Зиккураты междуречья. Что такое зиккурат? Библейская легенда о Вавилонской башне

Вавилонская башня — Зиккурат Этеменанки в Вавилоне
«И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню высотой до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» (Быт., 11:3-4). Одно время считалось хорошим тоном скептически относиться к этому и всем прочим текстам Библии. Однако открытия археологов и сообщения древних авторов неопровержимо свидетельствуют: Вавилонская башня все-таки существовала!

…Время правления царя Навуходоносора II (604-562 гг. до н.э.) было периодом наивысшего расцвета Нововавилонского царства. Царь Вавилона победил египтян, разрушил Иерусалим и пленил евреев, окружил себя беспримерной даже в те времена роскошью и превратил свою столицу в неприступную твердыню. Он строил Вавилон на протяжении всех сорока трех лет своего правления. При нем началась реконструкция храмов Эмах, Нинурты и богини Иштар. Он обновил стены канала Арахту, построил деревянный мост на каменных опорах через Евфрат и канал Либил-хигалла, отстроил южную часть города с ее роскошными дворцами, перестроил и украсил храмовый комплекс Мардука, верховного бога Вавилона - Эсагилу.
О своих работах Навуходоносор оставил памятный текст, записанный клинописью на глиняном цилиндре. В нем подробно перечислены восстановленные и сооруженные заново храмы, дворцы, крепостные стены: «Я окружил Вавилон с востока мощной стеной, я вырыл ров и укрепил его склоны с помощью асфальта и обожженного кирпича. У основания рва я воздвиг высокую и крепкую стену. Я сделал широкие ворота из кедрового дерева и обил их медными пластинами. Для того чтобы враги, замыслившие недоброе, не могли проникнуть в пределы Вавилона с флангов, я окружил его мошны- ми, как морские волны, водами. Преодолеть их было так же трудно, как настоящее море. Чтобы предотвратить прорыв с этой стороны, я воздвиг на берегу вал и облицевал его обожженным кирпичом. Я тщательно укрепил бастионы и превратил город Вавилон в крепость».

В этом же тексте сообщается о строительстве в Вавилоне зиккурата - той самой Вавилонской башни, сооружение которой, по сообщению Библии, не было завершено из-за того, что ее строители говорили на разных языках и не могли понять друг друга.
О том, что Вавилонская башня (ее называли «Этеменанки» - «Дом краеугольного камня неба и земли») действительно существовала, свидетельствуют раскопки археологов: был обнаружен ее гигантский фундамент. Она представляла собой традиционный для Двуречья зиккурат, башню при главном городском храме - Эсагиле. Как установили ученые, на всем протяжении бурной истории Вавилона башню неоднократно разрушали, но каждый раз ее восстанавливали и украшали заново.
Один из самых первых зиккуратов был сооружен на этом месте еще до эпохи великого царя Хаммурапи (1792- 1750 гг. до н.э.), и еще до Хаммурапи он был разрушен. На смену ему пришла другая башня, также разрушившаяся со временем. Сохранилась надпись царя Набупалассара, в которой говорится: «Мардук повелел мне башню Этеменанки, которая до меня ослаблена была и доведена до падения, воздвигнуть, фундамент ее установив на груди подземного мира, а вершина ее чтобы уходила в поднебесье». А его преемник Навуходоносор добавляет: «Я приложил руку к тому, чтобы достроить вершину Этеменанки так, чтобы поспорить она могла с небом».
Грандиозный вавилонский зиккурат, построенный ассирийским зодчим Арадахдешу, располагался на священном участке земли в юго-западном углу Эсагилы. Он имел семь ярусов. Диаметр основания составлял 90 м, высота - около 100 м. При этом 33 м приходились на первый ярус, 18 - на второй и по 6 м - на остальные четыре.
Зиккурат увенчивался святилищем, облицованным сверкающими на солнце голубовато-лиловыми глазурованными кирпичами. Оно было посвящено главному вавилонскому богу Мардуку и его супруге, богине утренней зари. Здесь стояли только позолоченные ложе и стол, где Мардук вкушал принесенные ему подношения (как известно, все знатные люди на Востоке, а также греческая и римская знать возлежали во время принятия пиши). Святилище увенчивали золоченые рога - символ верховного вавилонского божества.
Стоявшая в Нижнем храме, расположенном у основания зиккурата, статуя бога Мардука была отлита из чистого золота и весила почти две с половиной тонны. Жители Вавилона говорили Геродоту, что сам Мардук посещает зиккурат и почивает в нем. «Но мне, - пишет рассудительный историк, - это представляется весьма сомнительным…»
На строительство Этеменанки ушло 85 миллионов кирпичей. Колоссальный массив башни возвышался посреди горделивых храмов и дворцов Вавилона. Ее белые стены, бронзовые ворота, грозная крепостная стена с целым лесом башен - все это должно было производить впечатление мощи, величия, богатства. Геродот видел это святилище в 458 г. до н.э., то есть примерно через полтораста лет после сооружения зиккурата; в ту пору оно еще, несомненно, было в хорошем состоянии.
С вершины Этеменанки была хорошо видна почти точно такая же башня Эуриминанки. храм бога Набу в соседнем городе Барсиппе. Ее руины, скрытые под холмом Бирс-Нимруд, долгое время принимали за развалины Вавилонской башни. Дело в том, что комплекс Эсагилы с башней Этеменанки к середине IV в. до н.э. обветшал, и Александр Македонский, избравший Вавилон своей столицей, приказал разобрать его и возвести заново. Однако внезапная смерть Александра в 323 г. до н.э. помешала осуществиться этим планам. Лишь в 275 г. царь Антиох I Сотер восстановил Эсагилу, но башня Этеменанки так и не была отстроена заново. При раскопках археологи нашли только ее основание. Тогда и было окончательно установлено, где же в действительности находилась Вавилонская башня.

Зиккурат (от вавилонского слова sigguratu — «вершина», в том числе «вершина горы») — многоступенчатое культовое сооружение в древнем Междуречье, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры.

История

Зиккурат представляет собой башню из поставленных друг на друга параллелепипедов или усечённых пирамид от 3 у Шумеров до 7 у Вавилонян, не имевших интерьера (исключение — верхний объём, в котором находилось святилище). Террасы зиккурата, окрашенные в разные цвета, соединялись лестницами или пандусами, стены членились прямоугольными нишами. Внутри стен, поддерживающих платформы (параллелепипеды) находилось множество комнат, где жили священники и работники храма.

Рядом со ступенчатой башней-зиккуратом обычно находился храм, который являлся не молитвенным сооружением как таковым, а жилищем бога. Шумерийцы, а вслед за ними и ассирийцы с вавилонянами, поклонялись своим богам на вершинах гор и, сохранив эту традицию после переселения в низменное двуречье, возводили горы-насыпи, соединявшие небо и землю. Материалом для постройки зиккуратов служил кирпич-сырец, дополнительно укреплённый слоями тростника, снаружи облицовывались обожжённым кирпичом. Дожди и ветры разрушали эти сооружения, их периодически подновляли и восстанавливали, поэтому они со временем становились выше и больше по размерам, менялась и их конструкция. Шумерийцы строили их трёхступенчатыми в честь верховной троицы своего пантеона — бога воздуха Энлиля, бога вод Энки и бога неба Ану. Вавилонские зиккураты были уже семиступенчатыми и окрашивались в символические цвета планет (в древнем Вавилоне было известно пять планет), чёрный (Сатурн, Нинурта), белый (Меркурий, Набу), пурпурный (Венера, Иштар), синий (Юпитер, Мардук), ярко-красный (Марс, Нергал), серебряный (Луна, Син) и золотой (Солнце, Шамаш)[источник не указан 840 дней].

Дур-Унташ или Чогха-Занбиль, построенный в XIII веке до н. э. Унташ Напириша и располагающийся близ Суз, один из наиболее хорошо сохранившихся зиккуратов

В поздний период зиккурат был не столько храмовым сооружением, сколько административным центром, где располагалась администрация и архивы.

Прообразом зиккурата были ступенчатые храмы. Первые такие башни в форме примитивных ступенчатых террас появились в аллювиальных долинах Тигра и Евфрата в конце IV тысячелетия до н. э. Последний заметный всплеск активности в возведении месопотамских зиккуратов засвидетельствован уже в VI век до н. э., в конце нововавилонского периода. На протяжении всей древней истории зиккураты подновлялись и перестраивались, составляя предмет гордости царей.

Первый зиккурат на месте Э-теменанки был возведен еще во вре­мена царя Хаммурапи (ХVII век до н. э.). Его сырцовая кладка неод­нократно реставрировалась. В 689 г. до н. э. Вавилон был захвачен воинами ассирийского царя Синахериба, который «стены уничтожил городские и его дома, храмы и богов, храмовую башню из песка и гли­ны... разрушил и сбросил в канал Арахту...». Святилище Эсагила и зиккурат были восстановлены через пятнадцать лет ассирийским зодчим Арадаххешу, а при Навуходоносоре II грандиозное строительство пришло к концу. Как свидетельствуют клинописные таблички, царь сам участвовал в строительстве Башни, поднимая наверх корзины с кирпичами (рис. 8.13).

Рис. 8.13. Руины города и Вавилонской Башни

Зиккурат имел семь ярусов. Согласно Р. Кольдевею, она имела квадратное основание, каждая сторона которого равнялась 90 метрам. Высота башни тоже была 90 метров, первый ярус имел высоту 33 метра, второй – 18, третий и пятый – по 6 метров, седьмой – святилище бога Мардука – был высотой в 15 метров. Самый верхний ярус башни был облицован синими плитками и покрыт золотом.

Геро­дот считал, что размеры его основания были 185×85 метров. Страбон, заставший зиккурат уже разрушенным, был уверен, что его высота в 90 сажен «превзошла даже египетские пирамиды». Вну­треннее ядро Э-теменанки состояло из сырцового кирпича, облицовка – из обожженных кирпичей (32×32 см), уло­женных на битуме (рис. 8.14). Башня стояла на равнине Сахн («Сковорода» ) на левом берегу Евфрата. Она была окружена домами жрецов, храмовыми сооружениями и домами для паломников, которые стекались сюда со всей Вавилонии. Описание Вавилонской башни оставил Геродот, который основательно осмотрел ее и, может быть, даже побывал на ее вершине. Это единственное документальное описание свидетеля-очевидца из Древней Греции:

«В середине каждой части города воздвигнуто здание. В одной части - царский дворец, окруженный огромной и крепкой стеной; в другой – святилище Зевса-Бэла с медными вратами, сохранившимися еще до наших дней. Храмовый священный участок – четырехугольный, каждая его сторона длиной в два стадия. В середине этого храмового священного участка воздвигнута громадная башня, длиной и шириной в один стадий. На этой башне стоит вторая, а на ней – еще башня; в общем, восемь башен – одна на другой. Наружная лестница ведет наверх вокруг всех этих башен. На середине лестницы находятся скамьи – должно быть, для отдыха. На последней башне воздвигнут большой храм. В этом храме стоит большое, роскошно убранное ложе и рядом с ним золотой стол. Никакого изображения божества там, однако, нет. Да и ни один человек не проводит здесь ночь, за исключением одной женщины, которую, по словам халдеев, жрецов этого бога, бог выбирает себе из всех местных женщин. Эти жрецы утверждают (я, впрочем, этому не верю), что сам бог иногда посещает храм и проводит ночь на этом ложе...» [Геродот, I , 181] .

«Здесь находится также гробница Бела, теперь разрушенная; как говорят, ее срыл Ксеркс. Это была четытехугольная пирамида, сооруженная из обожженнрго кир­пича, высотой_в_стадию, так же как и каждая_сторона ее была длиной в стадию…» [Страбон, XVI , 1, 5] .

По описаниям Кольдевея, башня была на ярус ниже, а нижний ярус был шириной в 90 метров, то есть вполовину меньше. Возможно, во времена Геродота башня стояла на какой-нибудь террасе, хотя и невысокой, которая за тысячелетия сровнялась с землей, и при раскопках Кольдевей не нашел от нее никакого следа.

Каждый большой вавилонский город имел свой зиккурат, но ни один из них не мог сравниться с Вавилонской Башней, которая колоссальной пирамидой возвышалась над всей округой. На ее строительство ушло 85 миллионов кирпичей, и строили Вавилонскую башню целые поколения правителей. Вавилонский зиккурат неоднократно разрушался, но каждый раз его восстанавливали и украшали заново. Зиккурат был святыней, принадлежавшей всему народу, он был местом, куда стекались тысячи людей для поклонения верховному божеству Мардуку.

Кир, завладевший Вавилоном после смерти Навуходоносора, был первым завоевателем, оставившим город неразрушенным. Его поразили масштабы Э-теменанки, и он не только запретил что-либо разрушать, но приказал соорудить на своей могиле памятник в виде миниатюрного зиккурата, маленькой Вавилонской башни.

И все-таки башня была вновь разрушена. Персидский царь Ксеркс оставил от нее только развалины, которые увидел на своем пути в Индию Александр Македонский. Его тоже поразили гигантские руины – он тоже стоял перед ними как завороженный:

«Александр хотел восстановить эту пирамиду; однако для этого требовалось много труда и продолжительное время (только одна расчистка мусора заняла бы 10000 человек в течение двух месяцев), поэтому царь не успел окончить предприятие, так как вскоре его постигли недуг и кончина. Никто из его преемников не заботился об этом…» [Страбон, XVI , 1, 5] .

Рис. 8.14. Реконструкция Вавилонской Башни – картина П. Брейгеля Старшего (1563 г.)

Расчлененные с каждой стороны 12 широкими лопатками, стены были, в отличие от более ранних зиккуратов, строго верти­кальны. Два нижних яруса, расчле­ненных лопатками, были намного выше ос­тальных. К южной стене примыкали три лест­ницы, ведущие на первую террасу (как и в Уре). На вторую террасу поднимались по лестни­цам, примыкавшим к восточной и западной стенам. Дальше движение должно было идти по спирали, однако не по пандусу, как в Дур-Шаррукине, а по лестницам.

Вершина зиккурата – храм – был облицован голубыми плитками и увенчан громадными золотыми рогами, посвященными богу Мардуку и его супруге – богине утренней зари Царпаниту (Иштар). Подъем на ярусы был сде­лан снаружи. Он шел по спира­ли вокруг всех башен. Входить в жилище бога могли только жрецы. Внутри храма стояло громадное золотое ложе для бо­га и стол для возложения поже­ртвований. К потолку святили­ща был подвешен огромный све­тильник в виде солнечного диска (рис. 8.17).

Рис. 8.15. Варианты реконструкции Вавилонской башни по Л. Вулли и Г. Мартини (1923 г.)

Рис. 8.16. Варианты реконструкции Вавилонской Башни. Вверху – современная версия (Германия),

внизу – по Т. Домбарту (1930 г.)

Рис. 8.17. Изображение бога Шамаша. Рельеф (по Шипье и Перро)

По поводу количества и цветового решения ярусов в этом зиккурате существуют самые различные версии. Однако большинство исследователей сходится на том, что число ярусов было равно 7: по числу известных в те времена планет и небесных светил; по числу дней в неделе (лунный календарь); в соответствии с вавилонским вариантом «модели Вселенной».

В любом случае семиярусный зиккурат символизировал политический и религиозный союз семи главных городов Вавилонской федерации (Борсиппы, Вавилона, Киша, Куты, Сиппара, Ура и Урука). Два варианта интерпретации цветовой символики Вавилонской башни приведены на таблицах 1-2.

Таблица 1

Цвет яруса

Планета, светило

День недели

Воскресенье

Меркурий

Борсиппа

Понедельник

Таблица 2

Цвет яруса

Планета, светило

День недели

Воскресенье

Понедельник

Меркурий

Борсиппа

Наблюдения за звездами велись с площадки перед храмом – «Горной Выси». Здесь находились астрономические приборы и инструменты – визир, солнечный и водяной хронометры и т.п. Вполне возможно, что громадные рога на крыше храма выполняли функцию визиров, с помощью которых определяли положение небесных тел в различное время суток.

Судьба некоторых древних легенд довольно причудлива: они сначала безоговорочно принимаются на веру, затем точно так же безоговорочно отрицаются и называются небылицами, а затем снова получают то или иное подтверждение. Ещё не так уж давно Вавилонская башня из знаменитого библейского сказания считалась абсолютно выдуманной и никогда не существовавшей. Но чем больше современные учёные узнают о возвышавшемся в древности над Вавилоном зиккурате, тем больше они склоняются к мнению, что у него и у библейской Вавилонской башни немало общего…

До неба не достали, но голову пришлось поднимать

Великий зиккурат в Вавилоне не сохранился до наших дней ни в каком виде, точно также как и не сохранилось сведений и о том, когда же точно было начато строительство этого сооружения. Известно лишь, что в XVIII веке до нашей эры, при великом вавилонском царе Хаммурапи, этот зиккурат уже существовал. Впрочем, как и большинство древних монументальных сооружений Междуречья, Зиккурат Этеменанки (существует два основных варианта перевода этого названия – «дом основания неба и земли» и «дом, где небеса сходятся с землёй») находился в постоянном процессе перестройки, достраивания, реконструкции и тому подобного.

Больше всего сведений о вавилонском зиккурате имеется из эпохи Нововавилонского царства, VII-VI веков до нашей эры. Именно тогда, при царях Набопаласаре и Навуходоносоре II, Этеменанки не только был восстановлен после периода запустения, но и достиг своего наивысшего великолепия. Именно от того зиккурата остались наиболее подробные описания и очертания фундамента, сохранившиеся до сих пор и помогающие судить о размерах Этеменанки. Зиккурат был составной частью священного храмового города Эсагила, расположенного внутри Вавилона. Эсагил переводится как «Дом поднятия головы» и, чтобы взглянуть на зиккурат, современникам действительно приходилось поднимать головы. Длина каждой из сторон квадратного основания Этеменанки была 91 метр, зиккурат состоял из семи террас, первая из которых была самой высокой – 33 метра. Общая высота сооружения составляла около 90 метров, а венчал его храм, посвящённый верховному богу вавилонского пантеона Мардуку. Каждая терраса Этеменанки имела собственное предназначение, а его стены. В отличие от большинства зиккуратов стены Этеменанки, на строительство которого было расходовано примерно 85 миллионов кирпичей, практически не имели угла наклона или это угол был весьма незначительным.

Легенды на пустом месте не рождаются

Как только была подтверждена реальность существования в Вавилоне монументального сооружения, напоминавшего по форме башню и имевшего солидную высоту, исследователи незамедлительно вспомнили о библейской Вавилонской башне. Аналогии между двумя этими объектами стали ещё более очевидными и обоснованными, как только стало ясно, что наиболее великолепный вид зиккурат Этеменанки обрёл при царе Навуходоносоре II. Ведь именно этот царь завоевал Израиль, захватил Иерусалим, разрушил в 586 году Храм Соломона и положил начало более чем полувековому Вавилонскому пленению еврейского народа. Огромное число евреев были переселены в Вавилон, где они и могли видеть Этеменанки. Вполне логично предположить, что их поразило это монументальное сооружение, которое и нашло отражение в библейских сказаниях, приобретя в них особый смысл.

Кстати, во многом символический характер зиккурата Этеменанки, или Вавилонской башни, как греховной попытки язычников достичь неба и сравняться с богами, подтверждается не так давно обнаруженными артефактами. Недавно в одной из частных коллекций бала обнаружена древневавилонская стела, которая оказалась стелой царя Навуходоносора II, на которой был изображён сам царь, схематическое, но при этом достаточно чёткое и подробное изображение зиккурата Этеменанки, а также торжественная надпись по этому поводу от имени царя. В этой надписи как раз и содержится горделивое утверждение Навуходоносора II, что он воздвиг башню-зиккурат почти до неба, сделал её сияющей подобно солнцу и предоставляющей возможность общаться с верховным богом Мардуком почти на равных. Здесь же была обнаружена и возможная зацепка относительно библейской легенды о том, что со строительства Вавилонской башни началось разделение народов по разным языкам: царь отмечает то, что для завершения обустройства Этеменанки он собрал представителей многих подвластных ему народов, которых заставил трудиться вместе.


Башни-зиккураты попадаются нам на глаза довольно часто – например, именно фотография такой постройки традиционно украшает обложку учебника по истории для средней школы.


Зиккурат – это древняя храмовая постройка, впервые появившаяся у древних ассирийцев и вавилонян. Ученые утверждают, что первые зиккураты были построены в IV тысячелетии до нашей эры в долине рек Тигр и Евфрат.

Как выглядят зиккураты?

Термин «зиккурат» имеет вавилонские корни (от sigguratu , что означает «вершина» ). Башня выглядит как несколько ступенчатых террас, поставленных одна на другую, с широким основанием и заметным сужением к вершине. По очертаниям зиккурат напоминает классическую пирамиду.

На вершине зиккурата располагался храм, в стенах были выполнены дренажные отверстия. Попасть в храм на вершине можно было по главной фронтальной лестнице или по одной из лестниц (пандусов), расположенных вдоль боковых стен. Внутри зиккурата, в главном зале, располагались статуи богов, выполненные из дерева и покрытые пластинами из слоновой кости и , с глазами из драгоценных камней.

Основа зиккурата выполнялась из укрепленных тростниковыми прослойками глиняных кирпичей, снаружи делали кладку из обожженной глины. Первоначально зиккурат состоял из одной террасы, но уже со второго тысячелетия до нашей эры вошло в практику строительство многоуровневых сооружений.


Известно, что шумеры делали три уровня (в честь бога воздуха, бога воды и бога неба), вавилоняне же строили башни в семь уровней. Основание храмовой башни могло быть как прямоугольным, так и квадратным, а размеры строения были более чем внушительны. Так, вавилонский зиккурат достигал в высоту почти ста метров. В стенах башен были комнаты для священников и служителей храма.

Что символизировали зиккураты?

По одной из версий, зиккураты в представлениях древних шумеров, ассирийцев и вавилонян должны были олицетворять лестницу между землей и небом. Считается также, что зиккурат воплощал о бесконечности и многогранности Вселенной.

Неслучайно каждая из террас была окрашена в свой цвет, условно обозначая подземный мир, мир человека, мир животных и так далее. Венчавший верхушку строения храм символизировал небо. Эти искусственные холмы – массивные сооружения с наклонными стенами – в свое время являлись предметом гордости правителей, тщательно обновлялись и на протяжении столетий могли не один раз перестраиваться.


Со временем зиккураты стали использовать не как храмовые сооружения, а как административные центры.

Самые известные зиккураты

Судя по описаниям, оставленным Геродотом, известная нам по Библии Вавилонская башня была зиккуратом. Строение четырехугольной формы имело в основании стороны длиной по 355 метров каждая, по центру же размещалась башня длиной и шириной почти 180 метров. Сверху на ней стояли одна на другой еще семь башен, вокруг которых вилась лестница. А на венчающей это сооружение башне находился храм.

До наших дней сохранились остатки зиккурата в городе Уре. Башня построена во втором тысячелетии до нашей эры в честь бога Луны. Первоначально строение было трехъярусным, позже число уровней довели до семи; по своим размерам храм не уступал Вавилонской башне. Изучать зиккурат в Уре стали с середины XIX века. В его стенах обнаружили клинопись, повествующую о ходе строительства.

Благодаря этому ученым удалось воссоздать модель зиккурата: прямоугольное основание размерами 45 на 60 метров; слой облицовки обожженным кирпичом толщиной в два с половиной метра; первый ярус, достигавший в высоту пятнадцати метров. Террасы были окрашены в черный, красный и белый цвета. На вершину вели три лестницы, по сто ступеней в каждой.

Зиккураты периода второго тысячелетия до нашей эры сохранились сегодня в Иране, времен первого тысячелетия до нашей эры – в Ираке (Вавилон, Борсип, Дур-Шаррукин).

Исследователям удалось установить, что для придания зданию более внушительного вида строители намеренно искривляли стены. В месопотамских зиккуратах стены могли быть наклонены внутрь, либо делались выпуклыми. Эти ухищрения заставляли взгляд человека невольно скользить вверх и фокусироваться на храме, венчающем верхушку. Купол этого храма нередко делали позолоченным.


Чтобы кирпич, из которого строили зиккурат, не разбухал от влаги, в стенах делали выложенные черепками прорези, позволявшие осушать постройку изнутри, отводя лишнюю влагу. Дело в том, что террасы зиккуратов были покрыты землей, на них росла трава и деревья, и дренажные отверстия были созданы для уменьшения вредного воздействия влажной почвы на камни.



Похожие статьи

© 2024 my-kross.ru. Кошки и собаки. Маленькие животные. Здоровье. Лекарство.