Синтаксические нормы русского языка кратко и понятно. Синтаксические нормы. Типы синтаксических ошибок

Тема 6. Синтаксические нормы современного русского литературного языка.

Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение.

6.1. Порядок слов в предложении.

В русском языке порядок слов считается свободным, следовательно, в предложении нет строго закреплённого места за тем или иным членом. Порядок слов в предложении может быть прямым и обратным, это определяется положением подлежащего и сказуемого в предложении. Предложение, в котором подлежащее стоит перед сказуемым, имеет прямой порядок слов: Я вернулся поздно.

Предложение, в котором сказуемое стоит перед подлежащим, имеет обратный порядок слов: Опустела без тебя земля. Обратный порядок слов в предложении является отступлением от обычного порядка и выполняет функцию инверсии , т. е. стилистического приёма выделения отдельных членов предложения путём их перестановки. Прямой порядок слов в предложении присущ научной и деловой речи, обратный широко используется в публицистических, художественных произведениях, а также в разговорной речи.

Нельзя забывать о том, что второстепенные члены предложения должны стоять рядом с теми словами, от которых они зависят по смыслу или грамматически. Иначе можно допустить ошибку.

Давайте обратимся к примеру: «Напомним, что транспортная инспекция проводит по жалобам проверки пассажиров». Из-за того что нарушен порядок слов в предложении, смысл его меняется. Мы понимаем, что транспортная инспекция зачем-то проводит проверки пассажиров, а на самом деле должна проверять транспортные средства или их работу. Поэтому, поменяв местами второстепенные члены предложения, мы получим правильный вариант. А именно: Напомним, что транспортная инспекция проводит проверки по жалобам пассажиров или Напомним, что по жалобам пассажиров транспортная инспекция проводит проверки.

6.2. Согласование сказуемого с подлежащим.

В служебных документах часто встречаются различные сочетания подлежащего и сказуемого.

1. Подлежащее, имеющее в своём составе количественное числительное, которое оканчивается на один, в единственном числе: Тридцать один сотрудник прошёл переподготовку.

2. Подлежащее, имеющее в своём составе числительные два, три, четыре, требует постановки сказуемого в форме множественного числа: Тридцать четыре сотрудника прошли переподготовку.

Если сообщение просто фиксирует какой-либо факт или высказыванию придаётся безличный характер, то постановка сказуемого в форме единственного числа возможна: Пройдёт переподготовку в следующем году тридцать четыре сотрудника.

3. При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (пять килограммов, сто двадцать семь тонн), сказуемое может стоять в форме единственного или множественного числа. Постановка сказуемого в форме единственного или множественного числа определяется значением сказуемого. Если сказуемое обозначает активность действующих лиц, то используется форма множественного числа: Двадцать пять студентов приняли участие в викторине. Если сказуемое обозначает пассивность действующих лиц или существительное, входящее в состав подлежащего, обозначает неодушевлённый предмет или животное, то используется форма единственного числа. Например: Двадцать семь студентов отчислено из университета по результатам летней сессии. Прошло двадцать лет, но ничего не изменилось.

4. Подлежащее, имеющее в своём составе слова большинство, меньшинство, множество, ряд, часть, много, немало, несколько, не меньше чем, требует постановки сказуемого в форме единственного числа: Большинство учащихся отсутствовало на уроке; Много молодых людей пришло на концерт.

Если необходимо подчеркнуть активность действующих лиц, то возможно употребить сказуемое в форме единственного числа: Несколько учащихся устроилось на работу. Можно употребить сказуемое в форме множественного числа при наличии причастного оборота или придаточной части сложноподчинённого предложения, согласуемых с подлежащим в форме множественного числа: Ряд депутатов, присутствующих на заседании, были против реформы; Большинство юношей и девушек уехали на стажировку за границу.

Тем не менее надо учитывать, что форма единственного числа сказуемого в большей мере соответствует традиции книжно-письменных стилей и употребление формы множественного числа сказуемого должно быть чётко обосновано.

5. Если подлежащее выражено местоимениями кто, что, никто, ничто, кое-кто, некто, то сказуемое ставится в форме единственного числа: Кто не поедет на экскурсию, должен сообщить об этом завтра; Никто не знает, что может произойти на собрании.

Но при подлежащем, выраженном относительным местоимением кто, сказуемое может стоять и в форме множественного числа (в функции союзного слова в придаточном предложении): Те, кто поехали на экскурсию, были очень довольны.

6. При подлежащем, представляющем собой сочетание существительных с предлогом с, одно из которых стоит в форме творительного падежа (отец с сыном), возможно употребление сказуемого как в форме единственного, так и в форме множественного числа.

Сказуемое ставится в форме множественного числа, если в роли подлежащего выступает все сочетание (действие относится к двум равноправным субъектам): После уроков Володя с Петей отправились на тренировку.

Сказуемое ставится в форме единственного числа, если подлежащим является только существительное в именительном падеже, а существительное в форме творительного падежа выступает в роли дополнения (лицо, сопутствующее производителю действия): Отец с сыном пошёл в поликлинику.

Порядок слов в предложении также влияет на постановку сказуемого в форме того или иного числа: Отец с матерью поехали на дачу. – Мать с отцом поехала на дачу.

Сказуемое употребляется в форме единственного числа при наличии слов вместе, совместно: Отец вместе с матерью поехал на дачу.

7. Если при подлежащем находится приложение (определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже: музей-квартира, озеро Байкал), то, прежде всего, необходимо выяснить, какое из слов является подлежащим, а какое – приложением, а после этого ставить сказуемое в том или ином числе.

Подлежащим обычно считается слово, выражающее более общее понятие, которое в сочетании обычно находится на первом месте, с ним согласуется сказуемое. Например: Озеро Байкал долгое время считалось самым чистым. При сочетании нарицательного существительного с именем собственным в роли подлежащего выступает имя собственное, и с ним согласуется сказуемое: Начальник отдела Синицына освобождена от занимаемой должности по собственному желанию.

При согласовании сказуемого с существительными, носящими терминологический характер, учитываются отношения между частями слова: ведущим является то слово, которое выражает более широкое понятие или конкретно обозначает предмет, с ним и согласуется сказуемое. Причём ведущее слово чаще всего находится на первом месте, но может располагаться и на втором. Например: Женщина – хирург выразила надежду на благоприятный исход операции; Диван-кровать стоял в бабушкиной комнате; Кафе-столовая вновь открыта для посетителей (в данном предложении слово столовая является более широким понятием, поэтому сказуемое согласуется с ним).

Если приложение стоит на первом месте, то оно, как правило, не склоняется, и сказуемое согласуется со вторым словом: Плащ-палатка быласвернута ; Роман-газета в прошлом пользовалась большой популярностью.

8. Если подлежащее выражено условным наименованием, то сказуемое согласуется с ним по грамматическому принципу: «Воскресение былонаписано Л.Н. Толстым» (но: роман «Воскресение» был написан Л.Н. Толстым). Если грамматический принцип применить нельзя, то сказуемое согласуется с родовым для данного слова понятием: «Юманите» (газета) увеличила свой тираж.

С однородными подлежащими сказуемое, как правило, согласуется во множественном числе: В соревнованиях участвовали преподаватели и ученики. Возможна постановка сказуемого в форме единственного числа при наличии противительных союзов между однородными подлежащими, выраженными существительными в форме единственного числа: Не отец, а дядя пошёл на рыбалку; при наличии тематической близости однородных подлежащих: Победит дружба и преданность делу; при обратном порядке слов в предложении: В кабинете отремонтирован потолок и пол; при наличии повторяющихся слов весь, каждый, любой, всякий, никакой; ни один и др. перед однородными подлежащими: Каждый учитель, каждый ученик должен приходить на занятия вовремя.

6.3. Согласование определений.

1. Определение при существительных общего рода ставится в зависимости от того, какого пола лицо обозначается этим существительным: Серёжа – большой умница; Нина – большая умница.

2. Не являются существительными общего рода слова знаменитость, персона, личность и др., поэтому определения согласуются с ними по грамматическому принципу, т. е. употребляются в форме женского рода: В школу приехала важная персона – мэр города.

Многие существительные мужского рода, которые обозначают лиц по профессии, специальности и т.д., не являются существительными общего рода и не имеют соответствий женского рода. В этих случаях определения употребляются в форме мужского рода: Мария Ивановна - опытный педагог.

3. Определение при существительном, имеющим приложение, в основном согласуется с родовым понятием: чуткий врач, врач Петрова чуткая ; высочайшая гора Эверест; новая кафе-столовая; доблестный ОМОН; при склоняемых аббревиатурах определение согласуется по грамматическому принципу: столичный вуз.

4. Если определение относится к сочетанию существительного мужского или среднего рода с числительным два, три, четыре, то оно ставится в форме родительного падежа множественного числа: Три новых дома построили в нашем районе; Два больших окна выходят на южную сторону.

Если определение относится к сочетанию существительного женского рода с числительными два, три, четыре, то оно ставится в форме именительного падежа множественного числа: Две юные девушки о чём-то тихо говорили.

При наличии предлога перед всем сочетанием допускается вариативное употребление определений: на две равные части – по три столовых ложки.

5. Определение, стоящее перед числительными два, три, четыре, ставится в форме именительного падежа независимо от рода существительного: Последние четыре года мы работали за границей.

Прилагательные целый, добрый, полный, лишний в качестве определений употребляются в форме родительного падежа: Целых двое суток добирались мы до места назначения.

Обе формы согласования возможны в сочетаниях, в состав которых входит слово с элементом пол- или слово полтора: добрых полчаса – добрые полчаса.

Обособленное определение, стоящее после сочетания существительного с числительным, ставится в форме именительного падежа множественного числа: Два наших студента, принимавшие участие в конкурсе, вышли в финал.

6. Притяжательные прилагательные на -ин, -ов при числительных два, три, четыре употребляются в форме родительного падежа множественного числа независимо от рода имени существительного: Три маминых подруги снова пришли к нам в гости.

Притяжательные прилагательные на –ий, -ья, -ье, порядковое числительное третий согласуются в зависимости от рода определяемого существительного: две лисьи норы – два лисьих хвоста.

7. Форма родительного падежа используется при употреблении дробных числительных: Две пятых садового участка в настоящее время не используются под посевы.

8. Определение, относящееся к двум или нескольким существительным, которые являются однородными членами, употребляется в форме единственного и множественного числа.

Форма единственного числа используется, если по смыслу высказывания ясно, что определение относится ко всем существительным, являющимся однородными: Вопрос о школьной успеваемости и дисциплине поднимался на каждом собрании актива; а также, если между существительными находится разделительный союз: На Новый год мы хотим подарить сестре небольшую собаку или кошку.

Определение ставится в форме множественного числа, если по смыслу высказывания неясно, к одному или ко всем существительным оно относится: чёрные стол и полка; если определяемому существительному, стоящему в единственно числе, предшествует определение, которое указывает на разновидность предмета: головной и спинной мозг, представляющие собой важнейшие жизненные центры организма.

9. Определение, относящееся к сочетанию существительных с предлогом, одно из которых употребляется в форме именительного, а другое – в форме – творительного падежа, в зависимости от смысла высказывания употребляется в единственном или множественном числе: выходящие из квартиры дедушка с бабушкой – выходящий из квартиры дедушка с бабушкой.

10. Нередко возникают ошибки в конструкциях, где определение может относиться к двум или нескольким существительным, например: «На стройплощадке лежали старые трубы и кирпичи» (непонятно, к одному из существительных или к двум относится определение старые). Подобные предложения необходимо исправлять, исходя из смысла высказывания: На стройплощадке лежали кирпичи и старые трубы; На стройплощадке лежали старые трубы и битые кирпичи.

6.4. Согласование приложений.

1. Приложения, выраженные прозвищами или условными наименованиями, сохраняют начальную форму во всех падежах: в журнале «Огонёк», говорить о Владимире КрасноеСолнышко.

2. В сочетаниях, образованных соединением двух существительных, одно из которых является неодушевлённым, а второе – одушевлённым, вторая часть в винительном падеже имеет форму именительного падежа в целях согласования: видеть ракету- носитель.

3. Части сложных составных наименований согласуются в падеже и числе даже при наличии числительных: в стендах-витринах, три школы- интерната.

4. Не согласуются приложения со словами по имени, по фамилии, по прозвищу: Мы говорили с мальчиком по имени Вася (ср.: с мальчиком Васей).

Не согласуются заключённые в скобки слова, которые относятся к предыдущему обобщающему слову: Информация собрана из самых разнообразных вспомогательных материалов (газета, журнал, видеоматериал).

5. Названия городов, выраженные склоняемыми именами существительными, согласуются в падеже с определяемым словом: в городе Москве, под городом Саратовом.

Обычно не согласуются редко встречающиеся названия, географические наименования в военной литературе, официальных сообщениях, документах: в городе Пушкино (название города – Пушкино) – в городе Пушкине (название города – Пушкин). Не согласуются также составные наименования: Мы отдыхали в городе Минеральные Воды.

Названия рек, если не являются малоизвестными или иноязычными, согласуются с родовым наименованием: в Москве- реке снова появится рыба; на реке Ганг (Индия).

Не согласуются с родовыми наименованиями названия озёр, заливов, проливов, каналов, островов, гор, горных хребтов, пустынь и т. д.: на озере Байкал, за горой Эльбрус. Но согласование возможно с хорошо известными названиями, которые употребляются чаще всего самостоятельно: в пустыне Сахаре.

Не согласуются астрономические наименования, названия станций, портов: затемнение на планете Марс, около станции Перевал.

6. Названия улиц согласуются, если имеют форму женского рода, не согласуются, если употреблены в форме мужского рода или являются составными названиями: по улице Знаменке, на улице Балчуг, к улице Земляной Вал.

7. Названия зарубежных республик согласуются со словом республика, если имеют форму женского рода, и не согласуются с этим словом, если имеют форму мужского рода: договор с Республикой Индонезией; посольство в Республике Эквадор.

8. Названия зарубежных административно-территориальных единиц с родовыми наименованиями не согласуются: около штата Северная Дакота; в графстве Нортамберленд.

Занятие по подготовке к ЕГЭ. «Синтаксические нормы»

Занятие по подготовке к ЕГЭ. Синтаксические нормы.

Синтаксические нормы – это нормы построения синтаксических конструкций – словосочетаний и предложений.

1. Ошибки в предложениях с однородными членами

Типы ошибок

Примеры с ошибками

Правильные примеры

Соединение в одном ряду видовых и родовых понятий

В лодке лежали караси, сазаны, лещи, рыба

В лодке лежала рыба: караси, сазаны, лещи

Соединение в одном ряду скрещивающихся понятий

По улице шли солдаты, мужчины и женщины

По улице шли солдаты

Соединение в одном ряду логически несовместимых понятий

Демонстранты шли с плакатами и радостными лицами

Демонстранты шли с плакатами

Смешение компонентов двойных союзов – создание неправильной пары союзов

Хорошо отвечали на экзамене как одиннадцатиклассники, а

также учащиеся девятых классов

Хорошо отвечали на экзамене как

одиннадцатиклассники, так и учащиеся девятых

классов

Пропуск предлога

Группы туристов можно встретить на улицах, площадях, скверах

Группы туристов можно встретить на улицах, площадях, в скверах

Употребление сказуемых, управляющих разными падежами, при одном

зависимом слове

Во время войны народ надеялся и верил в победу

Во время войны народ надеялся (на кого? на что?)

на победу и верил (в кого? во что?) в неё

Нарушение однородности понятий

Мы любим футбол и стрелять

Мы любим футбол и стрельбу

Нарушение согласования в падеже членов однородного ряда и обобщающего слова

В форуме принимали участие представители различных стран: Англия, Франция, Бельгия

В форуме принимали участие представители различных стран: Англии, Франции, Бельгии)

2.Ошибки в предложениях с причастным оборотом

Следует обратить внимание на согласование определения, выраженного причастным оборотом, с определяемым словом.

Типы ошибок

Примеры с ошибками

Правильные примеры

Разрыв причастного оборота с

определяемым словом

Приготовленные оладьи мамой были

необыкновенно вкусны

Оладьи, приготовленные мамой, были

необыкновенно вкусны.

Приготовленные мамой оладьи были

необыкновенно вкусны

Нарушение согласования причастия с

определяемым словом

Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождем

Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченной дождем

Замена страдательных причастий

действительными

Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений

Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений

Нарушение однородности

синтаксических элементов

предложения

Дождь, ливший с утра и который напоил землю, очень выручил хлеборобов

Дождь, ливший с утра и напоивший землю, очень выручил хлеборобов

Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот

Приехавшие родственники из Сибири остановились у нас

Приехавшие из Сибири родственники остановились у нас или Родственники, приехавшие из Сибири, остановились у нас

3.Ошибки в построении сложноподчиненных предложений

Типы ошибок

Примеры с ошибками

Правильные примеры

Неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность

восприятия

Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с

трудом взбирались по горной тропе

Казачьи лошади, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе

Нарушение грамматической формы

союзного слова в придаточной части

Весной вернулись в село юноши, которыми

служили в армии

Весной вернулись в село юноши, которые

служили в армии

4.Ошибки в употреблении предлогов

Типы ошибок

Примеры с ошибками

Правильные примеры

Ошибки в употреблении предлогов благодаря, согласно, вопреки

Благодаря доктора больной поправился.

Поезд прибыл согласно расписания.

Вопреки прогноза погода была прекрасной.

Благодаря (кому?) докторУ больной поправился. Поезд прибыл согласно (чему?) расписаниЮ. Вопреки

(чему?) прогнозУ погода была прекрасной

Предлоги благодаря, согласно, вопреки (кому? чему?) управляют Д.п.

Ошибки в употреблении предлога «по»

По завершениЮ учебного года мы поедем в Крым. По приездУ в санаторий нужно проконсультироваться у врача.

По завершениИ учебного года мы поедем в Крым. По приездЕ в санаторий нужно проконсультироваться у врача.

Скучать (по ком?) по Вас, по нас. Скучать (по кому?) по нему

Предлоги в меру, в течение, в продолжение, в силу, в заключение, в виде, по причине, наподобие, посредством (кого? чего?) управляют Р.п.

Предлоги подобно, наперекор (кому? чему?) управляют Д.п.

Уплатить, заплатить (за что?) за проезд; оплатить (что?) проезд

уверенность (в чём?) в победе; вера (во что?) в победу

5.Имена собственные в предложении

Названия книг, газет, журналов и т.п., заключенные в кавычки, не изменяются, если относятся к нарицательному существительному: Об этом писали в газете «Аргументы и факты». Интервью для газеты «Аргументы и факты». Материалы опубликованы газетой «Аргументы и факты» Неправильно: Об этом писали в газете «Аргументах и фактах».

Если же нарицательного существительного нет, имя собственное может изменяться: В «Аргументах и фактах» была заметка об этом случае.

6.Неоправданная инверсия

7 . Прямой порядок слов:

1) подлежащее предшествует сказуемому (Дождь идёт)

2) согласованное определение стоит перед определяемым словом (холодный дождь )

3) несогласованное определение стоит после определяемого слова (листья дуба )

4) дополнение стоит после управляющего слова (вымочил листья )

5) обстоятельство образа действия стоит перед глаголом-сказуемым (сильно льёт )

Тренировочные упражнения

  1. Укажите предложение с грамматической ошибкой
  1. Постановлением губернатора области многодетным семьям предоставлены привилегии в выборе земельных участков под дачное строительство.
  2. События тех лет оставили глубокий отпечаток в его памяти.
  3. Четверо аспиранток закончили работу над диссертациями.
  4. Полине Борисовой удалось в четвёртый раз получить звание лауреата конкурса юных скрипачей «Овация»

2. В каком случае допущена синтаксическая ошибка?

  1. Врач не обнаружил у пациента никаких признаков болезни.
  2. Нельзя отрицать наличие положительных сторон работы.
  3. Я не часто пишу письма родителям.
  4. Никто из нас не принял участия в розыгрыше лотереи.

3. В каком случае допущена синтаксическая ошибка?

  1. Он уважает и заботится о своих родителях.
  2. Книга учит смелости и уважению к людям.
  3. В комнате стояли столы, стулья и книжный шкаф.
  4. Я читаю не только газеты, но и журналы.

4. В каком случае допущена синтаксическая ошибка?

  1. Двадцать один ученик сдал экзамен.
  2. Получены тысяча книг.
  3. Прошло десять лет.
  4. Эти три машины поехали в одном направлении.

5. В каком случае допущена синтаксическая ошибка?

  1. Полжизни прошло.
  2. Брат с сестрой поехали в деревню.
  3. Холод и дождь были все лето.
  4. Кофе подорожало на десять рублей.

6. В каком случае допущена синтаксическая ошибка?

  1. Вселять уверенность за благоприятный исход.
  2. Уделить внимание родителям.
  3. Беспокоиться о детях.
  4. Оперировать фактами

7. В каком случае допущена синтаксическая ошибка?

  1. Удостоится награды
  2. Уплатить за товар
  3. Базироваться на аэродром
  4. Различать правду и ложь.

8. В каком случае допущена синтаксическая ошибка?

  1. Обвинять в непонимании
  2. Поражаться его трудолюбию
  3. Оперировать фактами.

9. Укажите вариант без грамматической ошибки.

  1. Обвинить за грубость
  2. Понимать о необходимости лечения
  3. Объяснить о решении директора
  4. Вселять уверенность в благоприятном исходе.

10. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

  1. Его халатность имела печальные последствия: картина не подлежала реставрации.
  2. За период педагогической практики, к сожалению, мнение об учащихся не сложилось.
  3. Улыбаясь, они шли к друг другу.
  4. По истечении срока давности документы сданы в архив.

11. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

  1. Старинный ритуал – надеть кольцо в день бракосочетания – означает желание и обязанность жить в мире и согласии со своим избранником.
  2. Многие дети говорят, что новый учитель более понятнее объясняет.
  3. Согласно инструкции решено направить бракованный аппарат в отдел контроля.
  4. В этом году нести вахту памяти у мемориала будут воспитанники суворовских училищ.

12. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

  1. Оратору было несложно обосновать свою позицию, так как он заранее подобрал аргументы.
  2. Мама одела ребенка в пальто и вывела во двор.
  3. Слова, звучавшие как оскорбление, попирали честь и достоинство журналистики.
  4. Наша соседка добрая, внимательная, приветлива с окружающими.

13. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

  1. В связи с ростом числа дорожно-транспортных происшествий принимать меры воздействия поручено и патрульно-постовой службе.
  2. Праздничное настроение создает весеннее убранство дома.
  3. При обнаружении бесхозных сумок и иных предметов во избежание взрыва запрещается их передвигать и раскрывать.
  4. Отчет командированного сдан в бухгалтерию.

14. Укажите предложение с грамматической ошибкой?

  1. Живущему в обществе необходимо усвоить нормы морали, иначе он будет отвергнут окружающими.
  2. В целом проект был принят, устранить частные недостатки решено было в рабочем порядке.
  3. Члены совета директоров внесли предложение о расширении сферы деятельности холдинга.
  4. Согласно распоряжения директора в субботу состоится кросс.

15. Укажите предложение с грамматической ошибкой?

  1. Попробуйте сами сформулировать тему сочинения.
  2. Приехав с Москвы, он долго рассказывал об особенностях столичной жизни.
  3. Солдат не скоро престал тосковать по семье, помогли успокоиться только частные письма родителей.
  4. Лишь один член администрации комбината принял сторону забастовщиков.

Ответы: 1 - 3 , 2- 2 , 3- 1, 4 - 2, 5 - 4 , 6 - 1 , 7 - 3 , 8 - 2 , 9 - 4, 10 - 2 , 11 - 2 , 12 - 4, 13 - 4 , 14 - 4, 15 - 2 .

Список литературы

  1. Голуб И.Б. ЕГЭ 2010. Русский язык без репетитора: сдаем без проблем!/ И.Б. Голуб. – М.: Эксмо, 2009.
  2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. Трудные вопросы морфологии. 10 – 11 классы. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.
  3. Гостева Ю.Н. ЕГЭ. Русский язык. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ/ Ю.Н.Гостева, В.В.Львов. – М: издательство «Экзамен», 2010.
  4. Иссерс О.С. Интенсивный курс русского языка: 1000 тестов для подготовки к Всероссийскому тестированию ЕГЭ; Орфография. Пунктуация. Культура речи. Система языка. Выразительные средства. Анализ текста/ О.С. Иссерс, Н.А. Кузьмина. – 5-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2007.
  5. Иссерс О.С. Интенсивный курс русского языка. Почему так говорят по – русски: пособие по культуре речи/ О.С. Иссерс, Н.А. Кузьмина. – М.: Флинта: Наука, 2007.
  6. Иссерс О.С. Интенсивный курс русского языка: пособие для подготовки к тестированию и сочинению в правилах, алгоритмах и шпаргалках/ О.С. Иссерс, Н.А. Кузьмина. – 4-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2007.
  7. Мамона Т.Н. ЕГЭ. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие/ Т.Н. Мамона, Е.С.Сергеева, Е.М. Михайлова, Е.Л. Ерохина, Г.Т. Егораева. – М: издательство «Экзамен», 2010.
  8. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Орфография. Пунктуация. – 3-е изд., испр. – М.: Айрис – пресс, 2002.
  9. Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ – 2008. Вступительные испытания: Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2007.Цыбулько И.П. ЕГЭ 2010. Русский язык: тренировочные задания/ И.П. Цыбулько, С.И. Львова, В.А. Коханова. – М.: Эксмо, 2009.

Синтаксические нормы регулируют правила построения словосочетаний и предложений. Наряду с морфологическими нормами они относятся к нормам грамматическим.

Синтаксические нормы регулируют как построение отдельных слово­сочетаний (присоединение определений, приложений, дополнений к главно­му слову), так и построение целых предложений (порядок слов в предложении, согласование подлежащего и сказуемого, употребление одно­родных членов, причастного и деепричастного оборотов, связь между частя­ми сложного предложения).

Порядок слое в предложении

В русском языке порядок слов в предложении относительно свободный. Основным является принятый в нейтральном стиле прямой порядок слов: под­лежащее + сказуемое: Студенты пишут лекцию.

Изменения в порядке слов зависят от актуального членения предложения - движения мысли от известного (темы) к новому (реме). Сравним: Редактор прочитал рукопись. - Рукопись прочитал редактор.

Изменение порядка слов в предложении называется инверсией. Ин­версия относится к числу стилистических фигур. Обычно инверсия исполь­зуется в художественных произведениях: Судьбы свершился приговор (М. Ю. Лермонтов), Швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням (А. С. Пушкин). Возможна и так называемая неоправданная ин­версия - нарушение порядка слов в ущерб содержанию предложения: Он отказался со всеми студентами участвовать в мероприятии (правильно: Он отказался участвовать в мероприятии со всеми студентами). Не­оправданную инверсию в другом случае следует устранять путём использо­вания прямого порядка слов.

Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого

Связь между подлежащим и сказуемым носит название координации и выражается в том, что подлежащее и сказуемое согласуются по своим общим категориям: роду, числу. Существуют трудные случаи координации. В таких случаях подлежащее имеет сложную структуру - в его состав входит несколько слов. Основные трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого пред­ставлены в таблице 4.

Таблица 4

1. Счётный оборот + суще­ствительное (двое студен­тов, пять часов и т. д.) Ед. число:

Подчеркивает общность,

При сочетании сущ. с

числительным, оканчива­ющимся на «один».

Ми. число указывает на отдельность предметов

В Олимпиаде участвуют /

участвует двадцать пять

студентов.

В Олимпиаде участвует

двадцать один студент.

2. Слова: больше / меньше, много / мало / большин­ство / меньшинство, не­сколько (приблизительное количество) Ед. число:

Подчеркивает общность,

Часто с одушевленными

Если есть слова только,

лишь, всего).

Ми. число указывает на отдельность предметов.

На экскурсию записалось
только восемь отдыхающих.

Большинство студентов

уже слали экзамен.
3. Однородные подлежащие Ед. число: однородные подлежащие соединяются

предлогом с.

Ми. число: однородные подлежащие соединяются

союзом и.

Директор с сотрудниками

института подготовил этот

Спортсмен и тренер отпра-

вились на соревнования.

4. Подлежащее (существи­тельное) + приложение Сказуемое согласуется с главным словом -

подлежащим.

Журнал «Наука и жизнь» опубликовал серию мате-

Студентка-химик проводи- да эксперимент.

Согласование определений с определяемым словом

Определение выражает характеристику предмета, чаще всего им является прилагательное или причастие. Определение согласуется с главным словом по категориям рода, числа и падежа. Наиболее трудными представляются следу­ющие случаи согласования.

1. Определение + счётный оборот (числительное + существительное). В таком сочетании важна позиция, которую занимает определение:

Определение перед счётным оборотом предполагает согласование в форме именительного падежа: последние два года, новые пять писем, молодые три девушки",

Определение внутри счётного оборота предполагает согласование су­ществительных мужского и среднего рода в родительном падеже, существи­тельных женского рода - в именительном падеже: два последних года, пять новых писем, три молодые девушки.

2. Однородные определения + существительное (обозначает похожие, но раздельные объекты):

Существительное употребляется в единственном числе, если обознача­емые им предметы и явления тесно связаны по смыслу или имеют терминоло­гический характер: В правой и левой половине дома", Промышленный и аграрный кризис,

Существительное употребляется во множественном числе, если речь идет о различных предметах и явлениях: Биологический и химический факуль­теты, Любительский и профессиональный турниры.

3. Определение + однородные существительные: форма числа определе­ния зависит от того, относится ли определение по смыслу к ближайшему слову или ко всему словосочетанию: Русская литература и искусство; Способные ученик и ученица.

4. Определение + существительное с приложением: определение согласу­ется с главным словом (то есть с существительным): новый вагон-лаборатория.

Согласование приложений с определяемым словом

Приложение (определение, выраженное именем существительным) имеет по отношению к существительному добавочное значение, указывая профессию, статус, род занятий, возраст, национальность. По этой причине оно восприни­мается как единое целое с существительным. Существуют правила согласова­ния приложений с определяемым словом.

1. Приложение, которое пишется через дефис, согласуется с определяе­мым словом: на новом диване-кровати.

2. Приложения, которые пишутся отдельно от определяемого слова, не согласуются с ним: в газете «Рабочий край».

3. Согласуются с определяемым словом русские географические названия и названия на -ия. В городе Смоленске, в селе Горюхине, на реке Волге, в Рес­публике Индии.

Согласование с определяемым словом отсутствует, если в качестве при­ложений выступают иноязычные географические и астрономические названия: В штате Техас, на горе Эльбрус, на планете Венера.

Особенности употребления однородных членов предложения

1. Не являются однородными членами предложения слова, относящиеся к разным смысловым группам. Неправильно: К тому времени у него уже была молодая жена и большая библиотека.

r L Не являются однородными членами предложения слова с родовым и видовым значением. Неправильно: Выпуск аппаратуры (родовое понятие), устройств и приборов (видовое понятие).

3. Не являются однородными членами предложения лексически и грамма­тически несочетаемые слова. Неправильно: Высказаны пожелания и выводы (пра­вильно: Высказаны пожелания и сделаны выводы). Контролировать и руководить работами (правильно: Контролировать работы и руководить ими).

4. Не являются однородными членами предложения грамматически и синтаксически разнородные слова и конструкции (разные части речи, слово и часть сложного предложения). Неправильно: Книги помогают нам в учёбе и во­обще узнать много нового (правильно: Книги помогают нам в учёбе, дают воз­можность узнать много нового). Неправильно: Декан говорил об успеваемости и что скоро начинаются экзамены (правильно: Декан говорил об успеваемости и об экзаменах, которые скоро начнутся).

5. Если перед однородными членами есть предлог, его следует повторять перед каждым однородным членом: Сведения получены как из официальных, так и из неофициальных источников.

Употребление причастного и деепричастного оборотов

Правила построения предложений с причастным оборотом

1. Причастный оборот не должен включать в себя определяемое слово. Неправильно: Выполненный план заводом (правильно: план, выполненный заво­дом или выполненный заводом план).

r L Причастия согласуются с определяемым словом в форме рода, числа и падежа, а со сказуемым - в форме времени. Неправильно: Он пошёл по пути, проложенным его отцом (правильно: проложенному). Неправильно: Высту­пающий с заключительным словом докладчик ответил на вопросы (правильно: выступивший).

3. Причастия не употребляются в формах будущего времени и условного наклонения. Неправильно: Студент, сумеющий скоро получить диплом. Планы, нашедшие бы поддержку руководства. Предложения с неправильным употреб­лением причастного оборота заменяются сложно-подчиненными предложениями с придаточным определительным (с союзным словом который).

Правила построения предложений с деепричастным оборотом

1. Действия, обозначаемые сказуемым и деепричастием или деепричаст­ным оборотом, выполняются одним субъектом. Неправильно: Проезжая мимо станции, у меня слетела шляпа (правильно: Когда я подъезжал к станции, у меня слетела шляпа).

2. Деепричастный оборот не должен присоединяться к безличным и стра­дательным конструкциям. Неправильно: Открыв окно, мне стало холодно (правильно: Открыв окно, я замерз}.

Синтаксические нормы - это совокупность критериев, управляющих правильным построением и употреблением предложений и словосочетаний. Они так же исторически изменчивы, как и морфологические или фонетические, хотя это менее заметно. Например, в русском языке давно не используется конструкция, в которой бы оборот с дательным падежом выступал в роли придаточного предложения времени. Именно по причине архаичности синтаксические нормы такого типа не вызывают, как правило, никаких затруднений у носителей языка. Однако и на современном этапе существуют сложные, неоднозначные варианты построения различных конструкций. В рамках данной статьи есть возможность рассмотреть только некоторые из них.

1. Чтобы выразить квалификацию субъекта, в разных стилях речи используются разные конструкции. Так, для публицистического и научного характерно построение "кто (что) является кем (чем)", "что будем считать чем". А во всех остальных стилях речи употребляются конструкции "кто - что", "кто (что) был кем (чем)", "что - (это) что".

2. Чтобы назвать дату, которая выступает в роли подлежащего, употребляется ср. рода в Им. п.: Какое число сегодня? А чтобы назвать дату, которая выражена при сказуемом обстоятельством, употребляется порядковое числительное в Р. п.: Какого числа вы приедете?

3. Если существительное м. рода называет должность, звание или профессию, но обозначает женщину, то в книжном стиле и сказуемое ставится в форме м. р., а в разговорном - в форме ж. р.: Директор выступал(а) перед подчиненными.

4. Если транспорт указывается как средство передвижения, то употребляется предлог "на" с винительным или предложным падежом. Например: Туристы сели на трамвай и доехали на нем до нужной остановки. Но если имеется в виду не вид транспорта, а направление движения внутрь чего-то или местонахождение в чем-то, то употребляется предлог "в" с винительным или предложным падежом Например: Туристы сели в трамвай, а в нем они уже не боялись ни дождя, ни ветра.

Синтаксические нормы в имеют следующие варианты.

1. Если информация передается в виде то лицо глагола и местоимения изменяется. Например: Я сказал: "Я приеду поздно". - Ты сказал, что (ты) приедешь поздно.

2. Союзы "прежде чем" и "перед тем как" имеют оттенки значений в предложениях с придаточным времени. Первый из них употребляется, когда нужно обратить внимание на то, что действие главного предложения обуславливает действие придаточного. Например: Прежде чем писать контрольную, повторите пройденный материал. Союз перед "тем как" употребляется в том случае, когда действия в обоих предложениях тесно взаимосвязаны и совершаются почти в одно и то же время. Например: Перед тем как писать контрольную работу, хотя бы повторите пройденный материал.

3. Если необходимо выделить цель или причину, составной союз делится на две части. При этом первая из них остается в главном предложении, а к придаточному уходит вторая. Например: Она не захотела составить им компанию, потому что это не входило в ее планы. Она не захотела составить им компанию потому, что это не входило в ее планы.

4. В придаточных предложениях сравнения употребляются союзы "будто" и "как". Они имеют разное значение. Первый целесообразно употреблять в предложениях с указанием на условный, недостоверный факт, а второй - с указанием на сравнение как на настоящий факт. Например: Дождь лил все лето, как это бывает лишь осенью. Дождь лил все лето, будто кто-то постоянно выжимал облака.

Синтаксические складываются закономерно и объективно. Это значит, что они не зависят от желания или воли конкретного носителя языка. Синтаксические нормы обновляются и формируются вместе с развитием общества, искусства и литературы, с изменением условий жизни, возникновением традиций и улучшением человеческих взаимоотношений.

Русский язык. Подготовка учащихся к итоговой аттестации: ОГЭ, ЕГЭ. Все классы.

Синтаксические нормы русского литературного языка регламентируют построение словосочетаний и предложений. Ошибки чаще всего связаны с неправильным выбором управляемой формы в словосочетании, нарушением согласования подлежащего и сказуемого, использованием причастных и деепричастных оборотов, а также построением некоторых типов сложных предложений. Эти ошибки относятся к разряду грамматических (критерий К9 при проверке сочинений ЕГЭ).
При построении словосочетаний используются связи управление, согласование и примыкание.

Управление - подчинительная связь, в которой главное слово требует употребления зависимого в определённом падеже. При этом допускаются ошибки типа пример доказывает (подтверждает) о том, что… вместо правильного пример доказывает (подтверждает) то, что…; автор поднимает проблему о воспитании вместо автор поднимает проблему воспитания.

Следует обратить внимание на различие управления слов, близких по значению:
беспокоиться о сыне - тревожиться за сына;
возмутиться его словам - обидеться на его слова;
удивляться красоте - восхищаться красотой;
осудить на два года - приговорить к двум годам;
отзыв о фильме - рецензия на фильм;
обращать внимание на проблему - уделять внимание проблеме - усилить внимание к проблеме;
превосходство над соперником - преимущество перед соперником;
типично (характерно) для него - свойственно (присуще) ему;
предостеречь от опасности - предупредить об опасности;
привычный для всех - знакомый всем.

Часто встречаются ошибки при использовании ряда слов разных частей речи:
бояться темноты (разговорное: бояться темноту);
достигать полутора метров в длину (неверно: достигать полтора метра в длину);
то, чего нам удалось достичь (неверно: то, что нам удалось достичь);
принять участие в соревнованиях (неверно: принять участие на соревнованиях);
избегать опасности (неверно: избегать опасность);
касаться вопроса (устаревшее: касаться до вопроса).

Нужно учитывать, что однокоренные слова разных частей речи могут иметь разное управление:
удивляться молчанию - удивлён молчанием;
рассердиться на обман - рассержен обманом;
верить в победу - уверенность в победе;
заменить старую машину новой - сменить старую машину на новую;
плата за услуги - оплата услуг;
платить/заплатить/уплатить за проезд - оплатить проезд;
подключиться к обсуждению - включиться в обсуждение;
различать звуки и буквы - отличать звуки от букв;
сверять копию с оригиналом - проверять слово по словарю.

При этом в большинстве случаев однокоренные слова имеют одинаковое управление: посвятить жизнь служению народу (неверно: посвятить жизнь служению народа) - служить народу.

Часто нарушение синтаксических норм связано с неправильным употреблением предлогов, например: прийти со школы вместо правильного прийти из школы (идти в школу - возвращаться из школы, идти на завод - прийти с завода). Использование этих предлогов с географическими названиями закреплено традицией. Обычно предлог с употребляется с названиями островов, рек, горных областей, но есть и отступления: приехать с Сахалина, с Енисея, с Урала, с Дальнего Востока - приехать из Франции, из Крыма.

Обратите внимание: предлог ввиду требует родительного падежа (рейс задержан ввиду снегопада) , а предлоги благодаря, согласно, вопреки - дательного (благодаря поддержке, согласно приказу, вопреки распоряжению). В некоторых часто употребляемых конструкциях предлог, обычно о, вообще является лишним:
доказывать/подтверждать это (неверно: доказывать/подтверждать об этом);
дать совет, как писать сочинение (неверно: дать совет о написании сочинения);
привести примеры чуткого отношения к людям (неверно: привести примеры о чутком отношении к людям);
коснуться темы защиты природы (неверно: коснуться темы о защите природы).

К достаточно распространённым речевым недочётам относится так называемое «нанизывание падежей» (расположение цепочкой нескольких одинаковых падежных форм, чаще всего родительного): дом племянника жены кучера доктора. Такие конструкции характерны для официально-делового и научного стиля, и их не всегда можно избежать, однако к этому нужно стремиться, чтобы не затемнялся смысл высказывания. (Ср.: Во избежание падения при экстренном торможении просьба держаться за поручни. - Чтобы не упасть, держитесь за поручни.)

Нормой русского языка является грамматическое согласование определения с главным (определяемым) словом в словосочетании подлежащего со сказуемым.

При согласовании сказуемого с подлежащим необходимо обращать внимание на следующие факторы:
опытный врач Смирнова сразу поставила диагноз (определение и сказуемое согласуются с ближайшим существительным);
Татьяна Петровна, учитель литературы, провела контрольную работу (в предложении с обособленным приложением сказуемое согласуется с подлежащим, выраженным именем собственным), но: город Самара понравился мне; собака Мухтар лаяла;
ребятня бегала по двору (при собирательных существительных - ребятня, молодёжь, родня, детвора и т. д. - сказуемое в форме единственного числа);
все, кто побывал в этом месте, были в восторге; он рассказал о том, что случилось (кто требует сказуемого и определения в форме единственного числа мужского рода, а местоимение что - в единственном числе среднего рода), но: те, что опоздали, стояли в дверях;
большинство поддержало старосту; большинство участников уже выступило; часть спортсменов закончила тренировку; ряд абитуриентов покинул аудиторию (когда подлежащее выражено существительным с собирательным количественным значением, сказуемое согласуется с существительным в именительном падеже).

В подобных случаях сказуемое во множественном числе употребляется в тех случаях, если:
между подлежащим и сказуемым есть другие члены предложения или придаточное предложение (Большинство людей, прочитавших книгу, высоко оценили её; Большинство людей, которые прочитали книгу, высоко оценили её);
На солнышке Полкан с Барбосом лёжа грелись (сказуемое во множественном числе, т. к. подлежащее выражено сочетанием с существительным в творительном падеже с предлогом с );
если подлежащее выражено сочетанием числительного с существительным, то сказуемое стоит в единственном числе (в прошедшем времени - в среднем роде), если внимание обращается на совокупность предметов (На той стороне улицы стоит десять домов; В каждую машину село по четыре человека; но: прошло два года - два года пролетели незаметно ), и во множественном числе, если обращается внимание на то, что каждый в отдельности является производителем действия (Семь учеников сдали экзамен на пятёрки);
если подлежащее выражено сочетанием слов несколько, сколько, много, мало с существительным, то сказуемое ставится в единственном числе (Несколько книг лежало на столе), но при названиях лиц обычно употребляется множественное число (Несколько ребят спорили о чём-то).

Предложения с однородными членами

И в устной, и в письменной речи употребляются предложения с однородными членами, и нередко при этом допускаются ошибки. Например, объединяются слова, обозначающие родовые и видовые понятия (в комнате два книжных шкафа и мебель ), частично совпадающие по объёму (делал уроки и писал упражнения ) или далёкие друг от друга по значению (любил собак и жареные семечки ).
Следует избегать ситуаций, когда одно из слов может быть отнесено к разным рядам однородных членов (Клиент требовал устранения неполадок и директора ).
Не допускается объединение в ряду однородных полной и краткой формы прилагательных или причастий (Девушка была стройна и красивая; Дом достроен и заселённый ), инфинитива и существительного (Люблю плавание и читать ).
При использовании двойных союзов (не только…, но и; не столько…, сколько; как…, так и; хотя…, но и др. ) нужно помнить, что части таких союзов должны стоять непосредственно рядом с однородными членами. Недопустим такой порядок слов в предложении: Мы не только осмотрели сам город, но и некоторые музеи. Однородными являются дополнения город, музеи, и части союза должны стоять перед ними: Мы осмотрели не только сам город, но и некоторые музеи.

Следует обращать внимание на употребление предлогов при однородных членах: если все однородные имеют один и тот же предлог, его можно пропустить, если же предлоги разные, пропуск одного из них недопустим: Во время поездки он побывал в нескольких музеях, театрах, выставках; правильно: Во время поездки он побывал в нескольких музеях, театрах, на выставках.
Если однородные члены (часто сказуемые) имеют разное управление, то является ошибкой использование одного дополнения: Он любил и интересовался творчеством молодых поэтов. Сказуемое любил управляет винительным падежом (любил кого? что?), а интересовался - творительным (интересовался кем? чем?), поэтому при них не может быть общего дополнения. Предложение нужно построить, например, так: Он любил творчество молодых поэтов и интересовался им.
Не могут быть однородными разнотипные синтаксические конструкции: Мне запомнился клоун, всех смешивший и который был с красным носом; Когда пришла в дом Онегина и увидев его вещи, Татьяна поняла характер этого человека.

Предложения с причастными оборотами

При построении предложений с причастными оборотами нельзя нарушать порядок их расположения: Дети побежали купаться, приехавшие на дачу. Правильно: Дети, приехавшие на дачу, побежали купаться или Приехавшие на дачу дети побежали купаться.
Необходимо учитывать категории вида и времени, присущие причастиям, чтобы не допускать ошибок и недочётов: Путешествие длилось три недели вместо предполагаемых двух. Поскольку речь идёт о прошлом, нужно использовать причастие прошедшего времени: Путешествие длилось три недели вместо предполагавшихся двух.
Следует помнить, что действительные причастия обозначают признак того, кто (что) непосредственно производит действие (бегущий спортсмен, приземлившийся самолет) . Страдательные причастия обозначают признак того, кто (что) испытывает действие (протираемая поверхность, изученный материал) . Иногда значение страдательного залога может быть выражено действительными причастиями с постфиксом -ся (обсуждаемая проблема - обсуждающаяся проблема) . Не всегда подобные замены удачны: выполняющиеся учениками задания, посылающиеся сообщения . Уместнее сказать: выполняемые учениками задания, посылаемые сообщения.

Предложения с деепричастными оборотами

При использовании деепричастий и деепричастных оборотов в речи следует помнить, что добавочное действие, выражаемое деепричастием, может относиться только к действующему подлежащему: Прочитав книгу, я узнал много нового (Я прочитал книгу и узнал много нового). Поэтому деепричастия не могут использоваться в безличных предложениях (Получив двойку, мне стало грустно; правильно: Получив двойку, я загрустил или Я загрустил, когда получил двойку), кроме тех, в которых есть инфинитив (Получив двойку, нужно её исправить).

Употребляя деепричастия совершенного и несовершенного, вида следует обращать внимание на порядок слов и ещё ряд факторов. Так, в предложении Подъезжая к дому, машина остановилась есть смысловая неточность, следовало бы сказать Подъехав к дому, машина остановилась. В другом примере нужно заменить деепричастие глаголом, а глагол - деепричастием и таким образом избежать бессмыслицы: Смертельно ранив Ленского, Онегин выстрелил. Чтобы восстановить порядок действий, следует сказать: Выстрелив, Онегин смертельно ранил Ленского.

Сложные предложения

При построении сложного предложения не стоит загромождать его придаточными: Когда мы выходим в Интернет, мы узнаем о событиях, которые произошли в мире, пока наша жизнь шла своим чередом, потому что у каждого из нас достаточно дел и забот, чтобы не слишком-то следить всем, что случается в самых разных точках планеты, несмотря на то что это, безусловно, важно и интересно, ведь нам довелось жить в такое непростое время, хотя, пожалуй, любая эпоха в истории человечества была сложной, что подтверждается многочисленными свидетельствами.
К нарушению синтаксической нормы приводит нанизывание однотипных конструкций сложносочинённого или сложноподчинённого предложения: На пороге школы, в которой нам предстояло учиться, нас встретила учительница, которая приветливо улыбалась и подбадривала ребят, которые чувствовали себя не очень уверенно; Даже самые маленькие участники похода не жаловались на усталость, а старшие ребята старались им помочь, а путь до лагеря был неблизкий.
Следует указать на неуместную вставку или, наоборот, отсутствие указательных слов тот, то, такой и др.: Позиция автора заключается, что он призывает всех поступать по совести (Позиция автора заключается в том, что…); Необходимо то, чтобы все задумались над этой проблемой (то является лишним).
Допускаются ошибки в предложениях с косвенной речью. Заменяя прямую речь косвенной, нужно помнить, что это разные конструкции. Необходимо заменять формы первого лица подлежащего и глагола-сказуемого и правильно выбирать средства связи частей предложения: Лермонтов писал: «Люблю отчизну я…» - Лермонтов писал, что он любит отчизну. Она спросила: «Ты придёшь?» - Она спросила, приду ли я.



Похожие статьи

© 2024 my-kross.ru. Кошки и собаки. Маленькие животные. Здоровье. Лекарство.