал геометрией. Геомет-рия в первое время была известна под на-званием «архитектура». Согласно заявлениям самих масонов, их предки существовали еще во времена постройки Вавилонской башни и Храма Соломона в Иеру-салиме. Древние масоны утверждали, что получили свои знания от «богов» и что именно они стали избранными, с которыми боги поделились своими тайнами.

Иешуа (евр.) - Иисус. Говоря о брате Иисуса, масоны намекают на Люцифера (сатану), который никаким братом Иисуса Христа, конечно, не является, но незаконно претендовал на его Божественные атрибуты.

Вольные каменщики

Мачу Пикчу - древний город инков

Кольцо Аненербе

Артефакты на Марсе

Вогнутые зеркала. Тайны кривых зеркал

Аномальная зона Балхаш

Достопримечательности Таллинна


Эстония, не смотря на свои сравнительно небольшие размеры, славится большим количеством достопримечательностей, и бесспорно, главное место здесь занимает столица государства город...

Глубины Марианской впадины

Ученые проде-монстрировали соответствующие видеозаписи и фотографии с глубины более 1 км. На этих видеокадрах открылись воистину грозные тайны океана: взгляду предстали...

Венера-8 - первая в мире мягкая посадка СА АМС на Венеру

«Венера-8» - автоматическая научно-исследовательская космическая станция, предназначенная для исследования планеты Венера. «Венера-8» была запущена с космодрома Байконур 27 марта 1972. 6 апреля...

Климатические изменения


Погодные условия ухудшаются... Резкие перепады температуры воздуха, выпадение аномального количества осадков, наводнения, штормы – все эти климатические изменения не только...

Катастрофы в России

МЧС обнародовало прогноз чрезвычайных ситуаций, которые ждут Россию. Глобальной катастрофы, по мнению министерства, в стране не будет, но ряд ЧС все же...

Истребители пятого поколения: технология “Аякс”

Истребители пятого поколения являются секретными разработками, а потому сведения о них крайне скудны и туманны. Идея данного самолета была...

Турецкий отдых - особенности и возможности

Отдых в Турции - это возможность отдохнуть по приемлемым ценам. Именно поэтому эта страна стала одним из любимых мест наших...

Обломки НЛО на Марсе

В красной пыли при температуре 80 градусов Цельсия около марсианского экватора навсегда застыли обломки гигантского звездного корабля, который разбился на...

Акулы в Балтийском море

Как-то получилось, что из акул в Балтийском море представлены лишь...

Народные приметы о жемчуге

В первую очередь, жемчуг является невероятно красивым камнем, который был...

Ракетный комплекс Авангард - технические характеристики и возможности

Новейший российский ракетный комплекс "Авангард" запущен в массовое производство, начата...

Почему не внедряется квантовый двигатель Леонова

В печати периодически появляются заметки о неизвестной разработке Брянского ученого...

История еды древних славян

Древние славяне, как и многие народы того времени, верили, что множество...

Русский язык и история народа

Любое слово, любая фраза в языке не могут возникать ниоткуда. ...

Масонские ритуалы

Дата: 23.01.2013

Добропорядочный скептицизм, насмешки над духовностью, набирающий силу материализм, бывшие в ходу в парижских салонах, плохо стыковались с изначальной простотой масонских ритуалов. В результате церемонии усложнили и удлинили, ввели «испытания», длинные и торжественные клятвы. Людей неподготовленных это могло отвратить от масонства. Впоследствии во многих ложах испытания, входящие в обряд посвящения, даже приняли характер издевательств, своего рода «дедовщины». Например, «профану» ставили «масонскую печать» только что погашенной свечой или нагретым донышком стакана .

Вот как описывал обряд Олсуфьев: «Гран-метр велит предать приведенного для посвящения трем мытарствам, по повелению которого с обнаженными шпагами приняв под руки, трое круг всех предстоящих масонов и обведя два раза с возжен-ными свечами, с употреблением при том сильном ветре и воздухе огня, и потом, взведя на особливую к тому приготовленную гору, имея повеление от гран-метра, дабы оного скинуть с горы; по исполнении сему оный представляется пред фан-метра и присягает оному не инако, как Создателю нашему Христу с приложением к тому печати Соломоновой, которая кладется на левом плече и потом циркулем проколов грудь, стирает сам текущую кровь платком и, развязав глаза, повелевают у гран-метра целовать левую ногу три раза. По окончании же сего, доказывая, уверяют, что Храм Соломонов не инако есть, как святое таинство, и защитник оного силою своею есть гран-метр».

Французы давали полную волю своему воображению. «Иногда я изображал хирурга, — рассказывал в своих воспоминаниях принц Шарль Жозеф де Линь (1735—1814). — Колол посвящаемого своей зубочисткой и заставлял его пить горячую воду, как будто это его кровь. Однажды в одной из наших лож нечаянно убили одного несчастного, которого брат, оказавшись недостаточно силен, уронил, желая перевернуть через голову, но тот так потом и не оправился. Я же доводил до смерти только от страха пред всеми теми муками, которыми грозил. Я устраивал всеобщие исповеди и уверял в том, что у нас действительно творятся все те ужасы, в которых нас подозревают».

Разного рода обманщики надували простаков, устраивая им лжепосвящения. В 1737 году в Филадельфии аптекарь Эван Джонс вздумал в компании со своими приятелями разыграть своего ученика Дэниела Риза поклонника оккультизма, мечтавшего узнать тайну масонского ордена. Шутники представились Ризу масонами и предложили пройти посвящение. Тот сразу же согласился. Его привели с завязанными глазами в погреб, заставили пройти через разные циничные и фантастические обряды и объявили «посвященным в ученики». Через несколько дней настал черед «посвящения в мастера». Один из состоявших в сговоре нарядился «дьяволом» с рогами и хвостом. В руках он держал блюдо с зажженным спиртом («адским огнем»), но нечаянно опрокинул его на Риза. Юноша скончался от ожогов, Джонса и его соучастников судили за убийство. Великая ложа Пенсильвании в самом начале процесса заявила через местные газеты о непричастности к этому делу, однако в обществе быстро распространились противоположные слухи. Родители Франклина, жившие в это время в Массачусетсе, пришли в ужас оттого, что их сын попал в сети столь страшных людей. Бенджамин попытался их успокоить, написав в письме, что «масоны — самые безобидные люди, ни в принципах, ни в поступках которых нет ничего противного религии и добрым нравам».

Между тем ученик, «увидевший свет» в регулярной масонской ложе, через определенное время мог подняться на следующую ступень, пройдя посвящение в подмастерья (товарищи). Он тоже должен был провести некоторое время в «кабинете размышлений», после чего один из братьев являлся за ним, расстегивал ему ворот сорочки, велел надеть левый башмак, смяв его задник*, подводил к дверям ложи и обменивался стуком с привратником. Венерабль справлялся о согласии братьев на прием ученика в подмастерья; те поднимали руки и пять раз хлопали в ладоши. Венерабль через посредство привратника просил ученика назвать свое масонское имя, возраст и ответить, довольны ли им мастера. На это кандидат должен был ответить: «Как каменщику, мне три года, меня зовут Габаон, мастера мною довольны». Его подводили к алтарю и ставили между двух стражей. Отвечая на ритуальные вопросы, он должен был сообщить первому стражу пароль, условные знаки и прикосновения ученика, подтвердив тем самым, что прошел посвящение, а затем пройти испытание. Первый надзиратель пять раз обходил с ним Храм по кругу и после каждого «путешествия» один раз ударял молотком по ступеням Храма. Затем посвящаемый должен был пройтись «походкой подмастерья»: правой ногой на юг, приставляя к ней левую под прямым углом, левой на север, приставляя правую, потом правую на восток, приставляя левую сзади (ученик передвигался таким же образом, но строго по прямой). После этого он поднимался по семи ступеням Храма, наступая на третью, пятую и седьмую. Наконец он совершал один большой шаг «по пути Добродетели» к самому трону, где повторно давал обязательство хранить тайны ордена. Ему сообщали тайные знаки, слово и прикосновения.

Тайным знаком был жест правой руки, которую подносили к сердцу, а потом резко отстраняли, опуская вдоль тела, образовав угольник Тайным словом было «Боаз», паролем Schibboleth, что значило «сила в единстве». На иврите это слово означает «колос» и переводится также как «изобилие», «мир» или «брод». В «Книге Судей» оно использовалось как пароль в войне между гилеадитами (галаадитянами) и эфраимитами (ефремлянами): последние выговаривали «сибболет» вместо «шибболет» и тем самым выдавали себя. В ложах континентальной Европы пароли не имели большого значения, зато в английских ложах без знания паролей ученика и подмастерья нельзя было стать мастером. Условным прикосновением ученика было прикосновение ногтем большого пальца правой руки к трем суставам указательного пальца, подмастерья — к фалангам среднего пальца, мастера к верхней фаланге указательного пальца и мизинца; при этом нужно было произносить по буквам свое тайное слово. Впрочем, в разных системах и в разные эпохи они могли различаться. Венерабль произносил речь, в которой растолковывал новому подмастерью смысл только что совершенного обряда. Колонна Боаз (тайное слово, сообщенное ему) та, у которой подмастерья Храма Соломона получали плату и хранили свои инструменты. Они точили их на остроконечном кубическом камне (этот камень входил в убранство ложи во время обряда). Семь ступеней, на которые поднимался подмастерье, означали, что отныне он трудится внутри Храма.

При возведении в степень мастера всю ложу затягивали черными тканями, на стенах развешивали черепа, кости и надпись «Помни о смерти», на пол стелили черный ковер с нашитыми золотыми слезинками, а посреди ковра ставили открытый гроб. По правую сторону от жертвенника на искусственном земляном холме сверкала золотая ветвь акации. Все «братья» были одеты в черное, на голове у них были шляпы с опущенными полями. Обряд посвящения изображал смерть мастера Хирама, роль которого играл один из братьев. Перед обрядом его укладывали в гроб, ногами на восток, сложив ступни под прямым углом, его правая рука лежала на сердце, а левая вдоль тела; от пояса фартука и до ног он был прикрыт белым саваном. Фартук же натягивали до подбородка, а лицо покрывали тканью с пятнами крови. Все огни гасили, за исключением свечи из желтого воска на алтаре.

Кандидат входил в ложу босым, с обнаженными руками и грудью, без металлических предметов; в правой руке у него должен был быть небольшой угольник, а талию его поверх фартука подмастерья трижды опоясывала веревка. Сначала он должен был доказать, что не является одним из подмастерьев-убийц. Его осматривали, срывали с него фартук, после чего один из стражей сообщал венераблю, что одежды его белы, руки чисты, а фартук незапятнан. Венерабль, по обычаю, спрашивал согласия братьев на продолжение церемонии. Если оно было дано, обряд продолжался. У посвящаемого спрашивали пароль подмастерья, затем показывали тело в гробу и еще раз задавали вопрос, не входит ли он в число убийц. После отрицательного ответа посвящаемый отправлялся в первое «путешествие» по Храму под эскортом четырех вооруженных шпагами братьев (по двое с каждой стороны) и привратника, державшего его сзади за веревку, а лежавший в гробу тайком выбирался оттуда.

Начиналась серия ритуальных вопросов, в ходе которых посвящаемому сообщали пароль мастера «Тувал-каин» (это имя потомка Каина, мастера разных ремесел, в частности литейного). Кандидат должен был продемонстрировать шаги и знаки ученика и подмастерья, а потом его обучали шагам и знакам мастера. Его ставили на колени, приставив к каждой груди острие циркуля; правую руку он клал на Библию и клялся не разглашать секреты мастера вольных каменщиков, повиноваться приказам ложи, хранить все тайны «братьев», как свои собственные, если речь не идет об убийстве или предательстве, никогда не причинять им страданий и обид, служить им всем тем, что в его власти, не совращать их жен, дочерей или сестер под страхом того, что тело его рассекут надвое, нутро сожгут, а пепел развеют по ветру.



Похожие статьи

© 2024 my-kross.ru. Кошки и собаки. Маленькие животные. Здоровье. Лекарство.