Значение фока, император в энциклопедическом словаре брокгауза и евфрона. Церковь в правление императоров фоки и ираклия Преподобный Иоанн и его «Лествица»

Кир докладывал в Константинополь о ликовании христиан Александрии и Египта по поводу достигнутого воссоединения, но в этом донесении содержалось очевидное преувеличение: и среди православных халкидонитов, и среди монофизитов оставалось немало тех, кто отвергал унию: вне Александрии, в провинции, особенно на юге, в Верхнем Египте, решительно преобладали монофизиты, отвергшие унию. Монофизитский патриарх Вениамин удалился из столичной Александрии на юг Египта. По словам А.В. Карташева, «в Александрии Кир продолжал бороться с монофизитским упорством и все чаще и чаще прибегал к полицейским насилиям. Копты в свою очередь при случае зверствовали. Например, один “мелкитский” священник был ими сожжен живым вместе с его семьей. У последующих коптских… писателей имя Кира не отличается от всех других (“халкидонцев”) и произносится как имя злого гонителя, даже и предтечи антихриста. Как переведенный в Александрию с Кавказа, он пренебрежительно называется “кавказским человеком” (ал-мукавказ по-арабски)… Национальные сепаратисты ничем, никакими уступками не удовлетворялись. Им нужна была ересь, чтобы отделиться от греков» . Вскоре эти чаяния исполнились в полной мере и с избытком: мусульмане завоевали Египет, устранив «мелкитскую власть» над ним.

Решительное несогласие с унией выразил находившийся тогда в Египте святой Софроний

Среди православных решительное несогласие с унией выразил находившийся тогда в Египте святой Софроний, который вместе с Иоанном Мосхом собирал сведения о преподобных отцах, подвизавшихся в Египте, для знаменитого патерика «Лимонарий», или «Луг духовный». Они оба были ученейшими людьми: Софроний ранее преподавал риторику в Дамаске. В Египте Софроний пребывал долго, сблизился там со святым патриархом Иоанном Милостивым и помогал ему отстаивать Халкидонский догмат в полемике против монофизитов. Ко времени унионистского Собора ему исполнилось уже 80 лет. Ознакомившись с проектом девяти анафематизмов еще до их провозглашения на Соборе, Софроний, падая в ноги Киру, умолял его отказаться от своего пагубного замысла, исключить из анафематизмов выражение «миа энергиа» («одна энергия»), но Кир стоял на своем, опираясь на поддержку со стороны императора Ираклия и патриарха Сергия. Из Египта святой Софроний направился в Константинополь. Беседуя с патриархом Сергием, он убедил его отказаться от употребления выражения «миа энергиа». Со своей стороны и Софроний пообещал Сергию впредь не употреблять в полемических сочинениях выражение «две энергии».

В 634 году скончался патриарх Иерусалимский святой Модест, и в преемники ему был неожиданным образом избран престарелый ревнитель халкидонской христологии Софроний. За этим последовало издание им окружного известительного послания (синодики), в котором он, не употребляя выражения об одной или двух энергиях во Христе, тем не менее по существу дела отстаивает учение о двух энергиях, вытекающее с логической неизбежностью из Халкидонского ороса о двух природах во Христе: «Слово истинно воплотилось и… облеклось телом и было познаваемо как единый Сын, производящий из Себя всякое действие: Божественное и человеческое, телесное и бестелесное, видимое и невидимое, описуемое и неописуемое, соответствующее действенности естеств Его, и само по себе непрестанно проповедующее и постоянно возвещающее эту двойственность» .

Избрание на Иерусалимский патриарший престол противника моноэнергизма, святость жизни которого была хорошо и широко известна, обеспокоило патриарха Сергия. Особые опасения у него возникли из-за ожидаемой поддержки Софрония со стороны Римской кафедры и всей Западной Церкви – до тех пор папы либо были не осведомлены о спорах, возбужденных на христианском Востоке униональной политикой императора и Константинопольского патриарха, либо там выдерживали паузу, чтобы получить более полную информацию о происходящем.

Ересь папы Гонория и вопрос о «непогрешимости пап»

В период, последовавший за преставлением святителя Григория Двоеслова, Римский престол занимали Савиниан – с 604 по 606 год, Бонифаций III – в 607 году, Бонифаций IV – с 608 по 615 год. В 609 году папа Бонифаций IV, по словам Беды Достопочтенного, «получил от императора Фоки в дар Римской Церкви святилище, издревле называемое Пантеон, поскольку там находились изображения всех богов. Удалив оттуда всю скверну, он основал там церковь, посвященную святой Матери Божией и всем мученикам Христовым, дабы по изгнанию сонмища демонов служила она памятью сонму святых» . Освящение храма состоялось 13 мая, и с тех пор в этот день Римская Церковь праздновала память всех святых, позже праздник был перенесен на 1 ноября. После кончины Бонифация IV Римскую кафедру занимал Деодат, а с 619 года – Бонифаций V, скончавшийся в 625 году.

Его преемником стал Гонорий, родом из Кампании, сын Петрония, который имел звание консула. По словам историка Рима Ф. Грегоровиуса, «избранием единоплеменника знатного рода римляне должны были быть довольны, так как Гонорий, образованный и набожный человек, старался следовать примеру великого Григория… Гонорию создали славу его церковные постройки, которыми он… обессмертил свое имя» .

В историю Церкви Гонорий вошел, однако, главным образом не по причине своего деятельного храмостроительства. Опасаясь негативной реакции Рима на свои богословские инициативы, патриарх Сергий обратился к нему с посланием, в котором рассказал о том, как новый патриарх Александрийский Кир присоединил к Кафолической Церкви бывших монофизитов, и о споре, в который вступил с ним «преподобный монах Софроний, ныне поставленный в предстоятели Иерусалимские» . В послании Гонорию патриарх Сергий вносит словесную коррекцию в прежнюю христологическую формулу, заменив слово «действие» («энергиа») на слово «воля» («фелима»): «Один и Тот же Сын единородный, Господь наш Иисус Христос, истинный Бог, действует и по Божеству, и по человечеству… Выражение “одно действие”, хотя оно и употребляется некоторыми из святых отцов, странно и возмутительно звучит в ушах некоторых, предполагающих, что оно произносится в смысле уничтожения двух естеств, соединенных во Христе, Боге нашем, неслитно и ипостасно, – чего отнюдь нет, и да не будет, равно как соблазняет многих и выражение “два действия” как не употребляющееся ни у кого из божественных и достославных тайноводителей Церкви, следовать которому притом же значило бы предпочитать две противоположные одна другой воли, например волю Бога Слова, желавшего совершить спасительное страдание, и волю человечества, противящуюся Его воле» . В этом пассаже Сергий прибегает к своего рода подлогу, потому что его оппоненты, настаивавшие на учении о двух действиях во Христе, а затем также, после предпринятой им терминологической модификации полемики, и на двух волях, вовсе не помышляли о такой человеческой воле во Христе, которая бы противилась воле Божией. «Невозможно, – пишет патриарх Сергий, – чтобы в одном субъекте находились вместе две противоположные одна другой воли» .

Этот его аргумент в ходе позднейшей полемики будет опровергнут преподобным Максимом Исповедником, но папе Гонорию доводы его Константинопольского собрата показались вполне убедительными, несмотря на то, что на деградировавшем культурно Западе VII века Гонорий имел репутацию богословского светила величайшей яркости. По характеристике В.В. Болотова, «вследствие жалкого состояния просвещения в Риме Гонорий целою головою стоял по образованию выше своих современников, за что и пользовался от них величайшим уважением» . В Риме его превозносили как мужа сильного умом, рассудительного, мудрого, учительного. При этом, по словам А.В. Карташева, «пером Гонория был его секретарь, впоследствии папа Иоанн IV» .

Это типично римская позиция – не придавать значения тонкостям богословской диалектики

В своем ответном послании Гонорий, соглашаясь с Сергием, находит полемику об одном или двух действиях во Христе лишенной подлинного богословского смысла, схоластическим и пустым спором о словах, увлекаться которым могут лишь люди с умом самодовольных школьников: «Писание ясно показывает, что Господь наш Иисус Христос, Сын и Слово Божие, чрез Которого все произошло, один действует по Божеству и по человечеству. А как нужно говорить или мыслить, одно или два действия должны происходить ради дел Божества и человечества, это нас не касается, мы предоставляем это грамматикам или писателям по ремеслу, которые в своих писаниях для детей имеют обыкновение выставлять напоказ обретающиеся у них имена» . Вторя Сергию, Гонорий призывает впредь не употреблять выражений «одно» или «два действия», «чтобы младенчествующие, преткнувшись о название “два действия”, не подумали, что мы сочувствуем несторианскому безумию, или, если бы опять мы стали исповедовать одно действие Господа нашего Иисуса Христа, не показаться для дебелого слуха исповедующими глупость евтихиан, – остерегаясь, чтобы пепел тех, чьи тщетные и пустые орудия были сожжены, не возжег снова огней пламененосных вопросов, – в простоте и истине исповедуя Господа нашего Иисуса Христа одного действующего в Божественном и человеческом естестве, – считая лучшим, чтобы пустые естествоиспытатели, праздные и надутые философы разражались против нас возгласами лягушек, чем чтобы простые и смиренные духом народы христианские могли остаться голодными. Никто не увлечет философией и пустой лестию учеников рыбаков» . Это типично римская позиция – не придавать чрезмерного значения тонкостям богословской диалектики, увлечение которой будто бы порождается греческой любовью к словопрениям, но держать во главе угла пастырскую заботу о спасении малых сих, которым чужды и недоступны извивы и ухищрения философских спекуляций.

В послании папы излагается православное халкидонское учение о соединении двух природ, Божественной и человеческой, во Христе, но по вопросу, вызвавшему бурю в церковной среде, Гонорий однозначно занимает позицию еретическую. Квинтэссенция его богословия выражена в словах: «Мы исповедуем в Господе Иисусе Христе одну волю («эн фелима»)» . Эта его формула и послужила впоследствии основанием для его анафематствования отцами VI Вселенского Собора.

В свете позднейшего римско-католического учения о папской непогрешимости соборное осуждение папы Гонория составляет для католической экклезиологии камень преткновения. Поэтому написаны монбланы книг и статей, задачей которых является либо прямая апология Гонория, либо такая интерпретация его заблуждения, которая делала бы ее совместимой с ватиканским «догматом» о папской непогрешимости. «Кардинал Hergenroether в своей церковной истории… перечисляя только важнейшее по этому вопросу, насчитывает до 16 ученых, решающих вопрос против, и до 8, защищающих это послание в сочинениях более или менее специальных» . Но это статистика почти полуторастолетней давности, потому что книга кардинала Гергенретера вышла в 1880 году. Резюмируя различные версии апологии папской непогрешимости перед лицом осуждения Гонория Вселенским Собором как еретика и излагая контраргументы по поводу каждого из приводимых тезисов, А.В. Карташев, следуя за аргументацией В.В. Болотова, писал: «I. И послание папы Гонория, и деяния VI Вселенского Собора интерполированы. Но ведь не только эти деяния говорят о ереси папы Гонория, а и множество других документов, писем той эпохи свидетельствуют о том же. II. Латиняне говорят, что Собор осудил ложное мнение… Однако на деле мнения папы были другие. Осужден ошибочный факт (error facti), а не лицо. III. Папа действовал так из “икономии”, желая погасить спор. Но ведь папа принял в споре под защиту только одну сторону. IV. Будто бы папа высказал это суждение не ex cathedra. Но тогда что же такое ex cathedra?.. Обращение к папе сделано официально, как именно к папе, и по вопросу догматическому… VII. …Выражение (эн фелима) неправильно. Но мысль папы была правильна, ибо он утверждал томос папы Льва. Но ведь в том-то и состоят ереси, что из правильных церковных предпосылок делаются неправильные выводы. Так и Сергий с Киром из гармонии и безгрешности воли во Христе делали вывод и о “миа энергиа”, и об “эн телима”, но уже в сознательном онтологическом смысле» .

Апологет папской непогрешимости, живший в XX веке, униат П.-П. Иоанну писал, что воззрения папы Гонория были православными, но выражены неудачным языком, предоставив тем самым оружие монофелитам против защитников православного учения о двух волях во Христе, за что Гонорий и был осужден VI Вселенским Собором; поэтому папы – преемники Гонория и признавали его анафематствование. «Осуждение Гонория, – пишет П.-П. Иоанну, – в действительности нисколько не умалило авторитет престола Петра в вопросах веры» . Однако данное обстоятельство доказывает обратное тому, что хочет доказать Иоанну. Если бы до осуждения Гонория папы притязали на вероучительную непогрешимость, а на Востоке их притязания признавались, то осуждение Гонория либо вовсе не могло состояться, либо своим осуждением папы Собор отверг бы прежде признаваемые притязания. На самом деле Римская кафедра, настаивая на своем вероучительном авторитете, в ту пору еще не претендовала на непогрешимость, и потому, осуждая одного из занимавших ее епископов, подобно тому, как на других Соборах осуждались другие епископы, в том числе и предстоятели первых престолов – Несторий, Диоскор, Сергий, VI Собор, говоря словами П.-П. Иоанну, «не умалила авторитет престола Петра». И преемников Гонория, весьма щепетильных в вопросах, касавшихся прерогатив Римской кафедры, его осуждение не смущало, пока не было объявлено urbi et orbi непостижимое учение о папской непогрешимости.

«Эктесис» и раскаяние императора

Поддержка со стороны папы укрепила патриархов Сергия и Кира, а также императора Ираклия в отстаивании учения о единой воле во Христе. Монофелитизм стал своего рода официальным исповеданием империи: его основные положения были представлены в акте, изданном осенью 638 года в виде императорского эдикта под заглавием «Изложение веры» («Эктесис тис пистеос»). Действительным литературным автором «Эктесиса» был патриарх Сергий. Составленный им первоначальный набросок проекта этого документа относится еще к 634 году. В этом акте воспроизводится монофелитическая формула, изобретенная Сергием и одобренная Гонорием: «Посему… во всем последуя святым отцам, исповедуем единую волю (эн фелима) Господа нашего Иисуса Христа, истинного Бога» . Декларируя учение о единой воле во Христе, «Эктесис» воспрещал дальнейшие споры об одной или двух энергиях, или, что то же, действиях в Нем.

Так император Ираклий и предстоятели первенствующих Церквей (Римской, Константинопольской, Александрийской) обнаружили приверженность еретическому учению. Антиохийский патриарший престол занимал монофизит Афанасий, вступивший в общение с теми халкидонитами, которые ранее приняли учение патриарха Сергия о едином богомужном действии во Христе. Из пентархов лишь святитель Софроний Иерусалимский отверг монофелитскую ересь.

Конец 630-х годов завершился смертью основных участников контрверс вокруг этой ереси: «В 637 или 638 году скончался святитель Софроний Иерусалимский, в декабре 638 года – патриарх Сергий, ранее, в октябре того же года, папа Гонорий, в феврале 641 года – император Ираклий» . После завоевания Египта мусульманами, в 642 году умер и патриарх Александрийский Кир. Его преемником был поставлен разделявший монофелитское заблуждение Петр. Константинопольский патриарший престол занял монофелит Пирр, а после его низложения в 641году – единомышленник Сергия и Пирра Павел. По кончине святого Софрония Иерусалимский престол вдовствовал до начала VIII века. В 640 году на Антиохийскую кафедру был поставлен монофелит Македоний.

В Риме после смерти Гонория папой был избран римлянин Северин, но его хиротония и интронизация задержаны были более чем на год, вероятно по той причине, что он отказывался принять и подписать злополучный «Эктесис». И вот пока папский престол оставался не занятым, в ожидании утверждения императором избранного епископа Рима, в городе случился эксцесс, вызвавший возмущение горожан. Истощение имперской казны побудило Ираклия к безрассудному шагу, подорвавшему его авторитет в Италии. В 640 году он приказал Равеннскому экзарху Исаакию экспроприировать средства из папской казны, пользуясь моментом, когда папа Гонорий умер, а избранный в его преемники Северин еще не получил санкцию на вступление в должность. Для осуществления этой акции находившийся в Риме хартуларий Маврикий во главе толпы по распоряжению экзарха штурмом взял Латеранский дворец и опечатал его хранилище. Часть захваченных сокровищ срочно прибывший в Рим Исаакий выслал императору в Константинополь, а остальное забрал себе.

Клирики, посланные в качестве апокрисиариев из Рима в Константинополь для получения императорской санкции на поставление папы, были задержаны на пути в столицу. По распоряжению патриарха Пирра все подведомственное ему духовенство обязано было подписать «Эктесис». Поскольку римские апокрисиарии въехали на территорию Константинопольского Патриархата, от них также затребованы были подписи, но они отказались поставить их, сославшись на отсутствие у них соответствующих полномочий. И все же санкция на интронизацию Северина от императора была получена, апокрисиарии вернулись в Рим, и Северин «вступил на престол Петра 28 мая 640 года, но занимал его недолго - всего два месяца и шесть дней». Нет никаких свидетельств, что условием утверждения его избрания было согласие подписать «Эктесис». VI Вселенский Собор, выявивший предстоятелей Церквей, виновных в приверженности монофелитской ереси, и посмертно их осудивший, включил в список анафематствованных имя одного Римского папы – Гонория. Преемник Северина Иоанн IV, в прошлом исполнявший секретарские обязанности при Гонории, родом из Далмации, занимал папский престол до своей кончины, последовавшей в 642 году. В 641 году он публично отверг «Эктесис».

Ираклий умер в мире с Православной Церковью, исповедуя правую веру в две природы и две воли во Христе

Смертельно больной император, узнав о происшедшем, отвернулся от монофелитской ереси и в свое оправдание писал папе Иоанну, что не он, но патриарх Сергий виновен в составлении этого документа. Верно, что не Ираклий был автором «Эктесиса», но он издан был от имени не патриарха, а императора и по его воле. Современный византолог Дж. Норвич замечает по этому поводу: «Измученный болезнью, лишившись мужества, он при последних своих вздохах отвергал какую бы то ни было ответственность за “Эктесис”. Он – дело одного только Сергия, – стонал он, – лишь по настоянию патриарха он против собственной воли дал согласие на его издание. Так и умер 11 февраля 641 года один из самых значительных византийских правителей с очевидной ложью на устах, в сраме и унижении» . Норвич не присутствовал у одра императора Ираклия. Сказанное им – литературная выдумка, навеянная попыткой Ираклия оправдаться в глазах папы. Важнее, однако, не то обстоятельство, что он лукавил, умаляя свою ответственность за «Эктесис», но его отречение от ереси, содержащейся в этом злополучном документе: Ираклий умер в мире с Православной Церковью, исповедуя правую веру в две природы и две воли во Христе.

Преподобный Иоанн и его «Лествица»

VII столетие было временем катастрофического падения образования и культуры на латиноязычном Западе империи, в Италии и Африке, до известной степени этот процесс захватил и грекоязычный мир. Очагами просвещения все в большей мере и на Востоке становятся монастыри, количество которых в эту эпоху росло; множилось и число их насельников. В отличие от приходивших в упадок светских школ, в которых продолжали изучать «внешних» писателей, монастырская школа и монастырская наука носили исключительно христианский характер, и создававшиеся в этих обителях труды посвящались науке из наук – учению о спасении. Многие из этих писаний утрачены, но лучшие аскетические творения сохранились тщанием усердных читателей и переписчиков. В сокровищницу святоотеческих творений вошла читаемая и усердно изучаемая ищущими спасения христианами на протяжении многих веков «Лествица» («Климакс») преподобного Иоанна, который своим прозвищем Лествичник обязан этому своему творению.

Его житие составлено было учеником преподобного монахом Раифского монастыря Даниилом. В нем сообщаются основные сведения о его жизни и подвигах, но время и место его рождения, равно как и дата его кончины остаются в точности неизвестными. «Не могу сказать с достоверностью, – так начинается составленное Даниилом Житие святого, – в каком достопамятном граде родился и воспитывался сей великий муж» . По версии Никифора Каллиста, написавшего толкования на «Лествицу», этим градом была столица империи. Каллист называет отцом преподобного Иоанна святого Ксенофонта, а братом его Аркадия, но в других источниках эти сведения не находят подтверждения. Из источников на основании косвенных данных извлекаются и разные даты его рождения: 525 или 579 годы, а также кончины – 595, 605, 649, 680 годы. Во всяком случае хронологические рамки его жизни определяются следующим образом: «с одной стороны, он жил не ранее подвижников газской школы преподобных Варсонофия Великого и Иоанна (VI в.), аскетическое учение которых нашло отражение в “Лествице”, с другой стороны, до преподобного Феодора Студита (конец VIII в.), во времена которого Иоанн Лествичник почитался как подвижник прошлого» . Основные события его жизни, обозначенные в Житии, написанном Даниилом, известны.

Святой родился в состоятельной семье, ибо получил хорошее образование: по словам агиографа, он «обладал внешнею мудростию» , которую, впрочем, нетрудно обнаружить и в его творениях. В 16 лет он оставил мир и пришел на Синай, вступив в монастырь, который в ту пору был посвящен Преображению Господню и Неопалимой Купине. Позже, в XI веке, он получил новое название – святой великомученицы Екатерины, мощи которой были обретены синайскими монахами в VI столетии. Приняв в этой обители постриг, святой Иоанн «вверился духовному руководству аввы Мартирия» . По прошествии 19 лет, когда его старец отошел ко Господу, Иоанн «исходит на поприще безмолвия… и, избрав место удобное к подвигам уединения, в пяти стадиях от храма Господня (место это называется Фола), он провел там 40 лет в неослабных подвигах, всегда пылая горящею ревностию и огнем божественным» . Жилищем ему в пустыне служила гранитная пещера. Около пещеры он устроил огород, плодами которого питался. Преподобный Иоанн подвизался в молитве и посте, который у него, однако, не доходил до крайностей: «Он употреблял все роды пищи, без предосуждения разрешаемые иноческому званию, но вкушал весьма мало, премудро сокрушая чрез это… рог кичливости» . Святой покидал пустыню, чтобы посетить Скитский и Тавенниотский монастыри в Египте и приобрести аскетический опыт, которым с ним поделились тамошние монахи.

Поставленный после 40-летнего пустынножительства игуменом монастыря Неопалимой Купины, преподобный Иоанн мудро наставлял братию обители, заслужив от нее именование нового Моисея. Учительность святого дала повод его завистникам упрекать его в «излишней говорливости и пустословии. Но он вразумил их самым делом… ибо молчал в течение целого года, так что порицатели его превратились в просителей и говорили: заградили мы источник приснотекущей пользы, ко вреду общего всех спасения» . Незадолго до отшествия ко Господу преподобный поставил своим преемником по управлению монастырем родного брата Георгия, посвященного в сан епископа, а сам вернулся на прежнее место подвигов, в гранитную пещеру в Фоле, где вскоре преставился. Георгий пережил брата на 10 месяцев. Кончина самого Иоанна последовала 30 марта. В этот день и совершается его память, а кроме того ему посвящается 4-е воскресенье Великого поста.

Желая преподать наставление и тем монахам, которые не смогут уже слушать его, преподобный Иоанн написал «Лествицу», или «Скрижали духовные». «Лествица» прямым образом адресована монахам, в ней представлен монастырский уклад, но содержащиеся в ней наблюдения над человеческой душой, искренне стремящейся к спасению, над искушениями, которые подстерегают подвижника в его духовной жизни, советы и наставления преподобного полезны всякому христианину, идущему путем духовной брани. Книга отличается обдуманностью предлагаемых поучений, опирающихся на опыт молитвенного и аскетического подвижничества самого автора, ясностью и доступностью изложения; в ее построении есть система, основанная на закономерностях духовной жизни, которую преподобный представляет в виде постепенного восхождения по лестнице, по образу той лестницы, которую в древности в сонном видении узрел праотец Иаков.

Характеризуя в самом начале книги отношение тварных созданий – людей и ангелов – к своему Творцу, святой пишет: «Из всех созданных благим и преблагим и всеблагим Богом нашим и Царем… разумных и достоинством самовластия почтенных существ одни суть други Его, другие истинные рабы, иные рабы непотребные, иные совсем чужды Ему, другие, наконец, хотя и немощны, однако противятся Ему. И други Его… суть собственно умные и бестелесные существа… истинные рабы Его – все те, которые неленостно и неослабно исполняют волю Его, и непотребные – те, которые хотя и удостоились крещения, но обетов, данных при оном, не сохранили… Под именем чуждых Бога и врагов Его следует разуметь неверных, или зловерных (еретиков); а противники Богу суть те, кои не только повеления Господни сами не приняли и отвергли, но сильно вооружаются против исполняющих оные» .

«Никто не должен, выставляя тяжесть и множество грехов своих, называть себя недостойным монашеского обета»

Удобнейший путь духовного восхождения, которое совершается чрез борьбу со страстями, – это монашеское житие и делание. Вступлению на этот путь не препятствует греховная жизнь в прошлом: «Никто не должен, выставляя тяжесть и множество грехов своих, называть себя недостойным монашеского обета и ради своего сладострастия мнимо унижать себя, вымышляя извинения во грехах своих: ибо где много гнилости, там нужно и сильное врачевание, которое очистило бы скверну; а здоровые не поступают в больницу» . Важно только иметь искреннее и неослабное намерение шествовать узким и тесным путем и, отрекшись от мира, не обращаться умом и сердцем вспять, побеждать в себе сожаление об утраченных удовольствиях и удобствах жизни в миру. Не напрасно подвизается тот инок, кто сохранил ревность и горячность, которая подтолкнула его к поступлению в монастырь, «неугасимою и даже до конца жизни своей не переставал всякий день прилагать огонь к огню, горячность к горячности, усердие к усердию, и желание к желанию» .

Монашество сопряжено с подвигом отсечения самоволия, влекущего ко греху, поэтому по вступлении в монастырь надлежит поступить в послушание опытному наставнику и повиноваться ему во всем, всецело доверяя ему свое спасение, обретая тем самым истинное и спасительное смирение. Преподобный Иоанн приводит в «Лествице» слова «одного из искуснейших старцев»: «Благоразумный послушник, если и мертвых будет воскрешать, и дарование слез получит, и избавление от браней достигнет, всячески думает, что это совершает молитва отца его духовного, и пребывает чужд и далек от суетного возношения» .

«Не ужасайся, если и каждый день падаешь, и не отступай от пути Божия, но стой мужественно»

Иоанн Лествичник, избравший иноческое житие в самом раннем возрасте, не имевший опыта жизни в миру, обнаруживает в своем труде тончайшее знание человеческой души, ее греховных вожделений, ее немощей и страстей – знание, почерпнутое не от общения с миром, но от тщательного наблюдения над собой, над подстерегающими инока искушениями и из преодоления греховных движений сердца подвигом молитвы и воздержания: «Когда мы впали в ров беззаконий, то не можем выйти из него, если не погрузимся в бездну смирения кающихся… Часто старые привычки мучительным образом обладают и теми, которые оплакивают грехи свои… никакой ум не постигает, какие грехопадения случаются с нами от нерадения, какие попущением Промысла и какие по оставлению Божию. Впрочем, некто сказал мне, что если мы падаем в грех по попущению Божию, то вскоре и восстаем, и отвращаемся от греха; ибо Попустивший не дозволяет, чтобы мы долго были одержимы бесом печали. Если мы пали, то прежде всего против этого беса да ополчимся; ибо он, представ во время молитвы нашей и вспоминая нам прежнее наше дерзновение к Богу, хочет отторгнуть нас от молитвы. Не ужасайся, если и каждый день падаешь, и не отступай от пути Божия, но стой мужественно; и, без сомнения, Ангел, который хранит тебя, почтит твое терпение. Когда язва еще нова и горяча, тогда удобно исцеляется; но застарелые, оставленные в небрежении и запущенные раны неудобно исцеляются, ибо для врачевания своего требуют уже многого труда, резания и прижигания… Прежде падения нашего бесы представляют нам Бога человеколюбивым, а после падения жестоким» .

Грехи и страсти не свойственны первозданной природе человека, сотворенного Богом, но коренятся в уклонении человеческой воли от следования природе: «Бог не есть ни виновник, ни творец зла. Посему заблуждаются те, которые говорят, что некоторые из страстей естественны душе… мы сами природные свойства к добру превратили в страсти. По естеству, например, мы имеем семя для чадородия; а мы употребляем оное на беззаконное сладострастие. По естеству есть в нас и гнев, но на древнего оного змея; а мы употребляем оный против ближнего. Нам дана ревность для того, чтобы мы ревновали добродетелям; а мы ревнуем порокам» .

Классикой аскетической науки стал представленный преподобным Иоанном поэтапный процесс возникновения и развития греховной страсти в человеческой душе: «По определению рассудительных отцов, иное есть прилог, иное – сочетание, иное – сосложение, иное – пленение, иное – борьба и иное – так называемая страсть в душе… Прилог есть простое слово или образ какого-нибудь предмета, вновь являющийся уму и вносимый в сердце; а сочетание есть собеседование с явившимся образом… сосложение же есть согласие души с представившимся помыслом, соединенное с услаждением; пленение есть насильственное и невольное увлечение сердца или продолжительное мысленное совокупление с предметом, разоряющее наше доброе устроение; борьбою называют равенство сил борющего и боримого в брани, где последний произвольно или побеждает, или бывает побеждаем; страстию называют уже самый порок, от долгого времени вгнездившийся в душе и чрез навык сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собою к нему стремится» .

Грехи, в которые впадает монах или живущий в миру человек, многообразны и взаимосвязаны: «На живущих в мире, во время недуга, нападает бес гнева, а иногда и дух хулы. Живущие вне мира бывают мучимы бесами объядения и блуда, если они изобилуют всем потребным; если же они пребывают в местах, удаленных от всякого утешения и подвижнических, – то бывают искушаемы бесами уныния и неблагодарности. Приметил я, что иногда блудодейственный волк усиливает болезни недугующих и в самых болезнях производит движения и истечения. Ужасно было видеть, что плоть, среди лютых страданий, буйствует и неистовствует» . Рассуждая о взаимосвязи и взаимозависимости грехов, святой учит, что один и тот же грех может иметь своей причиной разные страсти: «Безвременный смех, например, иногда рождается от беса блуда, а иногда от тщеславия, когда человек сам себя внутренно бесстыдно хвалит; иногда же смех рождается и от наслаждения (пищею). Многий сон происходит иногда от насыщения; иногда же от поста, когда постящиеся возносятся; иногда от уныния, а иногда и просто от естества… Уныние происходит иногда от наслаждения; а иногда от того, что страха Божия нет в человеке» .

Уже самые названия грехов, воспроизведенные в заголовках отдельных «слов», или глав, «Лествицы», заключают в себе такое знание человеческой души, которое почерпнуто из Священного Писания, книг отцов, советов старцев и из опыта личной борьбы со страстями: «О памятозлобии»; «О злословии и клевете»; «Об унынии и лености»; «О любезном для всех и лукавом владыке, чреве»; «О нечувствии, то есть об омертвении души, и о смерти ума, предваряющей смерть тела»; «О малодушной боязливости, или страховании»; «О многообразном тщеславии»; «О безумной гордости»; «О неизъяснимых хульных помыслах».

Грехам противопоставляются добрые дела и подвиги, также обозначенные самими заголовками «слов»: «О беспристрастии, то есть отложении попечения и печали о мире»; «О блаженном и приснопамятном послушании»; «О попечительном и действительном покаянии…»; «О памяти смерти»; «О радостотворном плаче»; «О безгневии и кротости»; «О нетленной чистоте и целомудрии, которое тленные приобретают трудами и потами»; «О бдении телесном: как мы чрез него достигаем духовного и как должно оное проходить»; «О кротости, простоте и незлобии, которые не от природы происходят, но приобретаются тщанием и трудами, и о лукавстве»; «Об искоренителе страстей, высочайшем смиренномудрии, бывающем в невидимом чувстве»; «О рассуждении помыслов и страстей и добродетелей»; «О благорассмотрительном рассуждении». Последние ступени «Лествицы», возводящей на небо блаженного бесстрастия, самими названиями соответствующих «слов» указывают на приближение к совершенству: «О священном безмолвии тела и души»; «О матери добродетелей, священной и блаженной молитве и о предстоянии в ней умом и телом»; «О земном небе, или о богоподражательном бесстрастии и совершенстве, и воскресении души прежде общего воскресения»; «О союзе трех добродетелей, то есть о вере, надежде и любви».

Протоиерей Георгий Флоровский, резюмируя учение преподобного Иоанна о конечной цели подвижничества, о том состоянии, в которое приходят поднявшиеся на верхнюю ступень лествицы, писал: «Это есть некое исступление или восторжение души силою Духа – или экстаз. Это есть “молчание ума”, и “молчание есть таинство будущего века”. Это есть покой созерцания, он выше всякого делания. Это есть уже откровение Божие в чистом уме. В нем уже предображается Царствие Божие… Душа в непостижимом единстве уподобляется Богу и озаряется высшим светом… Но дар подается в ответ на подвиг, обычно во время молитвенного стояния, когда душа бывает в особенности собрана и сосредоточена и готовится внимать Богу… Так и на высотах не отменяется синэнергизм подвига и добра, свободы и благодати» .

В «Лествице» не отразились взбудоражившие церковную жизнь богословские споры вокруг учения о едином богомужном действии во Христе и затем о единой воле в Нем, которые пришлись, вероятно, на последние годы земного жития преподобного Иоанна. Возможно, правда (ввиду отсутствия бесспорных хронологических сведений о нем), что ко времени злополучной богословской инициативы патриарха Сергия он уже преставился. Нет ни в творении преподобного Иоанна, ни в его Житии, составленном Даниилом, и упоминаний об исламской экспансии, которая затронула возглавляемую им обитель самым прямым образом.

Около 630 года Синай был завоеван мусульманами и вошел в состав халифата. Христианам Синая предоставлена была свобода вероисповедания под условием лояльности исламским властям и выплаты подушной подати – джизьи. При этом насельники монастыря Неопалимой Купины были освобождены от джизьи и поземельного налога – хараджа. Существует предание, фактическая основа которого подвергается сомнению в исторической науке , но которое отражено в позднейших памятниках, о том, что еще в 624 году синайские старцы получили охранную грамоту – фирман – от самого Мухаммеда, подлинник которого был изъят из обители и доставлен в Константинополь после захвата Египта османским султаном Селимом I. Согласно преданию, фирман был начертан на пергаменте из кожи газели куфическим письмом и скреплен отпечатком руки Мухаммеда. Хранящаяся в монастыре великомученицы Екатерины копия фирмана, в частности, гласит: «Да не сменится епископ или священник от своих мест и не изженется монах из своего монастыря… Да не разрушится ни единая из церквей или часовен их и да не употребится ничего из принадлежащего церквам их на постройку мечетей или домов мусульманских» .

В VII столетии ислам приняло обитавшее вблизи монастыря, в ту пору еще посвященного Преображению и Неопалимой Купине, бедуинское племя джабалия, происхождение которого восходит к переселенным при святом Юстиниане 200 семьям из Александрии и Понта Анатолийского. Но, несмотря на перемену вероисповедания, эти бедуины продолжали защищать обитель и обслуживать ее.

Фока

Фока. Моливдул, свинец.

Фока - византийский император в 602-610 гг. Дата и место рождения неизвестны, умер 5 октября 610 г. в Константинополе . Будучи сотником в византийском войске на Дунае, возглавил воинов, восставших в 602 г. против императора Маврикия . Когда Фока подошел к Константинополю, его поддержало население столицы. Маврикий и его сыновья были казнены. На выступление столичной чиновной и крупной провинциальной знати Фока ответил террором. Получив поддержку у папства, признал в 607 г. папу римского главой всей христианской Церкви. Восшествие Фоки на престол использовал шах Ирана Хосров II, который под предлогом мести за Маврикия начал войну против империи, отторг от Византии к 608 г. значительные территории на востоке и юге, а в 611 г. под натиском его войск пала Антиохия . В 608 г. против Фоки поднял восстание экзарх Карфагена; в октябре 610 г. его сын Ираклий подступил с военным флотом к Константинополю и получил поддержку восставшего населения столицы. Фока был низложен и казнен, успев перед этим утопить в море все царские сокровища. Императором стал Ираклий.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.449-450.

Фока - Византийский император в 602- 610 гг. + 4 окт. 610 г. Происхождение Фоки неизвестно. До своего стремительного взлета он служил сотником в Дунайской армии. По свидетельству Кедрина, он имел маленький рост и безобразную фигуру, густые щетинистые брови, сросшиеся на переносице, и рыжие волосы, а на щеке - уродливый широкий рубец. Он не получил никакого воспитания: не обладал познаниями ни в литературе, ни в законах, но зато был склонен к грубым наслаждениям - пьянству и сладострастию (Гиббон: 46). Однако он пользовался большим влиянием среди солдат. В 599 г. он был среди депутатов Дунайской армии, явившихся в Константинополь с жалобами на полководца Коментиола. Феофан пишет, что Фока, разговаривая с императором Маврикием на тайном совете, грубо противоречил ему, так что один из патрикиев дал Фоке оплеуху и выщипал ему бороду. Тремя годами позже дунайские легионы подняли мятеж и провозгласили Фоку экзархом (главнокомандующим). Во главе армии он двинулся на Константинополь. В столице произошло восстание, и Маврикий бежал. Патрикий Герман (на его дочери был женат старший сын Маврикия Феодосии) стал было искать престола, но цирковая партия прасиной не допустила этого и стала превозносить Фоку. Между тем Фока остановился в Евдоме и вызвал туда патриарха, народные партии и сенат. Он притворно предложил увенчать императорским званием Германа, однако Герман также притворно отказался. Тогда в церкви Иоанна Крестителя Фока был провозглашен императором и на третий день въехал в столицу в царской колеснице (Феофан-.592,594).

По свидетельству всех историков, время правления Фоки было отмечено необузданным террором. Едва приняв бразды правления, он велел обезглавить своего предшественника Маврикия. Вместе с ним были казнены пять его сыновей, в том числе грудной младенец. Затем Фока велел отрубить мечом голову брату Маврикия Петру. Были убиты стратег Коментиол, ипостратег Георгий, доместик Пресен-тин, погибли многие другие приближенные прежнего императора. Константину, жену Маврикия, Фока сначала заключил в каком-то частном доме (Симокатта: 8; II, 13), но позже велел казнить вместе с тремя ее дочерьми. Был убит также Герман с его дочерью (Феофан: 599). В последние годы правления император погубил и всех тех, кто содействовал ему в захвате власти (Симокатта: 8; 15).

В 603 г. возобновилась война с персами, которая шла крайне неудачно для римлян. Фока казнил полководца Нерсеса, перед которым много лет трепетали враги, и поручил командование своему приближенному Леонтию. В том же году римляне дважды потерпели поражение. В 605 г. пала Дара. В 606 г. персы ограбили всю Сирию, Палестину и Финикию, уведя в плен множество людей. В 607-м они завладели Арменией, Галатией и Пафлагонией, дошли до самого Халкидона. Фока оказался не в силах противостоять врагам. Несколько раз против него устраивались заговоры, но они были раскрыты и подавлены с большой жестокостью. Наконец и константинопольская чернь отвернулась от императора. В 609 г. во время конских игр прасины ругали Фоку и кричали, намекая на его любовь к спиртному: «Опять ты выпил свою чашу и смысл потерял!» Император велел перехватать крикунов, многих изуродовать, а отсеченные члены повесить на столбах ипподрома, другим отрубить головы, иных посадить в мешки и утопить в море. В ответ прасины сожгли преторию, разбили тюрьмы и выпустили заключенных (Феофан: 596,598-601).

Когда в 609 г. экзарх Африки Ираклий отложился от императора, все симпатии были на его стороне. Осенью 610 г. африканский флот, во главе которого стоял сын экзарха, тоже Ираклий, подступил к столице. 4 октября некто по имени Фотий, который был оскорблен Фокой, так как тот недавно обесчестил его жену, проник во дворец со множеством войска, тотчас захватил Фоку, снял с него императорское облачение, закутал в черные одежды, скрутив руки, связанные за спиной, и на судне вручил пленника Ираклию. Ираклий, увидев его, сказал: «Так-то, несчастный, ты правил государством». Тот ответил: «А ты намереваешься управлять лучше?» Ираклий приказал отрубить ему голову, затем отсечь все конечности, а тело протащить по форуму Быка и там предать сожжению. Тогда же казнили его брата Доментиола и некоторых ближних сподвижников (Никифор: 610).

Все монархи мира. Древняя Греция. Древний Рим. Византия. Константин Рыжов. Москва, 2001 г.

"Попробуй лучше!"

Фока (? - 610, имп. с 602)

До своего стремительного взлета на трон Фока служил гекатонтархом (сотником) в армии на Дунае. Обладая среди солдат известным влиянием, он входил в одно из посольств, отправленных воинами к Маврикию с претензиями, и на аудиенции разговаривал с василевсом настолько непочтительно, что присутствовавший там некий сенатор, возмутившись, ударил его по лицу и оттаскал за бороду. Осенью 602 г. фракийские войска подняли мятеж, избрали Фоку главнокомандующим ("экзархом") и пошли на столицу.

После бегства Маврикия на престол, кроме Фоки, мог претендовать Герман, авторитетный как среди солдат, так и среди простого народа. Но Герман колебался слишком долго, а когда решился принять власть, прасины воспротивились его избранию.

23 ноября 602 г. патриарх возложил на голову Фоке императорскую диадему, а через два дня новый правитель под ликование членов цирковых партий и простых горожан вступил в Константинополь. "Так как димы прославляли узурпатора и все страстно хотели перемен, это чудовище было провозглашено императором, узурпатор стал владыкой императорского скипетра, горе взяло верх над счастьем и с этого времени начались великие и, можно сказать, прославленные бедствия ромеев" (Ф.Сим., ).

Фока, по обычаю, раздал донатив солдатам, и 25 декабря отметил играми свое консульство. Однако грубый, свирепый и невоздержанный тиран вскоре заставил граждан с плачем вспоминать о временах свергнутого Маврикия. Фока стал одним из тех немногих императоров, чье правление получило однозначную и единодушную негативную оценку историков.

Свой приход к власти он, и в пурпуре оставшийся солдатом, ознаменовал целой серией казней среди аристократии, которую сам, будучи низкого происхождения и не имея никаких заслуг, ненавидел и боялся. Кроме Маврикия, его сыновей и фаворитов (Диоклетиона и Коментиола), он велел убить многих других знатных людей, в том числе и того сенатора, который выдрал его за бороду на приеме у покойного василевса. Террор вскоре перешел на простых граждан. Скорбь и ужас охватили византийцев "с тех пор, как во дворец вторгся этот калидонский тиран, закованный в железо, этот полуварвар из племени киклопов, этот распутный кентавр 1) , для которого царский престол был лишь ареной для пьянства" (Ф.Сим., ). Даже внешностью - низкорослый, рыжий, с густой бородой и широкой грудью, с обезображенным шрамом лицом, Фока скорее напоминал какого-нибудь варварского царя, чем императора ромеев.

Уже в 603 г. против Фоки в столице вспыхнуло восстание. Зачинщик евнух Схоластик и многие другие участники были казнены, а те из родичей Маврикия, кто еще оставался жив (его вдова Константина с дочерьми, Филиппик и Герман), оказались в монастырях.

Внешнюю политику государства новый император начал проводить самую неудачную. Будучи чужд традициям политической верхушки империи и постоянно чувствуя ее скрытую оппозицию, Фока обратился за поддержкой на Запад, к папе Григорию Великому . В 603 г. император заключил союз против лангобардов с королевой австразийских франков Брунгильдой, а экзархом в Италию назначил угодного папе Смарагда, который сумел добиться перемирия с лангобардами. Василевс подтвердил главенство пап в делах церкви и впоследствии, при папе Бонифации III , запретил константинопольскому патриарху именоваться "вселенским" (607). Григорий I (ум. 604) приветствовал Фоку как избавителя от "тирании Маврикия", а в 608 г. Смарагд воздвиг в Риме колонну в его честь, с золоченой бронзовой статуей императора наверху. Эта колонна, но уже без статуи и со стертым именем Фоки, и поныне стоит на Форуме близ триумфальной арки Септимия Севера.

К делам на Востоке Фока относился с пренебрежением, что не замедлило принести соответствующие плоды. Он долго медлил с отправкой в Ктесифон традиционного посольства, извещавшего персидский двор о воцарении нового правителя ромеев. Сделав это лишь в середине 603 г., он додумался поставить во главе делегации Лелия, убийцу Маврикия. Хосров II немедленно воспользовался подобной бестактностью как предлогом к войне, тем более что в Персию бежал человек, выдававший себя за законного наследника престола Феодосия. В том же 603 г. Хосров Парвиз и (независимо от него) не признавший узурпатора Нарсес начали с ним войну. Но коварный император обещаниями склонил Нерсеса, перед военными способностями которого те же персы трепетали, прекратить боевые действия, захватил его и, презрев собственные клятвы, казнил. Годом позже он направил на Восток армию под командованием Леонтия, своего приближенного и соратника. Персы разгромили эти войска, и Фока, не знавший границ в своем гневе, распорядился заковать Леонтия в цепи.

К 607 г. Византия потеряла Армению, персы овладели Феодосиополем и Дарой, стены которой были ими срыты. Две армии Хосрова, во главе с Шахином и Шахрваразом, успешно действовали в Малой Азии - первый дошел до Халкидона (!), а второй взял Эдессу. Иудеи, населявшие палестинскую Кесарию, возмутились и сами сдали город персам.

В Константинополе, несмотря на атмосферу жесточайших репрессий, зрело недовольство. В 605 г. в высших эшелонах столичной знати возник заговор против автократора - его решено было ослепить и убить на ипподроме во время праздников. Но женщина, носившая письма организаторов в монастырь опальной Константине, выдала заговорщиков, и Фока учинил над ними расправу с присущим ему садизмом: Анастасий, комит дворцовых щедрот, и Феодор, префект претория, были обезглавлены, еще одного участника использовали как мишень для лучников на загородном стрельбище, а начальника арсенала Елпидия с отрубленными конечностями, выколотыми глазами и отрезанным языком посадили в лодку и, пустив в море, сожгли живьем. Вскоре настал черед Константины и трех ее дочерей: их убили там же, где и остальных членов семьи Маврикия, на молу Евтропия в Халкидоне.

В 607 г. самодержец выдал дочь за бывшего своего начальника, комита экскувитов Приска, человека весьма почтенного. Портреты молодых, как это было принято, цирковые партии выставили на ипподроме вместе с императорскими. Фока, невоспитанный и не знавший этикета, усмотрел в этом тайный намек на желание народа видеть Приска императором и, рассвирепев, приказал обезглавить димархов. Лишь заступничество горожан спасло жизнь несчастным. После этого события Приск, опасаясь за свою судьбу, сам начал интриговать против звероподобного тестя.

В 609 г. на ристаниях прасины кричали Фоке, известному чрезмерным пристрастием к спиртному: "Опять засовывал свой нос в кувшин, [пил вино,] опять разум потерял!" (Феоф., ) Император отреагировал как обычно: эпарх города по его приказу отрубал виновным головы или, зашитыми в мешки, бросал их живыми в море. Прасинам было запрещено занимать государственные должности. В ответ жители подожгли преторий, тюрьмы и канцелярии.

Тогда же иудеи, возмущенные нелепым распоряжением Фоки подвергнуть их насильственному крещению, подняли восстание и убили многих христиан, в том числе антиохийского патриарха Анастасия. Ставленник василевса, комит Востока Вон, отлично усвоивший методы своего патрона, устрашал Сирию зверствами - вешал, жег, топил и бросал на растерзание диким животным всех подозреваемых в причастности к мятежу. "Таким образом, персы свирепствовали извне, а Фока еще хуже свирепствовал внутри отечества и убийствами, и заточениями" (Феоф., ).

Беззакония, творимые императором, отвратили от него даже бывших соратников, ибо никто уже не мог чувствовать себя в безопасности вблизи этого необузданного владыки. Государственные дела пришли в состояние полного упадка, поэтому когда появился человек, с оружием в руках возглавивший борьбу против узурпатора, он нашел себе повсеместное сочувствие и поддержку. Этим человеком оказался Ираклий, экзарх Африки, родом армянин, прославленный военачальник времен Маврикия. В 609 г. он отказался послать в столицу хлеб. В ответ Фока запер в темницу его жену и невесту его сына, тоже Ираклия (женщин позже освободили прасины). Следующим летом Ираклий-отец, обеспечив себе поддержку ряда должностных лиц не входившего в экзархат Египта, начал готовить войска. Августал Египта известил об этом Фоку и сумел увести в столицу александрийский флот. Пока василевс собирал силы, из Карфагена отплыла эскадра под началом Ираклия-младшего, а по суше отправился корпус во главе с племянником экзарха, сыном его брата Никитой.

Император приказал направиться в Египет Бону, одно имя которого наводило ужас. Сначала ему удалось разгромить часть войск повстанцев, но под стенами Александрии правительственные отряды потерпели неудачу. Никита, умело расставив на укреплениях города боевые машины, сорвал попытку штурма, а на следующий день сам организовал вылазку и одержал над Боном решительную победу. Последнему ничего не оставалось делать, как убраться в Константинополь.

В конце сентября 610 г. Ираклий-сын высадился в Авидосе, на малоазиатском берегу Дарданелл. Митрополит Кизика поднес ему венец, снятый с иконы Богоматери. Не теряя времени даром, 3 октября Ираклий вытянул корабли с боевыми башнями на палубах в линию вдоль берега от столицы до Евдома. Фока верхом проскакал от Константинополя до Евдома, мрачно полюбовался на неприятельский флот и вернулся обратно. Император, которого стремительно покинули почти все его бывшие сторонники, свои силы - димотов, экскувитов и букеллариев Приска - сосредоточил в районе гавани Юлиана (Софиевой) и отдал приказ укрепить Софийский дворец. В гавани, перетянутой цепью, стоял александрийский флот, но без матросов - недоверчивый василевс запер их в темнице.

4 октября, по заранее установленному сигналу, прасины распустили цепь и зажгли дворец. Солдаты Ираклия практически без сопротивления захватили последнее убежище тирана. Раненый Вон упал в море и захлебнулся, его воины разбежались, а прасины незамедлительно стали избивать венетов. Сам Фока укрылся в храме Архангела Михаила, но был выведен оттуда и, уже без императорских одежд, доставлен к Ираклию. Победитель, упрекая, спросил его: "Так-то ты управлял государством!", на что Фока в свойственной ему манере грубо ответил: "Попробуй лучше!" (Никифор, ) Ираклий ударил его ногой и приказал казнить. Фоке отрубили правую руку и голову, а труп вместе с телами хранителя казны Леонтия и выловленного из воды Вона утром 5 октября 610 г. сожгли там, где обычно жгли преступников, - на столичной площади Быка.

Говорят, что перед падением дворца Фока, уже не надеясь на успех, в припадке бессильной злобы распорядился утопить в море государственную казну.

Примечания

1) Кентавр и киклоп служили для греков символом буйства и грубости.

Использованы материалы кн.: Дашков С.Б. Императоры Византии. М., 1997, с. 92-95.

Литература:

. Никифор. Никифора, патриарха Константинопольского, "Краткая История"/ Пер. Е.Э.Липшица//ВВ. Т. 3. 1950.

. Сметанин В.А. Перечень изданий поздневизантийских писем с 1502 по 1917 г. АД СВ. Вып. 6. 1969.

. Феофан. Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта/Пер. В.И.Оболенского и Ф.А.Терновского. М., 1890.

. Феофилакт Симокатта. История/Пер. С.П.Кондратьева. М., 1957.

. Удальцова З.В. Идейно-политическая борьба в ранней Византии (по данным историков IV-VII веков). М., 1974.

Далее читайте:

Константинопольские патриархи (биографический справочник).

Византийский император (602-610). Когда среди армии, стоявшей лагерем за Дунаем, вспыхнуло в 602 г. восстание против имп. Маврикия, возбудившего неудовольствие своей бережливостью и попыткой ввести строгие военные преобразования, буйные солдаты избрали главнокомандующим простого сотника Ф., человека отвратительной наружности и жестокого нрава, и двинулись на Константинополь. Маврикий попытался удержаться в столице, вооружив, между прочим, партии цирка; но когда мятежники с Ф. во главе приблизились к городу, то и здесь вспыхнула революция, руководимая партией зеленых. Маврикий бежал с семьей на азиатский берег и отправил из Халкидона своего старшего сына и наследника Феодосия за помощью к персам. Между тем Ф. вступил в столицу; Маврикий был убит, после того как перед его глазами были умерщвлены его пятеро сыновей (27-го ноября 602 г.). Феодосий был настигнут в Никее и разделил участь отца. Впоследствии мучительно погибла и жена Маврикия, Константина, вместе с тремя дочерьми, по обвинению в заговоре. Правление Ф., видевшего в царской власти только средство для насыщения своих диких страстей и жестокости, было ознаменовано длинным рядом свирепых казней, часто без предварительного следствия и суда. Дела империи пришли в полное расстройство. На Востоке возгорелась ожесточенная борьба с Хозроем II, который под предлогом мести за убийство Маврикия, своего друга и опекуна, напал на византийские владения. Эта война с Сасанидами была сначала весьма несчастлива для византийского оружия. Опасность со стороны Персии заставила Ф. заключить с аварами унизительный мир, увеличив платимую им контрибуцию, и двинуть все силы на азиатский театр войны. Эта мера привела лишь к тому, что задунайские варвары получили свободный доступ в империю от Дуная до Пелопоннеса; население Балканского полуо-ва подверглось крупным изменениям вследствие иммиграции славян, густыми массами оседавших в Далмации и Мизии. На Востоке дела империи шли худо. Лучший из генералов, Нарзес, ранее внушавший страх персам, поднял в Эдессе знамя восстания и искал союза с Хозроем. Правда, ложными обещаниями удалось склонить Нарзеса к сдаче (он был изменнически казнен), но расстроенная и недисциплинированная византийская армия стала проигрывать одно сражение за другим. В 606 г. пала крепкая Дара; та же участь постигла Амиду и Эдессу. Вытеснив греков из Месопотамии, Хозрой проник в Малую Азию, предал ее опустошению и дошел до Халкидона (609). Та же участь постигла Финикию и Палестину. Население восточных провинций, часть которого находилась под гнетом религиозных преследований, не было расположено противиться нашествию персов. Так же дурно шли дела греков в Испании и Италии. Характерно для политики папства, что такой высоконравственный человек, как Папа Григорий Великий, приветствовал воцарение свирепого Φ. как освобождение народа от тирана Маврикия; он выражал радость, что "милостивый и благочестивый государь достиг престола"; "да возрадуются небеса, да возликует земля" и т. д. - вот в каких словах обращался строгий аскет, наместник Петра, к убийце Маврикия. Это объясняется тем, что предшественник Ф., Маврикий, поддержал константинопольского патриарха Иоанна Постника (582-595), принявшего вопреки протестам Папы титул "вселенского" (οίκουμενικός), а Ф. предпочел не ссориться с Римом и отменил этот титул. Бедствия, обрушившиеся на империю после убиения Маврикия, были выгодны для папства, которое бесконтрольно могло подготовлять распространение своей светской власти на Среднюю Италию. Неудовольствие против правительства, внушавшего отвращение, в столице сдерживалось кровавыми мерами Ф.; но престарелый африканский экзарх Гераклий открыто возмутился, прекратил уплату доходов в казну и стал готовиться к борьбе. Наконец, сенат и даже зять Ф., талантливый полководец Приск, вступили в сношения с Гераклием, который отправил сухопутное войско под начальством Никиты и флот под командой своего сына, Гераклия Младшего, будущего императора. В то время как Никита шел через Египет, сын экзарха вступил в начале октября 610 г. в воды Босфора. Трусливый Ф. не оказал сопротивления и был растерзан народом; вместе с ним погибли и его приближенные. История Ф. рассказана у Феофилакта Симокатты в "Пасхальной хронике", в хронике Феофана, у Зонары и Кедрина.
Г-б.

  • - Из династии Габсбургов...

    Все монархи мира

  • - Андроник - имя трех византийских императоров...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - шурин византийского императора Льва I, отнял императорскую власть у Зенона Главриянина в 475 г., но вызвал своею жестокостью такую ненависть, что Зенон без кровопролития мог снова занять престол в 476 г. В. вместе...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Генрих, граф Фландрии и Геннегау...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Гераклий...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Михаил - имя нескольких византийских императоров. Когда в 811 г. булгарский хан Крум разбил наголову византийцев и император Никифор I погиб на поле битвы, а сын его, Ставратий, хирел от полученной им неизлечимой...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - второй из аморийской династии. Он вступил на престол при благоприятных условиях. Империи ничто не угрожало кроме арабских пиратов; население сравнительно благоденствовало, казна была богата...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - византийский император...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ВИЗАНТИ́ЙСКИЙ, -ая, -ое. Относящийся к Византии государству 415 вв., образовавшемуся после распада Римской империи. Византийское искусство. Византийская литература...

    Толковый словарь Ожегова

  • - византи́йский прил. 1. Относящийся к Византии, связанный с нею. 2. Свойственный Византии, характерный для неё. 3. Принадлежащий Византии. 4. Созданный, изготовленный и т.п. в Византии...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - визант"...

    Русский орфографический словарь

  • - Хитрый, лицемерный, жестокий...

    Словарь иностранных слов русского языка

"Фока византийский император" в книгах

1. 7. 1. Средневековые авторы считали, что известный византийский император Юстиниан был славянином.

Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора

1. 7. 1. Средневековые авторы считали, что известный византийский император Юстиниан был славянином. Немецкие историки конца XIX века пишут о знаменитом императоре Юстиниане, якобы VI века н.э., следующее: «Родной язык императора был латинский, а фамилия (Савватий) фракийская,

2. Император Фока (якобы 602–610 годы)

Из книги автора

2. Император Фока (якобы 602–610 годы) «До своего стремительного взлёта на трон (при императоре Маврикии, то есть „Чёрном“ - Авт.) Фока служил гекатонтархом (сотником) в армии на Дунае… Осенью 602 г. фракийские войска подняли мятеж, избрали Фоку главнокомандующим (экзархом) и

2.1. СРЕДНЕВЕКОВЫЕ АВТОРЫ СЧИТАЛИ, ЧТО ИЗВЕСТНЫЙ ВИЗАНТИЙСКИЙ ИМПЕРАТОР ЮСТИНИАН БЫЛ СЛАВЯНИНОМ

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора Носовский Глеб Владимирович

2.1. СРЕДНЕВЕКОВЫЕ АВТОРЫ СЧИТАЛИ, ЧТО ИЗВЕСТНЫЙ ВИЗАНТИЙСКИЙ ИМПЕРАТОР ЮСТИНИАН БЫЛ СЛАВЯНИНОМ Немецкие историки конца XIX века пишут о знаменитом императоре Юстиниане, якобы VI века н. э., следующее: «Родной язык императора был латинский, а фамилия (Савватий) фракийская, но

1. Петрарка приветствует Урбана V. - Франция и Италия. - Состояние Рима в эту эпоху. - Урбан упраздняет правление бандерези и ставит консерваторов. - Приезд в Италии» Карла IV. - Въезд его и папы в Рим. - Постыдный выезд императора из Италии. - Перуджия непокорна папе. - Император византийский в Рим

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

1. Петрарка приветствует Урбана V. - Франция и Италия. - Состояние Рима в эту эпоху. - Урбан упраздняет правление бандерези и ставит консерваторов. - Приезд в Италии» Карла IV. - Въезд его и папы в Рим. - Постыдный выезд императора из Италии. - Перуджия непокорна папе. -

Из книги Калиф Иван автора Носовский Глеб Владимирович

12. Согласно ряду источников, византийский император Юстиниан был славянином Обратимся к многотомному немецкому изданию «История человечества. Всемирная история» . На эту редкую книгу обратили наше внимание наши читатели, обнаружившие в ней неожиданные и интересные

2. ИМПЕРАТОР ФОКА (ЯКОБЫ 602–610 ГОДЫ)

Из книги Царь славян автора Носовский Глеб Владимирович

2. ИМПЕРАТОР ФОКА (ЯКОБЫ 602–610 ГОДЫ) «До своего стремительного взлета на трон (при императоре Маврикии, то есть «Черном» – Авт.) Фока служил гекатонтархом (сотником) в армии на Дунае… Осенью 602 г. фракийские войска подняли мятеж, избрали Фоку главнокомандующим (экзархом) и

Фока (? - 610, имп. с 602)

автора Дашков Сергей Борисович

Фока (? - 610, имп. с 602) До своего стремительного взлета на трон Фока служил гекатонтархом (сотником) в армии на Дунае. Обладая среди солдат известным влиянием, он входил в одно из посольств, отправленных воинами к Маврикию с претензиями, и на аудиенции разговаривал с

Никифор II Фока

Из книги Императоры Византии автора Дашков Сергей Борисович

Никифор II Фока (912–969, имп. с 963)Император Никифор II происходил из могущественного и знатного рода Фок, исправно дававшего Византии крупных военачальников. Сам Никифор, с 954 г. доместик схол, прославил себя успехами на полях сражений. Весной 960 г. синклит и император

Император Никифор Фока

Из книги Русская земля. Между язычеством и христианством. От князя Игоря до сына его Святослава автора Цветков Сергей Эдуардович

Император Никифор Фока В 963 г. в Константинополе умер император Роман II. Его малолетние дети, Василий II и Константин VIII, поступили под опеку матери. Фактически же всеми делами при дворе распоряжался евнух Иосиф Вринга, бывший воспитатель Романа II и влиятельный царедворец.

За что византийский император Василий II получил прозвище Болгаробойца?

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

За что византийский император Василий II получил прозвище Болгаробойца? Византийский император Василий II во время войны с Западно-Болгарским царством учинил чудовищную расправу над болгарами: летом 1014 года он приказал ослепить 16 тысяч пленников. Жестокость Василия

ФОКА (?-610)

Из книги 100 великих диктаторов автора Мусский Игорь Анатольевич

ФОКА (?-610) Византийский император с 602 года. Будучи центурионом (сотником), возглавил восстание византийских войск и занял престол. Проводил политику террора по отношению к аристократии. Низложен и казнен Ираклием.Последние годы VI века и начало VII века отмечены в Византии

ФОКА

Из книги Все монархи мира: Греция. Рим. Византия автора Рыжов Константин Владиславович

ФОКА Византийский император в 602- 610 гг. Умер 4 окт. 610 г.Происхождение Фоки неизвестно. До своего стремительного взлета он служил сотником в Дунайской армии. По свидетельству Кедрина, он имел маленький рост и безобразную фигуру, густые щетинистые брови, сросшиеся на

Фока

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФО) автора БСЭ

«Фока»

автора Автор неизвестен

«Фока» Лодка «Фока» («Foca») - единственная итальянская подводная лодка, которая имела три гребных вала. Она приводилась в движение бензиновыми моторами «ФИАТ». 26 апреля 1909 года, когда лодка стояла в порту Неаполя, от взрыва паров бензина на ней вспыхнул пожар. Чтобы не дать

«Фока»

Из книги Подводные лодки: Свыше 300 подводных лодок всех стран мира автора Автор неизвестен

«Фока» Лодки «Фока», «Атропо» и «Зоеа» («Zoea») итальянские подводные минные заградители, построенные в конце 30-х годов. Согласно проекту, 100-мм орудие каждого корабля было установлено на поворотной башне, размещенной позади боевой рубки. Позже орудие перенесли на

Фока (убит в 610) - узурпатор, византийский император (602-610).

Биография

Когда в 602 г. в византийской армии, стоявшей лагерем за Дунаем, вспыхнуло восстание против императора Маврикия, возбудившего неудовольствие своей бережливостью и попыткой ввести строгие военные преобразования, взбунтовавшиеся солдаты избрали главнокомандующим центуриона Фоку, человека отвратительной наружности и жестокого нрава, и двинулись на Константинополь. Маврикий попытался удержаться в столице, вооружив, между прочим, партии цирка; но когда мятежники с Фокой во главе приблизились к городу, то и здесь вспыхнула революция, руководимая партией зелёных. Маврикий бежал с семьей на азиатский берег и отправил из Халкидона своего старшего сына и наследника Феодосия за помощью к персам. Между тем Фока вступил в столицу: 27 ноября 602 года Маврикий был убит, после того как перед его глазами были умерщвлены его пятеро сыновей (включая Тиберия). Феодосий был настигнут в Никее и разделил участь отца. Впоследствии, обвинённые в заговоре, мучительно погибли жена Маврикия, Константина, вместе с тремя дочерьми.

Правление Фоки, видевшего в царской власти только средство для насыщения своих диких страстей и жестокости, было ознаменовано длинным рядом свирепых казней, часто без предварительного следствия и суда. Дела империи пришли в полное расстройство. На Востоке возгорелась ожесточённая борьба с Хосровом II, который под предлогом мести за убийство Маврикия, своего друга и опекуна, напал на византийские владения. Эта война с Персией была сначала весьма безуспешна для византийского оружия.

Опасность со стороны Сасанидов заставила Фоку заключить с аварами унизительный мир, увеличив платимую им контрибуцию, и двинуть все силы на азиатский театр войны. Эта мера привела лишь к тому, что задунайские варвары получили свободный доступ в империю от Дуная до Пелопоннеса; население Балканского полуострова подверглось крупным изменениям вследствие иммиграции славян, в больших количествах оседавших в Далмации и Мёзии. На Востоке дела империи шли худо. Лучший из военачальников, Нарзес, ранее внушавший страх персам, поднял в Эдессе знамя восстания и искал союза с Хосровом. Правда, ложными обещаниями удалось склонить Нарзеса к сдаче (он был предательски казнён), но расстроенная, деморализованная, и обезглавленная византийская армия стала проигрывать одно сражение за другим.

В 606 году пала крепость Дара; та же участь постигла Амиду и Эдессу. Вытеснив греков из Месопотамии, Хосров II Парвиз, шахиншах Ирана, проник в Малую Азию, предал её опустошению и дошёл до Халкидона (609). Та же участь постигла Финикию и Палестину. Население восточных провинций, часть которого находилась под гнетом религиозных преследований, не было расположено противиться нашествию персов. Так же дурно шли дела ромеев в Испании и Италии.

Характерно для политики папства, что такой высоконравственный человек, как Папа Григорий Великий, приветствовал воцарение свирепого Фоки как освобождение народа от тирана Маврикия; он выражал радость, что «милостивый и благочестивый государь достиг престола»; «да возрадуются небеса, да возликует земля» и т. д. - вот в каких словах обращался строгий аскет, наместник Петра, к убийце Маврикия. Это объясняется тем, что предшественник Фоки, Маврикий, поддержал константинопольского патриарха Иоанна Постника (582-595), принявшего вопреки протестам Папы титул «вселенского» (греч.), а Фока предпочёл не ссориться с Римом и отменил этот титул.

Бедствия, обрушившиеся на империю после убийства Маврикия, были выгодны для папства, которое бесконтрольно могло подготовлять распространение своей светской власти на Среднюю Италию. Неудовольствие против правительства, внушавшего отвращение, в столице сдерживалось кровавыми мерами Фоки; но престарелый африканский экзарх Ираклий Старший открыто возмутился, прекратил уплату доходов в казну и стал готовиться к борьбе. Наконец, сенат и даже зять Фоки, талантливый полководец Приск, вступили в сношения с Ираклием, который отправил сухопутное войско под начальством Никиты и флот под командой своего сына, Ираклия, будущего императора. В то время как Никита шёл через Египет, сын экзарха вступил в начале октября 610 года в воды Босфора. Трусливый Фока не оказал сопротивления и был растерзан народом; вместе с ним погибли и его приближённые.

По свидетельству почти всех историков, восьмилетнее правление Фоки представляет собой самый худший период византийской истории, когда жестокие казни и бесчеловечное избиение всех подозрительных для Фоки родовитых людей, имевших связи с прежним правительством, составляли, по-видимому, одну из главных задач правительства. История Фоки рассказана у Феофилакта Симокатты, в «Пасхальной хронике», в хронике Феофана, у Зонары и Кедрина.

роисхождение Фоки неизвестно. До своего стремительного взлета он служил сотником в Дунайской армии. По свидетельству Кедрина, он имел маленький рост и безобразную фигуру, густые щетинистые брови, сросшиеся на переносице, и рыжие волосы, а на щеке - уродливый широкий рубец. Он не получил никакого воспитания: не обладал познаниями ни в литературе, ни в законах, но зато был склонен к грубым наслаждениям - пьянству и сладострастию. Однако он пользовался большим влиянием среди солдат. В 599 г. он был среди депутатов Дунайской армии, явившихся в Константинополь с жалобами на полководца Коментиола, Феофан пишет, что Фока, разговаривая с императором на тайном совете, грубо противоречил ему, так что один из патрициев дал Фоке оплеуху и выщипал ему бороду.

Тремя годами позже дунайские легионы подняли мятеж и провозгласили Фоку экзархом (главнокомандующим). Во главе армии он двинулся на Константинополь. В столице произошло восстание, и бежал. Патрикий Герман (на его дочери был женат старший сын Феодосий) стал было искать престола, но цирковая партия прасинов не допустила этого и стала превозносить Фоку. Между тем Фока остановился в Евдоме и вызвал туда патриарха, народные партии и сенат. Он притворно предложил увенчать императорским званием Германа, однако Герман также притворно отказался. Тогда в церкви Иоанна Крестителя Фока был провозглашен императором и на третий день въехал в столицу в царской колеснице.

По свидетельству всех историков, время правления Фоки было отмечено необузданным террором. Едва приняв бразды правления, он велел обезглавить своего предшественника . Вместе с ним были казнены пять его сыновей, в том числе грудной младенец. Затем Фока велел отрубить мечом голову брату Петру. Были убиты стратег Коментиол, ипостратег Георгий, доместик Пресентин, погибли многие другие приближенные прежнего императора. Константину, жену , Фока сначала заключил в каком-то частном доме), но позже велел казнить вместе с тремя ее дочерьми. Был убит также Герман с его дочерью. В последние годы правления император погубил и всех тех, кто содействовал ему в захвате власти.

“В 603 г. , выставив в качестве предлога для войны насильственный захват власти Фокой, велел трубить в трубу войны, губящую мир; она разрушила счастье ромеев и персов. Казалось, делал вид, что хочет сохранить святую память об императоре . Так суждено было начаться войне с персами, которая шла крайне неудачно для римлян,”- написал Феофилакт Симокатта.

Фока казнил полководца Нерсеса, перед которым много лет трепетали враги, и поручил командование своему приближенному Леонтию. В том же году римляне дважды потерпели поражение. В 605 г. пала Дара. В 606 г. персы ограбили всю Сирию, Палестину и Финикию, уведя в плен множество людей. В 607-м они завладели Арменией, Галатией и Пафлагонией, дошли до самого Халкидона. Фока оказался не в силах противостоять врагам. Несколько раз против него устраивались заговоры, но они были раскрыты и подавлены с большой жестокостью. Наконец и константинопольская чернь отвернулась от императора. В 609 г. во время конских игр прасины ругали Фоку и кричали, намекая на его любовь к спиртному: "Опять ты выпил свою чашу и смысл потерял!" Император велел перехватать крикунов, многих изуродовать, а отсеченные члены, повесить на столбах ипподрома, другим отрубить головы, иных посадить в мешки и утопить в море. В ответ прасины сожгли преторию, разбили тюрьмы и выпустили заключенных.

В правление Фоки в стране по существу началась подлинная гражданская война, охватившая Киликию, Сирию, Палестину, Малую Азию и Египет. Внутренние смуты сделали доступной дорогу в империю ее внешним врагам.

Славяно-аварский натиск византийское правительство уже не могло остановить. Балканский полуостров был фактически открыт для вторжения северных соседей.

Когда в 609 г. экзарх Африки отложился от императора, все симпатии были на его стороне. Осенью 610 г. африканский флот, во главе которого стоял сын экзарха, тоже Ираклий, подступил к столице. 4 октября некто по имени Фотий, который был оскорблен Фокой, так как тот недавно обесчестил его жену, проник во дворец со множеством войска, тотчас захватил Фоку, снял с него императорское облачение, закутал в черные одежды, скрутив руки, связанные за спиной, и на судне вручил пленника . Ираклий, увидев его, сказал: "Так-то, несчастный, ты правил государством". Тот ответил: "А ты намереваешься управлять лучше?" приказал отрубить ему голову, затем отсечь все конечности, а тело протащить по форуму Быка и там предать сожжению. Тогда же казнили его брата Доментиола и некоторых ближних сподвижников. В тот же день патриарх Сергий провозгласил императором.

Похожие статьи

© 2024 my-kross.ru. Кошки и собаки. Маленькие животные. Здоровье. Лекарство.