Духовное наставничество. Духовный Учитель: кто это? Преподобный Симеон Новый Богослов

Когда выпадают тяжёлые испытания, охватывает тревога и волнения, люди просят помощи у Бога или у мудрецов, чтобы получить советы, рекомендации для решения своих проблем. И тогда появляется потребность найти человека, который может направить на правильный путь и поможет разобраться в себе и в собственных неурядицах. Именно таким человеком часто становится духовный наставник, который помогает раскрыться душе, покаяться и принять решение поменять свою жизнь.

Зачем необходимо духовное руководство?

Не имея руководителя, человек не может прожить жизнь в святости. Найти учителя можно в церкви, куда необходимо приходить и молить Господа послать духовника, который будет утешать, советовать и направлять помыслы в богоугодное русло. Роль духовного наставника велика. Он, общаясь со своим чадом, доносит то, что ему передаёт дух Божий, вселяет в душу покой и гармонию.

Как правило, духовный наставник - это человек, обладающий большим жизненным и религиозным опытом, и он несёт послушание руководить религиозной жизнью других людей. Духовник играет огромную роль в жизни мирянина и священнослужителя, и он необходим для того, чтобы, прислушиваясь к его советам, жить благочестиво и достигнуть Царствия Небесного. История церкви имеет несколько вариантов наставничества. Но основными считаются:

  • служба священника в приходе, где он является душевным врачевателем всех прихожан;
  • старчество, именно оно получило широкое распространение в России.

Старцы - целители душ

Возникшее в Византии, оно прочно вошло в русскую культуру и заняло одно из значимых мест. Старцы несли обет послушания и своим словом и поступками были призваны обличать грехи и утешать запутавшихся в собственных сомнениях людях. Спасительными беседами и наставлениями они врачевали души, вносили в них покой и умиротворение.

Русское старчество берёт свои истоки от преподобного Паисия Величковского и достигает своего развития благодаря монахам Оптинской Пустыни. Монастыри с их духовными наставниками в течение длительного времени были центром паломничества православного народа. Старчество имело свою особенность, где строгое подвижничество чередовалось с активными выходами в мир. Эти выходы выражались в контакте с народом и в службе миру в качестве духовного помощника, наставника и советника.

Достижение простоты смирением

Занимаясь религиозным образованием своих учеников, старцы учили мудрости, способствовали нравственному росту и совершенствованию. В течение земной жизни своего духовного ученика они координировали и направляли поступки и действия чада. Связь между учителем и учеником была очень прочна, потому что строилась на доверительных и уважительных отношениях, покорности и любви. Отец Захарий наставлял беречь совесть свою и стремиться к простоте, которую можно достичь только смирением.

К старцам приходили за советом, когда были сомнения и возникали трудные ситуации. От духовника ждали утешений и помощи. Уникальность старчества в православии заключалась в непоколебимой вере и духовной силе старцев и в той тонкой работе, которую они проводили в душе своего ученика. Влияя на человеческую психику, они деликатно и аккуратно направляют человека на путь обретения любви к Господу.

Поиск наставника

Великая благодать для верующего человека - найти священнослужителя, который будет нести ответственность перед Всевышним за своего ученика,будет совершать молитвы за него, контролировать рост духовности, руководить его поступками и наставлять в мирской жизни, а также направлять на путь добродетели, которая ведёт в жизнь вечную.

Для верующего человека путь разрешения проблем отличается от пути, который выбирают неверующие миряне. Люди, далёкие от религии, как правило, свои возникшие неурядицы пытаются решать, опираясь на помощь и совет своих знакомых и в основном далёких от религии людей. И часто проблема не разрешается, а только усугубляется. Это происходит оттого, что все сложности сконцентрированы внутри нас, в отдалённости от Бога. И как следствие под накапливанием грехов происходит сбой духовной гармонии.

Воцерковленному человеку с появлением непредвиденных ситуаций за советом стоит идти к своему духовнику. При этом верующий понимает, что спрашивая, как поступить, он ждёт ответ на свой вопрос от Господа. Видя его смирение, Бог через батюшку даёт верный совет и благословляет. У христианина никогда не возникнет сомнений в том, что необходимо следовать сказанному духовником. Он уверен, что это Всевышний посылает ему свою поддержку. Только если передать своё сердце и душу в послушание духовнику, Божия благодать поселится в человеке.

Церковь не ставит ограничения и предоставляет возможность доброму христианину самому выбрать духовника. Как найти духовного наставника? Хорошо, если им будет священнослужитель из храма, в который часто приходишь помолиться. Но всё индивидуально, и порой бывает непросто встретить духовника, с которым бы установились доверительные и сердечные отношения.

Задача наставника

Духовное наставничество стремится к совершенствованию личности и проявлению в ней образа Бога, к воспитанию духовного начала в человеке. Православному христианину стоит обязательно прочитать и проникнуться наставлениям святых отцов. Они гласят:

  • духовными помыслами любого православного должен руководить священник, к помощи которого необходимо обращаться и исповедуясь, и в учении;
  • старайтесь общаться с духовником на протяжении всей жизни, раскрывая свои грехи и богомерзкие помыслы;
  • следуя поучениям своего духовного отца, непременно обретёшь Царство Небесное;
  • если доверить своё сердце духовнику, то божия благодать поселится в душе.

Как выбрать духовного отца?

Как выбрать духовного наставника? Не стоит искать какие-то способы. Не нужно и прилагать особые усилия, начиная поиск духовного наставника. Это подскажет сердце. Понимание того, ваш это человек или нет, придёт само собой, если:

  • советы батюшки благотворно влияют и врачуют душу;
  • вы получаете утешение и чувствуете поддержку;
  • испытываете радость и умиротворённость, общаясь с ним;
  • ощущаете и верите в силу его молитвы и взаимную доброжелательность.

Как начать поиск духовного отца

Чтобы Бог подсказал, как найти духовного наставника, необходимо много и страстно молиться. Начиная поиск необходимо приглядеться к приходу, в котором проводит службы батюшка. У хорошего священника в храме всегда благожелательная атмосфера. Стоит пообщаться с прихожанами, узнать их мнение о пастыре.

Не стоит отправляться в далёкие края, раздумывая, где найти своего духовного наставника. Он может оказаться рядом и ближе, чем вам кажется. Не нужно рассказывать никому о своём наставнике, встретив его. Религиозная жизнь - это частное, и нет нужды выставлять её на всеобщее обозрение.

Часто приходите в церковь, которая по душе. Открывайтесь священнику на исповеди и молитесь о нём, и тогда Бог через него откроет своё изволение. Когда общение со священнослужителем проходит доверительно, то стоит следовать советам батюшки и, получив напутствие, выполнить его. Не нужно приходить с одним вопросом или проблемой ко многим батюшкам, надеясь на перемену вразумления.

Не нужно торопиться и называть первого встречного батюшку своим духовником. Посещая церковь, исповедуйтесь и спрашивайте совета у священника о своём наболевшем. И тогда возможно встретить близкого себе духовника.

Общаясь с прихожанами, узнавайте, где найти своего духовника, и какой батюшка пользуется авторитетом и уважением у паствы.

Приступить к чтению нужно с простых и понятных текстов. Духовные книги помогут правильно определиться с целями и приоритетами в жизни.

Нужен ли человеку духовный наставник

В любой сфере деятельности или в спорте у начинающего специалиста, спортсмена или школьника всегда есть наставник. Он помогает овладеть профессией, делится опытом, советами. Наставничество священнослужителя направлено на достижение учеником крепости духа, религиозного самосознания и исполнения божественных заповедей.

Отношения чада и духовника не измеряются количеством проведённого совместно времени. Иногда достаточно нескольких предложений, чтобы в душе стало спокойно и вопросы разрешились. Важно выполнить все советы, поступившие от духовника.

В мирской жизни семьям, следующим по законам Божьим, важно исповедоваться у одного духовника. Случается, что возникающие внутренние семейные проблемы можно решить совместно.

Для воцерковленного человека желательно вести запись своих грехов и затем как можно чаще исповедовать их духовнику. Считается, что спасение во множестве советов. Поэтому для души полезно искать ответы на вопросы у нескольких священников. Но мысли и греховные помыслы лучше открывать только своему духовному отцу.

Некоторые верующие не знают о том, что, отправляясь к пастырю, нужно прочитать молитву: «Господи! Дай мне милость и внуши духовному отцу дать мне ответ по воле твоей». Вверить себя духовному отцу - это лучший способ для того, чтобы встать на путь исправления. Дьявол не сможет вмешаться туда, где всё тайное и греховное открылось духовнику. Важно повиноваться своему руководителю, ибо через него повинуешься Богу.

Духовный учитель

Духовник похож на педагога, открывающего истинный смысл многих вещей и правду своим подопечным. Учитель, духовный наставник должен расширить внутренний потенциал личности, воздействовать на него, сделать душевный мир воспитанника созвучным своему собственному.

Наставничество - это ещё и молитвы духовника о послании ему мудрости в обучении своих учеников. Это его обращение к Богу в неразрешимых ситуациях, просьба поддержки у Небесной Заступницы в минуты сомнений и беспомощности. Духовный отец несёт ответственность перед Иисусом Христом за вверенных ему чад.

Духовные наставники человека

На нашем пути много попадается людей, которые называют и считают себя духовными наставниками. Часто у них есть своё учение, школы или они называют себя последователями известных духовных личностей. У таких наставников есть ученики, единомышленники и почитатели, которые поддерживают их взгляды и убеждения.

Кроме того, каждый человек имеет своих невидимых духовных помощников. К ним относятся ангелы, которые защищают и оберегают на протяжении всей жизни. Если удастся научиться их понимать, то жить станет намного легче и проще. Приходя в мир вместе с родившимся младенцем, ангелы покидают его после смерти.

Верующий человек, который стремится следовать Божьим заповедям с чистой совестью и помыслами, перед невзгодами. Они только укрепляют верования и совершенствуют его душу. Отправляясь к своему духовнику, он понимает, что просит совета не у человека, а у Господа, который через священника даёт нужный совет и благословляет. Напутствие духовного отца, выполненное неукоснительно, приведёт к помощи от Бога. Ибо цель существование человека на земле очистить своё сердце и почувствовать близость Бога.

Духовный мир является местом высшего покоя для путешествующей души. Хотя на первый взгляд может показаться, что сразу мы оказываемся в одиночестве, на самом деле, мы не остаёмся в изоляции или без поддержки. Невидимые разумные энергии ведут нас в духовное измерение.

Души, вновь прибывающие в духовный мир, имеют мало времени для того, чтобы плавать вокруг, недоумевая, где они находятся и что с ними будет дальше.

Встреча с духовным Наставником

Первая личность, которую мы видим в духовном мире,- это наш личный Наставник . Иногда по окончании жизни нас также может встречать родственная душа.

Наши Наставники, а также друзья и близкие ждут нас, чтобы наполнить пониманием, любовью и уверенностью в том, что с нами всё в порядке.
В действительности, мы чувствуем их присутствие с самого момента смерти. Они поддерживают нас и помогают найти путь Домой, особенно если смерть была трагичной или неожиданной для души.

Наставник часто выглядит как большой белый светящийся шар, эллипс, сгусток энергии или человеческая фигура. Он предстаёт в том виде, который в данный момент легко воспримется нами и не будет нас шокировать.

Почти всегда от него исходит целительная энергия, которая так необходима прибывшей душе. Одни начинают плакать, ощущая присутствие любимого учителя. Другие смеются от радости, узнав своего Наставника.

Многие Наставники имеют странные для людей и звучные имена. Часто они очень длинные и содержат много гласных звуков. Для нашего удобства эти имена могут сокращаться 😉 . А некоторые имена довольно обычные.

Место, где проходит беседа, обычно выглядит как уютное и знакомое место на Земле. Это может быть сад с белыми мраморными скамейками. Это может быть знакомая комната со столом и креслами, открытое пространство или даже подобие небес с облаками.

Беседа - это то время, когда мы начинаем получать глубинное знание о самом себе. В духовном измерении дýши честно рассказывают о своих недостатках. Самокритика вполне естественна, после того как жизнь в теле закончена.

Хотя Наставники беседуют в разном стиле, обычно на самокритику они реагируют следующим образом: «Не будь с собой так строг - ты неплохо справился». Они сопереживают своим ученикам, поскольку всё о них знают. Ничего нельзя скрыть, и душé это прекрасно известно.

Во время беседы Наставник не расспрашивает, а даёт советы и разбирает возникшие в прошлой жизни сложности. Более глубокий анализ поведения души обычно происходит позже.

Продолжительность первой встречи зависит от:

  • сложности прожитой душой жизни
  • пройденных или не пройденных уроков
  • от состояния души в момент прибытия в духовный мир.

После первого контакта с Наставником душу ожидает радостная встреча с .


Кадр из фильма «Наш Дом» (2010, Бразилия)

Духовные Наставники разные

Наставники подобраны к каждой душе, исходя из определённого сходства в силе и слабости. Словно характер учителя похож на характер ученика или они одновременно сражаются с одной и той же проблемой.

Любовь, которую Наставники чувствуют по отношению к нам, очень сильна, и во время земной жизни то, что мы считаем интуицией или инстинктом, на самом деле является попыткой наших Наставников донести до нас какую-то информацию.

Действительно, все Наставники разные. Одни из них - практики, ментально помогающие нам выбираться из жизненных ям. Они постоянно помогают своим ученикам на Земле (и в других мирах).

Другие предоставляют нам больше самостоятельности и находятся вдалеке от нашей жизни до тех пор, пока мы не позовём их, находясь в отчаянии или кризисе.
Важным фактором здесь является зрелость души. Продвинутые ученики получают меньше помощи, чем новички.

Наставники также разные по характеру. Одни весёлые, очень любят юмор и постоянно шутят со своими подопечными, прежде чем дать совет или подсказку. Они очень любят говорить: «Ты сама всё знаешь» 🙂 .

Другие – серьёзные и строгие. Но это добрая строгость, и из их существа на нас струится Безусловная Любовь.
Все они очень любят нас, желают нам только добра и заинтересованы в нашем духовном росте и развитии.

Подбор учителя и Наставника в Мире Душ происходит очень тщательно.
Каждое человеческое существо имеет минимум одного духовного Наставника. У некоторых душ бывает два или три Наставника.

Также для особо сложных жизненных ситуаций временно могут привлекаться дополнительные помощники-проводники.

В течение земной жизни человека его Наставники могут меняться. Это зависит от скорости развития души: если она быстро учится и успешно проходит свои уроки, то может появиться новый Наставник, который сменит предыдущего и поведёт душу дальше.

Наши любимые Наставники всегда готовы придти на помощь своими советами или подсказками! Проще всего общаться с ними в медитации. А более опытные могут выходить на связь с Наставником в любой момент и, даже не закрывая глаза, получить ответ на свой вопрос.

Мы НИКОГДА не бываем одиноки!
Даже когда вам кажется, что вас никто не любит и весь мир против вас – ВСЕГДА есть кто-то, кто в этот момент приглядывает за вами и заботливо оберегает, обнимает невидимыми руками и успокаивает.
Знайте и помните об этом! И не забывайте благодарить! 🙂

В статье использованы материалы книг Майкла Ньютона

P.S. А Вы знакомы со своим Наставником из Тонкого Мира?
Буду признательна, если поделитесь в комментариях своим опытом взаимодействия с ним! 🙂

P.P.S. Если у вас есть пару минут, прочтите ещё >>>

ВСТРЕЧА С ДУХОВНЫМ НАСТАВНИКОМ

Во время регрессии нередко может произойти встреча с духовным наставником. Это очень эмоционально насыщенная и теплая встреча, во время которой человек чувствует поддержку и заботу мудрых наставников на другой стороне жизни. Эта встреча может быть как подготовленной, так и спонтанной, когда духовный наставник является сам, чтобы помочь тому, за кем он присматривает на земле.

Кто же такой духовный наставник?

Духовный наставник - это нефизическое существо, которое сопровождает человека при жизни и заботится о его духовном развитии. Духовный наставник присматривает за нами и дает нам ценные советы в разных жизненных ситуациях. Он знает нас очень хорошо, очень нас любит и следит за тем, чтобы мы исполняли то предназначение, которое выбрали. Духовный наставник заинтересован в нашей духовной реализации, и он помогает нам ежеминутно, нашептывая через наше сердце правильный путь и мудрый совет.

Есть ли у каждого свой духовный наставник?

Да, действительно, у нас у всех есть свой духовный наставник. И даже не один, а целая группа помощников на другой стороне. Они смотрят за нами и помогают нам в нашем развитии. Очень часто во время сеанса они говорят: «Вы не одни, вы не одиноки, мы всегда рядом с вами». Они знают, как важно для нас ощущать эту поддержку. На протяжении жизни духовные наставники могут менять друг друга, по мере того, как душа проходит новые этапы в своем воплощении.

Как проходит встреча с духовным наставником?

Во время регрессии человек видит или чувствует образ своего духовного наставника. Это очень теплый и светлый образ, от которого исходит мощный поток любви и заботы. Духовный наставник может прийти в разных образах, обычно они выбирают тот, который наиболее близок этому человеку на данном этапе его жизни. Самый распространенный образ - это образ высокого старца в белых одеждах с длинными седыми волосами и бородой. Он встречается у совершенно разных людей из разных уголков света - удивительно, но все они видят похожего человека.

Иногда духовный наставник может прийти в неожиданном образе, который наиболее подходит для данного человека в настоящий момент. Так, например, иногда духовный наставник может прийти в образе животного или близкого человека. А однажды был интересный случай, когда духовный наставник явился человеку в образе горы. Тогда его главным посланием было дать человеку почувствовать себя стойким и защищенным в жизни.

Когда духовный наставник появляется рядом, он своими словами, энергией или просто присутствием передает какое-то важное послание своему человеку. Он знает, что именно нужно знать человеку на данном этапе своего развития, и может ответить на важные вопросы.

Например, духовный наставник может объяснить, какие уроки человеку нужно выучить в этой жизни, и что ему нужно для этого сделать. Он может вложить силу в человека и уверить его, что у него все получится на своем пути. Одно из распространенных посланий - это «ничего не бойся, не сомневайся и иди своим путем», «не слушай других, слушай свое сердце», «иди вперед, двигайся, делай». Эти слова оказывают мощное воздействие на человека и возвращают его к тому, кем он является на самом деле.

Как узнать, что это мой духовный наставник?

Здесь главное чувство. Что вы испытываете, когда видите этот образ и ощущаете его присутствие? Появляется ли у вас внутри чувство тепла и заботы? Чувствуете ли вы мудрость и знание, исходящие от этой энергии? Все эти качества принадлежат нашим любящим духовным наставникам.

Чем может помочь духовный наставник?

Духовный наставник может помочь вспомнить нам, кто мы есть на самом деле. Если мы только прислушаемся к нему, он даст нам ценные указания, как идти по пути выполнения нашего предназначения в этой жизни. Духовный наставник нам очень близок, он знает нас очень хорошо. Он может объяснить, как действовать в определенной ситуации, рассказать, почему происходит так или иначе, а также сформулировать, что является для нас самым главном в настоящий момент времени. От духовного наставника исходит безграничная любовь и знание, и дает почувствовать, что мы не одни на нашем жизненном пути, что нас любят и о нас заботятся.

Могу ли я сам связаться с духовным наставником?

Конечно! Духовный наставник будет рад, если вы обратитесь к нему за советом и прислушаетесь к его словам. Помните, что духовный наставник говорит через наше сердце, а не через разум. Если прислушаться к своему сердцу, через него можно услышать много полезных слов от духовного наставника.

Для того, чтобы быть на связи с духовным наставником, достаточно ежедневно помнить про его присутствие и слушать его мудрые советы через сердце. Кроме того, можно пообщаться с духовным наставником самостоятельно через медитацию. Для этого, нужно занять удобное положение, в тихом месте, где вам никто не помешает. Закрыть глаза и сделать несколько глубоких вдохов. Затем мысленно обратиться к духовному наставнику и попросить его прийти. Первый образ, который к вам придет, это и есть энергия вашего духовного наставника. Просто доверьтесь этому образу, и пускай он сам сформируется. Затем прислушайтесь к тем словам, которые он вам говорит или к тем посланиям, которые он вам передает. Иногда даже в его взгляде можно прочесть все, что он хочет вам сказать. Можно также задать духовному наставнику вопрос, и послушать, какой он даст на него ответ. Это будет хорошая практика общения с вашим духовным наставником.

Наши возможности поистине неограниченны. Все силы и способности у нас уже есть внутри. Важно прислушиваться и помнить об этой мудрости, и она будет вести нас по жизненному пути.

Свидетельство о сверхъестественном исцелении от онкологического заболевания благодаря Вере в Единородного Сына Божьего, Господа Иисуса Христа! Во время молитвы за маму, у которой обнаружили раковую опухоль в желудке, мне был дан ответ духовными словами: «Опасность миновала», о чем ей рассказала, и она поверила всем сердцем и всем разумом во Всемогущество и Милосердие Божье, что для Того, Кто Сотворил весь мир только для блага, нет ничего невозможного, покаялась во всех грехах и молилась. Все медосмотры показали отсутствие у нее раковых клеток. Ответы на молитвы, исцеления от неизлечимых болезней и другие чудеса происходят с теми, кто имеет истинную Веру во все, что написано в Евангелии, а так же - в вечную жизнь после выхода души из тела, что подтверждается опытами врачей - реаниматоров, кто любит всем сердцем и всем разумением Господа Иисуса Христа, кто искренне кается во всех грехах, совершенных: делами, словами, помышлениями, желаниями и чувствами, абсолютно всем все прощает и принимает добровольное решение посвятить свою жизнь распространению Христианского Вероучения, помогая другим людям в их нуждах. Дорогие братья и сестры, осознавая всевозможные страдания, которым подвержены все люди во время существования в смертных телах, мы можем объединиться во всеобщей молитве к Господу Иисусу Христу, Господу и Спасителю всего мира, с прошением всех помиловать и, как можно скорее, восхитить всех людей вместе живыми с помощью Ангелов в Божье Небесное Царство, где будет идеальная вечная жизнь в бессмертных телах, Который ожидает, когда все люди попросят Его вернуться, изъявив свое свободное произволение, совпадающее с Волей нашего самого доброго и родного Небесного Отца, сострадающего нам и стремящегося осчастливить в Своих Духовных нежных Объятьях все человечество, покинувшее своего Создателя вслед за падшими ангелами, ставшими из-за этого извращенными и злыми: дьяволом и демонами, которые провоцируют всех людей нарушать Божьи Заповеди и вводят в заблуждение даже пророков, не умеющих различать духов: добра от зла, диктуя им неправильные и недобрые слова, выдавая себя за богов, чтобы наказывать за это мучениями, смертью и в аду, после освобождения души из тела, но куда сами себя обрекли, нарушив свой же жестокий закон правосудия: «Око за око, зуб за зуб…», распяв руками злодеев безгрешного Святого Единородного Сына Божьего, Господа Иисуса Христа, Который добровольно отдал Свою Жизнь в Жертву вместо всех нас грешников, воскрес и вознесся на Небеса, для спасения всего мира воплотившегося в Человеческом Теле в Утробе Вечной Девы Марии, Своей Пресвятой Матери, Сверхъестественным образом, Господом Святым Духом, Животворящим, Исходящим от Единого Сущего, Всемогущего, Вездесущего, Всеведующего, Преблагого, Премудрого, Праведного, Святого, Премилостивого, Господа Бога, Творца и Вседержителя всего мира и всего, что Сотворено в мире видимого и невидимого, Небесного Отца. Необходимо молиться о трансформации врага дьявола и всех злых, неадекватных духов, снова в хороших и правильных Ангелов, так же, как об очищении всех людей от разных пороков и о вдохновении всех нас Святым Духом Истины и Любви во Имя Господа Иисуса Христа, Который показал наивысший Закон Милости, превозносящейся над судом. Это воззвание написано по вдохновению от Господа Бога, Святого Духа, Животворящего, призывающего всех пожалеть нашего Создателя, принимая участие в деле спасения и возвращения всего человечества к Нему на Небесную Родину, проповедуя Евангелие и это послание по всему миру, чтобы избежать всех катастроф, о которых мы предупреждены в Библии, имея разум и свободу выбора, и будем благословлены на земле и на Небесах!

Недавно один из старейших московских священников протоиерей Николай Ведерников Правмиру о своей жизни. В очередном интервью сайту он размышляет о духовничестве и смысле духовной жизни.

Кто относится к своей духовной жизни всерьез - ищет духовного наставника

- Отец Николай, обязательно ли, на ваш взгляд, христианину иметь духовника?

Желательно исповедоваться у одного священника. Разумеется, принимает Господь, священник только свидетель, и если человек искренне раскаивается в своих грехах, таинство действительно независимо от того, у знакомого ли священника он исповедовался, насколько благочестив священник. Но лучше, когда священник знает прихожанина, когда между ними по-настоящему доверительные отношения.

Если человек серьезно относится к своей духовной жизни, он обычно находит священника, с которым такие отношения складываются. Пусть не сразу, но находит. Для духовного роста это очень важно. Когда ко мне приходит на исповедь незнакомый человек, я обязательно спрашиваю, есть ли у него духовный наставник. И большей частью оказывается, что нет, даже если он исповедуется не впервые и ходит в храм не один год. Меня это всегда огорчает. Печально, что люди за несколько лет церковной жизни так и не позаботились о том, чтобы кто-то наставлял их в духовных вопросах.

Нам с женой всю жизнь везло с духовниками. Отец Николай Голубцов благословил ее на рождение детей, хотя у нее с юности была гипертония, и врачи в один голос говорили, что рожать ей нельзя, опасно для жизни. Но три дочки родились у нас, можно сказать, по благословению отца Николая.

Отношения чада с духовником обычно длятся до смерти одного из них. Отец Николай скончался в 1963 году, после него нашим духовником был отец Владимир Смирнов из храма Илии Обыденного, а после его кончины - отец Василий Серебренников, ученик старцев, прозорливый батюшка. Он советовал ежедневно записывать свои грехи в блокнотик. Без подробностей, просто «осудил, позавидовал…». Мы старались следовать его совету. Он болел, поэтому на исповедь обычно приходили к нему домой и не очень часто, но посмотришь свои записи, и уже ничего вспоминать не надо.

Отец Василий прожил почти 90 лет и скончался в 1996 году. Потом мы с недавно ушедшим из жизни исповедовались друг у друга. Замечательный был человек, талантливый художник, добрый пастырь, на десять лет меня старше, но при всем к нему уважении я не считал его своим духовным отцом. Последние месяцы перед кончиной он тяжело болел, не служил.

В храме Иоанна Воина на Якиманке, где я служу теперь уже внештатно, священников много, всегда есть у кого исповедаться. Доверяю им, чувствую, что они относятся к своему служению ответственно, но пока духовного отца у меня нет. Надеюсь, что если по воле Божьей жизнь моя продлится (а мне уже 84), Господь и духовника пошлет. И у Патриарха есть духовный отец, и у других епископов - каждый, кто относится к своей духовной жизни всерьез, ищет духовного наставника.

- Священнику, наверное, это действительно необходимо - ему же других приходится напутствовать.

Это всем необходимо, потому что все мы грешны: «Ибо нет человека, который не согрешил бы» (2 Пар., 6, 36). Ты можешь не делать ничего плохого, достойно вести себя в обществе, пользоваться уважением, но есть помыслы, на которые не обращаешь внимания, а ведь недаром в монастырях каются в помыслах.

Борьба с помыслами

В течение дня каждому человеку приходит в голову много разных помыслов, явно греховных. Приходит помимо воли - от дьявола, стремящегося внушить нам жадность, зависть, осуждение, раздражение и другие нехорошие чувства. Я стараюсь прогонять помыслы . Отец Василий вообще рекомендовал читать ее постоянно.

В эту короткую молитву - «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного» - включено все наше православное исповедание, на ней строится вся догматика. Если ее внимательно читать, Господь постепенно очищает твой внутренний мир. А если помыслы овладевают мной, они этот мир загрязняют, и, пусть даже я не делаю никому ничего плохого, мой загрязненный внутренний мир воздействует на близких, на тех, с кем общаюсь, да и на всех окружающих. Это очень важно понимать - мы спасаемся вместе. «Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи», - говорил .

Чистоты помыслов, исправления своего внутреннего мира можно достичь, если следовать совету апостола Павла: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1 Фес., 5, 16–18). Нет повода унывать, впадать в отчаяние, если с нами Христос. Поэтому я всем рекомендую читать ежедневно хотя бы по одной главе Евангелия. Это даже важнее, чем соблюдать молитвенное правило, потому что Евангелие - письмо Самого Христа, именно через Евангелие мы входим с Ним в контакт.

Некоторые думают, что главное - свечки поставить перед иконами и сделать земные поклоны. А главное в христианстве - любовь человека ко Христу, встреча со Христом. Господь ценит личное обращение - каждый может найти свободную минуту (например, перед сном) и рассказать Ему, что сегодня произошло в его жизни, с какими трудностями столкнулся, попросить прощения и помощи, и Господь обязательно отзовется. Может быть, не сразу, но отзовется. Именно поэтому я советую всем каждый день прочитывать главу из Евангелия.

Духовная жизнь требует руководства. Духовный отец - священник, который руководит твоей духовной жизнью. Он может быть самый простой, самый неказистый, не иметь особого образования, но если я ему доверяю, значит, Господь через него может мне сказать что-то очень важное.

Без послушания отношения бессмысленны.

А как новоначальному прихожанину понять, что этому священнику можно довериться, что он именно пытается понять Божию волю о человеке, а не навязать ему свою?

Действительно, некоторые навязывают свою волю в полной уверенности, что им открыта воля Божия. Священник, только приняв сан, не имея ни опыта, ни знаний, воображает себя духовным руководителем. Это называется младостарчество - болезненное, но очень широко распространившееся в девяностые годы явление. Оно изживается, но постепенно.

Можно ли довериться священнику настолько, чтобы попросить его быть руководителем твоей духовной жизни, подскажет только внутренний опыт. Это трудно, особенно человеку, только начинающему церковную жизнь, но другого пути нет. Формально подходить к таким серьезным вопросам нельзя и дать какой-то общий совет я не могу.

Самим священникам, наверное, не следует спешить становиться духовниками. Я, например, не считаю, что достоин быть духовным отцом. Есть прихожане, которые постоянно исповедуются у меня - человек 10–15, привыкли они ко мне, - но когда меня просят стать духовным отцом, я, как правило, отказываюсь. Я всегда готов исповедовать человека, утешить, что-то посоветовать, но отношения чада с духовным отцом предполагают послушание.

Если священник соглашается быть моим духовным отцом, я верю, что он мне не просто по-человечески что-то советует, но через него мне советует Господь, и я должен проявить послушание. Проявлю ли, зависит от моего свободного выбора, но в случае послушания духовнику Господь подаст Свою благодатную помощь, а если не прислушаюсь к его совету, духовник не отвечает. Но без послушания такие отношения бессмысленны.

Некоторые прихожане прислушиваются к моим советам, стараются им следовать, и это всегда меня радует, но формально я никогда не называл себя чьим-либо духовным отцом. Не чувствую я в себе готовности к такой ответственности.

Послушание касается только духовных вопросов? Должен ли духовник давать житейские советы: переходить ли на другую работу, куда ехать отдыхать?

Опытный духовник, хорошо знающий свое чадо, может с пониманием отнестись и к его житейским проблемам. Например, на работе возникают конфликты, часто люди хотят тут же хлопнуть дверью, уйти. И не всегда после этого перемены бывают к лучшему. Когда человек поступает по своей воле, нередко потом жалеет. И, наоборот, если не стал сразу поддаваться эмоциям, прислушался к совету другого, все в итоге нормализуется.

Я обычно советую в таких случаях не торопиться, подождать - время многое лечит, в том числе и многие конфликты со временем разрешаются. Не только на работе, но и в семье. Бывает, что муж гуляет на стороне - как быть жене? Церковь допускает развод в таких случаях, но если она готова потерпеть и простить, потом семейная жизнь может восстановиться, нормализоваться. Необязательно восстановится, но я знаю случаи, когда восстанавливалась. А развод - всегда трагедия.

Послушание - от слова «слух»

В семейной жизни, кстати, тоже необходимо послушание - друг другу. Причем надо не от другого требовать послушания, а самому его проявлять. Допустим, жена что-то тебе говорит, а ты не согласен. Возражать, лишь бы сделать по-своему, идти на конфликт неправильно. Всегда надо уметь прислушаться.

Послушание - от слова «слух», оно начинается с умения вслушаться в то, что говорит другой. Мы не любим молчать. Наш друг учил нас: «Мы все умеем хорошо говорить, но не умеем слушать друг друга. Поэтому очень важно вслушиваться». И в семейной жизни это очень важно. Муж должен уметь слушать жену, жена - мужа, и все вопросы надо решать с рассуждением. Не убедила тебя жена - ничего страшного, иногда ради мира все равно лучше согласиться с ней. Мир в семье важнее любых наших амбиций.

С духовником отношения другие - здесь я проявляю послушание, но дать правильный совет, не от себя, а от Бога, священник может, только если он понял человека, а чтобы понять, надо внимательно слушать, вслушиваться. Ну, а я в свою очередь должен вслушиваться в слова духовника, чтобы понять его совет.

Были в вашей жизни случаи, когда после совета духовника вам казалось, что вы не в силах проявить послушание, что оно неподъемное для вас?

Нет, такого не помню, но бывало, что я впадал в грех, от которого с трудом освобождался. Для этого мне требовались и время, и молитвенная помощь духовного отца. Священники, которым я исповедовался в своих грехах, всегда за меня молились, я чувствовал их духовную поддержку, благодаря которой мне удавалось выйти из того состояния, освободиться от греха. Это большое дело - свобода от греха!

Трудно бывает справиться с собой. Самый лютый враг духовной жизни - моя самость, гордыня, неумение делать над собой усилие. Разными путями идет человек. Один грех удается победить, он уходит, но что-то опять возникает в душе. Это требует большого внимания, и как раз духовный отец может подсказать, иногда даже со слезами.

Помню, когда я в детстве и юности исповедовался в своих юношеских грехах, священник плакал. Кажется, отец Вениамин его звали. Я подходил к нему действительно со страхом и трепетом, а он, слушая мою исповедь, плакал. Плакал о моих грехах. У каждого свой путь, иногда очень трудный, иногда полегче, но в любом случае надо уметь делать над собой усилие. А мы не любим, когда требуется проходить через тесные врата. «Ищите же прежде Царства Божия» (Мф., 6, 33). Оно внутри нас.

Благодарить за каждый прожитый день

Если совет духовника непонятен, надо ему честно это сказать и попросить разъяснить или лучше принять на веру?

Я думаю, что лучше попросить разъяснить. Иногда разъяснения достаточно, а иногда требуется время, чтобы человек понял совет, который пока не готов принять.

У священника не должно быть горделивого превозношения над прихожанами. Да, у него, допустим, больший опыт, как у профессора больше знаний, чем у студента, но именно когда этот опыт подается скромно, волей-неволей прислушаешься и поймешь, что это ты еще не дорос до понимания совета, не готов его исполнить, так как еще неопытен в духовной жизни, незрел. А когда понимаешь, проще смириться и все-таки попробовать исполнить совет.

Не стоит до конца доверять своему сердцу. Прислушиваться к нему, безусловно, нужно, но сохраняя трезвенность. «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить», - говорит апостол (1 Пет., 8, 9). Темные силы тоже действуют через сердце человеческое, поэтому и необходим духовный контроль.

Насколько изменились прихожане за 50 лет вашего священнического служения? Понятно, что по сравнению с советским временем их стало гораздо больше, но некоторые священники говорят, что сегодня большинство приходит в церковь не с духовными запросами, а с психологическими проблемами.

Приходят с разными проблемами, но в любом случае стараешься помочь человеку задуматься о главном. Говоришь с ним о смысле жизни, о том, что смерть всегда у нас за плечами, и надо помнить о смертном часе. Если бы мы действительно всегда помнили о смерти и об ответе перед Богом, перестали бы грешить. А мы не помним. Настолько поглощают нас заботы о собственном благополучии в земной жизни, что главное, ради чего живет человек, уходит из нашего сознания.

«В руце Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой: Ты же мя благослови, Ты мя помилуй и живот вечный даруй ми. Аминь», - читаем мы перед сном. «В руце Твои, Господи», потому что я не знаю, встану ли утром. Память об этом не отменяет радость жизни. Можно радоваться, общаться с людьми, но помнить при этом, что неизвестно, сколько ты проживешь, и благодарить Господа за каждый прожитый день.

Я всегда советую людям утром просить Господа, чтобы день прошел без греха, а в конце дня - благодарить Его за все, за хорошее и за трудное. Обычно люди это выполняют.

- Были ли в вашей пастырской практике примеры такого глубокого покаяния, что оно укрепляло вас в вере?

О таком покаянии мне рассказывал митрополит Антоний Сурожский. Один священник, у которого он однажды исповедовался, много пил, страдал пристрастием к алкоголю. «Но на исповеди он плакал не пьяными слезами, а слезами о моих грехах», - говорил митрополит Антоний. Имени этого священника он, разумеется, не называл, но та исповедь потрясла его как никогда, а ведь он был опытный духовник, сам исповедовавший тысячи людей. Я такую исповедь никогда не принимал.

- Вам же приходилось исповедовать приговоренных к смертной казни.

Да, но с тех пор прошло почти 20 лет, подробности уже выветрились из головы. Помню только, что каялись эти люди искренне. Они ждали расстрела, но вскоре был введен мораторий на смертную казнь, и расстрел им заменили на пожизненное заключение. Некоторые до сих пор пишут письма из Мордовии моей дочери и ко мне обращаются с вопросами.

Сначала все они стремились на свободу, но я против. Не выдержат они здесь, могут сползти, совершить еще худшее, чем раньше. А там у них налажена духовная жизнь, приходит священник. Я не считаю их своими духовными чадами, но каждый день молюсь за них, и это очень важно. Ну, а раз они продолжают писать и задавать вопросы, значит, и у них есть какое-то душевное движение ко мне.

- Как я понял, вы считаете, что священнику не нужно стремиться в духовники?

Да, не нужно. Молодым священникам я советую прежде всего найти духовников себе. Это не поучение, а совет старшего товарища. Без опыта послушания, мне кажется, трудно будет наставлять других в духовной жизни.

Беседовал Леонид Виноградов

«Сегодня самое необходимое для людей – это найти духовника, исповедоваться ему, доверять ему и советоваться с ним» – такой ответ о устроении духовной жизни дает преподобный Паисий Святогорец, почивший в 1994 году, то есть относительно недавно. Самое необходимое… Значит, надо искать духовника.

Кто такой духовник или духовный отец? Прежде всего, это священник, которому регулярно исповедуются. Когда-то для большинства верующих духовником был священник приходского храма. Люди были проще, не так самолюбивы и спокойно принимали те внешние обстоятельства, которые им выпадали волей Божией. Все губернии, города и селения России делились не только на улицы и кварталы, но и на приходы.

Как-то, ответив на вопрос, на какой улице я живу, мне довелось услышать: «А какого это прихода?» То есть, раньше личность духовника для значительной части населения определялась волей Божией, указом епархиального начальства и местом жительства. Люди исповедовались, спрашивали совета и принимали поучения от своего приходского батюшки. «Обращаться за советом то туда, то сюда неодобрительно. Всем советник, Богом определенный духовник, которым обычно бывает приходской священник» (святитель Феофан Затворник).

Правда, если кто-то искал большего в духовной жизни, то, при полном уважении к Богом данному пастырю, не возбранялось прибегать к помощи другого духовника или искать наставника в каком-либо монастыре. Как в мирской жизни, кому-то довольно начального образования, кто-то старается получить среднее, а иной дерзает на высшее, так и в жизни духовной.

Несколько лет назад мы собирали материалы о жизни монахини Евфросинии (Хрульковой) (1873-1968 гг.), похороненной на нашем приходском кладбище и очень почитаемой в этой местности. Девочкой она попала в богадельню при церкви. Много времени проводила в доме священника с его детьми, и батюшка беседовал с ней. Он увидел, что отроковица нуждается в более, так сказать, «квалифицированном» руководстве, и благословил ее искать себе духовника в Троице-Сергиевой лавре. Поездка в лавру стала для Евфросинии судьбоносной, Господь послал ей замечательного духовника, и позже она стала монахиней. Это известная практика, когда приходской священник кому-то советует искать более опытного или грамотного духовника, или рекомендует некое лицо конкретно.

Духовник не только выслушивает исповедь, он молится за человека, доверившего ему свою совесть .

И Господь, снисходя к обоим, вразумляет духовника, какое сказать слово кающемуся. Или промолчать. Или пожалеть. А может, сегодня и пожурить. А кого-то требуется поддержать, вдохновить. Поэтому так важно ходить на исповедь к одному священнику, тогда ему будет проще узнать устроение кающегося, проще оказать помощь. Здесь все имеет значение: возраст кающегося, его семейное положение, природный ум и интеллект, воспитание и образование, здоровье и немощи, бодрость и медлительность. Рекомендации всегда будут разные. Именно поэтому невозможно получить полноценный совет из книг или с сайтов.

Духовничество – обязанность священника, так же, как и проповедь. Но способности и таланты у людей бывают разные. Можно заметить, что в храме, где служат несколько священников (так же, как в монастырях, где мирских и духовных исповедуют несколько иеромонахов), к одним на исповедь стоят в очередь, а к другим редко подходят по одному. Разные таланты, как говорится, «одним крестить, а другим благовестить». Зато в Церкви каждый может найти помощника по себе. Как? Ходить в церковь на службу, исповедоваться, причащаться и приглядываться. Молиться, просить Господа устроить встречу, открыть человека. И постепенно Господь расположит к кому-то сердце. Как девушки молятся о женихе – с надеждой, что Господь устроит все лучшим образом, и в то же время, поглядывая по сторонам: не он ли?

Как узнать, что именно этому духовнику стоит довериться?

Если продолжить сравнение с девушкой, ищущей жениха, то умные люди посоветуют ей быть осторожнее в общении с «журнальным» красавцем, поражающим светским лоском и умелым обращением с женским полом. Так же, ищущим руководства в духовной жизни, опытные люди советуют не искать себе духовных руководителей с непременными залогами святости: прозорливых, чудотворцев и несущих великие подвиги. О которых святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Избираются нами в руководители преимущественно те наставники, которых мир провозгласил святыми, и которые находятся или в глубине прелести, или в глубине неведения».

Как тиха и прикровенна истинная любовь, так тиха и прикровенна бывает истинная святость. Все мы разные, и каждый ищет себе духовного собеседника по сердцу. Это хороший компас. Но необходима и рассудительность. А если с этим туго, то ничто не мешает нам вновь обратиться за советом к святителю Игнатию. «В духовнике, по моему мнению, великое достоинство – простота, неуклонное последование учению Церкви, чуждое всяких умствований». Святитель предостерегает от «умных по-своему», от тех, чьи взгляды и мнения рознятся от церковных. Они «никуда не годятся для душевного назидания». А в остальном, выбирай сам – «и строгий, и умный, и милостивый, и снисходительный, и простосердечный, но верный сын Церкви могут быть одинаково полезны».

Всякому ли человеку нужен духовник? А если кто-то уже сам является духовником для многих людей, имеет духовное рассуждение?

Как говорил преподобный Паисий Святогорец, «насколько бы духовным ни был человек, насколько бы хорошо он ни умел сам раскладывать по полочкам, касающиеся его вопросы – он не может найти внутреннего покоя, потому что Бог хочет, чтобы человек получал помощь от человека и исправлялся через человека. Благий Бог устраивает это для того, чтобы человек смирялся». Господь так устроил, что человек не может иметь правильного мнения ни о себе, ни о мире без помощи другого человека – И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному (Быт. 2, 18). Каждому человеку необходим помощник. Из личных воспоминаний и жизнеописаний лучших представителей нашей Церкви мы знаем, что духовных советов искали люди самой святой жизни и самых высоких рангов. И если кто заботится найти хорошего духовника, то хорошо бы найти такого, кто сам живет под духовным руководством или советом.

Помню, одна благочестивая верующая женщина все восклицала: «Как счастливы те, у кого есть духовник!» Она была знакома со множеством духовенства. Причем, у нее был талант знакомиться с самыми известными и замечательными батюшками. Но прилепиться она ни к кому не смогла, духовника у нее не было. Она говорила: «Духовника ведь надо будет слушаться, а вдруг у меня не получится, это же грех будет».

Есть такая боязнь послушания. Потери свободы. Это ошибка.

Опытный духовник никогда не ставит задачи сверх меры или против устроения человека. Московский старец праведный Алексий Мечев, когда его спрашивали, как поступить, обычно задавал встречный вопрос: «А ты сам-то как думаешь?» И от этого ответа уже исходил, давая совет. Никакого принуждения. Та же практика усматривается и у других известных духовников из воспоминаний их духовных чад. Духовник обычно не нарушает внутреннюю свободу, а дает свободу выбора. Не приказывает и не просит, а оставляет на личное усмотрение. «Не заедешь ли?», «не хочешь сделать то-то?», «можешь пойти?..» Духовники нужны «только, чтоб облегчть следование Евангелию, а не для послушания себе», – писал игумен Никон (Воробьев).

Духовного отца надобно слушаться, как отца по плоти и доверять ему, как отцу. Но в обращении с духовными чадами духовник часто бывает скорее матерью. Про схииеромонаха Алексия (Соловьева), старца Смоленской Зосимовой пустыни, духовные чада вспоминали: «Старец Алексий был больше похож на мать, чем на отца, – столько ласки и нежности, столько терпения он проявлял ко всем». То же чувство материнской заботы осталось в памяти чад многих духовников, как прошлого времени, так и современности. Знаю, что в одной современной духовной семье в день именин духовника чада поздравляют его песней «Слово "мама” дорогое…».

На то послушание духовнику, о котором мы читаем во всевозможных патериках, современный человек вряд ли способен. Хотя на что-то годимся и мы. «Есть три степени послушания – обращение за советом в случае полного своего недоумения; исполнение советов, совпадающих с нашими мыслями, наклонностями, с нашей точкой зрения; и, наконец, исполнение послушания, даже когда оно противоречит нашим взглядам и желаниям, – только это и есть истинное послушание». На первую ступеньку встать может каждый. Задать вопрос и услышать правильный ответ. Есть и такая форма отношений между духовником и чадом. И даже в этом случае человек получает пользу, воспитывается, назидается.

Иногда слышишь мнение, что время духовничества прошло, что нужно руководствоваться Священным Писанием и трудами святых отцов. При этом ссылаются на святителя Игнатия (Брянчанинова). Святитель действительно писал о крайнем оскудении духоносных старцев и советовал изучать писания, но считал необходимым и совет: «Духовное жительство, предоставленное Промыслом Божиим нашему времени… основывается на руководстве в деле спасения Священным Писанием и писаниями святых отцов, при совете и назидании, заимствуемых от современных отцов и братий». Как и его современник, святитель Феофан Затворник: «Правду говорит Н., что ныне нет настоящих руководителей. Однако ж с одним писанием и отеческими уроками оставаться не следует. Необходимо и вопрошение». Оглядываясь на прошедшую жизнь, святитель Игнатий сожалеет о бывших духовных ошибках, случившихся «по избытку гордости, не склоняющейся вопросить совета у ближнего». Именно он советует «жительство по совету».

И опять обратимся к опытному духовнику, преподобному Паисию Святогорцу, который говорил: «Если, имея духовника, люди устраивают свою жизнь так, чтобы в ней находилось место молитве и чтению духовных книг, если они ходят в храм, причащаются, тогда в этой жизни им нечего бояться».

Похожие статьи

© 2024 my-kross.ru. Кошки и собаки. Маленькие животные. Здоровье. Лекарство.