Акт о наличии или отсутствии технической возможности. О технической возможности установки прибора учета. Что говорит законодательство

В МКД в квартирах граждане по техническим особенностям не могут установить индивидуальные приборы учета. Платят по нормативу ресурсовикам напрямую. С введением повышающего коэффициента на норматив для не «оприборенного» жилья существенно возросла плата граждан. Что нужно и в каком порядке сделать собственникам, чтобы официально был зафиксирован факт невозможности установить такой прибор, чтобы уйти от наказания повышающим коэффициентом?

Что делать?!

Согласно пп. к(3) п. 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 года, потребитель коммунальных услуг вправе требовать от исполнителя составления акта об установлении наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального или общего (квартирного) приборов учета.

Такой акт будет являться основанием для неприменения повышающего коэффициента при расчете платы за коммунальные услуги в отсутствие приборов учета.

При составлении акта вправе присутствовать иные лица, в том числе лицо, которое несет ответственность за содержание общего имущества в многоквартирном доме, члены совета многоквартирного дома,

Аналогичное правомочие в части определения технической возможности установки общедомового прибора учета предоставлено потребителю п. к(5) Правил.

Существенным отличием для составления актов, определяющих наличие технической возможности установить общедомовой прибор учета, от актов, касающихся индивидуальных приборов учета, является обязательное участие ресурсоснабжающей организации.

П. 81 Правил относит полномочие по утверждению критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форм ы акта обследования и порядка ее заполнения к компетенции Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. В редакции Правил предоставления коммунальных услугу, действовавшей до 26.02.2014 года это правомочие было предоставлено Министерству регионального развития региона России.

Критерии, форма акта обследования и порядок ее заполнения были утверждены Приказом Министерства регионального развития региона России от 29.12.2011 N 627. Ознакомиться с полным текстом приказа Вы можете на сайте НП «ЖКХ Контроль», перейдя .

Если принадлежащее собственнику помещение в многоквартирном доме, не оборудовано индивидуальными приборами учета, а равно отсутствуют общедомовые приборы учета, обязанность по инициированию процедуры составления акта об отсутствии технической возможности их установки возложена на собственников.

Начать необходимо с обращения к исполнителю, которым является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Исполнителем является организация (индивидуальный предприниматель) осуществляющая управление многоквартирным домом (УК, ТСЖ, ЖСК, иной потребительский кооператив).

Если собственниками реализовано непосредственное управление, то заявление должно быть адресовано ресурсоснабжающей организации.

Исполнителем должно быть организовано проведение обследования с составлением акта.

Приказом утверждены следующие критерии:

  1. установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);
  2. невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки;
  3. в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены;

Дополнительный критерий, применяемый при определении возможности установки индивидуальным приборов учета тепловой энергии, это наличие в доме вертикальной разводки инженерной системы отопления, обусловленное проектными характеристиками.

Достаточно наличия одного из приведенных оснований.

Возможность составления акта не предусмотрена для домов, введенных в эксплуатацию после вступления в силу Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные, поскольку п.6 ст. 11 указанного закона установлен прямой запрет на ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных, прошедших капитальный ремонт и не соответствующих требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов. Факт наличия возможности установки приборов учета в таких домах считается доказанным.

Обращаем Ваше внимание, что необходимость составления акта обусловлена не только наличием повышающего коэффициента. В связи с внесенными постановлением Правительства РФ №1498 от 26.12.2016 года изменениями в Правила предоставления коммунальных услуг, условием перерасчета платы за коммунальные услуги в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении является наличие акта об отсутствии технической возможности установки в таком помещении индивидуальных приборов учета.

После составления акта выставление платы с учетом повышающего коэффициента может рассматривать как нарушение порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшее его увеличение, что дает основание потребителю требовать во внесудебном порядке выплаты штрафа, предусмотренного п. 155 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 года. Размер штрафа составляет 50% от величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить.

Во многих квартирах до сих пор отсутствуют счетчики потребления коммунальных ресурсов, и люди оплачивают по нормативу — чаще всего больше, чем платили бы по показаниям прибора учета. Но есть и те, у кого счетчик установить негде просто физически, слишком мало места, конструкция внутриквартирных сетей не позволяет, снимать показания будет трудно, трубы старые. Как юридически грамотно первым оснастить свое жилье счетчиками, а вторым отказаться от этого? Тему обсуждаем с директором МБУ «Контакт-центр при главе города Ульяновска» Денисом Седовым.

— Денис Константинович, что такое критерии наличия технической возможности установки прибора учета и какое значение они имеют для конкретного жильца конкретной квартиры?

— Установка приборов учета потребления коммунальных ресурсов регулируется несколькими нормативно-правовыми актами. Во-первых, это Закон №261-ФЗ от 23.11.2009 года «Об энергосбережении…». Во-вторых, это Правила предоставления коммунальных услуг №354 от 6.05.2011 года. И, в-третьих, Приказ №627 от 29.12.2011 года, который называется «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов и порядка ее заполнения».

Закон вводит обязанность потребителей устанавливать приборы учета — как общедомовые, так и индивидуальные. Правила регламентируют процедуру учета потребления ресурсов, а Приказ с этим длинным названием определяет, при каких условиях есть возможность установки счетчиков и при каких она отсутствует. Но критерии, подчеркну, разработаны не столько для определения возможности собственно установки прибора, сколько для определения, может ли прибор учета использоваться при расчете платы за коммунальные услуги. Вот такой нюанс.

— Это что, уже установленный прибор могут признать не пригодным для расчета платежей?

— Получается так — исходя из того, соответствует ли сам прибор, место его монтажа и условия эксплуатации прописанным в Приказе критериям. Первый из них можно назвать абсолютным: технические условия для установки приборов учета априори существуют в домах, введенных в эксплуатацию после вступления в силу Закона «Об энергосбережении…». Это 27 ноября 2009 года. Есть особенности установки индивидуальных приборов учета тепловой энергии, для которых необходима горизонтальная разводка внутридомовых инженерных систем, тогда как в большинстве эксплуатируемых сегодня многоквартирных жилых домов она вертикальная. Заведомо существуют условия для оприборивания не только во вновь построенных после 27 ноября 2009 года домах, но и введенных на эту дату в эксплуатацию после капитального ремонта или реконструкции. То есть законодатель фактически обязывает застройщиков оприборивать такие дома еще до их заселения, и будущим жильцам беспокоиться на этот счет уже не надо.

— А что с домами, построенными до ноября 2009 года?

— Для домов, введенных в эксплуатацию до 27 ноября 2009 года, критерии установлены в Приложении 1 к Приказу. Для заключения об отсутствии технической возможности установки счетчика достаточно выявления хотя бы одного из следующих обстоятельств:

— установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного жилого дома или помещения невозможна без реконструкции, капительного ремонта внутридомовых инженерных систем или внутриквартирного оборудования или без создания новых систем и оборудования;

— при установке прибора учета невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством России об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;

— в месте, в котором подлежит установка прибор учета, невозможно обеспечить требования к условиям эксплуатации прибора, которые необходимы для его надлежащего функционирования. В том числе из-за технического состояния внутриквартирного оборудования, влажности, температурного режима, электромагнитных помех. Или невозможно обеспечить доступ для снятия показаний, обслуживания счетчика, его замены.

Если в ходе обследования будет выявлено, что указанные выше обстоятельства отсутствуют, значит техническая возможности для установки соответствующего прибора учета имеется.

— Кто это обследование проводит?

— Согласно Приказу во время обследования могут присутствовать собственник жилого помещения (а если подана заявка на установку индивидуального прибора учета, то его присутствие необходимо), представитель РСО, представитель обслуживающей общее имущество организации, который обеспечит, если потребуется, доступ к границе сетей, где обычно и устанавливается прибор, иные лица. При этом присутствие представителей органов власти не является обязательным. По результатам обследования составляется акт — его форма приведена в Приложении №2 к Приказу, в котором и делается вывод о наличии технической возможности для установки счетчика либо о ее отсутствии. В случае, если у кого-то из участников обследования будет особое мнение о его результатах, запись о нем вносится в акт. По одному экземпляру акта вручается каждому из присутствующих.

— На чье имя гражданин подает заявку?

— Пунктом 9 статьи 13 Закона «Об энергосбережении…» обязанность по установке приборов учета, их эксплуатации и замене возложена на ресурсоснабжающие организации (РСО), которые не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, поскольку он является публичным. Порядок заключения договора и его существенные условия утверждены Приказом Минэнерго России №149 от 17 апреля 2010 года. После получения от заказчика заявки РСО должна провести осмотр объекта с целью проверки технической возможности установки прибора. При ее наличии РСО направляет заказчику подписанный со своей стороны договор и технические условия, которые заказчику предстоит выполнить перед установкой счетчика. А при отсутствии технической возможности заказчику направляется отказ в заключении договора. Если же собственник помещения обращался не к РСО, а к какой-то иной фирме, то она не обязана ни договор подписывать, ни составлять акт обследования на наличие возможности для установки прибора, и этот момент может всплыть уже потом, когда установленный счетчик будет вводиться управляющей организацией (исполнителями) в эксплуатацию. Исполнитель и может обнаружить, что смонтированный прибор учета не пригоден для использования при расчете платы за коммунальную услугу. Обнаружит, иначе говоря, как раз то, для чего и были разработаны критерии наличия или отсутствия технической возможности для установки приборов учета. И он же может составить акт об этом.

— В законе предусмотрено и принудительное оприборивание домов и квартир. Как оно осуществляется в этом случае?

— Да, сроки для добровольной установки приборов учета всех видов, кроме тепловых, истекли, и РСО должны делать это принудительно, предоставляя собственникам рассрочку на пять лет в оплате работ по оприбориванию. Из смысла нормативно-правовых документов следует также, что в случае непригодности по каким-либо причинам объекта к установке счетчиков ресурсники должны сами выполнить все работы по подготовке, скажем, внутриквартирных инженерных систем к оприбориванию, после чего монтировать уже и собственно приборы учета. Это может сильно повысить расходы собственников на оснащение своего жилья приборами учета. Представить это работающим на практике, впрочем, довольно сложно. Скорее, РСО сделает заключение об отсутствии технической возможности установки прибора.

Геннадий Якимчев

"Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения"

Редакция от 29.12.2011 — Действует с 01.09.2012

МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 29 декабря 2011 г. N 627

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КРИТЕРИЕВ НАЛИЧИЯ (ОТСУТСТВИЯ) ТЕХНИЧЕСКОЙ ВОЗМОЖНОСТИ УСТАНОВКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО, ОБЩЕГО (КВАРТИРНОГО), КОЛЛЕКТИВНОГО (ОБЩЕДОМОВОГО) ПРИБОРОВ УЧЕТА, А ТАКЖЕ ФОРМЫ АКТА ОБСЛЕДОВАНИЯ НА ПРЕДМЕТ УСТАНОВЛЕНИЯ НАЛИЧИЯ (ОТСУТСТВИЯ) ТЕХНИЧЕСКОЙ ВОЗМОЖНОСТИ УСТАНОВКИ ТАКИХ ПРИБОРОВ УЧЕТА И ПОРЯДКА ЕЕ ЗАПОЛНЕНИЯ

1. Утвердить:

критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно приложению N 1 к настоящему приказу;

форму акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно приложению N 2 к настоящему приказу;

порядок заполнения акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно приложению N 3 к настоящему приказу.

3. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства не позднее 10 дней со дня подписания направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра регионального развития Российской Федерации А.А. Попова.

И.о. Министра
В.А.ТОКАРЕВ

2. Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:

а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);

б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;

в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.

3. Техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома, за исключением многоквартирного дома, указанного в пункте 5 настоящего документа, индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.

4. Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, имеется, если в ходе обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида будет установлено отсутствие критериев, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего документа.

5. В отношении многоквартирных домов (жилых домов или помещений), для которых Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 48, ст. 5711; 2010, N 19, ст. 2291, N 31, ст. 4160, ст. 4206; 2011, N 29, ст. 4288, ст. 4291, N 30, ст. 4590, N 49, ст. 7061, N 50, ст. 7344, 7359, N 51, ст. 7447) установлено требование по их оснащению на дату их ввода в эксплуатацию определенными видами приборов учета энергетических ресурсов, техническая возможность установки таких приборов учета имеется.

6. Результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.

Приложение N 2
к приказу Министерства
регионального развития
Российской Федерации
от 29 декабря 2011 г. N 627

2. В пункте 2 акта обследования указываются фамилия, имя, отчество каждого лица - представителя юридического лица (индивидуального предпринимателя), проводящего обследование, а также реквизиты документа, подтверждающего полномочия данного лица на проведение обследования (доверенность, поручение, наряд и т.д.).

3. В пункте 3 акта обследования указываются фамилия, имя, отчество каждого присутствующего при проведении обследования лица, в том числе:

Представителя юридического лица (индивидуального предпринимателя), ответственного за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также наименование такого юридического лица (фамилия, имя, отчество физического лица);

Собственника (представителя собственника) помещения, жилого дома, в отношении которого подана заявка на установку индивидуального, общего (квартирного) прибора учета;

Иных лиц, участвующих в обследовании.

4. В пункте 4 акта обследования указывается вид прибора учета, на предмет установки которого проводится обследование наличия (отсутствия) технической возможности его установки:

Индивидуальный или общий (квартирный) или коллективный (общедомовой);

Прибор учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, природного газа, тепловой энергии.

5. В пункте 5 акта обследования указывается адрес многоквартирного дома (жилого дома или помещения), в котором проводится обследование на предмет технической возможности установки прибора учета соответствующего вида.

6. В пункте 6 акта обследования указывается способ проведения обследования: путем осмотра или с применением инструментов/средств измерений.

В случае применения при проведении обследования инструмента указывается его наименование и характеристики.

В случае применения при проведении обследования средства измерения указываются его наименование, метрологические характеристики и дату истечения очередного межпроверочного интервала.

7. В пункте 7 акта обследования указываются результаты проведенного обследования, а именно наличие или отсутствие технической возможности установки прибора учета соответствующего вида.

8. Пункт 8 акта обследования заполняется в случае, если при проведении обследования будет установлено, что отсутствует техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида, с указанием конкретных выявленных в ходе обследования критериев отсутствия технической возможности установки прибора учета соответствующего вида.

9. Пункт 9 акта обследования заполняется в случае, если у кого-либо из присутствующих при проведении обследования лиц имеется особое мнение относительно хода проведения и результатов обследования.

В этом случае в пункте 9 акта обследования указываются фамилия, имя, отчество присутствующего лица, имеющего особое мнение, а также содержание особого мнения.

10. В пункте 10 акта обследования указывается количество экземпляров составленного акта, которое должно соответствовать количеству присутствующих при проведении обследования лиц.

Составленные акты вручаются каждому из присутствующих при проведении обследования лиц.

"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 9

Вместе с новыми Правилами предоставления коммунальных услуг с 01.09.2012 вступил в силу еще один нормативный акт - Приказ Минрегиона России от 29.12.2011 N 627 "Об утверждении Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и Порядка ее заполнения" (далее - Приказ N 627). Каковы нюансы практического применения данного документа? В каких случаях необходимо выявлять техническую возможность и составлять акт?

О самом нормативном документе

Приказ N 627 состоит из трех частей. Первая часть (Приложение 1) содержит Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки счетчиков. Данные Критерии разработаны в целях определения возможности использования приборов учета при расчете платы за коммунальные услуги. Это очень важный момент. Получается, что физически счетчики могут быть установлены в любом случае, но учитывать их показания при расчетах за коммунальные услуги можно только при соблюдении рассматриваемых критериев.

Критерии наличия технической возможности установки счетчика

Первый критерий (абсолютный) назван в п. 5 Приложения 1 к Приказу N 627. Техническая возможность установки приборов учета имеется в МКД, в отношении которых Законом об энергосбережении <1> установлено требование об их оснащении на дату ввода в эксплуатацию определенными видами приборов учета энергетических ресурсов. Здесь нужно обратиться к п. 7 ст. 13 Закона об энергосбережении, которым установлено следующее:

  • МКД, вводимые в эксплуатацию после 27.11.2009, на дату их ввода в эксплуатацию должны быть оснащены общедомовыми приборами учета (ОПУ) воды, тепловой и электрической энергии и индивидуальными приборами учета (ИПУ) воды и электроэнергии (со ссылкой на п. 5 той же статьи);
  • МКД, вводимые в эксплуатацию после 27.11.2009, на дату их ввода в эксплуатацию должны быть оснащены ИПУ природного газа (со ссылкой на п. 5.1 той же статьи);
  • МКД, вводимые в эксплуатацию с 01.01.2012 после строительства или реконструкции, должны быть оснащены дополнительно ИПУ тепловой энергии;
  • МКД, вводимые в эксплуатацию с 01.01.2012 после капитального ремонта, должны быть оснащены ИПУ тепловой энергии при наличии технической возможности их установки.
<1> Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".

Иначе говоря, во всех домах, введенных в эксплуатацию после строительства <2> после 27.11.2009, есть техническая возможность установки ОПУ воды, тепловой и электрической энергии и ИПУ воды, природного газа и электроэнергии, а после 01.01.2012 - еще и ИПУ тепловой энергии. Вообще-то законодатель фактически обязал застройщиков установить указанные приборы учета, значит, собственникам помещений не должны понадобиться рассматриваемые критерии, ведь они не должны быть озабочены монтажом счетчиков.

<2> Несмотря на то что в п. 7 ст. 13 Закона об энергосбережении говорится о вводе в эксплуатацию после строительства, реконструкции и капитального ремонта, мы считаем, что здесь следует иметь в виду ввод в эксплуатацию лишь вновь возведенных домов. С реконструкцией и ремонтом - совсем другая история.

Все остальные критерии не затрагивают рассмотренную выше категорию домов. Это значит, что остальные критерии применяются к МКД, построенным до 27.11.2009. Самый простой критерий касается возможности установки в помещении МКД ИПУ тепловой энергии: такая возможность отсутствует, если по проектным характеристикам МКД имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем (ВИС) отопления. Примечательно, что в п. 3 Приложения 1 к Приказу N 627 говорится о применении данного критерия ко всем домам, кроме указанных в п. 5. Напомним, в п. 7 ст. 13 Закона об энергосбережении конкретизируется, что дома, введенные в эксплуатацию после реконструкции с 01.01.2012, должны быть оснащены ИПУ тепловой энергии. Отсюда можно сделать такой вывод: даже если по проектным характеристикам МКД, введенный в эксплуатацию до 27.11.2009, имеет вертикальную разводку ВИС отопления, такой дом, будучи подвергнутым реконструкции (с датой окончания после 01.01.2012), должен быть оснащен ИПУ теплоэнергии. Получается, что реконструкция домов, завершающаяся после 01.01.2012, должна предусматривать замену вертикальной разводки ВИС отопления на горизонтальную. Здесь можно напомнить, что реконструкция МКД - это серьезная процедура, которая регламентирована Градостроительным кодексом и требует как минимум разрешения на строительство.

К сведению. Несоблюдение при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов признается составом административного правонарушения, предусмотренного п. 3 ст. 9.16 КоАП РФ.

Одновременно введение МКД в эксплуатацию в этот же срок после капитального ремонта не делает установку ИПУ теплоэнергии обязательной, если отсутствует техническая возможность. Действительно, проведение капитального ремонта не сопряжено с изменением проектных характеристик МКД.

Пункт 2 Приложения 1 к Приказу N 627 устанавливает критерии, актуальные для всех домов, построенных до 27.11.2009, и выявляемые в ходе обследования. Эти критерии справедливы в отношении ОПУ и ИПУ всех видов энергетических ресурсов. Для заключения об отсутствии технической возможности установки счетчика в МКД (помещении) достаточно выявления хотя бы одного из указанных обстоятельств:

  • установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам МКД (помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих ВИС (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых ВИС (внутриквартирного оборудования);
  • при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством РФ об обеспечении единства измерений и техническом регулировании;
  • в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством РФ об обеспечении единства измерений и техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы ВИС (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.

Если в ходе обследования технической возможности установки приборов учета будет установлено отсутствие указанных обстоятельств (а по ИПУ теплоэнергии - еще и отсутствие вертикальной разводки ВИС), значит, соответствующая возможность имеется.

Акт обследования

Пункт 6 Приложения 1 к Приказу N 627 гласит, что результаты обследования технической возможности установки прибора учета указываются в соответствующем акте. Форма акта приведена в Приложении 2, а Порядок ее заполнения - в Приложении 3. Обратим внимание на некоторые нюансы.

Во-первых, обследование проводят специалисты юридического лица или индивидуального предпринимателя, а не чиновники какого-либо органа власти.

Во-вторых, при обследовании могут присутствовать как собственники помещений в МКД или их представители (и это необходимо, если подана заявка на установку ИПУ), так и представители организации (ИП), ответственной за содержание общего имущества в МКД (с учетом того что ОПУ обычно устанавливаются на границе сетей, к предполагаемому месту установки ОПУ нужно получить доступ, который как раз могут дать такие организации), а также иные лица. Немаловажно, что пояснение к графе 3 акта обследования дает понять, что все эти лица могут и отсутствовать при обследовании.

В-третьих, в акте указывается на наличие или отсутствие технической возможности установки конкретного вида счетчика. Во втором случае должен быть назван конкретный критерий отсутствия такой возможности.

В-четвертых, допускается, что у присутствующих при обследовании может быть особое мнение, очевидно, отличающееся от мнения лица, проводящего обследование. Эта точка зрения должна быть также зафиксирована в акте.

В-пятых, экземпляр акта выдается каждому лицу, присутствовавшему на обследовании.

Место и роль акта в системе правового регулирования

В связи с изданием Приказа N 627 в прессе появилось множество публикаций примерно такого содержания: "Собственники помещений не во всех случаях обязаны устанавливать приборы учета коммунальных ресурсов, освобождает их от такой повинности отсутствие соответствующей технической возможности". Выглядят подобные комментарии так, как будто собственник помещения в МКД всеми силами против установки приборов учета, а отсутствие технической возможности дает ему шанс избежать этого.

Между тем, если рассмотреть место Приказа N 627 в системе законодательства об энергосбережении, а также жилищного законодательства, ситуация представляется несколько в другом свете.

Во-первых, учитывая взятый государством курс на повсеместное "оприборивание", нужно помнить, что нормативы потребления, так или иначе определяющие объем платы за коммунальные услуги в отсутствие приборов учета, должны быть установлены таким образом, чтобы стимулировать монтаж счетчиков. И это более действенная мера по сравнению с жестким предписанием установить счетчики к определенной дате в отсутствие каких-либо санкций за неисполнение и перспективой принудительной оплаты расходов на их установку третьим лицом. Значит, при прочих равных условиях собственник помещения должен быть заинтересован в установке приборов учета. Но напрямую это касается только ИПУ. Несмотря на то что аналогичное правило действует и для нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, реальное потребление на общедомовые нужды (и тем более объем потерь ресурса в ВИС) находится вне контроля каждого отдельного собственника помещения, а УК не заинтересованы в сокращении реального потребления (в исключении необоснованного, нерационального и бездоговорного потребления).

Во-вторых, представляется, что в установке приборов учета (в основном ОПУ, а при их отсутствии - и ИПУ) заинтересованы в первую очередь РСО. Соотношение нормативов и объемов реального потребления может колебаться, а получить плату за поставленный коммунальный ресурс в полном объеме можно, только если в доме есть ОПУ. С учетом нового порядка расчета объема поставленного в МКД ресурса УК уже не несут бремени оплаты так называемого небаланса (если в доме есть ИПУ, но нет ОПУ). Поэтому законодатель наложил обязанность по принудительной установке приборов учета (ОПУ и ИПУ) на наиболее заинтересованное лицо. Будем помнить об этих двух выводах при дальнейших рассуждениях.

Но вернемся к критериям наличия технической возможности установки счетчиков в системе действующего законодательства.

Обязанность собственников устанавливать приборы учета

Подчеркнем, что в Законе об энергосбережении предусмотрена лишь обязанность собственников помещений в МКД установить счетчики <3> и не содержится указаний на освобождение от этой обязанности в отсутствие технической возможности. Исключение касается ИПУ тепловой энергии, которые должны быть установлены после ввода МКД в эксплуатацию после капитального ремонта (после 01.01.2012) только при наличии технической возможности. Действительно, вспомним п. 2 Приложения 1 к Приказу N 627: обстоятельства, указывающие на отсутствие технической возможности, вполне преодолимы. Так, после реконструкции, капитального ремонта или создания новых ВИС и внутриквартирного оборудования можно установить прибор учета. Капитальный ремонт общего имущества в МКД может позволить соблюсти обязательные требования к условиям эксплуатации прибора в месте его установки (температурный режим, влажность в технических подвалах и т.д.). Иначе говоря, задавшись целью исполнить свою обязанность по монтажу счетчиков, собственники помещений могут не ссылаться на отсутствие технической возможности, а изменить состояние внутриквартирного оборудования, ВИС и в целом общего имущества так, чтобы возможность установки приборов учета появилась. Именно поэтому наличие или отсутствие технической возможности определяется на конкретную дату обследования.

<3> До 01.07.2012 - ОПУ воды, тепловой и электрической энергии, ИПУ воды, электроэнергии, до 01.01.2015 - ИПУ природного газа. Обязанность устанавливать ИПУ тепловой энергии к какому-либо сроку отсутствует и связана только с проведением после 01.01.2012 реконструкции (тогда установка ИПУ тепловой энергии обязательна) и капитального ремонта МКД (тогда ИПУ теплоэнергии устанавливаются при наличии технической возможности).

Но тогда зачем же вообще был принят Приказ N 627?

Договор об установке прибора учета

Обратимся к п. 9 ст. 13 Закона об энергосбережении, в котором сказано, что с 01.07.2010 РСО <4> обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. РСО не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора. Хоть цена такого договора и определяется по соглашению сторон, контракт должен предусматривать пятилетнюю рассрочку (если стороной контракта является собственник помещения в МКД либо лицо, ответственное за содержание МКД), что может быть особо выгодно потенциальным заказчикам.

<4> Точнее, организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой и электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых непосредственно присоединяются к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждены Приказом Минэнерго России от 07.04.2010 N 149 (вступил в силу с 18.07.2010) (далее - Порядок). В документе подчеркивается, что договор является публичным. Это значит, что отказ РСО от заключения данного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается (п. 3 ст. 426 ГК РФ). Вот здесь мы и подошли к технической возможности установки приборов учета. После получения от заказчика заявки РСО должна произвести осмотр объекта с целью проверки наличия технической возможности установки, замены и (или) эксплуатации прибора учета. При наличии технической возможности выполнить указанные в заявке работы исполнитель направляет подписанный со своей стороны проект договора, а также технические условия в случае установки прибора учета. Далее в п. 11 Порядка поясняется: если иное не установлено федеральными законами, другими нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, соглашением сторон договора, технические условия должны содержать перечень мероприятий, осуществляемых заказчиком, по технической подготовке объекта для установки (замены) прибора учета. Соответственно, при отсутствии технической возможности РСО направляет заказчику отказ в заключении договора. При этом важно понимать три вещи:

  • Порядок не содержит ссылок на то, что критерии наличия технической возможности должны определяться уполномоченным органом власти;
  • Порядок вступил в силу с 18.07.2010, а Приказ N 627 - лишь с 01.09.2012;
  • преодолимые препятствия для установки прибора учета должны быть указаны в технических условиях, которые заказчик обязан выполнить, чтобы РСО смогла установить (заменить) прибор учета.

Из всего сказанного следует, что и в этой ситуации Приказ N 627 не является обязательным к применению, РСО не обязана составлять акт обследования (и не могла этого делать до 01.09.2012, когда уже истек срок добровольной установки основной части приборов учета). Если же собственник помещения в МКД или его представитель обращался за установкой ИПУ или ОПУ к иной компании (не к РСО), последняя даже не обязана заключать договор, поскольку он не является публичным, не говоря уже о составлении акта обследования.

Принудительная установка приборов учета

Уже наступил период принудительной установки приборов учета силами РСО (с 01.07.2012 по 01.07.2013 - по всем счетчикам, кроме ИПУ природного газа, по которому срок наступает гораздо позже, и ИПУ тепловой энергии). Основные правила принудительной установки счетчиков описаны в п. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении. Здесь также нет упоминаний о технической возможности: обязанность РСО осуществить действия по оснащению помещений в МКД и самого МКД ИПУ и ОПУ сформулирована как абсолютная. Собственники обязаны обеспечить допуск РСО к местам установки приборов учета и оплатить соответствующие расходы. Однако установить приборы учета недостаточно, их необходимо также ввести в эксплуатацию, то есть документально оформить возможность их использования для расчета платы за коммунальные услуги. А это и есть цель определения критериев наличия технической возможности. Поэтому получается, что РСО должны осуществить все необходимые действия для установки и ввода счетчиков в эксплуатацию (как непосредственно монтаж счетчика, так и приведение места его установки в соответствие с обязательными требованиями законодательства об обеспечении единства измерений и техническом регулировании). Значит, расходы РСО, подлежащие оплате собственниками помещений, могут составить довольно внушительную сумму.

Таким образом, мы видим, что Приказ N 627 никак не влияет на обязанность собственников помещений устанавливать приборы учета, кроме (в ряде случаев) ИПУ тепловой энергии, и обязанность РСО в принудительном порядке оснащать МКД такими счетчиками.

Ввод приборов учета в эксплуатацию

Вместе с тем вспомним, что Приказ N 627 принят во исполнение пп. "г" п. 4 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, а этим Постановлением также утверждены новые Правила предоставления коммунальных услуг (далее - новые Правила). Кстати, и даты вступления в силу у них одинаковые. Согласно п. 81 новых Правил оснащение помещения приборами учета, ввод установленных счетчиков в эксплуатацию, надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником помещения. При этом ввод установленного прибора учета в эксплуатацию (документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги) обязан осуществить исполнитель коммунальных услуг по заявке собственника помещения не позднее месяца, следующего за днем его установки. Именно в этом пункте новых Правил и есть единственная в законодательстве ссылка на Приказ N 627: Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и Порядок ее заполнения утверждаются Министерством регионального развития РФ. Одновременно согласно пп. "т", "у" п. 31 новых Правил исполнитель обязан не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку ИПУ, соответствующего требованиям законодательства об обеспечении единства измерений, и вводить такой прибор учета в эксплуатацию. Поскольку критерии наличия технической возможности установлены в целях определения возможности использования приборов учета соответствующего вида при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу (п. 1 Приложения 1 к Приказу N 627), отсутствие технической возможности установки прибора учета, выявленное согласно Приказу N 627, фактически делает невозможным его ввод в эксплуатацию (использование его показаний при расчете платы за коммунальные услуги) <5>. Таким образом, акт об отсутствии технической возможности установки прибора учета может быть составлен исполнителем коммунальных услуг, приглашенным для ввода счетчика в эксплуатацию, и должен стать основанием для отказа в принятии установленного прибора учета в эксплуатацию.

<5> Такой вывод больше справедлив по отношению к критериям, приведенным в пп. "б" и "в" п. 2 Приложения 1 к Приказу N 627. Критерий из пп. "а" того же пункта (установка прибора учета невозможна без реконструкции, ремонта, создания новых ВИС и внутриквартирного оборудования) является объективным препятствием для монтажа прибора учета.

* * *

Критерии наличия или отсутствия технической возможности установки приборов учета не всегда означают физическую возможность или невозможность монтажа того или иного счетчика. Они свидетельствуют об обстоятельствах, делающих возможным или невозможным использование показаний приборов учета при расчете платы за коммунальные услуги (главное - соответствие прибора учета, места его установки обязательным техническим требованиям). Это означает, что исполнитель коммунальных услуг не вправе допустить ввод таких счетчиков в эксплуатацию. Впрочем, отсутствие технической возможности не влияет на обязанность собственников помещений установить приборы учета к 01.07.2012 и обязанность РСО принудительно смонтировать такие счетчики до 01.07.2013 (исключением в ряде случаев является ИПУ тепловой энергии). Следовательно, так или иначе счетчики должны быть установлены, даже если для этого придется провести некоторые мероприятия, входящие в комплекс работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества. Если собственники помещений не сделали этого добровольно, РСО придется осуществить такие действия и взыскать с них соответствующие расходы.

Д.В.Дурново

Главный редактор

№ 2-2478/2015

Р Е Ш Е Н И Е (не вступило в законную силу)

Именем Российской Федерации

Черновский районный суд г. Читы

в составе председательствующего судьи Куклиной И.В.,

при секретаре Елисеевой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, гражданское дело по исковому заявлению прокурора Черновского района г. Читы в интересах Подъезжей Т.П. к Публичному акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания № 14» об исполнении обязанности,

у с т а н о в и л:

Прокурор Черновского района г. Читы в интересах Подъезжей Т.П. обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующее:

Прокуратурой Черновского района г.Читы проведена проверка соблюдения жилищных прав граждан, поводом для которой послужило коллективное обращение жильцов дома, в том числе Подъезжей Т.П. В ходе проведения проверки установлен факт неправомерного установления ресурсоснабжающей организацией ПАО «ТГК № 14» в расположенном в общедомового прибора учета тепловой энергии. Общедомовой прибор учета установлен на основании требований ч. 5 ст. 13 ФЗ № 261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и приказа Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 года № 627. По смыслу данных документов, установка приборов учета потребляемой энергии невозможна, если для этого требуется реконструкция, капитальный ремонт или создание новых внутридомовых инженерных систем; если невозможно обеспечить соблюдение технических требований к месту и порядку их установки, условиям внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, невозможности обеспечить доступ к ним для снятия показаний, обслуживания, замены. Наличие указанных обстоятельств должно быть подтверждено соответствующим актом, составленным проводящим обследование лицом по утвержденной форме. Прибор учета в указанном доме установлен ПАО «ТГК № 14» в ДД.ММ.ГГГГ году, при этом акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета не составлялся, обследование не проводилось. Согласно акта обследования внутридомовых сетей теплоснабжения и горячего водоснабжения жилого дома по адресу: составленного ООО УК «Прогресс» ДД.ММ.ГГГГ в присутствии собственников жилого дома, трубопровод стояков отопления находится в неудовлетворительном состоянии, требуется замена до 80 %, вентиля на стояках отопления диаметром 20 мм требуют замены до 90 %. Решением Центрального районного суда г. Читы от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении требований заместителя прокурора г. Читы об обязании ОАО «ТГК № 14» произвести оснащение приборами учета используемой тепловой энергии жилых домов, в том числе, в связи с отсутствием технической возможности установки приборов учета, поскольку стояки горячего водоснабжения и отопления в данном доме требуют замены на порядок от 80 до 90 %. С ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время капитальный ремонт внутридомовой системы отопления не проводился. Из акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ составленного ООО УК «Прогресс» следует, что техническая возможность установки коллективного прибора учета отсутствует. Установка невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем. Таким образом ПАО «ТГК № 14» несмотря на необходимость проведения капитального ремонта инженерных сетей, в нарушение требований Закона об энергосбережении был установлен в жилом доме общедомовой прибор учета тепловой энергии, который в нарушение требований закона введен в эксплуатацию. Незаконно установленный прибор учета не может быть использован при расчетах с жильцами дома, в том числе с Подъезжей Т.П. Фактически действиями ПАО «ТГК № 14» нарушены права жителей многоквартирного дома, являющихся непосредственными потребителями коммунальных услуг и оплачивающих коммунальные услуги, потребленные в том числе на общедомовые нужды, так как установка общедомовых приборов учета на инженерных сетях, требующих капитального ремонта, влечет за собой увеличение коммунальных платежей потребителей, в том числе на общедомовые нужды вследствие происходящих из-за сильного износа сетей, технологических потерь.

Просит суд признать действия ПАО «ТГК № 14» по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: , незаконным и обязать провести демонтаж данного прибора учета в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца заместитель прокурора Черновского района г. Читы Полоротова А.В. исковые требования поддержала в полном объеме, дополнительно пояснила, что основанием для обращения в суд послужило коллективное заявление жильцов дома, в том числе пенсионера Подъезжей Т.П., которые были не согласны с установкой прибора учета. Согласно Закону об энергосбережении до ДД.ММ.ГГГГ жильцы многоквартирных домов должны были установить общедомовые приборы учета на воду, электричество, и тепло. Однако, не во всех домах необходим и возможен монтаж общедомовых счетчиков. Приказом Минрегионразвития РФ № 627 от 29.11.2011 года определено, что установка приборов учета коммунальных ресурсов невозможна, если для этого требуется реконструкция, капитальный ремонт, создание новых внутридомовых систем. Зафиксировать, что дом не подходит для установки приборов учета, необходимо в специальном акте, составление которых должна осуществлять управляющая компания или ТСЖ. Поскольку в данном случае составлено два акта, Управляющей компанией и ПАО «ТГК № 14», которые противоречат друг другу, необходимо обратиться к мнению независимого специалиста, таким является специалист ГЖИ, который в ходе судебного разбирательства подтвердил необходимость проведения капитального ремонта инженерных сетей, установив их значительную изношенность, наличие протечки. Кроме того, ПАО «ТГК № 14» акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установку ОДПУ перед установкой прибора, как того требует Приказ № 627 не проводился и не составлялся, что подтверждается решением Центрального районного суда г. Читы, которым отказано в удовлетворении искового заявления о понуждении ОАО «ТГК № 14» оснастить прибором учета тепловой энергии данный жилой дом. С момента вынесения решения суда капитальный ремонт инженерных сетей не проводился и состояние сетей за два года не изменилось в лучшую сторону, потому что проводимый управляющей компанией текущий ремонт только позволяет поддерживать систему до капитального ремонта.

Истец Подъезжая Т.П. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, дополнительно пояснила, что счетчик был установлен ДД.ММ.ГГГГ, а жильцы о его установке узнали только в ДД.ММ.ГГГГ года, затем он сломался. С жильцами вопрос установки счетчика не согласовывали.

Представитель ответчика ПАО «ТГК № 14» Жолоб Н.Т., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования не признала, дополнительно пояснила, что ресурсоснабжающие организации обязаны были в срок до ДД.ММ.ГГГГ совершить действия по оснащению многоквартирных домов общедомовыми приборами учета в тех случаях, если собственники жилых помещений не установили указанные приборы самостоятельно. Во исполнение ФЗ № 261 – ФЗ ПАО «ТГК № 14» произвело установку общедомового узла учета тепловой энергии в доме. Основным доводом прокуратуры о неправомерности установки прибора учета тепловой энергии является факт отсутствия технической возможности такой установки. С данным доводом ответчик не согласен по следующим основаниям. Актом, составленным ПАО «ТГК № 14» ДД.ММ.ГГГГ в присутствии собственника жилого помещения установлено наличие технической возможности установки общедомового прибора учета (далее - ОДПУ) тепловой энергии. На момент осмотра зафиксировано удовлетворительное состояние тепловых сетей, отсутствие течи. Необходимости проведения реконструкции тепловых сетей не имеется. Приказом Министерства регионального развития РФ № 627, утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, не содержит перечень лиц, которым дано право оценить наличие технической возможности, а также требования к компетенции и квалификации таких лиц. Акт от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии технической возможности установки ОДПУ, составлен представителями ООО УК «Прогресс». При этом в отсутствие каких – либо экспертиз, без применения каких – либо инструментов, либо средств измерения специалисты управляющей компании смогли не только определить необходимость проведения капитального ремонта сетей, но и необходимость проведения реконструкции сети. При этом в акте специалисты управляющей компании указали на рабочее состояние всех элементов элеваторного узла, на отсутствие течи, порывов, состояние «сухого» подвала. Таким образом достоверность данных, указанных в акте, об износе системы отопления, составленном управляющей компанией, ставятся под сомнение. Кроме того, довод о необходимости капитального ремонта, говорит о неисполнении обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества собственников помещений управляющей компанией. Решение о проведении капитального ремонта должно быть принято собственниками помещений в многоквартирном доме, такого решения в материалы дела представлено не было, также как и не представлено доказательств, что указанный дом является ветхим, аварийным или подлежащим сносу. Согласно п. 202 Приложения № 1 к Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных в Забайкальском крае, ремонт внутридомовой инженерной сети теплоснабжения запланирован на ДД.ММ.ГГГГ год, что свидетельствует об удовлетворительном состоянии сетей теплоснабжения на момент принятия указанной программы – ДД.ММ.ГГГГ год, в противном случае ремонт был бы запланирован ранее. Данный жилой дом состоит из 100 квартир. При этом, расходы по установке прибора учета в полном объеме оплачены жильцами 9 квартир, в отношении 28 квартир заключены соглашения о рассрочке платежа. ОДПУ введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ. Прибор установлен, функционирует, обслуживается, никаких сбоев, утечек ресурса не зафиксировано, в том числе пр проведении повторной проверки. Утверждения представителя истца о нарушении прав жителей преждевременны, поскольку прибор установлен в августе и начисления на основании показаний прибора учета начнут производиться с ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с чем, говорить об увеличении коммунальных платежей, вследствие утечки ресурса не имеется. У ООО УК «Прогресс» находится на обслуживании 56 домов, и по всем домам составлены акты о невозможности установки ОДПУ. Просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель ответчика ПАО «ТГК № 14» Гайчук В.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явился, о дате, времени, месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Из пояснений, данных в предыдущих судебных заседаниях, следует, что действительно после установки ОДПУ возникли проблемы, ввиду неправильной калибровки и так как прибор находился на гарантийном обслуживании, после того как его отрегулировали, ОДПУ ввели в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель третьего лица ООО УК «Прогресс» Пляскина О.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании полагает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. Обслуживание указанного дома управляющая компания начала в ДД.ММ.ГГГГ году, а с ДД.ММ.ГГГГ управляющую компанию проинформировали об обслуживании внутридомовых сетей, при этом на составление акта приема – передачи специалисты ПАО «ТГК № 14» не явились. Управляющая компания проводила обследование всего дома, а не только подвала. Когда начинается отопительный сезон от жильцов данного дома поступает большое количество жалоб о наличии протечек, порывов и др., что говорит о ненадлежащем состоянии внутридомовых сетей. Дом, в котором проживает Подъезжая Т.П., построен в ДД.ММ.ГГГГ году и в нем ни разу не проводился капитальный ремонт.

Свидетель К.Н.Г. в судебном заседании, пояснила, что она проводила проверку по требованию суда в жилом доме, расположенном по адресу: . По результатам обследования данного дома было установлено массовое повреждение трубопроводов ГВС, отопления, сильное поражение ржавчиной, имеются следы ремонта в отдельных местах. Неисправна запорная арматура. На трубопроводе, в месте установки счетчика выявлена негерметичность (капельная течь), однако точное место течи, до или после установленного счетчика, неизвестно. Состояние инженерных сетей данного дома достигло уровня проведения капитального ремонта, в связи с чем, установка ОДПУ без его проведения невозможна. Кроме того, в данном доме однотрубная система, что говорит о том, что для того чтобы потекла горячая вода, потребителям необходимо пропускать воду около 20 мин., при этом если начисление будет производиться по счетчику, то оплата будет начисляться за все количество воды, в том числе и за то, которым не пользовались.

Выслушав пояснения истца и его представителя, представителей ответчика и третьего лица, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с п. 1 ст. 13 ФЗ от 23.11.2009 года № 261 – ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 5 указанной статьи установлена обязанность собственников помещений в многоквартирных домах до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

В соответствии с п. 9 данной статьи организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения, которых имеющих непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Как установлено в судебном заседании ПАО «ТГК № 14» в ДД.ММ.ГГГГ года в жилом доме по адресу: установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии (далее – ОДПУ). Как следует из пояснений представителя ответчика прибор повторно введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, что не оспаривалось сторонами в суде, а также подтверждается актом повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.).

Приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 года № 627 « Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения» (далее – Приказ) утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета, а также форма акта обследования.

Согласно пунктов 2, 4 вышеуказанного Приказа техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев: установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования); при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании; в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены. Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, имеется, если в ходе обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида будет установлено отсутствие критериев, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего документа.

Как установлено в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ ОАО «ТГК № 14» с участием собственника Т.Т.В.., проведено обследование на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета в жилом доме, расположенном по адресу: о чем составлен соответствующий акт (л.д.). По результатам обследования установлено наличие технической возможности установки общедомового прибора учета тепловой энергии. Аналогичные выводы также были сделаны специалистами ОАО «ТГК № 14» при составлении акта от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.).

Вместе с тем, согласно акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ, составленного специалистами ООО УК «Прогресс», техническая возможность установки коллективного (общедомового) прибора учета отсутствует, без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных сетей (л.д.).

Как установлено из технического паспорта, жилой дом, расположенный по адресу: построен в ДД.ММ.ГГГГ году (л.д.).

Доводы представителя истца о необходимости проведения капитального ремонта в доме по адресу: подтверждаются актом проверки ГЖИ от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что при обследовании подвального помещения жилого дома по адресу: установлено массовое повреждение трубопроводов ГВС, отопления (стояков, розливов, магистралей), сильное поражение ржавчиной, следы ремонта отдельными местами, неисправность запорной арматуры, коррозию элементов системы, негерметичность (капельная течь) на трубопроводе в месте установки прибора учета. Состояние инженерных сетей данного дома достигло уровня проведения капитального ремонта (л.д.). Данные обстоятельства также подтверждаются показаниями свидетеля К.Н.Г. Из представленного ООО УК «Прогресс» журнала заявок, установлено, что жильцы данного дома в течение ДД.ММ.ГГГГ года неоднократно обращались в управляющую компанию с заявками в отношении наличия течей на стояках ГВС и отопления (л.д.).

При проведении ДД.ММ.ГГГГ повторного комиссионного осмотра внутридомовых сетей отопления и горячего водоснабжения данного дома, вывод об удовлетворительном состоянии внутридомовых сетей теплоснабжения и водоснабжения сделан главным специалистом Комитета ЖКХ и зам. начальника инспекции ПАО «ТГК № 14», тогда как другие члены комиссии: зам. начальника инспекторского отдела ГЖИ и гл. инженер ООО УК «Прогресс», указали о необходимости проведения капитального ремонта и замены оборудования (л.д.).

Также, неудовлетворительное состояние внутридомовых сетей подтверждается актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ, составленным ООО УК «Прогресс» в присутствии собственников жилых помещений, в связи с передачей с ДД.ММ.ГГГГ внутридомовых сетей на обслуживание управляющей компании, согласно которого элеваторный узел и водонагреватели требуют капитального ремонта, запорная арматура требует замены, на тепловом узле отсутствуют приборы для измерения давления и температуры, трубопровод стояков отопления находится в неудовлетворительном состоянии и требует замены до 80 %, вентиля на стояках отопления требуют замены до 90 %, трубопроводы стояков горячего водоснабжения требуют замены до 90 %, при этом в отношении трубопроводов розлива отопления и горячего водоснабжения установлено удовлетворительное состояние (л.д.).

Указанный дом ООО УК «Прогресс» был указан в числе домов, которым необходимо проведение капитального ремонта (л.д.).

Кроме того, решением Центрального районного суда г. Читы от ДД.ММ.ГГГГ, отказано в удовлетворении исковых требований зам. прокурора Ингодинского района г. Читы в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «ТГК № 14» об обязании ОАО «ТГК № 14» произвести оснащение приборами учета тепловой энергии, в том числе по адресу: При этом, как следует из решения, на момент рассмотрения дела, в отзыве представитель ответчика ОАО «ТГК № 14», ссылалась на то, что оснащение жилых домов приборами учета невозможно, в связи с отсутствием технической возможности (л.д.). Доказательств того, что с ДД.ММ.ГГГГ года и на момент рассмотрения дела в доме проводился капитальный ремонт, в том числе внутридомовых инженерных сетей представителями ответчиков суду не представлено.

Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что на момент установки в ДД.ММ.ГГГГ года ОДПУ ответчиком ПАО «ТГК № 14» был нарушен установленный действующим законодательством порядок, а именно прибор учета был установлен без проведения обследования технической возможности его установки. Обследование ответчиком было проведено ДД.ММ.ГГГГ, по результатам которого было установлено наличие технической возможности установки общедомового прибора учета тепловой энергии, тогда как при рассмотрении дела в Центральном районном суде г. Читы в ДД.ММ.ГГГГ года представитель ПАО «ТГК № 14» ссылался на отсутствие технической возможности установки ОДПУ и доказательств обратного суду не представил. Внутридомовые инженерные сети многоквартирного дома по адресу: находятся в неудовлетворительном состоянии и требуют проведения капитального ремонта, что подтверждается материалами дела и показаниями свидетеля. Установленные обстоятельства, по мнению суда, свидетельствуют о невозможности установки общедомового прибора учета, поскольку в данном случае для надлежащего функционирования прибора учета не обеспечено удовлетворительное техническое состояние внутридомовых сетей.

р е ш и л:

Исковые требования удовлетворить.

Признать действия Публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 14» по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: незаконными и обязать провести демонтаж данного прибора учета в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 14» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Забайкальский краевой суд через Черновский районный суд г. Читы.

Судья И.В. Куклина

Решение в мотивированной форме изготовлено 29.10.2015 года.

Суд:

Черновский районный суд г. Читы (Забайкальский край)
Похожие статьи

© 2024 my-kross.ru. Кошки и собаки. Маленькие животные. Здоровье. Лекарство.