Чудотворная икона пресвятой богородицы панагии в бахчисарае. Икона божией матери «мариупольская» (бахчисарайская, крымская). Свято-Успенский мужской монастырь

Бахчисарайскую икону Божией Матери также называют Крымской и Мариупольской. Первоначальное её обретение совершилось в Успенском скиту, расположенном в горном ущелье близ Бахчисарая. Основали скит православные греки. Существует несколько преданий явления иконы Божией Матери. Согласно первому преданию, в пределах горного ущелья, близ Бахчисарая, однажды появился большой змей и стал убивать своим ядом не только животных, но и людей.

Чувствуя свое бессилие, местные жители, греки и генуэзцы, обратились с молитвой к Пресвятой Богородице и просили Владычицу освободить их от этого змея. И вот как-то ночью они увидели, что на скале горит свеча. Жители тотчас высекли в горе ступени и по ним поднялись к горевшей свече. Там они обрели образ БогоМатери. Недалеко от него лежал и издохший змей, который был немедленно же сожжён. После этого греки и особенно генуэзцы, жившие в Феодосии, стали усердно посещать это место для поклонения святому образу Богородицы.

Другое предание гласит, что в давно минувшее время возле этих мест пас стада пастух одного здешнего князька Михаила. Однажды он загнал свои стада в нынешний Успенский овраг и увидел на скале икону Божией Матери. Она находилась в саженях десяти от земли, и перед ней горела свеча. Об этом узнал местный князёк и приказал принести икону Божией Матери в свой дом, находившийся в окрестных горах.

Хотя Михаил и с благоговением принял икону Божией Матери, но на следующий же день её не оказалось в доме: она опять стояла на прежнем месте, на скале. Вторично образ был внесён в дом, и опять повторилось то же самое. Тогда решили святую икону не трогать, а устроить малый храм в скале, против места её явления. С этой целью была иссечена пещера, а снаружи пристроена к ней лестница. Ввиду того, что явление образа последовало 15 августа (28 по новому стилю), то храм этот был освящён в честь Успения Богородицы.

В 1779 году греки Пантикапеи, Феодосии и Херсонеса во главе со своим последним митрополитом Игнатием покинули Крым и навсегда переселились в пределы России. При переселении греки взяли с собой и чудотворную икону Богородицы и принесли её в город Мариуполь. После присоединения Крыма к России в 1783 году греки опять стали селиться в Бахчисарае. В Успенской обители был установлен список (копия) с чудотворной иконы, от которого стали проистекать исцеления.

Имеет несколько названий, чаще всего упоминаются: Панагия (Всесвятая), Крымская и Мариупольская. Явление иконы Божией Матери произошло в середине XV века в Крыму, в горном ущелье около города Бахчисарая. Местные жители, греки и генуэзцы, однажды ночью увидели на скале горящую свечу и, поднявшись, обрели образ БогоМатери. Сразу после явления иконы БогоМатери, напротив места ее чудесного обретения, в скале, был устроен храм, освященный в честь Успения Богородицы, так как явление образа последовало 15 августа, и впоследствии возникла монашеская обитель - Успенский скит. И стало это место почитаться не только христианами, но даже и татарами.

В 1779 г., при переселении греков в пределы России, они взяли с собой и чудотворную икону Божией Матери и перенесли ее в город Мариуполь, а на месте явления осталась точная копия с чудотворной иконы, которая тоже источала множество чудес и исцелений.

Существует три предания по поводу обретения святой иконы Божией Матери «Бахчисарайская-Мариампольская». Хочется сказать, что, не смотря на их различие, между ними можно провести некоторую общую объединяющую нить, которая показывает не на разность событий, а на их особенную, таинственную схожесть. Также следует отметить, что обретенная икона имеет четыре названия. Первые два: «Одигитрия», что значит с греческого — «Путеводительница». А третье и четвертое, согласно месту явления образа, т.е. «Бахчисарайская» (по названию современного города) или «Мариампольская», поскольку монастырь расположен в Мариампольском ущелье, который издревле был заселен греками-колонистами.

Три предания явления иконы:

  1. Пастуху Михаилу (самое основное).
  2. События, связанные с появлением змея.
  3. Чудесный «переход» иконы из монастыря Сумели в Мариампольское ущелье.
Икона Божией Матери, именуемая «Путеводительница-Одигитрия»

Предание первое

Является самым основным. Оно гласит, что в VIII веке пастуху Михаилу греческой национальности православного вероисповедания, пасшему стадо рядом с греческим селением Мариамполь (отсюда и название иконы Божией Матери «Бахчисарайская-Мариампольская»), на закате дня, когда уже нужно было загонять стадо на ночлег, было явлено необычное свечение на скале. Взобравшись на неё, он обнаружил нерукотворный образ Пречистой Девы. Вернувшись в спешке в село, он об этом сообщил местному священнику в общине. Все население того местечка вышло крестным ходом к иконе с каждением и песнопениями, взяли её и перенесли в местную церковь (по некоторым сведениям, в домик священника, поскольку, возможно, у них ещё не было церкви). Но на следующий день иконы в деревне не оказалось, и она вновь была явлена ночью на том же самом месте, где и была впервые обретена. И вновь селяне забрали ее, а она на утро следующего дня снова пропала и явилась в третий раз ночью. То есть, икона была явлена трижды. Тогда местные жители окончательно поняли, что сама Богородица для себя избрала именно то скальное место. Поскольку явление иконы Божией Матери «Путеводительницы» («Одигитрии») было явлено в первый раз в великий праздник Успения, то храм, а позднее и обитель, было решено назвать в честь Успения Девы Марии.

Интересная, и, пожалуй, главная особенность этого явления состоит в том, что икона обретена была в VIII столетии, когда Византию раздирала ересь иконоборчества. Это было явным утешением и утверждением в истинности своего пути для монахов-иконопочитателей, которые были на правах беглецов. Они спасались от преследований центральной власти, временно поддержавшей ересь, убегая на окраины империи. Таврида была испокон веков окраиной той славной греческой державы. Лишь приход к власти после Константина Копронима и Льва Исавра императрицы Ирины, милостью Божией, положило конец сильному потрясению Вселенской Церкви, собранием последнего, седьмого Вселенского Собора в Никеи (недалеко от Константинополя – столицы Империи).

Предание второе

В Мариампольском ущелье в XV веке завелся очень большой змий. Он был настолько велик, что по сообщениям того времени, мог справиться с целой коровой. Жители крымского полуострова пришли от этого в трепет. Все христианское население (православные греки, генуэзцы-католики, армяне-монофизиты) взмолились об избавлении к Пречистой Деве от этого тяжкого бедствия. И их мольба была услышана. Вскоре, после очередных усердных молитв к Божией Матери, вечером жители (возможно, тот же пастух Михаил) увидели на скале горящую свечу. Спешно прорубив ступени к свечению в скале, греки обрели икону Богородицы «Путеводительница» или по-гречески «Одигитрия», а рядом обнаружили разрубленного надвое мёртвого змия.


Место обретения иконы Божией Матери «Бахчисарайская-Мариампольская»

В благодарность об этом избавлении, греки возводят монастырь в Мариампольском ущелье. Вполне возможно, что монастырь иконопочитателей, прибывших в VIII веке на Крымский полуостров, находился рядом, а после явления был перенесён в ущелье. Кроме того, в самом селении уже давно существовала греческая община. Обретение иконы Божией Матери «Бахчисарайская-Мариампольская» состоялось.

Необычайной и главной особенностью, подтверждающей реальность этого факта, является то, что обитель возникает в 2-х км. от столицы новообразованного Крымского ханства. Это единственный православный монастырь в мире, который выжил в исламской столице! Больше такого нигде нет и не было. Вполне реально, что событие со змеем, было особенным промыслом Божиим, который сохранил монастырь от поругания и разрушения. Местные мусульмане и крымские ханы были очень поражены этим событием. Ведь почти все монастыри и храмы Таврического полуострова были уничтожены после экспансии турецких войск в 1475 году. Помимо Бахчисарайского Свято-Успенского, не тронули ещё обитель св. Георгия на мысе Фиолент близ нынешнего Севастополя. Все было в руинах, в том числе и 40 храмов Святой Горы Крыма (сейчас носит название «Медведь-гора»).

Предание третье

Самое малоизвестное. Считается, что икона нашей Владычицы была перенесена туда чудесным образом из византийского монастыря Сумели, который расположен близ Трапезунда . Это произошло в VIII веке в период иконоборчества, о чем было описано выше. Самое интересное, что одно время некоторые монахи монастыря Сумели поддержали ересь. Таким образом, чтоб икона не была поругана, она оттуда «ушла» и явилась там, где её хотели видеть и воздали ей должное поклонение. Фактом, свидетельствующим об достоверности и этой истории, которая никаким образом не противоречит двум ранее описанным преданиям, если всмотреться в корень дела, служит то, что позже, по приглашению в Крым, монахи этого Сумельского монастыря посетили и Успенское монашеское общежитие и подтвердили факт, что исчезнувшая от них икона теперь находится в этой обители в своем точном образе, в котором и была.

Таким образом, было милостью Божией совершено обретение иконы Божией Матери «Бахчисарайская-Мариампольская».

Икона Богородицы Бахчисарайская (Крымская, Мариупольская)

История

Бах-чи-са-рай-ская ико-на Бо-жи-ей Ма-те-ри, со-глас-но пре-да-нию, яви-лась в Кры-му близ г. Бах-чи-са-рая. Кро-ме упо-мя-ну-то-го име-ни, ико-на но-си-ла еще и дру-гие на-зва-ния, в част-но-сти: Па-на-гия, Крым-ская ико-на Бо-го-ма-те-ри и Ма-ри-у-поль-ская. Преж-де эта ико-на на-хо-ди-лась в Успен-ском ски-ту, ко-то-рый был рас-по-ло-жен в гор-ном уще-лье, на окра-ине го-ро-да Бах-чи-са-рая.

От-но-си-тель-но са-мо-го яв-ле-ния чу-до-твор-ной ико-ны Бо-жи-ей Ма-те-ри ис-то-ри-че-ских сви-де-тельств не со-хра-ни-лось, но су-ще-ство-ва-ли два пре-да-ния.

Од-но пре-да-ние го-во-рит, что в гор-ном уще-лье, близ Бах-чи-са-рая, по-явил-ся од-на-жды боль-шой змей и стал уби-вать не толь-ко жи-вот-ных, но и лю-дей. Мест-ные жи-те-ли не мог-ли его ис-тре-бить. Чув-ствуя свое бес-си-лие, они об-ра-ти-лись с мо-лит-вой к Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-це и про-си-ли Вла-ды-чи-цу осво-бо-дить их от этой на-па-сти. Но-чью, уви-дев, что на ска-ле го-рит све-ча, они тот-час же вы-сек-ли в го-ре сту-пе-ни и по ним под-ня-лись к го-рев-шей све-че. Там им был яв-лен об-раз Бо-жи-ей Ма-те-ри. Неда-ле-ко от него ле-жал и по-вер-жен-ный змей, ко-то-рый был немед-лен-но со-жжен. По-сле это-го гре-ки и осо-бен-но ге-ну-эз-цы, жив-шие в Фе-о-до-сии, ста-ли усерд-но по-се-щать это ме-сто для по-кло-не-ния свя-то-му об-ра-зу Бо-го-ро-ди-цы.

В дру-гом пре-да-нии го-во-рит-ся о том, что в дав-нее вре-мя воз-ле этих мест пас ста-да пас-тух неко-е-го мест-но-го кня-зя Ми-ха-и-ла. Од-на-жды, за-гнав свои ста-да в Успен-ский овраг, он уви-дел на ска-ле ико-ну Бо-жи-ей Ма-те-ри. Она на-хо-ди-лась са-же-нях в де-ся-ти от зем-ли, пе-ред ней го-ре-ла све-ча. О яв-ле-нии свя-то-го об-ра-за узнал князь и при-ка-зал при-не-сти ико-ну в свой дом, на-хо-див-ший-ся в окрест-ных го-рах. Хо-тя Ми-ха-ил и с бла-го-го-ве-ни-ем при-нял свя-тую ико-ну, но на сле-ду-ю-щий же день ее не ока-за-лось в до-ме: она опять сто-я-ла на преж-нем ме-сте - на ска-ле. Вто-рич-но об-раз был вне-сен в дом, и опять по-вто-ри-лось то же. То-гда ре-ше-но бы-ло устро-ить ма-лый храм в ска-ле, на-про-тив ме-ста яв-ле-ния ико-ны Бо-го-ма-те-ри. С этой це-лью бы-ла вы-се-че-на пе-ще-ра, а сна-ру-жи при-стро-е-на к ней лест-ни-ца. Вви-ду то-го, что яв-ле-ние об-ра-за про-изо-шло 15 ав-гу-ста, то и храм был освя-щен в честь Успе-ния Бо-го-ро-ди-цы.

В 1778 го-ду, при по-след-нем мит-ро-по-ли-те Готф-ском и Ке-фай-ском Иг-на-тии, чу-до-твор-ная ико-на Бо-го-ма-те-ри по-ки-ну-ла Крым и бы-ла при-не-се-на в го-род Ма-ри-у-поль, где по-ме-ща-лась в спе-ци-аль-но по-стро-ен-ной для нее церк-ви в честь Успе-ния Бо-го-ро-ди-цы. Здесь Бах-чи-са-рай-ская ико-на Бо-жи-ей Ма-те-ри про-сла-ви-лась мно-ги-ми чу-до-тво-ре-ни-я-ми - в 1848 го-ду во вре-мя эпи-де-мии хо-ле-ры, а в 1855 - во вре-мя во-ен-ных дей-ствий в Крым-скую кам-па-нию. В 1887 го-ду свя-той об-раз был пе-ре-не-сен в ка-мен-ный храм в честь Успе-ния Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, где по-ме-щал-ся в спе-ци-аль-ном ки-о-те.

Од-на-ко Бо-жия Ма-терь, освя-тив-шая Успен-скую ска-лу яв-ле-ни-ем Сво-е-го об-ра-за, не пе-ре-ста-ва-ла по-кро-ви-тель-ство-вать это-му ме-сту. Через Свое неви-ди-мое при-сут-ствие Она ста-ла яв-лять зна-ме-ния Сво-е-го ми-ло-сер-дия над страж-ду-щи-ми и та-ким об-ра-зом под-дер-жи-вать в на-ро-де бла-го-го-вей-ное усер-дие в мо-лит-вах к Па-на-гии в Успен-ской ска-ле.

В 1850 го-ду бла-го-да-ря ста-ра-ни-ям ар-хи-епи-ско-па Хер-сон-ско-го Ино-кен-тия со-вер-ше-но бы-ло вос-ста-нов-ле-ние Бах-чи-са-рай-ской оби-те-ли. Она ста-ла но-сить на-зва-ние Бах-чи-са-рай-ско-го Успен-ско-го ски-та, или Па-на-гии. В пе-щер-ной церк-ви и уще-льях бы-ло по-стро-е-но до 16 ке-лий для пу-стын-но-го жи-тия бра-тии. От-кры-тие ски-та про-изо-шло 15-го ав-гу-ста. В этот день к хра-мо-во-му празд-ни-ку Успе-ния сте-ка-лось еже-год-но мно-же-ство бо-го-моль-цев для по-кло-не-ния спис-ку с яв-лен-но-го здесь об-ра-за Бо-го-ма-те-ри.

Бах-чи-са-рай-ская ико-на при-над-ле-жа-ла к чис-лу вос-ко-ма-стич-ных икон, что сви-де-тель-ству-ет о ее срав-ни-тель-ной древ-но-сти и ви-зан-тий-ском про-ис-хож-де-нии. Вре-мя ее на-пи-са-ния, со-глас-но раз-лич-ным мне-ни-ям, ва-рьи-ру-ет-ся от XI до XIV вв. Изо-бра-же-ние от-но-си-лось к ти-пу по-яс-ной Оди-гит-рии с Мла-ден-цем на ле-вой ру-ке.

Для укра-ше-ния Бах-чи-са-рай-ской ико-ны бы-ло со-зда-но несколь-ко риз. Од-на из них, из-го-тов-лен-ная в Кры-му, име-ла над-пись на гре-че-ском язы-ке: «Мо-ле-ние всех бла-го-че-сти-вых хри-сти-ан со-дей-стви-ем и рев-но-стию жи-те-лей го-ро-да Ма-ри-ен, 1774, ап-ре-ля 20 дня». Впо-след-ствии эта ри-за укра-ша-ла спи-сок ико-ны. Дру-гая ри-за бы-ла из-го-тов-ле-на на сред-ства же-ны ге-не-рал-лей-те-нан-та вой-ска Дон-ско-го Ев-до-кии Мар-ты-но-вой; тре-тья, ши-тая жем-чу-гом, усы-пан-ная брил-ли-ан-та-ми и дру-ги-ми кам-ня-ми, бы-ла из-го-тов-ле-на мо-на-хи-ня-ми пред-по-ло-жи-тель-но в 1861 г. на сред-ства от про-да-жи при-но-ше-ний к иконе.

В кон. XIX - нач. XX в. Бах-чи-са-рай-ская ико-на бы-ла очень вет-хой, судь-ба ее по-сле 1918 г. неиз-вест-на.

Молитвы

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Мариупольской»

О, Пресвята́я Госпоже́, Цари́це небесе́ и земли́, Преблагослове́нная Ма́ти Христа́ Бо́га на́шего! С ве́рою и любо́вию моли́твенно прибега́ем мы́ недосто́йнии к Тебе́, Пречи́стая Засту́пнице на́ша. Ты́ еси́ Покрови́тельнице гра́да на́шего Мариу́поля и всея́ Приазо́вския земли́ благослове́ние. Тво́й бо о́браз святы́й, чуде́сно явле́нный не́когда в ка́менных гора́х Кры́мских, изба́ви лю́ди гре́ческия от стра́шных бе́дствий зми́я вели́каго, пожиравшаго скоты́ и вся́ о́крест живу́щия - изба́ви и на́с от вредоно́сных ко́зней диа́вольских, от вра́г ви́димых и неви́димых, от напа́стей, скорбе́й и боле́зней и вся́каго зла́. Ты́ еси́ Путеводи́тельнице блага́я, пу́ть спасе́ния ве́рным указу́ющая. Тво́й бо о́браз святы́й принесе́ся от го́р Кры́мских во основа́ние гра́да на́шего Мариу́поля святи́телем Игна́тием, и я́ко свети́льник пресве́тлый просвети́ ве́рою правосла́вною вся́ живу́щия в не́м. Ты́ еси́ вои́стину Богоро́дице всепе́тая, я́ко вся́ Тебе́ возмо́жна су́ть и ели́ка а́ще восхо́щеши, вла́сть и́маши вся́ соверши́ти. Никто́же бо притека́яй к Тебе́, пред о́бразом си́м моля́щеся посра́млен отхо́дит, но про́сит благода́ти и прие́млет ми́лость по благо́му изволе́нию во спасе́ние ду́ш и теле́с.
О, Всеми́лостивая, Ма́ти, Мариу́польское Похвало́ и на́ше Заступле́ние! Тебе́ еди́ной от Всевы́шняго даде́ся вла́сть во все́м заступа́ти и спаса́ти на́с: Ты́ еси́ ве́рное и ско́рое врачевство́ грехо́вных страсте́й на́ших. От Тебя́ Госпо́дь вся́ко сло́во проше́ния прие́млет, тебе́ вси́ а́нгели и арха́нгели и вся́ нача́ла смире́нно слу́жат, и я́ко Цари́цу Небе́сную вси́ восхваля́ют. Ты́ отве́рзла еси́ ве́рным две́ри Ца́рствия Небе́снаго,- отве́рзи и на́м, чрез на́ше и́скреннее покая́ние две́ри спасе́ния ду́ш на́ших. Яви́ на́м бога́тую по́мощь Твою́ и благопоспеши́ во вся́ком де́ле бла́зе: от вся́каго же начина́ния грехо́внаго и помышле́ния лука́ваго отврати́ на́с, озари́ на́ш у́м све́том и́стиннаго богопозна́ния, согре́й се́рдце на́ша любо́вию Христо́вою и пода́ждь на́м, Всеблага́я, вся́ поле́зная ко спасе́нию. Не преста́й моли́тися о на́с, недосто́йных рабе́х Твои́х, сла́вящих Тя́ и почита́ющих Тя́, и покланя́ющихся со умиле́нием Пречи́стому о́бразу Твоему́. Да Твои́м предста́тельством соблюда́еми и покро́вом Твои́м осеня́еми, просла́вим Го́спода и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, со Безнача́льным Отце́м и Пресвяты́м и благи́м и животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Мариупольская»

Кондак 1

Избранной от всех родов Богоматери Царице Покровительнице и Заступнице града нашего сласом умиления воспоим хвалы мы недостойнии о Пречудном Ея святом Образе принесенным святителем Игнатием в землю Приазовья на укрепление веры христиан православных в защищение и спасение всех нас от врагов видимых и невидимых с верою и любовию взывающих:

Икос 1

В лета древния Промыслом Божиим установленныя на спасение и просвещение верою Христовою людей Приазовья, принесена была икона Твоя, Богомати, во святый град Мариуполь. Людие, живущие в нем, с радостью прияли Ю, воспевая тако:
Радуйся, Царице Пресвятая Богородице, Заступнице наша усердная.
Радуйся, Одигитрие Пречистая, путь спасения нам указующая.
Радуйся, Благодатная, от Господа благодать нам испрошающая.
Радуйся, Чистото Небесная, чистотою Духа Божия преисполненая.
Радуйся, Милосердная, милостивно нас от бед сохраняющая.
Радуйся, Пресветлая Звездо, к Солнцу Правды путь всем указующая.
Радуйся, Пресвятая Богородице Дево Мариупольское Похвало и наше Заступление.

Кондак 2

Дивныя чудеса совершишася, Пресвятая Дево, егда Образ Твой Святый несенный бысть в землю Приазовскую. Грады и веси освящая, и людие в них живущия исцеляя, с верою приходящии к святыне Твоей в радости зовущих Богу: Аллилуйя.

Икос 2

Разум человеческий вместити не возможет иконы Твоея великую святыню, Пренепорочная Владычице Вси бо приходящии к ней со страхом Божиим и верою приемлют исцеления и вопиют Ти сице во умилении:
Радуйся, Мати Царева, щедроты Твоя на нас изливающая.
Радуйся, во всяких нам нуждах и обстояниях помогающая.
Радуйся, силою врачеваний икону Твою украшающая.
Радуйся, Чистая Дево, мысли нечистыя нам очищающая.
Радуйся, Радосте наша, радость небесную нам испрошающая.
Радуйся, Богомати святейшая, к святыне великой нас презывающая.
Радуйся, Пресвятая Богородице Дево Мариупольское Похвало и наше Заступление.

Кондак 3

Град Мариуполь зело возрадовался, егда икона Твоя, Богомати Пречистая, изволи в нем быти. Вси людие живущия в нем вскоре храм превеликий построиша, и образ Твой Святый, внесоша, непрестанно молятся И поя песнь: Аллилуйя.

Икос 3

Стена еси Ты и защищение всем в скорбех и в печалех к Святому Образу Твоему прибегающим, Пренепорочная Владычице. От него бо источается благодать всем верою Тебе поющим и взывающим:
Радуйся, добрая Мати Господня, земное житие наше добре устрояющее.
Радуйся, праведный гнев Божий от нас отводящая.
Радуйся, град Мариуполь от бед избавляющая.
Радуйся, в мире живущим во всякой нужде помогающая.
Радуйся, всем православным Отрадо и сладосте.
Радуйся, милосердная, чрез икону сию милость нам являющая.
Радуйся, Пресвятая Богородице Дево Мариупольское Похвало и наше Заступление.

Кондак 4

В бурях страстного жития живущим являла еси небесное вспоможение Пресвятая Дево. Ты бо, милостивая Мати, воздвигше руце Свои к Сыну Твоему и Богу нашему умоляла еси Его о спасении всех живущих в земли Приазовья. Умоляй убо Владычице и о нашем жительстве: Аллилуйя.

Икос 4

Во дни крамол страны нашея и злых наветов вражиих, егда вера Христова умалящеся и мир убогих душ сокрушашася, Пречистая Дево, Ты едина надеждо, путь во тьме указующая, была еси падшему человечеству. Вси людие милости Твоея жаждущие, со умилением сердечным благоговейными гласами вопиют Тебе:
Радуйся, всех христиан всемощная Заступнице.
Радуйся, нечистых советов разрушительнице.
Радуйся, православную веру в стране нашей укрепляющая.
Радуйся, тьму нечестия от нас отгоняющая.
Радуйся, путь спасения верным указующая.
Радуйся, Пресвятая Богородице Дево Мариупольское Похвало и наше Заступление.

Кондак 5

Просвещение разуму нашему свыше исходатайствуй, Пречистая Дево, моля Сына Твоего и Бога нашего у Престола Господа, да вси познаем единую Волю Творца нашего, и сердца наши направим угодная и совершенная творити в жизни сей, непрестанно поя: Аллилуйя.

Икос 5

Богопротивное учение лжеучителей отвергше, не чтущих Матери Господней и Ея чуднаго Образа, притецем мы вернии к Ея Святыне, да исполнит сердца наши со дерзновением противостати во тьме неведения живущим, просвещая светом Божественного Разума, и с верою припадающе к Ней воспевати тако:
Радуйся, в вере Божественной нас укрепляющая.
Радуйся, надежду спасения верным утверждающая.
Радуйся, любовию Божиею нас согревающая.
Радуйся, сомнения наша, яко прах развевающая.
Радуйся, во уныние падших нас ободряющая.
Радуйся, неверных учения грозно карающая.
Радуйся, Пресвятая Богородице Дево Мариупольское Похвало и наше Заступление.

Кондак 6

Проповедники милосердия Божия явися Образ Святый, Пресвятая Дево, не токмо града Мариуполя, но и всея земли Приазовския. Людие приходящии в храм Твой, с велицею радостию молящиися Тебе, Владычице, пред сим Образом в рост человеческий возжигаша свещи, исполняя обеты своя, прося милости и заступления, непрестанно поя: Аллилуйя.

Икос 6

Возсияла еси благодатию Божественною икона Твоя Богомати Пречистая, в храме имени Твоего созданном православными жителями града Мариуполя. Дивно прославися Образ сей, подая неисчетныя милости всем скорбящим и страждущим. Посети убо и наши души, обремененные грехами многими, Владычице Преблагая, буди всем нам Покров и заступление взывающих Ти:
Радуйся, предстательнице наша, пред Господом молитвы возсылающая.
Радуйся, Заступница, о нас грешных Свои руце пред Богом простирающая.
Радуйся, всех страждущих Святым Омофором Твоим покрывающая.
Радуйся, в пучинах морских всех плавающих сохраняющая.
Радуйся, всем верующим Тебе, великия милости изливающая.
Радуйся, в терпении страждущих невидимо укрепляющая.
Радуйся, Пресвятая Богородице Дево Мариупольское Похвало и наше Заступление.

Кондак 7

Хотя спасти живущия людие в земли Приазовья, Богородице Марие. Ты избрала еси град Мариуполь местопребыванием иконы Твоея Святыя, да все прибегающии к Тебе восприимут помощь и заступление от бед и пламени огня вечнаго, воспевая: Аллилуйя.

Икос 7

Скорбные годы напастей и страшных гонений на веру Христову претерпе град Мариуполь и вся наша страна православная от власти безбожныя. Древни Святыни предана поруганию, храмы разрушены, попрано бысть Величие Божие. Помози нам, Дево Пречистая, яко некогда греческим людям в Крыму от ига татарского. Избави безбожия, яко некогда змия великаго, пожиравшего люди и скоты там живущих, да возжем пред Святою иконою лампаду неугасимую и скорбными гласы возопиим:
Радуйся, всем плачущим надеждо и скорбящим утешение.
Радуйся, яко и Сама величайшие скорби о Сыне Твоем терпевшая.
Радуйся, яко Тобою и мы укрепляемся в вере.
Радуйся, яко Ты усердная о всех нас Молитвеннице пред Господом.
Радуйся, яко Ты Царица неба и земли нарицаешися.
Радуйся, яко и высокоумие человеческое Тобою смиряется.
Радуйся, Пресвятая Богородице Дево Мариупольское Похвало и наше Заступление.

Кондак 8

Бедствующих всех Ты Помоще и обидимых Заступнице благая, Мати Божия Пречистыя. Многоскорбных нас Ты не оставляющая, но после скорбных бед нам радости дающая. Молим Тя, Владычице, сохрани нас от падений греховных, от соблазнов и неправды, да не погибнем люте, без покаяния, и да сподобимся со всеми чистыми сердцами воспевати Богу: Аллилуйя.

Икос 8

Чудны и непостижими явишася дела Господни во граде Мариуполе. Разрушенныя и забытыя Святыни вновь обретают Славу Божественную. Мати Божия, Пречистая икона Твоя «Мариупольское Похвало» вновь поднимает Дух ревности Славы Божией в людех православных. Новые строются храмы, возстают древние поруганные Святыни, и во всем величии прославляется в них Пречистая Храмостроительнице наша Богородице умиленными гласы сицевыми:
Радуйся, Помощнице наша светлейшая в строительстве храмов.
Радуйся, Наставнице наша Благая в духовных для пользы беседах.
Радуйся, воздыхания наша не отторгающая.
Радуйся, в Боголюбии нам возрасти помогающая.
Радуйся, горних всех сил величание.
Радуйся, для всех притекающих к Тебе являеши спасение.
Радуйся, Пресвятая Богородице Дево Мариупольское Похвало и наше Заступление.

Кондак 9

Всякое естество ангельское и человеческое удивися Премудрости Божией, како Всеблагая наша Владычице матерним Своим попечением окормляет всех живущих в земле Приазовья. Предивными чудесами согревая наши души и всесильным ходатайством у Престола умоляет о нас грешных Господа, Ему же благодарно поем: Аллилуйя.

Икос 9

Ветии человеческия недоумеют познати тайну Святыни благодати Божественной от иконы Твоя истекающую, ниже изъяснити силы Ея чудодейственной ко спасению человеков. Оных бо посещением наказания, иныя бо благостию вразумляя и наставляя, яко чистота души и молитвы сердечныя, угоднее Богове, паче хвалы единых точию уст наших. Тем же вси взирая с верою на икону Твою глаголем:
Радуйся, предстательница Ты наша непостыдная к Богу.
Радуйся, изнемогающим нам, заступнице наша Благая.
Радуйся, Образом Твоим град Мариуполь и всю землю Приазовскую обрадовавшая.
Радуйся, яко, Славу Божию неумаляти нас научающая.
Радуйся, яко отступников веры ко спасению призывающая.
Радуйся, яко правосудие Божие всем нам напоминающая.
Радуйся, Пресвятая Богородице Дево Мариупольское Похвало и наше Заступление.

Кондак 10

Спасти хотя люди православныя от беззаконий и неверия, Дево Пречистая, дивную благодать исцелений явила еси от Пречистыя иконы Твоея не токмо людем земли Приазовья, но и всем к Тебе прибегающим. Твой бо Образ Святый притекающим источает утешение в скорбех, заступничество в несчастиях и помощь в разных болезнях наших Ему же покланяемся, зовуще: Аллилуйя

Икос 10

Стена еси Ты, Пресвятая Дево, и надежда наша всем православным христианам. С верою молящимся Тебе, у Святаго Образа приемлют помощь и благодать, исцеление болезней, избавление от злых духов, исправление греховной жизни и душ спасение. Тебе бо единой дадеся благодать свыше, и Тебе хвалебно вопием:
Радуйся, свеще неугасимая, на скале Крымской у иконы Твоея Господом возженная.
Радуйся, Одигитрие, путь греческим людем в землю приазовскую благословившая.
Радуйся, в бочке сокрываемая от нападений вражиих несенная.
Радуйся, в крестных ходах люди от холеры избавляющая.
Радуйся, отрока скорченнаго от тяжкого недуга исцелившая.
Радуйся, воина страдавшего от злого духа свободившая.
Радуйся, Пресвятая Богородице Дево Мариупольское Похвало и наше Заступление.

Кондак 11

Пение наше смиренное, Всехвальная Царице Небесная, не довлеет от нас ко похвале иконы Твоея. С верою и любовию возносимыя молитвы наши, Ты милостивно приемлеши. Сохраняй нас и всех Тебе прибегающих от неверия, ересей и раскола, наипаче избави лукавых деяний и злых развращений. Сподоби нас, Владычице, со всеми святыми благоприятно прославляти Создателя нашего Бога и пети Ему: Аллилуйя.

Икос 11

Светоприемлемая свеща пред иконою Твоею на скале Крымской горящая, образ величайшей Святыни явлена бысть христианам православным, и всем к Тебе прибегающим, Чудесным явлением Образа Твоего являла еси помощь и покровительство гонимых христиан, дая убежище и спасение. Мы же любовию, воспоминая сии заступления, со смирением ведомии к Тебе, к преславному Образу со умилением вопием:
Радуйся, иконою Твоею чтущии Тя, от всякого зла сохраняющая.
Радуйся, в скорбех прибегающим к Тебе не оставляющая.
Радуйся, Ею же немощи наша врачующая.
Радуйся, страданием убогих внемлющая.
Радуйся, кающихся грешников молитвы приемлющая.
Радуйся, духовными дарами молящихся обогащающая.
Радуйся, Пресвятая Богородице Дево Мариупольское Похвало и наше Заступление.

Кондак 12

Благодатию Твоею, владычице, якоже древле греческим людем, такожде и ныне всем верою притекающим к цельбоносней иконе Твоей не оставляеши Призывающим Имя Твое, Святое услыши, подая благословение супружествам, вступающим во брачную жизнь, учащимся помощи, вдовам и сиротам защиту и спасение, больным и недужным здравие и укрепление, и вся по коегожде потребе благая утешения, да вси Тобою сохраняеми господу вопиют: Аллилуйя.

Икос 12

Поюще и прославляя Твоя милости, Богородице Всепетая, являемые нам недостойным Образом Твоим Святым, молим Тя, Чистую и Преблагословенную усердно, не остави нас сирых безпомощных требующих помощи и Твоего заступления. Ускорим на молитву, потщимся на покаяние, да даруется нам мир и здравие, от всяких бед и искушений вражиих избавление, воспевающе пречистому Образу Твоему:
Радуйся, радосте наша, от всех родов прославляемая.
Радуйся, от погибели к Тебе притекающих, спасающая.
Радуйся, силою Божиею врагов посрамляющая.
Радуйся, от смерти и вечного мучения чтущии тя изымающая.
Радуйся, светом радости верныя ободряющая.
Радуйся, Ангелов небесных на спасение рода человеческого посылающая.
Радуйся, Пресвятая Богородице Дево Мариупольское Похвало и наше Заступление.

Кондак 13

О, Пресвятая Богородице, Мариупольская Похвало и наше заступление! Вонми молитвенному гласу нашему и всем к Тебе прибегающим. Се бо взирая на Пречистый Образ твой, молим Тя, не остави нас грешных Своею небесною помощию, да получим утешение и ободрение на скользком пути жизни нашея, и спасаеми Тобою немолчно поем Творцу и Создателю нашему победную песнь: Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя.

(Этот кондак читается трижды, затем читается икос 1 и кондак 1)

Молитва

О, Пресвятая Госпоже, Царице небесе и земли, Преблагословенная Мати Христа Бога нашего! С верою и любовию молитвенно прибегаем мы недостойнии к Тебе, Пречистая Заступнице наша. Ты еси Покровительнице града нашего Мариуполя и всея Приазовския земли благословение. Твой бо образ святый, чудесно явленный некогда в каменных горах Крымских, избави люди греческия от страшных бедствий змия великаго, пожиравшаго скоты и вся окрест живущия - избави и нас от вредоносных козней диавольских, от враг видимых и невидимых, от напастей, скорбей и болезней и всякого зла. Ты еси Путеводительнице благая, путь спасения верным указующая. Твой бо образ святый принесеся от гор Крымских во основание града нашего Мариуполя святителем Игнатием, и яко светильник пресветлый просвети верою православною вся живущия в нем. Ты еси воистину Богородице всепетая, яко вся Тебе возможна суть и елика аще восхощеши, власть имаши вся совершити. Никтоже бо притекаяй к Тебе, пред образом сим молящеся посрамлен отходит, но просит благодати и приемлет милость по благому изволению во спасение душ и телес.
О, Всемилостивая, Мати, Мариупольское Похвало и наше Заступление! Тебе единой от Всевышняго дадеся власть во всем заступати и спасати нас: Ты еси верное и скорое врачевство греховных страстей наших. От Тебя Господь всяко слово прошения приемлет, тебе вси ангели и архангели и вся начала смиренно служат, и яко Царицу Небесную вси восхваляют. Ты отверзла еси верным двери Царствия Небеснаго,- отверзи и нам, чрез наше искреннее покаяние двери спасения душ наших. Яви нам богатую помощь Твою и благопоспеши во всяком деле блазе: от всякаго же начинания греховнаго и помышления лукавого отврати нас, озари наш ум светом истиннаго богопознания, согрей сердца наша любовию Христовою и подаждь нам, Всеблагая, вся полезная ко спасению. Не престай молитися о нас, недостойных рабех Твоих, славящих Тя и почитающих Тя, и покланяющихся со умилением Пречистому образу Твоему. Да Твоим предстательством соблюдаеми и покровом Твоим осеняеми, прославим Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, со Безначальным Отцем и Пресвятым и благим и животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Бахчисарайская икона Божией Матери, согласно преданию, явилась в Крыму близ г. Бахчисарая (ныне Крымская Республика, Украина). Кроме упомянутого имени, икона носила еще и другие названия, в частности: Панагия, Крымская икона Богоматери и Мариупольская. Прежде эта икона находилась в Успенском скиту, который был расположен в горном ущелье, на окраине города Бахчисарая.

Относительно самого явления чудотворной иконы Божией Матери исторических свидетельств не сохранилось, но существовали два предания.

Одно предание говорит, что в горном ущелье, близ Бахчисарая, появился однажды большой змей и стал убивать не только животных, но и людей. Местные жители не могли его истребить. Чувствуя свое бессилие, они обратились с молитвой к Пресвятой Богородице и просили Владычицу освободить их от этой напасти. Ночью, увидев, что на скале горит свеча, они тотчас же высекли в горе ступени и по ним поднялись к горевшей свече. Там им был явлен образ Божией Матери. Недалеко от него лежал и поверженный змей, который был немедленно сожжен. После этого греки и особенно генуэзцы, жившие в Феодосии, стали усердно посещать это место для поклонения святому образу Богородицы.

В другом предании говорится о том, что в давнее время возле этих мест пас стада пастух некоего местного князя Михаила. Однажды, загнав свои стада в Успенский овраг, он увидел на скале икону Божией Матери. Она находилась саженях в десяти от земли, перед ней горела свеча. О явлении святого образа узнал князь и приказал принести икону в свой дом, находившийся в окрестных горах. Хотя Михаил и с благоговением принял святую икону, но на следующий же день ее не оказалось в доме: она опять стояла на прежнем месте – на скале. Вторично образ был внесен в дом, и опять повторилось то же. Тогда решено было устроить малый храм в скале, напротив места явления иконы Богоматери. С этой целью была высечена пещера, а снаружи пристроена к ней лестница. Ввиду того, что явление образа произошло 15 августа, то и храм был освящен в честь Успения Богородицы.

В 1778 году, при последнем митрополите Готфском и Кефайском Игнатии, чудотворная икона Богоматери покинула Крым и была принесена в город Мариуполь, где помещалась в специально построенной для нее церкви в честь Успения Богородицы. Здесь Бахчисарайская икона Божией Матери прославилась многими чудотворениями – в 1848 году во время эпидемии холеры, а в 1855 – во время военных действий в Крымскую кампанию. В 1887 году святой образ был перенесен в каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, где помещался в специальном киоте.

Однако Божия Матерь, освятившая Успенскую скалу явлением Своего образа, не переставала покровительствовать этому месту. Через Свое невидимое присутствие Она стала являть знамения Своего милосердия над страждущими и таким образом поддерживать в народе благоговейное усердие в молитвах к Панагии в Успенской скале.

В 1850 году благодаря стараниям архиепископа Херсонского Инокентия совершено было восстановление Бахчисарайской обители. Она стала носить название Бахчисарайского Успенского скита, или Панагии. В пещерной церкви и ущельях было построено до 16 келий для пустынного жития братии. Открытие скита произошло 15-го августа. В этот день к храмовому празднику Успения стекалось ежегодно множество богомольцев для поклонения списку с явленного здесь образа Богоматери.

Бахчисарайская икона принадлежала к числу воскомастичных икон, что свидетельствует о ее сравнительной древности и византийском происхождении. Время ее написания, согласно различным мнениям, варьируется от XI до XIV вв. Изображение относилось к типу поясной Одигитрии с Младенцем на левой руке.

Для украшения Бахчисарайской иконы было создано несколько риз. Одна из них, изготовленная в Крыму, имела надпись на греческом языке: «Моление всех благочестивых христиан содействием и ревностию жителей города Мариен, 1774, апреля 20 дня». Впоследствии эта риза украшала список иконы. Другая риза была изготовлена на средства жены генерал-лейтенанта войска Донского Евдокии Мартыновой; третья, шитая жемчугом, усыпанная бриллиантами и другими камнями, была изготовлена монахинями предположительно в 1861 г. на средства от продажи приношений к иконе.

В кон. XIX – нач. XX в. Бахчисарайская икона была очень ветхой, судьба ее после 1918 г. неизвестна.


Бахчисарайская икона Божией Матери, согласно преданию, явилась в Крыму близ г. Бахчисарая (ныне Крымская Республика, Украина). Кроме упомянутого имени, икона носила еще и другие названия, в частности: Панагия, Крымская икона Богоматери и Мариупольская. Прежде эта икона находилась в Успенском скиту, который был расположен в горном ущелье, на окраине города Бахчисарая.

Относительно самого явления чудотворной иконы Божией Матери исторических свидетельств не сохранилось, но существовали два предания.

Одно предание говорит, что в горном ущелье, близ Бахчисарая, появился однажды большой змей и стал убивать не только животных, но и людей. Местные жители не могли его истребить. Чувствуя свое бессилие, они обратились с молитвой к Пресвятой Богородице и просили Владычицу освободить их от этой напасти. Ночью, увидев, что на скале горит свеча, они тотчас же высекли в горе ступени и по ним поднялись к горевшей свече. Там им был явлен образ Божией Матери. Недалеко от него лежал и поверженный змей, который был немедленно сожжен. После этого греки и особенно генуэзцы, жившие в Феодосии, стали усердно посещать это место для поклонения святому образу Богородицы.

В другом предании говорится о том, что в давнее время возле этих мест пас стада пастух некоего местного князя Михаила. Однажды, загнав свои стада в Успенский овраг, он увидел на скале икону Божией Матери. Она находилась саженях в десяти от земли, перед ней горела свеча. О явлении святого образа узнал князь и приказал принести икону в свой дом, находившийся в окрестных горах. Хотя Михаил и с благоговением принял святую икону, но на следующий же день ее не оказалось в доме: она опять стояла на прежнем месте – на скале. Вторично образ был внесен в дом, и опять повторилось то же. Тогда решено было устроить малый храм в скале, напротив места явления иконы Богоматери. С этой целью была высечена пещера, а снаружи пристроена к ней лестница. Ввиду того, что явление образа произошло 15 августа, то и храм был освящен в честь Успения Богородицы.

В 1778 году, при последнем митрополите Готфском и Кефайском Игнатии, чудотворная икона Богоматери покинула Крым и была принесена в город Мариуполь, где помещалась в специально построенной для нее церкви в честь Успения Богородицы. Здесь Бахчисарайская икона Божией Матери прославилась многими чудотворениями – в 1848 году во время эпидемии холеры, а в 1855 – во время военных действий в Крымскую кампанию. В 1887 году святой образ был перенесен в каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, где помещался в специальном киоте.

Однако Божия Матерь, освятившая Успенскую скалу явлением Своего образа, не переставала покровительствовать этому месту. Через Свое невидимое присутствие Она стала являть знамения Своего милосердия над страждущими и таким образом поддерживать в народе благоговейное усердие в молитвах к Панагии в Успенской скале.

В 1850 году благодаря стараниям архиепископа Херсонского Инокентия совершено было восстановление Бахчисарайской обители. Она стала носить название Бахчисарайского Успенского скита, или Панагии. В пещерной церкви и ущельях было построено до 16 келий для пустынного жития братии. Открытие скита произошло 15-го августа. В этот день к храмовому празднику Успения стекалось ежегодно множество богомольцев для поклонения списку с явленного здесь образа Богоматери.

Бахчисарайская икона принадлежала к числу воскомастичных икон, что свидетельствует о ее сравнительной древности и византийском происхождении. Время ее написания, согласно различным мнениям, варьируется от XI до XIV вв. Изображение относилось к типу поясной Одигитрии с Младенцем на левой руке.

Для украшения Бахчисарайской иконы было создано несколько риз. Одна из них, изготовленная в Крыму, имела надпись на греческом языке: «Моление всех благочестивых христиан содействием и ревностию жителей города Мариен, 1774, апреля 20 дня». Впоследствии эта риза украшала список иконы. Другая риза была изготовлена на средства жены генерал-лейтенанта войска Донского Евдокии Мартыновой; третья, шитая жемчугом, усыпанная бриллиантами и другими камнями, была изготовлена монахинями предположительно в 1861 г. на средства от продажи приношений к иконе.

В кон. XIX – нач. XX в. Бахчисарайская икона была очень ветхой, судьба ее после 1918 г. неизвестна.

Похожие статьи

© 2024 my-kross.ru. Кошки и собаки. Маленькие животные. Здоровье. Лекарство.