Комсомольская правда за 29 июля. Газета «Комсомольская правда»29.09.2008 Новый учебник истории России: Книжка, которую интересно читать. Без комиксов и анекдотов
«Комсомольская правда» – информационная, общественно-политическая, развлекательная ежедневная газета, журналисты которой стараются быть интересными самому широкому кругу читателей. Безусловно, конек «КП» – скандальные репортажи, необычные истории из жизни, душераздирающие криминальные истории, светские новости, рассказы о звездах. Основные рубрики издания: «Картина дня», «Бизнес-пресс», «Клуб любо
«Комсомольская правда» – информационная, общественно-политическая, развлекательная ежедневная газета, журналисты которой стараются быть интересными самому широкому кругу читателей. Безусловно, конек «КП» – скандальные репортажи, необычные истории из жизни, душераздирающие криминальные истории, светские новости, рассказы о звездах. Основные рубрики издания: «Картина дня», «Бизнес-пресс», «Клуб любознательных», «Кремлевская диета», «Мода», «КП-спорт», «Книжная полка», «Про рок», «Мнение», «Мужчина и женщина» и многое другое.
Книга «Комсомольская Правда. Москва 29-2017 » автора Редакция газеты Комсомольская Правда. Москва оценена посетителями КнигоГид, и её читательский рейтинг составил 0.00 из 10.
Для бесплатного просмотра предоставляются: аннотация, публикация, отзывы, а также файлы на скачивания.
В этом году в школу пришли инновационные учебники по самому скандальному школьному предмету. «КП» разбирается, чем они лучше пособий старого образца
Школьные уроки истории вспоминаю с ненавистью. Пока осилишь параграф, заданный на дом, умрешь с тоски. От сложных терминов и бесконечных определений мозги плавятся. Приходишь в класс - а там грузят и грузят...
Учительница унылым голосом, с которым, как писали Ильф и Петров, нельзя выступать даже на именинах близких родственников, читает лекции. Каждый урок мучает то проверочными, то тестами. Под аккомпанемент ее рассказов о Смутном времени я играла с соседом по парте в крестики-нолики.
Русско-турецкую войну затмили любовные записки и перемигивания с симпатичным мальчиком. Отъявленные хулиганы стреляли друг в друга жвачками, игрались лазерными фонариками. А галерка нагло спала.
В девятом классе, чтобы не испортить аттестат «лебедями» по истории, весь класс дружно записался к репетиторам.
Без комиксов и анекдотов
Учебник нового поколения выглядит вполне обычно. Называется «История России 1945 - 2008» для 11-го класса. Обложка красного цвета. На форзаце - российский герб, флаг и, как сейчас модно, текст гимна. В общем, ничего особенного. Нет ни комиксов, ни анекдотов. Не удалось мне найти сюрпризов и в оглавлении. Здесь и «СССР после второй мировой войны», и «Реформы Хрущева», и «Перестройка», и «Российское общество в эпоху перемен». Я бегло пролистала книжку и убедилась: примерно из таких же параграфов состоял и мой учебник истории. Только когда за партой сидела я, повествования о событиях современной истории заканчивались не 2008 годом, а концом 90-х. Но, оказывается, далеко не все нововведения видны невооруженным глазом. Задания к каждой главе или параграфу стали более творческими. Ребятам нужно будет не только вызубрить даты и запомнить, но и поразмышлять, высказать собственное мнение. Недаром почти все задания начинаются со слов «найдите примеры», «обоснуйте», «оцените», «сравните».
Учительница рязанской школы № 31 Анна ИВОНИНА, оценивая книжку, вообще высказала парадоксальную, на первый взгляд, мысль:
- В этом учебнике есть все, чтобы ребенок мог заниматься самостоятельно. И главное - ему не будет скучно.
Вместе с содержанием учебника изменится, утверждают педагоги, и формат самого урока.
- Юношам и девушкам, - рассуждает учитель истории школы № 4 подмосковного Дмитрова Иван Николаевич ФЕДОРОВ, - предстоит не только строчить доклады, рефераты и биографии, которыми мучают не одно поколение старшеклассников, но и проводить дискуссии, ток-шоу, театрализованные представления и выставки семейных фотографий.
В общем, утверждают педагоги, главный смысл нового пособия - превратить детей из пассивных слушателей в активных участников.
Но и это еще не все, что отличает новую «Историю» от предшественников.
Если раньше на руки ребятам выдавали только книжки, то теперь они получат полноценный учебно-методический комплект. В него, помимо учебника, входят папка, куда вложены красочные карточки со схемами, таблицами и диаграммами, набор контурных карт и даже CD-диск. А в самом пособии перечислена не только дополнительная литература, которую авторы советуют почитать, но и даются ссылки на сайт. В общем, как сказал один из учителей, учебник теперь - это лишь вершина информационной пирамиды. Звучит пафосно, но суть отражает.
Возможно, что в будущем так же будут выглядеть пособия и по другим школьным урокам. Но когда это случится и кому повезет в первую очередь, в Минобрнауки пока не признаются.
Учебник писали не академики, а педагоги
Итак, новые учебники в школьные библиотеки поступили - они получили одобрение Российской академии наук и Российской академии образования и утверждены министерством. А значит, педагоги могут использовать их на своих уроках. Заниматься по ним ребята начнут во втором полугодии. Именно к январю они осилят изучение истории первой половины XX века и доберутся до второй.
Но смогут ли идти в ногу со временем учителя? Сумеют ли приспособиться к новой книжке, а главное - удастся ли им, как задумывали авторы, изменить под учебник и формат урока? В Минобрнауки тоже подумали об этом заранее. Ведь в конце концов, в чем заключается пресловутая инновационность этого учебника?
- В том, что участвовали в создании учебника учителя, - объясняет замминистра Исаак КАЛИНА.
Мы выяснили, как это происходило. Началось все с составления авторским коллективом так называемой «рыбы» - книги для учителя. Причем книга для учителя в этом проекте - это не традиционные «пояснялки», как преподавать ту или иную тему, а тексты, которые могут быть положены в основу будущего учебника. Точнее сказать, книга для учителя - это приглашение для учителей к разговору, что и как должно быть описано в учебнике по новейшей истории России.
Вы удивитесь, но к этому делу приложили руку даже не десяток, а больше трех тысяч педагогов - за год в Москве и регионах собирались специальные конференции, а все замечания, комментарии и советы участников конференций выслушивались, а потом учитывались авторским коллективом.
Руководил выстраиванием каркаса учебника гуру - доктор исторических наук, профессор и известный автор учебников Александр ДАНИЛОВ. Помогали ему в этом учителя самой знаменитой школы страны - столичного центра образования «Царицыно».
Получился ни много ни мало плод коллективного творения.
А вот насколько новые книжки, посвященные науке о прошлом, оправдают ожидания, которые на них возложили, покажет только будущее. Очень хочется, чтобы школьники на уроках истории родной страны не скучали!
ВНИМАНИЕ, КОНКУРС!
Народ, поможем академикам?
Ищем ошибки в новых учебниках
1 сентября этого года в школу пришли новые учебники, прошедшие экспертизу серьезных ученых из Российской академии наук и Российской академии образования. Теоретически они не должны содержать ошибок. Но гарантии этого не готово дать даже Министерство образования и науки - всякое бывает. Поэтому министерство вместе с «Комсомольской правдой» объявляют конкурс «Поможем академику». Ученики и учителя находят в учебниках, выпущенных в 2008 году, неточности или ошибки и присылают их в нашу газету. Мы материалы передаем издательствам и таким образом получаем возможность вычистить ошибки до нуля.
Конкурс будет идти все первое полугодие этого учебного года. К Новому году мы поздравим самого внимательного и пытливого. Приз, который он получит, - современный ноутбук.
Присылать свои находки можно в отдел образования «КП» по адресу: Старый Петровско-Разумовский проезд, д. 1/23, стр. 1, 6-й этаж, Москва, 125993 или по электронной почте [email protected]
Светлана ДАНИЛОВА
"Комсомольская ПРАВДА",
29 сентября 1989
ПАМЯТЬ - БЕЗ ГРАНИЦ
Сразу после разрушительного землетрясения в Армении штаб группы “Поиск”, организованный ЦК комсомола республики, начал работу по розыску людей. Пока списки спасенных уточнялись и закладывались память компьютера, перед зданием ЦК собралась огромная толпа.
В дверях появился молодой человек: “Пока сводные списки будут готовы, я постараюсь вам помочь. Называйте имя, фамилию и место жительства”,
Посыпались вопросы. И чуть ли не на каждый после секундной паузы следовал ответ. Большинство собравшихся были так встревожены, что даже не удивлялись. Лишь один из счастливцев, узнавший, что родные спасены, бросил: “Слушайте, а все же человек это или робот?..”
Самвел Гарибян, 26-летний ереванский юрист, своей уникальной памятью может поспорить с японским компьютером средней мощности.
- Никакими, особыми способностями меня природа не одарила”, - считает Самвел. Более того, страдал близорукостью. Еще студентом юрфака Ростовского, университета попал на лечение в клинику Святослава Федорова. Прооперировали, после чего категорически запретили шесть месяцев читать и писать.
Моя система запоминания построена не на сверхнагрузках памяти, на максимальной рационализации мыслительного процесса - информация пропускается не только через мозг, но и “через сердце”, через эмоции. Запоминать сотни единиц информации - не связанные друг с другом слова, цифры, геометрические фигуры, лица - этому может научиться каждый. Увидите сами, если придете в мою школу по рационализации мышления и развитию памяти “Свободия”, которая действует сейчас при ереванском комбинате “Циацан”.
Полный курс состоит из 15 занятий. Я же попал на 7-й урок и, примостившись в уголочке, стал наблюдать.
Сначала все двадцать слушателей сделали несколько дыхательных упражнений (Гарибян считает, что хорошая работа мозга во многом зависит от правильно поставленного дыхания). Затем Самвел стал прохаживаться меж рядов: “У вас в голове мощный прожектор. Ваше внимание подобно его лучу. Оно высвечивает самые ценные уголки вашей памяти…”
После чего зачитал с интервалом в 3-5 секунд 70 абсолютно бессвязных слов: “яйцо”, “копье”, “лодка”, “пресса”… Попытался запомнить этот поток и я. Но, когда пришла пора воспроизвести его, оказалось, что “прожектор” в моей голове никак не хочет включаться.
Когда подвели итоги, оказалось, что средний результат по группе составил 66 слов.
- Это лишь начало, - утверждает Самвел. - В основе системы, не только развитие слуховой памяти, но и активизация мышления, воображения. Человеческому мозгу необходим лишь толчок, и он сам начинает набирать o6opoты.
- И каковы же успехи ваших выпускников?
- Им удалось резко, буквально в десятки раз увеличить объем смысловой ассоциативной памяти, улучшить оперативность мышления, развить фантазию.
- А как вы оцениваете резервы собственной памяти?
- Сегодня я держу я голове около 20 тысяч телефонных номеров. Помню их хозяев по фамилии, имени и отчеству и смогу узнать каждого в лицо даже в толпе. Сейчас, думаю, смогу запомнить сразу 3000 единиц информации.
Кто-то из читателей, наверное, скажет: в нужны ли нам сегодня такие способности? Зачем забивать голову лишней информацией, когда существуют компьютеры, банки памяти? Но в такой компьютеризированной стране, как Япония, уже сейчас стали бить тревогу - чрезмерная надежда на машины может привести к ослаблению рефлексов человеческого мозга.
Так, может, попробуем загодя поучиться на чужих “ошибках”? Тем более, что такая возможность есть.
Экспериментальная школа по рационализации и развитию памяти “Свободия” принимает не только ереванцев, но и иногородних, для которых организованы ежедневные занятия.
В «Комсомольской правде» был опубликован материал «Армия не сдается» (27.9.1987 г.) - о трагической судьбе 2-й Ударной армии Волховского фронта. Сотни писем, приходящие в штаб «Снежного десанта» Казанского университета, говорят о том, что тема эта не закрыта...
Все эти письма объединяет чувство боли за тех, кто после героической смерти на поле сражения оказался оклеветанным и до сих пор лежит непогребенным в волховских лесах и болотах. И лишь одно письмо резко отличается от всех.
«Когда точно и в какой точно газете напечатано сообщение Совинформбюро о действиях 2-й Ударной армии? (Вы ссылаетесь на такой документ). И почему ваша реабилитация начинается 45 лет спустя? Вы ссылаетесь на участника этой армии, писателя Геродника. Но ведь есть сегодня и писатели, считающие, что кашу Победу уже можно не считать Победой! А тех, кто верховно руководил вооруженной борьбой советского народа, исторгнуть из нашей истории или заклеймить позором навечно! Это ли не сегодняшнее предательство!
В августе 1941 г. в районе Чудова нам в наступлении стреляли в затылок предатели-власовцы. Почему это «невозможно было долгие годы сказать правду о 2-й Ударной армии?» - как вы пишете. Вы, видите ли, идете «своей правдой», а не «киношной и не книжной». Это почему же у вас своя правда»? Ведь книжная правда писалась самими участниками Великой Отечественной - и почему это к такой подлинной правде у вас такое пренебрежение? Вы со «своей правдой» хотите вбить клин лжи.
И почему, по-вашему, «армия не сдается»? Ведь сдавались же нам целые немецкие армии.
…Сегодня таких сотня писак, топчущих прекрасные 30-е и 40-е годы, историческое имя гиганта-руководителя нашей эпохи Иосифа Виссарионовича Сталина, благо все сегодня разрешено. Роете в окопах медальончики. Останки, конечно, должны быть захоронены. Предатели так драпали, что им на останки своих бойцов было наплевать.
Прежде чем сообщать что-либо о 2-й Ударной армии, нужно не копаться в земле, а тщательно изучить наши и немецкие документы. А так вы скоро и предателей возведете в героев, как сегодня стараются антисоветчиков различного ранга возвести в «невинно пострадавших».
У меня брат был партийным работником и тоже сидел в 1937 г., исключался из партии в 1943 г., но в 1946-м был восстановлен. И тут же, в 1936 г., тетка была пристрелена кулаками. Трудное то было время. И как видите, я не злопыхаю.
А. ХАМАРИТОВА, участник освободительного похода в Польшу (1939 г.) и Великой Отечественной войны, бывший комсомольский работник. г.Ленинград».
Такое вот письмо. Но отвечать надо.
Текст сообщения Совинформбюро опубликован не только во всех центральных и фронтовых газетах 30 июня 1942 г., но и в «Советской России» за 12 августа 1987 г.
Власовцев в августе 1941 г. быть не могло уже потому, что сам Власов в это время командовал советским корпусом под Киевом, а позднее 20-й армией под Москвой.
Но вот о чем хочется сказать особо.
Для рассерженного автора нет никакой разницы между 2-й Ударной и армиями вермахта. «Те же сдавались, почему бы и нашим не поступить также?» И даже погибших бойцов, чьи останки мы находим до сих пор в волховских болотах, она называет не иначе, как предателями. Выходит, те три тысячи бойцов, останки которых поисковики нашли и захоронили под Мясным Бором, - власовцы? Почему же они лежат в пилотках со звездочками, с красноармейскими книжками, с советскими наградами? И кто - эти власовцы? - перемолол десяток вражеских дивизий, оставшихся лежать здесь же, под березовыми крестами? Кто принял на себя удар, приготовленный блокированному Ленинграду?
Можно не верить нам, двадцатилетним членам экспедиции «Долина», организованной Новгородским обкомом комсомола действительно лишь много лет после войны. Но есть же очевидцы боев. С ними, с сотнями ветеранов, в подобном тоне не имеет права говорить никто. Каждое письмо ветеранов 2-й Ударной Волховского фронта - историческое свидетельство.
«Я пережил все ужасы и тяготы этих боев, - пишет С. Сковородни из Омска, - я выстрадал всю подлость и дрязги, ложь и неправду. Мы были в самом пекле «Долины смерти»: замерзали, голодали, умирали на снегу. Сражались полгода в кольце, а когда получили приказ - пошли на прорыл через огненный коридор. Позднее даже на встречах ветеранов нашей 46-й стрелковой дивизии находились врали, которые доказывали, что до Победы в 1945 г. дошла с боями не та дивизия и не та 2-я Ударная, что воевали под Мясным Бором. Тогда откуда у них были наши знамена, обагренные кровью в январе-июне 1942 г.? Если все сдались, кто вынес эти знамена из кольца?»
«Передайте бойцам вашего отряда благодарность от моего имени, случайно уцелевшего и не оказавшегося на глубине леденящих новгородских болот», - обращается П. Бержанский из г.Грозного. - Ваша газета напомнила мне моих боевых друзей Свинина, Борисова, Ильина, Никифорова, подвиг командира 641-го стрелкового полка 165-й стрелковой дивизии Кузьмы Устиновича Господурова, вызвавшего в критическую минуту боя в Долине смерти огонь «катюш» на себя...»
Своими воспоминаниями, своей болью поделились ветераны армии И. Беликов из Ставрополья, М. Коротков из Москвы, 3. Сеитов из Алма-Аты, А. Зенин из Ростова-на-Дону и многие другие.
Сегодня положение изменилось коренным образом. Правда о 2-й Ударной армии стала объектом пристального внимания не только историков, но и центральных органов печати, телевидения, радио. Любительский фильм о наших первых походах, о том, как мы нелегально хоронили останки советских солдат 45 лет спустя после их гибели, стал сенсацией международного фестиваля УНИКА-88 в Загребе. Экспедиции «Долина» стали постоянными, неплохо оснащенными, многочисленными. При ЦК ВЛКСМ создан Координационный совет, который помогает вести поиск и захоронение останков советских воинов не только в Новгородской, но и в других областях.
Да-да, в том-то и заключается суть проблемы, что подобных «Долин смерти» в стране десятки. Читатели «Комсомолки» назвали нам их в своих письмах.
Ветеран войны, москвич П. Белоусов рассказал о тяжелых боях, которые вели в окружении воины 173-й стрелковой дивизии на калужской земле. Многие из них, как пишет ветеран, остались лежать непогребенными в районе ст. Чипляево.
Т. Слободянюк из Магнитогорска вспоминает, как много безымянных солдат просто прикапывали на обочине дороги у станции Хутор-Михайловский Сумской области.
А житель Южно-Курилъска В. Евдокимов с болью сообщает о том, что на месте братской могилы 149 советских воинов в поселке Партизаны в Крыму он недавно увидел свиноферму. Спрашивал у жителей - как такое могло случиться, оказывается, что никто и не помнит уже про ту братскую могилу.
Стоит ли удивляться, что таких забытых могил в стране сотни? Все эти годы нас больше интересовало создание грандиозных мемориалов, а не содержание солдатских захоронений. Эти факты лишний раз свидетельствуют о том, что у нас по-настоящему контролем за содержанием могил, а тем более за поиском и захоронением останков солдат не занимается ни одна общественная или государственная организация. (Хотя формально их несколько.)
В наши дни многое меняется, а том числе наше представление о войне, о памяти, о долге. Но даже сегодня немногие знают о таком факте. В бундестаге ФРГ до сих пор существует специальная комиссия, которая наблюдает за состоянием могил немецких солдат, в том числе и захватчиков, имеющихся в других странах. Мы сократили даже специальные отделы по захоронениям в военкоматах. Огромную, кропотливую работу по установлению имен погибших, содержанию могил переложили на отделы культуры райисполкомов. Казалось бы, ничего зазорного, но именно это решение практически ликвидировало единый ответственный орган, к которому можно было бы обратиться за помощью, с которого можно было бы спросить.
А если бы в те же волховские болота не приезжали со всех концов страны студенты, учащиеся, молодые рабочие - десятки тысяч солдат так и остались бы не погребенными? Когда такие же экспедиции будут организованы в других областях страны? Не отдельные единичные, а комплексные, такие, как в Калужской и Мурманской областях, где наконец начали выполнять свой прямой долг военкоматы, общество охраны памятников истории и культуры, представители местных органов власти.
И еще одна больная тема, которую поднимают многие авторы писем. До каких пор у нас будет существовать двусмысленная формулировка «пропал без вести». Много об этом написано, приходилось высказываться по этому поводу и мне. В обществе давно сформировалось четкое мнение: не пропавшие, а павшие. Но архивы Министерства обороны упорно не желают внимать убедительным доводам.
«В статье 256 Гражданского процессуального кодекса четко сказано, что объявление человека умершим - это не только моральная, но и юридическая норма. Без этого вдовы не могут считаться вдовами, родственники - не могут получить пенсии и льготы, - напоминает ветеран из г.Ленинск А. Семикин. - Известно: если в месте постоянного жительства гражданина не имеется сведении о месте его пребывания в течение трех лет, он может быть объявлен умершим. Тем более это касается тех, кто ушел на фронт. И возбуждать вопрос об этом перед судом - святой долг военных комиссариатов, военно-учетных столов и местных органов власти. Надо ли говорить, как это важно? Почему же и 44 года спустя после Победы у нас тысячи «пропавших бес вести»? Объявление ушедших на фронт граждан погибшими, а не пропавшими - это не только моральная, но и юридическая обязанность названных официальных учреждений».
Так не пора ли от многочисленных выступлений и заявлений о долге перед павшими перейти к реальному делу? Не пора ли сбор и захоронение останков солдат объявить задачей государственной важности и добиться наконец, чтобы павшие не считались «пропавшими»? Какие еще нужны доказательства?
ДЕСАНТСКИЙ» ОБЪЕДИНЕННЫЙ
Бойцам «Снежных десантов» всех поколений есть чем гордиться. Но, как во всяком большом деле, не обходилось и без ошибок. Было время, когда в работе факультетских «десантов» главными считалось количество баллов, набранных при подсчете проведенных «мероприятий». Очками мы пытались подсчитать то, что измерению не поддается - святое чувство памяти, процесс поиска. Нездоровая конкуренция зачастую заслоняла наши общие цели, во многом мешала сотрудничеству поисковых групп разных факультетов. Мы забыли, что по Положению, существующему в университете, мы не разрозненные отряды, соревнующиеся друг с другом, а батальоны единого «Снежного десанта» КГУ.
Вспомнить об этом помог музей «Снежных десантов», созданный в КГУ. Наконец-то была представлена возможность всем факультетским «десантам» рассказать о себе, о своем поиске, подвести итог своей работы. И все мы с удивлением осознали, что по сути знаем друг о друге очень мало. Оказывается, у нас очень много общего и сотрудничая мы можем сделать гораздо больше, чем по одиночке. И все же, нужны были огромные усилия, терпение, чтобы всех нас «десантников» разных факультетов и разных студенческих поколений объединить в единую семью. Все мы благодарны за это заведующему музеем С.А. Лабенской, студентам, участвовавшим в его оформлении. Именно на базе музея стало возможно создание oбъединенного «десантского» отряда, который стал совершать походы по местам боев 2-й Ударной армии...
Продолжая развивать темы собственного поиска, десантники мехмата и истфака решили подключиться к деятельности объединенного отряда, совершающего внеочередной летний поход. Кроме студентов университета, в состав экспедиции вошли журналисты республиканской печати, кинооператор из г.Набережные Челны С.Пестрецов, руководитель турклуба КАМАЗА Е.Бурнашев.
Над этот раз поход проходил под эгидой Казанского филиала Центрального музея В.И. Ленина. Почему студентам университета приходится совершать экспедиции под именем поисковой группы музея? Ответ на этот вопрос мы искали несколько лет.
Поисковую работу, проводимую студентами по собственной инициативе, на средства, заработанные в стройотрядах, во время каникул, почему-то не просто оставляли без поддержки в самом университете, но зачастую даже осуждали. Доводы приводились порой самые невероятные. Между тем о поиске в Долине смерти уже писали центральные газеты, письма благодарности приходили со всех уголков страны.
Встречу «десантников» из Казани с родными одного из погибших воинов армии Н.Ф. Яковлевой зафиксировали кинооператоры Ленинградской кинохроники и Центрального телевидения. Но возвратившись из похода, ребята вновь слышали упреки в свой адрес, прежде всего на филологическом факультете. Патриотическое начинание ставилось под сомнение теми, кто по логике должен был возглавить его - наставниками молодежи.
Можно ли поставить под сомнение важность поиска, в ходе которого найдено и захоронено тысячи останков советских воинов, погибших в боях за Родину? Об этом спрашивают ветераны, родственники солдат, не вернувшихся с фронта, все, кому дорога память в ее изначальном смысле.
ВОСПИТАНИЕ ПАМЯТЬЮ
Корр. газеты «Молодой ленинец» (Калужская обл.),
В Калуге проходил Всесоюзный сбор поисковых отрядов, работающих по увековечению памяти защитников Родины. 15 марта состоялось заключительное пленарное заседание. Его открыл председатель Всесоюзного координационного совета поисковых отрядов Ю.М. Иконников. Участники сбора приняли Обращение ко всем следопытам страны. Состоялось награждение представителей лучших поисковых отрядов страны. Комсомольские награды вручил секретарь ЦК ВЛКСМ С.Н. Епифанцев.
Сбор уже приближался к финишному отрезку, но создавалось впечатление, будто впереди еще много дней работы. Звучали страстные монологи, стихийно возникали дискуссии, у «свободного» микрофона велась оживленная полемика. А ведь совсем недавно казалось, что все уже выговорились и больше желания выступить у участников сбора не будет.
Но эти люди просто не могут молчать! Поисковики - народ неравнодушный. Кому-то даже покажется, что фанатичный. И все эти споры, дебаты, расхождения во мнениях - а без этого не может существовать ни одно большое дело - были направлены на программу совместных действий. Ибо много еще препятствий на пути следопытов. Но в тысячи раз больше неизвестных имен и безымянных могил, до которых необходимо дойти.
И они идут дорогой поиска. Хотим рассказать об одном из отрядов, ставшем широко известным в нашей стране. Речь идет о «Снежном десанте» Казанского государственного университета. С начальником штаба этого следопытского объединения - журналистом Михаилом Черепановым - мы побеседовали во время одного из перерывов.
Здесь, в Калуге, нам, наконец удалось встретиться с теми отрядами, о работе которых слышали раньше, - рассказывал Михаил. - Но чем мы отличаемся от других поисковиков? «Снежный десант» - это единственное на сегодняшний день объединение, собравшее в свои ряды поисковые отряды всех вузов Казани (только в университете таких отрядов 9), а также КамАЗа, Нижнекамска, Новгорода, Ленинграда. Штаб «десантников» действует при Новгородском обкоме ВЛКСМ, руководит поисковой экспедицией А. Орлов. Его брат, Н. Орлов, был одним из первых следопытов в стране, собирающих материалы о боях в Мясном Бору под Новгородом, где воевала 2-я Ударная армия.
За последние два года «десантники» захоронили в Мясном Бору останки 800 воинов, имена 15 удалось восстановить. Ребята нашли свидетельства о применении фашистами в тех местах химического оружия против советских солдат, обнаружены капсулы химснарядов. Это во многом объясняет потери 2-й Ударной.
Уверен, что нужно как можно больше людей провести через Долину смерти, где развивались главные события, - убежденно говорит Черепанов. - Ребята смогут там увидеть, что представляет собой война на самом деле. А это представление очень сильно отличается от книг и фильмов о войне.
В последнем летнем походе «Снежного десанта» в Долину смерти приняло участие 150 человек - студенты, рабочие, журналисты.
2-я Ударная - не единственная тема для поисков «Снежного десанта». Еще одно направление в работе - изучение боевого пути воинских подразделений, сформированных в годы Великой Отечественной на территории Татарии. Еще в 1968 г. студенты совершили первый поход в Калужскую область, в Спас-Деменскии район, где воевало одно из таких подразделений. А потом были походы в Юхновский, Мосальский районы... Последний раз в Мосальске студенты побывали зимой этого года.
«Снежный десант» - массовая организация. Поисковой работой занимаются журналисты - это благодатная почва для поисков материала (на филфаке и были организованы первые походы на Новгородчину), художники - есть возможность проявить свои способности, участники художественной самодеятельности, фотографы, медики - словом, каждому найдется занятие.
Громоздкая только на первый взгляд структура «Снежного десанта» позволяет избежать дублирование в маршрутах походов, с объединением исчезла и факультетская конкуренция. Приоритет в поисках общий. Вся информация поступает теперь в действующий банк данных.
Вот как прокомментировал итоги сбора Юлий Михайлович Иконников, избранный председателем Всесоюзного координационного совета поисковых отрядов:
Сама жизнь заставила прийти к этому сбору. Мы не гнались за количеством, мы собрали людей, которые работают на самом сложном и важном поисковом направлении по обнаружению останков воинов, оставшихся незахороненными на местах боев. Здесь были и представители других следопытских направлений. Но в основном были поисковики-практики, работающие над тем, чтобы списки пропавших без вести стали короче.