Что такое руническая письменность. История славянских рун. Младшие руны и магия

В современных магических практиках славянскими рунами сегодня считаются венеды. Антон Платов, исследователь рунических алфавитов славяно-арийцев, десять лет назад реконструировал сакральную систему древних славян. За ним последовал Олег Синько – эзотерик родом с Украины, который расширил мантические и магические значения вендских рунических письмён.

По популярности славянский рунический алфавит отстаёт от скандинавского футарка, распространённого в Европе. Возможно, причина кроется в том, что руническая письменность славян требует погружения в мифологию и обширных знаний об укладе жизни предков.

Откуда произошли руны славян

Славянское руническое письмо – руница – происходит, как считает исследователь В.А.Чудинов, ещё со времён нижнего палеолита. Под руницей понимают все виды древнего рунического алфавита: бояновы руны, велесицу, каруну, вендские руны и т. д.

Именитые исследователи древнейших алфавитов считают, что славянские руны появились благодаря влиянию греков, по другой версии арийская азбука появилась после смешения северно-этрусского письма и огамического алфавита.

Среди доказательств существования славянского рунического письма Славяно-Арийские Веды, Велесова Книга и керамические фрагменты, содержащие надписи, которые практически не поддаются дешифровке. Последние нашлись во время археологических раскопок и относятся к Черняховской культуре.

Официальная наука отказывается признавать существование официальное существование славянской руницы. Малое количество фрагментов с надписями, невозможность расшифровать знаки, различия между символами, найденными на разных территориях – вот несколько причин, по которым рунический алфавит остаётся на полулегальном положении среди остальных письменностей.

Алфавит

Соотнести руницу с алфавитом сложно, так как знаки обозначают не буквы, а слоги. Для записи текстов придерживаются определённого алгоритма:

  • располагать знаки в ряд, по 16 символов в каждом;
  • переводные тексты содержат 32, 64 и больше символов, каждый второй символ поясняет предыдущий;
  • один текст предполагает девять рядов;
  • строки читаются слева направо, следующий ряд – справа налево.

В эзотерических практиках используется вендский рунический алфавит. Исследователи рунического письма составили таблицу, в которой указали соответствие символов буквам русского алфавита. Можно приступить к записыванию текстов руническим алфавитом, сверяясь с таблицей.

Эта группа символов описывает мировые законы, главные движущие силы мироздания, духовный путь, по которому проходит каждый человек в течение жизни.

  1. Мир («М») символизирует божественную часть природы человека. Главный архетип знака – Белобог. Начертание символа похоже на образ Мирового Древа или человека, простирающего руки к небу.
  2. Чернобог («Ч» и «Ц») уравновешивает предыдущий символ и символизирует хаос. Олицетворяет тёмную сторону «Я», которую придётся принять и проработать.
  3. Алатырь («А») – это центр мироздания, начало и конец мира, стартовая точка всех дорог и исток всех рек.
  4. Радуга («Р») – это знак дороги. Символизирует состояние движения: физического и духовного, означает помощь в пути и лёгкий выход из сложной ситуации.

Следующая группа знаков рассказывает о том, что духовный путь в славянской традиции ведёт человека к высвобождению божественного начала внутри себя. Истинным воином считается только тот, кто пройдёт битву с собственной косностью и невежеством.

  1. Нужда («Н») – символ судьбы, от которой не сбежать, смерти, принуждения и тьмы. Нужда обозначает скованное сознание, испытания, финансовые трудности.
  2. Крада («Г» и «К») переводится со славянского как «жертвенный огонь». Это руна огня, воплощённого намерения, потери наносной шелухи и очищения.
  3. Треба («Т») – это жертвоприношение, в котором человек жертвует себя. Символ ещё называют «Руной Воина Духа».
  4. Сила («С») олицетворяет целостность, которая завершает победу над собой и символизирует способность следовать выбранному пути.

Кроме главных четырёх стихий славяне выделяли пятую субстанцию – Рок, Дух, который невозможно увидеть или потрогать руками, но он лежит в основе мироздания.

  1. Ветер («В») относится к стихии Воздуха и символизирует волю, вдохновение, богатство и мудрость.
  2. Берегиня («Б») олицетворяет стихию Земли, материнство, плодородие и богатство.
  3. Уд («У») – огненная руна. Первое значение символа связано с мужской силой, страстью к жизни, плодородием.
  4. Леля («Л») связана со стихией Воды. Это интуиция и ведание, сила и плодородие.
  5. Рок («Х» и «Ъ») считается проявлением Духа. Пятая стихия окружает человека в каждый момент существования, это суть мироздания.

Остальные руны в руническом алфавите славян не поддаются группировке.

  1. Есть («Е») – это жизненная сила, которая движет живой природой.
  2. Опора («О») в начертании показывает две границы, отделяющие три мира друг от друга – Верхний, Средний и Нижний.
  3. Даждьбог («Д») олицетворяет всевозможные блага, начиная истинной любовью и заканчивая материальным богатством.
  4. Перун («П») символизирует могущество, жизненную силу и защиту.
  5. Исток («И»), наоборот, демонстрирует неподвижность. Это «не движение» хранит в себе потенциал к развитию, силу в покое.

1.Введение

2. Древнетюркская руническая письменность

3. История рунического письма

4.Современный взгляд на руны

5.Заключение

6. Список литературы

1.Введение

Руническое письмо само по себе традиционно почитается искусством, и искусством непростым. Руническое письмо относится к группе алфавитных письменностей, т.е. таких письменностей, в которых каждый знак передает некоторый звук.

Руническое письмо имеет ряд характерных особенностей, отличающих его от привычного кириллического или латинского письма.

Руническое письмо допускает следование знаков как слева направо, так и справа налево. При этом руны всегда разворачиваются по направлению следования знаков; таким образом, при правом письме руны будут иметь привычный вид, а при письме левом они будут зеркально отраженными. Такие «перевернутые» руны называют иногда вэнд-рунами. Это может показаться необычным, но традиция разворачивать руны по направлению письма имеет большой магический смысл – при этом руны всегда смотрят вперед по ходу надписи.

Слово руна происходит от древнескандинавского корня, означающего «тайна». И название это дано не современными учеными, до сих пор не раскрывшими загадку происхождения рунических письмен, а древними германцами, приписывавшими знакам магическую силу.

Рунические надписи находят в самых различных частях Западной Европы. Больше всего их обнаружено на территории Швеции - несколько тысяч. Самые ранние рунические тексты найдены на территории Ютландского полуострова и прилегающих островов - они относятся к III в. До н. Э. Помимо того, эти надписи имеются в Англии, Шотландии, Норвегии, Исландии, Германии, Франции, Австрии, Греции, Румынии, на острове Березань в Черном море. И даже в нашей стране, на Волыни, возле города Ковель, был найден наконечник копья с рунической надписью. Руны вырезались на самых различных предметах, высекались на камне, чеканились на металле. До нашего времени дошли рунические надписи и календари, вырезанные на палках в виде меча или посоха, молитвенники и обращения к языческим богам, магические заклинания и имена владельцев оружия или украшений, запечатленные знаками рун.

Целью данной работы является- Изучение темы:«Руническое письмо тюрков: истоки, история и современность».

Задачами данной работы является: описать возникновение древнетюркской рунической письменности, историю рунического письма, и связь с современным миром.

2.Древнетюркская руническая письменность

Существует общее определение памятников древнетюркской письменности как обширного корпуса текстов, написанных рунической, уйгурской, согдийской, манихейской, сирийской, тибетской и арабоглифической письменностью, а также письмом брахми. В более узком смысле под древнетюркскими памятниками понимаются только рунические тексты. Установлен огромный ареал распространения памятников рунической письменности: от Орхона до Дуная, от Якутии до Гоби. Первые сведения о памятниках тюркской рунической письменности у нас имеются со времен Петра I, их сообщает служивый человек Ремезов.

Начало научного изучения тюркской рунической письменности было положено в первой половине XVIII в. направленными Российской академией наук знаменитыми экспедициями Д.Г. Мессершмидта и Ф.И. фон Стралленберга, побывавших в степях Минусинской котловины в 1721-1722 гг. Собранные материалы и сведения о памятниках, впоследствии получивших обозначения Е-32 и Е-37, были опубликованы в 1729 г. З. Байером в "Записках Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге" и в 1730 г. Ф.И. фон Страленбергом.

Знаменитое открытие орхонских надписей в Монголии Н.М. Ядринцевым в 1889 г. ввело в научный оборот объемные рунические тексты, что позволило сделать выводы о грамматическом строе надписей. В 1893 г. датский филолог В. Томсен дешифровал руническое письмо. Уже в следующем году В.В. Радлов издал переводы орхонских текстов, а в 1895 г., используя кроме своих материалов данные финских экспедиций - переводы 40 енисейских надписей.

Имеющие отличия памятники долины Енисея интерпретируются как "памятники Кыргызского каганата". По этой социально-этнической классификации к памятникам "енисейской рунической письменности" относятся также некоторые наскальные надписи и текст знаменитой Суджинской стелы в Монголии. Наиболее вероятно, что кыргызы заимствовали письменность в результате победоносного похода древних тюрков в 711 г., которые "завели порядок в немногочисленном (т.е. пришедшем тогда в упадок) народе кыргызов".

За последующие полвека кропотливая работа по поиску и публикации памятников енисейской рунической письменности, а также вновь приобретенные методы исследований, сделали возможным большое научное достижение - в 1951-52 гг. С.Е. Малов публикует тексты орхонских и енисейских памятников.

Именно тексты переводов этого замечательного ученого и приводятся в этой части ресурса "История кыргызов", и к сожалению, по техническим причинам, мне не удалось воспроизвести здесь оригинальный рунический и транскрипционный шрифты.

Ученые полагают, что древнетюркский алфавит возник не раньше VII в., возможно, в первой половине. Рунические тексты старше второй половины VII в. еще не обнаружены.

Проблема происхождения древнетюркской руники пока не решена. В науке существует несколько различных точек зрения. Наиболее обоснованным считается согдийский вариант арамейской гипотезы. Он основан на близости форм ряда рунических и согдийских графем, которые по происхождению считаются арамейскими (переднеазиатскими). В.А. Лившиц установил, что прототипом для большинства рун послужило согдийское курсивное письмо и только небольшая их часть могла быть изобретенной.

Древнетюркский рунический алфавит состоял первоначально из 37 или 38 знаков геометризированных очертаний и, в отличие от согдийского прототипа, бал хорошо приспособлен для фиксации на камне, дереве, металле. Руника достаточно точно передавала фонетические особенности тюркского языка. Большая часть согласных знаков имела два варианта начертания, в зависимости от того, с каким гласным (переднего или заднего ряда) этот согласный употреблялся.

3.История рунического письма

Руны – это вид письменности, по форме и происхождению отличный от известных алфавитов Европы и Азии. Корень слова «руны» встречается в словах германских языков, имея общее значение: шепот, шептать, тайна, секрет, тайный совет. Отсюда большинство исследователей делает вывод, что руны хранились в общем духовном наследии германских народов и были связаны с некоей тайной устной традицией, которая передавала смысл, а не только звучание и начертание этих знаков. Современное английское слово «писать» - to write – родственно древнеанглийскому слову “writan” – «вырезать, высекать». И мы до сих пор можем наблюдать высеченные на камнях руны (теперь уже в музеях). Происхождение рун у скандинавов (а это германцы, ушедшие на север, на Скандинавский полуостров) считалось божественным. Согласно скандинавской мифологии, их нашел, пожертвовав собой, сам Один – бог колдовства и поэзии, военного исступления и творческого вдохновения. Девять ночей он провисел на Мировом Дереве – Ясене Иггдрасиль, пронзенный собственным же копьем, «принеся себя в жертву себе же» . И в результате познал священные знаки – руны. Руны для скандинавов были неразрывно связаны с поэзией, в том числе и магической поэзией стихов – заклятий. И бог Один учил людей поэтическому и руническому искусству. Германо-скандинавские руны отличаются от других алфавитов Европы их активным использованием в магических целях. О гадании континентальных германцев с использованием знаков, похожих на руны рассказывал римский историк Тацит в I веке нашей эры. А в Скандинавии археологи обнаруживают рунические знаки, начертанные во II веке нашей эры. О рунической магии прямо говорится в «Старшей Эдде» - древнеисландском сборнике песен о скандинавских богах и героях, а также в древнеисладских сагах и прядях (коротких рассказах), относящихся к эпохе викингов (VII – XI вв.). Магический алфавит Любой буквенный алфавит можно применять в магических целях: писать заклинания и просьбы самым обычным образом, но на необычных или необычно используемых вещах (вроде послания мертвым или воззвания к духам) . Иногда для этого используют особые ингредиенты, вроде «магических чернил» или особенным образом выделанной бумаги, ткани, коры дерева, и др. Есть другой излюбленный многими чародеями метод: это различного рода шифровки. Историкам магии известны знаменитые буквенные квадраты, типа ABRAKADABRA или SAPERO. Возможно, первые шифровки использовались именно в магических, а не в шпионских целях (колдуны, как и шпионы – представители очень древних профессий, но все-таки колдуны – древнее). Это делалось для того, чтобы непосвященные не разобрались в написанном, и чтобы не было страшных последствий от овеществления магических слов и сочетания звуков. Однако сам алфавит только от этого магическим не становится. В то же время существуют сугубо магические алфавиты, и даже языки, вроде енохианского. Енохианский язык был детищем известного английского алхимика и духовидца XVII века Джона Ди и его напарника – медиума Эдварда Келли. Нашли они его во время своих мистических опытов. В наши дни этот язык используется телемитами (последователями А. Кроули), особо просвещенными «черными магами» и оккультистами западной европейской традиции. А германские руны – это редкий вариант алфавита, являвшегося и магическим и обычным буквенным практически в одно и то же время. Поэтому, возможно, и был сохранен как система до наших дней. Это связано, с одной стороны, с широким распространением магических знаний, их врастанием в плоть и кровь народа. (Не зря из всех индоевропейских народов именно у северных германцев Один, бог-колдун, становится верховным божеством пантеона.) А с другой, с потребностью скандинавов в развитой алфавитной системе – для торговли, переписки и тому подобного. Это уже было связано с их широкой политической, военной, торговой и общественной деятельностью по всей тогдашней Европе. Вместо того, чтобы придумывать новый алфавит, северные германцы воспользовались своим старым магическим алфавитом, называемом «Футарк». Рунические ряды Германский рунический алфавит называется «футарк» (по первым шести буквам ряда – f – u – th – a – r – k, ударение в этом слове делается на первый слог – «фýтарк»). Однако подобных «футарков» существует несколько. Наиболее известными считаются Старший Футарк, Младший Футарк и Нортумбрийский футорк. Старшие руны (Старший Футарк) Рунический ряд, называемый Старшим Футарком – самый древний из нам известных, называемый еще «общегерманский Футарк». Изображения этого рунического строя встречаются по всей Скандинавии, и их относят к II – VIII вв. нашей эры. Его знаки являются скорее символами, нежели буквами и обозначают в первую очередь некие понятия или принципы. Руны этого ряда традиционно, еще в древних источниках, делятся на три группы из восьми рун (это показано и на рисунке). Каждая такая группа называется аттом. Порядок знаков в Старшем Футарке четко фиксирован, хотя иногда встречались смены мест двух последних рун. Начертание рун Старшего Футарка в целом одинаково. Заметно различаются лишь варианты написания руны Совелу (Сигель) и руны Ингуз. С большой вероятностью можно предположить, что руны Старшего Футарка первоначально были магической системой. Но наряду с магическими целями, под влиянием существующих алфавитов других народов, эти руны стали в какой-то момент следовать целям информативного характера. Не было смысла скандинавам изобретать совсем уж новый алфавит для письменных занятий, и они использовали уже имеющиеся знаки. Таким образом, руны из смысловых, когда каждый знак обозначал некое понятие, стали буквенными: знак стал буквой и отдельным звуком. Наиболее понятными для современных исследователей становятся именно «буквенные» записи. Исконные названия этих самых смысловых рун – неизвестны. И современные названия рун это результат изысканий лингвистов и упрощения этих названий в среде эзотерических рунологов. В этой книге мы будем говорить именно о рунах Старшего Футарка. Но для сравнения и общего понимания ситуации и эволюции рунического письма нам потребуется и знание о других родственных рунических ряда – Младшем Футарке и Нортумбрийском Футорке. Младшие руны (Младший Футарк) Младший Футарк появляется в Скандинавии где-то в VIII – XI вв. как обычный буквенный алфавит на основе рун Старшего Футарка. Его называют еще «викингскими рунами». Новая система стала необходима для ведения переписки, заключения торговых и политических сделок. Исчезают некоторые буквы Старшего Футарка, изменяется написание других, отдельные старые знаки, приспосабливаясь непосредственно к языку, приобретают новое звучание. Этот ряд легко адаптировался к местному наречию или способу начертания знаков. Потому существуют несколько разновидностей этого алфавита, неимеющих, впрочем, никакого отношения к магии. Со времен возникновения и активного использования "младших рун" люди старались не употреблять без необходимости руны Старшего Футарка, считая их наиболее подходящими для магии. Потому встречаются смешанные надписи из Старшего и Младшего Футарка, где осмысленная фраза из рун - букв (Младшего Футарка) заканчивается руной – понятием (Старшего Футарка). Англосаксонский ряд и Нортумбрийский Футорк Эти рунические ряды возникли в результате переселения германских племен англов и саксов в Британию в V веке н.э. Магические системы и представления германцев (руны) и кельтов (друидский магический алфавит «огам», культ деревьев и др.) непостижимым образом сошлись в создании сначала раннего англосаксонского рунического строя из 28 рун, затем Нортумбрийского из 33 знаков. Руническое Возрождение Магическое использование рун с приходом христианства подверглось осуждению и забвению. Но в XIX – XX веках, когда началось возрождение немецкого народничества и «германской духовности», вспомнилась древняя, слывшая магической, письменность – руны. Так возникла новая, «эзотерическая», рунология. В наше время любители оккультных изысканий и приверженцы неоязычества уже хорошо знакомы с рунами. Книги о рунах пишут популяризаторы - журналисты и идеологи возрождения «северной Веры» . Люди гадают на рунах, носят рунические амулеты и талисманы, иногда пытаются использовать руны для изменения реальности, влияния на существующий ход вещей. Совершенно очевидно, что для постижения логики и смысла древних надписей, необходимо понимать, насколько это вообще возможно, мировосприятие тех людей и того времени. Но для того, чтобы использовать те же руны сейчас, необходимо трансформировать или находить новые оттенки смысла самих знаков. Так возникает новый смысл древних рун, реальный для нас и современного мира. И руны по-прежнему выражают определенные принципы мироздания и мы можем по-своему описать и исследовать многие аспекты и стороны окружающей нас реальности.

достигает Гренландии и Британских островов; на востоке - Русского Севера, Украины и Беларуси; на юге - Крыма и Константинополя. И в этом мы снова видим подтверждение огромного значения рунического искусства в европейской истории - и, разумеется, в европейской сакральной Традиции.

Слово «руна»

Несколько вопросов, которые мы должны рассмотреть здесь, в вводной части книги, включают в себя, в том числе, вопрос о значении и происхождении самого слова «руна».

Древнейшие примеры его употребления мы встречаем в надписях на рунических камнях, где оно и обозначает знаки рунического письма. Как правило, это фразы, содержащие упоминание имени мастера:

Надпись из Эйнанга (Норвегия, середина IV века)2 :

...dagastiR runo faihido

«...Дагастиз руны начертал»

Надпись из Ярсберга (Швеция, середина V века):

...harabanaR hait ek erilaR runoR waritu

«Храбнар называюсь, я, эрилъ, вырезаю руны»

Традиционное ныне толкование слова руна устоялось еще в конце прошлого столетия. Германское слово runa , rune , обозначающее литеру рунического письма, связывается с готским rûna - «тайна» (это слово встречается в готском переводе Библии VI века) и с др.-нем. глаголом rûnen (совр. нем. raunen ) в значении «шептать». Некое разнообразие в трактовку слова руна внес Найджел Пенник, указавший на его несевероевропейские параллели: др.-кельт. run , ср.-валл. rhin со значением «шепот», «шептать»; совр. ирл. run «тайна»; шотл.-гэльск. run «жребий».

Предположительно, существуют и славянские параллели термина «руна», существование которых впервые было отмечено еще в начале XX столетия Д. Жунковичем. Эти возможные параллели связаны с глаголом ранить /рунить (т.е. осуществлять надрез, вырезать). Любопытно, что, смотря на вопрос с совершенно другой стороны, к выводу, косвенно подтверждающему гипотезу Жунковича, пришли Р. Моррис и Э. Антонсен, предложившие в 1989 году новую этимологию и связавшие др.-исл. rún с индоевропейским корнем, имеющим значение «царапать», «делать насечки» (ср. нем. ritzen , «царапать»).

Руническое письмо

Руническое письмо в Традиции само по себе считается искусством, и искусством сакральным. Это связано, разумеется, и с сакральностью собственно рунических знаков, но нельзя забывать и о том, что в глубокой древности любое искусство письма почиталось магическим.

Руническое письмо относится к группе алфавитных письменностей, т.е. таких письменностей, в которых каждый знак передает некоторый звук. Как

2 Здесь и далее в книге приняты международные латинские обозначения для рун. В частности,«R» (в отличие от «r») - руна Альгиз и (в Футарке) звук, близкий кz; «th » или «ϸ » - руна Турисаз и межзубныйсогласный звук, подобный звуку th в англ. three.

алфавитное письмо оно имеет ряд характерных особенностей, отличающих его от привычного нам кириллического или латинского письма. Эти особенности мы сейчас и рассмотрим.

Прежде всего, следует сказать, что руническое письмо допускает следование знаков как слева направо (правое письмо), так и справа налево (левое письмо). При этом руны всегда разворачиваются по направлению следования знаков; таким образом, при правом письме руны будут иметь привычный нам вид, но при письме левом они будут зеркально отраженными (см. рис.).

Такие «перевернутые» руны называют иногда вэнд-рунами. Это может показаться необычным, но традиция разворачивать руны по направлению письма имеет большой магический смысл - при этом руны всегда смотрят вперед по ходу надписи. Другой особенностью рунического письма является широкое использование так называемого бустрофедона в длинных надписях, что также резко отличает руническое письмо от современного. При письме бустрофедоном вся надпись, какую бы длину она ни имела, оказывается выполненной одной строкой - и в этом также есть определенный магический смысл. Достигается сохранение неразрывности надписи одним из двух способов.

письмом и тд.

Первый из них (бустрофедон в собственном смысле слова) состоит в том, что надпись, дойдя до края, отведенного для нее пространства, разворачивается и, не прерываясь, идет обратно «вверх ногами». Такой бустрофедон, как и обычные однострочные надписи, может быть, разумеется, как левым, так и правым. Второй способ заключается в чередовании правого и левого письма таким образом, что надпись идет, например, правым письмом от левого края к правому, а в следующей строке разворачивается и идет обратно уже левым

Нужно отметить и отсутствие пробелов в руническом письме. В большинстве случаев вся надпись выполняется слитно, без разбиения на слова. В некоторых случаях отдельные предложения или смысловые части надписи при необходимости разделяются специальными знаками, представляющими собой одну или несколько точек.

В процессе развития рунического Искусства было разработано немало

специальных систем рунического письма, применявшихся в качестве тайнописи, в магических целях или просто для сокращения пространства, занимаемого надписью. Расшифровать надпись, сделанную рунами в одной из подобных систем, не владея ключом к ней или, по меньшей мере, не зная приблизительно ее содержания, очень непросто.

Одним из результатов подобных экспериментов магов стала традиция использования вязаных рун, т.е. написания двух или нескольких рун таким образом, чтобы определенные их элементы (как правило, вертикальная черта) совпадали. Например, в оригинале надписи на камне Водурида использованы совмещенные руны, несущие звуки da и ha . Неприятная сторона этой традиции заключается в том, что даже в простейших вариантах некоторые знаки могут быть прочитаны двояко (например, wR и rR записываются одним знаком), не говоря уже о том, что порядок следования звуков почти всегда неустановим (например, aR=Ra , wR=Rw , ne=en и тд.).

Нередко маги, работающие в технике вязаных рун, не ограничивались простыми комбинациями из пары рун. В таких случаях возникали рунические надписи, каждый знак которых представляет собой вязь из нескольких рун. Чтение таких рунических текстов весьма затруднительно; часто их авторы и не стремились сохранить «читаемость» надписи - для магического воздействия это совершенно не существенно.

Другой техникой рунической тайнописи является применение зеркальных рун, то есть рун, симметрично удвоенных относительно горизонтальной или вертикальной оси (стержня). Зеркальные руны, надо сказать, применялись не только как средство простейшей тайнописи, но и как способ усиления магического воздействия рун. Считается, и, вероятно, небезосновательно, что руна, начертанная дважды или трижды, действует эффективнее, нежели одиночная, а надпись, выполненная зеркальными рунами, оказывается, как нетрудно заметить, начертанной дважды.

Отмечу, что обе описанные техники могут применяться одновременно, и знаки таких надписей совершенно неудобочитаемы для непосвященного. Вместе с тем, такой подход позволяет создавать ёмкие активные (в магическом смысле) комбинации рун - например, зашифровывать в одном знаке рунические сакральные слова.

Наконец, нужно упомянуть и о том, что во многих надписях, в том числе выполненных Младшими рунами, встречается - помимо всего прочего - употребление Старших рун Футарка в качестве идеографических символов. Так, например, в Стентофленской надписи есть строка, переводимая как «Хатуволафор дал...» и замыкаемая руной j , Йер.

Руническая письменность

К.А. Иванова

Ишим, Российская Федерация

"О силе письма ни один народ

не думал больше и не ставил ее выше,

чем германцы"
К. Малленхоф

Возникновение, распространение и развитие рунической письменности явилось одним из наиболее важных культурных свершений германских племен в ранний период их истории. Человечеству известны несколько основных типов систем передачи информации с помощью графических символов. Они возникали, без сомнения, стадиально, в определенный момент времени, когда необходимость диктовала условия, требующие более совершенных и изощренных способов трансляции и накопления информации как таковой и опыта в частности.

Древнейшим видом письменности у германцев было руническое письмо. Тацит в своей «Германии» писал, что германцы придавали особое значение гаданью-жеребьевке: разбросав на куске ткани палочки с вырезанными на них знаками и прочитав молитву, жрец брал наугад три палочки и гадал, читая знаки на них. Эти считавшиеся магическими знаки были буквами рунического письма, алфавитом первого связного письма у древних германцев.

Название букв - «руны» - образовано от основы, имевшей значение «тайна» (ср. гот. runa «тайна» и немецкий глагол raunen «таинственно», « украдкой шептать»). Рунический алфавит германцев, так называемые «старшие руны», насчитывал 24 знака. По первым шести буквам он получил название «футарк» (futhark ) . Эти знаки представляют собой комбинацию вертикальных и наклонных линий. Руны использовались преимущественно в магических, культовых целях. Знание рун было профессиональной тайной жрецов и передавалось из поколения в поколение. Назначение рунических надписей - ограждать владельца предмета от злых сил и от врагов, охранять покойников и удерживать их в могиле и т.д. Писались (вырезались) руны на дереве, кости, камне (надгробиях), позднее на металле, в частности на изделиях из золота. Так как деревянные предметы за редкими исключениями не сохранились, то и рунических надписей дошло до нас очень немного, особенно мало их в Германии и Англии, несколько больше в Скандинавии. Всего обнаружено 150 предметов с руническими надписями, относящимися к 3–8 вв. Это предметы или детали вооружения (копье, рукоятка меча, насадка на щит), украшения и амулеты (кольцо, браслет, медаль-брактеат), надгробные камни и т.д.

Большинство надписей представляют собой отдельные слова (часто собственные имена). Каждая руна сама по себе тоже могла иметь магическое значение, поэтому нередко выписывался весь алфавит или его часть, что должно было приносить, по верованиям древних германцев, удачу в разных видах деятельности и ограждать от несчастий.

Из рунических памятников в Англии наибольший интерес представляют надпись на шкатулке из Нортумбрии и стихотворение религиозного содержания на каменном Рутвельском кресте в Шотландии. В соответствии с фонетическими особенностями ингвеонских диалектов число рун у англосаксов было увеличено сначала до 28. Такое количество рун засвидетельствовано, в частности, в рукописи 7 в., так называемом «Зальцбургском кодексе» (« Codex Salisburgiensis »), №140) .

Руны являются самым поздним и фактически единственным "языческим", "доцивилизованным" алфавитом Европы, находящимся вплоть до сего дня в относительно устойчивом и широком употреблении. Три основных алфавита, унаследованных европейской цивилизацией и явившихся краеугольными корнями ее культуры – латинский, греческий и кириллический,– практически исчерпывают все многообразие той символической структуры, которая позволяет обитателям континента выражать свои мысли, накапливать информацию и обмениваться ею.

Алфавит делился на три рода ( Ættir - эттир, Ætt - атт), по 8 рун в каждом. В первый эттир входили руны f, u, þ, a, r, k, g, w . Во второй - h, n, i, j, é (ih-wh), p, R (z), s . В третий эттир входили руны t, b, e, m, l, ŋ, d, o .

Каждая руна имела своё название. Первоначальные названия рун не сохранились, но вот их предположительные названия, восстановленные из названий рун в более поздних алфавитах .

Направление письма - слева направо, но в ранних надписях встречается ( способ письма, при котором направление письма чередуется в зависимости от чётности строки, то есть если первая строка пишется справа налево, то вторая - слева направо, третья - снова справа налево и т.д .). Так, на копье из надпись читается справа налево, причём сами руны также повёрнуты в обратную сторону. Слова разделялись с помощью точки, двоеточия или креста.

Каждая руна имела имя, т.е. не только передавала тот или иной звук, но и являлась знаком, соотнесенным с определенным содержанием, иначе говоря, могла употребляться как в фонетическом, так и в символическом значении. Каждая руна, подобно греческой или еврейской букве, является символическим хранилищем неких знаний и понятий. Особая связь каждой руны с определенным предметом или свойством позволяет, составляя комбинации рунических знаков, описать или исследовать каждый из аспектов мироздания. При составлении подобных комбинаций руна выступает как инструмент познания, а если рассматривать ее в качестве символа, то она является аналогом реальности.

Названия рун, известные из более поздних источников (мнемонических рунических стихов), позволяют составить представление о символической роли, а отсюда и о возможном вменении отдельных знаков: f - * fehu (друн-исл. f é ) «богатство», j - * jara (друн-исл.á r ) «урожай», n - nau ð «нужда», k - kaun «язва», m - ma ð r «муж» и т. п. Так, трижды повторенное сочетание рун g и а , нанесенное на древко найденного в болоте копья (Крагехуль, о. Фюн, нач. VI в.), видимо, означало, что брошенное в болото копье было принесено в дар германским богам-асам: руна g называлась «дар», руна а - «ас».

Знанием рун владели немногие, прежде всего, по-видимому, жрецы, они же мастера рунического письма. Применение рун, почти всецело ограниченное рамками магии и ритуала, было связано с сакрализацией письма .

Язык древнейших рунических надписей - промежуточное звено между германским языком-основой, формы которого можно только реконструировать, и языками древнейших письменных памятников различных германских народностей. Рунология как самостоятельная научная дисциплина зародилась в 70-е гг. 19 в. Ее основоположником был датский ученый Людвиг Виммер. Очень большой вклад в развитие рунологии внесли норвежские ученые Суфюс Бугге и Магнус Ульсен, шведские ученые Отто фон Фрисен, Элиас Вессен и ряд других исследователей. И если, несмотря на усилия рунологов, ряд надписей до сих пор не расшифрован, а интерпретация многих спорна, это объясняется сложностью материала и его фрагментарностью. Для расшифровки надписей необходимо привлекать данные смежных наук. Как сформулировал это рунолог Карл Марстрандер, «рунология - это палеография, лингвистика, археология и мифология». Действительно, нередко лексическое значение слова какой-либо рунической надписи понятно, но какую функцию выполнял этот текст, остается загадкой .

Не вполне ясно и происхождение рунического алфавита. Некоторые руны обнаруживают явное сходство с буквами латинского алфавита, другие - греческого. Поэтому одни ученые пытались вывести рунический алфавит из латинского, другие - из греческого. В середине 19 в. была впервые высказана мысль о происхождении рун из одного из североиталийских алфавитов. Согласно этой гипотезе, руны, возникнув на севере Италии во 2–3 вв., были затем переняты самыми южными из западногерманских племен и постепенно распространились на север, переходя от одного германского племени к другому. Эта гипотеза имеет в настоящее время наибольшее число сторонников. Правда, некоторые руны не имеют прототипов ни в одном из североиталийских алфавитов; загадкой остается и алфавитный порядок рун.

Руническое письмо было одним из важнейших культурных завоеваний германских племен на заре эпохи Великого переселения народов. Однако в силу своего преимущественно культового назначения оно не могло получить и не получило значительного распространения.

"...с известным основанием можно утверждать, что вплоть до настоящего времени не удалось истолковать ни одну руническую надпись. В ряде случаев мы в состоянии определить текст надписи, но одновременно мы должны... признать, что данный текст является лишь скорлупой, за которой скрывается неведомое нам ядро"

Карл Марстрандер

Литература:

    Древние германцы и их языки // Введение в германскую филологию/ Соловьева Л. Н. - М.:Высшая школа, 1980. - cc. 7-27 ;

    Enoksen , Lars Magnar . Runor . Historie , Tydning , Tolkning . - Lund : Historiske Media , 1999;

    Предвестники викингов. Северная Европа в I-VIII веках/ Хлевов А. А. – СПб.: "Евразия", 2002;

    Алфавит/ Дирингер Дэвид - М.: Издательство Иностранной Литературы, 1963. - С. 579-599.;

    Письмена мёртвые и живые/ Кондратов Алексей - СПб: Азбука-Классика/Авалон, 2007. - С. 186-187. - 256 с.

Никто точно не знает, когда, где или кем были изобретены руны. Единственное, что археологи могут подтвердить, это то, что возраст самых старых известных нам рунических надписей — около 1700 лет, они найдены в Дании и Норвегии.

Что означает слово РУНА?

Все индоевропейские языки, в том числе и русский язык, происходят от единого пра-языка ведического санскрита , на котором написана древнейшая часть вед — Риг-Веда. Именно, в ведическом санскрите и следует искать корень слова РУНА. В ведическом санскрите слово «rAsnA» - «секрет, тайна, любое тайное учение» (словарь: http://www.sanskrit-lexicon.uni-koeln.de/cgi-bin/tamil/recherche), на готском языке слово «runa» означает «тайна» , на английском: «Secret» - «сокрыто».
Древнегерманские языки (Old Germanic) определяют слово руна — «runen», как «тайна» или «секрет», связывая таинственные знаки рунического письма скандинавских рун с магией и сакральными ритуалами.
На древнеисландском языке слово «runar» - «тайна».
На древнескандинавском языке (Old Norse) слово руна означает «буква», «надпись» или «письмо».

Викинги на гобелене Байе. На гобелене изображены викинги-норманы пересекающие Английский пролив на своих кораблях-дракарах с лошадьми и снаряжением на борту в конце сентября 1066 года нашей эры .

ДНК Викингов .

Учёные генетики заинтересованы в исследовании Нормандии, потому что это единственная устойчивая колония, созданная викингами в континентальной Европе за пределами Скандинавии.

Исследование было сосредоточено на населении полуострова Котентин (Cotentin), потому что здесь особенно сильна плотность мест и людей, чьи имена относятся к скандинавскому происхождению.

«Мы интересовались мужчинами со скандинавскими фамилиями , которые могли бы отражать это наследие викингов: такие имена, как Анкеил, Дуто, Эквильбек, Гонфрей, Ингуф, Ланфри, Осуф, Осмонт, Кеттель, Тугис, Тостайн, Рауль — и их многочисленные вариации», объяснил Ричард Джонс в Лестерском университете.

Викинг Ролло (около 846 г. — 930 г. н.э.) , первый герцог Нормандский, был в соответствии с сагами, настолько большими, что ни одна лошадь не могла нести его, и ему часто приходилось идти пешком, отсюда и прозвище « Ганг Ролв», что означает «Гонец Ролв / Ролло».

Среди восьмидесяти девяти (89) мужчин , участвовавших в генетическом исследовании, большинство (52 человека) представляли гаплогруппу R1b, тип вариаций Y-хромосомы, наиболее распространенных в Северной и Западной Европе.

26 человек со скандинавскими фамилиями были носителями гаплогруппы , которая часто рассматривается в Скандинавии, как типичная скандинавская гаплогруппа R1a.

Гаплогруппа I1 обнаружена у 11 человек, действительно, более 45% современного населения в некоторых областях Скандинавии принадлежит к генетической группе I1 , возможно, германское происхождение . Очень заманчиво рассматривать гаплогруппу I1, как маркер, оставленный викингами в Нормандии.

132 рунических знака связанных с протославянским и протоболгарским языком

Рунический алфавит вначале использовался в протославянских языках, в древнегерманских языках (Old Germanic), затем и в древнескандинавском языке (Old Norse) в скандинавских странах. Руническое письмо — это система письма, в которой каждый знак имел определенный звук.

Руны могут быть записаны в обоих направлениях справа налево или слева направо. Руны также могут быть перевёрнуты или повёрнуты.

Рунический алфавит называется — Futhark — по названию первых шести рун.

В начале 700 года нашей эры доминировал более короткий рунический алфавит, состоящий из 16 символов . Эти изменения были связаны с так называемыми годами синкопирования — около 500-700 н.э., когда северные языки претерпели серьезные изменения, слова в речи сократились.

Слова в древнескандинавском языке (Old Norse) были сокращены (то есть синкопированы, урезаны). Например, слово было сокращено до «ár». Буква «á», в конечном итоге, превратилось в букву «å» в современном скандинавском алфавите.

В 500-700 н.э. в древнескандинавском языке (Old Norse) некоторые руны получили новые звуки . Учёные нашли примеры различных изменений в Футарке VII веке в Норвегии. Старший Футарк использовался в 600 году н.э. и состоял из 24 символов.

Тайнопись. Шатровые руны

Примеры различного рунического письма найдены на деревянных предметах, на камне, на мечах и подвесках, которые носили как обереги, жители средневековой Европы от Балкан до Германии, Скандинавии и Британских островов.

Древнейшая руническая надпись относится к I веку нашей эры, и может хранить в себе тайну древнего заговора, секретного ритуала, или нести знак скрытого магического оберега.

Codex runicus , рукопись vellum от 1300 г. н.э., содержащий один из самых старых и наиболее сохранившихся текстов закона Сканского (Skånske lov) , написанный полностью в рунах.

Существуют различные варианты рунического письма . Созданы несколько разных кодов рунического алфавита, в различных формах и контекстах.

Йотунквиллур (Jötunvillur) — малоизвестный рунический алфавит 11 или 12 века. В Северной Европе было обнаружено только девять примеров надписей Йотунвиллура на деревянных дощечках, растрескавшихся от времени, что затрудняет их прочтение.

На протяжении многих лет вокруг изучения рун было сделано много открытий, однако в них всё ещё чувствуется 900-летняя тайна , и на многие вопросы ещё предстоит ответить. Например, были ли кодированные сообщения предназначены для хранения секретной информации? Почему викинги вообще использовали коды при написании рун?

Рунолог Йонас Нордби из Университета Осло надеется расшифровать код Йотунвиллура, чтобы найти ответы на эти вопросы. Йонас Нордби считает, что секрет кода Йотунвиллура, заключается в том, что записанные знаки рун соответствуют последнему звуку названия руны. Все руны имеют имя, а код Jötunvillur — заменяет рунический символ последним звуком рунического имени. Например, если нужно написать руну буквы U — звук «urr», на письме она кодируется руной R.

Проблема в том, что у нескольких рунических символов есть имена, которые заканчиваются одним и тем же звуком. Это затрудняет определение того, к какому символу относится код.

«Это похоже на решение загадки. Через некоторое время я начал видеть смысл в казалось бы бессмысленной комбинации рун» — говорит Йонас Нордби.

Многие руны заканчиваются одним и тем же звуком, а это означает, что исследователям ещё предстоит решить, какую руническую букву использовали, как код в том или ином случае.

Йонас Нордбю отмечает: «У нас мало оснований полагать, что коды рун должны скрывать тайные сообщения, люди часто делали короткие ежедневные записи. Я думаю, что тайные коды использовались, как игра, при изучении рун, а не для общения».

На деревянной дощечке 1200 года, найденной в Бергене , двое мужчин по имени Сигурд (Sigurd) и Лавран (Lavran) написали свои имена как в коде, так и в обычных рунах. Это помогло рунологу Йонасу Нордби решить код Йотунвиллура. Впервые рунический код Йотунвиллур (Jötunvillur) был взломан. Это поможет решить тайну секретных кодов викингов и понять цель кодов.

Использование рунических кодов было очень распространено в Скандинавии, и значительная часть населения хорошо знала, как их использовать. Йонас Нордби считает, что изучив руны, научившись читать и писать руны, человек узнавал и коды.

Рунолог Йонас Нордби во время своих путешествий по странам Северной Европы исследовал и изучил около 80 рунических надписей , относящихся к 800 году н.э. и более поздние.

The runic message reads “kiss me” in the Jötunvillur code.

«Многие считают, что викинги использовали криптографию для скрытия секретных сообщений, но я думаю, что коды использовались для игры и обучения, а не для общения, » — говорит Йонас Нордби.

Одной из причин, по которым он может сделать это утверждение, является то, что код Jötunvillur написан таким образом, который можно интерпретировать по-разному.

Вот почему Йонас Нордби пытается разгадать другие способы его использования кода. Йонас Нордби считает, что викинги запомнили имена рунических персонажей, используя код Йотунквиллура (Jötunvillur).

The runic inscription within the Stone Age burial chamber on Orkney. (Бенгт А. Лундберг)

Найдена руническая надпись в захоронении каменного века на Оркнейских островах, которая была сделана примерно в 1100 году. В ней говорится: «Эти руны были вырезаны самым рун-грамотным человеком к западу от моря». Тот, кто мог писать и расшифровывать рунические коды, хвастались своими способностями.

Тайнопись. Ветвистые руны

— 11000 лет назад

Хенрик Уильямс, шведский эксперт по рунам и профессор Департамента скандинавских языков Университета Уппсалы, объясняет, почему открытие Нордби так важно.
Прежде всего, это помогает нам понять, что было больше тайных кодов, чем мы знали до сих пор. Каждая руническая надпись ждёт своей расшифровки и прочтения. Это чисто детективная работа, и каждый новый метод улучшает наши шансы. Мы приближаемся к мыслям людей, живущих в то время, понимая их тайные коды.

Профессор Терье Сперкленд (Terje Spurkland) с факультета лингвистики и скандинавских исследований в Университете Осло считает, что Йонас Нордби — единственный, кто подтвердил, что коды рун использовались, как своего рода игра во время учёбы.

В 11 веке христианство и латинский алфавит прибыли в Норвегию, но потребовалось бы несколько сотен лет, прежде чем люди начали использовать новый для них латинский алфавит. Основная причина заключалась в инструментах для написания. Если бы у вас был нож и кусок дерева или кости, вы могли бы начать писать, именно, в дешевизне, легкости и доступности было преимущество рунического алфавита. Буквы латинского алфавита имел форму, которую трудно было вырезать ножом на твердом материале. Буквы латинского алфавита легко писать на пергаменте, а это дорого и непрактично для бедных норвежских фермеров.

В поздние годы Средневековья руны медленно вышли из употребления, и латинский алфавит стал доминирующим во многих странах западной Европы.



Похожие статьи

© 2024 my-kross.ru. Кошки и собаки. Маленькие животные. Здоровье. Лекарство.