Чихачево старец иоанникий отвечает на вопросы. Живой старец схиархимандрит иоанникий. Паломническая поездка в Чихачево к старцу Иоанникию

Отзыв о паломнической поездке к отцу Иоанникию (Чихачево), август 2014 В поездку эту я поехала совершенно случайно. Я пришла в офис паломнической службы к Борису Геннадиевичу совершенно по другому вопросу. К слову,об офисе..Не большая комната на Даниловском кладбище. Вся увешена и уставлена иконами. Лампадка,свечи,запах ладана....Всё как-то по домашнему. Мы долго разговаривали с Борисом.Он рассказывал о себе,о том как он пришёл к Богу и что привело его к Нему. Рассказывал о своей работе.Чувствовалось, что человек работает для людей от всей своей души. Случайно мой взгляд упал на портрет какого-то старца. Белые,как снег волосы и борода обрамляют простой русское лицо. Вроде как обычный,но что-то "цепляет" в его образе... Только потом я поняла, что это глаза.Это глаза отца и строгие и в тоже время очень- очень добрые.Борис,поймав мой взгляд,начал рассказывать об этом человеке.Оказалось,что это старец Иоаникий с села Чихачёво, что под Иваново. И Борис,по его благословению, работает, и возит туда людей и старец помогает людям в их бедах. Рассказывал Борис о старце с такой сыновьей любовью, с таким трепетом, что захотелось побывать там. "А можно мне с вами поехать следующий раз? "-спросила я. "Не можно,а нужно"-ответил Борис. Сказано - сделано. И вот я уже сижу в автобусе. Автобус новый. Удобные кресла. Женщины приветливые улыбаются. Немного все волнуются. Как все пройдет? Старец- то не простой. Старец- то грехи наши все видит. Старец- то именем Божиим больных исцеляет и душевные недуги врачует. К старцу -то со всей России- Матушки едут. За молитвами,за чтением акафиста, за рассказами Бориса, время в дороге прошло не заметно. Остановка в Покрове.Чай с вкуснейшими пирожками в кафешке. Пол часа хватило с лихвой. И снова в путь.....Дороги,города, посёлки большие и малые проносятся за окном. Ну вот наконец поворот на Чихачёво. Узкая дорога привела к храмовым постройкам. Стоянка перед храмом заполнена машинами и автобусами. Народ волнуется "попадем ли к старцу?" Попадём....а если нет,значит или не достойны или еще раз надо приехать.Накрапывает дождь. Прохладно. Пришлось немного подождать... В половине третьего открыли храм. Сонные люди стали выходить оттуда.Ничего не понятно. " Почему люди спят в храме?"-спрашиваю у Бориса." Люди тут исправляются и исцеляются"- услышала краткий ответ. Только потом все станет ясно. Люди исправляются и исцеляются тут постом,трудом и молитвой. В общем -то так и должно быть у всех. Стали запускать в храм. Оглядываюсь по сторонам. Повсюду очень старинные,потемневшие от времени иконы.Складывается впечатление, что храм несколько веков стоял закрытый, потом его вдруг открыли и начали СЛУЖИТЬ БОГУ. Никакого лоска.Никакого блеска.Огоньки лампадок светятся в темноте. Всё очень аскетично. Вспомнилось:" Не ищите богатства на земле...." Пол из чугунных плит застелен старенькими коврами. На веревке у печи сушатся вещи. Даааа. Всё ОЧЕНЬ аскетично. Охранник командует:" Братья справа, сестры слева. Проходим -проходим." Кажется, что говорит уж слищком строго. Очень много людей. Жарко и душно. Но все терпят,никто не уходит. Храм заполнися до предела. Люди стоят в притворе,на улице. Люди разные. Каждый со своей болью. Вот женщина с ребёнком -инвалидом, вот молодая девушка,с серым лицом, еле стоит на ногах. Вот мужчина с охраной с золотыми цепями в палец толщиной, согнулся пополам. Даааа. Сколько людей столько и скорбей. И вот,наконец, началась Литургия. Это что-то особенное! Голос батюшки Иоаникия раздавался по храму. Необычный голос... Вначале показалось,что служит он на греческом языке. Но когда вникла в службу, оказалось что нет. Этот голос словно уносил меня в другое измерение. Это невозможно объяснить. Это нужно слышать. Вот уже все запели "Верую во Единаго Бога Отца Вседержителя". Значит скоро причастие. Получить Святое Причастие из рук старца Иоаникия -это многого стоит. Великий молитвенник! Вот уже и затянули "Тело Христова вкусите..." и вереница людей потянулась к батюшке за причастием. Скоро начнётся отчитка. Немного страшновато. А чего бояться -то? Со мной Господь Наш. И вот уже слышно как женщина бьётся в конвульсиях и нечеловеческим голосом кричит. Кто это видел не забудет никогда. Лица бесноватых искажены гримассой,звериные глаза,искарёженное тело. У меня всегда слёзы на глазах,когда вижу это. Упаси Господи! И вот уже взметнулся вверх очень старый крест и пошли все крестным ходом вокруг храма. Так сложилось,что я была в последних рядах и видела как батюша в это время один в храме молится. Там была такая сила! Такая вера! Я поняла,что пока есть такие молитвенники никакой враг нас не одолеет. Я не буду рассказывать о соборовании. Я не буду рассказывать как старец принимает людей. Но слова его проповеди не забуду никогда. Никогда не забуду его голос,раздающийся посреди толпы. Это не голос -это ГЛАС. И люди его не слушают-они ему ВНЕМЛЮТ. А в трапезной там висит....гроб с надписью.И чай там наливают в в ту же миску,откуда ты ел кашу. Для смирения... И братья разговаривают с нами нарочисто грубо. Для смирения...Брат-охранник, который толкал нас, расчищая проход, который почти кричал на нас в храме, в конце службы встал на колени со словами:" Братья и сестры, простите меня!" Вспоминаю сейчас это и слёзы ручьём... Смирение-вот чего не хватает нам. А в толпе паломников услышала подтверждение своих мыслей:" Мы тут находимся меньше суток, а кажется что несколько дней." Время в Чихачёво течет по другому. На обратном пути заехали на источник. Удивительная часовенка, поклонный крест. Тут являлась Сама Богородица! Чудесная матушка поила нас чаем с бутербродами с медом. Окунулись в купель. Набрали святой водицы. Все очень устали. Но оглянувшись, на сидящих в автобусе людей, я не увидела ни одного недовольного лица. Люди обменивались телефонами,улыбались. И виден был в людях какой-то свет. Наверно это свет единства православных людей. И видно было, что люди задумались о жизни своей и что теплится в них огонёчек добра,подаренный батюшкой. Хочется прикрыть этот огонек ладошкой и защитить от холодного ветра. Ветра маловерия, ветра сомнения, ветра злобы. И под конец хочу повторить еще раз. Поездка очень серьезная. Подготовьтесь к искушениям, к лишениям, к трудностям физическим и...потоку любви от батюшки Иоаникия. Дорогие братья и сестры! Всем вам Божьей милости и любви

С точки зрения иерархии в православии не существует какого-то конкретного определения термина «старец». Но по своей сути под старчеством понимается особый род святости, и присущ он может быть абсолютно каждому. Старца не назначает высшее духовенство, его называет сам Господь Бог, одаряя способностью понимать волю Божью и видеть судьбы людей. Одним из главных даров является прозорливость – умение разглядеть, что происходит в душе человеческой, понять, какие битвы между тьмой и светом в ней творятся.

Посещая во время паломничества храм, православные верующие могут исповедаться у дежурного священника. А вот попасть на прием к старцу уже сложнее. Все дело в том, что прихожан много, а старец один, и, как правило, это достаточно пожилой человек, разменявший седьмой, а то и восьмой десяток лет. Потому, если вы хотите получить мудрые наставления, договариваться о встрече стоит предварительно.

Отец Иоанникий – схиархимандрит Свято-Никольского храма

Потребность получить духовное напутствие и помолиться может возникнуть у человека верующего в любой момент. Но Великий Пост – особенное время, предназначенное для покаяния и духовного очищения.

Именно поэтому в эти дни к отцу Иоанникию приезжает большое количество паломников. Батюшка с окладистой бородой, чем-то похожий на сказочного Деда Мороза, вызывает у верующих доверие, и многие почитают его за старца.

Свой род схиархимандрит ведет от казаков. Его пращуром был герой Отечественной войны 1812 года атаман Платов. Портрет своего знаменитого предка старец Иоанникий хранит у себя в келье как напоминание о собственном происхождении и славных казачьих подвигах. Кстати, батюшка, как родовой казак, получил в дар от воронежского казачества златоустовскую шашку.

Встретиться со старцем можно возле его дома, находящегося на территории Свято-Никольского скита в Ивановской области. В личной беседе отец Иоанникий ответит на вопросы прихожан и поведает о путях искупления грехов. С особым вниманием стоит выслушать проповедь схиархимандрита, посредством которой он делится с верующими своей мудростью и дает общие наставления.

На исповедь отец Иоанникий выходит с копием и рекомендует прихожанам читать ежедневно молитвы «Богородице Дево, радуйся», согласно заповедям Серафима Саровского.

Запись в поездку к старцу схиархимандриту Иоанникию

http://fondspassneru.ucoz.ru/publ/vstrecha_so_starcem_providcem_o_ionnikiem/1-1-0-3

Промысел Божий, вот реальная история и моя встреча со старцем.
.В 2004 году я тогда ещё не являлась не директором, не была и в казачестве а только мелкими шажками шла к Богу, тянулась душа к святыням. Поехала я в "Свято-Никольский"скит к схиархимандриту о.Иоанникию. Не знали мы, не дороги туда и даже когда начнётся служба. В машине компания подобралась, весьма разнопёрая и весёлая. Все хохмили, слушали приблотнённые песни. Одна я понимала, что ни к чему бы нам так себя вести, если едим по святым, намоленным местам и стала я, молится про себя. Заблудились мы, попали в болота, в лесах вся дорога и болотистая местность. Все стали отчаиваться, сетовать друг на друга. Одна я по чему то была спокойная и точно предчувствовала, что успеем и на службу и везде, если все помолимся и перестанем слушать приблотнённые песни, а начнём думать о Боге и покаяние. Послушали меня мои попутчики и поехали мы, но только уже с молитвой. Тогда Господь нас, каким-то чудом и вывел на правильный путь. Подъехали мы к скиту, время было уже 6-7 часов вечера,
никого ни одной души не видим и только стоит старец во всём белом, как дед мороз и нас дожидается. Подошли мы к нему втроём, другие у машины задержались. А он нам и говорит: А я Вас жду, что заблудились сначала? «Ошарашил» он нас этим вопросом, притихли мы, а он опять спрашивает: А кто в молитве то ехал из Вас? А я ему и говорю: Да все мы ехали батюшка и молились, не буду же я ему хвалиться, что только я и молилась. А он мне в ответ: Нет, кто-то один из Вас молился. Тут мы всё и поняли куда приехали и что старец, прозорливый. Отвёл он меня одну ото всех в сторону и говорит: Хочешь грехи исповедовать? Я говорю: Да! Думала я, что я ему сейчас исповедоваться начну, ну как обычно мы привыкли и делаем, а он мне опять говорит: Слушай свои грехи. Клянусь Вам, всё мне сам он рассказал, про меня и мои грехи, от малого до большого возраста. Даже те которые я давно уже и сама позабыла, а он напомнил мне. Как в кипятке я тогда искупалась, потом. Страшно и стыдно было слушать мне. Прочитал он мне их как по книге, мои грехи, а потом и говорит: НУ что, каешься перед Господом? Я залепетала тогда: Да батюшка, каюсь! Он мне опять говорит: Ну, иди в храм, скоро служба начнётся. Я ему говорю: Батюшка, а благословите меня на песни православные. Я писать начала тогда и было написано всего 3 песни. А он мне и говорит, и что и казачьи будешь песни петь и приплясывать гоп, гоп? А я ему говорю, какие батюшка казачьи, я православные только пишу, да и не казачка я вовсе. А он мне опять молвит: Нет будешь, будешь и приплясывать будешь, я честно скажу, подумала что он шутит или в память впал. А потом он остановился, глаза как то к небу вскинул, замер, молчит, как будто что-то слушает или читает, потом подошёл ко мне и говорит: Пой песни твои от Бога, благословляю. А я его опять одолеваю: Батюшка, а я вот и по святым местам езжу и людей вожу, можно я теперь и к Вам возить сюда людей буду: А он повернул меня на восток и говорит молись, я про себя начала молиться, а он прочёл надо мною молитву и благословил, возить людей. Вот я теперь и вожу людей по святым местам, и к нему езжу, уже 6-7ой год наступает. Столько чудес там понасмотрелась за это время, люди и раковые больные исцелялись и от пьянства и наркомании и у кого ноги больные. А его благословение очень сильное, так как он сильный молитвенник Божий. Возвращавшись из Чихачёво я про скит и про батюшку написала песню, которая вошла в муз.альбом "Источник Жизни" и многие православные его знают и слушают. Альбом родился буквально за 1,5месяца на пожертвования, которые мне начали приносить люди. А уже намного позже, я вступила в казачество и сейчас в чине сотника и пою и пишу именно казачьи весёлые песни и конечно приплясываю гоп, гоп. О чём мне тогда ещё очень давно и предсказал старец. А вспомнила об этих его словах сравнительно ни давно. Я могла бы ещё, очень много писать о тех чудесах и высказываниях прозорливым батюшкой, но лучше самим туда съездить и почувствовать ту благодать, что исходит от этого святого места и его самого. Сейчас он меня благословил на Фонд помощи детским, так как директором я стала не так давно, но с Божьей помощью и его батюшки благословением поднимается этот Фонд, и делаются благие дела. С трудом конечно, но это-то и понятно, потому что добрые дела делаются очень, ни легко. Фонд раньше вообще не работал на полную мощь и его хотели закрывать, но прежний директор сказал: Дело-то благое само название"Спас Нерукотворный" и то свято, возьми Фонд в свои руки, у тебя получится, уговорил он меня, но перед этим я поехала просить у батюшки благословения. Вот теперь и несу тот свой крест, о чём мне тоже говорил батюшка. Он мне ещё вот как сказал: "Добрыми делами спасёшься". И правильно не молитвенники мы сейчас, за себя то помолиться не можем, тяжело. Кому нужно туда съездить мои друзья, прошу Вас, звоните, пишите, я всё Вам и обо всём расскажу и подскажу. Спаси нас всех Господи грешных.

Елена Высоцкая.На великопостной службе у схиархимандрита Иоанникия в Чихачах Ивановской области Великий Пост - время паломничества и сугубой молитвы. Куда же в наши дни едут Великим Постом русские люди, как и сто лет назад, жадные до подвига духовного, до покаяния и молитвы?
Как очевидцу рассказать хочется о чуть ли не ежедневном паломничестве в Свято-Никольский скит Верхнеландеховского района Ивановской области на службу к схиархимандриту Иоанникию, которого многочисленные паломники почитают за старца.

Рассказать хочется потому, что давно уже не было в моей жизни таких ярких впечатлений, свидетельствующих о том, что Святая Русь еще жива, и народ наш победить никому не удастся…
Церковь Николая Чудотворца, при которой ныне по благословению Ивановского архиепископа Амвросия (Щурова), возрождается православный скит, стоит на возвышении правого (северного) берега р.Ингер, в стороне от жилой застройки. Церковь возведена в 1813 г. на средства прихожан. Ее кирпичные стены побелены по кладке. В 1856 г. трапезная была расширена, а в 1858-61 гг. полностью перестроена. В последней четверти XIX в. к ней пристроили колокольню. К юго-западу от храма расположено одноэтажное кирпичное здание церковно-приходской школы, выстроенное в 1886 г.
Место здесь намоленное, сказочное, да и сам отец Иоанникий, — румяный, статный, с большой окладистой седой бородой, очень похож на Деда Мороза - как будто из сказки, служит в этом храме уже около 20 лет.
По своему происхождению старец из казачьего рода героя Отечественной войны 1812 года атамана Платова, старинный портрет которого висит в келье старца наряду с большими портретами Царя Николая II и Царицы Александры.
Удалось найти интересное свидетельство о недавнем посещении старца воронежскими казаками, которые вручили схиархимандриту Иоанникию, как родовому казаку, златоустовскую шашку, чтоб чаще в своих молитвах вспоминал казаков.
В другой раз отец Иоанникий благословил казаков, возрождающих традиции «Русского боя», на поездку на соревнования во Всемирную Академию Самбо (г.Кстово Нижегородской области):
"Он был очень болен, сидел на стуле в черных одеждах и еле говорил. Но только увидел нас в казачьей форме с казачатами, - ожил. Принял тепло, любовался формой и несколько раз просил то повернуться, то надеть папаху. Попросил: «Всегда приезжайте ко мне в форме». И несколько раз повторил: «Берегите Родину». Мы попросили у него благословения на участие в соревнованиях, а он вдруг нахмурился: «Вам это надо?» У меня все похолодело. Но старец вдруг вспомнил, как сам в молодости бился на кулачках с мастером спорта по боксу. «Крепко мне, - говорит, - от него досталось: вертится волчком, а я его не могу „выцелить". Он бьет, а я - нет. Но уж зато когда „выцелил", то ноги только и мелькнули!» Старец хохотал так заразительно, что и мы, не могли удержаться. А когда успокоились, благословил и сказал, что машина у нас заведется, домчимся быстро и без приключений. Мы попрощались и ушли, пожелав старцу выздоравливать".
Возрождаемый Свято-Никольский монастырь основан учениками преподобного Тихона Лухского в годы русской Смуты XVII в. недалеко от села Князьково. Белая церковь с кладбищем, несколько строений, в храме круглосуточно горит свет, и молитва не прекращается ни днем, ни ночью - сутки напролет люди, сменяя друг друга, читают Евангелие, Псалтырь, акафисты. А каждую ночь, по традиции, вокруг храма совершается Крестный ход с иконой Казанской Божией Матери. Храм - здание в весьма крепком состоянии. Иконостас составлен из многочисленных икон разного времени письма, в основном темных, старинных.
Всенощная в соединении с Литургией служится необычно быстро за два-три часа. Батюшка быстро перемещается по храму, открывая и закрывая ворота, кадя, непрерывно скороговоркой по памяти читая тексты. Вместо хора зачастую включаются чтецы, отчего богослужение, несмотря на отсутствие сокращений, проводится очень динамично. Общая исповедь-отчитка, на которую отец Иоанникий выходит с копием (используемым во время Литургии на Проскомидии), давая обычное наставление: читать каждый день по заповеди преподобного Серафима Саровского «150 Богородиц» - молитв «Богородице Дево, радуйся».
Причащаются за литургией все присутствующие, причем на стене висит объявление, которое обычно читается при подходе к причастию одним из послушников, что по неведению приезжим разрешается подходить к Чаше даже если накануне ели скоромное. Если же человек об обычаях монастыря знает, то он подпадает осуждению.
Раньше Литургия начиналась около 12 часов ночи, сейчас она чаще всего до 12 ночи уже заканчивается.
Эти особые порядки Чихачевского монастырского богослужения вызывают многочисленные осуждения и укоры со стороны многих священнослужителей из других епархий, желающих «подвести этот монастырь под свой устав». Многие священники даже запрещают своим чадам ездить в Чихачево, или как их еще иначе называют - «Чихачи». Однако складывается такое ощущение, что эти запреты, если и сказываются на отношении народа к ивановскому старцу то только в том смысле, что авторитет его растет изо дня в день все более и более, а слава о прозорливости распространяется по всей России.
Если в прошлом году Великим Постом хорошо знающие ситуацию посетители ездить в Чихачево не отваживались по причине многочисленного наплыва народа из Нижнего Ногворода, Иваново и Москвы, то в этом году ситуация стала еще более сложная. Несмотря на то, что отец Иоанникий не благословляет приезжать без предварительного согласования, известность о Чихачах такова, что, например, в Чистую Субботу народу на службу приехало в два раза более, чем мог вместить храм.
В результате люди стояли несколько часов на десятиградусном морозе, но все исповедовались, причастились, и даже пособоровались (соборовали прямо на улице). Настроение, несмотря на Великий Пост, было какое-то особенно радостное, даже новогоднее - поздняя зима, хрустящий пушистый снег, кладбище, выглядящее как-то очень радостно на фоне то и дело прибывающих к храму все новых и новых паломников… Все это создавало ощущение настоящего торжества Православия.
Подумалось - где еще, в какой стране, люди поедут за тридевять земель ради того, чтобы померзнуть при входе в храм на морозе? Где еще осталась такая патриархальная простота человеческих отношений, ведь приехали-то все… «к батюшке».
После службы все желающие (кто не торопится) по обычаю приглашаются на монастырскую трапезу, характерное описание которой заимствуем из уже упоминавшегося рассказа о посещении старца воронежскими казаками:
«В шесть (сейчас около 2-3 часов - С.Ч.) утра гостей позвали на завтрак в трапезную. Ребятам все было интересно, все в диковинку: и кто где сидит, и почему читают акафисты во время еды. После борща матушка в те же чашки наложила гречневой каши, а потом туда же - и компот. Таков порядок. Не съесть нельзя. Да и времени на размышления нет: матушка „скомандовала" - на молитву, и - марш из-за стола». Сергей Чесноков, специально для Русской линии.

Дата публикации или обновления 15.12.2017


В деревне Чихачево Верхнеландеховского района Ивановской области находится построенная в 1813 году Свято-Никольская церковь.

Территориально Никольский храм расположен в пределах Кинешемской Епархии Ивановской Митрополии.

Настоятель храма - схиархимандрит Иоанникий .


Чихачево, схиархимандрит Иоанникий , настоятель Свято-Никольского храма.

Бытует мнение, что в селе Чихачево существует Свято-Никольская обитель, или скит.

Согласно утверждениям протоиерея Андрея Ефанова, являющегося руководителем Информационного отдела Кинешемской епархии, "в Кинешемской епархии нет Никольской обители. В селе Чихачево, действительно, имеется приход при Никольском храме, настоятелем которого служит схиархимандрит Иоанникий. Вокруг этого священника организовалась община его духовных чад, также к батюшке приезжают его почитатели. Со стороны епархиального архиерея к отцу Иоанникию претензий не имеется, что же до того, ездить к нему или нет, то лучше предварительно получить благословение своего духовника и лишь тогда принимать решение о возможной поездке к этому священнику. Искать благодатных старцев в нашей епархии не стоит, что же до духовного совета, то лучший совет, по моему скромному мнению, может дать тот священник, который лично знаком с человеком и его жизнью. Обычно это духовник или же приходской священник."


В сентябре 2017 года протоиерей Андрей Ефанов, председатель ОВЦОиСМИ (Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ), руководитель пресс-службы Кинешемской епархии, следующим образом пояснил ситуацию, сложившуюся вокруг прихода Свято-Никольского храма в Чихачево :

Структура информационных ресурсов Кинешемской епархии такова, что информация о приходских храмах располагается, прежде всего, на сайтах благочиния. А на сайте Верхнеландеховского благочиния есть упоминание о Никольском храме с. Чихачево.

Почему нет исторической справки о приходе - вопрос к благочинному, а не к нам.

Что же до той ситуации, которая сложилась вокруг отца Иоанникия : в Чихачево приходской храм, а не монастырь или монашеская община. Приход окормляет прихожан с. Чихачево и близлежащих деревень. Приезжающие к отцу Иоанникию люди должны брать на этот приезд благословение своего духовника или же приходского священника.

Зная нездоровую обстановку, сложившуюся вокруг этого священника, думаю, что мало найдется пастырей, которые отправят в Чихачево своих прихожан или же духовных чад. А те, кто едут на свой страх и риск рискуют своим духовным, психическим, а порой и физическим здоровьем.

Паломничества

11 Ноября 11 Роман

Поездка к схиархимандриту Иоанникию в Чихачёво

Случайностей не бывает

В Чихачевскую обитель я попал неожиданно для себя. Случайностей не бывает - на все воля Божия! Знакомая женщина дала телефон старца Иоанникия моей жене с той целью, что бы я ему позвонил. Листочек с номером телефона я положил куда-то в шкаф.... Через 2-3 недели один знакомый алтарник из Кикнурского Благочиния повторил примерно ту же фразу: «Поезжай к старцу!» Сказал, как отрезал!

Глас народа - глас Божий

Долго я в руках мял листок бумаги с номером Чихачевского батюшки. Жена не выдержала и сказала: «Я сама позвоню!» Набирала номер трижды, на четвертый раз батюшка снял трубку.... Поговорила и засияла от счастья! Я воодушевленный примером моей второй половинки здесь же набрал заветный номер - занято. Опять занято. Я набирал номер телефона снова и снова, пока не услышал долгожданный, но неожиданно твердый, спокойный, приятный и не погодам молодой голос отца Иоанникия. «Бог тебя благословит! Как зовут?... Откуда звонишь?... Приезжай... числа. Служба у нас начинается с 3х часов (по Московскому времени - прим. РЗ). Ангела Хранителя тебе в дорогу!» Как гром среди ясного неба! Как поеду? На чем? С кем?

Господь управил! Машину дал тесть. Попутчики нашлись сами. В Чихачево они ехали уже раз десятый, и всю дорогу мы с ними проговорили о батюшке Иоанникие.

В монастырь мы приехали в половине девятого вечера. Приятно удивила отличная асфальтовая дорога, которая ведет от трассы к монастырю. Так же порадовала огромная заасфальтированная стоянка для транспорта. По нашем приезде на стоянке уже стояли несколько десятков автомобилей и три-четыре автобуса. География автомобильных регистрационных номеров была разнообразна: Москва и Московская область, Нижегородская, Кировская, Челябинская и Свердловская области, республика Башкортостан, Коми и Мари. И еще десяток номеров с незнакомыми мне регионами.

При входе на территорию монастыря огорчили таблички о запрещении фото и видеосъемки. Жаль. Но я сделал несколько снимков из-за ограды, а после приезда домой нашел несколько фотографий монастыря в Интернете.

Сразу набрали в бутылки святую воду (бочки со святой водой стоят в притворе). В 20.30 по монастырскому времени (от Московского времени минус 1 час) в трапезной начался ужин. Вечером паломников в монастыре было около пятисот человек, поэтому в трапезную заходили по очереди. Сначала мужчины (за стол справа), потом женщины (за стол слева). Ужин отличался простыми, но разнообразными блюдами: различные салаты, картофельное пюре, каши, супы. Вкусный чай с медом пьют из освободившихся тарелок. Кружки - только для святой воды, которая стоит на столах в литровых банках. Поужинали - соборная молитва о здравии схиархимандрита Иоанникия (это является нововведением в Чихачевской обители, которое братия ввела после недавней тяжелой болезни старца). После заходит в трапезную новая партия паломников.

Никольская церковь в селе Чихачево

Церковь построена на средства прихожан в 1813 г. и располагается за деревней в небольшой роще на кладбище. В 1856 г. у сооружения была расширена трапезная и добавлены два придела.

Церковь кирпичная, бесстолпная, совмещенная летняя и зимняя, одноапсидная одноглавая. Планировочная структура - четырехчастная осевая симметричная. Храм трехпрестольный: центральный - Никольский, левый - Григорьевский, правый - в честь Димитрия Солунского.

Перекрытие трапезной опирается на четыре арки. По ним идет широкий цилиндрический свод, располагающийся перпендикулярно относительно центральной оси церкви. Крайние нефы покрыты продольными цилиндрическими сводами, опирающимися на наружную стену. Сам храм покрыт высоким сомкнутым сводом, опирающимся на наружные стены.

Стены в интерьере покрыты штукатуркой, по которой нанесена масляная живопись. Снаружи они побелены по кирпичу. Кровля по деревянным стропилам, металлическая. Размер кирпича - 24х11х7 см.

Объемно-пространственная композиция церкви представляет собой две вертикали - колокольня и храм, объединенные горизонтально вытянутой трапезной. Дополнительные приделы придают вид большой устойчивости. Колокольня квадратная в плане, трехъярусная, заканчивающаяся шатриком с посаженной на барабан луковичной главкой. Рядом с церковью находится одноэтажный кирпичный дом священника с четырехскатной кровлей, покрытой железом.

Ужин закончился.

Все укладываются спать. Спят прямо в храме на полу, постилая привезенные с собой туристические коврики, пледы и одеяла. Кто приехал в первый раз, постилали на пол старую одежду, которая висит на внешней стене трапезной со стороны умывальников. В монастыре четко исполняют требования канонов Православной Церкви. В том числе: Мужчины одесную (справа), женщины ошуюю (слева); мужчины и мальчики к помазанию, причастию и ко кресту, а так же после службы под благословение к отцу Иоанникию подходят первыми, женщины и девочки - после; в трапезную, как уже говорилось выше, так же заходят сначала мужчины. Но это не дискриминация по половому признаку. Просто лишний раз напоминают женщинам, что, по слову блаженной Матроны Московской: «Жена за мужем должна быть, а не перед ним».

В общем, мужчины в храме на полу спят справа, женщины слева. Всю ночь читают неусыпаемую Псалтирь. Запись на чтение паломниками книги царя Давида производилась, видимо, накануне. Ведь некоторые паломники приехали до субботней службы за несколько дней. Почему до субботней? Каждую субботу любого поста батюшка проводит чин соборования. Поэтому и приглашает приезжать в обитель постом и именно в субботу.

Где-то минут за сорок до начала службы началось всеобщее оживление: приехали еще паломники, порядка семисот человек. Спавшие в храме начали вставать, убирать свою постель. Здесь же образовалась очередь в казну (или правильней сказать - регистратуру), что находится в храме справа. В казне можно подать заметки на проскомидию, молебен, панихиду, а так же заочную отчитку. Требы в монастыре не дешевые, на август 2011 года расценки были примерно такими: проскомидия 5 рублей имя, молебен (простой) - 100 рублей, отчитка - 10 рублей имя за один день (монахиня или послушница в регистратуре порекомендует заказать отчитку на 40 дней - непременно воспользуйтесь этим предложением, если у вас позволяют финансовые возможности). Иконы, книги и лампадное масло в храме не продают. Как и свечи. Ввиду великого множества молящегося люда (в небольшом сельском храме в тот день было около тысячи двухсот человек) подсвечников в церкви практически нет. Я их видел вечером, но перед службой их видимо убрали. Но каждый может подать на свечи в алтарь любую посильную сумму. А свечи на соборование раздают всем. И непосредственно перед соборованием. Но об этом позже.

Как батюшка прошел в храм, я не видел. Видимо тихо и незаметно. Монахиня начала читать псалмы из Утренней, а батюшка обходил храм с кадилом и громко восклицал: «С праздником!», на что собравшиеся хором отвечали: «Спаси вас Господи!». Перед отцом Иоанникием шел монах, и расчищал перед идущим священником путь. Того, кто стоял к образовавшемуся проходу поближе, батюшка благословлял, возлагая ладонь на голову со словами "исцели, Господи!". Служба началась.

Голос батюшки Иоанникия на службе я узнал не сразу. В отличие от своего обычного разговора, служебные возгласы и молитвы батюшка читает, как бы проглатывая слова. Его речь становится похожа на речь ветхозаветного гугнивого Моисея. И мне, немного разбирающемуся в Церковной Службе, понять, что читают в данный момент, было сложно. Но впечатление о службе и восприятие службы это не испортило. Утренняя прошла довольно быстро. После канона Святым (читается на Утренней во время помазания) начали читать Правило ко причастию (поэтому вычитывать Правило в монастыре с вечера не благословляют). К помазанию охранники пропускали сначала мужчин, потом женщин. Часть православных из храма вывели на улицу. Сделано это было для того, чтобы люди, стоявшие на улице, смогли подойти к помазанию. Плавно началась литургия с чтения Часов. В храме стало очень жарко и душно. Те, кто приехал не первый раз, привезли с собой раскладывающиеся стульчики. Кто-то стоял на коленях. Дети, в основном, спали на маминых руках, или на полу рядом со стеной. Вдруг раздался голос охранника: «Наклоните головы! Батюшка проводит общую исповедь!» Между словами молитвы стали слышны возгласы отца Иоанникия: «Назовите ваше имя». «Роман, Татьяна, Николая, Сергий, Ольга....» слышались хоровые ответы. Из-за многолюдства службу было слышно плохо, но она чувствовалась каждой клеткой, каждой молекулой. «Батюшка читает молитву о спасении душ убиенных во чреве детях. Женщины, делавшие аборт, и мужчины, побудившие своих женщин делать аборт, наклоните головы!» «Назовите свои имена». «Роман, Татьяна, Николая, Сергий, Ольга....» «Передайте за сугубую молитву об убиенных во чреве детях по 100 рублей в казну!» Здесь мы немного отвлечемся.

Началось причастие. Мужчины, а после и женщины, стали быстро подходить к Чаше. «Причащается раб Божий...» «Роман», - быстро произношу я, причащаюсь Святых Христовых Тайн, целую Чашу и быстро отхожу к столику, где раздают кусочки просфор и святую воду причастившимся.

Литургия заканчивается к 5 утра по местному времени. После Божественной литургии сразу Крестный ход вокруг церкви с иконой Казанской Божьей Матери, с пением тропаря, с воженными свечами...

После Крестного хода - раздают свечи, и начинается Соборование.
(Во все посты по субботам).
Монахиня читает поочередно семь Апостолов, батюшка - семь Евангелий. После каждого Евангелия слышен возглас священника: «Назовите свое имя!». «Роман, Татьяна, Николая, Сергий, Ольга....». Во время соборования я стоял на улице - в храм войти не смог. И вдруг посреди Соборования.... «Меня зовут....» раздался громкий звериный голос из притвора. Отрыжка, мат, и нечленораздельное рычание. Все люди, стоявшие вблизи рычащей женщины, начали креститься. Звуки беснования прекратились вместе с Соборованием. «Дайте дорогу!» Из храма вдоль стены вышел охранник, а вслед за ним схиархимандрит Иоанникий. Часть паломников поспешили в трапезную, а большинство - к домику старца. Батюшка поверх подрясника одел старый, поношенный пуловер, и вышел к паломникам.

Православные, приехавшие каждый со своим наболевшим, по одному подходили к батюшке и быстро излагая суть соей проблемы, получали духовное наставление и благословение от старца. Казалось бы, на одинаковые вопросы батюшка давал разные ответы. «Батюшка, внуку в садик бы пора...», - начинал вопрошать один мужчина. На этом батюшка его обрывал, говоря: «Нет. Справляйтесь собственными силами. В детский сад только в самом крайнем случае!». «Батюшка, внуку 7 лет. Отдать ли нам его в этом году в школу...», спрашивала женщина, приехавшая со мной. «У мальчика есть отец. Как он решит, так и будет». «А вот дочь моя в школе работает...» - «Пусть сменит работу на более высокооплачиваемую. Ей детей поднимать надо!» Когда очередь дошла до меня, я стоял и мямлил что-то нечленораздельное. Батюшка положил свою руку мне на голову и произнес: «И дай мне Господи то, что я сам попросить не умею!» И я уставший пошел в машину. Служба, в общей сложности, продолжалась более 5 часов.

А тем, кто все еще осуждает под благим предлогом «не сотвори себе кумира» и отца Иоанникия, и паломников, приезжающих в Чихачево, хочу процитировать слова самого отца Иоанникия: «Не меня искать надо, а Бога. Идите все в храм, молитесь, просите Господа о своём наболевшем. А ко мне потом подойдёте».



Похожие статьи

© 2024 my-kross.ru. Кошки и собаки. Маленькие животные. Здоровье. Лекарство.