Сообщение о жизни и творчестве гайдна. Йозеф гайдн - биография, информация, личная жизнь. В художественной литературе

Композитора Франца Йозефа Гайдна называют родоначальником современного оркестра, «отцом симфонии», основателем классического инструментального жанра.

Композитора Франца Йозефа Гайдна (Franz Joseph Haydn) называют родоначальником современного оркестра, «отцом симфонии», основателем классического инструментального жанра.

Родился Гайдн в 1732 году. Его отец был каретным мастером, мать служила кухаркой. Дом в местечке Рорау на берегу реки Лейты , где маленький Йозеф провёл детские годы, сохранился до сегодняшнего дня.

Дети ремесленника Матиаса Гайдна очень любили музыку. Франц Йозеф был одарённым ребёнком – ему с рождения был дан звонкий мелодичный голос и абсолютный слух; у него было отличное чувство ритма. Мальчик пел в местном церковном хоре и сам пытался освоить игру на скрипке и клавикордах. Как это всегда случается у подростков – у юного Гайдна в переходном возрасте пропал голос. Он сразу же был уволен из хора.

Восемь лет юноша зарабатывал частными уроками музыки, постоянно совершенствовался с помощью самостоятельных занятий и пробовал сочинять произведения.

Жизнь свела Йозефа с венским комиком, популярным актёром – Иоганном Йозефом Курцем . Это была удача. Курц заказал у Гайдна музыку для собственного либретто оперы «Кривой бес». Комическое произведение было успешным – два года оно шло на театральной сцене. Однако критики поспешили обвинить молодого композитора в легкомыслии и «шутовстве». (Этот штамп позже неоднократно переносился ретроградами и на другие произведения композитора.)

Знакомство с композитором Никола Антонио Порпорой многое дало Гайдну в плане творческого мастерства. Он прислуживал знаменитому маэстро, был на его уроках аккомпаниатором и постепенно учился сам. Под крышей дома, на холодном чердаке Йозеф Гайдн пытался сочинять музыку на стареньких клавикордах. В его произведениях было заметно влияние творчества прославленных композиторов и народной музыки: венгерских, чешских, тирольских мотивов.

В 1750 году Франц Йозеф Гайдн сочинил мессу фа-мажор, а в 1755 году написал первый струнный квартет. С этого времени наступил перелом в судьбе композитора. Йозеф получил неожиданную материальную поддержку от помещика Карла Фюрнберга . Меценат рекомендовал молодого композитора графу из Чехии – Йозефу Францу Морцину – венскому аристократу. До 1760 года Гайдн служил у Морцина капельмейстером, имел стол, кров и жалованье, мог всерьёз заниматься музыкой.

С 1759 года Гайдном было создано четыре симфонии. В это время молодой композитор женился – вышло это экспромтом, неожиданно для него самого. Тем не менее, брак с 32-летней Анной Алоизией Келлер был заключён. Гайдну было всего 28, Анну он никогда не любил.

20 шиллингов, 1982, Автрия, Гайдн

После женитьбы Йозеф потерял место у Морцина и остался без заработка. Ему вновь повезло – он получил приглашение от влиятельного князя Павла Эстергази , который смог оценить его талант.

Тридцать лет Гайдн прослужил в должности дирижера. Его обязанностью было руководство оркестром и управление хоровой капеллой. По требованию князя композитор сочинял оперы, симфонии, инструментальные пьесы. Он мог писать музыку и слушать её тут же в живом исполнении. За период службы у Эстергази он создал множество произведений – только симфоний в те годы было написано сто четыре!

Симфонические концепции Гайдна были непритязательными, простыми и органичными для обычного слушателя. Сказочник Гофман однажды назвал сочинения Гайдна «выражением по-детски радостной души».

Мастерство композитора достигло совершенства. Имя Гайдна было известно многим за пределами Австрии – его знали в Англии и Франции, в России. Однако знаменитый маэстро не имел права исполнять или продавать произведения без согласия Эстергази. Выражаясь сегодняшним языком – князю принадлежали «авторские права» на всё творчество Гайдна. Даже дальние поездки без ведома «хозяина» Гайдну были запрещены.

Однажды, находясь в Вене, Гайдн познакомился с Моцартом. Два гениальных музыканта много беседовали и вместе исполняли квартеты. К сожалению, у австрийского композитора немного было таких возможностей.

Была у Йозефа и возлюбленная – певица Луиджа , мавританка из Неаполя – обаятельная, но корыстная женщина.

Уйти со службы и стать независимым композитор не мог. В 1791 году старый князь Эстергази скончался. Гайдну было 60 лет. Наследник князя распустил капеллу, а капельмейстеру назначил пенсию, чтобы ему не приходилось зарабатывать на жизнь. Наконец-то Франц Йозеф Гайдн стал свободным человеком! Он отправился в морское путешествие, дважды посетил Англию. В эти годы уже немолодой композитор написал множество произведений – среди них двенадцать «Лондонских симфоний», оратории «Времена года» и «Сотворение мира». Произведение «Времена года» стало апофеозом его творческого пути.

Масштабные музыкальные работы давались стареющему композитору нелегко, но он был счастлив. Оратории стали пиком творчества Гайдна – больше он не написал ничего. Последние годы композитор прожил в маленьком уединённом домике на окраине Вены. Его посещали поклонники – он любил беседовать с ними, вспоминая свою молодость, полную творческих поисков и лишений.

Саркофаг, где захоронены останки Гайдна

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Весь сложный мир классической музыки, который невозможно охватить одним взглядом, принято условно делить на эпохи или стили (это относится ко всему классическому искусству, но сегодня мы говорим именно о музыке). Одним из центральных этапов развития музыки является эпоха музыкального классицизма. Эта эпоха дала мировой музыке три имени, которые, наверное, любой человек, хотя бы немного наслышанный о классической музыке, сможет назвать: Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен. Так как жизнь этих трех композиторов была так или иначе связана с Веной XVIII века, стиль их музыки, а также само блестящее созвездие их имен получило название венского классицизма. Самих этих композиторов называют венскими классиками.

"Папаша Гайдн" - чей папаша?

Самым старшим из трех композиторов, а значит, основоположником стиля их музыки, является Франц Йозеф Гайдн, биографию которого вы и прочтете в этой статье (1732-1809) - "папаша Гайдн" (говорят, так назвал Йозефа сам великий Моцарт, который, кстати, был младше Гайдна на несколько десятков лет).

Любой бы стал важничать! А папаша Гайдн? Ничуть. Встает чуть свет и — работает, пишет свою музыку. И одет так, словно он не знаменитый композитор, а незаметный музыкант. И в еде прост, и в разговоре. Взял созвал всех мальчишек с улицы и разрешил им есть чудесные яблоки в своем саду. Сразу видно, что отец его был бедняк и что детей в семье было много — семнадцать! Если бы не случай, может, Гайдн, как отец, стал бы каретных дел мастером.

Раннее детство

Маленькая, затерянная в Нижней Австрии деревушка Рорау, огромное семейство, во главе которого - обычный труженик, каретник, в ведении которого вовсе не владение звуком, а телеги и колеса. Но звуком отец Йозефа тоже владел неплохо. В бедном, но гостеприимном доме Гайднов часто собирались деревенские жители. Они пели и плясали. Австрия вообще очень музыкальна, но, быть может, главным предметом их интереса был сам хозяин дома. Не зная нотной грамоты, он тем не менее неплохо пел и аккомпанировал сам себе на арфе, подбирая аккомпанемент по слуху.

Первые успехи

На маленьком Йозефе ярче всех остальных детей сказались музыкальные способности отца. Уже в пять лет он выделялся среди сверстников красивым, звонким голоском и отличным чувством ритма. С такими музыкальными данными ему просто на роду было написано не расти в родной семье.

В то время церковные хоры остро нуждались в высоких голосах - женских голосах: сопрано, альтах. Женщины, согласно устройству патриархального общества, в хоре не пели, поэтому их голоса, так нужные для полного и гармоничного звучания, заменялись на голоса совсем еще юных мальчиков. До начала мутации (то есть перестройки голоса, являющейся частью изменений организма во время переходного возраста) мальчики с хорошими музыкальными данными вполне могли заменить женщин в хоре.

Вот и совсем маленького Йозефа забрали в хор церкви Хайнбурга - небольшого городка на берегу Дуная. Для его родителей это наверняка стало громадным облегчением - в таком раннем возрасте (Йозефу было примерно семь) никто из их семьи еще не перешел на самообеспечение.

Городок Хайнбург вообще сыграл немаловажную роль в судьбе Йозефа - здесь он начал профессионально учиться музыке. А вскоре хайнбургскую церковь посетил Георг Ройтер - крупный музыкант из Вены. Он объезжал страну все с той же целью - подыскать способных, голосистых мальчиков для пения в хоре собора св. Стефана. Это нам вряд ли что-то говорит такое название, а для Гайдна это была большая честь. Собор святого Стефана! Символ Австрии, символ Вены! Громадный, с гулко отзывающимися сводами образец готической архитектуры. Но и заплатить за пение в таком месте Гайдну пришлось с лихвой. Длинные торжественные богослужения и придворные празднества, на которых тоже нужен был хор, отнимали огромную часть его свободного времени. А ведь надо было еще учиться в школе при соборе! Делать это приходилось урывками. Руководитель хора, тот самый Георг Ройтер, мало интересовался тем, что происходило в умах и сердцах его подопечных, и не заметил, что один из них делает свои первые, может, неуклюжие, но самостоятельные шаги в мире сочинения музыки. Творчество Йозефа Гайдна тогда еще носило печать дилетантства и самых первых проб. Консерваторию для Гайдна заменил хор. Часто приходилось разучивать гениальные образцы хоровой музыки предшествующих эпох, а Йозеф попутно делал для себя выводы о приемах, которыми пользовались композиторы, извлекал из нотного текста нужные ему знания и навыки.

Мальчику приходилось выполнять и совсем уж не связанную с музыкой работу, например, прислуживать за придворным столом, подносить блюда. Но и это оказалось благотворным для развития будущего композитора! Дело в том, что вельможи при дворе кушали не иначе как под высокую симфоническую музыку. А маленький лакей, которого и не замечали важные вельможи, подавая блюда, делал про себя необходимые ему выводы о строении музыкальной формы или наиболее красочных гармониях. Безусловно, к интересным фактам из жизни Йозефа Гайдна относится сам факт его музыкального самообразования.

Обстановка в школе была суровой: мальчиков мелочно и строго наказывали. Дальнейших перспектив не предвиделось: как только голос начинал ломаться и уже не был по-прежнему высоким и звучным, его обладателя безжалостно выкидывали на улицу.

Минорное начало самостоятельной жизни

Такая же участь постигла и Гайдна. Ему уже было 18 лет. Несколько дней побродив по улицам Вены, он встретил старого школьного товарища, и тот помог ему найти квартиру, точнее - маленькую комнатку под самым чердаком. Вену недаром называют музыкальной столицей мира. Даже тогда, не прославленная еще именами венских классиков, она была музыкальнейшим городом Европы: по улицам плавали мелодии песен и танцев, а в комнатушке под самый крышей, в которой поселился Гайдн, оказалось настоящее сокровище - старый, разбитый клавикорд (музыкальный инструмент, один из предшественников фортепиано). Много играть на нем, однако, не приходилось. Большую часть времени отнимали поиски работы. В Вене удается раздобыть лишь несколько частных уроков, доходы от которых едва-едва позволяют удовлетворить необходимые потребности. Отчаявшись найти работу в Вене, Гайдн пускается в странствия по близлежащим городам и селам.

Никколо Порпора

Это время - юность Гайдна - омрачено острой нуждой и постоянными поисками работы. До 1761 года ему удается находить работу лишь на время. Описывая этот период его жизни, следует отметить работу концертмейстером у итальянского композитора, а также вокалиста и педагога Никколо Порпора. Гайдн устроился к нему специально, чтобы подучиться теории музыки. Подучиться получилось во время выполнения обязанностей лакея: Гайдну приходилось не только аккомпанировать.

Граф Морцин

С 1759 года в течение двух лет Гайдн живет и работает в Чехии, в имении графа Морцина, у которого была оркестровая капелла. Гайдн - капельмейстер, то есть управляющий этой капеллой. Здесь он в большом количестве пишет музыку, музыку, безусловно, очень хорошую, но именно такую, которую от него требует граф. Стоит заметить, что большинство музыкальных произведений Гайдна написаны именно при выполнении служебных обязанностей.

Под началом князя Эстерхази

В 1761 году Гайдн переходит на службу в капеллу уже венгерского князя Эстерхази. Запомните эту фамилию: умрет старший Эстерхази, имение перейдет в ведомство его сына, а Гайдн все так же будет служить. Он прослужит капельмейстером у Эстерхази тридцать лет.

Тогда Австрия представляла собой огромное феодальное государство. В ее состав входили и Венгрия, и Чехия. Феодалы - вельможи, князья, графы - считали хорошим тоном иметь при дворе оркестровую и хоровую капеллы. Вы наверняка слышали что-либо о крепостных оркестрах в России, но, может быть, не знаете, что в Европе дело также обстояло не лучшим образом. Музыкант - даже самый даровитый, даже руководитель капеллы - находился в положении слуги. В то время, когда Гайдн только начинал служить у Эстерхази, в другом австрийском городе, Зальцбурге, подрастал маленький Моцарт, которому еще предстоит, будучи на службе у графа, обедать в людской, сидя при этом выше лакеев, но ниже поваров.

Гайдну предстояло выполнять множество крупных и мелких обязанностей - от написания музыки к праздникам и торжествам и разучивания ее с хором и оркестром капеллы до дисциплины в капелле, особенностей костюма и сохранности нот и музыкальных инструментов.

Имение Эстерхази располагалось в венгерском городке Эйзенштадте. После смерти старшего Эстерхази руководить имением стал его сын. Склонный к роскоши и торжествам, он построил загородную резиденцию - Эстерхаз. Во дворец, состоявший из ста двадцати шести комнат, часто приглашались гости, а для гостей, разумеется, должна была звучать музыка. Князь Эстерхази выезжал в загородный дворец на все летние месяцы и вывозил туда всех своих музыкантов.

Музыкант или слуга?

Длительный период службы в имении Эстерхази стал временем рождения множества новых произведений Гайдна. По заказу своего хозяина он пишет крупные произведения в разных жанрах. Из-под его пера выходят и оперы, и квартеты, и сонаты, и другие сочинения. Но особенно любит Йозеф Гайдн симфонию. Это крупное, обычно четырехчастное произведение для симфонического оркестра. Именно под пером Гайдна появляется классическая симфония, то есть такой образец этого жанра, на который впоследствии будут опираться другие композиторы. За свою жизнь Гайдн написал около ста четырех симфоний (точная цифра неизвестна). И, разумеется, их большая часть была создана именно капельмейстером князя Эстерхази.

Со временем положение Гайдна достигло парадокса (к сожалению, то же самое впоследствии случится и с Моцартом): его знают, его музыку слушают, о нем говорят в разных европейских странах, а сам он не может даже поехать куда-нибудь без разрешения своего хозяина. Унижение, которое испытывает Гайдн от подобного отношения к нему князя, порой проскальзывает в письмах к друзьям: "Капельмейстер я или капельдинер?" (капельдинер - слуга).

"Прощальная" симфония Йозефа Гайдна

Редко удается композитору вырваться из круга служебных обязанностей, побывать в Вене, повидать друзей. Кстати, на некоторое время судьба сводит его с Моцартом. Гайдн был одним из тех, кто безоговорочно признал не только феноменальную виртуозность Моцарта, но именно его глубокий талант, позволявший Вольфгангу заглядывать в будущее.

Однако эти отлучки были редкими. Куда чаще Гайдну и музыкантам капеллы приходилось задерживаться в Эстерхазе. Князь порой и в начале осени не хотел отпускать капеллу в город. В биографии Йозефа Гайдна к интересным фактам, бесспорно, относится история создания его 45-й, так называемой Прощальной симфонии. Князь в очередной раз надолго задержал музыкантов в летней резиденции. Давно уже наступили холода, музыканты долго не видели членов своих семей, а болота, окружавшие Эстерхаз, не способствовали крепкому здоровью. Музыканты обратились к своему капельмейстеру с просьбой попросить о них князя. Вряд ли бы помогла прямая просьба, поэтому Гайдн пишет симфонию, которую исполняет при свечах. Симфония состоит не из четырех, а из пяти частей, и во время последней музыканты поочередно встают, кладут инструменты и выходят из зала. Таким образом Гайдн напомнил князю, что пора увозить капеллу в город. Предание гласит, что князь понял намек, и летний отдых наконец-то закончился.

Последние годы жизни. Лондон

Жизнь композитора Йозефа Гайдна развивалась подобно тропке в горах. Подниматься тяжело, но зато в конце - вершина! Кульминация и его творчества, и его славы пришлась на самый конец жизни. Произведения Гайдна достигли окончательной зрелости в 80-х гг. XVIII века. К образцам стиля 80-х относят шесть так называемых парижских симфоний.

Непростая жизнь композитора ознаменовалась триумфальным завершением. В 1791 году умирает князь Эстерхази, а его наследник распускает капеллу. Гайдн - уже известный по всей Европе композитор - становится почетным гражданином Вены. Он получает в этом городе домик и пожизненную пенсию. Последние годы жизни Гайдна проходят весьма лучезарно. Он дважды посещает Лондон - в результате этих поездок появились двенадцать лондонских симфоний - последних его произведений в этом жанре. В Лондоне он знакомится с творчеством Генделя и под впечатлением от этого знакомства впервые пробует себя в жанре оратории - любимом жанре Генделя. На склоне лет Гайдн создает две оратории, известные до сих пор: "Времена года" и "Сотворение мира". Музыку Йозеф Гайдн пишет до самой смерти.

Заключение

Мы рассмотрели основные этапы жизни отца классического стиля в музыке. Оптимизм, торжество добра над злом, разума - над хаосом и света - над мраком, вот характерные черты музыкальных произведений Йозефа Гайдна.

1. Характеристика творческого стиля Гайдна.

Й. Гайдн (1732 - 1809) – австрийский композитор (местечко Рорау близ Вены) – представитель венской классической школы. Способствовал формированию классических жанров – симфонии, сонаты, инструментального концерта, квартета, а также сонатной формы.

Именно Гайдну суждено было стать родоначальником классического симфонизма. Он окончательно утвердил классические принципы построения сонатно-симфонического цикла. Сонатно-симфонический цикл состоит обычно из 3-х или 4-х частей. В 3-хчастный цикл (соната, концерт) входят сонатное allegro, медленная часть (Adagio, Andante, Largo) и финал. В 4-хчастном цикле (симфония, квартет) между медленной частью и финалом находится менуэт (Бетховен же отступает от этой традиции и вводит вместо менуэта скерцо).

В творчестве Гайдна сложился постоянный состав струнного квартета, ставшего характерным представителем камерной инструментальной музыки: 2 скрипки, альт, виолончель.

Гайдн утвердил также классический – парный – состав симфонического оркестра: 2 флейты, 2 гобоя, 2 фагота, 2 валторны, 2 трубы, пара литавр и струнный квинтет: 2 группы скрипок (I и II), альты, виолончели и контрабасы. Изредка в симфониях Гайдна появляются кларнеты. А вот тромбоны впервые использует лишь Бетховен.

Гайдн писал музыку в самых разнообразных жанрах:

104 симфонии;

Огромное количество камерных ансамблей (83 квартета, трио);

Свыше 30 концертов для различных инструментов, в т.ч. и клавира;

Произведения для клавира соло: 52 сонаты, рондо, вариации;

2 оратории: «Сотворение мира» и «Времена года»;

Около 50 песен;

Творческий путь Гайдна оказался на редкость долгим. При Гайдне протекала деятельность Баха и его сыновей, при нём осуществил свою оперную реформу Глюк, он общался с Моцартом, которого считал первым композитором мира (в свою очередь, Моцарт посвятил Гайдну 6 квартетов). При жизни Гайдна была написана большая часть симфоний Бетховена, который в молодости брал у него уроки. Гайдн умер незадолго до того, как юный Шуберт начал сочинять свои песни. Даже на склоне лет композитор был на редкость свежим и бодрым человеком, полным творческих сил и молодого задора.

Искусство Гайдна тесно связано с эпохой Просвещения, что проявляется в:

рациональной основе его творчества;

стройности, уравновешенности и продуманности всех компонентов художественного образа;

связи с фольклором (один из главных лозунгов немецкого Просвещения). Творчество Гайдна – своеобразная антология фольклора разных народов (австрийского, немецкого, венгерского, славянского, французского). Гайдн родился в Австрии, неподалёку от Венгрии. Однако в округе преобладало хорватское население. Два года Гайдн служил в чешской усадьбе у графа Морцина и 30 лет – у венгерского князя Эстергази. Всю жизнь он впитывал в себя музыкальную речь разных народов. Но ближе всего Гайдну была стихия австро-немецкой бытовой песенно-танцевальной музыки.

оптимистическом строе произведений. Бодрая, энергичная, жизнерадостная, музыка Гайдна вселяет веру в силы человека, поддерживает его стремление к счастью. В одном из своих писем Гайдн писал: «Часто, когда я боролся со всевозможными препятствиями, которые возникали на пути моего труда, когда сила духа и тела покидало меня и мне бывало трудно не сойти со стези, на кою я ступил, тогда сокровенное чувство нашёптывало мне: «На земле так мало весёлых и довольных людей, повсюду их подстерегают заботы и горе, быть может, твой труд станет источником, из коего озабоченный и обременённый делами человек почерпнет на несколько мгновений покой и отдых»».

Излюбленные образы гайдновского творчества:

юмористические,

народно-бытовые. Это не генделевский легендарно-героический народ, а простые люди, крестьяне, современники композитора (отец Гайдна – сельский каретник, мать - кухарка).

2. Симфонии и струнные квартеты.

Симфонии и струнные квартеты – ведущие жанры в творчестве Гайдна, хотя значение его сонат, концертов, трио, ораторий также велико.

Многие симфонии и квартеты Гайдна известны под неофициальными названиями. В одних случаях они отражают звукоподражательный или изобразительный аспект гайдновских тем, в других – напоминают об обстоятельствах их создания или первого исполнения.

К I группе относятся следующие симфонии:

«Охота», № 73

«Медведь», № 82

«Курица», № 83

«Военная», № 100

«Часы», № 101;

а также квартеты:

«Птичий», соч. 33, № 3

«Лягушачий» соч. 6, № 6

«Жаворонок», соч. 64, № 5

«Всадник», соч. 74, № 3.

Ко второй группе относятся симфонии:

«Учитель», № 55

«Мария Терезия», № 48

«Оксфордская», № 92 (эту симфонию Гайдн исполнил, когда в Оксфордском университете ему присвоили почётное звание доктора музыки).

В 80-е годы написаны «Парижские» симфонии (т. к. впервые прозвучали в Париже). В 90-е годы Гайдном созданы знаменитые «Лондонские» симфонии (их 12, среди них - № 103 «С тремоло литавр», № 104 «Саломон, или Лондон»). Примечательно, что сам Гайдн дал названия только трём ранним симфониям: «Утро», «Полдень», «Вечер» (1761).

Подавляющее большинство симфоний Гайдна светлые, оптимистичные, мажорные. Есть у Гайдна и «серьёзные», драматические симфонии – это минорные симфонии 1760 – 70-х гг.: «Жалоба», № 26; «Траурная», № 44; «Прощальная», № 45; «Страдание», № 49. Это время отмечено размолвками между Гайдном и князем Николаусом Эстергази, которого не удовлетворял чрезмерно трагичный, по его мнению, тон гайдновской музыки. Поэтому Гайдн написал 18 струнных квартетов (ор. 9, 17, 20), которых назвал «Солнечными квартетами».

Среди ранних симфоний особого внимания заслуживает «Прощальная симфония» (1772). Вместо 4-х частей в ней 5 – последняя часть введена дополнительно с оригинальной целью: во время её исполнения, по замыслу Гайдна, музыканты по очереди тушили свечи, забирали свои инструменты и уходили – вначале 1-й гобой, 2-я валторна, затем – 2-й гобой и 1-я валторна. Симфонию заканчивали 2 скрипача. По поводу её окончания сложилась легенда, ныне оспариваемая. Князь Эстергази долго держал капеллу в своей летней резиденции и не давал музыкантам отпуска. Музыканты оркестра обратились к Гайдну с просьбой похлопотать за них перед князем. Гайдн тогда и сочинил эту симфонию, финал которой, где музыканты по очереди уходят, должен был явиться для князя соответствующим намёком.

В 80-е гг. Гайдн создал «Русские» квартеты, ор. 33 (их всего 6). Название объясняется посвящением их великому князю Павлу, будущему императору Росси, который в 80-х гг. жил в Вене. В 1787 г. Появились ещё 6 квартетов ор. 50, посвящённых королю Пруссии (отмечены влиянием Моцарта).

3. Ораториальное творчество.

К вершинным творениям Гайдна принадлежат и его оратории – «Сотворение мира» «Времена года». Обе они написаны под впечатлением от ораторий Генделя, которые Гайдн слышал в Лондоне. В их основе – английские литературные первоисточники: поэма Мильтона «Потерянный рай» и поэма Томсона «Времена года». Сюжет первой оратории традиционно библейский: картина сотворения мира и жизнь Адама и Евы в раю. «Времена года» - светская оратория. Главные герои – простые люди, крестьяне: старый пахарь Симон, его дочь Ганна и молодой крестьянин Лука. В 4-х частях оратории композитор изображает все времена года и сопоставляет картины природы (летняя гроза, зимняя стужа) с картинами крестьянского быта.

Гайдна справедливо считают отцом симфонии и квартета, великим основателем классической инструментальной музыки, родоначальником современного оркестра.

Франц Йозеф Гайдн родился 31 марта 1732 года в Нижней Австрии, в небольшом местечке Рорау, расположенном на левом берегу реки Лейты, между городками Брук и Хайнбург, вблизи венгерской границы. Предки Гайдна были потомственными австро-немецкими ремесленниками-крестьянами. Отец композитора, Матиас, занимался каретным делом. Мать - урожденная Анна Мария Коллер - служила кухаркой.

Музыкальность отца, его любовь к музыке унаследовали дети. Маленький Йозеф уже в пять лет обратил на себя внимание музыкантов. Он обладал прекрасным слухом, памятью, чувством ритма. Его звонкий серебристый голос приводил всех в восхищение.

Благодаря своим выдающимся музыкальным способностям мальчик попал сначала в церковный хор небольшого городка Гайнбурга, а затем в хоровую капеллу при кафедральном (главном) соборе Св. Стефана в Вене. Это было знаменательным событием в жизни Гайдна. Ведь иной возможности получить музыкальное образование он не имел.

Пение в хоре было для Гайдна очень хорошей, но единственной школой. Способности мальчика быстро развивались, и ему стали поручать трудные сольные партии. Церковный хор часто выступал на городских празднествах, свадьбах, похоронах. Приглашали хор и для участия в придворных торжествах. А сколько времени уходило на выступления в самой церкви, на репетиции? Всё это было тяжелой нагрузкой для маленьких певчих.

Йозеф был понятливым и быстро воспринимал всё новое. Он даже находил время заниматься игрой на скрипке и клавикорде и достиг значительных успехов. Только вот его попытки сочинять музыку не встречали поддержки. За девять лет пребывания в хоровой капелле он получил от её руководителя всего два урока!

Впрочем, и уроки появились не сразу. До того пришлось пережить отчаянное время поисков заработка. Понемногу удалось найти кое-какую работу, хотя и не обеспечивавшую, но всё же позволявшую не умереть с голода. Гайдн стал давать уроки пения и музыки, играл на скрипке на праздничных вечерах, а иногда и просто на больших дорогах. По заказу он сочинил несколько своих первых произведений. Но все эти заработки были случайными. Гайдн понимал: чтобы стать композитором, нужно много и упорно учиться. Он начал изучать теоретические труды, в частности книги И. Маттезона и И. Фукса.

Полезным оказалось содружество с венским комиком Иоганном Йозефом Курцем. Курц был в то время весьма популярен в Вене как талантливый актер и автор ряда фарсов.

Курц, познакомившись с Гайдном, сразу оценил его талант и предложил сочинить музыку к составленному им либретто комической оперы «Кривой бес». Гайдн написал музыку, которая, к сожалению, не дошла до нас. Мы знаем лишь, что «Кривой бес» исполнялся зимой 1751-1752 годов в театре у Каринтских ворот и имел успех. «Гайдн получил за него 25 дукатов и считал себя очень богатым».

Смелый дебют молодого, ещё мало известного композитора на театральной сцене в 1751 году сразу принёс ему популярность в демократических кругах и… весьма дурные отзывы ревнителей старых музыкальных традиций. Упреки в «шутовстве», «легкомыслии» и прочих грехах были позднее перенесены различными ревнителями «возвышенного» на остальное творчество Гайдна, начиная с его симфоний и кончая его мессами.

Последним этапом творческой юности Гайдна - перед тем как он вступил на самостоятельный композиторский путь - были занятия с Никола Антонио Порпорой, итальянским композитором и капельмейстером, представителем неаполитанской школы.

Порпора просматривал композиторские опыты Гайдна и делал ему указания. Гайдн, чтобы вознаградить учителя, был аккомпаниатором на его уроках пения и даже прислуживал ему.

Под крышей, на холодном чердаке, где ютился Гайдн, на старом разбитом клавикорде он изучал произведения прославленных композиторов. А народные песни! Сколько он их переслушал, бродя днём и ночью по улицам Вены. Тут и там звучали самые различные народные напевы: австрийские, венгерские, чешские, украинские, хорватские, тирольские. Поэтому произведения Гайдна пронизаны этими чудесными мелодиями, в большинстве своем весёлыми и жизнерадостными.

В жизни и творчестве Гайдна постепенно назревал перелом. Его материальное положение стало мало-помалу улучшаться, жизненные позиции крепнуть. Вместе с тем великое творческое дарование принесло свои первые значительные плоды.

Примерно в 1750 году Гайдн написал маленькую мессу (в Фа-мажоре), выказав в ней не только талантливое усвоение современных приёмов данного жанра, но и очевидную наклонность к сочинению «весёлой» церковной музыки. Более важным фактом является сочинение композитором первого струнного квартета в 1755 году.

Толчком послужило знакомство с любителем музыки, помещиком Карлом Фюрнбергом. Окрылённый вниманием и материальной поддержкой со стороны Фюрнберга, Гайдн написал сначала ряд струнных трио, а затем и первый струнный квартет, за которым вскоре последовало около двух десятков других. В 1756 году Гайдн сочинил концерт До-мажор. Меценат Гайдна позаботился также об упрочении его материального положения. Он рекомендовал композитора венскому аристократу из Чехии и любителю музыки графу Йозефу Францу Морцину. Зиму Морцин проводил в Вене, а летом жил в своем имении Лукавец около Плзеня. На службе у Морцина, в качестве композитора и капельмейстера, Гайдн получал даровое помещение, питание и жалованье.

Служба эта оказалась кратковременной (1759-1760 годы), но всё же помогла Гайдну сделать дальнейшие шаги в композиции. В 1759 году Гайдн создаёт свою первую симфонию, а вслед за ней в ближайшие годы четыре других.

Как в области струнного квартета, так и в области симфонии Гайдну предстояло определить и кристаллизовать жанры новой музыкальной эпохи: сочиняя квартеты, создавая симфонии, он проявил себя смелым, решительным новатором.

Во время пребывания на службе у графа Морцина Гайдн влюбился в младшую дочь своего приятеля, венского парикмахера Иоганна Петера Келлера, Терезу и всерьез собирался соединиться с ней узами брака. Однако девушка по причинам, оставшимся неизвестными, покинула родительский дом, и её отец не нашел ничего лучшего, чем сказать: «Гайдн, Вы должны бы жениться на моей старшей дочери». Неизвестно, что побудило Гайдна ответить положительно. Так или иначе, но Гайдн согласился. Ему было 28 лет, невесте - Марии Анне Алоизии Аполлонии Келлер - 32. Брак был заключён 26 ноября 1760 года, и Гайдн стал… несчастным мужем на долгие десятилетия.

Его жена вскорости проявила себя женщиной в высшей степени ограниченной, тупой и сварливой. Она абсолютно не понимала и не ценила великое дарование своего мужа. «Ей было всё равно, - выразился Гайдн однажды в старости, - кто её муж - сапожник или артист».

Мария Анна безжалостно истребила ряд нотных рукописей Гайдна, употребляя их на папильотки и подкладки под паштеты. Притом она была очень расточительной и требовательной.

Женившись, Гайдн нарушил условия службы у графа Морцина - последний принимал в свою капеллу только холостых. Впрочем, ему не пришлось долго скрывать перемену в своей личной жизни. Финансовое потрясение заставило графа Морцина отказаться от музыкальных удовольствий и распустить капеллу. Над Гайдном нависла угроза опять остаться без постоянного заработка.

Но тут он получил предложение от нового, более могущественного покровителя искусств - богатейшего и очень влиятельного венгерского магната - князя Павла Антона Эстергази. Обратив внимание на Гайдна в замке Морцина, Эстергази оценил его талант.

Недалеко от Вены, в небольшом венгерском городке Эйзенштадте, а в летнее время в загородном дворце «Эстергаз», провел Гайдн тридцать лет в должности капельмейстера (дирижёра). В обязанности капельмейстера входило руководство оркестром и певцами. Гайдн должен был также по требованию князя сочинять симфонии, оперы, квартеты и другие произведения. Нередко капризный князь приказывал написать новое сочинение к следующему дню! Талант и необычайное трудолюбие выручали Гайдна и здесь. Одна за другой появлялись оперы, а также симфонии, среди которых «Медведь», «Детская», «Школьный учитель».

Руководя капеллой, композитор мог прослушивать в живом исполнении создаваемые им произведения. Это давало возможность исправлять всё то, что недостаточно хорошо звучало, и запоминать - что получалось особенно удачным.

За период службы у князя Эстергази Гайдн написал большинство из своих опер, квартетов и симфоний. Всего Гайдн создал 104 симфонии!

В симфониях Гайдн не ставил перед собой задачи индивидуализировать сюжет. Программность композитора чаще всего основана на отдельных ассоциациях и изобразительных «зарисовках». Даже там, где она более цельна и последовательна - чисто эмоционально, как в «Прощальной симфонии» (1772 год), или жанрово, как в «Военной симфонии» (1794 год), - отчетливые сюжетные основы у неё все же отсутствуют.

Громадная ценность симфонических концепций Гайдна, при всей их сравнительной простоте и непритязательности - в очень органичном отражении и претворении единства духовного и физического мира человека.

Это мнение выражено, и очень поэтично, Э.Т.А. Гофманом:

«В сочинениях Гайдна господствует выражение детски радостной души; его симфонии ведут нас в необозримые зеленые рощи, в веселую, пеструю толпу счастливых людей, перед нами проносятся в хоровых плясках юноши и девушки; смеющиеся дети прячутся за деревьями, за розовыми кустами, шутливо перебрасываясь цветами. Жизнь, полная любви, полная блаженств и вечной юности, как до грехопадения; ни страданий, ни скорби - одно только сладостно-элегическое стремление к любимому образу, который носится вдали, в розовом мерцании вечера, не приближаясь и не исчезая, и пока он находится там, ночь не наступает, ибо он сам - вечерняя заря, горящая над горою и над рощею».

Мастерство Гайдна с годами достигло совершенства. Его музыка неизменно вызывала восхищение многочисленных гостей Эстергази. Имя композитора стало широко известно и за пределами его родины - в Англии, Франции, России. Шесть симфоний, прозвучавших в 1786 году в Париже, получили название «Парижских». Но поехать куда-либо за пределы княжеского поместья, напечатать свои произведения или просто подарить их Гайдн не имел права без согласия князя. А князь не любил отлучек «своего» капельмейстера. Он привык, чтобы Гайдн вместе с другими слугами ожидал в определенное время его распоряжений в передней. В такие моменты композитор особенно остро чувствовал свою зависимость. «Капельмейстер я или капельдинер?» - с горечью восклицал он в письмах к друзьям. Однажды ему всё же удалось вырваться и побывать в Вене, увидеть знакомых, друзей. Сколько радости доставляли ему встречи с любимым Моцартом! Увлекательные беседы сменялись исполнением квартетов, где Гайдн играл на скрипке, а Моцарт на альте. С особым удовольствием Моцарт исполнял квартеты, написанные Гайдном. В этом жанре великий композитор считал себя его учеником. Но такие встречи были чрезвычайно редки.

Довелось Гайдну испытать и другие радости - радости любви. 26 марта 1779 года в капеллу Эстергази были приняты супруги Польцелли. Антонио, скрипач, был уже не молод. Его жене - певице Луидже, мавританке из Неаполя, было всего девятнадцать лет от роду. Она была очень привлекательной. Луиджа жила с мужем несчастливо, также как и Гайдн. Измученный обществом своей сварливой и вздорной жены, он влюбился в Луиджу. Эта страсть продлилась, постепенно слабея и тускнея, до старости композитора. По-видимому, Луиджа отвечала Гайдну взаимностью, но всё же в её отношении проявилось больше корысти, чем искренности. Во всяком случае, она неуклонно и очень настойчиво выманивала у Гайдна деньги.

Молва даже называла (неизвестно, справедливо ли) сына Луиджи Антонио сыном Гайдна. Старший сын её Пьетро стал любимцем композитора: Гайдн по-отечески заботился о нем, принимал деятельное участие в его обучении и воспитании.

Несмотря на зависимое положение, уйти со службы Гайдн не мог. В то время музыкант имел возможность работать только в придворных капеллах или руководить церковным хором. До Гайдна ещё ни один композитор не решался на независимое существование. Не рискнул расстаться с постоянной работой и Гайдн.

В 1791 году, когда Гайдну было уже около 60 лет, умер старый князь Эстергази. Его наследник, не питавший большой любви к музыке, распустил капеллу. Но и ему было лестно, чтобы композитор, ставший известным, числился его капельмейстером. Это вынудило молодого Эстергази назначить Гайдну пенсию, достаточную для того, чтобы «его слуга» не поступал на новую службу.

Гайдн был счастлив! Наконец-то он свободен и независим! На предложение поехать с концертами в Англию он дал согласие. Совершая путешествие на корабле, Гайдн впервые увидел море. А сколько раз он мечтал о нём, стараясь представить себе безбрежную водную стихию, движение волн, красоту и изменчивость окраски воды. Когда-то в молодости Гайдн даже пытался передать в музыке картину разбушевавшегося моря.

Необычной была для Гайдна и жизнь в Англии. Концерты, в которых он дирижировал своими произведениями, проходили с триумфальным успехом. Это было первое открытое массовое признание его музыки. Университет в городе Оксфорде избрал его своим почетным членом.

Гайдн дважды посетил Англию. За эти годы композитор написал свои знаменитые двенадцать «Лондонских симфоний». «Лондонские симфонии» завершают эволюцию симфонизма Гайдна. Талант его достиг наивысшего расцвета. Глубже и выразительнее зазвучала музыка, серьёзнее стало содержание, богаче и разнообразнее краски оркестра.

Несмотря на огромную занятость, Гайдн успевал слушать и новую музыку. Особенно сильное впечатление произвели на него оратории немецкого композитора Генделя, его старшего современника. Впечатление от музыки Генделя было так велико, что, возвратившись в Вену, Гайдн написал две оратории - «Сотворение мира» и «Времена года».

Сюжет «Сотворения мира» чрезвычайно прост и наивен. Две первые части оратории повествуют о возникновении мира по воле Бога. Третья и последняя часть - о райской жизни Адама и Евы до грехопадения.

Характерен ряд суждений современников и ближайших потомков о «Сотворении мира» Гайдна. Эта оратория имела при жизни композитора огромный успех и очень приумножила его славу. Тем не менее прозвучали и критические голоса. Естественно, наглядная образность музыки Гайдна шокировала философов и эстетиков, настроенных на «возвышенный» лад. Серов восторженно написал по поводу «Сотворения мира»:

«Что за гигантское создание - эта оратория! Там есть, между прочим, одна ария, изображающая сотворение птиц, - это решительно высшее торжество звукоподражательной музыки, и притом «какая энергия, какая простота, какая простодушная грация!» - это решительно выше всякого сравнения». Ораторию «Времена года» следует признать ещё более значительным произведением Гайдна, чем «Сотворение мира». Текст оратории «Времена года», как и текст «Сотворения мира», был написан ван Свитеном. Вторая из больших ораторий Гайдна более многообразна и глубоко человечна не только по содержанию, но и по форме. Это целая философема, энциклопедия картин природы и патриархальной крестьянской морали Гайдна, славящей труд, любовь к природе, прелести деревенской жизни и чистоту наивных душ. К тому же сюжет позволил Гайдну создать очень стройную и законченную, гармоничную музыкальную концепцию целого.

Сочинение громадной партитуры «Времён года» далось дряхлеющему Гайдну нелегко, стоило ему многих волнений и бессонных ночей. Под конец его мучили головные боли и неотвязность музыкальных представлений.

«Лондонские симфонии» и оратории были вершиной творчества Гайдна. После ораторий он уже почти ничего не написал. Слишком напряженно прошла жизнь. Силы его иссякли. Последние годы композитор провел на окраине Вены, в маленьком домике. Тихое и уединенное жилище посещали почитатели таланта композитора. Беседы касались прошлого. Особенно любил вспоминать Гайдн свою молодость - тяжёлую, трудовую, но полную смелых, настойчивых поисков.

Умер Гайдн в 1809 году и похоронен был в Вене. Впоследствии его останки перенесли в Эйзенштадт, где он провёл так много лет своей жизни.

гайдн композитор инструментальный оркестр

Одним из величайших композиторов всех времен является Франц Йозеф Гайдн. Гениальный музыкант австрийского происхождения. Человек, создавший основы классической музыкальной школы, а также оркестрово-инструментальный стандарт, который мы наблюдаем и в наше время. Помимо этих заслуг Франц Йозеф представлял Венскую классическую школу. Среди музыковедов бытует мнение, что музыкальные жанры симфония и квартет - впервые были сочинены именно Йозефом Гайдном. Очень интересную и насыщенную событиями жизнь прожил талантливый композитор. Об этом и многом другом вы узнаете на данной странице.

Франц Йозеф Гайдн. Фильм.



Краткая биография

31 марта 1732 года маленький Йозеф появился на свет в ярмарочной коммуне Рорау (Нижняя Австрия). Его отец был мастером колесного дела, а мать работала прислугой на кухне. Благодаря отцу, любившему петь, будущий композитор увлекся музыкой. Абсолютный слух и превосходное чувство ритма были дарованы маленькому Йозефу от природы. Эти музыкальные способности позволяли талантливому мальчику петь в церковном хоре Гайнбурга. Позже Франц Йозеф будет принят в Венскую хоровую капеллу при католическом соборе святого Стефана.
В шестнадцатилетнем возрасте Йозеф потерял свою работу - место в хоре. Это произошло как раз во время мутации голоса. Теперь у него нет никакого заработка для существования. От безысходности юноша берется за любую работу. Итальянский маэстро вокала и композитор Никола Порпора взял к себе юнца слугою, но Йозеф нашел для себя выгоду и в этой работе. Мальчик углубляется в музыкальную науку и начинает брать уроки у педагога.
Порпора ни мог ни заметить, что у Йозефа неподдельные чувства к музыке, и на этой почве знаменитый композитор решает предложить юноше интересную работу - стать его личным компаньоном-камердинером. На этой должности Гайдн был практически десять лет. Платил маэстро за работу в основном не деньгами, он бесплатно занимался с юным дарованием теорией музыки и гармонией. Так талантливый юноша узнал много важных музыкальных основ в разных направлениях. Со временем у Гайдна потихоньку начинают исчезать материальные проблемы, а его начальные композиторские работы успешно принимаются публикой. В это время молодой композитор пишет первую симфонию.
Несмотря на то, что в те времена это считалось уже "поздно", Гайдн только в 28 лет решается создать семью с Анной Марией Келлер. И этот брак оказался неудачным. По мнению супруги, Йозеф имел непристойную профессию для мужчины. В течение двух десятков совместной жизни у пары так и не появились дети, что также повлияло на неудачно сложившеюся семейную историю. Но непредсказуемая жизнь свела Франца Йозефа с молодой и обворожительной оперной певицей Луиджией Ползелли, которой во время их знакомства было всего 19 лет. Но страсть довольно быстро угасла. Гайдн ищет покровительство среди богатых и влиятельных людей. В начале 1760-ых композитор получает работу - второй капельмейстер во дворце влиятельной семьи Эстерхази. На протяжении 30 лет Гайдн работает при дворе этой знатной династии. За это время им было сочиненно огромное количество симфоний - 104.
Близких друзей у Гайдна было немного, но один из них был - Амадей Моцарт. Знакомятся композиторы в 1781 году. Через 11 лет Йозефа знакомят и с юным Людвигом ван Бетховеном, которого Гайдн делает своим учеником. Служба при дворце заканчивается со смертью покровителя - Йозеф теряет должность. Но имя Франц Йозеф Гайдн - уже прогремело не только в Австрии, но и во многих других странах таких, как: Россия, Англия, Франция. Во время своего пребывания в Лондоне, композитор заработал почти столько за один год, сколько за 20 лет в качестве капельмейстера семьи Эстерхази, своих бывших

Русский квартет оп.33



Интересные факты:

Принято считать, что день рождения Йозефа Гайдна 31 марта. Но, в его свидетельстве была указана другая дата - 1 апреля. Если верить дневникам композитора, то такое незначительное изменение было сделано для того, чтобы не отмечать свой праздник в "день дурака".
Маленький Йозеф был настолько талантлив, что уже в 6 лет умел играть на барабанах! Когда скоропостижно скончался барабанщик, который должен был участвовать в шествии по поводу Великой недели, то заменить его попросили Гайдна. Т.к. будущий композитор был невысок, за счет особенностей возраста, то перед ним шел горбун, у которого на спине был привязан барабан, и Йозеф мог спокойно играть на инструменте. Раритетный барабан и по сей день существует. Он находится в Хайнбургской церкви.

Известно, что у Гайдна с Моцартом была очень крепкая дружба. Моцарт очень уважал и почитал своего друга. И если Гайдн критиковал работы Амадея или же давал какие-либо советы, Моцарт всегда прислушивался, мнение Йозефа для молодого композитора всегда было на первом месте. Несмотря на своеобразные темпераменты и разницу в возрасте, у друзей не было ссор и разногласий.

Симфония № 94. "Сюрприз"



1. Adagio - Vivace assai

2. Andante

3. Menuetto: Allegro molto

4. Finale: Allegro molto

У Гайдна есть Симфония с ударами литавр или ее еще называют "Сюрприз". Интересна история создания этой симфонии. Йозеф с оркестром периодически гастролировал в Лондон, и однажды он заметил, как некоторые зрители во время концерта засыпают или уже смотрят красивые сны. Гайдн предположил, что такое случается из-за того, что британская интеллигенция не привыкла слушать классическую музыку и не имеет особых чувств к искусству, но англичане народ традиций, поэтому они обязательно посещали концерты. Композитор, душа компании и весельчак решил поступить хитро. Недолго подумав, он написал специальную симфонию для английской публики. Произведение начиналось с тихих, плавных, практически убаюкивающих мелодических звуков. Внезапно в процессе звучания раздавался барабанный удар и гром литавр. Такой сюрприз повторялся в произведении не один раз. Так, лондонцы больше не засыпали в концертных залах, где дирижировал Гайдн.

Симфония №44. "Trauer".



1. Allegro con brio

2. Menuetto - Allegretto

3. Adagio 15:10

4. Presto 22:38

Концерт для фортепиано с оркестром, ре мажор.



Последним произведением композитора считается оратория "Времена года". Сочиняет он ее с огромным трудом, ему мешала головная боль и проблемы со сном.

Великий композитор умирает на 78-м году жизни (31 мая 1809г.) Йозеф Гайдн провел последние дни в своем доме в Вене. Позже было принято решение перевезти останки в г. Эйзенштадт.



Похожие статьи

© 2024 my-kross.ru. Кошки и собаки. Маленькие животные. Здоровье. Лекарство.