Какая жизненная позиция. Жизненные позиции человека — «закон магнита. Опрос. Типы пассивного реагирования в конфликте

Вы находитесь в прекрасном возрасте, когда каждый день приносит что-то новое и неожиданное. Вы открываете для себя новые интересные книги и фильмы. Вы начинаете видеть многое по-новому. Окружающий мир и люди раскрываются вам с неожиданной стороны. Вы начинаете делать радостные открытия и в учёбе, и в личной жизни. Вы начинаете на основе традиционных норм выстраивать отношение к себе, другим людям, стране, в которой вы живёте. Такие понятия, как Отечество, малая родина, родная земля, родной язык, семья, дом , начинают наполняться для вас конкретным содержанием и смыслом.

У вас не только возникает чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но и формируются способы поведения, позволяющие в дальнейшем справляться с жизненными трудностями. Сила духа формируется в преодолении трудностей, так же как сила мышц - в преодолении тяжестей.

В этом возрасте возникает интерес к противоположному полу, приходит пора первой влюблённости. Вы впервые начинаете задумываться о выборе жизненного пути, о своей будущей профессии.

Ваши ровесники добиваются результатов в большом спорте во взрослых соревнованиях и часто получают звания мастеров спорта и мастеров спорта международного класса.

И вам тоже может захотеться стать взрослыми сразу, в один день.

И не нужно забывать, что в этот период и появляется реальная опасность подпасть под влияние идеологии насилия и экстремистского мышления и быть вовлечённым в террористическую деятельность.

Третье сентября 2009 г. Траурное мероприятие в Беслане в память о погибших пять лет назад в результате теракта

Вовлечению в террористическую деятельность часто способствует пропаганда мнимой привлекательности этого шага, в основе которой лежит формирование некоторых ложных представлений о терроризме. Среди них возможны следующие:

  • сила и мощь террористов, широкая известность их деяний. Но все их силы направлены на гибель ни в чём не виновных людей и разрушение жизни общества, а на их деятельности лежит клеймо преступления;
  • чувство товарищества и надёжной самодостаточности в группе террористов. Но террористы делают из подростков смертников, одурманивают их наркотиками;
  • радостное возбуждение от принятия новой роли и новой жизни: ты уже взрослый, тебе доверяют и ты всё можешь. Но бандиты, усердно разыгрывая роль старших мудрых товарищей, посылают подростков на смертельно опасные операции, в которых жизнь может оборваться в любую минуту и взрослым можно уже никогда не стать.

Поэтому и стать совсем взрослым в один день, приняв решение заняться террористической деятельностью, нельзя. Тот, кто решает стать террористом, навсегда лишает себя очень многого важного и ценного. Вы живёте в семье, имеете возможность нормально общаться с окружающими, у вас образуются связи с друзьями и знакомыми. Террорист, как правило, рвёт связи с семьёй, ему нельзя появляться дома из-за постоянной угрозы ареста. У него нет друзей, у него есть только сообщники.

Вам необходимо запомнить, что взрослость приходит к человеку постепенно, в процессе его социального развития, формирования у него жизненного опыта, на основе определённых нравственных позиций, качеств и убеждений, в числе которых:

  • стремление к познанию окружающего мира и себя в нём;
  • любовь к своему Отечеству;
  • уважительное отношение к истории, культуре, традициям своего народа;
  • формирование способностей к труду и самодисциплине;
  • стремление быть честным, справедливым и отзывчивым, терпимо относящимся к мнению и образу жизни окружающих;
  • научиться жить в согласии с собой и окружающими;

Возрастает потребность личности в знаниях и умениях адекватно реагировать на опасности, возникающие в процессе повседневной жизни, и в обеспечении защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства. При этом принято считать, что:

  • интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина;
  • интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России;
  • интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Поскольку Российская Федерация является родиной для многих национальностей, важно любить культуру, ценить самобытность, уважать обычаи других народов России, как своего собственного. 1 сентября 2009 г. в своём обращении к школьникам Президент Российской Федерации Д. А. Медведев сказал: «Современный человек - образованный, с уважением и интересом относящийся к взглядам и убеждениям других людей. Но, кроме необходимых личных качеств, важнейшим условием успеха является мир и порядок в нашем общем доме - России. Нас более 140 миллионов. Мы очень разные... Мы... все вместе образуем единый многонациональный народ».

Террористы и сепаратисты всех мастей своей преступной деятельностью хотят расколоть единство народов России, складывавшееся веками. Как подчёркивает Президент Российской Федерации: «Находятся те, кто стремится поссорить народы между собой ради достижения собственных, своих корыстных интересов. Но им не удастся достичь своих целей. Мы - сильнее. Потому что дружба и добрососедство сильнее зла и сильнее ненависти».

Нравственная полиция в формировании антитеррористического поведения

Террористы стараются вовлечь в свою деятельность в первую очередь тех подростков, которыми легко манипулировать. А манипулировать легче всего людьми, не имеющими убеждений и нравственной позиции.

Человек создан для благополучной, счастливой и долголетней жизни, которая ни при каких условиях не может быть совместима с террористической деятельностью, так как она бесчеловечна и преступна, и, следовательно, безнравственна. Профилактика вовлечения в террористическую деятельность и формирование антитеррористического поведения личности тесно связаны с вашей нравственностью. В Словаре С. И. Ожегова нравственность трактуется как правила, определяющие поведение человека в обществе, а также выполнение этих правил.

Каждому из вас необходимо выработать такие правила, определяющие ваше поведение в обществе.

Выработка правил поведения предполагает следование определённым жизненным ориентирам . К ним можно отнести:

  • чётко сформулированную цель жизни и обладание психологической устойчивостью в различных жизненных ситуациях;
  • стремление быть хозяином своей жизни;
  • стремление получать от каждого прожитого дня хотя бы маленькие радости;
  • развитие чувства самоуважения;
  • регулярные занятия спортом в секции или во дворе;
  • чувство оптимизма;
  • отрицательное отношение к употреблению наркотиков и антиобщественному поведению;
  • формирование антитеррористического поведения.

Многие из перечисленных ориентиров вы, конечно, знаете и следуете им. Необходимо, чтобы так было всегда.

Физические упражнения - прекрасное средство для укрепления здоровья и проведения досуга

Занятия в школьной секции шейпинга

Поскольку на современном этапе развития страны постоянно возрастают угрозы проявления терроризма и распространения наркотиков, то, следовательно, возрастают внешние факторы риска для жизни и здоровья человека. Возрастает отрицательное влияние человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.

В связи с этим постоянно возрастает потребность личности, общества и государства в обеспечении защищённости своих жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз, в том числе от последствий террористической деятельности, незаконного распространения наркотиков и от отрицательного влияния человеческого фактора.

Таким образом, каждому необходимо выработать нравственную позицию , придерживаясь которой вы сможете успешно противостоять вовлечению в террористическую деятельность.

Отметим основные качества, которые делают человека более защищенным от влияния идеологии насилия и экстремистского мышления:

  • ответственность, т. е. вы отвечаете за своих братьев, сестёр, своих друзей;
  • исполнительность, т. е. вы способны исполнить всё, что обещали своим родителям и друзьям;
  • сила воли, которая проявляется в убеждённости в том, что тебя никто не уговорит делать то, что запрещено законом.

Антитеррористическое поведение зависит от индивидуальных особенностей личности и предполагает постоянное самовоспитание и самообразование, направленное на формирование нравственных принципов и убеждений, жизненных ценностей и норм поведения в соответствии с правовыми установками.

К таким принципам и нормам поведения относятся:

  • твёрдое убеждение в том, что террористическая деятельность во всех видах её проявления является бесчеловечной и преступной; а участие в террористической деятельности ни при каких условиях не может обеспечить вам благополучную жизнь, следовательно, она бессмысленна; любой участник террористической деятельности будет найден и понесёт заслуженное наказание;
  • знание правил безопасного поведения при угрозе террористического акта для снижения вероятности стать его жертвой и минимизировать его отрицательные последствия, а также снизить чувство безысходности, неизбежности, страха перед террористами.
  • формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности.

Профилактика вредных привычек

Если вы хотите прожить благополучную жизнь, ваша нравственная позиция непременно должна включать отрицательное отношение к употреблению наркотиков.

Природа наделила человека уникальными возможностями для благополучной жизнедеятельности. Его органы и системы могут испытывать нагрузки и выдерживать напряжение примерно в 10 раз больше, чем те, с которыми человеку приходится сталкиваться в повседневной жизни.

Реализация возможностей, заложенных в человеке, зависит от его образа жизни, повседневного поведения, привычек, приобретаемых им, умения разумно распоряжаться потенциальными возможностями здоровья на благо себе, своей семье и государству.

К сожалению, нередко бывает, что человек ещё в школьные годы приобретает вредные привычки - пристрастие к курению, алкогольным напиткам и даже к наркотикам.

В настоящее время, по мнению специалистов здравоохранения, пристрастие к курению и употреблению алкоголя считается разновидностью наркомании, так как механизмы возникновения зависимости и последствия употребления схожи с механизмами и последствиями употребления наркотических веществ. Более того, отмечено, что алкоголь и курение выступают катализаторами (ускорителями) при формировании наркозависимости.

Наркотическая зависимость - это непреодолимая потребность человека в приёме наркотика.

В результате употребления наркотиков организм как бы настраивается на их приём и включает их в свои биохимические процессы. Постепенно ряд функций организма, которые до приёма наркотиков обеспечивались веществами, вырабатываемыми самим организмом, начинают выполнять наркотики, что приводит к формированию зависимости от наркотика, потребностью в непрерывном его приёме.

Ещё раз подчеркнём, что такие привычки, как курение, употребление спиртных напитков и пива, - разновидность наркомании, а наркомания - неизлечимое заболевание, которое человек приобретает добровольно, начав употреблять наркотики. Борьба с незаконным употреблением наркотиков ведётся во всём мире. В нашей стране в 1998 г. был принят Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», в котором установлен запрет на приём наркотиков без назначения врача. Но все эти меры будут малоэффективны, если в среде подростков и молодёжи не будет сформирована культура жизни без наркотиков.

Для противостояния наркомании всему нашему обществу, и особенно молодому поколению, необходимо в первую очередь принять за основу ряд положений как истину, не подлежащую сомнению.

  • Наркомания - это трудноизлечимое заболевание, которое человек приобретает добровольно, начав употреблять наркотические вещества.
  • Наркомания как заболевание начинает развиваться, как правило, после первого употребления наркотического вещества.
  • Человек, предлагающий тебе наркотик, - враг твоего здоровья, так как он ради своей наживы за твои же деньги отбирает у тебя здоровье.
Профилактика наркомании - это профилактика первой пробы наркотика и четыре правила «Нет!» наркотикам.

Правило первое. Постоянно вырабатывайте в себе твёрдое «Нет!» любым наркотическим веществам в любой дозе, какой бы малой она ни была, в любой обстановке, в любой компании.

Правило второе. Ищите источники радости в выполнении повседневных дел и занятий, а не в наркотиках. Всегда говорите «Нет!» плохому настроению.

Правило третье. Умейте выбирать себе друзей и товарищей среди сверстников. Выработайте в себе твёрдую установку: «Нет!» для тех сверстников и той компании, где приём наркотиков - дело обыденное.

Правило четвёртое. Скажите твёрдо «Нет!» своей стеснительности и неустойчивости, когда предлагают попробовать наркотик. Помните: жизнь дороже, а закон на вашей стороне.

Профилактика террористической деятельности

Для профилактики террористической деятельности необходимо твёрдо сформировать ряд убеждений:

  • терроризм во всех его формах и проявлениях представляет собой одну из самых серьёзных угроз национальной безопасности России;
  • любая террористическая деятельность является бесчеловечной и преступной и не имеющей оправдания независимо от мотивации;
  • террористическая деятельность неизбежно будет раскрыта, а её участники понесут заслуженное наказание;
  • любая террористическая деятельность губительна для самих её участников (террористов и их пособников), так как ставит их вне закона и мешает жить нормальной человеческой жизнью.

Формирование системы антитеррористического поведения должно быть основано на осознанном соблюдении норм и правил поведения в нашем обществе в соответствии с Федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности. Формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности - надёжная защита от пагубного влияния различных экстремистов, проповедующих идеологию насилия.

Чтобы прожить полноценную и счастливую жизнь, необходимы собственные усилия, постоянные и немалые. Для этого важно научиться предвидеть события, прогнозировать развитие различных опасных ситуаций и вести себя безопасно. Иметь чётко сформулированную цель жизни и добиваться её достижения, противостоять различным соблазнам мнимых ценностей и преступных идеалов терроризма.

Как формируется антитеррористическое поведение

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде, обществу и государству.

Необходимо отметить, что абсолютно безопасной жизнедеятельности человека не существует, а в настоящее время обозначилась тенденция возрастания опасностей природного, техногенного и социального характера. В обществе возникает напряжённость в связи с угрозой терроризма и незаконным распространением наркотиков, снижается уровень защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства. В то же время анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций, в том числе и последствий террористических актов, свидетельствует, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является человеческий фактор. Трагедия чаще всего происходит при несоблюдении человеком установленных мер безопасности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, что свидетельствует о несоответствии уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны реальным условиям жизнедеятельности личности, общества и государства. >Культура безопасности жизнедеятельности - система взглядов человека и общественных ценностей, обеспечивающих безопасное поведение личности и защиту общества от угроз и опасностей во всех сферах.

Культура безопасности жизнедеятельности содержит нравственные и этические ценности, интеллектуальный опыт решения проблем безопасности жизнедеятельности, опыт безопасного общения среди людей при совместном проживании.

Для сформирования антитеррористического поведения каждому из вас необходимо выработать определённые знания. Отметим основные из них:

  • знать организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации;
  • знать о государственных мерах противодействия терроризму в Российской Федерации.

(В разделе «Приложение» приводятся извлечения из Федерального закона «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ.)

Кроме того, важно развить личные духовные и физические качества, способствующие снижению вероятности вовлечения в террористическую деятельность и формированию индивидуальной системы здорового образа жизни. Указанные качества будут способствовать формированию вашей социальной зрелости.

Социальная зрелость человека определяется: завершённым образованием, приобретением стабильной профессии, экономической самостоятельностью, политическим и гражданским совершеннолетием, способностью создать прочную семью. Все эти условия, требующие высокого уровня самосознания и ответственности за свои решения и поступки, начинают формироваться в 12-13 лет и развиваются в процессе повседневной жизни при общении с родителями, со взрослыми, в первую очередь с педагогами в процессе обучения, со сверстниками, а также во взаимоотношении с обществом.

Для социального созревания особое значение имеет семья и общение с родителями. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют ваш жизненный путь. Семья обеспечивает вашу подготовку к общественной и трудовой деятельности, к ведению семейного хозяйства и планированию семейного бюджета, прививает вам культуру общения, организации досуга, служит примером воспитания детей в семье.

Ваши взаимоотношения с родителями и взрослыми должны пробуждать у вас желание проверить свои возможности, выяснить свои сильные и слабые стороны, научиться добиваться успеха и уделять внимание реальным проявлениям взрослости (воспитание ответственности, определение своих обязанностей, умение строить взаимоотношения с окружающими).

Научитесь строить взаимоотношения со своими сверстниками. Общение с ровесниками, групповые игры и т. п. вырабатывают у вас необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными.

Побег из дома обычно заканчивается знакомством с работниками компетентных органов. В приёмнике на Казанском вокзале

Ориентируясь на товарищей, подражая им, вы воспитываете в себе те качества, которые особенно ценятся вашими сверстниками. Рост влияния сверстников с возрастом проявляется, прежде всего, в том, что увеличивается время, проводимое вами среди ровесников, по сравнению с временем, проводимым с родителями.

В подростковом возрасте не просто увеличивается объём знаний, но и расширяется умственный кругозор человека. Появляется потребность в осознании жизни не как разрозненных событий, а как цельного процесса, имеющего определённый смысл и направление. Поэтому в данном возрасте необходимы правовые знания, определяющие границы дозволенного во взаимоотношениях человека и общества. Эти знания позволят каждому избежать правонарушений, которые совершаются случайно, за «компанию», и не стать преступником.

Это одна из важных составляющих культуры безопасности жизнедеятельности: научиться жить в данном обществе, в данное время, соблюдая принятые в нём нормы и правила поведения. Реализуется это направление выработкой у себя глубокого убеждения в отрицательном отношении к антиобщественному поведению. Это сегодня очень актуально.

Проверьте себя

  1. Какие жизненные позиции можно считать нравственными? Обоснуйте свой ответ с помощью примеров.
  2. Какие направления по самовоспитанию и самообучению можно признать более эффективными для формирования антитеррористического поведения?

После уроков

  1. Проанализируйте свои взгляды и нормы поведения, оцените их с точки зрения надёжности защиты вас от возможности подпасть под влияние идеологии насилия. Определите своё направление по индивидуальной системе самовоспитания, обеспечивающей вам формирование антитеррористического поведения. Выводы запишите в дневник безопасности.
  2. Проанализируйте своё поведение в повседневной жизни, постарайтесь оценить, в какой степени оно может защитить вас от возможности стать пособником террористов. Подумайте о том, какие коррективы необходимо внести в своё поведение, чтобы повысить уровень защищённости от вовлечения в террористическую деятельность. Свои выводы запишите в дневник безопасности.

Практикум

  1. Найдите в средствах массовой информации и Интернете (например, на сайте Национального антитеррористического комитета по адресу www.nak.fsb.ru) примеры работы антитеррористических органов и контртеррористических операций. Подготовьте небольшое сообщение.
  2. Напишите реферат на одну из тем: «Основные принципы противодействия терроризму в Российской Федерации», «Основные понятия Федерального закона «О противодействии терроризму».

С чего начинаются проблемы, которыми изобилует наш жизненный путь? Где их исток? Как считает Эрик Берн, возраст принятия ключевого сценарного решения – Я «хороший» или «плохой» – это интервал от 2 до 3 лет. Сначала формируется представление о себе или жизненная позиция личности. До 5-7 лет она участвует в формировании сценария.

Сценарий, закладываемый в этом возрасте, может быть как положительным, так и отрицательным. В первом случае он позволяет реализовать планы: разбогатеть, писать музыку и стать известным композитором или спортсменом, хорошим семьянином или просто счастливым человеком. Во втором – может включить негативные жизненные программы: установку на отсутствие денег, развитие алкогольной и наркотической зависимости и других проблем.

Основные программные компоненты, закладываемые в сценарий формируются родителями до 7 лет. Именно в это время ребенок получает первые впечатления о жизни. Так человек, заходящий в кафе впервые, за доли секунды формирует первое впечатление: «сарай» – низкие, давящие на голову потолки, слишком яркий свет и по-сельски развязный контингент или, напротив, – по-домашнему уютно, приятный персонал, есть столики, за которыми можно расслабиться и побеседовать, музыка не навязчива, репертуар подобран отлично. Даже если в кафе, которое вам с первого раза не понравилось, все изменится с точностью до наоборот, вы все равно в него больше не пойдете, поскольку первое, самое устойчивое впечатление у вас уже сложено.

Точно также ребенок до 6-7 лет, отвечая на важные для него вопросы, составляет свое первое впечатление о себе и мире: какой он, кто он, приятно ли учиться, хорошее ли место школа, можно ли доверять родителям, друзьям, что такое дружба?

Если его первоначальные ожидания обмануты, он разочаровывается в том что не оправдало ожиданий и замыкается в себе. Это не что иное, как защита: если я ограничиваю контакты с миром, то в следующий раз он не сделает мне так больно, а если и сделает, то боль будет намного меньше.

Выбор позиции: Я хороший – Я плохой

Ребенок падает в лужу на детской площадке – ревет, хватается за ссадину на коленке, смотрит в сторону мамы. Мама, вне себя от ярости – ей придется испачкать в луже новые босоножки. Вместо успокаивающих поглаживаний и утешения мать отвешивает малышу несколько увесистых ударов куда ни попадя. Малыш падает вторично, срывается в истерику. Вторая вероятная реакция – откровенное веселье. Маме забавно наблюдать, как неловко ее маленький мужичок растянулся во весь рост. Ребенок пребывает в шоковом состоянии – ожидания помощи не только не оправдались, его призыв обернулся дополнительным стрессом.

Конечно, все может произойти с точностью до наоборот – мама вовремя подоспеет, утешит и полностью оправдает ожидания малыша.

Негативные или позитивные с точки зрения ребенка ситуации в той или иной степени повторяются постоянно, жизнь подводит его к необходимости ответить себе на вопрос: почему так происходит? И в зависимости от того, каков будет его ответ, сформируется его жизненная позиция на всю оставшуюся жизнь. Проблема в том, что в раннем возрасте малыши доверяет родителям абсолютно: мама – высшая мудрость. Она всегда и во всем права. И к мысли, что мама может быть «просто дура» ребенок придет не раньше 15 лет.

Если родители готовы правильно воспитывать ребенка с первых дней его жизни в его жизненной позиции сохранится позитивное содержание – обязательное условие благополучной и счастливой жизни.

4 основные жизненные позиции

В свой первый класс дети приходят, уже получив первый «болевой» опыт со своей жизненной позицией: любимчиками, лидерами, неудачниками, выбирающими последние парты. В школе, с учетом этого, закрепляются и развиваются уже сформированные ранее психологические реакции. Поэтому психологи настоятельно рекомендуют: не выбирайте хорошую школу – выбирайте хорошего классного руководителя.

Многих поломанных судеб не было бы, а у психологов было бы на порядок меньше работы, если отношение родителей к своим детям в первые годы их жизни было бы другим. Если мама подняла вовремя, а собака лизнула, а не укусила, то отвечая себе на вопросы: «Каков Я?», «Каково мое окружение?» ... и «Каков мир?» ... ребенок в свои 2–3 года «поставит плюсики». Он сформирует жизненную позицию счастливого и позитивного человека, настроенного на созидание.

Важно: между человеком и поступком в его мире всегда будет разница. Поэтому он никогда не скажет «Ты форменный идиот», наживая при этом врага или теряя друга, а заметит: «Сегодня ты поступил по-идиотски». Это схема: Я «+» Ты «+» «Я ХОРОШИЙ – ТЫ ХОРОШИЙ ».

Если собака все же укусила, а родители в ответственный момент занимались собой, подсмеивались или лупили при первой возможности, то ребенок честно вынужден «проминусовать». Поскольку его представления о мире оказались ошибочными, то он делает вывод, что плох он, что он «неудачник». Эту жизненную позицию человек проецирует на взрослую жизнь. При этом своих самых близких ему людей – истинных виновников миллионов поломанных судеб на момент принятия решения ребенок всегда оправдает, ставя им свой заветный плюсик. С годами, продолжая упорно минусовать себя по любому поводу, он признает, что окружающие удачливее, совершеннее, умнее, он же есть лох и непингуемый ламер. Так происходит формирование жизненной позиции: Я «-» Ты «+» «Я ПЛОХОЙ – ТЫ ХОРОШИЙ ».


Всякое желание развиваться, менять себя, а тем более, творить и отдавать у нарцисса усыплено в возрасте 2–3 лет. Главными виновниками перекоса жизненной позиции, опять-таки, становятся родители, бабушки, дедушки.

Подрастая и получая все больше он все равно остается не доволен окружением, которое не умеет обустроить его жизнь как надо. Выбирая свою жизненную позицию, себе он старательно «вырисовывает плюсик», а близких, не сумевших подсуетиться и вовремя оценить какой подарок преподнесла им судьба в его лице, минусует. Это схема Я «+» Ты «-» «Я ХОРОШИЙ – ТЫ ПЛОХОЙ ».


Не менее деструктивна жизненная позиция человека Я «-» Ты «-» «Я ПЛОХОЙ – ТЫ ПЛОХОЙ ». Такая позиция в принципе исключает любое желание меняться в любом направлении. Обычное душевное состояние такого человека – фатализм и скука. Логическим финалом такого жизненного кредо зачастую становится желание прекратить это бессмысленное существование.


Когда все ХОРОШО

Психологически здоровым можно признать человека, который оценивает себя – Я «+», умеет разглядеть позитивное начало в своих близких – Ты «+», охотно завязывает новые знакомства – Они«+», находит интересную работу – Труд«+».

Оценку и выбор жизненной позиции изначально ребенок начинает с самого себя – Кто Я «+» или «-»? Если выбирается «+» – ребенок признает себя сильным, талантливым, умным, способным, таким же, как папа / таким же, как мама.

Когда дело ПЛОХО

Если в возрасте 2–3 лет ребенок поставил себе «-» – он заведомо согласился с тем, что он туп, неловок, труслив, увы весь в папу/в папину маму, не интересен окружающим, не нужен. Именно такая жизненная позиция в 13–16 лет часто приводит школьниц совершенно нормальной комплекции, преследующих цель похудеть любой ценой, к анорексии с фатальным исходом.

Ты «-» расположен к конфликтам с членами своего микросоциума, которых он заносит в список неблагополучников. При этом проявляется его склонность к сарказму и едкой иронии, желание их перевоспитать и готовность распрощаться даже по пустяковому поводу. Если преобладает позиция Они«-», человек избегает новых контактов, а у новых партнеров в общении замечает только недостатки. Адаптация в малознакомой обстановке проходит черепашьими темпами. Если Труд«-» - присутствует постоянная неудовлетворенность материальным результатом. Тогда человек занят постоянным поиском лучшей работы, стремясь улучшить, главным образом, материальное благосостояние.

Важно: С появлением «-» в одной из позиций меняется позитивное содержание других. Так если «+» исчезает из позиции Ты «+», происходит искажения в восприятии Я. Тогда человек, общаясь с близкими проявляет высокомерие.

Реже практически во всех жизненных ситуациях все позиции характеризует «+» – личность стабильна. Когда в одни моменты жизни позиции остаются положительными, в другие – отрицательными – то не стабильна. Как заметил Литвак, присутствие даже одного минуса в личностном комплексе влечет за собой появление минусов в остальных, что рано или поздно приведет к неврозу.

Роли, как и сценарии, распределены заранее

Как сказал Эрик Берн: «Жизненный путь человека – его судьба определяется тем, что происходит в его голове, когда он вступает в противоречие с внешним миром. Свобода дает ему возможность осуществлять собственные планы, а сила – вмешиваться в планы других». Но то, как он будет жить и то, как окончит свой жизненный путь человек решает для себя в раннем детстве. В дальнейшем вся его жизнь человека подчинена выбранному сценарию, который можно назвать жизненным планом.

Поскольку конечная цель человека – счастливая и сбалансированная жизнь, наша основная задача – попытаться научиться определять свою жизненную позицию, исходя из нее считывать свой жизненный сценарий и, корректируя его негативную часть, менять свой жизненный путь.

Нельзя сказать, что жизненная позиция является неким врожденным фактором. Многие ее аспекты определяют условия, в которых человек провел детство, которые он встречал. Жизненная позиция приобретает конкретные формы точно так же, как и личность, которую человек осознает не сразу. Тем не менее, хотя характер влияет и на личность, и на жизненную позицию, сознательно можно изменить и то, и другое.

Активность в жизненной позиции определяет то, насколько человек успешен. Он смел и инициативен, не боится действовать и готов к активным свершениям. Неважно, лидер ли человек с такой позицией, или ведомый, он всегда имеет свою точку зрения, и не согласится нарушить свои принципы.

Противоположной по свойствам являете пассивная жизненная позиция. Она характерна для равнодушных и инертных людей. Такой человек, скорее, склонен избегать трудностей, недели разрешать их. Пассивность может проявляться не только в апатичном и подавленном состоянии, хотя чаще всего для таких людей и характерно отсутствие инициативы в решении проблем. Бывает, что человек просто следует чужим указаниям, не ставя их под сомнение. Некоторые пассивные люди создают видимость активности, они суетятся и шумят, но отсутствие вектора поведения выдает их инертность.

Некоторые люди становятся пассивными вследствие жизненных неурядиц. В этом случае часто пассивность связана с агрессией к более активным окружающим, человек проявляет желание урезонить и «воспитать правильным образом» тех, кто не смирился, подобно ему, с неудачами.

Проактивная жизненная позиция

Еще одним подтипом жизненной позиции является проактивность. Действительно, бывает, что обстоятельства складываются против человека, и он ничего не может в данный момент сделать. Даже активная натура порой сдается под напором проблем. Но проактивный человек никогда не сдается.

С проактивностью связано такое понятие, как сфера влияния. Есть вещи, на которые вы сейчас повлиять не в силах, но есть и другие, которые напрямую зависят от вас. Как бы ни была мала ваша сфера влияния, вы должны направлять усилия именно на нее и на ее расширение. Думать и тратить силы на то, что не зависит от вас, бессмысленно. Это выглядит очевидным, но большинство людей поступают иначе. Например, вспомните, как часто окружающие вас люди сетуют на правительство или ругают погоду. Если вы прямо сейчас не можете это изменить, не тратьте энергию на это. Совершенно точно, что есть вещи, которые вам по силам: делать как можно лучше то, что от вас зависит, то, чем вы сейчас занимаетесь.

Действуя в соответствии с этим правилом, проактивные люди выбираются из кризисов быстрее и с меньшими потерями.

Самое главное, что стоит понять: ваша жизненная позиция целиком зависит от вас. Даже если вы порой проявляли пассивность, вы все равно можете начать вести себя активно или проактивно прямо сейчас, и это решение никогда не будет слишком поздним.

Сегодня о связи Вашей жизненной позиции и 4 типами пассивного поведения в ответ на жизненные ситуации. Добавка к вебинару где рассматривалась связь между позициями в жизни, ролями в драматическом треугольнике и психологическими играми.

4 типа психологической пассивности.

Пассивное поведение — это избегание жизненных трудностей, не эффективный способ поведения в конфликтах и спорах.

Психологическая пассивность напоминает поведение страуса, когда мы неосознанно прячем голову в песок, думая, что это самый безрпасеый способ поведения в проблемных ситуациях.

4 типа пассивного поведения и жизненная позиция.

Давайте рассмотрим связь с 4 типами пассивного реагирования на проблему.

А как Вы реагируете на проблему?

ТЕСТ.

Прочтите описание 4-х типов реагирования на проблему и определите, какое пассивное поведение относится к Вам.

По типу пассивного поведения на диаграмме (см. рисунок «Пассивность и Жизненные Позиции») выявите какую жизненную позицию Вы обычно занимаете в конфликте.

Какую позицию занимаете в конфликтах?

4 типа пассивного поведения.

1 тип пассивности. НИЧЕГОНЕДЕЛАНИЕ.

Или нулевая реакция на проблему. Абсолютно ничего не чувствовать, не думать и не делать . Нередко это происходит, если люди парализованны опасностью. Однако ничегонеделание бывает и привычной реакцией на любую проблему. Выжидательная позиция.

ПРИМЕР

Люди среднего и пожилого возраста, которые всеми силами сопротивляются обучению работе на компьютерах и в сети Интернет.

Женщина, которая во время конфликта со свекровью молчит, напряженно сжав зубы.

Соответствует жизненной позициям БЕЗНАДЕЖНОСТЬ и НЕАДЕКВАТНОСТЬ.

2 тип пассивности. СВЕРХАДАПТАЦИЯ.

Под этип типом пассивного реагирования понимается «слишком покорное» соблюдение правил или предписаний, исходящих от других людей, которое избавляет нас от ответственности думать самостоятельно.

ПРИМЕР

Работник, который послушно исполняет все указания руководства, не особо понимая, что он собственно делает и зачем.

Ребенок, который кивает на все замечания родителей с отсутствующим лицом.

Соответствует жизненной позиции НЕАДЕКВАТНОСТЬ.

3 тип пассивности. ВОЗБУЖДЕНИЕ.

Бессознательно осуществляемая интенсивная деятельность, лишенная конструктивных целей , вместо попыток решения проблемы. Или попросту суета ради суеты. Шума много, а дела нет. Например, когда мы возбужденно барабаним пальцами по столу во время трудного разговора.

ПРИМЕР

Офисный работник, который принимает в штыки любые изменения заведенного распорядка, не предлагая при этом никаких альтернатив.

Мужчина, который бурно высказывает претензии в магазине, истерично кричит и краснеет.

Соответствует жизненной позиции АГРЕССИЯ.

4 тип пассивности. РАЗРУШИТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.

Степень выражения мыслей и чувств, непропорциональных, вызвавших их причинам. Физическое насилие над невинным человеком, который и знать не знает о том, что «виноват».

ПРИМЕР

Алкоголик, бросающийся с кулаками на социального работника, который предлагает тому записаться на лечебный курс.

Мама, которая избивает ребенка за плохие оценки, а потом заливает чувство вины пивом.

Соответствует жизненной позиции БЕЗНАДЕЖНОСТЬ.

Следствия пассивного поведения по жизни.

Психологическая пассивность всегда приводит к негативным последствиям — прежде всего для самого человека, но нередко, и для окружающих его людей.

Нежелательные эффекты пассивного поведени могут быть самыми разнообразными: к их числу относятся «неразрешимые проблемы» , низкая эффективность исполнения, различные виды зависимости и негативные состояния, несчастные случаи, болезни и даже смерть.

Опрос. Типы пассивного реагирования в конфликте.

Выберите 1 или 2 варианта из предложенных. Будьте честны перед собой. Как Вы реагируете, как ведете себя во время конфликта?

Комментировать статью, значит осознавать.

В комментариях к статье , приведите примеры из жизни одного или нескольких типов пассивного поведения. Какие чувства Вы испытываете, когда вспоминаете о них?

Поделитесь информацией с друзьями!

Прочитайте лучшие материалы психолога счастья на эту тему!

  • В прошлом посте я открыл тему работы со своими сновидениями. А чтобы работать со сном - необходимо сперва его вспомнить, правда? Сегодня еще 3 […]
  • Как и обещал буду пополнять рубрику "Дед Мороз Бесплатно" несколько раз в неделю, чтобы в преддверии Нового Года Ваши желания исполнялись […]
  • Оценочное отношение. Игра Родитель — Ребенок. Многие мои клиенты функционируют на уровне Родителя. Проявляя оценочное отношение к другим людям и к себе. На самом деле они переносят внутреннюю […]
  • Ты само совершенство, ты само идеал? Драйвер "Будь совершенным" или синдром отличника очень распространенное явление в сценарии жизни многих […]

Определение человеком жизненных целей является одним из главных условий достижения успеха. Причем важно не только ставить цели, но и часто думать о том что вы способны их достигнуть и что вы достигнете их.

Не стоит думать о препятствиях на пути к цели и воображать зловещий мрак. Сконцентрируйтесь на том, что достижение каждой поставленной цели может кардинально улучшить вашу жизнь. Чем больше вы будете думать о том, как ваши цели изменят жизнь к лучшему, тем сильнее будет желание их реализовать. В вас проснется естественное желание конкретных действий.

Если цель вдохновляет вас, значит вы в любом случае начнете действовать в направлении ее достижения. Не имеет значения, сколько времени у вас на ее реализацию, ведь вам нравится сам путь и то, что вы чувствуете все большее удовлетворение собой. Подобное состояние побуждает действовать активно, поэтому уровень вашей производительности будет только расти.


Если вы испытываете трудности с выбором жизненных целей, можете воспользоваться примерами целей других людей из списка 100 жизненных целей человека.

Читайте также статью гештальт-терапевта Сергея Смирнова: " " (прим.ред.)

100 жизненных целей

Личные цели:

  1. Найти свое дело жизни;
  2. Стать признанным экспертом в своем деле;
  3. Бросить пить и курить;
  4. Завести множество друзей и знакомых по всему миру;
  5. Научиться свободно говорить на 3 языках, кроме родного;
  6. Стать вегетарианцем;
  7. Найти 1000 последователей своего дела/блога;
  8. Просыпаться каждый день в 5 утра;
  9. Читать по книге в неделю;
  10. Объездить весь мир.

Семейные цели:

  1. Завести семью;
  2. Сделать счастливым супругу/супруга;
  3. Родить детей;
  4. Воспитать детей достойными членами общества;
  5. Дать образование детям;
  6. Сыграть свадьбу детей;
  7. Отпраздновать собственную серебряную свадьбу;
  8. Понянчить внуков;
  9. Отпраздновать золотую свадьбу;
  10. Собираться на праздники всей семьей.

Финансовые цели:

  1. Жить без долгов и кредитов;
  2. Организовать пассивные источники дохода;
  3. Получать ежемесячно совокупный стабильный высокий доход;
  4. Каждый год увеличивать накопления в 1,5-2 раза;
  5. Собственная недвижимость на берегу моря;
  6. Построить дом мечты;
  7. Дача в лесу;
  8. Автомобиль у каждого члена семьи;
  9. Оставить солидное наследство своим детям;
  10. Регулярно помогать нуждающимся.

Спортивные цели:

  1. Обрести спортивную форму;
  2. Пробежать марафон;
  3. Сесть на шпагат;
  4. Заняться дайвингом;
  5. Научиться серфингу;
  6. Прыгнуть с парашютом;
  7. Постигнуть боевое искусство;
  8. Научиться верховой езде;
  9. Научиться играть в гольф;
  10. Заняться йогой.

Духовные цели:

  1. Познать искусство медитации;
  2. Прочитать 100 лучших книг мировой литературы;
  3. Прочитать 100 книг по личному развитию;
  4. Регулярно заниматься благотворительностью и волонтерством;
  5. Достигнуть душевной гармонии и мудрости;
  6. Укрепить свою волю;
  7. Научиться радоваться каждому дню;
  8. Каждый день испытывать и выражать благодарность;
  9. Научиться достигать поставленные цели;
  10. Заняться благотворительностью;

Творческие цели:

  1. Научиться играть на гитаре;
  2. Научиться рисовать;
  3. Написать книгу;
  4. Каждый день делать записи в блоге;
  5. Оформить интерьер квартиры по своему вкусу;
  6. Сделать своими руками полезную вещь;
  7. Сделать свой сайт;
  8. Научиться публичному ораторству и не испытывать страха сцены;
  9. Научиться танцу и танцевать на вечеринках;
  10. Научиться вкусно готовить.

Путешествия цели:

  1. Объездить города Италии;
  2. Отдохнуть в Испании;
  3. Отправиться в Коста-Рику;
  4. Побывать в Антарктиде;
  5. Провести месяц в Тайге;
  6. Прожить 3 месяца в Америке;
  7. Отправиться в автомобильное путешествие по Европе;
  8. Уехать на зимовку в Таиланд;
  9. Отправиться в йога-тур в Индию;
  10. Отправиться в кругосветное путешествие на круизном лайнере;

Приключения цели:

  1. Поиграть в казино в Лас-Вегасе;
  2. Полетать на воздушном шаре;
  3. Прокатиться на вертолете;
  4. Исследовать океан на подводной лодке;
  5. Отправиться в поход на байдарках;
  6. Провести месяц в палаточном лагере дикарем;
  7. Поплавать с дельфинами;
  8. Посетить средневековые замки по всему миру;
  9. Съесть грибов у шаманов в Мексике;
  10. Отправиться на неделю на фестиваль трансмузыки в лесу;
Похожие статьи

© 2024 my-kross.ru. Кошки и собаки. Маленькие животные. Здоровье. Лекарство.