Синтаксические нормы русского языка кратко и понятно. Синтаксические нормы. Типы синтаксических ошибок
Тема 6. Синтаксические нормы современного русского литературного языка.
Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение.
6.1. Порядок слов в предложении.
В русском языке порядок слов считается свободным, следовательно, в предложении нет строго закреплённого места за тем или иным членом. Порядок слов в предложении может быть прямым и обратным, это определяется положением подлежащего и сказуемого в предложении. Предложение, в котором подлежащее стоит перед сказуемым, имеет прямой порядок слов: Я вернулся поздно.
Предложение, в котором сказуемое стоит перед подлежащим, имеет обратный порядок слов: Опустела без тебя земля. Обратный порядок слов в предложении является отступлением от обычного порядка и выполняет функцию инверсии , т. е. стилистического приёма выделения отдельных членов предложения путём их перестановки. Прямой порядок слов в предложении присущ научной и деловой речи, обратный широко используется в публицистических, художественных произведениях, а также в разговорной речи.
Нельзя забывать о том, что второстепенные члены предложения должны стоять рядом с теми словами, от которых они зависят по смыслу или грамматически. Иначе можно допустить ошибку.
Давайте обратимся к примеру: «Напомним, что транспортная инспекция проводит по жалобам проверки пассажиров». Из-за того что нарушен порядок слов в предложении, смысл его меняется. Мы понимаем, что транспортная инспекция зачем-то проводит проверки пассажиров, а на самом деле должна проверять транспортные средства или их работу. Поэтому, поменяв местами второстепенные члены предложения, мы получим правильный вариант. А именно: Напомним, что транспортная инспекция проводит проверки по жалобам пассажиров или Напомним, что по жалобам пассажиров транспортная инспекция проводит проверки.
6.2. Согласование сказуемого с подлежащим.
В служебных документах часто встречаются различные сочетания подлежащего и сказуемого.
1. Подлежащее, имеющее в своём составе количественное числительное, которое оканчивается на один, в единственном числе: Тридцать один сотрудник прошёл переподготовку.
2. Подлежащее, имеющее в своём составе числительные два, три, четыре, требует постановки сказуемого в форме множественного числа: Тридцать четыре сотрудника прошли переподготовку.
Если сообщение просто фиксирует какой-либо факт или высказыванию придаётся безличный характер, то постановка сказуемого в форме единственного числа возможна: Пройдёт переподготовку в следующем году тридцать четыре сотрудника.
3. При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (пять килограммов, сто двадцать семь тонн), сказуемое может стоять в форме единственного или множественного числа. Постановка сказуемого в форме единственного или множественного числа определяется значением сказуемого. Если сказуемое обозначает активность действующих лиц, то используется форма множественного числа: Двадцать пять студентов приняли участие в викторине. Если сказуемое обозначает пассивность действующих лиц или существительное, входящее в состав подлежащего, обозначает неодушевлённый предмет или животное, то используется форма единственного числа. Например: Двадцать семь студентов отчислено из университета по результатам летней сессии. Прошло двадцать лет, но ничего не изменилось.
4. Подлежащее, имеющее в своём составе слова большинство, меньшинство, множество, ряд, часть, много, немало, несколько, не меньше чем, требует постановки сказуемого в форме единственного числа: Большинство учащихся отсутствовало на уроке; Много молодых людей пришло на концерт.
Если необходимо подчеркнуть активность действующих лиц, то возможно употребить сказуемое в форме единственного числа: Несколько учащихся устроилось на работу. Можно употребить сказуемое в форме множественного числа при наличии причастного оборота или придаточной части сложноподчинённого предложения, согласуемых с подлежащим в форме множественного числа: Ряд депутатов, присутствующих на заседании, были против реформы; Большинство юношей и девушек уехали на стажировку за границу.
Тем не менее надо учитывать, что форма единственного числа сказуемого в большей мере соответствует традиции книжно-письменных стилей и употребление формы множественного числа сказуемого должно быть чётко обосновано.
5. Если подлежащее выражено местоимениями кто, что, никто, ничто, кое-кто, некто, то сказуемое ставится в форме единственного числа: Кто не поедет на экскурсию, должен сообщить об этом завтра; Никто не знает, что может произойти на собрании.
Но при подлежащем, выраженном относительным местоимением кто, сказуемое может стоять и в форме множественного числа (в функции союзного слова в придаточном предложении): Те, кто поехали на экскурсию, были очень довольны.
6. При подлежащем, представляющем собой сочетание существительных с предлогом с, одно из которых стоит в форме творительного падежа (отец с сыном), возможно употребление сказуемого как в форме единственного, так и в форме множественного числа.
Сказуемое ставится в форме множественного числа, если в роли подлежащего выступает все сочетание (действие относится к двум равноправным субъектам): После уроков Володя с Петей отправились на тренировку.
Сказуемое ставится в форме единственного числа, если подлежащим является только существительное в именительном падеже, а существительное в форме творительного падежа выступает в роли дополнения (лицо, сопутствующее производителю действия): Отец с сыном пошёл в поликлинику.
Порядок слов в предложении также влияет на постановку сказуемого в форме того или иного числа: Отец с матерью поехали на дачу. – Мать с отцом поехала на дачу.
Сказуемое употребляется в форме единственного числа при наличии слов вместе, совместно: Отец вместе с матерью поехал на дачу.
7. Если при подлежащем находится приложение (определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже: музей-квартира, озеро Байкал), то, прежде всего, необходимо выяснить, какое из слов является подлежащим, а какое – приложением, а после этого ставить сказуемое в том или ином числе.
Подлежащим обычно считается слово, выражающее более общее понятие, которое в сочетании обычно находится на первом месте, с ним согласуется сказуемое. Например: Озеро Байкал долгое время считалось самым чистым. При сочетании нарицательного существительного с именем собственным в роли подлежащего выступает имя собственное, и с ним согласуется сказуемое: Начальник отдела Синицына освобождена от занимаемой должности по собственному желанию.
При согласовании сказуемого с существительными, носящими терминологический характер, учитываются отношения между частями слова: ведущим является то слово, которое выражает более широкое понятие или конкретно обозначает предмет, с ним и согласуется сказуемое. Причём ведущее слово чаще всего находится на первом месте, но может располагаться и на втором. Например: Женщина – хирург выразила надежду на благоприятный исход операции; Диван-кровать стоял в бабушкиной комнате; Кафе-столовая вновь открыта для посетителей (в данном предложении слово столовая является более широким понятием, поэтому сказуемое согласуется с ним).
Если приложение стоит на первом месте, то оно, как правило, не склоняется, и сказуемое согласуется со вторым словом: Плащ-палатка быласвернута ; Роман-газета в прошлом пользовалась большой популярностью.
8. Если подлежащее выражено условным наименованием, то сказуемое согласуется с ним по грамматическому принципу: «Воскресение былонаписано Л.Н. Толстым» (но: роман «Воскресение» был написан Л.Н. Толстым). Если грамматический принцип применить нельзя, то сказуемое согласуется с родовым для данного слова понятием: «Юманите» (газета) увеличила свой тираж.
С однородными подлежащими сказуемое, как правило, согласуется во множественном числе: В соревнованиях участвовали преподаватели и ученики. Возможна постановка сказуемого в форме единственного числа при наличии противительных союзов между однородными подлежащими, выраженными существительными в форме единственного числа: Не отец, а дядя пошёл на рыбалку; при наличии тематической близости однородных подлежащих: Победит дружба и преданность делу; при обратном порядке слов в предложении: В кабинете отремонтирован потолок и пол; при наличии повторяющихся слов весь, каждый, любой, всякий, никакой; ни один и др. перед однородными подлежащими: Каждый учитель, каждый ученик должен приходить на занятия вовремя.
6.3. Согласование определений.
1. Определение при существительных общего рода ставится в зависимости от того, какого пола лицо обозначается этим существительным: Серёжа – большой умница; Нина – большая умница.
2. Не являются существительными общего рода слова знаменитость, персона, личность и др., поэтому определения согласуются с ними по грамматическому принципу, т. е. употребляются в форме женского рода: В школу приехала важная персона – мэр города.
Многие существительные мужского рода, которые обозначают лиц по профессии, специальности и т.д., не являются существительными общего рода и не имеют соответствий женского рода. В этих случаях определения употребляются в форме мужского рода: Мария Ивановна - опытный педагог.
3. Определение при существительном, имеющим приложение, в основном согласуется с родовым понятием: чуткий врач, врач Петрова чуткая ; высочайшая гора Эверест; новая кафе-столовая; доблестный ОМОН; при склоняемых аббревиатурах определение согласуется по грамматическому принципу: столичный вуз.
4. Если определение относится к сочетанию существительного мужского или среднего рода с числительным два, три, четыре, то оно ставится в форме родительного падежа множественного числа: Три новых дома построили в нашем районе; Два больших окна выходят на южную сторону.
Если определение относится к сочетанию существительного женского рода с числительными два, три, четыре, то оно ставится в форме именительного падежа множественного числа: Две юные девушки о чём-то тихо говорили.
При наличии предлога перед всем сочетанием допускается вариативное употребление определений: на две равные части – по три столовых ложки.
5. Определение, стоящее перед числительными два, три, четыре, ставится в форме именительного падежа независимо от рода существительного: Последние четыре года мы работали за границей.
Прилагательные целый, добрый, полный, лишний в качестве определений употребляются в форме родительного падежа: Целых двое суток добирались мы до места назначения.
Обе формы согласования возможны в сочетаниях, в состав которых входит слово с элементом пол- или слово полтора: добрых полчаса – добрые полчаса.
Обособленное определение, стоящее после сочетания существительного с числительным, ставится в форме именительного падежа множественного числа: Два наших студента, принимавшие участие в конкурсе, вышли в финал.
6. Притяжательные прилагательные на -ин, -ов при числительных два, три, четыре употребляются в форме родительного падежа множественного числа независимо от рода имени существительного: Три маминых подруги снова пришли к нам в гости.
Притяжательные прилагательные на –ий, -ья, -ье, порядковое числительное третий согласуются в зависимости от рода определяемого существительного: две лисьи норы – два лисьих хвоста.
7. Форма родительного падежа используется при употреблении дробных числительных: Две пятых садового участка в настоящее время не используются под посевы.
8. Определение, относящееся к двум или нескольким существительным, которые являются однородными членами, употребляется в форме единственного и множественного числа.
Форма единственного числа используется, если по смыслу высказывания ясно, что определение относится ко всем существительным, являющимся однородными: Вопрос о школьной успеваемости и дисциплине поднимался на каждом собрании актива; а также, если между существительными находится разделительный союз: На Новый год мы хотим подарить сестре небольшую собаку или кошку.
Определение ставится в форме множественного числа, если по смыслу высказывания неясно, к одному или ко всем существительным оно относится: чёрные стол и полка; если определяемому существительному, стоящему в единственно числе, предшествует определение, которое указывает на разновидность предмета: головной и спинной мозг, представляющие собой важнейшие жизненные центры организма.
9. Определение, относящееся к сочетанию существительных с предлогом, одно из которых употребляется в форме именительного, а другое – в форме – творительного падежа, в зависимости от смысла высказывания употребляется в единственном или множественном числе: выходящие из квартиры дедушка с бабушкой – выходящий из квартиры дедушка с бабушкой.
10. Нередко возникают ошибки в конструкциях, где определение может относиться к двум или нескольким существительным, например: «На стройплощадке лежали старые трубы и кирпичи» (непонятно, к одному из существительных или к двум относится определение старые). Подобные предложения необходимо исправлять, исходя из смысла высказывания: На стройплощадке лежали кирпичи и старые трубы; На стройплощадке лежали старые трубы и битые кирпичи.
6.4. Согласование приложений.
1. Приложения, выраженные прозвищами или условными наименованиями, сохраняют начальную форму во всех падежах: в журнале «Огонёк», говорить о Владимире КрасноеСолнышко.
2. В сочетаниях, образованных соединением двух существительных, одно из которых является неодушевлённым, а второе – одушевлённым, вторая часть в винительном падеже имеет форму именительного падежа в целях согласования: видеть ракету- носитель.
3. Части сложных составных наименований согласуются в падеже и числе даже при наличии числительных: в стендах-витринах, три школы- интерната.
4. Не согласуются приложения со словами по имени, по фамилии, по прозвищу: Мы говорили с мальчиком по имени Вася (ср.: с мальчиком Васей).
Не согласуются заключённые в скобки слова, которые относятся к предыдущему обобщающему слову: Информация собрана из самых разнообразных вспомогательных материалов (газета, журнал, видеоматериал).
5. Названия городов, выраженные склоняемыми именами существительными, согласуются в падеже с определяемым словом: в городе Москве, под городом Саратовом.
Обычно не согласуются редко встречающиеся названия, географические наименования в военной литературе, официальных сообщениях, документах: в городе Пушкино (название города – Пушкино) – в городе Пушкине (название города – Пушкин). Не согласуются также составные наименования: Мы отдыхали в городе Минеральные Воды.
Названия рек, если не являются малоизвестными или иноязычными, согласуются с родовым наименованием: в Москве- реке снова появится рыба; на реке Ганг (Индия).
Не согласуются с родовыми наименованиями названия озёр, заливов, проливов, каналов, островов, гор, горных хребтов, пустынь и т. д.: на озере Байкал, за горой Эльбрус. Но согласование возможно с хорошо известными названиями, которые употребляются чаще всего самостоятельно: в пустыне Сахаре.
Не согласуются астрономические наименования, названия станций, портов: затемнение на планете Марс, около станции Перевал.
6. Названия улиц согласуются, если имеют форму женского рода, не согласуются, если употреблены в форме мужского рода или являются составными названиями: по улице Знаменке, на улице Балчуг, к улице Земляной Вал.
7. Названия зарубежных республик согласуются со словом республика, если имеют форму женского рода, и не согласуются с этим словом, если имеют форму мужского рода: договор с Республикой Индонезией; посольство в Республике Эквадор.
8. Названия зарубежных административно-территориальных единиц с родовыми наименованиями не согласуются: около штата Северная Дакота; в графстве Нортамберленд.
Занятие по подготовке к ЕГЭ. «Синтаксические нормы»
Занятие по подготовке к ЕГЭ. Синтаксические нормы.
Синтаксические нормы – это нормы построения синтаксических конструкций – словосочетаний и предложений.
1. Ошибки в предложениях с однородными членами
Типы ошибок | Примеры с ошибками | Правильные примеры |
Соединение в одном ряду видовых и родовых понятий | В лодке лежали караси, сазаны, лещи, рыба | В лодке лежала рыба: караси, сазаны, лещи |
Соединение в одном ряду скрещивающихся понятий | По улице шли солдаты, мужчины и женщины | По улице шли солдаты |
Соединение в одном ряду логически несовместимых понятий | Демонстранты шли с плакатами и радостными лицами | Демонстранты шли с плакатами |
Смешение компонентов двойных союзов – создание неправильной пары союзов | Хорошо отвечали на экзамене как одиннадцатиклассники, а также учащиеся девятых классов | Хорошо отвечали на экзамене как одиннадцатиклассники, так и учащиеся девятых классов |
Пропуск предлога | Группы туристов можно встретить на улицах, площадях, скверах | Группы туристов можно встретить на улицах, площадях, в скверах |
Употребление сказуемых, управляющих разными падежами, при одном зависимом слове | Во время войны народ надеялся и верил в победу | Во время войны народ надеялся (на кого? на что?) на победу и верил (в кого? во что?) в неё |
Нарушение однородности понятий | Мы любим футбол и стрелять | Мы любим футбол и стрельбу |
Нарушение согласования в падеже членов однородного ряда и обобщающего слова | В форуме принимали участие представители различных стран: Англия, Франция, Бельгия | В форуме принимали участие представители различных стран: Англии, Франции, Бельгии) |
2.Ошибки в предложениях с причастным оборотом
Следует обратить внимание на согласование определения, выраженного причастным оборотом, с определяемым словом.
Типы ошибок | Примеры с ошибками | Правильные примеры |
Разрыв причастного оборота с определяемым словом | Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны | Оладьи, приготовленные мамой, были необыкновенно вкусны. Приготовленные мамой оладьи были необыкновенно вкусны |
Нарушение согласования причастия с определяемым словом | Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождем | Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченной дождем |
Замена страдательных причастий действительными | Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений | Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений |
Нарушение однородности синтаксических элементов предложения | Дождь, ливший с утра и который напоил землю, очень выручил хлеборобов | Дождь, ливший с утра и напоивший землю, очень выручил хлеборобов |
Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот | Приехавшие родственники из Сибири остановились у нас | Приехавшие из Сибири родственники остановились у нас или Родственники, приехавшие из Сибири, остановились у нас |
3.Ошибки в построении сложноподчиненных предложений
Типы ошибок | Примеры с ошибками | Правильные примеры |
Неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия | Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе | Казачьи лошади, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе |
Нарушение грамматической формы союзного слова в придаточной части | Весной вернулись в село юноши, которыми служили в армии | Весной вернулись в село юноши, которые служили в армии |
4.Ошибки в употреблении предлогов
Типы ошибок | Примеры с ошибками | Правильные примеры |
Ошибки в употреблении предлогов благодаря, согласно, вопреки | Благодаря доктора больной поправился. Поезд прибыл согласно расписания. Вопреки прогноза погода была прекрасной. | Благодаря (кому?) докторУ больной поправился. Поезд прибыл согласно (чему?) расписаниЮ. Вопреки (чему?) прогнозУ погода была прекрасной |
Предлоги благодаря, согласно, вопреки (кому? чему?) управляют Д.п. | ||
Ошибки в употреблении предлога «по» | По завершениЮ учебного года мы поедем в Крым. По приездУ в санаторий нужно проконсультироваться у врача. | По завершениИ учебного года мы поедем в Крым. По приездЕ в санаторий нужно проконсультироваться у врача. Скучать (по ком?) по Вас, по нас. Скучать (по кому?) по нему |
Предлоги в меру, в течение, в продолжение, в силу, в заключение, в виде, по причине, наподобие, посредством (кого? чего?) управляют Р.п. | ||
Предлоги подобно, наперекор (кому? чему?) управляют Д.п. | ||
Уплатить, заплатить (за что?) за проезд; оплатить (что?) проезд уверенность (в чём?) в победе; вера (во что?) в победу |
5.Имена собственные в предложении
Названия книг, газет, журналов и т.п., заключенные в кавычки, не изменяются, если относятся к нарицательному существительному: Об этом писали в газете «Аргументы и факты». Интервью для газеты «Аргументы и факты». Материалы опубликованы газетой «Аргументы и факты» Неправильно: Об этом писали в газете «Аргументах и фактах».
Если же нарицательного существительного нет, имя собственное может изменяться: В «Аргументах и фактах» была заметка об этом случае.
6.Неоправданная инверсия
7 . Прямой порядок слов:
1) подлежащее предшествует сказуемому (Дождь идёт)
2) согласованное определение стоит перед определяемым словом (холодный дождь )
3) несогласованное определение стоит после определяемого слова (листья дуба )
4) дополнение стоит после управляющего слова (вымочил листья )
5) обстоятельство образа действия стоит перед глаголом-сказуемым (сильно льёт )
Тренировочные упражнения
- Укажите предложение с грамматической ошибкой
- Постановлением губернатора области многодетным семьям предоставлены привилегии в выборе земельных участков под дачное строительство.
- События тех лет оставили глубокий отпечаток в его памяти.
- Четверо аспиранток закончили работу над диссертациями.
- Полине Борисовой удалось в четвёртый раз получить звание лауреата конкурса юных скрипачей «Овация»
2. В каком случае допущена синтаксическая ошибка?
- Врач не обнаружил у пациента никаких признаков болезни.
- Нельзя отрицать наличие положительных сторон работы.
- Я не часто пишу письма родителям.
- Никто из нас не принял участия в розыгрыше лотереи.
3. В каком случае допущена синтаксическая ошибка?
- Он уважает и заботится о своих родителях.
- Книга учит смелости и уважению к людям.
- В комнате стояли столы, стулья и книжный шкаф.
- Я читаю не только газеты, но и журналы.
4. В каком случае допущена синтаксическая ошибка?
- Двадцать один ученик сдал экзамен.
- Получены тысяча книг.
- Прошло десять лет.
- Эти три машины поехали в одном направлении.
5. В каком случае допущена синтаксическая ошибка?
- Полжизни прошло.
- Брат с сестрой поехали в деревню.
- Холод и дождь были все лето.
- Кофе подорожало на десять рублей.
6. В каком случае допущена синтаксическая ошибка?
- Вселять уверенность за благоприятный исход.
- Уделить внимание родителям.
- Беспокоиться о детях.
- Оперировать фактами
7. В каком случае допущена синтаксическая ошибка?
- Удостоится награды
- Уплатить за товар
- Базироваться на аэродром
- Различать правду и ложь.
8. В каком случае допущена синтаксическая ошибка?
- Обвинять в непонимании
- Поражаться его трудолюбию
- Оперировать фактами.
9. Укажите вариант без грамматической ошибки.
- Обвинить за грубость
- Понимать о необходимости лечения
- Объяснить о решении директора
- Вселять уверенность в благоприятном исходе.
10. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
- Его халатность имела печальные последствия: картина не подлежала реставрации.
- За период педагогической практики, к сожалению, мнение об учащихся не сложилось.
- Улыбаясь, они шли к друг другу.
- По истечении срока давности документы сданы в архив.
11. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
- Старинный ритуал – надеть кольцо в день бракосочетания – означает желание и обязанность жить в мире и согласии со своим избранником.
- Многие дети говорят, что новый учитель более понятнее объясняет.
- Согласно инструкции решено направить бракованный аппарат в отдел контроля.
- В этом году нести вахту памяти у мемориала будут воспитанники суворовских училищ.
12. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
- Оратору было несложно обосновать свою позицию, так как он заранее подобрал аргументы.
- Мама одела ребенка в пальто и вывела во двор.
- Слова, звучавшие как оскорбление, попирали честь и достоинство журналистики.
- Наша соседка добрая, внимательная, приветлива с окружающими.
13. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
- В связи с ростом числа дорожно-транспортных происшествий принимать меры воздействия поручено и патрульно-постовой службе.
- Праздничное настроение создает весеннее убранство дома.
- При обнаружении бесхозных сумок и иных предметов во избежание взрыва запрещается их передвигать и раскрывать.
- Отчет командированного сдан в бухгалтерию.
14. Укажите предложение с грамматической ошибкой?
- Живущему в обществе необходимо усвоить нормы морали, иначе он будет отвергнут окружающими.
- В целом проект был принят, устранить частные недостатки решено было в рабочем порядке.
- Члены совета директоров внесли предложение о расширении сферы деятельности холдинга.
- Согласно распоряжения директора в субботу состоится кросс.
15. Укажите предложение с грамматической ошибкой?
- Попробуйте сами сформулировать тему сочинения.
- Приехав с Москвы, он долго рассказывал об особенностях столичной жизни.
- Солдат не скоро престал тосковать по семье, помогли успокоиться только частные письма родителей.
- Лишь один член администрации комбината принял сторону забастовщиков.
Ответы: 1 - 3 , 2- 2 , 3- 1, 4 - 2, 5 - 4 , 6 - 1 , 7 - 3 , 8 - 2 , 9 - 4, 10 - 2 , 11 - 2 , 12 - 4, 13 - 4 , 14 - 4, 15 - 2 .
Список литературы
- Голуб И.Б. ЕГЭ 2010. Русский язык без репетитора: сдаем без проблем!/ И.Б. Голуб. – М.: Эксмо, 2009.
- Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. Трудные вопросы морфологии. 10 – 11 классы. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.
- Гостева Ю.Н. ЕГЭ. Русский язык. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ/ Ю.Н.Гостева, В.В.Львов. – М: издательство «Экзамен», 2010.
- Иссерс О.С. Интенсивный курс русского языка: 1000 тестов для подготовки к Всероссийскому тестированию ЕГЭ; Орфография. Пунктуация. Культура речи. Система языка. Выразительные средства. Анализ текста/ О.С. Иссерс, Н.А. Кузьмина. – 5-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2007.
- Иссерс О.С. Интенсивный курс русского языка. Почему так говорят по – русски: пособие по культуре речи/ О.С. Иссерс, Н.А. Кузьмина. – М.: Флинта: Наука, 2007.
- Иссерс О.С. Интенсивный курс русского языка: пособие для подготовки к тестированию и сочинению в правилах, алгоритмах и шпаргалках/ О.С. Иссерс, Н.А. Кузьмина. – 4-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2007.
- Мамона Т.Н. ЕГЭ. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие/ Т.Н. Мамона, Е.С.Сергеева, Е.М. Михайлова, Е.Л. Ерохина, Г.Т. Егораева. – М: издательство «Экзамен», 2010.
- Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Орфография. Пунктуация. – 3-е изд., испр. – М.: Айрис – пресс, 2002.
- Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ – 2008. Вступительные испытания: Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2007.Цыбулько И.П. ЕГЭ 2010. Русский язык: тренировочные задания/ И.П. Цыбулько, С.И. Львова, В.А. Коханова. – М.: Эксмо, 2009.
Синтаксические нормы регулируют правила построения словосочетаний и предложений. Наряду с морфологическими нормами они относятся к нормам грамматическим.
Синтаксические нормы регулируют как построение отдельных словосочетаний (присоединение определений, приложений, дополнений к главному слову), так и построение целых предложений (порядок слов в предложении, согласование подлежащего и сказуемого, употребление однородных членов, причастного и деепричастного оборотов, связь между частями сложного предложения).
Порядок слое в предложении
В русском языке порядок слов в предложении относительно свободный. Основным является принятый в нейтральном стиле прямой порядок слов: подлежащее + сказуемое: Студенты пишут лекцию.
Изменения в порядке слов зависят от актуального членения предложения - движения мысли от известного (темы) к новому (реме). Сравним: Редактор прочитал рукопись. - Рукопись прочитал редактор.
Изменение порядка слов в предложении называется инверсией. Инверсия относится к числу стилистических фигур. Обычно инверсия используется в художественных произведениях: Судьбы свершился приговор (М. Ю. Лермонтов), Швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням (А. С. Пушкин). Возможна и так называемая неоправданная инверсия - нарушение порядка слов в ущерб содержанию предложения: Он отказался со всеми студентами участвовать в мероприятии (правильно: Он отказался участвовать в мероприятии со всеми студентами). Неоправданную инверсию в другом случае следует устранять путём использования прямого порядка слов.
Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого
Связь между подлежащим и сказуемым носит название координации и выражается в том, что подлежащее и сказуемое согласуются по своим общим категориям: роду, числу. Существуют трудные случаи координации. В таких случаях подлежащее имеет сложную структуру - в его состав входит несколько слов. Основные трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого представлены в таблице 4.
Таблица 4
1. Счётный оборот + существительное (двое студентов, пять часов и т. д.) | Ед. число: Подчеркивает общность, При сочетании сущ. с числительным, оканчивающимся на «один». Ми. число указывает на отдельность предметов | В Олимпиаде участвуют / участвует двадцать пять студентов. В Олимпиаде участвует двадцать один студент. |
2. Слова: больше / меньше, много / мало / большинство / меньшинство, несколько (приблизительное количество) | Ед. число: Подчеркивает общность, Часто с одушевленными Если есть слова только, лишь, всего). Ми. число указывает на отдельность предметов. | На экскурсию записалось |
только восемь отдыхающих. Большинство студентов |
||
уже слали экзамен. | ||
3. Однородные подлежащие | Ед. число: однородные подлежащие соединяются предлогом с. Ми. число: однородные подлежащие соединяются союзом и. | Директор с сотрудниками института подготовил этот Спортсмен и тренер отпра- вились на соревнования. |
4. Подлежащее (существительное) + приложение | Сказуемое согласуется с главным словом - подлежащим. | Журнал «Наука и жизнь» опубликовал серию мате- Студентка-химик проводи- да эксперимент. |
Согласование определений с определяемым словом
Определение выражает характеристику предмета, чаще всего им является прилагательное или причастие. Определение согласуется с главным словом по категориям рода, числа и падежа. Наиболее трудными представляются следующие случаи согласования.
1. Определение + счётный оборот (числительное + существительное). В таком сочетании важна позиция, которую занимает определение:
Определение перед счётным оборотом предполагает согласование в форме именительного падежа: последние два года, новые пять писем, молодые три девушки",
Определение внутри счётного оборота предполагает согласование существительных мужского и среднего рода в родительном падеже, существительных женского рода - в именительном падеже: два последних года, пять новых писем, три молодые девушки.
2. Однородные определения + существительное (обозначает похожие, но раздельные объекты):
Существительное употребляется в единственном числе, если обозначаемые им предметы и явления тесно связаны по смыслу или имеют терминологический характер: В правой и левой половине дома", Промышленный и аграрный кризис,
Существительное употребляется во множественном числе, если речь идет о различных предметах и явлениях: Биологический и химический факультеты, Любительский и профессиональный турниры.
3. Определение + однородные существительные: форма числа определения зависит от того, относится ли определение по смыслу к ближайшему слову или ко всему словосочетанию: Русская литература и искусство; Способные ученик и ученица.
4. Определение + существительное с приложением: определение согласуется с главным словом (то есть с существительным): новый вагон-лаборатория.
Согласование приложений с определяемым словом
Приложение (определение, выраженное именем существительным) имеет по отношению к существительному добавочное значение, указывая профессию, статус, род занятий, возраст, национальность. По этой причине оно воспринимается как единое целое с существительным. Существуют правила согласования приложений с определяемым словом.
1. Приложение, которое пишется через дефис, согласуется с определяемым словом: на новом диване-кровати.
2. Приложения, которые пишутся отдельно от определяемого слова, не согласуются с ним: в газете «Рабочий край».
3. Согласуются с определяемым словом русские географические названия и названия на -ия. В городе Смоленске, в селе Горюхине, на реке Волге, в Республике Индии.
Согласование с определяемым словом отсутствует, если в качестве приложений выступают иноязычные географические и астрономические названия: В штате Техас, на горе Эльбрус, на планете Венера.
Особенности употребления однородных членов предложения
1. Не являются однородными членами предложения слова, относящиеся к разным смысловым группам. Неправильно: К тому времени у него уже была молодая жена и большая библиотека.
r L Не являются однородными членами предложения слова с родовым и видовым значением. Неправильно: Выпуск аппаратуры (родовое понятие), устройств и приборов (видовое понятие).
3. Не являются однородными членами предложения лексически и грамматически несочетаемые слова. Неправильно: Высказаны пожелания и выводы (правильно: Высказаны пожелания и сделаны выводы). Контролировать и руководить работами (правильно: Контролировать работы и руководить ими).
4. Не являются однородными членами предложения грамматически и синтаксически разнородные слова и конструкции (разные части речи, слово и часть сложного предложения). Неправильно: Книги помогают нам в учёбе и вообще узнать много нового (правильно: Книги помогают нам в учёбе, дают возможность узнать много нового). Неправильно: Декан говорил об успеваемости и что скоро начинаются экзамены (правильно: Декан говорил об успеваемости и об экзаменах, которые скоро начнутся).
5. Если перед однородными членами есть предлог, его следует повторять перед каждым однородным членом: Сведения получены как из официальных, так и из неофициальных источников.
Употребление причастного и деепричастного оборотов
Правила построения предложений с причастным оборотом
1. Причастный оборот не должен включать в себя определяемое слово. Неправильно: Выполненный план заводом (правильно: план, выполненный заводом или выполненный заводом план).
r L Причастия согласуются с определяемым словом в форме рода, числа и падежа, а со сказуемым - в форме времени. Неправильно: Он пошёл по пути, проложенным его отцом (правильно: проложенному). Неправильно: Выступающий с заключительным словом докладчик ответил на вопросы (правильно: выступивший).
3. Причастия не употребляются в формах будущего времени и условного наклонения. Неправильно: Студент, сумеющий скоро получить диплом. Планы, нашедшие бы поддержку руководства. Предложения с неправильным употреблением причастного оборота заменяются сложно-подчиненными предложениями с придаточным определительным (с союзным словом который).
Правила построения предложений с деепричастным оборотом
1. Действия, обозначаемые сказуемым и деепричастием или деепричастным оборотом, выполняются одним субъектом. Неправильно: Проезжая мимо станции, у меня слетела шляпа (правильно: Когда я подъезжал к станции, у меня слетела шляпа).
2. Деепричастный оборот не должен присоединяться к безличным и страдательным конструкциям. Неправильно: Открыв окно, мне стало холодно (правильно: Открыв окно, я замерз}.
Синтаксические нормы - это совокупность критериев, управляющих правильным построением и употреблением предложений и словосочетаний. Они так же исторически изменчивы, как и морфологические или фонетические, хотя это менее заметно. Например, в русском языке давно не используется конструкция, в которой бы оборот с дательным падежом выступал в роли придаточного предложения времени. Именно по причине архаичности синтаксические нормы такого типа не вызывают, как правило, никаких затруднений у носителей языка. Однако и на современном этапе существуют сложные, неоднозначные варианты построения различных конструкций. В рамках данной статьи есть возможность рассмотреть только некоторые из них.
1. Чтобы выразить квалификацию субъекта, в разных стилях речи используются разные конструкции. Так, для публицистического и научного характерно построение "кто (что) является кем (чем)", "что будем считать чем". А во всех остальных стилях речи употребляются конструкции "кто - что", "кто (что) был кем (чем)", "что - (это) что".
2. Чтобы назвать дату, которая выступает в роли подлежащего, употребляется ср. рода в Им. п.: Какое число сегодня? А чтобы назвать дату, которая выражена при сказуемом обстоятельством, употребляется порядковое числительное в Р. п.: Какого числа вы приедете?
3. Если существительное м. рода называет должность, звание или профессию, но обозначает женщину, то в книжном стиле и сказуемое ставится в форме м. р., а в разговорном - в форме ж. р.: Директор выступал(а) перед подчиненными.
4. Если транспорт указывается как средство передвижения, то употребляется предлог "на" с винительным или предложным падежом. Например: Туристы сели на трамвай и доехали на нем до нужной остановки. Но если имеется в виду не вид транспорта, а направление движения внутрь чего-то или местонахождение в чем-то, то употребляется предлог "в" с винительным или предложным падежом Например: Туристы сели в трамвай, а в нем они уже не боялись ни дождя, ни ветра.
Синтаксические нормы в имеют следующие варианты.
1. Если информация передается в виде то лицо глагола и местоимения изменяется. Например: Я сказал: "Я приеду поздно". - Ты сказал, что (ты) приедешь поздно.
2. Союзы "прежде чем" и "перед тем как" имеют оттенки значений в предложениях с придаточным времени. Первый из них употребляется, когда нужно обратить внимание на то, что действие главного предложения обуславливает действие придаточного. Например: Прежде чем писать контрольную, повторите пройденный материал. Союз перед "тем как" употребляется в том случае, когда действия в обоих предложениях тесно взаимосвязаны и совершаются почти в одно и то же время. Например: Перед тем как писать контрольную работу, хотя бы повторите пройденный материал.
3. Если необходимо выделить цель или причину, составной союз делится на две части. При этом первая из них остается в главном предложении, а к придаточному уходит вторая. Например: Она не захотела составить им компанию, потому что это не входило в ее планы. Она не захотела составить им компанию потому, что это не входило в ее планы.
4. В придаточных предложениях сравнения употребляются союзы "будто" и "как". Они имеют разное значение. Первый целесообразно употреблять в предложениях с указанием на условный, недостоверный факт, а второй - с указанием на сравнение как на настоящий факт. Например: Дождь лил все лето, как это бывает лишь осенью. Дождь лил все лето, будто кто-то постоянно выжимал облака.
Синтаксические складываются закономерно и объективно. Это значит, что они не зависят от желания или воли конкретного носителя языка. Синтаксические нормы обновляются и формируются вместе с развитием общества, искусства и литературы, с изменением условий жизни, возникновением традиций и улучшением человеческих взаимоотношений.
Русский язык. Подготовка учащихся к итоговой аттестации: ОГЭ, ЕГЭ. Все классы.
Синтаксические нормы
русского литературного языка регламентируют построение словосочетаний и предложений. Ошибки чаще всего связаны с неправильным выбором управляемой формы в словосочетании, нарушением согласования подлежащего и сказуемого, использованием причастных и деепричастных оборотов, а также построением некоторых типов сложных предложений. Эти ошибки относятся к разряду грамматических (критерий К9 при проверке сочинений ЕГЭ).
При построении словосочетаний используются связи управление, согласование и примыкание.
Управление - подчинительная связь, в которой главное слово требует употребления зависимого в определённом падеже. При этом допускаются ошибки типа пример доказывает (подтверждает) о том, что… вместо правильного пример доказывает (подтверждает) то, что…; автор поднимает проблему о воспитании вместо автор поднимает проблему воспитания.
Следует обратить внимание на различие управления слов, близких по значению:
беспокоиться о сыне - тревожиться за сына;
возмутиться его словам - обидеться на его слова;
удивляться красоте - восхищаться красотой;
осудить на два года - приговорить к двум годам;
отзыв о фильме - рецензия на фильм;
обращать внимание на проблему - уделять внимание проблеме - усилить внимание к проблеме;
превосходство над соперником - преимущество перед соперником;
типично (характерно) для него - свойственно (присуще) ему;
предостеречь от опасности - предупредить об опасности;
привычный для всех - знакомый всем.
Часто встречаются ошибки при использовании ряда слов разных частей речи:
бояться темноты
(разговорное:
бояться темноту);
достигать полутора
метров в длину
(неверно:
достигать полтора метра в длину);
то, чего
нам удалось достичь
(неверно:
то, что нам удалось достичь);
принять участие в соревнованиях
(неверно:
принять участие на соревнованиях);
избегать опасности
(неверно:
избегать опасность);
касаться вопроса
(устаревшее:
касаться до вопроса).
Нужно учитывать, что однокоренные слова разных частей речи могут иметь разное управление:
удивляться молчанию - удивлён молчанием;
рассердиться на обман - рассержен обманом;
верить в победу - уверенность в победе;
заменить старую машину новой - сменить старую машину на новую;
плата за услуги - оплата услуг;
платить/заплатить/уплатить за проезд - оплатить проезд;
подключиться к обсуждению - включиться в обсуждение;
различать звуки и буквы - отличать звуки от букв;
сверять копию с оригиналом - проверять слово по словарю.
При этом в большинстве случаев однокоренные слова имеют одинаковое управление: посвятить жизнь служению народу (неверно: посвятить жизнь служению народа) - служить народу.
Часто нарушение синтаксических норм связано с неправильным употреблением предлогов, например: прийти со школы вместо правильного прийти из школы (идти в школу - возвращаться из школы, идти на завод - прийти с завода). Использование этих предлогов с географическими названиями закреплено традицией. Обычно предлог с употребляется с названиями островов, рек, горных областей, но есть и отступления: приехать с Сахалина, с Енисея, с Урала, с Дальнего Востока - приехать из Франции, из Крыма.
Обратите внимание: предлог ввиду
требует родительного падежа (рейс задержан ввиду снегопада)
, а предлоги благодаря, согласно, вопреки
- дательного (благодаря поддержке, согласно приказу, вопреки распоряжению).
В некоторых часто употребляемых конструкциях предлог, обычно о,
вообще является лишним:
доказывать/подтверждать это
(неверно: доказывать/подтверждать об этом);
дать совет, как писать сочинение
(неверно: дать совет о написании сочинения);
привести примеры чуткого отношения к людям
(неверно: привести примеры о чутком отношении к людям);
коснуться темы защиты природы
(неверно: коснуться темы о защите природы).
К достаточно распространённым речевым недочётам относится так называемое «нанизывание падежей» (расположение цепочкой нескольких одинаковых падежных форм, чаще всего родительного): дом племянника жены кучера доктора. Такие конструкции характерны для официально-делового и научного стиля, и их не всегда можно избежать, однако к этому нужно стремиться, чтобы не затемнялся смысл высказывания. (Ср.: Во избежание падения при экстренном торможении просьба держаться за поручни. - Чтобы не упасть, держитесь за поручни.)
Нормой русского языка является грамматическое согласование определения с главным (определяемым) словом в словосочетании подлежащего со сказуемым.
При согласовании сказуемого с подлежащим необходимо обращать внимание на следующие факторы:
опытный
врач Смирнова сразу поставила
диагноз (определение и сказуемое согласуются с ближайшим существительным);
Татьяна Петровна, учитель
литературы, провела
контрольную работу
(в предложении с обособленным приложением сказуемое согласуется с подлежащим, выраженным именем собственным), но: город Самара понравился мне; собака Мухтар лаяла;
ребятня бегала по двору
(при собирательных существительных - ребятня, молодёжь, родня, детвора
и т. д. - сказуемое в форме единственного числа);
все, кто побывал в этом месте, были в восторге; он рассказал о том, что случилось
(кто требует сказуемого и определения в форме единственного числа мужского рода, а местоимение что - в единственном числе среднего рода), но: те, что опоздали, стояли в дверях;
большинство поддержало старосту;
большинство участников уже выступило; часть спортсменов закончила тренировку; ряд абитуриентов покинул аудиторию
(когда подлежащее выражено существительным с собирательным количественным значением, сказуемое согласуется с существительным в именительном падеже).
В подобных случаях сказуемое во множественном числе употребляется в тех случаях, если:
между подлежащим и сказуемым есть другие члены предложения или придаточное предложение (Большинство людей, прочитавших книгу, высоко оценили её; Большинство людей, которые прочитали книгу, высоко оценили её);
На солнышке Полкан с Барбосом лёжа грелись
(сказуемое во множественном числе, т. к. подлежащее выражено сочетанием с существительным в творительном падеже с предлогом с
);
если подлежащее выражено сочетанием числительного с существительным, то сказуемое стоит в единственном числе (в прошедшем времени - в среднем роде), если внимание обращается на совокупность предметов (На той стороне улицы стоит десять домов; В каждую машину село по четыре человека; но: прошло два года - два года пролетели незаметно
), и во множественном числе, если обращается внимание на то, что каждый в отдельности является производителем действия (Семь учеников сдали экзамен на пятёрки);
если подлежащее выражено сочетанием слов несколько, сколько, много, мало с существительным, то сказуемое ставится в единственном числе (Несколько книг лежало на столе),
но при названиях лиц обычно употребляется множественное число (Несколько ребят спорили о чём-то).
Предложения с однородными членами
И в устной, и в письменной речи употребляются предложения с однородными членами, и нередко при этом допускаются ошибки. Например, объединяются слова, обозначающие родовые и видовые понятия (в комнате два книжных шкафа и мебель
), частично совпадающие по объёму (делал уроки и писал упражнения
) или далёкие друг от друга по значению (любил собак и жареные семечки
).
Следует избегать ситуаций, когда одно из слов может быть отнесено к разным рядам однородных членов (Клиент требовал устранения неполадок и директора
).
Не допускается объединение в ряду однородных полной и краткой формы прилагательных или причастий (Девушка была стройна и красивая; Дом достроен и заселённый
), инфинитива и существительного (Люблю плавание и читать
).
При использовании двойных союзов (не только…, но и; не столько…, сколько; как…, так и; хотя…, но и др.
) нужно помнить, что части таких союзов должны стоять непосредственно рядом с однородными членами. Недопустим такой порядок слов в предложении: Мы не только осмотрели сам город, но и некоторые музеи.
Однородными являются дополнения город, музеи, и части союза должны стоять перед ними: Мы осмотрели не только сам город, но и некоторые музеи.
Следует обращать внимание на употребление предлогов при однородных членах: если все однородные имеют один и тот же предлог, его можно пропустить, если же предлоги разные, пропуск одного из них недопустим: Во время поездки он побывал в нескольких музеях, театрах, выставках;
правильно: Во время поездки он побывал в нескольких музеях, театрах, на выставках.
Если однородные члены (часто сказуемые) имеют разное управление, то является ошибкой использование одного дополнения: Он любил и интересовался творчеством молодых поэтов.
Сказуемое любил
управляет винительным падежом (любил кого? что?), а интересовался
- творительным (интересовался кем? чем?), поэтому при них не может быть общего дополнения. Предложение нужно построить, например, так: Он любил творчество молодых поэтов и интересовался им.
Не могут быть однородными разнотипные синтаксические конструкции: Мне запомнился клоун, всех смешивший и который был с красным носом; Когда пришла в дом Онегина и увидев его вещи, Татьяна поняла характер этого человека.
Предложения с причастными оборотами
При построении предложений с причастными оборотами нельзя нарушать порядок их расположения: Дети побежали купаться, приехавшие на дачу.
Правильно: Дети, приехавшие на дачу, побежали купаться или Приехавшие на дачу дети побежали купаться.
Необходимо учитывать категории вида и времени, присущие причастиям, чтобы не допускать ошибок и недочётов: Путешествие длилось три недели вместо предполагаемых двух.
Поскольку речь идёт о прошлом, нужно использовать причастие прошедшего времени: Путешествие длилось три недели вместо предполагавшихся двух.
Следует помнить, что действительные причастия обозначают признак того, кто (что) непосредственно производит действие (бегущий спортсмен, приземлившийся самолет)
. Страдательные причастия обозначают признак того, кто (что) испытывает действие (протираемая поверхность, изученный материал)
. Иногда значение страдательного залога может быть выражено действительными причастиями с постфиксом -ся
(обсуждаемая проблема - обсуждающаяся проблема)
. Не всегда подобные замены удачны: выполняющиеся учениками задания, посылающиеся сообщения
. Уместнее сказать: выполняемые учениками задания, посылаемые сообщения.
Предложения с деепричастными оборотами
При использовании деепричастий и деепричастных оборотов в речи следует помнить, что добавочное действие, выражаемое деепричастием, может относиться только к действующему подлежащему: Прочитав книгу, я узнал много нового (Я прочитал книгу и узнал много нового). Поэтому деепричастия не могут использоваться в безличных предложениях (Получив двойку, мне стало грустно; правильно: Получив двойку, я загрустил или Я загрустил, когда получил двойку), кроме тех, в которых есть инфинитив (Получив двойку, нужно её исправить).
Употребляя деепричастия совершенного и несовершенного, вида следует обращать внимание на порядок слов и ещё ряд факторов. Так, в предложении Подъезжая к дому, машина остановилась есть смысловая неточность, следовало бы сказать Подъехав к дому, машина остановилась. В другом примере нужно заменить деепричастие глаголом, а глагол - деепричастием и таким образом избежать бессмыслицы: Смертельно ранив Ленского, Онегин выстрелил. Чтобы восстановить порядок действий, следует сказать: Выстрелив, Онегин смертельно ранил Ленского.
Сложные предложения
При построении сложного предложения не стоит загромождать его придаточными: Когда мы выходим в Интернет, мы узнаем о событиях, которые произошли в мире, пока наша жизнь шла своим чередом, потому что у каждого из нас достаточно дел и забот, чтобы не слишком-то следить всем, что случается в самых разных точках планеты, несмотря на то что это, безусловно, важно и интересно, ведь нам довелось жить в такое непростое время, хотя, пожалуй, любая эпоха в истории человечества была сложной, что подтверждается многочисленными свидетельствами.
К нарушению синтаксической нормы приводит нанизывание однотипных конструкций сложносочинённого или сложноподчинённого предложения: На пороге школы, в которой нам предстояло учиться, нас встретила учительница, которая приветливо улыбалась и подбадривала ребят, которые чувствовали себя не очень уверенно; Даже самые маленькие участники похода не жаловались на усталость, а старшие ребята старались им помочь, а путь до лагеря был неблизкий.
Следует указать на неуместную вставку или, наоборот, отсутствие указательных слов тот, то, такой и др.:
Позиция автора заключается, что он призывает всех поступать по совести (Позиция автора заключается в том, что…); Необходимо то, чтобы все задумались над этой проблемой (то является лишним).
Допускаются ошибки в предложениях с косвенной речью. Заменяя прямую речь косвенной, нужно помнить, что это разные конструкции. Необходимо заменять формы первого лица подлежащего и глагола-сказуемого и правильно выбирать средства связи частей предложения: Лермонтов писал: «Люблю отчизну я…» - Лермонтов писал, что он любит отчизну. Она спросила: «Ты придёшь?» - Она спросила, приду ли я.