Когда была сожжена последняя ведьма. Почему ведьм сжигали? История самой жестокой казни средневековья. Сожжение ведьм на костре в Западной Европе

ОХОТА НА ВЕДЬМ

XVI и XVII столетия были временем преследования ведьм. В Германии процессы над ними начались сравнительно позже, чем в других странах, но по количеству казненных ведьм она превзошла всех.

Почти в каждой области Германии, в особенности в тех, где преобладало католическое влияние, преследователи ведьм в буквальном смысле неистовствовали.

В Эльбинге в 1590 году на протяжении восьми месяцев состоялось 65 процессов. В Брауншвейге в течение 1590-1600 годов были дни, когда сжигали по 10-12 ведьм в день.

Магистрат города Нейссе соорудил особую печь для сжигания ведьм, в которой были сожжены в 1651 году 22 женщины; во всем княжестве Нейссе в течение девяти лет были сожжены более тысячи ведьм, среди них были и дети, в возрасте от двух до четырех лет.

Свободный имперский город Линдгейм в 1631-1633, 1650– 1653 и 1661 годы отличался особенно жестокими преследованиями ведьм. Подозреваемых бросали в ямы, «башни ведьм», и, не допуская никакой защиты, пытали до тех пор, пока они не сознавались.

Сжигание ведьм на костре. Средневековая миниатюра

В Триерском епископстве с 1587-го по 1593 год, во время епископства Иоанна, в 22 деревнях, прилегавших к Триеру, были сожжены 368 человек. В 1585 году после одного большого процесса в двух селениях уцелели только два человека.

Город Легамо за обилие процессов против ведьм приобрел название «гнездо ведьм».

В Бамбергском епископстве, начиная с 1625 года по 1630-й, были сожжены более 900 человек.

В одном сочинении, изданном в 1659 году, говорится о распространении в стране колдовства следующее: «Между осужденными находились канцлер доктор Горн, его сын, жена и дочери, также много знатных господ и некоторые члены Совета, и даже многие лица, заседавшие с епископом за одной трапезой. Они все сознались, что их более чем 1200 человек, связанных между собой служением дьяволу, и что если бы их колдовство и дьявольское искусство не были открыты, то они сделали бы, чтобы в течение четырех лет во всей стране погибли весь хлеб и все вино, так что люди от голода съедали бы друг друга. Другие сознавались, что они производили такие сильные бури, что деревья с корнем вырывались и большие здания обрушивались, и что они хотели вызвать еще более сильные бури, чтобы обрушить Бамбергскую башню и т.д. Между ведьмами находились и девочки семи, восьми, девяти и десяти лет от роду; 22 девочки были осуждены и казнены, проклиная своих матерей, научивших их дьявольскому искусству. Колдовство до такой степени развилось, что дети на улице и в школах учили друг друга колдовать».

Процессы проходили удивительно быстро, судопроизводство было максимально упрощено. Подсудимые допрашивались по 8-10 человек вместе, и их признания записывались в одном протоколе, причем для краткости они назывались не по именам, а по номерам: № 1, № 2, № 3 – и сжигались на одном костре по 8-10 человек.

В Вюрцбургском епископстве множество лиц подвергались такому же преследованию. С 1627-го по 1629 год были сожжены более 200 человек разного возраста по обвинению в колдовстве. Среди казненных находились: канцлер с женой и дочерьми, член Городского совета, самый толстый горожанин Вюрцбурга, два пажа, самая красивая девица Вюрцбурга, студент, говоривший на многих языках и притом бывший отличным музыкантом, директор госпиталя, два сына и дочь, а также жена городского советника, три церковных регента, 14 духовных лиц, один доктор теологии, одна толстая дворянка, одна слепая девушка, девочка девяти лет, ее младшая сестра, их мать и т.д.

В архиепископстве Кёльнском со второй половины XVI столетия преследование ведьм проникало во все слои общества.

Особенно много людей сожжено в Бонне. В одном частном письме мы читаем: «У нас (в Бонне) сильно жгут. Нет сомнения, что половина города падет жертвой. Тут уже сжигали профессоров, кандидатов прав, пасторов, каноников, викариев и других духовных лиц. Канцлер со своей женой и жена тайного секретаря казнены, 7-го сентября сожгли 19-летнюю девушку, любимицу епископа, которая считалась самой красивой, самой благонравной во всем городе. Девочки от трех до четырех лет уже находятся в связи с дьяволом. Тут сжигали многих мальчиков от девяти лет».

В апреле 1663 года Агнесса, жена Ганса Генше, ткача, была арестована по подозрению в колдовстве и отвезена в Эслийген. Однажды она была где-то на крестинах, на стол вдруг вскочила черная кошка, и женщина, одна из всех гостей, не испугалась и даже пила из своего стакана, в который кошка сунула свою лапку.

Под пыткой фрау Генше созналась, что имела некоторое отношение к приписываемым ей элементам колдовства, надеясь таким образом поскорее увидеть своего мужа и детей. Потом она отреклась от своих слов, выдержала все высшие степени пытки и была выпущена с условием, что навсегда покинет страну.

В Эльзасе костры инквизиции начали дымиться с 1570 года. В течение 1572-1620 годов были сожжены 136 ведьм, но это было только начало последовавшего после 1620 года массового преследования.

В течение 1620-1635 годов в одном Страсбургском округе погибли 5000 человек.

Австрия в конце XVII века была переполнена ведьмами.

В архивах города Аисбург сохранились протоколы по делам о колдовстве. Вот один из них: «15 апреля 1661 года Анна предалась душою и телом дьяволу, который явился к ней в образе мужчины, по его приказанию отрицала Св. Троицу, богохульствовала и оскверняла Св. Таинство; при помощи колдовских средств умертвила ребенка и этими же средствами причинила другому порчу. За такие тяжкие и отвратительные преступления постановляется, чтобы она была посажена на повозку и отвезена к месту казни для сожжения на костре, причем предварительно оба плеча должны быть прижигаемы раскаленными щипцами, по одному разу каждое плечо. Но так как она раскаялась, постановляется оказать ей милость и отрубить голову мечом и после тело ее сжечь – таков приговор; учитывая ее слабое здоровье и глубокий возраст, был еще более смягчен, а именно: она была освобождена от прижигания раскаленными щипцами».

В Зальцбурге в 1678 году были сожжены 97 человек.

В 1583 году одна 16-летняя девушка, страдавшая конвульсиями, была признана одержимой бесом и передана иезуитам для изгнания их. Святые отцы энергично взялись за дело, но борьба с дьяволом оказалась очень трудной. Наконец они преодолели хитрости дьявола, и им удалось изгнать из тела девушки 12 655 чертенят. После этого была подвергнута пытке ее старая, 70-летняя бабушка Елизавета Пленахерин, которая созналась, что уже много лет находится в связи с дьяволом и ездит на шабаш. Ее осудили и поволокли к месту казни, привязанной веревками к хвосту лошади, и сожгли заживо.

В Вене в 1601 году были осуждены две ведьмы, из которых одна покончила в тюрьме самоубийством, а другая умерла во время пыток. Труп последней был законопачен в бочке и брошен в Дунай, «дабы она была удалена от населения Вены».

В Венгрии в 1615 году погибло огромное количество ведьм вследствие возникшего предположения, что они имеют намерение дьявольским искусством вызывать сильный град и уничтожать посевы. Об этом случае в хрониках рассказывается следующее: «Одна 12-летняя девочка, гуляя со своим отцом и слушая его жалобы на засуху, сказала ему, что, если он хочет, она может вызвать дождь и град. Когда он спросил ее, кто ее научил этому, она указала на свою мать.

В это время действительно разразилась страшная гроза с градом. Отец донес об этом, после чего мать и дочь были арестованы и подвергнуты пытке. Они сознались в своем преступлении и оговорили многих других, которые также были привлечены к следствию».

Во Франции в правление Генриха IV ведьм, в основном, обвиняли в оборотничестве.

Один из иезуитов того времени писал в 1594 году: «Наши тюрьмы переполнены ведьмами и колдунами. Не проходит дня, чтобы наши судьи не запачкали своих рук в их крови и чтобы мы, возвращаясь домой, не содрогались от печальных мыслей об ужасных, отвратительных вещах, в которых эти ведьмы признаются. Но дьявол так искусен, что мы не успеваем достаточно большое количество ведьм отправить на костер, как из их пепла возникают новые ведьмы».

В 1609 году была назначена комиссия для преследования ведьм в стране басков. За короткое время там были сожжены 600 человек.

В Тулузе были дни, когда сжигались на кострах по 400 ведьм в день. Инквизиция свирепствовала на всем юге Франции. Де Ланкру пришла мысль, что распространение колдовства около Бордо связано с большим количеством фруктовых садов, так как «очень хорошо известно, что дьявол имеет особую силу над яблоками».

В Испании преследование ведьм продолжалось дольше, чем во всех остальных странах Европы. В 1527 году по оговору двух девочек, девяти и одиннадцати лет, было осуждено огромное количество ведьм, которые были изобличены в колдовстве благодаря усмотренному инквизиторами в их левом глазу особому знаку. Еще в 1810 году, 7 и 8 ноября, были сожжены 11 человек.

В Швеции известен ужасный процесс, который происходил в небольшом селении в 1669 году, вследствие чего погибли масса детей. Процесс начался из-за того, что у многих детей той местности наблюдались странные судороги, сопровождавшиеся обморочным состоянием. Во время этих припадков дети рассказывали, что они часто вместе с ведьмами летают на шабаш и там сатана их бьет, отчего и приключилась с ними эта болезнь.

По просьбе жителей правительство назначило специальную комиссию для расследования дела. Комиссия подвергла допросу около 300 детей, которые рассказали чудовищные подробности о полетах на шабаши и происходивших там оргиях. По словам детей, сатана на шабашах часто бил детей, иногда же, напротив, был очень любезен с ними, играл на арфе, любил, чтобы ведьмы всячески ухаживали за ним во время его болезни и пускали ему кровь. А один раз он даже умер на короткое время.

Комиссия арестовала многих женщин, которые под пыткой сознались во всех преступлениях. Из них 84 женщины были приговорены к смерти, и вместе с ними также 15 детей, остальные дети подверглись разным наказаниям, 56 из них получили удары плетьми.

Приговор был объявлен во всеуслышание, и члены комиссии после совершения казни над обвиненными вернулись домой, осыпанные благодарностями со стороны населения. В церкви долгое время после этого возносились молитвы о защите страны от дьявола на будущее время.

Из книги Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века автора Федосюк Юрий Александрович

Охота Любимым развлечением помещиков была охота. Богатые помещики имели целые охотничьи хозяйства с обширным штатом прислуги. Псари ухаживали за охотничьими собаками: СТАРШИЙ ПСАРЬ, ведавший обучением БОРЗЫХ собак и распоряжавшийся собаками во время охоты, назывался

Из книги Большая книга афоризмов автора

Охота См. также «Рыбалка» Никогда столько не лгут, как во время войны, после охоты и до выборов. Отто фон Бисмарк Охотник - человек, отстаивающий свою любовь к природе с оружием в руках. NN Чем меньше лес, тем больше кажется заяц. «Пшекруй» Если человек решил убить тигра,

Из книги Слабости сильного пола. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

ОХОТА Никогда столько не лгут, как во время войны, после охоты и до выборов. Отто фон Бисмарк * * * Охотник - человек, отстаивающий свою любовь к природе с оружием в руках. NN * * * Чем меньше лес, тем больше кажется заяц. «Пшекруй» * * * Если человек решил убить тигра, это зовется

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Охота на ведьм С английского: Witch-hunting.Это выражение появилось в Англии в 1640 г. и означало борьбу с женщинами-колдуньями, знахарками и т. д., которых католическая церковь причисляла к еретикам и по решению церковного суда сжигала на костре.В первой половине 1950-х гг. в США так

Из книги Все обо всем. Том 3 автора Ликум Аркадий

Почему люди верили в существование ведьм? Человек боится многих вещей. Когда он не может понять происходящее, особенно если это его пугает или наносит вред, он пытается объяснить это явление каким-то таинственным способом. Вера в колдовство была единственным способом

Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора Кондрашов Анатолий Павлович

Каким способом в средневековой Европе распознавали ведьм? 5 декабря 1484 года римский папа Иннокентий VIII издал буллу под названием «Summis desiderantes» (по первым словам ее – «С величайшим рвением»), положив начало практике ведовских процессов, захлестнувших Европу в XVI – начале

Из книги Средневековая Франция автора Поло де Болье Мари-Анн

Из книги Настоящий джентльмен. Правила современного этикета для мужчин автора Вос Елена

Охота Правила поведения и этикета на охоте определяются правилами безопасности и сложившимися традициями. Подобные правила редко прописаны в уставы и считаются негласными, но строгими.Независимо от ранга и статуса охотников старшим во время охоты является егерь. Если

Из книги Энциклопедия биолокации автора Красавин Олег Алексеевич

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Из книги Энциклопедия заядлого охотника. 500 секретов мужского удовольствия автора Лучков Геннадий Борисович

Охота с подхода Некоторые охотники успешно практикуют охоту на оленей с подхода, при которой они приближаются к стаду с максимальной осторожностью на расстояние ружейного выстрела и бьют зверя. Охотиться таким способом можно только зимой, причем охотник должен

Из книги Пытки и наказания автора Брайен Лейн

Охота с лайками Этот способ охоты на оленей применяется довольно ограниченно, так как таким образом возможно охотиться на оленей только в горах и только в тех местах, где олени чаще всего предпочитают укрываться от хищников. Обычно это небольшая площадка в скалах, куда

Из книги Базовая подготовка спецназа [Экстремальное выживание] автора Ардашев Алексей Николаевич

Из книги The Question. Самые странные вопросы обо всем автора Коллектив авторов

Из книги автора

Можно ли сжигать ведьм? СЕРГЕЙ АРУТЮНОВЭтнограф, член-корреспондент РАНМожно. В культурах, в которых бытовало это понятие, ведьму можно было топить, замуровывать в стену, душить (салемских ведьм вешали), жечь. Главное – не проливать крови. Эти способы казни

Призыв «Сжечь ведьму» раньше часто звучал в отношении молодых и красивых женщин. Почему люди предпочитали такой способ казни для колдунов? Рассмотрим, насколько жестокими и сильными были гонения на ведьм в разные эпохи и в разных странах мира.

В статье:

Средневековая охота на колдунов

Инквизиторы или охотники на колдунов предпочитали сжечь ведьму, поскольку были уверены, что люди, которые занимаются магией, заключили . Иногда ведьм вешали, обезглавливали или топили, но и оправдательные приговоры суда над ведьмами не редкость.

Преследование ведьм и колдунов особенного размаха достигло на западе Европы в XV-XVII веках. Охота на колдунов проходила в католических странах. Люди с необычными способностями преследовались и раньше XV века, например, во времена существования Римской империи и в эпоху Древней Месопотамии.

Несмотря на отмену закона о казни за колдовство, в истории Европы периодически случались инциденты с казнями ведьм и гадалок (вплоть до XIX века). Период активного преследования «за ведьмовство» насчитывает около 300 лет. По оценкам историков, общее число казненных - 40–50 тыс. человек, а количество судебных процессов над обвиняемыми в сговоре с Дьяволом и колдовстве - около 100 тысяч.

Сожжение ведьм на костре в Западной Европе

В 1494 году Папа Римский издал буллу (средневековый документ), направленную на борьбу с ведьмами. Сделать указ его убедил Генрих Крамер , больше известный как Генрих Инститорис - инквизитор, который утверждал, что отправил на костер несколько сотен ведьм. Генрих стал автором «Молота Ведьм» - книги, которая рассказывала, и бороться с колдуньей. «Молот Ведьм» не использовался инквизиторами и запрещен католической церковью в 1490 году .

Булла Папы Римского стала основной причиной многовековой охоты на людей с магическим даром в христианских странах Европы. По статистике ученых-историков, больше всего людей казнено за колдовство и ересь в Германии, Франции, Шотландии и Швейцарии. Меньше всего истерия, связанная с опасностью ведьм для общества, затронула Англию, Италию и, несмотря на обилие легенд об испанских инквизиторах и орудиях пыток, Испанию.

Массовым явлением судебные процессы над магами и другими «пособниками Дьявола» стали и в странах, затронутых Реформацией. В некоторых протестантских странах появились новые законы - суровее католических. Например, запрет о пересмотре дел о колдовстве. Так, в Кведлинбурге в XVI веке за один день сожжено 133 ведьмы. В Силезии (сейчас это территории Польши, Германии и Чехии) в XVII веке возведена специальная печь для сожжения колдунов. За год устройство использовалось для казни 41 человек, включая детей до пяти лет.

Католики не слишком отставали от протестантов. Сохранились письма священника из немецкого городка, которые адресованы графу фон Сальму. Листы датируются XVII веком. Описание ситуации в его родном городе в разгар охоты на ведьм:

Кажется, вовлечено полгорода: профессора, студенты, пасторы, каноники, викарии и монахи уже арестованы и сожжены… Канцлер с супругой и жена его личного секретаря схвачены и казнены. На Рождество Пресвятой Богородицы казнили воспитанницу князя-епископа, девятнадцатилетнюю девушку, известную набожностью и благочестием… Трёх-четырёхлетних детей объявляли любовниками Дьявола. Сжигали студентов и мальчиков благородного происхождения 9–14 лет. В заключение скажу, что дела находятся в таком ужасном состоянии, что никто не знает, с кем можно говорить и сотрудничать.

Тридцатилетняя война стала хорошим примером массового преследования ведьм и пособников нечистой силы. Воюющие стороны обвиняли друг друга в использовании колдовства и сил, данных Дьяволом. Это самая крупная война на религиозной почве в Европе, и, судя по статистике, вплоть до нашего времени.

Поиски и сожжение ведьм - предпосылки

Охота на ведьм продолжает изучаться современными историками. Известно, почему булла о ведьмах Папы Римского и идеи Генриха Инститориса одобрены народом. Для охоты на колдунов и сожжения ведьм существовали предпосылки.

В конце XVI века количество процессов и людей, приговоренных к казни сожжением на костре, резко увеличилось. Ученые отмечают и другие события: экономический кризис, голод, социальная напряженность. Жизнь была сложной - эпидемии чумы, войны, долговременное ухудшение климата и неурожай. Происходила революция цен, которая временно сделала уровень жизни большинства людей ниже.

Истинные причины событий: увеличение количества населения в населенных пунктах, ухудшение климата, эпидемии. Последнее легко объяснить с точки зрения науки, но средневековая медицина не могла ни справиться с заболеванием, ни найти причину болезни. Лекарство изобретено только в XX веке, и единственной мерой, защищающей от чумы, стал карантин.

Если сейчас человек обладает достаточными знаниями, чтобы понять причины эпидемии, плохого урожая, изменения климата, средневековый житель знаний не имел. Паника, которую порождали события тех лет, побуждала людей искать другие причины ежедневного несчастья, голода, болезней. Объяснить проблемы по-научному с тем багажом знаний невозможно, поэтому в ход шли мистические идеи вроде ведьм и колдунов, которые портят урожай и насылают чуму в угоду Дьяволу.

Существуют теории, которые пытаются объяснить случаи сожжения ведьм. Например, некоторые верят, что ведьмы действительно существовали, как показано в современных фильмах ужасов. Часть людей отдает предпочтение версии, которая гласит, что большинство судебных процессов - способ обогащения, ведь имущество казненных отдавалось вынесшему приговор.

Последнюю версию можно доказать. Суды над колдунами стали массовым явлением там, где власть слабая, в отдаленных от столиц провинциях. Приговор в некоторых регионах мог зависеть от настроения местного правителя, и исключить личную выгоду невозможно. В государствах с развитой системой управления пострадало меньше «пособников Сатаны», например, во Франции.

Лояльность к ведьмам в Восточной Европе и России

На востоке Европы преследование ведьм не прижилось. Жители православных стран практически не испытали ужаса, который довелось пережить людям, проживающих в странах Западной Европы.

Количество процессов над ведьмами на территории нынешней России составляло около 250 за все 300 лет охоты на пособников нечистой силы. Цифру невозможно сравнить со 100 тысячами судебных дел в Западной Европе .

Причин множество. Православное духовенство в меньшей степени беспокоилось греховностью плоти, если сравнивать с католиками и протестантами. Женщина как существо с телесной оболочкой меньше пугала православных христиан. Большая часть казненных за ведьмовство - женского пола.

Православные проповеди в России XV–XVIII века осторожно затрагивали темы , духовенство стремилось избежать самосуда, который часто практиковался в провинциях Европы. Еще одна причина - отсутствие кризиса и эпидемий в том объеме, который пришлось испытать жителям Германии, Франции, Англии и других стран Западной Европы. Население не занималось поисками мистических причин голода и неурожая.

Сжигание ведьм в России практически не практиковалось, а то и запрещалось законом.

Судебник 1589 года гласил: «А блядям и видмам бесчестия 2 деньги против их промыслов», то есть за их оскорбление полагался штраф.

Встречался самосуд, когда крестьяне поджигали избу местной «ведьмы», которая погибала из-за пожара. Ведьма на костре, сооруженном на центральной площади города, где собралось население города - в православной стране таких зрелищ не наблюдалось. Казни сожжением заживо практиковались крайне редко, использовались деревянные срубы: публика не видела страданий осужденных за ведьмовство.

В Восточной Европе обвиненных в колдовстве испытывали водой. Подозреваемую топили в реке или другом местном водоеме. Если тело всплывало, женщину обвиняли в ведьмовстве: крещение принимается святой водой, а если вода «не принимает» человека, которого топят, значит, это колдун, отрекшийся от христианской веры. Если подозреваемая тонула, ее объявляли невиновной.

Америку охота на ведьм практически не затронула. Однако несколько процессов над колдунами и ведьмами зафиксировано и в Штатах. Известны на весь мир события в Салеме в XVII веке, в результате которых повешено 19 человек, один житель раздавлен каменными плитами, а около 200 человек приговорено к тюремному заключению. События в Салеме неоднократно пытались обосновать с научной точки зрения: выдвигаются разнообразные версии, каждая из которых может оказаться правдивой - истерия, отравление или энцефалит у «бесноватых» детей и многое другое.

Как наказывали за колдовство в Древнем мире

В Древней Месопотамии законы о наказании за колдовство регламентировал кодекс Хаммурапи, названный именем правившего царя. Кодекс датируется 1755 годом до нашей эры. Это первый источник, в котором упоминается испытание водой. Правда, в Месопотамии проверяли на колдовство несколько иным методом.

Если доказать обвинение в колдовстве невозможно, обвиненного заставляли погрузиться в реку. Если река забирала его, считали, что человек колдун. Имущество умершего отходило к обвинителю. Если человек оставался жив после погружения в воду, его объявляли невиновным. К смертной казни приговаривали обвинителя, а обвиняемый получал его имущество.

В Римской империи к наказаниям за колдовство подходили, как и к остальным преступлениям. Оценивалась степень вредоносности, и если пострадавшему не выплачивалась компенсация человеком, обвиненным в колдовстве, ведьме причиняли аналогичный вред.

Регламент сожжения заживо ведьм и еретиков

Пытки инквизиции.

Перед тем как приговорить пособника Дьявола к сожжению заживо, требовалось допросить обвиняемого, чтобы колдун выдал сообщников. В Средневековье верили в шабаши ведьм и считали, что дело редко обходится одной ведьмой в городе или селе.

Допросы всегда происходили с применением пыток. Сейчас в каждом городе с богатой историей можно встретить музеи пыток, экспозиции в замках и даже подземельях монастырей. Если обвиняемый не умирал в процессе допроса, документы передавались в суд.

Пытки продолжались, пока палачу не удавалось получить признание в совершении преступления и пока подозреваемый не укажет имена сообщников. Недавно учеными-историками изучены документы инквизиции. На самом деле пытки во время допросов ведьм строго регламентировались.

Например, к одному подозреваемому по одному судебному делу мог применяться только один вид пыток. Было множество методик получения показаний, которые не считались пытками. Например, психологическое давление. Палач мог начать работу с демонстрации пыточных приспособлений и рассказа об их особенностях. Судя по документам инквизиции, этого часто хватало для признания в колдовстве.

Не считалось пытками лишение воды или пищи. Например, обвиняемых в ведьмовстве могли кормить только пересоленной пищей и не давать воду. Холод, пытки водой и некоторые другие способы использовались в целях получить признание у инквизиторов. Иногда заключенным показывали, как пытают других людей.

Регламентировалось время, которое можно потратить на допрос одного подозреваемого по одному делу. Некоторые пыточные инструменты не использовались официально. Например, Железная Дева. Достоверных сведений, что атрибут применяли для казни или пытки, нет.

Оправдательные приговоры не редкость - их количество составляло около половины. В случае получения оправдательного приговора церковь могла заплатить возмещение человеку, которого подвергали пыткам.

Если палач получал признание в ведьмовстве, а суд признавал человека виновным, чаще всего ведьму ожидал смертный приговор. Несмотря на немалое количество оправдательных приговоров, около половины дел привело к казням. Иногда применялись более мягкие наказания, например, изгнание, но уже ближе к XVIII–XIX векам. В качестве особой милости еретика могли задушить, а тело сжечь на костре на площади.

Существовало два способа разложения костра для сожжения заживо, которые применялись во времена охоты на ведьм. Первый способ особенно любим испанскими инквизиторами и палачами, поскольку сквозь пламя и дым были хорошо видны страдания осужденного на смерть. Считалось, что это оказывает моральное давление на ведьм, которые еще не пойманы. Складывали костер, осужденного привязывали к столбу, обкладывали хворостом и дровами по пояс или колено.

Аналогичным способом осуществляли коллективные казни групп ведьм или еретиков. Сильный ветер мог задуть огонь, и по теме по сей день ведутся споры. Случались как помилования: «Бог послал ветер, чтобы спасти невинного человека», так и продолжение казней: «Ветер - происки Сатаны».

Второй способ сжигания ведьм на костре более гуманный. Обвиненную в колдовстве одевали в рубаху, пропитанную серой. Дровами женщину обкладывали полностью - обвиняемой не было видно. Сжигаемый на костре человек успевал задохнуться от дыма, прежде чем огонь начинал сжигать тело. Иногда женщина могла и сгореть заживо - это зависело от ветра, количества дров, степени их сырости и многого другого.

Сожжение на костре получило популярность благодаря зрелищности . Казнь на городской площади собирала немало зрителей. После того как жители расходились по домам, слуги продолжали поддерживать огонь, пока тело еретика не превратится в пепел. Последний обычно развеивался за городом, чтобы ничего не напоминало о происках казненного на ведьмином костре. Только в XVIII веке способ казни преступников начали считать негуманным.

Последнее сожжение ведьмы

Аннa Гельди.

Первой страной, в которой официально отменили преследование за колдовство, стала Великобритания. Соответствующий закон выпущен в 1735 году. Максимальное наказание для колдуна или еретика составляло один год тюремного заключения.

Правители других стран приблизительно в это время установили личный контроль за делами, которые касались преследования ведьм. Мера серьезно ограничила обвинителей, и количество судебных процессов снизилось.

Когда произошло последнее сожжение ведьмы - точно неизвестно, поскольку способы казней постепенно становились все более гуманными во всех странах. Известно, что последней официально казненной за ведьмовство стала жительница Германии. Служанка Анна Мария Швегель обезглавлена в 1775 году.

Последней ведьмой Европы считают Анну Гельди из Швейцарии. Женщина казнена в 1792 году, когда преследование ведьм запретили. Официально Анну Гельди обвинили в отравлении. Ей отрубили голову за подмешивание иголок в хозяйскую пищу - Анна Гельди служанка. В результате пыток женщина призналась в сговоре с Дьяволом. Официальных упоминаний о колдовстве в деле Анны Гельди не нашлось, но обвинение вызвало возмущение и воспринялось как продолжение охоты на ведьм.

За отравление повешена гадалка в 1809 году. Ее клиенты утверждали, что женщина околдовала их. В 1836 году зафиксирован самосуд в Польше, в результате которого утонула вдова рыбака после испытания водой. Самое последнее наказание за колдовство назначено в Испании в 1820 году - 200 ударов розгами и изгнание на 6 лет.

Инквизиторы - поджигатели или спасители людей

Томас Торквемада.

Святая инквизиция - общее название ряда организаций католической церкви. Главная цель инквизиторов - борьба с ересью. Инквизиция занималась связанными с религией преступлениями, которые требовали церковного суда (только в XVI–XVII веках начали отдавать дела в светский суд), в том числе и ведьмовством.

Официально организация создана Папой Римским в XIII веке, а понятие ереси появилось приблизительно во II веке. В XV веке инквизиция начала заниматься обнаружением ведьм и расследованием дел, связанных с колдовством.

Одним из самых известных среди тех, кто сжигал ведьм, стал Томас Торквемада из Испании. Мужчина отличался жестокостью, поддерживал гонения евреев в Испании. Торквемада приговорил к смерти более двух тысяч человек, причем около половины сожженных - соломенные чучела, которыми заменяли умерших при допросах людей или скрывшихся с поля зрения инквизитора. Томас верил, что очищает человечество, но к концу жизни начал страдать от бессонницы и паранойи.

В начале XX века инквизиция переименована в «Священную конгрегацию доктрины веры». Работа организации перестроена в соответствии с законами, которые действуют в каждой конкретной стране. Конгрегация существует только в католических странах. Со времени основания церковного органа и по сей день на значимые должности выбирают только монахов-доминиканцев.

Инквизиторы защищали потенциально невиновных людей от самосуда - оправдательных приговоров около половины, а толпа односельчан с вилами не стала бы слушать оговоренного «пособника Сатаны», не стала бы требовать предъявить улики, как это делали охотники за ведьмами.

Не все приговоры смертные - результат зависел от тяжести преступления. Наказанием могло быть обязательство уйти в монастырь замаливать грехи, принудительные работы на благо церкви, чтение молитвы несколько сотен раз подряд и др. Нехристиан обязывали принять крещение, в случае отказа их ждали более тяжелые наказания.

Поводом для доноса в инквизицию часто служила обычная зависть, и охотники на ведьм пытались избежать смерти невиновного человека на костре. Правда, это не означало, что не найдут причины для назначения «мягкого» наказания и не будут применять пытки.

Почему ведьм сжигали на костре

Почему колдунов сжигали на костре, а не казнили другими способами? Обвиненных в ведьмовстве казнили через повешение или отсечение головы, но такие способы применялись ближе к окончанию периода войны на ведьм. Причин, почему выбиралось сожжение как способ казни, несколько.

Первая причина - зрелищность. Жители средневековых городов Европы собирались на площадях, чтобы посмотреть на казнь. Одновременно мера служила и способом морального давления на других колдунов, запугивания граждан и укрепления авторитета церкви и инквизиции.

Сжигание на костре считалось бескровным методом умерщвления, то есть «христианским». Это можно сказать и про повешение, но виселица не выглядела так зрелищно, как ведьма на костре в центре города. Люди верили, что огонь очистит душу женщины, заключившей соглашение с Нечистым, и дух сможет попасть в Царство Небесное.

Ведьмам приписывали особенные способности, иногда отождествляли с вампирами (в Сербии). В прошлом верили, что убитая другим способом ведьма может восстать из могилы и продолжить вредить черным колдовством, пить кровь живых и воровать детей.

Большая часть обвинений в ведьмовстве не сильно отличалась от поведения людей и сейчас - донос как способ расправы практикуется и сегодня в некоторых странах. Масштабы зверств инквизиции преувеличиваются для привлечения внимания к новинкам в мире книг, видеоигр и кинофильмов.

В Европе в XIII веке особую популярность приобрели суды над ведьмами, именно они превратились в главного врага. Пошёл дождь - ага, вон, видите, рыжая бестия рядом? Сто процентов она наколдовала! Вымерло стало овец - а вон ещё одна красотка прогуливается. Явно же она виновата!

И неважно, что на улице осень, а хозяин овец не кормил их уже с неделю. Во всём виноваты ведьмы и злые колдуны. Помешательство продолжалось вплоть до XVII века.

Подозрение и доказательства

Для подозрения несчастного или несчастной в ведовстве вполне было достаточно даже анонимного доноса. Тогда его судьба, вероятнее всего, была трагична. Сами же доносы могли родиться если просто "показалось" или при случайном стечении обстоятельств.

Конечно же, какие-то реальные доказательства предоставить было невозможно, а такое "работающее" обвинение применяли направо и налево.

Я была у знахарки, она сказала, что у меня есть дурная соседка, которая вскоре придёт в мой дом. Так оно и вышло. У меня живот начинает болеть всякий раз, как её вижу, - такие доводы инквизиция могла использовать в качестве доказательств, что женщина - ведьма.

Как пишет Реджинальд Скот в книге "Разоблачение ведовства", обвиняемую до этого побили соседи и расцарапали ей лицо до крови. Судьба её, вероятно, трагична. Женщина всё же оказалась в руках инквизиции. Существовали даже целые своды правил, которые современному человеку покажутся просто абсурдными. В плане поиска ведьм особенно знаменит Мэтью Хопкинс, с подачи которого на смерть отправилось более 200 человек в XVII веке.

Признаки того, что женщина - ведьма (Уильям Перкинс, "Рассуждения о проклятом искусстве ведовства", 1608 год):

  • настойчивые подозрения людей, живущих вместе или поблизости от обвиняемого;
  • если другой обвиняемый вас "сдаст";
  • если после произнесённого кем-то "заклинания" или брани следует крупная неприятность;
  • если несчастье следует после угрозы здоровью;
  • если подозреваемый является сыном, дочерью, слугой или компаньоном ведьмы, которую уже осудили;
  • если на теле подозреваемой найдена метка дьявола (это родинка!);
  • если подозреваемый во время допроса меняет показания.

Одним из самых резонансных доказательств стало то, которое использовали против миссис Джулиан Кокс в 1663 году. Женщину поймал и доставил охотник на ведьм (к слову, была и такая профессия). По его утверждению, мужчина гнался за кроликом. Пушистый убежал в кусты. Охотник - за ним. А в кустах была только миссис Кокс. Позже, на суде, один свидетель вспомнил, как женщина (дама в теле, кстати) влетала в окно на метле. Ну, о её участи после таких неопровержимых доказательств вы, в общем-то, догадываетесь.

Пытки или поиск "печати дьявола"

Ведьм пытали до тех пор, пока они не признают свою вину. Дело в том, что в Европе бытовало мнение: ведьму нельзя казнить до того, как она признает свою вину, - эффекта не будет. Переродится бестия, да и всё.

Правда, богослов Сельвестр Приерас вообще вывел теорию, согласно которой схема "Я призналась - казните давайте" также не работает. По его версии, ведьму непременно нужно пытать, чтобы она испытала те муки, которые довелось узнать пострадавшим от её злодеяний.

Красивых молодых женщин в этот "этап" могли изнасиловать. Так стало с женой советника юстиции фрау Пеллер, сестра которой в 1631 году отвергла ухаживания судьи Франца Бюирмана. Ну, как ухаживания - она попросту отказалась с ним переспать. На Пеллер набросился помощник палача.

В 1643 году подобное произошло с сестрой Мадлен Баван, которую также обвинили в ведовстве. Считалось, что палачи не измываются над задержанными женщинами, а "ищут печать дьявола".

Одна из пыток называлась "стул ведьмы", и после неё женщины были готовы признаться в чём угодно. Это конструкция, внешне напоминающая обычное высокое кресло. Только из него торчит множество кольев, которые впиваются жертве в кожу. Если вдруг дамы признавались не сразу, их "усаживали поудобнее".

Во время этого же этапа ведьмам давали только солёную пищу, подмешивая соль даже в питьё. То есть человека под пытками мучила нестерпимая жажда.

Второй этап - дыба. Жертву растягивали до тех пор, пока она не сдаст сообщников. Сдавали. Всегда. Часто несуществующих. Этот же этап предусматривал "дополнительные пытки за особые виды преступлений". Среди них отсечение конечностей, истязание щипцами и так далее.

Иногда этот этап всё же могли отменить. Так, в 1628 году двум девочкам 11 лет, которых заподозрили в изготовлении восковых кукол для убийства людей, вынесли "особый приговор" - их сожгли без второго этапа пыток.

До третьего этапа и собственно казни доживали далеко не все. В протоколах в таких случаях писали, что ведьме "дьявол свернул шею" или сделал что-то подобное, не менее ужасное.

Многие ведьмы перед самой смертью говорили, что откровенно врали. Так, исповедник Михаэль Стапирий вспоминал, как в 30-х годах XV века женщина сказала ему перед смертью, что не могла не "начать говорить".

Я не перенесу, если на мои ноги сядет даже муха. Лучше 100 раз умереть, чем терпеть такие мучения, - объяснила она.

Признавалась так называемая ведьма во всех смертных грехах или нет - её все равно ожидала казнь. Власти оправдывали это следующим образом: "Казнить, чтобы не допустить ниспровержения дьяволом божественного миропорядка". Палачи были уверены (или уверяли народ), что так спасают обречённую, так как она ещё больше не нагрешит.

Любого судью, который пытался признать "ведьму" женщиной, не имеющей отношения к колдовству, также ждал костёр.

Перед сожжением ведьм сначала душили при помощи петли или гарроты. Многие молчали в надежде, что палач не заметит и они не сгорят заживо, а будут задушены. Исследователь в области демонологии Петер Бенсфельд отмечал, что инквизиция снисходительно относилась к "перестаравшимся" палачам. Считалось, что так ведьму спасают от ещё одного греха - отчаяния.

Оставшихся в живых отправляли на костёр. Специалист в области права Жан Боден рекомендовал сжигать ведьм на медленном огне. Для этого разжигали ещё влажные ветки.

7 правил "настоящего судьи"

  1. Если заключённый отказывается говорить, нужно продемонстрировать ему другие пытки.
  2. Судья мог пообещать ведьме сохранить жизнь. Но на самом деле речь шла о вечном заключении на хлебе и воде.
  3. Если обвиняемый говорит, что нездоров, - плесните ему кипятком в подмышки.
  4. Судья не должен отказываться от всей строгости пыток, даже если опасается, что обвиняемый умрёт.
  5. Чтобы заключённый не совершил самоубийства, рядом с ним всё время должна находиться стража.
  6. К молодым ведьмам можно проявлять снисходительность. В частности, можно заменить казнь вечной ссылкой девочке 9–12 лет. Или сжечь её, но минуя некоторые этапы пыток.
  7. Беременным ведьмам можно откладывать казнь до того, как ребёнок родится и ему исполнится месяц.

В истории европейской цивилизации есть период, снискавший себе весьма дурную славу. Годы между закатом Западной и Восточной Римских империй называют «мрачным средневековьем». Помните 🙂 , — по всем городским площадям Европы полыхают костры, на них горят еретики и ведьмы, а в мрачных застенках инквизиции томятся великие ученые и деятели искусства… Однако, распространенность какого-либо мнения вовсе не означает его истинности, и представляя средние века в столь мрачных тонах, мы самым серьезным образом заблуждаемся.

М ассовые репрессии начались отнюдь не в годы «мрачного средневековья», а в пятнадцатом веке, то есть в эпоху Возрождения, которая считается временем, когда люди, населявшие Европу, поголовно предавались искусствам, философии и, все как один, были убежденными гуманистами. Увы, именно во времена Ренессанса человекоубийство стало в Западной Европе привычным и повседневным. Печально знаменитая «охота на ведьм » расцвела сразу после первого издания «Молота ведьм» в 1478 году. Эта книга, написанная доминиканским монахом Генрихом Инститорисом и деканом Кельнского университета Яковом Шпренгером, содержала «научное» толкование ведьмовства, описывала способы идентификации ведьм и предлагала наиболее эффективный набор пыток, рекомендованный к применению в отношении лиц, уличенных в колдовстве.

Что привело к массовому помешательству, приведшему к охоте на ведьм , сложно сказать. Скорее всего, причина была в безудержном падения морали после прокатившихся по Европе войн и эпидемий чумы.

Считается, что массовыми сожжениями ведьм «заправляли» слуги Инквизиции, то есть невежественные фанатики и мракобесы. Однако, это тоже заблуждение. В 1610 году в городе Логроньо, на одном из процессов, инквизитор иезуит Алонсо де Салазар так горячо доказывал, что ведьм и демонов не существует, что был поддержан архиепископом Толедо Великим инквизитором Бернардо де Сандовалем, а затем и Высшим советом.

С этого момента, по решению Инквизиции, в католических странах «охота на ведьм » была прекращена, тогда как там, где победила Реформация, сжигание несчастных продолжалось, и самое активное участие в этих процессах принимали вовсе не священники, а юристы, ученые и университетские профессора.

Как это не печально, но не остались в стороне от «охоты на ведьм » и такие знаковые фигуры эпохи Возрождения как знаменитый врач Парацельс и не менее известный религиозный реформатор Мартин Лютер, требовавший выявлять ведьм и сжигать их живыми. Отметим, что большинство видных интеллектуалов даже в XVIII веке верили в демонов и ведьм. Даже в век научной революции на костер были отправлены сотни тысяч «ведьм». В Соединенных Штатах Америки их сжигали вплоть до XVIII века, причём судьями были профессора Гарвардского университета.

Современный историк Ф. Донован добавляет: «Если мы отметим на карте точкой каждый установленный случай сожжения ведьмы, то наибольшая концентрация точек окажется в зоне, где граничат Франция, Германия и Швейцария. Базель, Лион, Женева, Нюрнберг и ближние города скрылись бы под множеством этих точек. Сплошные пятна из точек образовались бы в Швейцарии и от Рейна до Амстердама, а также на юге Франции, забрызгали бы Англию, Шотландию и Скандинавские страны. Надо отметить, что, по крайней мере в течение последнего столетия охоты на ведьм , зоны наибольшего скопления точек были центрами протестантизма. В полностью католических странах — Италии, Испании и Ирландии — было бы очень мало точек; в Испании практически ни одной».


Другой историк Генри Чарльз Ли, первым сделавший попытку развенчать «черный миф» об инквизиции, по этому поводу замечает: «Нет в европейской истории более ужасных страниц, чем сумасшествие охоты на ведьм в течение трёх веков, с XV по XVIII. В течение целого столетия Испании угрожал взрыв этого заразного помешательства. Тот факт, что оно было остановлено и сокращено до относительно безобидных размеров, объясняется осторожностью и твёрдостью Инквизиции… Я хотел бы подчеркнуть контраст между тем ужасом, который царил в Германии, Франции и Англии, и сравнительной терпимостью Инквизиции».

Не соответствует действительности и широко распространенное мнение, что именно инквизицией было устроено самое массовое сожжение ведьм. Ничего подобного. Это тоже заблуждение. В данном случае Инквизиции приписывается преступление, совершенное протестантами. В 1589 году по постановлению епархиального суда в саксонском городе Кведлинбург в ходе одной казни были сожжены заживо 133 человека. К тому времени Саксония к католическому лагерю не принадлежала, так как в ходе Реформации от него откололась.

Добавим, что самые ужасные массовые казни в эпоху «охоты на ведьм » были совершены именно протестантскими церковными судами. И это не удивительно, ведь виднейшие деятели протестантизма, такие как Лютер, Кальвин и Бакстер, были фанатичными преследователями ведьм.

Следует еще понимать и то, что даже, когда речь идет о преследовании ведьм католиками, это вовсе не означает участия в этих черных делах Инквизиции. Например, инквизиторам в разного рода изданиях ставят в вину чудовищную охоту на ведьм в германских землях в 17 столетии. Однако они здесь не причем. Епископства Бамберг и Вюрцбург, где в течение 1625 — 1631 гг. были сожжены около 1500 человек по обвинению в колдовстве, действительно были католическими, но в этих землях не существовало инквизиционных трибуналов. Приговоры «ведьмам» выносили суды епископальные, не имевшие никакого отношения к Инквизиции.

Несколько лет назад католическая церковь в лице самого Папы принесла извинения за преступления Инквизиции. Однако напомним, что в коллективном помешательстве, охватившем Западную Европу времен Ренессанса, виновна не только и не столько Инквизиция, сколько невежество и религиозный фанатизм, тех, кто, казалось бы, должен был им противостоять. Что же, это далеко не единственный парадокс в истории человечества.

Любители фильмов ужасов прекрасно знают, что справиться с нечистью не так-то просто. Кого-то можно остановить исключительно серебряной пулей или крестом, отлитым из этого же металла, кого-то только осиновый кол может угомонить на веки-вечные, не дав возможности всякую ночь выходить из могилы, ну, а ведьму может извести только огонь священного костра. «Ведьма на костре», да, пожалуй, именно такой образ запечатлелся в сознании многих из нас ещё с детства.

В славянской, да и не только в славянской традиции Огню (одной из Первостихий) приписывалась и приписывается масса свойств, часть из них активно используется как в магии, так и против оной. Во времена активности Инквизиции ведьм предавали огню. Почему? Почему их, например, не топили или не обезглавливали? Почему их не вешали или колесовали? Впрочем, даже если подобные казни и случались, то тело ведьмы всё равно предавалось огню.

Почему ведьм сжигали на костре?

Давайте во всём разбираться. В седом Средневековье было много такого от чего у современного человека буквально в жилах стынет кровь. Тут вам и отсутствие элементарной гигиены, и постоянные междоусобицы, и, конечно же, охота на ведьм, которая продолжалась не одно столетие, буквально выкосив в Европе тысячи самых красивых женщин (а порой и вполне себе мужественных мужчин). Тому что современные европейцы (особенно женская половина), прямо скажем, красотой не отличаются, нужно (в том числе) сказать «спасибо» и святым отцам из Инквизиции.

Суды над ведьмами случались так часто, и зафиксированных свидетельств до наших дней дошло так много, что страшное действо можно представить с точностью до минуты. Тут не нужно что-то додумывать, не нужно нагнетать краски. Повторимся – свидетельств осталась масса.

Судили «ведьм» (в массе своей это были обычные женщины, девушки, а порой и девочки) совсем не всегда за то, что они действительно таковыми являлись. Кто-то решил «настучать» на соседку, а порот переселиться в её дом, кто-то хотел избавиться от соперницы, одним словом, причины в всякого были свои. Казалось бы светский суд (зачастую именно там проходили судилища) должен был руководствоваться рассудком, но увы, уповать на это было излишним. Ни о каком рассудке речи в те времена не шло. Да и в наши времена, многие решения вынесенные органами суда, заставляют призадуматься о том, есть ли мозг у представителей судебной системы. Впрочем, мы сейчас не об этом.

Светский суд, где в обязательном порядке присутствовали представители святой церкви, настоятельно просили жертву, чтобы та сама во всём призналась, тем самым смягчив себе долю. Более строптивых приходилось пытать. Жертва понимала, что обрекать себя на излишние муки смысла нет никакого, ведь так и так её признают виновной. Так для чего же продлять агонию?!

Судилища завершались публичным сожжением на костре. Ведь «гуманные» христиане считали жестоким проливать кровь, пусть даже кровь ведьмы или колдуна. А вот предать их огню, причём – живьём – это действительно апофеоз гуманности.

По канонам, установленным приходом христианства, считалось, что только огонь может воспрепятствовать тому, чтобы грешная душа заново воплотилась. Зато в том же язычестве ситуация ровным счётом противоположная! Язычники считали, что «человек пришёл из ниоткуда и после окончания земной жизни, должен уйти в никуда». И чем быстрее от земной телесной оболочки не останется и следа, тем скорее душа сможет воплотиться заново.

Больше всего костров полыхало на территории нынешней Германии, Франции и Испании. Ни одна неделя не обходилась без того, чтобы кого-то не «зажарили» живьём. Виноват-не виноват – какая разница? Есть «свидетели», которые что-то там видели и во всех деталям и подробностях могут рассказать о том, как «ведьма общалась с самим дьяволом», или как «ведьма летала на шабаш», или как «она обращалась в кошку или свинью». Примечательно и то, что очень часто подобными свидетелями являлись близкие родственники осуждённой жертвы.

После «проверки» свидетельств, суд выносил решение о том, что «фактов» скопилось достаточно или же, напротив — что было крайне редко – говорил о том, что чего-то не хватает. На костёр топали даже те, кто баловался картишками.

В году тысяча пятьсот тридцать втором отправка на костёр была закреплена законодательно. Тогдашний свод законов назывался «Каролина». Его автором и идейным вдохновителем стал небезызвестный Карл пятый. В «Каролине» так и значилось: “Всякому, учинившему ворожбой своей людям вред и убытки, надлежит наказану быть смертью, и кару эту должно свершить огнем“.

Огню ведьмы всегда предавались публично. Наверное, не нужно объяснять для чего это делалось. Самый лучший мотиватор – это страх! Вот, мол, смотрите, что будет с тем, кто посмел быть хотя бы на миллиметр не таким, как все! Костёр ждёт всякого, кто…

Для местных жителей, как ни странно, подобные действа были настоящим шоу. Когда в деревне ещё можно сходить? Как ещё себя можно развлечь в период Средневековья? Конечно, на деревенскую площадь, чтобы увидеть собственными глазами, как будет гореть ведьма! Для такого случая не будет лишним даже принарядиться!

Местный «бомонд» в лице всякого рода епископов, святых отцов от церкви, судей и прочих с удовольствием взирали на то, как палач, недрогнувшей рукой отправлял ведьм и колдунов в геенну огненную. Прикованные тяжёлыми цепями к столбам они умирали страшной мучительной смертью, зачастую под громкое улюлюканье толпы. После того, как от жертвы оставалась одна лишь кучка пепла, палачи считали свой долг исполненным. Пепел развеивался и теперь можно было расслабиться, ведь сожжённая ведьма больше уже никогда не сможет воплотиться.

Похожие статьи

© 2024 my-kross.ru. Кошки и собаки. Маленькие животные. Здоровье. Лекарство.