Эсхатологическая концепция. Новая философская энциклопедия - эсхатология. А) крылатый конь

от греч. esxatos - последний, конечный и logos - слово, учение) - совокупность религ. представлений о конце мира, завершении историч. процесса, конечных судьбах человечества (универсальная Э.), загробной жизни отдельного человека (индивидуальная Э.). В древних вост. религ. системах (Китая, Индии, Шумера и особенно Др. Египта) вырабатывались комплексы детализированных эсхатологич. идей, закрепленные мифологией. В религ. учениях, проникнутых идеей цикличности процессов, вечного круговорота бытия (повторение цикла: жизнь - смерть - жизнь), об Э. можно говорить лишь условно, ибо в них отсутствует идея абсолютного конца. Э. в собственном смысле складывается в религиях, в к-рых "конец" понимается как нечто абсолютное - как прекращение всякого земного существования - как "вечная жизнь" (спасение) или "вечное осуждение" (погибель). Наиболее развитую систему Э. создали иудаизм и христианство. В иудаизме Э. охватывает не только судьбу индивида, но и судьбы всего "избранного народа"; складывается концепция воскресения праведников, наступления (в результате прихода мессии и после Страшного суда) "будущего века". Христианские эсхатологич. идеи во многом заимствованы из иудейской Э., освобожденной, однако, от ее национальной ограниченности. Эсхатологич. представления ярко выражены в древнейшем памятнике раннехрист. лит-ры Апокалипсисе. Ожидание окончательной победы добра над силами зла в христ. вероучении связывается со вторым пришествием мессии. В ср. века эсхатологич. идеи христианства использовались церковью, запугивавшей нар. массы страшным судом, адскими муками и т. п., в то же время в центре внимания крестьянских, плебейских ересей (иоахимиты, апостолики, амальрикане и др.) оказались идеи мирового переворота, гибели всех притеснителей. Они переплетались с хилиастич. идеями (см. Хилиазм), в совокупности с к-рыми отражали чаяния социальной справедливости. В совр. христианстве эсхатологич. идеи особенно ярко выражены в вероучениях адвентистов, пятидесятников и иеговистов. Б. Я. Рамм. Ленинград.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Нижнетагильский филиал ГБОУ СПО "Свердловский областной медицинский колледж"

по дисциплине: философия

"Апокалипсис сегодня". Современная наука о проблеме "конца света"

Выполнили студенты 106гр.:

Петрова Екатерина Александровна

Меньшова Ксения Константиновна

Пикалова Наталья Геннадьевна

Лещинская Ирина Дмитриевна

Руководитель:

Кузнецова Алена Григорьевна

Нижний Тагил, 2015

Введение

Философия редко даёт эмпирические предсказания. Рассуждение о Конце Света является важным исключением.

Исходя из кажущихся очевидными предположений, оно стремится показать, что риск вымирания человечества в ближайшем будущем систематически недооценивается.

Первая реакция почти каждого человека: что-то должно быть не так с таким рассуждением. Но, несмотря на тщательное исследование всё большим числом философов, ни одной простой ошибки в этом рассуждении не было обнаружено. философия цивилизация общество вселенная

1. Человек во вселенной. Философская, религиозная и научная картина мира

В ХХ веке наука раскрыла многие фундаментальные тайны человека и Вселенной. Наука свидетельствует, что жизнь нельзя понять, как локальный феномен. Это не значит, что жизнь зародилась вне пределов Земли. Это значит, что предпосылкой для её зарождения стала вся история Вселенной.

Выяснилось, что лежащие в основе природы законы образуют уникальное, единственно возможное сочетание, при котором во Вселенной может возникнуть жизнь и разум. Наука доказала, что наблюдаемая Вселенная не вечна, а возникла в результате Большого взрыва. Встаёт ряд важнейших для мировоззрения вопросов. Почему возникла именно такая Вселенная? Закономерно или случайно появился во Вселенной человек?

В то же время важнейшей особенностью человеческого самосознания во все времена было стремление найти свое место среди окружающих вещей, определить собственное положение в космической и природной иерархии. Являемся ли мы могучими и ответственными представителями Вселенского разума или мы - не более чем побочный результат слепой звездной эволюции?

В общественном сознании исторически складываются и постепенно изменяются разные картины мира, которые «средний» человек воспринимает как данность, как то, что есть на самом деле, объективно, независимо от наших личных мнений.

Сторонники религиозного мировоззрения считают человека целью божественного творения. Следовательно, Вселенная является именно такой, потому что такой её задумал бог, идеально приспособив для человека положение, потому что у Вселенной вообще нет центра.

Наконец, возникла теория, что и наблюдаемая Вселенная является лишь одной из многих возможных миров.

В философии принято понятие «картина мира», которая означает портрет мироздания, образно-понятийную копию Вселенной, взглянув на которую, человек сразу видит действительность, ее связи, соотнесенные с ним самим. Понятие «картина мира» претендует на объективность видения. С ним связано понятие «мировоззрение». Но мировоззрение в отличие от картины мира подчеркивает субъективность в отношении к миру. Оно включает в себя цели, ценности, предпочтения, личные взгляды, эмоционально-образное отношение к миру.

Мировоззрение берет мир не сам по себе, а определяет наше к нему отношение, то есть пропускает как бы видение мира через субъект. Но поскольку объективное и субъективное в реальной жизни тесно связаны, то и картина мира, обычно, переходит в мировоззренческое восприятие и представление. Поэтому картина мира мировоззренчески окрашена.

Обычно рассматривают мифологическую, научную, религиозную и философскую картины мира.

Каждая из этих картин мира дает свое представление о Вселенной и месте в ней человека. Иногда эти картины мира могут противоречить друг другу. Иногда они дополняют друг друга и способны составить одно целое.

2. Философская картина мира

Вселенная - в традиционном понимании - материальный мир, вся совокупность материальных объектов, качественно различных форм материи.

В настоящее время такое понимание вытесняется уточненным: вселенная - объект космологии, та часть материального мира, которая на данном уровне познания доступна астрономическому (наблюдательному и теоретическому) исследованию. Вплоть до XVIII в. объектом космологии была солнечная система (о природе звезд и расстояниях до них фактически ничего не было известно), до 20-х гг. XX в. - звездная Вселенная, т.е. Галактика, в современных условиях - Метагалактика.

Человек - субъект исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо (представитель вида homo sapiens), генетически связанное с др. формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием

Главная тема философии - соотношение человека и мира, взятое во всех ракурсах: онтологическом, теоретико-познавательном, ценностном, деятельностном. Благодаря этому философские картины мира множественны и не похожи одна на другую. Их всегда объединяют между собой интеллектуальность рассмотрения и вечное сомнение в собственных утверждениях, постоянная критичность. Это резко отличает философское представление о мире от обыденных или религиозных взглядов и роднит философию с наукой.

Философские картины мира многообразны, однако все они строятся вокруг отношений «мир - человек». Две ведущие линии в философском знании можно условно назвать «объективистской» и «субъективистской».

Объективистские концепции независимо от того, являются ли они материалистическими или идеалистическими, отдают приоритет миру, полагая, что он так или иначе объективен.

Субъективизм, в противоположность объективизму, мир, общий для всех живущих субъектов, заменяет на множество миров: я - сам себе Вселенная; я вижу действительность исключительно со своей точки зрения, пребывания в своих ситуациях; вся иная действительность преломляется через мое уникальное субъективное «я», потому очень трудно выявить что-либо объективное.

Огромная разница между объективностью и субъективностью как раз и составляет основу философского поиска.

Важнейшими для их различия являются ответы на вопросы: что в мире от нас, и что от самого мира, что от субъективности и что от объективности, что от человека зависит и что не зависит.

3. Религиозная картина мира

«Религия неразрывно связана с человеческим духом, с мировой культурой. Египетские храмы и вавилонские гимны, Библия и Парфенон, музыка Баха и Бриттена - все это коренится в религии, которая вносит в земную жизнь высший смысл, связывая ее с Непреходящим… Формы культуры определяются в первую очередь тем, как воспринимает человек окружающий мир, что он думает о себе, о жизни, о Высшем, какие этические принципы руководят его поступками, какие идеалы вдохновляют его творчество». (Александр Мень).

Что же является главным предметом религиозной картины мира?

Главным предметом внимания выступает соотношение повседневной эмпирии и потустороннего. Религиозная картина мира не существует как целостная система знаний, потому что основана на знании-вере. Земное и небесное, сфера человеческого и сфера Божественного - вот что является смыслом религиозных размышлений.

Религиозная картина мира соотносит мир небесный и земной, мир божественного и человеческого. В центре религиозной картины мира стоит Бог. Естественные силы являются частью установленного Богом порядка во Вселенной, который доступен пониманию человеческим разумом. Уяснение места и роли любого феномена в мире определяется в зависимости от его отношения к Богу. Человек, как высшая ступень Божественного творения, обладает богоподобием. Его особое место в мироздании объясняется одновременной принадлежностью к двум мирам - видимому физическому и невидимому духовному.

Библия рисует происхождение Вселенной «как восхождение от низшего к высшему, от неорганического к высокоорганизованному существу - к человеку. Это понимание истоков Вселенной облекалось, естественно, в форму, соответствующую уровню знаний и типу мышления той далекой эпохи, когда писалась Книга Бытия. Однако дело здесь не только в эпохе. Священный автор говорит о тайне, которая в силу своей природы лучше всего может быть выражена символически.

«В начале сотворил Бог небо и землю» - эти слова Писания не есть констатация научного факта, это язык Мифа в высочайшем и священном значении этого слова. Картина, образ, символ, заменяющие абстракцию, - способ, необходимый для выражения непостижимого и присущий языку всех религий» (А. Мень).

Религиозные представления о мире более консервативны в отличие от научных, меняющихся в результате обнаружения новых фактов. В свою очередь, религиозные концепции мироздания могут изменяться, чтобы приблизиться к научным взглядам своего времени. В основе религиозной картины мира лежит вера в истинность тех или иных суждений, принадлежащих какому-либо авторитету.

Сегодня к мировым религиям относятся христианство, ислам и буддизм. Имеется немало и других религий (иудаизм, язычество), а также религиозных течений, оказывающих влияние на жизнь людей отдельных народов. Современные религии не отрицают достижений естествознания; теорий, связанных со строением материи и практического применения науки. Но они всегда подчеркивают, что дело науки - изучать только физический мир.

«Нет доказательств, что все бытие поддается анализу науки. Корни мировоззрения всегда уходят глубже научного уровня - в веру, в то или иное убеждение». (А. Мень).

4. Роль понятий культуры и цивилизации в познании общества

Понятиями «культура» и «цивилизация» обозначены чрезвычайно важные точки роста на нескончаемой нити человеческого познания и самой жизни. Феномены культуры и цивилизации стремительно преображают окружающую среду, оцениваются как факторы творческого жизнеустроения, средства человеческой самореализации, неиссякаемый источник социальных новаций. Отсюда стремление выявить их потенциал и способы возможно полного использования.

Культурные и цивилизационные особенности конкретных обществ, составляющих их народов или этносов не только придают значительное своеобразие и специфику историческому процессу, но и причудливо меняют его направление. Поэтому судьбы мира во многом зависят от философского постижения сущности культуры и цивилизации, их соотношения и взаимодействия.

Философия исследует сущность культуры и цивилизации, характер их воздействия на природу, историю, выявляет онтологические и экзистенциальные основания человеческой жизни, разрывы между самочувствием реального индивида и объективным, зачастую обезличенным, потоком культурного творчества.

В современном философском языке понятия «культура» и «цивилизация» - одни из самых распространенных и многозначных. Использование их в наши дни выходит далеко за рамки первоначального, этимологического значения.

Термин «культура» (лат. cultura) переводится как «возделывание, обработка, развитие, почитание» и подразумевает на ранних этапах его употребления целенаправленное воздействие человека на природу (обработка почвы и т.п.), а также воспитание и обучение самого человека.

Понятие «цивилизация» (лат. civilis - гражданский, государственный) появилось во французском языке в рамках теории прогресса в XVIII в., хотя слова «цивилизовать» и «цивилизованный» известны уже в конце XVI в. (французский философ Мишель Монтень), и обозначали идеальное общество, основанное на разуме и справедливости.

Эволюция представлений о культуре, интерес к культуре и попытки осмыслить этот сложный феномен восходят к глубокой древности.

В античном сознании понятие культуры отождествляется с пайдейей, т.е. воспитанностью, образованностью, которые отличали эллинов от «некультурных» варваров.

В то же время у софистов и киников просматривается противопоставление природы как явления относительно постоянного человеческому закону, или установлению, - изменчивому, произвольному.

Культура в этой системе ценностей трактуется как феномен менее значимый, нежели природа.

5. Конец света с точки зрения религии, науки и философии

В разные годы появляется противоречивая информация о конце света. По сути «конец света» это будущее, грядущее. В основном конец света преподносится как что-то страшное и неизбежное. Информация поступает в форме пророчества, либо научного прогноза.

Пророчество дается через пророков от Бога. Оно бывает неизменно, даже нелогично, но «истинно». В отношении будущего пророчества мировых религий однозначны и ясны: «Конец света неизбежен». По сути они близки к истине - всему в мире когда-то приходит конец, и отрицать этот факт не имеет смысла. Все смертны.

«Конец света по Священному Писанию будет. Тем не менее, научный прогноз, как и целые отрасли научного знания, формируется именно для того, чтобы, уйдя от этой идеи и пообещав нам что-то утешительное в будущем, тем самым заманить в свои сети». (П.В. Флоренский)

«Ученые также обсуждают вероятности разных глобальных катастроф (падение большого метеорита на Землю, очень маловероятное столкновение Солнца с другой звездой и т.п. сценарии возможного). Обсуждают также, неизбежное в конечном счете, остывание Солнца (через многие миллиарды лет) и возможное в этой ситуации падение Земли на Солнце.

В философии же не встречается понятие конца Света. Философы тоже обсуждают нечто подобное, но только они говорят не о конце Света, а о возможной гибели человечества, в частности, о возможном сценарии гибели всего живого на Земле в результате наступления ядерной зимы, которая может случиться, если Россия и США обменяются массированными ядерными ударами.» (Балашов Л.Е. Жизнь, смерть, бессмертие человека).

6. Рассуждения о конце света

Это началось около пятнадцати лет назад, когда астрофизик Брэндон Картер (Brandon Carter) обнаружил прежде незамеченное следствие одной из версий антропного принципа. Картер не опубликовал своё открытие, но идея была подхвачена философом Джоном Лесли (John Leslie), который был плодовитым авторам на эту тему и написал монографию «Конец мира» (The End of the World (Routledge, 1996).) Разные версии Рассуждения о конце света были независимо обнаружены другими авторами. В последние годы было опубликовано определённое количество статей, пытавшихся опровергнуть этот аргумент, и примерно равное количество статей, опровергающих эти опровержения.

Вот само Рассуждение о конце света.

Ш Шаг 1. Представим себе Вселенную, которая состоит из 100 изолированных боксов. В каждом боксе один человек. 90 из боксов раскрашены синим снаружи, и оставшиеся 10 - красным. Каждого человека попросили высказать догадку, находится ли он в синем или красном боксе. (И каждый из них знает всё это.)

Далее, предположим, вы находитесь в одном из боксов. Какого цвета он, по-вашему, должен быть? Поскольку 90% из всех людей находятся в голубых боксах, и поскольку вы не имеете никакой другой значимой информации, кажется, что вы должны думать, что с вероятностью в 90% вы находитесь в голубом боксе.

Договоримся называть идею о том, что вы должны размышлять, как если бы вы были случайным экземпляром (random sample) из набора всех наблюдателей - предположением о собственном расположении (self-sampling assumption).

Предположим, что все принимают предположение о собственном расположении и все должны сделать ставку на то, находятся ли они в синих или красных боксах. Тогда 90% из всех людей выиграют и 10% проиграют. Представим, с другой стороны, что предположение о собственном расположении отвергнуто, и люди полагают, что шансы находится в синей комнате ничем не больше, тогда они сделают ставку, бросив монету. Тогда, в среднем, 50% людей выиграют, и 50% проиграют. Так что рациональной моделью поведения было бы принять предположение о собственном нахождении, во всяком случае, в данном случае.

Ш Шаг 2. Теперь мы немного модифицируем этот мысленный эксперимент.

У нас по-прежнему есть 100 боксов, но в этот раз они не выкрашены в синий или красный. Вместо этого они пронумерованы от 1 до 100. Номера написаны снаружи.

Затем бросается монетка (может быть, Богом). Если выпадают орлы, один человек создаётся в каждом боксе. Если выпадают решки, люди создаются в боксах с номерами с 1 по 10.

Вы обнаруживаете себя в одном из боксов, и вам предлагается догадаться, имеется ли в боксах 10 или 100 человек.

Поскольку это число определяется бросанием монетки, и поскольку вы не видели, как монетка выпала, и вы не имеете никакой другой значимой информации, кажется, что вам следует предполагать, что с 50% вероятностью выпали орлы (и в силу этого имеется 100 человек).

Более того, вы можете использовать предположение о собственном расположении, чтобы определить условную вероятность (conditional probability) того, что на вашем боксе написан номер от 1 до 10, в зависимости от того, как выпала монетка.

Например, при условии орлов вероятность того, что номер вашего бокса лежит между 1 и 10 составляет 1 к 10, поскольку в них будет находиться одна десятая людей.

При условии решек вероятность того, что ваш номер лежит от 1 до 10 равна 1; в этом случае вам известно, что все находятся в этих боксах.

Предположим, что вы открываете дверь, и обнаруживаете, что вы находитесь в боксе 7.

Затем вас снова спрашивают, как выпала монета?

Но теперь вероятность того, что выпала решка, больше 50%. Поскольку то, что вы наблюдаете, даёт большую вероятность этой гипотезе, чем гипотезе, что выпали орлы.

Точная новая вероятность выпадения решки может быть вычислена на основании теоремы Байса. Это примерно 91%.

Таким образом, после обнаружения того, что вы находитесь в боксе номер 7, вам следует думать, что с вероятностью в 91% здесь находится только 10 людей.

Ш Шаг 3. Последний шаг состоит в переносе этих результатов на нашу текущую ситуацию здесь, на Земле.

Сформулируем две конкурирующие гипотезы.

· Ранняя Гибель: человечество вымирает в следующем столетии и суммарное число людей, которое существовало за всё время, составляет, скажем, 200 миллиардов.

· Поздняя Гибель: человечество переживает следующий век и отправляется колонизировать галактику; суммарное число людей составляет, скажем, 200 триллионов.

Для упрощения изложения мы рассмотрим только эти две гипотезы. (Использование дробного деления пространства гипотез не изменяет принцип, хотя даёт более точные численные значения.)

Ранняя гибель соответствует здесь тому, что есть только 10 человек в мысленном эксперименте Шага 2. Поздняя Гибель соответствует здесь тому, что было 100 человек. Номерам боксов мы сопоставим «ранги рождения» (birth ranks) человеческих существ - их позицию в человеческой расе. Изначальной вероятности (50%) того, что монета упадёт орлом или решкой, мы сопоставим некоторую изначальную вероятность Ранней Гибели и Поздней Гибели. Эта оценка будет выполнена на основе наших обычных эмпирических оценок потенциальных угроз человеческому выживанию, таких как ядерная или биологическая война, взрывающий завод метеорит, неограниченно растущий парниковый эффект, вышедшие из-под контроля саморазмножающиеся наномашины, распад метастабильного вакуума в результате высокоэнергетичных экспериментов с элементарными частицами и так далее (вероятно, есть много опасностей, о которых мы даже не думали). Скажем, что на основе таких размышлений, вероятность Ранней Гибели составляет 5%. Точное число не важно для структуры рассуждения.Наконец, тому факту, что вы обнаруживаете себя в боксе 7, соответствует тот факт, что ваш ранг рождения составляет примерно 60 миллиардов (что примерно соответствует числу людей, которое жило до вас). И подобно тому, как обнаружение себя в боксе 7 увеличивает вероятность того, что монетка выпала решкой, обнаружение себя человеком номер 60 миллиардов даёт вам основания полагать, что Ранняя Гибель более вероятна, чем вы думали раньше. В данном случае апостериорная вероятность Ранней Гибели очень близка к 1. Вы почти наверняка можете исключить Позднюю Гибель.

Таково Рассуждение о Конце Света в двух словах. Услышав его, многие люди думают, что они знают, что в нём неправильно. Но эти возражения имеют тенденцию быть взаимно несовместимыми, и часто они держатся на неких простых непониманиях. Обязательно прочтите имеющуюся литературу до того, как чувствовать себя достаточно уверенным в том, что у вас есть опровержение.

Если Рассуждение о Конце Света верно, что именно оно показывает? Оно не говорит, что нет смысла пытаться уменьшить угрозы человеческому выживанию, потому что «мы обречены в любом случае». Наоборот, Рассуждение о Конце Света может сделать такие усилия выглядящими даже более срочными. Работы по уменьшению риска того, что нанотехнологии будут употреблены во вред, чтобы уничтожить разумную жизнь, например, уменьшат начальную вероятность Ранней Гибели, и это уменьшит также её апостериорную вероятность после принятия в расчет Рассуждения о Конце Света, так что ожидаемая продолжительность жизни человечества вырастет.

Есть также определённое количество «брешей» или альтернативных интерпретаций того, что именно говорит Рассуждение о Конце Света.

Например, оказывается, что если существует множество внеземных цивилизаций, и вы интерпретируете предположение о собственном местоположении, как применимое в равной мере ко всем разумным существам, а не только к людям, то тогда происходит другой сдвиг вероятности, который точно уравновешивает и отменяет сдвиг вероятности, следующий из Рассуждения о Конце Света.

Другая возможная брешь - это если в будущем будет бесконечно много людей; неясно, как применять предположения о собственном расположение в бесконечном случае.

Далее, если люди разовьются в значительно более продвинутый вид довольно скоро (за век или два), может быть, посредством использования продвинутых технологий, тогда не ясно, будут ли эти пост-люди в том же референтном классе, что и мы, так что тогда не понятно, как в этом случае должно применяться Рассуждение о Конце Света.

Другой возможностью является то, что если размер популяции значительно уменьшится - то тогда потребуется гораздо больше времени, до того, как достаточное людей родится, чтобы ваш ранг рождения начал казаться удивительно малым.

И, наконец, может быть так, что референтные классы должны быть сделаны относительными, так что не все наблюдатели, даже не все люди, будут принадлежать к одному и тому же референтному классу.

Оправдание введения относительности референтных классов могло бы прийти из общей теории эффектов избирательности наблюдения, в которой предположение о собственном расположении будет только одним из элементов.

Теория эффектов селективности наблюдения - теория о том, как корректировать систематические ошибки (bias), которые вводятся тем фактом, что наши свидетельства отфильтрованы предусловием, что подходящим образом расположенный наблюдатель существует, «чтобы» получить эти свидетельства - будет иметь приложения во множестве областей науки, включая космологию и эволюционную биологию.

Заключение

Рассуждение о Конце Света содержит интересную идею, но оно должно быть соединено с дополнительными предположениями и принципами (некоторые из которых ещё предстоит выработать) до того, как мнение может быть применено к реальному миру.

По всей вероятности, даже когда будут заполнены все детали, неизбежен набор возможных вариантов относительно нашего будущего.

Тем не менее, лучшее понимание эффектов избирательности наблюдения исключит определённые типы гипотез и установит неожиданные ограничения на любые самосогласованные теоретические построения о будущем нашего вида и о распределении наблюдателей во вселенной.

Литератураософия религиозный картина мир

1. Балашов Л.Е. Жизнь, смерть, бессмертие человека

2. Наука. Философия. Религия [Текст]. Кн. 2 / Рос. акад. наук, Ин-т философии; Отв. ред.: П.П. Гайденко,

В.Н. Катасонов. - М.: ИФРАН, 2007. - 247 с.; 20 см. - Библиогр. в примеч. - 500 экз.

3. Мень А. История Религии в 7 т. М. 1985

4. Митрошенков О.А. Философия: учебник

5. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - 445 с.

6. Флоренский П.В. «Непреодолимо светлое будущее» в религии, в философии, в науке» Статья.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущности философии, её предмет и место в культуре и жизни человека и общества. Две стороны основного вопроса философии - онтологическая и гносеологическая. Человек и его место во Вселенной с точки зрения философии. Основные категории научной картины мира.

    контрольная работа , добавлен 30.12.2009

    Исторические типы философии. Картины мира в культуре человечества. Специфика философской картины мира. Философские проблемы сознания. Диалектика как философская система. Научное познание. Специфика познания социальной действительности.

    книга , добавлен 15.05.2007

    Исторические формы отношения человека к природе. Составные элементы окружающей среды. Экологическая философия, философские концепции биоэтики и экогуманизма. Исторические типы познания. Соотношение философской, религиозной и научной картины мира.

    реферат , добавлен 28.01.2010

    Изучение философии как высшей формы духовной деятельности. Сущность и роль науки как феномена культуры и общественной жизни. Исследование основных элементов религии: вероучения, культа, религиозной организации. Соотношение философии, науки и религии.

    курсовая работа , добавлен 12.05.2014

    Понятие философии как науки, ее сущность и особенности, предмет и методы исследования, история зарождения и развития, современное состояние и значение в обществе. Сущность и этапы формирования научной картины мира, рассмотрение с точки зрения философии.

    реферат , добавлен 24.04.2009

    Общее понятие философской категории "картина мира", религиозные представления о мироздании и эзотерическая концепция Вселенной. Картина мира как результат развития философии, науки и религии. Схема мироздания и современное понятие "жизненного мира".

    реферат , добавлен 25.07.2010

    Роль науки в формировании современной картины мира, её социальные функции и место в жизни и развитии общества. Тенденции к интеграции различных отраслей науки, её значение в философском понимании мира человеком и формировании его духовной культуры.

    реферат , добавлен 07.12.2016

    Роль и место религии в жизни современного общества. Феномен философской веры в учении К. Ясперса. Общие и отличительные черты между философией и религией. Принципиальные особенности религиозного миропонимания. Новые научные методы построения картины мира.

    статья , добавлен 29.07.2013

    Роль библейского представления мира в развитии диалога религии и науки. Актуальные задачи воспитания религиозной толерантности в современном белорусском обществе. Философское осмысление сущности современной религии как этноконфессиональной формы культуры.

    контрольная работа , добавлен 12.08.2013

    Круг проблем философии, ее роль в обществе. Дофилософское мировоззрение и картина мира. Характер восприятия как основное отличие мифологического сознания от научного и философского. Предмет и метод философии. Место и роль философии в научном познании.

Вопрос, касающийся конца света и загробной жизни, интересовал людей всегда, что объясняет наличие различных мифов и представлений, многие из которых похожи на сказку. Для описания основной идеи используется эсхатология, которая характера для многих религий и разных исторических течений.

Что такое эсхатология?

Религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества называется эсхатологией. Выделяют индивидуальное и всемирное направление. В становлении первого большую роль сыграл Древний Египет, а второго – иудаизм. Индивидуальная эсхатология – это часть всемирного направления. Хоть в Библии ничего не сказано о будущей жизни, во многих религиозных учениях идеи посмертного воздания прочитывают отлично. В пример можно привести египетскую и тибетскую Книгу мертвых, а еще Божественную комедию Данте.

Эсхатология в философии

Представленное учение не только рассказывает о конце мира и жизни, но и о будущем, которое возможно после исчезновения несовершенного бытия. Эсхатология в философии – это важное течение, рассматриваемое конец истории, как завершение неудачного опыта или иллюзий человека. Крушение мира одновременно подразумевает вхождение человека в область, которая соединяет в себе духовную, земную и божественную часть. Философию истории невозможно отделить от эсхатологических мотивов.

Эсхатологическая концепция развития общества получила свое распространение в философии Европы в большей степени благодаря особому европейскому мышлению, которое рассматривает все существующее в мире по аналогии с деятельностью человека, то есть, все находится в движении, имеет начало, развитие и конец, после чего можно оценить результат. К основным проблемам философии, которые решают при помощи эсхатологии, относят: осмысление истории, сущность человека и способы совершенствования, свободу и возможности, а еще разные этические проблемы.


Эсхатология в христианстве

Если сравнивать с другими религиозными течения, то христиане, как и иудеи, опровергают предположение о цикличности времени и утверждают, что будущего после конца света не будет. Православная эсхатология имеет непосредственную связь с хилиазмом (учение о грядущем тысячелетнем царствовании на земле Господа и праведников) и мессианизмом (учением о грядущем пришествии божьего посланника). Все верующие уверены, что вскоре на землю второй раз придет Мессия и наступит конец света.

При возникновении христианство развивалось, как эсхатологическая религия. В посланиях апостолов и в книге Откровений прочитывается мысль, что конца света не избежать, но когда он произойдет известно только Господу. Христианская эсхатология (учение о конце света) включает диспенсационализм (представления, рассматривающие исторический процесс, как последовательное распределение божественного Откровения) и учение о восхищении церкви.

Эсхатология в исламе

В этой религии эсхатологические пророчества, касающиеся , занимают большое значение. Стоит заметить, что рассуждения на эту тему являются противоречивыми, а иногда даже непонятными и двусмысленными. Мусульманская эсхатология базируется на предписаниях Корана, и картина конца света выглядит примерно так:

  1. До того как произойдет великое событие наступит эпоха страшного нечестия и неверия. Люди предадут все ценности ислама, и они погрязнут в грехах.
  2. После этого наступит царство антихриста, и оно продлится 40 дней. Когда этот период закончится, придет мессия и грехопадение закончится. В результате в течение 40 лет на земле будет идиллия.
  3. На следующем этапе будет подан сигнал о наступлении , который будет проводить сам Аллах. Он допросит всех и живых, и мертвых. Грешники попадут в Ад, а праведники в Рай, но им для этого придется пройти по мосту, через который их могут перевести животные, которые они при жизни принесли в жертву Аллаху.
  4. Стоит заметить, что христианская эсхатология была основой для ислама, но присутствуют и некоторые существенные добавления, например, указано, что на Страшном суде будет присутствовать пророк Мухаммед, который сможет смягчить участь грешников и будет молить Аллаха простить грехи.

Эсхатология в иудаизме

В отличие от других религий в иудаизме встречается парадокс Творения, который подразумевает создание «совершенного» мира и человека, а затем, они проходят этап падения, доходя до грани исчезновения, но это не конец, поскольку по воле создателя, они снова приходят к совершенству. Эсхатология иудаизма базируется на том, что злу придет конец и в итоге победит добро. В книге Амоса указано, что мир будет существовать 6 тыс. лет, а разрушение продлится 1 тыс. лет. Человечество и ее историю можно разделить на три этапа: период опустошения, учение и эра Мессии.


Скандинавская эсхатология

Мифология Скандинавии отличается от других эсхатологическими аспектами, согласно которым у всех есть судьба, и боги не являются бессмертными. Концепция развития цивилизации подразумевает прохождение всех этапов: рождения, развития, угасания и гибели. В результате на руинах прошлого мира будет зарождаться новый и из хаоса формироваться мировой порядок. Многие эсхатологические мифы построены на такой концепции, и они отличаются от других тем, что боги являются не наблюдателями, а участниками событий.

Эсхатология Древней Греции

Система религиозных взглядов в древности у греков отличалась, поскольку они не имели представления о конце мира, считая, что у того, что не имеет начала, не может быть и завершения. Эсхатологические мифы Древней Греции в большей степени касались индивидуальной судьбы человека. Греки считали, что первым элементом является тело, которое является безвозвратным и исчезает навсегда. Что касается души, то эсхатология указывает, что она бессмертна, происходит и предназначена для общения с Богом.

«Знак вопроса» 10/91

Будет ли конец света?

БАРАШКОВ Александр Игоревич

Конец Света в Мировых религиях

Эсхатология - это учение о Конце Света. Эсхатологические пророчества лежат в основе большинства религиозных систем, в том числе и христианского вероучения. Примечательно, что все варианты сказания о Конце Света имеют сходные черты.

Как правило, наступление Конца Света связывают с приходом мессии - Иисуса Христа, Саошьянта (в зороастризме), Майтрея (в буддийской мифологии), Машиаха (в иудаизме). Мессия приходит, чтобы победить зло и совершить Страшный суд. Фоном Страшного суда является мировая катастрофа - разрушение мира, потоп, мировой пожар и т.п. После очищения мир вновь возрождается.

Наиболее древние тексты предсказаний о Конце Света дает Авеста - священная книга древнеиранской религии зороастризма. Религиозные воззрения зороастрийцев восходят к общему арийскому, индоевропейскому источнику, поэтому зороастрийская эсхатология имеет параллели в эсхатологии других индоевропейских народов. Зороастризм впоследствии на территории Ирана был вытеснен исламом, но он и сегодня является действующей религией среди народности парсов в Индии. Зороастрийская эсхатология и учение о противоборстве сил добра и зла имели большое влияние на подобные учения, ставшие составной частью христианства, ислама, манихейства.

Согласно учению зороастрийцев верховный бог-творец Ахурамазда определил срок существования Вселенной в 12 000 лет. В первые три тысячи лет Ахурамазда создал духовный мир и свет. В это время Ангро-Манью - зороастрийский Дьявол не соприкасался с духовным миром* он существовал вне его. Затем в мир пришло зло, тогда явился и Ангро-Манью. Началось вселенское противостояние добрых сил.(Ахурамазды) и сил зла (Ангро-Манью).

Оставшиеся 9 тысяч лет зороастрийцы разбивают на три эпохи борьбы этих изначальных сил творения. Вначале, по их представлениям, три тысячи лет Ахурамазда творил материальный мир - небо, затем воду и под конец человека. Ангро-Манью творил злых духов - дэвов и воплощал зло в материальном мире - создал зиму, разрушительные явления природы и чудовищ. В следующие три тысячи лет Ангро-Манью ворвался с созданными чудовищами в материальный мир. Он послал змея Ами, который убил первого человека Гайомарта. Но из семени первочеловека снова возродились люди. Силы Ахурамазды победили зло и заключили Ангро-Манью под землю. Но и оттуда он продолжал вредить. Он обучил черных магов колдовству, наслал на людей болезни, старость и смерть.

Последний 3-тысячелетний период начинается от проповеди Заратуштры. Согласно Авесте в течение этих 3 тысяч лет придут последовательно через тысячу лет три мессии Саошьянта - сыновья Заратуштры: то есть если учитывать, что Заратуштра жил в X веке до н.э., им предсказан приход мессии в I веке н.э. (Христос?), а затем через тысячу и две тысячи лет. Конец Света Авестой предсказан около 2000 года н.э. Не нужно принимать это слишком близко к сердцу - данный подсчет основывается всего лишь на магическом значении числа 3: три эпохи, три раза помножить 10 на 10 и получим тысячу лет. Три эпохи известны всем народам древности (золотой, медный и железный век), продолжительность же этих эпох всеми религиями определялась по-разному.

Эпоха борьбы добра и зла Ахурамазды и Ангро-Майнью, по Авесте, должна закончиться катастрофой. Тогда придет, чудовищная зима, над миром будет влзствовать дракон Ажи-Дахака, а потом, после того как Земля погибнет и очистится в огне (причем грешников в течение последних трех дней будут пытать расплавленной бронзой, которая прольется с неба), мир вновь возродится и обретет ашу - незыблемое начало и порядок.

Эсхатологический космический пожар, судя по тексту Авесты, начнется с того, что над землей поднимутся сразу несколько светил.

Когда, о Мазда, придут солнечные восходы,

Дабы мир добыл себе ашу?

Когда придут могущественные

спасители с мудрыми изречениями?

Кому на помощь придут они,

ради его доброй мысли?

Ко мне, ибо избран я тобою для завершения,

о Ахура!

(Ясна 46, пер. ИМ. Дьяконова)

О трех эпохах говорят и религиозные тексты древних индийцев. Индийцы считают, что Вселенная три раза изменяется во время каждого мирового периода (кальпы): она переходит из состояния созидания и становления в состояние продолжительного существования и затем - разрушения. Но в отличие от зороастрийцев индийцы оперируют гораздо более продолжительными сроками.

По их представлениям продолжительность существования Вселенной - сутки Брахмы - составляет 8 640 000 000 лет. Эти сутки состоят из 2 тысяч махаюг (больших юг - периодов). Одна махадага, или период Ману, составляет 4 320 000 лет. Эта великая юга, в свою очередь, разбивается на четыре обыкновенных юги: 1) сатьяюга - золотой век 1 728 000 земных лет; 2) третаюга - серебряный век 1 296 000 лет; 3) двапараюга - медный век 864 000 лет и 4) кадиюга - железный век 432 000 лет.

Сейчас мы, по представлениям индийцев, живем в последний, железный век, в самом его начале. Значит, до Конца Света еще четыреста тысяч лет.

В «Махабхарате» в книге «Мокша Дхарма» ("Основа освобождения") есть описание гибели мира, который наступит в конце юги (или, что одно и то же, в начале новой юги). Вот как видел его мудрец Шуки:

«Я расскажу о поглощении, происходящем по завершении дня (Ману), в начале юги... Солнце и семиязычное пламя полыхает на небе и Вселенная наполняется жаром - мир пламенеет. Подвижные и неподвижные существа, населяющие землю, войдут в состояние землистости, предварительно распавшись. И когда все подвижное и неподвижное распадется, явится земля без травы, без деревьев, как спина черепахи. Когда же вода примет свойство земли - запах, тогда возникнут бурлящие, всюду проникающие воды, они пребывают в движенье, Вселенную эту наполнив. Когда же свойство воды (вкус) свет в себя впитает, тогда, ли-шась своего качества, вода успокаивается в свете. Когда же языки пламени скроют солнце, стоящее посреди неба, тогда небо, преисполнясь этим огнем, запылает. А когда свойство света, образ, впитает ветер, тогда подымется великий ветер, огонь же утихнет... Безликое, лишенное запаха; вкуса, касанья, весь мир наполняя гулом, звучное пребудет пространство».

Индийцам не чуждо и представление о нескольких солнцах, загорающихся в конце юги. Например, в главе 185 «Махабхараты», повествующей о битве Рамы и Бхишмы, рассказывается о том, как противники использовали два орудия Брахмы, которые, встретившись в небе, засияли, подобно двум солнцам, «как бы показывая, что произойдет в конце юги».

Подобным образом гибель мира представлена и в «Старшей Эдде», древнеисландском эпосе, сюжеты которого также восходят к индоевропейскому источнику. В «Прорицании вельвы» (вельва - колдунья) рассказывается о гибели мира, сопровождавшейся мировым пожаром, последующим холодом, .«тремя зимами без лета», мраком и потопом, осознающимся как одна из составляющих тех бедствий, которые придут, когда наступит Конец Света (Рагнарек).

Произойдет это потому, что зло проникнет в мир и наступит время Волка. Волк Фенрир проглотит солнце, и начнется борьба стихий. Бог Один вступит в сражение с Волком, с другим чудовищем - мировым змеем Ермунгандом - вступит в борьбу сын Одина бог Тор. Конец мира будет возвещен рогом Гьяллархорна (этот рог напоминает трубы ангелов в христианском «Апокалипсисе»).

Отчасти, как заметил известный ученый Н. Ф. Жиров, этот Конец Света напоминает время перед ледниковым периодом. Он обратил внимание на то, что перед Концом Света ледяная река Эливагар, возникшая на севере из источника Гвергельмир, отодвигается на юг к стране асов - древнеисландских богов и приносит с собой холод и мрак, расширяя бездну Тиннуап (мировой водоворот).

Вот как в «Прорицании вельвы» описывается потоп и Конец Света:

Солнце померкло, Земля тонет в море, Срываются с неба Светлые звезды, Пламя бушует Источника жизни, Жар нестерпимый До неба доходит.

Возможно, здесь имеется в виду и наступление ледников и активность исландских вулканов. Но после огненной гибели, по «Эдде», обновленный мир вновь возрождается.

Видит она Вздымается снова Из моря земля Зеленая как прежде; Падают воды, Орел пролетает Рыбу из волн Хочет он выловить. (пер. А. Жорсун)

Предсказания огненной гибели мира, которая будет сопровождаться огненным дождем, известны многим народам.

Во многих сказаниях о Конце Света индейцев Южной Америки говорится о потопе и вселенском, пожаре. Например, в «Священной книге» гватемальских индейцев племени Киче рассказывается о потопе и льющейся с неба горящей смоле, которые были посланы богом страха Хура-каном:

«Большая волна поднялась и настигла их, тела мужчин были сделаны из пробки, а женщин из тростниковой сердцевины. За то, что они забыли своего творца и не благодарили его, они были умерщвлены и потоплены. Смола и деготь лились с неба. Затем земля погрузилась во мрак, днем и ночью шли сильные дожди».

С тем, что миру грозит огненная гибель, согласны и буддисты, по представлениям которых Конец Света наступит после пришествия спасителя Майтреи. Средневековый ученый-энциклопедист Бируни в трактате «Индия» так передает их легенды:

«Ал-Ираншахари сообщает предание со слов буддистов, которое походит на эти небылицы. Якобы в разные стороны от горы Меру есть четыре мира, в которых поочередно сменяются жизнь и разрушение. Разрушение мира наступает вследствие того, что им овладевает огонь, когда семь солнц восходят одно за другим. Воды источников высыхают, и жаркий огонь утверждается в мире даже изнутри. Жизнь наступает, когда огонь покидает мир и переходит в другой. Когда огонь покидает мир, в нем поднимается сильный ветер, который пригоняет тучи и вызывает дождь. Дождь льет до тех пор, пока мир не станет подобен морю. Из его пены образуются ракушки, с которыми соединяются души, и из них после спада воды появляются люди».

Очень похож на описанную картину и Конец Света в представлении приверженцев манихейства, синкретической религии, которая возникла в III веке н.э. и вобрала в себя многое из верований иудаизма, буддизма, христианства и зороастризма. Манихейский пророк Ману учил, что в мире происходит борьба антагонистических сил - света и тьмы, добра и зла. Первое рождает душу человека, второе - тело. После того как все души праведников вознесутся к своему источнику - Солнцу и произойдет освобождение заключенного в темницу света, начнется мировой пожар и наступит конец времен.

В иудаистской эсхатологии Конец Света сопровождает Страшный суд, который вершит всемогущий Яхве. Яхве - грозный ветхозаветный Бог, Бог-творец, Бог, явившийся патриарху Аврааму и родоначальнику евреев Исааку. О его приходе возвещает мессия Машиах (по поздним талмудическим толкованиям), после чего кончается эпоха изгнания и народ Израиля собирается у горы Сион. Космическая катастрофа, знаменующая конец мира, сопровождается землетрясением, тьмой, каменным градом, потопом и т. д.

Дальнейшая разработка собственно ветхозаветного сюжета сделана в христианстве. Подробное описание последних времен, эсхатологической битвы Добра и Зла дано Иоанном Богословом в «Апокалипсисе» - в переводе с греческого «Откровение».

Общепринятая точка зрения такова, что Иоанн Богослов не имел в виду какую-либо конкретную катастрофу, тем более уже совершавшуюся в прошлом. Он опирался на ветхозаветные тексты, на пророчества о Страшном суде, на описания гибели Содома и Гоморры, Казней Египетских, на апокалипсическую литературу того времени (известный исследователь христианства Ренан насчитал 15 «Апокалипсисов», сохранившихся до наших дней: «Апокалипсис Ездры», «Апокалипсис Иуды», «Апокалипсис Баруха» и т.д.). Прежде чем переходить непосредственно к тексту «Апокалипсиса», необходимо рассмотреть некоторые упомянутые источники.

Проанализируем вначале рассказ о Казнях Египетских. Происхождение этой легенды связывается с извержением вулкана Санторин в Эгейском море.

Слово « религия» производно от слова:

А) Почитание , связь,

Согласно наиболее распространенным взглядам исследователей главный признак религии это:

Е) Вера в сверхъестественное.

Г.В.Плеханов характеризовал религию, как комплекс

А) Идей настроений, действий ,

Слово «культ» в переводе на русский язык означает:

D ) П очитание, поклонение,

Слово « секта», обозначающее религиозное направление, возникающее, как направление, оппозиционное по отношению к уже сложившимся, в: переводе с латыни звучит, как

А) Образ мысли, учение,

Теолог – это:

В) Богослов,

Что означает слово «атеизм»?

А) Отрицание Бога,

Философское учение, согласно которому Бог сливается с природой

С) Пантеизм,

Учение о Божественном сотворении мира называется:

В) Креационизм

Религиозное учение о конце света называется:

С ) Эсхатология,

«Освобождение» различных сфер общественной жизни от влияния религии и церкви называется;

D ) Секуляризация,

Монотеизм – это:

С) Единобожие,

Политеизм – это:

А) Многобожие,

Представление божества в образе человека называется:

D ) Антропоморфизм,

Провиденциализм – это:

С) Вера в Божественное предопределение,

Вера в Судьбу называется:

В) Фатализм,

Слово «фетишизм» восходит к португальскому «фетико», означающему:

В) Зачарованный, заколдованный предмет,

Фетишизм – это:

А) П оклонение предметам,

Вера в кровнородственную связь людей определенного рода и других живых существ называется:

С) Тотемизм,

Вера в душу и в духов называется:

Е) Анимизм.

Хиромантия – это:

В) Гадания по руке,

Астрология – это:

С) Предсказание будущего по звездам,

Фетишем, оказавшимся в руках сказочного Аладдина был следующий предмет:

Е) Лампа.

Табу – это:

D ) Запрет,

Магия – это:

D ) Колдовство,

Бог солнца у египтян:

В) Амон – Ра,

Умирающий и воскресающий бог плодородия и подземного мира у египтян:

Е) Осирис.

Слово «Вавилон» означает:

Е) Врата Бога.

Вавилонское сооружение, упомянутое в Библии:

D ) Башня,

Знаменитый герой месопотамского эпоса:

D ) Гильгамеш,

Мифическое чудовище, жившее в лабиринте на острове Крит:

А) Минотавр,

Мифическое чудовище с одним глазом во лбу:

А) Циклоп,

Три женщины в греческой мифологии, определявшие человеческие судьбы:

В) Мойры,

Царь богов Олимпа:

D ) Зевс,

Одно из семи чудес света, посвященное греками богу Солнца, называется Колосс:

С) Родосский,

Сколько муз насчитывала древнегреческая мифология?

D ) 9,

Бог Времени, пожирающий своих детей в античной мифологии:

С) Хронос ,

Слабое место гомеровского Ахилла:

Е) Пятка.

Высшие служители культа в Древнем Риме, чье наименование в буквальном переводе означает «наводящие или строящие мосты»:

С) Понтифики,

Римский бог моря. Праздник, названный его именем отмечают и ныне:

D ) Нептун,

Римская богиня любви, которую Цезарь называл прародительницей рода Юлиев:

В) Венера,

Богиня Удачи:

Е) Фортуна.

Богиня природы, мира животных, именовавшаяся в Древнем Риме Доброй Девой:

С) Фауна,

Богиня цветов и растительной природы у римлян:

В ) Флора,

Название какого уникального государства, имеющего прямое отношение к религии, связывают с местом, где некогда предсказывали судьбу?

D ) Ватикан,

Кельтские служители культа назывались:

В) Друиды,

Кельтский праздник Самайн, символизировавший столкновение мира демонов и мира людей, отмечался в день, близкий к современному Хеллоуину, а именно:

К кельтской мифологи восходят легенды о короле Артуре и рыцарях

D ) Круглого стола,

Скандинавское сказание:

С) Сага,

Чудесный кузнец в скандинавской мифологии, чье имя напоминает одного из персонажей знаменитого булгаковского романа:

А) Велунд,

Мертвец, встающий по ночам, чтобы пить человеческую кровь:

D ) Упырь;

Персонаж славянской мифологии, чей смертоносный взгляд скрыт под длинными веками:

В) Вий,

Бог Грозы у славян:

А) Перун,

Предок – покровитель у славян, чье имя вспоминалось и в детских играх:

В) Чур,

Полуженщина – полурыба в славянской мифологии, которую А.С.Пушкин в своей сказке почему-то посадил на ветви:

D ) Русалка,

Персонаж славянской мифологии, чье имя по сей день связано с карнавальным праздником проводов Зимы:

А) Масленица,

Крылатая женщина в восточной тюркской мифологии:

С) Пери,

Кто такие «аруахи», с чьим именем казахи шли в бой?

D ) Духи предков,

Наурыз в буквальном переводе это:

В) Новый день,

Крылатый скакун восточной мифологии:

Е) Тулпар.

В тюркской мифологии Тенгри – это бог:

D ) Неба,

По легенде родоначальником тюрок стал изуродованный врагами мальчик, женившийся на:

В) В олчице,

Покровитель шаманов и певцов, легендарный создатель кобыза:

D ) Коркут,

Религия древних иранцев называется:

D ) Зороастризм,

Священная книга зороастрийцев называется:

Е) Авеста.

День рождения древнеиранского бога солнца Митры праздновался:

Общее название древнейших религиозных книг Индии:

D ) Веды,

Веды означает:

С ) З нание,

Слово «варна» в буквальном переводе означает:

D ) Ц вет,

Каста – это:

В) Замкнутая группа людей,

Кама – бог:

А) Любви,

Творец мира, чье имя означает «Самосущий»:

В) Брахма;

Бог – хранитель в индуизме:

А) Вишну,

Бог, олицетворяющий в индуизме могучую разрушительную силу:

D ) Шива,

Особо чтимое в Индии животное, к наименованию которого прилагается эпитет «священный», «священная»:

В) Корова,

Слово «Упанишады» означает:

А) Сидящие около ,

Согласно мнению ученых, Джииа Махавира заложил в 6 в. до н.э. основы:

С) Джайнизма ,

Джайнам запрещается заниматься сельским хозяйством:

В) Из страха убить по недосмотру живое существо ,

Гуру - это:

В) Учитель ,

В 16 в. на севера – западе Индии появился:

С) Сикхизм,

Основатель сикхизма:

D ) Нанак,

Наиболее распространенный вид занятий среди сикхов – мужчин:

В) Воинское дело,

Что такое Дао?

С) П уть; закон,

Философ, чтивший ритуалы и проповедовавший идею гуманного правления:

А) Кун – цзы,

Родоначальник даосизма:

D ) Лао – цзы,

Национальная религия Японии:

Е) Синтоизм.

Синто означает:

D ) Путь богов,

Камикадзе - это:

В) Б ожественный ветер ,

Кто, построив ковчег, спасся от Потопа?

С) Ной,

Слово «Израиль» предположительно означает:

D ) Бог да господствует,

Религия евреев получила название:

С) Иудаизм,

Знаменитый библейский поединок был между:

В) Давидом и Голиафом ,

Царь – образец мудрости:

В) Соломон ,

Библейское выражение «Пей воду из своего колодца» означает:

С) Люби свою жену, а не чужую ,

Кто вывел евреев из «Египетского дома рабства»?

D ) Моисей ,

Монотеизм – это:

А) Единобожие ,

Бог евреев:

С) Яхве ,

Какой идол был уничтожен Моисеем?

D ) Золотой Телец,

Что дал Господь Моисею?

D ) Заповеди,

Мессия в буквальном переводе означает:

Е) Помазанник, посланник .

Особо чтимая иудеями книга, буквальный перевод названия которой означает «Учение», «Наставление»:

В) Тора,

Основанная на символике слов, звуков и цифр книга в иудаизме:

Е) Каббала .

Грандиозный по объему труд, называемый иудеями Устной Торой:

А) Талмуд,

День, который чтят иудеи:

Е) Субботу .

За умышленное убийство по Торе следует:

Е) Убить .

«Песах», от которого происходит и слово «Пасха», означает:

D ) Пр охождение,

Дом молитвы у евреев:

В) Синагога,

Согласно традиции Христос родился в:

D ) Вифлееме ,

Христос родился в семье:

В) Плотника Иосифа ,

Уничтожить младенца Христа хотел:

А) Ирод ,

Священная книга христиан:

Е) Библия.

Евангелие значит:

D ) Благовестие ,

Название Священного Писания христиан означает:

А) Книги ,

Библию завершает:

D ) Апокалипсис ,

Апостолы – это:

С) Ученики Христа ,

Христа предал:

D ) Иуда Искариот ,

Христос был распят на горе, названной …

С) Голгофа ,

Светлое Воскресение Христово христиане именуют:

D ) Пасха ,

В день Светлого Воскресения Христова принято красить яйца и печь:

В) К уличи ,

На пятидесятый день после Воскресения Христа празднуют:

D ) Троицу ,

Связанные с библейскими персонажами тексты, которые однако не признаются Церковью священными и в буквальном переводе означают «тайный»:

С) Апокрифы ,

Бесплотные Божьи слуги в христианстве и исламе, чье общее наименование в буквальном переводе означает «вестники»:

D ) Ангелы,

Анафема –это:

В) Отлучение от церкви ,

По Откровению Иоанна так названо место последней битвы сил Добра и Зла на Земле. У Свидетелей Иеговы – это сражение сил Иеговы с силами Сатаны, в результате чего должны уцелеть лишь последователи Иеговы.

С) Армагеддон ,

Наименование «заблуждения» или учения, расходящегося со взглядами Церкви, однако считающегося его приверженцами христианским:

В) Ересь,

Свод нормативных положений церковного характера. В буквальном переводе означает «правило»:

А) К анон ,

Утверждение «Верую, ибо нелепо» связывают с именем богослова:

В) Тертуллиана ,

Назовите апостола, который не только не был учеником Христа, но поначалу оказался среди гонителей христианства:

D ) Павел,

Какой апостол назван Первозванным?

В) Андрей ,

Католическая церковь – значит в буквальном переводе:

В) В селенская ,

Глава … католической церкви именуется:

D ) Папа римский,

На какой срок избирается папа римский?

С) Пожизненно ,

Какой язык стал языком ученых и богословов в Средневековой Европе?

Е) Латынь .

Что такое целибат?

В) Запрет жениться ,

Как названы монашеские объединения?

D ) Ордены ,

D ) Августин,

Акт официального причисления церковью какого-либо лица к сонму святых:

С) Канонизация ,

Келья – это:

В) Отдельная комната для обитателя монастыря ,

Слово «монах» происходит от греческого «монахос», что означает

D ) Одинокий ,

Аббат – это:

В) Настоятель мужского монастыря в католической церкви ,

Преследованием еретиков в Западной Европе называлась организация, называвшаяся:

В) И нквизиция ,

Наиболее принятый способ казни еретиков, превращенный в Средние Века в театрализованное зрелище:

С) А утодафе ,

Что такое теократия?

В) Власть духовенства,

Евхаристия – это:

Е) Причащение.

Экзорцизм – это:

В) И згнание дьявола ,

«Ангельский доктор», католический богослов 13 в., чье учение и поныне на вооружении у Ватикана:

В) Фома Аквинский ,

Какое место по численности занимают католики среди христиан?

А) 1 –е ,

Появление протестантизма связывают с эпохой:(1)

В) Реформации ,

Колыбелью протестантизма стала:

D ) Германия ,

Протестантизм появился в:

С) 16 в.,

Появление протестантизма связывают с деятельностью:

D ) Мартина Лютера ,

Центром кальвинизма стала:

А) Швейцария ,

Название одного из течений протестантизма «баптизм» восходит к слову «баптизо», что означает:

В) Окунаю в воду ,

Баптисты не признают:

В) И коны ,

Адвентизм появился:

D ) в США ,

Название адвентизм восходит к слову «адвентус», что означает:

Е) пришествие

Журналы «Пробудись!» и «Сторожевая башня» распространяют:

В) Свидетели Иеговы,

Как правило, от переливания крови отказываются:

Д) свидетели Иеговы

«Крещение Святым Духом» практикуют:

Е) Пятидесятники .

Разрыв между православной и католической церковью произошел в:

D ) 1054 г .,

Наиболее признанная дата принятия христианства на Руси:

D ) 988 г.,

Глава русской православной церкви называется:

В) Па триарх ,

Совещательный орган при патриархе, название которого в переводе на русский язык означает «собрание»:

D ) Синод ,

Настоятель мужского православного монастыря:

С) Игумен ,

Как Библия относится к гадалкам и сновидцам?

Е) Резко отрицательно .

Среднее духовное заведение в РПЦ называется:

D ) С еминария ,

Возглавляемый епископом духовно-административный округ:

В) Епархия ,

Монах в православии:

Е) И нок .

Лавра – это:

С) Крупный православный мужской монастырь ,

Православное духовенство делится на:

D ) Черное и белое ,

В отличие от духовных лиц рядовые верующие в христианстве называются:

Е) Миряне .

По преданию один из апостолов был распят на косом кресте, который поэтому назван:

D ) Андреевским ,

Слово «ислам» в приблизительном переводе означает:

В) П окорность Аллаху ,

Ислам появился в:

D ) Аравии ,

Самый чтимый пророк в исламе:

Е) Мухаммед .

Родина Мухаммеда и особо чтимый город мусульман:

D ) Мекка ,

Священная книга мусульман:

D ) Коран ,

Название Священной Книги мусульман в переводе на русский язык означает:

В) Чтение ,

Главное святилище мусульман, расположенное в Мекке:

А) Кааба ,

Переезд первых мусульман из Мекки в Медину назван:

С) Хиджра ,

Начало мусульманского календаря соотносится с: Е)622г .

Азан – это:

D ) Призыв к молитве у мусульман,

Слово «мечеть» в буквальном переводе означает:

В) Ме сто поклонения ,

Основные течения в исламе:

D ) Сунниты и шииты ,

Ваххабизм появился в:

С) Аравии,

Священное предание мусульман называется:

D ) Сунна ,

Сура – это:

А) Глава Корана ,

Служитель культа в исламе, наименование которого происходит от арабского «владыка, господин»:

В) Мулла ,

В какой стране мира больше всего мусульман?

D ) в Индонезии,

Пятикратная ежедневная молитва у мусульман:

В ) Намаз ,

Рамазан – это:

А ) Мусульманский пост,

Свод мусульманских законов:

D ) Шариат,

Обычаи, правила поведения на той или иной территории, населенной мусульманами:

В) Адат,

Член суфийского братства, суфий, чье название в буквальном переводе с персидского означает «нищий»:

D ) Дервиш ,

Глава мусульманской общины в раннем исламе, а затем и глава мощного средневекового мусульманского государства, титул которого в буквальном переводе означает «преемник»:

Е) Халиф .

Дьявол в мусульманской картине мира:

В) Шайтан,

Рассказ о поступках и высказываниях Мухаммеда:

D ) Хадис ,

Человек, из чьих уст у мусульман звучит призыв к молитве. Слово это в переводе с турецкого означает «глашатай»:

С) Муэдзин,

Женская половина дома и группа жен в странах мусульманского Востока:

D ) Гарем,

Количество жен, которое, согласно шариату, может иметь правоверный, способный их содержать:

С) 4,

Мясо какого животного или птицы мусульманину не желательно употреблять в пищу?

С) Свиньи ,

Что в идеале не должен пить истинный мусульманин?

В) В ино,

Паломничество мусульман в Мекку:

В) Хадж ,

Бог в исламе:

D ) Аллах ,

Борьба за веру в исламе. Часто с оружием в руках, но не только. Она может включать и очищение своего собственного сердца от греховности:

С) Д жихад ,

Райские девы в исламе, чье название в буквальном переводе означает «черноокие»:

В) Г урии ,

Халатообразная, уличная одежда таджичек и узбечек, окутывавшая всю фигуру с головы до ног:

А) Паранджа ,

Покрывало, в которое в ряде стран мусульманки закутываются с головы до ног, оставляя открытыми лишь глаза.

С) Ч адра ,

Буддизм появился в:

В ) 6 в. до н.э.,

Буддизм зародился в:

D ) Индии,

Основателем буддизма считается:

С ) Гаутама,

Слово «Будда» означает:

А) П росветленный ,

Главная цель буддистов:

D ) Н ирвана ,

Свод священных книг буддизма:

D ) Трипитака ,

Дзэн-буддизм появился в:

В) Китае ,

Тибетский буддизм, получивший также распространение, в частности, в Калмыкии и Бурятии, называется:

С) Л амаизм ,

Согласно буддизму жизнь - это:

Е) Страдание .

Слово, которое в одном из переводов означает «поступок, действие», но часто трактуется, как «судьба»:

В) К арма ,

Сансара – это:

С) Поток бытия ,

Типитака или Трипитака означает:

D ) Три корзины ,

Титул духовного и политического лидера тибетского народа:

В) Далай-лама,

Оккультизм происходит от латинского слова, означающего:

С) Тайный,

«Церковь Унификации» возглавляет:

В) Сун Мен Мун ,

У истоков современного кришнаизма стоит индийский проповедник, получивший ритуальное имя:

В) Прабхупада ,

Течение, появившееся в Англии в начале 18 века и связанное с созданием целого ряда организаций. В буквальном переводе - «каменщики»:

Д) масоны

Люди, пытающиеся «беседовать» с духами называются:

С) Спириты ,

Собрание «ведьм» называется:

В) Шабаш ,

Члены какой религиозной организации, возвещая о скором Армагеддоне, совершили в 1995 г. газовую атаку в метро одной из широко известных стран, в результате которой пострадало свыше 5 тысяч человек?

D ) АУМ Синрике ,

Последователи какого религиозного объединения совершили в Гайане 18 ноября 1978 г. массовое самоубийство, в результате чего погибло около тысячи человек, включая 180 детей?

С) Народный Храм ,

У истоков сайентологии стоит:

D ) Р.Хаббард ,

Болгарская прорицательница, приобретшая особую популярность в годы Перестройки:

Е) астролог- предсказатель

«Божий дом» означает:

А) Церковь

Эсхатология – это

С) Учение о конце света

Анимизм – это?

А) Вера в душу и духов

Предсказатели будущего по звездам?

D ) Астрологи

Поклонение предметам?

А) Фетишизм

«Врата бога» - это

Е) Вавилон

Зевс – это

В) бог грома и молнии

Минотавр обитал в

С) лабиринте

Мойры - это

А) вершительницы судеб

Юпитер - верховный бог

D ) римлян

Имел уязвимую пяту

В) Ахиллес

Бог любви в Риме

С) Купидон

Тулпар- это

А) крылатый конь

Бог неба у тюрок

С) тенгри

«Авесту» связывают с именем

Е) Заратустры

Ахура-мазда - верховный бог в

Е) зороастризме

Замкнутая группа людей в Индии?

С) Каста

Иудаизм – это религия?

Е) Евреев

В Вифлееме родился?

С) Христос

Библия – это священная книга?

D ) Христиан

Благовестие – это?

А) Евангелие

Апокалипсис входит в?

Е) Новый Завет

Иуда предал?

D ) Христа

Пасха- праздник?

А) Христиан

Архангел Гавриил принес весть о непорочном зачатии?

С) Марии

Слово, связанное с историей религии?

В) Догмат

Апостол Андрей назван?

В) Первозванным

Гаутама считается основателем:

В) Буддизма

Книги буддийского канона?

С) Трипитака

«Просветленный, осененный истиной» звучит как?



Похожие статьи

© 2024 my-kross.ru. Кошки и собаки. Маленькие животные. Здоровье. Лекарство.