Дидактические игры для сенсорного воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста. Дидактические игры на развитие внимания и памяти Кто во что одет

Приложение

https://pandia.ru/text/79/064/images/image002_18.jpg" width="408" height="334">

ИГРЫ НА

РАЗВИТИЕ

ПАМЯТИ

Игра «Запомни - положи»

Задача : развить произвольную зрительную па­мять, умение запоминать последовательность кар­тинок (игрушек).

Оборудование : 4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 4 игрушки.

Описание . После рассматривания картинок (иг­рушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат друг за другом. После это­го картинки (игрушки) смешиваются, а ребенок дол­жен разложить их в исходной последовательности и назвать по порядку.

Игра «Что пропало?»

Задача :

Оборудование :

Описание . После рассматривания картинок (иг­рушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат друг за другом. Затем ре­бенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну из картинок (игрушек) и выравнивает нарушенный ряд предметов. Ребенок должен вспомнить, какую картинку (или предмет) убрали, и показать, где он находился.

К пяти годам ребенок должен научиться не толь­ко показывать местонахождение убранного предме­та, но и рассказать об этом, употребляя соответствующий предлог. Например: «Не стало картинки с куклой».

Игра «Что изменилось?»

Задача : развить зрительную память и внимание детей, научить их запоминать последовательность картинок или детали сюжетной картинки.

Оборудование . I вариант: ряд из 3-4 знакомых ребенку картинок или игрушек.

II вариант: одна сюжетная картинка с небольшим. количеством героев и характеризующих их де­талей, другая - похожая на нее, но с небольшими от­личиями.

Описание . I вариант. Взрослый показывает ре­бенку картинки или игрушки, называет их, затем выставляет (выкладывает) на столе и просит его за­помнить, как они лежат друг за другом. Затем ребе­нок закрывает глаза, картинки (игрушки) смешива­ются, после чего ему нужно разложить их в задан­ной последовательности и назвать по порядку.

II вариант . Ребенок внимательно рассматривает первую сюжетную картинку, стараясь запомнить в деталях предметы на ней. Затем эта картинка уби­рается, а ребенку предъявляется вторая. Рассмотрев Ее, ребенок должен ответить на вопрос «Что измени­лось?» по сравнению с первой и рассказать об этих отличиях подробно.

Например: «На первой картинке у зайчика на бант, а на второй - галстук. Сначала ежик был в красной кофточке и нес на спине яблоко, а затем кофта стала синей, а на спине оказался гриб».

Задача : развить произвольную зрительную па­мять, умение запоминать количество и место нахож­дения заданных предметов.

Оборудование : 3 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 3 игрушки.

Описание . После рассматривания картинок (иг­рушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить их последовательность. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый незаметно добавляет какую-либо, не привлекающую особого внимания картинку (или игрушку). Ребенок должен назвать исходные картинки (игрушки) и определить лиш­нюю. К 5 годам следует добиваться от ребенка полно­го ответа на вопрос. Например: «Слева от куклы прибавилась машинка (книжка, кубик и т. д.)».

Игра «Что стало по-другому?»

Задача : развить произвольное зрительное внима­ние, научить запоминать заданную последователь­ность предметов.

Оборудование : 3-4 картинки с хорошо знакомы­ми ребенку предметами или 3-4 игрушки.

Описание . После рассматривания картинок (иг­рушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый меняет местами любые картинки (игрушки). Ребенок должен восстановить исходную последовательность картинок (игрушек). К 5 годам ребенок должен сопровождать свои действия пред­ложениями о местонахождении картинок (или игру­шек). Например: «Картинка с мячиком лежала пер­вой, за ней шла кукла, пирамидка» и т. д. или «По­меняли местами машинку и книжку».

Игра «Чем отличаются?»

Задача : развить зрительную память и внимание детей, научить их внимательному рассматриванию похожих предметов и сравнению их по деталям, называть по памяти сходства и различия между

Оборудование : пары похожих сюжетных карти­нок, которые отличаются друг от друга заметными отличиями в деталях (цвет, форма, количество, мес­тоположение).

Описание . Ребенку показывается сначала одна картинка, затем после ее рассмотрения - другая, по­сле чего он должен назвать по памяти отличия меж­ду ними. При необходимости взрослый может по­мочь ребенку наводящими вопросами.

Игра «Запомни и запиши цифры»

Задача : развить зрительную и двигательную па­мять, мелкую моторику детей.

Оборудование : карточка с 2-3 написанными на ней цифрами.

Описание . Взрослый показывает ребенку карточ­ку с цифрами и предлагает внимательно их рассмот­реть в течение 5-10 секунд, стараясь запомнить, как они идут по порядку. Затем карточка убирается, а ребенок должен назвать или написать увиденные цифры в заданном порядке.

Игра «Повтори за мной действия»

Задача : развить у детей зрительную и двигатель­ную память, координацию движений, научить их по­следовательному повторению действий за взрослым.

Описание : Взрослый и ребенок стоят напротив друг друга. Взрослый показывает ребенку 5-6 дви­жений, следующих сразу друг за другом, а ребенок должен запомнить их последовательность и самосто­ятельно повторить.

Например: руки вверх - вперед - в стороны - на пояс - присесть; руки вперед, присесть - руки вверх, встать - руки на поясе, прыжок.

Игра «Посмотри - запомни - нарисуй»

Задача : развить у детей зрительную и двигатель­ную память, мелкую моторику.

Оборудование : карточка с 2-3 нарисованными на ней геометрическими фигурами, знакомыми ре­бенку в этом возрасте.

Описание . Взрослый показывает ребенку карточ­ку с фигурами и предлагает внимательно их рассмо­треть в течение 5-10 секунд и запомнить. Затем кар­точка убирается, а ребенок должен нарисовать уви­денные фигуры в том же порядке, как на образце.

Игра «Запомни пары»

Задача : развить зрительную память и ассоциа­тивное мышление детей, тренировать их в умении соотносить подходящие по смыслу предметы.

Оборудование : знакомые ребенку предметные картинки, из которых можно составить пары, под­ходящие друг другу по смыслу.

Описание . Картинки перемешиваются и раскла­дываются на столе. Взрослый произносит слова к каждому из которых ребенок подбирает соответст­вующую картинку и подходящую ей по смыслу пар­ную картинку.

Например: ваза - цветы, собака - ошейник, ключ - замок, тарелка - ложка и т. д. По мере тренировки взрослый может проводить игру на слух (без карти­нок), называя одно слово из пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе.

Игра «Запомни - назови»

Задача : развить зрительную память детей, научить их запоминать количество заданных пред­метов или картинок.

Оборудование . I вариант: детям 3-4 лет предъяв­ляются 4-5 картинок или хорошо знакомых предме­тов; для детей 5 лет количество картинок или пред­метов увеличивается до 6-7 штук.

II вариант: парные карточки, на одной из кото­рых изображено определенное (в зависимости от воз­раста ребенка) количество предметов (см. I вариант), на другой - к количеству предметов с первой карточ­ки добавляется несколько новых.

Описание .

I вариант . Ребенок рассматривает ряд предметов или картинок, считает их, а затем по памяти назы­вает те из них, которые он запомнил.

II вариант . Сначала ребенку предъявляется пер­вая карточка, ребенок рассматривает и называет изображенные на ней предметы, считает их. Затем
эта карточка меняется на вторую, а ребенок должен помнить и назвать те предметы, которые были на первой карточке.

Игра «Ответь на вопросы»

Задача : развить у детей зрительную память, уме­ние внимательно рассматривать картинку и запоми­нать ее детали.

Оборудование : сюжетные картинки для рассмат­ривания.

Описание . После рассматривания ребенком кар­тинки взрослый ее убирает и задает вопросы по ее со­держанию.

Инструкция взрослого при этом может быть сле­дующей. Сначала: «Посмотри внимательно, какие подарки принесли зайке на день рождения его дру­зья»; затем: «Помоги зайчику вспомнить, кто что подарил».

Или сначала: «Постарайся запомнить, кто в ка­ком домике живет», затем: «Вспомни, кто в каком домике живет».

Игра «Запомни слова»

Задача : развить слуховую память и внимание де­тей, расширить их словарный запас.

Описание . Взрослый медленно и четко называет слова, знакомые ребенку в этом возрасте и доступ­ные ему для повторения: детям 3-4 лет - 4-5 слов; 5 лет - 6-7 слов. Играющие должны повторить их в том же порядке. Пропуск слов или их перестанов­ка не допускаются.

На начальном этапе для облегчения процесса за­поминания подбираются слова, связанные по смыслу (например, лето, прогулка, купание, игра, мячик), затем абсолютно разные.

Игра «Постучи, как я»

Задача : развить слуховое внимание и память де­тей, тренировать их в отстукивании заданного рит­ма по образцу взрослого.

Описание . Взрослый предлагает ребенку прослу­шать несложный ритм, который он отстучит, и по­пробовать повторить его за ним, сохраняя количест­во, частоту и силу ударов.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ.

1. Игра «Угадай, что исчезло»

Для игры понадобятся 3-4 разные игрушки. Выложите перед малышом игрушки, попросите его посмотреть внимательно и назвать, какие игрушки он видит. Затем попросите его отвернуться: «Игрушки хотят поиграть с тобой в прятки, отвернись, пожалуйста». Когда ребёнок отвернется, надо убрать одну игрушку и попросить ребёнка угадать, какая игрушка спряталась. Постепенно игру нужно усложнять. Когда ребёнок отворачивается, можно не только убирать, но и добавлять одну игрушку: «Ой, к нашим игрушкам приехал гость (гостья). Кто это?». Малыш должен угадать, какая новая игрушка появилась.

2. Игра «Очередь»

Для игры понадобятся 3-4 разные игрушки, или карточки-картинки, или можно использовать любые другие предметы. Предложите ребенку поиграть в очередь к врачу, парикмахеру, в банк или еще куда-нибудь. Расставьте вместе с ребенком игрушки по порядку, как будто они сидят в очереди. Попросите ребёнка отвернуться и уберите какую-нибудь игрушку. Спросите ребёнка: «Кто убежал из очереди?». Ребёнок должен назвать исчезнувшую игрушку. Верните ее на место, затем снова попросите ребёнка отвернуться и поменяйте две игрушки местами. Спросите: «Кто перепутал очередь?».

3. Игра «Подбери пару по цвету»

Для игры понадобятся 5-6 предметов (например, кубики, шарики или детали мозаики) разного цвета и 5-6 ленточек или кусочков ткани таких же цветов в пару к каждому предмету. Можно использовать самые разные пары одинакового цвета. Например, вырезанные из картона круги и ниточки, подобранные к кругам по цвету. Разложите выбранные предметы и попросите ребенка подобрать к каждому из них подходящую по цвету ленту (к красному - красную, к жёлтому - жёлтую и так далее). Потом попросите ребенка отвернуться и переложите все пары неправильно. Ребенку надо найти все ошибки и исправить их. В эту игру можно играть с одним ребенком, а можно с группой детей. Дети делятся на команды, и устраивается соревнование, какая команда быстрее подберет пары.

4. Игра «Найди цвет»

Для игры понадобится коробка цветных карандашей и лист белой бумаги. Чем старше ребёнок, тем большее количество карандашей должно быть в коробке. 3-х летнему ребёнку достаточно 4 цвета (красный желтый, зеленый, синий). Нарисуйте на листе бумаги небольшие фигурки (кружочки, квадратики, овалы, треугольники, колечки) в ряд каждым карандашом. Сколько карандашей в коробке, столько цветных фигурок должно получиться. Фигурки могут повторяться, главное, чтобы они были простыми и разных цветов. Если вы играете с 3-х летним малышом, ему достаточно 3 фигуры – круг квадрат, треугольник. Покажите свой рисунок ребёнку, дайте ему коробку карандашей и попросите его нарисовать под каждой фигуркой точно такую же – такой же формы и цвета.

Примечание: игры с цветом не только тренируют у ребенка зрительное внимание, но ещё и учат его различать цвета. Чем старше становится ребенок, тем большее количество цветов должно использоваться в играх.

5. Игра с карточками

Для игры понадобятся 3-7 карточек с изображением разных животных или предметов. Разложите перед ребёнком карточки и обсудите с ним все изображения. Пусть ребёнок назовет рисунок на каждой карточке, например: «Это ведерко», «Это слоник», «Это мячик», «Это собачка». Затем переверните карточки и спросите: «Где ведерко? Где Слоник? Где мячик? Где собачка?» С трёхлетним малышом начинать играть надо с 3-х карточек и постепенно их увеличивать. Если играть в эту игру регулярно, к пяти годам ребёнок легко справится с семью карточками.

6. Игра «Прятки в шкафчике»

Для игры понадобятся пустые спичечные коробки, из которых склеивается шкафчик. Коробочки можно склеивать в разном порядке, с разным уровнем сложности. Самый простой шкафчик для трёхлетнего ребёнка: 3 склеенные коробки друг на друге. Самый сложный шкафчик для 5-ти летних детей: 3 коробки в высоту и 3 коробки в ширину. Возьмите какой-нибудь маленький предмет, например пуговку, и на глазах у ребёнка положите его на любую полочку. Задвиньте её и повертите шкафчик, потом спросите: «На какой полке лежит пуговка?

К этой категории относятся дети с умственной отсталостью, проявляющейся в стойких нарушениях познавательной деятельности, возникающих вследствие органического поражения коры головного мозга. Это такое нарушение развития, при котором страдает не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Следствием заболевания являются:

Нарушение ощущений, восприятий, представлений, а так же
памяти, мышления, внимания и т.д.;

Общее недоразвитие речи, бедный словарный запас, ог­раничивающий возможности общения;

Низкий уровень элементарных знаний и представлений об
окружающем мире, узкий кругозор;

Отставание физического развития диспропорции частей тела,

отставание в длине и массе тела, нарушение осанки, плоскостопие и

т.д.; сопутствующие заболевания аномалии слуха, зрения и т.д.;

низкая сопротивляемость организма простудным и инфекционным

заболеваниям;

Нарушения в формировании основных движений, характеризующиеся
излишней напряженностью, скованностью, угловатостью:

Нарушения в развитии физических качеств силы, быстроты,
выносливости. Наибольшие отставания отмечаются в
координационных способностях: точности, способности
ориентироваться в пространстве, ритмичности движений,
сохранении равновесия и т.д.;

Быстрая утомляемость из-за несовершенства нервной, сердечно­
сосудистой и дыхательной систем.

Однако, несмотря на многочисленные отклонения во всех сферах жизнедеятельности, умственно отсталые дети способны к обучению и развитию. Педагогические средства, принципы и методы носят в этом случае коррекционно-развивающий характер и направлены на максимальное преодоление (или ослабление) недостатков познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сфер с ориентацией на положительные возможности ребенка. Наиболее адекватной формой преодоления и компенсации указанных недостатков является двигательная активность, в которой ведущей место принадлежит подвижной игре.

Игры.

Игра: «Что пропало»

Цель: активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти.

Оптимальное количество игроков - 5-10.

Инвентарь: несколько предметов (игрушки, кегли, обручи, скакалка и

Инструкция. На игровой площадке ведущий раскладывает 4-5 предметов. Дети в течение одной минуты рассматривают предметы, стараясь их запомнить. Затем по команде дети становятся спиной к игровой площадке, а ведущий в эго время убирает один из предметов. Дети поворачиваются и называют пропавший предмет. Выигрывает тот, кто ошибется меньшее количество раз.

Варианты:

1. Увеличить количество предметов.

2. Уменьшить время запоминания предметов.

3. Убрать два предмета.

Методические указания. Для игры следует подбирать такие предметы, которые хорошо знакомы детям.

Игра: «Повтори, не ошибись»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции; накопление количества и уточнение смысла слов, обозначающих действие.

Инструкция. Дети стоят полукругом. Ведущий медленно выполняет простые движения руками (вперед, вверх, в стороны, вниз). Дети должны выполнять те же движения, что и ведущий. Допустивший ошибку выбывает. Выигрывает оставшийся последним.

Варианты:

I.Простые движения можно заменить на более сложные, включить движения ногами и туловищем, асимметричные движения (правая рука вверх, левая вперед) и т. д.

2. Ведущий одновременно с показом движения называет имя одного из играющих, который и должен это движение повторить, а остальные игроки наблюдают.

3.Ведущий проговаривает движение (руки вверх), а выполняет в imom момент другое действие (руки вниз). Дети должны выполнять движение по показу ведущего, не обращая внимания на его сбивающие команды.


4. На каждое движение ведущий называет слово (например, ручка, самолет, мяч, воробей и т.д.). Дети должны выполнять только те движения, которые сопровождаются названиями летающего предмета (воробей, самолет).

Методические указания. Во время игры ведущему необходимо следить за тем, чтобы все дети видели его одинаково хорошо.

Игра: «Узнай друга»

Цель: развитие тактильных ощущений, слухового внимания, памяти, умения ориентироваться в пространстве.

Количество троков - 8-12.

Инвентарь: повязки на глаза.

Инструкция. Одной половине детей завязывают глаза и дают им возможность походить по игровой площадке. Далее им предлагается, не снимая повязки, найти и узнать друг друга. Узнавать можно с помощью рук ощупывая, волосы, одежду. Затем, когда друг узнан, игроки меняются ролями.

Вариант: если игрок не может узнать другого ребенка при помощи ощупывания, можно предложить попытаться узнать его по голосу.

Методические указания. Следует позаботиться о том, чтобы игровая площадка была абсолютно ровной, иначе дети с завязанными глазами будут чувствовать себя неуверенно.

Игра: «Зоопарк»

Цель: активизация речевой деятельности, расширение словаря и понятий по теме «животные», развитие умений в имитации звуков и движений.

Количество игроков - 8-15.

Инвентарь: обруч или мел.

Инструкция. Дети выбираю: себе роль какого-либо животного. Для самых младших детей роли назначает воспитатель. Каждый «зверь» садится в свою «клетку» в обруч или круг, нарисованный на полу (земле). В клетке может быть и несколько зверей обезьяны, зайцы, гуси и т.д.

Незанятые дети встают за воспитателем, кладут руки на пояс впереди стоящего, то есть садятся в «поезд», и «еду на прогулку в зоопарк». Подходя к «клетке», воспитатель спрашивает: «Какой зверь живет в этой клепке?» Сидящие там «звери» должны показать движениями, мимикой, звуками, кого они изображают, а приехавшие экскурсанты угадывают зверей. И так - от клетки к клетке. Поощряются дети, наиболее удачно изобразившие зверей. Затем

экскурсанты и бывшие «звери» вместе с воспитателем, взяв друг друга за пояс и высоко поднимая колени, изображают поезд и едут домой.

Вариант: но дороге домой дети поют песенку:

Вот поезд наш едет, гудит паровоз. Далеко, далеко ребят он повез. Уу-уу-уу-уу-уу.

Но вот остановка, дети останавливаются, произнося «ш-ш-ш», опускают руки и спокойно ходят (бегают) во время остановки поезда, собирают цветы на поляне (наклоняются, приседают). По сигналу все бегут, чтобы не опоздать на поезд, и становятся в колонну, вновь изображая вагоны: ходят, высоко поднимая колени, и поют куплет.

Методические указания. Эту игру можно повторить 2-3 раза.

Игра: «Лохматый пес»

Цель: активизация речевой деятельности, развитие памяти и быстроты реакции, формирование способности имитировать животных (собаку).

Количество игроков - 8-12.

Инструкция. Из числа играющих выбирают «пса». Он сидит в стороне. Другие дети медленно идут к нему, приговаривая:

Вот сидит лохматый пес, в лапки своп уткнувши нос. Тихо, мирно он сидит, не то дремлет, не то спит. Подойдем к нему, разбудим и посмотрим. Что дальше будет?"

Дети тихонько подходят и хлопают в ладоши. «Пес» вскакивает, рычит, лает и ловит детей. Пойманный игрок становится водящим «псом».

Методические указания. Эта игра отличается большой ин­тенсивностью, поэтому необходимо следить за тем, чтобы дети не перевозбудились.

Игра: «Дотронься до...»

Цель: формирование у ребенка представлений о цвете, форме, размерах и других свойствах предметов, развитие быстроты реакции.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Все играющие одеты по-разному. Ведущий вык­рикивает: «Дотронься до... синего!» Игроки должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников игры в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета каждый раз меняются, кто
не успел вовремя среагировать, становится ведущим.


Варианты:

1. Можно называть не только цвета, но и формы или размеры предметов. Например: «Дотронься до... круглого», «Дотронься до... маленького!»

2. Возможно и усложнять команду за счет сочетания цвета и формы и т.д. Например: «Дотронься до... красного квадратного!»

3. Дети могут «искать ответы» не только в одежде, но и среди игрушек, инвентаря.

Методические указания. Ведущему следует давать детям только те задания, которые реально осуществимы, то есть предметы должны находиться в поле зрения играющих.

Игра: «Строим цифры»

Цель : развитие элементарных математических представлений. умения ориентироваться в пространстве, организованности.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Играющие свободно передвигаются по поляне или игровой площадке. Ведущий объясняет: «Я буду считать до 10, а вы за это время должны выстроиться все вместе в цифру 1 (2, 3, 4 и т.д.)». Дети и выполняют задание.

Варианты:

1. Дети располагаются по заранее нарисованным па полу цифрам.

2. Если дети быстро справляются с заданием, можно считать
быстрее, таким образом сокращая время построения.

3. Ведущий усложняет задание: «Пока я буду считать до 10, вы
произведете в уме сложение (вычитание) и все вместе выстроите
цифру
- ответ. Например: 1 + 1;2 – 1» Дети должны построить
цифры 2. I.

Методические указания. Первую игру нужно сделать пробной, объяснив и подробно показав все действия.

Игра: «Найди букву»

Цель: разучивание букв, слогов, слов: развитие у детей быстроты реакции, памяти.

Количество игроков - 8-10.

Инвентарь: два стенда с крючками, карточки с петлями с изображением букв алфавита.

Инструкция. Дети делятся на две команды. По сигналу ведущего первые игроки каждой команды подбегают к стенду, в нижней части которого расположены «буквы». Выбирают первую букву алфавита - А -

и вывешивают ее на стенде. Затем бегом возвращаются к своей команде. Вторые игроки делают то же самое, но вывешивают уже вторую букву алфавита - Б - и т.д. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету и совершившая меньше ошибок.

Варианты:

1. Вместо бега можно выполнять какие-либо другие задания.

2. В начале эстафеты каждой команде выдают по набору букв
(например,
д, а, ш, я). Дети, посовещавшись, вместе должны составить из
полученных букв слово, распределить буквы между собой и построиться.
Когда обе команды будут готовы, начинается эстафета. Каждая
команда должна вывесить свое слово на стенде.

Методические указания

Каждый из предложенных вариантов игры должен быть
сориентирован на тот возраст, для которого игра доступна.

В первом варианте, при игре с выстраиванием алфавита, возможна
помощь детей и ведущего. Все вслух хором проговаривают
очередную букву, а игрок должен ее найти.

Игра: «Кот и воробушки»

Цель: развитие быстроты реакции, равновесия, способности детей к звукоподражанию. Количество игроков - 6-15.

Инвентарь: подвижная опора (бревно), обруч.

Инструкция. На одной стороне площадки на бревне стоят дети. Это «воробушки» на «жердочках». В стороне сидит игрок - «кот». Он спит. Ведущий говорит: «Воробушки, полетели!» Воробушки спрыгивают с жердочек и, расправляя крылья и чирикая (чив-чив-чив), разлетаются во все стороны. По сигналу «Кот идет!» «кот», мяукая, ловит «воробушков». Спастись от «кота» можно, только запрыгнув на свою жердочку. Выигрывает тот «воробушек», который ни разу не попался в лапы «кота».

Варианты:

1. Вместо бревна можно использовать обруч, встав в него на одну ногу.

2. «Воробушки» могут не просто летать по площадке, а «купаться» или
«клевать крошки» в заранее отмеченных местах, расположенных очень
близко к спящему «коту».

Методические указания

Игру следует повторять несколько раз. «Котом» (водящим)
становится самый ловкий и быстрый «воробушек».

Эту игру особенно любят дошкольники и дети младших классов.

Игра: «Невод»

Цель: улучшение координации движений, формирование способности нести совместные действия с партнером, развитие точности движений.

Количество игроков - 10-15.

Инструкция. Двое игроков - «рыбаки» - берут друг друга за руки, образуя «невод». Все остальные - «рыбки». «Рыбаки» ловят «неводом» «рыбок». Пойманные дети берутся с «рыбаками» за руки, увеличивая «невод». Игра продолжается до тех пор, пока не останутся две не пойманные «рыбки». Они - победители.

Вариант: та же игра, но с речитативом, который произносят « рыбаки», до того как начнут ловить «рыбок»:

Рыбка плавает в водице. Рыбке весело играть. Рыбка-рыбка, озорница. Мы хотим тебя поймать.

Во время речитатива «рыбки» плавают, выполняя различные плавные движения руками. После слов «Мы хотим тебя поймать» «рыбки» разбегаются по поляне, а «рыбаки» ловят их.

Методические указания

Н ельзя ловить «разорванным неводом», то есть расцеплять руки.

«Рыбаки» не должны хватать «рыбок» за руки или за одежду.

Память нужно тренировать с раннего детства.
Причем делать это можно незаметно для самого ребенка, в игровой форме.

Начинать можно как только ребёнок научился разговаривать предложениями, примерно с 1,6-2-3 лет.

«Я беру с собой в поход…»
Количество игроков – не ограниченно. Но чем больше будет участников, тем состязание будет интереснее и веселее. «Я беру с собой в поход… котелок для каши» – говорит первый участник. Следующий ребенок называет другую незаменимую вещь в походе. И так далее, пока участник игры не иссякнет или не ошибется, сказав, например, что в походе необходима кошка. Победителем, таким образом, становится тот, кто обладает более широким запасом слов, хорошим кругозором, сообразительностью. Игра тренирует слуховую память.

«Что пропало?»
Зрительную память, в свою очередь, можно развивать, предложив детям игру «Что пропало?» Разложите перед малышом различные предметы: куклу, кубики, пирамидку, кружку, соску, расческу и т. д. Ребенку дается 30-40 секунд на то, чтобы запомнить, какие предметы лежали перед ним. Потом он закрывает глаза, а ведущий убирает одну или несколько вещей. Задача маленького игрока: понять, что именно исчезло со стола. Игру можно модернизировать, не убирая предметы совсем, а заменяя их на другие. В зависимости от возраста ребенка, можно увеличивать количество исчезающих предметов.

«Айда за покупками!»
Попросите ребенка купить в «магазине», роль которого будет возложена на ящики с игрушками, две машинки, красную и синюю, три вилки и сковородку, куклу и мячик. В процессе выполнения этого задания, малыш тренирует слуховую память. С каждый новым походом по «магазинам» количество покупок следует увеличивать.

Кстати, в эту игру можно сыграть и по-настоящему. Собираясь в магазин, напишите на листочке список необходимых товаров, проговорите их вслух, чтобы малыш слышал. А в магазине попросите его напомнить, что же надо было купить, так как список, якобы, забыт дома.

«Танцуем вместе»
Обычно дети очень любят танцевать. Они еще не скованы страхом возможной негативной реакции общества, и потому они максимально свободны в своих действиях и проявлениях. Для того, чтобы танцы развивали ребенка не только физически, но и интеллектуально, нужна система движений, которой малыш должен следовать. Придумайте сами или воспользуйтесь уже сформированными уроками по танцам. Двигайтесь вместе с ребенком. Такая игра учит ребенка следовать правилам, концентрироваться на конкретной задаче, развивает зрительную память.

«Учим стихи»
Пусть малыш учит стихи как можно чаще, не только на Новый год или 8 марта. Благодаря ритмической структуре, стихи легко запоминаются, расширяют словарный запас малыша, тренируют память. Можно даже устраивать поэтические батлы в кругу семьи. А чтобы у ребенка был стимул к заучиванию, определите для победителя ценный приз.

Хорошая память – это, своего рода, формула успеха для человека. От способности запоминать информацию во многом зависят достижения в карьере, самореализации. Правда, они же подчеркивают, что, помимо упражнений на развитие памяти, важен полноценный, здоровый сон и качественное, сбалансированное питание.

«Времена года»

Взрослый рисует разные картинки, представляющие времена года, вырезает их и раскладывает перед ребенком. Дальше берется чистый лист, и взрослый просит малыша выбрать картинки, которые напоминают ему о том или ином времени года. Например, на один лист выложить все картинки, которые говорят о зиме, на другой – о лете, и так далее. Обсудите с ребенком каждую картинку, спросите его, почему она напоминает ему о данном времени года, и почему он ее выбирает. Не страшно, если малыш вдруг ошибется, у него ведь еще не очень большой опыт смены времен года, которые он воспринимал сознательно.

Все картинки должны быть крупные и понятные – например, зиму могут отображать картинки, на которых нарисованы большие снежинки, домики с сугробами, санки, снежные бабы, а лето – бабочки, цветы; весна можете характеризоваться солнышком и сосульками, с которых капает вода; осень – красными и желтыми листьями на деревьях, дождем и т. п.

Если ребенок постарше, можно предложить ему самому нарисовать картинки по временам года.

«Строительство»

Практически у каждого ребенка есть конструктор, независимо от того, кто в семье растет – мальчик или девочка. Конструкторы пригодятся любые – от серьезных с различными элементами домов до стилизованных «кирпичиков». Для начала взрослый рассказывает малышу о строителях, вместе вспоминают, где видели стройки, что делали строители, какой материал использовали. Затем ребенку нужно объяснить, что для начала дом рисуют, создают чертеж. Предложите сделать ему рисунок дома, а потом вместе с малышом придумайте, каким образом можно собрать такой дом, применяя конструктор.

Если у вас не хватает деталей для крыши, то ее можно сделать из бумаги, ступеньки, проемы дверей и окон также можно заполнить сделанными из бумаги стилизованными под строительный элемент деталями.
Если нет конструктора, то «дом» можно построить из подручных средств – кубиков, коробочек и так далее.
Если есть маленькие игрушки
. это могут быть игрушки из «киндер-сюрпризов», например, то можно даже создать маленький микрорайон из «домиков», сделанных из конструктора.

«Рынок»
Игры подобного рода обычно очень нравятся детям, так как моделируют ситуацию, в которой они оказываются сами, когда попадают с родителями на рынок. Заодно дети получают навыки понятий, что такое «фрукты», «овощи», «зелень», «саженцы» и так далее. Нарисуйте вместе с ребенком разные овощи и фрукты, другие продукты, которые продают на рынке. Разложите их на «прилавке» - столе. «Продавец» может подчеркнуть свою профессию, надев, например, фартук. «Покупателем» может быть взрослый. Можно попросить у «продавца» какой-нибудь фрукт из «ассортимента» прилавка.

Если ребенок еще затрудняется сам выбрать, можно показать ему на нужную картинку или начать перечислять признаки фрукта – каков продукт по цвету, форме, на вкус, чтобы малыш догадался сам.

Для детей постарше можно включить в игру и счет – то есть написать ценники на каждый «товар», «платить» более крупной купюрой, чтобы ребенок мог «сдать сдачу». Для начала, это должны быть, конечно, небольшие деньги . в пределах десяти рублей, и чтобы сдача была круглой суммой.

«Ложь - истина»

Р екомендуется использовать такие игры для развития ребенка, они нужны для развития его логического мышления и умения рассуждать. Для проведения таких игр можно использовать книги по «Информатике» для дошкольников, а можно просто придумывать разные примеры самостоятельно.

Для начала - простые: например, спросить истина или ложь утверждение, что люди летают. Нужно приготовиться к тому, что дети могут ответить, что люди летают на самолетах, и в таком случае это утверждение тоже оказывается истиной, как и ответ, что люди не умеют летать.

Даже более очевидные вопросы, подразумевающие однозначные ответы могут получить разные ответы: красного ли цвета, к примеру, мышь. Если у ребенка очень развито воображение, то он может ответить, что если на мышь посветить фонариком с красной лампой, то она приобретет красный цвет. Не стоит гасить фантазии ребенка, можно поддержать его.

Для того, чтобы ребенок мог видеть результаты игры, можно сделать несколько красных, зеленых и желтых карточек. Если ответ верный – выдавать зеленую карточку, если ответ неверный – красную, а если ответ был дан, исходя из дополнительных условий, как в предыдущих примерах, то – желтую.

Для старших детей можно использовать и более сложные вопросы. К примеру, рассказать детям о каком-то явлении, а потом по рассказу высказывать утверждение и спрашивать – оно верно или нет. К примеру, рассказать детям о птицах: тех, которые живут постоянно на одном месте и тех, которые улетают на юг зимовать. Потом можно высказать несколько утверждений, и пусть некоторые из них будут забавными и вызовут смех у детей. К примеру, можно предположить, что сороки имеют четыре ноги или что синицы не летают, а. ползают, как змеи. Затем можно спросить, являются-ли голуби перелетными птицами и т. д.

Хорошая память – очень важное качество для успешной учебы. Заучивание стихов и песенок развивает, в основном, память механическую, а щас хочется остановиться на умении запоминать, нужном для выполнения реальных заданий, в данном случае – для решения игровых задач.

«Развитие памяти»
Для игры нам понадобится несколько (4-7) игрушек примерно одинакового размера. Например: кукла, мячик, мишка, домик, машинка, лошадка, кубик.

Важн о :

Выбирайте знакомые малышу игрушки, он должен не только знать их названия, но и употреблять их в своей речи. Кроме того, нужно, чтобы все предметы «назывались» по-разному. Например, нельзя, чтобы в игре участвовали две разные куклы, если ребенок зовет их обеих именно куклами, а не мишкой, обезьянкой или еще как-то.

Правила игры:
1. Самый простой вариант игры, с которого обычно начинают с двухлетками: берутся три игрушки и кладутся в ряд. Вместе с ребенком нужно «вспомнить» названия всех трех игрушек и проговорить перед началом игры.

2. Теперь водящий (сначала это взрослый) просит малыша закрыть глаза, и прячет за спину одну из игрушек. Важно: на этом первом этапе в ряду игрушек, на месте спрятанной, остается как бы «дырка»: пробел, пустое место. Это позволит ребенку задействовать дополнительно зрительную память.

3. Водящий разрешает малышу открыть глаза и спрашивает: «Что я спрятал? Какая игрушка у меня за спиной? Чего у нас тут не хватает? Что тут (показывает на пустое место в ряду) было, а теперь пропало?».

Когда малыш усвоит правила игры, обязательно меняйтесь с ним местами. Пусть он, по очереди с вами, «водит» и прячет от вас игрушку. Открыв глаза, подробно рассказывайте вслух, как вы «вспоминаете»: «А га, тут что-то было… Что же тут было у нас? Мишка на месте… Кукла на месте… Знаешь, наверное, это мячик? Да? Покажи...».

4. Интуитивно родители усложняют эту игру, увеличивая количество предметов в ряду. Это правильно, но этого не достаточно. Начиная с четырех предметов в ряду, можно добавлять сложность и иным способом.

Во-первых, убрав игрушку, не оставлять «пустого места» там, где она была: сдвигать соседние предметы так, чтобы сделать расстояние между всеми оставшимися игрушками было одинаковым. Это более сложная задача, потому что ребенок не может опираться на зрительную память в той же степени, что раньше, а уже должен больше включать смысловую, хотя ему все еще помогает неизменный порядок расположения игрушек.

5. Во-вторых, на более сложном этапе, порядок игрушек в ряду можно менять после того, как одну из них спрятали. Теперь зрительная память ребенку не поможет, и ему придется задействовать более абстрактный механизм: смысловой, словесный.

6. Обратите внимание: каждый раз, когда вы хотите усложнить игру, делайте это только одним из способов. То есть: либо - увеличивайте количество игрушек, либо - усложняйте задание, меняя расположение игрушек. Не стоит торопиться.

7. И еще одно важное условие. На следующий день лучше взять для участия в игре несколько другой набор игрушек. Например, если вы играли с куклой, домиком и мячиком, назавтра можно взять куклу, домик и машинку. Ребенок должен понять, что приобретенные им навыки не зависят от конкретных предметов.

Ольга Кайгородова

Методическая разработка (дидактические игры ) воспитателя 2 младшей группы Кайгородовой Ольги Владимировны

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 10 г . Славянска – на – Кубани муниципального образования Славянский район

Дидактические игры , направленные на сенсорное воспитание и развитие детей .

Моя педагогическая деятельность связана с детьми младшего дошкольного возраста . Возраст моих воспитанников от 3 до 4 лет . Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка , оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия , являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине) . Я разрабатывала развивающие игры с учётом возраста и интересов детей . Потому что, когда ребёнку интересно, обучение проходит более успешно и результативно. Мною были разработаны следующие игры : «Парные картинки» , «Угадай по тени» , «Волшебный паровозик» .

Ограничиваясь этим перечислением дидактических игр , важно отметить, что каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания . Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика . Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор. Дидактические игры выполняют функцию - контроль над состоянием сенсорного развития детей .

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры . Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития .

Дидактический материал я подбирала с учётом следующих принципов : наглядности, доступности и прочности, систематичности и последовательности. Предлагаемые мной игры многофункциональны , красочны, эстетичны и могут быть использованы не только педагогами детских дошкольных учреждений , работающими с детьми младшего дошкольного возраста , но и родителями, а также бабушками и дедушками, которые очень любят играть со своими внуками.

«Парные картинки»

Цель игры состоит в том , чтобы учить малышей сравнивать окружающие их предметы по совокупности отличительных признаков, а также по их назначению. Для этого детям предлагается специальный набор красочных парных картинок с привлекательным и разнообразным содержанием. Содержание картинок отвечает естественной потребности детей приобщиться к окружающей действительности - предметной, природной и общественной.

Игровая ситуация дает возможность детям активно обмениваться впечатлениями и, решая обучающую задачу, осмысливать и осознавать свой пока еще небольшой и несистематизированный жизненный опыт. Выполнение правил игры и вопросы взрослого , направляющие рассматривание картинок, сравнивание их, создают благоприятные условия для систематизации и обогащения представлений ребенка об окружающем мире. Сравнивая картинки, дети учатся выделять знакомые им качества предметов (цвет, форму, величину, назначение, а также знакомятся с действиями живых объектов.

Таким образом, решая задачу - подобрать к каждой картинке точно такую же, дети приучаются производить элементарный анализ и синтез отличительных особенностей объектов, устанавливать их тождество или различие и определять, в чем оно состоит. Одновременно малыши учатся передавать в связной речи совокупность признаков и качество изображенных объектов и таким образом делают важный шаг на пути к их описанию. В игре принимает участие небольшая группа детей , между которыми возникает познавательное общение, что имеет, важное значение для их сближения и развития взаимопонимания .

Я смогла в одной игре объединить несколько, т. е. сделать разработанные игры многофункциональными.

Дидактическая игра №1

«Составь пары предметных картинок»

Цель : учить различать и сравнивать предметные картинки между собой,

правильно их называть, развивать способность концентрировать внимание.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, назвать предметы, какие изображены. Обращает внимание, что картинки повторяются, т. е. являются парными. Воспитатель показывает , как находить пару одинаковых картинок. Затем предлагает выполнить это задание детям.

Дидактическая игра №2

«Составь пары по цвету»

Цель : умение подбирать пары на основе сходного сенсорного признака ;

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с наклеенными цветными квадратами, просит назвать цвет. Затем предлагает детям подобрать пары одинаковых цветных квадратов.

Дидактическая игра №3

«Подбери картинку по цвету»

Цель : закреплять знание основных 4-х цветов, развивать зрительное восприятие .

Ход игры:

Воспитатель показывает детям , например, картинку с жёлтым цветом, спрашивает, какой это цвет и предлагает детям подобрать предметную картинку такого же цвета.

Затем показывает картинку с зелёным цветом, дети называют цвет и также подбирают картинку.

Дидактическая игра №4

«Отгадай предмет, какой опишу»

Цель : обогащать словарь детей прилагательными ; развивать мышление , внимание.

Ход игры:

Воспитатель берёт карточку так , чтобы дети не видели картинку на ней, и начинает описывать предмет. Дети отгадывают, что это. Если ответ правильный, воспитатель показывает отгадку .

Дидактическая игра №5

«Что пропало?»

Цель : развивать внимание .

Ход игры:

Воспитатель раскладывает перед детьми 3-4 карточки с картинками, просит их внимательно рассмотреть. Дети называют предметы. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель прячет 1 карточку . Дети отгадывают, какого предмета не стало.



«Угадай по тени»

Созданная мною данная игра расширяет представления об окружающем мире, закрепляет представление о том, чем питаются некоторые животные; развивать логическое мышления ; внимание; память; пространственную ориентацию (справа, слева, сверху, снизу, посередине) ; зрительное восприятие (соотнесение предметов и их теней) ; совершенствует грамматический строй речи (отработка и закрепление правильного употребления падежных окончаний существительных в родительном, дательном, творительном, винительном падежах (в процессе ответов на вопросы : Кем? Чем питаются? Что любят? Что не едят? Что (кого) видят? Что нравится? Кому нравится).

Цель : развитие образного мышления , внимания, зрительной памяти, совершенствовать речь детей ; формирование знаний об окружающем мире.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки (силуэты диких и домашних животных) .


«Волшебный паровозик»

Это дидактические игра математического характера для детей младшего дошкольного возраста содержит большие возможности расширять и закреплять знания о количестве : «один» и «много» ; о равенстве предметов, понимать выражения : столько - сколько, поровну, по одному - много, ни одного. Мою игру можно использовать на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей .

Дидактическая игра № 1

Цель : развивать у детей сенсорные умения и способности аналитического восприятия ; закреплять знание цветов; умение определять закономерность, научить детей действовать , согласно, предложенного алгоритма.

Ход игры:

Воспитатель предлагает ребёнку расположить вагончики поезда согласно заданного алгоритма. Предварительно показав на собственном примере.


Дидактическая игра № 2

Цель : учить детей различать геометрические фигуры; закреплять знания цветов; закрепление умения различать контрастные по величине фигуры, используя при этом слова «большой» , «маленький» .

Ход игры:

Воспитатель даёт детям задание приложить к вагончикам окошки (геометрические фигуры, назвать цвет, размер, фигуру.


Похожие статьи

© 2024 my-kross.ru. Кошки и собаки. Маленькие животные. Здоровье. Лекарство.